Феминистка заявила, что «взбесилась» от законопроекта Совфеда о запрете «радикального феминизма» — Газета.Ru
Феминистка заявила, что «взбесилась» от законопроекта Совфеда о запрете «радикального феминизма» — Газета.Ru | Новости
close
100%
Принятие законопроекта о внесении радикального феминизма и чайлдфри в перечень противоправного контента объявит 80% женщин вне закона. Об этом «Газете.Ru» заявила председатель МОО «Женский голос» и радикальная феминистка Татьяна Сухарева.
«Вы знаете, это приводит все к тому, что нас всех объявляют вне закона. И я просто взбешена, что меня приравнивают к маньякам и убийцам, ставят на одну доску. Это вообще ни в какие рамки. Во-первых, это уголовное преступление, это клевета. Мы никого не убили. Эта формулировка «убийство нерожденных детей» — нет такой формулировки. Убийство — это термин из уголовного кодекса и убить можно только человека с рождения. Я вообще в шоке», — сказала она.
По словам Сухаревой, она подготовит обращение против принятия данного законопроекта. Она отметила, что предложенный членом Совфеда Павловой проект накладывает на женщин обязательство рожать.
«Мы не знаем, что нам сейчас делать. Я сама лично тоже буду готовить обращение, чтобы этот закон не был принят. Потому что, получается, что нас вообще вычеркивают из страны. Нас объявляют вне закона, мы вообще не существуем. Получается, что я обязана рожать. Я не могу принять решение не рожать, хотя это касается моего здоровья, моей жизни, это касается моих финансов. То есть я обязана делать то, что может принести вред моему здоровью. Я обязана слушать, с кем мне жить, как мне жить и т.д. Я считаю, что сейчас нужно объединить все усилия. Потому что, если примут этот законопроект, он объявит вне закона 80% женского населения и 30% мужского. Он объявит вне закона большую часть страны. Что нам просить политическое убежище? Обращаться в ЕСПЧ? Вообще-то это дискриминация.
Сухарева добавила, что заявившая о проекте Совфеда Маргарита Павлова благодаря феминисткам смогла стать сенатором.
«Мне очень больно, что эта инициатива исходит от женщины. Я всегда выступала и буду выступать за расширение женщин в политике, за то, чтобы когда-нибудь у нас была женщина-президент, желательно при нашей жизни. Но вот такое — это предательство женщин. Была бы эта дама сенатором, если бы не феминистки? Если бы они не садились в тюрьмы, не голодали, не гибли? Где была бы эта сенатор? Пусть идет в традиционную семью, если ей так нравится. Вон жена Стерлигова. Зачем же она в сенаторы пошла? Это тоже противоречит традиционным ценностям. Пусть рожает десяток детей. Поэтому да, я категорически против этого концепта, я считаю, что это опасно. Нас фактически криминализуют. В этом законопроекте употребляется термин «противоправный», а это уже преступление.
Ранее член Совета Федерации России Маргарита Павлова заявила, что в СФ готовится законопроект, предусматривающий расширение перечня противоправного контента в интернете, подлежащего досудебной блокировке.
Подписывайтесь на «Газету.Ru» в Новостях, Дзен и Telegram.
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Новости
Дзен
Telegram
Наталья Большакова
От больничного до кредиток
Владелец продукта по страхованию жизни и здоровья держателей кредитных карт Сбербанка Наталья Большакова о том, зачем молодой матери страховой полис
Георгий Бовт
Есть ли жизнь после GPS
Как, кого и когда можно заглушить
Марина Ярдаева
Не будите лихо, оно и так не спит
Чем опасен культ простого человека от режиссера Богомолова
Дмитрий Воденников
Строение ветра и солнца
Об ошибках людей и природы
Анастасия Миронова
«Устали бить друг друга по голове на забаву публике»
Почему Белграду грозит революция, а Косово — бойня
словарь терминов от Екатерины Поповой
Для тех, кто хочет разобраться, о чем говорят феминистки, наша колумнистка Екатерина Попова составила словарь основных терминов, которые используют защитницы женских прав.
