Этапы социализации по эриксону: Вопрос 35.Стадии социализации личности (По э. Эриксону)

Содержание

Этапы развития личности по Эрику Эриксону

Эрик Эриксон

Согласно теории развития личности Эрика Эриксона, развитие личности продолжается всю жизнь, где один этап в случае благополучного разрешения внутренних противоречий приходит на смену другому.

Детство

1. Доверие и недоверие

Первая стадия развития чело­века соответствует оральной фазе классического психо­анализа и обычно охватывает первый год жизни. В этот период, считает Эриксон, развивается параметр социаль­ного взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным — недоверие.

Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой к нему заботы. Младенец, который получает все, что хочет, по­требности которого быстро удовлетворяются, который никогда долго не испытывает недомогания, которого ба­юкают и ласкают, с которым играют и разговаривают, чувствует, что мир, в общем, место уютное, а люди — существа отзывчивые и услужливые. Если же ребенок не получает должного ухода, не встречает любовной заботы, то в нем вырабатывается недоверие — боязливость и подозритель­ность по отношению к миру вообще, к людям в частно­сти, и недоверие это он несет с собой в другие стадии его развития.

Необходимо подчеркнуть, однако, что вопрос о том, какое начало одержит верх, не решается раз и навсегда в первый год жизни, но возникает заново на каждой пос­ледующей стадии развития. Это и несет надежду и таит угрозу. Ребенок, который приходит в школу с чувством настороженности, может постепенно проникнуться до­верием к какой-нибудь учительнице, не допускающей не­справедливости по отношению к детям. При этом он мо­жет преодолеть первоначальную недоверчивость. Но зато и ребенок, выработавший в младенчестве доверчивый подход к жизни, может проникнуться к ней недоверием на последующих стадиях развития, если, скажем, в слу­чае развода родителей в семье создается обстановка, пе­реполненная взаимными обвинениями и скандалами.

Благоприятное разрешение этого конфликта — надежда.

Достижение равновесия

2. Самостоятельность и нерешительность (автономия и сомнения).

Вторая ста­дия охватывает второй и третий год жизни, совпадая с анальной фазой фрейдизма. В этот период, считает Эриксон, у ребенка развивается самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей. На этой стадии ребенок осваивает различные движения, учит­ся не только ходить, но и лазить, открывать и закрывать, толкать и тянуть, держать, отпускать и бросать. Малыши наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся все делать сами: разворачивать леденцы, дос­тавать витамины из пузырька, спускать в туалете воду и т.д. Если родители предоставляют ребенку делать то, на что он способен, а не торопят его, у ребенка вырабаты­вается ощущение, что он владеет своими мышцами, сво­ими побуждениями, самим собой и в значительной мере своей средой — то есть у него появляется самостоятель­ность.

Но если воспитатели проявляют нетерпение и спе­шат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, у него развивается стыдливость и нерешительность. Конеч­но, не бывает родителей, которые ни при каких условиях не торопят ребенка, но не так уж неустойчива детская психика, чтобы реагировать на редкие события. Только в том случае, если в стремлении оградить ребенка от уси­лий родители проявляют постоянное усердие, неразумно и неустанно браня его за «несчастные случаи», будь то мокрая постель, запачканные штанишки, разбитая чашка или пролитое молоко, у ребенка закрепляется чувство стыда перед другими людьми и неуверенность в своих способностях управлять собой и окружением.

Если из этой стадии ребенок выйдет с большой до­лей неуверенности, то это неблагоприятно отзовется в дальнейшем на самостоятельности и подростка, и взрос­лого человека. И наоборот, ребенок, вынесший из этой стадии гораздо больше самостоятельности, чем стыда и нерешительности, окажется хорошо подготовлен к раз­витию самостоятельности в дальнейшем. И опять-таки соотношение между самостоятельностью, с одной сторо­ны и стыдливостью и неуверенностью — с другой, установившееся на этой стадии, может быть изменено в ту или другую сторону последующими событиями.

Благоприятное разрешение этого конфликта — воля.

3. Предприимчивость и чувство вины (в другом переводе — Предприимчивость и неадекватность).

Третья стадия обычно приходится на возраст от четырех до пяти лет. Дошкольник уже приобрел множество физических навыков, он умеет и на трехколесном велосипеде ездить, и бегать, и резать ножом, и камни швырять. Он начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия других детей или подражать им. Изобретатель­ность его проявляет себя и в речи, и в способности фан­тазировать. Социальный параметр этой стадии, говорит Эриксон, развивается между предприимчивостью на од­ном полюсе и чувством вины на другом. От того, как в этой стадии реагируют родители на затеи ребенка, во многом зависит, какое из этих качеств перевесит в его характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности, которые по своему же­ланию бегают, борются, возятся, катаются на велосипе­де, на санках, на коньках, вырабатывают и закрепляют предприимчивость. Закрепляет ее и готовность родите­лей отвечать на вопросы ребенка (интеллектуальная предприимчивость), и не мешать ему фантазировать, и затевать игры. Но если родители показывают ребенку, что его моторная деятельность вредна и нежелательна, что воп­росы его назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины в дальнейшие стадии жизни.

Благоприятное разрешение этого конфликта — цель.

4. Умелость и неполноценность (творчество и комплекс неполноценности).

Четвертая стадия — возраст от шести до одиннадцати лет, годы начальной школы. Классический психоанализ называет их латент­ной фазой. В этот период любовь сына к матери и рев­ность к отцу (у девочек наоборот) еще находится в скры­том состоянии. В этот период у ребенка развивается спо­собность к дедукции, к организованным играм и регламен­тированным занятиям. Только теперь, например, дети как следует учатся играть в камешки и другие игры, где надо соблюдать очередность. Эриксон говорит, что психосоци­альный параметр этой стадии характеризуется умелостью с одной стороны и чувством неполноценности — с другой.

В этот период у ребенка обостряется интерес к тому, как вещи устроены, как их можно освоить, приспособить к чему-нибудь. Этому возрасту понятен и близок Робин­зон Крузо; в особенности отвечает пробуждающемуся интересу ребенка к трудовым навыкам энтузиазм, с ко­торым Робинзон описывает во всех подробностях свои занятия. Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и руко­дельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребен­ка вырабатывается умелость и способности к техничес­кому творчеству. Напротив, родители, которые видят в трудовой деятельности детей одно «баловство» и «пач­котню», способствуют развитию у них чувства неполно­ценности.

