Гештальт-терапия и Гештальтпсихология: в чём разница?
Всеми известный факт, что психология имеет систему доказанных знаний, с помощью которых решаются различные практические и научные проблемы. Так, одно из направлений – гештальтпсихология – характеризуется принципом целостности и попытками объяснения восприятия, мышления личности. После продвижения её идей, когда течение достигло популярности, появляется новое движение – гештальт-терапия. Тогда же возникает предсказуемый вопрос: что общего, какие постулаты представителей гештальтпсихологии взяты в работу гештальт-терапевтов?
Пространство Гештальта
Понятие «гештальт» ввёл Христиан фон Эренфельс в 1890 году в статье «О качестве формы». В этой работе он выдвинул проблему целостности восприятия и написал: «целое – это некая реальность, отличная от суммы его частей». Хотя дальнейшим развитием этой теории он заниматься не стал, его тезис остался основным в гештальтпсихологии.
Гештальт с немецкого имеет целое разнообразие схожих определений – это и конфигурация частей, и образ, и структура, и целостность, и привидение. Другими словами, это нечто, которое есть в человеке, событии или системе, которое «выходит за пределы суммы составляющих их компонентов и связей» [1]. При этом человек уже рождается с данной структурой, она не является приобретённой.
Подробно, со всеми точностями о термине «гештальт» говорил Ф. Перлз, который является основателем гештальт-терапии. С. Гингер (1928 – 2011), являющийся теоретиком гештальт-терапии, любил обозначать гештальт как значимое множество, обладающее полисемией (многовариантностью). То есть, его значение существует не само по себе, а с индивидуальной окраской для каждого.
Также чётко интерпретировал понятие «гештальт» Освальд Шпенглер (1880 – 1936), который ввёл первым данный термин в русский язык. Благодаря его концепции понятие гештальта может быть применено к разнообразным актуальным культурным, философским и политическим вопросам, в рамках которых проблематика целостности и единства, связанная с глобализацией и смешением разнообразных дисциплинарных областей, обретает немалую значимость.
Основные идеи гештальтпсихологии
Гештальтпсихология возникла в Германии в 20-е годы XX столетия. Её основателями считаются Макс Вертгеймер (1880 – 1943), Вольфганг Кёлер (1887 – 1967) и Курт Коффка (1886 – 1941). Основной идеей было перестать изучать отдельно поведение и хитросплетения разума человека, поскольку в сознании человека части опыта организуются в целую структуру, или гештальт.
Основные открытия гештальтпсихологии связаны с:
- соотношением фигуры и фона;
- важностью интерпретации целостности или расщепленности фигуры в рамках контекста актуальной ситуации;
- структурированным целым, которое не является всеобъемлющим, но не является и элементарной частицей;
- активной организующей силой целостностей и естественной тенденцией к простоте формы;
- тенденцией незавершённых ситуаций завершаться [2].
Гештальтпсихология развивается по своему, изолированному от психологии стандартного видения пути. Она изучает поведение, речь и восприятие человеком окружающего мира, после чего анализируются отдельные принципы и объясняются их взаимодействия друг с другом, образуя что-то более крупное, объёмное.
Основные идеи гештальт-терапии
Основателем гештальт-терапии является Фриц Перлз (1893-1970). Начал заниматься в данном направлении с 1942 года, когда была выпущена его первая работа «Эго, голод, агрессия». В сотрудничестве с Лорой Перлз и Полом Гудменом к 1951 году заложил теоретические основы метода на базе гештальтпсихологии, психоаналитических, феноменологических и экзистенциальных исследований.
Главное в гештальт-терапии – это анализ происходящего здесь и сейчас, а не годами ранее, в детстве, как это принято в классическом психоанализе. Но это не означает, что стоит упускать значение биологической наследственности, опыт раннего детства или культурное давление социальной среды. Важно изучить внутреннюю связанность целостного бытия мира и одновременно развить свой собственный стиль жизни, в его специфичности, оригинальности. При этом идёт рассмотрение на трёх неразрывно связанных между собой уровнях: телесном, эмоциональном и интеллектуальном.
Главная цель гештальт-терапии – достижение более полного понимания себя внутреннего: своих чувств, потребностей, желаний, телесных процессов, своей мыслительной деятельности, а также осознание внешнего мира, включая межличностные отношения.
Гештальт-терапия стремится к стойкому результату, когда посредством постепенного осознания клиент получает способность сознательно выбирать своё поведение, отстранившись от невротических и других болезненных симптомов. При этом начинает устойчиво реагировать на манипуляции окружающих.
В основе данной терапии лежит несколько представлений:
- Источник силы – в настоящем.
- Опыт важнее всего.
- Сам терапевт – инструмент терапии.
- Терапия слишком хороша, чтобы ограничиваться лечением [3].
Идеи гештальт-терапии применяются в различных областях: от клинической психотерапии и до тренингов для людей, стремящихся к личностному росту и улучшению коммуникации. Сам Перлз называл разработанную гештальт-терапию – «терапией нормальных» [4]. Такими словами он хотел обозначить, что применение возможно для лиц различного возраста, всех уровней, разных культур и в различных ситуациях. Поэтому не обязательно прибегать к его методу лишь в случае физических, психосоматических, нервных или психотических расстройств и отклонений.
Гештальтпсихология и гештальт-терапия: есть ли общее?
Несмотря на то, что в обоих названиях звучит одинаковая «приставка» — гештальт, утверждать, что в основе изобретения Перлза лежат принципы гештальта, нельзя. Конечно, и отвергать тот факт, что некоторые идеи гештальтпсихологии всё-таки используются, тоже не получится. Дело в том, что Перлз ознакомился с концепцией гештальтпсихологии поверхностно, не вдаваясь в подробности. Он и сам признавался, что ни одну ключевую монографию не осилил целиком. Поэтому использовал в работе свою вольную интерпретацию понятий.
Так какие же моменты «впитаны» наследниками гештальт-терапии из положений гештальтпсихологии? Некоторые исследования основоположников гештальтпсихологии и социальные эксперименты К. Левина доказывают многое из того, что у Перлза зачастую выглядело как интуитивные догадки.
