Эхолаличная речь у детей: Особенности речевой сферы у детей с синдромом детского аутизма: явление эхолалии — Аутизм и нарушения развития — 2005. Том 3. № 1

Особенности речевой сферы у детей с синдромом детского аутизма: явление эхолалии — Аутизм и нарушения развития — 2005. Том 3. № 1

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, эхолалия, нарушения речи, преодоление эхолалий

Рубрика издания: Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Скробкина О.В. Особенности речевой сферы у детей с синдромом детского аутизма: явление эхолалии // Аутизм и нарушения развития. 2005. Том 3. № 1. С. 35–39.

Фрагмент статьи

Для детей с  синдромом детского аутизма (ДА) типично наличие широкого спектра речевых нарушений. У некоторых детей с синдромом ДА речевые возможности ограничены произнесением случайных гласных или согласных звуков, издаваемых редко и бесцельно. У других мы можем наблюдать достаточно живую речь, хотя в ней не видно непосредственного отношения к происходящему, и эта речь не имеет значимости для социального общения.

Многие аутичные дети механически повторяют то, что слышат от других людей. Непроизвольное повторение слышимых звуков, слов и фраз называется эхолалией (эхо- + греч. lalia — речь, болтовня).

Полный текст

…почему я всегда повторяю фразу

 именно так, как она была произнесена,

даже подражая голосу того,

кто только что её произнёс. .

                                                         Тереза Жолифф и др., 1992 г.

«Эхолалическую речь можно рассматривать как признак аутизма, если она наблюдается у человека, психический возраст которого превышает приведенный показатель в 22 месяца».

Для детей с  синдромом детского аутизма (ДА) типично наличие широкого спектра речевых нарушений. У некоторых детей с синдромом ДА речевые возможности ограничены произнесением случайных гласных или согласных звуков, издаваемых редко и бесцельно. У других мы можем наблюдать достаточно живую речь, хотя в ней не видно непосредственного отношения к происходящему, и эта речь не имеет значимости для социального общения.

Многие аутичные дети механически повторяют то, что слышат от других людей. Непроизвольное повторение слышимых звуков, слов и фраз называется эхолалией (эхо- + греч. lalia — речь, болтовня) (8).

 Эхолалии могут быть непосредственными, когда повторение звучит через несколько секунд после сказанного взрослым.

Например, на  вопрос: «Егор, что это?»,  следует ответ ребенка: «Егор, что это?»;  на вопрос «Егор, сколько?» —  повторение-ответ «Егор, сколько?». В этом случае повторения звучат мгновенно. Можно сказать, что мы говорим с ребенком  почти одновременно, повторение идет с отставанием в доли секунды.

Эхолалия может быть отставленной. В этом случае ребенок повторяет слова или предложения, которые он слышал час назад,  утром или даже несколько недель назад.  Это могут быть тексты сказок, фразы из мультфильмов или запреты родителей, специалистов.

 Выделяют и смягченные эхолалии, когда сказанное другим лицом несколько видоизменяется: добавляются или переставляются отдельные слова, меняются некоторые флексии. Например: ребенок к  эхолаличным повторам чужих фраз добавляет обращение: «Ольга Вячеславовна, дай денег на «Диво ТВ». Наблюдается и изменение флексий слов, которые делают фразу ребенка аграмматичной: «Ваня, у тебя нет волосы?».

По нашим наблюдениям, могут встречаться и смешанные эхолалии, когда в речи ребенка совмещаются все три вида эхолалий (непосредственные, отставленные и смягчённые).

Например, на вопрос: «Ваня, ты меня слышишь?» сразу же звучит ответ: «Ваня, вы что-нибудь слышите?»; на вопрос: «Ваня, это ты?» — ответ: «Ваня – это король-лев».

Сама по себе эхолалия не является основной характеристикой аутизма (7). Явление эхолалии встречается и при нормальном речевом развитии в определённый период онтогенеза. Формирование первых детских слов основывается на ведущей роли эхо-феномена, в основе которого лежат эхокинезии, эхомимии и эхообразные повторения доступных звуков из речи взрослого (3).

Это явление достигает своего пика приблизительно к 18-22 месяцам раннего развития ребенка (7). В дальнейшем наблюдается снижение эхо-феномена до полного его исчезновения из речи ребенка к 36-37 месяцам.

В отличие от детей с нормальным развитием, у детей, страдающих аутизмом, эхолалическая речь остается в течение многих лет.