В этом возрасте, однако, окружение ребенка уже не ограничивается домом. Наряду с семьей важную роль в его возрастных кризисах начинают играть и другие об­щественные институты. Здесь Эриксон снова расширяет рамки психоанализа, до сих пор учитывавшего лишь влияние родителей на развитие ребенка. Пребывание ре­бенка в школе и отношение, которое он там встречает, оказывает большое влияние на уравновешенность его психики. Ребенок, не отличающийся сметливостью, в особенности может быть травмирован школой, даже если его усердие и поощряется дома. Он не так туп, чтобы попасть в школу для умственно отсталых детей, но он усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с ними соревноваться. Непрерывное отстава­ние в классе несоразмерно развивает у него чувство не­полноценности.

Зато ребенок, склонность которого мастерить что-нибудь заглохла из-за вечных насмешек дома, может ожи­вить ее в школе благодаря советам и помощи чуткого и опытного учителя. Таким образом, развитие этого пара­метра зависит не только от родителей, но и от отноше­ния других взрослых.

Благоприятное разрешение этого конфликта — уверенность.

Кризис подросткового возраста

5. Идентификация личности и путаница ролей.

При переходе в пятую стадию (12-18 лет) ребенок сталкивает­ся, как утверждает классический психоанализ, с про­буждением «любви и ревности» к родителям. Успешное решение этой проблемы зависит от того, найдет ли он предмет любви в собственном поколении. Эриксон не отрицает возникновения этой проблемы у подростков, но указывает, что существуют и другие. Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются и новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают. Подростки могут создавать себе мысленный идеал семьи, религии, общества, по сравнению с которым весьма проигрывают далеко не­совершенные, но реально существующие семьи, религии и обще­ства. Подросток способен вырабатывать или перенимать теории и мировоззрения, которые сулят примирить все противоречия и создать гармоническое целое. Короче говоря, подросток — это нетерпеливый идеалист, полагающий, что создать идеал на практике не труднее, чем вообразить его в теории.

Эриксон считает, что возникающий в этот период параметр связи с окружающим колеблется между поло­жительным полюсом идентификации «Я» и отрицатель­ным полюсом путаницы ролей. Иначе говоря, перед подростком, об­ретшим способность к обобщениям, встает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне, спортсмене, друге, бойскауте, газетчике и так далее. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить его, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой человек успешно справится с этой задачей — психосоциальной идентификацией, то у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет.

В отличие от предыдущих стадий, где родители ока­зывали более или менее прямое воздействие на исход кризисов развития, влияние их теперь оказывается наиболее косвенным. Если благодаря родителям подрос­ток уже выработал доверие, самостоятельность, предпри­имчивость и умелость, то шансы его на идентификацию, то есть на опознание собственной индивидуальности, зна­чительно увеличиваются.

Обратное справедливо для подростка недоверчиво­го, стыдливого, неуверенного, исполненного чувства вины и сознания своей неполноценности. Поэтому подготовка к всесторонней психосоциальной идентификации в под­ростковом возрасте должна начинаться, по сути, с мо­мента рождения.

Если из-за неудачного детства или тяжелого быта подросток не может решить задачу идентификации и определить свое «Я», то он начинает проявлять симпто­мы путаницы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит. Такая пута­ница нередко наблюдается у малолетних преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распу­щенность, очень часто обладают фрагментарным пред­ставлением о своей личности и свои беспорядочные по­ловые связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей. В некоторых случаях молодежь стремится к «негативной идентификации», то есть отождествляет свое «Я» с образом, противополож­ным тому, который хотели бы видеть родители и друзья.

Но иногда лучше идентифицировать себя с «хиппи», с «малолетним преступником», даже с «наркоманом», чем вообще не обрести своего «Я».

Однако тот, кто в подростковом возрасте не приоб­ретает ясного представления о своей личности, еще не обречен оставаться неприкаянным до конца жизни. А тот, кто опознал свое «Я» еще подростком, обязательно будет сталкиваться на жизненном пути с фактами, противоре­чащими или даже угрожающими сложившемуся у него представлению о себе. Пожалуй, Эриксон больше всех других психологов-теоретиков подчеркивает, что жизнь представляет собой непрерывную смену всех ее аспектов и что успешное решение проблем на одной стадии еще не гарантирует избавить человека от возникновения новых про­блем на других этапах жизни или появление новых реше­ний для старых, уже решенных, казалось, проблем.

Благоприятное разрешение этого конфликта — верность.

Конфликты среднего возраста

6. Близость и одиночество.

Шестой стадией жизнен­ного цикла является начало зрелости — иначе говоря, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, то есть от конца юности до начало среднего возраста. Об этой стадии и следующей за ней классический психоана­лиз не говорит ничего нового или, иначе, ни­чего важного. Но Эриксон, учитывая уже совершившееся на предыдущем этапе опознание «Я» и включение чело­века в трудовую деятельность, указывает на специфичес­кий для этой стадии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным — одиночества.

Под близостью Эриксон понимает не только физи­ческую близость. В это понятие он включает способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем су­щественным без боязни потерять при этом себя. С близостью дело обстоит так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит не прямо от родите­лей, но лишь от того, насколько успешно человек про­шел предыдущие стадии. Так же как в случае идентифи­кации, социальные условия могут облегчать или затруд­нять достижение близости. Это понятие не обязательно связано с сексуальным влечением, но распространяется и на дружбу. Между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых боях, очень часто образуются такие тес­ные связи, которые могут служить образчиком близости в самом широком смысле этого понятия. Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда, по мнению Эриксона, уделом его становится одиноче­ство — состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.

Благоприятное разрешение этого конфликта — любовь.

7. Общечеловечность и самопоглощенность (производительность и застой).

Седьмая стадия — зрелый возраст, то есть уже тот период, когда дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определенным родом занятий. На этой стадии появля­ется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью — на другом.

Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Такой интерес к новым поколениям не обязательно связан с наличием собственных детей — он может существовать у каждого, кто активно заботится о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось. Тот же, у кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на са­мом себе и главной его заботой становится удовлетворе­ние своих потребностей и собственный комфорт.

Благоприятное разрешение этого конфликта — забота.

8. Цельность и безнадежность.

На восьмую и после­днюю стадию в классификации Эриксона приходится период, когда основная paбoта жизни закончилась и для человека наступает время размышлений и забав с внука­ми, если они есть. Психосоциальный параметр этого пе­риода заключен между цельностью и безнадежностью. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлет­ворение. Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упу­щенного не вернуть. Такого человека охватывает отчая­ние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь.

