Формы проявления агрессии по классификации А. Басса в русской классической литературе
Библиографическое описание:Палагина, А. О. Формы проявления агрессии по классификации А. Басса в русской классической литературе / А. О. Палагина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 4 (9). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/39/889/ (дата обращения: 13.07.2023).
Берегите в себе человека…
А. П. Чехов
Отрицательный эмоциональный заряд пагубно влияет на здоровье человека. Негативные эмоции накапливаются и видоизменяются в различные формы проявления агрессии: от криков, ссор до физического воздействия в отношении окружающих людей. Данная проблема явилась центральной для изучения влияния форм проявления агрессии на здоровье человека. Агрессия (от лат.- aggredi — нападать) индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей.
В настоящее время агрессия является предметом активных научно-практических исследований. В структуре личности каждого индивида заложена агрессия как средство защиты, данное человеку самой природой, но отличаются по степени проявления и преобладанию различных форм агрессии. А. Басс определяет агрессию как «реакцию, в результате свойств которой другой организм получает болевые стимулы». Он же указывал, что намерения было бы трудно оценить объективно, ведь, нападая на кого-либо, агрессоры нередко представляют свои цели ложным образом, и даже если они хотели бы оставаться верными истине, то могут оказаться не в состоянии определить, к чему же они стремились на самом деле. С этой точки зрения агрессия лучше всего определяется просто как «причинение вреда другому человеку» [2, с.
Наиболее развернутая классификация агрессивного поведения разработана А. Бассом с выделением форм агрессивного поведения по трем параметрам: 1. физическая и вербальная агрессия; 2. активная и пассивная агрессия; 3. прямая и косвенная агрессия. Комбинирование этих форм дало ему возможность выделить восемь видов агрессивного поведения: вербальная, физическая, косвенная, аутоагрессия (чувство вины), подозрительность, обида, негативизм, раздражение.
Русская художественная литература, особенно в творениях Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и М. Горького достигла высшего искусства в изображении правды внутренней жизни человека [1, с.4]. «Честь если не изобретения, то высокого усовершенствования беллетристического инструмента, называемого реализмом, принадлежит России: Н. В. Гоголю, реалисту внешнему, и Л. Н. Толстому — реалисту-психологу» [5, с. 15]. Кигн В. Л. (Дедлов) писал о великом русском писателе А. П. Чехове: «…Чехов не подражатель. Вчитываясь в его произведения и присматриваясь к его манере, убеждаешься, что для него толстовский плен кончился.
Выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (угроза, проклятия, ругань) — вербальная агрессия. «Далее, небрежно играя карандашом или цепочкой, он скажет, что, действительно, на консилиумах он иногда возвышает голос и обрывает коллег, не стесняясь присутствием посторонних; правда и то, что он однажды на консилиуме, в присутствии врачей и родных, спросил у больного: «Какой это дурак прописал вам опиум?» Редкий консилиум обходится, без инцидента…» [9, с.361].
Использование физической силы против другого лица — физическая агрессия.
Использование окольным путем направленных против других лиц сплетен, шуток и проявление ненаправленных и неупорядоченных взрывов ярости (в крике, топаний ногами и т. д.) — косвенная агрессия. «И теперь меня женят. В то время как я пишу эти строки, над моей душой стоят шафера и торопят меня. Эти люди положительно
Отношение и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из возможного убеждения самого обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает нехорошо: вредно, злобно или бессовестно — аутоагрессия или чувство вины. «Не могу я врать тебе, Боренька, и скрывать. Шел к тебе гоголем, а как увидел твою кротость и милосердие твое, язык прилип к гортани и
Склонность к недоверию и осторожному отношению к людям, проистекающим из убеждения, что окружающие намерены причинить вред — подозрительность. «Писание, по-видимому, занятие прекрасное. Оно обогащает ум, набивает руку и облагороживает сердце. Но много писать не годится. И литература должна иметь предел, ибо многое писание может произвести соблазн. Я, например, пишу эти строки, а дворник Евсевий подходит к моему окну и подозрительно посматривает на мое писание. В его душу я заронил сомнение. Спешу потушить лампу» [11, с.84].
Проявления зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания —
«-Видеть и слышать, как лгут, — проговорил Иван Иваныч, поворачиваясь на другой бок, — и тебя же называют дураком за то, что ты терпишь эту ложь; сносить обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и самому лгать, улыбаться, и всё это из-за куска хлеба, из-за теплого угла, из-за какого-нибудь чинишка, которому грош цена, — нет, больше жить так невозможно!» [14,54].
Оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета и руководства, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов —
«—Важности-то сколько у бестии! — зашептал он на ухо Ниткину.
— Не узнаешь! И не улыбнется! В золотой цепи! Фу ты, ну ты! Словно и не он у меня на кухне сонную Агашку чернилами разрисовал. Потеха! Да нетто такие люди могут судить? Я тебя спрашиваю: могут такие люди судить? Тут нужен человек, который с чинами, солидный. .. чтоб, знаешь, страх внушал, а то посадили какого-то и — на, суди! Хе-хе.».. [8, с.34].
