Функции искусства в социализации индивида: Социализация искусства

Функции искусства: самая полная информация

Функции искусства:

  • Эстетическая — приобщение индивида к представлениям о прекрасном и безобразном.
  • Рекреационная — благодаря искусству можно отдохнуть, расслабиться, провести досуг.
  • Социализации — приобщение личности к ценностям, которые входят в золотой фонд человечества.
  • Познавательная. Искусство — это форма познания мира через художественные образы.
  • Мировоззренческая. Искусство способно формировать мировоззрение человека.
  • Этическая. Искусство способно формировать представление у личности о правильном и достойном поведении.

Рассмотрим эти функции далее более подробно и на конкретных примерах.

 

При самостоятельной подготовке к егэ или любым экзаменам по гуманитарным предметам, следует помнить, что нельзя подходить к этому занятию шаблонно — по накатанной.

Любой экзамен проверяет не только и не столько ваши знания, сколько то, умеете ли вы применять эти знания в реальной жизни. И если нет — это только «тройка» — это только удовлетворительный результат, но никак, друзья, не отличный. Просто за знания всегда ставится «тройка».

В этом же посте я расскажу вам функции искусства на конкретных примерах, и такой материал побудит вас именно в таком же духе изучать и другие темы по обществознанию.

Теперь, собственно про функции, кратко.

Эстетическая функция. Эстетика — это наука о прекрасном и безобразном. Существуют законы, критерии, по которым можно отличить прекрасный предмет от безобразного или наоборот. Понятное дело, восхищаться безобразным никто не будет. Поэтому эстетическая функция подразумевает восхищение прекрасным. 

Но зачем нам с вами восхищаться чем-то? Давайте я приведу пример. Предположим, вы — суровый уральский грузчик, который работает по 8 — 10 часов в день, 6 дней в неделю. Работа крайне тяжелая. Вы приходите домой очень уставшим. Вам хочется отвлечься от суровых будней. О да! За месяцы такой работы, вам действительно хочется разнообразия. И тут подруга вас пригласила в музей изобразительного искусства. Вы, конечно, пошли туда, больше из-за миловидной подруги, чем действительно из-за искусства. Ну так ведь разнообразие — разве нет?

И вот вы зашли в зал. И встаете перед полотном, которое превышает Ваш рост в два раза. На полотне изображено нечто чудесное: небесно-голубое небо, какие-то античные божества в прекрасных формах, в прекрасных одеждах, которые пьют из кубков, из которых вам-то точно никогда не попить! Вы стоите завороженный этим полотном, потому что оно написано гениально.

Вы, возможно, в первый раз в жизни действительно прикоснулись к нечто прекрасному. Возможно это событие изменит вашу жизнь, возможно вы уволитесь из грузчиков и пойдете получать искусствоведческое образование. Кто знает? Или вы просто станете любителем и ценителем прекрасного, ценителем культуры.

Таким образом людям просто необходимо хоть иногда прикоснуться с искусству, иначе их души грубеют, и они становятся похожими на животных, не замечали? Напишите в комментариях, если так.

Рекреационная функция. Рекреация — это отдых. Она напрямую вытекает из эстетической. Если вы наслаждаетесь красотой, вы отдыхаете.

Функция социализации. Детальнее о том, что такое социализация, смотрите в этой статье. Приобщаясь к искусству, человек усваивает новые нормы, новые правила, новую социальную реальность. К примеру, если он будет материться в зале, где выставляются предметы искусства, его быстро выгонят оттуда, и он поймет, есть места, где не стоит ругаться матом.

Познавательная и мировоззренческая функции. Прикасаясь к искусству, мы невольно познаем что-то новое. Но не разумом, а органами чувств. К примеру, если вы посетите органный зал, или оперный театр, если вы попадете на действительно стоящее произведение, оно всколыхнет в вас новые чувства, и вы многое узнаете как о себе самом, так и о тех эмоциях, чувствах, которые о которых может рассказать только музыка, один из видов искусства.

Этическая функция. Этика — наука о должном поведении. Наш герой, суровый уральский грузчик, после музея искусств если посетит оперный зал, или просто симфонический, то он может испытать катарсис — этическое, душевное очищение с помощью аффекта. Аффект — это сильнейшее эмоциональное состояние, которое подчас блокирует разум.

