7. Эмпирический и теоретический этапы исследования
В недалеком прошлом считалось, что познание имеет две ступени: 1. чувственное отражение действительности, 2. рациональное (разумное) отражение действительности. Затем, когда все больше прояснялось, что у человека чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным, стали приходить к мнению, что уровнями познания являются эмпирические и теоретические, а чувственное и рациональное — это способности, на базе которых формируется эмпирическое и теоретическое знание. Эмпирическое познание, или чувственное, или живое созерцание — это сам процесс познания, включающий в себя три взаимосвязанные формы:
ощущение — отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственное воздействие их на органы чувств;
восприятие — целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании совокупности всех своих сторон, синтез данных ощущений;
представление — обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Различают образы памяти и воображения. Образы предметов обычно нечеткие, расплывчатые, усредненные. Но зато в образах обычно выделены наиболее важные свойства предмета и отброшены несущественные. Ощущения по органу чувств, через который они получены, делятся на зрительные (самые важные) слуховые, вкусовые и др. Обычно ощущения являются составной частью восприятия. Как видим, познавательные способности человека связаны с органами чувств. Человеческий организм имеет экстерорецептивную систему, направленную на внешнюю среду (зрение, слух, вкус, обоняние и др.) и интерорецептивную систему, связанную с сигналами о внутреннем физиологическом состоянии организма. Теоретическое познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении.
Мышление — это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, осуществляющейся в ходе практической деятельности и обеспечивающий раскрытие ее основных закономерных связей (на основе чувственных данных) и их выражение в системе абстракции. Различают два уровня мышления 1.рассудок — исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, шаблона; это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. 2. Разум (диалектическое мышление) — высший уровень теоретического познания, творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы. Рассудок — это обычное житейское мышление, здоровых высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму знания, а не на его содержание. С помощью разума человек постигает сущность вещей, их законы и противоречия. Главная задача разума — объединить многообразное, выявить коренные причины и движущие силы изучаемых явлений. Логика разума — диалектика, представленная как учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы. Процесс развития включает в себя взаимосвязь рассудка и разума и их взаимные переходы из одного в другое и наоборот. Разум и рассудок имеют место и при живом созерцании, и при абстрактном мышлении, т.е на эмпирическом и теоретическом уровнях научного познания. Но процесс мышления не всегда осуществляется в развернутом и логическом виде.
Важное место в познании занимает интуиция (догадка). Интуицию издавна делят на чувственную и интеллектуальную. Также интуиция бывает технической, научной, обыденной, врачебной и т.п., в зависимости от специфики деятельности субъекта. Интуиция — это непосредственное знание, которое не опирается на логическое доказательство. Познание связано с практикой — материальным освоением общественным человеком окружающего мира, взаимодействием человека с материальными системами. В практике люди преобразуют и создают материальные вещи, т.е. идет опредмечивание, или материализация намерений людей. Практика имеет две взаимосвязанные сферы: производство предметов потребления и производство орудий труда. Практика и познание, практика и теория взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. В их взаимоотношениях содержится противоречие.
Стороны могут быть в соответствии, гармонии, но могут быть и дисгармонии, доходящие до конфликта. Преодоление противоречий ведет к развитию и теории, и практики. Научными методами эмпирического исследования являются наблюдения, описания, измерения, эксперименты. Наблюдение — целенаправленное восприятие явлений объективной действительности. Описание — фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объекте. Измерение — сравнение объекта по каким-либо сходным свойствам или сторонам. Эксперимент — наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий. Существует несколько видов эксперимента:
1) лабораторный,
2) естественный,
3) исследовательский,
4) проверочный,
5) воспроизводящий,
6) изолирующий,
8) физический,
9) химический и т.д. Среди научных методов теоретического исследования выделяют формализацию, оксиомотический метод и гипотетико-дедуктивный метод. Формализация — это отображение содержательного знания в знаковой форме (формализованный язык). Аксиоматический метод — способ построения научной теории, основанный на некоторых исходных положениях — аксиомах (постулатах), из которых остальные все утверждения этой теории выводятся чисто логическим путем, посредством доказательства. Для вывода теорем из аксиом (и вообще одних формул из других) формулируются специальные правила вывода. Гипотетико-дедуктивный метод — это создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических (опытных) фактах. (Дедукция — выведение заключений из гипотез (предпосылок), истинное заключение которых неизвестно). Это значит, что заключение, вывод, полученный на основе этого метода, неизбежно будет лишь вероятностным. Таким образом, эмпирический и теоретический уровни исследования различны. Это различие основано на неодинаковости:
1. способов (методов) самой познавательной активности;
2. характером достигаемых научных результатов.
Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность: вырабатываются исследовательские программы, организуются наблюдения, эксперименты, описание экспериментальных данных, их классификация, первичное обобщение. Теоретическое познание — это существенное познание, осуществляемое на уровне абстракции высоких порядков. Здесь орудием выступают понятия, категории, законы, гипотезы и др. Оба эти уровня связаны, предполагают друг друга, хотя исторически эмпирическое познание предшествует теоретическому.
В эмпирическом познании преобладает чувственный аспект, в теоретическом — рациональный (разумный). Их соотношение находит свое отражение в методах, используемых на каждом этапе. Любое научное исследование предполагает не только движение «вверх», ко всему более совершенному, разработанному теоретически аппарату, но и движение «вниз», связанное с ассимиляцией эмпирической информации.
Эмпирический уровень исследования связан с получением и первичной обработкой исходного фактического материала. Обычно разделяют: факты действительности и научные факты.
Факты действительности – это события, явления, которые происходили или происходят на самом деле, это различные стороны, свойства, отношения изучаемых объектов.
Научные факты – это подвергнутые анализу факты действительности, проверенные, осмысленные и зафиксированные в виде логических суждений.
Эмпирический этап состоит из 2 ступеней (стадий) работы: первая стадия – это процесс добывания, получения и фиксации фактов; вторая стадия – это первичная обработка и оценка фактов в их взаимосвязи, то есть включает в себя: – осмысление и строгое описание добытых фактов в терминах научного языка; – классификация фактов и выявление основных зависимостей между ними. В ходе этого этапа исследователь осуществляет: – критическую оценку и проверку каждого факта, очищая его от случайных и несущественных деталей; – описание каждого факта научным языком; – отбор из всех фактов типичных, наиболее повторяющихся и выражающих основные тенденции развития; – классификацию фактов по видам изучаемых явлений, по их существенности, приводит их в систему; – вскрывает наиболее очевидные связи между отобранными фактами, т. е. на эмпирическом уровне исследует закономерности, которые характеризуют изучаемые явления.
Теоретический уровень исследования связан с глубоким анализом фактов, проникновением в сущность исследуемых явлений, с познанием и формулированием в качественной и количественной форме законов, т. е. с объяснением явлений. Далее на этом этапе осуществляется прогнозирование возможных событий или изменений в изучаемых явлениях и вырабатываются принципы действия, рекомендации о практическом воздействии на эти явления. Великий первооткрыватель периодического закона Д. И. Менделеев так говорил о задачах научного исследования:
studfile.net
Тема 4. Логика процесса научного исследования
Опираясь на систему методологических принципов, исследователь определяет:
объект и предмет исследования;
последовательность их решения;
применяемые методы.