Склонность к раздражению, готовность при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости — раздражение. «И Старцев избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт, и когда заставал в каком-нибудь доме семейный праздник и его приглашали откушать, то он садился и ел молча, глядя в тарелку; и всё, что в это время говорили, было неинтересно, несправедливо, глупо, он чувствовал раздражение, волновался, но молчал, и за то, что он всегда сурово молчал и глядел в тарелку, его прозвали в городе «поляк надутый», хотя он никогда поляком не был» [10, с.35].
«Однажды мать спросила его:
— Ну что, весело тебе было вчера?
Он ответил с угрюмым раздражением:
— Тоска зеленая! Я лучше удить рыбу буду. Или куплю себе ружье»[3, с. 11].В статье были раскрыты понятия форм проявления агрессии и враждебности, предложенные А. Бассом. В дополнение к теоретическому обоснованию приведены фрагменты текстов из произведений великих русских писателей А. П. Чехова, М. Горького, Л. Н. Толстого, раскрывших с глубоким пониманием основные признаки форм проявления агрессии личности.
В произведениях А. П. Чехова, М. Горького, Л. Н. Толстого проведен тщательный анализ психических явлений и написаны они были для широкого круга читателей, но несомненно очень интересны при изучении психологических портретов описываемых персонажей. Многие из упомянутых в статье художественных произведений изучаются по программам основного и среднего общего образования, а также анализируются специалистами высшей школы. Наследие русской классической литературы — часть мировой культуры, и оно направлено на ценностное становление личности.
Литература:
- Ананьев Б. Г. Очерки психологии / АН СССР, Ин-т философии. — Л.: Лениздат, 1945. — 160 с.
- Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Питер, 2001.- 512с.
- Горький М. Мать. М.: Азбука, 2015.- 384с.
- Горький М. На дне. М.: Азбука, 2011.- 256с.
- Кигн (Дедлов) В. Л. Беседы о литературе Текст/ В. Л. Кигн (Дедлов)/ А. П. Чехов:pro et contra: Творчество А. П. Чехова в русской мысли конца XIX-нач.XX в…: Антология. СПб.: РХГИ, 2002. С.93–112.
- Толстой Л. Н. Война и мир. М.: Эксмо, 2004.- 928с.
- Чехов А. П. Из записок вспыльчивого человека // Т. 6. [Рассказы], М.: Наука, 1976.- С. 293- 302.
- Чехов А. П. Интеллигентное бревно // Т. 4. [Рассказы, юморески], М.: Наука, 1976. — С. 32–36.
- Чехов А. П. Интриги // Т.6. [Рассказы], М.: Наука, 1976. С. 360–364.
- Чехов А. П. Ионыч // Т. 10. [Рассказы, повести], М.: Наука, 1977. — С. 24- 41.
- Чехов А. П. И прекрасное должно иметь пределы // Т. 3. [Рассказы. Юморески. «Драма на охоте»], М.: Наука, 1975. — С. 82–83.
- Чехов А. П. Корреспондент // Т. 1. [Рассказы. Повести. Юморески], М.: Наука, 1974.- С. 179–195.
- Чехов А. П. Отец // Т. 6. [Рассказы], М.: Наука, 1976. -С.268–275.
- Чехов А. П. Человек в футляре// Т. 10. [Рассказы, повести], М.: Наука,1977. — С. 42–54.
Основные термины (генерируются автоматически): Чехов, агрессивное поведение, агрессия, вербальная агрессия, здоровье человека, косвенная агрессия, чувство вины.
Ключевые слова:
агрессивное поведение, вербальная агрессия…агрессивное поведение, подросток, чувство вины, вербальная агрессия, подростковый возраст, индекс агрессивности, индекс враждебности, вид агрессии, проявление агрессии, ребенок. Изучение вербальной агрессии подростков в образовательном. ..
Вербальное проявление скрытой агрессии | Статья в журнале…Ключевые слова: агрессия, скрытая агрессия, вербальная агрессия, агрессор, конфликт. Вербальная агрессия определяется как символическая форма агрессии в виде причинения
Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, тренинг, теория социального научения.
Особенности
агрессивного поведения подростковвербальная агрессия, предметная агрессия, физическая агрессия, подросток, агрессия, эмоциональная агрессия, высокий уровень, агрессивное поведение, подростковая агрессия, физическая сила.
вербальная агрессия, агрессивное поведение, подросток…агрессивное поведение, подросток, чувство вины, вербальная агрессия, подростковый возраст, индекс агрессивности, индекс враждебности, вид агрессии, проявление агрессии, ребенок.
Агрессия и пути ее предупреждения | Статья в журнале…Ключевые слова: агрессивность, агрессивное поведение, виды агрессивного поведения, подростковый возраст. Косвенная агрессия — совершение таких действий агрессивного характера, которые направлены на кого-либо окольными путями (топанье, крик, сплетни. ..
Особенности проявления
агрессии у современных подростков…вербальная агрессия, предметная агрессия, физическая агрессия, подросток, агрессия, эмоциональная агрессия, высокий уровень, агрессивное поведение, подростковая агрессия, физическая сила.
Исследование проявлений
агрессивности первокурсников…вербальная агрессия, предметная агрессия, физическая агрессия, подросток, агрессия, эмоциональная агрессия, высокий уровень, агрессивное поведение, подростковая агрессия, физическая сила.
