Эмоциональный дефицит: 1. Симптом «эмоционального дефицита».

1. Симптом «эмоционального дефицита».

    К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу. О том, что это ничто иное как эмоциональное выгорание, говорит его еще недавний опыт некоторое время тому назад таких ощущений не было, и личность переживает их появление. Постепенно симптом усиливается и приобретает более осложненную форму все реже проявляются положительные эмоции и все чаще отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы – дополняют симптом «эмоционального дефицита».

2. Симптом «эмоциональной отстраненности».

    Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Ее почти ничто не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Причем это не исходный дефект эмоциональной сферы, не признак ригидности, а приобретенная за годы обслуживания людей эмоциональная защита. Человек постепенно научается работать как робот, как бездушный автомат В других сферах он живет полнокровными эмоциями.

Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом «выгорания». Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъекту общения. Партнер обычно переживает проявленное к нему безразличие и может быть глубоко травмирован. Особенно опасна демонстративная форма эмоциональной отстраненности, когда профессионал всем своим видом показывает «наплевать на вас».

3. Симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации».

    Проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в процессе общения. Прежде всего отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку – субъекту профессионального действия. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций – с ним приходится что-то делать.

Объект тяготит своими проблемами, потребностями, неприятно его присутствие, сам факт его существования.

    Метастазы «выгорания» проникают в установки, принципы и систему ценностей личности. Возникает деперсонализированный защитный эмоционально-волевой антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности. В наиболее тяжелых формах «выгорания» личность рьяно защищает свою антигуманистическую философию «ненавижу «, «презираю «, «взять бы автомат и всех». В таких случаях «выгорание» смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями. Таким личностям противопоказана сия профессиональная деятельность. Но, увы, они ею заняты, поскольку нет психологического подбора кадров и аттестации.

4. Симптом -психосоматических и психовегетативных нарушений».

    Как следует из названия, симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия Обычно он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства.

Многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о таких субъектах или контакт с ними вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний.

    Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита – «выгорание» -самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида. Таким способом организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной энергии.

    По количеству полученных баллов по каждому симптому можно говорить о его степени выраженности: не сложившийся симптом, складывающийся симптом или уже сложившийся симптом.

Находится общий итоговый показатель по сумме баллов по всем двенадцати симптомам. Этот показатель может говорить об отсутствии «выгорания», о начинающемся «выгорании» либо о имеющемся «выгорании». Эта методика дает подробную картину синдрома.

   В соответствие с «ключом» осуществляются следующие подсчеты:

1)      Определяются сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания»

2)      Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3 фаз формирования «выгорания»

3)      Находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» – сумма показателей всех 12 симптомов.

     Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности симптомов колеблется в пределах от 0 до 30 баллов.

                                      Симптомы.

9 и менее баллов – не сложившийся симптом.

10-15 баллов – складывающийся симптом.

16 и более – сложившийся.

   Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания».

   Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания». Важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

   Дальнейший шаг – осмысление показателей фаз развития стресса – «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов.

   Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том,

что измеряемые в них явления существенно разные – реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям можно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени.

36 и менее баллов – фаза не сформировалась;

37-60 баллов – фаза в стадии формирования;

61 и более баллов – сформировавшаяся фаза.1

 

                               Опросник «Профессиональное выгорание».

    Следующей выбранной нами методикой является опросник по выявлению степени профессионального выгорания К. Маслач и С. Джексона. На наш взгляд, конструктивным представляется изучение динамики процесса выгорания с опорой на трехкомпонентную модель Маслач и Джексон.     Остановимся подробнее на данном подходе.

    Согласно ему, при рассмотрении динамики выгорания необходим учет как минимум трех факторов: эмоционального истощения, деперсонализации, редукции персональных достижений. При этом отмечается, что вклад каждого из них различен. Так, исключение фактора «редукция персональных достижений» сближает синдром выгорания с депрессией. При классической же трехфакторной оценке выгорания депрессивные переживания занимают свое место, независимое от самооценки «персональных достижений».

     Большие значения по шкалам эмоционального истощения и деперсонализации соответствуют высокой степени выгорания, а по шкале «персональных достижений» — наоборот: низкие значения свидетельствуют о высоком уровне выгорания. Соответственно чем ниже человек оценивает свои возможности и эффективность, чем меньше творчески он включен в достижение результата, тем больше степень выгорания.

     При анализе индивидуальных показателей по шкале «редукция персональных достижений» следует учитывать возраст и этап становления

 

1Бойко Виктор Васильевич. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других

 – М:

Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. – 472 с.)

человека в профессии. Начальный период профессиональной адаптации неизбежно связан с осознанием молодым специалистом некоторой неадекватности своих знаний и умений требованиям практической деятельности. Это, естественно, обусловливает определенное усиление напряженности (психологический стресс) в отношении собственных успехов или достижений.

     Если подобное явление не учитывать, можно ошибочно интерпретировать у начинающих специалистов низкие баллы по шкале «персональные достижения» как симптомы выгорания.

     Таким образом, при исследовании динамики выгорания необходимо брать в расчет как конкретные значения по всем трем субшкалам, так и их взаимосвязь.

Взаимосвязь и взаимовлияние факторов выгорания определяют динамику процесса его развития.

     Данная методика была разработана нами на основе модели К. Маслач и С. Джексон. В опроснике содержится 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности. Состоит он из трех субшкал (эмоциональное истощение, деперсонализация и персональные достижения). Ответы оцениваются по 7-балльной шкале измерений и варьируют от «никогда» (0 баллов) до «всегда» (6 баллов).

Существуют варианты опросника для разных профессиональных групп. О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам эмоционального истощения и деперсонализации и низкие — по шкале персональных достижений. Ниже представлены варианты опросника для различных групп профессий и ключ, позволяющий определить персональные характеристики выгорания.