Можно условно выделить два основных этапа, два характерных уровня научного исследования:
а) эмпирический;
б) теоретический.
Эмпирический этап связан с получением и первичной обработкой исходного фактического материала. Обычно разделяют: факты действительности и научные факты.
Факты действительности — это события, явления, которые происходили или происходят на самом деле, это различные стороны, свойства, отношения изучаемых объектов.
Научные факты — это отраженные сознанием факты действительности, причем обязательно проверенные, осмысленные и зафиксированные в языке науки в виде эмпирических суждений.
Эмпирический этап состоит из 2-х ступеней (стадий) работы:
первая стадия — это процесс добывания, получения фактов, ибо очевидно, что для осмысливания, анализа фактов их нужно прежде всего иметь;
вторая стадия эмпирического исследования включает в себя первичную обработку и оценку фактов в их взаимосвязи, т. е. включает в себя:
осмысление и строгое описание добытых фактов в терминах научного языка;
классификация фактов по различным основаниям и выявление основных зависимостей между ними.
В ходе этого этапа исследователь осуществляет:
а) критическую оценку и проверку каждого факта, очищая его от случайных и несущественных примесей;
б) описание каждого факта в определенных терминах той науки, в рамках которой ведется исследование;
в) отбор из всех фактов типичных, наиболее повторяющихся и выражающих основные тенденции развития;
г) классификацию фактов по видам изучаемых явлений, по их существенности, приводит их в систему;
д) вскрывает наиболее очевидные связи между отобранными фактами, т. е. на эмпирическом уровне исследует закономерности, которые характеризуют изучаемые явления.
Теоретический этап и уровень исследования.
Он связан с глубоким анализом фактов, с проникновением в сущность исследуемых явлений, с познанием и формулированием в качественной и количественной форме законов, т. е. с объяснением явлений.
Далее на этом этапе осуществляется прогнозирование возможных событий или изменений в изучаемых явлениях, вырабатываются принципы действия, рекомендаций о практическом воздействии на эти явления.
Великий первооткрыватель периодического закона Д. И. Менделеев так говорил о задачах научного исследования:
“Изучать — значит:
а) не просто добросовестно изображать или просто описывать, но и узнавать отношение изучаемого к тому, что известно;
б) измерять все, что подлежит измерению;
в) определять место изучаемого в системе известного, пользоваться как качественными, так и количественными сведениями;
г) находить закон;
д) составлять гипотезы о причинной связи между изучаемыми явлениями;
е) проверять гипотезы опытом;
ж) составлять теорию изучаемого”.
Теоретический этап включает в себя ряд последовательных стадий работы, на которых научное знание облекается в определенные формы, существуя и развиваясь в них и через них.
Связующим звеном между эмпирическим и теоретическим этапом является постановка проблемы.
Это значит:
определить известное и неизвестное, факты, объясненные и требующие объяснения; факты соответствующие теории и противоречащие ей;
сформулировать вопрос, выражающий основной смысл проблемы, обосновать его правильность и важность для науки;
наметить конкретные задачи, последовательность их решения и применяемые при этом методы.
Главная задача исследователя — выявить причины явлений, законы, ими управляющие. Поэтому и основной разновидностью гипотезы является предположение о причине, условиях, о законе возникновения, существования, развития изучаемых явлений.
Доказательство — следующая необходимая стадия и форма, в которой существует и развивается далее научное знание.
Доказательство осуществляется прежде всего практическим путем, но в данном случае речь идет о логическом, теоретическом доказательстве — есть суть состоит в подтверждении или опровержении выдвигаемых положений теоретическими аргументами.
Итак, научное исследование в каждом цикле совершает движение от эмпирии к теории и от теории к проверяющей ее практике.
Этот процесс включает определенные стадии и характерные формы, в которых существует и развивается научное знание:
получение и описание фактов — постановка научных проблем;
выдвижение гипотез новых идей и положений;
формирование теории, органическое включение в нее доказанных положений.
Завершение каждого цикла есть одновременно и начало нового цикла, ведущего к дальнейшему развитию и обогащению теории.
studfile.net
1. Эмпирическое исследование: сущность и стадии
.
Научное исследование начинается с данных опыта. Но эти данные являются не началом, а конечным результатом сплошного познавательного процесса, уходящего корнями в познание.
Получение опытных данных всегда связано с определением формы логического мышления.
Необходимо помнить, что эмпирическое исследование не сводится лишь к получению данных опыта. Она включает в себя не только проведение опытов, но и логическое исследование и обобщение данных опыта.
Эмпирическое исследование является первой ступенью научного познания, которую следует рассматривать исходной лишь в рамках научного познания.
При этом необходимо помнить, что истоки эмпирического исследования в определенной степени подготовлены в других видах познания, для которых сама возможность эмпирического исследования является следствием.
Эмпирическое исследование связано не только с чувственной ступенью обыденного познания, но и с его логической ступенью.
Эмпирическое исследование имеет свои средства получения научных знаний. К ним относятся:
1. постановка научного опыта — наблюдения и эксперимента;
2. обыденное знание (чувственные и логические), необходимые для описания чувственных восприятий, возникающих в процессе наблюдения и эксперимента;
3. предварительные научные знания, необходимые для описания чувственных восприятий, полученных в опыте;
4. некоторые философские знания.
В результате применения этих средств возникает первая, относительно простая форма эмпирического знания в виде данных опыта, фиксирующих чувственные восприятия исследователя выраженные в соответствующих понятиях.
При дальнейшей логической и математической обработке данных опыта можно получить более сложные формы эмпирического знания.
Располагая данными опытами, можно провести их исследование, выявляя связи между нами, находя зависимости одних данных опыта от других, распределяя данные опыта по группам и т. д. и сделать это можно с помощью таких средств исследования как логическая и математическая обработка данных опыта и их эмпирическое обобщение.
Логическая обработка — анализ и синтез данных опыта с целью их систематизации и классификации.
Математической обработке предшествует составление таблиц, графиков и т. п. с целью выявления функциональных зависимостей одних данных от других.
Эмпирическое обобщение осуществляется посредством индукции с целью установления закономерных связей между данными опыта внутри каждой группы. В эмпирическом исследовании существуют 3 стадии, в процессе которых добываются эмпирические знания трех типов. Первая стадия — исходная и основная. Главное — научные опыты в которых добываются знания в виде отдельных данных опыта. Вторая стадия — первичная обработка некоторой совокупности данных опыта. В результате обработки получают более сложные эмпирические знания — знания о связях одних данных опыта с другими, что позволяет разбить данные опыта на группы и систематизировать.
Третья стадия — обобщение данных опыта внутри каждой группы.