А ведь именно им и жил наш герой всю жизнь. Что он видел, кроме суровых  лиц своих коллег, матюгов на работе, ругани и лицемерия? Может только свою мизерную зарплату каждый месяц и все. Именно поэтому остальные чувства, действительно сильные, ему попросту были просто незнакомы. Да, он мог испытывать только сильную злобу или гнев. А вот сильное восхищение? Сильную любовь или смирение? Не думаю.

На музыкальном концерте, в зале искусств такое вполне возможно. И возможно, искусство доведет нашего сурового героя до катарсиса, он в один миг может простить своих коллег, самого себя, и может даже почувствовать просто любовь к людям. Это может полностью изменить такого человека, и он вряд ли, возможно, уже будет ругаться матом. Он может стать терпимее и лучше. В этом и выражается этическая функция искусства.

Надеюсь, вы усвоили эту тему, и впредь будете видеть за сухими понятиями реальную жизнь. Если же вы хотите получить полное представление о курсе обществознания в этом же духе, рекомендую вам мой авторский видеокурс «Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов»

До встречи в следующих статьях! Обязательно напишите, что думаете обо всем этом в комментариях!

Поделиться в соц. сетях

    Социализация личности и ее этические аспекты

    В статье раскрывается содержание понятий «социализация», «этика», «культура» и «искусство». Искусство является проявлением сознания как общественной формы, которая осуществляет свое предназначение по соответствующим возможностями, обусловленными богатством жизнедеятельности человека. Функция искусства многогранная по разновидностями своей действительности во всех сферах человеческого бытия. Еще с древних времен на человека заложена огромная сила воздействия искусства. Искусство способно превращать внутренний нравственный и психическое состояние человека.

    Ключевые слова: социализация, этика, искусство, культура.

    Актуальность. Перед индивидом в процессе социализации возникает большой диапазон проблем. В процессе вхождения индивида в общество возникает цель. Чтоб помочь человеку выжить в общественном потоке кризисов и революций — информационной, компьютерной, экологической и т.д., определиться с собственным местом в обществе, найти пути самоопределения в нем, овладеть опытом старших поколений которые сталкивались с такими проблемами.

    Социализация — это большая совокупность всех социальных, моральных, психологических, духовных процессов, дают ему работать, действовать как полноправной духовной существу с высокими моральными качествами.

    Цель статьи -анализ процесса социализации. И влияние искусства на человека, как на духовное существо в процессе вхождения индивида в общество (социализация).

    Основное содержание. Все что мы называем национальная культура составляет в себе такие компоненты как –обычаи, традиции, этические нормы, каждая культура это и есть особый образ жизни который состоит из определенных ценностей.

    Этические представление которые доминируют в культуре, охватывают духовную жизнь общества и человека в этом обществе. В так называемую ментальность народа входят этические нормы, с помощью которых мы строим модель своей повседневной жизни. Предпочтение людей, которые выражаются в поведении, верования входят в этические представления личности.

    Опираясь на этическую систему, любое общество развивается и существует.

    Набор норм-образцов, норм-канонов которое производит общество, помогают личности включаться в культуру. С помощью социализации индивид получает большой аспект этических представлений, которые присущие именно этому этносу. Этот слой содержит в специфической форме весь предыдущий исторический опыт этноса.

    Социализация является функцией искусства. Это не только касается о проявлении функциональных возможностей искусства в различных сферах социальной жизни, но и происхождения художественного творчества человека, как человека духовного существа. Способность приобретения человечеством художественного постижения мира — это следствие большого шага вперед эволюционного процесса, накопление человеческих свойств, которые выражаются в самой социальной потребности, и в зафиксованости этой потребности в органах, которые способны создавать искусство.

    Вместе с производственной деятельностью, физическим совершенствованием, моралью появилось искусство — биологически неотъемлемой чертой человека. При функционировании целостной системы культуры, в процессе социализации форм общения, мы не должны избегать качества психических свойств поведения, требующими гармоничных отношений индивида и среды.

    Духовно-воспитательное воздействие на сознание и подсознание личности и является основой функционирования искусства. Искусство является действенным компонентом национального воспитания через мировоззренческое и эстетическое переживание художественных произведений, способствует национальной самовизначенности личности. Сквозь призму прошлых эпох доносит искусство, к современному обществу, проявление человеческого сознания.

