Социология. Ответы к тесту — Тест
Социология. Ответы к тесту
Тип: Тест Предмет: Социология Год сдачи: 2018 Оригинальность: 97 % 30 вопросов. Правильные ответы выделены маркером в документе Word. Тест сдан на «зачтено» (97 баллов), скриншот с результатом прилагается к работе.
Процесс приобретения индивидом социальных навыков, вхождения его в социальную среду, освоения им социального опыта – это … личности
Социализация
Девиация
Воспитание
Маргинализация
Социальная сфера общества определяет отношения между …
различными группами населения
Людьми и природой
Гражданами и государством
Производителями и потребителями
Жизнеописание героя трилогии о Фрэнке Каупервуде американского писателя Теодора Драйзера, прошедшего путь от мальчика – продавца мыла до магната-мультимиллионера, – это пример … социальной мобильности
восходящей горизонтальной
нисходящей вертикальной
нисходящей горизонтальной
«…» – это аскриптивный статус
+Сын
Студент
Социолог
Директор
… относится к формальным санкциям – наказаниям за действия, не одобряемые обществом
+Административный штраф
Отказ от рукопожатия
Публичное осуждение
Общественное порицание
Примером условных рефлексов – определенных реакций, выработанных организмом на внешние раздражители, – можно считать ситуацию, когда …
+лошадь останавливается, услышав звук «тпру»
Собака выделяет слюну при виде пищи
Гром гремит после удара молнии
Сравнивая понятия «конфликт» и «конкуренция», можно утверждать, что
+второе может являться причиной первого
первое может выступать как причина второго
это понятия., исключающие друг друга
Приобретенным (достижимым) является статус
+Врач
Мужчина
Флегматик
Еврей
Источником информации при сборе социологических данных методом контент-анализа выступает…
внешнее проявление социального явления
+документ
организованная социальная ситуация
человек
Источником информации при сборе социологических данных методом пикетирования выступает
внешнее проявление социального явления
организованная социальная ситуация
+человек
Источником информации при сборе социологических данных методом наблюдения выступает:
+внешнее проявление социального явления
документ
организованная социальная ситуация
человек
Источником информации при сборе социологических данных методом социального эксперимента выступает:
внешнее проявление социального явления
документ
+организованная социальная ситуация
человек
Самовозобновляемость, предсказуемость основных форм жизнедеятельности людей в обществе обеспечиваются через социальные …
Группы
Учреждения
Общности
Поддержание в обществе традиционных семейных ценностей, уважение к устоям и заветам предков – это ведущие принципы … идеологии
праворадикальной
либеральной
леворадикальной
+консервативной
Маргиналами называются …
опустившиеся на социальное «дно» выходцы из разных классов
представители национальных меньшинств
разорившиеся предприниматели
+представители социальных групп, занимающих промежуточное положение между устойчивыми общностями
Родовым, указывающим на принадлежность особи к живым биологическим существам, выступает в социологии понятие «…»
личность
+человек
индивид
Неверно, что … является объективным критерием статусной принадлежности:
+самоидентификация
власть
образование
доход
Форма девиации, требующая жестких запретно-репрессивных мер, – …
бродяжничество
пьянство
+преступность
наркомания
Первоначально наука об обществе, получившая впоследствии название «социология», именовалась как…
+социальная физика
социальная статика
социальная динамика
социальная механика
… социальные отношения предусматривают строгое разделение иерархически упорядоченных ролей, четкие правила взаимоотношений
Фратерналистские
+Бюрократические
Партнерские
Уровень развития общества и уровень его конфликтности – это показатели, …
+находящиеся в обратной зависимости: чем общество беднее, тем больше в нем конфликтов
находящиеся в прямой зависимости: чем общество богаче, тем выше в нем уровень личных и групповых притязаний, а стало быть, и больше конфликтов
которые никак не связанны между собой
Неверно, что … относится к мировым религиям
+конфуцианство
ислам
христианство
буддизм
Элементы культуры, имеющие место во всех культурах, – …
культурные лаги
социальные нормы
+культурные универсалии
Нормы поведения людей, отражающие их представление о добре и зле и реализуемые внутренним убеждением либо силой общественного мнения, относятся к разряду …
религиозных норм
правовых норм
традиций и обычаев
+морали
Культура отдельных социальных групп, слоев, общностей – это … культура
массовая
элитарная
+субкультура
народная
Ролевой конфликт личности – это …
межгрупповой конфликт
+внутриличностный конфликт
конфликт между личностью и группой
внутригрупповой конфликт
Универсальный источник конфликтов – …
деньги
+дефицит
неравенство
… признак лежит в основе объединения людей и их групп в такую социальную общность, как горожане
+Территориальный
Поселенческий
Профессиональный
Страноведческий
—«…» — это приобретенный статус
статус, которого человек достигает благодаря своим умственным и физическим усилиям (работа, связи, должность, пост)
+который человек имеет, благодаря собственным усилиям, приложенным для его достижения.
Понятие, характеризующее статус человека, наделенного всей полнотой прав, свобод и обязанностей:
Гражданин
Личность
Индивид Просмотры: 7231
zachet.online
Какая из перечисленных ниже форм девиации требует жестких запретно
Не относится к негативной девиации (поведенческим отклонениям)?
Что из перечисленного ниже служит примером девиантного (отклоняющегося) поведения человека?
Если представить человека как сверхсложную кибернетическую систему, то из чего состоит политическая социализация личности на «вводе» в эту систему?
а) Приобретения и накопления политических знаний
б) Формирования политических убеждений
в) Осмысления и выработки политических интересов
г) Артикуляции политических потребностей и ожиданий
25. Из перечисленных ниже терминов лучше всего раскрывать суть процесса социализации понятие:
а) Обучение
б) Освоение
в) Просвещение
г) Образование
26. Главный социальный статус индивида определяется:
а) Семейным положением
б) Партийной принадлежностью
в) Занимаемой должностью
г) Членством в общественной организации
27. Приобретенным (достижимым) является статус:
а) Мужчина
б) Врач
в) Флегматик
г) Еврей
28. Статус, являющийся аскриптивным ( приписываемым):
а) Студент
б) Социолог
в) Директор
г) Сын
29. Социальный престиж – это:
а) Положение человека в обществе с определенными правами и обязанностями
б) Оценка, которую общество дает статусу личности или должности
в) Определенная модель поведения, которая должна отвечать ожиданиям окружающих
г) Существенные и относительно устойчивые половозрастные характеристики человека
30. Личность, оказывающая постоянное и приоритетное влияние на все общество или то или иное политическое объединение:
а) Высокопоставленный чиновник
б) Общественный деятель
в) Партийный активист
г) Политический лидер
31. Харизма – это:
а) Любовь к представителям власти или иерархам церкви
б) Вера в исключительные качества и величие вождя
в) Способность одного человека повелевать другим
г) Имидж («общественное лицо») политика
32. Желание получить доступ к определенным жизненным стандартам, связано со стремлением человека:
а) К успеху
б) Власти
в) Признанию
г) Богатству
33. Формальное или фактическое отрицание за лицом или группой лиц тех прав и свобод, которые признаются за другими лицами и их группами:
а) Произвол
б) Национализм
в) Дискриминация
г) Расизм
а) Атеизм
б) Алкоголизм
в) Посредственная учеба в вузе
г) Посещение стриптиз — клуба
а) Вандализм
б) Цинизм
в) Жестокое обращение с животными
г) Геройство