В процессе обобщения совершается мысленный переход от конечного числа членов каждой группы к бесконечному их числу. Это позволяет получать знания о закономерностях группы. Эти знания — высшая форма эмпирического знания.
studfile.net
Эмпирическое исследование в курсовой, дипломной и магистерской работе по психологии
Наличие в курсовых, дипломных и магистерских работах по психологии эмпирического исследования определяет их отличие от ВКР по другим гуманитарным дисциплинам.
Эмпирическое исследование – ключевой элемент выпускной квалификационной работы по психологии. Для того, чтобы написать практическую главу дипломной по психологии, содержащую в себе результаты эмпирического исследования, необходимо ответить на следующие вопросы:
- В чем суть эмпирического метода познания?
- В чем особенности эмпирического исследования в дипломе по психологии?
- В чем особенности реального и выдуманного исследования?
- Какова структура эмпирической главы диплома по психологии?
- Каковы этапы эмпирического исследования?
- Какие существуют типы эмпирических исследований?
- В чем особенности формирования выборки эмпирического исследования?
- Как подбирать психодиагностические методики для эмпирического исследования?
- Как определять надежность и валидность психологических тестов?
- В чем специфика проведения тестирования испытуемых?
- Как правильно описать результаты эмпирического исследования?
- В чем особенность выводов по эмпирическому исследованию?
Что такое эмпирическое исследование
Эмпирическое исследование есть одно из проявлений эмпиризма — отношения к миру, ставящего во главу угла практический опыт как источник познания мира. Противостоит эмпиризму рационализм, акцентирующий внимание на способности сознания, разума познавать мир.
Рационалист размышляет, анализирует, сопоставляет, обобщает, теоретическим путем открывает что-то новое. Именно такого рода работу делают исследователи в гуманитарных науках – философии, политологии, культурологии, филологии и др. Этим же заняты и студенты-психологи при работе над первой главой курсовой или дипломной. Они изучают чужие подходы, взгляды теории и на основе этого создают что-то новое (если получится, конечно).
Эмпирик не склонен к размышлениям – он человек дела и стремится все попробовать на практике, в опыте. Он экспериментирует, пробует и ошибается. Такова работа физиков-экспериментаторов. Таким же по сути делом заняты и психологи-исследователи, которые проводят эмпирические исследования – экспериментальным путем они стремятся получить новое знание о человеке.
Эмпирическое исследование в дипломе психологии
Эмпирическое исследование – самая важная часть дипломной или курсовой работы по психологии (исключая чисто теоретические работы). Именно результаты исследования (выявленные взаимосвязи или различия показателей) определяют ее суть.
От студента вряд ли ждут каких-то открытий в теоретической главе: создать новую теорию, модель и т.п. – задача слишком серьезная. А вот получить новый, оригинальный эмпирический результат – задача, которая может быть реализована в дипломе, магистерской, даже в курсовой.
Например, тема дипломной: «Взаимосвязь самооценки и стрессоустойчивости» изучалась многократно на различных испытуемых. Но всегда можно найти такую выборку, в которой такие исследования не проводились. Например, у сотрудников аптеки, или у педагогов со стажем более 20 лет, или у женщин, увлекающихся шитьем, и т.д.
Реальное или выдуманное
Проведение эмпирического исследования — трудоёмкий процесс. Нужно подобрать психодиагностические методики, найти испытуемых (сформировать выборку), провести тестирование испытуемых и обработать данные по ключам, чтобы результаты занести в таблицу исходных данных. Не у всех студентов-психологов хватает на это времени и сил. В такой ситуации возникает соблазн придумать результаты. Рассмотрим плюсы и минусы такого решения.
В реальном эмпирическом исследовании мы тестируем испытуемых, обрабатываем результаты тестирования по ключам и заносим их в сводную таблицу результатов тестирования (таблицу исходных данных). Затем эту таблицу обрабатываем статистическими программами и получаем результаты корреляционного анализа либо результат анализа различий. На основании результатов статистических расчетов делаем выводы о взаимосвязи между показателями, или о различиях показателей в группах испытуемых.
Реально проводимое исследование – увлекательный процесс. Всегда любопытно, какой получится результат. Однако бывают ситуации, когда студент-психолог по каким-то причинам не может провести реальное эмпирическое исследование. В этом случае результаты эмпирического исследования придется придумать.
Придуманное исследование предполагает обратную последовательность действий. Мы сначала придумываем выводы, а затем под них формируем таблицу результатов тестирования (сводную таблицу результатов), которая при статистической обработке дает необходимые нам результаты и выводы (сформулированные заранее).
Формально, с точки зрения конечного результата, работы по реальным данным и придуманным практически не различаются – в обоих в приложениях есть таблица исходных данных, по которой рассчитаны все статистические критерии. Единственное, чего не будет, если исследование придумано – это протоколов, заполненных испытуемыми в ходе тестирования.
Придуманное исследование не всегда проще реального. Есть темы с очевидными результатами. Например, тема «Исследование взаимосвязи стиля руководства и личностных особенностей руководителей среднего уровня в торговой сфере» позволяет легко придумать результат. Действительно, интуитивно будет понятно, какие личностные черты будут коррелировать, например, с авторитарным стилем руководства – уверенность в себе, жесткость, агрессивность и т.п. А с коллегиальным будут коррелировать общительность, дипломатичность и пр.
В то же время есть темы с неочевидным результатом. Например, «Исследование психологических особенностей IT-сотрудников с разным профессиональным стажем». «Из головы» ожидаемый и интуитивно понятный результат придумать трудно. Подобных исследований уже проведенных кем-то, скорее всего, нет. Так что в этом случае реальное исследование было бы удобнее.
Я всегда предлагаю клиентами, которые заказывают мне работы по психологии, провести реальное исследование. В этом случае я готовлю тесты и обрабатываю их по ключам, а клиент проводит собственно тестирование (рассылает тесты по почте или раздает лично испытуемым, потом заносит результат в Excel-таблицу и посылает ее мне).
Честно говоря, реальное исследование интереснее. При обработке данных всегда просыпается какое-то детское любопытство – что же там получится. В кандидатских диссертациях, которые пишу я, исследование всегда реальное.
Структура эмпирической главы диплома
В практической главе курсовой, дипломной или магистерской работы по психологии излагаются результаты эмпирического исследования, и это изложение имеет определённую структуру:
- Методика эмпирического исследования.
- Результаты эмпирического исследования.
- Статистическая обработка результатов эмпирического исследования.
- Анализ результатов эмпирического исследования.
Эта структура, как правило, реализуется в названиях параграфов второй главы диплома по психологии:
1.1. Процедура исследования.
В этом параграфе описываются цель и задачи, гипотеза, выборка, а также психодиагностические методики. Все это берется из введения в неизменном виде, за исключением задач, из которых исключаются теоретические.
В этом разделе эмпирической главы диплома или курсовой по психологии приводится также описание психологических тестов. Оно должно включать указание автора теста и адаптации и описание психологических шкал.
