Функции воображения в психологии – Воображение

Воображение

С окружающей средой человек находится в постоянном контакте и на его органы чувств каждую секунду воздействуют сотни самых разных стимулов. Впечатления, полученные от предметов реального мира, сохраняются в памяти длительное время и подвергаются определенной обработке, таким образом, человек может воздействовать на окружающую среду и целенаправленно её изменять.

Человек в своих целях действует по заранее намеченному плану и потом воплощает его на практике. В создании чего-либо нового проявляется еще один феномен психики человека. Суть этого феномена заключается в том, что сначала в сознании создается образ, не существующий в реальности. Основой создания этого образа служит прошлый опыт человека, а сам процесс создания новых психических образов получил название воображения.

Специалисты считают, что воображение формировалось в процессе трудовой деятельности, потому что существовала потребность в преобразовании предметов реального мира. В ходе исторического развития человека деятельность воображения стала проявляться в фантазиях, мечтах, т.е. тех образах, которые не могли быть созданы на практике в данный момент.

Даже такие сложные формы воображения, которые необходимы в научном, техническом и художественном творчестве, выступают как результат преобразования представлений из реальной действительности.

Память и мышление неразрывно связаны с процессом воображения. Если человек воспроизводит представления вещей или событий из своего опыта, то речь идет о процессах памяти. Если эти же представления воспроизводятся для создания новых представлений, то речь идет о деятельности воображения. Деятельность воображения обязательно присутствует в формировании образов каких-либо объектов или явлений, никогда не воспринимаемых человеком. Например, представления о природных зонах или образе литературного героя.

Очень тесно деятельность воображения связана с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого вызывает позитивные чувства и может вывести из негативных состояний, а это значит, что воображение играет значительную роль в регуляции поведения.

Налицо связь воображения и волевых действий. В любом виде трудовой деятельности присутствует воображение, но, прежде чем что-то создать, необходимо об этом иметь представление. Значение воображения возрастает с приближением к творческой деятельности.

Актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы составляют физиологическую основу воображения. Возникающие новые образы не совпадают с прежним опытом, но и не отрываются от него. Непредсказуемость воображения, его сложность, дают основание предполагать, что его физиологические механизмы связаны с глубоко залегающими структурами мозга. Значительную роль играет здесь гипоталамо-лимбическая система.

Воображение оказывает влияние на функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и на многие другие органические процессы. Например, представление о вкусной еде вызывает сильное слюноотделение, а внушение об ожоге может вызвать его реальные признаки. Таким образом, роль воображения в регуляции процессов организма человека и в регуляции его мотивированного поведения, значительна.

Основные функции воображения

Из всех живых существ только человек обладает активным и продуктивным воображением. Кроме продуктивного воображения есть еще пассивное и репродуктивное. Вся деятельность человека в той или иной степени пронизана воображением, которое сопровождает его во время чтения книги, прослушивания музыки, беседы с коллегой. Воображению человечество обязано всем, считают ученые, что составляет научно-технический прогресс, поэтому функции воображения многочисленны:

  • Познавательная функция. Она состоит в том, что воображение способствует расширению и углублению знания. Данная функция имеет две разновидности – генерализационную, которая проявляется в генерации ситуаций, возможностей, элементов и синтетическую функцию – создание целостного новообразования. Новые созданные образы приводят к открытиям и изобретениям, поэтому воображение является психологическим фактором поисковой творческой деятельности;
  • Функция предвосхищения. В основе психического состояния лежат образы воображения, оно направлено на то, что может или должно произойти. Образы воображения облегчают процесс предвосхищения результата какого-либо положения, последующего образа действия. В речевом плане облегчается мысленное построение фразы;
  • Регулирующая функция. Она предполагает, что образы воображения имеют побудительное значение и в определенном направлении способствуют активности человека. Связанные с потребностями, интересами и другими компонентами личности, они становятся психологическим фактором творческого вдохновения;
  • Контрольно-корректирующая функция. Суть её состоит в том, что дает возможность исправлять ошибки и недочеты, совершенствовать методы и приемы выполняемой работы;
  • Функция эмоционального воздействия. Яркие и чувственные образы воображения оказывают большое влияние на эмоциональный фон деятельности. Они оказывают стимулирующее действие на настроение человека в процессе деятельности, могут повышать или понижать его, способствовать увлеченности работой или сдерживать её.