36. Формальный (узаконенный) внешний контроль основан на одобрении или осуждении поведения человека со стороны:
а) Родственников
б) Общественного мнения
в) Коллег по работе
г) Школьных учителей
а) Пьянство
б) Наркомания
в) Бродяжничество
г) Преступность
38.Относится к формальным санкциям – наказаниям за действия, неодобряемые обществом:
а) Публичное осуждение
б) Общественное порицание
в) Административный штраф
г) Отказ от рукопожатия
39.Относится к неформальным санкциям – наказаниям за действия, неодобряемые обществом:
а) Разоблачительная статья в газете
б) Лишение гражданских прав
в) Отлучение от церкви
г) Увольнение
40. Относится к формальным санкциям – поощрениям за действия, желательные обществу, группе:
а) Общественное признание
б) Награждение орденом
в) Аплодисменты
г) Похвала коллег
41. Относится к неформальным санкциям – поощрениям за действия, желательные обществу, группе:
а) Публичное одобрение со стороны официальных организаций
б) Комплимент
в) Почетная грамота
г) Ученое звание
42. Отклоняющееся поведение всегда:
а) Наносит ущерб обществу
б) Причиняет вред личности
в) Нарушает нормы права
г) Не соответствует социальным нормам
43. Предписания того, как надо правильно вести себя в обществе, характеризуют социальный контроль на уровне:
а) Норм-запретов
б) Норм-разрешений
в) Санкций-поощрений
г) Санкций-наказаний
«Человек и процессы познания»
_____________________________________________________
а) Определите правильный вариант:
1. Внутренний мир индивида, его чувства, мысли, идеи, а также способность выделять себя из окружающего мира:
а) Представление
б) Воображение
в) Сознание
г) Интеллект
2. Убеждение, что человеческие действия и их результаты предопределены некоей высшей силой – Божьей волей, роком, судьбой:
а) Фатализм
б) Футуризм
в) Фетишизм
г) Фанатизм
3. С мифологическим мировоззрением генетически связано мировоззрение:
а) Философское
б) Научное
в) Религиозное
г) Обыденное
4. Отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственного воздействуют на органы чувств:
а) Рефлексия
б) Восприятие
в) Представление
г) Ощущение
5. Особый механизм познания на уровне бессознательных структур психики:
а) Воспоминание
б) Медитация
в) Воображение
г) Наитие
6. Ощущение – это:
а) Форма рационального познания
б) Психическое свойство, присущее только человеку
в) Форма чувственного познания
г) Способ объяснения мира
7 . Не характерно для рационального познания:
а) Умозаключение
б) Суждение
в) Понятие
г) Восприятие
8. Суждения: 1) Рациональное познание – это проникновение в суть вещей, скрытой от непосредственного взора; 2) Рациональное познание, в отличие от чувственного, присуще только образованным людям:
а) Оба верны
б) Оба неверны
в) Верно только первое
г) Верно только второе
9. Наблюдение и отражение человеком запаха, формы, цвета, твердости предмета в данный момент времени – это:
а) Ощущение
б) Восприятие
в) Представление
г) Суждение
10. «Земля не является центром солнечной системы» — это:
а) Понятие
б) Суждение
в) Умозаключение
г) Наблюдение
11. Истина – это:
а) Соответствие одной мысли другой
б) Соответствие мысли предмету
в) «Вещь в себе»
г) Результат познания
12. Противоположностью истины является:
а) Заблуждение
б) Ложь
в) Обман
г) Искажение
13. Суждения: 1) Заблуждение есть не до конца познанная истина; 2) Заблуждение есть преднамеренно искаженная истина:
а) Оба верны
б) Оба неверны
в) Верно только первое
г) Верно только второе
14. Суждения: 1) Истинное знание — то, которое разделяется большинством людей; 2) Истинное знание — то, которое соответствует познаваемому объекту:
а) Оба верны
б) Оба неверны
в) Верно только первое
г) Верно только второе
15. Практика – это, прежде всего:
а) Основа познания
б) Цель познания
в) Часть познания
г) Начало познания
16. В процессе познания выделяют два уровня:
а) Теоретический и обыденный
б) Эмпирический и философский
в) Чувственный и рациональный
г) Религиозный и научный
17. Эмпирическое познание — это:
а) Признание приоритетным источником всех знаний практического опыта
б) Приоритет разума над практическими знаниями
в) Сомнение в достоверности имеющихся знаний о мире
г) Формирование образа ранее воспринятого объекта
18. Относится к научным знаниям знание:
а) Расписания движения поездов
б) Законов генетики
в) Правил поведения в общественных местах
г) Норм трудового законодательства
19. Какое из приведенных ниже утверждений является научным?
а) Время течет повсюду одинаково
б) Делая добро другим, человек нравственно возвышается
в) Электрический ток течет по проводам так же, как вода по трубам
г) Существует наследственная предрасположенность к отдельным заболеваниям
20. Примером научного знания является следующее представление:
а) Пространство – это огромный контейнер, в котором появились некогда время и материя
б) Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни
в) Человек чихает, понюхав перец
г) Темперамент – это динамика поведения личности, обусловленная свойствами нервной системы
21. Пословица «Готовь сани летом, а телегу зимой» — пример:
а) Народной мудрости
б) Научного знания
в) Здравого смысла
г) Научного эксперимента
22. Процесс познания, где человек делает себя самого предметом изучения, называется:
а) Самовоспитание
б) Самореализация
в) Самопознание
г) Самообладание
23. Самопознание направлено:
а) На отражение объективно существующей действительности
б) Выявление сущности своего субъективного «Я»
в) Формирование знаний об окружающем мире
г) Анализ и оценку поведения других людей
24. Суждения: 1) Самопознание предполагает постижение человеком самого себя, своих способностей, возможностей, устремлений; 2) Самопознание возможно только в условиях полной изоляции человека от внешнего мира, от общения с другими людьми:
а) Оба верны
б) Оба неверны
в) Верно только первое
г) Верно только второе
25. Творчество проявляется:
а) В неукоснительном следовании должностным инструкциям
б) В соблюдении традиционных обычаев и нравов
в) В переходе улицы в неустановленном месте
г) В создании «ноу-хау»
26. Высказывание В.Г.Белинского о том, что «роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» — это энциклопедия русской жизни», подчеркивает, что:
а) Знания являются побочным продуктом искусства
б) Искусство способно не только улавливать важные для людей и общества процессы, явления, стороны жизни, но и несет важную познавательную информацию
в) Художественное произведение эмоционально окрашено
г) Искусство не может являться средством познания мира
27. Способ исследования, при котором частные положения логически выводятся из общих положений (аксиом, постулатов и т.д.):
а) Обобщение
б) Аналогия
в) Индукция
г) Дедукция
28. Теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир и место человека в этом мире:
а) Религия
б) Наука
в) Культура
г) Право
29. Тип мировоззрения, которое в решающей степени формируется под влиянием жизненных обстоятельств, опирается на личных опыт и здравый смысл:
а) Обыденный
б) Научный
в) Религиозный
г) Гуманистический
30. Из перечисленных ниже суждений, правильным является суждение:
а) Политическое сознание — основная форма общественного сознания
б) Политическое сознание характерно для массы — на уровне индивида, как таковое, отсутствует вообще
в) Политическое сознание содержит в себе только передовые научные знания
г) Политическое сознание включает в себя также политические мифы и стереотипы
studlib.info
Какая из перечисленных ниже форм девиации требует жестких запретно
Не относится к негативной девиации (поведенческим отклонениям)?
Что из перечисленного ниже служит примером девиантного (отклоняющегося) поведения человека?
Если представить человека как сверхсложную кибернетическую систему, то из чего состоит политическая социализация личности на «вводе» в эту систему?