1.2. Результаты исследования
В этом разделе практической главы диплома по психологии проводится так называемый качественный анализ данных (то есть не статистический). Приводятся диаграммы распределения показателей и сравнения средних значений. Приведенные в данном разделе эмпирической главы результаты очень часто не имеют особого смысла и даже не включаются в выводы. Однако наличие такого предварительного анализа данных обязательно.
1.3. Статистическая обработка результатов эмпирического исследования
В этом месте эмпирической главы диплома содержатся его главные результаты. Именно они составят костяк выводов, по которым комиссия будет судить о вашей дипломной работе.
В этом параграфе приводятся анализ различий показателей или анализ взаимосвязей. В специальные таблицы заносятся значения U-критерия Манна-Уитни или t-критерия Стъюдента, а также уровни статистической значимости.
Под таблицами с результатами статистических расчётов должен следовать текст, в котором полученные результаты будут описаны и проинтерпретированы.
1.4. Анализ результатов эмпирического исследования
Завершающий параграф эмпирической главы диплома или курсовой по психологии содержит обобщение и анализ всех полученных результатов. В этом разделе эмпирической главы можно провести интерпретацию результатов статистических расчётов. Можно сопоставить полученные данные с результатами аналогичных исследований, приводимых в литературе.
Перечисленные выше структурные элементы эмпирического исследования по психологии могут быть «упакованы» в параграфы, названные иначе:
1.1. Цель, задачи и гипотеза эмпирического исследования.
1.2. Выборка исследования.
1.3. Методики исследования.
1.4. Результаты эмпирического исследования.
1.5. Обсуждение и анализ результатов эмпирического исследования.
Как бы ни назывались параграфы эмпирической главы дипломной или курсовой работы по психологии, суть размещенных в ней информационных блоков остается неизменной:
- Методологический раздел.
- Раздел описания результатов.
Самый простой способ структурирования практической главы диплома предполагает, таким образом, выделение двух параграфов:
1.1. Методик эмпирического исследования.
1.2. Результаты эмпирического исследования и их анализ.
При таком разделении нет необходимости выделять отдельные параграфы на описание выборки и тестов. При дробном делении параграфы получаются небольшими (1-3 стр.), что делает их несоразмерными другим разделам дипломной или курсовой по психологии, а это нарушает правила написания выпускных работ.
При такой лаконичной структуре эмпирической главы диплома или курсовой по психологии можно не разделять описание результатов, их анализ и интерпретацию. Например, приводится таблица с коэффициентами корреляций психологических показателей. Под ней проводится описание результатов, сразу же они анализируются и интерпретируются. Обобщение же результатов реализуется в выводах по эмпирической главе.
Этапы эмпирического исследования
Этапы эмпирического исследования отражают те действия, которые должны быть сделаны при реализации эмпирического исследования и представлении его результатов. Этапы эмпирического исследования согласуются с его структурой. Формулировки могут быть разными, но суть сводится к следующей последовательности этапов:
1. Подготовительный этап.
Формирование выборки исследования, подбор психодиагностических методик.
2. Диагностический этап.
Проведение тестирования испытуемых, обработку данных по ключам, занесение данных психодиагностики в таблицу исходных данных.
3. Этап обработки данных эмпирического исследования.
Качественный анализ данных, статистические расчёты, анализ и интерпретация результатов.
4. Завершающий этап эмпирического исследования.
Оформление результатов эмпирического исследования (построение графиков, диаграмм, таблиц корреляций, таблиц результатов сравнительного анализа, корреляционных плеяд). Формулировка выводов по эмпирическому исследованию.
Более строгий подход к планированию эмпирического исследования предполагает такие операции, как выбор экспериментального плана исследования, проверки надежности и валидности психологических тестов; определения метода формирования выборки и пр. Однако в практике написания курсовых, дипломных и магистерских работ по психологии эти научные тонкости, как правило, не нужны.
dip-psi.ru
4. Планирование и проведение эмпирического исследования.
4.1. Общая организация исследования.
Важнейшей частью дипломной работы является эмпирическое исследование (направленное на сбор и анализ данных по проблеме) или разработка методики в области практической психологии (направленная на создание или адаптацию какой-либо программы диагностики, консультирования, коррекционной, развивающей работы, психопрофилактики, психологического просвещения). И в том и в другом случае должна быть определенная новизна по сравнению с уже существующим опытом в этой области. Эмпирическое исследование по дипломной работе может выполняться в области фундаментальных или прикладных отраслей психологии. Проект эмпирического исследования или практической психологической работы разрабатывается студентом с помощью научного руководителя.
Выпускная квалификационная работа предполагает выполнение студентом определенного объема эмпирической или практической психологической работы. Этот объем определяется количеством испытуемых, которые были обследованы, количеством использованных методик и степенью их трудоемкости; сложностью обработки и анализа полученных данных. Все это студент и научный руководитель должны учитывать при планировании исследования, а аттестационная комиссия — при оценке работы. Студент несет ответственность за планирование исследования, адекватность использованных методов и методик целям работы, организацию и проведение сбора и обработки эмпирических данных, за достоверность полученных результатов и доказательность выводов.
Процесс эмпирического исследования включает следующие этапы:
1. Построение плана исследования, операциональное определение изучаемых явлений, подбор методов и выдвижение экспериментальных гипотез.
2. Организация исследования и сбор эмпирического материала.
3. Качественная и количественная обработка данных.
4. Обсуждение и интерпретация данных.
5. Формулировка выводов, подтверждающих или опровергающих гипотезы.
Организация исследования
Особо следует остановиться на такой важной составляющей, как мотивация испытуемых к проведению исследования. Что надо сделать для того, чтобы ответы испытуемых были искренними и правдивыми? Что делать с теми респондентами, которые не придерживаются инструкции и «дополняют» опросники своими комментариями, делая это исключительно из благих побуждений? Как вести себя с «саботажниками», которые заполняют бланки предложенных тестов наполовину? Надо ли рассказывать испытуемым о результатах исследования? Как снять тревожность, связанную с проведением исследования?
Для меня как научного руководителя представляется загадкой, как студенты умудряются уговорить супругов отвечать на вопросы, касающиеся удовлетворенности их браком, или девиантных подростков относительно их агрессивности по методике Басса-Дарки и проч.
При проведении психологического исследования метод побуждения гораздо предпочтительнее метода принуждения, а использование «пряника» куда эффективнее «кнута». Участие в исследованиях должно быть добровольным. Но иногда приходится работать с контингентами, которые не очень заинтересованы или совсем не заинтересованы «в проведении с ними психологических опытов». Это могут быть, например, наркологические больные, заключенные, супруги, находящиеся на стадии бракоразводного процесса, маргинальные личности и др. Тогда возможно привлечение авторитетных лиц (руководителя службы, директора школы, заведующего отделением, лечащего врача и т.п.). Однако их участие должно быть корректным и не превышать границ профессиональной компетентности, иными словами, не подменять функции психолога.
Никому не хочется быть в роли «подопытного кролика» просто так или находиться «под лупой микроскопа», быть «препарированным», поэтому очень важно заинтересовать испытуемого результатами: «что я нового узнаю о себе, что мне даст участие в эксперименте, а не повредит ли это моей репутации?».
