Главный метод психологического исследования является – 3. Основные методы психологических исследований

Методы психологических исследований | Диплом по психологии

Существует множество классификаций методов психологического исследования, однако наиболее распространенным является деление на методы сбора информации и методы ее обработки. Методы обработки информации, как правило, математические, а основными методами сбора данных в психологии являются наблюдение, методы опроса, психологическое тестирование и эксперимент.

Метод наблюдения

Наблюдение – это научно целенаправленное, организованное, фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Научное наблюдение отличается от житейского наблюдения научной организацией (теоретическое обоснование, наличие четких целей и задач, схемы и способы фиксации наблюдаемого). Эффективность наблюдения зависит от значимости данной ситуации для личности наблюдателя.

Наблюдение имеет как преимущества (целостность, возможность измерить интенсивность поведения и т.п.), так и недостатки (поведение наблюдаемого не всегда или не всегда однозначно связано с теми психическими явлениями, которые изучаются; на объективность наблюдения влияет личность наблюдателя; присутствие наблюдателя влияет на поведение наблюдаемого).

Методы опроса

Особенностью методов опроса является то, что источником психологической информации являются знания и личный опыт самонаблюдения испытуемых; следовательно, полученные ответы в анкете или интервью – это не объективная реальность, а мнение людей по поводу этой реальности, которое требует анализа и интерпретации.

К методам опроса относятся анкетирование и интервьюирование. Анкета – это заочный опрос, предполагающий самостоятельные и письменные ответы на предлагаемые вопросы. Ее целесообразно проводить, когда психолог изучает острые, дискуссионные вопросы, а также когда необходимо опросить большое количество испытуемых.

Интервью – это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая непосредственный контакт и личное общение интервьюера и респондента.

Достоинства и недостатки анкетирования и интервьюирования. При анализе и интерпретации результатов анкетирования и интервьюирования необходимо помнить, что данные, получаемые с помощью методов опроса, могут ограничиваться тем, что захочет сообщить респондент, или тем, что он сочтет приемлемым для исследования. Очень часто вместо искренних ответов люди демонстрируют социально желательные характеристики. Кроме того, в результатах анкетирования и интервьюирования присутствуют ошибки, связанные с защитными механизмами личности, искажающими адекватное сомовосприятие. Таким образом, методы опроса в психологии имеют недостатки, но имеют большое значение: интервьюирование незаменимо в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Получаем более глубокую и более полную информацию. Анкетирование позволяет охватить большое количество людей, при нем не влияет личность исследователя, получаем более искренние ответы.

Психологическое тестирование

Психологическое тестирование – это метод индивидуальной психодиагностики. Тест – это стандартизированная система заданий, измеряющая качественный или количественный уровень развития определенных свойств личности к моменту измерения. Тестирование предполагает постановку психологического диагноза, но не дает ответа на вопрос о происхождении качеств и об их потенциальном развитии.

К преимуществам тестов и опросников относятся простота, кратковременность, стандартная процедура обработки, наличие нормативов для сравнения.

Эксперимент

Эксперимент – это основной метод исследований в научной психологии. Именно с введением метода экспериментального исследования она стала развиваться как самостоятельная наука. Эксперимент направлен на изучение причин и следствий и таким образом позволяет изучать психологические закономерности: при каких условиях, на какие воздействия осуществляются конкретные реакции испытуемых.

Требования к частным методам психологического исследования: надежность и валидность

Частные методы психологического исследования должны соответствовать основным требованиям: надежность и валидность (обоснованность). Надежность психологического метода (методики) позволяет характеризовать его с точки зрения стабильности результатов, получаемых при повторном использовании этого метода при аналогичных условиях (ретестовая надежность) или же при использовании взаимозаменяемых, эквивалентных форм метода. Валидность – понятие, показывающее, насколько психологический метод (методика) измеряет действительно то, что он должен изучать и измерять, и насколько хорошо он выполняет эту задачу. Надежность показывает, что результаты проводимого исследования близки к истине, а валидность показывает, что результаты действительно относятся к тому явлению, которое изучается исследователем.

См.также: Организация психологических исследований

psy-diplom.ru

Вопрос 4. Методы психологических исследований.

Общая характеристика методов. Методы научных исследований – это приемы и средства получения достоверных сведений, впоследствии используемых для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Проблемами методов психологического исследования занимается такая научная дисциплина как экспериментальная психология. Все методы современной науки условно делят на эмпирические и теоретические. В качестве самостоятельных можно выделить метод моделирования, интерпретационные методы (методы представления и обработки данных).

К эмпирическим методам относится наблюдение, эксперимент, тестирование, опрос, анализ результатов деятельности.

Наблюдение — это преднамеренное, систематическое восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. По внешним проявлениям наблюдатель судит о психологических причинах поведения, о протекании эмоциональных и познавательных процессов. Наблюдение может проводиться непосредственно, либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации – аудио-,фото- и видеоаппаратура. Наблюдение имеет несколько вариантов.

Свободное, несистематическое наблюдение не имеет заранее установленных процедур. Проводится в тех случаях, когда невозможно заранее определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления не известны исследователю. При свободном наблюдении важно не строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения человека или группы в определенных условиях.