    На решение социальных, нравственных и эстетических проблем современности, приобретают способность оказывать влияние — произведения искусства. Искусство способно обогащать личность чувственным опытом, познавательной информации, которое балансирует когнитивные и аффективные факторы в процессе воспитания, способно обеспечить влияние на все сферы личности, на сознание и подсознание.

    В сознание человека формируется культурная картина мира во время процесса социализации. Она содержит в себе оценку материальных и духовных ценностей, их значимость, важность.

    Усвоенная индивидом как членом общества, культурная картина мира, диктует адекватную линию поведения, определяет систему его представлений о себе. Она создается постепенно под влиянием повседневной жизни.

    Плотное место в процессе социализации занимает гуманитарная культура. Переориентация общественного сознания с материальных ценностей на духовные, гуманистические – требует современная цивилизационная ситуация. Необходимо новое мировоззрение которое на высоком уровне развития духовных потребностей индивида и интенсивности их проявления в творческой практической деятельности.

    Механизм социализации выступает как средство, с помощью которых формируются культурные образцы в процессе воспитания, обучения и освоения социальных ролей формируются основные параметры личности. Процесс с помощью которого индивид интегрирует в общество, в различные социальные общности через овладение элементов культуры, ценностей и норм, на основе которого и формируются социальные черты личности, называется социализация.

    Если культуру рассматривать с точки зрения деятельности, имеет результатом совокупность ценностей, и самого человека из важных из этих сокровищ, то социализация по своей сути отображается как культурный процесс.

    Вывод. Личность по образу жизни, в последнее время отталкивается от общества, культуры, и направляет свою деятельность в сторону социального протеста. Становление личности возникает результатом культурной эволюции индивида. Искусство имеет свои особенности воздействия на человека, как на духовное существо и есть одна из частей духовной культуры общества. Сильнейшим средством познания и самопознания мира является искусство.

    Искусство выступает как канал связи, который доносит до личностей определенную информацию. Искусство первым реагирует на изменения общественных настроений, фиксирует сдвиги в эмоциональных настроениях людей. На ум и сердце влияет искусство которое формирует личность как целостную систему, стимулирует и активизирует человеческие импульсы к самовоспитания, самосовершенствования и творческой, духовной самореализации. Поэтому искусство можно выделить как один из главных этических аспектов социализации индивида в обществе.

    Литература:
    1. Авраменко В.Н. / «Техника и мораль : грани взаимодействия » — М .: Знамение , 1987г.
    2. Арнхейм Р. / «Искусство и визуальное восприятие » -М . : 1974г.
    3. Асмус В.Ф. / «Вопросы теории и истории эстетики » — М .: 1968г.
    4. Бердяев Н. А. / «Философия творчества , культуры и искусства: В 2 т. » — М .: 1994г.

    Искусство и общение

    %PDF-1.7 % 1 0 объект > эндообъект 9 0 объект > эндообъект 2 0 объект > транслировать application/pdfdoi:10.1016/B978-0-08-097086-8.10432-5

  • Искусство и социализация
  • Инеке Нагель
  • Гарри Б.Г. Ганзебум
  • Подростковый возраст
  • Художественное образование
  • Художественное участие
  • Социализация искусств
  • Культурная столица
  • Культурная мобильность
  • Участие в культурной жизни
  • Репродукция культуры
  • Образование
  • Родители
  • Школа
  • Международная энциклопедия социальных и поведенческих наук, второе издание, 2015 г.
    , стр. 7–14. 10.1016/B978-0-08-097086-8.10432-5
  • Эльзевир
  • bookМеждународная энциклопедия социальных и поведенческих наук, второе издание© 2015 Elsevier Ltd. Все права защищены7-1471410.1016/B978-0-08-097086-8.10432-5http://dx.doi.org/10.1016/B978-0-08-097086-8.10432-5urn:isbn:978-0-08-097086-86.410.1016/B978- ( Windows)uuid:7f466c5c-1dd0-4fe5-9719-9c0a92b80a39uuid:1c74e4de-edb2-4f49-a022-0746688b0cd2 конечный поток эндообъект 3 0 объект >
    эндообъект 4 0 объект > эндообъект 5 0 объект > эндообъект 6 0 объект > эндообъект 7 0 объект > эндообъект 8 0 объект > эндообъект 10 0 объект > эндообъект 11 0 объект /Прямо [1590,534 453,713 242,816 462,161] /Подтип /Ссылка /Тип /Аннот >> эндообъект 12 0 объект /Rect [452,806 486,595 506,721 495,042] /Подтип /Ссылка /Тип /Аннот >
    > эндообъект 13 0 объект /Rect [463,464 442,772 517,436 451,219] /Подтип /Ссылка /Тип /Аннот >> эндообъект 14 0 объект /Rect [379,616 409,89 517,153 418,337] /Подтип /Ссылка /Тип /Аннот >> эндообъект 15 0 объект /Rect [391,805 377,008 451,219 385,455] /Подтип /Ссылка /Тип /Аннот >> эндообъект 16 0 объект /Rect [488,239 366,066 518,343 374,513] /Подтип /Ссылка /Тип /Аннот >> эндообъект 17 0 объект > эндообъект 18 0 объект > транслировать H|Un6E_z»^t[n]»L·%/EǛ|}ϐ Ar!GWwqT\*». xRe|]ex44]vmRJ(VwK: {СфсТ&УХ 9rkAz?eu9%rxX]U1kOt'»U = рфкс (3GY٪fA}Rm\fGh#H