а) Приобретения и накопления политических знаний
б) Формирования политических убеждений
в) Осмысления и выработки политических интересов
г) Артикуляции политических потребностей и ожиданий
25. Из перечисленных ниже терминов лучше всего раскрывать суть процесса социализации понятие:
а) Обучение
б) Освоение
в) Просвещение
г) Образование
26. Главный социальный статус индивида определяется:
а) Семейным положением
б) Партийной принадлежностью
в) Занимаемой должностью
г) Членством в общественной организации
27. Приобретенным (достижимым) является статус:
а) Мужчина
б) Врач
в) Флегматик
г) Еврей
28. Статус, являющийся аскриптивным ( приписываемым):
а) Студент
б) Социолог
в) Директор
г) Сын
29. Социальный престиж – это:
а) Положение человека в обществе с определенными правами и обязанностями
б) Оценка, которую общество дает статусу личности или должности
в) Определенная модель поведения, которая должна отвечать ожиданиям окружающих
г) Существенные и относительно устойчивые половозрастные характеристики человека
30. Личность, оказывающая постоянное и приоритетное влияние на все общество или то или иное политическое объединение:
а) Высокопоставленный чиновник
б) Общественный деятель
в) Партийный активист
г) Политический лидер
31. Харизма – это:
а) Любовь к представителям власти или иерархам церкви
б) Вера в исключительные качества и величие вождя
в) Способность одного человека повелевать другим
г) Имидж («общественное лицо») политика
32. Желание получить доступ к определенным жизненным стандартам, связано со стремлением человека:
а) К успеху
б) Власти
в) Признанию
г) Богатству
33. Формальное или фактическое отрицание за лицом или группой лиц тех прав и свобод, которые признаются за другими лицами и их группами:
а) Произвол
б) Национализм
в) Дискриминация
г) Расизм
а) Атеизм
б) Алкоголизм
в) Посредственная учеба в вузе
г) Посещение стриптиз — клуба
а) Вандализм
б) Цинизм
в) Жестокое обращение с животными
г) Геройство
36. Формальный (узаконенный) внешний контроль основан на одобрении или осуждении поведения человека со стороны:
а) Родственников
б) Общественного мнения
в) Коллег по работе
г) Школьных учителей
а) Пьянство
б) Наркомания
в) Бродяжничество
г) Преступность
38.Относится к формальным санкциям – наказаниям за действия, неодобряемые обществом:
а) Публичное осуждение
б) Общественное порицание
в) Административный штраф
г) Отказ от рукопожатия
39.Относится к неформальным санкциям – наказаниям за действия, неодобряемые обществом:
а) Разоблачительная статья в газете
б) Лишение гражданских прав
в) Отлучение от церкви
г) Увольнение
40. Относится к формальным санкциям – поощрениям за действия, желательные обществу, группе:
а) Общественное признание
б) Награждение орденом
в) Аплодисменты
г) Похвала коллег
41. Относится к неформальным санкциям – поощрениям за действия, желательные обществу, группе:
а) Публичное одобрение со стороны официальных организаций
б) Комплимент
в) Почетная грамота
г) Ученое звание
42. Отклоняющееся поведение всегда:
а) Наносит ущерб обществу
б) Причиняет вред личности
в) Нарушает нормы права
г) Не соответствует социальным нормам
43. Предписания того, как надо правильно вести себя в обществе, характеризуют социальный контроль на уровне:
а) Норм-запретов
б) Норм-разрешений
в) Санкций-поощрений
г) Санкций-наказаний
«Человек и процессы познания»
_____________________________________________________
а) Определите правильный вариант:
1. Внутренний мир индивида, его чувства, мысли, идеи, а также способность выделять себя из окружающего мира:
а) Представление
б) Воображение
в) Сознание
г) Интеллект
2. Убеждение, что человеческие действия и их результаты предопределены некоей высшей силой – Божьей волей, роком, судьбой:
а) Фатализм
б) Футуризм
в) Фетишизм
г) Фанатизм
3. С мифологическим мировоззрением генетически связано мировоззрение:
а) Философское
б) Научное
в) Религиозное
г) Обыденное
4. Отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственного воздействуют на органы чувств:
а) Рефлексия
б) Восприятие
в) Представление
г) Ощущение
5. Особый механизм познания на уровне бессознательных структур психики:
а) Воспоминание
б) Медитация
в) Воображение
г) Наитие
6. Ощущение – это:
а) Форма рационального познания
б) Психическое свойство, присущее только человеку
в) Форма чувственного познания
г) Способ объяснения мира
7 . Не характерно для рационального познания:
а) Умозаключение
б) Суждение
в) Понятие
г) Восприятие
8. Суждения: 1) Рациональное познание – это проникновение в суть вещей, скрытой от непосредственного взора; 2) Рациональное познание, в отличие от чувственного, присуще только образованным людям:
а) Оба верны
б) Оба неверны
в) Верно только первое
г) Верно только второе
9. Наблюдение и отражение человеком запаха, формы, цвета, твердости предмета в данный момент времени – это:
а) Ощущение
б) Восприятие
в) Представление
г) Суждение
10. «Земля не является центром солнечной системы» — это:
а) Понятие
б) Суждение
в) Умозаключение
г) Наблюдение
11. Истина – это:
а) Соответствие одной мысли другой
б) Соответствие мысли предмету
в) «Вещь в себе»
г) Результат познания
12. Противоположностью истины является:
а) Заблуждение
б) Ложь
в) Обман
г) Искажение
13. Суждения: 1) Заблуждение есть не до конца познанная истина; 2) Заблуждение есть преднамеренно искаженная истина:
а) Оба верны
б) Оба неверны
в) Верно только первое
г) Верно только второе
14. Суждения: 1) Истинное знание — то, которое разделяется большинством людей; 2) Истинное знание — то, которое соответствует познаваемому объекту:
а) Оба верны
б) Оба неверны
в) Верно только первое
г) Верно только второе
15. Практика – это, прежде всего:
а) Основа познания
б) Цель познания
в) Часть познания
г) Начало познания
16. В процессе познания выделяют два уровня:
а) Теоретический и обыденный
б) Эмпирический и философский
в) Чувственный и рациональный
г) Религиозный и научный
17. Эмпирическое познание — это:
а) Признание приоритетным источником всех знаний практического опыта
б) Приоритет разума над практическими знаниями
в) Сомнение в достоверности имеющихся знаний о мире
г) Формирование образа ранее воспринятого объекта
18. Относится к научным знаниям знание:
а) Расписания движения поездов
б) Законов генетики
в) Правил поведения в общественных местах
г) Норм трудового законодательства
19. Какое из приведенных ниже утверждений является научным?
а) Время течет повсюду одинаково
б) Делая добро другим, человек нравственно возвышается
в) Электрический ток течет по проводам так же, как вода по трубам
г) Существует наследственная предрасположенность к отдельным заболеваниям
20. Примером научного знания является следующее представление:
а) Пространство – это огромный контейнер, в котором появились некогда время и материя
б) Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни
в) Человек чихает, понюхав перец
г) Темперамент – это динамика поведения личности, обусловленная свойствами нервной системы
21. Пословица «Готовь сани летом, а телегу зимой» — пример:
а) Народной мудрости
б) Научного знания
в) Здравого смысла
г) Научного эксперимента
22. Процесс познания, где человек делает себя самого предметом изучения, называется:
а) Самовоспитание
б) Самореализация
в) Самопознание
г) Самообладание
23. Самопознание направлено:
а) На отражение объективно существующей действительности
б) Выявление сущности своего субъективного «Я»
в) Формирование знаний об окружающем мире
г) Анализ и оценку поведения других людей
24. Суждения: 1) Самопознание предполагает постижение человеком самого себя, своих способностей, возможностей, устремлений; 2) Самопознание возможно только в условиях полной изоляции человека от внешнего мира, от общения с другими людьми:
а) Оба верны
б) Оба неверны
в) Верно только первое
г) Верно только второе
25. Творчество проявляется:
а) В неукоснительном следовании должностным инструкциям
б) В соблюдении традиционных обычаев и нравов
в) В переходе улицы в неустановленном месте
г) В создании «ноу-хау»
26. Высказывание В.Г.Белинского о том, что «роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» — это энциклопедия русской жизни», подчеркивает, что:
а) Знания являются побочным продуктом искусства
б) Искусство способно не только улавливать важные для людей и общества процессы, явления, стороны жизни, но и несет важную познавательную информацию
в) Художественное произведение эмоционально окрашено
г) Искусство не может являться средством познания мира
27. Способ исследования, при котором частные положения логически выводятся из общих положений (аксиом, постулатов и т.д.):
а) Обобщение
б) Аналогия
в) Индукция
г) Дедукция
28. Теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир и место человека в этом мире:
а) Религия
б) Наука
в) Культура
г) Право
29. Тип мировоззрения, которое в решающей степени формируется под влиянием жизненных обстоятельств, опирается на личных опыт и здравый смысл:
а) Обыденный
б) Научный
в) Религиозный
г) Гуманистический
30. Из перечисленных ниже суждений, правильным является суждение:
а) Политическое сознание — основная форма общественного сознания
б) Политическое сознание характерно для массы — на уровне индивида, как таковое, отсутствует вообще
в) Политическое сознание содержит в себе только передовые научные знания
г) Политическое сознание включает в себя также политические мифы и стереотипы
studlib.info
3. Типология девиантного поведения
Наиболее известной типологией девиантного поведения является предложенная Р. Мертоном. По его мнению, каждая культура имеет провозглашенные цели и институциализированные средства их достижения. Рассогласование между ними ведет к аномии. Исходя из этого, Р. Мертон строит возможную типологию социального поведения, которая представляет собой разнообразные способы приспособления индивида к условиям, существующим в обществе.
Способ адаптации | Определяемая цель | Институциализированное поведение |
| + | + |
| + | – |
| – | + |
| – | – |
| ± | ± (отказ + замена) |
Согласно данной таблице, конформизм и ритуализм являются обычными, нормативными формами поведения, инновация — девиантностью, ретритизм выглядит и как девиация, и как дезадаптация личности, мятеж — как переходная реакция, которая стремится установить новые цели и средства их достижения.