Систематическое наблюдение должно отвечать следующим требованиям: а) должно исходить из четко поставленной цели; б) должно строиться на основе плана и проводиться на протяжении определенного периода времени; в) результаты наблюдения должны быть зафиксированы.

Внешнее наблюдение – это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внешнее наблюдение менее субъективно, чем самонаблюдение, и применяется там, где наблюдаемые признаки легко могут быть выделены и оценены.

Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в котором оно непосредственно представлено в его сознании. Т.о., психолог либо наблюдает за своими мыслями, чувствами, образами, либо пользуется аналогичными данными, сообщенными ему людьми, ведущими наблюдение за собой по его заданию. Самонаблюдение необходимо там, где отсутствуют надежные внешние признаки явления, интересующего исследователя. Дневники и переписка относятся к опосредованному самонаблюдению.

При включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение.

Наблюдение осуществляется человеком и поэтому не исключены ошибки. Наиболее часто ошибки наблюдения встречаются из-за подверженности эффекту ореола (гала-эффекту), который основывается на обобщении одиночных впечатлений наблюдателя, исходя из того, нравится или не нравится ему наблюдаемый, его действия или поведение. Такой подход ведет к преувеличению или преуменьшению наблюдаемых фактов.

Ошибки усреднения встречаются, когда наблюдатель чувствует себя неуверенно. Тогда проявляется тенденция усреднять оценки наблюдаемых процессов, поскольку известно, что крайности встречаются реже, чем свойства средней интенсивности. Логические ошибки проявляются, когда, например, делают заключение об интеллекте человека по его красноречию. Эта ошибка построена на предположении тесной связи между поведением человека и его личностными качествами, что далеко не всегда соответствует истине.

Ошибки контраста вызваны склонностью наблюдателя подчеркивать противоположные себе черты у наблюдаемых индивидов. Встречаются также ошибки, связанные с предубеждениями, этническими и профессиональными стереотипами, ошибки некомпетентности наблюдателя, когда описание факта подменяется мнением о нем.

При наблюдении исследователь не может целенаправленно воздействовать на объект, чтобы познать его характеристики, скрытые от непосредственного восприятия. И в то же время, если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение, но это влияние оказывается неконтролируемым.

Эксперимент – метод исследования, заключающийся в планомерном изменении одной или нескольких переменных (независимые переменные) и регистрации возникающих изменений в поведении изучаемого объекта (зависимая переменная). Позволяет делать выводы о причинно-следственных связях изучаемого явления с другими феноменами, о его закономерностях. Т.е., в отличие от наблюдателя, экспериментатор может влиять на изучаемый процесс и контролировать это влияние (действие независимой переменной на зависимую).

Основные особенности эксперимента, выделенные С.Л. Рубинштейном. Во-первых, в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию. Во-вторых, экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса. В-третьих, в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий (переменных), с тем, чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс. В-четвертых, эксперимент позволяет варьировать также и количественное соотношение условий, допускает математическую обработку полученных в исследовании данных.

Выделяют три вида психологического эксперимента: лабораторный, естественный и формирующий. Лабораторный эксперимент протекает в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры и приборов. В лабораторном эксперименте могут изучаться психические реакции (простая, сенсомоторная, реакции выбора, реакции на движущийся объект), психофизиологические процессы (определение порогов и динамики чувствительности), такие процессы, как восприятие, память, внимание, мышление и т.д. Недостатком лабораторного эксперимента является искусственность создаваемых условий.

Естественный эксперимент свободен от вышеназванного недостатка. Воздействие на испытуемых осуществляется в привычных условиях их деятельности и поведения. Участники естественного эксперимента не подозревают о том, что они выступают в роли испытуемых. Данные, полученные в естественном эксперименте менее точны, чем результаты лабораторного эксперимента. Естественные эксперименты практикуются в психологии труда, авиационной, космической психологии, в психологии спорта, военной психологии.

Примером естественного эксперимента может служить исследование продуктивности запоминания в зависимости от установки на длительность сохранения материала в памяти. На уроке в двух классах учеников знакомят с материалом, который нужно изучить. Первому классу сообщают, что их будут опрашивать на следующий день, а второму – что опрос будет через неделю. На самом деле оба класса опрашивали через две недели. В ходе этого естественного эксперимента были выявлены преимущества установки на длительное сохранение материала в памяти.

Формирующий эксперимент – прослеживание изменения психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Позволяет не ограничиваться регистрацией выявленных фактов, а раскрывать закономерности, механизмы, динамику психического развития. Удается экспериментально сформировать сложные психические процессы и глубже исследовать их структуру.

Измерение – метод представления числами психических свойств или параметров психического процесса. Измерение позволяет объективно зарегистрировать характеристики изучаемого объекта, в отличие от наблюдения, но не позволяет воздействовать на объект, в отличие от эксперимента. При измерении невозможно выявит причинно-следственные зависимости, но можно установит связи между разными свойствами объекта (корреляционное исследование). Связи между свойствами исследуемого человека устанавливаются в ходе сопоставления результатов их измерения. В ходе измерения психические свойства человека могут быть представлены в виде чисел. Измерительным инструментом может быть прибор, тест или другой человек – эксперт. Измерение является частью эксперимента.