Эхолалия может встречаться и у детей с нарушением интеллектуальных способностей, не страдающих аутизмом. Для таких детей эхолалия считается допустимым явлением, если психический возраст ребенка не превышает 22-х месяцев. В этом случае эхолалия ассоциируется только с задержкой развития (количественный аспект) и не считается симптомом аутизма. Эхолалическую речь можно рассматривать как признак аутизма, если она наблюдается у человека, психический возраст которого превышает приведенный показатель в 22 месяца (7).

Природа эхолалии при аутизме не вполне ясна. У специалистов нет единого мнения в вопросе происхождения «формулы эхолалии» (5, 7). Их рассматривают и как затянувшийся естественный эхолалический период речевого развития, и как следствие непонимания обращенной к ребенку речи, и как своеобразное нейродинамическое расстройство, и как следствие аффективных аутистических нарушений (5).

Есть мнение, что аутичные дети в действительности пытаются участвовать в разговоре, они пытаются общаться, просто они имеют в своем распоряжении ограниченный набор средств.

Им приходится прибегать к выражениям и фразам, которые они услышали от других людей и запомнили (7).

         Обращает на себя внимание тот факт, что некоторые дети, страдающие аутизмом, полностью дублируют услышанную речь, воспроизводя все фонологические нюансы и просодические темпо-ритмические особенности речи говорящего человека. Они могут воспроизводить услышанное разными голосами, имитируя интонации матери, интонации отца и, возможно, интонации людей, которые с ними занимаются или долгое время общаются. Эта особенность дает возможность рассматривать эхолалию как хранение или резервирование в мозге ребенка  с синдромом ДА слухового образа из окружающей среды. В этом смысле эхолалическая речь будет являться аналогом визуального последовательного образа. Возможно, эхолалия для аутичных детей является вокальной самостимуляцией.

         По мнению В.В. Лебединского (1996), сам факт возникновения эхолалий указывает на определенную степень сохранности речедвигательной системы. Наличие эхолалий (особенно если они несут коммуникативную нагрузку) может рассматриваться как хороший прогностический признак.

         Конечно, то, что ребенок способен говорить, является положительным моментом в речевом развитии ребенка с аутизмом, однако из-за такой речи, состоящей из неосмысленных повторений услышанного, страдает социальная и образовательная адаптация ребенка.

         Эхолалическая речь мешает аутичному ребенку конструировать собственные правильные высказывания, тем самым ограничивая развитие языковых средств общения.

 

Эхолалия как средство общения

         Конечно, наличие эхолалической речи у детей с аутизмом является специфической особенностью, затрудняющей приобретение коммуникативных навыков и усвоение значения услышанного. Однако у ребенка, способного повторять речь других, больше шансов осознать значение коммуникации, освоить и адаптировать собственную речь, чем у ребенка, не имеющего вербальных средств коммуникации, т.

е. мутичного.

         Несмотря на то, что ребенок может не знать значения многих слов и словосочетаний, которые он повторяет, он все же умеет говорить. Если у ребенка нет эхолалической речи, тогда придется потратить очень много времени на развитие его речи и обучение его произнесению звуков, слов и словосочетаний.

Многие «безречевые» дети с синдромом детского аутизма, которые позднее овладевают навыками речи в процессе обучения, достигают этого после стадии развития эхолалических ответов. Те же из мутичных детей, кто не проходит эхолалическую стадию, редко достигают хороших результатов в использовании разговорного языка. Поэтому сначала необходимо научить ребенка эхолалическому повторению, даже если у него в речи не встречалось эхолалических явлений до начала обучения.

В ситуациях, которые касаются «безречевых» детей с синдромом детского аутизма, действуют приемы по растормаживанию активной речи и формированию коммуникативных навыков посредством максимально возможного числа словесных реакций, пусть даже на уровне эхолалии (6). Таким образом, в случаях с мутичными детьми эхолалическая речь будет являться начальным этапом в формировании вербальных средств общения.

Если на определенном этапе обучения у ребенка с аутизмом появляются эхолалические ответы, которые соответствуют по смыслу ситуации, то ребенка необходимо поощрить и в дальнейшем постараться воспроизвести такую же ситуацию еще несколько раз. Это поможет в развитии речевой инициативы, стремления к речевому контакту у ребенка. Надо стараться увеличить тот набор фраз, которыми ребенок может пользоваться в первую очередь, в ситуации общения. Этого можно добиться при помощи «суфлирования» со стороны человека, находящегося рядом с ребенком в ситуации взаимодействия с другими людьми,  подсказывая ребенку необходимую формулировку уже непосредственно в ситуации общения. Работа по растормаживанию активной речи у «безречевого» аутичного ребенка при помощи вызывания эхолалий должна постоянно сопровождаться закреплением эхолалических речевых реакций. Без специальной фиксации появившихся речевых форм у детей работа очень часто оказывается бессмысленной (6).

