Эмпирические методы исследования в психологии: Вопрос 2. Эмпирические методы в психологии

Содержание

Вопрос 2. Эмпирические методы в психологии

Группа эмпирических методов в психологии традиционно, начиная с тех пор, как психология выделилась в самостоятельную науку, считается основной.

Наблюдение выступает в психологии в двух основных формах – как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное наблюдение. Традиционная интроспективная психология считала самонаблюдение единственным или, во всяком случае, основным методом психологии. Это было реализацией в методах исследования той общей позиции, согласно которой психика превращалась в замкнутый в себе внутренний мир.

Познание собственной психики посредством самонаблюдения всегда осуществляется в той или иной мере опосредованно через наблюдение внешней деятельности. Таким образом, совершенно отпадает возможность превращать самонаблюдение – как того хочет радикальный идеализм – в единственный или основной метод психологического познания. Вместе с тем, так как реальный процесс самонаблюдения в действительности всегда является одной из сторон и присутствует в объективном наблюдении, экспериментатору в ходе психологического исследования надо направлять своими вопросами испытуемого не на то, чтобы он сообщал, каким ему представляется то, что он делает и переживает, а на то, чтобы он по заданию экспериментатора совершал соответствующее действие и таким образом обнаруживал сплошь и рядом им самим неосознанные закономерности, согласно которым в действительности объективно протекают соответствующие процессы. Наблюдение и в психологии должно вестись в основном объективными методами.

Объективное наблюдение. Применение метода наблюдения должно исходить из единства внутреннего и внешнего, субъективного и объективного. Это самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методов в психологии. Научное наблюдение непосредственно соприкасается с обыкновенным житейским наблюдением. Необходимо поэтому, прежде всего, установить общие основные условия, которым вообще должно удовлетворять наблюдение, чтобы быть научным методом.

Первое основание требование – наличие четкой целевой установки: ясно осознанная цель должна руководить наблюдателем. В соответствии с целью должен быть определен план наблюдения, зафиксированный в схеме. Плановость и систематичность наблюдения составляют самую существенную черту как научного метода. Они должны исключить элемент случайности, свойственный житейскому наблюдению. Таким образом, объективность наблюдения зависит, прежде всего, от его плановости и систематичности. И, если наблюдение исходит из четко осознанной цели, то оно должно приобрести избирательный характер. Наблюдать все вообще в силу безграничного многообразия существующего совершенно невозможно. Всякое наблюдение, поэтому носит избирательный, или выборочный, частичный характер.

Наблюдение становится методом научного познания лишь постольку, поскольку оно не ограничивается простой регистрацией фактов, а переходит к формулировке гипотез с тем, чтобы проверить их на новых наблюдениях. Действительно научно-плодотворным объективное наблюдение является в том случае, когда оно связано с установлением и проверкой гипотез. Отделение субъективного истолкования от объективного и выключение субъективного производится в самом процессе наблюдения, соединенного с постановкой и проверкой гипотез. Психологическое истолкование внешних данных само непосредственно не дано, оно должно быть найдено на основе гипотез, которые должны быть в наблюдении проверены, т.е. описание должно переходить в объяснение — этого зависит судьба научного исследования.

Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том, что оно позволяет изучать психические процессы в естественных условиях. Однако объективное наблюдение, сохраняя свое значение, по большей части должно дополняться другими методами исследования.

Теперь кратко перечислим основные недостатки метода наблюдения. Установки, интересы, психологические состояния, личностные особенности наблюдателя могут весьма сильно влиять на результаты наблюдения. Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель ориентирован на подтверждение своей гипотезы. Он воспринимает избирательно только часть происходящего. Длительное наблюдение приводит к усталости, адаптации к ситуации, вызывает чувство монотонности, что увеличивает опасность неточных записей. Определенную трудность представляет интерпретация данных. И, наконец, наблюдение требует значительных затрат времени.

Наблюдение используется в первую очередь, когда требуется минимальное вмешательство в естественное поведение, взаимоотношения людей, когда стремятся получить целостную картину происходящего.

Экспериментальный метод. История науки доказала ведущую роль экспериментального метода в развитии и дифференциации научных знаний. Достаточно вспомнить тот факт, что психология – одна из древнейших наук — отпочковалась от философии в самостоятельную отрасль знаний только в середине XIX столетия, когда началось систематическое экспериментирование, в психологии (В. Фехнер, Э.Вебер, В.Вундт и др.).

Что же такое эксперимент? Эксперимент – это исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает следующее.

1. Исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него.

2. Экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление.

3. В эксперименте имеется возможность неоднократного воспроизведения результатов.

4. В результате эксперимент устанавливает допускающие математическую формулировку количественные закономерности.

Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать допустимыми для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психического процесса.

Эксперимент как метод психологии возник в области психофизики и психофизиологии и получил широкое распространение в психологии. Расширение использования эксперимента продвигалось от элементарных процессов ощущения к высшим психическим процессам. Изменился и сам характер эксперимента: от изучения соотношения отдельного физического раздражителя и соответствующего ему психического процесса он перешел к изучению закономерностей протекания самих психических процессов в определенных объективных условиях. Против лабораторного эксперимента выдвигалось три соображения. Указывалось на искусственность эксперимента, аналитичность и абстрактность эксперимента, на осложняющую роль воздействия экспериментатора.

Своеобразным вариантом эксперимента, представляющим как бы промежуточную форму между наблюдением и экспериментом, является метод так называемого естественного эксперимента, предложенного русским ученым А.Ф.Лазурским (1910). Его основная тенденция – сочетать экспериментальность исследования с естественностью условий. Логика этого метода такова: экспериментальному воздействию подвергаются условия, в которых протекает изучаемая деятельность, сама же деятельность наблюдается в ее естественном протекании. Вместо того, чтобы переводить изучаемые явления в лабораторные условия, исследователи стараются учесть влияние и подобрать естественные условия, соответствующие их целям. Естественный эксперимент, который решает задачи психолого-педагогического исследования, называют психолого-педагогическим экспериментом. Его роль исключительно велика при изучении познавательных возможностей учащихся на различных возрастных этапах и при выяснении конкретных путей формирования личности школьника.

И, наконец, экспериментальный метод включает и эксперимент как средство воздействия, изменения психологии людей. Такая его разновидность называется формирующим экспериментом. Его своеобразие заключается в том, что он одновременно служит и средством исследования, и средством формирования изучаемого явления. Для формирующего эксперимента характерно активное вмешательство исследователя в

изучаемые им психические процессы. Формирующий эксперимент предполагает проектирование и моделирование содержания формируемых психических новообразований, психолого-педагогических средств и путей их формирования. Процесс учебно-познавательной работы с детьми изучаются условия и закономерности происхождения соответствующего психического новообразования. Один из основателей формирующего эксперимента в нашей стране – В.В. Давыдов называет этот вид эксперимента генетико-моделирующим. Ибо он воплощает в себе единство исследования психического развития детей с их воспитанием и обучением. Этот метод опирается на конструирование и переконструирование новых программ воспитания и обучения и способов их реализации. Таким образом, формирующий эксперимент выступает как метод экспериментального развивающего воспитания и обучения детей.

история и современные тенденции (конец XIX – первая половина XX в.)

Малевич Т.В. Эмпирические методы исследования религиозного опыта в психологии религии: история и современные тенденции (конец XIX – первая половина XX в.)

Малевич Татьяна Владимировна
кандидат философских наук, научный сотрудник, Институт философии РАН
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ул. Волхонка, 14/5, 119991 г. Москва, Российская Федерация


Аннотация. Настоящая статья представляет собой первую часть проекта, целью которого является теоретико-методологическая рефлексия, направленная на реконструкцию истории эмпирических исследований религиозного опыта в зарубежной психологии религии и выявление современных тенденций в данной области. В этой части автор рассматривает развитие эмпирического изучения опытной стороны религиозности в конце XIX – первой половине XX вв., выделяет ключевые методологические подходы к исследованию религиозных переживаний и их специфику. Проведенный анализ показывает, что в конце XIX – первой четверти XX вв. религиозные опыты являлись одним из приоритетных предметных полей психологии религии. При этом наибольшей популярностью пользовались три модели организации эмпирических исследований, сложившиеся в рамках французской, американской и немецкой школ психологии религии и предполагавшие методы клинического наблюдения, анкетных опросов и экспериментальной интроспекции соответственно. Однако с 1930-х гг. в США и впоследствии в Европе изучение опытной стороны религиозности превращается в маргинальную и непопулярную область исследований, что объясняется скорее общей стагнацией психологии религии как научной дисциплины, а не отсутствием интереса к религиозному опыту как таковому.

Ключевые слова: психология религии, религиозный опыт, мистический опыт, опыт обращения, методология, эмпирические методы, экспериментальная интроспекция.


Произведение «Эмпирические методы исследования религиозного опыта в психологии религии: история и современные тенденции (конец XIX – первая половина XX в.)», созданное автором по имени Малевич Т.В., публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Вложения:
1_Malevich.pdf
URL: http://psst.jvolsu.com/index.php/ru/component/attachments/download/663
864 Скачивания

Основные методы исследования: примеры, образцы

В введении курсовой или дипломной работы среди прочих факторов необходимо перечислить методы исследования. Выбрать подходящие методы, применить их в процессе написания работы и грамотно описать во введении – задача не из лёгких. Она усложняется ещё и тем, что в каждой сфере исследования: психология, медицина, финансы, педагогика и прочие, применяются свои, узконаправленные методы. Ниже мы раскроем их сущность и назовём их общие и специальные виды.