    При чем здесь искусство?

    Барбара Баган, доктор философии, ATR-BC

    Занятия творчеством дают пожилым людям множество преимуществ, не последним из которых является улучшение когнитивных функций.

    На протяжении всей истории художники знали, что искусство приносит пользу как творцу, так и зрителю. Текущие исследования в области арт-терапии, музыкальной терапии и других творческих методов подтверждают, что искусство может положительно влиять на людей, вызывая как психологическое, так и физиологическое исцеление. Мы знаем, что, как правило, творческое развитие повышает качество жизни и способствует общему благополучию. Мы все творческие люди, а не только избранные.

    Менее известна эффективность включения изобразительного искусства в программы для пожилых людей и пациентов с диагнозом болезни Альцгеймера, болезни Паркинсона и других хронических дегенеративных заболеваний. Недавние клинические исследования подтвердили то, что некоторые специалисты и другие люди, работающие с пожилыми людьми, знали в течение многих лет, а именно, что искусство является важным, жизненно важным компонентом деятельности, которая предлагает широкий спектр преимуществ для здоровья. Несколько исследований показывают, что искусство может уменьшить депрессию и тревогу, которые часто являются симптомами хронических заболеваний. Другие исследования показывают, что воображение и творческий потенциал пожилых людей могут процветать в более позднем возрасте, помогая им реализовать уникальный, нереализованный потенциал, даже когда они страдают от болезни Альцгеймера или болезни Паркинсона.

    Восьмая и последняя стадия психологического развития Эрика Эриксона завершается интеграцией прошлого, настоящего и будущего личности, чтобы противостоять конфликту между целостностью и отчаянием. Результатом может быть либо отчаяние, либо мудрость. Когда пожилые люди занимаются деятельностью, основанной на смысле, цели и честности, они могут достичь мудрости и целостности, о которых пишет Эриксон, вместо того, чтобы испытывать тоску и отчаяние. Опыт терапевтического искусства может придать смысл и цель жизни пожилых людей поддерживающим и не угрожающим образом.

    Неврологические исследования показывают, что искусство может улучшить когнитивные функции за счет создания как новых нервных путей, так и более толстых и сильных дендритов. Таким образом, искусство увеличивает когнитивный резерв, помогая мозгу активно компенсировать патологию за счет использования более эффективных мозговых сетей или альтернативных мозговых стратегий. Создание произведений искусства или даже просмотр произведений искусства заставляет мозг продолжать изменять форму, адаптироваться и реструктурироваться, тем самым расширяя возможности увеличения резервных возможностей мозга.

    По словам Брюса Миллера, доктора медицинских наук, поведенческого невролога из Медицинского центра Сан-Франциско Калифорнийского университета, хотя мозг неизбежно стареет, творческие способности не обязательно ухудшаются. На самом деле, стареющий мозг хорошо реагирует на искусство, позволяя двум полушариям мозга работать больше в тандеме. Эта способность использовать свой творческий потенциал на протяжении всей жизни и влияние кристаллизованного интеллекта, полученного за годы накопленных знаний и жизненного опыта, помогают взращивать стареющий, творческий мозг.