Психологические особенности проявления
агрессии в юношеском. ..вербальная агрессия, предметная агрессия, физическая агрессия, подросток, агрессия, эмоциональная агрессия, высокий уровень, агрессивное поведение, подростковая агрессия, физическая сила.
Агрессивное поведение в подростковом возрасте и методы…Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, коррекция, коррекционная работа, педагогическая коррекция
Вербальная — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
что это такое, ее виды и формы
Обновлено 20 июля 2021 Просмотров: 29 736 Автор: Дмитрий ПетровЗдравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo. ru. Большинство людей считает, что агрессия – это нечто негативное, злое и даже страшное. Это не так. Точнее, не совсем так.
Агрессия как феномен являет собой энергию, которую мы также используем в позитивных для себя целях, стараясь сохранить жизнь и личное благополучие.
Ниже вы узнаете об этом подробнее.
Агрессия — это …
В переводе с латинского агрессия (aggressio) означает «нападение». Это состояние, в котором человек стремится нанести объекту урон, вред через физическое или психологическое воздействие. В качестве объекта может выступать любое живое существо и неодушевленные предметы.
Накричали вы на близкого, отругали непослушную собаку или со злости пнули спинку дивана – во всех этих случаях ваше поведение расценивается как агрессивное.
Синонимами агрессии служат такие слова: враждебность, отторжение, захват, оккупация, налет, дерзость, наезд и др.
Видя, как другой гневно кричит, проявляет грубость в отношении собеседника, лезет в драку, кидает попавшиеся под руку предметы, забирает что-то насильно у других, мы делаем вывод: «Он ведет себя агрессивно».
Причины
Такое состояние никогда не возникает на пустом месте (условимся, что речь идет о здоровых людях, не имеющих специфических повреждений головного мозга).
Оно рождается там, где личность испытывает сильный, непереносимый дискомфорт – внешний или внутренний (вас оскорбили, ударили, унизили, вы долгое время пребываете в стрессовой ситуации и т.д.).
Если говорить более конкретно, то в основе агрессии лежит:
- телесная боль – тут все более или менее ясно: если некто наглым образом начнет топтаться по вашим ногам, скорее всего, вы разозлитесь и оттолкнете обидчика;
- эмоциональная боль – здесь немного сложнее, так как душу или психику нельзя рассмотреть даже под микроскопом. Когда другой специально или случайно морально бьет по нашим слабым местам, в жизни возникают негативные события непреодолимой силы, мы злимся, гневаемся и негодуем.
Поэтому со стороны агрессия иногда выглядит неадекватной – нам кажется, что люди проявляют злость «ни с того, ни с сего».
На самом деле за видимой враждебностью лежат невидимые чувства, непереносимость которых толкает личность на агрессивное поведение.
Счастливый, удовлетворенный во всех планах человек не может испытывать злость или раздражение. Ему не до этого.
Виды агрессии
Разные авторы имеют свою классификацию видов агрессии. Если собрать их все, то получится следующий список:
- Нападение – физическое или психологическое наступление на жертву.
- Защитная – вынужденное противостояние агрессивным выпадам другого с целью сохранить свою жизнь, здоровье и эмоциональное благополучие.
- Ответная – по принципу «ты – мне, я – тебе». Месть, как ответный удар за ранее причиненный разного рода вред.
- Немотивированная – объектом становится некто (или нечто), не имеющий никакого отношения к чувствам агрессора. Например, у мужчины проблемы на работе, а он срывается на жене и детях.
- Неконтролируемая – результат большого скопления раздражения, злости или гнева. Переполняясь негативом, человек понемногу спускает его с поводом и без, испытывая приступы агрессии, теряет способность к самоконтролю.
- Побудительная – имеет своей целью вызвать в другом какие-либо чувства или склонение его к какой-либо реакции. Часто в детском саду мальчики дергают девочек за косички, отбирают игрушки и другое с целью обратить на себя их внимание.
- Санкционированная — лежащая в правовом поле, призывающая к сохранению социальных норм и государственных законов. Например, сопротивляющийся преступник будет насильно скручен, обездвижен и одет в наручники.
- Аутоагрессия – самообвинение, самоуничижение, нанесение вреду собственному здоровью. В этом случае негативные чувства направлены на самого себя.
- Альтруистическая – совершение зла ради добра (мужчина, дерущийся за честь дамы, родитель, защищающий своего ребенка и т.д.).
Из этого списка видно, что агрессия может быть позицией агрессора и также ответной реакцией человека, на которого нападают.
В случае аутоагрессии эти две роли умещаются в одной личности: сам себя в чем-то обвиняю, сам себя наказываю.
Формы агрессивного поведения
Помимо видов, существуют формы агрессии. В психологии это способы выражения враждебности. Энергия одна и та же, но доставить ее до объекта можно разными путями:
- Физическая – причинение телесных травм, увечий другим людям или повреждений предметам: нанесение ударов другому или порча материального имущества (своего или чужого).
- Вербальная агрессия – словесное нападение на собеседника с использованием специфических интонаций, угроз и оскорблений. Эта форма не затрагивает тело, но способна нанести психическую травму, вывести человека из равновесия, принудить его к выполнению каких-либо действий.
