Формирование мировоззрения
18.10.2011
Взросление как процесс социального самоопределения многомерно и многогранно. Рельефнее всего его противоречия и трудности проявляются в формировании жизненной перспективы, отношения к труду и морального сознания.
«В каждой молодости,— писал И. А. Бунин,— есть некоторое особенное время расцвета ее, когда кажется, что это время есть лишь начало чего-то бесконечного, что будет еще множество времен, событий, встреч, и все замечательных». Человек в эти годы «все приготовляется к чему-то, хотя и не знает к чему — и странно — об этом мало заботится к чему, как будто совершенно уверен, что само найдется».
Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения.
Мировоззрение — это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний.
Но мировоззрение — не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации.
Юность — решающий этап формирования мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его эмоционально-личностные предпосылки. Юношеский возраст характеризуется, как мы уже видели, не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением умственного кругозора старшеклассника, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие фактов к немногим принципам. Хотя конкретный уровень знаний, теоретических способностей, широта интересов у ребят весьма неодинаковы, какие-то сдвиги в этом направлении наблюдаются у всех, давая мощный толчок юношескому «философствованию».
Мировоззренческие установки ранней юности обычно весьма противоречивы. Разнообразная, противоречивая, поверхностно усвоенная информация складывается в голове подростка в своеобразный винегрет, в котором перемешано все что угодно. Серьезные, глубокие суждения странным образом переплетаются с наивными, детскими. Старшеклассник может, не замечая этого, в течение одного и того же разговора радикально изменять свою позицию, одинаково пылко и категорично отстаивать прямо противоположные, несовместимые друг с другом взгляды. Он часто оказывается в ситуации Алисы в стране чудес: «Ты… кто… такая?— спросила Синяя Гусеница.— Сейчас, право, не знаю, сударыня,— отвечала Алиса робко.— Я знаю, кем была сегодня утром, когда проснулась, но с тех пор я уже несколько раз менялась». Но, в отличие от Алисы, юноша склонен утверждать, что всегда говорил и думал одно и то же.
Наивные взрослые часто приписывают этот сумбур недостаткам обучения и воспитания. На самом деле — это нормальное свойство ранней юности. Как справедливо заметил польский психолог К. Обуховский (1972):
Потребность в смысле жизни, в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл,— одна из важнейших потребностей личности. В юности, когда человек впервые ставится перед сознательным выбором жизненного пути, эта потребность переживается особенно остро.
Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности, т. е. осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.
В ходе этих поисков юноша ищет формулу, которая разом осветила бы ему и смысл собственного существования, и перспективы развития всего человечества. Но где взять такую формулу?
Вопрос о смысле жизни есть симптом определенной неудовлетворенности. Когда человек целиком поглощен делом, он обычно не спрашивает себя, имеет ли это дело смысл,— такой вопрос просто не возникает. Рефлексия, критическая переоценка ценностей, наиболее общим выражением которой и является вопрос о смысле жизни, как правило, связана с какой-то паузой, «вакуумом» в деятельности или в отношениях с людьми. И именно потому, что проблема эта по самой сути своей практическая, удовлетворительный ответ на нее может дать только деятельность.
Это не значит, конечно, что рефлексия и самоанализ — «излишество» человеческой психики, от которого нужно по возможности избавляться. Такая точка зрения, при последовательном ее развитии, привела бы к воспеванию животного или растительного образа жизни, полагающего счастье в том, чтобы полностью раствориться в какой угодно деятельности, не задумываясь о ее смысле. Критически оценивая свой жизненный путь и свои отношения с окружающим миром, личность возвышается над непосредственно «данными» ей условиями, ощущает себя субъектом деятельности. Поэтому мировоззренческие вопросы не решаются раз и навсегда, каждый поворот жизни побуждает личность снова и снова возвращаться к ним, подкрепляя или пересматривая свои прошлые решения.
Вопрос о смысле жизни ставится в ранней юности глобально и на него ждут универсального, годного для всех ответа.
«Столько вопросов, проблем мучают и волнуют меня,— пишет восьмиклассница.— Для чего я нужна? Зачем я появилась на свет? Зачем я живу? С самого раннего детства ответ на эти вопросы мне был ясен: «Чтобы приносить пользу другим». Но сейчас я думаю — что же такое «приносить пользу»? «Светя другим, сгораю сам». В этом, безусловно, и есть ответ. Цель человека «светить другим». Он отдает свою жизнь работе, любви, дружбе. Человек нужен людям, он не зря ходит по земле». Девочка не замечает того, что в своих рассуждениях по сути дела не продвигается вперед: принцип «светить другим» столь же абстрактен, как и желание «приносить пользу».