В отечественной литературе есть и другие достаточно продуктивные виды классификации собственно девиантного поведения:
отклонения по типу нарушения нормы:
а) отклонения, связанные с нарушением правовых норм, – это преступления и иные правонарушения;
б) отклонения в сфере общественной морали. Сюда мы в первую очередь относим пьянство и алкоголизм, наркоманию, проституцию, самоубийства, бродяжничество и попрошайничество.
Это не идеальная классификация, так как многие правонарушения могут быть отнесены и к моральным проступкам, например, хулиганство, а проституция и наркомания являются также и правонарушениями;
отклонения по целевой направленности:
а) отклонения корыстной ориентации — корыстные преступления, в определенной ситуации — проституция;
б) отклонения агрессивной ориентации — насилие как средство для достижения какой-либо цели: выгода, самоутверждение, ревность; насилие как самоцель, например хулиганство;
в) отклонения социально-пассивного типа — уход от общественной жизни (пьянство и алкоголизм, наркомания и, видимо, крайняя форма – самоубийство).
4. Социальный контроль
Социальный контроль по отношению к девиантному поведению представляет собой совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные формы поведения с целью их элиминирования (устранения) или минимизации.
По формам различают формальный и неформальный контроль. Формальный (официальный) осуществляется компетентными организациями, неформальный (неофициальный) связан с общественным мнением, идентификацией с референтными группами. Сюда также относятся карательный (репрессивный) и сдерживающий (предупредительный) контроль.
Методами контроля выступают: принуждение, наказание и иные виды негативных санкций или поощрение, награда и другие позитивные санкции.
К основным механизмам социального контроля можно отнести внешний контроль, т. е. различные виды формальных и неформальных санкций и внутренний контроль, основанный на усвоении ценностей и норм.
Формы и методы внешнего контроля можно разделить на 3 категории: общесоциальные, административно-правовые и специальные.
Говоря об общесоциальных мерах, мы должны иметь в виду то, что общество, устанавливая определенные нормы, уже демонстрирует свое несоответствие этим нормам. Если бы никто не употреблял наркотики, не было бы необходимости борьбы с наркоманией, установления соответствующих запретов. Функциональность социальных отклонений в том, что они, во-первых служат индикатором состояния общества, показывают его несовершенство. Кроме того, они являются способом удовлетворения потребностей определенных людей или социальных групп, хотя эти способы зачастую и извращены или же извращены сами потребности. Поэтому полностью устранить девиантность, видимо, нельзя, но поставить ее в социально приемлемые рамки можно и нужно.
Не только наше общество, но и весь мир сегодня нуждается в новой концепции и практике социального контроля. Общая стратегия уже ясна: это перекос акцента с наказания на превенцию, т.е. предотвращение, профилактику. Из прорабатываемых и внедряемых в практику форм общественного контроля можно назвать следующие:
замещение и вытеснение наиболее опасных форм социальной патологии полезной или нейтральной деятельностью. Как справедливо отмечают социологи, если, например, потребление алкоголя выполняет определенные социальные функции, то, следовательно, надо искать и представлять желающим альтернативные средства и способы реализации соответствующих функций. Это же относится и к потреблению наркотиков;
дальнейшее создание обществ и групп взаимопомощи, помогающих избавиться от алкогольной или наркотической зависимости (Анонимные алкоголики, Анонимные наркоманы, Возрождение и т.д.) – а также организаций и служб социальной помощи (наркологической, суицидологической, геронтологической), служб реабилитации лиц, оказавшихся на обочине общества;
отмена смертной казни;
сокращение доли приговоров к лишению свободы в системе правоохранительной деятельности;
создание домов-приютов временного содержания для тех, кто вступил в конфликт с семьей;
оказание помощи жертвам преступлений (государственная помощь, моральная и материальная поддержка).
Административно-правовые меры предполагают как совершенствование правовых норм и механизмов их реализации, так и улучшение деятельности административно-правовых органов по борьбе с социальными отклонениями. В качестве примера можно привести известные изменения, внесенные в уголовное и административное законодательство в 1991 г., – декриминализацию потребления наркотиков, т.е. отказ от уголовного и административного преследования лиц, потребляющих наркотические вещества, что дает возможность обращаться в медицинские учреждения, не опасаясь пойти в конфликт с законом. Кроме того, регламентация торговли спиртными напитками, уменьшение практических возможностей для совершения преступления (патрулирование, охрана).
Специальные меры в первую очередь опираются на медицинские и психологические методы: лечение наркоманов и алкоголиков в соответствующих клиниках (диспансерах) и амбулаториях, психокоррекции, психотерапия, индивидуальная работа по ресоциализации осужденных непосредственно в местах заключения, психологическая помощь жертвам преступлений, деятельность социологических служб по анализу “групп риска”, телефонов доверия и т.д.
В последующих главах будут более конкретно рассматриваться крайние формы девиантного поведения: пьянство, наркомания, бродяжничество, проституция, преступность, самоубийства.
Контрольные вопросы:
1. Что представляют собой социальные нормы?
2. В чем различие права и морали как нормативных систем?
3. Можно ли эффективно бороться с пороками в обществе только с помощью репрессивных и воспитательных мер воздействия?
4. Возможно ли полное искоренение всех видов социальной патологии?
Темы рефератов:
1. Понятие греха и его искупления в христианстве.
2. Моральные нормы в жизни общества.
3. Право как регулятор общественных отношений.
4. Моральная и правовая ответственность личности.
5. Концепция аномии (Э.Дюркгейм, Р.Мертон).
6. Анализ социального поведения индивидов П.Сорокиным.
7. Положение в современной Украине в русле концепции аномии Э.Дюркгейма.
studfiles.net
профилактика, формы, причины и коррекция
Девиантное поведение – позитивное или негативное отклонение от общепринятых порядков. Зачастую нарушает правовые и морально-этические нормы современного общества. Деструктивно-девиантных людей также называют асоциальными личностями, социопатами.
Поведение против общепринятых норм называется девиантным
Причины девиантного поведения
Девиантное поведение – это совершение нестандартных действий и поступков, не вписывающихся в стандарты поведения большинства. Девиация может быть позитивной, выражаемой в творчестве или науке, общественно-нейтральной либо негативной.
К причинам девиантности относятся следующие группы факторов:
- биологические;
- воспитательные;
- социальные.
В отдельную подгруппу выделяются психологические патологии. Они образуются на стыке 2-3 факторов и с трудом поддаются терапии.
Биологические факторы
Биологические причины девиантности – это факторы, обусловленные заболеваниями и медицинскими патологиями. К ним относятся:
- воспаления, травмы головного мозга;
- психосоматические патологии;
- депрессивные состояния;
- психозы различной этиологии;
- шизотипическое расстройство;
- инфантильность, СДВГ;
- шизофрения.
Шизофрения является биологической причиной девиантного поведения
Также причина может заключаться в повреждении и инфицировании плода внутри материнской утробы или во время родов.
Воспитательные факторы
Воспитательные, или педагогические факторы проявляются при неправильном воспитании ребёнка. Среди причин этой подгруппы выделяют:
- негативный пример, подаваемый членами семьи;
- отсутствие уважения между членами семьи;
- излишняя строгость, несправедливые наказания;
- потакание всем прихотям и желаниям ребёнка;
- излишняя опека либо отсутствие опеки;
- лишение ребёнка личного пространства;
- игнорирование моральных, физических потребностей.
Негативные и неполноценные воспитательные моменты внутри семьи часто становятся причиной такого поведения
Помимо этого, девиантное поведение возникает при отсутствии тёплых, доверительных взаимоотношений внутри семьи.
Социальные факторы
К социальным причинам девиантности относят факторы, вызванные взаимодействием с окружающими людьми. В этой подгруппе отмечают следующие причины:
- трудности в общении с ровесниками у дошкольников и школьников;
- материальное, социальное неравенство с окружающими;
- неблагополучное окружение: алкоголики, наркоманы;
- пагубное влияние религиозных сект;
- насмешки, издевательства, травля;
- насилие: физическое и сексуальное.
Асоциальное поведение между людьми
Также к социальным факторам относят зависимости, провоцирующие поведенческие отклонения. Сюда включают алкоголь, наркотики, излишнее увлечение играми и субкультурами.
Классификация социальной девиации
Девиантное поведение подразделяется на позитивную и деструктивную форму.
