Гипертимный тип: Гипертимный тип акцентуации характера и личности по Леонгарду

Акцентуации характера у подростков. Часть 2. Рекомендации

Акцентуация характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены.

Рекомендации по взаимодействию

1.    Гипертимный тип
Общие рекомендации специалиста: разнообразие деятельности и контактов, деятельность в коллективе, демократический стиль общения, умение планировать деятельность.
Как вести себя родителям: Необходимо идти от противного и создавать ситуации, противоположные критичным. В данном случае – ситуации инициативности, лидерства, непринужденного общения по интересам (кружки, секции). Важно быть доброжелательными и открытыми. В общении с таким ребенком нет места требованиям и приказам. Не приказывайте, а вежливо просите, как равного партнера. Важно придерживаться диалога и не «разжевывать» одну тему долгое время. Выраженный контроль недопустим, но ненавязчивая заинтересованность в жизни ребенка необходима. Учтите, что гипертимные дети прекрасно чувствуют формальное отношение.

Так что интересоваться нужно искренне. В идеальном случае – найти совместное увлечение.

2.    Циклоидный тип
Общие рекомендации специалиста: гибкая тактика в зависимоти от фазы.
Как вести себя родителям: Важно выучить цикл своего ребенка и составить комплекс заданий на каждый цикл. Задания должны соответствовать настроению и силам ребенка, отвлекать его от негативных мыслей. Если подросток находится в фазе спада – просто оказать ему поддержку, помочь справиться с упадком сил, не стоит в это время пытаться повлиять на него. Если в стадии подъема – можно и нужно поговорить с ним о том, что ему следует делать, чтобы понимать свои особенности и больше контролировать себя.

3.    Неустойчивый тип

Общие рекомендации специалиста: твердое руководство, строгий регламентированный режим дня и распорядок, систематичность и настойчивость.
Как вести себя родителям: Во-первых, наберитесь терпения, такта и настойчивости (в хорошем смысле этого слова). Позитивное влияние окажут систематические занятия в спорте. Важное условие – единство действий и требований родителей, а также родителей и педагогов.

4.    Лабильный тип
Общие рекомендации специалиста: общение с позиция взрослого-друга, одобрение и эмоциональная поддержка, эмпатия, умение выслушивать и искренний интерес в общении.

Как вести себя родителям: Важно доброжелательно и сочувствующе относиться к подростку, чтобы установить доверительные взаимоотношения. После эмоциональной разгрузки он становится готов к продуктивной беседе. Необходимо подбадривать подростка, вырисовывать ему положительные перспективы.

5.    Истероидный тип
Общие рекомендации специалиста: поиск формы, в которых потребность во внимании могла бы успешно удовлетворяться, ровное, спокойное, деловое взаимодействие, исключение атмосферы обожания и необоснованного признания, положительные оценки и поощрения – только за реальные достижения и способности.
Как вести себя родителям: Важно преподнести подростку его демонстративность как доминирующую черту.

Для этого нужно совместно разобраться в мотивах и причинах поступков ребенка. Полезно смотреть фильмы и читать литературу, где главный герой обладает такой акцентуацией. Направить энергию в нужное русло можно с помощью общественных мероприятий (например, организация дискотек в школе). Для преодоления эгоцентризма нужно поощрять малейшие потуги подростка в сторону других людей: рассказы о чужих достижениях, жизнях и пр. Игнорировать любые попытки уклонитья от учебы или работы (например, используя болезнь).

6.    Конформный тип
Общие рекомендации специалиста: развитие критического мышления, развитие рефлексивного поведения (обращение внимания на себя, на свое сознание, на продукты собственной деятельности, на их переосмыление), умение самостоятельно принимать свои решения, развитие внутренней активности.
Как вести себя родителям: Поставьте перед подростком цель – лучше общественное дело. Вместе с ним увлеченно занимайтесь этой идеей, так заодно вы сможете заслужить авторитет. Поговорите с подростком о его планах, не высмеивайте их (даже если они странные и нереальные на ваш взгляд).

7.    Шизоидный тип
Общие рекомендации специалиста: избегание излишней настойчивости и напористости в общении, анонимное обсуждение проблем, позиция взрослого, разубеждающего и опровергающего неполноценность, мягкое включение его в различные групповые и коллективные формы деятельности для развития коммуникативных навыков.
Как вести себя родителям: Найти увлечение подростку, признавать его идеи, но не вторгаться чрезмерно во внутренний мир. Беседу можно выстраивать из «анонимного обсуждения» – спросить у подростка о чем-то, но выбрав факт из жизни класса, школы, а затем постепенно переходить к его повествованию о своих действиях и мыслях. Основным признаком установления контакта служит момент, когда ребенок начинает говорить сам, по своей инициативе, подчеркивая свою точку зрения на ту или иную проблему. Останавливать его в этот момент не следует, так как, чем больше он говорит, тем больше раскрывает свой внутренний мир, тем легче направить дальнейшую часть разговора в нужное русло.