Перед тем как проводить какое-либо исследование, надо расположить к себе испытуемых, рассказать кое-что о себе, например: «Я учусь на 4-м курсе и, по заданию кафедры психологии, провожу научное исследование по проблеме… Ее решение позволит…»
Обязательным условием проведения исследования является личное присутствие экспериментатора. Необходимо подробно разъяснить испытуемым письменную инструкцию, ответить на все возникающие в процессе выполнения задания вопросы, корректно и ненавязчиво требовать следованию прописанной процедуре.
Многих беспокоит, кому еще будут сообщены результаты исследования (например, родителям или учителям), будут ли их фамилии озвучены где-либо и «вдруг надо мной будут смеяться». Другие стесняются отвечать на вопросы, которые кажутся им слишком интимными или чересчур откровенными (например, сексуальные проблемы). Испытуемые должны быть абсолютно уверены в том, что правило конфиденциальности на них будет распространяться стопроцентно. Это также касается материалов, которые вы приводите в выпускной работе. Указание конкретных фамилий не допускается, в лучшем случае можно использовать сокращения или аббревиатуры, например, вместо «Иванов Сергей Петрович» — «И-ов С.П.» или «ИСП», а еще лучше указать порядковый номер «Испытуемый № 17» и т.п. При этом протоколы исследований должны храниться в местах, недоступных для сторонних лиц.
studfile.net
Тема 8. Подготовка и организация эмпирического социологического исследования
Современная социология немыслима без проведения эмпирических исследований. Под эмпирическим исследованием понимается система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой в целях получения достоверных данных об изучаемом социальном явлении или процессе.
Эмпирическое (прикладное) социологическое исследование состоит из трех основных этапов, каждый из которых содержит в себе ряд процедур:
1. подготовительный этап – его основное содержание сводится к разработке программы прикладного исследования;
2. основной этап – это этап, на котором собственно и проводится сбор эмпирической информации;
3. завершающий этап – на этом этапе осуществляется обработка и анализ полученных в ходе прикладного социологического исследования данных, а также формулируются выводы и рекомендации.
Этап разработки программы конкретного социологического исследования является чрезвычайно важным, так как именно этот документ (т.е. программа) задает стратегию и тактику эмпирического исследования.
Программа социологического исследования представляет собой изложение общей концепции исследования и обычно включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение следующих разделов:
1. методологическая часть – формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования;
2. методическая часть – определение обследуемой совокупности и характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, разработка инструментария для сбора этой информации и определении процедуры и логической схемы ее обработки.
Всякое научное исследование начинается с постановки проблемы. Проблема – это всегда противоречие между знаниями и потребностями людей в решении каких-то задач и незнанием путей и средств их реализации. Последнее, в свою очередь, обусловливается отсутствием или недостаточностью знаний о закономерностях функционирования и развития изучаемых объектов. Таким образом, поставить проблему – это значит выявить, обосновать и описать имеющее место противоречие, а решить проблему – это значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в желаемом направлении.
Проблема в социологическом исследовании – это существующая в самой реальности, в окружающей нас жизни противоречивая ситуация, носящая массовый характер и затрагивающая интересы больших социальных групп, либо социальных институтов, либо общества в целом, природа которой не вполне ясна.
Важной задачей на стадии разработки программы конкретного социологического исследования является перевод проблемной ситуации в постановку проблемы. Для этого необходимо проделать следующую аналитическую работу:
1) установить реальное наличие данной проблемы: а) есть ли показатель, количественно или качественно характеризующий данную проблему; б) есть ли учет и статистика по этому показателю; в) достоверны ли учет и статистика по этому показателю;
2) вычленить наиболее существенные моменты, элементы или факторы проблемы, решение которых принадлежит социологии, а не другим наукам;
3) определить, какие социальные группы и личности связаны с этой проблемой;
4) вычленить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют специального анализа и выступают как информационная база для рассмотрения неизвестных элементов;
5) выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты, чтобы определить основное направление поиска;
6) проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных проблем. С этой целью необходимо изучить всю литературу по данному вопросу и провести беседу с экспертами.
Следующим этапом программы социологического исследования является определение цели и задач исследования.
Цель конкретного социологического исследования вытекает из общей направленности исследования. Она всегда ориентирована на разрешение поставленной проблемы.
Задачи социологического исследования – это совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы. Они формулируются в соответствии с целью исследования и определяют предполагаемые пути и средства разрешения исследуемой проблемы.
Задачи могут быть основные и дополнительные. Основные задачи предполагают поиск ответа на центральный вопрос социологического исследования – каковы пути и средства разрешения поставленной проблемы? Дополнительные (неосновные) задачи направлены на выяснение обстоятельств, причин, факторов, сопутствующих главной проблеме исследования.
На третьем этапе разработки программы конкретного социологического исследования определяются объект и предмет исследования. Предмет исследования включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и скрывающиеся в ней противоречия. Таким образом, предметом социологического исследования становится социальная сфера, внутри которой находится исследуемая проблема. Предмет исследования предстает как концентрированное выражение взаимосвязи социальной проблемы и объекта исследования.
Социальная проблема не существует сама по себе, а всегда предполагает своего носителя –ту общность людей, с которыми она неразрывно связана. Следовательно, объектом прикладного социологического исследования всегда выступают люди, вовлеченные в исследуемый социальный процесс и являющиеся носителями той или иной социальной проблемы, т.е. носителями исследуемого социального противоречия.
Если объект исследования невелик, то возможно его сплошное обследование. Если же объект исследования многочислен, то осуществляется процедура выборки, посредством которой из объекта выбирается та совокупность, которая будет исследоваться.
Совокупность всех возможных носителей исследуемой социальной проблемы называется генеральной совокупностью. Часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов и правил, называется выборочной совокупностью (выборкой). Число единиц наблюдения выборки называют ее объемом.
Выборка является одним из сложных и ответственных этапов разработки программы. Существуют различные виды и методы выборки, в том числе вероятностная, случайная, гнездовая, целенаправленная, стихийная и т.д. поскольку от ее осуществления во многом зависит достоверность исследования. При этом, независимо от методики формирования выборки она должна отвечать следующим требованиям: 1. быть микромоделью генеральной совокупности и 2. число единиц выборки должно быть статистически значимым. Только при соблюдении этих условий выборка будет репрезентативной (представительной) и ее результаты можно будет распространить (экстраполировать) на весь объект исследования.
Репрезентативность – это свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и элементы генеральной совокупности. Расхождение между генеральной совокупностью и выборочной совокупностью называется ошибкой репрезентативности. Если выборка осуществлена правильно, то можно рассчитывать на получение надежных результатов исследования, характеризующих генеральную совокупность. Если же выборка осуществлена неправильно, то возникшая на этапе выборки ошибка преумножается в процессе исследования и значительно искажает полученные результаты. Поэтому в программе социологического исследования должно быть четко указано: 1) каков объект эмпирического исследования; 2) является исследование сплошным или выборочным; 3) если оно является выборочным, то какова выборка, как она формировалась и претендует ли исследование на репрезентативность.