Теги:Екатерина Попова
Реклама
Татуировки
Феминизм
Феминизм
Феминизм — это общественно-политическое движение, цель которого — борьба с дискриминацией женщин. Часто феминизм ошибочно называют движением за равные права, в результате чего феминисток призывают защищать и интересы мужчин, которые постоянно жалуются, что им в одно лицо приходится служить в армии и работать на шахтах. Но нет, мужчины и их проблемы феминисток не касаются. Феминизм — для женщин и про женщин. Ни про мужчин, ни про роботов, ни про вымирающие виды морских млекопитающих. Запомните: только про нарушение прав женщин.
Равенство
Казалось бы, знакомое всем слово с очевидным значением, однако оно нуждается в пояснениях почти всегда, когда о нём заходит речь. Часто говорят, что равенство давно достигнуто: женщины уже сто лет как имеют право избирать и быть избранными, получили доступ к образованию, могут владеть имуществом. Однако зафиксированные в документах равные права — это еще не равенство.
На самом деле существуют два похожих, но все же разных понятия: равенство и гендерный паритет. Паритет предполагает одинаковые цифры, равенство — ещё и одинаковое отношение. Иными словами, паритет — это когда в подмосковном Дворце творчества детей и молодежи на Миуссах занимается равное количество мальчиков и девочек. Равенство — когда и тех, и других записывают на курсы компьютерной анимации, а не отправляют туда только мальчиков, оставив девочкам кружки рукоделия, как это случилось весной этого года.
Патриархат
Патриархат — это социальная система, где центром и основными выгодополучателями семейной, экономической, политической и общественной жизни являются мужчины. Принято считать, что патриархат давно канул в Лету и женщины сейчас являются полноправными участниками всех отношений. Однако цифры говорят об ином: до сих пор две трети всех неграмотных людей в мире — женщины; во всех странах и на всех специальностях женщины зарабатывают в среднем на 10-30% меньше мужчин; профессии с самыми низкими зарплатами достаются в основном женщинам; женщин всего лишь 20% в парламентах и практически нет среди топ-менеджеров крупных компаний. Даже там, где достигнут гендерный паритет, до равенства еще очень далеко.
Радфем
Радфем — это сокращенное обозначение радикальных феминисток. Вопрос о том, на основании чего относить феминисток к радфему, до сих пор не имеет однозначного ответа и вызывает споры среди последовательниц движения. При этом стать радфем в глазах окружающих очень просто: достаточно, например, озвучить статистику, сказав вслух, что 90% тяжких преступлений совершается мужчинами — и всё, уже по Сети несётся слух, что ты радикальная феминистка. При этом упоминание радикализма сразу вызывает у людей мысли о взрывах, революциях, убийствах и терроре: ходят слухи, что радикальные феминистки мечтают уничтожить всех мужчин или хотя бы сепарироваться от них, построив отдельные города, размножаясь партеногенезом и абортируя младенцев мужского пола.
На самом деле радикальные феминистки — это сторонницы течения, которые считают, что существующая общественная система — патриархат — создана в интересах мужчин, а любая дискриминация не случайность, первопричиной которой является конкретный «плохой» человек, а проявление системного бага, который исправляется не локально, а только на макроуровне. Иными словами, если Вася бьет жену, недостаточно поругать или посадить Васю — требуется закон о домашнем насилии, сеть убежищ для женщин и информационная работа — начиная от объяснений в рамках школьной программы, что такое домашнее насилие, и заканчивая социальной рекламой, противостоящей до сих пор используемой в качестве житейской мудрости поговорке «Бьет — значит любит».
Гендер
Гендер очень часто путают с полом, однако эти понятия лишь взаимосвязаны, а не тождественны. Пол — биологическая характеристика, гендер — социальная. Гендер вмещает в себя биологический пол и связанную с ним социализацию — предписываемые модели поведения, общественные ожидания и оценки. Гендерная социализация (ЖГС — женская, МГС — мужская) — это жизненный путь человека, начиная с розовой или голубой распашонки после рождения и заканчивая требованиями вести себя по-разному в одних и тех же ситуациях в зависимости от половой принадлежности. Иными словами, мужчина — добытчик и охотник на мамонтов, женщина — хранительница очага.