Тестирование – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений. Как и эксперимент, представляет собой систему заданий, предлагаемых исследователем испытуемому. Результат выполнения теста оценивается в количественных показателях.

Тесты имеют различного рода нормы-шкалы значений: возрастные, социальные и др. Для того, чтобы тесты могли дать объективные и измеримые данные, они предварительно проверяются на большом числе испытуемых – на людях одного возраста или одного уровня образования. При этом из всех предложенных задач отбираются те, которые успешно решаются значительным числом всех испытуемых (например, двумя третями). Эта процедура называется нормированием. С ней впоследствии сравниваются решения тех испытуемых, знания, умения и навыки которых измеряются. Т.е., индивидуальный показатель выполнения теста соотносится с его нормой. Результаты этих измерений оцениваются в условных баллах или ранговых оценках, объединенных в шкалу порядка и указывающих, какое место данный испытуемый мог бы занять по отношению к норме.

Наличие тестовых норм – одно из важнейших требований к тесту. Тестовые нормы – показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его развития. Норма теста определяется в результате тестирования большой выборки испытуемых определенного возраста и пола и усреднения полученных оценок. Всякая норма со временем изменяется, т.к. уровень мышления людей возрастает. Поэтому тестовые нормы, особенно для интеллектуальных тестов, должны пересматриваться как минимум раз в пять лет. В описании теста обязательно должно быть указано, где, как, на ком и когда были установлены тестовые нормы.

Стандартизированные тесты: тесты успешности (шкала оценок знаний), тесты интеллекта, тесты профессиональной пригодности или профессиональной трудоспособности. Тесты достижений контролируют школьную, спортивную, профессиональную успешность. Интеллектуальные тесты оценивают степень развитости у человека различных познавательных процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, воображения).

По особенностям используемых в тесте задач они делятся на вербальные и невербальные. Невербальные тесты содержат упражнения с картинками, рисунками, схемами, символами. Вербальные тесты предполагают оперирование словами.

Социометрия – социально-психологический тест, применяемый для оценки межличностных эмоциональных связей в группе. С помощью социометрии определяется статус личности в группе.

В целях психодиагностики свойств личности применяются проективные тесты (пятна Роршаха, незаконченные предложения, тест Розенцвейга и пр.). Это опосредованный способ изучения личностных особенностей человека по результатам продуктивной деятельности, например, рисункам, рассказам, описаниям какого-либо объекта. Короткая и самая общая инструкция, даваемая испытуемому, стимулирует самые разнообразные по содержанию ответы. Изучению подлежат психологические свойства и характеристики, существования которых испытуемый не осознает или сознательно не хочет признавать их наличия у себя. Такими характеристиками являются многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения.

В основе проективных тестов лежит механизм проекции – свои собственные неосознаваемые недостатки человек склонен приписывать другим людям. Проецирование провоцируется введением испытуемого в сюжетно неопределенную ситуацию, которую надо проинтерпретировать.

При проведении тестирования обязательно соблюдение некоторых этических норм:

А) человека нельзя подвергать психологическому обследованию против его воли, за исключением особых случаев, судебной или медицинской практики, оговоренных законом.

Б) перед проведением тестирования человека необходимо предупредить о том, что в процессе исследования он невольно может выдать такую информацию о себе, которую сам не осознает.

В) любой человек, если противоположное не оговорено законом, имеет право знать результаты своего тестирования, а также то, где, кем и как они могут быть использованы.

Г) результаты тестирования предоставляются испытуемому в доступной для правильного понимания форме.

Д) при тестировании несовершеннолетних детей их родители имеют право знать результаты тестирования.

Е) если тестирование производится при конкурсном отборе или приеме на работу, то человек имеет право знать цели тестирования, а также кем и на какой основе о нем будут делаться выводы по итогам тестирования.

Тесты, также как и любые другие методики, применяемые в психологическом исследовании, должны отвечать требованиям валидности и надежности. Валидность методики означает, что она пригодна для оценивания именно того психологического качества, для которого предназначена. Валидность может быть теоретической и эмпирической.

Теоретическая валидность достигается, если показатели исследуемого качества, полученные с помощью данной методики, соответствуют показателям других методик, измеряющих то же качество. Теоретическую валидность проверяют по наличию корреляционных связей между этими показателями. Эмпирическая валидность проверяется по соответствию показателей методики реальному поведению испытуемого. Надежность означает устойчивость результатов при повторном тестировании и при использовании теста разными исследователями.

К тестам предъявляется требование социокультурной адаптированности – соответствие тестовых заданий особенностям культуры, в которой он применяется. Второе требование к тестам – ограниченное время выполнения тестовых заданий. полное время выполнения теста не должно превышать 1,5 – 2 часов, т.к. в течение большего времени работоспособность снижается.

Метод опроса используется в форме анкетирования и беседы (интервью). При использовании опроса человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. На основании интервью, анкет, вопросников распознаются общественное мнение, настроения, социальные ожидания, представления человека о себе, окружающих людях, явлениях действительности.

