Направления в психологии
Арт-терапия
Арт-терапия (от англ. art — искусство; therapy — терапия, лечение, уход, забота) — метод психотерапии, гуманистической психологии, основанный на творческой деятельности и художественных приемах использующий для лечения и психокоррекции. Работает при консультировании и терапии взрослых, детей и подростков.
Техника арт — терапии используется при решении: внутри- и межличностн ые конфликты; кризисные состояния; травмы; экзистенциальные и возрастные кризисы; потери; психосоматические расстройства; невротические расстройства; постсрессовые расстройства; развитие креативности; обнаружение личностных смыслов через творчество; развитие целостности личности; многое другое.
Бихевиоризм
Бихевиоризм — напра вление в психологии изучающее поведение человека и способы влияния на него. Основной механизм поведения — это связь стимула и реакции (S->R).
Основным методом классического бихевиоризма является наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными.
Представители бихевиоризма: Эдуард Торндайк, Джон Бродес Уотсон, Иван Петрович Павлов, Эдуард Чейс Толмен, Беррес Фредерик Скиннер.
Гендерная психология
Гендерная психология — раздел психологии изучающий закономерности поведения человека в обществе, обусловленное его социальным полом (гендером), биологическим полом и их соотношением. В гендерных исследованиях изучаются такие феномены, как: социализация, дискриминация, предрассудки, социальное восприятие и самоуважение, самовосприятие, возникновение социальных норм и ролей.
Гендер — социальный пол. Это всё что отличает женщин и мужчин и может иметь как биологические корни, так и быть следствием социального научения. Пр. мужское и женское поведение, образ мышления, отношение…
Гештальт-терапия
Гештальт-терапия, гештальт-подход в психотерапии — изобретение Фрица Перлза, синтез психоанализа, психодрамы, биоэнергетики и некоторых идей гештальт-психологии.
Основная роль гештальт-терапевта заключена в том, чтобы фокусировать внимание клиента на осознавании происходящего «здесь и сейчас», внимании к чувствам-индикаторам потребностей, ограничении попыток интерпретировать события, собственной ответственности клиента за реализацию и за запреты на реализацию потребностей.
Основными приемами работы и техники гештальт-терапии являются: принятие ответственности, осознавание, фокусировка энергии, работа с полярностями.
Гуманистическая психология
Гуманистическая психология изучает человека в его целостности в едином процессе становления и бытия учитывая его непрерывное развитие и самореализацию, которые являются частью его природы. Считается, что каждый человек уникален и обладает определённой степенью свободы от внешней обусловленности благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе, а так же есть активное, творческое существо, поэтому анализ отдельных случаев более оправдан, чем статистические обобщения. Позже взгляды гуманистического подхода в целом распространились на психотерапевтическую область.
Дифференциальная психология
Дифференциальная психология — раздел психологии, который занимается выделением, изучением и объяснением индивидуальных психологических различий у представителей различных социальных, классовых, возрастных, этнических и др. групп. А так же количественно оценивает, систематизирует индивидуальные различия и разные методы их диагностики.
Клиент-центрированная психотерапия
Клиент-центрированная психотерапия — метод психотерапии, предложенный Карлом Роджерсом. Первоначально Роджерса интересовали методы, которые способны изменить поведение и его подход к терапии назывался недирективным. Главную роль в своем подходе Роджерс отвёл взаимоотношениям между пациентом и терапевтом, как важнейшее условие эффективного лечения. Карл Роджерс предположил, что человек способен сам изменить свою личность, тогда психотерапевт может быть менее директивным во взаимоотношениях с ним. Основная идея клиент-центрированного подхода — понять самовосприятие клиента. Карл Роджерс, акцентирует роль терапевта, проявляющего открытость, эмпатию, заботу, честность и конгруэнтность, когда он слушает группу или индивида и фасилитирует их рост. Эта философия включает в себя убеждение о том, что каждый человек обладает достоинством, самоценностью и способностью к самоуправлению. Исцеление происходит когда клиент чувствует себя понятым и принятым. Почувствовать себя принятым и понятым — редкий опыт особенно тогда, когда вы испытываете ревность, страх, горе или гнев. И тем не менее, исцеляют именно эти моменты понимания и принятия.
Клиническая психология
Клиническая психология — дисциплина, которая оценивает психическое здоровье, организовывает и проводит научные исследования для понимания психических проблем, а так же разрабатывает проведение и оценку психологической коррекции и помощи (психотерапия). Психотерапевтические методы клинической психологии: консультирование, семейное консультирование, семейная психотерапия, индивидуальная психотерапия и различные формы поддержки людей, испытывающих трудности с адаптацией.
Клиническая психология — участвует в решении целого ряда задач в системе здравоохранения, образования и социальной помощи населению. Работа клинического психолога направлена на увеличение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, охрану здоровья, гармонизацию психического развития, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.
Когнитивная психология
Когнитивная психология — современное направление возникло как альтернатива бихевиоризму. Исследует познавательные процессы. Для когнитивной психологии предметом научного исследования стало понятие психики, рассматривая поведение как опосредствованное познавательными (когнитивными) факторами.
Современная когнитивная психология состоит из многих разделов: распознавание образов, восприятие, память, внимание, речь, воображение, психология развития, мышление и принятие решения, отчасти искусственный интеллект и в целом естественный интеллект. Модели познавательных процессов дают возможность по-новому взглянуть на сущность психической жизни человека.
Коучинг
Коучинг(тренерство) — профессиональная помощь человеку в определении и достижении его личных целей. Основоположник коучинга — Джон Уитмор.
Согласно Международной Федерации Коучинга профессиональный коучинг — это процесс профессиональных отношений партнеров, способствующий достижению наивысших результатов в жизни, в карьере, в бизнесе.
Логотерапия
Логотерапия (греч. logos – слово и therapeia – лечение, уход, забота)— это теория и практика психотерапии, разработанная В. Франклом, основанная на предположении, что основной движущей силой в развитие личности является стремление к поиску и реализации смысла жизни.
Нейропсихология
Нейропсихология — научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, направлена на понимание взаимосвязи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ. Нейропсихология использует научный метод который и рассматривает отдельные психические процессы, существующие в разуме, как процессы обработки информации.
