Гомофония это: Гомофония | Belcanto.ru

Гомофония | это… Что такое Гомофония?

Гомофония с доминирующей мелодией в «Ноктюрне» № 18 Фредерика Шопена Ми мажор, ор.62 № 2. Левая рука аккомпанирует мелодии, исполняемой правой рукой. Слушайте звуковой пример в формате MIDI: Первые такты «Ноктюрна».

Гомофо́ния (от др.-греч. ὁμοφωνία — «однозвучие, унисон»; англ. homophony, нем. Homophonie) в наиболее распространённом значении — склад многоголосия (упрощённо: мелодия, аккомпанемент и бас), присущий композиторской музыке Европы в XVII—XIX вв.

Значения

1) С XVII в. — склад многоголосия, в котором выделяются три разных по значению пласта фактуры: мелодия (тесситурно, а также, как правило, темброво обособленный пласт фактуры, несущий «музыкальную мысль» целого), аккомпанемент (может быть структурирован многообразно, первоначально аккордовый) и бас. В отечественной музыкальной науке гомофонный склад прежде именовали также «гомофонно-гармоническим», что представляет собой очевидный плеоназм, поскольку гармония как категория музыки логически не противопоставляется полифонии. Смысловым панданом к гомофонии является не гармония, а полифония (склад многоголосия, в котором тесситурные и музыкально-логические функции каждого в отдельности голоса тождественны). Гомофонный склад, доминировавший в профессиональной (композиторской) музыке Европы XVII—XIX веков (при сохраняющемся композиционно-техническом и художественном значении полифонии), составил важнейшую предпосылку гармонической тональности.

2) До конца XVIII века под гомофонией понимали гоморитмическую фактуру, то есть такую, в которой каждый голос многоголосного целого движется в одном и том же ритме. Техника старинной гомофонии в оригинальных трактатах называлась contrapunсtus simplex[1]. Образцы гомофонии (гоморитмического многоголосия) — вокальные жанры средневековой и ренессансной музыки с силлабическим распевом текста: многоголосные обработки гимнов, (многоголосный) кондукт, английский, французский, особенно итальянский виды фобурдона (fauxbourdon, falsobordone), многоголосные итальянские песни XVI века (фроттола, вилланелла, канцонетта) и др. Один из ярких примеров такой гомофонии (= гоморитмической фактуры) — раздел «Et incarnatus est» из Кредо мессы Жоскена Депре «Pange lingua»:

В анализах старомодальной гармонии всякую гомофонную фактуру из трёх и более голосов зачастую недифференцированно обозначают как «аккордовую»[2], чтó верно лишь для тех случаев, когда звуковысотный контекст выявляет логику сопряжения основных тонов созвучий (как в классико-романтической гармонии). Во многих примерах старинной полифонической музыки (особенно в эпоху Средних веков), где мыслимые как интервальные комплексы конкорды сопрягаются по правилам простого контрапункта, следует говорить не об аккордовой, а о гоморитмической (или «старой гомофонной») фактуре.

3) В древнегреческой гармонике (у Птолемея) гомофонами назывались октава и двойная октава (ὁμό — из-за тождественности модальных функций нижнего и верхнего звуков в этих интервалах), в позднейшей латинской науке к гомофонам отнесли также унисон (лат. unisonus).

Примечания

  1. В переводе с латинского — «простой контрапункт».
  2. В авторитетной музыкальной энциклопедии «The New Grove Dictionary of Music and Musicians» примеры приведённого типа фактуры Жоскена описываются именно так: «The association of chordal writing of this kind with moments of particular solemnity and devotion remains a feature of Josquin’s style…» (New Grove Dictionary [2001], статья «Josquin»).

Библиография

  • Riemann H. Große Kompositionslehre I. Der homophone Satz. Berlin, Stuttgart, 1902.
  • Катунян М. И. Гомофония // Большая российская энциклопедия. Т.7. М., 2007, с.391-392.

Основы музыкальной теории. Полифония и гомофония

Гомофония — типичное устройство классической музыки, ему противопоставлена многоголосая полифония. В этой части сравним эти два понятия.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Ляля Кандаурова

Лауреат премии «Просветитель», автор бестселлеров «Полчаса музыки» и «Как слушать музыку», ведущая канала о классической музыке Con Spirito

Поговорим о разнице между полифонией и гомофонией и об основных полифонических формах.