 

Преодоление явления эхолалий

         У другой части детей с синдромом детского аутизма большое количество эхолалической речи тормозит развитие коммуникативной речи. Эти дети, в отличие от мутичных детей,  находятся на более высоком уровне  речевого развития, но если мы не научим таких детей использовать слова, фразы правильно, адекватно ситуации, то мы оставляем им только один шанс – использовать эхолалию.

Замечено, что если ребенка, у которого нет нарушений в развитии, попросить что-либо сделать на понятном ему языке, он это сделает. Если же воспользоваться словами, недоступными для его понимания, то он, как правило, повторит их слово в слово (7). Дети, страдающие аутизмом с явлениями эхолалии, также часто повторяют утверждения, которых они не понимают. Для них общение происходит как бы на незнакомом языке. Например, если сказать «Покажи, где у тебя голова» и если ребенок знает, как выполнить команду, он не будет повторять эту фразу. Если же сказать «Покажи на свой череп» тогда, (при условии, что ребенку не знакомо значение слова «череп»), вероятнее всего, ребенок повторит утверждение и не выполнит команду. Это означает, что должно наблюдаться некоторое уменьшение эхолалий, по мере того как у ребенка улучшается понимание речи других людей.

Но, даже если ребенок в достаточной степени изучил родной язык и овладел простыми языковыми навыками, явление эхолалии часто сохраняется. Это можно объяснить стойкими специфическими трудностями понимания услышанного и ограниченным набором средств коммуникации. У аутистов  часто снижена способность усвоения новых слов и словосочетаний. Кроме того, они не могут использовать их адекватно ситуации. Именно поэтому у них возникают трудности с правильными ответами на большинство вопросов.

В психологической и педагогической практике работы с аутичными детьми разработаны приемы, направленные на уменьшение эхолалий.

Особый интерес, на наш взгляд,  представляет прием, направленный на прекращение явления эхолалии при встрече с незнакомыми утверждениями (командами, просьбами). Это способ (9) был разработан Шрайбманом (Schreibman) и Карром (Carr). Цель заключается в том, чтобы ребенка с эхолалиями научить отвечать фразой «Я не знаю» в качестве общего неэхолалического ответа на те утверждения и вопросы, которые ребенок не понимает.

Работа проводится поэтапно:

этап 1. Посадите ребенка лицом к себе за небольшим столом. Ребенок должен сидеть спокойно и  наблюдать за вами. Выберите 4 или 5 вопросов, на которые ребенок не знает ответа, например:  «Почему поют птицы?» или «Где находится Лондон?», «Сколько у тебя братьев и сестер?» или «Почему деревья зеленые?». Придумайте вопросы такого типа с вопросительными  словами «как?», «почему?», «кто?», «где?», которые будут более уместными именно для вашего ребенка. Также выберите несколько вопросов, на которые ребенок знает ответы, например: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Кто это?» (показывая на мать ребенка). Теперь задайте первый вопрос, например: «Почему поют птицы?» — быстро и негромким голосом. Затем немедленно дайте правильный ответ: «Я не знаю» — очень громко. Пробуйте экспериментировать с громкостью своего голоса, до тех пор пока ребенок не будет повторять правильный ответ, а не вопрос. Поощрите его за правильный ответ.

Этап 2. Постепенно начните повышать громкость вашего вопроса, при этом постепенно понижая громкость ответа. Если ребенок начинает повторять вопрос в ходе этого процесса, резко скажите ему «нет» и уменьшите громкость вопроса. Чтобы ребенок не повторял вопрос, останавливайте его ответ при предъявлении вопроса.  Тем самым вы предотвращаете повторение вашей фразы. Смысл этой техники в том, чтобы научить ребенка не реагировать на обращенный к нему вопрос.

Этап 3. Теперь задайте вопрос «Почему поют птицы?» обычным голосом и задержите ответ. Когда ребёнок сможет сдержать эхолалический повтор вопроса и даст правильный ответ «Я не знаю» без Вашей помощи, то можно считать, что ребенок овладел заданием.