Представители: Вильгельм Вундт, Александр Романович Лурия, Борис Митрофанович Величковский.
НЛП
НЛП (Нейролингвистическое программирование) — применяется в различных областях: психотерапии, спорте, рекламе, коучинге, личностном росте, продажах и т. д. Задача НЛП — реальные личностные изменения.
НЛП — это сумма технологий, позволяющая человеку действовать более эффективно в проблемных для него ситуациях. Положительный результат достигается путем овладевания клиентом расширенного выбора ответных поведенческих реакций.
Онтописхология
Онтописхология — это исследование психической деятельности в ее первичной причинности. Её предмет — анализ психической деятельности. Исследование элементарного логического проекта, лежащего в основе феноменологии и психической деятельности.
Онтопсихология относится к экзистенциально-гуманистическому направлению в психологии. Она возникла в результате клинической практики.
Позитивная психотерапия
Позитивная психотерапия — интересное направление в психологии. Основоположником позитивной терапии считают немецкого психолога, психотерапевта Носсрата Пезешкиана. Название метода происходит от латинского слова «positum», что означает: фактическое, данное, имеющееся в наличии.
Краткосрочность, простота языка, системный подход являются безусловными достоинствами данного направления.
Психоанализ, психоаналитический подход
Психоанализ в широком смысле — объяснение поведения человека психологическими причинами в нем самом, которые он сам не осознает.
Задача психоанализа — раскопать самые разнообразные детские переживания, которые могут оказывать влияние на взрослую жизнь.
Представители классического психоанализа: Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Альфред Адлер.
Психоаналитический подход используют также: Эрик Берн, Карен Хорни, Николай Козлов.
Психодинамика
Психодинамика — взаимодействие, движение и борьба сил внутри психики человека.
Психодрама
Психодрама (греч. drama — действие) — метод групповой работы, разработанный Я. Морено, в котором пациенты попеременно выступают в качестве зрителей и актеров, при чем их роли направлены на моделирование жизненных ситуаций, имеющих личностный смысл для участников, с целью понимания и устранения неадекватных эмоциональных реакций, более глубокого самопознания, отработки социальной перцепции. Для психодрамы важны спонтанность, активность, импровизационность поведения.
Психодрама применяется при неврозах, в том числе детского возраста, при алкоголизме и психосоматических заболеваниях, при обострении психопатий и отклоняющемся поведении подростков. Элементы психодрамы входят в поведенческую психотерапию, деловые игры, социально-психологический тренинг.
Психология спорта
Спортивный пси холог занимается психодиагностикой, групповой работой и привлекает самые современные и прогрессивные методики, позволяющие уравновесить состояние спортсмена и создать благоприятные психические условия для его саморазвития и победы.
Психология труда
Психология труда — это комплекс научных дисциплин о труде как процессе функционирования и развития человека как субъекта труда, как отдельного индивида. Это комплекс дисциплин о:
- психофизиологических, теоретико-методологических и психологических основаниях труда,
- психологических характеристиках конкретной профессиональной деятельности,
- профессионально важных качествах индивида как субъекта труда,
- профессиональных кризисах и деформациях, заболеваниях, деструкциях.
Ребефинг
Ребефинг — дыхательная методика психологической коррекции, духовной трансформации и самоисследования, разработанная Л. Орром и С. Рэй.
Основной элемент ребефинга — это частое, глубокое дыхание без пауз между вдохом и выдохом (связное дыхание). Вдох должен быть активным, произведенным с мышечным усилием, а выдох, напротив, пассивным, расслабленным. На сессии ребефинга вам будет предложено так дышать от получаса до нескольких часов. Что это дает?
- Всплытие обычно не замечаемых мышечных зажимов. Тело (лицо, руки, кисти) начинает корежить, возникает напряжение до боли, в итоге все заканчивается очень глубоким мышечным расслаблением с соответствующими позитивными эффектами. Глаза радостные, небо особенно голубое. Эффект напоминает результат расслабления после хорошей бани.
- Длительное связное дыхание приводит участников к тому, что возникают измененные состояния сознания. На этом фоне можно исследовать свои всплывающие видения галлюцинации (это очень полезный опыт) и производить эффективные самовнушения.
Сексология
Сексология — научная дисциплина, изучающая все проявления сексуальности человека, включает в себя характеристику нормальной сексуальности, и изучение изменчивости сексуальных практик, а также сексуальные расстройства.
Семейные системные расстановки по Хеллингеру
Семья для человека является главной школой межличностных отношений, накладывающей отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Мы несем в себе послания своей семьи и семейные сценарии. Это наши первичные символы, наш базовый язык, которым мы продолжаем пользоваться и в новых семьях, новых отношениях.
В индивидуальном подходе терапевт прикладывает много усилий для актуализации межличностной проблематики клиента, в семейном подходе акцент терапевтических усилий смещается в сторону увеличения осознанности в отношениях и принятия за них ответственности. Семейная системная терапия может служить прекрасным дополнением к индивидуальной терапии одного из членов семьи. Личностные изменения в этом случае носят более экологичный характер.
Символдрама
Символдрама — (известная также как (КПО) Кататимное переживание образов, метод «сновидений наяву» или Кататимно-имагинативная психотерапия). Эмоционально обусловленное переживание образов. Ханс Карл Лёйнер, автор метода Символдрама. Это метод психотерапии, основная техника которого представление клиентом образа на заданную тему в состоянии расслабления.
Социальная психология
Социальная психология — отрасль психологии, изучающая закономерности, особенности поведения и деятельности людей, обусловленные их социальным взаимодействием.
Танатотерапия
Танатотерапия – метод телесно-ориентированной психотерапии, направленный на глубокое расслабление (невозможное при других методах релаксации), во время которого активизируются базовые биологические процессы, способные оздоравливать и восстанавливать организм.
Телесно-ориентированная терапия
Телесно-ориентированная терапия — воздействие на душу через тело. Она направлена на устранение ненужных напряжений, зажимов и на обучение человека быть более расслабленным, отучить его от дурных привычек и вернуться к естественной природной мудрости.