Воображение имеет еще две специальные, психологические функции – психодиагностическую и психотерапевтическую:

  1. Психодиагностическая функция воображения. Суть этой функции в том, что, анализируя продукты воображения человека, можно говорить о его психологии. Данная функция используется в психологических тестах – придумать, сочинить, нарисовать что-то фантастическое, а после специального анализа сделать определенные выводы;
  2. Психотерапевтическая функция воображения. С помощью этой функции можно оказывать положительное влияние на психологическое состояние и поведение человека. При произвольном вызове определенных образов, можно изменить собственное психическое и физическое состояние. Эта функция воображения активно используется во многих методах практической психологии, например, в аутогенной тренировке, в гештальттерапии, в нейролингвистическом программировании.

В жизни каждого человека бывают случаи, когда необходимо обратиться к использованию воображения. Это может быть планирование и управление деятельностью, регулирование процесса удовлетворения потребностей, виды творческой деятельности.

Однозначного соответствия между образами воображения и явлениями действительности, которые в них отражаются, нет, потому что воображение не есть копия настоящего. Воображение – это модель предполагаемого образа, основанная на опыте субъекта. Любые образы фантазии детерминированы. Бессодержательной фантазии, в которой не отразился бы природный или социальный объективный мир, нет, и не может быть. Степень адекватности отражения действительности в фантазии может быть разной.

Исходя из этого, была предпринята попытка классифицировать фантазию, т.е. воображение на виды:

  • Рациональная фантазия. Она отражает существенные стороны объекта;
  • Иллюзия. Видимость принимается за сущность;
  • Мистификация. Объективная реальность сознательно искажается.

Функции воображения показаны на схеме ниже.

spravochnick.ru

Воображение – что это в психологии. Его свойства и функции

Получая и обрабатывая данные наших органов чувств, мы не просто познаем мир, но в меру своих способностей преобразуем его, причем не только в реальности, но и на уровне сознания. Изменение образной информации играет ключевую роль в творчестве, а еще без него невозможна никакая продуктивная деятельность. Это мысленное преобразование действительности и есть воображение – один из высших познавательных процессов, присущих только человеку.

Особенности воображения как психического процесса

Творения великих художников и кулинарные рецепты, яркие фантастические образы, созданные творчеством писателей, и народные сказки, гениальные изобретения и новые коллекции известных модельеров – все это создано благодаря воображению. А еще с воображением связаны наши страхи, тревоги, надежды, мечты – все, что рождает наше сознание и подсознание. Трудно найти хоть один психический процесс, который бы не зависел от этого необычного явления.

Воображение не зря называют самым удивительным и таинственным явлением психики, и, несмотря на давнюю историю изучения, еще много связанных с ним тайн не разгадано. О том, как развить воображение, читайте здесь.

В широком смысле под воображением понимают воспроизведение и преобразование хранящихся в памяти образов. Вторая сигнальная система, то есть слова-понятия играют в воображение второстепенную роль, и чаще выступают как катализаторы, стимулирующие процесс создания новых образов. Например, мы можем представить никогда не виденное животное или место, в котором ни разу не были, по его словесному описанию.

Воображение и образное мышление

Воображение оперирует образами, поэтому плохо дружит с логикой, а часто вообще не управляется логическим мышлением. Это позволяет сделать вывод о древности воображения как формы психической деятельности человека, а возможно, оно и является тем самым первым отвлеченным мыслительным процессом, который стал доступен нашим далеким предкам.

В отличие от образов памяти, продукты воображения – не просто воспроизведение прошлого опыта, а его видоизменение, преобразование. Все происходящие с образами изменения основаны на способности человека:

  • к анализу информации;
  • выделению отдельных ее составляющих;
  • преобразованию их;
  • последующему синтезу этих элементов в иных сочетаниях.

Эти преобразования могут быть различной степени: одни образы лишь незначительно отличаются от хранящихся в памяти, другие совсем на них не похожи. Человек может вообразить и то, что он никогда не видел (по описанию), и то, чего вообще даже быть не может. Причем продукты воображения тоже сохраняются в памяти, чтобы потом участвовать в последующей мыслительной деятельности. Поэтому наше сознание в союзе с подсознанием способны породить такой потрясающий «коктейль» из образов, который удивит даже нас самих.

Несмотря на удивительные, невероятные образы, создаваемые нашим воображением, ничего абсолютно нового представить нельзя. Как бы это ни странно звучало, но вообразить человек может только то, что видел, слышал, чувствовал. Однако наш мозг способен видоизменить элементы прежнего опыта буквально до неузнаваемости и создать из них, как из кусочков мозаики, новые образы.

Простейшими примерами такой комбинаторной деятельности являются всем известные мифологические и сказочные персонажи:

  • Кентавр – соединение человеческого торса и тела и ног коня.
  • Грифон – наполовину орел, наполовину лев.
  • А Змей-Горыныч – это просто огромная ящерица с тремя головами и крыльями летучей мыши.