Что такое методы исследования?

Это первый вопрос, в котором следует разобраться. Итак, методы исследования – это те шаги, которые мы выполняем на пути к цели своей работы. Это способы, которые помогают нам решить поставленные задачи.

По причине их огромного количества существуют разные классификации методов исследования, подразделения на виды, объединения в группы. Прежде всего, их принято разделять на две категории: универсальные и частные. Первая категория применима для всех отраслей знания, а вторая отличается более узкой направленностью и охватывает те методы, которые применяются строго в той или иной сфере науки.

Следующую классификацию рассмотрим более подробно и выделим их виды: эмпирические, теоретические, количественные и качественные. Далее рассмотрим методы, применимые в конкретных сферах познания: педагогике, психологии, социологии и прочих.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по менеджменту

Эмпирические методы исследования

Этот вид основан на эмпирическом, то есть чувственном восприятии, а также на измерении с помощью приборов. Это важный компонент научных исследований во всех областях знаний от биологии до физики, от психологии до педагогики. Он помогает определять объективные законы, в соответствии с которыми происходят изучаемые явления.

Приведённые ниже эмпирические методы исследования в курсовой работе и прочих студенческих трудах вполне можно назвать основными или универсальными, потому что они актуальны для абсолютно всех областей познания.

    • Изучение разнообразных источников информации. Это не что иное, как элементарный сбор информации, то есть этап подготовки к написанию магистерской диссертации или курсовой работы. Сведения, на которые вы будете опираться, можно брать из книг, прессы, нормативно-правовых актов и, наконец, из интернета. При поиске информации следует помнить, что не все находки являются достоверными (особенно в интернете), поэтому при выборке сведений следует отнестись к ним критически и обращать внимание на подтверждение и сходство материалов из разных источников.
    • Анализ полученных сведений. Это этап, который идёт следом за сбором информации. Недостаточно просто найти нужный материал, нужно ещё и тщательно проанализировать его, проверить на логичность, достоверность и актуальность.
    • Наблюдение. Этот метод представляет собой целенаправленное и внимательное восприятие изучаемого явления с последующем сбором информации. Чтобы наблюдение принесло желаемые плоды, необходимо подготовиться к нему заранее: составить план, набросать факторы, требующие особого внимания, чётко определиться со сроками и объектами наблюдения, подготовить таблицу, которую вы будете заполнять в процессе работы.
    • Эксперимент. Если наблюдение – это скорее пассивный метод исследования, то эксперимент характеризуется вашей активной деятельностью. Для проведения опыта или серии опытов вы создаёте определённые условия, в которые помещаете предмет исследования. Далее вы наблюдаете за реакцией предмета и фиксируете результаты опытов в виде таблицы, графика или диаграммы.
    • Опрос. Этот метод помогает глубже заглянуть в изучаемую проблему, задавая конкретные вопросы вовлечённым в неё людям. Опрос применяется в трёх вариациях: это интервью, беседа и анкетирование. Первые два вида устные, а последний – письменный. После выполнения опроса нужно чётко сформулировать его результаты в виде текста, диаграммы, таблицы или графика.

Теоретические методы исследования

Методы проведения исследования данного вида отличаются абстрактностью и обобщённостью. Они помогают систематизировать собранный материал  для успешного его изучения.

  • Анализ. Чтобы лучше понять материал, его необходимо разложить на составные единицы и подробно изучить каждую. Этим и занимается анализ.
  • Синтез. Противопоставление анализу, необходимое для объединения разрозненных элементов в единое целое. К этому методу мы прибегаем, чтобы получить общее представление об изучаемом явлении.
  • Моделирование. Чтобы подробно изучить предмет исследования, иногда нужно поместить его в специально созданную модель.
  • Классификация. Этот метод схож с анализом, только информацию он распределяет на основе сравнения и разделяет на группы, опираясь на общие признаки.
  • Дедукция. В лучших традициях Шерлока Холмса этот метод помогает перейти от общего к частному. Этот переход полезен для более глубокого проникновения в сущность изучаемого явления.
  • Индукция. Этот метод – противопоставление дедукции, он помогает переходить от единичного случая к изучению цельного явления.
  • Аналогия. Принцип её действия заключается в том, что мы находим определённые сходства между несколькими явлениями, а затем выстраиваем логические умозаключения о том, что и другие черты у этих явлений могут совпадать.
  • Абстрагирование. Если отвлечься от ярких свойств изучаемого явления, можно выявить те его характеристики, на которые мы доселе не обращали внимания.
Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по русскому языку

Количественные методы исследования

Эта группа методов помогает анализировать явления и процессы с опорой на количественные показатели.

  • Статистические методы нацелены на первоначальный сбор количественных данных и дальнейшее их измерение для исследования масштабных явлений. Полученные количественные характеристики помогают выявить общие закономерности и устранить случайные незначительные отклонения.
  • Библиометрические методы позволяют изучить структуру, взаимную связь и динамику развития явлений в документационной и информационной областях. Это и подсчет количества сделанных публикаций, и контент-анализ, и цитат-индекс, т.е. определение объёма цитирования различных источников. На их основе можно отследить обращаемость изучаемых документов, степень их использования в различных сферах познания. Отдельного упоминания заслуживает контент-анализ, поскольку он играет важную роль при изучении большого объёма различных документов. Его суть сводится к подсчёту смысловых единиц, которыми могут стать те или иные авторы, произведения, даты выпуска книг. Результатом исследования с помощью этого метода становятся сведения об информационном интересе населения и общем уровне их информационной культуры.
Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по литературе

Качественные методы исследования

Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.

Рассмотрим важнейшие методы этой группы.

  • Глубинное интервью. В отличие от обыкновенного интервью, которое относится к эмпирическому виду, здесь мы говорим о такой беседе, где недостаточно краткого ответа «да» или «нет», но требуются развернутые, аргументированные ответы. Часто глубинное интервью проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану, а его цель заключается в исследовании убеждений, ценностей и мотивации респондентов.
  • Экспертное интервью. От глубинного аналога эта беседа отличается тем, что в роли респондента выступает эксперт, компетентный в интересующей сфере. Обладая знанием о специфических сторонах изучаемого явления, он высказывает ценное мнение и существенно способствует научному исследованию. Часто в беседах подобного рода участвуют представители власти, работники вузов, руководители и сотрудники организаций.
  • Фокус-групповые дискуссии. Здесь беседа происходит не один на один, а с фокус-группой, состоящей из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению. Во время дискуссии её участники делятся личным мнением, опытом и восприятием предложенной темы, а на основе их высказываний составляется «портрет» социальной группы, к которой относится состав фокус-группы.

Методы педагогического исследования

В педагогике исследования проводятся с помощью как универсальных, так и частных методов, необходимых для изучения конкретных педагогических явлений, а также поиска их взаимосвязи и закономерностей. Теоретические методы помогают определять проблемы, выдвигать гипотезы и оценивать собранные материалы для исследования, включая монографии по педагогике, историко-педагогические документы, методические пособия и прочие документы, имеющие отношение к педагогике. Изучая литературу по выбранной теме, мы находим, какие проблемы уже решены, а какие ещё недостаточно освещены.

Помимо теоретических, педагогическое исследование приветствует и эмпирические методы, дополняя их своей спецификой. Так, наблюдение здесь становится целенаправленным и внимательным восприятием педагогических явлений (чаще всего это обычные или открытые уроки в школах). Анкетирование и тестирование часто применяется как к учащимся, так и к педагогическому коллективу для познания сущности образовательных процессов.

Среди частных методов, которые относятся сугубо к педагогическим исследованиям, следует назвать изучение результатов деятельности учащихся (контрольных, самостоятельных, творческих и графических работ) и анализ педагогической документации (журналов успеваемости учащихся, их личных дел и медицинских карт).

Пример перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по педагогике

Методы социологического исследования

Социологические исследования основываются на теоретических и эмпирических методах, дополненных спецификацией тематики. Рассмотрим, каким образом они преобразуются в социологии.

  • Анализ различных источников для получения максимально точной информации. Здесь изучаются и книги, и рукописи, и видео, и аудио, и статистические данные. Один из видов этого метода – это контент-анализ, который трансформирует качественные факторы изучаемых источников в их количественные характеристики.
  • Социологическое наблюдение. С помощью этого метода собираются социологические данные путём непосредственного изучения явления в его нормальных, естественных условиях. В зависимости от цели наблюдения оно может быть контролируемым или неконтролируемым, лабораторным или полевым, включенным или невключенным.
  • Анкетирование, которое в данной сфере превращается в социологический опрос. Респондентам предлагается заполнить анкету, на основе которой в дальнейшем исследователь получает массив социальной информации.
  • Интервью, то есть устный социологический опрос. В ходе прямой беседы между исследователем и респондентом устанавливаются личные психологические отношения, которые способствуют не только получению ответов на поставленные вопросы, но и изучению эмоциональной реакции респондентов на них.
  • Социальный эксперимент – исследование того или иного социального процесса в искусственных условиях. Он проводится для проверки выдвинутой гипотезы и испытания способов управления сопутствующими процессами.
Пример выделения методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по социологии

Методы психологического исследования

Методы исследования в психологии – это общенаучные эмпирические и теоретические, а также частные, узконаправленные. Преимущественно исследования здесь опираются на модифицированные наблюдение и эксперимент.