    Положительное влияние искусства
    Джин Коэн, доктор медицинских наук, директор Центра старения, здоровья и гуманитарных наук Университета Джорджа Вашингтона в Вашингтоне, округ Колумбия, и первый исследователь, который провел национальное лонгитюдное исследование качества жизни, обнаружил, что искусство оказывает положительное влияние на здоровье и болезни с возрастом.

    Клиницисты и медицинские работники, занимающиеся вопросами старения, признают и приветствуют важность работы Коэна. Хотя окончательные результаты его новаторского исследования, начатого в 2001 году, еще не сведены в таблицу, положительные значимые результаты продолжают документироваться. Как сертифицированный арт-терапевт с высшим образованием в области арт-терапии, психологии и геронтологии, который разрабатывает программы, преподает экспрессивную арт-терапию на университетском уровне и проводит индивидуальные и групповые занятия с пожилыми людьми, в том числе с болезнью Альцгеймера и болезнью Паркинсона, я может свидетельствовать о значении, эффективности и результативности выразительной художественной деятельности. Такие мероприятия предлагают широкий спектр преимуществ, в том числе следующие:

    • помощь людям в расслаблении;
    • обеспечивает чувство контроля;
    • уменьшает депрессию и тревогу;
    • помощь в социализации;
    • поощряет игривость и чувство юмора;
    • улучшение познания;
    • предлагает сенсорную стимуляцию;
    • укрепляет чувство идентичности;
    • повышение самооценки;
    • воспитание духовности; и
    • уменьшает скуку.

    Кроме того, упражнения по изобразительному искусству представляют собой новаторские меры, способствующие самовыражению и улучшающие общение с другими.

    «Картинка стоит тысячи слов» стала реальностью, когда статный джентльмен с диагнозом болезнь Паркинсона показал своим сверстникам в детском саду коллаж, который он сделал из маленьких кусочков цветной плотной бумаги, которые затем были наклеены на больший кусок бумаги. чертеж на сеансе изобразительного искусства. До этого опыта он молча сидел в глубине художественной комнаты, наблюдая и слушая, как другие делились своими работами. Когда его спросили, хочет ли он что-нибудь сказать о сделанном им коллаже или дать ему название, он сказал участникам группы, что название говорит само за себя: «Рассеянная, разбитая жизнь». Члены группы утвердительно кивнули, тихо выражая свое сочувствие.

    Энн, 91 год, у нее диагностирована болезнь Альцгеймера, она проживала в небольшом приюте, когда ее дочь больше не могла о ней заботиться. Дочь наняла арт-терапевта, чтобы тот посещал Энн раз в неделю дома, чтобы заниматься с ней искусством — то, что ее мать всегда хотела делать, но по какой-то причине не делала. На еженедельных занятиях она и арт-терапевт вместе рисовали, слушали музыку и смеялись. К Анне частично вернулось утраченное чувство юмора, что стало очевидным, когда она скромно назвала яркую цветочную картину «Желтый, желтый, поймай парня».

    Перед смертью она написала еще три ярких акриловых картины. Картины теперь служат заветным наследием для ее дочери. Дочь использовала одну из картин для создания открытки в память о своей матери, которую она разослала друзьям и семье.

    Джон, у которого недавно диагностировали легкие когнитивные нарушения и раннюю форму болезни Альцгеймера, раньше любил рисовать акварелью, заполняя свой дом красивыми пейзажами. Получив диагноз, он впал в депрессию и бросил рисовать. Его жена связалась с арт-терапевтом, который пришел к ним домой, чтобы помочь ему снова рисовать.

    Сначала Джон не хотел отвечать терапевту. Тот факт, что его вербальные навыки были затронуты деменцией, не помогал ситуации. После медленного начала, которое включало в себя пробу разных подходов, а также регулировку лекарств Джона, он и арт-терапевт в конце концов перешли к совместному творческому процессу. На шестом занятии он нарисовал на бумаге всю несложную композицию, подбирая и смешивая цвета, и рисовал картину сам.

    Во время этого сеанса арт-терапевт заметил, что он держит кисть по-разному и делает различные мазки по бумаге, чтобы создать текстуру и глубину. Его рука и рука вспоминали, как двигаться, как рисовать.