Вторая смена
Вторая смена — это неоплачиваемый домашний труд женщин: уход за детьми, стариками и больными, уборка, стирка и прочие хозяйственные дела. Название подчеркивает, что домашняя работа точно так же необходима для существования семьи, она циклична, постоянна и отнимает много времени. Каждый день, возвращаясь домой, женщина заступает во вторую смену: готовит, надраивает, гладит, раскладывает вещи по местам, помогает детям с уроками и делает ещё сотни дел, которые отнимают часы её жизни, но при этом не приносят дохода и не закладывают фундамент ее будущего благополучия.
Неоплачиваемый домашний труд женщин — вторая смена — оценивается в десять триллионов долларов в год, что составляет 13% мирового ВВП. В любой точке мира мужчины вовлечены в домашнюю работу меньше женщин: в развитых странах они тратят на неё в два раза меньше времени, в развивающихся — в четыре. Любые разговоры о несправедливом распределении хозяйственных дел заканчиваются предложением «договориться», однако, как показывает практика, проблема решается не в рамках отдельной семьи, а на уровне государства. Наименьший разрыв между занятостью второй сменой в Дании, Норвегии и Швеции, где равенство официально провозглашено целью государственной политики.
Абьюз
Абьюз в какой-то степени синонимичен понятию домашнего насилия — это жестокое обращение с близким человеком, принимающее самые разные формы. Физический абьюз — это избиения, сексуальный — изнасилования и принуждение к сексу, психологический — оскорбления и унижения, финансовый — запрет самостоятельно распоряжаться деньгами.
Абьюз является системной проблемой: по данным ООН, каждая третья женщина в мире повергалась физическому насилию, а дискриминация женщин на рынке труда приводит к тому, что мужчины зарабатывают больше — и потому присваивают право «добытчика» распоряжаться всем семейным бюджетом. По информации Росстата, в России от домашнего насилия в 2016 году пострадало 16 млн женщин, а уж сколько молодых матерей вынуждены во время декрета, не имея своего дохода, отчитываться за каждую купленную прокладку, вообще никто не считает.
Репродуктивное принуждение
Репродуктивное принуждение — это вид насилия, когда женщину принуждают к беременности. Оно может принимать самые причудливые формы — например, некоторые мужчины прокалывают презервативы в надежде, что партнерша не сделает аборт и по миру будут ходить десятки носителей их бесценных генов (принимать при этом участие в судьбе этих детей «отец» не собирается). Часто репродуктивное насилие выглядит как любовь, когда женщину уговаривают родить, «чтобы мы всегда были вместе» или чтобы доказать свои чувства и серьезность намерений.
Неглект
В переводе с английского neglect означает пренебрежение, заброшенность, отсутствие заботы. Неглект — это форма абьюза, когда зависимого человека лишают необходимой ему помощи или присмотра. Неглект — это не купить лекарство больному человеку; не давать денег на еду жене, не имеющей собственных доходов; оставить маленького ребенка одного в квартире с открытыми окнами. Существует эмоциональный неглект, когда человека лишают необходимой ему эмоциональной поддержки. Неглект также может проявляться в форме нарушения обязательств и договоренностей, когда человек обещает помочь, купить, прийти — и не делает этого. При этом неглект, когда жертвой его является взрослый человек, крайне редко воспринимается как проступок: скорее обвинят женщину, которая «пилит» мужа за то, что он не купил продукты, чем самого мужа, который «забыл».
Газлайтинг
Газлайтинг — это психологическая манипуляция, которая заставляет человека усомниться в том, что он адекватно воспринимает реальность. Иными словами, газлайтинг — это способ внушить кому-то мысль, что он не в здравом уме и не в твердой памяти. Сам термин производен от названия пьесы «Газовый свет», в которой муж прятал и переставлял в доме вещи, чтобы внушить жене, что она теряет рассудок. Проявления газлайтинга могут быть самые разные — от попыток убедить человека, что он что-то говорил или делал (чего на самом деле не было), и до постоянного прессинга на тему «ты слишком остро реагируешь, это ненормально».