Этап 4. Когда вы научите ребенка ответу «Я не знаю» на те вопросы, на которые он не знает ответа, можете переходить к вопросу, на который ребенок уже знает ответ, например: «Как тебя зовут?» (ребенок называет свое имя, и вы его поощряете). Если ребенок не может ответить или отвечает неправильно, подскажите ему правильный ответ. Нужно использовать вопросы, на которые ребенок уже даёт правильные ответы и затем чередовать их с теми вопросами, на которые ребенок не знает правильного ответа. Это даст ребенку возможность различать те вопросы, ответ на которые он знает и те, которые не знает, что должно помочь ему избежать ответа «Я не знаю» на все задаваемые вопросы.

Этап 5. Задайте теперь другой вопрос, на который ребёнок не знает ответа, и тренируйте правильный ответ «Я не знаю», продолжая при этом чередовать его с вопросами, на которые ребёнок отвечает правильно.

Если продолжать выполнять задание таким способом, используя вопросы, которые начинаются со слов «как», «почему», «когда» и «где» в комбинации с вопросами, на  которые ребенок знает ответ, то, через некоторое время ребенок спонтанно должен ответить «Я не знаю» на вопрос, ответ на который он не знает, даже когда вы зададите этот вопрос впервые.

При помощи этой процедуры есть возможность помочь ребенку избавиться от эхолалических ответов в различных ситуациях.

Во время работы по преодолению эхолалий следует придерживаться ряда правил (4):

·        не позволяйте себе раздражаться и реагировать каким-либо другим негативным способом на эхолаличную речь.

·        обратите внимание, может ли ребенок самостоятельно конструировать высказывания. Если да, то слушайте его в такие моменты с наибольшим вниманием;

·        если ребенок говорит, только повторяя чужую речь, научите его говорить простыми словами, чтобы выразить то, что он хочет. Вознаграждайте его за это своим особенным вниманием. В то же время полностью игнорируйте его повторы, с помощью которых он пытается ваше внимание привлечь;

·        совершенно не реагируйте на его повторяющуюся речь. В эти моменты даже не смотрите на него;

·        если вы правильно игнорируете его повторения и награждаете его за попытки самостоятельно строить фразу, то скоро увидите, что он будет это делать с большей охотой;

·        эхолалия часто возникает, когда человек не понимает, что происходит вокруг. В большинстве случаев это связано с тем, что мы используем слишком много слов, обращаясь к аутисту. Старайтесь употреблять как можно меньше слов. Делайте паузы, с тем чтобы ребенок имел время подумать и понять смысл сказанного;

·        помните, что не следует разговаривать с человеком, страдающим эхолалией, в то время, когда включено ТВ, радио и вокруг много говорящих людей. Говорите с ним в спокойной обстановке.

     Таким образом, в зависимости от того, на каком уровне развития находится речь детей с синдромом детского аутизма, явление эхолалии может иметь различное влияние на формирование речи.

В одних случаях, например, при работе с безречевыми детьми, явление эхолалии может сыграть положительную роль в растормаживании и формировании средств общения. В ряде случаев аутичный ребенок должен пройти стадию эхолаличной речи для улучшения когнитивного функционирования. В других ситуациях, когда у детей более или менее развита экспрессивная речь, эхолалии нужно минимизировать, так как эти дети ограничивают свою речь формальным повторением того, что говорят другие.

 

Литература

  1. Аутизм: Методические рекомендации по психолого-педагогической коррекции. Сб. методических работ. – М.:  Сигналъ,  2001. – 188 с.

  2. Детский аутизм. Хрестоматия: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений. / Сост. Л.М. Шипицина. Изд. 2-е. – СПб.: Дидактика Плюс, 2001. — 368 с.

  3. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Жукова Н.С., Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. — Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. – 320 с.

  4. Маккернен Т., Мортлок Д. Аутизм. Практическое руководство для персонала. – Мн.: Белорусский Экзархат Белорусской православной церкви, 2000. – 112 с.

  5. Морозов С.А. Детский аутизм и основы его коррекции. Материалы к спецкурсу. М.: Сигналъ, 2002. – 108 с.

  6. Никольская О.С., Баенская Е.Р. , Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Теревинф, 2000. – 336 с.

  7. Питерс Т. Аутизм: От теоретического понимания к педагогическому воздействию: Книга для педагогов-дефектологов / Пер. с англ. М.М. Щербаковой. Под науч. ред. Л.М. Шипициной,  Д.Н. Исаева. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 240 с.