 

Подсчет осуществляется следующим образом:

Эмоциональное истощение – 54 (макс.)

Деперсонализация – 30 (макс. )

Редукция личных достижений.

 

         Низкий уровень            Средний уровень         Высокий уровень

 1         0-16                                  17-26                           27 и больше

 2         0 – 6                                  7 –12                           13 и больше

3          39 и больше                    38 – 32                          31 — 0 1

 

     Шкала для психологической экспресс-диагностики уровня невротизации.

    Предлагаемая методика может быть использована как в целях экспресс-диагностики невротических состояний при психогигиенических и психопрофилактических исследованиях, так и для изучения динамики состояния больных в процессе фармакотерапии и психотерапии в клинике неврозов и неврозоподобных расстройств. Она может также применяться (в комплексе с другими методиками) для оценки уровня невротизации при решении психогигиенических задач.

    Экспериментально-психологическая методика «Уровень невротизации» (УН) является медико-психологическим экспресс-диагностическим инструментом для выявления степени выраженности невротизации.

При разработке этой диагностической шкалы использован один из методов теории распознавания образов для построения диагностической шкалы, учитывающей патоморфоз неврозов, происшедший за последние десятилетия.

    Опросник рассчитан на лиц в возрасте от 16 лет и старше. Испытуемому предъявляется инструкция в устной или письменной форме, текст опросника и бланк для регистрации ответов.

    Время заполнения бланка не ограничивается, однако, испытуемому предлагается отвечать на вопросы по возможности быстро, не обдумывая.

Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе.

1 Водопьянова Н. Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек—человек» // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова и др. СПб., 2001.

    Испытуемый в соответствии с инструкцией фиксирует на регистрационном бланке свои ответы на каждое из 45 утверждений.

    Подсчитывается оценка, получаемая испытуемым по шкале неискренности (Л). Этой шкале соответствует каждый 5-й вопрос. Неискренним всегда считается ответ «НЕТ». Оценивание ответов производится традиционным способом (1 или 0) с последующим их суммированием. Максимальное значение по шкале лжи — 10 баллов. Пороговое значение — 5 баллов. В случае превышения порога, т.е. получения 6 баллов и больше, результаты тестирования являются недостоверными.

    Каждому из ответов испытуемого на утверждения шкалы невротизации присваивают соответствующий диагностический коэффициент, используя для этой цели бланк с диагностическими коэффициентами, соответствующий полу испытуемого.

   Полученный от испытуемого заполненный бланк ответов можно обрабатывать также с помощью специального «ключа». В приложении приводятся заготовки для «ключей» к опроснику УН. На копиях, снятых с этих заготовок, вырезаются свободные клетки, и таким образом изготовляются «ключи». «Ключ», соответствующий полу испытуемого, накладывается на бланк с ответами так, чтобы номера на бланке и на «ключе» совпадали.     Соответствующие диагностические коэффициенты находятся при этом. ПОД ответами. Вместо знаков (V), появившихся в прорезях, вписываются оказавшиеся под ними диагностические коэффициенты.

    Затем подсчитываются суммы положительных и отрицательных ответов по шкале невротизации (S+) и (S-) и вычисляют их алгебраическую сумму, которая и представляет собой итоговую шкальную оценку:S=(S+) + (S-).

   Оценки по шкале невротизации могут принимать значения от -98 до +84-у мужчин и от-103 до +133 -у женщин.

    Условно могут быть выделены следующие обобщенные градации итоговых оценок уровня невротизации:

 

Для мужчин

очень высокий уровень – — 41 балл и меньше;.

высокий уровень– от -21 до -40;.

повышенный уровень– от -11 до -20;.

неопределенный уровень – от -10 до +10;.

пониженный уровень – от + 11 до +20;.

низкий уровень– от +21 до +40;.

очень низкий уровень– + 41 балл и больше;.

Для женщин

очень высокий уровень – — 81 балл и меньше;.

высокий уровень– от -41 до-80;.

повышенный уровень – от — 21 до — 40;.

неопределенный уровень – от — 20 до +10;.

пониженный уровень– от +11 до +40;.

низкий уровень – от  +41 до +80;.

очень низкий уровень– +81 балл и больше.

 

    При высоком уровне невротизации (высокая по абсолютной величине отрицательная оценка) может наблюдаться выраженная эмоциональнаявозбудимость, продуцирующая различные негативные переживания (тревожность, напряженность, беспокойство, растерянность, раздражительность) и легкую фрустрируемость различными «внешними» и «внутренними» обстоятельствами. Эгоцентрическая личностная направленность таких лиц проявляется как в склонности к ипохондрической фиксации на неприятных соматических ощущениях, так и в сосредоточенности на переживаниях своих личностных недостатков. Это, в свою очередь, формирует чувство собственной неполноценности, затрудненность в общении, социальную робость и зависимость и, в конечном итоге, дезадаптированность в общесоциальном плане.

    При низком уровне невротизации (высокая по абсолютной величине положительная оценка) отмечается эмоциональная устойчивость и положительный фон основных переживаний (спокойствие, оптимизм). Оптимизм и инициативность, простота в реализации своих желаний формируют чувство собственного достоинства, социальную смелость, независимость, легкость в общении и связанную с этими качествами хорошую стрессоустойчивость.

    С помощью таблиц с учетом пола испытуемого оценивается вероятность (Pneu) наличия у него невротизации, соответственно интервалу, в который попадает значение итоговой шкальной оценки, и дополнительная вероятность отсутствия невротизации (Qneu).

    Основными показаниями к применению опросника УН являются массовые скрининговые исследования различных контингентов испытуемых, проводимые в рамках психогигиенических и психопрофилактических программ, в том числе с использованием современных информационных (компьютерных) технологий, для выявления групп риска психической дезадаптации с последующим более детальным клинико-психологическим обследованием в стационарных или амбулаторных условиях.