Сталкинг
Сталкинг произошло от английского stalking — «преследование». Сталкинг может принимать самые разные формы: телефонные звонки, письма, постоянные «случайные» встречи на улице, а также прямые угрозы и оскорбления. Больше 80% сталкеров — мужчины, жертвы сталкинга — чаще всего женщины. Очень часто сталкинг трактуют как романтическое поведение: ведь считается, что «нет», сказанное женщиной, означает «может быть», а потому сталкера воспринимают едва ли не как жертву, несчастного влюбленного, и никто не думает, что чувствует женщина, раз за разом сталкивающаяся с навязчивым поклонником, игнорирующим ее отказы. Между тем большинство сталкеров, не получив желаемого результата, переходят к оскорблениям и угрозам — а некоторые и приводят их в исполнение.
Харассмент
Харассмент переводится с английского как «домогательство, приставание, причинение беспокойства». Очень часто термин толкуют слишком узко, подразумевая под ним склонение к сексу зависимых женщин — например, подчиненных. На самом деле понятие гораздо шире — это действия, которые нарушают личное пространство женщины и неприкосновенность ее частной жизни, унижают ее. Это могут быть нежелательные прикосновения, намеки с сексуальным подтекстом, грубые шутки, письма с пошлыми фотографиями, высмеивание женщин и многое другое. В России закона о харассменте нет, а потому препятствовать ему практически невозможно. В большинстве статей о том, что делать, если вас домогаются, психологи советуют «отвлечь внимание», строго сказать, что на работе вы не собираетесь заводить романы, или пожаловаться в отдел кадров.
Объективация
Объективация — отношение к женщине как к инструменту, служащему для сексуального удовлетворения мужчины. Иными словами, ценность женщины сводится к тому, что ей можно «вдуть». Соответственно, она всячески должна подчеркивать свою пригодность к выполнению «предназначения»: хорошо выглядеть, быть умелой и страстной любовницей, не отказываться, исключить из процесса собственные потребности (а еще лучше не иметь их вовсе). Объективация приводит к тому, что женщин воспринимают как предмет, у которого не может быть ни желаний, ни воли — лишь функциональность. Хорошая, годная женщина — молодая, красивая и доступная, все остальные — никому не нужный мусор.
Бодишейминг
Бодишейминг — это насмешки, издевательства и оскорбление людей за то, как они выглядят. В словарях обычно говорится, что преследование ведется за «недостатки внешности», однако мишенью может стать любая женщина. Стандарты привлекательности настолько размыты, что некрасивой можно объявить каждую: то девушка слишком худая, то слишком полная, то недостаточно подтянутая. Бодишейминг — прямое следствие объективации, из-за которой ценность женщины сводится к ее красоте и сексуальности.
Бодипозитив
Бодипозитив — общественное движение, девиз которого: «Мое тело — мое дело». Идеология бодипозитива базируется на тезисе, что нельзя никого осуждать за то, как он выглядит, и тем более давать какие-то предписания и требовать соблюдения стандартов. В рамках бодипозитива считается, что каждый человек вне зависимости от своей внешности достоин уважения и принятия, все люди разные и не обязаны соответствовать навязанному массовой культурой и рекламой идеалу. Бодипозитив — это, пожалуй, одно из самых превратно понимаемых движений: большинство людей считает, что он про красоту, в то время как он про невмешательство в отношения человека и его тела. Иными словами, бодипозитив — не про то, что толстые люди тоже красивы, а про то, что нельзя советовать им худеть или требовать, чтобы они скрывали свои далекие от эталона тела.
Мизогиния
Мизогиния — это ненависть к женщинам. Проявляться она может в самых разных формах — от насилия и откровенно хейтерских высказываний («Курица не птица, женщина не человек!») до отказа признавать любые женские успехи и достижения («Женщин-изобретателей не бывает! Если они что-то и придумывают, то только вместе с мужчинами!»). Существует и внутренняя мизогиния — презрение женщин к представительницам своего пола, очень часто сопровождающееся обожествлением мужчин.