Но совмещение ближней и дальней перспективы дается человеку нелегко. Есть юноши, и их немало, которые не хотят задумываться о будущем, откладывая все трудные вопросы и ответственные решения на «потом». Установка (как правило, неосознанная) на продление веселья и беззаботности существования не только социально вредна, так как является по своей сути иждивенческой, но и опасна для самой личности. Юность — прекрасный, удивительный возраст, который взрослые вспоминают с нежностью и грустью. Но все хорошо в свое время. Вечная юность — вечная весна, вечное цветение, но также и вечное бесплодие. «Вечный юноша», каким он известен по художественной литературе и психиатрической клинике, — вовсе не счастливчик.
Не лучше обстоит дело и на противоположном полюсе, когда в настоящем видят только средство достижения чего-то в будущем. Чувствовать полноту жизни — значит уметь видеть в сегодняшнем труде «завтрашнюю радость» (А. С. Макаренко) и вместе с тем ощущать самоценность каждого данного момента деятельности, радость преодоления трудностей, узнавания нового и т. д.
Педагогу важно знать, представляет ли старшеклассник свое будущее как естественное продолжение настоящего или как его отрицание, как нечто радикально другое, и видит ли он в этом будущем продукт своих собственных усилий или что-то такое (все равно — плохое или хорошее), что «само придет».
Ключевые слова: Мировозрение
Источник: Кон И.С. — Психология ранней юности
Материалы по теме |
---|
Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы Н.В. Рябоконь. Философия УМК — Минск.: Изд-во МИУ, 2009 |
Мировоззренческие вопросы Балашов, Л. Е. — Практическая философия (М., 2007) |
Что такое добро? Балашов, Л. Е. — Практическая философия (М., 2007) |
Мировоззрение и идеалы личности Поликарпов В.А., Психология личности |
Философско-мировоззренческая подготовка школьников Сластенин В. А. — «Педагогика» |
Формирование зрелости личности Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012 |
Мировоззрение и его исторические типы (миф, религия, философия) Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие (курс лекций, проблемно-тематическийкурс,… |
Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Особенности философского знания Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018 |
Title
— Главная — Карта сайта
|
|
Товар добавлен в корзину
Оформить заказПродолжить покупки
Мировоззрения, сформированные в детстве, уточненные в юношеском возрасте, показывают культурные исследования
Мировоззрения, сформированные в детстве, уточненные в юношеские годы, показывают культурные исследования
В культуре, где на мировоззрение все больше влияют многочисленные источники, только 6 Согласно данным Центра культурных исследований Аризонского христианского университета, на % американцев в первую очередь повлияла Библия.
Мировоззрение — это особая линза, через которую человек смотрит на мир и влияет на его решения.
Исследователи выявили семь основных мировоззрений, но сегодня большинство американцев придерживаются «синкретического мировоззрения». Синкретизм представляет собой смешение различных элементов из противоположных мировоззрений для формирования личной жизненной философии.
В то же время современная культура делает акцент на деконструкции мировоззрения и убеждений.
Это создало культуру, которая постоянно меняется из-за меняющихся и контрастирующих убеждений, по словам Джорджа Барна, директора по исследованиям Центра культурных исследований в ACU.
Как оно формируетсяМировоззрение формируется и подвергается влиянию в детстве и переопределяется в молодые годы взрослой жизни, что делает его точкой зрения на принятие решений во взрослой жизни.
На мировоззрение влияет воспитание в детстве, включая семью, религию, друзей и местонахождение. На них также влияют и подтверждают потребляемые «торговые точки». Барна обнаружил, что «люди обычно перенимают мировоззренческие убеждения и модели поведения, с которыми они сталкиваются в средствах массовой информации и развлечениях, новостях, политических заявлениях общественных лидеров, а также в разговорах и опыте с людьми, которым они доверяют».
Семь мировоззрений, определенных в Американском перечне мировоззрений на 2021 год, включают библейский теизм, светский гуманизм, постмодернизм, моралистический терапевтический деизм, нигилизм, марксизм и восточный мистицизм.
Библейский теизм
Часто библейский теизм является мировоззрением евангельских христиан и консерваторов. Он сосредоточен вокруг идеи божественного Бога, занимающей центральное место в мировоззрении знания, спасения, человечества и этики. В библейском теизме все заключения к решениям и мнениям должны отражать то, что Бог сказал о них.
Светский гуманизм
Светский гуманизм — это вера в то, что люди могут определять, что является морально правильным, без Бога или другого божественного существа. Часто такой точки зрения придерживаются люди, скептически относящиеся к религии, жители западной части США и люди с более либеральными политическими взглядами.
Постмодернизм
Постмодернизм ставит под сомнение современные западные убеждения и предположения и распространен на северо-востоке и западе США, а также среди тех, кто имеет высшее образование и политически либерален.