    Именно этот урок рисования стал для Джона настоящим прорывом. Вместо того, чтобы его жена спрашивала, когда сможет вернуться арт-терапевт, как она всегда делала в конце каждого сеанса, Джон задал этот вопрос сам. До этого сеанса Джон терпел сеансы для своей жены, но не для себя. Позже он признался, что терпел занятия, потому что его жена думала, что они помогают. Но его опыт изменился, и он понял, что изменился. Он рисовал и в очередной раз испытывал удовольствие от творческого процесса. Кроме того, он сказал, что творческие занятия — хороший повод вставать каждое утро.

    Эти три примера иллюстрируют некоторые способы применения искусства в работе с пожилыми людьми. Упражнения по выразительному искусству предназначены не только для того, чтобы заполнить временную пустоту. Поиск смысла и цели важен в любом возрасте, но тем более, когда мы становимся старше. На приходском семинаре по изобразительному искусству лидер спросил, почему искусство важно. Пожилая женщина ответила твердо и лаконично: «Искусство поддерживает нас». Когда вмешательства разрабатываются и направляются обученным человеком, вмешательства обеспечивают содержательную и целенаправленную деятельность с конкретными целями для удовлетворения потребностей человека или группы.

    Призыв к творчеству старейшин
    Искусство может служить терапией при любом из двух подходов: искусство как терапия и искусство в терапии. И искусство как терапия, и искусство в терапии предлагают способы самовыражения. Художники, преподаватели искусств и медицинские работники обычно используют первый подход в своей работе. Этот метод прежде всего подчеркивает ценность самого творческого процесса. Этот метод помогает людям задействовать и выразить свое воображение и творчество.

    Искусство в терапии объединяет искусство и клиническую психологию. Этот метод, используемый обученным арт-терапевтом, преследует терапевтические цели для идентифицированного клиента или группы в целом. Этот метод использует терапевтические арт-действия для решения конкретных задач лечения. Кроме того, эти вмешательства облегчают связь между разумом и телом, что способствует исцелению и восстановлению как в психологическом, так и в физиологическом плане.

    Художники, преподаватели искусства, медицинские работники и другие лица, заинтересованные в работе с пожилыми людьми с помощью различных художественных средств, могут пройти обучение на курсах или семинарах по использованию искусства в качестве терапии. Образование и обучение, чтобы стать арт-терапевтом и уметь использовать искусство в терапии, требуют степени магистра со специальным образованием и обучением в области психологии и выразительных искусств.

    Выразительные искусства, в том числе изобразительное искусство, музыка, танец/движение, письмо и поэзия, являются мощными инструментами, которые могут помочь в процессе старения. Подобные специально разработанные художественные занятия могут служить терапевтическим вмешательством для людей с диагностированными хроническими заболеваниями.

    В Успешное старение Джон У. Роу, доктор медицинских наук, и Роберт Л. Кан, доктор философии, обсуждают три аспекта успешного старения: низкий риск заболеваний, высокие умственные и физические способности и активное участие в жизни. Выразительная художественная деятельность способствует активному участию в жизни. Они заставляют нас участвовать в жизни позитивными, здоровыми и приносящими удовлетворение способами.

    Тематические исследования, наблюдения, отзывы и статьи о важности интеграции искусства в нашу работу со стареющим населением начинают распространяться вокруг нас как в Соединенных Штатах, так и за рубежом. Это захватывающее время с текущими, стимулирующими исследованиями, которые поддерживают включение и расширение художественных занятий в программы для пожилых людей.

    Дальнейшие текущие результаты исследования Коэна продолжают подтверждать гипотезу. Эксперты по-прежнему надеются, что поддержка и энтузиазм тех, кто работает в этой области, будут и впредь поддерживать дополнительные исследования, связанные с важностью включения искусства в программы для пожилых людей. Личный опыт показывает, что участие в этой своеобразной, приятной работе имеет такое же значение и удовлетворение для медицинских работников, как и для людей, с которыми они работают, поскольку они вместе открывают для себя и исследуют творческий процесс.

    — Барбара Баган, доктор философии, ATR-BC, профессор терапии выразительными искусствами в Оттавском университете в Фениксе, штат Аризона. Основатель ART & AGING, LLC, она является автором Expressive Arts, Aging, Alzheimer’s, and Parkinson , руководства для художников, педагогов по искусству, медицинских работников и других лиц, работающих с пожилыми людьми, и Draw from Внутри, рабочая тетрадь для самовыражения и самопознания.

    Добавить комментарий