Виктимблейминг
Виктимблейминг — это обвинение жертвы в том, что с ней случилось. Идёт ли речь об изнасиловании, домашнем насилии или харассменте — в первую очередь по молекулам разбирают поведение пострадавшей: как была одета, что говорила, куда пошла, как смотрела, сколько и что пила, как вела себя в детском саду и на какие оценки училась в школе. Очень часто виктимблейминг выливается в полное перекладывание ответственности на жертву: «Она позволила так с собой обращаться!» Мужчины, которые бьют, насилуют и убивают, практически полностью исчезают из обсуждения, представ в виде некой безвольной разрушительной стихии, не имеющей злых намерений: нельзя же обвинить ураган в том, что человек не успел вовремя спрятаться в погребе. Виктимблейминг, нанося вред жертвам, губителен для общества в целом, так как, смещая акценты с субъектов насилия, мешает бороться с ним.
Менсплейнинг
Менсплейнинг — это манера мужчин снисходительно разговаривать с женщинами, считая их если не дурочками, то как минимум людьми, некомпетентными в обсуждаемом вопросе — без всяких попыток предварительно узнать, а что же собеседница знает по выбранной для разговора теме. Каноническим примером менсплейнинга считается описанный американской журналисткой и писательницей Ребеккой Солнит эпизод: на вечеринке она начала говорить о своей последней работе об Эдварде Майбридже, однако ее перебил мужчина. Он начал рассказывать о книге про этого фотографа, вышедшей недавно: как вы догадываетесь, это была книга Ребекки, но мужчина даже мысли не допускал, что говорит с ее авторкой.
Кукусик
Происхождение термина туманно, но считается, что он производен от слова «нитакусик», который, в свою очередь, появился в «мойнетакой»-обсуждениях. Кукусиками обычно называют мужчин, которые посвятили если не всю жизнь, то хотя бы часть ее противостоянию феминисткам в целом и ужасному радфему в частности. Кукусики приходят в фемпаблики напомнить, что мужчины работают на шахтах, служат в армии и подвергаются изнасилованиям; объясняют на своих страницах, что домашняя работа — это проявление любви и природное предназначение любой женщины; объединяются в сообщества, чтобы ругать девушек, которые предпочли им иностранных болельщиков; пишут длинные и нудные тексты, в которых угрожают женщинам «нестоянием» за кроссовки с платьем, татуировки, пирсинг и небритые ноги.
Конечно, это далеко не исчерпывающий список терминов, которые используют для своей риторики феминистки. Есть еще интерсекциональность, которую часто называют едва ли не основой третьей волны, временами возникает необходимость почекать свои привилегии, а рядом с кукусиками в фемпабликах обитают феминисты-ясны-соколы. Однако в качестве базовых приведенных понятий вполне хватит. А дальше — как пойдёт. Может, загуглите еще десяток незнакомых. А то и, чем чёрт не шутит, придумаете парочку своих.
Феминизм | Определение, история, типы, волны, примеры и факты
Мэри Уоллстонкрафт «Защита прав женщины: со критикой политических и моральных тем»
Просмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Йовита Идар Мэри Маклейн Джойс Банда Джудит Батлер Кэроли Шнееманн
- Похожие темы:
- философский феминизм лесбийский феминизм экофеминизм личное политическое теория точки зрения
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Что такое феминизм?
По своей сути феминизм — это вера в полное социальное, экономическое и политическое равенство женщин. Феминизм во многом возник в ответ на западные традиции, ограничивавшие права женщин, но феминистская мысль имеет глобальные проявления и вариации.
Кто были ранние феминистские мыслители и активистки?
В средневековой Франции философ Кристин де Пизан бросила вызов социальным ограничениям в отношении женщин и выступила за женское образование. В Англии 18-го века Мэри Уолстонкрафт
Что такое интерсекциональный феминизм?
Интерсекциональность — это термин, введенный профессором Кимберле Креншоу в 1989 году для описания того, как взаимодействуют различные социальные категории, что иногда приводит к усугублению эффектов и напряженности.