🎧 Послушайте два примера и посмотрите на их визуализацию. В чем разница между ними?

Иоганн Штраус, вальс «На прекрасном голубом Дунае», 19 век

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/wNcRsRsjVCZcVg

Иоганн Себастьян Бах, канон из «Музыкального приношения», 18 век

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/Bal_pVfDzrbdGQ

Мы видим два совершенно разных устройства музыкальной материи 👇

🍰 В первом случае — слоеный пирог, где на каждом уровне происходит своя работа: наверху — мелодия, наиболее содержательная, запоминающаяся, подвижная и гибкая. В середине пирога расположились голоса, которые не движутся по отдельности, а визуализированы в виде «стопок» из нескольких нот: это гармоническое заполнение, аккорды, помещенные под мелодией и аккомпанирующие ей. Если убрать мелодию, они будут звучать пустовато и неполноценно, как минусовая фонограмма в караоке. Наконец, низ пирога — это бас. Посмотрите на его партию: она максимально «неинтересная». Так же малоинтересно выглядит фундамент, на котором стоит красивое здание — но мы понимаем, что без него оно рухнет.

🎤 Такое устройство ткани называется гомофонией или гомофонно-гармоническим складом. Симфонии Моцарта, песни Брамса, хиты Коула Портера, Боба Дилана и Владимира Высоцкого — все это гомофония. Кажущаяся нам невероятно естественной система «мелодия + аккомпанемент и/или бас» пришла в музыку довольно поздно, с началом эпохи барокко в 17 веке.

🛣 Теперь вспомним второй пример. Мы видим совершенно другую систему: нет никакой мелодии, и никто никому не аккомпанирует.

Три полноценных и равноправных голоса, как три автомобиля на трассе, движутся одновременно. Как и автомобили, они соблюдают целый ряд правил, чтобы такое движение было возможным без столкновений и аварий; тем не менее, каждый из голосов — полноценная «мелодия», сопряженная во времени с другими.

🎶 Такое устройство ткани называется полифонией (ударение на «о» и только туда!). Оно лет на пятьсот старше гомофонии; примитивные полифонические формы начали появляться в 11 веке. Полифония гораздо сложнее гомофонии по устройству, но на момент своего рождения она была естественным шагом для европейской музыки: привычное одноголосие как бы мультиплицировалось (похожим путем пошла в 15 веке русская церковно-певческая музыка).

🎼 Понадобилось несколько столетий, чтобы выработать представление о раздельных функциях: мелодии (горизонтали — помните движение верхнего голоса в примере с музыкой Штрауса?) и гармонии (вертикали — помните «стопки» нот, соединенных в аккорды, которые аккомпанировали в этом примере мелодии?).

📜 С приходом и воцарением гомофонного склада полифония, однако, не исчезла.

Она начала восприниматься как жест в сторону старинной музыки или интеллектуальный фокус, но продолжала полноценно существовать. У Моцарта и Бетховена, Сен-Санса и Верди мы можем найти полифонические эпизоды или целые сочинения, всегда неслучайные и приковывающие внимание из-за солидного возраста и сложности этой техники; ни один композитор не может считаться профессионалом, не владея искусством контрапункта — т.е. создания полифонической ткани.

♾ Стоит отметить еще, что полифония и гомофония — лишь две разновидности того, что принято в музыке называть фактурой (т.е. устройства звуковой материи). На самом деле их гораздо больше — а уж 20 век с его фоническими находками и электронным звуком по части изобретения фактур превзошел все остальные. Но полифония и гомофония — два полюса, между которыми так или иначе располагаются эти звуковые миры: от русского фольклорного пения (особый вид полифонии) до рэпа (особый вид гомофонии).

Коротко поговорим о полифонических формах: они очень старые, очень влиятельные и невероятно интересные.