Анкеты предназначены для самостоятельного заполнения испытуемым, без участия исследователя. Преимущество анкетирования состоит в том, что в нем одновременно может принять участие множество лиц. Полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обработаны. Метод анкетирования представляет собой средство первичной ориентировки. Результаты анкетирования не могут считаться надежными и достоверными даже при полной искренности испытуемых, т.к. на содержание высказываний влияют неосознаваемые мотивы. Опросники-анкеты предназначены для получения такой информации о субъекте, которая не имеет непосредственного отношения к его личностным особенностям.

Биографическая анкета-опросник предназначена для получения сведений из истории жизни человека, ее применяют, когда нелегко провести интервью. Например, используется для выявления групп со сходными интересами, формирования относительно однородных групп. Опросники интересов предназначены для выявления профессиональных и образовательных потребностей испытуемых. Вопросы в них не формулируются прямо.

Личностные опросники предназначены для измерения выраженности тех или иных индивидуальных особенностей. Наиболее известные среди них – опросники Айзенка, Кеттела, MMPI. В силу своей стандартизованности также называются личностными тестами.

Для беседы характерно непосредственное общение исследователя с опрашиваемым. Важнейшее условие успешности беседы состоит в установлении контакта исследователя с респондентом, в создании доверительной атмосферы общения. Беседа (интервью) дает возможность получить информацию двух типов. Во-первых, можно наблюдать за респондентом, его речью, позой, мимикой, манерой вести себя с незнакомым человеком. Во-вторых, интервью позволяет получить данные о жизни человека, оценку событий и т.п.

Метод анализа результатов деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях ее субъекта. Вариант данного метода – контент-анализ, позволяющий выявлять и оценивать специфические характеристики литературных, научных, публицистических текстов и на их основе определять психологические характеристики их авторов. Другой вариант – биографический метод. Биографический метод – собирание и анализ данных о жизненном пути человека (анализ документации, свидетельств современников, событий жизни).

Методы обработки и интерпретации данных. Одним из методов обработки данных является количественный анализ.

Математические методы в психологии используются как средство повышения надежности, объективности, точности получаемых данных. Эти методы становятся необходимыми, когда исследователь работает одновременно с несколькими переменными, с набором гипотез, с большим эмпирическим материалом.

К методам обработки данных относят и качественный анализ. Качественный анализ (дифференциация материала по типам, группам, вариантам) позволяет создавать классификации, типологии и т.п. Одним из обрабатывающих способов качественного анализа является психологическая казуистика – описание случаев, как наиболее типичных для данной популяции.

Генетический метод интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии процесса становления психических функций, свойств личности. С его помощью можно исследовать происхождение и развитие у ребенка тех или иных психических процессов, изучить, какие этапы в него включены, какие факторы на него влияют. Генетический метод включает в себя метод поперечных срезов и метод продольных срезов (лонгитюдный), применяется в возрастной и генетической психологии. Лонгитюдный метод предполагает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении многих лет. Метод поперечных срезов осуществляется при прослеживании и сравнении того. Как выполняются одни и те же задачи на последовательных ступенях развития ребенка.

Структурный метод интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках систем и типов связей между ними, образующих личность, социальную группу и т.д.

Теоретические методы психологического исследования: а) дедуктивный – восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному; результатом становится теория, закон; б) индуктивный – обобщение фактов, восхождение от частного к общему; результатом становится гипотеза, закономерность, классификация, систематизация; в) моделирование — умозаключение от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и доступный для исследования; результатом становится модель объекта, процесса, состояния.

Метод моделирования. Моделирование применяется тогда, когда изучение исследуемого явления с помощью наблюдения, эксперимента, опроса затруднено в силу его сложности и недоступности, или по моральным соображениям. Такими объектами, например, являются Вселенная, Солнечная система, человек как объект психофармакологических исследований. Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. В медицине и психологии модели могут быть биологическими – крысы, обезьяны, кролики. Модель является аналогом изучаемого объекта.

studfiles.net

Основные методы исследования в психологии — Психология закономерностей

Как и в любой другой самостоятельной науке, в психологии есть свои методы исследования. С их помощью собирается и анализируется информация, которую в дальнейшем используют как базу для создания научных теорий или составления практических рекомендаций. Развитие науки зависит прежде всего от качества и надежности методов исследования, поэтому этот вопрос останется всегда актуальным.

Основные методы психологии можно разделить на две группы:

Субъективные методы психологии (наблюдение, опрос) — эти методы исследования основанные на личностных ощущениях, по отношению к изучаемому объекту. После выделения психологии в отдельную науку, субъективные методы исследования, получили первоочередное развитие. В настоящее время эти методы продолжают использоваться, а некоторые даже совершенствуются. Субъективные методы имеют ряд недостатков, которые заключаются в сложности не предвзятой оценки исследуемого объекта.

Объективные методы психологии (тесты, эксперимент) — эти методы исследования отличаются от субъективных тем, что исследуемый объект оценивается сторонними наблюдателями, что позволяет получить наиболее достоверную информацию.

Основные методы исследования применяемые в психологии:

Наблюдение — это один из самых первых и простых методов психологического исследования. Его суть заключается в том, что за деятельностью человека наблюдают со стороны, без какого либо вмешательства. Все увиденное документируется и интерпретируется. Различают следующие виды этого метода: самонаблюдение, внешнее, свободное, стандартное, включенное.