  8. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 400 с.

  9. Lovaas О.I. Teaching Developmentally Disabled Children, 1981.

Скробкина Ольга Вячеславовна, психолог-педагог ГОУ ЦПМСС детей и подростков Департамента образования города Москвы, Москва, Россия

Эхолалия — причины, диагностика и лечение

Эхолалия – это симптом расстройства речи, проявляющийся неконтролируемым автоматическим повторением слов или фраз, произнесенных другим человеком. Эхолалические явления нормальны при становлении речи до двухлетнего возраста, позже они рассматриваются как симптом психического или неврологического заболевания. Признаки эхолалии: повторение окончаний фраз собеседника, отсроченное воспроизведение его просьб и вопросов, цитирование реплик из фильмов. Диагностика выполняется клиническим методом. Лечение основано на психокоррекции.

Общая характеристика

По клиническим проявлениям эхолалия бывает двух типов: немедленная и отсроченная. При первом варианте пациенты неосознанно повторяют только что услышанные слова и фразы. Например, ребенок, на вопрос: «Ты будешь яблоко или банан?», отвечает: «Банан», даже если хочет яблоко (он неспособен выбрать ответ). При отсроченной форме расстройства повторяется информация, услышанная некоторое время назад. Пример: воспроизведение фраз из диалога в фильме.

Эхолалии в рамках нормального речевого развития могут наблюдаться в возрасте 1-1,5 лет. Постепенно потребность в них исчезает. Патологическая эхолалия ярко проявляется после 2-3 лет. Дети не овладевают самостоятельной речью, а продолжают повторять фразы за окружающими. Весь их активный словарный запас может состоять из предложений, часто повторяемых мамой, из реплик мультипликационных героев, монологов ведущих телепередач.

Эхолалия – это автоматическое, однако не бессмысленное повторение фраз. Она выполняет несколько важных для пациента функций: помогает поддерживать разговор, понимать собеседника, обозначать предметы и явления. Больные с аутизмом используют автоматическое повторение слов как ритуал для восстановления эмоционального равновесия или как инструмент самостоятельной стимуляции (повторяя фразы, вызывают возбуждение).

Причины эхолалии

В основе эхолалии лежит расторможение имитативного (подражательного) рефлекса, который является наиболее простым способом освоения сложных навыков и речи детьми. Подражание взрослому проявляется немедленной эхолалической реакцией. Если рефлекс своевременно не заменяется другими техниками освоения речи, значит, присутствует его расторможенность. Причины эхолалии можно разделить на две большие группы: физиологические и патологические.

Физиологические факторы

На раннем этапе развития речи ребенок может активно использовать имитацию при общении с взрослым. Механизм повторения слов и фраз постепенно замещается самостоятельной спонтанной речью, но может быть растянут во времени или вновь возвращен в результате ряда причин:

  • Несформированность речевых навыков. Когда ребенок не знает что сказать, он просто копирует слова взрослого. Речевые эхо-повторения возникают у детей, которые не обладают достаточным запасом лексики, не могут спонтанно создавать фразы для ответов на вопросы.
  • Непонимание лексико-грамматических конструкций. В развитии речи возможен этап, на котором ребенок понимает значения слов, но не умеет правильно составлять их в предложения. Повторение вопросов он использует для просьб. Например, озвучивает услышанное ранее; «Ты хочешь есть?», чтобы сообщить маме, что голоден.
  • Переживание стресса. Новая обстановка и необходимость общаться с незнакомыми людьми могут стать причиной регресса речи у ребенка. В стрессовой ситуации эхолалия возвращается как наиболее простой способ коммуникации.
  • Привычка. Иногда ребенок осознает, что повторяет фразы взрослого. Он делает это по привычке, следуя закрепленному шаблону. Причиной такого речевого поведения является несформированность навыка саморегуляции. Чтобы избавиться от симптома, необходимо указывать ребенку на неприемлемость использования эхолалий.