👥 Самая простая полифоническая форма — канон. Представьте нескольких людей, которые поют одну и ту же песенку, но вступают не одновременно, как при пении хором, а каскадом: один, затем спустя такт — второй, спустя такт — третий и т.д. Получается, что песенка образует многоголосие сама с собой; это и есть канон. Примерно так:

Французская народная песенка 18 века «Братец Яков» (иногда приписывается Жану-Филиппу Рамо)

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/XiBeKrvZSAcyzA

👌 Элементарно? О, нет. Первый вступающий голос называется пропостой (ит. «предложение»), а имитирующие его голоса, которые вступают потом, — риспостами (ит. «ответ»). Риспоста может просто повторять за пропостой на определенном временном расстоянии, как в «Братце Якове». А может делать интересные вещи: проводить свою мелодию от другой ноты, петь ее вдвое медленнее или быстрее, а то и вовсе задом наперед.

Каноны очень любили в эпоху Ренессанса, где эта ученая полифония превратилась в род интеллектуальной игры. Их снабжали заголовками-подсказками, которые служили чем-то вроде зашифрованной инструкции касательно правил исполнения канона.

🎯 Вот, например, работа полумифологического французского мастера 14 века, известного как Бод Кордье (фр. «арфист»). Канон записан на двух окружностях и снабжен свернутым в улитку стихотворением. Его первая строчка — «весь как по циркулю я сочинен» — продублирована в нотах там, где должна вступать риспоста. Ниже можно посмотреть, как это выглядит. Пропоста и риспоста тут идут «по большой окружности», а нижний голос — тенор — по малой.

Бод Кордье, канон «Tout par compas» (14 в.)

⚡️ Аудио-пример: https://yadi.sk/i/vq1qsC6NlBS2fg
Время прослушивания: 2 минуты

🐚 Эпоха барокко каноны тоже любила. В этом баховском каноне из великого сборника «Искусство фуги» риспоста повторяет за пропостой на расстоянии дуодецимы (так называется интервал между двумя нотами). Не пропустите момент, где они меняются местами!

Иоганн Себастьян Бах, «Искусство фуги», №13

⚡️ Аудио-пример: https://yadi.sk/i/WTbmABK75pvaBg

Время прослушивания: 4 минуты.

✨ А тут риспоста тоже идеально повторяет текст пропосты — но только отраженный в горизонтальном зеркале и замедленный вдвое. Внимательно следите за чудесами голосоведения:

И.С. Бах, «Искусство фуги», №15

⚡️ Аудио-пример: https://yadi.sk/i/2UzBYRe727RYwg
Время прослушивания: 5,5 минут.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1 — Пример канонического изложения

2 — Пример записи полифонической музыки, 14 век

Как мы видим, ни графические партитуры, ни хитроумные способы визуализации полифонической музыки не были изобретены в 20 веке

Продолжаем разговор о полифонии. На очереди — фуги и фугато.

🌈 Царица полифонических форм, фуга отличается от канона тем, что партии голосов в ней различны. Если смысл канона — в том, что пропоста и риспоста проводят один текст (пусть с преобразованиями), то в фуге голоса абсолютно независимы друг от друга.

🎵 Фуга всегда начинается с изложения одним голосом небольшой темы-тезиса. Как правило, тема — краткая, емкая, харизматичная. Затем с той же темой вступает другой голос, а первый продолжает идти своей дорогой: образуется двухголосие. По такой же схеме вступают остальные голоса; как правило, их в фуге от трех до шести. Начальный раздел, в котором «лесенкой» вступают с темой голоса, постепенно образуя сложную, подвижную полифонию, называется экспозицией фуги.

🎹 В маленькой четырехголосной фуге из «Хорошо темперированного клавира» Баха, которую мы приводим ниже, отлично видно, как это происходит. Показ темы в 4-х голосах завершается в 00.32. Посмотрите, что происходит потом: ни в одном из голосов нет темы (она хорошо запоминается — в конце у нее длинная нота; на визуализации она отмечена крупным квадратиком). Такая зона без темы называется интермедией. Ощутите, как напряжение в ней падает из-за того, что ни в одном из голосов нет темы. Так и нужно, интермедия дает нам отдохнуть.