Например, эксперимент К. Коффки 1920 года по применению принципа целостности к поискам ведущих принципов развития в детской психологии и взаимодействия со средой доказывает, что каждая часть имеет свою роль и важна именно функциональная структура целого, поскольку именно она определяет тип его организации. Наряду с принципом целостности был выдвинут принцип динамичности: течение психических процессов определяется динамическими, изменяющимися соотношениями, устанавливающимися за счёт самого процесса. Оба принципа взаимосвязаны. Гештальт-психологи обнаружили, что функциональная структура целого динамична и способна сама себя поддерживать и восстанавливать, стремясь перейти в состояние максимально возможного равновесия, которое будет определяться чёткостью, завершённостью и осмысленностью.
На данные выводы опирался в своей практике Курт Гольдштейн, который занимался пациентами с черепно-мозговыми ранениями, страдающими афазией. Он заметил, что сила расстройства зависела не только от размеров поражения мозговой ткани, но и от множественных факторов, таких как страх возвращения на фронт, отношения с людьми и другие. Так, Гольдштейн пришёл к выводу о единстве физического и психического в организме. Что впоследствии пригодилось Фредерику Перлзу для развития гештальт-терапии.
Несмотря на незначительные отклики гештальтпсихологии, возможно, более правильным вариантом было бы назвать Перлзу свой подход экзистенциальной психотерапией, как ему и хотелось изначально.
Список использованных источников:
- 2. Перлз Ф. Теория гештальттерапии. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004 – 384 с.
- 3. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия контуры теории и практики. – М.: Независимая фирма «Класс», 1996. – 325 с.
- 4. Гингер С. Гештальт: искусство контакта / Пер. с англ. Т. А. Ребеко. – Изд. 2-е. – М.: Академический Проект; Культура. 2010. – 191 с.
Автор: Амосова Виктория, учитель
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch. ru/donate
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. | Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
Развитие гештальт-терапии. Современная гештальт-терапия. Часть 1
Начать введение в гештальт-терапию можно с того, что есть сейчас.
А продолжить тем, откуда она выросла. В современной гештальт-терапии осталось мало людей, которые её создавали и продвигали.
Когда в 1995 году я был на встрече ассоциации по развитию Гештальт-терапии в Новом Орлеане, организаторы придумали следующее. Они попросили встать тех, кто учился или проходил терапию у родоначальников гештальт-терапии. У Фрица Пёрлза и Лоры Пёрлз. Встало человек 20. Сейчас из них осталось человека 4.
Гештальт-терапия, как и все остальные направления терапии, развивается со сложными отношениями между людьми. Со взаимными обидами: кто и что первым придумал, кто раньше книжку написал, а кто раньше опубликовал.
В 2016 году в конце сентября была конференция на Сицилии, в Таормине. Конференция совместная — ЕАГТ (Европейская Ассоциация Гештальт-терапевтов) и ААГТ (Американская Ассоцияция Гештальт-терапевтов). На ней были обозначены лидеры, работающие в области Гештальт-терапии, у кого есть энтузиазм. Когда это кому-то интересно, направление развивается. А когда перестаёт быть интересным, то случается то, что с другими направлениями происходит. Например, транзактный анализ. Сильно развивался, а сейчас почти нет этого направления. Очень небольшое количество людей работают в транзактном анализе, хотя система описана хорошая.
Механизм того, как всё работает, очень хорошо объяснен в когнитивно-бихевиоральном подходе. Как только что-то описано инструментально «делай то-то и потом то-то», оно перестаёт работать. Так произошло с НЛП. Их было много, а теперь нет. А в нашей области не так.
Живут в основном те направления, которые могут развиваться, что-то по-новому комбинировать, находить новое, придумывать. Пока можно свободно думать и развиваться, всё движется.
А чтобы двигалось, важно, чтобы были люди, которым это интересно. Нам удалось сделать сообщество людей, которые интересуются ГТ и её продвигают. Есть потенциал, есть возможность для развития.
Существуют 2 большие международные ассоциации. Одна из них ЕАГТ – европейская ассоциация гештальт-терапии.
Ситуация в ней довольно сложная, потому что на мой взгляд они сделали несколько очень ошибочных шагов. В целом по развитию своего сообщества. Они попытались его формализовать. Как только формализуется, так всё исчезнет, если в эту сторону пойдёт.
Во всяком случае на последней конференции они не смогли договориться о месте и дате и месте следующей конференции. Это уже некоторый показатель, потому что обычно в конце конференции назначается следующая, которая будет через 2-3 года. Тем не менее. Эта ассоциация, пожалуй, самая старая из ассоциаций. Она того же времени, когда у нас возникла в Советском Союзе первая независимая ассоциация психотерапевтов.
В основном Европейскую ассоциацию организовывали люди, которые учились у Изидора Фрома. В какой-то момент он был назван лучшим психотерапевтом США. Жил и работал в Нью-Йорке и он был как раз одним из учеников Фрица Пёрлза и Лоры, и клиентом Лоры Пёрлз. А ещё после себя он оставил единственный текст — записи его лекций. Потому что вообще он ничего не писал, по той причине, что у него была фобия. Графофобия — страх письма. Поэтому он в принципе ничего не писал. Это к вопросу о психотерапевтах, которые оставили след в жизни.
Выбросьте сразу идею из головы, что психотерапевты здоровые люди. Ничего подобного. Например, шизофрения Карла Юнга общеизвестна. В этом смысле многие его действия не вполне. Но это клинический вариант, всё нормально. То же самое относится и к основной массе других психотерапевтов.
Психотерапевт чаще всего, вообще во всём мире — это те, кто развиваются из клиентов, причём, как правило, из достаточно тяжёлых клиентов. И как раз впоследствии они поэтому и оказываются полезны. Что им удаётся преодолеть что-то очень тяжёлое, сложное. И жизнь многих психотерапевтов она такая, мягко говоря, довольно странная. Поскольку я лично знаю очень много, в общем могу сказать, что многие люди описывают себя в больших книжках. Например, “Тяжёлые личностные расстройства” Отто Кернберга — это автобиография в общем-то.