Речевая агрессия не приводит к синякам, однако ее воздействие порой провоцирует еще более страшные последствия, нежели телесные раны (например, доведение до самоубийства).
- Активная – открытое выражение враждебности в виде определенных действий (агрессор лезет в драку, ругается, что-то ломает).
Пассивная агрессия – это бездействие, которое негативно сказывается на других. Например, я вижу, что человеку очень нужна моя помощь, но не оказываю ее. Или один партнер обижается на другого и подолгу молчит, как бы наказывая его игнорированием, заставляя страдать, мучиться.
Оставленная мужем супруга из чувства мести может запрещать последнему встречи с ребенком, ссылаясь на различные обстоятельства (нет времени, малыш заболел и т.д.). Также эту форму называют скрытой агрессией, ведь зачинщик вроде бы ничего такого не делает.
- Прямая – агрессор физически или психологически бьет прямо по объекту своих чувств.
- Косвенная – выражение злости и гнева в отношении объекта обходными путями. Например, мне не нравится «А», но враждебность я проявляю к «Б», как самому близкому и дорогому человеку для «А». В итоге «А» страдает из-за неприятностей у «Б», как мне того и хотелось. Другой вариант – уничтожить предмет или вещь, которая дорога сердцу «А».
- Сознательная – умышленное поведение, направление на причинение вреда объекту.
- Бессознательная – непреднамеренные действия или бездействие. В этом случае личность действительно не понимает, что испытывает негативные чувства. Последние вырываются наружу совершенно спонтанно, как правило, в состоянии сильного психоэмоционального возбуждения.
То, каким способом человек выражает враждебность, главным образом зависит от концепции (что такое концепция) воспитания, в рамках которой развивается личность.
Если ребенок с детства видит в семье насилие, крики, драки и другие ярко выраженные формы агрессии, то именно их он возьмет себе «на заметку», чтобы использовать в своей жизни.
И наоборот. Выходцы из спокойных, интеллигентных семей предпочтут либо не замечать, подавлять агрессивную энергию, либо выражать ее пассивно, обходными путями.
Нужна ли человеку агрессия
Итак, мы разобрались с тем, что такое агрессия и какой она бывает. Нужна ли она человеку? Определенно да, но с условием, что враждебность является здоровой, представляет собой защитный механизм.
Нездоровая агрессия – это когда из-за низкой самооценки человек подавляет и всячески унижает других людей.
Здесь низкая самооценка – это его боль, которую он не в силах вынести. И чтобы хоть немного облегчить свое внутреннее состояние и не казаться себе ничтожеством, он вынужден насильничать над другими, возвышаясь в собственных глазах. Такая личность нуждается в психокоррекции.
Здоровая же агрессия – это про естественную защиту себя, действия, продиктованные инстинктом самосохранения.
Например:
- когда кто-то пытается украсть ваше имущество;
- прикасается к вам без вашего согласия;
- задевает ваши интересы различными способами – в общем и целом всячески нарушает психологические и физические границы.
Именно здесь на сцене должна появиться естественная агрессия, как позитивная функция. С ее помощью человек сможет отразить непрошеное вторжение, сохранить свое внутреннее и внешнее пространство.
Что бывает с теми, кто якобы никогда не злится, не раздражается?
- Во-первых, агрессия есть у всех, просто у некоторых она подавлена, вытеснена из сознания, поэтому кажется, что человек весь из себя добрячок. Зачастую такие добряки являются скрытыми агрессорами, которые неосознанно причиняют неудобства другим совершенно «случайно».
- Во-вторых, такие люди, как правило, не могут отстаивать свое мнение, на них «ездят» все, кому не лень, а еще они часто болеют, так как скопление негативных чувств, не покидая границ тела, начинает разрушать своего хозяина изнутри (аутоагрессия).
Вывод: агрессия – это нормальное поведение в ситуации, когда кто-то бесцеремонно нарушает ваши границы, угрожает жизни, материальным и моральным ценностям.
Ненормально, если человек ведет себя враждебно по отношению ко всем подряд и беспричинно вымещает свою злость на людях и предметах.
Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Определение агрессии | Принципы социальной психологии – Brown-Weinstock
Цели обучения
- Дайте определение агрессии и насилию, как это делают социальные психологи.
- Отличие эмоциональной агрессии от инструментальной.
Агрессия — это слово, которое мы используем каждый день для характеристики поведения других и, возможно, даже самого себя. Мы говорим, что люди агрессивны, если они кричат друг на друга или бьют друг друга, если они подрезают другие машины в пробке или даже когда в отчаянии бьют кулаками по столу. Но другие вредные действия, такие как травмы, полученные спортсменами во время грубой игры, или убийство вражеских солдат на войне, не все могут рассматривать как агрессию. Поскольку агрессию так трудно определить, социальные психологи, судьи и политики (а также многие другие люди, включая юристов) потратили много времени, пытаясь определить, что следует и не следует считать агрессией. Это заставляет нас использовать процессы каузальной атрибуции, чтобы помочь нам определить причины поведения других.