Опрос (беседа) — психологический метод исследования, при котором задаются вопросы участникам исследования. Полученные ответы записываются, при этом особое внимание уделяют реакциям на те или иные вопросы. Достоинство этого метода заключается в том, что опрос ведется в свободном стиле, что позволяет исследователю задать дополнительные вопросы. Различают следующие виды опроса: устный, письменный, свободный, стандартный.

Тест — метод психологического исследования, который позволяет быстро опросить большое количество человек. В отличии от других методов психологии, тесты имеют четкую процедуру сбора и обработки данных, а так же имеют готовую характеристику полученных результатов. Различают следующие виды тестов: объективные, проективные.

Эксперимент — метод психологического исследования, с помощью которого можно создать искусственные ситуации и понаблюдать за реакциями человека. Достоинством этого метода, считается то, что именно здесь прослеживаются причинно-следственные связи исследуемого феномена, что позволяет научно объяснить происходящее. Различают следующие виды эксперимента: лабораторный, естественный.

В психологических исследованиях чаще всего используют несколько психологических методов, что позволяет достичь наиболее точных результатов. Однако встречаются ситуации, когда использование нескольких методов затруднено или вовсе невозможно, тогда используют наиболее подходящий метод психологического исследования для данной ситуации.

ТАКЖЕ РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ СЛЕДУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ:

psiho-zakon.ru

Методы Психологического Исследования

 Психология для накопления научных данных использует целый комплекс специальных методов. Для данной науки является крайне важным то, каким путем получены знания. Л.Выготский считал, что факты, полученные при помощи разных познавательных принципов, представляют собой совершенно разные факты.

Факты, получаемые в эмпирическом исследовании, определяются влиянием исследовательских схем, гипотезами, уже имеющимися знаниями об изучаемом объекте и прочими факторами. Поэтому методология и методы психологического исследования являются одной из наиболее существенных и дискутируемых проблем психологии как науки.

Методы психологического исследования – это способы исследования и изучения психических особенностей разных людей, анализа и обработки собранной психологической информации, а также получения научных выводов на базе исследовательских фактов. Методы используются для решения конкретных исследовательских задач в области психологии.

Основные методы психологического исследования – это эксперимент и наблюдение. Каждый из названных методов выступает в специфических формах и характеризуется различными подвидами и особенностями.

 

Методы психологического исследования нацелены на раскрытие особенностей, закономерностей, механизмов психики отдельных индивидов и социальных групп, а также для аналогичного исследования психических процессов и явлений.  Каждый метод обладает своими возможностями, но также и имеет определенные ограничении. Эти особенности нужно учитывать в практике, профессиональных и прочих видах деятельности.

Исследования в области психологии имеют направленность на получение объективного результата, истинного знания об определенных возможностях психики. Для этого необходимо освоение отдельных методов психологии и методик профессионально-психологического исследования и изучения человека.

Методы психологического исследования можно классифицировать. В этом вопросе выделяют различные подходы. К примеру, Б. Ананьев различает следующие группы методов исследования в психологии.

Организационные – включают сравнительный анализ (сопоставление испытуемых по определенному критерию: род деятельности, возраст, т.д.), лонгитюдный метод (длительное исследование одного явления), комплексный (в исследование вовлекаются представители разных наук, разные средства изучения).

Эмпирические – это сбор первичной информации. В них выделяют обсервационные методы (под которыми понимают наблюдение и самонаблюдение.

Эксперименты – методы, включающие в себя полевое, лабораторное, естественное, формирующее и констатирующее исследование.

Психодиагностические – тестовые методы, которые делятся на тесты проективные, стандартизированные, беседу, интервью, анкеты, социометрию, опросчики и пр.

Праксиметрические – приемы анализа явлений, продуктов деятельности психики, такие как хронометрия, биографический метод; профессиограмма, циклография, оценка продуктов деятельности; моделирование.

Методы обработки данных, которые включают в себя количественные (статистические) и качественные (анализ и дифференциация материалов по группам), они позволяют установить закономерности, скрытые от прямого восприятия.

Интерпретационные методы предполагают отдельные приемы объяснения зависимостей и закономерностей, выявляемых при статистической обработке данных и их сравнении с уже известными фактами. Сюда входят типологическая классификация, генетический метод, структурный, психография, психологический профиль.

Принципы психологического исследования: ненанесения ущерба испытуемому, компетентности, беспристрастности, конфиденциальности, осведомленного согласия.

fb.ru

6. Методы психологии и этапы психологического исследования

Психологическая наука использует различные методы исследования, к которым обычно относят: основные и вспомогательные. К основным относят: наблюдение, эксперимент, а к вспомогательным методам: опросы и тестирование, библиография, метод обобщения независимых характеристик, библиография и другие (см. рис 1.2.).

Наблюдение – наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и невключенным. Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает. В невключённом наблюдении этого не требуется. Наблюдение необходимо проводить с соблюдением определенных правил, разработанных психологической наукой.

Рис. 1.2. Классификация методов психологии (по С.Л. Рубинштейну)

Эксперимент – метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений. Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией; естественным – исследование осуществляется в естественных условиях и с изучаемыми людьми не устанавливаются непосредственные контакты; констатирующим – изучаются лишь необходимые психологические явления; формирующим – в процессе его развиваются определенные качества испытуемых.

Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей. Он также может включать сбор и последующее обобщение устных или письменных характеристик различных лиц об изучаемых людях.

Анализ результатов деятельности – метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей. Затем исследователь анализирует, как люди выполняют поставленные перед ними практические задачи, как они относятся к порученному делу, каких достигают результатов в зависимости от определенных условий их деятельности. Полученные данные фиксируются и обобщаются.

Опрос метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Он бывает письменным (анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге, или устным (беседа), когда вопросы ставятся устно, или в форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемым. Опросники и анкеты, как правило, предназначаются для описания и оценки человеком самого себя. Беседа отличается наличием плана, цели, избирательности и проводится в индивидуальном порядке, чтобы избежать побочного воздействия присутствующих лиц.

Тестирование метод, при котором испытуемые выполняют определенные задания исследователя. Различают тестирование проективное, исследующее разнообразные проявления психики индивидов (обычно оно включает использование конститутивных, интерпретативных, катарсических, импрессивных, экспрессивных и аддитивных методик), и психокоррекционное (обычно предполагает применение методик поведенческой и когнитивистской коррекции, психоанализа, гештальт- и телесно-ориентированной терапии, психодрамы, психосинтеза, трансперсонального подхода).

Для исследования психологической проблемы применяется соответствующая система научных психологических алгоритмов и приемов, которая обычно требует больших затрат времени, тщательной подготовки и проводится в несколько этапов.

1. Определение проблемы, разработка программы исследования, формулировка гипотез, выбор методов исследования. Этот этап предполагает, во-первых, выявление и использование психологом результатов исследований, ранее проводившихся по этой теме, во- вторых, составление программы исследования, которая обычно включает формулировку проблемы, определение предмета изучения, объяснение цели и основных задач, предварительный системный анализ объекта исследования, выдвижение рабочих гипотез, составление принципиального (стратегического) плана изучения, а также основных процедур сбора и анализа первичных данных.

2. Сбор фактических данных. На этом этапе психолог-исследователь с помощью выбранных методов и методик изучает конкретное явление для того, чтобы правильно понять его сущность и своеобразие. Сбор данных при этом должен отличаться тщательностью, систематичностью, последовательностью и планомерностью. Он может осуществляться в несколько этапов, но все они должны быть взаимосвязаны друг с другом и отвечать общей цели исследования.

3. Качественная и количественная обработка данных. Качественная обработка предполагает предварительное определение показателей, по которым можно судить о конкретных особенностях исследуемых психологических явлений в процессе анализа фактического материала. Впоследствии на их основе осуществляется описание и обобщение результатов исследования. Одной качественной обработки недостаточно. Необходима еще и количественная обработка данных. При этом применяются методы альтернативного, корреляционного, дисперсионного и факторного анализов.

4. Интерпретация данных, формулирование выводов, практических рекомендаций, разработка прогноза развития явлений в будущем. На этом этапе на основе качественной и количественной обработки полученных данных исследователь описывает изучаемое явление, констатирует его определенные свойства и особенности, делает обобщающие выводы относительно закономерностей его функционирования и проявления. При этом могут быть выработаны практические рекомендации для других исследователей, а так же может быть составлен прогноз развития изучаемого явления в будущем, в иных условиях.

Каждая наука, для того чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают методология и теория.

Методология это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования. Теория это совокупность взглядов, представляющих собой результат познания и осмысления практики жизни, позволяющих делать конкретные умозаключения об изучаемых явлениях и процессах.

studfiles.net

5. Методы психологического исследования.

Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Наряду с математизацией и технизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос.

Основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных.

Наблюдение имеет несколько вариантов.

Внешнее наблюдение – это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внешнее наблюдение менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне.

Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями).

Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда невозможно точно определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известны исследователю.

Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем. Стандартизированное наблюдение лучше использовать тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену.

При включенном наблюдении (оно чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Например, психолог может решать в уме какую-либо задачу, одновременно наблюдая за собой. Другой вариант включенного наблюдения: исследуя взаимоотношения людей, экспериментатор может включиться сам в общение с наблюдаемыми людьми, не прекращая в то же время наблюдать за складывающимися между ними и этими людьми взаимоотношениями. Включенное наблюдение полезно в том случае, когда психолог может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, применение которого позволяет более объективно судить о наблюдаемом.

Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма – анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Свободный опрос – разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие.

Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

studfiles.net

Методы исследования в психологии

Методы исследования в психологии

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помо­щью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сде­лать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.

Все сказанное относится и к психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершен­ства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались инте­грированными методы самых разных наук. Это — методы философии и со­циологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук.

Благодаря применению методов естественных и точных наук, психо­логия начиная со второй половины прошлого века выделилась в самостоя­тельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологиче­ские знания получали в основном путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологи­ческих феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспери­ментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлени­ями.

Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики.