Более сложная и многоступенчатая комбинаторная деятельность позволяет создавать и более сложные образы. По сути дела, все изобретения человечества возникли этим же путем.

Физиологическая основа воображения

Как и все психические процессы, воображение – это результат обмена электрохимическими импульсами между нейронами головного мозга. Во время прохождения импульса между волокнами нервных клеток возникает белковая молекула – нейротрансмиттер:

  • Она, во-первых, обеспечивает связь между нейронами.
  • Во-вторых, сохраняет информацию о прохождении сигнала, то есть является основой нашей памяти.

В результате прохождения новых импульсов образуются новые связи и целые нейронные сети. Комбинации этих связей и являются физиологической основой воображения.

Несмотря на столь незамысловатое объяснение, сущность воображение им не исчерпывается, и многое в нем остается непонятным. Например, тот факт, что связь физиологических процессов и образов воображения двусторонняя. То есть не только реальные объекты и ситуации, но и рождаемые сознанием образы могут приводить к изменению деятельности нашего организма. По сути, человек может сам «включить» любой рефлекторный процесс, опираясь только на воображение.

В качестве примера проведем небольшой эксперимент. Представьте, пожалуйста, что у вас в руках лимон. Желтый, ароматный и, конечно, кислый. Представили? А теперь вообразите, как вы режете ножом этот желтый сочный лимон и вгрызаетесь в одну из половинок, так что сок начинает стекать по подбородку… Что вы почувствовали? Правильно – рефлекторную реакцию слюноотделения, да еще такую, что от ощущения кислоты аж скулы свело. А ведь лимон-то воображаемый, его образ только в вашем сознании.

  • От воображаемой опасности мы дрожим и холодеем от страха.
  • От представления о воображаемом горе слезы наворачиваются на глаза.
  • От мысли о совершенно гипотетической радости на губах непроизвольно появляется улыбка.

Представляемые нами образы порождают абсолютно настоящие эмоции, которые вызывают тоже вполне реальные физиологические изменения в организме.

Описано немало случаев, когда человек «надумывал» себе болезнь и действительно начинал испытывать недомогание вполне реальное, а не воображаемое. Например, случаи так называемого стигматизма. Стигмы – это кровоточащие раны на запястьях некоторых экзальтированных верующих, которые возникают, когда они представляют муки Христа на кресте. Эти раны – результат высокой эмоциональности и сильного, яркого воображения.

Однако и излечить человек себя тоже может, но для этого нужно иметь не только сильное воображение, но и уверенность в своей победе над болезнью.

Функции воображения

Воображение играет в деятельности человека огромную роль, и речь идет не только о процессах познания или творчества. Можно сказать, что без воображения ни дом не построишь, ни суп не сваришь. О таком многоплановом участии этого психического процесса в жизни человека свидетельствуют его разнообразные функции.

Прогностическая функция

Предвидение возможных результатов деятельности считается основополагающей функцией воображения. Палеопсихологи предполагают, что именно эта функция лежит в основе возникновения не только воображения, но и образного мышления вообще. Кстати, в форме предвидения зачатки воображения есть и у высших животных. Люди, имеющие домашних питомцев, знают, что если кошка или собака не встречают пришедшего с работы хозяина, а прячутся, значит, они что-то натворили и предвидят реакцию человека.

Познавательная функция

Наряду с мышлением, воображение участвует в процессе обработки поступающей в мозг информации. Именно его заслуга в том, что мы можем сохранять в памяти, а потом воспроизводить образы при неполном знании. Например, достаточно силуэта, чтобы отличить изображение собаки от рисунка кошки. Мы можем увидеть человека вполоборота, а воображение дополнит недостающее, и в памяти сохранится целостный образ. Иногда, правда, наши представления об объекте весьма отличаются от самого объекта. И в этом тоже «заслуга» воображения.

Функция преобразования

Эта функция связана с операциями с образами и обеспечивает возможность другого очень важного процесса – творчества. Творчество – это, по сути, деятельность, связанная с воплощением в реальность воображаемых образов. Не только искусство и наука, но и вся продуктивная деятельность, значит, и развитие человеческой цивилизации опирается на эту функцию воображения.

Функция планирования

Воображение обеспечивает возможность не только предвидеть результаты деятельности, но и планировать эту деятельность, составлять своеобразную программу или схему, намечать путь, по которому мы можем прийти к поставленной цели.

Психотерапевтическая или компенсаторная функция

На уровне воображения человек может компенсировать то, чего ему не хватает в реальности. Мечты и грезы – это вид воображения, который приносят человеку чувство удовлетворения, хоть и не удовлетворяет никакие реальные потребности. Однако, представляя желаемое, мечтая о нем, человек снимает психическое напряжение, которое может привести к эмоциональному срыву. Воображение в данном случае не решает возникшие перед человеком проблемы, но помогает принять ситуацию, которую он не может изменить, или избавиться от навязчивых гнетущих мыслей и переживаний.