Следующим этапом теоретической подготовки эмпирического исследования является формулирование гипотез исследования. Гипотезы – это научные предположения, сформулированные в утвердительной форме, выдвигаемые для объяснения каких-либо фактов, которые надо в ходе исследования подтвердить или опровергнуть. Иначе говоря, гипотезы – это предположения о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы. В социологическом исследовании гипотезы – это научные предположения о структуре социальных объектов, о характере и сущности связей между социальными явлениями, подлежащими исследованию.
Роль гипотезы в социологическом исследовании, как, впрочем, и в любом другом научном исследовании, чрезвычайно велика. Гипотезы конкретизируют цель исследования и отражают его общую направленность. Они вырабатываются на основе имеющихся фактов и являются отправными точками исследования. Важно заметить, что дальнейшие этапы эмпирического социологического исследования находятся в прямой зависимости от выдвинутых гипотез, поскольку они обусловливают логику всего процесса исследования и последующего анализа результатов. Для достижения этой задачи гипотезы должны отвечать следующим требованиям:
1) иметь четкую и однозначную формулировку;
2) логически согласовываться с проблемой и целью;
3) заключать понятия, получившие предварительное уточнение и интерпретацию;
4) быть приложимы к данным, заключенным в предварительном описании предмета исследования;
5) иметь возможность эмпирической проверки.
В зависимости от теоретического уровня интерпретируемых понятий гипотезы делятся на основные и дополнительные (гипотезы основания и гипотезы следствия). Они образуют иерархические цепочки, дублирующие теоретическую интерпретацию понятия. Эмпирические данные, полученные в ходе исследования, служат для проверки выдвинутых гипотез.
В зависимости от содержания предположений относительно изучаемого явления, гипотезы могут быть описательные, объяснительные и прогностические.
В описательных гипотезах на основе имеющейся статистической и эмпирической информации формулируются предположения о фактическом состоянии объекта, его функциях.
В объяснительных гипотезах на основе аналитического исследования формулируются предположения о причинно-следственных связях в изучаемом объекте (явлении).
Прогностические гипотезы представляют собой своеобразное конструирование социальной действительности на основе анализа предмета исследования, выявления закономерностей и основных тенденций его функционирования в связи с развитием социальных процессов общества в целом.
Важное место в программе исследования занимает логический анализ основных понятий, которые будут применяться в исследовании. Эта процедура заключается в точном объяснении содержания и структуры основных понятий, т.е. их интерпретации, которая осуществляется с помощью расчленения (операционализации) основных понятий на составные элементы, способные описать их содержание. Получаемые при этом более простые понятия называются операциональными понятиями.
Весь процесс логического анализа основного понятия в исследовании состоит из двух этапов:
1. Выявление главных сторон предмета исследования путем интерпретации такого понятия, которое наиболее полно и точно выражает его сущность.
2. Достижение однозначности в понимании содержания основного понятия.
3. Выявление совокупности операциональных понятий, на которые «раскладывается» основное понятие.
Интерпретация основного понятия позволяет установить, по каким направлениям должен осуществляться сбор количественной информации, а операционализация – о чем следует собирать информацию
Каждое общее понятие раскладывается на такие операционные составляющие, которые могут быть исследованы количественными методами и доступны учету и регистрации. Понятия, обозначающие такие элементарные фрагменты социальной реальности, называются понятиями-индикаторами. Нахождение понятий-индикаторов помогает уяснить, как и в какой форме надо подойти к необходимой социальной информации, каким образом можно ее измерить, как правильно сформулировать вопросы в различных видах инструментария и определить структуру ответов на вопросы. Поэтому социолог должен стремиться обеспечить максимальное описание изучаемого предмета в понятиях-индикаторах.
Так как всем индикаторам присущи различные характеристики, выступающие в качестве ответов на вопросы, то их расположение в той или иной последовательности по позициям образует шкалу измерений. Измерить можно любой признак, но шкалы (эталоны, измерительные инструменты) будут разными. Правильный выбор индикаторов и построение на их основе шкал позволяют разработать инструментарий для непосредственного измерения сторон и свойств изучаемого явления.
Наибольшее распространение в социологии имеют номинальные, порядковые (ранговые) и интервальные шкалы.
Номинальная шкала устанавливает простую классификацию возможных проявлений признака. Каждому из наименований в перечне присваивается определенный номер – число, с которым в дальнейшем и проводятся математические операции. Будучи простейшей, номинальная шкала пригодна для измерения любых объективных признаков респондента (пол, возраст, семейное положение, род занятий и т.д.).
Порядковая (ранговая) шкала устанавливает интенсивность проявления признака, т.е. позволяет расположить все варианты в порядке возрастания (убывания) некоторого свойства. Расположение вариантов в порядке возрастания (убывания) свойства называется ранжированием, а числа, приписываемые вариантам, рангами. Ранговая шкала позволяет определить предпочтения респондентов в отношении заданного социального явления или объекта.
Интервальная шкала позволяет измерить те признаки и свойства, которые можно выразить числом. Позиции в такой шкале расположены по равным или неравным интервалам, в зависимости от значения индикатора, используемого для конструирования шкалы. С помощью такой шкалы можно измерить, например, стаж работы (до 5 лет, до 10 лет, до 15 лет и т.д.).
Тщательно разработанная программа социологического исследования – гарантия успешности самого исследования, обоснованности его результатов, их теоретической практической ценности. При невозможности по каким-то причинам разработать полноценную программу, разрабатывают ее макет, т.е. упрощенный вариант, в котором содержатся все перечисленные выше компоненты (этапы), но без подробной детализации.
Грамотное поэтапное программирование предстоящей исследовательской деятельности является необходимым условием и гарантом успешности исследования, обоснованности и корректности полученных в ходе него результатов. Оно позволяет правильно выбрать метод социологического исследования и перейти ко второму этапу эмпирического исследования – процедуре сбора первичной социальной информации.
В ситуации, когда по каким-либо причинам невозможно разработать полноценную программу социологического исследования, разрабатывается ее упрощенный вариант, т.е. своеобразный макет программы, который содержит все описанные выше этапы, но без подробной детализации.
Ключевые понятия темы: постановка проблемы, объект исследования, предмет исследования, цель исследования, задачи исследования, генеральная совокупность, выборочная совокупность, выборка, репрезентативность, ошибка репрезентативности, гипотеза, интерпретация основного понятия, операционализация понятия, индикатор, номинальная шкала, ранговая шкала, интервальная шкала.
studfile.net
Тема 9. Виды эмпирического исследования
Единой схемы для эмпирического исследования социальных проблем не существует. Выбор вида исследования диктуется характером поставленной задачи и выдвинутых задач. В зависимости от критерия классификации выделяют несколько видов эмпирических исследований: по применяемому методу сбора данных, по объему охвата объекта, по месту проведения исследования, по цели исследования.
План
9.1. Виды эмпирического исследования по применяемому методу сбора данных.