Благоприятное разрешение этого конфликта — мудрость.

Концепция Э. Эриксона о стадиях социализации

Добавил(а) Социология   
06.02.11 02:16

Концепция Э. Эриксона о стадиях социализации

Из практики психоанализа возникла теория развития личности Э. Эриксона. По мнению Эриксона, основы человеческого «я» коренятся в социальной организации общества. Каждой стадии развития личности отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им.
Эти идеи Эриксона легли в основу 2-х важных понятий его концепции — «групповой идентичности» и «эго-идентичности». Благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребёнка ориентировано на включение его в социальную группу, формируется групповая идентичность. Параллельно с групповой формируется эго-идентичность, которая создаёт у субъекта чувство устойчивости и непрерывного своего «я», несмотря на изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.


Эриксон выдвинул 3 важных и новых положения. 1) он предположил, что наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития, в ходе которого меняется направленность влечения от аутоэротизма к внешнему объекту, существуют и психологические стадии развития «я», в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде.
Во-вторых, Эриксон утверждал, что становление личности растягивается на весь жизненный цикл, а не заканчивается в подростковом возрасте. И в-третьих, каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, которые могут быть положительными и отрицательными.
Социальный параметр третьей стадии Фрейда (фаллическая), по мнению Эриксона, развивается между предприимчивостью на одном полюсе и чувством вины на другом. От того, как на этой стадии реагируют родители на игры и забавы ребёнка, во многом зависит, какое из этих качеств перевесит в его характере.
Четвёртая стадия , соответствующая латентной фазе в психоанализе. Здесь Эриксон расширяет рамки психоанализа и указывает, что развитие ребёнка в этот период зависит не только от родителей, но и от отношения других взрослых. В этот период у ребёнка появляется дедукция, способность к организованным играм, регламентированным занятиям, а социальный параметр этой стадии характеризуется умелостью, с одной стороны, и чувством неполноценности — с другой.
При переходе в пятую стадию (12-18 лет) параметр связи с окружающим колеблется между положительным полюсом идентификации «я» и отрицательным полюсом путаницы ролей. Т.е. подросток, который приобрёл способность к обобщениям, должен объединить всё, что он знает о себе как о сыне, школьнике, друге, спортсмене и т.д. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой человек успешно справится с такой психосоциальной идентификацией, то у него появится ощущение того, кто он есть и куда идёт. В отличии от предыдущих стадий влияние родителей теперь оказывается гораздо более косвенным.

Шестой стадией жизненного цикла является начало зрелости. Специфический для этой стадии параметр заключён между положительным полюсом близости (брак, дружба) и отрицательным — одиночества.
Седьмая стадия — зрелый возраст. На этой стадии появляется новый параметр личности — общечеловечность. Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться на жизнью будущих поколений. Тот, у кого такое чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе и собственном комфорте.
Восьмой, последний параметр классификации Эриксона — психосоциальный, он заключен между целостностью и безнадёжностью.
Эриксон считает, что у каждой стадии есть свои сильные стороны, что неудача на одной стадии может быть исправлена последующими удачами на других. Кроме того, Эриксон перекладывает часть ответственности за формирование личности с родителей на самого индивида и на общество.
С момента рождения и на протяжение всей жизни человек контактирует с окружающими, включаясь в различные виды деятельности.
В отечественной социологии процесс социализации принято разделять на три периода: дотрудовой, трудовой и послетрудовой. Многие социологи утверждают, что социализация никогда не бывает полной и никогда не завершается. Новые шаблоны поведения развиваются, когда человек, например, мигрирует в другую страну, переходит на новую работу, вступает в религиозную секту, уходит из дома, разводится и т.д. На каждой стадии социализации в действие вступают определённые социальные институты: семья, группы сверстников, школа, трудовые коллективы.
Наиболее важной для индивида обычно является первичная социализация, поскольку вторичная социализация является производной от первичной. Ребёнок принимает роли и установки значимых других, усваивает их и делает своими собственными. В процессе социализации индивиды также играют активную роль в изменении своего окружения .

Стадии психосоциального развития Эриксона

В 1950 году Эрик Эриксон выпустил свою книгу «Детство и общество», в которой изложил свою известную теорию психосоциального развития . Его теория состоит из 8 стадий, через которые проходит здоровый человек в течение своей жизни, каждая из которых описывает конкретную проблему или задачу. Эриксон сосредоточился не столько на возрасте, сколько на развитии личности. По мере того, как люди осваивают каждый этап, они переходят к следующему и сталкиваются там с новой проблемой. Этапы разворачиваются естественным образом, под влиянием воспитания и культуры каждого человека.

Эрик Хомбургер Эриксон (урожденный Эрик Саломонсен; 1902–1994) был психологом развития и психоаналитиком.

Каждый этап предлагает уникальный конфликт, который игрок должен преодолеть. Нельзя просто отбросить отрицательную силу, представленную в то время, но нужно стремиться найти баланс между положительной и отрицательной силой. Как объяснялось на каждом этапе, отрицательная сила предлагает положительные результаты в небольших количествах. Цель для человека состоит в том, чтобы примирить две силы для достижения цели. Цели для каждого этапа — это добродетели, которые служат улучшению жизни людей, такие как надежда, решимость и мудрость.

Например, если человек способен справиться с конфликтом и обрести добродетель надежды, он сможет нести эту добродетель с собой на всю оставшуюся жизнь. Ожидается, что если этап не будет освоен, проблема снова появится в будущем. Однако этапы не являются постоянными; можно справиться с конфликтами даже постфактум.

См. также:

  • Стадии нравственного развития – Лоуренс Кольберг
  • Жан Пиаже и его теория и этапы когнитивного развития
  • Теория нравственного развития – Piaget

Стадия 1: Орально-сенсорная или младенческая стадия

Обзор 

Стадия : Орально-сенсорная/младенческая стадия
Возраст : От рождения до 18 месяцев 9002 7 Задача : Кормление
Конфликт : Доверие против недоверия
Добродетель : Надежда

С рождения до 18 месяцев младенцы находятся на орально-сенсорной стадии. Как следует из названия, первичным событием на этом этапе является кормление . Взаимодействуя со своими мамой и папой, младенец учится прислушиваться к биологическим побуждениям, исходящим от тела. Если родители способны адекватно реагировать на потребности младенца, ребенок развивает чувство доверия к его побуждениям и понимает, что мир — безопасное и любящее место. Задача родителя состоит в том, чтобы продемонстрировать последовательность и знакомство для развития этого доверие .