Социальные психологи определяют агрессию как поведение, направленное на причинение вреда другому человеку, который не желает причинения вреда (Baron & Richardson, 1994). Поскольку речь идет о восприятии намерения, то, что выглядит как агрессия с одной точки зрения, может не выглядеть так с другой, и одно и то же вредоносное поведение может считаться или не считаться агрессивным в зависимости от его намерения. Однако преднамеренный вред воспринимается хуже, чем непреднамеренный, даже если вред одинаков (Ames & Fiske, 2013).
Как видите, это определение исключает некоторые виды поведения, которые мы обычно считаем агрессивными. Например, игрок в регби, случайно сломавший руку другому игроку, или водитель, который случайно сбил пешехода, согласно нашему определению, не будет проявлять агрессию, потому что, несмотря на причинение вреда, намерения причинить вред не было. Продавец, который пытается совершить продажу с помощью неоднократных телефонных звонков, не является агрессивным, потому что он не намеревается причинить вред (мы можем сказать, что это поведение скорее «напористое», чем агрессивное). И не все преднамеренное поведение, причиняющее боль другим, является агрессивным поведением. Стоматолог может намеренно сделать пациенту болезненную инъекцию обезболивающего, но цель состоит в том, чтобы предотвратить дальнейшую боль во время процедуры.
Поскольку наше определение требует, чтобы мы определили намерение преступника, будет определенная интерпретация этих намерений, и вполне могут быть разногласия между вовлеченными сторонами. Правительство США считает разработку Ираном ядерного оружия агрессивной, поскольку правительство считает, что это оружие предназначено для нанесения вреда другим, но иранцы могут рассматривать эту программу как предмет национальной гордости. Хотя игрок, чья рука сломана в матче по регби , может приписать враждебные намерения, другой игрок может заявить, что травма не была преднамеренной. В рамках правовой системы к присяжным и судьям часто обращаются с просьбой определить, был ли вред причинен намеренно.
Социальные психологи используют термин насилие для обозначения агрессии, которая наносит в качестве цели тяжкий физический вред, такой как травма или смерть. Таким образом, насилие является разновидностью агрессии. Все насильственные действия являются агрессивными, но только действия, направленные на причинение серьезного физического ущерба, такие как убийство, нападение, изнасилование и грабеж, являются насильственными. Бить кого-то очень сильно по лицу может быть жестоко, но обзывать людей будет только агрессивно.
Тип или уровень намерения, лежащего в основе агрессивного поведения, создает различие между двумя фундаментальными типами агрессии, вызываемыми очень разными психологическими процессами. Эмоциональная или импульсивная агрессия относится к агрессии, которая возникает лишь при небольшой предусмотрительности или намерении и определяется в основном импульсивными эмоциями . Эмоциональная агрессия является результатом крайне негативных эмоций, которые мы испытываем в момент агрессии, и на самом деле не предназначена для создания каких-либо положительных результатов. Когда Назим кричит на своего парня, это, вероятно, эмоциональная агрессия — она импульсивна и осуществляется сгоряча. Другими примерами являются ревнивый любовник, который в ярости наносит удар, или спортивные болельщики, которые оскверняют магазины и уничтожают автомобили вокруг стадиона после того, как их команда проиграла важную игру.
Инструментальная или когнитивная агрессия , с другой стороны, является агрессией, которая является преднамеренной и запланированной . Инструментальная агрессия носит скорее когнитивный, чем аффективный характер, и может быть совершенно холодной и расчетливой. Инструментальная агрессия направлена на причинение вреда кому-либо с целью получения чего-либо — например, внимания, денежного вознаграждения или политической власти. Если агрессор считает, что есть более легкий способ достижения цели, агрессия, вероятно, не произойдет. Хулиган, который бьет ребенка и крадет его игрушки, террорист, который убивает мирных жителей, чтобы получить политическую известность, и наемный убийца — все это хорошие примеры инструментальной агрессии.
Иногда трудно отличить инструментальную агрессию от эмоциональной, но все же важно попытаться это сделать. Эмоциональная агрессия обычно рассматривается в правовой системе иначе (с менее серьезными последствиями), чем когнитивная, инструментальная агрессия. Однако вполне может быть так, что всякая агрессия, по крайней мере частично, является инструментальной, потому что она служит какой-то потребности преступника. Поэтому, вероятно, лучше всего рассматривать эмоциональную и инструментальную агрессию не как отдельные категории, а как конечные точки континуума (Bushman & Anderson, 2001).
Социальные психологи сходятся во мнении, что агрессия может быть не только физической, но и словесной. Следовательно, оскорблять друга, согласно нашему определению, определенно агрессивно, так же как и бить кого-то. Физическая агрессия — это агрессия, которая включает в себя причинение физического вреда другим — например, нанесение ударов, пинков, ножевых ранений или стрельбы по ним. Нефизическая агрессия — это агрессия, не связанная с физическим ущербом . Нефизическая агрессия включает вербальная агрессия ( крик, крик, ругань и обзывание ) и реляционная или социальная агрессия , которая определяется как умышленное причинение вреда социальным отношениям другого человека , например, путем сплетен о другом человеке, исключая других из нашу дружбу или «молчаливое отношение» к другим (Crick & Grotpeter, 1995). Невербальная агрессия также проявляется в форме сексуальных, расовых и гомофобных шуток и эпитетов, которые призваны причинить вред отдельным лицам.
