Эмоциональный характер впечатлений: Анкета для родителей первоклассника от школьного психолога

Анкета для родителей. | Тест (1 класс) по теме:

Анкета для родителей.

  1.  Удовлетворены ли Вы организацией учебно – воспитательного процесса?
  2. Считаете ли Вы, что Вашему ребёнку легко учиться в школе?
  3. Устаёт ли Ваш ребёнок после дня занятий в школе?
  4.  Наблюдаете ли Вы переутомление у Вашего ребёнка к концу учебной недели?
  5. Считаете ли Вы, что объём домашнего задания оптимален для Вашего ребёнка?
  6. Имеет ли ваш ребёнок достаточно времени для занятий по интересам?
  7. Имеют ли место жалобы со стороны Вашего ребёнка на нехватку времени для отдыха?

Анкета для родителей первоклассников «Адаптация ребенка к школе» (Битянова М.Р.).

1. Охотно ли идет ребенок в школу?

· неохотно (ДА)

· без особой охоты (ВДА)

-охотно, с радостью (А)

2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?

· пока нет (ДА)

· не совсем (ВДА)

· в основном, да (А)

3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?

· скорее нет, чем да (ДА)

· не вполне (ВДА)

· в основном да (А)

4. Часто ли ребенок делится с вами школьными впечатлениями?

· иногда (В ДА)

· довольно часто (А)

· затрудняюсь ответить

5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

· в основном отрицательные впечатления (ДА)

· положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА)

· в основном положительные впечатления (А)

6. Сколько времени в среднем тратит ребенок на приготовление домашнего задания? (укажите конкретную цифру).

7. Нуждается ли ребенок Вашей помощи при выполнении домашних заданий?

· довольно часто (ДА)

· иногда (В ДА)

· не нуждается в помощи (А)

8. Как ребенок преодолевает трудности в работе?

· перед трудностями сразу пасует (ДА)

· обращается за помощью (ВДА)

· старается преодолеть сам, но может отступить (ВДА)

· настойчив в преодолении трудностей (А)

9. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

· сам этого сделать не может (ДА)

· иногда может (ДА)

· может, если его побудить к этому (А)

· как правило, может (А)

10. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

· довольно часто (ДА)

· бывает, но редко (ВДА)

· такого практически не бывает (А)

11. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без напряжения?

· нет (ДА)

· скорее нет, чем да (ВДА)

· скорее да, чем нет (А)

А — адаптация; ВДА — возможная дезадаптация; ДА — дезадаптация.

      При обработке результатов анкеты подсчитывается количество ответов по каждому показателю и делается вывод об уроне адаптации первоклассников к школе.

 

Анкета для родителей первоклассников «Адаптация ребенка к школе» (Битянова М.Р.).

Данная анкета направлена на определение уровня сформированности предпосылок учебной деятельности и адаптации первоклассника к школьному обучению.

Родителям предлагаются вопросы и варианты ответов. Родители выбирают тот ответ, который является наиболее подходящим к их ребенку.

Вопрос

Варианты ответов

1

Охотно ли идет ребенок в школу?

неохотно (ДА)

без особой охоты (ВДА)

охотно, с радостью (А)

2

Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?

 пока нет (ДА)

не совсем (ВДА)

в основном, да (А)

3

Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?

скорее нет, чем да (ДА)

не вполне (ВДА)

в основном да (А)

4

Часто ли ребенок делится с вами школьными впечатлениями?

иногда (В ДА)

довольно часто (А)

затрудняюсь ответить

5

Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

в основном отрицательные впечатления (ДА)

положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА)

в основном положительные впечатления (А)

6

Сколько времени в среднем тратит ребенок на приготовление домашнего задания? (укажите конкретную цифру).

7

Нуждается ли ребенок Вашей помощи при выполнении домашних заданий?

довольно часто (ДА)

иногда (В ДА)

не нуждается в помощи (А)

8

Как ребенок преодолевает трудности в работе?