8.    Астеноневротический тип
Общие рекомендации специалиста: посильные требования, режим, сбалансированное отношение, создание ситуаций, в которых подросток может проявить уверенность, твердость, смелость, оценивание маленьких успехов и похвала за них.
Как вести себя родителям: Особенно важным является спокойная обстановка, доброжелательное отношение, продуманный режим труда и отдыха, разумное чередование нагрузок с тем, чтобы ребенок не переутомлялся, предоставление возможности быть одному. Важно исключить давление и критику, создавать ситуации успеха. Начинать беседу стоит с шутки, приятного воспоминания (чтобы переключиться с обид). Нужно изменить установку ребенка «все плохо, все плохие» на представление о том, что мир хороший.

9.    Эпилептоидный тип
Общие рекомендации специалиста: тактичность, опора на бережливость, аккуратность, способность к ручному мастерству, склонность к коммерции.
Как вести себя родителям: Важно быть неторопливыми, чуткими, тактичными, но настойчивыми.

Контакт целесообразнее всего устанавливать вне периодов аффективного напряжения, побуждая его в начале беседы  «выговориться» на одну из наиболее интересных для него тем. Такому подростку нужно поручать руководство группами или занятиями. Важно найти отвлекающее его от негативных мыслей дело. Хорошо помогает доброжелательное авансирование его будущих успехов, поощрение его реальных достижений, которые помогают подростку самоутвердиться. У такого ребенка затруднено переключение с одного занятия на другое, трудности вхождениея в любую новую деятельность – надо давать ему достаточно времени для включения в работу, не «дергать» и не торопить.

10.    Сензитивный тип
Общие рекомендации специалиста: постепенное повышение самооценки, многократные беседы с детальным разбором и анализом ситуаций, помогающие подросткам осознать свою мнительность и ложное чувство неполноценности, длительные разубеждения и демонстрации нужности для других, опора на интуицию, эстетические увлечения.
Как вести себя родителям: Главный метод – беседы наедине. Полезно найти ту деятельность, в которой ребенок силен, и направить его силы и умения в нее; способствовать его самоутверждению в ней, отмечая успехи. Но вместе с этим важно помогать ребенку утверждаться и на других позициях, где он проявляет или, ему кажется, что он проявляет слабость. Исключите излишнюю опеку и мелочный контроль, насмешки и постоянные запреты. Учите самостоятельности, не заостряйте внимание на ошибках, а разбирайте их совместно.

11.    Психастенический тип
Общие рекомендации специалиста: преодоление чувства нерешительности, закомплексованности, освобожение от необоснованных сомнений и опасений, сравннение только с ним самим и похвала за улучшение его собственных результатов, регламентация деятельности, поощрение реальной деятельности.
Как вести себя родителям: Начинать разговор следует с вспоминаниях и обсуждения его успехов. Если доверие получено, то потом нужно напрямую обсудить с ним все его страхи.

Вместе разобраться, чем это реально грозит и грозит ли. Во время беседы также нужно поощрять инициативу (высказывания подростка, принятие им решений). Поощрять решительные высказывания подростка,  готовность самостоятельно принимать решения и в дальнейшем действовать в соответствии с ними. Чаще хвалить за успехи, предоставлять возможность больше заниматься любимым делом. Поэтому при общении не надо постоянно обращаться к его чувству ответственности, необходимо поддерживать любой положительный почин, ни в коем случае нельзя высмеивать или подавлять инициативу ребенка.

Пешкина О.Н.,
педагог-психолог ГБУПК «ЦППМСП»

Гипертимный тип

Акцентуация характераакцентуация личностиакцентуированная личностная черта ударение — находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера (в других источниках — личности), при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим. Акцентуации не являются психическими расстройствами, но по ряду своих свойств, схожи с расстройствами личности, что позволяет делать предположения о наличии между ними связи.

Классификация по клинической симптоматике (Личко)

— подвижность, приподнятое настроение

Ранняя сексуальная жизнь чаще всего встречается при гипертимной акцентуации (см. стр. 192 — Дмитрий А.). Этому способствует как рано пробуждающееся и сильное влечение, так и общительность, легкость установления контактов, отсутствие застенчивости. Первые связи гипертимов обычно непродолжительны.