В следующем списке (адаптированном из Archer & Coyne, 2005) представлены некоторые примеры типов нефизической агрессии, наблюдаемых у детей и взрослых. Одна из причин, по которой люди могут использовать нефизическую, а не физическую агрессию, заключается в том, что она более тонкая. Когда мы используем эти методы, нам, возможно, это сойдет с рук — мы можем быть агрессивными, не показывая другим агрессивность.
- Сплетни
- Распространение слухов
- Критика других людей за их спиной
- Запугивание
- Исключение других из группы или иное издевательство над ними
- Настраивать людей друг против друга
- Игнорирование мнений других
- «Похищение» парня или девушки
- Угроза расстаться с партнером, если партнер не подчиняется
- Флирт с другим человеком, чтобы вызвать у партнера ревность
Хотя негативные последствия физической агрессии, пожалуй, более очевидны, нефизическая агрессия также дорого обходится жертве. Крейг (1998) обнаружили, что дети, ставшие жертвами издевательств, больше подвержены депрессии, одиночеству, отвержению сверстников и беспокойству по сравнению с другими детьми. В Великобритании 20% подростков сообщают, что подвергались издевательствам со стороны кого-то, кто распространял о них обидные слухи (Sharp, 1995). Было обнаружено, что девочки, ставшие жертвами нефизической агрессии, более склонны к пагубному поведению, такому как курение или мысли о самоубийстве (Olafsen & Viemero, 2000). А Пакетт и Андервуд (1999) обнаружили, что и мальчики, и девочки оценивали социальную агрессию как заставляющую их чувствовать себя более «грустными» и «плохими», чем физическую агрессию.
В последнее время наблюдается рост школьной травли из-за киберзапугивания — агрессии, вызванной использованием компьютеров, сотовых телефонов и других электронных устройств (Hinduja & Patchin, 2009). Одним из ярких недавних примеров стало самоубийство 18-летнего студента Университета Рутгерса Тайлера Клементи 22 сентября 2010 года. Последние слова Тайлера перед смертью были опубликованы в обновлении его статуса на Facebook:
«прыгаю с моста gw, извините».
Самоубийство Клементи произошло после того, как его сосед по комнате, Дхарун Рави, и подруга Рави Молли Вей тайно включили удаленную веб-камеру в комнате, где Тайлер и его друг занимались сексом, а затем транслировали потоковое видео через Интернет.
Киберзапугивание может быть направлено против кого угодно, но чаще всего жертвами становятся школьники-лесбиянки, геи, бисексуалы и трансгендеры (ЛГБТ) (Potok, 2010). Блюменфельд и Купер (2010) обнаружили, что 54% молодых ЛГБТ сообщили, что подвергались киберзапугиванию в течение последних трех месяцев.
Хиндуджа и Патчин (2009) обнаружили, что молодые люди, сообщающие о том, что они стали жертвами киберзапугивания, испытывают от него различные стрессы, включая психологические расстройства, употребление алкоголя и, в крайних случаях, самоубийство. В дополнение к своим эмоциональным последствиям киберзапугивание также негативно влияет на участие учащихся в школе и ее успехи в учебе.
Социальная психология в интересах общества
Терроризм как орудие агрессии
Возможно, нет более яркого примера распространенности насилия в нашей повседневной жизни, чем рост терроризма, наблюдаемый в последнее десятилетие (Национальный консорциум Исследование терроризма и ответных мер на терроризм, 2011 г.). Эти террористические атаки произошли во многих странах мира, как в восточной, так и в западной культуре. Даже богатые западные демократии, такие как Дания, Италия, Испания, Франция, Канада и США, пережили терроризм, в результате которого погибли тысячи людей, в первую очередь ни в чем не повинных мирных жителей. Террористы используют такие тактики, как убийства мирных жителей, для привлечения внимания к своим делам и для того, чтобы заставить правительства стран, подвергшихся нападению, чрезмерно реагировать на угрозы (McCauley, 2004).
Как понять мотивы и цели террористов? Являются ли они по своей природе злыми людьми, чье основное желание — причинять боль другим? Или они больше заинтересованы в том, чтобы получить что-то для себя, своей семьи или своей страны? Какие мысли и чувства, которые испытывают террористы, толкают их на крайние меры? И какие личности и ситуационные переменные вызывают терроризм?
В предыдущих исследованиях была предпринята попытка определить, существуют ли определенные личностные характеристики, характерные для террористов (Horgan, 2005). Возможно, террористы — это люди с каким-то глубоким психологическим расстройством. Однако исследования, проведенные на различных террористических организациях, не обнаруживают ничего особенного в психологическом складе отдельных террористов.
Эмпирические данные также обнаружили мало доказательств для некоторых ситуационных переменных, которые, как можно было ожидать, были важны. Существует мало доказательств связи между бедностью или отсутствием образования и терроризмом. Кроме того, террористические группы, по-видимому, сильно отличаются друг от друга по размеру, организационной структуре и источникам поддержки.