Как феминистская политика изменила мир?
Феминизм предоставил западным женщинам более широкие возможности для получения образования, право голоса, защиту от дискриминации на рабочем месте и право принимать личные решения относительно беременности. В некоторых сообществах феминизму также удалось бросить вызов широко распространенным культурным нормам в отношении женщин. За пределами западного мира такие активисты, как Малала Юсуфзай, выдвигали на первый план такие проблемы, как неравный доступ к образованию для женщин.
феминизм , вера в социальное, экономическое и политическое равенство полов. Хотя феминизм в основном зародился на Западе, он проявляется во всем мире и представлен различными институтами, приверженными деятельности в защиту прав и интересов женщин.
Почему Международный женский день 8 марта?
Посмотреть все видео к этой статьеНа протяжении большей части западной истории женщины были ограничены домашней сферой, а общественная жизнь была зарезервирована для мужчин. В средневековой Европе женщинам было отказано в праве владеть имуществом, учиться или участвовать в общественной жизни. В конце 1910 века во Франции все еще заставляли прилюдно покрывать голову, а в некоторых частях Германии муж все еще имел право продать свою жену. Даже в начале 20 века женщины не могли ни голосовать, ни занимать выборные должности в Европе и большей части Соединенных Штатов (где несколько территорий и штатов предоставили женщинам избирательное право задолго до того, как это сделало федеральное правительство). Женщинам запрещалось вести бизнес без представителя-мужчины, будь то отец, брат, муж, законный представитель или даже сын. Замужние женщины не могли осуществлять контроль над своими детьми без разрешения своих мужей. Более того, женщины практически не имели доступа к образованию и были лишены доступа к большинству профессий. В некоторых частях мира такие ограничения для женщин сохраняются и сегодня. См. также эгалитаризм.
История феминизма
Древний мир
Свидетельств раннего организованного протеста против такого ограниченного статуса немного. В III веке до нашей эры римские женщины заполнили Капитолийский холм и заблокировали все входы на Форум, когда консул Маркус Порций Катон сопротивлялся попыткам отменить законы, ограничивающие использование женщинами дорогих товаров. «Если они победят сейчас, чего они не предпримут?» Катон заплакал. «Как только они станут равными вам, они станут выше вас».
Однако это восстание оказалось исключительным. На протяжении большей части записанной истории только отдельные голоса высказывались против неполноценного положения женщин, предвещая грядущие аргументы. Во Франции конца 14-го и начала 15-го века первый философ-феминистка Кристин де Пизан бросила вызов преобладающему отношению к женщинам, призвав к женскому образованию. Ее мантию позже в том же веке приняла Лаура Серета, венецианка 15-го века, опубликовавшая Epistolae familyes 9.0034 (1488; «Личные письма»; англ. пер. Собрание писем феминистки эпохи Возрождения ), том писем, посвященных множеству женских жалоб, от отказа в образовании и семейного угнетения до легкомыслия женской одежды.
Защита женщин стала литературным поджанром к концу XVI века, когда был опубликован Il Merito delle Donne (1600; Ценность женщин ), феминистский репортаж другого венецианского автора, Модераты Фонте. посмертно. Защитники статус-кво изображали женщин поверхностными и аморальными по своей сути, в то время как зарождающиеся феминистки составляли длинные списки мужественных и успешных женщин и провозглашали, что женщины будут интеллектуально равны мужчинам, если им будет предоставлен равный доступ к образованию.
Так называемые «дебаты о женщинах» не доходили до Англии до конца 16 века, когда памфлетисты и полемисты объединились в битве за истинную природу женственности. После того, как была опубликована серия сатирических статей, высмеивающих женщин, первая памфлетистка-феминистка в Англии, писавшая как Джейн Энгер, ответила Джейн Энгер, Ее защита для женщин (1589). Этот залп мнений продолжался более века, пока другой английский автор, Мэри Эстелл, не выступила с более аргументированным возражением в Серьезное предложение дамам (1694, 1697). В двухтомном труде предлагалось, чтобы женщины, не склонные ни к замужеству, ни к религиозному призванию, основывали светские монастыри, где они могли бы жить, учиться и преподавать.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчасГолоса феминисток эпохи Возрождения никогда не сливались в связную философию или движение. Это произошло только в эпоху Просвещения, когда женщины стали требовать, чтобы новая реформистская риторика о свободе, равенстве и естественных правах применялась к обоим полам.
