Ганс айзенк тест на психотизм: Опросник PEN (Ганс и Сибилла Айзенк) — Пройти онлайн тест

Опросник PEN

Опросник EPI , предложен Гансом и Сибиллой Айзенк в 1963 г. Добавление к шкалам EPI шкалы психотизма привело к появлению в 1968 г. опросника PEN , адаптированный вариант которого здесь приводится.

Опросник содержит 100 вопросов, на которые испытуемые должны ответить «да» либо «нет» (в бланке для ответов проставляются соответственно знаки «+» или «-»). Опросник измеряет такие психические свойства, как нейропсихическая лабильность, экстраверсия и психотизм.

Вторично можно вывести наличие таких черт личности, как эмоционально-волевая стабильность, отнести темперамент испытуемых к классическим типам: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Опросник показывает связь между этими четырьмя типами темпераментов и результатами факторно — аналитического описания личности. Время на ответы не ограничивается, хотя не рекомендуется затягивать процедуру об следования.

Перед обследованием испытуемому выдается бланк для ответов и зачитывается инструкция.

Опрос можно проводить как индивидуально, так и в группе.

Инструкция: «Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего характера и здоровья. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте «+» («да»), если нет — знак «-» («нет»). Долго не задумывайтесь, здесь правильных и неправильных ответов нет».

Методика содержит 4 шкалы: психотизма, экстраверсии-интроверсии, нейротизма и специфическую шкалу, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию.

Перечисленные шкалы измеряют следующие особенности:

—         шкала психотизма

говорит о склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности лиц, имеющих высокие оценки по данной шкале. Высокие оценки по шкале психотизма показывают на высокую конфликтность. Средние значения — 5 — 12;

—         экстраверсия проявляется в общительном, активном, оптимистическом, самоуверенном и импульсивном поведении; для интровертов характерно поведение необщительное, пассивное, спокойное, вдумчивое, рассудительное. Высокие

оценки по шкале экстраверсия — интроверсия соответствуют экстравертированному типу, низкие — интровертированному. Средние показатели — 7 — 15 баллов;

—         человеку с высоким нейротизмом свойственны сверхчувствительные реакции, напряженность, тревожность, недовольство собой и окружающим миром, ригидность Индивид с низким уровнем нейротизма спокоен, беззаботен, непринужден в общении, надежен. Высокие показатели по шкале нейротизма говорят о высокой психической не устойчивости Средние показатели — 8 — 16;

—         если по шкале искренности

количество баллов превышает 10, то результаты обследования считаются недостоверными и испытуемому следует отвечать на вопросы более откровенно.

Результаты использования данной методики в обследовании с целью профессионального отбора на различные специальности в сферу обслуживания и торговли показали, что обследуемым, имеющим оценки по шкале психотизма выше 10, не рекомендуется работать в перечисленных областях народного хозяйства и по специальностям типа «человек — человек».

Возможно индивидуальное использование и в группе.

 

Текст опросника

1.                          У Вас много различных хобби.

2.             Вы обдумываете предварительно то, что собираетесь делать.

3.             У Вас часто бывают спады и подъемы настроения.

4.             Вы претендовали когда-нибудь на похвалу за то, что в действительности сделал другой человек.

5.             Вы разговорчивый человек.

6.             Вас беспокоило бы то, что Вы залезли в долги.

7.             Вам приходилось чувствовать себя несчастным человеком без особых на то причин.

8.             Вам случалось когда-нибудь пожадничать, чтобы получить больше того, что Вам полагалось.

9.             Вы тщательно запираете дверь на ночь.

10.                  Вы считаете себя жизнерадостным человеком.

11.                  Увидев, как страдает ребенок, животное, Вы бы сильно расстроились.

12.                  Вы часто переживаете из-за того, что сделали или сказали что-то, чего не следовало бы делать и говорить.

13.                  Вы всегда исполняете свои обещания, даже если лично Вам это очень неудобно.

14.                  Вы получили бы удовольствие прыгая с парашютом.

15.                  Способны ли Вы дать волю чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании.

16.        Вы раздражительны.

17.                  Вы когда-нибудь обвиняли кого-нибудь в том, в чем на самом деле были виноваты Вы сами.

18.                  Вам нравится знакомиться с новыми людьми.

19.                  Вы верите в пользу страхования.

20.        Легко ли Вас обидеть?

21.        Все ли Ваши привычки хороши и желательны?

22.

       Находясь в обществе, Вы стараетесь быть в тени.

23.        Стали бы Вы принимать средства, которые могут привести Вас в не обычное или опасное состояние (алкоголь, наркотики).

24.        Вы часто испытываете такое состояние, когда все надоело.

25.        Вам случалось брать вещь, принадлежащую другому лицу, будь это даже такая мелочь, как булавка или пуговица.

26.        Вам нравится часто ходить к кому-нибудь в гости и бывать в обществе.

27.        Вам доставляет удовольствие обижать тех, кого Вы любите.

28.        Вас часто беспокоит чувство вины.

29.        Вам приходилось говорить о том, в чем Вы плохо разбираетесь.

30.        Вы обычно предпочитаете книги встречам с людьми.

31.        У Вас есть явные враги.

32.        Вы назвали бы себя нервным человеком.

33.        Вы всегда извиняетесь, когда нагрубите другому.

34.        У Вас много друзей.

35.        Вам нравится устраивать розыгрыши и шутки, которые иногда могут действительно причинить людям боль.

36.        Вы беспокойный человек.

37.        В детстве Вы всегда безропотно и немедленно выполняли то, что Вам приказывали.

38.        Вы считаете себя беззаботным человеком.

39.        Много ли для Вас значат хорошие манеры и чистоплотность?

40.        Волнуетесь ли Вы по поводу каких-либо ужасных событий, которые могли бы случиться, но не случились?

41.        Вам случилось сломать или потерять чужую вещь.

42.        Вы обычно первыми проявляете инициативу при знакомстве.

43.        Можете ли Вы легко понять состояние человека, если он делится с Вами заботами.

44.        У Вас часто нервы бывают натянуты до предела.

45.        Бросите ли Вы ненужную бумажку на пол, если под рукой нет корзины.

46.        Вы больше молчите, находясь в обществе других людей.

47.        Считаете ли Вы, что брак старомоден и его следует отменить?

48.        Вы иногда чувствуете жалость к себе.

49.        Вы иногда много хвастаетесь.

50.        Вы легко можете внести оживление в довольно скучную компанию.
51.        Раздражают ли Вас осторожные водители?

52.        Вы беспокоитесь о своем здоровье.

53.        Вы говорили когда-нибудь плохо о другом человеке.