Тело — это дом души, и очень важно, чтобы это дом был уютным. Жизненные трудности не исчезают бесследно, а остаются в теле в виде мышечных зажимов, и если зажимов становится слишком много, жизненная радость сменяется чем-то более серым. Телесно-ориентированные тренинги возвращают телу расслабление и чуткость.
Трансактный анализ
Актуальный способ существования Я-субъекта — это эго-состояние. Выделяются три основных эго-состояния: «Взрослый», «Ребенок» и «Родитель». Человек всегда находится в одном из них вступая во взаимодействие.
Фильмотерапия
Кинотерапия — это направление групповой психотерапии с использованием кино. Этот метод позволяет объединить искусство, культуру и психологию в увлекательный и действенный инструмент для самопознания и личностного роста.
Фототерапия
Фототерапия, или светотерапия — это вид лечения, который заключается в том, что клиент подвергается воздействию солнечного света, или света с определёнными длинами волн от искусственных источников, таких, как светоизлучающие диоды, лазеры, дихроические лампы, флуоресцентные лампы, или же очень яркого света, имеющего полный спектр дневного света, в течение предписанного врачом, времени, а иногда также и в строго определённое время суток. Фототерапия обладает доказанной клинической эффективностью в лечении обыкновенных угрей, сезонного аффективного расстройства, и является частью стандартного лечения при синдроме позднего засыпания. Также фототерапия эффективна в лечении несезонных депрессий и оказывает определённый положительный эффект при псориазе, экземе, нейродермите.
Холотропное дыхание
Холотропное дыхание — это разновидность интенсивного дыхания плюс музыка и наводки ведущего в стиле эриксоновского гипноза.
Метод психотерапии разработанный американскими трансперсональными психологами Кристиной и Станиславом Гроф.
В процессе дыхания «погружение в подсознание» и остановка «внутреннего диалога», возможность «открыть и пережить конфликты, глубинные травмы и жизненные ситуации», и «освободиться» от них.
Экзистенциальная психотерапия
Экзистенциальная психотерапия родилась на стыке психологии и экзистенциальной философии, которые сосредоточены на жизни человека в неразрывной связи с миром и другими людьми (тут-бытие, бытие-в-мире, бытие-вместе).
Эриксоновский гипноз
Эриксоновский гипноз — недирективный гипноз, разработанный Милтоном Эриксоном. В этой разновидности гипноза человек концентрируется на своих внутренних переживаниях и на время не воспринимает окружающую реальность, незаметно для себя входит в транс.
Милтон Эриксон считал транс естественным состоянием человека, и необходимым ему для обработки внутреннего опыта. Гипнотический транс терапевтичен и сам факт пребывания в трансе оказывает полезное воздействие на разрешение множества проблем.
Эриксоновская гипнотерапия — это одна из самых эффективных и экономичных терапевтических практик. Владение техниками эриксоновского гипноза дает возможность успешно работать с широким спектром психологических, соматических и психосоматических проблем.
Критика гештальт — психологии. История современной психологии
Критика гештальт — психологии. История современной психологииВикиЧтение
История современной психологииШульц Дуан
Содержание
Критика гештальт — психологии
Критики гештальт — психологии утверждали, что у ее основателей суть изучения восприятия — к примеру, при наблюдении фи — феномена — сводилась скорее не к научному исследованию явления, а просто к признанию его существования. Такой подход был похож на полное отрицание проблемы как таковой! Экспериментаторы — психологи заявляли, что позиция гештальтистов выражена неотчетливо и что базовые принципы и границы применения их теории определены недостаточно строго, чтобы возыметь научное значение. Гештальтисты отвергали эти обвинения, настаивая на том, что незаконченность объяснений и определений нового научного направления — это отнюдь не то же самое, что неопределенность.
Другие ученые заявляли, что приверженцы гештальт — психологии слишком много занимаются теоретическими выкладками и получают слишком мало опытных данных в поддержку своих идей. Хотя научная школа гештальтизма с самого начала действительно приобрела теоретическую ориентацию, со временем ее основатели стали уделять больше внимания экспериментальным исследованиям и смогли получить множество интересных практических результатов.
Относительно этого пункта обвинений существует такое предположение, что экспериментальные работы гештальтистов оказались менее значимыми, чем работы бихевиористов, потому что им не хватало строгого контроля, а полученные с их помощью данные не имели достаточно точного количественного определения, а значит, и не подходили для статистической обработки. Гештальт — психологи оказались в такой ситуации, потому что в полученных результатах их действительно больше интересовали качественные, а не количественные стороны. У гештальтистов были просто иные цели исследования, не вписывающиеся в привычные рамки психологии.
Введенное Келером понятие инсайта также подвергалось серьезной критике. Попытки повторить эксперимент Келера, в котором шимпанзе давались две короткие палки, из коих надо было составить одну длинную, оказали слабую поддержку взглядам на роль инсайта в процессе научения. На основании повторно проведенных подобных опытов высказывались предположения, что так как решение у обезьян возникает не мгновенно, оно может зависеть от их предыдущих навыков (Windholz & Lamal. 1985).
Помимо этого, звучала критика в адрес нечетко сформулированных положений гештальт — психологии. Гештальтисты признавали, что их теоретизирования в этой области носят пробный характер, но при этом были убеждены в том, что эти предположения станут полезным дополнением к их системе.
Первоисточники по истории гештальт — психологии: из книги Вольфганга Келера «Интеллект человекообразных обезьян»
Первоисточники по истории гештальт — психологии: из книги Вольфганга Келера «Интеллект человекообразных обезьян» В этом отрывке из ставшей классической книги «Интеллект человекообразных обезьян»[103] автор рассматривает, как наблюдаемые им шимпанзе учатся применять
Распространение гештальт — психологии
Распространение гештальт — психологии К середине 20–х годов движение гештальтистов трансформировалось в мощную научную школу немецкой психологии, центр которой находился в Психологическом институте Берлинского университета. Неудивительно, что туда съезжалось
Критика гештальт — психологии
Критика гештальт — психологии Критики гештальт — психологии утверждали, что у ее основателей суть изучения восприятия — к примеру, при наблюдении фи — феномена — сводилась скорее не к научному исследованию явления, а просто к признанию его существования. Такой подход
Лекция 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии
Лекция 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии Психология – и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает
Глава 5. Гештальт-педагогика и социо-гештальт
Глава 5. Гештальт-педагогика и социо-гештальт Гештальт в повседневной жизни В предыдущих главах мы прежде всего рассматривали терапевтические аспекты Гештальта. В действительности же, исторически, гештальт-терапия родилась как попытка ревизии психоанализа, и первые
3. Задачи психологии труда. Предмет психологии труда. Объект психологии труда.