🔹 В 00.40 в одном из голосов (отмечен синим) мы снова видим проведение темы, которая затем начинает мерцать, появляясь то в одном голосе, то в другом — иногда совершенно незаметно для слуха. Последите за этой игрой: тема отмечена связанными между собой квадратиками. Так тело фуги выстраивается из параллельного движения независимых голосов, в плетении которых тут и там возникает тема.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/FALxjduO92wuqQ
Время прослушивания: 2 минуты.

👶 Стоит ли говорить, что мы рассмотрели самую простую, детскую фугу. Бывает так, что темы увеличиваются и уменьшаются во времени, встают вверх тормашками или проводятся от последней ноты к первой, как палиндром. Бывает, что фуга пишется на две и три темы. Вот еще несколько визуализаций фуг разных авторов для вдохновения:

Иоганн Себастьян Бах, «Хорошо темперированный клавир» (обратите внимание на необычную, довольно длинную тему)

Аудио-пример: https://yadi. sk/i/uXlCgTWM5j-gbw
Время прослушивания: 8 минут.

Доменико Скарлатти, клавесинная соната K30

🐈 В 19 веке этой миниатюрной четырехголосной фуге придумали прозвище «Кошачья» — мол, Скарлатти записал ее тему непосредственно из-под лап своей любопытной кошки, любившей ходить по клавиатуре. Сам Скарлатти, умерший в 1757, конечно, про все это не знал, но тема тут (отмечена красным во всех голосах) — такая необычная, что просится стать героиней мифа.

⚡️ Аудио-пример: https://yadi.sk/i/RiYFXgi3rVlhrA
Время прослушивания: 3,5 минуты.

Дмитрий Шостакович, ля-бемоль-мажорная фуга из «24 прелюдий и фуг».

🍴 Когда вы изучите эту чудную четырехголосную крошку, вернитесь в начало ролика и послушайте предшествующую ей прелюдию. Прелюдия и фуга — парный жанр, они относятся друг к другу как вилка и нож: можно раздельно, можно — вместе. Прелюдия пишется вне строгих полифонических правил, хотя некоторые элементы полифонии там могут быть.

⚡️ Аудио-пример: https://yadi.sk/i/IybaQ6eSe3Er5A
Время прослушивания: 3 минуты.

✂️ Наконец, иногда фуга может быть инкорпорирована в виде эпизода в совершенно гомофонную ткань — например, симфоническую или камерную. В этом случае мы говорим о фугато — ит. «маленькой фуге». Послушайте, как это происходит в знаменитом Allegretto из 7 симфонии Бетховена. Мы начнем чуть заранее. Сможете сказать, где началось фугато?

⚡️ Аудио-пример: https://yadi.sk/i/rGP0pDAdKIujMQ
Время прослушивания: 4 минуты.

курс Level One

Как слушать классическую музыку

Курс лекций о том, как слушать классическую музыку. Разберемся, как устроены главные произведения, поймем, как по-своему звучат разные эпохи: от Средневековья до современности, и как на наше восприятие влияют ритм, колорит, тембр и гармония.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5500₽ 2750₽

подробнее о курсе

Что такое гомофонная текстура в музыке?

Гомофоническая текстура , также называемая гомофонией , на сегодняшний день является наиболее распространенным типом текстуры, используемой в музыке. Два других основных типа текстуры — монофоническая и полифоническая.

Гомофония — это текстура, которую мы чаще всего слышим в поп-музыке по радио, музыке для фильмов, джазе, роке и большей части классической музыки прошлого века. Термин гомофонный происходит от греческих слов homo , что означает «такой же» или «похожий», и phonic , что означает «звук» или «голос».

В этом посте мы полностью изучим гомофонную фактуру, но мы делаем это, прежде всего, мы должны вспомнить, что такое фактура в музыке.

Содержание

Что такое текстура?

Текстура в музыке — это, по сути, общее качество музыкального произведения. Думайте об этом как о том, сколько слоев мелодии и гармонии можно услышать одновременно.

Музыкальное произведение может иметь толстую или тонкую текстуру, широкую или узкую текстуру, плотную или разреженную текстуру и так далее. Давайте подробно рассмотрим наиболее распространенный тип — гомофонную текстуру.

