Функции воображения в психологии кратко: Функции воображения

§4. Функции воображения и его развитие.

Разум человека не может, находится в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.

В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специфических функций (рис.2), первая из которых состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в таком направлении психологии, как психоанализ.

Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности

, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела и т. п. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

Рис.2 Специфические функции воображения

При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение. В творческих видах труда – наука, литература, искусство, инженерия и т.п., развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц, например мышцы рук, ног, головы, туловища, произвольно повышать или понижать давление, температуру тела, употребляя для этого упражнения на воображение тепла, холода.

Заключение

Понимание воображения как процесса, противоположного мышлению, а мышления, протекающего по законам логики, как нетворческого — неправомерно. Одна из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем (в воображении) всегда предполагается преобразование чувственного материала.

Мышление и воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни. Это происходит потому, что вся жизнедеятельность в той или иной степени связана с творчеством, начиная от приготовления пищи дома до создания литературный произведений или изобретательства.

Таким образом, мышление и воображение является сложным психолого-логическими феноменами, имеющими свои основания, как в физиологии, так и в социальности человека.

31.4.1. Функции и формы выражения воображения


Опорные слова к вопросу №31 — здесь

Некоторые функции указаны на схеме:

 

 

Лев Семёнович Выготский основное назначение воображения усматривал в органи­зации таких форм поведения, которые еще не встречались в опыте челове­ка и соответствуют новым, изменившимся условиям среды.

Он выделил три основные функции воображения:

  • познавательную,
  • эмоциональ­ную,
  • воспитательную или формирующую.

Первая связана с необходимостью при помощи воображения представ­лять и таким способом делать объектом познания нечто новое и еще не от­раженное в нашем прошлом опыте. Способность вообразить, представить играет огромную роль в освоении индивидом новых для него форм коллек­тивного опыта человечества: так в школьные годы с опорой на ресурсы вооб­ражения изучаются физика, химия, астрономия, история и др. науки, обеспе­чивающие не доступные для чувственного познания сведения о мире.

Вторая, эмоциональная функция состоит в том, что фантазия обеспечи­вает внутреннее выражение тех аффектов и эмоциональных импульсов, ко­торые, в силу различных причин, не находят выхода во внешнем поведении, в действиях субъекта. Воображение как бы открывает новые двери для на­ших потребностей и стремлений: в сказке, игре и вымысле как ребенок, так и взрослый находят бесконечный источник переживаний. С данной функци­ей связан описанный в психоанализе механизм сублимации: при посредстве фантазии достигается высшая и социально приемлемая реализация не осу­ществившихся в повседневной жизни возможностей, что мы наблюдаем в различных видах творчества, прежде всего, в такой имагинативной деятель­ности, как искусство.

Наконец, третья функция проясняется, когда мы раскрываем психологи­ческое значение игры для развития ребенка. Именно с игровой деятельно­стью связывал Выготский работу воображения в детском возрасте: игра есть фантазия в действии, а фантазия — заторможенная и необнаруженная игра. Смысл и назначение игры как спонтанной имагинативной активности — это «организация повседневного поведения ребенка в таких формах, чтобы он мог упражняться и развиваться для будущего». Работа воображения в игре, в конечном счете, заключается в подготовке ребенка к будущим встречам с социальной действительностью, к предстоящим ему ролевым ситуациям, по­ступкам и решениям.

Кроме того, выделяют также

  • антиципирующую,
  • креативную (творческую),
  • регуляторную функции.

Антиципирующая функция состоит в том, что человек способен в воображаемом плане предвосхищать возможные последствия своих дейст­вий, предвидеть развитие и исход какой-либо ситуации, заранее представ­лять конечный результат осуществляемой деятельности (антиципация = предвосхищение).

В то же время, воображение выполняет и креативную (творческую) функцию. Это находит отражение не только в артистической деятельности, создании произведений искусства и др. видах творчества, но и в глобаль­ных процессах становления самосознания и индивидуального мировоззре­ния. Воображение (в неразрывной связи с мышлением) активно участвует в порождении целостного представления субъекта о самом себе (Образа Я) и такого интегрального образования, как «картина мира».

Эффективное использование имагинативных техник (в частности, тех­ник визуализации) в различных направлениях психотерапии, таких как има­го-терапия, психосинтез, символдрама, позволяет говорить о

регуляторной функции воображения. Формируя определенные образы, человек способен управлять функциональными состояниями собственного организ­ма и психики, регулировать течение эмоционально-волевых процессов, ми­нимизировать негативное воздействие стрессовых факторов среды. Образ воображения может стать тонким инструментом произвольной саморегуля­ции: так, представление возможных позитивных результатов деятельности способствует поддержанию волевого усилия при недостаточной (снижен­ной) мотивации.