Намерение сделать ее настоящей, более или менее точной, практически полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления было связано с внедрением в нее лабораторного эксперимента и измерения. По­пытки количественной оценки психологических явлений предпринимаются начиная со второй половины XIX в. Одной из первых таких попыток было открытие и формулировка серии законов, связывающих силу ощущений че­ловека с выраженными в физических величинах стимулами, воздействую­щими на организм. К ним относятся законы Бугера—Вебера, Вебера— Фехнера, Стивенса, представляющие собой математические формулы, при помощи которых определяется связь между физическими стимулами и ощу­щениями человека, а также абсолютный и относительный пороги ощущений.

Сюда же следует отнести и начальный этап развития дифференциаль­но-психологических исследований (конец XIX в.), когда для выявления общих психологических свойств и способностей, отличающих людей друг от друга, стали использовать методы математической статистики.

Впоследствии, уже в XX в., тенденция использования математических моделей и расчетов получила широкое распространение в самых разных от­раслях психологии. Без них сейчас не обходится ни одно серьезное научное психологическое исследование.

С конца 80-х годов XIX в. в психологии стали создаваться и приме­няться специальные технические приборы и устройства для проведения ла­бораторных экспериментальных научных исследований. Пионером в этом отношении явился немецкий ученый В.Вундт, который в Лейпциге органи­зовал работу первой психологической лаборатории. Технические приборы и устройства позволяли исследователю ставить и проводить контролируемый и управляемый научный эксперимент, дозировать воздействия физических стимулов, на которые должен реагировать человек, измерять его реакции. Сначала это были довольно простые технические устройства, в основном ме­ханические. В начале XX в. к ним присоединились электрические приборы, а в наше время в психологических лабораторных исследованиях используются многие виды современной аппаратуры, в том числе радио-, видео- и элек­тронной, включая ЭВМ.

Наряду с математизацией и технизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос. Причин сохранения их значения несколько. Первая состоит в том, что явле­ния, изучаемые в психологии, сложны и уникальны, их не всегда можно изу­чить с помощью методов, заимствованных из других наук. Для исследования таких тонких явлений, которыми занимается психология, методы естествен­ных и точных наук во многих случаях не годятся. Наблюдение и самонаблю­дение позволяют уловить многое из того, что практически недоступно при­борам, неописуемо с помощью точных математических формул. Самонаблю­дение нередко применяется в тех случаях, когда исследователь хочет непо­средственно сам, а не со слов других лиц или по показаниям бездушных при­боров получить сведения об ощущениях, эмоциональных переживаниях, об­разах, представлениях, мыслях, сопровождающих тот или иной поведенче­ский акт.

Однако данные наблюдения, и особенно самонаблюдения, почти всегда требуют проверки на достоверность и надежность. Там, где это возможно, эти данные необходимо контролировать при помощи иных, более объектив­ных методов, в частности математических расчетов.

Ниже представлены методы, которые используются в современной психологии для сбора так называемых первичных данных, т.е. информации, подлежащей дальнейшему уточнению и обработке.

Основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных:

Наблюдение

Внешнее (наблюдение со стороны)

Внутреннее (самонаблюдение) Свободное

Стандартизированное

Включенное

Стороннее

Опрос

Устный

Письменный

Свободный

Стандартизированный Тесты

Тест-опросник

Тест-задание

Проективный тест

Эксперимент

Естественный

Лабораторный

Моделирование

Математическое

Логическое

Техническое

Кибернетическое

Наблюдение имеет несколько вариантов.

Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и по­ведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны.

Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересу­ющее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мысля­ми, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые сами ведут интроспектирование по его зада­нию.

Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, про­граммы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от поже­лания наблюдателя.

Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.

При включенном наблюдении (оно чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь высту­пает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом кото­рого он ведет наблюдение. Например, психолог может решать в уме какую-либо задачу, одновременно наблюдая за собой. Другой вариант включенного наблюдения: исследуя взаимоотношения людей, экспериментатор может включиться сам в общение с наблюдаемыми людьми, не прекращая в то же время наблюдать за складывающимися между ними и этими людьми взаимо­отношениями.

Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предпо­лагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты, v Внешнее наблюдение, например, менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут^быть выделены и оценены извнеУВнутреннее наблюдение неза­менимо и часто выступает как единственно доступный метод сбора психоло­гических данных в тех случаях, когда отсутствуют надежные внешние при­знаки интересующего исследователя явления.

Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда невозможно точно определить, что следует наблюдать, когда признаки изу­чаемого явления и его вероятный ход заранее не известны исследователю. Стандартизированное наблюдение, напротив, лучше использовать тогда, ко­гда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень призна­ков, относимых к изучаемому феномену.

\/Включенное наблюдение полезно в том случае, когда психолог может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к сторонне­му наблюдению, применение которого позволяет более объективно судить о наблюдаемом.

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психоло­гию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как пра­вило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испыту­емых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей то­го, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на со­держание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Свободный опрос — разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них за­ранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых во­просов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизи­рованный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Тесты являются специализированными методами психодиагностиче­ского обследования, применяя которые можно получить точную количе­ственную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую про­цедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их после­дующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и со­поставимые оценки.

Варианты теста: тест-опросник и тест-задание. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается се­рия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества. Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежа-

щим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это — их положительная сто­рона. А недостаток состоит в том, что при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особен­но если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результа­там будут оценивать его психологию и поведение 1. Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подле­жат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения.

