Физиологические основы речи в психологии: 7.2. Физиологические основы речи

Физиологические основы речи

   На протяжении тысячелетий эволюции развитие органов звуковой речи проходило одновременно с общим физическим и психическим развитием человека как вида.

Одной из биологических предпосылок развития способности произнесения членораздельных звуков стало наличие у человекоподобных предков людей гораздо большей, чем у других животных, подвижности губ и языка, которая в дальнейшем все более увеличивалась. Увеличение подвижности губ и языка было обусловлено целым рядом анатомических изменений:

— укорачиванием и расширением нижней челюсти, так что форма ее постепенно превращалась из остроугольной в подковообразную,

— развитием подбородочного выступа (являющегося местом прикрепления некоторых

мышц, задействованных в речевых движениях),

— уменьшением клыков,

— увеличением свободной полости рта.

Последнее обеспечило увеличение подвижности языка и возможность более совершенного резонирования звука, производимого вибрацией голосовых связок гортани, от чего прежде всего зависят различные звуковые гласные.

Следует сказать, что системы, обеспечивающие речь у современного человека, могут быть разделены на две группы:

— периферические (голосовой аппарат и органы слуха),

— центральные (определенные структуры головного мозга).

К центральным относятся определенные структуры головного мозга, к периферическим — голосовой аппарат и органы слуха.

Голосовой аппарат состоит из:

— органов дыхания,

— гортани,

— полости рта,

— полости носа.

Органы дыхания обеспечивают ток воздуха, заставляющий вибрировать голосовые связки гортани, колебание которых и создает звуковую волну. К органам дыхания относятся легкие и мышцы, приводящие их в движение.

Развитие способности произнесения членораздельных звуков связано с развитием способности их воспринимать. Человек попросту не смог бы достичь такого уровня владения голосовым аппаратом, когда он может говорить членораздельно, если бы одновременно с этим не развились органы слуха. Для того, чтобы говорить членораздельно, чтобы речь была похожа на речь других людей, необходимо слышать самого себя, то есть иметь обратную связь. Развитие слуха человека происходило за счет развития центрального аппарата, что выражается в усложнении коры головного мозга.

Слуховая зона коры у человека относительно больше аналогичной зоны коры головного мозга обезьяны. Однако эти различия выражаются не только в количественных показателях — увеличении площади слуховой зоны, но и качественно — у человека в этой зоне находятся специализированные речевые центры.

В левом полушарии локализуется специфический слуховой центр речи — центр Вернике. При нарушении деятельности этого центра человек теряет способность различать (узнавать) слова, хотя отдельные слуховые ощущения у него остаются ненарушенными. Такое явление получило название сенсорной афазии. Центр Вернике обеспечивает различение звуков речи. Центр Вернике отсутствует у животных.

Слуховой центр Вернике связан с другим специфическим речевым центром коры — центром Брока, который находится в задней части третьей лобной извилины левого полушария. Это двигательный центр речи. Нарушение нормального функционирования данного центра выражается потере способности произносить слова (то есть специальные последовательности звуков). Внешне у человека остается способность произносить какие-либо звуки, сохраняется способность двигать языком, поскольку центр, отвечающий за движения голосового аппарата, находится в передней центральной извилине, но он как бы теряет «память приемов произнесения слов», т. е. нарушается интеграция отдельных звуков в слова.

Центр Брока тоже является продуктом эволюционного развития человека (его нет у животных), теснейшим образом связан с процессом речи. Болезнь, связанная с нарушением функций центра Брока, называется моторной афазией. При ней у больного наблюдается прерывистость речи, ему сложно подобрать нужное слово, он старается говорить простыми фразами.

Со слуховыми центрами речи связана и письменная речь. Обнаружено, что в ситуациях нарушения функций слуховой речи нарушается и письменная речь.

Это не значит, что письменная речь зависит только от центров слуховой речи, для письма необходима также нормальная работа центров интеграции тонких движений руки, в том числе находящихся в затылочных долях центров интеграции зрительных восприятий, отвечающих за соотнесение зрительного восприятия со звуковыми образами центров височных долей, регулирующих движения глаз центров лобных долей.

Таким образом, все формы речевой деятельности регулируются не отдельными мозговыми, но сложной системой, ансамблем, объединяющим разные участки коры головного мозга.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

 


См. также

Речь

  • Активный словарный запас
  • Активный словарь
  • Артикулема
  • Артикуляция
  • Афония
  • Внутренняя речь
  • Возникновение и первые этапы развития речи ребенка
  • Возникновение речи
  • Восприятие устной речи
  • Выразительная речь
  •     . .. и другое

 


   RSS     [email protected] 

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ

02.04.2020 Андрей 0

Стандартный

(0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Загрузка…

Мыслительная и речевая деятельность людей характеризуется большой сложностью. В процессе мышления человек анализирует окружающую его действительность, синтезирует, объединяет ее, сравнивает одно явление с другим, выделяет какой-либо один признак, свойственный множеству различных предметов, и т. п.