Наблюдение в психологии заключается в изучении психической деятельности путём регистрации интересующих физиологических процессов и актов поведения. Этот старейший метод наиболее эффективен на первых шагах к изучению проблемы, поскольку помогает предварительно определить важные факторы изучаемых процессов. Предметом наблюдения в психологии могут стать особенности поведения людей, включая вербальные (содержание, продолжительность, частота речевых актов) и невербальные (экспрессия лица и тела, жесты).

Наблюдение отличается определённой пассивностью исследователя, а это не всегда удобно. Поэтому для более интенсивного и глубокого изучения интересующих психических процессов применяется эксперимент, который в психологическом контексте представляет собой совместную деятельность исследователя и испытуемого (или нескольких испытуемых). Экспериментатор искусственно создаёт необходимые условия, на фоне которых по его мнению изучаемые явления максимально ярко проявят себя. Если наблюдение – это пассивный метод исследования, то эксперимент – активный, т.к. исследователь активно вмешивается в ход исследования, меняет условия его проведения.

Образец перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по психологии

Итак, мы просмотрели различные методы исследований, достойные не только упоминания в введении  дипломной работы или курсовой, но и активного применения на практике.

Эмпирические методы исследования в психологии

[pic 1][pic 2]

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Лабораторные работы

по дисциплине «Общепсихологический практикум. Часть I.

Эмпирические методы исследования в психологии»

Выполнил студент 1 курса

ф-та психологии,

группа ПС5И20/09:

Мухутдинова Лилия Равилевна

                                                             Проверил: Шенцева Наталья Николаевна

                                                                                                           

Москва 2021

Лабораторная работа № 1

Метод Наблюдение

Лабораторная работа проведена по дискуссии присяжных о вынесении приговора в фильме «12 разгневанных мужчин».

Цель лабораторной работы: освоение метода наблюдения.

Методика исследования: Схема наблюдения за ходом дискуссии Р. Бейлза.

Цель исследования: Выявление типов поведения участников дискуссии.

Объект исследования: Участники дискуссии.

Предмет исследования: Типы поведения в дискуссии.

Материалы и оборудование: Запись фильма «12 разгневанных мужчин», лист бумаги, ручка.

Процедура исследования: Исследование проводится по методике Р. Бейлза. Используется систематизация признаков межличностного общения – 12 категорий (обозначены буквами а, в, с, d, е, f). Категории сведены к 4-м классам: А, B, C, D (по Т.В. Корниловой).

Классификация признаков межличностного общения по классу и категориям приведена в таблице 1.

Таблица 1.

Классификация признаков межличностного общения по классу и категориям

Описание категории

Категория

Класс

Выражает солидарность, повышает статус другого, вознаграждает

f1

А

Позитивные эмоции

Выражает ослабление напряжения, шутит, смеется, выражает удовлетворение

e2

Соглашается, выражает пассивное принятие, уступает

d3

Дает совет, направление, подразумевая автономию другого

c4

В

Решение проблем

Выражает мнение, оценивает, анализирует, выражает чувства, желания

b5

Дает ориентацию, информацию, уточняет, подтверждает

a6

Запрашивает ориентацию, информацию, повторение, подтверждение

a7

С

Постановка проблем

Запрашивает мнение, оценку, интересуется самочувствием

b8

Спрашивает совет, направление, возможный способ действия

c9

Возражает, дает пассивное отвержение, формален, отказывает в помощи

d10

D

Негативные эмоции

Выражает напряжение, просит помощи, пасует перед проблемой

e11

Выражает антагонизм, подрывает статус другого, защищает или утверждает себя

f12

Строчными латинскими буквами обозначены связи между категориями.

а — проблемы ориентации,

b — проблемы оценивания,

с — проблемы контроля,

d — проблемы нахождения решения,

е — проблемы преодоления напряженности,

f — проблемы интеграции.

Фиксируется формальная (но не содержательная) сторона общегрупповой дискуссии. В процессе наблюдения реплики участников дискуссии соотносятся с категориями, представленными выше.

Эмпирические методы исследования — это универсалии для многих наук

Современная наука не стоит на месте. Мы изобретаем все новые и новые вещи, способные не только облегчить нашу жизнь, но и усовершенствовать уже старые изобретения.

Каждый новый день наполнен маленькими и большими открытиями, о которых обыватели порой даже не подозревают, а спустя какое-то время принимают как должное новые изобретения в личное пользование.

Но, как бы далеко не ушла наука в 21 веке, базируется она в большинстве случаев на давно всем известных принципах, методах и понятиях, которые были открыты нашими предками задолго до изобретения электричества и даже паровых механизмов.

К таким искомым методам в исследовании тех или иных научных процессов можно отнести эмпирические.

Это методы, которые как способы познания окружающей действительности появились вместе с самим человеком, постепенно оформив себя, как определенные алгоритмы действий, в процессе приобретения общечеловеческого опыта.

Именно об этом и будет наш дальнейший разговор, в ходе которого мы вспомним не только основные виды эмпирических методов, но и рассмотрим их достоинства и недостатки.

А отдельное внимание уделим данным методам в области педагогической науки.

Разбираемся в терминологии

Сбор информации об объекте осуществляется при помощи органов чувств

Эмпирические методы исследования – это методы исследования объекта путем чувственного восприятия его особенностей и характеристик.

Ученые, прибегая в своей работе к эмпирическим методам, рассматривают объект, сравнивая с чем-либо, описывая его характеристики, измеряя определённые показатели, наблюдая за изменениями в ходе экспериментальных действий, анализируя данные до и после.

Если же обратиться к дословному переводу слова, то мы непременно столкнёмся с понятием чувственного познания действительности, на котором основываются данные методы.

Как известно, у человека есть различные органы чувств: обоняние, осязание, зрение, слух и другие, именно за счет них и идет сбор определенной информации об исследуемом объекте.

Виды эмпирических методов

Среди основных «чувственных» методов науке известны следующие:

  1. Наблюдение за объектом не с точки зрения пассивного созерцания, а посредством целенаправленной фиксации информации об объекте.
  2. Измерение определенных качественных показателей
  3. Эксперимент, включающий в себя искусственное создание условий для проявления объектом тех или иных показателей.
  4. Сравнение отдельных признаков объекта с чем-либо с обязательным условием общности между сравниваемыми объектами. Кстати, наиболее полную информацию в данном случае дает сравнение трех объектов между собой.

Рассмотрим на конкретном примере, который многим может быть знаком со школьной скамьи.

Ребенку дают задание вырастить дома лук, кроме того описать все процессы его роста.

Чтобы выполнить данную работу, ребенок прибегнет ко всем вышеуказанным методам, даже сам того не осознавая.

Наблюдение за растениями — яркий пример эмпирических методов исследования

Посаженную в воду головку лука ребенок будет ежедневно осматривать на наличие у нее корешков, то есть наблюдать за определенными изменениями.

Также ребенок будет оценивать показатели уровня и цвета жидкости (уровень воды можно измерить линейкой, цвет жидкости оценивается за счет зрения), состояния луковой шелухи (запах, твердость или мягкость покровов путем осязания) — это пример измерений.

Ребенок может заметить, что, если менять воду достаточно часто, то корни растут намного медленнее, точно так же, если лук стоит на холодном подоконнике.

В таком случае, по совету старших, ребенок может поставить лук в более теплое место, создав тем самым искусственные условия для быстроты роста корней (эксперимент). Когда луковая головка не только даст корни, но и стрелки, ребенок опишет разницу между луком «до» и «после», проведя сравнительный анализ.

Эмпирический и теоретический, а в чем же разница

Исследователь-эмпирик в своей работе ищет явления и их зависимости на уровне сущностных понятий.

Исследователь-теоретик же ищет сущностные связи, представленные уже сформулированными ранее законами, определяет метаморфозы предмета.

Эмпирик находится в тесном контакте с изучаемым объектом

Теория строится на разделении этих законов, для того, чтобы изучить каждый отдельно, проанализировать их совместное воздействие на объект, тем самым и раскрыть основные характерные особенности объекта.

К примеру, мы исследуем свойства и характеристики снега.

В первом случае мы путем наблюдения придем к выводу, что снег тает при определенной температуре, а именно плюсовой, то есть явление превращения вещества из кристаллообразной формы в жидкую напрямую зависит от температуры окружающей его среды.

Теоретик же данную особенность рассмотрит с точки зрения известных законов, а именно, ему уже известно, что вода имеет несколько состояний, в жидком состоянии при температуре ниже нуля вода становится кристаллообразной, соответственно таяние снега будет происходить в обратной последовательности, когда температура будет выше нуля.

Эмпирик находится в тесном контакте с изучаемым предметом, теоретик же может изучать что-либо на расстоянии, даже эксперимент он может произвести «мысленно».

С позиции теоретических методов готовят к полету в космос людей и технику, изучают космические объекты посредством фото и видео фиксации дронов, хотя сам исследователь опосредован от открытого космоса.

Методы эмпирические не зависят от субъективных особенностей исследователя, они дают только объективную характеристику о том или ином объекте или предмете.