Субъект труда. Методы психологии труда3. Задачи психологии труда. Предмет психологии труда. Объект психологии труда. Субъект труда. Методы психологии труда Главные задачи психологии труда:1) совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;2) улучшение условий жизни
1. Предмет психологии. Отрасли психологии. Методы исследования
1. Предмет психологии. Отрасли психологии. Методы исследования 1. Определение психологии как науки.2. Основные отрасли психологии.3. Методы исследования в психологии.1. Психология – это наука, которая занимает двойственное положение в ряду других научных дисциплин. Как
13. МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ И САМОНАБЛЮДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛОГИИ
13. МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ И САМОНАБЛЮДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛОГИИ Наблюдение – это планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни. Существуют определенные требования к организации и проведению
14. ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
14. ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ Принцип детерминизма. Этот принцип означает, что психика определяется условиями жизни и меняется с изменением образа жизни. Если говорить о психике животных, то считается, что ее развитие определяется естественным
Гештальт-терапия
Гештальт-терапия Глубоко, человечно, мудро, телесно, профессионально, но не знаю, как описать на нормальном языке. Они не знают тоже. Но компания очень уважаема — не дельцы и не фокусники, так что подружиться с ними
Критика «психологии мышления»
Критика «психологии мышления» Не вызывает сомнения, что перечисленные работы немало способствовали изучению интеллекта. Они освободили анализ мышления от преклонения перед образом, рассматриваемым в качестве конститутивного элемента, и вторично после Декарта
3. Критика возражений против психологии народов.
3. Критика возражений против психологии народов. Подобно тому, как некогда у представителей старой теории естественного права превратное понятие об отношениях индивидуума к обществу основывалось на логической конструкции, точно так же и возражения, с различных сторон
Гештальт-терапия
Гештальт-терапия Гештальт-подход, традиционно рассматриваемый как один из эффективных методов терапии тревожных, фобических и депрессивных расстройств, обычно используется в групповых методах работы, однако считается, что его использование при коррекции ПТСР более
Парадоксальная теория изменений
Парадоксальная теория измененийХотя Короче говоря, «Парадоксальная теория изменений» находится вне работы Фредерика Перлза, наиболее часто цитируемая статья в тело литературы по гештальт-терапии. Написанный в 1970 году, он первоначально появился в гештальт-терапии Фагана и Шеперда сейчас, а публикация The Gestalt Journal Press. Для заказа информацию можно найти в книжном магазине Press по адресу www.gjpstore.com.
Парадоксальная теория изменений
Арнольд Бейссер, доктор медицины,
Для почти полвека, большую часть своей профессиональной жизни, Фредерик Перлз находился в конфликте с психиатрической и психологической заведения. Он бескомпромиссно работал в своем направлении, которое часто привлекало бои с представителями более традиционных взглядов. В последние несколько лет однако, Перлз и его гештальт-терапия пришли к гармонии с все больше большой сегмент теории психического здоровья и профессиональной практики. изменять произошло не потому, что Перлз изменил свою позицию, хотя его творчество претерпело некоторую трансформацию, но поскольку тенденции и понятия области приблизились к нему и его работе.
Перлз собственный конфликт с существующим порядком содержит семена его изменения теория. Он не очертил явно эту теорию изменений, но она лежит в основе большая часть его работы и подразумевается в практике гештальт-методов. я назовем ее парадоксальной теорией изменений , ибо причины, которые должны стать очевидным. Вкратце, это так: происходит изменение когда один становится тем, что он есть, а не тогда, когда он пытается стать тем, кем он не является. Изменять не происходит в результате принудительной попытки со стороны человека или другой человеку изменить его, но это происходит, если найти время и усилие быть тем, кто он есть — быть полностью вложенным в свои нынешние должности. К отвергая роль агента изменений, мы делаем значимые и упорядоченные изменения возможный.
Гештальт-терапевт отвергает роль «изменителя», поскольку его стратегия поощрять, даже настаивать на том, чтобы пациент был где и что он это . Он считает, что изменения не происходят «пытание», принуждение, или убеждения, или путем понимания, толкования или любых других подобных средств. Скорее, изменение может произойти, когда пациент откажется, по крайней мере на мгновение, что он хотел бы стать и пытается быть тем, кем он является. Предпосылка что нужно стоять на одном месте, чтобы иметь твердую опору для движения и что трудно или невозможно двигаться без этой опоры.
человек, стремящийся измениться, приходя на терапию, находится в конфликте как минимум с две враждующие интрапсихические фракции. Он постоянно перемещается между тем, что он «должен быть» и кем, по его мнению, он «является», никогда полностью не отождествляя себя с или. Гештальт-терапевт просит человека полностью посвятить себя своему делу. роли, один за раз. С какой бы роли он ни начинал, больной вскоре переходит к другой. Гештальт-терапевт просто просит, чтобы он был тем, кем он является в данный момент. момент.
пациент приходит к терапевту, потому что хочет измениться. Много терапии принимают это как легитимную цель и излагают различный означает попытаться изменить его, установив то, что Перлз называет «верхняя / нижняя собака» дихотомия. Терапевт, стремящийся помочь пациенту, покинул эгалитарный положение и стать знающим экспертом, с пациентом, играющим беспомощный человека, но его цель состоит в том, чтобы он и пациент стали равными. Гештальт-терапевт полагает, что дихотомия победителя и неудачника уже существует. существует внутри пациента, при этом одна часть пытается изменить другую, и что в Терапевт должен избегать попадания в одну из этих ролей. Он пытается к избегайте этой ловушки, поощряя пациента принимать их оба, один в время, как свое собственное.