    Методика также может быть использована при диагностике и оценке уровня степени выраженности невротизации у больных неврозамии неврозоподобными расстройствами. Кроме того, методика УН может быть полезна в клинической работе для уточнения и содержательной квалификации динамики состояния больных в процессе фармакотерапии и психотерапии в клинике неврозов.

    К ограничениям опросника УН, можно отнести возраст испытуемого младше 16 лет. Кроме того, использование методики УН, как и других опросников, ограничивается: низкой степенью понимания смысла утверждений опросника (отчетливое снижение интеллекта), острые психотические состояния, а также наличие выраженных установок на симуляцию и диссимуляцию у испытуемого.

                               Восьмицветовой тест Люшера.  

    Методика представляет собой набор (таблицу) 8-ми цветов: — серого (условный номер — 0), темно-синего (1), сине-зеленого (2), красно-желтого (3), желто-красного (4), красно-синего или фиолетового (5), коричневого (6) и черного (7).

    Суть процедуры тестирования представляет собой ранжирование цветов испытуемым по степени их субъективной приятности (симпатичности). Тестирование проводится при естественном освещении, на цветовые таблицы не должны падать прямые солнечные лучи. Испытуемого просят отвлечься от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми вкусами и постараться выбирать цвета, только исходя из своего личного отношения. Расстояние между цветовыми таблицами должно быть не менее 2 см. Выбранный эталон убирается со стола или переворачивается лицом вниз. При этом психолог записывает номер каждого выбранного цветового эталона. Запись идет слева направо. Каждый раз испытуемому следует предложить выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся, пока все цвета не будут отобраны. Через две—пять минут, предварительно перемешав их, цветовые таблицы нужно снова разложить перед испытуемым в другом порядке и полностью повторить процедуру выбора, сказав при этом, что исследование не направлено на изучение памяти и что он волен выбирать заново нравящиеся ему цвета так, как ему это будет угодно.

    Функция цвета, отражающая субъективное отношение испытуемого к выбранным цветам, определяется и кодируется согласно правилам М. Люшера следующим образом: «явное предпочтение» обозначается знаком « + », который присваивается первым двум предпочитаемым цветам. Из них цвет, стоящий на первой позиции, определяет «основной способ действия», а тот, что расположился на второй, — «цель», к которой стремится испытуемый. Просто «предпочтение» (3-я и 4-я позиции) отмечается знаком «X» и указывает на «истинное положение вещей» (ситуацию) и «образ действия», вытекающий из данной ситуации. «Безразличие» (5-я и 6-я позиции) обозначается знаком « = » и указывает на невостребованные в данный момент резервы, индифферентную зону, бездействующие свойства личности. «Неприятие» (антипатия) — 7-я и 8-я позиции, им присваивается знак «—», их функциональное значение — «подавленные потребности». Таков классический подход к интерпретации цветового ряда по Люшеру.

     Как подтверждает многолетний опыт, тест не просто обрисовывает ситуативную реакцию и состояние индивида, а позволяет определить личностные особенности конкретного индивида в конкретной ситуации.  В связи с этим методика показала себя как прекрасный инструмент психодиагностического исследования в при решении вопросов профотбора, профориентации, расстановки кадров и психологической совместимости; она нашла широкое применение как дифференциально-диагностический инструмент и в качестве индикатора степени выраженности эмоциональной напряженности, а также при изучении динамики состояния под воздействием психотерапии или медикаментозного лечения.1

 

 

 

 

 

 

 

1Л. Н. Собчик МЦВ — Метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера.Практическое руководство.

 

что такое эмоциональное выгорание и как с ним бороться

Представьте: утром вы проспали на работу и в спешке не успели позавтракать. Что произойдёт через пару-тройку часов? Организм недвусмысленно напомнит о том, что нужно перекусить. Излишне будет писать о том, как пустота в желудке влияет на наше самочувствие и продуктивность.

Эмоции — это пища для души. Если их не хватает, тоже наступает «голод». Но если в первом случае мы находим возможность полноценно поесть или хотя бы что-то «перехватить», то во втором часто склонны игнорировать (а иногда и вовсе не замечать) дефицит. Меж тем нехватка эмоций также опасна как недоедание.

Термин «эмоциональное выгорание» ввёл американский психиатр Герберт Фрейденбергер в 1974 году. Наблюдая за коллегами, работающими в психиатрической клинике, учёный заметил, что новые сотрудники через какое-то время становятся безразличными к своим обязанностям, у них появляется апатия, нарушается сон, снижается общая активность.

Первоначально возникновение синдрома исследователи связывали исключительно с профессиональной деятельностью. Считалось, что больше всего ему подвержены люди, чья работа связана с общением и сопереживанием: врачи, учителя и психологи. Позже выяснилось, что «выгореть» может и мама в декрете, и человек, который долго ухаживает за больным родственником. Суть всех этих историй и, собственно, самого выгорания проста: человек тратит энергии больше, чем получает. Если не происходит «подпитка», то через какое-то время запас «топлива» заканчивается — и мы чувствуем себя опустошёнными.

Основная опасность синдрома эмоционального выгорания заключается в том, что он развивается постепенно и для многих незаметно. Поэтому здесь как нельзя лучше работает принцип «предупреждён — значит вооружён». Знание симптомов помогает вовремя распознать и предотвратить недуг.

Итак, перечислим его основные признаки:

• ощущение хронической усталости;
• снижение работоспособности;
• постоянное физическое недомогание, частые болезни;
• потеря интереса к работе;
• повышенная раздражительность и неконтролируемая агрессия;
• плохое настроение;
• отсутствие позитивных эмоций;
• потеря смысла в работе и в жизни, ощущение безысходности;
• неспособность сконцентрироваться;
• нарушение сна;
• чрезмерное увлечение алкоголем;
• чувство собственной беспомощности и бесполезности.