Теоретические же методы, напротив, подвержены субъективной оценке, это как в случае с общеизвестной загадкой: «Стакан наполовину пуст, и тут же он наполовину полон».

Достоинства и недостатки эмпирических исследований

У эмпирических методов, как и у других, есть свои плюсы и минусы.

К примеру, если мы рассмотрим наблюдение, то его бесспорным преимуществом будет то, что процесс изучения объекта происходит одновременно с изменением каких-либо явлений, в реальном времени и естественной обстановке независимо от желания и поведения изучаемого объекта.

Наблюдать за живыми существами довольно сложно

Но с другой стороны наблюдение ограничено конкретной ситуацией, а значит его показатели носят частный характер, в другом случае будут непременно иными, а возможно, что подобное и вовсе не удастся повторить.

Если наблюдение идет за живым объектом, то не исключены различия в восприятии окружающей действительности у наблюдающего и наблюдаемых, отсюда — неточность выводов.

А также в случае того, если объект узнает о том, что за ним наблюдают, он может нарочно изменить те или иные характеристики, что опять же приведет к ложным результатам.

В случае проведения эксперимента у исследователя есть неоспоримое преимущество — возможность манипуляции условиями для проявления тех или иных показателей у испытуемого.

Но этот же фактор играет и «злую шутку» с получением необходимой точной информации, так как эксперимент нельзя проводить часто (с участием живых объектов), необходимо иметь при себе наличие определенной аппаратуры.

Кроме того, если осуществлять его с оглаской для испытуемых, то весьма вероятно, что они будут бояться оценки, подстроятся под те или иные условия, а значит не покажут истинных данных.

Если речь идет о сравнении, то нужно помнить, что сравнивать объекты, не имеющие чего-либо общего, бессмысленно, подобное исследование даст лишь поверхностные результаты.

Сравнивая неважные признаки объектов, легко можно прийти к заблуждению.

Отличительные черты эмпирических методов в педагогике

Если мы ведем разговор о конкретной науке, в данном случае — педагогике, то тут количество видов эмпирических методов больше, чем в других.

Безусловно, основные из них повторяются, однако, имеют ряд отличительных особенностей, о чем будет сказано далее.

Объектом наблюдения в педагогике может быть как группа, так и один ее представитель

Первый из видов эмпирических методов — это наблюдение.

Ввиду того, что объекты у нас являются людьми, исследователь сможет наблюдать за ними в двух различных вариантах: включаясь в группу или же не включаясь. 

Кроме того, он может делать это открыто или же тайно, выбрать в качестве объекта одного представителя группы или всех ее членов.

Не так распространенный в других областях знания, но приемлемый в педагогике опрос (в устной или письменной форме) также дает определенную информацию об объекте исследования.

Опрос может быть построен в рамках личной беседы «с глазу на глаз», интервью или же анкетирования (с открытыми и закрытыми типами ответов на вопросы).

Зачастую данный вид эмпирических методов способен дать более достоверную информацию, нежели наблюдение или эксперимент, ведь можно собрать в короткие сроки информацию о большом числе объектов и исключить их взаимное влиянии в процессе сбора друг на друга.

Не менее важным в педагогической работе является и тестирование.

Оно предполагает выявление у того или иного объекта определенного вида характеристик, выраженных в большей или меньшей степени, оценить которые возможно посредством заранее разработанных задач, ситуаций, вопросов и шкалы показателей, с которой и сравниваются полученные значения.

Популярным и не новым является метод рейтинга или экспертной оценки, который включает в себя действия оценочного характера, производимые определенным кругом лиц (экспертами) относительно какого-либо процесса или явления.

Кстати, весьма схож с экспертной оценкой, которую дают в следственных органах, в случае какого-либо произошедшего преступления.

Говоря о педагогическом эксперименте, следует упомянуть о его разновидностях, полностью зависящих от целей его проведения.

Так для определения реальной педагогической обстановки проводят констатирующий, с целью дальнейшего развития коллектива формирующий эксперимент.

Кстати, в этом случае для достоверности экспериментальных данных необходимо наличие двух групп испытуемых.

Эксперимент может проводиться в естественных (обычная образовательная среда) и искусственных условиях (современные образовательные стандарты на первых порах их внедрения в структуру общего образования).

Не стоит забывать и о таком методе, как обобщение и изучение педагогического опыта.

На практике данный метод осуществляется следующим образом: выбирается автор определенной педагогической идеи, изучают особенности механизмов взаимодействия на объектов, в рамках чего продолжают дальнейшую педагогическую деятельность.

Сколь бы не разнообразно были представлены эмпирические методы, характерные для педагогической науки, в целом они сходятся в одном: скоординировать, повысить эффективность, спрогнозировать события учебно-воспитательного процесса.

Подводя итог, следует отметить то, что полнота научного знания, частью которого мы обладаем сегодня, целиком и полностью зависит от методов, которые применяют исследователи в ходе своей деятельности.

Однако приверженность лишь к одним из них и пренебрежение другими не позволит в достаточной мере открыть всю информацию о том или ином объекте действительности.

Поэтому в поиске негласных научных истин стоит придерживаться и тех и других методов научного исследования, умело оперируя ими на разных этапах исследования.

В этом видео вы узнаете об эмпирических методах познании на примере наблюдения:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Научная методология, эмпирические методы и методики социальной психологии — статья

Научная методология, эмпирические методы и методики социальной психологии — статья | ИСТИНА – Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных

Научная методология, эмпирические методы и методики социальной психологиистатья

  • Авторы: Донцов Д.А., Донцова М.В., Базаркина И.Н.
  • Журнал: Научно-методический журнал «Вестник практической психологии образования»
  • Номер: 1 (34)
  • Год издания: 2013
  • Первая страница: 36
  • Последняя страница: 48
  • Аннотация: В данной научной статье подробно анализируются с позиций социальной психологии теоретические и практические аспекты способов изучения групп. Ключевые слова. Наука, теория, методология, эмпирика, способ, метод, методика, социальная психология, группа, группы, учебные группы, класс, исследование, эмпирическая база, социальная выборка, эксперимент, анализ документов, контент-анализ, наблюдение, интервью, опрос, анкета, тест, социометрия, референтометрия, социально-психологическое исследование, социально-психологические тесты, методический инструментарий.
  • Добавил в систему: Донцов Дмитрий Александрович

Эмпирические методы исследования — Writing Commons


Альтернативное название статьи: Первичные исследования, научные исследования или Полевые исследования .

  • Эмпирическое исследование может называться Первичное исследование, Научное исследование или Полевое исследование . Людей, проводящих эмпирические исследования, обычно называют исследователями , но их также можно назвать работниками умственного труда, учеными, эмпириками, или исследователями.

Эмпирическое исследование — это метод исследования, который исследователи используют для проверки утверждений о знаниях и получения новых знаний.

Эмпирические методы сосредоточены на наблюдениях и экспериментах .

Исследователи систематически наблюдают и проводят эксперименты

в значительной степени определяется их риторическим контекстом. Различные рабочие места и академические дисциплины разработали уникальные инструменты и методы для сбора и интерпретации информации.

профессий и бизнес-организаций, т. Е. Дискурсивных сообществ, особенно методологических сообществ.

Профессии и рабочие места разрабатывают уникальные инструменты и методы

Эмпирические исследования основаны на

  • эмпиризме, философии, предполагающей, что знания основаны на том, что вы можете видеть, слышать или испытывать
  • позитивизм, философия, которая предполагает, что вселенная — упорядоченное место; существует неслучайный порядок вселенной; события имеют причины и происходят регулярно, что может быть определено путем наблюдения.

Исследователи и дискурсивные сообщества используют эмпирических исследований методов

  • для создания новых знаний (например, фундаментальных исследований)
  • для решения проблем на работе, в школе или личной жизни (например, прикладные исследования).
  • для проведения репликационных исследований, т. Е. Повторения исследования с использованием тех же методов (или с небольшими вариациями, такими как изменения субъектов и экспериментаторов).

Текстовые исследования играют важную роль в эмпирических исследованиях .Эмпирики проводят некоторые исследования текстов, чтобы понять научные разговоры по интересующим их темам. Эмпирики обращаются к архивам, чтобы узнать о методах проведения эмпирических исследований. Однако существуют важные различия между тем, как ученые оценивают утверждения в текстовых исследованиях, и тем, как ученые взвешивают утверждения в эмпирических исследованиях.

В отличие от исследователей, которые используют преимущественно текстуальные методы, эмпирики не рассматривают «авторитетные утверждения, интуицию, воображаемые предположения и абстрактные, теоретические или систематические рассуждения как источники надежной веры» (Duignan, Fumerton, Quinton, Quinton 2020) .

Вместо того, чтобы полагаться на логические рассуждения и следовать примеру Большинство современных эмпириков признали бы, что любой акт наблюдения и экспериментирования — это в некоторой степени субъективные процессы.

Эмпирическое исследование стремится быть как можно более цели , будучи RAD

  • R eplicable
    • (предоставляется достаточно подробностей о протоколе исследования, чтобы исследование можно было повторить)
  • A gregable
    • (результаты и выводы исследования могут быть расширены в будущих исследованиях)
  • D ata поддерживается

Ключевые термины: позитивизм; методы исследования; методологии исследования.


