Пирамида потребностей А.Маслоу
Пирамида потребностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощенное изложение идей американского психолога А. Маслоу. Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей. Эта теория известна также как теория потребностей (need theory) или теория иерархии (hierarchy theory)[1]. Наиболее подробно его идеи изложены в книге 1954 года «Мотивация и Личность» (Motivation and Personality)[2].
Анализ человеческих потребностей и расположение их в виде иерархической лестницы — весьма известная работа Абрахама Маслоу, знаменита больше под названием «Пирамида потребностей Маслоу». Хотя сам автор никаких пирамид никогда не рисовал. Тем не менее, иерархия потребностей, изображенная в виде пирамиды, стала весьма популярной моделью мотивации личности в США, Европе и России. В большей степени её используют менеджеры и маркетологи.
Теория иерархии потребностей
Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая,— стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью — достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.
«Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет,— разъяснял Маслоу.— Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом.
Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.
Ступени (снизу вверх):
1. Физиологические
2. Безопасность
3. Любовь/Принадлежность к чему-либо
4. Уважение
5. Познание
6. Эстетические
7. Самоактуализация
Причем последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)
Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:
Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.
Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.
Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.
Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):
(низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.
Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
Потребность в принадлежности и любви.
Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
(высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.
По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью.
Иерархическая модель мотивов по А. Маслоу
13.06.2020Идеологом и автором одной из популярных современных классификаций потребностей является А. Маслоу, который считал, что хотя человек детерминирован биологически и обладает врожденными, раскрывающимися в процессах созревания потенциями, он, однако, принципиально отличается от всех остальных животных своей способностью и даже потребностью ценностной самоактуализации.
А. Маслоу выдвинул идею, что пока потребность не удовлетворена, она активирует деятельность и влияет на нее. При этом деятельность не столько «толкается изнутри», сколько привлекается извне возможностью удовлетворения. Основу позиции А. Маслоу составляет принцип относительного приоритета актуализации мотивов, гласящий, что, прежде чем активируются и начнут определять поведение потребности более высоких уровней, должны быть удовлетворены потребности низшего уровня.
Классификация мотивов по А. Маслоу выглядит следующим образом:
- физиологические потребности — голод, жажда, сексуальность и т. п. в той мере, в какой они обладают гомеостатической и организмической природой;
- потребности в безопасности — безопасность и защита от боли, страха, гнева, неустроенности;
- потребности в социальных связях — потребности в любви, нежности, социальной присоединенности, идентификации;
- потребности самоуважения — потребности в признании, одобрении;
- потребности самоактуализации — реализация собственных возможностей и способностей; потребность в понимании и осмыслении.
Как видим, иерархия потребностей начинается с физиологических потребностей. Далее следуют потребности безопасности и потребности в социальных связях, затем потребности самоуважения и, наконец, самоактуализации. Самоактуализация может стать мотивом поведения лишь тогда, когда удовлетворены все остальные потребности. В случае конфликта между потребностями различных иерархических уровней побеждает низшая потребность.
Потребности низших уровней А. Маслоу называл дефицитарными, а высших — потребностями роста.
А. Маслоу указывал, что существуют различия между низшими и высшими потребностями:
- высшие потребности генетически более поздние;
- чем выше уровень потребности, тем менее она важна для выживания, тем дальше может быть отодвинуто ее удовлетворение и тем легче от нее на время освободиться;
- жизнь на более высоком уровне потребностей означает более высокую биологическую эффективность, большую ее продолжительность, хороший сон, аппетит, меньше болезней и т. д.;
- высшие потребности субъективно воспринимаются как менее насущные;
- удовлетворение высших потребностей чаще имеет своим результатом осуществление желаний и развитие личности, чаще приносит счастье, радость и обогащает внутренний мир.
С точки зрения психологии развития восходящей иерархии мотивов соответствует определенная последовательность их проявления в онтогенезе (рис.
Источник: Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем, шк., 2009.
Материалы по теме |
---|
Что означает «борьба мотивов»? Мотивация и мотивы, Ильин Е.П |
Выбор партнера по общению: причины и факторы, обусловливающие его Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с…. |
Гуманистические теории личности Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов |
Мотивы: от первых представлений до сегодняшнего дня Козубовский В. М. Общая психология: личность. Мн., 2008. |
Мотивационные состояния Мотивация и мотивы, Ильин Е. П |
Потребность, мотив, ценность и фрустрация Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы… |
Идеи Маслоу Линде Н.Д., Основы современной психотерапии |
Понятие и мотивы профессиональной деятельности … |
[Решено] В иерархической теории Маслоу потребности классифицируются как
В иерархической теории Маслоу потребности классифицируются как
1. физиологические потребности
2. потребности в самоактуализации
3. потребности принадлежать
4. потребность в уважении
5. потребность в безопасности
Что из следующего является правильной последовательностью иерархии этих потребностей снизу вверх по Маслоу?