Моралистический терапевтический деизм
Моралистический терапевтический деизм (МТД) приобретает все большее влияние в американской культуре. На самом деле, Барна сказал, что почти 4 из 10 взрослых (38%) сильно или умеренно опираются на убеждения, которые он представляет.
MTD берет те элементы веры и Библии, которые нравятся человеку, и исключает части, которые не соответствуют текущим светским нормам. Хотя трое из четырех тех, кто склоняется к МТД как философии жизни, считают себя христианами, многие из их убеждений противоречат библейскому учению.
Подавляющее большинство из них не верят, что люди рождаются во грехе и нуждаются в спасении через Иисуса Христа; говорят, что они получают свое основное моральное руководство из других источников, помимо Библии; не верьте, что конечной целью человеческой жизни является познание, любовь и служение Богу; и утверждают, что хорошие люди заслуживают места на Небесах своим хорошим поведением.
Исследование также показало, что выбор поведения тех, на кого больше всего влияет МПД, обычно противоречит основному библейскому учению. Например, выбор, который считается либо морально приемлемым, либо не моральным вопросом, включает в себя добрачный секс с кем-то, на ком вы собираетесь жениться, аборт, потому что воспитание ребенка было бы стрессовым, и ложь для защиты личной репутации.
По сути, приверженцы МПД уничтожают многочисленные и существенные аспекты христианства, сказал Барна. MTD опасен, потому что текущая культура постоянно меняется — мировое определение того, что хорошо и что плохо, меняется, в то время как библейская истина никогда не меняется.
Нигилизм
Основанный Фридрихом Ницше, нигилизм отвергает все моральные и религиозные идеи. Он часто основан на бессмысленности, пессимизме и скептицизме.
Марксизм
Марксизм был основан Карлом Марксом и часто ассоциируется с коммунизмом и атеизмом. Это идея о том, что все, что продвигает рабочий класс вперед, — это хорошо, а все, что его останавливает, — плохо.
Восточный мистицизм
Восточный мистицизм, пришедший с Ближнего Востока и Индии, представляет собой идею достижения понимания и единства с божественным существом. Он больше ориентирован на божественное понимание, чем на логическое понимание. Буддисты, индуисты и мусульмане часто ассоциируются с восточным мистицизмом.
Как развивать мировоззрениеВ обществе, где культурные нормы постоянно меняются, а предубеждения могут быть либо неопределенными, либо подавляющими, христианам важно взглянуть на свои убеждения и решить, какие из них теологически основаны на Евангелии. а какие нет.
Мировоззрение обычно формируется в детстве и пересматривается в подростковом возрасте. По словам Джорджа Барны, директора по исследованиям Центра культурных исследований в Аризонском христианском университете, это руководство для человека в плане мировоззрения и принятия решений на всю оставшуюся жизнь.
«Недавнее беспокойство в образовательных и пастырских сообществах по поводу мировоззрения как основы процесса принятия решений людьми, вызванное обострением идеологических баталий, разделяющих нацию, является обнадеживающим признаком того, что американцы (и особенно консервативные христиане) могут пробуждаться. важности развития мировоззрения, особенно среди молодежи», — сказал Барна.
Он добавил, что необходимо воспитывать библейское мировоззрение.
Поскольку мировоззрение формируется в детстве, Джеффри Райли, профессор этики Новоорлеанской баптистской теологической семинарии, призывает родителей создать такую среду, в которой дети могли бы чувствовать себя комфортно, задавая вопросы о христианстве.
«Поскольку мировоззрение имеет рациональный компонент, проповедуйте и учите с теологической и нравственной глубиной, правильно обращаясь со Священным Писанием», — сказала Райли. «Читайте добротные книги по христианскому богословию и морали».
Наряду с чтением Библии и других христианских ресурсов, Райли призывала людей активно изучать христианство, ища наставников. Позвольте пасторам, ученикам и другим старшим и более знающим людям в сообществе помочь ответить на вопросы. Воспользуйтесь возможностью собраться с единоверцами для обсуждения вопросов веры.
Райли также призывала верующих изучать и пытаться понять другие мировоззрения.
«Мужественный» против оппозиции
И, проявляя благодать и христоподобную любовь к тем, кто видит мир иначе, верующие должны быть готовы отстаивать библейское мировоззрение.
«Будьте мужественны перед лицом оппозиции библейской истине», — призвала Райли. «Мировоззрение, за которое вы не готовы умереть, не стоит того, чтобы ради него жить».
Дэвид Николс, давний педагог из Алабамы, который сейчас на пенсии, также призывает родителей быть активными в образовании своих детей, изучая учебную программу и учитывая духовное влияние на работе.
«Как Божьи дети, мы любимы, взращены и защищены Им. Как благочестивые родители, мы также любим наших детей и направляем их во всякой истине и благочестии», — сказал Николс. «Если христиане будут сидеть и ничего не делать, мы столкнемся с потерянным поколением детей».