Физиологической основой мыслительного процесса . является деятельность коры полушарий головного мозга, осуществляемая во взаимодействии двух сигнальных систем — первой и второй. В единстве первой и второй сигнальных систем лежит возможность перехода от ощущения к мысли.

Физиологические механизмы, лежащие в основе мышления и речи, до сих пор не нашли еще полного своего раскрытия. Установленным можно считать лишь то, что вторая сигнальная система неразрывно связана в своей деятельности с первой и подчиняется тем же законам, какие лежат в основе деятельности первой сигнальной системы. Но две эти системы в мыслительных процессах не являются равноправными: приоритет принадлежит второй сигнальной системе, которая, по выражению И. П. Павлова, держит «под сурдинкой» первую сигнальную систему. Новое, что вносится второй сигнальной системой в деятельность мозга, это возможность отвлечения и обобщения.

Несомненным является также и то, что в основе речевой, а следовательно, и мыслительной деятельности людей лежит работа всех анализаторов коры мозга в целом. Однако двигательный анализатор, расположенный в лобной доле мозга, по мысли И. П. Павлова, играет наибольшую роль в мыслительных и речевых процессах. Как показывают исследования, даже собака, лишенная лобных долей, начинает вести себя бессмысленно, нецелесообразно.

Нарушение же деятельности лобных долей мозга человека делает его глубоким инвалидом мысли. Такой больной не может подчинить своих действий определенному плану. Самопроизвольное письмо и даже письменный пересказ более или менее сложного текста для такого больного становятся невозможным. Самостоятельное решение задач оказывается недоступным. Отдельные мыслительные операции у таких больных, правда, сохраняются. Лобные больные не теряют способности к речевому общению с людьми, уверенно и правильно совершают такие привычные действия, как списывание, простейшие арифметические вычисления разного рода. Но отсутствие собранности мысли делает этих больных нецеленаправленными в их действиях.

Согласно учению И. П. Павлова в основе мыслительной деятельности лежат временные связи, ассоциации. «…Мышление, — говорил И. П. Павлов, — до известного пункта ничего другого не представляет как ассоциации, сперва элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая, первая ассоциация это есть момент рождения мысли» (Павловские среды.

Изд. Академии наук СССР, 1949, т. II, стр. 585.).

Речь | Язык, озвучивание, анатомия и физиология

речь

Посмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Мартин Лютер Кинг младший. Сара Фуллер Джон Сирл Жан-Батист Буйо Харви Флетчер
Похожие темы:
расстройство речи красноречие артикуляция голос монолог

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

речь , человеческое общение посредством разговорной речи. Хотя многие животные обладают голосами различных типов и флективными способностями, люди научились модулировать свой голос, артикулируя ларингеальные тона в слышимую устную речь.

Регуляторы

Дыхательные механизмы

Откройте для себя науку о преобразовании звуков в речь

Посмотреть все видео к этой статье

Человеческая речь обслуживается меховым активатором дыхания, который подает движущую энергию в виде воздушного потока; генератор фонирующего звука в гортани (ниже горла) для преобразования энергии; звукообразующий резонатор в глотке (выше в горле), где формируется индивидуальный голосовой рисунок; и речеобразующий артикулятор в ротовой полости (рот). Обычно, но не обязательно, четыре структуры функционируют в тесной координации. Во время бесцветного шепота возможна слышимая речь без голоса, а также может быть фонация без оральной артикуляции, как в некоторых аспектах йодлинга, которые зависят от изменений глотки и гортани. Беззвучная артикуляция без дыхания и голоса может использоваться для чтения по губам.

Ранним достижением экспериментальной фонетики примерно в конце XIX века было описание различий между спокойным дыханием и фоническим (речевым) дыханием. Человек обычно дышит примерно от 18 до 20 раз в минуту во время отдыха и гораздо чаще в периоды напряженной работы. Спокойное дыхание в покое, а также глубокое дыхание при физической нагрузке характеризуются симметричностью и синхронностью вдоха (вдоха) и выдоха (выдоха). Вдох и выдох одинаково продолжительны, одинаково глубоки и переносят одинаковое количество воздуха за один и тот же период времени, примерно пол-литра (одна пинта) воздуха на вдох в состоянии покоя у большинства взрослых. Записи (сделанные с помощью устройства, называемого пневмографом) дыхательных движений во время отдыха изображают кривую, на которой пики сменяются впадинами в довольно регулярном чередовании.

Различное звуковое дыхание; вдох намного глубже, чем в состоянии покоя, и намного быстрее. После такого глубокого вдоха (один-два литра воздуха) звуковой выдох происходит медленно и довольно регулярно, пока длится произнесенное высказывание. Обученные ораторы и певцы могут фонировать на одном дыхании не менее 30 секунд, часто до 45 секунд и в исключительных случаях до одной минуты. Период, в течение которого удается удерживать тон на одном вдохе с умеренным усилием, называется максимальным временем фонации; этот потенциал зависит от таких факторов, как физиология тела, состояние здоровья, возраст, размер тела, физическая подготовка и компетентность гортанного генератора голоса, т. е. способность голосовой щели (голосовых связок и отверстия между ними) преобразовать движущуюся энергию потока дыхания в слышимый звук. Заметное сокращение времени фонации характерно для всех заболеваний и нарушений гортани, ослабляющих точность смыкания голосовой щели, при которой связки (голосовые складки) сближаются для фонации.