54.        Вы любите пересказывать шутки и анекдоты своим друзьям.

55.        Для Вас большинство пищевых продуктов одинаковы на вкус.

56.        Бывает ли у Вас иногда дурное настроение?

57.        Вы дерзили когда-нибудь своим родителям в детстве.

58.        Вам нравится общаться с людьми.

59.        Вы переживаете, если узнаете, что допустили ошибки в своей работе.

60.        Вы страдаете от бессонницы.

61.        Вы всегда моете руки перед едой.

62.        Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман.

63.        Вы предпочитаете приходить на встречу немного раньше назначенного срока.

64.        Вы чувствуете себя апатичным, усталым без какой-либо причины.

65.        Вам нравится работа, требующая быстрых действий.

66.        Ваша мать — хороший человек (была хорошим человеком).

67.        Часто ли Вам кажется, что жизнь ужасно скучна?

68.        Вы когда-нибудь воспользовались оплошностью человека в своих целях?

69.        Вы часто берете на себя больше, чем позволяет время.

70.        Есть ли люди, которые стараются избегать Вас?

71.        Вас очень заботит Ваша внешность.

72.        Вы всегда вежливы, даже с неприятными людьми.

73.        Считаете ли Вы, что люди затрачивают слишком много времени, что бы обеспечить свое будущее, откладывая сбережения, страхуя себя и свою жизнь?

74.        Возникало ли у Вас когда-нибудь желание умереть?

75.        Вы попытались бы избежать уплаты налога с дополнительного заработка, если бы были уверены, что Вас никогда не смогут уличить в этом?

76.        Вы можете внести оживление в компанию.

77.        Вы стараетесь не грубить людям.

78.        Вы долго переживаете после случившегося конфуза.

79.        Вы когда-нибудь настаивали на том, чтобы было по-вашему?

80.        Вы часто приезжаете на вокзал в последнюю минуту перед отходом поезда?

81.        Вы когда-нибудь намеренно говорили что-нибудь неприятное или обидное для человека?

82.        Вас беспокоили Ваши нервы.

83.        Вам неприятно находиться среди людей, которые подшучивают над товарищем.

84.        Вы легко теряете друзей по своей вине.

85.        Вы часто испытываете чувство одиночества.

86.        Всегда ли Ваши слова совпадают с делом.

87.        Нравится ли Вам иногда дразнить животных?

88.        Вы легко обижаетесь на замечания, касающиеся лично Вас и Вашей работы.

89.        Жизнь без какой-либо опасности показалась бы Вам слишком скучной.

90.        Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?

91.        Вам нравится суета и ожидание вокруг Вас.

92.        Вы хотите, что бы люди боялись Вас.

93.        Верно ли, что Вы иногда полны энергии и все горит в руках, а иногда совсем вялы?

94.        Вы иногда откладываете на завтра то, что должны сделать сегодня.

95.        Считают ли Вас живым и веселым человеком?

96.        Часто ли Вам говорят неправду?

97.        Вы очень чувствительны к некоторым явлениям, событиям, вещам.

98.        Вы всегда готовы признать свои ошибки.

99.        Вам когда-нибудь жалко животное, которое попало в капкан?

100.    Трудно ли Вам заполнить анкету?

При обработке опросника подсчитывается количество совпавших с «ключевым» ответов испытуемого.

Ключ

1. Шкала психотизма.

ответы «нет» («-») — № 2, 6, 9, 11, 19, 39, 43, 59, 63, 67, 78, 100;

ответы «да» («+») — № 14, 23, 27, 31, 35, 47, 51, 55, 71, 85, 88, 93, 97.

2.    Шкала экстраверсии-интроверсии:

ответы «нет» («-») — № 22, 30, 46, 84;

ответы «да» («+») — № 1, 5, 10, 15, 18, 26, 34, 38, 42, 50, 54, 58, 62, 66, 70, 74, 77, 81,90, 92, 96.

3.    Шкала нейротизма:

ответы «да» («+») — № 3, 7, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40, 44, 48, 52, 56, 60, 64, 68, 72, 75, 79, 83, 86, 89, 94, 98.

4.    Шкала искренности:

ответы «нет» («-») — № 4, 8, 17, 25, 29, 41, 45, 49, 53, 57, 65, 69, 76, 80, 82, 91, 95;

ответы «да» («+») — № 13, 21, 33, 37, 61, 73, 87, 99.

 


Айзенк, Ганс Юрген
(род. 1916) — английский психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности. Основатель и редактор журналов «Personality and IndividualDifferences» и «Behaviour Research and Therapy».
Разные опросники

  • Бланк УСК
  • Бланк теста «Ваш сексуальный профиль»
  • Личностный опросник Айзенка
  • Методика «Выбери нужное Лицо»
  • Методика «Выход из трудных жизненных ситуаций»
  • Методика «Педагогические ситуации»
  • Методика исследования ригидности
  • Опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК)
  • Опросник «Честность»
  • Опросник EPQ
  •     . .. и другое

 


   RSS     [email protected] 

Измеритель ума

Однажды на пресс-конференции английскому психологу Гансу Айзенку был задан каверзный вопрос: «А каков ваш коэффициент интеллекта?» Айзенк быстро нашелся: «Должно быть, немаленький, раз уж я его придумал».

Справедливости ради надо заметить, что коэффициент интеллекта, сокращенно – Ай-Кью (Intelligence Quotient – IQ), — вовсе не изобретение Айзенка. Этот числовой показатель умственных  способностей предложил немецкий психолог Вильям Штерн в 1912 году, когда Айзенка еще и на свете не было. А измерительные инструменты для оценки ума, ныне именуемые тестами, появились еще раньше (впервые слово «тест» мелькнуло в научной периодике в 1890 г.). Айзенк усовершенствовал эти инструменты, более того – сделал их широко доступными. С его легкой руки измерение IQ из академического таинства превратилось в популярную народную забаву, впрочем – небезопасную (не очень-то приятно узнать, что ты не слишком умен). Естественно, в Айзенка полетели камни (когда не блещешь умом, рука так и тянется к кирпичу), причем порой почти в буквальном смысле – тухлыми яйцами он был однажды закидан безжалостно. Однако народная мудрость учит не обижаться на определенную категорию публики. Айзенк и не обиделся, тем более что к общественному негодованию ему было не привыкать. Вся его карьера просто переполнена скандалами. Он их не провоцировал, просто говорил что думал. Этими своими мыслями и вошел в историю науки.