Причины патологической эхолалии

У взрослых и детей старше 2-летнего возраста эхолалическая симптоматика проявляется при психических и неврологических заболеваниях. Отсроченная эхолалия характерна для расстройств психики, связана с нарушением целенаправленности познавательных процессов. Немедленные эхолалические реакции развиваются вследствие поражения или недоразвития лобных долей мозга ответственных за контроль деятельности. Патологические причины представлены следующими заболеваниями:

  • Расстройства аутистического спектра. Эхолалия – распространенный симптом речевых нарушений при раннем детском аутизме. Автоматическое многократное повторение предложений используется как средство саморегуляции эмоций, поведения. Также симптом может наблюдаться при синдроме Аспергера.
  • ЗПР и олигофрения. При заболеваниях с интеллектуальным отставанием отмечается недостаточное развитие речи. Эхолалия позволяет компенсировать дефицит словарного запаса, навык самостоятельного построения высказывания. При умственной отсталости эхолалические симптомы часто сочетаются с эхопраксией – имитацией жестов, поз, движений.
  • Шизофрения. Эхолалия возможна при кататонической шизофрении. Она может носить отставленный характер, не быть связанной с актуальной ситуацией. Встречаются варианты с механическим повторением без интонации, с точным повторением («патефонная» речь), со своеобразной модуляцией («попугайная» речь).
  • Органические поражения головного мозга. Эхолалия возникает при патологиях, затрагивающих лобные доли. При болезни Пика изначально отмечается неточное повторение речи в сочетании с сенсорной афазией, которое сменяется истинными эхолалическими реакциями. После инсульта при сенсорно-моторной афазии формируется автоматическая эхолалия с возможным обратным развитием. Атеросклероз сосудов может сопровождаться непостоянной неточной эхолалией.
  • Генетические психоневрологические заболевания. Автоматические повторения фраз и слов выявляются в клинической картине синдрома Ретта, нарастают вместе со стереотипными однообразными движениями рук, общим обеднением речи, снижением интеллекта. У больных синдромом Туретта эхолалические проявления представляют собой голосовые тики, сопровождающиеся множественными двигательными тиками.

Диагностика

Длительное сохранение словарного и слогового речеподражания в детском возрасте либо появление данного симптома у взрослых требует обращения к врачу-психиатру и неврологу. Эхолалия диагностируется в ходе общения с пациентом, наблюдения за его речью. Обычно выявление автоматизированных повторений предложений и слов не составляет труда. Чтобы установить характер эхолалических симптомов, выполняется комплексное обследование:

  • Оценка психоневрологического статуса. Сбор анамнеза, клиническая беседа, неврологический осмотр позволяют врачам оценить общее состояние пациента: его способность устанавливать и поддерживать контакт, ориентироваться в пространстве и времени, критически относиться к своему заболеванию. Обнаруживаются сопутствующие эхолалии неврологические нарушения, психопатологические симптомы.
  • Логопедическое тестирование. Логопед исследует речевую функцию, определяет степень ее сформированности, наличие дефектов произношения, выпадение отдельных звеньев. В заключении отмечает, является ли эхолалия результатом речевого недоразвития или распада речи.
  • Патопсихологическое тестирование. Выполняется исследование памяти, мышления, внимания и интеллекта. Результаты указывают на наличие либо отсутствие признаков органического поражения ЦНС, интеллектуального недоразвития как причины эхолалических проявлений.
  • Нейропсихологическое тестирование. Диагностика нейропсихолога нацелена на анализ высших психических функций. Данные тестирования позволяют определить нейропсихологические симптомы (различные виды алалий, афазий), провести дифференциацию неврологических заболеваний.

Лечение

Эхолалия устраняется с помощью психокоррекционных занятий. Параллельно с ними осуществляется лечение основного заболевания, ставшего причиной симптома. Коррекционная работа может проводиться психологом, дефектологом, логопедом. Важные условия для получения положительного результата – способность пациента удерживать контакт, отсутствие выраженных эмоциональных и поведенческих расстройств, достаточный уровень интеллекта для ведения беседы.

На занятиях активно используются наглядные пособия, таблицы, аудио- и видеоматериалы. На начальном этапе применяются диалоговые упражнения, в которых пациенту предлагается заменить эхолалический «ответ» выбором визуального стимула – указанием на картинку, предмет. Постепенно зрительная опора заменяется речевыми высказываниями, увеличивается продолжительность и сложность диалога. После диалоговой речи осваивается монолог и общение в группе.

3 вещи, которые вы должны знать об эхолалии

Лорен Лоури
Hanen Сертифицированный SLP и клинический штатный писатель

Многие дети в спектре аутизма используют эхолалию , что означает, что они повторяют слова или предложения других. Они могут повторять слова знакомых людей (родителей, учителей) или фразы из любимого видео.