Викторина Британника

Викторина Word Nerd

Дыхательные движения при бодрствовании и сне, в покое и на работе, при молчании и разговоре постоянно регулируются нервной системой. Специфические дыхательные центры в стволе головного мозга регулируют детали дыхательной механики в соответствии с потребностями организма в данный момент. И наоборот, воздействие эмоций слышно сразу же, как дыхание приводит в действие звуковой генератор; примерами могут служить робкий голос страха, лающий голос ярости, слабая монотонность меланхолии или хриплый пыл во время волнения. И наоборот, многие органические заболевания нервной системы или дыхательного аппарата проецируются на звук голоса больного. При некоторых формах заболеваний нервной системы голос становится дрожащим; голос астматических звуков сдавленный и хриплый; некоторые типы заболеваний, поражающие часть мозга, называемую мозжечком, вызывают форсированное и напряженное дыхание, так что голос становится очень низким и хриплым. Такие наблюдения привели к традиционной практике предписывать, чтобы обучение вокалу начиналось с упражнений на правильное дыхание.

Механизм фонического дыхания включает три типа дыхания: (1) преимущественно грудное дыхание (преимущественно за счет поднятия грудной клетки), (2) преимущественно брюшное дыхание (за счет выраженных движений брюшной стенки), (3) оптимальное сочетание обоих (с расширением нижней части грудной клетки). Самка использует преимущественно верхнегрудное дыхание, самец — преимущественно брюшное дыхание. Многие тренеры по вокалу подчеркивают идеал сочетания грудного (грудного) и брюшного дыхания для экономии движений. Любое преувеличение одной конкретной привычки дыхания нецелесообразно и может повредить голос.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Вопрос о том, что делает мозг, чтобы рот говорил или рука писала, до сих пор не до конца изучен, несмотря на быстрорастущее число исследований специалистов многих наук, включая неврологию, психологию, психолингвистику, нейрофизиологию, афазиологию, речевую патологию, кибернетику, и другие. Однако базовое понимание возникло в результате такого исследования. В эволюции одной из древнейших структур головного мозга является так называемая лимбическая система, которая развилась как часть обонятельного (обонятельного) чувства. Он пересекает оба полушария в направлении спереди назад, соединяя многие жизненно важные мозговые центры, как если бы он был основной магистралью для распределения энергии и информации. Лимбическая система включает так называемую ретикулярную активирующую систему (структуры в стволе головного мозга), которая представляет собой главный мозговой механизм возбуждения, например, от сна или от отдыха к активности. У людей все мыслительные и двигательные действия (что выражается в разговоре или письме) требуют управления корой головного мозга. Более того, у человека функциональная организация корковых областей мозга принципиально отличается от таковой у других видов, что обуславливает высокую чувствительность и отзывчивость на гармонические частоты и звуки с высотой тона, характеризующие человеческую речь и музыку.

Знать метод поражения Брока при картировании активности мозга у людей и то, как исследования нарушений головного мозга в области Брока помогают развить научное понимание когнитивных функций

Посмотреть все видео к этой статье полушарие (с левой стороны у явно правши). Ранее считалось, что у левшей доминирует правое полушарие, но недавние открытия показывают, что у многих левшей речевые центры развиты в большей степени в обоих полушариях или что левое полушарие мозга действительно доминирует. . Нога третьей лобной извилины коры головного мозга, называемая зоной Брока, участвует в моторной проработке всех движений для выразительной речи. Его разрушение в результате болезни или травмы вызывает выраженную афазию, неспособность говорить или писать. Задняя треть верхней височной извилины представляет собой зону Вернике рецептивного понимания речи. Повреждение этой области вызывает рецептивную афазию, неспособность понимать сказанное или написанное, как будто пациент никогда не знал этого языка.

Зона Брока окружает и служит для регуляции функции других отделов мозга, которые инициируют сложные паттерны телесных движений (соматомоторная функция), необходимые для выполнения данного двигательного акта. Глотание — это врожденный рефлекс (присутствующий при рождении) в соматомоторной области рта, горла и гортани. От этих клеток в моторной коре головного мозга отходят волокна, которые в конечном итоге соединяются с черепно-мозговыми и спинномозговыми нервами, управляющими мышцами устной речи.