В этих случаях обычно применяется третий тип тестов — проективные. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосо­знаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изуче­ния психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испы­туемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуа­ции, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.

Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вводит испы­туемого в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации. Такой ситуацией может стать, например, по­иск определенного смысла в картинке, где изображены неизвестно какие лю­ди, непонятно чем занятые. Нужно ответить на вопросы, кто эти люди, чем они озабочены, а чем думают и что произойдет дальше. На основании содер­жательной интерпретации ответов судят о собственной психологии отвеча­ющих.

Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют большой специальной подготовки и высокой професси­ональной квалификации со стороны самого психолога.

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается ис-

кусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляет­ся и оценивается лучше всего. Основное(достоинстео^ксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феномена­ми, научно объяснять происхождение явления и развитие. Однако организо­вать и провести настоящий, отвечающий всем требованиям психологический эксперимент на практике бывает нелегко, поэтому в научных исследованиях он встречается реже, чем другие методы.

Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и

лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмеши­вается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разво­рачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соот­ветствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психоло-гии людей, н^Гне всегда точны из-за отсутствия^экспериментатора возмож­ности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в

точности, но зато уступают (в степени естественности — соответствия жизни.

Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследо­вание интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или тру дно доступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изу­чаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают вы­воды о его природе.

Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспро­изводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моде­лирование предполагает создание прибора или устройства, по своему дей­ствию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моде­лирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основа­но на идеях и символике, применяемой в математической логике. Наиболее известными примерами математического моделирования в психологии явля­ются формулы, выражающие собой законы Бугера—Вебера, Вебера— Фехнера и Стивенса. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычисли­тельной машиной. С множеством разнообразных примеров технического мо­делирования мы встречаемся в научных исследованиях, посвященных изуче­нию восприятия и памяти человека. Это — попытки построения перцептро-нов — машин, способных наподобие человека воспринимать и перерабаты­вать сенсорную информацию, запоминать и воспроизводить ее.

Иллюстрацией кибернетического моделирования является использова­ние в психологии идей математического программирования на ЭВМ. Разви­тие программного обеспечения работы ЭВМ за последние несколько десят­ков лет открыло для психологии новые перспективы изучения интересующих ее процессов и человеческого поведения, так как оказалось, что мыслитель­ные операции, используемые людьми, логика их рассуждений при решении задач весьма близки к операциям и логике, на основе которых разрабатыва­ются программы для ЭВМ. Это привело к попыткам представления и описа­ния поведения человека, его психологии по аналогии с действием электрон­но-вычислительных устройств. Пионерами в этом отношении в психологии выступили известные американские ученые Д.Миллер, Ю.Галантер, К.Прибрам. Отметив наличие в организме такой же сложной, иерархически построенной системы регуляции поведения, какая характеризует структуру и функционирование программ для ЭВМ, они сделали вывод о том, что подоб­ным же образом может быть описано и поведение человека.

Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и при­емы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т.е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели при­меняются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.

Наблюдение как метод психодиагностики

Наблюдение — целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

Особенности метода наблюдения:

□ непосредственная связь исследователя с объектом наблюдения; одновременность события и его наблюдения;

□ данные об объекте наблюдения получены со стороны наблюдателем;

□ целостное восприятие наблюдаемой ситуации;

□ зависимость данных от состояния и установок наблюдателя;

□ влияние наблюдателя на объект наблюдения;

□ влияние объекта наблюдения на восприятие наблюдателем его признаков и их оценку.

Научное наблюдение связано с прямым, непосредственным восприятием событий или участием в них.

Оно имеет много общего с обыденным наблюдением, как человек в повседневной жизни воспринимает происходящее, анализирует и объясняет поведение людей, связывает его с характеристиками условий деятельности, запоминает и обобщает события, очевидцем которых он становится.

Отличия научного наблюдения от обыденного:

□ четко сформулированы цели и задачи, объект и предмет наблюдения;

□ осуществляется по заранее продуманному плану;

□ данные наблюдения фиксируются в протоколах по определенной системе;

□ полученная информация подвергается контролю на обоснованность и устойчивость.

Наблюдению присущи свои особенности, преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать при его применении.

Преимущества метода наблюдения:

□ непосредственное восприятие поведения объекта наблюдения в реальном времени;

□ оперативность получения информации;

□ объективность, конкретность данных;

□ единство эмоционального и рационального в восприятии ситуации;

□ расширение возможностей интуиции в понимании и объяснении явлений;

□ возможность точнее понять смысл поведения людей за счет идентификации с ценностями, целями объектов наблюдения.

□ возможность использования опыта наблюдателя в выявлении проблемных ситуаций, гибкость исследовательских установок;

□ возможности приближения объекта к условиям экспериментальной ситуации.

Недостатки метода наблюдения:

□ локальность наблюдаемых явлений, ограниченный характер наблюдаемой ситуации;

□ невозможность повторения событий ситуации;

□ трудность дифференциации и выделения признаков наблюдаемой ситуации;

□ искажение естественного состояния объекта ограничивает возможности для обобщения;

□ пассивность метода, его зависимость от имеющихся на момент наблюдения состояний объекта.

studfiles.net

Добавить комментарий