Homophonic Texture Definition

Homophonic текстура — наиболее распространенная текстура в западной музыке.

Похожа на монофоническую фактуру, так как играет одна основная мелодия, но добавляет к мелодии гармонии и аккомпанемент.

Итак, гомофонная текстура — это когда вы можете играть несколько разных нот, но все они основаны на одной и той же мелодии.

Рок- или поп-звезда, поющая песню и одновременно играющая на гитаре или фортепиано, является примером гомофонной текстуры.

Скрипка, играющая сольную мелодию, в то время как остальная часть оркестра играет позади нее, является другим примером, как и трубач, солирующий во время джазового концерта с фортепиано и басом, играющими вместе с ним.

Типы гомофонной текстуры

Поскольку гомофонная текстура настолько распространена, существует множество различных подтипов.

Два основных подтипа:

  • гоморитмический текстурный
  • с преобладанием мелодии текстурный

Теперь мы внимательно рассмотрим эти два типа гомофонии.

Гоморитмическая фактура

Гоморитмическая фактура — это когда все части мелодии и гармонии имеют точно одинаковый ритм.

Этот тип текстуры также называется текстурой block chord и часто встречается в хоровой музыке, гимнах и квартетах для парикмахерских.

Известным классическим примером такой фактуры является хоровая часть «Хора «Аллилуйя»» Генделя: 

«Hallelujah Chorus» — Гендель

Более свежие примеры гоморитма — вступительные части «Carry on Wayward Son» группы Kansas, «Bohemian Rhapsody» группы Queen и «Some Nights» группы Fun.

Some Nights” – Fun

Гоморитмические текстуры также встречаются во многих инструментальных произведениях.

Отличным примером может служить балет Стравинского «Весна священная», в котором несколько раз используются блочные аккорды, в том числе здесь: 

«Весна священная» — Стравинский

Или этот отрывок из «Лунного света» Дебюсси также является примером гоморитмической текстуры:

«Лунный свет» Дебюсси

Следующий подтип гомофонической текстуры — это мелодическая текстура, которую мы рассмотрим. в следующем разделе.

Текстура с преобладанием мелодии

Текстура с преобладанием мелодии – это любой другой тип омофонии, не являющийся блочным аккордом.

Мелодия является основной музыкальной идеей, которую слышит слушатель, а гармонии отводится второстепенная роль.

В музыкальном произведении с такой текстурой гармония не совсем совпадает с мелодией. Чаще всего эта текстура используется только одним вокалистом, играющим на пианино или гитаре в качестве аккомпанемента во время исполнения мелодии: 

Адель — Кто-то вроде вас

Как вы можете слышать в песне, есть только одна мелодия, а затем гармонии играл вокруг него. Однако пианист в этой песне играет на фортепиано в другом ритме, чем поет Адель, поэтому текстура не может быть гоморитмичной.

В этом случае мелодия отличается по ритму и стилю от аккомпанемента, что означает, что мелодия более заметна и является примером текстуры с преобладанием мелодии.

Аккомпанемент произведения с этим типом текстуры часто бывает в одном из трех стилей: блок аккордов, ломаных или арпеджио аккордов и альберти бас .

Блок-аккорд Аккомпанемент

Блок-аккорд описан выше, только на этот раз аккомпанемент — это единственная часть песни, которая должна состоять из блока аккорда, а не обязательно мелодия.

«Прелюдия ми минор» Шопена — прекрасный пример аккомпанемента в блок-аккордах с отчетливой и отдельной мелодией:

Прелюдия Шопена ми минор 3 арпеджио аккорда, это когда аккорд, играемый для сопровождения мелодии, разбивается, и каждая нота играется в отдельное время.

Песня «Someone Like You» Адель, показанная выше, является прекрасным примером сломанных аккордов. Партия фортепиано воспроизводит аккорды, как и прелюдия Шопена, но каждый аккорд воспроизводится только по одной ноте за раз, а не по несколько нот вместе.

Басовый аккомпанемент Альберти

Последний тип аккомпанемента, который будет здесь рассмотрен, — это басовый аккомпанемент Альберти.

Это подтип ломаных аккордов, в котором каждая нота аккорда воспроизводится в разное время.