Ганс Юрген Айзенк родился в Берлине 4 марта 1916 года, в семье, интересы которой были максимально далеки от науки: его мать была киноактрисой, звездой немого кино, снявшейся в 40 фильмах, отец – популярным конферансье. Родители развелись, когда мальчику едва исполнилось два года, и воспитывала его бабушка, которая впоследствии погибла в нацистском концлагере. Сам Айзенк, вопреки всем теориям наследственности (в развитие которых он внес немалый вклад), никакой тяги к артистической карьере не испытывал. Всегда считавшийся талантливым, но не слишком прилежным учеником, он очень рано познакомился с работами Э.Резерфорда и решил, что делом его жизни может стать только физика. По окончании школы в 1934 г. он вознамерился поступать на физическое отделение Берлинского университета. Однако выбор профессионального пути в нацистской Германии был неразрывно связан с выбором политических взглядов. Поступление в университет на столь притягательное для него физическое отделение оказалось возможным лишь при условии вступления в национал-социалистическую партию. Это условие не было обязательным для всех, но от Айзенка, известного независимостью суждений и отличавшегося сильной неприязнью к фашизму, власти потребовали демонстрации лояльности.

В школьные годы Ганс отличался гораздо большей склонностью к спорту, чем к политике. Гитлера юноша впервые увидел на нацистском митинге, куда из любопытства отправился за компанию с одноклассниками. Гитлер ему не понравился, и он даже не счел нужным это скрывать. За что и был нещадно бит товарищами. «Разбираться» с Айзенком набежала целая толпа, ибо иначе справиться с первым спортсменом школы было не так-то просто. На следующий день Ганс, помятый, но не сломленный, поодиночке надавал сдачи своим обидчикам, так что на выпускном вечере почти весь класс сиял свежими синяками. Так еще в юные годы проявилось умение Айзенка держать удар и противостоять агрессивной толпе. Очень полезное умение – учитывая то, что впоследствии он бывал бит неоднократно. Последний раз – в Сорбонне сорок лет спустя, когда высказанные им на лекции идеи показались студентам-радикалам… фашистскими! В тот раз умудренный опытом ученый не стал давать сдачи, не выдвинул против студентов никаких обвинений. Сложившийся образ вольнодумца и скандалиста не предполагал игры по банальным правилам. О себе он без ложной скромности говорил: «Когда я только начал заниматься психологией, она была совершенно дефективной. Теперь ее репутация благодаря моим работам полностью восстановлена». Даже если не обращать внимания на характерную для Айзенка склонность к эпатажу, в этих словах содержится изрядная доля истины.

В психологию Айзенк пришел случайно. Покинув родину, становившуюся все более неуютной, он эмигрировал в Англию и весной 1935 г. блестяще сдал вступительные экзамены в Лондонский университет, намереваясь осуществить свою давнюю мечту – заняться углубленным изучением физики. Но этому намерению не суждено было осуществиться. Выбор факультетов в Лондонском университете жестко определялся тем, какие экзамены сдавались. Айзенк об этом не знал, в Германии правила были другими. Выяснилось, что для специализации по физике им сданы не все необходимые экзамены. Откладывать поступление на следующий год он не мог, так как был сильно стеснен в средствах. Оставалось выбирать из тех факультетов, которым «подходили» сданные экзамены. Таким факультетом оказался психологический. Именно по такой иронии судьбы психология приобрела одного из самых ярких и продуктивных исследователей.

Первые самостоятельные работы Айзенка были посвящены исследованию структуры личности. Еще в сороковые годы оформилась хорошо знакомая психологам триада личностных свойств Айзенка – экстраверсия-интроверсия, нейротизм и психотизм, исследование которой он прекращал до последних дней жизни. Сегодня понятия экстраверсии и интроверсии знакомы многим и даже стали элементами повседневной речи. Экстраверт – человек, преимущественно ориентированный на внешний мир, мир предметов и людей, тогда как интроверт ориентирован в основном на свой внутренний мир, мир своих переживаний и представлений. Экстраверты требуют постоянной стимуляции от внешней среды, они общительны, стремятся к новым впечатлениям, склонны к риску, любят перемены, готовы к быстрым реакциям. Для них характерна раскованность поведения, оптимизм, веселость, а также вспыльчивость, некоторая агрессивность, поверхностность в восприятии людей и явлений. Интроверты, наоборот, стимулы жизненной активности черпают изнутри, живут своим богатым внутренним миром. Они замкнуты, малообщительны, медлительны, серьезны, сдержанны, любят порядок, склонны к самосозерцанию, дружат преданно, но с немногими, избегают шумных компаний.

Другая характеристика подразделяет людей по параметру эмоциональной устойчивости на тревожных (нестабильных), то есть повышенно чувствительных к неудачам и ошибкам, склонных к самообвинениям, постоянно стремящихся к совершенствованию, — и эмоционально стабильных, то есть уравновешенных, стрессоустойчивых.

Строго говоря, и эти понятия были введены в научный обиход задолго до Айзенка, их еще в 20-е годы предложил Карл Густав Юнг в своей знаменитой работе «Психологические типы». Но именно благодаря Айзенку они получили широкую популярность, проникли в разговорную речь, так что многие именно Айзенка считают их изобретателем. Основная же заслуга Айзенка состоит в том, что им был создан практичный опросник для выявления этих личностных черт. Широко растиражированный множеством популярных изданий, этот опросник является ныне одним из самых известных психологических тестов.

Другим юношеским увлечением Айзенка, как это ни странно для ученого, стала астрология. Впрочем, это древнее учение не обошли вниманием многие психологи – тот же Юнг стремился найти в гороскопах рациональное зерно. Еще в тридцатые годы Айзенк составил гороскоп самому Гитлеру и всей нацистской верхушке. Однако отосланные им гороскопы остались без ответа. Еще бы – ведь в отличие от штатных астрологов Рейха Айзенк предрекал нацистским бонзам ужасный конец.

В дальнейшем, вопреки скепсису коллег, Айзенк сохранил это увлечение и даже попытался подвести под него научную базу. Им была проведена серия экспериментов с помощью его собственного личностного опросника. В 1978 г. в «Журнале социальной психологии» Айзенк опубликовал статью о связи зодиакального знака с основными характеристиками личности. В результате масштабного исследования ему удалось установить совершенно определенную статистическую зависимость: Овен, Близнецы, Лев, Весы, Стрелец и Водолей являются преимущественно экстравертами, а Телец, Рак, Дева, Скорпион, Козерог и Рыбы – интровертами. При этом Рак, Скорпион, Рыбы являются более эмоциональными, чем другие знаки Зодиака.