Как люди, мы познаем мир на основе опыта, наблюдений и экспериментов. Еще в младенчестве мы проводим неформальные исследования: что происходит, когда мы плачем и жалуемся? Если мы сделаем x , будет ли это y ? Со временем мы неизменно учимся на собственном опыте, что наши действия имеют последствия. Мы оттачиваем наши способности определять общие закономерности (например, когда мы много пишем, мы более креативны). Неизменно, по мере того, как мы развиваемся в течение нашей жизни, мы начинаем доверять нашему опыту, нашим чувствам, нашим процедурным знаниям и декларативным знаниям.

На работе и в школе систематическое участие в наблюдении называется эмпирическим или научным исследованием.

Исследователи проводят эмпирическое исследование, когда ответы на исследовательские вопросы недоступны в результате неформального исследования или текстового исследования, когда случай носит кайротический характер, когда на столе есть личная или финансовая выгода. Тем не менее, большинство эмпирических исследований основывается на текстовых исследованиях: исследователи анализируют выводы и последствия ранее опубликованных исследований прошлых исследований — они анализируют научные разговоры и методы исследования — до того, как приступить к эмпирическим исследованиям.

Неформально, как люди, мы регулярно участвуем в интеллектуальных стратегиях, которые используются в эмпирических исследованиях:

  • мы разговариваем с другими и слушаем их истории, чтобы лучше понять их восприятие и опыт,
  • мы проводим наблюдения,
  • мы опрашиваем друзей , коллеги, коллеги
  • мы пересекаем культуры и узнаем о различиях, а
  • мы делаем прогнозы о будущих событиях на основе нашего опыта и наблюдений.

Те же интеллектуальные стратегии, которые мы используем, чтобы рассуждать на основе наших наблюдений и опыта, также лежат в основе эмпирических методов исследования.Например,

  • психолог может разработать тематическое исследование на основе интервью
  • антрополог или социолог могут участвовать в включенном наблюдении, чтобы написать этнографическое исследование
  • политолог может исследовать тенденции избирателей
  • биржевой трейдер может спроецировать отскок акций на основе 30-дневной скользящей средней.

Основное различие между неформальным и формальным эмпирическим исследованием — преднамеренность : Формальное эмпирическое исследование предполагает план исследования, который иногда называют протоколом исследования.Когда исследователи хотят, чтобы к их результатам относились серьезно, они должны использовать методы исследования, имеющиеся у методологического сообщества, для проверки утверждений о знаниях.

Различные академические сообщества (например, естественные науки, социальные науки, гуманитарные науки, искусство) имеют уникальные идеи о том, как проводить эмпирические исследования. Профессионалы на рабочем месте — например, геологи, антропологи, биологи — используют совершенно разные инструменты для сбора и интерпретации данных. Получение диплома по определенной дисциплине или профессии связано с владением уникальной методической практикой.

В разных дисциплинах, однако, эмпирики разделяют ряд рабочих предположений: Эмпирики

  • разрабатывают план исследования до того, как приступить к исследованию.
  • запрашивать одобрение комитетов по этике, когда речь идет о людях или испытаниях на животных.
  • объясняет, как выбираются субъекты / участники исследования и дает возможность выбрать в или отказаться от исследований.

Эмпирики скрупулезно подходят к сбору данных, потому что их исследования должны быть поддающимися проверке , если они хотят, чтобы другие эмпирики серьезно относились к их работе.Другими словами, их план исследования должен быть настолько четким, чтобы последующие исследователи могли провести такое же исследование.

Эмпирическое исследование — это риторическая практика

Эмпирики разрабатывают свою гипотезу / вопрос исследования и свои методы исследования, учитывая свою аудиторию и цель. Перед тем, как начать исследование, исследователи проводят вторичное исследование, особенно «Поиск как стратегическое исследование», чтобы определить текущие знания по теме. Вследствие глубокого понимания соответствующих научных дискуссий по этой теме эмпирики выявляют пробелы в знаниях.

Что означают эмпирические исследования? — Mvorganizing.org

Что означают эмпирические исследования?

Эмпирическое исследование основано на наблюдаемых и измеряемых явлениях и извлекает знания из реального опыта, а не из теории или убеждений. Требуются ответы на конкретные исследовательские вопросы. Определение изучаемой популяции, поведения или явления.

Какие примеры эмпирических исследований?

Эксперимент проводится с использованием опроса музыкального веб-сайта для группы аудитории, которая слышит счастливую музыку, и другой группы, которая ее вообще не слушает, а затем наблюдают за субъектами.Результаты, полученные в результате такого исследования, дадут эмпирические доказательства, способствует ли оно творчеству или нет.

Каковы 3 типа эмпирических данных?

Типы эмпирических свидетельств

  • Качественный. Качественное свидетельство — это тип данных, который описывает неизмеримую информацию.
  • Количественный. Количественные доказательства относятся к числовым данным, которые могут быть проанализированы с помощью математических и / или статистических методов.

Что такое эмпирические методы исследования?

Эмпирическое исследование — это тип исследовательской методологии, в которой используются поддающиеся проверке доказательства для получения результатов исследования.Другими словами, этот тип исследования полагается исключительно на доказательства, полученные с помощью наблюдений или методов сбора научных данных.

Что такое эмпирический источник знания?

Эмпирическое знание, эмпирическое свидетельство, также известное как чувственный опыт, — это знание или источник знания, полученное посредством органов чувств, в частности, путем наблюдения и экспериментирования. В том, что все наши знания начинаются с опыта, не может быть никаких сомнений…

Какова цель эмпирических рассуждений?

Эмпирические рассуждения используются, когда мы хотим объяснить, предсказать или контролировать то, что происходит.Это три мощные и взаимосвязанные цели. Объяснение помогает нам понять, почему.

Что значит, если что-то эмпирическое?

1: возникшие на основе наблюдений или эмпирических данных опыта. 2: полагаться только на опыт или наблюдение, часто без должного учета системы и теории как эмпирической основы теории. 3: могут быть проверены или опровергнуты эмпирическими законами наблюдений или экспериментов.

Каковы три определяющие характеристики эмпирических рассуждений?

В эмпирических рассуждениях заключение основывается на эксперименте и результатах эксперимента.Три характеристики эмпирических рассуждений: эмпирические рассуждения являются индуктивными, самокорректирующими и допускают независимую проверку.

Что такое эмпирические данные и почему они важны?

Эмпирические данные — это информация, которую исследователи генерируют, чтобы помочь найти ответы на вопросы, которые могут иметь серьезные последствия для нашего общества. Возьмите ремни безопасности. До их изобретения люди были убиты или искалечены в результате того, что сегодня мы называем незначительными дорожно-транспортными происшествиями.

Являются ли интервью эмпирическим доказательством?

Эмпирические исследования, описывающие происходящее на основе прямого наблюдения, обсуждений в фокус-группах и глубинных интервью, определяются как качественные исследования. К ним относятся отчеты о случаях и исследования с ограниченным населением, которые не направлены на установление статистических связей между переменными.

Являются ли эмпирические данные количественными или качественными?

Эмпирические свидетельства (записи прямых наблюдений или опыта) могут быть проанализированы количественно или качественно.

Почему история не может использовать эмпирический метод?

Ответ: 1. Эмпирический подход требует систематически регулируемой, воспроизводимой реализации рациональной количественной оценки для проверки или уточнения гипотезы. История — это изучение прошлого, особенно людей, культур, событий и проблем прошлого, а также наши усилия по их пониманию.

Почему наука называется эмпирическим знанием?

Природа науки: научные знания основаны на эмпирических данных.Научные знания основаны на логических и концептуальных связях между доказательствами и объяснениями.

Почему исследования эмпирически?

Эмпирическое исследование — это исследование, основанное на наблюдении и измерении явлений, непосредственно переживаемых исследователем. Собранные таким образом данные можно сравнивать с теорией или гипотезой, но результаты по-прежнему основаны на реальном жизненном опыте.

Как узнать, является ли исследование эмпирическим?

Характеристики эмпирической статьи:

  1. Эмпирические статьи будут включать диаграммы, графики или статистический анализ.
  2. Эмпирические исследовательские статьи обычно обширны, могут быть объемом от 8 до 30 страниц.
  3. В конце статьи всегда есть библиография.

Может ли качественное исследование быть эмпирическим?

Количественное исследование — это эмпирическое исследование, в котором данные представлены в виде чисел. Качественное исследование — это эмпирическое исследование, в котором данные не представлены в виде чисел. Это относится ко всему образу мышления или подходу, который включает набор или группу методов, а также данные в числовой форме.

Почему психологические исследования эмпирически?

Психология — это наука, потому что она предлагает объяснительные теории, которые могут оказаться ошибочными. Психология — это эмпирическая наука, в частности, потому, что мы проверяем, ошибочна ли теория, сравнивая ее прогнозы с фактическими данными.

Почему психологи полагаются на эмпирические методы?

Почему психологи полагаются на эмпирические методы. Все ученые, будь то физики, химики, биологи, социологи или психологи, используют эмпирические методы для изучения интересующих их тем.Поэтому ученые проводят различие между ценностями и фактами.

Что такое обзор эмпирических исследований?

С помощью существующих фактов он или она может оспорить гипотезу или попытаться ответить на конкретный вопрос. Статья, основанная на эксперименте, который проводился исключительно для написания статьи, представляет собой эмпирический обзор. Эксперимент проводится с помощью калиброванных инструментов контролируемым образом.