9.2. Виды эмпирического исследования по объему охвата объекта исследования.
9.3. Виды эмпирического исследования по месту проведения исследования.
9.4. Виды эмпирического исследования по цели исследования.
Виды эмпирического исследования по применяемому методу сбора данных
По применяемому методу сбора данных различают опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент.
Опрос — один из самых распространенных методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Данный метод заключается в том, что людям задают специальные вопросы, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые с точки зрения задач исследования сведения. К особенностям опроса можно отнести его массовость, которая обуславливается тем, что социальному антропологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.
Выделяют стандартизированные и не стандартизированные опросы. Стандартизированные (строгие) опросы дают общее представление об исследуемой проблеме; не стандартизированные опросы менее строгие, в них отсутствуют жесткие рамки, благодаря чему позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы. При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие решению задачи, но которые доступны для понимания лишь специалистам, затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.
Метод опроса позволяет в дальнейшем использовать статистический анализ собранных данных. При этом анкеты могут заполняться как самим населением, так и учеными в процессе ведения работы, а вопросы, на которые отвечают попавшие в выборочную совокупность респонденты, могут быть как в письменной, так и в устной форме. В первом случае выборочное исследование называется анкетированием, во втором – интервьюированием.
Анкетирование — вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов (анкета). Анкетирование позволяет наиболее жестко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность, поскольку личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы. Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей в короткий срок.
Традиционное анкетирование за рубежом называется письменным опросом (written surveys) и включает почтовый опрос, а также групповое и индивидуальное анкетирование.
Интервью – это способ целенаправленного получения информации при помощи устного опроса. Понятие «интервью» (от англ. inter-view – беседа, встреча, обмен мнениями) демонстрирует, что в данном случае происходит обмен взглядами, мнениями между кем-то и кем-то; при этом обычную беседу неверно считать интервью, поскольку она протекает стихийно (например, разговор со случайным человеком или несколькими людьми на улице). В современном научном познании под интервью понимается беседа интервьюера с одним или несколькими лицами, которая проводится в свободной манере для выяснения новых сведений, в ходе которой первый тщательно регистрирует ответы второго.
Существуют ситуации, в которых интервью просто незаменимы. Например, опросы экспертов на подготовительном этапе исследования, когда разрабатывается теоретическая модель предмета исследования и выдвигаются гипотезы, или когда проводится пробное исследование (пилотаж), в котором проверяется качество методического инструментария. Метод интервью незаменим и в тех случаях, когда изучаемая проблема требует использования понятий и терминов, которые могут представлять определенные трудности (языковые, смысловые и т.д.) для респондентов, поскольку в таких ситуациях без разъяснений интервьюера (как переводчика) просто не обойтись.
Метод интервьюирования расширяет возможности повышения надежности собираемых данных за счет числа не ответивших и ошибок при заполнении вопросников. При этом часто возрастает содержательность и глубина собираемой информации, хотя она, как правило, не является репрезентативной для больших социальных групп. В случае непонимания респондентом смысла вопроса интервьюер, как было отмечено выше, может прийти на помощь. Кроме того, в интервью более удобно, чем при анкетировании использовать табличную форму ответов на вопросы, поскольку интервьюер задает респонденту отдельный вопрос по каждой строке таблицы и сам же фиксирует полученные ответы. В ходе интервью такой вопрос будет повторяться столько раз, сколько тем указано в таблице, причем интервьюер при переходе от одной темы к другой может заменить формулировку вопроса, не меняя его основной направленности.
Наряду с неоспоримыми преимуществами описываемого метода существуют и его определенные минусы. Главные недостатки этого метода – малая оперативность, существенные временные затраты, невозможность использования данного метода в ситуациях краткосрочных массовых опросов, необходимость специальной подготовки большого числа интервьюеров, а также контролеров-интервьюеров, в задачу которых входит выборочное повторное посещение респондентов, выясняющих, состоялось ли интервью и с кем именно, содержание интервью и впечатление, которое произвел интервьюер.
Интервью является не массовым, а групповым или индивидуальным методом обследования. Оно применяется в дополнение к анкете, служит средством углубления или детализации полученной с ее помощью информации. В то время, когда анкета в сжатые сроки может дать зарисовку общественного мнения нескольких тысяч человек, интервью обеспечивает ученого небольшой, но очень подробной информацией.
Помимо традиционного анкетирования и интервьюирования (fase-to- fase интервью или личное интервью) в настоящее время активно используются новые (дистанционные) методики, в частности, телефонное интервью и интернет-опрос (он-лайн-опрос).
Наблюдение – метод сбора первичной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий на местах. Наблюдение представляет собой планомерное исследование реакции наблюдаемого на предмет исследования без воздействия на него. Необходимо различать научное и обыденное наблюдение. Повседневное (обыденное) наблюдение не носит избирательного или целенаправленного характера, т.е. у него нет четко выделенного объекта и предмета наблюдения. В отличие от повседневного научное использование метода наблюдения предполагает выделение задач и гипотез, определение объекта и предмета наблюдения, а также условий и единиц измерения, подготовку соответствующего инструментария исследования (дневника исследования, протокола, аудиовизуальных технических средств и т.д.). Основное условие научного наблюдения — объективность, т.е. возможность контроля путем повторного наблюдения или применения иных методов исследования (например, эксперимента). С помощью наблюдения и логических правил вывода нового знания наука устанавливает факты, конструирует теории, открывает законы, делает прогнозы на будущее.
Под наблюдением в социальной антропологии (как и в социальных науках в целом) подразумевают прямую регистрацию событий с помощью органов чувств исследователя (зрение, слух) или специальных записывающих приборов. При этом предполагается, что исследователь не предпринимает никаких попыток воздействия на объекты наблюдения, выступая лишь в качестве беспристрастного очевидца происходящего. Особенность наблюдения в социальных науках заключается в том, что непосредственно видеть и фиксировать можно только факты, относящиеся к внешнему поведению (движения, мимику, словесные высказывания и т.п.), мысли, мировоззренческие и ценностные ориентации наблюдать невозможно.
Обычно наблюдение применяется, когда необходимо получить первоначальное представление о какой-либо стороне поведения, выдвинуть предположение о ее социальных причинах. Гипотезы можно выдвигать и в рамках наблюдения, однако ученые предпочитают проверять их при помощи других видов исследования, например анкетирования или эксперимента, в которых используется более сложный арсенал методов, в том числе основанных на математической статистике.
Анализ документов — – метод исследования, при котором источником информации служат текстовые сообщения, содержащиеся в любых документах (от лат. – свидетельство): протоколах, докладах, резолюциях, решениях, публикациях газет, журналов, в письмах, художественных произведениях, иллюстрациях. Данный метод позволяет получать сведения о прошедших событиях, непосредственное наблюдение или опрос участников которых уже невозможен. Изучение по текстам одного и того же явления на протяжении многих лет позволяет установить динамику и тенденции его развития.