перед трудностями сразу пасует (ДА)

-старается преодолеть сам, но может отступить (ВДА)

— обращается за помощью (ВДА)

настойчив в преодолении трудностей (А)

9

Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

сам этого сделать не может (ДА)

иногда может (ДА)

— как правило, может (А)

— может, если его побудить к этому (А)

10

Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

довольно часто (ДА)

бывает, но редко (ВДА)

такого практически не бывает (А)

11

Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без напряжения?

нет (ДА)

скорее нет, чем да (ВДА)

скорее да, чем нет (А)

А — адаптация; ВДА — возможная дезадаптация; ДА — дезадаптация.

При обработке результатов анкеты подсчитывается количество ответов по каждому показателю и делается вывод об уроне адаптации первоклассников к школе.

Проведенный опрос  родителей в первом классе показал:

100 %  учащихся идут охотно в школу.

официальный сайт МБОУ «Средняя школа №13» Дзержинск

Меню сайта
Категории раздела
Общешкольные новости [282]
Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

Наша группа Вконтакте

Диагностики 
Адаптация учеников 1-ых классов


Анкета для учеников 

1. Тебе нравится в школе?
— не очень
— нравится
— не нравится
 
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
— чаще хочется остаться дома
— бывает по-разному
— иду с радостью
 
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
— не знаю
— остался бы дома
— пошел бы в школу
 
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
— не нравится
— бывает по-разному
— нравится
 
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
— хотел бы
— не хотел бы
— не знаю
 
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
— не знаю
— не хотел бы
— хотел бы
 
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
— часто
— редко
— не рассказываю
 
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
— точно не знаю
— хотел бы
— не хотел бы
 
9. У тебя в классе много друзей?
— мало
— много
— нет друзей
 
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
— нравятся
— не очень
— не нравятся
Анкета для родителей учеников 1-ых классов

Просим вас ответить на приведённые ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к вашему ребёнку.
1.               Охотно ли идёт ребёнок в школу?
    -неохотно
     -без особой охоты
     -охотно, с радостью
2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает как должное новый распорядок?
-пока нет
-не совсем
-в основном, да
3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?
      -скорее нет, чем да
       -не вполне
       -в основном да
4.Часто ли ребёнок делится с Вами школьными впечатлениями?
     -иногда
      -довольно часто
5.

Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?
       -в основном отрицательные впечатления
      -положительных и отрицательных примерно поровну
      -в основном положительные впечатления
6. Сколько времени в среднем тратит ребёнок на выполнение домашних заданий? (Укажите конкретную цифру)_____________________________
7.Нуждается ли ваш ребёнок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?
       -довольно часто
       -иногда
       -не нуждается в помощи
8. Как ребёнок преодолевает трудности в работе?
       -перед трудностями сразу пасует
      -обращается за помощью
       -старается преодолевать сам, но может отступить
       -настойчив в преодолении трудностей
9.Способен ли ребёнок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?
       -сам этого сделать не может
      -иногда может
      -может, если его побудить к этому
      -как правило, может
10. Часто ли ребёнок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?
         -довольно часто
        -бывает, но редко
       -такого практически не бывает
11. Справляется ли ребёнок с учебной нагрузкой без перенапряжения?
       -нет
       -скорее нет, чем да
        -скорее да, чем нет

ПЕРСПЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА “ШКОЛА ЗВЕРЕЙ”

Для многих детей адаптация к школе является сложным испытанием. Ребенок сталкивается с рядом проблем, которые не в силах решить сам. В результате у него могут возникнуть школьные неврозы. Ранняя диагностика, коррекция и профилактика школьных неврозов остаются актуальной и чрезвычайно важной проблемой.
 При диагностике этого явления психолог прежде всего сталкивается с различными формами неадекватной психологической защиты. Поскольку психологическая защита формируется на неосознанном уровне, то исследование ее механизмов может проводиться с помощью проективных методик. Одна из них — «Школа зверей». Она дает возможность выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции.