Совсем недавно  отечественным психологом В.Н.Дружининым было проведено похожее исследование и также выявлена определенная зависимость, однако… совсем не та, что была установлена Айзенком. Возможно, новые исследования откроют нам новые точки соприкосновения психологического и астрологического знания о человеке. Но так или иначе, необходимо отдать должное смелости Айзенка, впервые отважившегося на эти поиски. В кругу ученых мужей эта попытка авторитета ему не прибавила, зато принесла широкую известность. Впрочем, на безвестность он и раньше не жаловался.

В начале пятидесятых, в пору безраздельного господства фрейдовского психоанализа, Айзенк выступил со статьей, в которой бросил вызов самому Фрейду. Внимательно проанализировав фрейдистскую теорию и результаты аналитической терапии, ученый пришел к сенсационным выводам. По его мнению, доктрина Фрейда принадлежит скорее к области мифологии, нежели науки, ибо ее достоверность невозможно проверить никакими научными методами — любые научно-психологические эксперименты над фрейдистскими конструкциями, в частности Эдиповым комплексом, кончаются полным фиаско. Нет никакого Эдипова комплекса, — считал Айзенк. А есть «художественный вымысел венского профессора – недаром ему вручили премию Гете, хороший был беллетрист». К тому же пациентами Фрейда были лишь венские буржуа, страдавшие неврозами. Выводы, полученные в наблюдениях над ними, Фрейд распространил на все человечество, а это Айзенк считал неоправданным и слишком смелым обобщением. Да и сама психоаналитическая терапия, по его мнению, крайне малоэффективна. Похожих результатов можно добиться с помощью простого вдумчивого самоанализа. Лечение у психоаналитика занимает долгие месяцы, порой годы, а за это время большинство неврозов проходят и вовсе без всякого вмешательства.

Характерно, что у самих психоаналитиков не находится никаких конструктивных возражений на критику в свой адрес. Зато ими изобретен беспроигрышный контраргумент: «Вы, видно, сами страдаете тяжелыми комплексами, раз так агрессивно от них защищаетесь». Этот довод особенно раздражал Айзенка, поскольку, по его мнению, являлся абсолютно некорректным в научной полемике.

Небезынтересно, что за прошедшие полвека в адрес психоанализа накопилось еще множество убийственных обвинений, а неуклюжая отповедь фрейдистов так и осталась их единственным оправданием. Об этом нелишне было бы знать нашим доморощенным фрейдистам, приобщившимся к психоанализу на волне запоздалой моды. По крайней мере, Айзенка почитать им следовало бы. Ведь в его рассуждениях куда больше здравого смысла и научной корректности, чем в фантазиях о детской сексуальности. Впрочем, психоанализ – очень доходная профессия (это и у нас уже многие уяснили). И неудивительно, что призывы Айзенка к научному здравомыслию только прибавили ему врагов.

Взамен долгосрочной, громоздкой, дорогостоящей и малоэффективной аналитической психотерапии Айзенк предлагал так называемую поведенческую терапию – нехитрый метод, основанный по поощрении желательного поведения и наказании нежелательного.  От нежелания подвергаться мучениям больные сразу выздоравливали. Понятно, что и этот метод вызвал бурю общественного негодования. Айзенк в ответ спокойно ссылался на полученные впечатляющие результаты. Под страхом неприятностей человек воздерживается от нежелательного поведения и постепенно это входит у него в привычку. Чего и требовалось добиться! Может оно и негуманно, зато эффективно! Гораздо эффективнее, чем всякие душеспасительные разговоры…

Но самые острые дебаты вызвали работы Айзенка по психологии интеллекта и измерению умственных способностей. По его мнению, человеческий ум – качество врожденное и лишь в очень малой степени, процентов на двадцать, подверженное влиянию воспитания и среды. Вывод неутешителен: коли от природы ума недостает, то уже и вряд ли прибавится. Но Айзенк пошел еще дальше. В статье «Раса, интеллект и образование» черным по белому написал: коэффициент интеллекта чернокожих в среднем на 15 баллов ниже, чем у белых, и это объясняется особенностями генетического кода. Истерия политкорректности в ту пору еще не достигла своего пика, но столь откровенное суждение уже тогда пришлось по вкусу не всем. На его опровержение были брошены лучшие умы, которые заняты изобретением контраргументов по сей день. Мол, тесты для измерения IQ используются неправильные, да и сам IQ – не безупречный показатель ума. Вот только статистическая закономерность – вещь упрямая, ее так никому опровергнуть не удалось. Фактически Айзенк просто назвал вещи своими именами. И заслужил репутацию расиста! Наученные его опытом, политкорректные нынешние психологи предпочитают замалчивать щекотливую тему, а то и вовсе выдавать черное за белое. Результат – катастрофическое обесценивание интеллекта. Сегодня стало просто неловко быть умнее кого-то другого – вдруг этот другой обидится! Правда, в наших краях заморская эпидемия пока не распространилась, книга Айзенка «Узнайте ваш IQ» идет нарасхват, а некоторых по прочтении даже радует. Немногих, правда…

Айзенк словно намеренно подстегивал общественное негодование. Так, в середине семидесятых он написал статью, в которой доказывал, что курение безвредно для здоровья, по крайней мере – вовсе не провоцирует развитие рака (онкологи, как раз тогда, как им казалось, доказавшие эту фатальную связь, перестали с ним здороваться). «Курение и рак, — писал Айзенк, — связаны лишь тем, что одновременно выступают симптомами одного и того же личностного расстройства. Тип личности, склонной к курению, а также к заболеванию раком, характеризуется неспособностью адекватно выражать эмоции, беспомощностью и депрессивными настроениями, неправильной реакцией на стресс».

К этой теме он вернулся в начале девяностых, получив крупный грант от американского табачного короля Рейнольдса, кровно заинтересованного в подтверждении его гипотезы. Скептикам Айзенк предложил поставить эксперимент на себе самом: «Я  не знаю, что такое ярость, депрессия и страх, вот и делайте выводы о моей предрасположенности». Тестирование в самом деле выявило его исключительную уравновешенность и стрессоустойчивость. Увы, курильщиков это вряд ли сможет утешить. Вопреки своей гипотезе Ганс Юрген Айзенк умер 4 сентября 1997 года от рака.

 

Источник: «Век психологии: имена и судьбы».

Читайте также: «Приключения IQ, или Кто на свете всех умнее».

Личность AO1 AO2 AO3 — PSYCHOLOGY WIZARD

Вам не нужно знать полную биологическую теорию личности, чтобы сравнить ее с психодинамической моделью Фрейда, но вам будет легче сравнивать подходы, если вы немного больше знаете о модели Айзенка. теория личности.

ПЕН. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ


ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ И МОЗГ Одна из самых влиятельных теорий личности была предложена Гансом Айзенком , немцем, который переехал жить в Великобританию, спасаясь от нацистов.