Этот этап посвящен конфликту доверия и недоверия . Точно так же, как каждый родитель стремится завоевать доверие к своему ребенку, он не должен исключать возможность недоверия . Доверие можно непосредственно наблюдать на этом этапе: ребенок не будет очень расстроен, если ему придется подождать минуту или две для мамы или папы. Каждый родитель не должен совершенствоваться; младенец понимает, что даже если мама или папа не придут сразу, они скоро обратятся к его потребности. Это центральное убеждение влияет на людей на протяжении всей их жизни. Взрослые понимают, что даже если сейчас что-то не ладится, в итоге все наладится. это Надежда помогает людям пережить трудные времена, разочарования в карьере и трудности в личной жизни. Только через баланс доверия и недоверия ребенок может развить эту надежду.

Если родители пренебрегают удовлетворением потребностей младенца, вместо этого у них разовьется недоверие . Ребенок станет подозрительным к другим, основываясь на своем личном опыте. Игнорирование младенца или ненадежное удовлетворение его биологических потребностей заставляет их опасаться будущих отношений.

См. также: Зона ближайшего развития Выготского и строительные леса

Стадия 2: Мышечно-анальная стадия или стадия раннего детства


Возраст : от 18 месяцев до 3 лет лет
Задача : Приучение к туалету
Конфликт : Самостоятельность против сомнения/стыда
Добродетель : Сила воли

Когда ребенку исполняется 18 месяцев, он начинает вступать в следующую стадию: раннее детство. Эта стадия продолжается в течение всего периода ясельного возраста, пока ребенку не исполнится 3 или 4 года. Как младенцы учатся справляться с конфликтами в своей повседневной жизни, так и малыши учатся справляться с ними. На этом этапе мы видим, как каждый ребенок стремится найти баланс между автономность и позор .

Дети учатся самостоятельности, исследуя окружающие их области; если родители позволяют ребенку манипулировать окружающей средой, у него разовьется самостоятельность. Установление правильных границ способствует балансу между уверенностью и самоконтролем. Это означает, что родители и другие опекуны должны поощрять ребенка, но также твердо придерживаться правил и следовать им. Воспитание малышей лучше всего можно описать популярным советом «твердо, но терпимо».

На этом этапе событием жизни или навыком обучения, приобретаемым малышами, является приучение к туалету . По мере того, как дети учатся контролировать свое тело, они начинают выражать это по-разному. Приучение к туалету — это один из способов для малышей продемонстрировать независимость, а также развить уверенность в своих силах.

В конечном счете, цель создания баланса между независимостью и сомнениями у малыша состоит в том, чтобы развить решимость или силу воли . Эта стадия часто характеризуется этой чертой; все знают малыша с решительным отношением «может сделать»! Идея состоит в том, чтобы сохранить эту силу воли, чтобы использовать ее надлежащим образом в дальнейшей жизни. В то время как сила воли может разочаровывать в крошечном теле трехлетнего ребенка, она ценна во взрослом возрасте.

С другой стороны, вместо самооценки у ребенка может развиться сомнение. Чтобы обезопасить себя в жизни, необходимы небольшие суммы — именно это мешает взрослым бегать голыми или прыгать со здания, — но чрезмерная доля стыда заставляет их верить, что они не могут принимать решения самостоятельно. Родители должны знать, что даже такая мелочь, как смех над малышом, когда он пытается приложить усилия, может нанести вред. Он может начать сомневаться в своих способностях или считать, что ему слишком сложно учиться. Точно так же родители не должны препятствовать исследованиям или другим попыткам быть независимыми, поскольку они учат своих малышей тому, что они не должны действовать по собственной воле.

Еще один способ развить у малышей нежелательное чувство стыда или сомнений — это отсутствие каких-либо ограничений, установленных родителями. Неограниченный доступ к трудным или опасным задачам учит малышей тому, что они ничего не умеют. В эту категорию попадают и родители, которые всегда помогают своим детям. Малыши, которые не могут научиться что-либо делать сами, полагают, что это слишком сложно сделать самостоятельно. Например, ребенок никогда не научится сам обуваться, если родитель всегда завязывает ему шнурки.

См. также: Теория андрагогики – Малкольм Ноулз

Этап 3: Локомоторный или дошкольный этап

Обзор 

Стадия : Локомоторный/дошкольный
9000 3 Возраст : от 3 до 5 лет
Задача : Независимость
Конфликт : Инициатива против вины
Добродетель : Цель

Третий этап развития ребенка также приходится на раннее детство где-то между 3 и 6 годами. противоборствующие силы, в данном случае вина и инициатива .

Прежде чем мы оценим роль инициативы, мы можем спросить: действительно ли чувство вины необходимо? Эриксон сказал бы, что да, абсолютно. Вина гарантирует, что мы можем проявить раскаяние и отвергнуть злые намерения.

Эта стадия развивает баланс посредством игры. Дети могут развивать свое воображение, играть по ролям и предсказывать то, что может произойти в будущем. Инициатива помогает детям развивать новые навыки и раскрывать свою любознательность. Родители могут поддержать своих детей, побуждая их расширять свои идеи и предлагая им составить план.

На этом этапе у детей развиваются мораль и ответственность, поскольку они начинают понимать последствия своих действий. В то время как двухлетний ребенок может спустить сотовый телефон в унитаз, не понимая результата, пятилетний точно знает, что мама или папа будут в бешенстве, если она это сделает. Пятилетняя девочка чувствовала бы себя виноватой, если бы сознательно смыла телефон в унитаз. Она способна представить реакцию, которую получит на свои действия.

Целью данного этапа является разработка цель . Ребенок, который овладевает этим балансом, понимает свои ограничения и продолжает смело действовать в своей жизни. Используя собственное воображение, они создают собственную цель в своей жизни.

См. также: Теория социального обучения: Альберт Бандура

Стадия 4: Латентный или школьный возраст от 6 до 11 лет


Задание : Школа
Конфликт : Трудолюбие против неполноценности
Добродетель : Компетенция

Четвертая стадия в теории Эриксона происходит в начальной и средней школе, или в возрасте от 6 до 11 лет. На этом этапе преобладает социализация, когда сверстники, учителя и другие члены сообщества начинают влиять на рост ребенка. Каждая социальная группа играет роль в определении развития ребенка: сверстники проявляют одобрение, учителя поддерживают обучение, а родители продолжают устанавливать границы и поощрять их. Дети стремятся добиться успеха во всех сферах своей жизни, будь то в классе или на улице с друзьями. Конфликт, наблюдаемый на этом этапе, называется промышленность против неполноценность .