Может проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме.
Оборудование. Бумага, цветные карандаши.
Предварительная подготовка
Ведущий. Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в волшебный лес. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что мы оказались на солнечной лесной полянке. Послушайте, как шумят листья над головой, мягкая трава касается ваших ног. На полянке вы видите «Школу зверей». Посмотрите вокруг. Какие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются ученики? А каким животным вы видите себя? Что вы при этом чувствуете? Проживите эти чувства в себе. Вы можете находиться еще некоторое время в этой «Школе зверей», пока я буду считать до 10, а затем откройте глаза.
Инструкция:
Ведущий. Вы побывали в «Школе зверей». А  теперь возьмите карандаши и бумагу и попробуйте нарисовать то, что видели.
Дети выполняют задание.
Посмотрите внимательно на свой рисунок и найдите то животное, которым могли бы быть вы. Рядом с ним поставьте букву «я».
 

Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”.

Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой   и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.

Для проведения методики необходимы следующие материалы:

  1. Лист ответов <Приложение 1>
  2. Восемь цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю.
Инструкция: сегодня мы будем заниматься раскрашиванием. Найдите в своем листочке задание №1. Это дорожка из восьми прямоугольников. Выберите тот карандаш, который вам приятен больше всего и раскрасьте первый прямоугольник. Отложите этот карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Какой из них вам больше нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. Отложите карандаш в сторону. И так далее.
Найдите задание №2. Перед вами домики, их целая улица. В них живут наши чувства. Я буду называть чувства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который по-вашему подходит. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим.
Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.
Если детям непонятно, что обозначает слово, нужно его объяснить, используя глагольные предикаты и наречия.
Найдите задание №3. В этих домиках мы делаем что-то особенное, и жильцы в них – необычные. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте.
Обозначения домиков:
№2 – твое настроение, когда ты идешь в школу,
№3 – твое настроение на уроке чтения,
№4 – твое настроение на уроке письма,
№5 – твое настроение на уроке математики
№6 – твое настроение, когда ты разговариваешь с учителем,
№7 – твое настроение, когда ты общаешься со своими одноклассниками,
№8 – твое настроение, когда ты находишься дома,
№9 – твое настроение, когда ты делаешь уроки,
№10 – придумайте сами, кто живет и что делает в этом домике. Когда вы закончите его раскрашивать, тихонько на ушко скажите мне, кто там живет и что он делает (на ответном листе делается соответствующая пометка).
Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций, кроме того эмоциональный ряд заканчивается в мажорном тоне (восхищение, собственный выбор).

Приложение 1

 

Вход на сайт
Календарь

«  Июль 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • База знаний uCoz

Эмоции на нейтральном лице: механизм формирования впечатления?

. 2012;26(3):431-41.

дои: 10.1080/02699931.2012.666502.

Реджинальд Б. Адамс-младший 1 , Энтони Дж. Нельсон, Хосе А. Сото, Урсула Хесс, Роберт Э. Клек

принадлежность

  • 1 Факультет психологии Пенсильванского государственного университета, Юниверсити-Парк, Пенсильвания 16802-3103, США. [email protected]
  • PMID: 22471850
  • PMCID: PMC3392118
  • DOI: 10.1080/02699931.2012.666502
Бесплатная статья ЧВК

Реджинальд Б. Адамс-младший и др. Познание эмоций. 2012.

Бесплатная статья ЧВК

. 2012;26(3):431-41.

дои: 10.1080/02699931.2012.666502.

Авторы

Реджинальд Б. Адамс-младший 1 , Энтони Дж. Нельсон, Хосе А. Сото, Урсула Хесс, Роберт Э. Клек

принадлежность

  • 1 Факультет психологии Пенсильванского государственного университета, Юниверсити-Парк, Пенсильвания 16802-3103, США. [email protected]
  • PMID: 22471850
  • PMCID: PMC3392118
  • DOI: 10. 1080/02699931.2012.666502