Если вы обнаружили у себя один-два признака — ничего страшного, периодически они возникают у каждого и могут быть ситуативными. Однако если их более четырёх — это повод разобраться с причинами. Если вовремя не принять меры, последствия синдрома эмоционального выгорания могут разрушить не только вашу карьеру, но и жизнь в целом.

Также в качестве самостоятельной диагностики можно пройти тест Виктора Бойко.Признаки выгорания — это сигнальная система, которая говорит о необходимости изменений. Не обращать на них внимания — всё равно что игнорировать боль в теле. .

Перейдём к основным факторам, вызывающим выгорание, и способам их преодоления.

Практически у каждого сотрудника иногда происходят ситуации, когда в сжатые сроки необходимо выполнить большое количество задач. Но одно дело, когда это происходит три-четыре раза в год, и совсем другое — каждый день. Речь о ситуациях, когда объём работы в разы превосходит возможности одного человека.

Постоянный труд на пределе своих возможностей приводит к тому, что работник рано или поздно «ломается». .

Решение

Реально оцените свой ежедневный объём работы. Он действительно слишком большой или, может, вы сами к каким-то задачам подходите неэффективно? А может, в компании в принципе плохо организованы рабочие процессы? Разберитесь с причиной и подумайте, что вы можете сделать в каждом конкретном случае.

Например, если количество задач и впрямь несоразмерно большое, поговорите с руководителем о снижении нагрузки. Загляните в должностную инструкцию — возможно, в ней нет и половины тех обязанностей, которые вы выполняете. Не лишним будет подумать о повышении собственной продуктивности (в пределах разумного, конечно): изучите книги по тайм-менеджменту и найдите способы оптимизировать рабочее время. Если же вы столкнулись с ситуацией, когда переработки — это норма, есть два пути. Первый — попытаться наладить систему работы и выстроить процессы более эффективно (хотя бы в рамках своего отдела). Второй — подумать о том, готовы ли вы постоянно работать в таком режиме.

Интересно:
в мае 2019 года ВОЗ описала признаки синдрома эмоционального выгорания. Эксперты не включили его в перечень медицинских диагнозов, но определили как фактор, который может влиять на развитие заболеваний, но сам им не является.

Здесь, как говорится, no comment. Заниматься каждый день тем, что не приносит радости, всё равно что нести чемодан без ручки: и тащить тяжело, и выбросить жалко. Только представьте, сколько усилий приходится тратить человеку для того, чтобы утром встать с дивана и отправиться на «любимую» работу. Ситуация усугубляется тем, что зачастую происходящее воспринимается как норма. Для многих работать там, где действительно нравится, — история из области фантастики.

Если телефоном забивать гвозди, он быстро придёт в негодность. То же самое и с человеком: если склонности, способности и интересы одни, а заниматься приходится другим — он тоже «сломается»..

Решение

Конечно, прыгать с места в карьер не стоит: импульсивное увольнение и уход в «никуда» — не самая лучшая тактика. Но и безвольно плыть по течению в надежде, что однажды всё образуется само собой, тоже не стоит. Подумайте, что именно в текущей работе вас не устраивает: какие-то отдельные моменты или сама профессия в принципе? Если причина связана с внешними факторами, подумайте, как можно это изменить? Если не нравится сама деятельность, поразмыслите, чем на самом деле вы хотели бы заниматься. В случае, если идей нет, воспользуйтесь нашим сервисом «Профориентация онлайн».

Хоть тезис, что нужно работать не за деньги, а по любви, справедлив, оплата труда всё же имеет значение. Несоразмерно низкая зарплата снижает мотивацию. Если ещё при этом нагрузка большая, а работа эмоционально затратная — это прямой путь к выгоранию. Кроме того, из-за низкой оплаты у сотрудника возникает ощущение, что его труд не ценится. А необходимость считать каждый рубль лишь добавляет стресса.

Решение

Подумайте о том, как повысить доход. Вариантов множество: попросить прибавку у начальника, устроиться на подработку или найти другую, более высокооплачиваемую работу. Также помните, что зарплата — не единственный источник поступления денег: например, можно найти способ получать пассивный доход или продать что-то ненужное… Соберитесь вечером с семьёй или с друзьями и устройте мозговой штурм на эту тему. Вы приятно удивитесь тому, как много способов увеличить свой финансовый поток. Выберите из списка 2–3 наиболее доступных варианта и приступайте к их реализации.

В начале статьи мы выяснили, что выгорание напрямую связано с дефицитом положительных эмоций и новых впечатлений. Однообразные серые будни способны вызвать тоску даже у самого оптимистически настроенного человека. Многие люди, живя в формате «дом — работа — дом — работа», в какой-то момент замечают, что так же, как и герой знаменитого фильма, застряли в дне сурка. Отсутствие ярких моментов делает жизнь плоской, серой и однообразной, что, в свою очередь, и приводит к выгоранию.

Решение

Выход из ситуации, в общем-то, очевиден и напрашивается сам собой: добавить в будни ярких красок. Как это сделать? Очень просто! Прямо сейчас возьмите блокнот и ручку и составьте два списка. В первый внесите дела, которые приносят вам удовольствие: чтение, прогулка в парке, встреча с друзьями. Во втором списке перечислите занятия, которые давно хотели попробовать: научиться петь, покататься на сноуборде, сходить на кулинарный мастер-класс… Заведите привычку регулярно выполнять пункты из этих двух списков. Занятия из первого блока помогут наполнить жизнь позитивными эмоциями, из второго — внести новизну и разнообразие в привычные будни.