Этот вопрос ранее задавался в
Официальный документ 8: Tripura TET 2017 Paper 2 (Maths & Science)
Просмотреть все документы Tripura TET >- 1, 2, 3, 4, 5
- 1, 3, 2, 4, 5
- 1 , 5, 3, 4, 2
- Ничего из вышеперечисленного
Вариант 3: 1, 5, 3, 4, 2
Бесплатно
Официальный документ 2: Tripura TET 2019 Paper 2 (Maths & Science) 9000 3 2,1 тыс. пользователей
150 вопросов 150 баллов 150 минутАвраам Маслоу, американский психолог, был в основном «гуманистом», и он предложил гуманистическую теорию мотивации. Он наиболее известен созданием «Иерархии потребностей Маслоу».
- Маслоу рассматривает человеческие потребности в виде иерархии, начинающейся в порядке возрастания от низших потребностей к высшим, и заключает, что когда удовлетворяется один набор потребностей, возникает потребность в другом наборе.
Важные моменты
Пять уровней «Иерархии потребностей» Маслоу:
- Физиологические потребности. Эти потребности связаны с выживанием и поддержанием человеческой жизни. Сюда входят такие вещи, как еда, одежда, кров, воздух, вода и другие предметы первой необходимости.
- Потребности в безопасности: После удовлетворения физиологических потребностей люди хотят уверенности в поддержании заданного экономического уровня. Сюда входит гарантия занятости, личная безопасность, гарантия дохода, обеспечение по старости и т. д.
- Любовь/принадлежность Потребности: Нам интересны разговоры, социальное взаимодействие, обмен чувствами, общение, признание, принадлежность и т. д.
- Потребность в уважении: люди могут удовлетворить свою потребность в принадлежности, они, как правило, хотят, чтобы их уважали как сами по себе, так и другие.
- Потребности в самореализации: это последний шаг в иерархии потребностей. Это желание стать тем, кем можно стать, чтобы максимизировать свой потенциал и чего-то добиться.
Отсюда можно сделать вывод, что 1, 5, 3, 4, 2 является правильной последовательностью иерархии этих потребностей снизу вверх по Маслоу.
Скачать решение PDF Поделиться в WhatsApp Последние обновления Tripura TETПоследнее обновление: 12 мая 2023 г.
Tripura TET Final Answer Key выпущен. Это со ссылкой на цикл 2022 года. Экзамен Tripura TET был проведен 29 и 30 декабря 2022 года. Кандидаты, подавшие заявку на сдачу экзамена, теперь могут загрузить окончательный ключ для ответов. Экзамен для учителей Трипуры — это квалификационный экзамен для кандидатов, претендующих на работу учителем в правительстве Трипуры. Уведомление за 2023 год будет опубликовано в ближайшее время.
Иерархия мотивационных потребностей Маслоу
Абрахам Маслоу в 1943 году разработал иерархию потребностей, которая плодотворно объясняет мотивацию, в статье под названием «Теория мотивации человека». Позже он опубликовал книгу под названием «Мотивация и личность», в которой упомянул, что для мотивации людей важны многочисленные потребности. Это было названо в его честь как иерархия потребностей Маслоу в мотивации.
Мотивация — это термин, используемый для описания потребности или желания, которые стимулируют и управляют поведением. Иерархия потребностей Маслоу — одна из известных теорий, объясняющая, как мы мотивируемся что-то делать.
Иерархия потребностей Маслоу. Объяснение
Согласно Маслоу, у каждого человека в разное время жизни был свой набор потребностей. Он сказал, что все потребности человека можно расположить в иерархии. Говорят, что каждый человек движется по иерархии, удовлетворяя потребности каждого уровня. Некоторые люди могут иметь доминирующие потребности на определенном уровне и, таким образом, никогда не перемещаться по всей иерархии.
Уровни представлены в виде треугольника или пирамиды с самыми большими и фундаментальными уровнями потребностей на нижнем ярусе, а потребностью в самореализации наверху. Согласно Маслоу, физиологические потребности, потребности в безопасности, социальные потребности и потребности в уважении — это потребности в дефиците или D-потребности, которые возникают из-за депривации. Самый высокий уровень пирамиды называется потребностями роста или B-потребностями.
Маслоу также упомянул, что мы можем удовлетворить 2 или более потребностей одновременно. Например, если человеку нужна финансовая поддержка, он может обратиться за помощью к своей семье или друзьям. Таким образом, его потребности в принадлежности и безопасности удовлетворяются одновременно.