Как эмпирические данные используются в психологии?

Эмпирические доказательства o Относится к данным, собранным путем прямого наблюдения или эксперимента.o Эмпирические данные не основываются на аргументах или убеждениях. o Вместо этого эксперименты и наблюдения проводятся тщательно и подробно описываются, чтобы другие исследователи могли повторить и попытаться проверить работу.

Что противоположно эмпирическим данным?

Антонимы к эмпирическому. неэмпирический, теоретический. (тоже теоретический), бессмысленный.

Являются ли количественные исследования эмпирическими?

Количественные исследования обычно носят эмпирический характер; он основан на наблюдении, а в некоторых случаях и на эксперименте.Количественные исследования обычно сильно структурированы, а результаты имеют числовые значения. Эти результаты можно сравнить с другими числовыми результатами.

Что такое эмпирическое чтение?

Из Википедии, бесплатной энциклопедии. Эмпирическое изучение литературы — это междисциплинарная область исследований, которая включает в себя психологию, социологию, философию, контекстуальное изучение литературы и историю чтения художественных текстов.

Что такое эмпирическая политическая теория?

Эмпирическая политическая теория фокусируется на наблюдении и объяснении политических явлений и включает формулировку и проверку гипотез посредством экспериментов.Чтобы получить полное представление о политической теории, необходимо изучить и синтезировать оба подхода.

Политология — это эмпирическая наука?

Хотя политология, как и все современные науки, включает эмпирические исследования, обычно она не дает точных измерений и прогнозов.

эмпирических данных: определение | Живая наука

Эмпирическое свидетельство — это информация, полученная путем наблюдения или экспериментов. Ученые фиксируют и анализируют эти данные.Процесс — центральная часть научного метода.

Научный метод

Научный метод начинается с того, что ученые формируют вопросы или гипотезы, а затем приобретают знания посредством наблюдений и экспериментов, чтобы подтвердить или опровергнуть конкретную теорию. «Эмпирический» означает «основанный на наблюдении или опыте» согласно словарю Merriam-Webster Dictionary. Эмпирическое исследование — это процесс поиска эмпирических данных. Эмпирические данные — это информация, полученная в результате исследования.

Прежде чем собирать какие-либо эмпирические данные, ученые тщательно разрабатывают свои методы исследования, чтобы гарантировать точность, качество и целостность данных. Если есть недостатки в способе сбора эмпирических данных, исследование не будет считаться достоверным.

Научный метод часто включает лабораторные эксперименты, которые повторяются снова и снова, и в результате этих экспериментов получаются количественные данные в виде чисел и статистики. Однако это не единственный процесс сбора информации в поддержку или опровержение теории.

Типы эмпирических исследований

«Эмпирические данные включают измерения или данные, собранные путем прямого наблюдения или экспериментов», — сказал Хайме Таннер, профессор биологии в колледже Мальборо в Вермонте. Для сбора эмпирических измерений и данных используются два метода исследования: качественный и количественный.

По данным Государственного университета Оклахомы, качественное исследование, часто используемое в социальных науках, исследует причины человеческого поведения.Он включает данные, которые можно найти с помощью органов чувств. Этот тип исследования часто проводится в начале эксперимента.

По данным Копенгагенского ИТ-университета, количественное исследование включает методы, которые используются для сбора числовых данных и их анализа с использованием статистических методов. Количественные числовые данные могут быть любыми данными, в которых используются измерения, включая массу, размер или объем, согласно данным Государственного университета Среднего Запада в Уичито-Фолс, штат Техас. Этот тип исследования часто используется в конце эксперимента для уточнения и проверки предыдущего исследования.

Выявление эмпирических свидетельств

Выявление эмпирических свидетельств в экспериментах другого исследователя иногда может быть трудным. По данным библиотек Университета штата Пенсильвания, при определении того, являются ли доказательства эмпирическими, можно обратить внимание на некоторые вещи:

  • Можно ли воссоздать и протестировать эксперимент?
  • Есть ли в эксперименте заявление об использованной методологии, инструментах и ​​средствах контроля?
  • Есть ли определение изучаемой группы или явления?

Предвзятость

Цель науки состоит в том, чтобы все эмпирические данные, собранные посредством наблюдений, опыта и экспериментов, не имели предвзятости.Сила любого научного исследования зависит от способности собирать и анализировать эмпирические данные самым беспристрастным и контролируемым образом.

Однако в 1960-х годах историк науки и философ Томас Кун продвигал идею о том, что на ученых могут влиять предшествующие убеждения и опыт, согласно Центру изучения языка и информации.

Поскольку ученые — люди и склонны к ошибкам, эмпирические данные часто собираются несколькими учеными, которые независимо воспроизводят эксперименты.Это также защищает от ученых, которые бессознательно или в редких случаях сознательно отклоняются от предписанных параметров исследования, что может исказить результаты.

Регистрация эмпирических данных также имеет решающее значение для научного метода, поскольку наука может развиваться только в том случае, если данные используются совместно и анализируются. По мнению Калифорнийского университета, экспертная оценка эмпирических данных необходима для защиты от плохой науки.

Эмпирический закон и научный закон

Эмпирические законы и научные законы часто являются одним и тем же.«Законы — это описания — часто математические описания — природных явлений», — сказал Live Science Питер Коппингер, доцент кафедры биологии и биомедицинской инженерии Технологического института Роуза-Халмана. Согласно Словарю Мерриама-Вебстера, эмпирические законы — это научные законы, которые можно доказать или опровергнуть с помощью наблюдений или экспериментов. Итак, если научный закон можно проверить с помощью экспериментов или наблюдений, он считается эмпирическим законом.

Эмпирические, анекдотические и логические свидетельства

Не следует путать эмпирические, анекдотические и логические свидетельства.Это отдельные типы доказательств, которые можно использовать, чтобы попытаться доказать или опровергнуть идею или утверждение.

Используется логическое свидетельство, доказывающее или опровергающее идею с помощью логики. Дедуктивное рассуждение может использоваться для вывода логических доказательств. Например, «Все люди смертны. Гарольд — человек. Следовательно, Гарольд смертен».

Анекдотические свидетельства состоят из историй, которые пережил человек, которому было сказано доказать или опровергнуть точку зрения. Например, многие люди рассказывали истории о своих похищениях инопланетянами, чтобы доказать, что инопланетяне существуют.Часто анекдотические свидетельства человека невозможно доказать или опровергнуть.

Дополнительные ресурсы

Эмпирические методы исследования

В основе любого научного знания лежат определенные методы познания реальности, благодаря которым отрасли науки получают необходимую информацию для обработки, интерпретации, построения теорий. Каждая отрасль имеет свой собственный набор методов исследования. Но в целом научные методы едины для всех и, по сути, их применение и отличает науку от лженауки.

Эмпирические методы исследования, их особенности и виды

Одним из старейших и наиболее широко используемых методов исследования являются эмпирические методы. В древнем мире были философы-эмпирики, познававшие окружающий мир через чувственное, чувственное восприятие. Здесь зародились методы исследования, что в прямом переводе означает «восприятие органами чувств».

Эмпирические методы в психологии считаются базовыми и наиболее точными. В целом, при изучении особенностей психического развития человека могут использоваться два основных метода: поперечный разрез, к которому относятся эмпирические исследования, и продольный, так называемая долгота, когда объектом исследования является один человек. большой временной интервал, а также особенности его развития личности.

Эмпирические методы познания предполагают наблюдение явлений, их фиксацию и классификацию, а также установление взаимосвязей и закономерностей. Они состоят из различных типов наблюдений, экспериментальных лабораторных исследований, психодиагностических процедур, биографических описаний и существуют в психологии с XIX века, с тех пор, как она начала выделяться как отдельная отрасль знания от других социальных наук.

Наблюдение

Наблюдение как метод эмпирического исследования в психологии существует в форме интроспекции (интроспекции) — субъективного познания собственной психики и объективного внешнего наблюдения.Причем оба происходят косвенно, через внешние проявления психических процессов в различных формах деятельности и поведения.

В отличие от повседневного наблюдения, наука должна отвечать определенным требованиям, выстроенной методологии. В первую очередь определяются его задачи и цели, затем выбираются объект, предмет и ситуации, а также методы, дающие наиболее полную информацию. Кроме того, результаты наблюдения записываются и затем интерпретируются исследователем.

Различные формы наблюдения, безусловно, интересны и необходимы, особенно когда требуется составить наиболее общую картину поведения людей в естественных условиях и ситуациях, когда вмешательство психолога не требуется. Однако здесь возникают определенные трудности в интерпретации явлений, связанных с личностными особенностями наблюдателя.

Эксперимент

Помимо наблюдения, в психологии часто используются также эмпирические методы, такие как лабораторные эксперименты.Они отличаются тем, что изучают причинно-следственные связи в искусственно созданной среде. В этом случае психолог-экспериментатор не просто моделирует конкретную ситуацию, но активно влияет на нее, изменяет ее, меняют условия. Более того, созданная модель может быть повторена несколько раз, соответственно, а результаты, полученные в ходе эксперимента, могут быть воспроизведены многократно. Экспериментальные эмпирические методы позволяют изучать внутренние психические процессы с помощью внешних проявлений в искусственно созданной ситуационной модели.Есть в науке и такой эксперимент, как естественный эксперимент. Проводите его в естественных условиях или в максимально приближенных к ним. Другой формой метода является формирующий эксперимент, который используется для формирования и изменения психологии человека при ее изучении.