Как и на предыдущих этапах, необходим баланс между двумя силами. Социализация помогает детям повысить устойчивость, ставить цели и следовать своему плану. Они учатся сосредотачиваться на учебе и своих социальных навыках на игровой площадке. Это называется промышленность . Хотя было бы неплохо склонить чашу весов только в пользу промышленности, неполноценность по-прежнему требуется, чтобы дети не становились высокомерными или эгоистичными.

Подобно другим негативным силам, на этом этапе слишком много неполноценности также плохо сказывается на детях. Если члены сообщества постоянно отвергают ребенка, они теряют уверенность в себе и в своей способности эффективно выполнять задачи. Это можно продемонстрировать тонкими или очевидными способами; дискриминация, запугивание, резкая критика и изоляция — все это влияет на рассматриваемого ребенка. Крайне важно, чтобы о ребенке судили не по тому, кто он есть, а по усилиям, которые он приложил для достижения успеха.

Одно из различий между третьей и четвертой стадиями заключается в том, как дети играют в игры. Дети на третьем этапе имеют лишь смутное представление о правилах игры и могут менять их несколько раз. Дети на четвертом этапе будут иметь четкое представление о правилах игры и будут следовать им буквально. Они ожидают, что эти правила применимы и к их жизни — другие должны относиться к ним справедливо и делать соответствующие выводы на основе фактов.

Когда человек находит баланс между трудолюбием и неполноценностью, он развивает компетенция . Благодаря успешному взаимодействию на школьном дворе они приобрели достаточно уверенности, чтобы взять этот навык с собой в будущее.

См. также: Теория множественного интеллекта — Гарднер

Этап 5: Подростковый возраст

Обзор
Стадия : Подростковый возраст
Возраст : от 12 до 18 лет лет
Задача : Отношения со сверстниками
Конфликт : Идентичность против смешения ролей
Добродетель : Fidelity

Стадия подросткового возраста начинается в период полового созревания и продолжается до тех пор, пока человек не станет полностью взрослым, между 18 и 20 годами. Именно подростковый возраст впервые привлек внимание Эриксона, что привело к анализу всех стадий развития. Эта стадия фокусируется на конфликте между эго-идентичностью и путаницей ролей .

С точки зрения взрослого, этот этап кажется самым сложным. Подростки пытаются выяснить, какое место они занимают в обществе. На этом этапе происходит много внутренней борьбы — подростки пытаются понять, как они могут внести значимый вклад в общество и как представить себя на основе того, во что они верят. Это известно как эго-идентичность .

Это сложно, потому что внешний мир в плохом состоянии. Все подростки видят ужасные новости, разоблачающие фанатизм, расизм, материализм и самодовольство. Это отбивает у них желание участвовать в жизни мира! Мы действительно должны работать над продвижением положительных примеров для подражания и делиться добрыми делами.

Если нет надлежащей поддержки эго-идентичности, у людей может развиться ролевая путаница . Это означает, что они не уверены в том, какое место они занимают. С самого раннего возраста мы задаем детям вопросы, чтобы помочь им найти свое место в мире, например: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» Кризис идентичности не является нетипичным для этой стадии.

Чтобы помочь подросткам приблизиться к взрослой жизни, общество проводит ритуала посвящения . Они предназначены для того, чтобы послать подростку и другим людям сообщение о том, что они больше не дети. Они различаются в зависимости от культуры; обряды перехода могут быть символическими церемониями, испытаниями, вечеринками или ритуалами.

Целью освоения этого этапа является верность , или лояльность. Люди успешно примирились со своим местом в обществе, и они награждаются умением осмысленно жить в нем. Это не означает, что они принимают все недостатки, описанные ранее, но способствуют тому, чтобы сообщество стало лучше.

См. также: Девять событий обучения Ганье

Стадия 6: Стадия юности

Обзор
Стадия : Молодость
Возраст : от 19 до 40 лет
Задача : Любовные отношения
Конфликт : Близость против изоляции
Добродетель : Любовь

Шестая стадия в теории Эриксона включает в себя юношескую взрослость, которая в современную эпоху составляет от 20 до 30 лет. По мере продвижения к шестому, седьмому и восьмому этапам целевые годы становятся немного более гибкими. Могут быть существенные различия в уровнях зрелости взрослых; однако конфликт юношеской стадии взрослости всегда один и тот же.

Стадия взрослой жизни выдвигает на первый план силы близости против изоляции , что представляет собой вызов близости к другим против защиты себя. Точно так же, как подростки сосредоточены на отношениях со сверстниками, молодые люди сосредоточены на любовных отношениях. Они, надеюсь, освоили последний этап и больше не чувствуют необходимости проявлять себя, вместо этого сосредоточившись на росте и поддержке другого в отношениях. Люди стали более уверенными в себе и осознают свою роль в обществе. Это позволяет им быть независимыми существами, не опасаясь потерять свою индивидуальность при общении с другими.

На этом этапе возникают некоторые проблемы — незрелость часто наблюдается, когда молодые люди демонстрируют «боязнь обязательств». Они откладывают прогресс в своих отношениях или предпочитают вообще не брать на себя обязательств. Многие оправдывают свое поведение, объясняя, что посвятят себя отношениям, когда почувствуют себя более стабильными, например, когда закончат школу или получат дом.

Несмотря на сложности этого этапа, результат того стоит. Если молодой взрослый успешно балансирует между изоляцией и близостью, он обретает добродетель 9.0003 любовь . Эриксон считал, что это мощная психосоциальная сила. Любовь, которую человек способен примирить с этой стадии, означает, что он способен продемонстрировать «взаимную преданность», что означает, что он способен отложить в сторону свои разногласия и заботиться о других, не только о своем супруге и семье, но и также коллеги, соседи и друзья.

См. также: Экспериментальная теория обучения Колба и стили обучения

Стадия 7: Средний возраст Стадия

Обзор
Стадия : Средняя взрослость
Возраст : От 40 до 60 лет
Задача : Воспитание
Конфликт : Генерация против стагнации
Добродетель : Забота

Как и на других стадиях взрослой жизни , седьмая стадия немного нечеткая на временной шкале, но, по оценкам, происходит в возрасте от 30 до 60 лет. Этот период характеризуется временем, затрачиваемым на воспитание детей или воспитание детей в целом.