Ганс Айзенк в 1960-х годах провел исследование, в ходе которого предположил, что людей можно измерять с точки зрения экстравертов-интровертов ( E ) и стабильных невротиков ( N ).

Экстраверсия основана на необходимом нам уровне стимуляции. Это вызвано мозговым процессом, известным как восходящая ретикулярная активирующая система (9).0017 АРАС ). Работа ARAS заключается в поддержании идеального уровня бдительности. Если ARAS недостаточно активен, человек не получает достаточной стимуляции и должен искать ее в окружающей среде. Эти люди экстраверты: общительные и легко заскучавшие. На другом конце шкалы находятся интроверты, чей мозг получает слишком много стимуляции; они держатся подальше от толпы и волнений и предпочитают спокойствие и тишину.

Нейротизм основан на вегетативной нервной системе ( ANS ), что позволяет нам реагировать на стресс. Если ВНС выполняет свою работу эффективно, человек будет стабильным, с постоянным настроением и способностью легко обучаться. Если ВНС неэффективна, человек будет невротиком, с переменчивым настроением и трудностями в обучении на собственном опыте.

Айзенк предполагает, что мы все попадаем где-то по шкале E и по шкале N. Стабильные экстраверты становятся хорошими спортсменами, но невротические экстраверты чаще становятся преступниками.

Короткий тест из 10 вопросов, чтобы измерить ваш балл E

Айзенк создал опросник для измерения E и N. Это был личностный опросник Айзенка (EPI). Айзенк провел свое оригинальное исследование солдат, страдающих от боевой усталости; он обнаружил, что наиболее травмированные солдаты имели высокие баллы по N и низкие по E, что он и предсказывал. Было обнаружено, что рейтинг E повышается, когда люди употребляют алкоголь или наркотики, а рейтинг N снижается, когда людей лечат от стресса.

Айзенк (1975) позже сотрудничал со своей женой Сибил, и они предложили третье измерение, названное психотическим ( P ), которое связано с состраданием и нравственностью. Психотизм влияет на тип ваших отношений и отношений. Высокие баллы P показывают антисоциальные черты, такие как эгоизм, холодность, враждебность и импульсивность. Однако они также могут проявлять творческие способности.

С помощью P, E и N Айзенк утверждал, что у него есть полная модель человеческой личности, РУЧКА Модель .

Это показывает модель PEN в виде трехмерного графика с E на оси x слева направо, N на оси y вверх-вниз и P на оси z почти-далеко.

Айзенк включил вопросы для измерения P в свой опросник и назвал его Личностным опросником Айзенка (EPQ). Он протестировал заключенных и обнаружил, что, как он и предсказывал, они набрали больше баллов по P, чем не осужденные.

Версия EPQ из 36 вопросов

Этот интерактивный тест оценивает вас по P, E и N и рисует диаграмму, показывающую, где вы находитесь

Айзенк не полный нативист. Он признает, что окружающая среда может изменить вашу личность (в конце концов, его первое исследование было на солдатах, которые стали невротиками из-за боевого шока). Айзенк предполагает, что ваши личностные черты на 75% состоят из природы (внутренней, фиксированной и неизменной) и на 25% из воспитания (изменчивой в зависимости от вашего опыта).

«БОЛЬШАЯ ПЯТЕРКА»

Вслед за Айзенком другие исследователи предложили 5 важнейших черт личности (известных как « Большая пятерка », или «Пятифакторная модель », или FFM ).

​Их можно запомнить по коду ОКЕАН :

  • Открытость
  • Добросовестность
  • Экстраверсия
  • Доброжелательность
  • Нейротизм
Черты E и N Айзенка входят в «большую пятерку», но его черта P была разбита на три отдельные черты: открытость (творчество), добросовестность (контроль импульсов) и доброжелательность (сочувствие, забота о других).

МОДЕЛЬ ПЕРА И МОЗГ


ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ И НЕЙРОКОГНИЦИЯ

Айзенк объясняет, как предполагается, что модель PEN связана с работой мозга, поэтому давайте рассмотрим это более подробно:

ДВА ПОЛУШАРИЯ


Левое и правое полушария мозга сообщаются через мозолистое тело. Это кажется важным для долгосрочного планирования, которое является важным компонентом стабильности (низкий уровень N).

Колин ДеЯнг (Colin DeYoung, 2010) использовал МРТ-сканирование и сообщил о связи между правым полушарием и показателями N. Это имеет смысл, поскольку правое полушарие связано с эмоциональным интеллектом, а высокие баллы N означают большую эмоциональность.

Рейн и др. (1997) обнаружили, что убийцы демонстрируют меньшую активность мозолистого тела, что связано с идеей Айзенка о том, что преступники могут иметь высокие N-признаки.

КОРА МОЗГА

Как показывает случай с Финеасом Гейджем, лобная доля мозга играет важную роль в принятии решений и самоограничении. В частности, область под названием префронтальной коры кажется особенно важной.

Импульсный контроль является важным компонентом низкого P-показателя. В классическом исследовании Рейна и соавт. (1997), сканирование мозга группы убийц показало, что у них была гораздо меньшая активность в лобных долях по сравнению с контрольной группой неубийц. Это согласуется с идеей Айзенка о том, что у преступников могут быть высокие P-черты.

Случай с Финеасом Гейджем также иллюстрирует пластичность мозга; мозг имеет тенденцию исцелять или изменять свою форму, так что, если одна часть повреждена, другая часть вмешивается, чтобы «восполнить слабину». Например, Рейн обнаружил, что у убийц была более активна затылочная доля, что, возможно, компенсировало пониженную активность лобной доли.

ЛИМБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА


Лимбическая система — это подкорковая область — часть «старого мозга», которую мы разделяем с другими животными. Это также эмоциональный центр мозга, где регулируются наши самые основные побуждения и желания (аппетит, сон, половое влечение, страх).

Однако восходящая ретикулярная активирующая система (ВРАС) в основном расположена под лимбической системой в самой старой части мозга — стволе.

ARAS контролирует бдительность и покой и отправляет сообщения в другие части мозга через таламус, который действует как «коммутатор» или «маршрутизатор» мозга. Это делает ствол мозга и таламус важными для определения вашего признака Е.

Это показывает, как пути от ARAS собираются в таламусе, а затем «разветвляются» к остальной части мозга.

Ваша черта N определяется активностью вашей лимбической системы. Вегетативная нервная система (ВНС) контролируется гипоталамусом. Другие близлежащие структуры способствуют невротизму. Например, миндалевидное тело регулирует реакцию «бей или беги», и люди с высоким N склонны интерпретировать вещи как угрозы; гиппокамп отвечает за память, а люди с высоким N медленно учатся на собственном опыте.