Арье Круглански и Шира Фишман (2006) утверждали, что лучше всего понимать терроризм не с точки зрения конкретных черт личности или конкретных ситуационных причин, а скорее как тип инструментальной агрессии — средство для достижения цели. По их мнению, терроризм — это просто «инструмент», тактика ведения войны, которую может использовать любой человек из любой страны, военной группы или даже преступник-одиночка.
Рис. 9.3 Андерс Беринг Брейвик убил более 90 человек в ошибочной попытке пропагандировать свои консервативные взгляды на иммиграцию. Источник: Андерс Брейвик (http://no.wikipedia.org/wiki/Fil:Anders_Breivik.jpg), автор Тьерри Эрманн, используется по лицензии CC BY 2.0 (http://creativecommons.org/licenses/by/2.0/deed.no). )
Круглански и его коллеги утверждают, что террористы верят, что своими террористическими актами они могут добиться чего-то, чего они не могли добиться другими методами. Террорист принимает когнитивное, обдуманное и инструментальное решение о том, что его или ее действия будут достигать определенных целей. Кроме того, цель террориста не в том, чтобы причинить вред другим, а в том, чтобы получить что-то лично или для своей религии, убеждений или страны. Даже террористы-смертники считают, что они умирают ради личной выгоды — например, обещания райского рая, возможности встретиться с Аллахом и пророком Мухаммедом, вознаграждения для членов своей семьи (Berko & Erez, 2007). Таким образом, для террориста готовность умереть в акте суицидального терроризма может быть мотивирована не столько желанием причинить вред другим, сколько заботой о себе — желанием жить вечно.
Один из недавних примеров использования терроризма для продвижения своих убеждений можно увидеть в действиях Андерса Беринга Брейвика, 32 лет (рис. 9.3), который в июле 2011 г. убил более 90 человек в результате взрыва бомбы в центре города Олсо, Норвегия, и стрельба в детском лагере. Брейвик планировал свои атаки годами, полагая, что его действия помогут распространить его консервативные взгляды на иммиграцию и предупредят норвежское правительство об угрозах, исходящих от мультикультурализма (и особенно включения мусульман в норвежское общество). Этот насильственный акт инструментальной агрессии типичен для террористов.
Ключевые выводы
- Агрессия относится к поведению, направленному на причинение вреда другому человеку.
- Насилие — это агрессия, причиняющая чрезмерный физический вред.
- Эмоциональная или импульсивная агрессия относится к агрессии, которая возникает лишь при небольшой предусмотрительности или намерении.
- Инструментальная или когнитивная агрессия является преднамеренной и запланированной.
- Агрессия может быть физической или нефизической.
Каталожные номера
Эймс, Д.Л., и Фиске, С.Т. (2013). Преднамеренный вред хуже, даже если это не так. Психологическая наука, 24 (9), 1755-1762.
Арчер, Дж., и Койн, С.М. (2005). Комплексный обзор косвенной, реляционной и социальной агрессии. Обзор личности и социальной психологии, 9 (3), 212–230.
Берко, А., и Эрез, Э. (2007). Гендер, палестинские женщины и терроризм: освобождение женщин или угнетение? Исследования конфликтов и терроризма, 30 (6), 493–519.
Блюменфельд, В. Дж., и Купер, Р. М. (2010). Реакция ЛГБТ и связанной с ними молодежи на киберзапугивание: последствия для политики. Международный журнал критической педагогики, 3 (1), 114–133.
Бушман, Би Джей, и Андерсон, Калифорния (2001). Не пора ли отказаться от дихотомии враждебной и инструментальной агрессии? Psychological Review, 108 (1), 273–279.
Крейг, В. М. (1998). Взаимосвязь между издевательствами, виктимизацией, депрессией, тревогой и агрессией у детей начальной школы. Личность и индивидуальные различия, 24 (1), 123–130.
Крик, Н. Р., и Гротпетер, Дж. К. (1995). Реляционная агрессия, пол и социально-психологическая адаптация. Развитие ребенка, 66 (3), 710–722.
Хиндуджа С. и Патчин Дж. В. (2009). Запугивание за пределами школьного двора: предотвращение киберзапугивания и реагирование на него . Таузенд-Оукс, Калифорния: Corwin Press.
Хорган, Дж. (2005). Психология терроризма . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж
Круглански, А. В., и Фишман, С. (2006). Терроризм между «синдромом» и «инструментом». Современные направления психологической науки, 15 (1), 45–48.
Макколи, К. (ред.). (2004). Психологические проблемы в понимании терроризма и ответ на терроризм . Вестпорт, Коннектикут: Praeger Publishers/Greenwood Publishing Group.
Национальный консорциум по изучению терроризма и ответных мер на терроризм. (2011). Справочная информация: 11 сентября, десять лет спустя . Получено с http://www.start.umd.edu/sites/default/files/files/announcements/BackgroundReport_10YearsSince9_11.pdf
Olafsen, R. N., & Viemero, V. (2000). Проблемы хулигана/жертвы и преодоление стресса в школе среди 10–12-летних учеников на Аландских островах, Финляндия. Агрессивное поведение, 26 (1), 57–65.