Когда дети повторяют слова сразу после того, как они их услышали, это называется немедленной эхолалией . Когда они повторяют слова в более позднее время, это называется отсроченной эхолалией. В результате временной задержки отсроченная эхолалия может показаться очень необычной, поскольку эти предложения используются вне контекста. Например, ребенку может понравиться песня, которую его учитель пел во время кружка, а затем попросить спеть ее дома, сказав «Время кружка» вместо названия песни.

Хотя может быть трудно понять, что ребенок пытается сказать, когда он или она использует эхолалию, небольшое изучение этого типа речи может помочь вам понять смысл его или ее сообщения. Вот три вещи, которые вам нужно знать об эхолалии.

1. Дети в спектре аутизма используют эхолалию, потому что они изучают язык по-другому

Типично развивающиеся дети, как правило, начинают изучение языка, сначала понимая и используя отдельные слова, а затем постепенно соединяя их вместе, чтобы составлять фразы и предложения.

Дети в спектре аутизма часто идут другим путем. Их первые попытки языка могут быть более длинными «кусками» языка (фразами или предложениями), которые они не могут разбить на более мелкие части. Эти куски грамматически более сложны, чем они могли бы составить сами, и они не понимают, что означают отдельные слова.

Например, ребенок может говорить «Пора купаться» каждый раз, когда слышит, как его отец наполняет ванну. Он знает, что эти слова как-то связаны со временем купания, но он не знает, что означают по отдельности «это», «время», «для», «ваше» и/или «ванна», и он не может использовать эти слова в других предложениях. Поскольку он не понимает всех слов, он неправильно использует местоимение (используя «ваша ванна» вместо «моя ванна»).

Мы можем помочь детям, которые используют эхолалию, помогая им научиться разбивать более длинные фрагменты языка и понимать, что означают отдельные слова, чтобы они могли использовать их более гибко.

Существует множество причин, по которым дети могут использовать эхолалию в коммуникативных целях.

2. Эхолалия часто имеет цель или сообщение

Могут быть случаи, когда дети используют эхолалию, чтобы успокоить себя, когда они расстроены, или чтобы отрепетировать что-то, и в этих случаях эхолалия может не предназначаться для передачи кому-либо сообщения. Но есть также много причин, по которым дети используют эхолалию в коммуникативных целях, например [1,2]:

  • Чтобы попросить вещь s (например, ребенок может сказать «Хочешь печенье?», чтобы попросить печенье, так как он слышал, что другие предлагают печенье таким образом)
  • Чтобы начать взаимодействие или продолжить его (например, ребенок может начать игру в прятки, произнеся фразу из игры, например «Готов или нет, я иду!»)
  • Чтобы привлечь чье-то внимание к чему-то (например, ребенок может привлечь внимание к чему-то, что он заметил, используя фразу, которую он слышал раньше, чтобы привлечь внимание к чему-то другому, например: «Это птица, это самолет, это Супермен!»)
  • В знак протеста против чего-либо (например, если ребенок имитирует «Ты не хочешь носить эти штаны?», когда его родитель достает свою одежду, на самом деле он может иметь в виду «Я не хочу носить эти штаны»)
  • Чтобы ответить «да» (например, если ребенок имитирует «Хочешь йогурта?» сразу после того, как ему задали этот вопрос, он может на самом деле хотеть йогурта и действительно иметь в виду «да»)

Выяснить значение эхолалии может быть сложно! Смотреть на контекст очень важно, и размышления о том времени, когда ребенок впервые услышал это, тоже могут помочь. Немного поработав детективом, можно понять, что он пытается вам сказать.

3. Эхолалия — ступенька к гибкому языку

Исследователи, изучающие эхолалию, заметили закономерности в том, как она прогрессирует у детей в спектре аутизма [1]:

  • Сначала дети повторяют «фрагменты» речи, не понимая их что они означают
  • Затем дети начинают модифицировать эти языковые фрагменты. Они смешивают и рекомбинируют слова и фразы, которые они использовали (это называется «смягченной эхолалией»).
  • По мере того, как они начинают лучше понимать язык, некоторые дети используют более короткие предложения или просто используют одно или два слова для самовыражения.
  • Постепенно язык становится более спонтанным и гибким. Иногда можно использовать эхолалию, особенно когда ребенок устал, сбит с толку или расстроен. Но больше слов и фраз используется надлежащим образом и гибко, когда понимание ребенка увеличивается.

Эхолалия может сбивать с толку. Но, поняв, почему дети используют его и как он служит мостом к более гибкому языку, вы будете лучше подготовлены, чтобы помочь ребенку, который использует эхолалию.