аналитический терапевт, напротив, использует такие средства, как сны, ассоциации, перенос и интерпретация для достижения понимания, которое, в свою очередь, может привести к изменению. Бихевиористский терапевт вознаграждает или наказывает поведение для того, чтобы изменить его. Гештальт-терапевт верит в поощрение в пациенту войти и стать тем, что он испытывает в данный момент. Он вместе с Прустом: «Чтобы исцелить страдание, нужно пережить его, чтобы в полный. »
Гештальт-терапевт также считает, что естественное состояние человека единое, цельное существо, не раздробленное на два или более противоположных части. В естественном состоянии происходят постоянные изменения, основанные на динамике сделка между собой и окружающей средой.
Кардинер заметил, что при разработке своей структурной теории защиты механизмы, Фрейд превращал процессы в структуры (например, отрицание в отрицание ). Гештальт-терапевт рассматривает изменения как возможность, когда происходит обратное, то есть когда структуры преобразованный в процессы. Когда это происходит, человек открыт для участников обмен с его окружением.
Если отчужденные, фрагментарные «я» в индивидууме обретают отдельные, разделенные роли, гештальт-терапевт поощряет общение между роли; он может даже попросить их поговорить друг с другом. Если пациент возражает против этого или указывает на блокировку, терапевт просит его просто вкладывать деньги сам полностью в возражении или блоке. Опыт показал, что когда пациент идентифицирует себя с отчужденными фрагментами, интеграция делает происходить. Таким образом, будучи тем, что вы есть, полностью, вы можете стать чем-то другим.
Терапевт сам по себе является тем, кто не ищет изменений, а стремится только быть тем, кто он есть. Попытки пациента вписать терапевта в одну из его собственные стереотипы людей, такие как помощник или лидер, создают конфликт между ними. Конечная точка достигается, когда каждый может быть самим собой, в то время как все еще поддержание тесного контакта с другим. Терапевт тоже взолнованный измениться, поскольку он стремится быть самим собой с другим человеком. Этот вид взаимный взаимодействие приводит к тому, что терапевт может быть наиболее эффективный когда он изменится больше всего, потому что, когда он открыт для изменений, он, вероятно, иметь наибольшее влияние на пациента.
Что произошло за последние пятьдесят лет, чтобы сделать эту теорию изменений, скрытый в работе Перлза приемлемым, актуальным и ценным? Предположения Перлза иметь не изменилось, но изменилось общество. Впервые в истории человечество, человек оказывается в положении, когда ему не нужно приспосабливаться сам к существующему порядку, он должен быть в состоянии приспособиться к ряду изменение заказы. Впервые в истории человечества длина индивидуальная продолжительность жизни больше, чем продолжительность времени, необходимого для главный происходят социальные и культурные изменения. Кроме того, быстрота с который это изменение происходит ускоряется.
Те терапии, которые обращаются к прошлому и индивидуальной истории делать это исходя из предположения, что если человек однажды решит проблемы вокруг травматического личного события (обычно в младенчестве или детстве), он воля быть готовым все время иметь дело с миром; ибо мир обдуманный стабильный порядок. Сегодня, однако, проблема становится одной из проницательных где человек находится в отношениях с изменчивым обществом. Столкнувшись с плюралистический, многогранная, меняющаяся система, индивид предоставлен самому себе устройства найти стабильность. Он должен делать это с помощью подхода, который позволяет ему к двигаться динамично и гибко в ногу со временем, сохраняя при этом некоторый центральный гироскоп, чтобы направлять его. Он больше не может делать это с идеологии, которые устаревают, но должны делать это с помощью теории изменений, будь то явный или неявное. Целью терапии становится не столько развитие хорошего, зафиксированный характер, а иметь возможность идти в ногу со временем, сохраняя при этом некоторые индивидуальный стабильность.
В в дополнение к социальным изменениям, которые принесли современные потребности в линия с его теорией изменений, собственное упрямство и нежелание Перлза быть к чему ему не было позволено быть готовым для общества, когда оно было готово для ему. Перлз должен был быть тем, кем он был вопреки, а может быть, даже благодаря, оппозиция от общества. Однако за свою жизнь он стал интегрированным с многих профессиональных сил в своей области таким же образом, как индивидуальный может интегрироваться с отчужденными частями себя посредством эффективного терапия.
область интересов в психиатрии в настоящее время расширилась за пределы индивидуального как стало очевидным, что наиболее важным вопросом, стоящим перед нами, является развитие общества, которое поддерживает человека в его индивидуальность. Я считаю, что та же самая теория изменений, изложенная здесь, также применима к социальных систем, то упорядоченное изменение внутри социальных систем находится в направление интеграции и холизма; далее, что агент социальных изменений имеет его основная функция «работать с организацией и в ней, чтобы она могла изменять в соответствии с изменяющимся динамическим равновесием как внутри, так и снаружи организация. Это требует, чтобы система осознала отчужденный фрагменты внутри и снаружи, чтобы он мог вывести их в основное функциональный деятельности посредством процессов, сходных с идентификацией у индивидуума. Первый, внутри системы существует осознание того, что отчужденный фрагмент существует; затем этот фрагмент принимается как законный результат функциональный потребность, которая затем явно и преднамеренно мобилизуется и получает власть к действуют как явная сила. Это в свою очередь. приводит к общению с других подсистем и способствует комплексному, гармоничному развитию из вся система.
С изменения ускоряются в геометрической прогрессии, это имеет решающее значение для выживание человечества, чтобы был найден упорядоченный метод социальных изменений. Изменение теория предложенное здесь имеет свои корни в психотерапии. Он был разработан как результат диадных терапевтических отношений. Но предлагается так же принципы имеют отношение к социальным изменениям, что процесс индивидуальных изменений но микрокосм процесса социальных изменений. Разрозненный, неинтегрированный, воюющий элементы представляют серьезную угрозу для общества, так же как и для индивидуальный. Разделение на стариков, молодежь, богатых, бедных люди, чернокожие, белые, ученые, обслуживающий персонал и т. д., каждый разделенный от других поколенческими, географическими или социальными разрывами, является угроза на выживание человечества. Мы должны найти способы связать эти разделенный на части фрагменты друг к другу как уровни участвующего, интегрированного система систем.