Однажды в электричке я невольно подслушала разговор двух девушек. На вопрос первой «Как дела?» вторая, тяжело вздохнув, ответила: «Всё надоело, ничего не меняется. Вообще ничего». В тот момент я осознала, что так же, как и эта девушка, нахожусь в пассивном ожидании того, что жизнь сама собой изменится и станет интересной, разнообразной и насыщенной. С тех пор я взяла за правило постоянно общаться с новыми интересными людьми, бывать на природе, завела хобби. Если раньше я часто чувствовала себя «выгоревшей» и опустошённой, то теперь у меня стало намного больше энергии и сил. Ольга, бухгалтер

Часто люди выгорают именно потому, что теряют смысл своей деятельности. Человеку важно понимать, зачем он прикладывает усилия каждый день. Именно осмысленность деятельности и жизни в целом создаёт мотивацию заниматься чем-либо. Неслучайно во время Второй мировой войны в концлагерях одним из самых действенных приёмов психологического давления на заключенных была бессмысленная работа: узников заставляли переносить камни с одного место на другое, а потом обратно. И не сойти с ума помогало только придание смысла этой деятельности — когда люди воспринимали её как гарантию возможности остаться в живых, ведь в случае неповиновения и отказа выполнять работу их ждала смерть. Об этом писал в своей книге психиатр Бруно Беттельхейм, прошедший Бухенвальд.

Решение

Даже в самом простом деле или занятии можно найти смысл. Вы бухгалтер? Значит, благодаря вам десятки сотрудников получают зарплату вовремя, а компании удаётся избежать проблем с налоговой. Вы продавец в магазине? Значит, каждый день вы помогаете покупателям определиться с выбором, а заодно дарите им радость простого человеческого общения. Вы парикмахер? Значит, вы делаете людей более красивыми.

Подумайте, какой смысл в вашей работе? Какую пользу вы приносите миру и людям?

В одном российском городе местная газета в рубрике «Вакансии» опубликовала необычное объявление: «Ищем женщин, которые хотят делать мир чище». Оказалось, что речь идёт о наборе сотрудниц в клининговую компанию. Необычная формулировка объявления позволила получить гораздо больше откликов от соискателей, чем стандартное «Требуются уборщицы»..

И последняя, самая важная рекомендация: занимайтесь профилактикой эмоционального выгорания всегда, даже если в данный момент не ощущаете симптомов. Эту коварную «болезнь» легче предотвратить на ранних стадиях, чем бороться с последствиями. Потому возьмите за правило регулярно наполнять себя позитивными эмоциями и новыми впечатлениями.

В заключение перефразирую известное выражение: «спасение выгорающих — дело рук самих выгорающих». Другими словами, только от вас зависит, сможете ли вы вовремя «потушить пламя» и наладить свою жизнь или «сгорите дотла». Помните, что выгорание — не та ситуация, которая пройдёт сама собой, как сезонный грипп. Только собственными силами вы сможете сделать свою жизнь яркой, эмоциональной и насыщенной.

Ещё о саморазвитии и самопомощи

🚩 Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в шапке статьи

К другим статьям

Эмоциональный дефицит и психопатия — PubMed

Обзор

. 2000;18(5):567-80.

doi: 10.1002/1099-0798(200010)18:5<567::aid-bsl410>3.0.co;2-8.

S C Herpertz 1 , H Sass

принадлежность

  • 1 Отделение психиатрии и психотерапии, Университетская клиника Аахена, Германия. [email protected]
  • PMID: 11113962
  • DOI: 10.1002/1099-0798(200010)18:5<567::aid-bsl410>3.0.co;2-8

Обзор

S C Herpertz et al. Научный закон о поведении. 2000.

. 2000;18(5):567-80.

doi: 10.1002/1099-0798(200010)18:5<567::aid-bsl410>3.0.co;2-8.

Авторы

S C Herpertz 1 , Х Сасс

принадлежность

  • 1 Отделение психиатрии и психотерапии, Университетская клиника Аахена, Германия. [email protected]
  • PMID: 11113962
  • DOI: 10.1002/1099-0798(200010)18:5<567::aid-bsl410>3.0.co;2-8

Абстрактный

Помимо антисоциального образа жизни, концепция психопатии основывается на чертах характера, которые можно описать в терминах специфических паттернов межличностных, поведенческих и, в частности, аффективных характеристик. Согласно исследованиям, посвященным аффективной сфере у психопатов, эмоциональный дефицит может предрасполагать к насилию несколькими способами. (1) Плохое обусловливание подразумевает неспособность рассмотреть вредные последствия своих действий, что приводит к дефициту избегающего поведения. (2) Эмоциональная отстраненность препятствует переживанию чувств, которые естественным образом препятствуют проявлению насильственных импульсов. (3) Эмоциональный дефицит тесно связан с общим недостаточным возбуждением, ведущим к поиску острых ощущений. Текущие данные предполагают, что может существовать тесная связь между трудностями обработки эмоций и плохим функционированием префронтальной области. Было показано, что с психосоциальной точки зрения психопаты сталкивались с серьезными семейными и социальными трудностями. Независимо от того, доминируют ли биологические факторы или факторы окружающей среды в этиологии этого расстройства личности, психопатия сама по себе не оправдывает принятие на себя меньшей юридической ответственности.

Copyright 2000 John Wiley & Sons, Ltd.

Похожие статьи

  • Психопатия, травматическое воздействие и пожизненный посттравматический стресс.

    Виллемсен Дж., Де Ганк Дж., Верхаге П. Виллемсен Дж. и соавт. Int J Offender Ther Comp Criminol. 2012 июнь; 56 (4): 505-24. дои: 10.1177/0306624X11407443. Epub 2011 24 апр. Int J Offender Ther Comp Criminol. 2012. PMID: 21518704

  • Снижение коркового призыва к оружию отличает психопатию от антисоциального расстройства личности.

    Дрислейн Л.Е., Вайдьянатан У., Патрик С.Дж. Дрислейн Л.Е. и др. Психомед. 2013 Апрель; 43 (4): 825-35. дои: 10.1017/S0033291712001547. Epub 2012 31 июля. Психомед. 2013. PMID: 22850322

  • [От расстройства поведения в детстве к психопатии во взрослой жизни].