У Изидора Фрома было много ещё интересных особенностей. Например, он не доверял банковской системе США. И хранил все деньги в наличке. И после его смерти соответственно у него обнаружили огромный сундук, который был набит немецкими марками. Все деньги он держал в немецких марках.
Я уж не говорю про всякие мелочи, например о том, что он был гомосексуалист. Это пустяки. Потому среди психотерапевтов всех направлений больше всего среди психоаналитиков гомосексуальной ориентации. Их настолько больше, чем у нас, что в какой-то момент люди, которые к нам приезжали, стали смотреть подозрительно на сообщество. Так подозрительно стали смотреть, что на одной из конференций я просто сказал, ну знаете, может быть вам это и отвратительно, но надо стараться, потому что так мы в Европу не войдём.
И на каждой конференции есть отдельное направление. Тема, связанная с геями и лесбиянками — отдельная. Один из моих друзей и психотерапевт, который здесь очень много работал, приезжал вместе со своим бойфрендом.
Но когда мы его как-то вместе с его другом вытащили на интенсив, а дело было в Сочи, в Лазаревском, и там как раз местный организатор, который очень восхищался такой дружбой. Что вот они вот так дружат прямо и меня дёрнул черт ему сказать, что вообще они гомосексуальная пара. И дальше с этим организатором произошло что-то необычное. Он стал при виде их отпрыгивать куда-то в кусты и бегать за кустами. И ещё как-то странно себя вести. А потом я его спрашиваю, почему ты странно так себя ведёшь. А он и говорит, ну как же, у нас же тут Кавказ, это всё ужасный грех, это запрещено, если кто-то узнает, то это же всё.
Двойные стандарты очень забавные. Это всё какие-то общие обстоятельства, в которых всё существует и развивается. И в частности ученики Изидора Фрома — Харм Сименс и Жан-Мари-Робин, также и Маргарит Спаньёло. То есть основная масса тех, с кем мы сотрудничали, тех, кто очень вкладывается в то, чтобы развить теорию гештальт-терапии — они как раз ученики Изидора Фрома из Нью-Йорка. Там есть самый старый гештальт-институт, в котором реализованы те идеологические принципы, которые лежали в основе гештальта того времени и так до сих пор они там и остались. А именно, этот институт, во-первых никого не учит. Вообще. Там проводятся мероприятия, программы какие-то, но они не дают никаких сертификатов, принципиально.
А кто же тогда сотрудники вот этого нью-йоркского ГИ, в котором теперь сотрудником также является Жан-Мари-Робин и Маргарита Спаньоло. А это что-то вроде академии. То есть в этом смысле сотрудник этого НГИ — почётное звание. Это самая старая система. Структура абсолютно анархическая. Поэтому они ничего не дают. Хорошо работаете — занимайтесь, ходите, учитесь. Обменивайтесь опытом.
В этой системе Изидора Фрома вы видите этот рисунок цикла контакта. Вот когда первый раз к нам приехала Маргарита Спаньоло Лобб она пришла и только доска была и было нарисовано то же самое. О, говорит, и здесь тоже ученики Изидора Фрома. Таким образом цикл-контакт рисовали его ученики. В других — другим способом.
То есть вот эти круги — другие школы. Вот это такой фирменный знак. В этом смысле всё, что вокруг этого цикла контакта есть это очень интересно. Тут много о чём можно подумать. Но достаточно сказать, что под кривой у нас находится пространство Id и если мы берём, например, интеграл по площади, то там будет у нас то, что касается функции Id, то есть это буквально может быть выражено математически, если мы хотим. А то, что снаружи относится к действию функции Personality. А собственно сама линия — это линия продвижения Ego функции параллельной циклу контакта
Цикл контакта — это очень старая идея. То вокруг чего гештальт-терапия развивалась, продвигалась. И в общем это можно найти в названиях очень многих книжек. Например, книжка Сержа Жинжера (Гингера Сергея Александровича). Она так и называется «Гештальт-терапия контакта».
Терапия контакта — нужно очень быть внимательным к словам.
То есть это терапия не человека, а контакта.
В это смысле другое названия ГТ, которое было там во второй книжке в отдельной обозначено — это было Гештальт-терапия как гештальт-анализ. А что такое там объясняется этот самый гештальт анализ — это анализ возникновения, формирования и разрушения гештальтов. Как единственная форма построения поведения человека. Не стимула-реакции, а поведения.
Ну вы наверняка это слышали, но тем не менее я ещё раз это всё расскажу в чем основная идея. В том, что у нас есть организм и окружающая среда.
Организм поддерживает свой гомеостаз, для этого ему нужно периодически что-то и окружающей среды забирать, а что-то в окружающую среду выдавать.
Для того, чтобы что-то забирать из окружающей среды, нужен контакт. Для того, чтобы что-то отдавать — нужен контакт. Поэтому если буквально (потому что у Перлза пищевые метафоры), вот если пищевая метафора, то важно, чтобы кушал нормально и в туалет ходил нормально. То есть собственно про это и речь.
А что именно кушал. А вот тут интересно. Потому что телу понятно что. Есть питательные вещества и так далее. А вот то, что касается человека, чем же он подкрепляется. Он потребляет образы, гештальты. Простой пример, если у вас не много времени и вы хотите поесть — быстро берёте и быстро съедаете. И я голодный. Почему я голодный. Потому что в животе у меня уже есть работа, а вот здесь образа нет.
Для того, чтобы питаться настолько насколько нужно, нормально, с удовольствием, важно, чтобы синхронизировано было и попадание физической пищи и соответственно образ, и запах, и цвет, и обстановка. Как бы всё в удовольствие от этого получается. Если это всё синхронизировано, то у вас обмен веществ будет нормальный. Потому что вы будете есть то, что хотите и столько, сколько хотите. А то, что не хотите — не будете есть. Всё будет просто. И тогда ваш вес, ваши габариты — никаких лишних килограммов. А если вы едите по каким-то другим основаниям — заедаете что-то, в общем, выражаете свою агрессию таким способом. Хороший способ успокоиться — кусать что-то. Или там ещё какие-то действия делать. Будут соответственно некоторые трудности.
Так вот это вот цикл контакта — это про путь возникновения образа и его синхронизация с физическим действием, получение удовлетворения.