Абстрактный

В текущей работе изучался вклад эмоций, напоминающих лицевые сигналы, в формирование впечатления. Существуют общие черты лица, которые заставляют людей выглядеть эмоциональными, мужчинами или женщинами, и на основании которых мы делаем выводы о личности. Сначала мы провели пилотное исследование для оценки этих эффектов. Мы обнаружили, что нейтральные женские лица по сравнению с нейтральными мужскими лицами были оценены как более покорные, аффилиативные, наивные, честные, готовые к сотрудничеству, детские, испуганные, счастливые и менее злые, чем нейтральные мужские лица. В нашем первичном исследовании мы затем «искажали» эти же нейтральные лица поверх соответствующих им проявлений гнева и страха, так что результирующие сигналы внешнего вида теперь структурно напоминали эмоции, сохраняя при этом нейтральное выражение лица (например, без морщин, борозд, складок и т. д.). Гендерные эффекты, обнаруженные в пилотном исследовании, были воспроизведены в первичном исследовании, что свидетельствует о явных впечатлениях, обусловленных стереотипами. Критически важно, что рейтинги нейтральных деформаций страха по сравнению с нейтральными деформациями гнева также выявили профиль, аналогичный гендерным рейтингам, выявляя впечатления, обусловленные восприятием, напрямую связанные с чрезмерным обобщением эмоций.

Цифры

Рисунок 1

Пример манипуляции с деформацией стимула…

Рисунок 1

Пример манипуляции искажением стимула, использованной в основном исследовании, в котором…

Рисунок 1

Пример манипуляции с деформацией стимула, использованной в основном исследовании, в котором нейтральное изображение усредняется с соответствующим ему выражением страха, чтобы получить среднее значение 50/50 структурных компонентов изображения, при сохранении карты текстуры нейтрального изображения постоянной. Полученное изображение имеет структурное сходство с выражением страха, но не является явно выразительным.

Рисунок 2

Пример мужского и женского пола…

Рисунок 2

Пример изображения нейтрального лица мужчины и женщины, искаженного соответствующим гневом и…

фигура 2

Пример нейтрального изображения лица мужчины и женщины, искаженного соответствующими выражениями гнева и страха.

См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC

Похожие статьи

  • Пол лица и выражение эмоций: злые женщины больше похожи на мужчин?

    Гесс У., Адамс Р.Б. младший, Грэммер К., Клек Р.Е. Гесс У и др. Дж. Вис. 2009 24 ноября; 9 (12): 19. 1-8. дои: 10.1167/9.12.19. Дж. Вис. 2009. PMID: 20053110

  • Обязательные первые впечатления: счастливые выражения повышают рейтинг надежности последующих нейтральных изображений.

    Thierry SM, Twele AC, Mondloch CJ. Тьерри С.М. и др. Восприятие. 2021 фев; 50(2):103-115. дои: 10.1177/0301006620987205. Восприятие. 2021. PMID: 33560933

  • Влияние аффективной и эмоциональной конгруэнтности на обработку выражения лица при выполнении различных задач.

    Агуадо Л., Мартинес-Гарсия Н., Солис-Ольсе А., Диегес-Риско Т., Инохоса Х.А. Агуадо Л. и др. Acta Psychol (Амст). 2018 июнь;187:66-76. doi: 10.1016/j.actpsy.2018.04.013. Эпаб 2018 8 мая. Acta Psychol (Амст). 2018. PMID: 29751931

  • Функциональный атлас обработки эмоциональных лиц: основанный на вокселах метаанализ 105 исследований функциональной магнитно-резонансной томографии.

    Фусар-Поли П., Пласентино А., Карлетти Ф., Ланди П., Аллен П., Сургуладзе С., Бенедетти Ф., Аббамонте М., Гаспаротти Р., Барале Ф., Перес Дж., Макгуайр П., Полити П. Фузар-Поли П. и др. J Psychiatry Neurosci. 2009 ноябрь;34(6):418-32. J Psychiatry Neurosci. 2009. PMID: 19949718 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Социальные последствия гиперфункциональных линий лица.

    Чарльз Финн Дж., Кокс С.Е., Эрл М.Л. Чарльз Финн Дж. и др. Дерматол Хирург. 2003 г., май; 29(5):450-5. doi: 10.1046/j.1524-4725.2003.29112.x. Дерматол Хирург. 2003. PMID: 12752510 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Как выражения лица, связанные с болью, оцениваются в зависимости от пола, расы и эмоций.