— реакция эмансипации, группирования выражены сильно, причем не очень разборчивы в выборе социальных связей, что может привести к возникновению вредных привычек (психостимуляторы- групповая зависимость), часто меняют вид наркотика, высокий биологический тонус препятствует индивидуальной зависимости

Гипертимный тип. Проявляется повышенной общительностью, хорошим настроением, гармонично сочетающимся с прекрасным самочувствием и высоким жизненным тонусом. С детства очень подвижны, не по возрасту самостоятельны, озорны. Во взаимоотношениях со взрослыми и педагогами не соблюдают чувство дистанции. В коллективе шумны, вносят много суеты, предпочитают компании сверстников, претендуя при этом на лидерство. Плохо переносят жесткую дисциплину. Из-за неугомонности и повышенной отвлекаемости больших успехов в учебе не добиваются. Легкомысленно относятся к правилам, законам, моральным и социальным установкам. Склонны к алкоголизации, делинквентности, побегам, бродяжничеству.

  1. Циклоидный

цикличность, когда гипертимная фаза сменяется депрессивной Циклоидный тип. В детстве может ничем не проявляться, либо напоминать гипертимный тип. С начала пубертатного периода, а чаще в 16-18 лет, возникает субдепрессивная фаза, проявляющаяся апатией, упадком сил, унынием. В эмоциональном фоне преобладает раздражительность. Тяжело переживают мелкие неудачи и неприятности. Фазы обычно непродолжительны – 1-2 недели, затем сменяются периодом подъема или обычным состоянием. В период подъема «наверстывают упущенное», превращаясь в гипертимного. Стремятся в компанию, заводят знакомства, не переносят одиночества. периоды подъема случаются реже, чем субдепрессивные фазы. В поле зрения психиатра попадают при попытке суицида в субдепрессивной фазе или из-за аффективной реакции.

  1. Лабильный

Лабильный тип. С детства ничем не отличаются от сверстников, лишь очень болезненны. У некоторых отмечается склонность к невротическим реакциям. Главная черта лабильного типа – крайняя изменчивость настроения по незначительным поводам, сопровождающаяся ухудшением самочувствия, вегетативной лабильностью. В отношении к близким способны испытывать глубокие чувства, искренность и привязанность. Тяжело переносят эмоциональное отвержение со стороны знакомых для них лиц.

глубокие чувства и искренняя привязанность к тем, от кого они видят любовь, заботу и внимание. Привязанность сохраняется, несмотря на лёгкость и частоту мимолётных ссор. Сексуальная активность долгое время ограничивается флиртом и ухаживанием. При хорошем эмоциональном контакте с партнёром и отсутствием с его стороны всякой недоброжелательности способны на глубокую и искреннюю любовь с полной самоотдачей. Основная проблема стабильности брачных отношений с эмоционально-лабильной личностью заключается в умении и желании её партнёра приспособиться к бесконечной череде перепадов настроения супруги (реже супруга) и периодически возникающим в связи с этим житейским трудностям. «Слабым звеном» в характере данного типа является утрата уважения и любви со стороны близких людей, потеря или длительная разлука с родными и друзьями.

[Гипертимические расстройства] — PubMed

Обзор

. 1993 март-апрель;19(2):103-7.

[Статья в французский]

A Féline

  • PMID: 8275895

Обзор

[Статья в французский]

Кошка. Энцефал. 1993 март-апрель.

. 1993 март-апр;19(2):103-7.