Пакетт, Дж. А., и Андервуд, М. К. (1999). Гендерные различия в опыте подростков виктимизации сверстников: социальная и физическая агрессия. Merrill-Palmer Quarterly, 45 (2), 242–266.
Поток М. (2010). Геи остаются меньшинством, наиболее пострадавшим от преступлений на почве ненависти. Разведывательный отчет, 140 . Получено с http://www.splcenter.org/get-informed/intelligence-report/browse-all-issues/2010/winter/under-attack-gays-remain-minority-mos
Sharp, S. (1995) . Насколько болезненно издевательство? Влияние травли на личное благополучие и успеваемость учащихся среднего возраста. Педагогическая и детская психология, 12 (2), 81–88.
Агрессивное поведение детей | AccessWDUN.com
Дети дерутсяЕсли вы являетесь родителем, опекуном или воспитателем, вы часто можете наблюдать, как дерутся дети. Борьба или агрессивное поведение могут проявляться в различных формах, будь то шлепки, хватание, крики, щипки, пинки, плевки, укусы, угрозы, поддразнивания или множество других действий.
Агрессия – это любое поведение, которое приводит к физическому или эмоциональному ущербу человеку или животному либо к порче или уничтожению имущества. Агрессия может быть словесной или физической.
Существует четыре типа агрессивного поведения: случайное, экспрессивное, инструментальное и враждебное. Важно понимать различные типы агрессивного поведения, которые могут проявлять дети, чтобы ваши ответы были эффективными.
Случайная агрессия
Случайная агрессия — это просто случайность. Не стараясь, ребенок причиняет боль другому ребенку. Наступить кому-то на ногу во время игры в пятнашки, ударить другого ребенка, просунув руку в рукав пальто, или сбить кого-то с ногБлоки при ходьбе по ограниченному пространству — все это примеры случайной агрессии. Случайная агрессия не совершается преднамеренно.
Выразительная агрессия
Выразительная агрессия — это совершение агрессивного действия, потому что это действие приносит удовольствие. Ребенок, однако, не стремится причинить кому-то вред. Например, малыш может быть настолько увлечен игрой, что не замечает, что другой ребенок недоволен, когда сбивают кубики.
Удары ногами, удары, бросание и сбивание с ног при безопасном и безопасном выполнении под наблюдением являются допустимыми физическими нагрузками для детей. Детям часто нравятся эти физические упражнения. Однако проблемы возникают, когда дети выходят за рамки этих безопасных ситуаций, чтобы получить удовольствие от ситуаций, которые могут нанести ущерб людям или имуществу.
Враждебная агрессия
Враждебная агрессия — это агрессия, направленная на причинение кому-либо физического или психологического вреда. Дети, использующие враждебную агрессию, испытывают удовлетворение, видя, как обижают других. Дети используют враждебную агрессию, чтобы почувствовать себя сильнее, или когда они думают, что кто-то намеренно пытается саботировать то, что они делают. Это также известно как издевательство.
Инструментальная агрессия
Инструментальная агрессия возникает, когда дети дерутся за объекты, территорию или права, и в процессе кто-то страдает. Когда оба ребенка думают, что они первыми берутся за кисть или кучку песка или лидируют в очереди, их цель состоит в том, чтобы получить контроль над кистью, кучей песка или линией. В процессе борьбы за контроль кто-то пострадает.
Большая часть агрессии, проявляемой детьми в возрасте от двух до шести лет, носит инструментальный характер, при этом большинство вспышек происходит в драках из-за материалов и игрушек. Малыши и дошкольники импульсивны, имеют ограниченные языковые навыки и эгоцентричны. В результате они могут бить, хватать, пинать или кусать, чтобы получить то, что им нужно.
Дети меняют свое агрессивное поведение, когда достигают когнитивного развития, приобретая опыт и под руководством взрослых.
Общие навыки обращения с детьми's Агрессивное поведение
1. Моделирование неагрессивного поведения. Будьте спокойны, когда имеете дело с расстроенными детьми. Говорите ровно и уверенно, контролируйте движения и смотрите на детей.
2. Устранение агрессивных материалов. Не покупайте игрушечное оружие для своей обстановки и не позволяйте детям приносить его из дома.
3. Управляйте материалами, чтобы свести к минимуму потенциальное разочарование детей.
4. Хвалите детей, когда их поведение уместно.
5. Дайте понять, что агрессия недопустима.
Особые навыки преодоления специфической агрессии
1. Управление случайной агрессией — Когда происходит случайная агрессия, разрядите ситуацию, выявив чувства пострадавшего ребенка и объяснив, что это был несчастный случай. Также полезно указать агрессору на влияние, которое это действие оказало на другого ребенка, и попросить агрессора помочь возместить ущерб.
2. Управление экспрессивной агрессией — В этой ситуации перенаправить действия агрессора. Сосредоточьтесь на том, чтобы позволить агрессору продолжить приятное физическое движение, изменяя ситуацию, чтобы она стала безвредной. Например, ребенка, который сбивает блоки других детей, нужно перенаправить, чтобы он сбивал свои блоки.
3. Управление враждебной агрессией — Детям необходимо сказать, что враждебное поведение недопустимо. Ваши действия должны подтверждать это утверждение.