ЛИЧНОСТЬ И ГОРМОНЫ


Ваш Р-признак связан с такими гормонами, как тестостерон . Это могло бы объяснить, почему женщины, как правило, имеют более низкие баллы по P, чем мужчины — у них меньше тестостерона (но у них есть тестостерона; он вырабатывается в женских яичниках).

Исследование заключенных (James Dabbs et al., 1987, 1995) показало, что уровень тестостерона был выше у тех, кто был осужден за насильственное преступление. Те, у кого был высокий уровень тестостерона, были оценены другими заключенными выше как «крутые». Это связано с Айзенком, который обнаружил более высокие рейтинги P в своем исследовании заключенных по сравнению с неправонарушителями.

Связь между гормонами и настроением довольно хорошо известна — мы используем фразу «чувство гормонов» для описания перепадов настроения. Однако личность более устойчива, чем настроение. Гормоны, которые могут влиять на личность, включают:

  • Эстроген: женский половой гормон, который регулирует настроение и эмоциональное благополучие (низкие показатели N)
  • поведение и доминирование (высокие баллы E и P)
  • Окситоцин : гормон, который влияет на женщин сильнее, чем на мужчин, и способствует установлению связей и сочувствию (низкие баллы P)

ЛИЧНОСТЬ И НЕЙРОМЕДИАТОРЫ


ARAS отвечает за побуждение мозга, а нейротрансмиттер, отвечающий за это, — дофамин . Колин ДеЯнг (2010) использовал МРТ-сканирование для изучения мозга и сообщил о корреляции между показателями E и путями дофамина в мозге, что и предсказывала теория Айзенка.

Серотонин подавляет (сдерживает) настроение и эмоции, и ДеЯнг сообщает об отрицательной корреляции между серотонином и N-показателями – другими словами, высокие значения N связаны с низким уровнем серотонина.

Не существует специфического нейротрансмиттера для психотизма, но высокий уровень дофамина и низкий уровень серотонина могут стимулировать импульсивность личности, описанную Айзенком. Eysenck (1990) связывает это с моноаминоксидазой (МАО) , которая представляет собой белок, помогающий обратному поглощению как серотонина, так и дофамина. Низкий уровень МАО может привести к колебаниям уровня дофамина и серотонина в разных частях мозга, и Айзенк утверждает, что у психотических пациентов и их родственников низкий уровень МАО.

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ


AO2

Зависимость

В рамках биологического подхода вы изучаете влияние наркотиков на мозг. Теория личности объясняет некоторые особенности зависимости.

Помните, что существуют небиологические объяснения агрессии, такие как Социальные объяснения с точки зрения подчинения авторитету или дискриминации чужих групп или Обучающие объяснения с точки зрения ролевых моделей. Существует также фрейдистское объяснение, которое вы должны принять во внимание.

Биологический подход хорошо объясняет почему наркотики вызывают привыкание — они влияют на пути вознаграждения в мозгу. Он не так хорош для объяснения двух других вещей:

  1. , почему люди в первую очередь начинают принимать наркотики, и
  2. , почему некоторые люди бросают принимать наркотики, а другие нет
Вот где индивидуальные различия и индивидуальность появляется теория.

Экспериментирование с наркотиками явно связано с психотической (высокой П) личностью, поскольку употребление наркотиков рискованно, антисоциально и безудержно, и все эти характеристики связаны с П. Некоторые творческие типы также верят (правильно или ошибочно) ), что употребление наркотиков открывает их воображение, и, по словам Айзенка, креативность также связана с высокими P-баллами.

Наркотики также являются стимулирующими, и люди с ярко выраженной экстравертной (высокой Э) личностью жаждут стимуляции. Тем не менее, большинство экстравертов получают необходимую им стимуляцию от спорта, общения и т. д. Другая функция наркотиков — регулировать настроение, а это то, что сильно невротическим (высоким N) личностям трудно найти. Сочетание высокого E и высокого N вместе с высоким P может быть «идеальным штормом» для употребления наркотиков, и это согласуется с идеей Айзенка о том, что преступники — это невротические экстраверты с психотическими наклонностями.

​Отказаться от наркотиков гораздо проще для интровертов (с низким уровнем Э), которым в любом случае не требуется столько стимуляции. Это также было бы легче для стабильных личностей (с низким N), которые могут лучше регулировать свое настроение и не испытывают таких же «падений» от отмены. На эмпатичных людей (низкий уровень P) гораздо чаще влияют друзья и близкие, которые страдают из-за своей зависимости от наркотиков и заставляют их бросить курить.

Люди часто говорят, что у них «зависимая личность», но обычно это просто предлог для них делать то, что они хотят делать, делая вид, что это вне их контроля. Существует не так много доказательств «аддиктивных личностей», но некоторым людям может быть труднее сопротивляться искушению, чем другим.

Психометрические тесты

Психометрические тесты — это инструменты, которые измеряют психические характеристики (такие как личность, а также интеллект или психическое здоровье) и дают числовой балл ( количественные данные ). В биологическом подходе большинство психометрических тестов представляют собой анкеты или методы визуализации мозга.

В 1985 году Айзенк выпустил пересмотренный личностный опросник Айзенка (EPQ-R), который содержит 100 вопросов «да/нет». Он также подготовил укороченную (B) версию, содержащую всего 48 вопросов, которые можно было использовать быстрее.

EPQ-R измеряет P, E и N, но крупномасштабная (A) версия также имеет L-шкалу, которая состоит из 21 «ложного вопроса» для проверки характеристик спроса.

«Ты никогда не сплетничаешь?» — пример «вопроса о лжи»

Eysenck, Eysenck & Barrett (1985) проверили мужчин и женщин на EPQ-R и получили следующие результаты:

Вы заметите, что женщины несколько более экстравертны и более невротичны, чем мужчины, но мужчины гораздо более психотичны, чем женщины. Точно так же они действовали на вопросы о лжи.

Кажется, существуют и культурные различия. Ху и Гонг (1990) сравнили писателей и математиков. Авторы набрали больше баллов по P, E и N, но ниже по L.

Что здесь происходит? Привлекает ли писательство «творческих людей» с высокими P-баллами, как предположил Айзенк? Или жизнь, посвященная числам, а не людям, постепенно уменьшает индивидуальные различия, как мог бы сказать ситуационист? Или математики были просто большими лжецами?

ОЦЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ


AO3
Достоверность

Идеи Айзенка выдержали испытание временем и продолжают исследоваться. «Большая пятерка» заменила простую модель PEN Айзенка, но экстраверсия (E) и нейротизм (N) подкреплены исследованиями функционирования мозга и точно предсказывают поведение людей в различных ситуациях. Например, Колин ДеЯнг (2010) использовал МРТ 116 мужчин и женщин, прошедших личностные тесты, для измерения черт Большой пятерки; наблюдалась значительная корреляция между активностью в определенных частях мозга и высокими или низкими оценками по определенным признакам.

Модель PEN Айзенка поддерживается его собственными исследованиями утомленных в боях солдат и заключенных.

Надежность EPI и более поздних EPQ доказана, поскольку они использовались многими другими исследователями. Анкета имеет два формата: более длинный формат А и более короткий формат В. Результаты двух сильно коррелируют. Это говорит о том, что они измеряют одно и то же (валидность).

Исследование ДеЯнга предполагает, что существует связь между PEN и мозговыми процессами, например, дофамин связан с экстраверсией, а тестостерон — с психотизмом.

Айзенк учитывает пластичность мозга. Кто-то, кто является экстравертом, не имеет возможности ходить в ночные клубы и участвовать в боях в клетке. Они могут дисциплинировать себя, чтобы получать стимул от книг и классической музыки, но им это труднее. Они становятся нетерпеливыми и легко отвлекаются.

​Кто-то, кто является интровертом, может приучить себя к стимулирующим занятиям (например, к посещению рок-концертов).

Вот почему Айзенк утверждает, что личность на 75% состоит из биологии и на 25% из среды.

Росомаха: жаждет стимуляции
Зверь: не очень

Возражения

Распространенным возражением против теории Айзенка является то, что она основана на исследованиях с использованием анкет. В EPI и EPQ используются простые вопросы «да/нет», которые предлагают «вынужденный выбор» между ответом с высоким уровнем признака или ответом с низким.

​Однако более поздние версии анкеты предлагают вопросы в стиле Лайкерта, где участники отмечают поле, говорящее, чувствуют ли они «никогда» или «часто» определенные чувства или что-то среднее между ними.

Аспект модели PEN, вызывающий наибольшую критику, — это психотизм (P), который обвиняют в слишком расплывчатой ​​формулировке. Айзенк, кажется, смешивает очень разные типы людей в качестве личностей с высоким P: творческие художники, романтики, живущие настоящим моментом, и бессердечные головорезы.

Если представление Айзенка о Р расплывчато, его теория становится нефальсифицируемой (как же вы можете доказать, что не является связью между Р и преступностью, если Р так расплывчато определено, что может означать что угодно). Согласно Карлу Попперу, подобным теориям не хватает научного статуса .

Тереза ​​Амабиле (1993) утверждает, что креативность на самом деле является другой чертой личности, чем просто плохой контроль импульсов. Многие художники очень самодисциплинированы.

Верно. Обычно я не думаю, что поэты рвутся в бой!

Хорошо, может Байрон…


Большинство психологов следуют чертам Большой пятерки вместо того, чтобы использовать черту P Айзенка. Низкие баллы за открытость, добросовестность и доброжелательность охватывают поведение, которое Айзенк назвал «психотическим», делая его намного более ясным и легким для измерения.

Более глубокая критика теории личности заключается в том, что на самом деле не существует постоянных черт, определяющих нас. Уолтер Мишель (1968) утверждает, что кажущаяся последовательность в поведении людей — это иллюзия, вызванная тем фактом, что мы обычно наблюдаем за людьми в сходных ситуациях. Это ситуационистский взгляд, согласно которому ситуации (среда) производят поведение, а не черты личности.

Различия

Экзаменационная комиссия ожидает, что вы сравните биологическое объяснение личности с фрейдистским объяснением личности. Идеи Фрейда объясняются на другой странице. А пока я сравню и противопоставлю биологическое объяснение ситуационистскому объяснению, согласно которому «личность» приобретается.

Биологическое объяснение личности поддерживает нативистский (природный) взгляд на человеческое поведение, но Подход к обучению придерживается ситуационного (воспитательного) взгляда на то, что все наше поведение исходит из нашего окружения.

Существует множество исследований, подтверждающих идею о том, что поведение личности — это приобретенное поведение. Исследования Бандуры «Кукла Бобо» показывают, что дети подражают поведению, которое они видят в образцах для подражания. Классическое и оперантное обусловливание предлагают объяснения поведения, на котором основана личность.

  • Классическое обусловливание показывает, что агрессия является безусловной реакцией на некоторые раздражители, но может стать условной реакцией на нейтральные раздражители. Это связано с биологическим подходом из-за пластичности мозга; из-за обусловленности ваш мозг меняется в том, как он реагирует на вещи.
  • Оперантное обусловливание показывает, что личность может формироваться посредством подкрепления, либо положительного подкрепления (когда экстравертное поведение вызывает у вас восхищение и уважение), либо отрицательного подкрепления (интровертное поведение уводит вас от неприятных ситуаций, а психотическое поведение заставляет людей держаться на расстоянии) .
Строгий Бихевиористы вроде Б. Ф. Скиннера утверждают, что ВСЕ виды поведения научаются и что люди рождаются как tabula rasa (банковская доска), а индивидуальные различия, такие как личность, добавляются позже.

Биологические детерминисты утверждают, что ВСЕ поведение является наследственным и что люди рождаются с генетической судьбой, которой они не могут не подчиняться.

Большинство психологов выбирают средний путь между этими крайностями. Генетика дает нам предрасполагает вести себя определенным образом, но мы можем сопротивляться этим импульсам, если постараемся. Кажется, это позиция Айзенка, но он считает, что биология более влиятельна, чем обучение (75% против 25%).

Приложения

Если нативистская точка зрения верна, то личность является врожденной и ее трудно изменить. Тем не менее, модель PEN признает, что люди обладают или способностью меняться, поэтому наибольшее применение этой теории было в психотерапии (консультировании), в частности в когнитивно-поведенческой терапии.

Обычно вы думаете о нативистской точке зрения и биологическом подходе, а не о консультировании, рекомендации лекарств или операции. Это просто показывает пересечение, происходящее в нейрокогнитивизме в наши дни.

Модель PEN объясняет, почему люди могут иметь предрасположенностей чувствовать себя определенным образом или реагировать определенным образом. Он также предлагает надежные анкеты, такие как EPQ, для измерения этих качеств. Если люди, проходящие терапию, знают, каковы их черты, они могут работать, чтобы противодействовать им. Это потому, что психотизм не заставит вас быть невнимательным придурком, а невротизм не заставит вас быть неуравновешенным и пассивно-агрессивным. Если вы знаете, что следуете тенденции, вы можете работать над ее изменением.