Автор

Кошка

  • PMID: 8275895

Абстрактный

Гипертимия, как ссылается на книгу Ж. Делея: «les dérèglements de l’humeur» (1946), означает с клинической точки зрения преувеличение уровня настроения, а с одной стороны, экспансивное и радостное , как, с другой стороны, огорчительно, в замкнутом я. К. Шнайдер описал гипертимную личность в 1923: оптимист, динамичен, проявляет инициативу или, проще говоря, гипоманиакальный. Он противопоставлял этот тип личности депрессивным типам личности. Задержка объединила эти две патологические эволюции в рамках уникальной физиопатологической и психопатологической концепции. И наоборот, Х. Эй отрицал эту уникальную аффективную концептуализацию болезни. С его физиопатологической джексоновской точки зрения определенный уровень разрушения сознания объясняет исключительно как аффективную, так и умственную дезорганизацию этих так называемых гипертимий. С начала восьмидесятых годов Ангст, Акискал, Кассано довели до сегодняшнего дня прилагательное гипертимный. Они оценили корреляцию между преморбидным расстройством личности и расстройством настроения: ряд биполярных расстройств связан с преморбидными гипертимическими расстройствами. Это была позиция К. Шнайдера, который связывал черты и состояния, как это делал Крепелин для маниакального преморбидного предрасположения. При выборе размерного подхода необходимо задать один вопрос: можно ли обнаружить гипертимию как предыдущую черту личности при различных других заболеваниях? Тревожная гипертимия может быть связана с некоторыми приступами паники и другими невротическими симптомами. Бредовая гипертимия описана Джанзариком, который считает, что бредовые идеи связаны с своего рода бредовым настроением. Г. Пети, в 1933, включил существование параноидальной гипертимии в более общую концепцию пассионарных психозов, описанных Клерамбо, Дельмасом и Борелем.

Похожие статьи

  • Исследование аффективных темпераментов в Венгрии: внутренняя согласованность и параллельная валидность TEMPS-A по сравнению с TCI и NEO-PI-R.

    Роза С., Рихмер З., Гонда Х., Сили И., Ример А., Ко Н., Немет А., Песталити П., Багди Г., Альхасун О., Акискаль К.К., Акискаль Х.С. Роза С. и др. J Аффективное расстройство. 2008 февраль; 106 (1-2): 45-53. doi: 10.1016/j.jad.2007.03.016. Epub 2007, 15 августа. J Аффективное расстройство. 2008. PMID: 17706791

  • [Понятие о гипертимии].

    Фритце Ф., Эрт У., Бригер П. Фритце Ф. и др. Fortschr Neurol Psychiatr. 2002 март; 70(3):117-25. doi: 10.1055/s-2002-20530. Fortschr Neurol Psychiatr. 2002. PMID: 11880944 Немецкий.

  • [Черты личности у пациентов с униполярным и биполярным расстройством].

    Сариуш-Скапска М., Чабала С., Дудек Д., Зеба А., Рдух С. Сариуш-Скапска М. и соавт. Психиатр Пол. 2003 март-апрель;37(2):225-33. Психиатр Пол. 2003. PMID: 12776654 польский.

  • [Значение DSM IV (APA) и МКБ-10 (ВОЗ) в диагностике и лечении расстройств настроения].

    Буржуа М. Буржуа М. Энцефал. 1995 декабря; 21 Спец. № 5: 47-52. Энцефал. 1995. PMID: 8582307 Обзор. Французский.

  • [Темперамент и аффективные расстройства. Шкала TEMPS-A как конвергенция европейской и американо-американской концепций.

    Акискал Х.С., Бригер П., Мундт С., Ангст Дж., Марнерос А. Акискал Х.С. и соавт. Нервенарцт. 2002 март; 73(3):262-71. doi: 10.1007/s00115-001-1230-y. Нервенарцт. 2002. PMID: 11963262 Обзор. Немецкий.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • ГАМКергические нейроактивные стероиды: новый рубеж в лечении биполярных расстройств?

    Карта М.Г., Бхат К.М., Прети А. Карта М.Г. и др. Поведение Мозг Функц. 2012 19 декабря; 8:61. дои: 10.1186/1744-9081-8-61. Поведение Мозг Функц. 2012. PMID: 23253178 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

Типы публикаций

термины MeSH

Сосредоточьтесь на темпераменте и смешанных состояниях — Психология

Джим Фелпс Спектр настроения

Заметки из презентации доктора Акискала

  • Это «перевод» для непсихиатров.
  • Вся ответственность за ошибки в переводе лежит на мне.
  • Вот его основные пункты, как я их понимаю:

A. Существует сложная взаимосвязь между обычным настроением человека и типом эпизодов настроения, которые у него будут. Назовите их обычный стиль настроения «темпераментом». У общительного, драматического, общительного типа («гипертимный темперамент») чаще встречается «эйфорическая» маниакальная фаза, то есть относительно чистая маниакальная фаза без депрессивных черт, т. е. не «смешанное состояние». Напротив, человек, чей обычный стиль более негативен во взглядах («депрессивный темперамент»), с большей вероятностью будет иметь тревогу и отчаяние как часть своих «маниакальных» эпизодов: то есть то, что мы называем «смешанным состоянием».

B. У женщин чаще встречается «депрессивный темперамент». Если этот вывод звучит сексистски, помните, вы можете прочитать статью и получить ссылки непосредственно на исследования, на которых он основан.

Добавить комментарий