Важно не только развивать мировоззрение детей, но и оценивать свое мировоззрение во взрослом возрасте, сказала Барна.
«Наши исследования показывают, что американцы не являются ни глубокими, ни изощренными мыслителями, — заявил он. «Мы стали эгоистичными и управляемыми эмоциями, оставив логику позади. Продвижение образа жизни, который подталкивает нас к более ясному, последовательному и целенаправленному мышлению, потребует времени и значительных усилий и будет неудобным. Большинство людей, похоже, больше заинтересованы в комфорте и комфорте.
«Прогресс будет медленным, но люди, готовые бороться за более разумный образ мышления и действия, могут изменить ситуацию».
Кто формирует вашего ребенка? — Ошманская Одиссея
Мировоззрение формируется в возрасте от 18 месяцев до 13 лет. По словам Джорджа Барны в недавнем интервью, к тому времени, когда подростку исполняется 13 или 14 лет, это уже сделано. Он говорит, что в подростковом возрасте оно может немного усовершенствоваться, но к 20 годам мировоззрение становится не только твердым, но и большинство людей становятся евангелистами своей точки зрения. Хотя резкие изменения в жизни случаются, это норма.
Когда я услышал, как Барна сообщил об этих находках, моей первой реакцией было немного испугаться. У меня есть дочь, которой 20, и одна, которой 14. Если мы не сделали хорошую работу по формированию их мировоззрения, то уже слишком поздно. У нас есть немного больше времени с двумя младшими, которым 10 и 11 лет, так что нам лучше заняться этим.
Что или кто формирует мировоззрение?Мировоззрение – это философия, которая создает саму нашу культуру. Если у нас есть только 13 лет, чтобы сформировать следующее поколение, крайне важно, чтобы мы знали, как это происходит. Барна говорит, что их три доминирующих фактора влияния когда дело доходит до формирования мировоззрения:
Родители являются главными формирователями. Хотя это и не удивительно, это ужасно. Мы, мамы и папы, безусловно, обладаем наибольшей властью, когда дело касается формирования идей, морали, веры и взглядов наших детей на то, как устроен и должен функционировать мир. Я согласен с Барной, когда он говорит, что наши дети — наше величайшее наследие, наш самый ценный вклад в мир. Лучший подарок, который мы можем сделать нашим детям, — это помочь им мыслить по-библейски. Но это не произойдет случайно.
Барна поразительно говорит, что только 4% миллениалов имеют библейское мировоззрение . Следовательно, 4% или меньше следующего поколения будут иметь библейское мировоззрение. Эта статистика является сильным призывом к церкви идти вместе с молодыми родителями и вооружать их, чтобы вооружать своих детей. Молодым родителям нужны друзья и лидеры, которые на сезон впереди, чтобы поощрять их в обучении своих детей. И кажется, что, возможно, многие церковные программы нужно перевернуть с ног на голову — богословская подготовка обычно предназначена для взрослых, но, согласно этой статистике, мы должны передавать ее детям. И быстро.
Вторым по значимости фактором, влияющим на формирование мировоззрения, являются СМИ . Барна говорит, что к моменту окончания средней школы дети проводят в среднем 16 000 часов в медиа — 90 137, это почти два года, кстати, 90 138. Барна говорит, что средства массовой информации сильны, потому что визуальные образы навсегда остаются в сердцах наших детей. Тонкие сообщения на экране подрывным образом формируют их мировоззрение. Я согласен с Барной, когда он говорит, что родители должны следить за средствами массовой информации, опосредовать их сообщения и сводить их к минимуму.
Последним доминирующим фактором формирования мировоззрения является закон страны . Если правительство говорит, что это допустимо, молодые сердца считают это приемлемым, а если это незаконно, то все наоборот. Законы важны для формирования представлений следующего поколения о добре и зле. Для христиан это явный призыв к гражданской активности. Оказывается, вы можете узаконить мораль.
Находки Барны зажгли во мне огонь, чтобы я копал и продолжал вкладываться в формирование мировоззрения моих дочерей. Он будет сформирован со мной или без меня. На мне лежит огромная и радостная обязанность управлять их умами и сердцами в те несколько драгоценных лет, что остались для этого. Давайте же, мамы и папы, усердно трудиться над ними и поступать правильно, готовя их к тому, чтобы они ходили праведно в грядущие годы.
Итак, что мы можем сделать?Единственное, что я могу посоветовать родителям, это самим оставаться в курсе мировоззренческих вопросов, а затем каждый день обсуждать их со своими детьми. Один из моих любимых способов сделать это — слушать несколько разных подкастов каждый день, пока я в машине или занимаюсь домашними делами.