    Dildine TC, Amir CM, Parsons J, Atlas LY. Дилдин Т.С. и соавт. Воздействовать на науку. 2023 3 марта; 4 (2): 350-369. doi: 10.1007/s42761-023-00181-6. электронная коллекция 2023 июнь. Воздействовать на науку. 2023. PMID: 37293681 Бесплатная статья ЧВК.

  • Зарегистрированный отчет: Социальная оценка лица: этнические различия в суждениях о достоверности лиц и частей лица.

    Шмид И., Витковер З., Гётц Ф.М., Штигер С. Шмид I и др. Научный представитель 2022 г. 31 октября; 12 (1): 18311. doi: 10.1038/s41598-022-22709-9. Научный представитель 2022. PMID: 36316450 Бесплатная статья ЧВК.

  • Злые белые лица: противоречие расовых стереотипов и эмоциональной внешности.

    Адамс Р.Б. мл., Албон Д.Н., Хеджкот Н. , Гарридо К.О., Адамс К.Д. Адамс Р.Б. мл. и соавт. Воздействовать на науку. 2022 1 марта; 3 (1): 46-61. дои: 10.1007/s42761-021-00091-5. Электронная коллекция 2022 март. Воздействовать на науку. 2022. PMID: 36046095 Бесплатная статья ЧВК.

  • Психологическое воздействие верхних линий лица: качественное исследование, ориентированное на пациента.

    Даян С., Йоэлин С.Г., Де Буль К., Гарсия Дж.К. Даян С. и др. Aestet Surg J Открытый форум. 2019 6 мая; 1 (2): ojz015. doi: 10.1093/asjof/ojz015. Электронная коллекция 2019 июнь. Aestet Surg J Открытый форум. 2019. PMID: 33791609 Бесплатная статья ЧВК.

  • Экспрессивная триада: сходство структуры, цвета и текстуры выражений эмоций предсказывает впечатления от нейтральных лиц.

    Албон Д. Н., Адамс Р.Б. мл. Албон Д.Н. и соавт. Фронт Псих. 2021 25 фев; 12:612923. doi: 10.3389/fpsyg.2021.612923. Электронная коллекция 2021. Фронт Псих. 2021. PMID: 33716875 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

термины MeSH

Грантовая поддержка

  • R01 AG035028/AG/NIA NIH HHS/США
  • R01 AG035028-01A1/AG/NIA NIH HHS/США

Эпистемология | Определение, история, типы, примеры, философы и факты

оптическая иллюзия: преломление света

Смотреть все медиа

Ключевые люди:
Аристотель Платон Джон Локк Святой Августин Иммануил Кант
Похожие темы:
врожденная идея чистая доска сенсационность когерентизм фундаментализм

См. весь связанный контент →

эпистемология , философское исследование природы, происхождения и пределов человеческого знания. Термин происходит от греческого epistēmē («знание») и logos («разум»), и соответственно эту область иногда называют теорией познания. Эпистемология имеет долгую историю в западной философии, начиная с древних греков и продолжаясь до наших дней. Наряду с метафизикой, логикой и этикой это одна из четырех основных ветвей философии, и почти каждый великий философ внес свой вклад в нее.

Природа эпистемологии

Эпистемология как дисциплина

Зачем нужна такая дисциплина, как эпистемология? Аристотель (384–322 гг. до н. э.) дал ответ, сказав, что философия начинается с удивления или замешательства. Почти все люди хотят понять мир, в котором они живут, и многие из них строят различные теории, чтобы помочь себе понять его. Однако, поскольку многие аспекты мира не поддаются простому объяснению, большинство людей, вероятно, в какой-то момент прекратят свои усилия и удовольствуются той степенью понимания, которой им удалось достичь.