Психодиагностика

Эмпирические методы психодиагностики направлены на описание и документирование психологических характеристик личности, сходства и различий между людьми с помощью стандартизированных анкет, тестов и анкет.

Основные методы эмпирических исследований в психологии, как правило, используются комплексно. Дополняя друг друга, они помогают лучше понять особенности психики, открыть для себя новые стороны личности.

Международная конференция по эмпирическим методам исследования в экспериментальной социальной психологии (ICERMESP)

  1. Конференции
  2. Эмпирические методы исследования в экспериментальной социальной психологии

Эмпирические методы исследования в экспериментальной социальной психологии Конференция направлена ​​на объединение ведущих академических ученых, исследователей и ученых-исследователей для обмена и обмена своими знаниями. опыт и результаты исследований по всем аспектам эмпирических методов исследования в экспериментальной социальной психологии.Он также предоставляет ведущую междисциплинарную платформу для исследователей, практиков и преподавателей, чтобы представить и обсудить самые последние инновации, тенденции и проблемы, а также встречающиеся практические проблемы и решения, принятые в области эмпирических методов исследования на конференции экспериментальной социальной психологии.

Предстоящие конференции

ЦИФРОВОЙ

Ноябрь 2021 года в Париже
  • Код конференции: 21FR11ICERMESP001
  • Подача аннотации / полнотекстовой статьи: 30 сентября 2021 г.
  • Уведомление о принятии / отклонении: 14 октября 2021 г.
  • Заключительный доклад и ранняя регистрация: 20 октября 2021 г.
  • Дата конференции: 18-19 ноября 2021 г.

ЦИФРОВОЙ

Июнь 2022 года в Вене
  • Код конференции: 22AT06ICERMESP001
  • Подача аннотации / полнотекстовой статьи: 30 сентября 2021 г.
  • Уведомление о принятии / отклонении: 14 октября 2021 г.
  • Заключительный доклад и ранняя регистрация: 20 мая 2022 г.
  • Дата конференции: 23-24 июня 2022 г.
Ноябрь 2022 года в Париже
  • Код конференции: 22FR11ICERMESP001
  • Подача аннотации / полнотекстовой статьи: 30 сентября 2021 г.
  • Уведомление о принятии / отклонении: 14 октября 2021 г.
  • Заключительный доклад и ранняя регистрация: 20 октября 2022 г.
  • Дата конференции: 18-19 ноября 2022 г.
Июнь 2023 года в Вене
  • Код конференции: 23AT06ICERMESP001
  • Подача аннотации / полнотекстовой статьи: 01 июля 2022 г.
  • Уведомление о принятии / отклонении: 01 августа 2022 г.
  • Заключительный доклад и ранняя регистрация: 20 мая 2023 г.
  • Дата конференции: 21-22 июня 2023 г.
Ноябрь 2023 года в Париже
  • Код конференции: 23FR11ICERMESP001
  • Подача аннотации / полнотекстовой статьи: 01 июля 2022 г.
  • Уведомление о принятии / отклонении: 01 августа 2022 г.
  • Заключительный доклад и ранняя регистрация: 20 октября 2023 г.
  • Дата конференции: 18-19 ноября 2023 г.
Ключевые моменты

методов исследования Что такое эмпирическое исследование? Что такое научный метод? Как психологи проводят исследования? Какие важные.

Презентация на тему: «Ключевые моменты методов исследования Что такое эмпирическое исследование? Что такое научный метод? Как психологи проводят исследования? Какие важные моменты». — Транскрипт презентации:

ins [data-ad-slot = «4502451947»] {display: none! important;}} @media (max-width: 800px) {# place_14> ins: not ([data-ad-slot = «4502451947»]) {display: none! important;}} @media (max-width: 800px) {# place_14 {width: 250px;}} @media (max-width: 500 пикселей) {# place_14 {width: 120px;}} ]]>

1

2 Методы исследования

3 Ключевые моменты Что такое эмпирическое исследование? Что такое научный метод? Как психологи проводят исследования? Каковы некоторые важные этические соображения при проведении психологического исследования?

4 Научный метод Пошаговый процесс проведения исследования Обеспечивает объективную систематическую основу для исследования Циклический

5 Этапы научного метода 1.Изучите литературу 2. Сформулируйте проверяемую гипотезу 3. Разработайте исследование и соберите данные 4. Проанализируйте данные и примите или отклоните гипотезу 5. Публикуйте, воспроизведите и найдите научный обзор 6. Построение теории

6 Шаг 1. Обзор литературы Какие исследования были проведены в этой области? Каковы текущие теории? Консультируйтесь только с научными журналами. Что мое исследование может добавить к имеющимся знаниям?

7 Шаг 2. Сформулируйте проверяемую гипотезу. Разработайте конкретный прогноз, относящийся к интересующей области. Должен быть «проверяемым»

8 Шаг 3. Разработайте исследование и соберите данные. Как вы можете проверить свою гипотезу? Какое обучение можно пройти? Собирать информацию

9 Шаг 4. Проанализируйте данные и примите или отклоните гипотезу. В зависимости от типа проведенного исследования вы можете использовать статистику для анализа данных. Подтверждают ли данные гипотезу или опровергают ее? Доказательство неверности гипотезы — не провал

10 Шаг 5. Публикация, тиражирование и поиск научных обзоров. Обмен данными для расширения имеющихся знаний. Проведите эксперимент еще раз, чтобы убедиться, что результаты согласуются. Получите критическую оценку от коллег-профессионалов.

11 Шаг 6: Построение теории Цикл продолжается Хорошие исследования стимулируют дополнительные исследования Поощряют рост наших знаний

12 Научный метод vs.Дизайн исследования Научный метод описывает этапы, используемые в любом типе исследования. В дизайне исследования описывается тип проводимого исследования.

13 Планы исследования Диапазон исследовательских вопросов в психологии требует ряда вариантов проведения исследования. Вы не всегда можете контролировать интересующие переменные. Каждый дизайн имеет свои преимущества и недостатки.

14 Кто будет в исследовании? Население — вся группа людей, представляющая интерес для исследователя (к кому должны применяться результаты?). Выборка — фактические участники исследования, репрезентативные для населения.

15 Типы исследовательских планов Экспериментальные исследования Корреляционные исследования Опросы, анкеты Наблюдения Примеры из практики

16 Тип исследования «Только эксперимент», позволяющий сформулировать причинно-следственную связь. Экспериментатор обладает степенью контроля над ключевыми переменными, что невозможно в других исследованиях.

17 Характеристики экспериментального исследования Независимые и зависимые переменные Экспериментальные и контрольные группы Случайное распределение по группам

18 Независимые и зависимые переменные Зависимая переменная — что измеряется в эксперименте, чтобы определить влияние независимой переменной? Независимая переменная — чем экспериментатор манипулирует в эксперименте?

19 Экспериментальная и контрольная группы Экспериментальная группа — участники исследования, которые подвергаются воздействию независимой переменной Контрольная группа — «группа сравнения», участники исследования, которые не испытывают независимую переменную. ПРИМЕЧАНИЕ: участники распределяются по этим группам случайным образом.

20 Предостережения при проведении экспериментальных исследований Предвзятость экспериментатора — возникает, когда собственные ожидания экспериментатора влияют на результат исследования. Предвзятость участника исследования — отражает убеждения участников исследования о том, как от них ожидается поведение.

21 год Корреляционное исследование изучает взаимосвязь между двумя переменными. Невозможно установить, что одна переменная вызывает другую, просто то, что они связаны. Полагается на статистический анализ. Сила взаимосвязи измеряется от -1.От 0 до +1,0 Положительный, отрицательный или ноль?

22 Тематические исследования Описательные данные о человеке Полезны для получения данных о редких случаях Обобщение ограничено

23 Наблюдения Натуралистический — происходит в естественной обстановке Лаборатория — происходит в контролируемой обстановке

24 Опросы / анкеты Очень распространенная форма исследования Способность собирать большие объемы данных Измеряет поведение или отношения людей

25 Этические соображения Руководящие принципы APA по этическим исследованиям Информированное согласие (может быть отозвано) Конфиденциальность Разбор полетов / использование обмана


В защиту эмпирических исследований

В защиту эмпирических исследований

Вестник психоаналитики Исследовательское общество, Том IV, номер 1, весна, 1995 г.

В защиту эмпирических исследований: ответ феминисток Феминистской критике

Гвендолин Л.Гербер, доктор философии


Колледж уголовного правосудия Джона Джея, CUNY

Недавно некоторые ученые-феминистки охарактеризовали эмпирические исследования как подход к науке «мужского типа» и призвали к женщинам использовать более «женственный» подход, предполагающий интуицию. (Карлсон, 1972; Келлер, 1985). Эти ученые хотят включить более качественные данные и методы как признанная часть научного предприятия. Качественным данные, они означают «более мягкие» типы данных, которые можно получить из интервью и тематических исследований, и под качественными методами они подразумевают подход к данным, который стремится найти смысл и генерировать новые концептуализации без каких-либо предвзятых гипотез.