Однако то, что делает его уникальным, так это паттерн аккомпанемента – он следует паттерну низкий-высокий-средний-высокий. Таким образом, сначала играется самая низкая нота аккорда, затем самая высокая нота, затем средняя нота и, наконец, снова играется самая высокая нота.

Начало «Сонаты для фортепиано до мажор» Моцарта — отличный тому пример.

Соната Моцарта для фортепиано с оркестром до мажор

На самом деле начало сонаты Моцарта для фортепиано с оркестром является прекрасным примером всех трех типов аккомпанемента.

В начале (время – 0:03 на видео) аккомпанемент типа alberti bass.

Далее (время – 0:10) идет блок-аккордовый аккомпанемент.

Наконец, на 0:20 идет аккомпанемент с ломаным аккордом.

Подводя итоги Гомофоническая фактура

Итак, подведем итог: гомофонная фактура — это когда одна мелодия сопровождается одной или несколькими гармоническими частями.

Происходя от греческих слов, означающих «одинаковые голоса», все голоса в музыкальном произведении сосредоточены либо на исполнении, либо на поддержке «одной и той же» мелодии.

Этот тип текстуры на сегодняшний день является наиболее распространенным в современной музыке; почти вся музыка, которую вы услышите по радио, будет считаться гомофонной.

Мы надеемся, что этот пост помог вам узнать о омофонии! Сначала это может показаться запутанным, потому что существует так много разных подтипов гомофонной текстуры, и кажется, что она находится прямо между монофонической текстурой и полифонической текстурой .

Но если вы заметили, что музыкальное произведение имеет только одну основную мелодию, но дополнительные инструменты или ноты вокруг этой основной мелодии, то это гомофонная музыка.

Звуковой глоссарий: Гомофония

гомофония ПОДКАСТ
Музыкальная фактура, состоящая из одной мелодии и поддерживающего ее аккомпанемента.

Гомофония — музыкальная фактура из нескольких частей, в которой преобладает одна мелодия; другие части могут быть либо простыми аккордами, либо более сложной моделью аккомпанемента. В этом примере из Симфонии № 94 Гайдна (названной «Сюрпризом» из-за этого движения) скрипки несут мелодию, а нижние струны поддерживают ее басовой партией и аккордами.

[Пример 1, Гайдн, Симфония «Сюрприз», мвт. 2]

Рис. 1: «Пища любви»
Лондон, Национальная галерея

Если певцу аккомпанируют на гитаре или фортепиано, то получается фактура обычно гомофонная. В песне (Песне) «Блаженство» Шуберта у фортепиано есть своя мелодия, когда голос не поет, в сопровождении аккордов, играемых левой рукой. Во время исполнения строф фортепиано просто аккомпанирует вокальной мелодии узором «ум-тьфу-тьфу».

[Пример 2, Шуберт, «Блаженство» («Seligkeit»)]

Если аккорды движутся вместе с мелодией, с одинаковым ритмом во всех голосах, результирующий звук представляет собой тип гомофонии, который называется гоморитмическим. Это фактура церковных песнопений. Гоморитмическая гомофония может исполняться только певцами или певцами совместно с инструменталистами при условии сохранения ритма основной мелодии в сопровождающих частях.

[Пример 3, Рождественская песнь, «Все сердце мое этой ночью ликует» (Г. Эберлинг) ]

Мелодия не обязательно должна быть в верхней части текстуры. Мелодия, исполняемая виолончелями в сопровождении остального оркестра, может быть гомофонной, как показывает этот отрывок из «Неоконченной» симфонии Шуберта.

[Пример 4, Шуберт, Симфония №. 8 («Неоконченное»), вторая тема]

Гомофония в танце и марше

Рис. 2: Празднование Масленицы, 1519 год.
Нюрнберг, Немецкий национальный музей, 5664.

В западной музыке гомофония, возможно, возникла в танцевальной музыке, в которой простой и прямой ритмический стиль был необходим для предписанных телесных движений отдельных танцев, как в этом примере шестнадцатого века Тилмана Сусато.