Это лишь самые основные функции воображения. На самом деле, без него не обходится ни одно проявление психической деятельности:

  • Воображение делает возможным сопереживание, сострадание, так как мы можем представить эмоции, которые переживает другой человек.
  • Регулирует наше поведение, подкидывая нам приятные или неприятные образы, «предупреждая» о возможных последствиях поступков.
  • Просто делает нашу жизнь более яркой, полной и объемной.

psychologist.tips

40-Понятие о воображении. Виды и функции воображения

Вопрос № 40.
Понятие о воображении. Виды и функции
воображения. Воображение и творчество.

Воображение
это психический познавательный процесс
создания новых представлений на основ
имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего
отражения действительности. Воображение
— психических процесс, выражающийся:

1) в построении
образа средств и конечного результата
предметной деятельности субъекта;

2) в создании
программы поведения, когда проблемная
ситуация не определена;

3) в продуцировании
образов, которые не программируют, а
заменяют деятельность;

4) в создании
образов, соответствующих описанию
объекта.

Важнейшая знача
воображения в том, что оно позволяет
представить результат труда до его
начала, так сказать ориентируя человека
в процессе деятельности. В процессе
деятельности воображение выступ в
единстве с мышлением. Включение
воображения или мышления в процесс
деятельности определяется степенью
неопределенности проблемной ситуации,
полнотой или дефицитом информации,
содержащейся в исходных данных задачи.
Если исходные данные известны, то ход
решения задачи подчиняется преимущественно
законам мышления; если же эти данные с
трудом поддаются анализу, то действуют
механизмы воображения.

Нередко одна и та
же задача м.б. решена как с помощью
мышления, так и с помощью воображения.
Сущность воображения, если говорить о
его механизмах, — преобразование
представлений, создание новых образов
на основе имеющихся. В своих высших
творческих формах воображение совершает
отлет от действительности, чтобы еще
глубже проникнуть в нее.

Функции воображения.
В жизни человека воображение выполняет
ряд специфических функций. Первая из
них состоит в том, чтобы представлять
действительность в образах, и иметь
возможность пользоваться ими, решая
задачи. Эта функция воображения связана
с мышлением и органически в него включена.

Вторая функция
воображения состоит в регулировании
эмоциональных состояний. При помощи
своего воображения человек способен
хотя бы отчасти удовлетворять многие
потребности, снимать порождаемую ими
напряженность. Данная жизненно важная
функция особенно подчеркивается и
разрабатывается в психоанализе.

Третья функция
воображения связана с его участием в
произвольной регуляции познавательных
процессов и состояний человека, в
частности восприятия, внимания, памяти,
речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых
образов человек может обращать внимание
на нужные собы­тия. Посредством образов
он получает возможность управлять
восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция
воображения состоит в формировании
внутреннего плана действий — способности
выполнять их в уме, манипулируя образами.

Наконец, пятая
функция — это планирование и
программирование деятельности,
составление таких программ, оценка их
правильности, процесса реализации.

Виды воображения:
пассивное и активное. В самых низших и
примитивных своих формах воображение
проявляется в непроизвольной трансформации
образов, которая совершается под
воздействием малоосознанных потребностей,
тенденций, влечений, не завис от
сознательного вмешательства субъекта.
Образы воображения как бы самопроизвольно
трансформируется, всплывая перед
воображением, а не формируется им; здесь
нет еще собственно оперирования образами.

Пассивное воображение
м.б. непреднамеренным (дремота, сны) и
преднамеренным, которое создает образы,
не связи с волей, которая могла бы
способствовать их воплощению в жизнь
(грезы). В высших формах воображение, в
творчестве, образы сознательно формируются
и преобразуются в соответствии с целями,
которые ставит себе сознательная
творческая деятельность человека.
Активное воображение м.б. воспроизводящее
и творческое. Воссоздающее воображение
имеет в своей основе создание тех/иных
образов, соответствующих описанию.
Творческое воображение предполагает
самостоятельное создание образов,
реализуемых в оригинальных и ценных
продуктах деятельности.

В зависимости от
характера образов, которыми оперирует
воображение, различают иногда конкретное
и абстрактное воображение. Абстрактное
воображение пользуется образами высокой
степени обобщенности, генерализованным
образами — схемами, символами. Отдельно
некоторые авторы выделяют такой вид
воображения, как мечта. Мечта — это образ
желаемого будущего. Особенностью мечты
является построение тех образов, которые
пока еще не осуществлены, а иногда и не
могут осуществиться.