Анализ документов ставит сложную проблему достоверности информации и надежности документов, которая решается в ходе отбора документов для определенных исследований и в ходе внутреннего и внешнего анализа содержания документов. Внутренний анализ – изучение особенностей содержания, стиля документа, внешний анализ – изучение обстоятельств возникновения документов. Необходимо четко различать, о чем идет речь в документах: о фактических событиях, изложенных объективно и беспристрастно, или об оценке этих событий наблюдателем, которая может быть предвзятой. Мнения и оценки обладают меньшей достоверностью и надежностью по сравнению с фактуальной информацией. Далее следует проанализировать, какими намерениями руководствовался составитель документа, что поможет выявить непроизвольные или умышленные искажения.
В ходе анализа документов необходимо помнить, что учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной и нуждается в контроле с помощью данных опроса и наблюдения. Кроме того, цели создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами, которые решает социальный антрополог в своем исследовании, поэтому информация, содержащаяся в документах, должна перерабатываться и переосмысливаться ученым, другими словами, документы не содержат готовых ответов, а представляют собой лишь так называемое информационное «сырье».
В социальной антропологии принято различать два основных вида анализа документов: качественный анализ, который еще называют традиционным, и количественный анализ, который по международной классификации носит название контент-анализа.
Качественный метод включает все многообразие операций, связанных с отбором и оценкой качества документов, восприятием и интерпретацией их содержания. Такие операции основаны на интуитивном понимании, анализе и обобщении содержания документов, а также на логическом обосновании выводов. Типичным примером традиционного интуитивного анализа документов является чтение научной литературы по изучаемой проблеме и изложение своих выводов в виде научного обзора.
Количественный метод анализа документов, или контент-анализ, появился много позже один из первых его аналогов – проведенный в XVIII веке в Швеции анализ сборника из 90 церковных гимнов, прошедших государственную цензуру и имевших большую популярность. Сам термин content—analisis впервые начал применяться в конце XIX — начале XX века в американской журналистике. У его истоков стояли американский социолог Г. Лассуэл и французский журналист Ж. Кайзер. Большой вклад в разработку процедур контент-анализа внесли и российские ученые А.Н. Алексеев, Б.А. Грушин, В.А. Кузьмичев, Н.А. Рыбников и другие.
В настоящее время контент-анализ представляет собой перевод в количественные показатели массовой информации (текстовой, аудиовизуальной, цифровой) с целью последующей статистической обработки. Его основная идея – сосчитать наиболее часто повторяющиеся слова и темы, например, в прессе, и определить, что за этим кроется.
Процедура контент-анализа включает применение стандартных правил выделения в изучаемом тексте однотипных единиц анализа и подсчет частоты встречаемых единиц в выборке (количество документов, подвергаемых непосредственному учету и анализу) как абсолютных (число раз), так и относительных (проценты) величинах. Обязательный момент в такой процедуре – использование математико-статистических методов отсчета, поскольку основу контент-анализа составляет подсчет встречаемости некоторых компонентов в анализируемом информационном массиве, который дополняется выявлением статистическими взаимосвязями и анализом структурных связей между ними, а также снабжением их теми или иными количественными или качественными характеристиками.
Эксперимент – (от лат. — проба, опыт) – метод, благодаря которому осуществляется целенаправленное наблюдение за тем как ведут себя одни характеристики явления или процесса, если последовательно и в определенном порядке изменять другие характеристики. По характеру экспериментальной ситуации в социальной антропологии выделяют полевой и лабораторный эксперименты.
Лабораторный эксперимент – метод, направленный на моделирование деятельности индивида в специальных условиях. Он основан на создании искусственных ситуаций, позволяющих изменять контролируемые переменные и следить за сопутствующими изменениями зависимых переменных. Чаще всего такой метод требует специального оснащения, а порой и применения технических приспособлений.
Полевой эксперимент проходит в естественных условиях, его методика требует подбора контрольных и экспериментальных групп с необходимым набором переменных. При этом члены испытуемой группы могут быть осведомлены или не осведомлены о том, что они участвуют в эксперименте, решение об их осведомлении в каждом конкретном случае зависит от того, насколько эта осведомленность может повлиять на ход эксперимента.
Экстремальной формой полевого исследования, основанной на феноменологической философии («всматривание» в социальную реальность, поиск скрытых контекстов человеческого поведения и проявлений здравого смысла) и парадигме социального конструирования (социальная реальность – не стихийное событие, а социально-сконструированный человеческий проект), выступает этнометодология. Этнометодологи не просто исследуют здравый смысл или социальное взаимодействие людей в естественных условиях (поэтому данные исследования являются полевыми), они разрушают это взаимодействие, напоминая экстремистские акции, проводимые над ничего не подозревающими подопытными. Так, в одном из своих экспериментов Г. Гарфинкель просил студентов, чтобы они, как обычно отобедав дома, не благодарили родителей, а расплатились с ними деньгами. Ученому важно было знать реакцию опешивших родителей, которые, попав в необычную ситуацию, обнаруживали те спрятанные в глубь подсознания мотивы, правила, установки, которые формировали их поведение.
Поставить партнера в экстремальную ситуацию и таким способом выяснить скрытые реакции – общая для этнометодологов процедура «всматривания» в социальную реальность. Разрушение привычных норм общения происходит и в том случае, если культурные нормы одной нации вторгаются в обычаи другой. Например, известно, что у немцев и голландцев вполне естественно, когда в ресторане мужчина и женщина поровну делят счет и расплачиваются каждый за себя. Однако если, не предупреждая партнера, англичанину или русскому повести себя так же, предложив женщине заплатить за себя самой, возникнет полное замешательство, поскольку разрушаются привычные стереотипы восприятия и оценки социальной реальности.
При этом ученому важно не смущение испытуемого, а то, как он (она) «выкручивается» из неожиданной ситуации. Действительно, редко кто реагирует на подобные ситуации с юмором, в большинстве случаев следует стандартная реакция («ты сошел с ума?») и так реагирует большинство людей на нестандартные ситуации, но именно эту «нормальность» и фиксирует экспериментатор. Он получает ответ на исходный вопрос – как люди формируют нормальную (стереотипную) социальную реальность.
Подобные эксперименты называют «нарушающими правила», цель которых – выявление скрытых, неписанных правил, на основании которых люди придают смысл реальности в повседневной жизни. Провокации и нарушения естественного хода вещей вызывают у испытуемого мощную реакцию, которая только подтверждает существование в обществе неких социокультурных правил, которые нужны человеку, как перила и подпорки, при движении в социальном потоке. Пока человек не «спотыкается», их вроде бы не существует, поскольку их не ощущают, не осмысливают и, следовательно, никак не выражают, например при опросе. Логика специалистов по провокациям такова: человека надо подтолкнуть, он начнет падать и лишь тогда воспользуется («вспомнит») подпорками, т.е. скрытые социальные смыслы и неявные социальные конструкции можно установить, лишь испытав объект «на излом». Данный метод существенно расширил горизонт познания в гуманитарных науках, он выходит за рамки привычных анкетных опросов, наблюдений и экспериментов, свойственных традиционной социальной науке.
studfile.net