Положительное девиантное поведение включает в себя:
- научные достижения и открытия;
- повышенное усердие в школе, на работе;
- творческие увлечения и успехи;
- участие в благотворительных акциях;
- героические поступки, самопожертвование.
Такое поведение считается отклоняющимся от нормы, но отклонение носит позитивный характер.
Отрицательное девиантное поведение – совершение поступков и действий, порицаемых окружаемых большинством. Деструктивная девиация характера может подразделяться на следующие разновидности:
- аддиктивная девиация;
- аморальная девиация;
- делинквентная девиация.
В свою очередь, эти типы подразделяются на несколько видов и подвидов.
Отрицание своего девиантного поведения и непонимание почему оно является таковым
Все отрицательные типы девиации могут проявляться 3 формами поведения:
- Неосознанная девиация. Пациент не понимает, почему его поведение считается отклонением от нормы, и нарушает правила общества безотчётно.
- Нонконформистское поведение. Человек осознаёт, что его поступки и действия не вписываются в общественные нормы, и отклоняется от них намеренно.
- Абберантное поведение. Человек понимает неприемлемость своих поступков, и из-за нежелания быть порицаемым совершает их скрытно, втайне от других.
Важно!
Также в психологии выделяют преддевиантный синдром: комплекс признаков, приводящих к устойчивому негативно-девиантному поведению. Он проявляется конфликтами с окружением, повышенной агрессивностью, негативным отношением к учёбе и работе.
Аддиктивная девиантность
Аддиктивное девиантное поведение – это систематическое бегство от жизненных проблем, выраженное в виде нездоровой увлечённости чем-то, патологических зависимостей.
Постоянное бегство и попытка скрыться от проблем называется аддиктивной девиантностью
Девиантная аддиктивность проявляется в виде:
- алкоголизма и наркомании;
- анорексии, булимии;
- религиозного фанатизма;
- нимфомании;
- компьютерной зависимости;
- трудоголизма.
Аддиктивность может быть общественно-полезной, нейтральной и деструктивной. Вне зависимости от подтипа, такое поведение говорит о психологических проблемах и требует вмешательства психотерапевта.
Аморальная девиантность
Подгруппа включает в себя отклоняющееся поведение, нарушающее морально-этические общественные нормы. Поступки аморального человека не представляют серьёзной общественной опасности, однако осуждаются обществом.
К аморальному поведению относится следующее:
- беспорядочные сексуальные связи, проституция;
- бродяжничество и попрошайничество;
- повышенная агрессия по отношению к людям;
- употребление алкоголя, наркотиков;
- отказ от работы, учебной деятельности;
- оскорбление, унижение окружающих людей.
Ругательства хоть и не являются социально опасными, но все равно осуждаются обществом поэтому относятся к девиантному поведению
Некоторые классификации девиантного поведения относят аморальный подтип к общественно-нейтральному виду девиантности.
Делинквентная девиантность
К подгруппе делинквентного, или ненормативного поведения относятся типы поведения, нарушающие правовые нормы общества. Они могут проявляться в 2 формах:
- Докриминогенный, или противоправный тип. Нарушает правовые нормы. Проявляется хулиганством, вандализмом, поджогами имущества, драками и побоями, оскорблениями.
- Криминогенный, или преступный тип. Нарушает уголовные нормы. Включает в себя грабежи, кражи со взломом, разбойные нападения, мошенничество, вымогательство, изнасилование и убийство, а также покушение на данные деяния.
Делинквентность требует жёстких запретно-репрессивных мер. Личность, совершающая противоправные и преступные деяния, представляет собой серьёзную угрозу для общества. Делинквентный девиант может принудительно лечиться в психиатрических учреждениях.
Криминогенные проявления девиантности относятся к деликвентным
Симптомы отклоняющегося поведения
Симптоматика девиантного поведения очень обширная. К общим признакам, встречающимся у девиантных типов личности, относят следующее:
- конфликты с ровесниками, окружающими людьми;
- отсутствие интереса к работе, учёбе;
- проблемы с концентрацией внимания;
- безответственность, нежелание помогать другим;
- постоянная смена увлечений и круга общения;
- отсутствие контактов с другими людьми;
- постоянные перепады настроения;
- завышенная или заниженная самооценка.
Также девиантность может проявляться физиологическими факторами: нарушениями сна и питания, проблемами с пищеварением.
Лицемерные конфликты и проявление несвойственных черт характера относится к симптомам девиантного поведения
Диагностика девиантного поведения
Диагностика отклоняющегося поведения выполняется психиатрами, психотерапевтами и клиническими психологами. Девиантность определяется такими методами:
- Осмотр и беседа с пациентом. Во время общения врач оценивает эмоциональное и психологическое состояние, манеру речи и поведение личности с девиацией. Также задаются уточняющие вопросы о семье, об увлечениях и интересах.
- Ознакомление с данными о пациенте. Специалист читает характеристики с места работы или учёбы, изучает выписки из амбулаторной карты. При необходимости врач контактирует с работодателем или педагогами пациента, с сотрудниками полиции.
- Опрос семьи, друзей. Контакт с близким окружением пациента помогает понять, в каких отношениях человек состоит с окружающими, в каких условиях проживает. Также это помогает узнать больше о характере, привычках пациента.
- Тестирование, личностные опросники. Определить девиантность помогают исследования тревожности, опросник Айзенка, тест на склонность к отклоняющемуся поведению (СОП).
- Проективные методы. Арт-исследования, тест Сонди и Розенцвейга позволяют выявит скрытые, подавленные эмоции пациента.
Также в диагностике применяются Миннесотский многофакторный опросник личности (ММОЛ), патохарактерологический диагностический опросник (ПДО).
Коррекция и работа с социальной девиацией
Негативно отклоняющееся поведение необходимо лечить. Коррекция включает в себя лекарственную терапию, психотерапевтическую коррекцию и вспомогательные методы: йогу, дыхательную гимнастику.
Йога косвенно поможет справиться с задатками девиантности на начальных стадиях
Медикаментозная терапия
Лекарственные препараты допустимо использовать при биологических факторах, провоцирующих девиантное поведение. Седативные препараты и транквилизаторы, направленные на успокоение нервной системы, также могут применяться при повышенной агрессии, буйстве.
Группы препаратов | Влияние на двойственность | Примеры средств |
Нормотимики | Избавляют от резких перепадов настроения, свойственных для девиантных типов личности. | Вальпромид, Карбамазелид |
Антидепрессанты | Регулируют уровень нейромедиаторов, избавляют от депрессивных состояний. | Мелипрамин, Тризадон, Флуоксетин |
Транквилизаторы | Снимают психоэмоциональное напряжение, избавляют от тревоги, паники и проблем со сном. | Диазепам, Феназепам, Гидроксизин |
Антипсихотические препараты | Справляются с паническими состояниями, агрессивностью и напряжённостью. Повышают концентрацию пациента. | Галоперидол, Кветиапин, Клозапин |
Ноотропные средства | Укрепляют нейронные связи, улучшают кровоснабжение мозга. Улучшают интеллектуальные способности и память. | Пикамилон, Ноотропил, Глицин |
Снотворные средства | Устраняют проблемы со сном: бессонницу, ночные пробуждения, повышенную чуткость сна. | Донормил, Анданте, Мелаксен |
Седативные препараты | Успокаивают, избавляют от повышенной тревожности, стрессов, панических атак и избыточной агрессии. | Валериана, Персен, Ново-пассит |
Витамины группы В | Укрепляют нервную систему, избавляют от стрессовых состояний, депрессии и неврозов. | Нейробион, Витагамма, Мильгамма |
Важно!
При тяжёлых формах девиантности лечение медикаментами производится в условиях психиатрического стационара.
Психотерапия
Психотерапевтические методы позволяют скорректировать поведение пациента, обнаружить причину девиантного поведения и устранить её.
Зачастую, если девиантность переросла начальные стадии, то без профессиональной психотерапии не обойтись
К методам психотерапии при девиации относят следующее:
- индивидуальные консультации;
- групповые занятия с психотерапевтом;
- проблемно-ориентированные тренинги;
- семейная терапия, родительский тренинг;
- арт-терапевтическое лечение.
Наилучшего эффекта можно достичь, если комбинировать эти методы между собой.
Другие методы борьбы
В качестве вспомогательных способах борьбы с девиациями применяют:
- физиотерапевтические методы;
- закаливание, лечебную гимнастику;
- ароматерапию, массаж и самомассаж;
- дыхательную гимнастику, упражнения йоги.