Функции воображения

1. Регуляция
поведения и деятельности — т.е. человек
представляет результаты своего возможного
поведения, возможные последствия
действий. Человек либо отказывается от
данных действий, либо наоборот активирует
свою деятельность (старается реализовать
свои мечты).

2. Преобразовательная
функция — т.е. воображение позволяет
создавать идеальные модели, прообразы
будущего, которые продвигают
научно-технический прогресс, позволяют
развиваться цивилизации.

Виды воображения

По критерию
целеполагания выделяют: непроизвольное
и произвольное воображение.

Непроизвольное
воображение — это непреднамеренное (без
цели) создание новых образов (например
при чтении книги).

Произвольное
воображение — это целенаправленное
создание новых образов.

По критерию
оригинальности новых образов выделяют:
репродуктивное или воссоздающее
воображение и продуктивное (творческое)
воображение.

Репродуктивное
воображение — это создание новых образов
на основе описания или условного
изображения. Например: Если посмотреть
на карте мира на Антарктиду, то появится
образ льдов, на Африку — джунгли, пустыня.
Репродуктивное воображение дает человеку
познавать то, что он непосредственно
не воспринимает в данный момент. И на
основе этого воображения создается
установка, т.е. некое представление
наступающих событий и соответствующее
отношение к ним (влияет на взаимоотношения).
Каузальная атрибуция — приписывание
негативных образов (муж вовремя не
пришел домой).

Творческое
воображение — это создание новых,
оригинальных, не имеющих аналогов
образов. Этот вид воображения лежит в
основе новой научной, художественной,
литературной и музыкальной деятельности.

Фантазия

Фантазия — это вид
творческого воображения, когда в
создаваемом образе отдельные его
элементы находятся в необычных или
нереальных сочетаниях.

По степени активности
выделяют: пассивное и активное воображение.

Когда воображение
выступает как заместитель активной
деятельности и не приводит к конкретным
действиям — это пассивный вид воображения.
Активный вид наоборот, приводит к
конкретным действиям.

Операции
воображения (способы которыми мы создаем
воображение)

1. Агглютинация
(склеивание) — это механистическое, не
реальное объединение частей или свойств
различных несовместимых объектов
(русалка, кентавр, минотавр, леший,
водяной; амфибия — лодка, самолет,
автомобиль).

2. Аналогия — новые
образы создаются по аналогии с конкретно
какими-то объектами. Пример: многие
орудия труда были созданы по аналогии
с руки человека — грабли, молоток, клещи
и т.д.

3. Гиперболизация
(преувеличение) — это преувеличение
каких-то качеств, свойств, количества
элементов в создаваемом образе. (Шаржи
— пиноккио, или собака — хозяин).

4. Типизация — это
включение в создаваемый образ наиболее
типичных черт, характерных для какой-либо
группы объектов (амфора — образ женщины).

В своем развитии
в онтогенезе воображение проходит два
пика:

1-й пик приходится
на дошкольный возраст, когда воображение
интенсивно развивается в сюжетно-ролевой
игре.

2-й пик развития
воображения происходит в подростковом
возрасте, когда окончательно складывается
функция абстрагирования.

2

studfiles.net

Функции воображения

Окружающая действительность, к сожалению, не всегда дружелюбна, поэтому человеку свойственно мечтать, ограждая себя от чрезмерных переживаний. Но это только частный случай, на самом деле видов воображения и его функций намного больше. Поэтому и явление это более распространено, чем может показаться вначале.

Виды воображения

Интересно, что воображение, являясь особой формой психики, располагается между мышлением и восприятием, оставаясь при этом совершенно отдельной от остальных процессов. Надо заметить, что воображение абсолютно необходимое явление, мало того, что все культурные достижения являются результатом именно этого процесса, так он ещё и очень тесно взаимосвязан с мышлением и познанием. Последнего без воображения вообще бы быть не могло (без создания мысленных образов ничего изучить не выйдет), а особенно интересно выглядит связь с логическим мышлением. В то время, когда логика бессильна, у человека включается воображение, которое помогает достраивать недостающие детали. Существуют эти вымышленные элементы до обнаружения истинных связей, таким образом, воображение является стимулом логического мышления. Но, прежде чем продолжить разговор о роли этого процесса, необходимо разобраться с видами воображения, а потом можно и к объяснению его основных функций приступать.

Принято выделять 6 основных видов этого явления.