Предлагаемая здесь парадоксальная теория социальных изменений основана на стратегии Разработан Перлзом в его гештальт-терапии. Они применимы, в суждение этого автора, общественной организации, развитию сообщества и другой процессы изменений в соответствии с демократическими политическими рамками.
Если вы вам понравилась «Парадоксальная теория изменений», вам также может понравиться чтение Эссе гештальт-терапевта Рут Лэмперт, отмеченное наградами, «Дело о Идти нежно», это было вдохновлено ее обучением у доктора Бейссера.
Вернуться на домашнюю страницу гештальт-терапии
Как твой гештальт? | Д.В. Хардинг
Вольфганг Кёлер; рисунок Дэвида ЛевинаКупить Распечатать
Даже теперь, когда говорят о «психологии» в ее отношении к человеческой жизни и цивилизованным интересам, имеют в виду в девяти случаях из десяти психоанализ. Для двух поколений образованных неспециалистов это была психология, имеющая значение. Противоположностью ему являются смутно нарисованные ряды бихевиористов, озабоченных крысами и статистикой, враждебно настроенных по отношению к психоанализу, вмешивающихся в практические дела только посредством запрограммированных инструкций, экзорцизма с помощью поведенческой терапии и подготовки дельфинов к военным подвигам. Несмотря на карикатуру, эта картина сослужила достаточно хорошую службу, пока выводы психоанализа ассимилировались в общее мышление. Потребовалось время, чтобы приспособить наше зрение к тому свету, который пролил анализ на коварство мотивов и механизмы, с помощью которых работает цивилизованный маскарад. Похоть, гнев, гордыня, зависть, алчность, лень и чревоугодие — под другими названиями — были освещены, как никогда раньше, и их связь с основами биологического существования обнажилась таким образом, что мы задаемся вопросом, можно ли избежать семи смертных грехов? может быть не таким греховным, как их совершение. Анализанд медленно пробирается через лабиринт, чтобы обнаружить, что минотавр — это он сам, и им лучше прийти к соглашению.
Тем не менее, хотя психоанализ так много дал общей культуре для усвоения, он очень мало сказал, по крайней мере, в своей классической форме, об обширных областях обычной повседневной деятельности; и мы начинаем искать психологию, которая расширит наше понимание поведения и переживаний такими, какие они есть, не всегда приближаясь к ним под землей и трансформируя их во что-то другое. Какой бы драматичной ни казалась поначалу психоаналитическая интерпретация всего, что мы делаем, она начинает казаться повторяющейся и снижает интерес к любой конкретной деятельности, рассматривая ее лишь как одно из многих возможных эквивалентных выражений скрытых сил.
Одним из признаков этого постепенного смещения интереса является растущее внимание, уделяемое психотерапевтами (в том числе многими из тех, кто подтверждает свою верность принципам Фрейда) психологии эго и относительно «бесконфликтным» областям нормального развития. Но другой, среди обычных читателей, особенно тех, кто интересуется искусством, было растущее понимание гештальт-психологии и впечатление, часто немного смутное, что у нее есть что сказать нам и что ее нельзя игнорировать.
Развиваясь на фоне немецкой и австрийской психологии, гештальт-школа решительно зародилась в 1912, когда Вертгеймер разработал последствия кажущегося движения, возникающего, если две точки света, каждая из которых статична, возникают в быстрой последовательности, причем одна находится на небольшом расстоянии от другой, — фундаментальный принцип кинофильма. Ощущение движения нельзя найти в элементах, которые ему способствуют, и оно есть не что иное, как простая последовательность ощущений, возникающая, если интервал между ними несколько больше. Келер и Коффка принимали участие в экспериментах Вертхаймера, и трое мужчин, подкрепленные работой Рубина из Копенгагена по восприятию, начали систематическую атаку на неадекватность атомистических, ассоциативных объяснений опыта.
Во время войны 1914 года Келер (интернированный на Тенерифе) завершил свои исследования по решению проблем животных, о чем позже сообщил в «Ментальность обезьян» , одной из немногих классических работ по психологии. Там он продемонстрировал решение проблем с помощью той внезапной перестройки всей ситуации, которую он назвал «прозрением». В 1921 году он был назначен директором Института психологии Берлинского университета, который в межвоенные годы стал главным центром гештальт-психологии, производя множество экспериментальных исследований восприятия и памяти.
Для неспециалиста с годами сложилось впечатление психологии, которая не только подчеркивает качество «целостности» в опыте и не доверяет атомарному подходу, но и избегает дерзости бихевиоризма и имеет цивилизованный характер , не враждебное уважению к тонкости и сложности, которое развивается в культуре, где искусство что-то значит. Профессор Кэрролл Пратт из Принстона, один из самых цивилизованных американских психологов, отмечает в своем предисловии к этой посмертной книге Келера, что влияние гештальт-психологии на эстетику
следует принимать во внимание при любых попытках понять широкое влияние работ Келера. Его идеи пробивались в то время, когда быстрый и поразительный рост интереса ко всем видам искусства в этой стране принес с собой новый и живой интерес к эстетике, истории искусства, музыковедению, критике и другим научным побочным продуктам. этот интерес.
Сам Келер, наконец, подал в отставку со своего назначения в Берлине (где он был занозой в боку нацистской образовательной бюрократии) в 1919 году.35, но Вертгеймер и Коффка предшествовали ему в Америке, и школа психологии, зародившаяся в Германии, продолжала развиваться и удерживать свои позиции среди антагонистических систем академической психологии, господствовавших в то время.
Реклама
Пратт отмечает, что и бихевиоризм, и более ранняя ортодоксия, которую он вытеснил (в основном связанная с Титченером), контрастировали с гештальт-психологией в предположении, что научное объяснение поведения и опыта должно быть атомистическим и должно анализировать то, что кажется сложным, на составные части, будь то ощущения или движения. Против этого предположения гештальтисты настаивали на том, что, по крайней мере, в восприятии (и они распространили те же общие принципы на память и обучение) вся «фигура», отделенная от своего «фона», была единым и непосредственным опытом. Линии, определяющие такую фигуру, как маленький прямоугольник на листе бумаги, «принадлежат» прямоугольнику; они, говорит Келер, «края этой замкнутой области, но не в том же смысле края безразличной земли снаружи…». Более драматическая демонстрация непосредственности опыта фигуры и фона происходит из знакомых двусмысленных рисунков, в которых фигура и фон взаимозаменяемы, таких как ваза Рубина, которая внезапно видится как пространство (или фон) между двумя профилями лицом к лицу. Мгновенный переход от одного целостного паттерна к другому, без какой-либо разрозненной возни, подобен внезапности «озарения» при решении проблемы.