Различные потребности, описанные в иерархии потребностей Маслоу, могут быть субъективными, но порядок не обязательно фиксирован. Например, люди работают в течение долгих часов без полного удовлетворения своих физиологических потребностей (еда или вода).
Физиологические потребности: Это основные биологические потребности, такие как голод и жажда. Эти потребности лежат в основании пирамиды. Эти потребности необходимы для выживания. Например, воздух, тепло, вода, пища, кров и сон. Если эти потребности не удовлетворяются, люди могут заболеть и в экстремальных обстоятельствах умереть.
Потребности в безопасности: Это потребность быть физически здоровым и невредимым. Они приходят чуть выше физиологических потребностей. Например, политическая безопасность, страховые полисы, безопасность на рабочем месте. Если эти потребности удовлетворяются надлежащим образом, человек может чувствовать себя в безопасности в своем мире. Если эти потребности не удовлетворяются, это может привести к посттравматическому стрессовому расстройству (ПТСР) и другим нарушениям психического здоровья. Человек также может быть физически небезопасным, если эти потребности не удовлетворяются должным образом.
Потребность в принадлежности и любви: Это потребность давать и получать любовь и быть принятым. Они приходят после потребности в безопасности. Например, дружба, семья, отношения с коллегами, социальные группы. Эти потребности могут быть удовлетворены с помощью встреч в колледже, семейных посиделок, пикников, свиданий или участия в социальной группе. Эта потребность полезна во время стресса и давления.
Например, Рейя живет отдельно от своей семьи из-за смены места работы. Раньше она чувствовала себя одинокой. Теперь она сформировала группу с людьми с ее работы, что помогает ей чувствовать себя лучше, чем раньше. Если эти потребности не удовлетворяются должным образом, человек может впасть в депрессию или тревогу. Он или она может столкнуться с одиночеством и неуравновешенным психическим здоровьем.
Потребность в уважении: Это потребность в компетентности и достижениях. Они приходят после потребности в принадлежности и любви. Например, награды, награды, сертификаты, акции, почетные упоминания. Важно, чтобы наши коллеги, друзья и семья уважали и чувствовали себя уважаемыми. Маслоу показал, что уважение и восхищение других — это потребность в уважении более низкого уровня, а уважение, которое мы испытываем к себе, — потребность в уважении более высокого уровня. Это называется более высоким уровнем, потому что вы всегда являетесь единственной константой в своей жизни, поэтому самоуважение важно для комфортного выживания. Если эти потребности не удовлетворяются, человек может чувствовать себя бесполезным и недооцененным и испытывать из-за этого чувство грусти.
Потребности в самореализации: Это потребность полностью реализовать свой потенциал. Он находится на вершине пирамиды иерархии потребностей и не каждый может достичь его. Маслоу считал, что эта потребность возникнет, когда будут удовлетворены все другие потребности более низкого уровня.
В основном это относится к тому, что мы должны делать. Это может быть воодушевление других или достижение чего-то огромного в одиночку. По Маслоу, люди, достигшие этой потребности, креативны и проявляют самопринятие. Он проводил эксперименты на тематических исследованиях людей и истории их жизни, которые, как он обнаружил, самореализуются. Затем он назвал некоторые общие характеристики самоактуализирующихся людей. Маслоу упомянул, что Авраам Линкольн, Мать Тереза и другие достигли этого уровня.
Им комфортно со своими ограничениями и ограничениями других. У них нет необходимости зависеть от внешних сил или властей, чтобы они давали им направление, поскольку они независимы. Они способны формировать значимые отношения и глубоко ценят жизнь и ее опыт. Некоторые реальные примеры самоактуализирующихся людей включают Альберта Эйнштейна, Уильяма Джеймса и Джейн Адамс. Если эта потребность не удовлетворена, человек может чувствовать себя неудовлетворенным своей жизнью.
Расширенная иерархия потребностей
Первоначальная версия модели иерархии потребностей Маслоу включала 5 потребностей, а именно физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в принадлежности, потребности в уважении и потребности в самоактуализации. Позже Маслоу включил в свою модель некоторые дополнительные потребности. Он добавил познавательные потребности, эстетические потребности и потребность в трансцендентности.
Познавательные потребности включают потребность в знаниях и любознательность.
Например, Стейси интересно решать очень сложные задачи по алгебре. Эти проблемы она решает в свободное время.
Эстетические потребности включают потребность в красоте и признании.
Например, Тия хочет составить свой гардероб таким образом, чтобы он выглядел сбалансированным и красивым.
Потребности в трансцендентности включают потребность в смысле за пределами себя.
Например, Ким хочет отправиться в путешествие в Гималаи в одиночку, чтобы исследовать это место и найти в нем какой-то смысл.