  1. Активное воображение характеризуется сознательным формированием мысленных образов.
  2. Пассивное воображение – здесь воля человека не играет решающей роли в создании образов, они появляются спонтанно, что называется без предупреждения.
  3. Репродуктивное воображение. По названию понятно, что этот процесс является воссоздающим, а если точнее, создающим образ по какому-либо описанию. К примеру, так мы создаём в уме портреты литературных героев. Такое воображение очень тесно связано с памятью и восприятием, но мало напоминает творчество.
  4. Продуктивное воображение, напротив, исключительно творческое. Здесь человек совершенно осмысленно конструирует оригинальные образы, причём новизна может быть личной (только для себя) или абсолютной (для всех).
  5. Конкретное – образы предельно конкретные со множеством деталей, но массовыми такие идеи быть не могут. Различают вкусовые, зрительные, обонятельные, осязательные, двигательные и слуховые.
  6. Абстрактное воображение – создаются крупные схемы, масштабные идеи, но детали здесь не прорисовываются.

Основные функции воображения в психологии

Как уже говорилось выше, процесс создания мысленных образов является чрезвычайно важным в жизни человека, а более подробно это могут объяснить функции воображения, которых насчитывается 5.

  1. Способность мысленно представлять реальность для решения вполне конкретных задач.
  2. Регулирование эмоциональных состояний. Мы все пользуемся этой функцией, когда надо успокоиться (или прийти к возбуждённому состоянию), представляя соответствующие картинки.
  3. Произвольная регуляция процессов познания. Каждый способен управлять воспоминаниями, при должной тренировке и физиологическими состояниями.
  4. Способность мысленной манипуляции созданными образами, производя краткосрочный план действий.
  5. Долгосрочное планирование своей жизни, с подробным программированием деятельности, а также последующая оценка правильности своих действий.

Познакомившись с функциями и видами воображения, становится ясно, что его развитие требуется не только людям творческих профессий, следователям и учёным без этого качества пришлось бы очень непросто.

 

womanadvice.ru

Функции воображения

Как один из познавательных
процессов воображение выполняет
различные
f-цели.

1.      
Первая функция
состоит в том, чтобы представлять
действительность в образах

и иметь возможность пользоваться ими,
решая задачи; эта функция связана с
мышлением и включена в него.

2.      
Регулирование
эмоциональных состояний
.
При помощи своего воображения человек
способен отчасти удовлетворять многие
свои потребности, снимать порождаемую
ими напряжённость.

3.      
Участие воображения
в произвольной регуляции познавательных
процессов и состояний человека
.
С помощью вызываемых в воображении
образов человек может обращать внимание
на нужные события, управлять восприятием,
воспоминаниями, высказываниями.

4.      
Формирование
внутреннего плана действий
 –
способности выполнять их в уме, манипулируя
образами.

5.      
Планирование и
программирование деятельности
,
составление программ действий, оценки
их правильности, процесса реализации.

7. Память, её функции и свойства. Виды памяти Филиппов Евгений

В психологии память
понимается как познавательный
(когнитивный) процесс, состоящий в
запоминании, сохранении, воспроизведении
и забывании приобретённого опыта, а
также в развитии и существовании человека
как субъекта и как личности. Выполнение
этих функций требует от человека особой
психической активности, которая получила
название мнемической деятельности.

Многочисленные исследования позволили
установить, что память лежит в основе
любого психического явления. Без её
включения в акт познания ощущения и
образы восприятия будут переживаться
как впервые возникающие, что сделает
невозможным ориентировку в мире и его
познание. Разрушение памяти равноценно
распаду личности: человек превращается
в “живой автомат”, способный лишь
реагировать на стимулы, действующие в
данный момент.

В структуре памяти выделяют четыре
относительно самостоятельных процесса
и соответствующие им функции: запоминание,
сохранение, воспроизведение и забывание.

1.     
Запоминание –
процесс запечатления (фиксирования)
информации, представленный в форме
ощущений, субъективных образов, мыслей,
эмоциональных переживаний, движений,
практических действий и актов общения.
На его основе происходит накопление и
расширение жизненного опыта, психическое
развитие человека. Важнейшей особенностью
запоминания выступает его избирательность –
далеко не вся информация подлежит
запечатлению. Большая часть информации
используется для оперативной регуляции
текущей деятельности и общения и по
мере выполнения своего функционального
назначения навсегда теряется.

2.     
Сохранение –
процесс удержания информации, её
переработки и преобразования. Предметом
его выступают не только знания, умения
и навыки, но и любые личностные образования.
Сохранение следует понимать как активный
мнемический процесс, в ходе которого
субъективные образования подвергаются
непрерывным изменениям.