Я бы хотел отбросить проблему, возникающую в результате разделения научных мир на методы «женского» и «мужского» учебы. Это увековечивает традиционное деление мира на женское. и мужские сферы. Вместо того, чтобы женщины были прикованы к очагу и дому, и мужчин работать вне семьи, это предложение ограничит пол к разным наукам. И это секстипическое разделение мир, который привел к исключению женщин и мужчин из многих деятельность в прошлом.

Вместо этого я хотел бы сосредоточиться на предложении, что более качественные виды данных и методов должны быть приняты в рамках науки и психологии. я согласен с тем, что есть ценность в принятии результатов качественной данные как законная часть науки психологии. Всегда казалось мне, как клиническому психологу, что психиатрия имела преимущество в умении разрабатывать теории и гипотезы, используя интервью и кейс изучать данные, иногда (по необходимости) с небольшим количеством испытуемых.С использованием эти более качественные подходы психиатрия смогла сделать творческие вклад в наше понимание человеческого поведения, который не было возможно в рамках экспериментального метода.

Однако существует опасность использования качественных методов, особенно в области секса и гендерных исследований. Это потому, что многие из наших предположения о поле и гендере кажутся нам очевидными и незамедлительно очевидный.Нам крайне сложно, если не невозможно, перешагнуть вне способов, которыми мы научились воспринимать опыт, и конструкции мы используем для структурирования и осмысления нашего опыта. Не зная нашей мотивации, мы часто стремимся подтвердить наши предвзятые идеи, потому что они придают структуру и смысл миру, в котором мы живем.

Итак, когда мы изучаем такие явления, как пол и гендер, эмпирические исследования с его тщательно контролируемое экспериментирование и институционализированная «объективность» — это самое важное.И что мы обнаружили, когда эти экспериментальные методы используется, заключается в том, что иногда наши самые глубинные убеждения опровергаются.

Я хотел бы сосредоточиться на исследованиях, связанных с так называемыми «гендерными стереотипами». черты личности «, потому что это область исследований, в которой Я был самым вовлеченным. Я знаю, что в этой области исследования научные метод проложил путь к решающим прорывам в нашем понимании и знания.

Термин «гендерно-стереотипные черты» относится к личности характеристики, которые большинство людей считают типичными для мужчин или женщин. Люди считают, что мужчины обладают высокими характеристиками, которые улучшают их личность, например, как самоутверждение, решительность и независимость. Они также считают, что женщины обладают высокими характеристиками, которые включают связь и заботу для других людей, например, тепло, внимание и расположение к другим (Bem, 1974; Spence, Helmreich & Stapp, 1975).

Было разработано множество различных шкал для измерения гендерных стереотипов. черты. В более ранних шкалах предметы были биполярными — один полюс был мужским. а другой полюс был женским. Итак, когда люди оценивали свою личность по этим шкалам они могли или оценивать себя по направлению к полюсу это было мужское или к полюсу, которое было женским. Из-за из-за того, что шкала была построена, испытуемые не могли оценивать сами обладают обоими типами черт.

Главный прорыв произошел, когда были концептуализированы мужественность и женственность. как отдельные размеры, которые могут быть отдельно оценены и измерены (Bem, 1974; Spence et al., 1975). На новых шкалах, разработанных как Следствием этой переосмысления стало то, что люди могли оценивать себя как обладающие личностными чертами, связанными с женственностью, а также эти черты, связанные с мужественностью. Другими словами, люди могли описывают себя как теплых и любезных («женского типа» черты характера), а также напористые и независимые («мужского типа» черты).

Использование количественных и статистических методов имело решающее значение в развитие этих шкал и их дальнейшее уточнение. Как весы были использованы в многочисленных эмпирических исследованиях, результаты этих исследований показали, что гендерным стереотипам личностные черты не имеют большого значения с биологическим полом. Что еще более важно, исследование показало, что эти черты характера не обязательно были связаны с гендерной идентичностью, и поэтому не может использоваться в качестве индекса гендерной идентичности (Spence & Sawin, 1985).

Когда исследователи осознали, что гендерные стереотипы являются отдельными не только от биологического пола, но и от гендерной идентичности, имена шкалы, оценивающие эти черты, были изменены, чтобы отразить это новое понимание. Вместо того, чтобы называть шкалы «мужественность» и «женственность», их называли «выразительность» и «инструментальность», или «общение» и «агентство», в зависимости от направленности исследования. Термины, которые я буду здесь использовать, — это общение и свобода воли.

Общение относится к личностным качествам, которые отражают заботу о других людях. людей и приспособление к потребностям других (и это, как отмечалось ранее, люди обычно считают, что они более типичны для женщин, чем для мужчин). Агентство относится к самоуверенным чертам личности, которые способствуют усилению о себе (и это, как думают люди, более типично для мужчин, чем для женщин).

Мое собственное исследование было направлено на то, чтобы объяснить, что приводит к убеждению, что мужчины и женщины разные личности.Было показано, что эти убеждения проистекают из различий в статусе и власти между полами. Потому что мужчины обычно имеют более высокий статус и, как правило, занимают более влиятельные роли, чем женщины, они кажутся очень активными или напористыми; потому что женщины обычно имеют более низкий статус и обычно занимают менее влиятельные роли, они, кажется, он высоко ценит общение или приспособление (Гербер, 1988, 1991). Другими словами, мое исследование показало, что мужчина или женщина, играющие очень важную роль воспринимается как высокоактивный или самоуверенный, тогда как мужчина или женщины, занимающие , а не — влиятельную роль, воспринимаются как высокопоставленные или проживание.

В большей части нашего повседневного опыта секс и власть смешиваются. Для Например, если мы подумаем о взаимодополняющих ролях руководителя бизнеса и секретарь — или даже врач и медсестра — традиционно более влиятельные роли были заняты мужчинами, в то время как менее влиятельные роли были заняты женщинами. Как следствие, в «реальном» мире сложно или даже невозможно отделить эффекты секса от власти и тем самым изучите все способы взаимодействия этих переменных.Это только внутри лаборатории, используя методы экспериментальной психологии, чтобы можно разделить эти две переменные и изучить их влияние.

Поскольку мы начали пересматривать, что мы понимаем под социальными категориями слов «женщина» и «мужчина», мы начали понимать, что их можно определить отдельно от социальных ролей, которые женщины и мужчины традиционно сыграли. Они могут быть отделены от профессиональных ролей. домохозяйки и работника, отдельно от сексуальной ориентации, отдельно от выбор жениться, отдельно от выбора оставаться родителем, и даже отдельно от характера выполняемой родительской роли.Мужчины могут тоже будьте «мамами»!

Однако это новое понимание приводит к дилемме. Мы хотим иметь социальное определение, в дополнение к биологическому, того, что это означает быть мужчиной или женщиной. Такие определения помогают нам охарактеризовать себя как «мужской» или «женский», и помогают укрепить наши чувства гендерной идентичности. Поэтому нам становится все более неудобно осознавать что многие из предположений, которые мы использовали в прошлом, чтобы закрепить себя как «мужской» или «женский» больше не могут использоваться.

В ответ на это затруднительное положение некоторые теоретики-феминистки, используя качественные методы исследования, были сосредоточены на «связи с другими» как центральный определяющий атрибут женственности и как центральный элемент женского чувство собственного достоинства (Belensky, Clinchy, Goldberger & Tarule, 1986; Gilligan, 1982). Видна «обособленность» или «самоулучшение» как центральный определяющий атрибут мужественности и как центральный элемент мужского самоощущение. Из-за разного опыта социализации мужчин и женщин, эти определения перекликаются с нашим опытом и культурно определенные способы, которыми мы научились интерпретировать наш опыт.

Это проблемы с концептуализацией. Когда женственность определяется как связь или общение, а мужественность определяется как самосовершенствование или агентством, это просто дает более современное обоснование для давних представления о различиях между полами. И как мы видели Наши объективные методы исследования показывают, что у человека с высоким общением мало власть, в то время как человек с высокими полномочиями обладает большой властью. Таким образом, с наилучшие намерения, такой подход увековечивает традиционные отношения между полами, в которых мужчины социализированы, чтобы думать о себе как о обладать атрибутами, связанными с властью, и женщины приучены думать сами по себе как имеющие атрибуты, связанные с бессилием.

Что еще более важно, эмпирические исследования не подтверждают эту идею это общение является центральным элементом самоконцепции женщины, и центральное место в самооценке мужчины. Это правда, как показали исследования, что стереотипы о мужчинах и женщинах очень разные. Когда ты попросите людей описать «типичного человека» и «типичный женщина «, они описывают их по-разному; мужчина очень высокий уровень свободы воли, а женщина — общение (Розенкранц, Фогель, Би, Броверман и Броверман, 1968).

Однако один из самых тщательно охраняемых секретов психологии заключается в том, что настоящие мужчины и женщины не сильно отличаются друг от друга в своих представлениях о себе. Когда мужчины и женщины описывают себя, используя черты свободы воли и общения, различия между ними настолько малы, что не всегда достигают статистическая значимость (см. Гербер, 1989, стр. 4748). Следовательно, как можем ли мы определить характеристики, по которым мужчины и женщины видят себя насколько это похоже на центральную роль в наших теориях относительно пола? Я не думаю мы можем

Итак, мы остаемся перед дилеммой: как создать определения для социальные категории «женщина» и «мужчина», учитывающие учитывать наше текущее состояние знаний о себе и нашем мире? я нет ответа на этот вопрос.

Добавить комментарий