[Пример 5, Сусато, Ронде]

Аккомпанемент к основной мелодии должен был быть относительно простым, чтобы не сбивать с толку танцоров. Другим хорошим примером этого является «ум-тьфу-тьфу» таких танцев, как вальс.

Рис. 3: Обложка программы Карнеги-холл. Публичная библиотека Нью-Йорка.

Марши, подобные маршам Джона Филипа Соузы, также требуют прямолинейной гомофонной текстуры. Мелодия, исполняемая высокими медными инструментами, такими как корнеты, и высокими духовыми инструментами, такими как пикколо, сопровождается более глубокими духовыми инструментами, такими как тромбоны и туба.

[Пример 6, Соуза, «Звезды и полосы навсегда»]

Когда композиторы в восемнадцатом веке и позже включали стилизованные версии менуэтов в свои симфонии и струнные квартеты — танцевальную музыку, для которой танцы не предназначались, — гомофония также часто была преобладающей структурой.

[Пример 7, Гайдн, Симфония 97, Трио Менуэта]

Рис. 4: Берлин, Архив искусства и истории.

Стилизованная танцевальная музыка для фортепиано, как у Шопена в 19го века, также часто гомофонны. Мелодия обычно исполняется правой рукой с аккордовым сопровождением в левой руке.

[Пример 8, Шопен, Мазурка ля минор, op. 17 нет. 4]

История гомофонии

В музыке эпохи Возрождения можно провести различие между тем, как композиторы представляли текстуру своей вокальной музыки a cappella — как контрапункт нота против ноты — и тем, как некоторые из них звучат для нас — как последовательность аккордов. . Музыка Палестрины, например, была разработана так, чтобы звучать гомофонно и даже в значительной степени гоморитмично, чтобы слова можно было ясно понять в духе Контрреформации, но сама Палестрина и последующие поколения считали ее очень простым видом музыки. полифония.

[Пример 9, Палестрина, Папа Марцелл Масса, Глория: Et in terra pax]

В музыке для солирующего голоса, солирующего струнного или духового инструмента эпохи бассо континуо — периода, который мы называем барокко (XVII и начало XVIII вв.), — музыка басовой партии и аккордов часто, но далеко не всегда предназначена для подчиняться мелодии. Например, клавесинист, аккомпанирующий сонате для флейты Баха или Генделя, может импровизировать подражательные или другие полифонические партии, а некоторые части могут быть даже фугами. Следующий пример танцевального движения в сонате для флейты Генделя гомофоничен.

[Пример 10, Гендель, Соната для флейты соль, бурре]

В классическую эпоху конца восемнадцатого века преобладающей текстурой является своего рода «обогащенная» гомофония, в которой модели аккомпанемента могут иметь важные ритмические идеи. Полифония, особенно имитационная полифония, была сохранена для спецэффектов, пассажей большей сложности (таких как разделы развития сонатных частей) и преднамеренных попыток вызвать более ранний или более серьезный стиль (как в церковной музыке). Следующий пример начала Симфонии Моцарта №. 40 соль минор представляет собой своего рода обогащенную омофонию с активным, взволнованным аккомпанементом, меняющим свой паттерн в каденции.

[Пример 11, Симфония Моцарта №. 40, мвт. 1]

Выявление гомофонии

Самый большой вопрос, с которым сталкивается изучающий музыкальную фактуру, таков: «Когда аккомпанемент действительно подчинен, а когда он достаточно самостоятелен, чтобы его можно было квалифицировать как полифонию?» Гомофонию можно рассматривать как нечто среднее в континууме между полюсами монофонии (одна линия музыкальных тонов) и полифонии (несколько строк или мелодий). Подобно всем средним основаниям, оно менее жестко ограничено и менее подвержено легкому или фиксированному определению, чем полюса, между которыми оно лежит.

Рис. 5: Мариан Андерсон, Карнеги-холл
Коллекция Фрэнка Дриггса

В Песне вроде «Гретхен за прялкой» Шуберта, например, фортепианный аккомпанемент подчинен вокальной мелодии, но содержит важные смысловые элементы песни: он представляет прялку, за которой сидит Гретхен, правую рука вертится по кругу, как и само колесо, а левая рука ритмично нажимает на педали.

Добавить комментарий