Хотя этот этап считается полезным, он также имеет плохую репутацию из-за «кризиса среднего возраста». Это период вопросов, когда мужчины и женщины начинают сомневаться в том, чего они достигли или как, по их мнению, будет выглядеть их жизнь в это время. Они могут принять решительные меры, чтобы заново пережить свою молодость, например, бросить работу, уйти от супруга или купить спортивную машину. Эта паника бесполезна, так как их счастье часто бывает недолгим. В конечном итоге они сосредотачиваются на себе и забывают, для кого они это делают или ради чего стоит жить.

Кризис среднего возраста является прекрасным примером одной половины конфликта на этом этапе: застой . Взрослый, размышляя о своем опыте, часто беспокоится о том, что его жизнь стала застойной или скучной. Они обеспокоены тем, что не было активности или развития, и паникуют при мысли, что их жизнь оказалась не такой, какой они себе ее представляли. Забота о себе — это полная противоположность генеративности или бескорыстной заботе о мире, который вы оставите позади.

Генерация непосредственно связана с воспитанием детей на этом этапе. В то время как предыдущие два этапа были сосредоточены на взаимной любви, этот этап описывает любовь и надежду, простирающуюся в будущее. Родители любят своих детей, не ожидая ничего взамен, и стремятся сделать мир для них лучше. Хотя люди чаще всего заводят детей и практикуют генеративность, есть много других способов изменить ситуацию. Вклад в общество может также означать обучение других, писательство, защиту вопросов социальной справедливости или разработку изобретения.

Разрешая конфликт на этом этапе, человек приобретает добродетель, известную как забота . Люди чувствуют себя удовлетворенными своим вкладом в общество и могут взять с собой способность заботиться о себе на следующем этапе.

См. также: Таксономия Блума

Стадия 8: Стадия зрелости

Обзор
Стадия : Зрелость
Возраст : 65 лет до смерти 9002 7 Задача : Отражение и принятие
Конфликт : Целостность против отчаяния
Добродетель : Мудрость

Последний этап начинается, когда дети вырастают и наступает выход на пенсию, около 60 лет в современном обществе. Это ласково известно как поздняя взрослость или менее ласково, старость. В то время как люди в нашем эйджистском обществе презирают каждый год, на самом деле достичь этой стадии зрелости — подвиг.

Конфликт на этой стадии — это целостность эго против отчаяния . Целостность эго включает в себя размышление о своей жизни и примирение со своей жизнью такой, какая она есть, включая ее конец. Если вы способны принять выбор, который вы сделали, и то, как вы прожили свою жизнь, вы не должны бояться смерти. Важно признать, что даже ваши ошибки сделали вас тем, кем вы являетесь сегодня. Это трудная задача, особенно если учесть притяжение отчаяния на данном этапе.

Первый элемент отчаяния на этом этапе — биологический: тело не функционирует так, как раньше. Люди хуже реагируют на грипп и переломы костей и не так быстро восстанавливаются. У женщин наступает менопауза, а мужчины могут бороться с эректильной дисфункцией. Хронические заболевания, такие как артрит, диабет и болезни сердца, начинают влиять на качество жизни.

Помимо физических недомоганий, людей больше беспокоит смерть. Они становятся свидетелями смерти своих сверстников, родственников и, возможно, даже супруга. Они могут чувствовать отчаяние, ожидая своей неизбежной смерти.

Если этого недостаточно на данном этапе, люди также испытывают элементы социального отчаяния. По мере того, как они вступают во взрослую жизнь, социальные структуры в их жизни, кажется, исчезают. Их дети уезжают, они увольняются с работы, и большинство из них обнаруживают, что другие больше не интересуются их мнением. Для молодых людей это кажется самым сложным этапом из всех.

Есть много способов справиться с отчаянием, возникающим на этой стадии. Некоторые люди могут впадать в депрессию, бредить или злиться. Другие могут ответить, мечтая о прошлом, когда жизнь была лучше. Однако еще больше людей могут быть озабочены плохими решениями, которые они приняли, даже если уже слишком поздно их менять.

Если человек сможет справиться с этой стадией, он или она будет вознагражден мудростью . Обладание мудростью в жизни рассматривается как дар. Эриксон считал, что «щедрость духа» характеризуется мягким взглядом на жизнь и может быть использована для обучения других. Старейшины могут делиться своей мудростью с детьми, что является огромным преимуществом. Здоровые дети не будут бояться жизни, если их старшие достаточно честны, чтобы не бояться смерти . – Эрик Эриксон.

Ссылки:

Эриксон, Э. Х. (1950). Детство и общество. WW Norton & Co.

Развитие социальных навыков | Взаимодействие со сверстниками

Одной из наиболее убедительных теорий социального развития является «Восемь стадий психосоциального развития» Эрика Эриксона. Каждый шаг основан на том, чтобы сделать здоровый выбор для ребенка и научить его или ее поступать в том же духе, когда появляется возможность принимать решения самостоятельно. Стадии определяют положительные ориентиры — и их противоположности — от рождения до смерти.

Подготовка ребенка к общим связям,


с помощью теории Эрика Эриксона

Формирование глубоких связей у всех детей зависит от развития здоровой самооценки. Это, конечно, может быть трудно культивировать среди целого ряда физических или связанных с развитием проблем, которые могут выделить его или ее среди других детей. Но это возможно.

Немецкий психоаналитик Эрик Эриксон считал, что фундамент для позитивной или негативной социализации закладывается в детстве. «Восемь стадий психосоциального развития» Эриксона предлагают ключ, который может раскрыть способность ребенка формировать отношения.

Эриксон считал, что личностные черты — застенчивый ребенок или общительный, пассивный или агрессивный — являются фиксированными состояниями. Индивидуальные характеристики, такие как чувство неэффективности или силы, приобретаются, а это означает, что на определенных этапах развития на них можно влиять, используя правильную эмоциональную поддержку и возможности. Каждый шаг основывается на другом.

Конечно, большинство детей не вписываются ни в одну конкретную коробку; особенно это касается молодых людей с инвалидностью. Ценность теории Эриксона заключается в том, что она позволяет родителям идентифицировать признаки поведения ребенка, которые не способствуют установлению дружеских отношений, и дает родителям время повлиять на действенные решения, чтобы ребенок мог вырасти сильным и уверенным в себе взрослым. Информация используется таким образом, чтобы показать важность методов воспитания детей и обучающих возможностей, которые могут повлиять на развитие человека.