 

Роль воображения в принятии решений

%PDF-1.4 % 1 0 объект > эндообъект 5 0 объект >

эндообъект 2 0 объект > транслировать 10.1111/(ISSN)1468-0017Acrobat Distiller 7.0 (Windows)310.1111/mila.120972016-01-08T14:37:33+05:30dvips 5.83 Copyright 1998 Radical Eye Software2016-01-08T14:37:33+05:30ap издание/pdf
  • Роль воображения в принятии решений
  • 10.1111/(ISSN)1468-0017310.1111/mila.12097uuid:7f068c62-3628-4edd-b260-eb95e12c072buuid:2bb98ed9-2ebb-47f8-acf6-bc7b1537cabd конечный поток эндообъект 3 0 объект >
    эндообъект 4 0 объект > эндообъект 6 0 объект > эндообъект 7 0 объект > эндообъект 8 0 объект > эндообъект 90 объект > эндообъект 10 0 объект > эндообъект 11 0 объект > эндообъект 12 0 объект > эндообъект 13 0 объект > эндообъект 14 0 объект > эндообъект 15 0 объект > эндообъект 16 0 объект > эндообъект 17 0 объект > эндообъект 18 0 объект > эндообъект 19 0 объект > эндообъект 20 0 объект > эндообъект 21 0 объект > эндообъект 22 0 объект > эндообъект 23 0 объект > эндообъект 24 0 объект > эндообъект 25 0 объект > эндообъект 26 0 объект > транслировать HtTKo0W( k7lzX}d[ID

    Эстетика | Определение, подходы, развитие, значение, примеры и факты

    Эдмунд Берк

    Смотреть все СМИ

    Ключевые люди:
    Иммануил Кант Георг Вильгельм Фридрих Гегель Дэвид Хьюм Фридрих Шиллер Готтхольд Эфраим Лессинг
    Похожие темы:
    возвышенный ересь парафраза красота Шесть принципов идеальная теория искусства

    Посмотреть весь связанный контент →

    эстетика , также пишется как эстетика , философское исследование красоты и вкуса. Она тесно связана с философией искусства, изучающей природу искусства и концепции, с помощью которых интерпретируются и оцениваются отдельные произведения искусства.

    Дать более чем общее определение предмета эстетики чрезвычайно сложно. Действительно, можно сказать, что самоопределение было главной задачей современной эстетики. Мы знакомы с интересной и загадочной областью опыта: царством прекрасного, уродливого, возвышенного и элегантного; вкуса, критики и изобразительного искусства; и созерцания, чувственного наслаждения и очарования. Мы полагаем, что во всех этих явлениях действуют сходные принципы и задействованы сходные интересы. Если мы ошибаемся в этом впечатлении, нам придется отбросить такие идеи, как красота и вкус, как представляющие лишь периферийный философский интерес. С другой стороны, если наше впечатление верно и философия подтверждает его, мы открыли основу для философской эстетики.

    В этой статье делается попытка прояснить природу современной эстетики и очертить лежащие в ее основе принципы и проблемы. Хотя статья посвящена западной эстетической мысли и ее развитию, в ней рассматриваются некоторые основные черты марксистской и восточной эстетики.

    Сущность и объем эстетики

    Эстетика шире по объему, чем философия искусства, составляющая одну из ее ветвей. Он имеет дело не только с природой и ценностью искусства, но и с теми реакциями на природные объекты, которые находят выражение в языке прекрасного и уродливого. Однако вначале возникает проблема с такими терминами, как 9.0039 прекрасное и уродливое кажутся слишком расплывчатыми в своем применении и слишком субъективными в своем значении, чтобы успешно разделить мир на те вещи, которые делают, и те, которые не делают, иллюстрируют их. Почти все может казаться прекрасным кому-то или с какой-то точки зрения, и разные люди применяют это слово к совершенно разным объектам по причинам, которые часто кажутся мало или совсем не имеющими общего. Возможно, существует какое-то одно основное убеждение, которое мотивирует все их суждения. Однако может быть и так, что термин красивый имеет смысл только как выражение отношения, которое, в свою очередь, приписывается разными людьми к совершенно разным положениям дел.

    Более того, несмотря на акцент, сделанный философами на терминах прекрасное и безобразное , далеко не очевидно, что они являются наиболее важными или наиболее полезными ни в обсуждении и критике искусства, ни в описании того, что привлекает нас в природе. Чтобы передать значимость стихотворения, мы можем описать его как ироничное, трогательное, выразительное, уравновешенное и гармоничное. Точно так же, характеризуя любимый участок сельской местности, мы можем предпочесть описать его как мирный, мягкий, атмосферный, суровый и вызывающий воспоминания, а не красивый. Меньше всего следует сказать, что красивый принадлежит к классу терминов, из которых он был выбран как для удобства, так и в смысле того, что он фиксирует отличительные черты этого класса.