КПТ для преступников часто направлена ​​на то, чтобы побудить их чувствовать сочувствие и думать о влиянии своего поведения на других людей. Если это превратится в ментальную привычку, их P-показатель снизится, и они станут менее неприятными (и, возможно, с меньшей вероятностью повторных правонарушений).

Поскольку EPQ может измерять признаки P, E и N, его можно использовать для проверки эффективности терапии.

Конечно, не так уж сложно вычислить EPQ и дать ответы, которые, по вашему мнению, ищет ваш терапевт. Это называется ​характеристики спроса ​, и это особая проблема с применением личностных опросников.

Айзенк осознавал опасность характеристик спроса. Он добавил «лживые вопросы» в EPQ-R, которые не увеличивали оценку ни по одной из трех характеристик, но «поймали» любого, кто пытался дать идеальные ответы. Из 100 вопросов в крупномасштабной (A) версии EPQ-R 21 был «вопросом лжи», и чем выше «оценка лжи», тем менее надежными были бы результаты респондентов.

ОБРАЗЦОВОЕ ЭССЕ


Как написать ответ на 8 баллов Оцените одно биологическое объяснение индивидуальных различий. (8 баллов)

  • 8-балльная оценка вопроса дает 4 балла за описание индивидуальных различий с биологической точки зрения (AO1) и 4 балла за оценку (AO2). Вам нужно заключение, чтобы получить оценку в верхней полосе (7-8 баллов).
  • ​Примечание: вопрос не касается «личности», поскольку в Спецификации указано только «индивидуальные различия». Это зависит от ВАС, чтобы помнить, что это означает личность.
Описание
Одним из примеров индивидуальных различий является личность, которая объясняется моделью PEN Айзенка.
Экстраверсия — это черта, которая измеряет, сколько стимуляции нужно вашему мозгу. Экстраверты нуждаются в стимуляции, но интроверты легко раздражаются и предпочитают тишину.
Нейротизм измеряет, насколько вы эмоционально нестабильны. У невротических людей бывают перепады настроения, и им нелегко учиться, но у стабильных личностей больше самоконтроля.
​Психотизм был последней чертой, которую Айзенк добавил в 1975 году. Он измеряет импульсивность и агрессию, но также и креативность. Люди с низким психотизмом могут быть эмпатичными и склонными следовать правилам.

Оценка
Айзенк обнаружил связь между высокими показателями N и утомленными в боях солдатами и высокими показателями P и заключенными.
ДеЯнг обнаружил связь между Е и дофамином, N и серотонином, а также Р и ферментом МАО. Существует также связь между N и правым полушарием.
​Однако эти оценки зависят от опросников, которые могут быть ненадежными. Это связано с тем, что респонденты могут страдать от характеристик спроса и давать ответы, которые, по их мнению, ищут исследователи.
P подвергся критике со стороны Amabile за то, что он слишком расплывчатый. Большинство психологов считают, что художественное творчество отличается от психотизма.

Заключение
Интеракционистский подход включает в себя как когницию, так и биологию. Вот почему модель PEN немного устарела, и вместо нее предпочтительнее «Большая пятерка», исключающая P и добавляющая Доброжелательность, Добросовестность и Открытость.

  • Обратите внимание, что для ответа на 8 баллов вам не нужно включать все, что касается личности и мозга. Я не упомянул другие части лимбической системы, тестостерон или пример Финеаса Гейджа. Но это сбалансированный ответ — треть описание, треть приложение и треть оценка.

Теория личностных черт Айзенка – Разблокирована психология

16 января 2017 г. Дэниел Эдвард Психология личности, Учебник 0

Введение в теорию трех факторов Айзенка (1947, 1966)

Ганс Айзенк (1916-1997) разработал очень влиятельную теорию черт личности, которая успешно проникла в общественное мнение в отношении того, как мы думаем о личности в наши дни. -на повседневную жизнь.

Используя факторный анализ для разработки своей теории, Айзенк (1947, 1966) выделил три фактора личности: экстраверсию, невротизм и психотизм.

Каждый из факторов Теории Айзенка представляет собой биполярное измерение, а это означает, что каждый из них имеет прямую противоположность:

  • Экстраверсия против интроверсии
  • Нейротизм против эмоциональной стабильности
  • Психозизм против самоконтроля (добавлен в модель в 1966 г. )

Стоит отметить, что использование Айзенком термина «психотик» отличается от того, как это слово используют большинство клинических психологов. Айзенк имеет в виду антиобщественное поведение, а не психическое заболевание.

Ваша подписка не может быть сохранена. Пожалуйста, попробуйте еще раз.

Ваша подписка прошла успешно.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС НА PATREON

Определение факторов теории Айзенка

Экстраверсия

n. ориентация своих интересов и энергии на внешний мир людей и вещей, а не на внутренний мир субъективного опыта. … Экстраверты относительно более общительны, общительны, общительны и открыто экспрессивны». 1

Прилагательные, связанные с экстраверсией, включают: импульсивный, оптимистичный, активный, общительный, общительный и разговорчивый.

Интроверсия

сущ. ориентация на внутренний частный мир самого себя и своих внутренних мыслей и чувств, а не на внешний мир людей и вещей. … Интроверты относительно более замкнуты, уединены, замкнуты, тихи и неторопливы; они могут быть склонны приглушать или сдерживать выражение положительного аффекта, занимать более скептические взгляды или позиции и предпочитать работать независимо».0006

Прилагательные, связанные с интроверсией, включают: сдержанный, нелюдимый, тихий, пассивный, осторожный, вдумчивый и миролюбивый.

Нейротизм (нестабильный)

«характеризуется хроническим уровнем эмоциональной нестабильности и склонностью к психологическим расстройствам».

Эмоционально устойчивый

Характеризуется «предсказуемостью и последовательностью эмоциональных реакций, отсутствием резких перепадов настроения» 9.0006

К прилагательным, связанным с эмоциональной стабильностью, относятся: надежный, уравновешенный, спокойный, лидерский и беззаботный.

Психозизм

сущ. аспект личности… характеризующийся агрессией, импульсивностью, отчужденностью и антиобщественным поведением, что указывает на предрасположенность к психозам и психопатическим расстройствам».

Самоконтроль

н. способность управлять своим поведением (открытым, скрытым, эмоциональным или физическим) и сдерживать или подавлять свои импульсы».

Дэниел создал Psychology Unlocked в 2016 году для поддержки студентов-психологов, получающих высшее и дополнительное образование. Дэниел имеет степень бакалавра и магистра психологии, политики и социологии Кембриджского университета.

Добавить комментарий