3.     
Воспроизведение –
процесс памяти, в
результате которого происходит
актуализация закреплённого ранее
содержания психики путём извлечения
его из долговременной памяти и перевода
в оперативную. Процесс воспроизведения
может иметь следующие формы: узнавание,
собственно воспроизведения и припоминание.
Узнавание –
это воспроизведение какого-либо объекта
в условиях повторного восприятия.
Собственно воспроизведение осуществляется
без повторного восприятия соответствующей
информации. Оно может быть произвольным
и непроизвольным. Непроизвольное
воспроизведение

осуществляется автоматически без
специального намерения. Оно вызывается
содержанием той деятельности, которую
человек осуществляет в данный момент.
Произвольное
воспроизведение

вызывается репродуктивной задачей,
которую человек ставит перед собой.
Если же не удаётся вспомнить то, что
необходимо, приходится делать активные
поиски, преодолевая определённые
трудности. Такое воспроизведение
называется припоминанием.

4.     
Забывание –
это процесс освобождения человека от
ненужного жизненного опыта. Забыванию
подвергается, прежде всего, то, что не
отвечает насущным потребностям субъекта
и не актуализируется в контексте решаемых
им задач. В большинстве случаев забывание
бывает непреднамеренным и неосознаваемым
процессом. Процесс забывания имеет свои
закономерности. Забывание зависит от
времени и особенно интенсивно протекает
сразу после заучивания. В течение первого
часа забывается до 60 % всей полученной
информации, а через 6 дней остаётся
менее 20 %.

studfiles.net

5 Функции воображения и его развитие

Разум
человека не может находится в бездеятельном
состоянии, поэтому люди так много
мечтают. Мозг человека продолжает
функционировать и тогда, когда в него
не поступает новая информация, когда
он не решает никаких проблем. Именно в
это время и начинает работать воображение.
Установлено, что человек по своему
желанию не в состоянии прекратить поток
мыслей, остановить воображение.

В
процессе жизнедеятельности человека
воображение выполняет ряд специфических
функций, первая из которых состоит в
том, чтобы представлять действительность
в образах и иметь возможность пользоваться
ими, решая задачи. Эта функция воображения
связана с мышлением и органически в
него включена.

Вторая
функция воображения состоит в регулировании
эмоциональных состояний. При помощи
своего воображения человек способен
хотя бы отчасти удовлетворять многие
потребности, снимать порождаемую ими
напряженность. Данная жизненно важная
функция особенно подчеркивается и
разрабатывается в таком направлении
психологии, как психоанализ.

Третья
функция воображения связана с его
участием в произвольной регуляции
познавательных процессов и состояний
человека. С помощью искусно создаваемых
образов человек может обращать внимание
на нужные события, посредством образов
он получает возможность управлять
восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая
функция воображения состоит в формировании
внутреннего плана действий, т.е.
способности выполнять их в уме, манипулируя
образами.

Пятой
функцией воображения является планирование
и программирование деятельности,
составление таких программ, оценка их
правильности, процесса реализации.

С
помощью воображения человек может
управлять многими психофизиологическими
состояниями организма, настраивать его
на предстоящую деятельность. Известны
факты, свидетельствующие о том, что с
помощью воображения, чисто волевым
путем человек может влиять на органические
процессы: изменять ритмику дыхания,
частоту пульса, кровяное давление,
температуру тела и т.п. Данные факты
лежат в основе аутотренинга, широко
используемого для саморегуляции.

6 Специфические функции воображения

При
помощи специальных упражнений и приемов
можно развивать воображение. В творческих
видах труда – наука, литература,
искусство, инженерия и т.п., развитие
воображения, естественно, происходит
в занятиях данными видами деятельности.
В аутогенной тренировке нужный результат
достигается путем специальной системы
упражнений, которые нацелены на то,
чтобы усилием воли научиться расслаблять
отдельные группы мышц, например мышцы
рук, ног, головы, туловища, произвольно
повышать или понижать давление,
температуру тела, употребляя для этого
упражнения на воображение тепла, холода.

Заключение

Воображение
– это свойство человеческого разума,
позволяющее нам как воспроизводить
образы предметов и явлений, которые мы
прежде ощущали, так и конструировать
для себя отрезки реальности, которые
мы никогда и никак не воспринимали.

Воображение,
фантазия, психическая
деятельность,
состоящая в созданиипредставленийи мысленных ситуаций, никогда в целом
не воспринимавшихся человеком вдействительности.
Воображение основано на оперировании
конкретными чувственными образами или
наглядными моделями действительности,
но при этом имеет черты опосредствованного,
обобщённого познания, объединяющие его
спроцессоммышления.
Характерный для воображение отход отреальностипозволяет определить его как процесс
преобразующего отражения действительности.