В обратном направлении волокна от внутреннего уха имеют первую релейную станцию ​​в так называемых слуховых ядрах ствола мозга. Отсюда импульсы от уха восходят через различные регулирующие релейные станции акустических рефлексов и направленного слуха к корковым проекциям слуховых волокон на верхнюю поверхность верхней височной извилины (по обеим сторонам коры головного мозга). Это корковый слуховой центр, где эффекты звуковых раздражителей, кажется, становятся осознанными и понятными. Окружающие эту слухо-сенсорную область первоначального грубого узнавания, внутренняя и внешняя слухопсихические области распространяются на оставшуюся часть височной доли мозга, где звуковые сигналы всех видов запоминаются, понимаются и полностью оцениваются. Зона Вернике (задняя часть наружной слухопсихической области), по-видимому, имеет исключительно важное значение для понимания звуков речи.

Целостность этих языковых областей в коре кажется недостаточной для беспрепятственного воспроизведения и восприятия языка. Корковые центры взаимосвязаны с различными подкорковыми областями (более глубокими в пределах мозга), такими как эмоциональная интеграция в таламусе и координация движений в мозжечке (задний мозг).

Все существа регулируют свои действия, мгновенно сравнивая их с тем, чем они должны быть, с помощью так называемых механизмов обратной связи, включающих нервную систему. Слуховая обратная связь через ухо, например, информирует говорящего о высоте, громкости и интонации его голоса, точности артикуляции, выборе подходящих слов и других слышимых особенностях его высказывания. Другая система обратной связи через проприоцептивное чувство (представленное сенсорными структурами внутри мышц, сухожилий, суставов и других движущихся частей) обеспечивает постоянную информацию о положении этих частей. Ограничения этих систем снижают качество речи, как это наблюдается в патологических примерах (глухота, паралич, недоразвитие).

PALS1004 Введение в науку о речи

Ключевые понятия

  • Разговорный язык человека повторно использует анатомию и физиологию млекопитающих для вокализации и слуха, чтобы создать систему коммуникации, сложность которой превосходит возможности любого другого животного.
  • Таким образом, форма речи зависит от природы нашего голосового аппарата, нашего слуха, нашего познания и наших социальных структур.
  • Наука о речи ищет объяснения формы разговорной речи посредством изучения процессов говорения, слушания, усвоения языка и эволюции языка.
  • Наука о речи — это экспериментальная наука, которая находится на пересечении многих других дисциплин; он разработал свои собственные объяснительные модели, которые, в свою очередь, превратились во многие практические технологии.
  • Речевая цепочка представляет собой простую модель устной коммуникации, которая подчеркивает трансформацию намерения говорящего в понимание этого намерения слушателем посредством процессов, включающих грамматический код, фонологический код, артикуляцию , звук, слух и восприятие.

Цели обучения

По окончании изучения этой темы учащийся должен уметь:

  • описывают область науки о речи как научной дисциплины в рамках психологии.
  • дать представление о речевой цепи как модели языкового общения
  • описывают процессы и знания, связанные с передачей информации через речевую цепочку
  • начинают понимать понятия и терминологию, используемые в научном описании речевого общения
  • продемонстрировать понимание размера и сложности языка и замечательной природы речи
  • определить некоторые технологические приложения науки о речи
  • идентифицируйте некоторых из ключевых людей в истории области

Темы

  1. Логопедия как область психологии

    Использование сложного языка — это уникальная черта человека, которой нет даже у наших ближайших родственников-приматов. Можно привести хороший аргумент в пользу того, что именно наша способность к языковому общению сделала возможным человеческое общество и дала нам цивилизацию, искусство, науку и технологии.

    Хотя гоминиды существуют уже около 5 миллионов лет, человеческий язык — это недавнее явление, возникшее самое большее в течение последних 200 000 лет; и, за исключением последних 5000 лет, встречается только в устной форме.

    Период в 200 тысяч лет не так уж велик в эволюционном плане, и мало свидетельств того, что люди имеют биологическую специализацию для разговорного языка; то есть анатомические и нейрофизиологические структуры, которые мы используем для речи и слушания у людей, очень похожи на те, которые мы наблюдаем у других приматов и млекопитающих. Вместо этого язык кажется когнитивной специализацией, которая повторно использует существующие анатомические структуры и физиологические функции для создания уникально сложной системы коммуникации, которая была чрезвычайно полезна для выживания вида.

    Но если наши тела не эволюционировали, чтобы поддерживать язык, форма разговорной речи должна быть обусловлена ​​ случайной формой нашего голосового аппарата, нашего слуха, нашего познания и наших социальных структур. Мы должны заключить, что речь имеет те характеристики, которые она имеет, благодаря биологической случайности: если бы наши тела были другими, то и речь была бы другой. Наука о речи стремится понять, как физический характер разговорной речи возникает из этой биологической случайности.

    Это непредвиденное обстоятельство означает, что для понимания устной коммуникации мы должны понимать, что ограничивает форма речи и использование речи. Отчасти это будет связано с изучением того, как наш голосовой аппарат генерирует звуки или как звуки вызывают слуховые ощущения; но это также должно включать изучение восприятия, памяти и познания в целом. Информация, направляющая наше понимание, также будет получена из изучения формы самого языка: лингвистики и изучения того, как язык используется для общения: прагматики.