Первоначально философы Просвещения сосредоточились на неравенстве социальных классов и каст, исключая пол. Французский философ швейцарского происхождения Жан-Жак Руссо, например, изображал женщин глупыми и легкомысленными существами, рожденными для того, чтобы подчиняться мужчинам. Кроме того, Декларация прав человека и гражданина, которая определила французское гражданство после революции 1789 года, явно не урегулировала правовой статус женщин.
Женщины-интеллектуалы эпохи Просвещения поспешили указать на отсутствие инклюзивности и ограниченность реформистской риторики. Олимпия де Гуж, известный драматург, опубликовала Déclaration des droits de la femme et de la citoyenne (1791; «Декларация прав женщины и [женщины] гражданина»), провозглашающая женщин не только равными мужчине, но и его партнершами. В следующем году в Англии была опубликована основополагающая англоязычная феминистская работа Мэри Уоллстонкрафт «: Защита прав женщины » (1792). Оспаривая представление о том, что женщины существуют только для того, чтобы нравиться мужчинам, она предложила предоставить женщинам и мужчинам равные возможности в образовании, работе и политике. Женщины, писала она, по своей природе так же рациональны, как и мужчины. Если они глупы, то только потому, что общество учит их быть неуместными.
Эпоха Просвещения превратилась в эпоху политического брожения, отмеченного революциями во Франции, Германии и Италии и подъемом аболиционизма. В Соединенных Штатах феминистский активизм укоренился, когда женщины-аболиционисты стремились применить концепции свободы и равенства к своим собственным социальным и политическим ситуациям. Их работа привела их к контакту с женщинами-аболиционистками в Англии, которые пришли к тем же выводам. К середине 19 века проблемы, связанные с феминизмом, добавились к шуму социальных изменений, когда идеи стали обмениваться в Европе и Северной Америке.
В первой феминистской статье, которую она осмелилась подписать своим именем, Луиза Отто, немка, она основывалась на работе Шарля Фурье, французского социального теоретика, цитируя его изречение, что «по положению, которое женщины занимают в стране, вы можно увидеть, густой ли воздух штата от грязного тумана или свободный и чистый». А после того, как в 1848 году парижские феминистки начали издавать ежедневную газету под названием La Voix des femmes («Голос женщин»), немецкая писательница Луиза Диттмар год спустя последовала их примеру со своим журналом 9.0033 Социальная реформа .
Эгалитаризм | Описание, философия, история, типы и факты
- Связанные темы:
- права человека либерализм феминизм гражданские права равенство
См. весь связанный контент →
эгалитаризм , вера в человеческое равенство, особенно в политическое, социальное и экономическое равенство. Эгалитаризм был движущим принципом многих современных социальных движений, включая Просвещение, феминизм, борьбу за гражданские права и установление международных прав человека. Учитывая, что существует много способов, которыми люди могут относиться как к равным или относиться к ним одинаково, эгалитаризм как концепция универсальна и иногда противоречива.
Историческое развитие
Эгалитаризм часто противопоставляется иерархии, классификации людей по способностям, экономической мощи, социальному статусу или другим факторам. Хотя ранние человеческие общества часто были довольно эгалитарными, некоторые ученые предположили, что появление сельского хозяйства и последующее накопление богатства могли способствовать развитию иерархических обществ.