Для коррекции поведения подростков и детей также используются активные хобби: спортивные занятия, туризм и кемпинг.
Профилактика девиантного поведения
Предупредить девиации в поведении помогут профилактические меры:
- положительный пример в окружении ребёнка;
- построение доверительных, тёплых отношений;
- адекватные воспитательные меры;
- информационно-профилактические работы;
- консультации психолога по мере необходимости.
Дабы обезопасить своего ребенка от девиантности в будущем, вам нужно оберегать его от негатива, дарить любовь и заботу
Подобные методы актуальны только для детей и подростков. У взрослых людей отклонения от нормы в поведении возникают при психологических патологиях либо в процессе формирования характера. Профилактика в таких случаях бесполезна.
Примеры отклоняющего поведения
Примером позитивной девиантности может стать спасение ребёнка из пожара посторонним человеком. Вхождение в горящий дом без спецкостюма и оборудования – смелый и отважный поступок, но он отличается от поведения большинства людей. Такие действия говорят о повышенной социальной ответственности и относятся к девиантным.
Аморальный тип девиации встречается у лиц без определённого места жительства. Они выглядят неподобающим образом, употребляют алкоголь и наркотики, могут хамить людям и попрошайничать. Такое поведение не вредит окружающим, но вызывает отторжение, неприязнь.
Старайтесь оградить своего ребенка от игровых зависимостей
Ярким примером аддиктивной девиантности могут стать люди, увлечённые компьютерными играми. Геймерство – интересное и увлекательное хобби, но у девиантов оно заменяет реальную жизнь. Человек начинает проводить всё свободное время за компьютером, тратит все сбережения на новые игры, прекращает контактировать с окружающим миром.
Отклонение от общественных норм лечится при помощи психотерапевтических методов, йоги и дыхательной гимнастики. Если причина отклонения заключается в биологических факторах, то медикаментозно с помощью антидепрессантов, седативных и снотворных средств, витаминов группы В. Девиантное поведение легче предупредить на построении теплых взаимоотношениях с ребенком и проведении бесед.
Психические заболевания
lechusdoma.ru
Приобретенным (достижимым) является статус:а) Мужчинаб) Врачв) Флегматикг) Еврей28
27. Приобретенным (достижимым) является статус:а) Мужчина
б) Врач
в) Флегматик
г) Еврей
28. Статус, являющийся аскриптивным ( приписываемым):
а) Студент
б) Социолог
в) Директор
г) Сын
29. Социальный престиж – это:
а) Положение человека в обществе с определенными правами и обязанностями
б) Оценка, которую общество дает статусу личности или должности
в) Определенная модель поведения, которая должна отвечать ожиданиям окружающих
г) Существенные и относительно устойчивые половозрастные характеристики человека
30. Личность, оказывающая постоянное и приоритетное влияние на все общество или то или иное политическое объединение:
а) Высокопоставленный чиновник
б) Общественный деятель
в) Партийный активист
г) Политический лидер
31. Харизма – это:
а) Любовь к представителям власти или иерархам церкви
б) Вера в исключительные качества и величие вождя
в) Способность одного человека повелевать другим
г) Имидж («общественное лицо») политика
32. Желание получить доступ к определенным жизненным стандартам, связано со стремлением человека:
а) К успеху
б) Власти
в) Признанию
г) Богатству
33. Формальное или фактическое отрицание за лицом или группой лиц тех прав и свобод, которые признаются за другими лицами и их группами:
а) Произвол
б) Национализм
в) Дискриминация
г) Расизм
34. Что из перечисленного ниже служит примером девиантного (отклоняющегося) поведения человека?
а) Атеизм
б) Алкоголизм
в) Посредственная учеба в вузе
г) Посещение стриптиз — клуба
35. Не относится к негативной девиации (поведенческим отклонениям)?
а) Вандализм
б) Цинизм
в) Жестокое обращение с животными
г) Геройство
36. Формальный (узаконенный) внешний контроль основан на одобрении или осуждении поведения человека со стороны:
а) Родственников
б) Общественного мнения
в) Коллег по работе
г) Школьных учителей
37. Какая из перечисленных ниже форм девиации требует жестких запретно — репрессивных мер?
а) Пьянство
б) Наркомания
в) Бродяжничество
г) Преступность
38.Относится к формальным санкциям – наказаниям за действия, неодобряемые обществом:
а) Публичное осуждение
б) Общественное порицание
в) Административный штраф
г) Отказ от рукопожатия
39.Относится к неформальным санкциям – наказаниям за действия, неодобряемые обществом:
а) Разоблачительная статья в газете
б) Лишение гражданских прав
в) Отлучение от церкви
г) Увольнение
40. Относится к формальным санкциям – поощрениям за действия, желательные обществу, группе:
а) Общественное признание
б) Награждение орденом
в) Аплодисменты
г) Похвала коллег
41. Относится к неформальным санкциям – поощрениям за действия, желательные обществу, группе:
а) Публичное одобрение со стороны официальных организаций
б) Комплимент
в) Почетная грамота
г) Ученое звание
42. Отклоняющееся поведение всегда:
а) Наносит ущерб обществу
б) Причиняет вред личности
в) Нарушает нормы права
г) Не соответствует социальным нормам
43. Предписания того, как надо правильно вести себя в обществе, характеризуют социальный контроль на уровне:
а) Норм-запретов
б) Норм-разрешений
в) Санкций-поощрений
г) Санкций-наказаний
б) Допишите предложения:
1. Сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом движений, манер, поступков, действий и опыта других людей охватывается понятием_____________
2. «Власть даже пустого человека наполняет содержанием». Данное утверждение, принадлежащее немецкому писателю Лиону Фейхтвангеру, выводится из формального лидерства, понимаемого как_____________________________________________________
3. Делает человека человеком – независимо от того, верит ли он в Бога или нет, склонен к писанию стихов или равнодушен к ним, совершает преступления или борется с ними – особый способ существования, именуемый__________________________________
4. По своему содержанию санкции могут быть позитивными и негативными. Первые принимают различные формы наказание, тогда как вторые — __________________
5. В основе рыночной экономики лежит практически поведенческая ориентация, ставящая во главу угла самоценность личности — ее свободу, право самостоятельно определять свои интересы и быть хозяином собственной судьбы. Такая ориентация называется____________________________________________________________________
6. Социально активный тип личности, живущей для политики, и за счет политики, — это тип профессионального_____________________________________________________
7. Человеческие существа, выросшие в изоляции от общества и воспитанные животными, принято называть__________________________________________________
8. Известный отечественный психолог А.Н.Леонтьев подчеркивал, что человеком рождаются, а личностью становятся. Это превращение человека в личность происходит в ходе__________________________________________________________________________
9. Принцип общественной жизни и деятельности людей, проявляющийся в товарищеском сотрудничестве и взаимопомощи, сознательном подчинении личных интересов общественным интересам – это________________________________________
10. Очень часто политических лидеров классифицируют в виде парных противоположностей: реформатор – революционер, консерватор – радикал, идеолог — ____________________________________________________________________________
в) Впишите понятия, соответствующие приведенным
ниже определениям:
Определение | Понятие |
1) Бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать ради них своими личными интересами | |
2) Максимально завышенная роль личности политического лидера, его чрезмерное возвеличивание и даже обожествление. | |
3) Социальные функции, выполняемые человеком в соответствии с его социальным статусом | |
4) Духовная организация человека, совокупность его душевных качеств, душевный склад | |
5) Погоня за успехом в любых видах деятельности, вызванная стремлением к личному благополучию | |
6) Интегральный показатель общественного положения личности, охватывающий профессию, квалификацию, должность | |
7) Общее правило поведения, рассчитанное на регулирование того или иного вида общественных отношений, установленное или санкционированное государством и охраняемое от нарушений с помощью мер государственного принуждения. | |
8) Приспособление организма человека к новым или изменившимся географическим условиям существования | |
9) История жизни человека | |
10) Человек, психологический склад которого характеризуется сосредоточенностью на самого себя, замкнутостью, созерцательностью |
г) Умозаключите:
1. «Человек – это единственное существо, которое может в любой момент сказать «нет» своим витальным биологическим влечениям». По существу, в этом высказывании немецкого философа Макса Шелера речь идет о способности человека к власти особого типа – причем самой сильной из всех властей. Какой?