    Таким образом, изучение разговорного языка находится на пересечении многих областей исследования: оно черпает идеи из многих других дисциплин, но также в свою очередь влияет на их развитие.

  2. Что изучает наука о речи?

    Наука о речи — это экспериментальное исследование речевой коммуникации, включающее воспроизведение и восприятие речи, а также анализ и обработку акустического речевого сигнала. Он имеет дело с той частью устного общения, в которой язык принимает физическую, а не ментальную форму.

    Наука о речи берет свое начало в Фонетике , которая является отраслью лингвистики, изучающей звуки речи. В этом определении «звуки» относятся не только к шумам, но и к частям лингвистического кода, используемым для передачи значения.

    Наука о речи отличается от фонетики тем, что использует эмпирические исследования для разработки количественных объяснительных моделей характеристик звуков речи и воздействия звуков речи на слушателя.

    Наука о речи задает такие вопросы, как:

    • Как голосовая система планирует и исполняет речь?
    • Как акустические свойства звуков связаны с их артикуляцией?
    • Как и почему звуки речи изменяются от одного контекста к другому?
    • Как слушатели восстанавливают лингвистический код из слуховых ощущений?
    • Как младенцы учатся произносить и воспринимать речь?
    • Как и почему звуки речи различаются у разных говорящих?
    • Как и почему звуки речи различаются в зависимости от стиля речи или эмоций?

    Наука о речи также обеспечивает основу для многомиллиардной индустрии речевых технологий. Концепции науки о речи имеют ценность при создании приложений, таких как:

    • Распознавание речи . Системы для преобразования речи в текст, для разговорного диалога с компьютером или для выполнения голосовых команд.
    • Синтез речи . Системы преобразования текста в речь или (вместе с генерацией естественного языка) концепции в речь.
    • Распознавание говорящего . Системы для идентификации людей или языковых групп по тому, как они говорят.
    • Сравнение криминалистических динамиков . Изучение записей выступлений лиц, совершивших преступления, для доказательства или опровержения вины подозреваемого.
    • Обучение произношению языка . Системы для обучения и оценки произношения, используемые при изучении второго языка.
    • Обследование и терапия нарушений речи и слуха . Технологии оценки коммуникативных расстройств, проведения терапевтических процедур или средств коммуникации.
    • Мониторинг самочувствия и настроения . Технологии использования изменений голоса для мониторинга физического и психического здоровья.
  3. Речевая цепочка

    Сфера науки о речи часто описывается с помощью диаграммы под названием «Речевая цепочка». Вот одна из версий схемы речевой цепочки: [источник изображения]

    Речевая цепочка описывает этапы речевого общения, посредством которых сообщение перемещается между разумом говорящего и разумом слушателя. Благодаря идее речевой цепи мы видим, что информация, которая передается лингвистически для достижения какой-либо цели, кодируется говорящим в последовательность артикуляционных жестов, которые генерируют звук, этот звук сообщается слушателю, обрабатывается слуховым аппаратом в нейронный сигнал. сигнал, который интерпретируется для извлечения смысла высказывания и намерения коммуникативного акта.

    Основное внимание в науке о речи уделяется элементам речевой цепочки, которые относятся к:

    • Кодирование элементов произношения сообщения в виде артикуляций (артикуляционное планирование и исполнение)
    • Аэроакустические процессы, генерирующие звук при артикуляции (речевом акустика)
    • Передача звука (акустика)
    • Прослушивание звука (слух)
    • Интерпретация слуховых ощущений с точки зрения элементов произношения (восприятие речи)

    Помимо звукового канала между говорящим и слушающим, на приведенной выше схеме речевой цепочки показаны и другие каналы информационного потока, в частности:

    • Аудиальная обратная связь от рта говорящего к уху говорящего. Этот поток информации имеет решающее значение, когда мы учимся говорить, поскольку он дает нам знания о том, как разные артикуляции создают разные звуки. Детям, родившимся глухими, гораздо труднее научиться говорить, чем слышащим детям. Аудиальная обратная связь также позволяет контролировать качество и разборчивость вашей речи. Речь взрослых, потерявших слух, может ухудшиться, поскольку они теряют способность следить за своей артикуляцией.
    • Визуальная информация о движениях рта говорящего может быть полезной для слушателя, особенно в условиях плохой слышимости. Мы все умеем читать по губам, и нам легче понимать речь в шумной обстановке, когда мы можем видеть говорящего.
  4. Речевая связь

    В речевой цепочке мы можем выделить следующие основные этапы обработки и знания, которые говорящие и слушающие используют на каждом этапе:

    Процесс Знание
    Намерение
    Решите, как добиться эффекта в слушателе Знание мира, сопереживание слушателю
    Значение
    Создать высказывание, имеющее требуемое значение, из слов Грамматический код : значения слов, грамматика
    Высказывание
    Посмотреть произношение слов в ментальном лексиконе, определить просодию Фонологический код : произношение слов, значение просодии
    Артикуляционный план
    Выполнение моторного плана движения артикулятора Слуховые последствия артикуляции
    Артикуляция
    Аэроакустические свойства сочленения
    Звук
    Распространение волн давления от говорящего к слушающему. Стимуляция слуховой системы.
    Слуховая реакция
    Объяснение аудирования с точки зрения последовательностей слов Слуховые последствия артикуляции, произношения слов, вероятности последовательностей слов
    Последовательность слов
    Восстановить значение высказывания из последовательности слов Значения слов, грамматика
    Значение
    Восстановить намерение говорящего Знание мира, сопереживание с говорящим
    Понимание

    Рассмотрим этапы речевого общения более подробно:

    1. Намерение → Значение : Обычной причиной общения между людьми является желание говорящего изменить психическое состояние слушающего. Таким образом, общение всегда начинается с намерений говорящего. Чтобы достичь определенной коммуникативной цели с помощью языка, говорящий должен перевести это намерение в высказывание, имеющее определенное значение. При условии, что выбранное значение высказывания оказывает желаемое воздействие на слушателя, высказывание не обязательно должно быть прямым кодированием намерения говорящего. Например, если вы хотите, чтобы ваш партнер сделал вам чашку чая, вы можете просто сказать: «Мне хочется пить». Часто прямое кодирование намерения считается невежливым или может привести к обратным результатам. Если вам нужно узнать время, вы можете сказать: «Скажи мне время», но это может быть не такой успешной стратегией, как вопрос «Можете ли вы сказать мне время?». Когда мы решим общаться, слушатель не только обдумает смысл высказывания, но и спросит себя: «Почему говорящий так сказал?». Таким образом, слушатель улавливает намерения говорящего. Эта область лингвистических исследований называется Прагматика ; он рассматривает, как язык используется для общения и что говорящий может предположить о слушателе, и наоборот.
    2. Значение → Высказывание : Учитывая требование, чтобы высказывание имело желаемое значение, говорящий строит подходящую последовательность слов. Значения высказываний составляются путем объединения значений составных слов с использованием грамматического кода. Говорящий может исследовать свой собственный репертуар доступных слов в сочетании со своими знаниями о том, как можно комбинировать значения слов, используя правила структуры предложений, чтобы получить подходящее высказывание, которое будет кодировать желаемое значение. Области лингвистических исследований, в которых значения слов соотносятся со значениями высказываний, называются Синтаксис и Семантика .
    3. Произношение → Артикуляционный план : Ментальный словарь позволяет нам сопоставлять значения слов с их произношением (и наоборот). Например, «маленькое, пушистое, одомашненное, плотоядное млекопитающее» = /kæt/. Кроме того, грамотные люди способны сопоставлять записи в ментальном лексиконе с правописанием: «маленькое, пушистое, домашнее, плотоядное млекопитающее» = «кошка». Грамотные взрослые знают многие десятки тысяч словоформ. В целом произношение слов произвольно и не связано с их значением. Это называется фонологическим кодом.

      Внутри любого языка речевые артикуляции используются для кодирования небольшого числа отличительных вариантов произношения. В то время как артикуляции и звуки непрерывны во времени и непрерывны по качеству, эти варианты произношения дискретны. Различия в выборе часто меняют идентичность слов. Например, «кошка» состоит из трех элементов, каждый из которых можно переключать для создания новых слов: «гладить», «кроватка», «кепка». Этот выбор часто описывается как выбор из небольшого набора единиц, называемых фонемами. В английском языке около 20 гласных фонем и около 20 согласных фонем (в зависимости от акцента и способа их подсчета). Словарь обычно дает вам произношение слова по его написанию с точки зрения последовательности фонем, например. «кошка» = /k æ t/. Лингвистическое исследование вариантов произношения, используемых в языке, называется Фонология .