    Цопелас Ч., Арменака М. Цопелас Ч. и др. Психиатрики. 23 июня 2012 г. Дополнение 1: 107-16. Психиатрики. 2012. PMID: 22796980 Обзор. греческий, современный.

  • Психофизиология гнева и агрессивного поведения.

    Скарпа А., Рейн А. Скарпа А. и др. Психиатр Clin North Am. 1997 июнь; 20 (2): 375-94. дои: 10.1016/s0193-953х(05)70318-х. Психиатр Clin North Am. 1997. PMID: 9196920 Обзор.

  • Психопатия: клинические особенности, основы развития и терапевтические проблемы.

    Томпсон Д.Ф., Рамос К.Л., Уиллетт Дж.К. Томпсон Д.Ф. и соавт. Дж. Клин Фарм Тер. 2014 окт; 39 (5): 485-95. doi: 10.1111/jcpt.12182. Epub 2014 23 мая. Дж. Клин Фарм Тер. 2014. PMID: 24853167 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Снижение реакции зрачка на аффективные звуки при психопатии и связанных с ней чертах личности.

    Грей Н.С., Маккиннон А., Сноуден Р.Дж. Грей Н.С. и соавт. Physiol Rep. 2022 Mar;10(6):e15235. дои: 10.14814/phy2.15235. Физиол Респ. 2022. PMID: 35312180 Бесплатная статья ЧВК.

  • Социально-когнитивные механизмы в цикле насилия: Когнитивная и аффективная теория разума и экстернализация психопатологии у детей и подростков.

    Хелениак С., Маклафлин К.А. Хелениак С. и соавт. Дев психопат. 2020 май; 32 (2): 735-750. дои: 10.1017/S095457941

    25. Дев психопат. 2020. PMID: 31407638 Бесплатная статья ЧВК.

  • Когнитивно-эмоциональный и тормозной дефицит как окно к моральным трудностям принятия решений, связанным с воздействием насилия.

    Зуккелли М.М., Угацио Г. Zucchelli MM, et al. Фронт Псих. 2019 17 июля; 10:1427. doi: 10.3389/fpsyg.2019.01427. Электронная коллекция 2019. Фронт Псих. 2019. PMID: 31379636 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Лицевая реакция психопатов на эмоциональные выражения других.

    Кюнеке Й., Мокрос А., Олдербак С., Вильгельм О. Кюнеке Дж. и соавт. ПЛОС Один. 11 января 2018 г .; 13 (1): e0190714. doi: 10.1371/journal.pone.0190714. Электронная коллекция 2018. ПЛОС Один. 2018. PMID: 29324826 Бесплатная статья ЧВК.

  • ФМРТ-исследование аффективной точки зрения у людей с психопатией: представление другого в боли не вызывает сочувствия.

    Decety J, Chen C, Harenski C, Kiehl KA. Десити Дж. и др. Передний шум нейронов. 2013 24 сентября; 7:489. doi: 10.3389/fnhum.2013.00489. Электронная коллекция 2013. Передний шум нейронов. 2013. PMID: 24093010 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Типы публикаций

термины MeSH

Насколько специфичен эмоциональный дефицит? Сравнение эмпатических способностей у пациентов с шизофренией, биполярным расстройством и депрессией

Ахим А.М., Уэлле Р., Рой М.-А., Джексон П.Л. Оценка эмпатии при первом эпизоде ​​психоза и метааналитическое сравнение с предыдущими исследованиями шизофрении. Психиатрия рез. 2011;190(1):3–8. [PubMed] [Google Scholar]

Аддингтон Дж., Аддингтон Д. Распознавание аффектов лица и обработка информации при шизофрении и биполярном расстройстве. шизофр. Рез. 1998;32(3):171–181. [PubMed] [Google Scholar]

Андерсон И. М., Шиппен С., Юхас Г., Чейз Д., Томас Э., Дауни Д., Тот З. Г., Ллойд-Уильямс К., Эллиотт Р., Дикин Дж. Ф. Зависит от государства изменение распознавания эмоций по лицу при депрессии. бр. Дж. Психиатрия. 2011;198(4):302–308. [PubMed] [Google Scholar]

Бек А.Т., Эрбо Дж., Уорд Ч.Х., Мок Дж., Мендельсон М. Инвентаризация для измерения депрессии. Арка Общая психиатрия. 1961; 4: 561–571. [PubMed] [Google Scholar]

Блэр Р.Дж. Реагирование на эмоции других: диссоциирующие формы эмпатии посредством изучения типичных и психиатрических групп населения. Сознательный. Познан. 2005;14(4):698–718. [PubMed] [Google Scholar]

Бора Э., Вахип С., Гонул А.С., Акдениз Ф., Алкан М., Огут М., Эрьявуз А. Доказательства теории умственного дефицита у эутимических пациентов с биполярным расстройством. Acta Psychiatr. Сканд. 2005;112(2):110–116. [PubMed] [Google Scholar]

Бора Э., Гёкчен С., Везнедароглу Б. Эмпатические способности у больных шизофренией. Психиатрия рез. 2008;160(1):23–29. [PubMed] [Google Scholar]

Бора Э., Юсель М., Пантелис С. Нейрокогнитивные маркеры психоза при биполярном расстройстве: метааналитическое исследование. Дж. Аффект. Беспорядок. 2010; 127:1–9. [PubMed] [Google Scholar]

Бурк С., Дуглас К., Портер Р. Обработка выражений эмоций на лице при большой депрессии: обзор. Ауст. NZJ Психиатрия. 2010;44:681–696. [PubMed] [Google Scholar]

Брюне М. Распознавание эмоций, «теория разума» и социальное поведение при шизофрении. Психиатрия рез. 2005;133(2–3):135–147. [PubMed] [Google Scholar]