____________________________________________________
2. «В России две напасти: внизу власть тьмы, а наверху тьма власти». Что в этом высказывании В.Гиляровского подразумевается под «властью тьмы»?
____________________________________________________
3. Жизненное кредо, какого типа политически социализированной личности замечательно точно описал русский поэт начала ХХ века Саша Черный?
Моя жена – наседка, /Мой сын, увы, эсер,
Моя сестра кадетка, /Мой дворник – старовер,
Кухарка – монархистка, /Аристократ – свояк,
Мамаша – анархистка, /А я – я просто так…
Это кредо________________________________________________
«Человек и процессы познания»
_____________________________________________________
а) Определите правильный вариант:
1. Внутренний мир индивида, его чувства, мысли, идеи, а также способность выделять себя из окружающего мира:
а) Представление
б) Воображение
в) Сознание
г) Интеллект
2. Убеждение, что человеческие действия и их результаты предопределены некоей высшей силой – Божьей волей, роком, судьбой:
а) Фатализм
б) Футуризм
в) Фетишизм
г) Фанатизм
3. С мифологическим мировоззрением генетически связано мировоззрение:
а) Философское
б) Научное
в) Религиозное
г) Обыденное
4. Отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственного воздействуют на органы чувств:
а) Рефлексия
б) Восприятие
в) Представление
г) Ощущение
5. Особый механизм познания на уровне бессознательных структур психики:
а) Воспоминание
б) Медитация
в) Воображение
г) Наитие
6. Ощущение – это:
а) Форма рационального познания
б) Психическое свойство, присущее только человеку
в) Форма чувственного познания
г) Способ объяснения мира
7. Не характерно для рационального познания:
а) Умозаключение
б) Суждение
в) Понятие
г) Восприятие
8. Суждения: 1) Рациональное познание – это проникновение в суть вещей, скрытой от непосредственного взора; 2) Рациональное познание, в отличие от чувственного, присуще только образованным людям:
а) Оба верны
б) Оба неверны
в) Верно только первое
г) Верно только второе
9. Наблюдение и отражение человеком запаха, формы, цвета, твердости предмета в данный момент времени – это:
а) Ощущение
б) Восприятие
в) Представление
г) Суждение
10. «Земля не является центром солнечной системы» — это:
а) Понятие
б) Суждение
в) Умозаключение
г) Наблюдение
11. Истина – это:
а) Соответствие одной мысли другой
б) Соответствие мысли предмету
в) «Вещь в себе»
г) Результат познания
12. Противоположностью истины является:
а) Заблуждение
б) Ложь
в) Обман
г) Искажение
13. Суждения: 1) Заблуждение есть не до конца познанная истина; 2) Заблуждение есть преднамеренно искаженная истина:
а) Оба верны
б) Оба неверны
в) Верно только первое
г) Верно только второе
14. Суждения: 1) Истинное знание — то, которое разделяется большинством людей; 2) Истинное знание — то, которое соответствует познаваемому объекту:
а) Оба верны
б) Оба неверны
в) Верно только первое
г) Верно только второе
15. Практика – это, прежде всего:
а) Основа познания
б) Цель познания
в) Часть познания
г) Начало познания
16. В процессе познания выделяют два уровня:
а) Теоретический и обыденный
б) Эмпирический и философский
в) Чувственный и рациональный
г) Религиозный и научный
17. Эмпирическое познание — это:
а) Признание приоритетным источником всех знаний практического опыта
б) Приоритет разума над практическими знаниями
в) Сомнение в достоверности имеющихся знаний о мире
г) Формирование образа ранее воспринятого объекта
18. Относится к научным знаниям знание:
а) Расписания движения поездов
б) Законов генетики
в) Правил поведения в общественных местах
г) Норм трудового законодательства
19. Какое из приведенных ниже утверждений является научным?
а) Время течет повсюду одинаково
б) Делая добро другим, человек нравственно возвышается
в) Электрический ток течет по проводам так же, как вода по трубам
г) Существует наследственная предрасположенность к отдельным заболеваниям
20. Примером научного знания является следующее представление:
а) Пространство – это огромный контейнер, в котором появились некогда время и материя
б) Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни
в) Человек чихает, понюхав перец
г) Темперамент – это динамика поведения личности, обусловленная свойствами нервной системы
21. Пословица «Готовь сани летом, а телегу зимой» — пример:
а) Народной мудрости
б) Научного знания
в) Здравого смысла
г) Научного эксперимента
22. Процесс познания, где человек делает себя самого предметом изучения, называется:
а) Самовоспитание
б) Самореализация
в) Самопознание
г) Самообладание
23. Самопознание направлено:
а) На отражение объективно существующей действительности
б) Выявление сущности своего субъективного «Я»
в) Формирование знаний об окружающем мире
г) Анализ и оценку поведения других людей
24. Суждения: 1) Самопознание предполагает постижение человеком самого себя, своих способностей, возможностей, устремлений; 2) Самопознание возможно только в условиях полной изоляции человека от внешнего мира, от общения с другими людьми:
а) Оба верны
б) Оба неверны
в) Верно только первое
г) Верно только второе
25. Творчество проявляется:
а) В неукоснительном следовании должностным инструкциям
б) В соблюдении традиционных обычаев и нравов
в) В переходе улицы в неустановленном месте
г) В создании «ноу-хау»
26. Высказывание В.Г.Белинского о том, что «роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» — это энциклопедия русской жизни», подчеркивает, что:
а) Знания являются побочным продуктом искусства
б) Искусство способно не только улавливать важные для людей и общества процессы, явления, стороны жизни, но и несет важную познавательную информацию
в) Художественное произведение эмоционально окрашено
г) Искусство не может являться средством познания мира
27. Способ исследования, при котором частные положения логически выводятся из общих положений (аксиом, постулатов и т.д.):
а) Обобщение
б) Аналогия
в) Индукция
г) Дедукция
28. Теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир и место человека в этом мире:
а) Религия
б) Наука
в) Культура
г) Право
29. Тип мировоззрения, которое в решающей степени формируется под влиянием жизненных обстоятельств, опирается на личных опыт и здравый смысл:
а) Обыденный
б) Научный
в) Религиозный
г) Гуманистический
30. Из перечисленных ниже суждений, правильным является суждение:
а) Политическое сознание — основная форма общественного сознания
б) Политическое сознание характерно для массы — на уровне индивида, как таковое, отсутствует вообще
в) Политическое сознание содержит в себе только передовые научные знания
г) Политическое сознание включает в себя также политические мифы и стереотипы
б) Допишите предложения:
1. В отличие от процессов неживой природы, которые носят спонтанный характер, человеческая деятельность предполагает в качестве исходной посылки________
2. Пять составных чувств человека как высшего творения природы, с помощью которых он познает мир – это зрение, осязание, слух, обоняние и ____________________
3. Исследование возможностей и границ познания составляет содержание такой нормативной науки о человеке, как ______________________________________________
4. В процессе познавательной деятельности человек наблюдает явление, анализирует связанные с его развитием закономерности и рационально (логические) обосновывает (или же интуитивно постигает) его___________________________________
5) Процесс получения новых суждений на основе уже имеющихся согласно законам логического мышления характеризует такую форму рационального познания, как _____________________________________________________________________________
6) Сохраняющийся в памяти обобщенный чувственно-наглядный образ предмета характеризует такую форму чувственного познания, как_____________________________
7) Если целью трудовой деятельности является создание нового продукта, то целью познавательной деятельности получение__________________________________________
8) Создание и распространение устойчивых к болезням и вредителям сортов растения иллюстрирует вполне определенную функцию науки, а именно:______________
9) Каждый предмет материальной культуры – это результат не только «исполняющей руки», но и «мыслящей____________________________________________
10) Вывод: «Друзья познаются в беде» — является результатом обобщения________
в) Умозаключите:
1. Какой этап в научном и художественном творчестве, который не поддается сознательно-волевому контролю автора и появляется спонтанно, вдруг (нередко во сне), раскрывается в нижеследующих строках А.С.Пушкина?
Промчалось много, много дней
С тех пор, как юная Татьяна
И с ней Онегин в смутном сне
Явилися впервые мне –
И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще не ясно различал.
Ответ_____________________________________________________
2. Какая этическая норма науки заключена в известном изречении Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже»?
Ответ __________________________________________________
3. Какое качество истины органически вытекает из следующего высказывания В.Г.Белинского: «Дурное, ошибочное понимание истины не уничтожает самой истины»?