    В то же время кажется, что нет четкого способа разграничения рассматриваемого класса — по крайней мере, до появления теории. Следовательно, эстетика должна раскинуть свою сеть шире, чем изучение красоты или других эстетических понятий, если она хочет открыть принципы, посредством которых она должна быть определена. Таким образом, мы сразу же возвращаемся к мучительному вопросу нашего предмета: что должен изучать философ, чтобы понять такие идеи, как красота и вкус?

    Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

    Подписаться сейчас

    Три подхода к эстетике

    Для ответа на этот вопрос были предложены три широких подхода, каждый из которых интуитивно разумен:

    1. Изучение эстетических понятий, или, точнее, анализ «языка». критики», в которой выделяются частные суждения и показывается их логика и обоснованность. В своем знаменитом трактате О возвышенном и прекрасном (1757) Эдмунд Берк попытался провести различие между двумя эстетическими понятиями и, изучая обозначаемые ими качества, проанализировать отдельные человеческие установки, которые к ним направлены. Различие Берка между возвышенным и прекрасным имело огромное влияние, отражая преобладающий стиль современной критики. В более поздние времена философы имели тенденцию концентрироваться на концепциях современной теории литературы, а именно на таких, как репрезентация, выражение, форма, стиль и сентиментальность. Исследование неизменно имеет двойную цель: показать, как (если вообще) эти описания могут быть оправданы, и показать, что является отличительным в человеческом опыте, который выражается в них.

    2. Философское исследование определенных состояний ума — реакций, отношений, эмоций, — которые, как считается, связаны с эстетическим опытом. Так, в основополагающем труде современной эстетики Kritik der Urteilskraft (1790; The Critique of Judgment ) Иммануил Кант определил отличительные черты эстетики в способности «суждения», посредством чего мы занимаем определенную позицию по отношению к объектов, отделяя их от наших научных интересов и наших практических забот. Таким образом, ключ к эстетической сфере лежит в определенном «бескорыстном» отношении, которое мы можем принять по отношению к любому объекту и которое может быть выражено многими противоположными способами.

    В последнее время философы, не доверяющие кантовской теории способностей, пытались выразить понятия «эстетического отношения» и «эстетического опыта» другими способами, опираясь на достижения философской психологии, во многом обязанные Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю. , феноменологи и Людвиг Витгенштейн (точнее, Витгенштейн из философских исследований [1953]). При рассмотрении этих теорий (некоторые из которых обсуждаются ниже) необходимо иметь в виду принципиальное различие: различие между философией сознания и эмпирической психологией. Философия не наука, потому что не исследует причин явлений. Это априорное или концептуальное исследование, основной целью которого является выявление, а не объяснение. В сущности, цель философа состоит в том, чтобы дать как можно более широкое описание самих вещей, чтобы показать, как мы должны их понимать и как мы должны их ценить. Два наиболее выдающихся современных философских метода — феноменология и концептуальный анализ — склонны считать эту цель отличной от цели науки и (по крайней мере частично) предшествующей ей. Ибо как мы можем начать объяснять то, что нам еще предстоит идентифицировать? Хотя эмпирические исследования эстетического опыта (упражнения в психологии красоты) проводились, они не являются частью эстетики, рассматриваемой в этой статье. В самом деле, поразительную скудость их выводов можно с полным основанием отнести к их попытке дать теорию явлений, которые еще предстоит должным образом определить.

    3. Философское исследование эстетического объекта. Этот подход отражает мнение о том, что проблемы эстетики существуют прежде всего потому, что мир содержит особый класс объектов, на которые мы реагируем избирательно и которые мы описываем в эстетических терминах. Обычный класс, выделяемый в качестве основных эстетических объектов, включает в себя произведения искусства. Все другие эстетические объекты (пейзажи, лица, objets trouvés и т. п.) обычно включаются в этот класс только потому и в той мере, в какой их можно рассматривать как искусство (или так утверждается).

    Если принять такой подход, то перестанет существовать реальное различие между эстетикой и философией искусства; а эстетические понятия и эстетический опыт заслуживают своих названий тем, что являются соответственно понятиями, необходимыми для понимания произведений искусства, и опытом, вызываемым противостоянием им. Таким образом, Гегель, оказавший, пожалуй, основное философское влияние на современную эстетику, считал, что главная задача эстетики заключается в изучении различных форм искусства и духовного содержания, свойственного каждой из них. Большая часть недавней эстетики была также сосредоточена на художественных проблемах, и можно сказать, что в настоящее время общепринято рассматривать эстетику исключительно через изучение искусства.

    Третий подход к эстетике не требует концентрации на искусстве. Даже тот, кто считал искусство не более чем одним из проявлений эстетической ценности, — может быть, даже сравнительно незначительным проявлением, — может полагать, что первоочередной задачей эстетики является изучение предметов эстетического опыта и нахождение в них истинных отличительных черт эстетического опыта.

    Добавить комментарий