Целое, настаивают гештальтисты, не может быть проанализировано как собрание его частей и не может быть точно описано даже как собрание частей по отношению друг к другу, поскольку составные части могут быть изменены целым, в которое они превращаются. они вносят свой вклад. Пратт приводит пример из музыки: два тона с отношением 2/3, скажем, c и g , если звучат вместе, производят качество, называемое квинтой, и этого качества нет ни в одной из нот. В основе этого взгляда лежит взаимное влияние одной части на другую в рамках целого, что ясно показывает Келер, когда противопоставляет простое суммирование частей:0008
Совокупность «частей» или «кусков» является подлинной «суммой» только тогда, когда ее составные части могут быть сложены одна за другой, не вызывая при этом никакого изменения ни в одной из них… можно удалить больше юнитов без какого-либо влияния на оставшиеся или удаленные.
Примером суммы частей может быть очередь из пулемета, причем последовательные взрывы не изменяются за счет небольшого укорочения или удлинения очереди; напротив, ритмическая или метрическая единица представляет собой целую конфигурацию или гештальт, и удаление первого или последнего звука изменило бы все остальные, лишив их таких качеств, как отчетливость или подчиненность.
Именно это общее отношение к качеству сложных человеческих явлений дало гештальт-психологии влияние, выходящее далеко за рамки детальных исследований восприятия и памяти, которыми занимались главным образом экспериментаторы этой школы. Не будучи специально признанным, он поддерживает тех, кто сомневается в адекватности атомистического анализа в совершенно других направлениях. В описании и оценке личности, например, возражения против опоры на измерение отдельных черт и объединение оценок в профиль соответствуют духу гештальта. В психотерапии Эрик Эриксон, применяя свою эго-психологию к проблемам женского развития, критикует ортодоксальный психоаналитический акцент на конкретных переживаниях, таких как осознание отсутствия пениса, и на определенных чертах, таких как пассивно-мазохистская ориентация. Он приписывает этот тип мышления не только психиатрическим началам психоанализа, «но также и оригинальному аналитико-атомистическому методу, применяемому им», и он продолжает 9.0008
когда мы применяем атомистическое мышление к человеку, мы разбиваем его на изолированные фрагменты, а не на составные элементы. На самом деле, когда мы смотрим на человека в состоянии патологии, он уже фрагментирован, так что в психиатрии атомизирующий ум может встретить явление фрагментации и принять фрагменты за атомы.
В педагогической психологии гештальт-психология в том виде, в каком она была разработана Карлом Бюлером, не только обеспечила теоретическую основу для австрийской системы образования XIX в.20-х годов, считавшихся наиболее прогрессивными для своего времени, но, как ни удивительно, через то же образовательное движение они повлияли на развитие Витгенштейна и Карла Поппера. Эту неожиданную линию влияния прослеживает У. В. Бартли из Университета Питтсбурга в статье, прочитанной на философских конференциях в прошлом году в качестве основы для будущей книги. «Все знают, — пишет он, —
.что основная формальная подготовка Поппера была связана с физикой и математикой. Однако так случилось, что то, что всем известно, ложно. На самом деле, Поппер — физик-любитель и математик, его формальная подготовка была связана с образованием и гештальт-психологией под руководством Карла Бюлера… То, что мысль Поппера была решительно сформирована мыслью Бюлера, Кюльпе и гештальт-психологов, бесспорна.
И хотя нельзя претендовать на столь прямое влияние на Витгенштейна, г-н Бартли утверждает, что участие Витгенштейна в движении за школьную реформу в течение шести лет его работы деревенским школьным учителем в Австрии и его связь с Бюлерами помогают объяснить многие сходства, которые он следы в мышлении Поппера, Витгенштейна и Бюлера, главным из которых является «общее противопоставление этих трех способов мышления психологическому и логическому атомизму».
Реклама
Такое широкое сходство и претензия гештальт-психологии на очень общее влияние такого рода мало что значили бы для Келера в его последние годы. Задача гештальт-психологии перепечатывает четыре лекции, которые он прочитал в Принстоне в 1966 году, в возрасте почти восьмидесяти лет и незадолго до своей смерти. Из этих удивительно ясных изложений, умело отобранных и сфокусированных на центральных темах с достаточным количеством деталей экспериментальных результатов и демонстраций, чтобы убедить, не создавая путаницы, ясно, что он рассматривал настаивание на неатомистическом подходе как лишь небольшую часть задачи. . Воспринимаемые «целостные» были исходными данными, и это был только первый шаг к тому, чтобы показать, что традиционное ассоциативное объяснение их неудовлетворительно; положительная задача состояла в том, чтобы найти лучшее объяснение. Гештальтисты предложили точку зрения, согласно которой перцептивные структуры являются такими, какие они есть, потому что мозговые процессы в буквальном смысле обладают одними и теми же структурными свойствами: как выразился Келер,
Психологические факты и лежащие в их основе события в мозгу напоминают друг друга по всем своим структурным характеристикам.
Эта гипотеза «психофизического изоморфизма», рассматриваемая многими психологами как наименее удовлетворительная черта гештальт-теории, была центральной для Келера; без него, думал он, система была бы просто описательной.