More From Britannica
права человека: равенство: экономические, социальные и культурные права
Современные, хотя зачастую и патриархальные, представления об эгалитаризме иногда вдохновлялись религиозными, особенно христианскими, представлениями о человеческом равенстве в глазах Бога или других божеств. Эгалитарные идеалы также были важной чертой движения Просвещения, которое подчеркивало общность человечности всех членов общества. Обе эти школы мысли сосредоточились на одном из самых фундаментальных положений эгалитаризма, а именно на том, что все люди имеют одинаковую моральную ценность. Однако многие эгалитарные движения выходят за рамки этого основного положения. Современное представление о правах человека, например, предполагает не только то, что все люди имеют равную моральную ценность, но также и то, что они обладают определенными универсальными правами, на которые могут в равной степени претендовать все люди. Эти права часто включают в себя равенство обращения в соответствии с законом, независимо от различий в расе, этнической принадлежности, поле, религии, сексуальной ориентации или способностях.
Одним из важных разногласий внутри эгалитарной мысли является вопрос о том, желательно ли равенство само по себе или, скорее, как средство для достижения цели. Сторонники неинструментального эгалитаризма утверждают, что равенство имеет неотъемлемую ценность. Инструментальные эгалитаристы утверждают, что равенство желательно, потому что оно способствует некоторому другому благу, например, человеческому благосостоянию. Например, они могут считать перераспределение богатства желательным, поскольку борьба с бедностью является моральным императивом. Наконец, некоторые эгалитарные мыслители поддерживают конститутивный эгалитаризм, позицию, согласно которой равенство важно, потому что оно является необходимым условием для какой-то большей ценности, такой как справедливость. С этой точки зрения, поскольку некоторые виды неравенства, такие как дискриминация по признаку расы или пола, по своей сути несправедливы, равенство желательно — или даже необходимо — для обеспечения справедливости.
Эгалитарные движения
Эгалитарные идеалы были движущей силой как американской, так и французской революций, хотя они и были воплощены несовершенно. Американская декларация независимости, написанная в основном Томасом Джефферсоном, который владел сотнями порабощенных людей как своей собственностью, гласила: «Мы считаем эти истины самоочевидными, что все люди созданы равными, что они наделены их Творцом. с определенными неотъемлемыми правами, среди которых Жизнь, Свобода и стремление к Счастью». Точно так же из Французской революции пришла фраза liberte, égalité, fraternité («свобода, равенство, братство»), подчеркивая настойчивость революционеров в обществе, в котором все члены свободны и равны, без королевской власти или аристократии. Жестокие эксцессы эпохи террора на какое-то время навлекли на эту фразу дурную славу, но она была включена в несколько итераций французской конституции как принцип республики.
Эгалитарный идеал свободы и равенства перед законом является основным понятием либерализма, школы политической мысли, занимающейся личной свободой. Однако некоторые эгалитарные движения идут еще дальше, предполагая, что равенства перед законом недостаточно и что необходимо проводить политику, обеспечивающую равенство по различным показателям процветания или развития. В современном использовании ярлык эгалитаризма часто применяется к идеям или движениям, которые стремятся к более равномерному распределению богатства и доходов. Некоторые социалистические политические партии, например, считают, что богатство должно принадлежать и управляться коллективно, чтобы все имели равную экономическую и политическую власть. Хотя Карл Маркс сопротивлялся утверждению моральных принципов в своих работах, его иногда называют эгалитарным мыслителем. Политический конфликт часто возникает из-за этого различия между равенством каждого человека перед законом и равенством каждого человека с точки зрения ресурсов или экономической и политической власти, иногда называемого «равенством результатов».
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчасФеминизм обычно понимается как эгалитарное движение, которое озабочено равенством женщин с мужчинами во всех сферах, особенно в социальной, политической и экономической сферах. Феминизм возник в ответ на повсеместное угнетение женщин во многих человеческих обществах, в которых женщинам были предоставлены ограниченные права и автономия. Феминизм стремится разрушить или иным образом решить эти системы угнетения, чтобы установить равенство для женщин. Сегодня эгалитаризм иногда предлагается в качестве альтернативы ярлыку феминизм , потому что ярлык феминизм рассматривается некоторыми как вызывающий разногласия или радикальный. Слово эгалитарная также иногда используется для описания домохозяйств, в которых взрослые партнеры имеют более равномерное распределение домашних задач и родительских обязанностей, чем иерархические семейные структуры, в которых женщины несут ответственность за дом.
Некоторые ученые предполагают, что человеческие общества со временем стали более эгалитарными.