Коэн А.С., Минор К.С. Пересмотренный эмоциональный опыт у пациентов с шизофренией: метаанализ лабораторных исследований. шизофр. Бык. 2010; 36: 143–150. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Кузи А., Маккуин Г.М., Маккиннон М.К. Измененный самоотчет об эмпатическом реагировании у пациентов с биполярным расстройством. Психиатрия рез. 2010; 178: 354–358. [PubMed] [Google Scholar]

Cusi A., Macqueen G.M., Spreng R. N., McKinnon M.C. Измененное эмпатическое реагирование при большом депрессивном расстройстве: связь с тяжестью симптомов, бременем болезни и психосоциальным исходом. Психиатрия рез. 2011;188(2):231–236. [PubMed] [Google Scholar]

Дэвис М.Х. Влияние диспозиционной эмпатии на эмоциональные реакции и помощь: многомерный подход. Дж. Перс. 1983;51:167–184. [Google Scholar]

Де Виньемон Ф., Сингер Т. Эмпатический мозг: как, когда и почему? Тенденции Познан. науч. 2006;10(10):435–441. [PubMed] [Google Scholar]

Десити Дж., Джексон П.Л. Функциональная архитектура человеческого сочувствия. Поведение Познан. Неврологи. 2004;3(2):71–100. [PubMed] [Google Scholar]

Дернтль Б., Зайдель Э.М., Криспин-Экснер И., Хасманн А., Добмайер М. Распознавание эмоций на лице у пациентов с биполярным расстройством I и биполярным расстройством II. бр. Дж. Клин. Психол. 2009 г.;48:363–375. [PubMed] [Google Scholar]

Дернтль Б., Финкельмейер А., Тойгар Т.К., Хюльсманн А., Шнайдер Ф. , Фалькенберг Д.И., Хабель У. Общий дефицит всех основных компонентов эмпатии при шизофрении. шизофр. Рез. 2009;108(1–3):197–206. [PubMed] [Google Scholar]

Dimaggio G., Lysaker P.H., Carcione A., Nicolo G., Semerari A. Познай себя и познай другого… в определенной степени: множественные пути влияния саморефлексии на чтение мыслей. Сознательный. Познан. 2008; 17: 778–789.. [PubMed] [Google Scholar]

Гур Р.К., Сара Р., Хагендорн М., Маром О., Хьюгетт П., Мэйси Л., Тернер Т., Байчи Р., Познер А., Гур Р.Э. Метод получения трехмерных выражений лица и его стандартизация для использования в нейрокогнитивных исследованиях. Дж. Нейроски. Методы. 2002;115(2):137–143. [PubMed] [Google Scholar]

Гамильтон М. Шкала оценки депрессии. Дж. Нейрол. Нейрохирург. Психиатрия. 1960; 23: 56–62. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Harmer CJ Действие антидепрессантов: нейропсихологическая перспектива. Депрессия. Беспокойство. 2010; 27: 231–233. [PubMed] [Академия Google]

Полицейский Харви Симптомы настроения, познание и повседневное функционирование при большой депрессии, биполярном расстройстве и шизофрении. иннов. клин. Неврологи. 2011; 8:14–18. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Харви П.Д., Паттерсон Т.Л., Поттер Л.С., Чжун К., Бречер М. Улучшение социальной компетентности при краткосрочном лечении атипичными нейролептиками: рандомизированное двойное слепое сравнение кветиапин по сравнению с рисперидоном для социальной компетентности, социального познания и нейропсихологического функционирования. Являюсь. Дж. Психиатрия. 2006;163:1918–1925. [PubMed] [Google Scholar]

Генри К., Ван ден Балке Д., Белливье Ф., Рой И., Свендсен Дж., М’Баилара К., Сивер Л.Дж., Лебойер М. Аффективная лабильность и интенсивность аффекта как ядро размеры биполярных расстройств в эутимическом периоде. Психиатрия рез. 2008; 159(1–2):1–6. [PubMed] [Google Scholar]

Hoertnagl C.M., Muehlbacher M., Biedermann F., Yalcin N., Baumgartner S., Schwitzer G., Deisenhammer E.A., Hausmann A., Kemmler G., Benecke C., Hofer A. Распознавание эмоций на лице и его связь с субъективными и функциональными результатами у пациентов с ремиссией биполярного расстройства I. Биполярное расстройство. 2011;13(5–6):537–544. [PubMed] [Академия Google]

Икес В. Книги Прометея; Амхерст, Нью-Йорк: 2003. Повседневное чтение мыслей: понимание того, что думают и чувствуют другие люди. [Google Scholar]

Кей С.Р., Фишбейн А., Оплер Л.А. Шкала положительных и отрицательных синдромов (PANSS) для шизофрении. шизофр. Бык. 1987;13(2):261–276. [PubMed] [Google Scholar]

Колер С. Г., Уокер Дж. Б., Мартин Э. А., Хили К. М., Моберг П. Дж. Восприятие эмоций на лице при шизофрении: метааналитический обзор. шизофр. Бык. 2010;36(5):1009–1019. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Колер К.Г., Хоффман Л.Дж., Истман Л.Б., Хили К., Моберг П. Восприятие эмоций на лице при депрессии и биполярном расстройстве: количественный обзор. Психиатрия рез. 2011;188(3):303–309. [PubMed] [Google Scholar]

Лэнгдон Р., Уорд П. Принятие точки зрения другого способствует осознанию болезни при шизофрении. шизофр. Бык. 2009;35(5):1003–1011. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Lee K. H., Farrow T.F., Spence S.A., Woodruff P.W. Социальное познание, мозговые сети и шизофрения. Психол. Мед. 2004;34:391–400. [PubMed] [Google Scholar]

Lehrl S. Der MWT-ein Intelligenztest für die ärztliche Praxis. Пракс. Нейрол. психиатр. 1996; 7: 488–491. [Google Scholar]