То же самое относится к многим вещам. Например, к процессу, который более связан с Фрейдом — к сексуальному удовлетворению. Очень часто много факторов мешают нам создать образ другого человека, с которым я имею дело. Тут вообще очень сложно всё. Человек такой большой, что он как бы распадается на отдельные фрагменты и в этом смысле — всё это интегрировать очень сложно. Если удаётся — отлично. На худой конец можно и так — фрагментами. Тоже неплохо. Но лучше, когда целостно.
И вот кривая цикла контакта — это как раз то, как у нас из состояния равновесия, которое есть в организме, возникает намерение, какой-то интерес. Потому что вообще самое лучшее состояние — состояние конфлюенции, слияние. Если бы была возможность, мы бы в нём так и оставались. И правильно, ничего другого бы не было нужно. Потому что давно критики психоанализа писали, что идеальный человек, это человек, который с которым всё настолько правильно, что ничего неправильного с ним не случается. Тогда он рождается, автоматически что-то делает, ничего не замечает и умирает. Это тогда некоторый такой идеал здоровья. А всё то, что у нас помнится, что относится к характеру, что остаётся потом от жизни — это сложности, неудачи, преодоления, когда удаётся что-то сделать. А так, конечно, в слиянии лучше всего. Это основная форма. Мы всегда находимся в слиянии. Поэтому если кто-то говорит, что конфлюенция — это плохо, то этот человек не прав, не понял про конфлюенцию.
Конфлюенция — это основное содержание жизни. Ну то есть в настоящий момент, если у меня всё нормально, я никаких внутренних органов не чувствую. Потому что я буду чувствовать, если я ушиб или поломал, а так, в норме, я в основном со всем нахожусь в слиянии. Я могу рассказывать вам это свободно, потому что я нахожусь в слиянии с русским языком. Если я из этого слияния выйду, попробую контролировать свои слова и выстраивать наиболее правильные фразы, избегать слов-паразитов, ещё что-то, начнётся ужас что. Пока я в слиянии с языком — всё нормально — вы меня понимаете, вы в конфлюенции с русским языком и я тоже. Ну и так далее.
Конфлюенция — это не плохо, это хорошо. Но её нужно преодолевать, если нужен какой-то контакт. Например, я сейчас рассказываю и периодически есть какие-то слова, которые для вас могут быть не очень понятны. Например, слово конфлюенция я стал объяснять, что это то же самое слияние — некоторая форма сопротивления, а сопротивление совершенно необходимая вещь, без сопротивления мы просто растворимся в окружающем. Поэтому сопротивление — не что-то плохое, а необходимая вещь, чтобы организм существовал.
- Из аудитории: вот ты сказал, что человек потребляет образы/гештальты…
- Д.Хломов: синонимы, это для меня синонимы
- Из аудитории: образ — это образ действия, потребности? (из аудитории)
- Д.Хломов: образ — это элементарная единица сознания. Это то, чем мы можем обмениваться. В этом смысле мы можем обмениваться только образами. Есть физиологические всякие обмены, можно крови попить друг у друга, но если в такие не заходить дебри, то в общем мы обмениваемся образами.
- Из аудитории: то есть образ или гештальт — это любая вещь, которая изначально целостная, которую искусственно не разделили? Допустим, вот я помню, что “та фигня” где-то есть. Для меня вот “та фигня” — это образ. Пока я не начал анализировать по частям, это для меня вот образ, целостная “та фигня”.
- Д.Хломов: да. Опять-таки этот образ, вот который не связан с другой, у которой нету пока в языке метафоры, поэтому это “та фигня”, а потом значит “та фигня” получает какое-то название. И опять-таки, это название в любом случае метафорично. То есть нам нечем обмениваться, кроме вот гештальтов, и соответственно каких-то метафор. Которые по сути и есть иное выражение этих самых гештальтов. И когда мы друг с другом разговариваем, то мы пытаемся передать образы. И, например, есть такой клинический критерий тяжёлого личностного расстройства. Кернберг молодец, он его обнаружил. Это следующий критерий, что человек не может объяснить другому про себя или про кого-то ещё. Например, первичный приём. И человек мне рассказывает ну о ком-то. Или о себе. А у меня не формируется образ. Я не понимаю, не могу представить тебе того человека, о котором он рассказывает. Это означает, что у кого-то из нас двоих тяжёлое личностное расстройство. Не обязательно у него, может быть у меня. То есть поэтому нужно каждый раз проверять. А я-то ничего? В нормальном состоянии? Потому что если я буду в тяжёлым состоянии, я буду всех диагностировать как психопатов. А это не совсем так. Понятно, да?
- Из аудитории: нет, не совсем. Ты говоришь, что человек, который не может описать себя или другого человека, то получается, если он не может этого сделать, то у него расстройство. а разве это не от контекста будет зависеть?
- Д.Хломов: правильный ход, потому что я пока сказал только про идею Кернберга про диагностику, а когда я про это говорю, то я говорю следующее. Что в пограничном состоянии может оказаться любой в силу разных обстоятельств. В силу того, что я столкнулся с чем-то слишком новым и для меня это тревожно, я не могу это описать. Это не означает, что я вот такой вот психопат ужасный, но просто в настоящий момент правда в пограничном состоянии. И именно поэтому себя нужно тестировать. Если я знаю, что я психопат, то это уже очень хорошо, я что-нибудь с этим придумаю. Но если я не психопат, я могу оказаться в силу каких-то обстоятельств, того, что произошло, в пограничном состоянии. И если это так, то мне нужно как-то ну вносить коррективы в свою работу прямо сейчас.
- Из аудитории: слово “пограничный” упоминается в терминологии МакВильямс или какой-нибудь другой терминологии?