Из процессов, которые, как известно, возможны в мозговой ткани, Келер утверждал, что только один, а именно «электрические токи, возникающие и распространяющиеся в мозговой ткани как непрерывный или объемный проводник», обладает характеристиками, которые объясняют наблюдаемое восприятие. факты. К концу жизни Келера большая часть технических споров, вызванных этой гипотезой, вращалась вокруг так называемых «фигурных последствий». Они следуют за довольно длительной стимуляцией одной и той же сенсорной области, обычно зрительной (хотя имеют место и сходные тактильные и кинестетические эффекты): рассматриваемые впоследствии фигуры, которые должны попадать в ту же область, кажутся смещенными из нее, как бы оттесняемыми в сторону результатами воздействия. предыдущей стимуляции. Келер считал, что соответствующая электрическая активность буквально оттеснена в мозговой ткани из-за импеданса, созданного предшествующим потоком тока (предположительно, постоянным) во время более ранней стимуляции.
Гипотеза, которая все еще весьма противоречива, важна для тех усилий, которые она предпринимает, чтобы связать психологию с нейрофизиологией. В первые дни, когда гештальтисты настаивали на том, что целое не то же самое, что сумма его частей, их подозревали в некоем мистическом отношении к психологическим процессам — и Келер описывает высказывание Лэшли подозрения, «что у вас есть религия в рукаве». Вместо этого у Келера в рукаве были электрические свойства мозговой ткани. Когда это стало очевидным, очень многие психологи сочли это — и считают до сих пор — преждевременными предположениями. Для них задача психологии состоит в том, чтобы продолжать накапливать и уточнять данные о поведении и опыте, для которых нейрофизиологи и биохимики когда-нибудь установят соответствующие факты о процессах в нервной системе.
Но в Dynamics in Psychology * Келер яростно защищал свое предприятие от подобных взглядов, утверждая, что психология должна иметь теоретическую основу для стимулирования и руководства ее дальнейшими исследованиями, и что биологи вряд ли предоставят ее, поскольку они знают мало о психологических данных, которые делают насущной потребность в последовательной гипотезе. Большинство из нас увидели бы, что нейрофизиология и психология работают навстречу друг другу с противоположных краев одной и той же гигантской головоломки (психоаналитики убеждены, что половина кусочков упала под стол), но Келер считал, что они подошли ближе, чем предполагали, и что он держал кусок, который свяжет две стороны вместе. Никто еще не может быть уверен, подходит ли он.
Каковы последствия этого за пределами области психологии? Что, например, имеет в виду г-н Пратт, говоря во введении, что некоторым философам и психологам не составило труда «дать новое направление эстетической теории на основе гештальт-психологии»? Принятие сложных качеств формы, а не сенсорных элементов, в качестве основных фактов является первым пунктом, который он подчеркивает:
Важными и существенными характеристиками восприятия являются трехмерность, искривления, движения, наклоны, группировки, всевозможные формы, контуры, различные постоянства, аккорды, мелодии, речевые ритмы, диминуэндо и крещендо и т. д.
Для понимания этих «формальных» аспектов искусства гештальт-психология уже предоставила основу для писателей по эстетике; он дал Гомбриху, например, основную теоретическую основу для прозрений и изобретательности Искусства и Иллюзии . Это проливает свет на тот факт, что перцептивный вызов имеет привлекательность, вызов понять как связное целое то, что находится на грани того, чтобы быть слишком разнообразным, слишком сложным или слишком далеким от таких простых принципов организации, как симметрия или метрическая регулярность. Очень многое еще предстоит исследовать, в том числе привлекательность кажущейся «простоты», которая может прийти (наиболее очевидно в живописи и скульптуре) как шаг за пределы знакомых сложностей. Вся идея сложности и простоты нуждается в переосмыслении в экспериментальной эстетике, и г-н Бартли с пользой для дела обращает внимание на аргумент Витгенштейна о том, что эти термины непонятны вне контекста. Такой подход может помочь нам определить, является ли скульптура Генри Мура проще или сложнее, чем погребальный ангел на надгробии.
Помимо этих формальных аспектов искусства и проблем, которые они порождают, возникают загадочные особенности объекта или нашей реакции, которые заставляют нас приписывать ему некоторые одушевленные качества, обычно настроение или отношение, так что, например, комната выглядит негостеприимным или море кажется разъяренным. Это мистер Пратт называет третичными качествами:
.Дружелюбное лицо запоминается с большей вероятностью, чем ширина носа, расстояние между глазами, пробор в волосах, форма губ, размер ушей или даже цвет глаз.
Эти третичные качества, по его мнению, могут быть самой сутью привлекательности, которой всегда обладало искусство, и он приводит в пример «силу» и «нежность» Бетховена и Микеланджело, «меланхолию» Моцарта под его поверхностью». веселье». По крайней мере, некоторые из этих качеств, по-видимому, не объясняются ассоциацией и не являются просто проекциями наших собственных сиюминутных чувств, поскольку они вызывают почти такие же чувства у большинства людей и в большинстве случаев.
Отсюда мы можем пойти в любом из двух направлений. Один из них, который прямо рекомендует г-н Пратт, — это экспериментальное исследование:
Если величие произведения искусства заключено в его собственной формальной структуре, как провозглашает учение о третичных качествах, задача глобальной психофизики состоит в том, чтобы выяснить, каковы стимулирующие условия, вызывающие эти качества, и какие это художник делает со своими тонами и красками, чтобы придать им звучание веселья или вид безмятежности.
Другое направление, к которому он имплицитно приглашает нас своими примерами и которое имеет непреодолимую привлекательность для критиков искусства и литературы, состоит в выработке субъективных убеждений об эмоциональных эффектах формальных особенностей произведений искусства. В литературе мы можем легко убедиться в эмоциональном значении даже отдельных согласных и гласных звуков (как это сделала Алисия Острайкер совсем недавно, в 1919 г.).65 в ее «Видении » и «Стихи в Уильяме Блейке »), а еще проще в эффектах ритмов. Всегда трудность заключается в том, чтобы обнаружить, насколько одни звуки и ритмы, без смысла слов, с которыми они связаны, ответственны за эмоциональные эффекты; они обеспечивают проективный материал, в котором желающие искушаются услышать выразительные качества, имеющие совсем другие источники. Но скептицизма недостаточно: выразительные качества почти наверняка в той или иной степени существуют и нуждаются в исследовании.
С одной стороны, они сливаются с сенсорными и перцептивными паттернами художественного произведения, и дальнейшее изучение этой стороны искусства всегда будет во многом опираться на дух и принципы гештальт-психологии.