Мартинес-Аран А., Торрент К., Табарес-Сейсдедос Р., Саламеро М., Дабан К., Баланса-Мартинес В., Санчес-Морено Дж., Мануэль Гойколеа Дж., Бенабарре А. , Колом Ф., Виета Э. Нейрокогнитивные нарушения у пациентов с биполярным расстройством с психозом в анамнезе и без него. Дж. Клин. Психиатрия. 2008;69(2):233–239. [PubMed] [Академия Google]

Монтаг К., Хайнц А., Кунц Д., Галлинат Дж. Самооценка эмпатических способностей при шизофрении. шизофр. Рез. 2007;92(1–3):85–89. [PubMed] [Google Scholar]

Монтаг К., Эрлих А., Нойхаус К., Дзиобек И., Хекерен Х.Р., Хайнц А., Галлинат Дж. Теория нарушений психики у пациентов с эутимическим биполярным расстройством. Дж. Аффект. Беспорядок. 2010;123(1–3):264–269. [PubMed] [Google Scholar]

Montgomery S.A., Asberg M. Новая шкала депрессии, разработанная с учетом чувствительности к изменениям. бр. Дж. Психиатрия. 1979;134:382–389. [PubMed] [Google Scholar]

Paulus C. Der Saarbrücker Persönlichkeitsfragebogen SPF(IRI) zur Messung von Empathie: Psychometrische Evaluation der deutschen Version des Interpersonal Reactivity Index. 2009. http://psydok.sulb.uni-saarland.de/volltexte/2009/2363/

Reichenberg A., Harvey P.D., Bowie C.R., Mojtabai R., Rabinowitz J., Heaton R.K., Bromet E. Нейропсихологическая функция и дисфункции при шизофрении и психотических аффективных расстройствах. шизофр. Бык. 2009 г.;35(5):1022–1029. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Самаме С., Мартино Д.Дж., Стрейилевич С.А. Социальное познание при эутимическом биполярном расстройстве: систематический обзор и метааналитический подход. Acta Psychiatr. Сканд. 2012; 125: 266–280. [PubMed] [Google Scholar]

Schneider F., Gur R.C., Koch K. , Backes V., Amunts K., Shah NJ, Bilker W., Gur RE., Habel U. Нарушение специфики обработки эмоций при шизофрении . Являюсь. Дж. Психиатрия. 2006;163(3):442–447. [PubMed] [Академия Google]

Segrin C. Дефицит социальных навыков, связанный с депрессией. клин. Психол. 2000;20(3):379–403. [PubMed] [Google Scholar]

Зайдель Э.М., Хабель У., Финкельмейер А., Хасманн А., Добмайер М., Дернтль Б. Риск или устойчивость? Эмпатические способности у пациентов с биполярными расстройствами и их ближайших родственников. Дж. Психиатр. Рез. 2012; 46: 382–388. [PubMed] [Google Scholar]

Шамай-Цоори С.Г., Шур С., Харари Х., Левковиц Ю. Нейрокогнитивные основы нарушения эмпатии при шизофрении. Нейропсихология. 2007;21(4):431–438. [PubMed] [Академия Google]

Шихан Д.В., Лекрубье Ю., Шихан К.Х., Аморим П., Джанавс Дж., Вейллер Э., Хергета Т., Бейкер Р., Данбар Г.К. Мини-международное нейропсихиатрическое интервью (M.I.N.I.): разработка и проверка структурированного диагностического психиатрического интервью для DSM-IV и МКБ-10. Дж. Клин. Психиатрия. 1998;59(S20):22–33. [PubMed] [Google Scholar]

Simonsen C., Sundet K., Vaskinn A., Birkenaes A.B., Engh J.A., Faerden A., Jónsdóttir H., Ringen P.A., Opjordsmoen S., Melle I., Friis S., Андреассен О.А. Нейрокогнитивная дисфункция при расстройствах биполярного и шизофренического спектра зависит от истории психоза, а не от диагностической группы. шизофр. Бык. 2009 г.;37(1):73–83. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Simonsen C., Sundet K., Vaskinn A., Ueland T., Romm K.L., Hellvin T., Melle I., Friis S., Andreassen O.A. Психосоциальная функция при шизофрении и биполярном расстройстве: связь с нейропознанием и клиническими симптомами. Дж. Междунар. Нейропсихология. соц. 2010;16(5):771–783. [PubMed] [Google Scholar]

Smith M.J., Horan W.P., Karpouzian T.M., Abram S.V., Cobia D.J., Csernansky J.G. Самооценка дефицита эмпатии однозначно связана с плохим функционированием при шизофрении. шизофр. Рез. 2012;137(1–3):196–202. [PubMed] [Google Scholar]

Спаркс А. , Макдональд С., Лино Б., О’Доннелл М., Грин М.Дж. Социальное познание, эмпатия и функциональные результаты при шизофрении. шизофр. Рез. 2010; 122:172–178. [PubMed] [Google Scholar]

Thoma P., Zalewski I., von Reventlow HG, Norra C., Juckel G., Daum I. Когнитивная и аффективная эмпатия при депрессии, связанная с исполнительным контролем. Психиатрия рез. 2011; 189: 373–378. [PubMed] [Google Scholar]

Туулио-Хенрикссон А., Перала Дж., Саарни С.И., Исометса Э., Коскинен С., Лённквист Дж., Сувисаари Дж. Когнитивное функционирование при тяжелых психических расстройствах: исследование общей популяции. Евро. Арка Психиатрия клин. Неврологи. 2011; 261:447–456. [PubMed] [Академия Google]

Wittchen H.U., Zaudig M., Fydrich T. Hogrefe; Геттинген: 1997. Strukturiertes Klinisches Interview für DSM-IV. [Google Scholar]

Вольф Ф., Брюне М., Ассион Х. Дж. Теория сознания и нейрокогнитивного функционирования у пациентов с биполярным расстройством. Биполярное расстройство.

Добавить комментарий