- Д.Хломов: вот скорее пограничный в смысле степени нарушения, то есть у нас есть невротический уровень, у нас есть пограничный уровень и у нас есть психотический уровень. Вот в этом смысле пограничный. Пограничный не по качеству, то есть качество — это то, что у человека с границами не чётко, с его собственными. Потому что от того, что я не воспринимаю другого человека и не могу о нём рассказать, это полбеды. Проблема в том, что я сам себя также воспринимаю, фрагментарно, кусками. Собственно, это и есть такое содержание пограничного расстройства, именно как нарушения границы. Пример пограничных расстройств, которые присутствуют, это например алкоголизм. То есть когда-то слишком близкое приближение, то вообще отделение. С границами неизвестно что творится у человека. Так что тут есть 2 параметра — один количественный, второй качественный. —
- Из аудитории: можно вопрос? К Изидору Фрому имеет отношение Кливлендский университет, или это отдельная ветка с Зинкером и другими?
- Д.Хломов: да, Кливлендский гештальт-институт был второй. Это была выездная программа. Вообще это интересная вещь, получается, что удобнее преподавать всё, что касается психотерапии, — выехать куда-то. Почему-то это во всём мире так. И вот в какой-то момент Фриц Пёрлз и остальные люди выехали в Кливленд (1960 год), потому что Нью-Йоркский ГИ 1955 года, кажется. А где-то .. нет, ещё раньше, 1955 — Кливленд, Нью-Йоркский — ещё раньше.
Кливлендский институт был организован таким образом. Когда у нас начинали работать, гораздо интереснее было, Воронежская группа, Одесская. Как только всё начинается, набираются самые активные и лучшие представители. Ну и самые безумные тоже там были. Но это всё интересно. И также было в Кливленде. Была большая группа и она хорошо развивалась. В какой-то момент на уровне Рейдена они даже сильно включились в правительственные учреждения. То есть консультантом по орг. консультированию Белого Дома была одна из сотрудниц Кливлендского института. И они там возгордились и стали развиваться в сторону орг. консультирования. А дальше они сами себя скушали в какой-то момент. И тогда из этого института старое поколение уехало на Тресковый мыс под Бостоном. И там сейчас существует отдельный международный центр по развитию ГТ, который был основан Эдвином и Соней Невис. Они были вынуждены уехать, чтобы продолжать идеологическую вещь. Потому что в Кливленде власть захватили орг. консультанты. И дальше они постарались всё оптимизировать, чтобы доходы были больше. Они сделали, чтобы доходы были больше. Оказалось, что чтобы доходы были больше, нужно готовить социальных работников, а не психотерапевтов. Ну их же гораздо больше, их штамповать и плюс за них государственные деньги. И в общем они просто снизили стандарты резко. Это была причина конфликта, после которого всё распалось. Пытаются восстановить идеи, но бизнес и психотерапевтическое искусство — вещи трудно совместимые. То есть если бизнес, то лучше снижать стандарты и расширять деятельность. А если речь идёт о психотерапевтическом искусстве — это искусство, что же тут сделаешь.
Так что Кливлендский большой. Оттуда Зинкер, но он как раз держится особняком. Из европейских стран он ездил в Англию с семинарами, а так в основном в штатах. Хотя его работа очень интересная. Книжка, которая у нас Зинкера — очень полезная и хорошая. Это линия, которая связана с искусством в ГТ, связана с рисованием. Потому что в принципе Зинкер себя позиционирует как художник. Много его работ связаны с арт-терапией. Но на самом деле это конечно Гештальт-подход и разные технические вещи именно в этой области. Очень продуктивный автор. Непростой для контактов и для жизни в сообществе. Даже, по-моему, не состоит не в одной из ассоциаций. Не в ААГТ, не в ЕАГТ. А это тоже невидимые миру войны — война между евро-психотерапевтами и американскими психотерапевтами.
И в общем-то Фриц Пёрлз пал жертвой в этой войне, из-за чего он был вынужден сделать отдельное направление ГТ. Потому что в один прекрасный момент, когда он был директором психоаналитического института, в Южной Африке, война между европейскими психоаналитиками и американскими обострилась настолько, что европейские приняли решение, что действительны только сертификаты, которые выдаются на территории Европы, а американские, что действительны те, что выдаются на территории США. А Южная Африка — никто про неё не вспомнил. Было не до того. И одним росчерком взяли и уничтожили. Лес рубят — щепки летят. И была такая травма для Фрица Пёрлза, из-за которой ГТ была обозначена как отдельное от психоанализа направление. Потому что на самом деле там гораздо меньше отличий от классического психоанализа, чем, например, в юнгианском ключе. Фрейд же не считал юнгианский психоанализ психоанализом. Во всяком случае эти конфликты нужно себе представлять, что всё это реальные люди и именно поэтому они обижаются, кто-то не хочет приближаться к другим. Зинкер держится подальше, чтобы не оказаться ни на чьей стороне, не оказаться включённым в конфликт какой-нибудь. Поэтому он в конфликте со всеми. Всякий отдельный человек попадает в конфликт со всеми остальными.
Сона Невис занималась семейной терапией и очень много в этой области сделала. А Эдвин Невис занимался организационным консультированием.
Если про историю, то сначала был Нью-Йоркский Гештальт Институт, и в этом НЙГИ были такие авторы, которых вы не найдёте.
Вы не найдёте текстов Изидора Фрома, даже не пытайтесь. Единственное что после него осталось — это текст лекции и видео одной проведённой группы. И эта видео-запись используется как учебная.
Пол Гудман. Очень неоднозначная, драматическая фигура. В какой-то момент европейские даже конференцию в Париже посвятили Полу Гудману, потому что они очень ценят вот этот текст, который является второй книжкой и который у нас почему-то подписан Фрицем Пёрлзом, хотя он там автор идеи. Текст вообще написал Пол Гудман и в оригинале текст звучит так — Пёрлз, Гудман и Хеферлайн, потому что Хеферлайн описывал ещё и упражнения. А как раз у нас этих ребят взяли и выкинули. Сначала перевели Пёрлза, потом упражнения, как самое главное, а вот эту всю философскую бредятину вообще не стали. Потом спохватились, наскоро перевели, она переведена, но очень сыро. Это вот поспешили. И вот эту книжку написал Пол Гудман, который обозначал себя как литератор, который также был клиентом Лоры Пёрлз, в течение долгого времени, который как ну вы уже понимаете с общей тенденцией был понятно какой ориентации сексуальной. Мало того он написал книгу о своей ориентации “Би квир” — “ быть голубым”. У него много литературных сочинений. Часть из них у нас издана, и он именно как литератор прославился.