Стадии Эриксона — это попытка объяснить, как у человека развивается чувство идентичности. Модель предполагает, что в определенном возрасте человеческого развития ребенок переживает конфликт, изменяющий его жизнь. Возможности, предоставляемые ребенку, стиль воспитания, которым руководствуется ребенок, и опыт, с которым сталкивается ребенок, влияют на его социальную идентичность.

Эриксон надеялся, что, зная эти этапы, родители и психологи смогут помочь ребенку преодолеть психологические барьеры. Если родители понимают важность социальных стадий и развития, они смогут лучше поддерживать своего ребенка в процессе построения отношений на всю жизнь.

Восемь стадий психосоциального развития Эриксона

Восемь стадий Эриксона подробно описаны ниже в двух частях: те, которые происходят в детстве, и те, которые проявляются во взрослом возрасте.

Детство

Стадия I: Надежда – Обучение базовому доверию и недоверию, от 0 до 18 месяцев

Первая стадия имеет место, когда ребенок в возрасте от 0 до 18 месяцев сильно зависит от других, чтобы компетентно удовлетворять свои основные потребности в еде , жилье и безопасность. В младенчестве родителю необходимо воспитывать и любить ребенка, чтобы у него развилось чувство безопасности, оптимизм и любознательность. Если этого не происходит, ребенок может стать неуверенным в себе и недоверчивым к другим и остаться с чувством покинутости, что контрпродуктивно для построения отношений.

Стадия II: Воля – Обучение автономии против стыда, от 18 месяцев до 3,5 лет

Вторая стадия – это период времени, когда ребенок либо проявляет вновь обретенный контроль, либо становится обездвиженным из-за страха. Для большинства детей это время, когда их не все постоянно поддерживают. Они учатся переворачиваться, сидеть, ползать и ходить. С этой вновь обретенной мобильностью они исследуют. Для ребенка с церебральным параличом, у которого есть форма нарушения подвижности, ребенок все еще ищет свободу исследовать свое окружение беспрепятственно и раскованно, даже если у него есть проблемы с подвижностью. У них начинает развиваться чувство желания какой-то формы контроля над своим окружением. Предоставление ребенку мобильных устройств может помочь. Предоставление возможностей для изучения необходимо.

У безопасного ребенка есть ощущение пространства, и он начинает ощущать потребность взаимодействовать внутри него. Он пытается контролировать движения своего тела в меру своих возможностей, учится у окружающих и пытается взаимодействовать с другими. В младенчестве он или она выражает радость и печаль через выражение лица и радостные толчки, а к четырем годам ему предоставляется возможность играть вместе с другими детьми и становиться неотъемлемой частью того, что происходит в комнате с другими.

Этот этап представляет собой возможность для ребенка сделать выбор – брать это в рот или нет; я хочу быть в комнате с другими, или исследовать? Это время, когда родители предоставляют выбор, эксперименты, границы и контроль. Родитель должен направлять ребенка, проявлять последовательность, учить сотрудничеству и поощрять позитивное взаимодействие с другими, когда ребенок решает: «Хорошо ли быть мной?»

С другой стороны, если на ребенка кричат ​​за то, что он любопытный ребенок, у него ограниченные возможности исследовать окружающую его среду и он сталкивается с непоследовательным или враждебным руководством, ребенок, скорее всего, станет парализован страхом, стыдом и сомнением.

Стадия III: Цель – Учебная инициатива против чувства вины, от 3,5 до 5 лет

Эта стадия сосредоточена на способности ребенка сотрудничать с другими, осваивать свои телесные функции (приучение к туалету), взаимодействовать с окружающей средой и далее развивать приемлемые навыки общения. То, как дети воспитываются и контролируются, играет роль в их способности развивать инициативу или подвергать сомнению свои способности. Ребенок определяет: «Можно ли мне делать, двигаться и действовать?»

Родителям рекомендуется использовать поощрение, чтобы способствовать самостоятельности и подпитывать свое любопытство с помощью обучающих моментов. Это время, чтобы избежать борьбы за власть. Это время, когда у детей начинают развиваться предпочтения, интерес и желания через естественное любопытство.

Дети с новообретенной подвижностью и ловкостью склонны к исследованиям и испытаниям. Они исследуют безопасную и небезопасную территорию, требуя наблюдения, дополненного поощрением, а иногда и отвлечением внимания. Они учатся уравновешивать риск и самоограничения.

Тем не менее, дети с нарушением подвижности, которые могут быть не такими подвижными, все же нуждаются в возможности исследовать, учиться, делиться и получать предпочтения, интересы и желания. Им необходимо развить чувство некоторого контроля над своим окружением, самодостаточности и способности делать выбор. Все дети должны пройти этот этап с инициативой и чувством выполненного долга.

Детям следует предоставить возможность выполнять задания, начиная задания и заканчивая их самостоятельно. Их вновь обретенная независимость и контроль над своим окружением могут сопровождаться приступами разочарования из-за того, что они не могут достичь того, что задумал их разум. Им потребуется руководство в выполнении реалистичных и соответствующих возрасту занятий.

Согласно Эриксону, если ребенку отказывают в возможности выполнять задачи, на которые он способен, или его разочаровывают выговорами или насмешками при попытке обрести чувство автономии, дети уязвимы для чувства разочарования и агрессивного поведения, такого как бросание предметов. , удары, укусы и попытки привлечь внимание. Часто первым инстинктом родителей было бы дисциплинировать их или отказать им в выполнении их задачи. Тем не менее, взрыв следует рассматривать как обучаемый момент, который вместо этого может потребовать отвлечения внимания или предоставления ребенку двух приемлемых вариантов.

Дети, столкнувшиеся с борьбой за власть между родителем и ребенком или неконструктивными методами дисциплины, часто впадают в чувство вины, стыда и неуверенности в себе на стадии III и могут формировать отношения созависимости со взрослыми. В школе им может не хватать уверенности, чтобы чувствовать себя достойными частью группы или команды. Им может не хватать чувства инициативы, полномочий и мотивации. Ребенок, который зависит от родителей в плане одобрения своих занятий, будет менее склонен чувствовать себя уверенно в общении с другими детьми в школе или во время игр. Точно так же другие дети чувствуют эту разницу в ребенке, что может заставить их избегать дружеских отношений.

Стадия IV: Компетентность — переживание трудолюбия против неполноценности, от 5 до 12 лет

Стадия IV возникает в раннем школьном возрасте, когда у детей есть врожденное желание общаться и играть с другими детьми. На этом этапе дети уходят из гнезда в школу или другие детские дома. Здесь они учатся взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в соответствии с принятыми правилами и нравами других.