Влияние
воображения и творчества на развитие
познавательных процессов велико, так
как включает активность направленную
на создание нереальности, фантастичности,
новизны продуктов творческого или иного
воображения. Достигается это за счет
непривычного сочетания известных
элементов, включая изменение их пропорций.

Психологические
процессы: воображение и творчество как
особые виды деятельности способствуют
развитию творческого мышления. Творцами
не рождаются. Все зависит от того, какие
возможности представит окружение для
реализации того потенциала, который в
различной степени присущ каждому из
нас.

К
основным видам воображения относят
активное,
пассивное, репродуктивное, продуктивное,
конкретное, абстрактное, фантазии,
сновидения, галлюцинации, грезы, мечты.

studfiles.net

9. Понятие «воображение» в психологии. Виды воображения. Способы создания образов воображения.

Все
представления воображения строятся из
материала, полученного в прошлых
восприятиях и сохранённого в памяти.
Деятельность воображения всегда является
переработкой тех данных, которые
доставляются ощущениями и восприятиями.
Напр., человек не бывший на Крайнем
Севере, может вообразить тундру только
потому, что он видел изображения её на
картинках и фотографиях, видел в
действительности отдельные элементы,
входящие в ландшафт тундры, — видел
покрытую снегом равнину, мелкий кустарник,
видел в зоопарке оленей.

Воображение
психич.
процесс, заключающий в создании новых
образов(представлений),путём переработки
материала восприятий и представлений,
полученных в предшествующем опыте.
Присуще только человеку. Оно-познавательный
процесс. Специфика состоит в переработке
прошлого опыта. Оно неразрвыно связано
с процессом памяти(запоминание,сохранение,воспроизведение
и забывание). Преобразует то, что есть
в памяти.

Виды
воображения: 1
)воссоздающее
воображение — развертывается на основе
описания, рассказа, чертежа, схемы,
символа. 2)творческое воображение –
создание совершенно нового, оригинального
образа, не существовавшего до сих пор.
3)мечта – особая форма воображения,
локализованная в достаточном будущем
и объединяющая представления о жизни
высокого качества.

Виды
воображения:

«»Пассивное
воображение: 1. преднамеренное; 2.
непреднамеренное.

Пассивное
преднамеренное воображение: грёзы –
образы фантазий, преднамеренно вызванные,
но не связанные с волей, направленной
на воплощение их в жизнь.

Пассивное
непреднамеренное воображение: в
полудремотном состоянии, в состоянии
аффекта, во сне (сновидение), при
патологических расстройствах сознания
(галлюцинации) и т. д. Возникает при
ослаблении деятельности сознания,
второй сигнальной системы, при временном
бездействии человека.

Активное
воображение: 1 творческое; 2 воссоздающее.

Воображение,
имеющее в своей основе создание образов,
соответствующих описанию, называют
воссоздающим.

Творческое
воображение предполагает самостоятельное
создание новых образов, которые
реализуются в оригинальных и ценных
продуктах деятельности.

Приемы
(способы) создания образов воображения:

1)агглютинация – создание нового образа
путем соединения в одно целое фрагментов
различных мыслей и слов. наблюдается
при шизофрении(в частности является
одним из механизмов образования
неологизмов) и при очаговых корковых
нарушениях речи (приводит к образованию
парафазий типа контаминаций.)
2)акцентирование – один из способов
создания образов воображения. выдвигать
на первый план, подчеркивать какую-нибудь
мысль. 3)схематизация – создание образов
с помощью схем, картин. 4)типизация –
отбор или разработка типовых конструкций
или производственных процессов на
основе общих; обобщение, выражение общих
идей, процессов и явлений; выделение
существенного, повторяющегося в
однородных явлениях и воплощение его
в конкретной базе.

Синтез
представлений в процессах воображения
осуществляется в различных формах.

1)
агглютинация – предполагает «склеивание»
различных частей в повседневной жизни
не соединяемых качеств, свойств, частей.

2)
гиперболизация — характеризуется не
только увеличением или уменьшением
предмета, но и изменением количества
частей предмета или их смещение.

3)
заострение — подчёркивание каких-либо
признаков (шаржи, карикатуры).

4)
схематизация – отдельные представления
сливаются, различия сглаживаются, а
черты сходства выступают четко.

5)
типизация – выделение существенного,
повторяющегося, воплощение их в конкретном
образе.

Развитие
воображения.

  1. Игра
    характеризуется бурным развитием
    процессов воображения. Воображение
    формируется в различных видах деятельности
    и затухает, когда ребёнок перестаёт
    действовать.

  2. Фантазия
    выступает как одно из важнейших условий
    усвоения общественного опыта. Фантазия
    – важное условие развития личности
    ребёнка.

  3. Мечта
    — образы желаемого будущего.

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о