“Гештальт-терапия”, состояла из двух частей.
Одна часть — техники и упражнения. Её переводили в то время, когда всем техники были важны. Она называлась “Практика Гештальт Терапии”. А вторая — “Теория Гештальт-Терапии”. Заголовок “Возбуждение и рост человеческой личности. То есть как между собой связаны возбуждение и рост человеческой личности. Почему возбуждение может быть реализовано только через рост человеческой личности. Там очень много общих рассуждений — скорее философских, культурологических, скорее таких, которые меня помню сильно раздражали.
То есть если про меня, то мне больше первая книжка нравится Пёрлза. Которая “Эго, голод и агрессия”. Потому что это книга психоаналитика и доктора и она написана с понятными, да старомодными, простыми примитивными схемами, которые он описывает того времени, медицина того времени. Многое уже изменилось. Но она написана хотя бы на понятном мыслительном языке. А тут метафорически красиво. Но с точки зрения английского языка — жуткая гадость. Англичане и американцы обижаются, когда я говорю, что ненавижу английский. Вот в этом смысле важно, чтобы книжка была написана хорошим языком. Первая книга была написана отвратительным языком. Мы долго её приглаживали, когда переводили, литературным языком. И у нас она читается гораздо лучше. Литературно она на два порядка лучше, чем то, что было написано Пёрлзом.
А вот вторая книга — она написана безупречно, прекрасно, как поэма (на английском), а в нашем издании она на порядок хуже. Это про “Теорию гештальт-терапии”.
Вот кстати Мак Вильямс вспоминали. Она не популярна на английском языке. Потому что английский язык у её книжки плохой и в принципе тяжело читается. У нас нашли хороших переводчиков и редакторов, и книжка написана отлично. Поэтому популярность огромная. Это фактор, о котором мы забываем — фактор перевода. А он так влияет.
Продолжение часть 2
О нас — Gestalt Associates for Psychotherapy
Scroll
Арлин Майорано: исполнительный директор
LCSW, LP, DCSW, Колумбийский университет, сертифицирована в области EMDR и терапии отношений Imago, прошла обучение интерактивной групповой терапии и интегрирует эти методы в свою работу с отдельными лицами, парами и группами. «Я больше всего ценю акцент гештальт-терапии на отношениях; на вере в то, что когда мы встречаемся с полнотой и открытостью, с искренним и безоговорочным принятием, мы создаем основу, на которой происходит все исцеление».
[email protected]
www.askarlo.com
Susan Jurkowski: директор по обучению
LCSW, LP, ACSW, CGP, BCD, Пенсильванский университет, является дополнительным преподавателем факультета психологии Бруклинского колледжа. У нее есть опыт феминистской психотерапии, особые интересы и подготовка к работе со сновидениями и групповой работе, она изучала юнгианские подходы к сновидениям и недавно прошла обучение по воплощению образов сновидений у юнгианского аналитика Роберта Боснака. «Для меня суть гештальт-терапии — это наш творческий интерес и активное участие в том, что происходит в настоящий момент».
Джеффри Эллисон: директор клиники
LCSW, Школа социальной работы Хантера, является выпускником Gestalt Associates of Psychotherapy. Его привлекала гештальт-психотерапия из-за ее акцента на исцеление и рост, а не на патологию. «Гештальт-терапия соединяет нас с динамическим процессом становления и, следовательно, с красотой самой жизни».
[email protected]
http://www.jeffallisontherapy.com
Конни Ньюман: помощник директора по обучению
MA, MA, LCAT, LMHC, LP, NCC, Нью-Йоркский университет. Интерес Конни к гештальт-терапии развился от профессионального танца и танцевального образования к обучению двигательно-танцевальной терапии, к интегрированному акценту гештальта на разум и тело. «Мои текущие интересы заключаются в многократном использовании терапевтических отношений, чтобы проиллюстрировать, задействовать и залечить раны развития.
[email protected]
https://gestalttherapyinstitute.com
Джоанна Барретт:
LCSW, ACSW, Нью-Йоркский университет, практикует психотерапию 33 года и является выпускницей Гештальт-центра. Прошла множество курсов по индивидуальной, групповой, парной и семейной терапии. Она находилась в психоаналитической супервизии у доктора Ричарда Робертиелло в течение 24 лет. «Гештальт-терапия всегда выходила за рамки рассмотрения только когнитивных, линейных перспектив человека. Это требует от терапевта понимания тела и того, как оно проявляет психику, что для меня является одним из величайших вкладов в область психотерапии».
Алан Коэн:
MSW, LCSW, LP, ACSW, BCD, Вашингтонский университет. Интерес Алана к гештальт-терапии совпадает с его 35-летней практикой медитации. Он учился у Махариши Махеш Йоги в течение четырех лет, прежде чем начать обучение в аспирантуре по гештальт-терапии. «Я вижу эти два подхода как дополняющие и поддерживающие друг друга в их концентрации на осознании, настоящем моменте и принятии того, что есть, как основе перехода в следующий момент. Меня особенно интересует целебная и исцеляющая ценность собственного присутствия».
[email protected]
www.gestalttherapyinstitute.com
Джордан Данн:
Ассоциированный факультет: MFA, LP, CIRT — динамический психоаналитик, автор и оратор. Ее обучение в качестве гештальт-терапевта, специалиста по соматическим переживаниям и терапевта по имаго-отношениям, а также ее многолетний опыт обучения и руководства актерами; способствовало ее желанию помочь людям стать более связанными, самосознательными, свободными и выразительными.
Как бывший профессор театра она преподавала в Нью-Йоркском университете, Стелле Адлер, Бостонском университете и Колорадском горном колледже. В качестве разработчика программ и опытного архитектора она создала программу обмена историями для Института Аспена, программу, использующую рассказывание историй и творческое письмо для развития сочувствия и понимания между различными группами населения. Ее более чем 20-летняя карьера в некоммерческом секторе в качестве коуча укрепила ее стремление помочь людям достичь более высоких уровней самореализации, правды, эффективности и радости в их профессиональной жизни; и помочь создать преднамеренную рабочую среду, чтобы люди чувствовали себя в безопасности, чтобы общаться, играть, создавать, разрешать конфликты и выполнять работу.