Они адаптируются к интересным структурированным занятиям, включая спорт. Этикет в классе, требования к выполнению домашних заданий и командные действия, которые способствуют развитию структуры, сотрудничества и социального ухода.

Это важнейший этап, когда детям младшего школьного возраста предоставляется возможность добиваться успехов, получать похвалу и добиваться успехов — строительные кирпичики уверенности в себе. Благодаря положительной поддержке со стороны родителей, учителей и сверстников у них развивается чувство инициативы и мотивация к достижению успеха по мере роста их уверенности в себе. Они чувствуют себя принятыми.

Обычно ребенок, вступающий в эту стадию, прошел предыдущие стадии с инициативой, самостоятельностью и доверием. Ребенок использует свое чувство выполненного долга и уверенность в себе, чтобы взаимодействовать с другими в более структурированной среде, наполненной правилами и требованиями.

Если ребенок, выходящий из Стадии III, перешел в Стадию IV с низкой самооценкой и парализован страхом при принятии собственного выбора или взаимодействии с другими, он или она, вероятно, почувствует чувство неполноценности и откажется от групповой деятельности и взаимодействия. Ребенку может не хватать уверенности в своих силах, сомневаться в своей способности принимать решения, быть склонным к поражению и чувству вины в командных упражнениях.

Этот этап может быть сложным для родителей ребенка с инвалидностью. У них может возникнуть соблазн защитить ребенка от других из-за желания защитить его от насмешек, насмешек или даже издевательств. Родители переживают, примут ли их ребенка другие. Родителям придется сопротивляться искушению изолировать своего ребенка и изолировать его из-за страха перед неизвестным.

Детям с ограниченными возможностями на этом этапе требуется дополнительная поддержка. Родители должны избегать изоляции ребенка от социализации, так как это этап социального развития, который позволит ребенку почувствовать себя частью группы и обрести уверенность в себе, чтобы быть равным среди сверстников.

На этом этапе ребенок определяет, как он вписывается в мир людей. Они открывают свои особые таланты и ценности. Необходимо приложить все усилия, чтобы поощрять преследование их интересов и быть с другими людьми, имеющими такие же интересы. Они требуют способности преуспеть в дружбе и испытать узы.

Стадия V: Верность — обретение идентичности или смешение ролей, от 13 до 19 лет

Стадия V, завершающая стадия детства, включает в себя осознание подростком того, кем он является и кем он может быть во взрослой жизни. Подростковый возраст может быть трудным переходным периодом во многих отношениях. Ребенок развивается во взрослую жизнь через множество физических, эмоциональных и социальных проблем. Они осознают свои изменяющиеся тела, свою сексуальную идентичность, свою потребность в независимости и роль, которую они будут играть в обществе. Это годы кризиса идентичности.

На этапе V ребенок определит, кто он или она на самом деле и кем он хотел бы стать. Это может быть период интенсивных социальных экспериментов; Во время этой фазы наиболее вероятны своеволие и бунт.

Для учащихся с особыми потребностями система образования начинает переводить учащегося с инвалидностью во взрослую жизнь в возрасте 16 лет. Им в большей степени, чем трудоспособным учащимся, рекомендуется планировать свой путь во взрослую жизнь. Прилагаются усилия для развития самодостаточности, навыков независимой жизни и ориентирования в обществе без руководства или зависимости от своей семьи, когда это возможно. Это включает в себя гигиену, финансовое планирование, общественный транспорт, жилье, обучение навыкам или планирование колледжа.

Если ребенок входит в Стадию V с чувством вялости и отсутствия мотивации, развившимся в конце Стадии 4, он или она, скорее всего, станет более замкнутым и зависимым от других. Им может не хватать мотивации, видения и уверенности в своих силах.

Взросление

Эриксоновские стадии психосоциального развития предполагают, что идентичность, сформированная и испытанная в детстве, вносит свой вклад в идентичность взрослого человека. Он подробно описывает три стадии развития, которые переживаются во взрослой жизни.

Стадия VI: Любовь. Достижение близости против изоляции, 20–24 года или 20–40 лет

Эта стадия иллюстрирует борьбу за то, чтобы соответствовать сверстникам и партнерам. Это этап в жизни, когда человек находится в поисках близости как основной потребности человека в формировании взаимных отношений с другими посредством дружбы, брака или партнерства. По словам Эриксона, когда человеку предоставляется безопасная, теплая и надежная среда в детстве, он естественным образом подходит для формирования таких же отношений с другими людьми во взрослой жизни. Если они развили уверенность и достижения, они используют эти навыки для построения отношений.

Однако для некоторых путь к Стадии V приводит к противоположному результату: человек жаждет изоляции, подальше от болезненной реальности отвержения, которую он испытывал на протяжении многих лет. Если в детстве они были разочарованы, осмеяны, замкнуты или недоверчивы, то эти качества могут проявиться в их взрослых отношениях. Если у них низкая самооценка и недостаточная уверенность в своих способностях, это отразится на их способности связываться с друзьями и товарищами.

Стадия VII: Забота – Достижение продуктивности против стагнации, от 25 до 64 лет или от 40 до 64 лет

Стадия VII — это путешествие в средний возраст, когда мы спрашиваем себя: «Могу ли я сделать свою жизнь значимой?» Средний возраст — это время, когда человек приходит к пониманию того, чего он хотел достичь, по сравнению с тем, чего он смог достичь, — как он определяет свою цель в жизни.

На этом этапе предполагается, что существует врожденная потребность в социальной значимости нашей способности быть продуктивными членами общества, нашего вклада в наш брак, нашей гордости за создание семьи и наших успехов в выполнении гражданского долга. Те, кто в среднем возрасте, сокращают свои кошельки для своих детей, они налаживают новые отношения со своим супругом и изящно принимают роль старения.

Однако для некоторых это путешествие более эгоистично, менее удовлетворительно, менее продуктивно и, возможно, застойно.

Стадия VIII: Мудрость — целостность эго против отчаяния, от 65 до смерти

Стадия VIII — это момент в жизни, когда человек оглядывается назад, чтобы спросить: «Хорошо ли быть мной?» Социально развитые люди будут претендовать на свой жизненный успех, свои достижения и сохранившиеся индивидуальные черты.

Хотя жизнь не всегда благоприятна, общее ощущение хорошо социализированного человека состоит в том, чтобы смириться со своим путешествием, быть довольным достижениями и стареть изящно.

Добавить комментарий