В отличие от большинства людей, философы увлечены — некоторые сказали бы одержимы — идеей понимания мира в самых общих чертах. Соответственно, они пытаются построить теории, которые были бы синоптическими, дескриптивно точными, объяснительно сильными и во всех других отношениях рационально обоснованными. Поступая таким образом, они продвигают процесс исследования дальше, чем обычно делают другие люди, и именно это подразумевается, когда они говорят, что развивают философию по таким вопросам.

Как и большинство людей, эпистемологи часто начинают свои рассуждения с предположения, что они обладают большим объемом знаний. Однако, размышляя над тем, что они предположительно знают, они обнаруживают, что это гораздо менее надежно, чем они думали, и действительно приходят к выводу, что многие из их самых твердых убеждений сомнительны или даже ложны. Такие сомнения возникают из-за определенных аномалий в восприятии мира людьми. Две из этих аномалий будут подробно описаны здесь, чтобы проиллюстрировать, как они ставят под сомнение общепринятые притязания на знания о мире.

Две эпистемологические проблемы

Большинство людей заметили, что зрение может играть злые шутки. Прямая палка, погруженная в воду, выглядит согнутой, хотя это не так; железнодорожные пути как бы сходятся вдали, но это не так; и страницу англоязычной печати, отраженную в зеркале, нельзя читать слева направо, хотя во всех других обстоятельствах это возможно. Каждое из этих явлений каким-то образом вводит в заблуждение. Тот, кто думает, что палка согнута, что железнодорожные пути сходятся и т. д., ошибается относительно того, каков мир на самом деле.

Хотя на первый взгляд такие аномалии могут показаться простыми и не вызывающими проблем, более глубокое их рассмотрение показывает, что на самом деле все наоборот. Откуда известно, что палка на самом деле не согнута и что дорожки на самом деле не сходятся? Предположим, кто-то говорит, что знает, что палка на самом деле не согнута, потому что, когда ее вынимают из воды, можно увидеть, что она прямая. Но дает ли вид прямой палки, вытащенной из воды, серьезное основание думать, что, когда она находится в воде, она не согнута? Предположим, кто-то говорит, что пути на самом деле не сходятся, потому что поезд проезжает по ним в точке, где они, кажется, сходятся. Но откуда знать, что колеса поезда не сходятся и в этой точке? Что оправдывает предпочтение одних из этих верований другим, особенно когда все они основаны на том, что видно? Видишь, что палка в воде согнута, а палка вне воды прямая. Почему же тогда палка объявлена ​​действительно прямой? Почему, в сущности, предпочтение отдается одному восприятию над другим?

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

Один из возможных ответов состоит в том, что видения недостаточно, чтобы дать знание того, как обстоят дела. Зрение необходимо «исправлять» с помощью информации, полученной от других органов чувств. Предположим тогда, что некто утверждает, что веским основанием полагать, что палка в воде прямая, является то, что, когда палка находится в воде, можно почувствовать руками, что она прямая. Но что оправдывает веру в то, что осязание более надежно, чем зрение? В конце концов, осязание порождает неправильные восприятия так же, как и зрение. Например, если человек охлаждает одну руку и согревает другую, а затем опускает обе в ванну с чуть теплой водой, вода будет казаться теплой для холодной руки и холодной для теплой. Таким образом, трудность не может быть решена путем обращения к другим органам чувств.

Другой возможный ответ может начаться с утверждения, что ни одно из чувств не может гарантировать представление вещей такими, какие они есть на самом деле. Вера в то, что палка действительно прямая, поэтому должна быть оправдана какой-либо другой формой осознания, возможно, разумом. Но почему разум должен считаться непогрешимым? Он часто используется несовершенно, например, когда кто-то забывает, просчитывает или делает поспешные выводы. Более того, зачем доверять разуму, если его выводы противоречат выводам, полученным из ощущений, если, конечно, чувственный опыт лежит в основе большей части того, что известно о мире?

Ясно, что здесь есть целый ряд трудностей, и придется хорошенько подумать, чтобы прийти к убедительной защите кажущегося простым утверждения о том, что палка действительно прямая.

Добавить комментарий