Каталожные номера

  1. Призант, Б. (1983). Овладение языком и коммуникативное поведение при аутизме: к пониманию всего этого. Журнал расстройств речи и слуха, 48 , 296-307.
  2. Стиглер, Л. Н. (2015). Изучение литературы по эхолалии: на каком месте стоят логопеды? Американский журнал патологии речи, 24 , 750-762.

Причины, симптомы, лечение и многое другое

Написано авторами редакционных статей WebMD

В этой статье

  • Определение эхолалии
  • Причины эхолалии
  • Симптомы Echolalia
  • Типы Echolali другие говорят. Это повторение или имитация звуков, фраз или слов называется эхолалией. Термин происходит от греческих слов «эхо» и «лалия», что означает «повторять речь».

    Эхолалия Определение

    ‌Эхолалия — это повторение или повторение слов или звуков, которые вы слышите от кого-то другого. Это важный этап в развитии речи у детей.

    Эхолалия также может быть признаком аутизма или нарушения развития у детей или неврологических проблем у взрослых. К ним относятся инсульт или психические расстройства, такие как синдром Туретта.

    Причины эхолалии

    ‌Дети часто учатся говорить, повторяя слова, которые они слышат. Эхолалия обычно наблюдается у малышей в течение первых 3 лет. Эхолалия может быть проблемой, если она продолжается у детей старше 3 лет.

    Эхолалия у детей. Эхолалия является признаком аутизма, нарушений развития или коммуникативных нарушений у детей старше 3 лет. Им может понадобиться дополнительное время, чтобы обдумать окружающий мир и то, что им говорят люди. Это заставляет их копировать или повторять звуки или слова, которые они слышат.

    Эхолалия у взрослых. В стрессовой ситуации вы можете обнаружить, что повторяете одни и те же слова, которые слышите. Но у вас также может быть эхолалия с неврологическими или психическими проблемами, включая: ‌

    • Language disorders like aphasia
    • Head injury or trauma
    • Neurodegenerative disorders
    • Confusion or delirium
    • Memory loss or dementia
    • Brain tissue inflammation or encephalitis
    • Tourette’s syndrome
    • Learning disability
    • Paralysis
    • Schizophrenia
    • Инсульт
    • Эпилепсия

    Симптомы эхолалии

    Повторение фраз, слов или звуков, которые вы слышите от других, является основным симптомом эхолалии. Это также может вызвать беспокойство, раздражительность или разочарование во время разговора с кем-то.

    Типы эхолалии

    Эхолалия может быть одного из двух типов.

    Немедленная эхолалия. Это когда почти сразу что-то повторяешь. Это также может произойти с небольшой задержкой во время разговора с кем-то.

    Отсроченная эхолалия. Этот тип включает отсроченное повторение слов через несколько часов или дней после их прослушивания. Обычно это наблюдается у людей с расстройствами аутистического спектра.

    Эхолалия «непреодолимая», когда вы повторяете чьи-то точные слова. Его также можно «смягчить», если вы меняете их во время повторения.‌

    Тесты на эхолалию

    Логопед может выявить эхолалию во время разговора с вами. Эти терапевты часто проверяют детей с аутизмом на наличие эхолалии на уроках речи.

    Тест покажет им, где ваш случай находится в диапазоне от незначительного до серьезного повторения. Ваш терапевт может определить стадию эхолалии и разработать для вас лучший план лечения.

    Лечение эхолалии

    Лечение эхолалии зависит от причины заболевания. Профессионалы, которые лечат его, включают:‌

    • Логопеды
    • Логопеды
    • Специалисты по развитию нервной системы
    • Психологи/психиатры
    • Специальные педагоги

    ‌ 8 Логопеды 9000. Логопедия — эффективный способ лечения эхолалии, связанной с аутизмом. Группа терапевтов наблюдает за вами и определяет причину вашей эхолалии. Затем они пытаются понять, почему вы продолжаете повторять слова. Они также слушают вас и отвечают так, как вы понимаете.

    Логопед играет важную роль в лечении эхолалии, связанной с аутизмом. Они используют поведенческие техники, логопедию, вербальные и визуальные подсказки, методы обучения, самоконтроль и положительное подкрепление.

    Лекарства. Ваш врач может назначить лекарства, такие как антидепрессанты или селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС), если ваша эхолалия вызвана стрессом, тревогой или психическим расстройством.

Добавить комментарий