Она является автором книги «СОМАТИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ для исцеления травм» и является ассоциированным членом Ассоциации гештальт-ассоциаций по психотерапии на Манхэттене. Она является психоаналитиком, сертифицированным на национальном уровне и имеющим лицензию штата Нью-Йорк, и ведет частную практику в Нью-Йорке.
Вы можете подписаться на нее в Instagram @jordandann
www.jordandann.com
[email protected]
Дженнифер Грисбах:
LCSW, Нью-Йоркский университет, выпускница Gestalt Associates for Psychotherapy. Затем она изучала соматическую психотерапию развития (DSP) и соматическую психотерапию детей и родителей в Центре соматических исследований с Руэллой Франк, где она участвует в программе подготовки учителей DSP. Она также обучена EMDR и ведет частную практику на Манхэттене. Дженнифер проявляет особый интерес к индивидуальной работе и в межличностных гештальт-группах со взрослыми, усыновленными в детстве. Она рада поделиться своей любовью к теории гештальта и поддержать преобразование теории в практику в своем обучении, а также привнести свой опыт музыканта и медитатора в исследование осознания и творчества в нашей жизни.
[email protected]
www.jennifergriesbach.com
Джастин Лэрд:
Ассоциированный факультет: доктор философии, LP, Техасский университет в Остине, Университет Бейлора, является сертифицированным гештальт-терапевтом и прошел обучение по EMDR, ориентированной на привязанность, в Институте Парнелла. Он является адъюнкт-профессором CUNY, Бруклинского колледжа и Школы труда и городских исследований. В роли преподавателя и тренера он способствовал беседам с малыми и большими группами о сострадании к себе, выгорании, замещающей травме, внимательности, культурном смирении, неявной предвзятости, микроагрессии и многом другом. «Я ценю то, как гештальт-терапия открывает возможность более полно чувствовать и переживать момент. Или, как сказал один мудрый наставник: «Меньше думай, больше чувствуй».
[email protected]
www.jmlaird.com
Джим Малри:
LCSW, LP, ACSW, Университет Фордхэма, включает в себя его гештальт-тренинг с Лорой Перлз и его годы медитации осознанности, которые занимают центральное место в его нынешней терапевтической работе. Помимо работы со взрослыми и парами, Джим также умеет работать с подростками. «Когда я нашел гештальт, я почувствовал, что открыл для себя совершенно новый способ видеть и понимать людей и, что еще более важно, себя, и это продолжается по сей день».
Тодд Сензон:
MA, LP, Нью-Йоркский университет, выпускник Gestalt Associates for Psychotherapy. Тодд пришел к гештальт-терапии через консультации по снижению вреда, особенно с бездомными молодыми людьми. Он привносит свое творчество в качестве визуального художника и свое присутствие в качестве практикующего йогу в своей работе с отдельными людьми, парами и группами. «В практике гештальт-терапии меня больше всего интересует сила нашего совместно созданного опыта в данный момент, чтобы способствовать самопознанию в продолжающемся процессе становления тем, кто мы есть».
Ричард Шроб:
LCSW, LP, ACSW, Школа социальной работы Хантера, окончил Гештальт-центр психотерапии и обучения и в течение двух лет проходил дополнительное гештальт-обучение у Лауры Перлз. Он практикует с 1976 года и работал в сфере реабилитации наркозависимых, прежде чем заняться частной практикой. Он также был практиком и учителем дзен-медитации. Он является мастером дзэн в школе дзэн Квам Ум в Международном дзэн-центре Чогье в Нью-Йорке (www.chogyezencenter.org/teachers). «Что для меня наиболее важно в гештальт-терапии, так это акцент на отношениях между людьми здесь и сейчас».
Патрисия Такер:
LCSW, LP, ACSW, Колумбийский университет, выпускница Gestalt Associates for Psychotherapy. В дополнение к своему опыту в области гештальт-терапии, Патрисия имеет сертификат Нью-Йоркского общества эриксоновской гипнотерапии и психотерапии. Она является адъюнкт-профессором Школы социальной работы Нью-Йоркского университета. «Что меня восхищает в нашей работе в гештальт-терапии, так это ее сосредоточенность на процессе. Когда мы обретаем эмпирическое осознание того, как мы делаем то, что делаем, спонтанно возникают новые варианты выбора. Наша радикальная ориентация на процесс делает нашу работу живой и полной возможностей».
[email protected]
www.thegroupproject.org
Allan Whiteman:
LCSW, LP, ACSW, BCD, Smith College, начал свое обучение гештальт-терапии в 1972 году. осознание как человеческое присутствие, которое исцеляет, видя целостность, которая уже присуща каждому из нас». Аллан также двадцать пять лет занимался дзен-практикой, десять лет изучал Алмазный подход А. Х. Алмааса, а также долгое время изучал терапевтические традиции гипнотерапии у Стивена Гиллигана и краткосрочной терапии. Совсем недавно он начал программу хосписа в одной из тюрем штата Нью-Йорк.
Джек Уорти:
Ассоциированный факультет: LMHC, семинария в Остине, Южный методистский университет, выпускник Gestalt Associates по психотерапии. Джек пришел к гештальту, изучая Мартина Бубера и Пола Тиллиха во время изучения богословского образования. Он проводил семинары для аудитории в Meta Platforms, Trinity Wall Street Church и детском саду Williamsburg Neighborhood, а его комментарии публиковались в The Atlantic, GQ, Cosmopolitan, Vice и Vogue. В 2021 году журнал New York Magazine включил Джека в свой первый список лучших терапевтов Нью-Йорка.