    4. Артикуляционный план → Артикуляция : Звуки речи генерируются голосовой системой, включающей дыхательную систему и речевые артикуляторы. Дыхательная система поставляет воздух при умеренном давлении, который можно использовать для создания источников звука. Артикуляторами являются гортань, челюсть, губы, язык и мягкое небо. Артикуляторы используются как для генерации звуков, так и для формирования качества звука, исходящего из губ и ноздрей. Каждая единица произношения (фонема) связана с одним или несколькими артикуляционными движениями или жестами, и желаемая последовательность фонем для высказывания должна быть преобразована в экономичную последовательность артикуляционных движений. Поскольку артикуляторам требуется время для движения, точный артикуляционный жест для фонемы будет зависеть от того, что только что было артикулировано, и от того, что будет артикулировано следующим. Лингвистическое исследование артикуляции и звука называется Фонетика .
    5. Артикуляция → Звук : Движения артикуляторов, синхронизированные с потоком воздуха из легких, вызывают формирование и формирование звука. Генерация звука в основном вызывается вибрацией голосовых связок в гортани или турбулентностью, возникающей при проталкивании воздуха через узкое сужение. После того, как звук был сгенерирован в какой-то точке голосового тракта, он может быть изменен при выходе изо рта из-за размера и формы трубы голосового тракта, через которую он проходит. Генерируемый звук излучается изо рта и распространяется от динамика во всех направлениях. Мы можем захватить звуковой сигнал и представить его с помощью графиков, таких как форма волны, дорожка основного тона или спектрограмма. Наука о связи между артикуляцией и звуком называется Акустико-фонетика .
    6. Звук → Слуховая реакция : У слушателя звуки речи преобразуются в нейронную активность в слуховой системе, включающей наружное и среднее ухо, улитку и нервные пути к слуховой коре. Звуки речи вызывают ощущения, которые различаются по громкости, высоте и тембру, но также меняются во времени. Изучение взаимосвязи между физическим и психологическим аспектами звукового восприятия называется Психоакустика .
    7. Слуховая реакция → Последовательность слов : Система восприятия речи настроена на прослушивание звуковых различий, которые сигнализируют о разных категориях фонем. Это как раз те различия, которые важны для различения слов. Например, мы намного лучше слышим различия в нашем родном языке, чем различия, которые используются в другом языке, но не в нашем. Иногда слушатель может видеть говорящего, а также может использовать визуальную информацию о движении рта, чтобы различать категории фонем. Учитывая слуховое ощущение речи (и, возможно, визуальное ощущение), слушатель находит последовательность слов, которая лучше всего объясняет причину ощущений. Чтобы определить наиболее вероятную последовательность слов, слушатель будет обращаться к широкому спектру знаний: о вероятной форме фонем и их типичных вариациях в контексте, знании говорящего и акустической среды, знании слов в языке, знании изменение акцента и диалекта, знание вероятных последовательностей слов, знание вероятных значений высказываний и знание вероятных тем разговора.
    8. Последовательность слов → Значение : По последовательности слов слушатель восстанавливает возможные значения каждого слова и возможные значения высказывания. В этих интерпретациях всегда много двусмысленности, но слушатель может выбрать те из них, которые наиболее вероятны в данном контексте.
    9. Смысл → Понимание : Наконец, слушатель догадывается о коммуникативной цели смысла высказывания — зачем говорящий это сказал? — понять намерения говорящего.
  5. История фонетики в людях и идеях

    Вот некоторые из моих личных замечаний (с уклоном в сторону UCL) — дайте мне ваши предложения по дополнениям .

    Дата Человек или Идея
    19 й
    цент.

    Александр Эллис (1814-90) ввел различие между широкой и узкой фонетической транскрипцией. Первые для обозначения произношения без мелких деталей, вторые для «указания на произношение любого языка с большой точностью». Он также основывал символы на латинском алфавите, как это делает сегодня IPA.

    Генри Свит (1845-1912) выдвинул идею о том, что верность широкой транскрипции может быть основана на лексическом контрасте, на основе более позднего фонематического принципа. Он также расшифровал «образованную лондонскую речь» своего времени, дав нам первое представление о полученном произношении.

    Герман фон Гельмгольц (1821-1894) был физиком, который применил идеи акустического резонанса к голосовому тракту и слуховому аппарату.

    Томас Эдисон (1847-1931) изобрел звукозапись, которая впервые позволила внимательно слушать и анализировать речь.

    Пол Пасси (1859–1940) был одним из основателей и движущей силой Международной фонетической ассоциации. Он опубликовал первый алфавит IPA в 1888 году.

    1900-
    1929

    Дэниел Джонс (1881–1967) основал кафедру фонетики в UCL и возглавлял ее с 1921 по 1947 год. Он известен первым использованием термина «фонема» в его нынешнем значении и изобретением кардинальной системы гласных для характеристики качества гласных.

    1930-е годы

    Первый международный конгресс фонетических наук состоялся в 1932 году в Амстердаме.

    В период с 1928 по 1939 год в Пражской школе родилась фонология как отдельная от фонетики область изучения. Ключевыми фигурами были Николай Трубецкой (1890-1938) и Роман Якобсон (1896-1982).

    1940-е

    Изобретение звукового спектрографа в Bell Laboratories, 1946 год.

    1950-е

    Изобретение воспроизведения паттернов (своего рода обратного спектрографа) в лаборатории Хаскинса, 1951 г. Это использовалось для ранних экспериментов по восприятию речи.

    Публикация R. Jakobson, G. Fant и M. Halle Preliminary to Speech Analysis, 1953. В ней представлена ​​идея отличительных черт как способа примирить фонологический анализ с акустико-фонетической формой.

    Денис Фрай (1907–1983) и Питер Денес построили одну из первых систем автоматического распознавания речи в UCL, 1958. Посмотрите видео здесь.

    Джон Р. Ферт (1890-1960), работавший в UCL и SOAS, представляет просодическую фонологию как альтернативу моносистемному фонематическому анализу.