Ответ __________________________________________________
г) Впишите понятия
Определение | Понятие |
1) Направление в философии, противостоящее идеализму, которое строится на признании первичности бытия по отношению к сознанию, материи – по отношению к духу | |
2) Мироощущение, проникнутое жизнерадостностью, бодростью, верой в будущее, в успех. | |
3) Мысленное отвлечение в процессе познания от ряда свойств предметов и отношений между ними | |
4) Обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности | |
5) Отрасль духовного производства, основной продукцией которой являются понятия, законы, теории | |
6) Логически связанная система основных идей в той или иной области знания | |
7) Научно поставленный опыт | |
8) Изложение содержания научной работы, книги, статьи | |
9) Исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключения | |
10) Слово, выражающее радость, удовлетворение при решении какой-либо сложной задачи, появлении удачной мысли, идеи |
«Духовная
жизнь общества»
_____________________________________________________
а) Определите правильный вариант:
1. В качестве духовного существа человек выступает в роли:
а) Потребителя материальных благ
б) Представителя этнической группы
в) Партийного активиста
г) Атеиста
2. Что из перечисленного ниже относится к духовной сфере общества?
а) Инфраструктура политических партий и массовых общественных организаций
б) Бытовое обслуживание населения
в) Художественное творчество
г) Система здравоохранения
3. Элемент духовной жизни:
а) Проведение кинофестиваля
б) Принятие закона о рекламе
в) Строительство нового здания театра
г) Повышение гражданской активности
4. Под культурой, в широком смысле, понимается:
а) Уровень развития науки и техники
б) Совокупность всех достижений человека
в) Система среднего и высшего образования
г) Все жанры искусства
5. Формула «искусство для искусства» характерна для культуры:
а) Народной
б) Массовой
в) Элитарной
г) Национальной
6. Характерной чертой народной культуры является:
а) Ориентация на запросы потребителя
б) Сложность восприятия
в) Коллективность творческих процессов
г) Коммерциализация
7. Популярная и эстрадная музыка является органичной составляющей культуры:
а) Элитарной
б) Народной
в) Массовой
г) Конфессиональной
8. Форма культуры, связанная с творческой деятельностью человека по созданию воображаемого мира, воспринимающая мир в образах и символах, — это:
а) Наука
б) Религия
в) Искусство
г) Мораль
9. К субкультуре не относится культура:
а) Молодежная
б) Городская
в) Деревенская
г) Народная
10. Является обязательным признаком искусства как вида человеческой деятельности:
а) Достоверность полученных результатов
б) Создание художественных образов
в) Ясность и логичность выражения мыслей
г) Производство материальных ценностей и благ
11. Что из перечисленного ниже принято называть четвертой ветвью власти в государстве?
а) Политические партии
б) Киноискусство
в) Средства массовой информации
г) Инфраструктура религиозных организаций
12. Не относится к средствам массовой информации:
а) Пресса
б) Телевидение
в) Художественная литература
г) Радио
13. Какое из приведенных ниже суждений является неверным?
а) Искусство осваивает действительность в художественных образах
б) Произведения искусства всегда практически полезны
в) Художественный образ является одновременно и отражением действительности, ее оценкой
г) Характерной чертой искусства является символичность
14. Признак, характерный для науки как формы культуры:
а) Образное восприятие мира
б) Системность
в) Догматизм
asyan.org
Девиантное поведение 24
Введение.. 2
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.. 3
Заключение.. 3
Список литературы… 3
Сотрудник милиции по самому содержанию своей деятельности имеет дело с разными людьми, в том числе с теми, чье поведение не соответствует социальным нормам. Кроме того, служба сориентированы на работу «групп социального риска»: бомжами, лицами, страдающими алкогольной или наркотической зависимостью. Социальная работа с людьми, чье поведение характеризуется как отклоняющееся (девиантное), имеет свою специфику, и требует определенных знаний в области социологии, медицины, психологии.
К величайшему сожалению, не существует такого счастливого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиям, в котором не существовало бы социального отклонения. Отклоняющееся поведение (девиантное) означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы: преступники, отшельники, аскеты, святые, гении и т.д.
Девиантное поведение приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков и, самое главное, работников правоохранительных органов. Такое поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.
Цель работы: определить место девиантного поведения в современной обществе, дать определенное представление о девиантной поведение и рассмотреть технологию социальной работы в профилактике и коррекции девиантного поведения.
Актуальность моей работы связана с тем, что девиантное поведение в настоящее время является социальной проблемой и чтобы предотвратить эту глобальную проблему я предлагаю пути решения.
Основные подходы к объяснению девиантного поведения
Нормативные системы общества не являются застывшими,навсегда данными. Изменяются саминормы, изменяется отношение к ним.Отклонение от нормы столь же естественно,каки следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы — в различных видах девиации, девиантного поведения. Под девиантным поведением (латин. – отклонение) понимаются поступки, действия человека, социальной группы, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.[1] Следовательно, исходным для понимания отклоняющегося поведения служит понятие социальной нормы. Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций.
Социальные нормы исторически обусловлены и подвижны. Но интенсивность и характер их изменений в разных социальных условиях различны.
Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения от средней нормы,какв положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.
В некоторых обществах малейшие отступления от традиции, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения. Так поступали правители древней Спарты в V в. до нашей эры и советские партийные органы в XX в. Борьба с девиациями часто перерождалась в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков. Обычно она оказывается нерезультативной: через какое-то время отклонениявозрождаются, и в еще более яркой форме. В конце 80-х годов советская молодежь подражала западным моделям поведения настолько откровенно, что бороться с этим общество было не в силах.
В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую – одобряются. В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций можно расположить на некотором континууме. На одном его полюсе разместится группалиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение: революционеры, террористы, предатели, преступники, вандалы. На другом полюсе расположится группа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, ученые, писатели, художники и политические лидеры, миссионеры, передовики труда.
Большой вклад в представление понятия о девиантном поведении внесли Э. Дюркгейм и Р. Мертон. По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии Р. Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества.
Итак, рассмотрим виды девиантного поведения:
A. Культурные и психические отклонения. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм личностной организации: психозы, неврозы и так далее. Люди часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими. Например, сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания и многие другие отклонения в социальном поведении связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря с психическими отклонениями.
B. Индивидуальные и групповые отклонения. Индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры; групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре (например, подростки из трудных семей, проводящие большую часть своей жизни в подвалах. «Подвальная жизнь» кажется им нормальной, у них существует свой «подвальный» моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы.
Если мы проведем статистический подсчет, то окажется, что в нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из этих групппридется примернопо 10—15% общей численности населения. Напротив, 70% населения странысоставляют «твердые середняки» — люди с несущественными отклонениями.
C. Отклонение от нормы может быть положительным (направленным на развитие общественной системы, преодоление устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения) и негативным, отрицательным.[2] Именно последнее представляет объект профессионального интереса любого сотрудника.
Негативное девиантное поведение разделяется на аморальное (поступки противоречат принятым в обществе нормам морали), делинквентное (латин.- совершать проступки, правонарушитель), когда поступки противоречат нормам права, кроме уголовного, и преступное, когда преступаются нормы уголовного законодательства.
Существуют и определенные подходы к классификации девиантного поведения. Одним из первых такую классификацию предложил в 60-е г. ХХ в. американский социолог Г.Беккер.
D. Он разделил отклонения на первичные и вторичные. Первичные отклонения – отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам. В этом случае отклонения незначительны и не наносят заметного ущерба обществу и личности, хотя и могут быть широко распространены. В этом случае давиация остается в рамках социальной роли (например, переход улицы в неположенном месте). Вторичные отклонения – наносят заметный ущерб социальным отношениям и обществу как системе и поэтому однозначно классифицируются как девиации. Такое поведение требует применения санкций.
Вторичные отклонения в свою очередь можно классифицировать по типу нарушаемой нормы:
а) отклонения, связанные с нарушением правовых норм, т.е. правонарушения. Правонарушающее поведение индивидов и групп иногда обозначается термином «делинквентное поведение».
б) отклонение в сфере общественной морали:
1. Пьянство и алкоголизм
2. Наркомания и токсикомания
3. Проституция
4. Бродяжничество
5. Попрошайничество или нищенство
6. Самоубийство (суицид)
E. Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Следует выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям [4. C. 115-117]:
— сверхинтеллектуальность. Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов. Интеллектуальная посредственно
mirznanii.com