[email protected]
www.jackworthylmhc.com
Дополнительный факультет
Психоаналитическая программа
Дэн Блум
Доктор юридических наук, LCSW-R, Школа социальной работы Нью-Йоркского университета
DSW, LCSW-R, Школа социальной работы Университета Адельфи
Лина Яндорф
MHC, MA, Университет штата Нью-Йорк в Стонибруке
Эван Сенрейх
DSW, LCSW-R, CASAC, Нью-Йоркский университет
901 08 Почетный профессор Джереми Борер, LCSW-R
Руэлла Франк, PhD, LMHC, LP
Сьюзан Фридберг, LCSW, LP, ACSW, BCD
Джон Мастро, LCSW
Нейла Вайман, LCSW
9 0002 С преподавателями также можно связаться по телефону info@gestaltassociates. org
Программы обучения
Программа клинической стипендии
Эта четырехлетняя программа открыта для кандидатов, имеющих степень доктора медицины, доктора философии в области психологии или магистра в области социальной работы, консультирования по вопросам психического здоровья, творческой арт-терапии или супружеской и семейной терапии. .
Психоаналитическая программа
Эта программа с лицензией штата Нью-Йорк открыта для кандидатов со степенью магистра в любой области; выпускники имеют право стать лицензированными психоаналитиками (LP), имеющими право практиковать в штате Нью-Йорк.
Практическая программа
Эта годовая программа предлагает участникам введение в теорию и практику гештальт-терапии и дает возможность изучить применение принципов гештальт-терапии в смежных областях.
Предстоящие события и образование
Доступная терапия
Gestalt Associates for Psychotherapy предлагает доступную гештальт-терапию через нашу клинику с низкой оплатой. Клиенты в нашей клинике посещают терапевтов, которые проходят наши продвинутые программы последипломного клинического обучения и находятся под еженедельным наблюдением членов нашего факультета.
Узнать больше
Фредрик Перлз
Лаура Перлз
Гештальт-терапия была создана в начале 1950-х годов Фредериком и Лаурой Перлз и Полом Гудманом.
Он возник на основе психоанализа, гештальт-психологии, экзистенциальной философии и теории поля, чтобы создать новый метод психотерапии, объединяющий и превосходящий составляющие его элементы.
Акцент гештальт-терапии на главенстве опыта здесь и сейчас и единстве тела, разума и окружающей среды был революционным отходом от интрапсихической психотерапии и сделал ее предшественником современных психотерапевтических модальностей.
Наша цель — повысить осведомленность. Обнаружены старые и привычные паттерны и приспособления, ограничивающие спонтанность. Теперь, когда мы более осведомлены, мы испытываем более широкий спектр возможностей и делаем более творческий выбор.
Библиография
Фредерик Перлз,
Ричард Хефферлайн,
Пол Гудман,
«Гештальт-терапия: возбуждение и рост человеческой личности»
1951Фредерик Перлз,
«Эго, голод и агрессия»
1947Фредерик Перлз,
«Гештальт-подход и очевидец терапии»
1973Фредерик Перлз,
«Гештальт-терапия дословно»
1969Лора Перлз,
«Устная история гештальта Therapy: A Conversation with Laura Perls»
1978Laura Perls,
«Keeping the Flame: Laura Perls and Gestalt Therapy»
(под редакцией Э. М. Стерна)
1982
Гештальт-психотерапия | Элизабет Сигрист
Гештальт — это больше, чем терапия, это образ жизни, зародившийся у Фрица Перлза в период с 50-х по 60-е годы прошлого века. Перлз понимал жизнь как нечто в постоянном движении, к которому мы постоянно приспосабливаемся. Он говорил о естественной склонности нашего организма к состоянию эмоционального и физического внутреннего равновесия. Это состояние благополучия прерывается как потребностями самого организма (жажда, голод, холод, жара…), так и желаниями, возникающими в результате нашего взаимодействия с окружающей средой (привязанность, принятие, признание, успех…). Организм восстанавливает состояние равновесия за счет внутренней саморегуляции, состоящей из пяти стадий гештальт-цикла, описанных Зинкером:
- По мере возникновения желаний и потребностей они становятся определенным ощущением.
- Когда это ощущение становится достаточно сильным, оно входит в сознание, заставляя нас осознавать наше желание или потребность.
- Затем мы мобилизуем нашу энергию, мотивируя себя и мобилизуя свои мышцы.
- Мы начинаем действовать, чтобы удовлетворить свою потребность или желание, либо идем на кухню за стаканом воды, либо подходим к другому человеку, либо к тому, что нам нужно или чего мы желаем.
- Мы вступаем в контакт с окружающей средой, то есть берем стакан воды и пьем его, или начинаем взаимодействовать с другим человеком и т. д.
- Как только мы удовлетворили нашу потребность или желание, мы закрываем цикл, отдаляясь и возвращаясь в состояние покоя или равновесия, пока не возникнет следующее желание или потребность.
Этот гештальт-цикл описывает концепции Перлза о фигуре и фоне: в состоянии равновесия мы воспринимаем уравновешенный фон. Наши желания или потребности возникают из этой основы, принимая определенную форму или фигуру (по-немецки Gestalt), которая, однажды удовлетворенная, снова растворяется как часть основы, восстанавливая состояние равновесия и покоя. Однако, если по каким-либо причинам мы не можем удовлетворить свою потребность, либо потому, что мы должны сделать что-то еще в этот момент, либо потому, что у нас нет необходимых средств или способностей, либо кто-то или что-то мешает нам это сделать, то эта цифра остается неразрешенными и не могут повторно ассимилироваться с землей, что мешает нам вернуться в наше состояние равновесия. Требования, предрассудки, нормы и другие внешние предписания являются главными факторами, мешающими нам удовлетворять свои потребности. Эти незавершенные фигуры остаются в уме, вызывая фоновый шум как призыв к разрешению и тем самым все больше и больше вмешиваясь в спонтанный цикл саморегуляции. Если мы не находим способ удовлетворить эти потребности, со временем организм восстанавливает равновесие, создавая защитный механизм , который переводит эти неудовлетворенные потребности и желания в бессознательное. С помощью этого копинг-механизма равновесие «искусственно» восстанавливается ценой застревания в подобных стимулах или ситуациях в будущем. Таким образом, разум приходит в состояние покоя, но это погружение в бессознательное может создать пустоту в переживании, которое мы воспринимаем как пустоту, бесцельность и тревогу. Эти ощущения становятся симптомом неполной фигуры до тех пор, пока не решены вопросы страха, вины, стыда, обиды, упрека и т. д.
Гештальт-терапия направлена на восстановление ощущений, удерживаемых в пустоте, посредством осознания.