    1960-е

    Ранние рентгеновские снимки речи, собранные в кинорадиографическом центре исследовательской лаборатории Веннера-Грена в больнице Нортулл, Стокгольм, Швеция, 1962 год.

    Первая британская английская речь, синтезированная по правилам, Джон Холмс, Игнатиус Маттингли и Джон Ширм, 19 лет64:
    Нажмите, чтобы воспроизвести звук.

    1970-е

    Гуннар Фант (1919-2009) публикует Acoustic Theory of Speech Production , новаторскую работу по физике речевого звукообразования, 1970.

    Разработка электропалатографа (ЭПГ), электронного средства измерения степени контакта языка с небом, 1972 г.

    Разработка магнитно-резонансной томографии (МРТ), которая впервые позволила получить безопасную неинвазивную визуализацию нашего тела, 1974.

    Адриан Фурсен, работающий в UCL, описывает ларингограф, неинвазивное средство измерения контакта голосовых связок, 1977 год.

    Грэм Кларк (1935-), работавший в Мельбурне, Австралия, руководил командой, разработавшей первый коммерческий кохлеарный имплант (бионическое ухо), 1978 год.

    1980-е

    Деннис Клатт (-1988) разрабатывает систему преобразования текста в речь KlattTalk, которая стала основой продукта DecTalk, 1983:
    Нажмите, чтобы воспроизвести звук.
    Известно, что Стивен Хокинг так долго использовал DECTalk, что теперь его можно узнать по синтетическому голосу.

    Первая система автоматической диктовки речи, разработанная в IBM Фредом Елинеком, Лалитом Балом и Робертом Мерсером, среди прочих, 1985 год.

    Кай-фу Ли демонстрирует Sphinx, первую независимую от говорящего систему распознавания непрерывной речи с большим словарным запасом, 1988 год.

    1990-е

    Разработка электромагнитной артикулографии (ЭМА), средства для отслеживания движения артикуляторов при разговоре в режиме реального времени с использованием небольших катушек, прикрепленных к языку, челюсти и губам.

    Публикация корпуса TIMIT фонетически расшифрованной речи 630 американских говорящих, 1993 г. Это послужило основой для многих исследований в области акустико-фонетики.

    Джим и Джанет Бейкер запускают Dragon Systems Naturally Speaking систему непрерывной голосовой диктовки, 1997 год.

    Расширение использования функциональной МРТ для изучения нейронной основы производства и восприятия речи, 1997.

    Кен Стивенс (1924-2013) публикует Акустическая фонетика , наиболее полный отчет об акустике речи, 1999 г.

    2000-е

    Открытие FOXP2, первого гена, обладающего специфическими для языка действиями, 2001 г.

    Microsoft впервые включает бесплатные приложения для преобразования текста в речь и речи в текст в Windows Vista, 2006 г.

    2010-е

    Разработка МРТ в реальном времени, которую можно использовать для визуализации артикуляторов во время речи, 2010 г. Посмотрите видео здесь.

    Apple представляет голосовую диалоговую систему Siri. Это был первый из многих последующих виртуальных помощников 2011 года.

    Достижения в области электрокортикографии (измерение постоянного тока с поверхности мозга) позволяют нам изучать паттерны нервного возбуждения в мозге, связанные с речью и слушанием, в режиме реального времени. Недавно было сделано несколько поразительных новых открытий, которые бросают вызов нашему пониманию того, как мозг говорит и слушает, 2015.

    Новые методы машинного обучения, основанные на глубоких нейронных сетях, впервые демонстрируют эффективность распознавания речи, превышающую человеческие возможности, 2016 г.

Readings

Essential
  • Denes & Pison, The Speech Chain, W.H. Freeman, 1993. Глава первая — Цепочка речи — Доступно на Moodle .
  • Миллер, Наука слов, Научно-американская библиотека, 1991. Глава первая — Научное изучение языка — Доступно на Moodle .
Фон
  • Майкл Эшби, Эндрю Фолкнер и Адриан Фурсен, «Исследовательский отдел речи, слуха и фонетических наук, Калифорнийский университет Лондона», The Phonetician 105-106, 2012. Краткий очерк истории и деятельности моего отдела .

Лабораторные занятия

На этой неделе на лабораторном занятии вы изучите, чем звуки отличаются друг от друга, записав некоторые звуки и проанализировав их с помощью графических дисплеев. Это поможет вам понять материал на неделе 2, где мы рассматриваем наш слуховой механизм и то, как звуковые ощущения связаны с характеристиками звукового сигнала.

Размышления

Вы можете улучшить свое обучение, размышляя над своим пониманием. Приходите на урок, чтобы обсудить пункты ниже .

  1. Что передается через речевую цепочку?
  2. Как тот факт, что слушатель может видеть говорящего, может помочь общению?
  3. Как тот факт, что слушатель может слышать себя, может помочь общению?
  4. Вспомните случай, когда значение высказывания не складывается из значений составляющих его слов.

Добавить комментарий