Потребности дефицита и роста
Все эти вышеперечисленные иерархии потребностей можно разделить на 2 типа: потребности дефицита или потребности более низкого порядка и потребности роста или потребности более высокого порядка. Первые четыре потребности относятся к дефициту или D-потребностям, а остальные верхние относятся к росту или B-потребностям.
Дефицитные потребности возникают в результате депривации. Чем дольше отрицаются дефицитные потребности, тем сильнее стремление к их удовлетворению.
Например, Джейк сегодня забыл в школе свою бутылку с водой. У него был очень напряженный день, насыщенный занятиями, и он не мог пить воду в течение многих часов. К тому времени, когда он добрался до дома, его потребность в питьевой воде была чрезвычайно сильной.
Потребности роста, с другой стороны, возникают из стремления стать лучше как личность. Эти потребности продолжают оставаться постоянными или усиливаются даже после удовлетворения. Человек может достичь уровня самореализации, если потребности роста полностью удовлетворены.
Например, Тина работает профессионалом. Она также художник и считает, что рост и развитие могут происходить в любом возрасте. Недавно она закончила 12-часовую работу, которая получила широкое признание. Возможно, она была бы в состоянии сделать это, учитывая, что ее потребности более низкого уровня удовлетворялись удовлетворительно.
Research Study
Исследование, проведенное Джоном Паттоном и его коллегами, проанализировало взаимосвязь между переменными потребности дефицита (физиологические потребности, потребность в безопасности, любви) и переменными потребности роста (успеваемость в учебе).
Многие дети испытывают потребности в дефиците, поэтому это исследование может помочь понять взаимосвязь между этими переменными и максимизировать результаты обучения.
Эксперимент
Выборка для исследования состояла из 390 экономически ограниченных учащихся из более чем 40 школ в США. Потребности в дефиците измерялись факторами, полученными из опросов родителей, а потребности роста оценивались с использованием факторов, полученных из опроса родителей, и результатов опроса родителей. Индивидуально проводимый нормативный тест достижений.
Наблюдение
Опрос родителей состоял из 81 вопроса, ответы на которые давались в формате ответов по 4-балльной шкале Лайкерта. Варианты ответов по каждому пункту варьировались от «полностью согласен» до «полностью не согласен». Результаты показали положительную связь между потребностями дефицита и потребностями роста.
Здоровье и стоматологическая помощь (что является потребностью в безопасности) оказалось фактором, который в наибольшей степени связан с результатами достижений (что является потребностью роста).
Результат
Это исследование подтверждает теорию Маслоу в том смысле, что академический прогресс (потребность в росте) может быть достигнут за счет улучшения дефицитных потребностей, таких как безопасность и принадлежность.
Применение теории Маслоу
Теория Маслоу очень широко используется для объяснения мотивации. Его можно применять в различных сферах жизни. Например, его можно использовать на рабочих местах, чтобы заботиться о сотрудниках и мотивировать их. Лидер может позаботиться о потребностях сотрудника в уважении, предоставляя вознаграждение за ценную работу. Иерархия потребностей также полезна для саморефлексии. Мы можем сесть и проверить, удовлетворяются ли все наши потребности, и перейти к самореализации.
Другое применение теории Маслоу — удовлетворение физиологических потребностей на рабочем месте. Доступ к надлежащей воде и пищевым ресурсам, комфортная температура и безопасный туалет необходимы для того, чтобы сотрудники чувствовали себя комфортно и обрели душевное спокойствие. О потребностях сотрудников в безопасности можно позаботиться, своевременно выплачивая заработную плату, что обеспечивает финансовую безопасность. Это также повышает мотивацию, поскольку сотрудники чувствуют себя в безопасности.
Потребность в сопричастности может быть удовлетворена на рабочем месте путем предоставления средств для тимбилдинга, комнаты отдыха, рабочих вечеринок и праздников, групповых проектов. Это также может повысить мотивацию к работе.
Помимо работы, эту теорию можно применять и в других сферах жизни. Если человек переживает кризис, он может обратиться за помощью к своей семье или друзьям. Потребность в принадлежности будет удовлетворена, и человек сможет справиться с этим лучше.
Критика
- У теории Маслоу есть и определенные недостатки. Основное беспокойство вызывает то, как он собирал данные для формирования концепции самоактуализации. Он использовал биографии и труды нескольких человек, чтобы завершить свой анализ самоактуализации. Его сбор данных может быть предвзятым из-за его собственного мнения, а некоторые люди не похожи на все население, поэтому его нельзя обобщить на всех.
- Ограничения этой теории заключаются в том факте, что в разных культурах у людей может быть разная иерархия потребностей.