Гомофония | это… Что такое Гомофония?
Гомофония с доминирующей мелодией в «Ноктюрне» № 18 Фредерика Шопена Ми мажор, ор.62 № 2. Левая рука аккомпанирует мелодии, исполняемой правой рукой. Слушайте звуковой пример в формате MIDI: Первые такты «Ноктюрна».Гомофо́ния (от др.-греч. ὁμοφωνία — «однозвучие, унисон»; англ. homophony, нем. Homophonie) в наиболее распространённом значении — склад многоголосия (упрощённо: мелодия, аккомпанемент и бас), присущий композиторской музыке Европы в XVII—XIX вв.
Значения
1) С XVII в. — склад многоголосия, в котором выделяются три разных по значению пласта фактуры: мелодия (тесситурно, а также, как правило, темброво обособленный пласт фактуры, несущий «музыкальную мысль» целого), аккомпанемент (может быть структурирован многообразно, первоначально аккордовый) и бас. В отечественной музыкальной науке гомофонный склад прежде именовали также «гомофонно-гармоническим», что представляет собой очевидный плеоназм, поскольку гармония как категория музыки логически не противопоставляется полифонии. Смысловым панданом к гомофонии является не гармония, а полифония (склад многоголосия, в котором тесситурные и музыкально-логические функции каждого в отдельности голоса тождественны). Гомофонный склад, доминировавший в профессиональной (композиторской) музыке Европы XVII—XIX веков (при сохраняющемся композиционно-техническом и художественном значении полифонии), составил важнейшую предпосылку гармонической тональности.
2) До конца XVIII века под гомофонией понимали гоморитмическую фактуру, то есть такую, в которой каждый голос многоголосного целого движется в одном и том же ритме. Техника старинной гомофонии в оригинальных трактатах называлась contrapunсtus simplex[1]. Образцы гомофонии (гоморитмического многоголосия) — вокальные жанры средневековой и ренессансной музыки с силлабическим распевом текста: многоголосные обработки гимнов, (многоголосный) кондукт, английский, французский, особенно итальянский виды фобурдона (fauxbourdon, falsobordone), многоголосные итальянские песни XVI века (фроттола, вилланелла, канцонетта) и др. Один из ярких примеров такой гомофонии (= гоморитмической фактуры) — раздел «Et incarnatus est» из Кредо мессы Жоскена Депре «Pange lingua»:
В анализах старомодальной гармонии всякую гомофонную фактуру из трёх и более голосов зачастую недифференцированно обозначают как «аккордовую»[2], чтó верно лишь для тех случаев, когда звуковысотный контекст выявляет логику сопряжения основных тонов созвучий (как в классико-романтической гармонии). Во многих примерах старинной полифонической музыки (особенно в эпоху Средних веков), где мыслимые как интервальные комплексы конкорды сопрягаются по правилам простого контрапункта, следует говорить не об аккордовой, а о гоморитмической (или «старой гомофонной») фактуре.
3) В древнегреческой гармонике (у Птолемея) гомофонами назывались октава и двойная октава (ὁμό — из-за тождественности модальных функций нижнего и верхнего звуков в этих интервалах), в позднейшей латинской науке к гомофонам отнесли также унисон (лат. unisonus).
Примечания
- ↑ В переводе с латинского — «простой контрапункт».
- ↑ В авторитетной музыкальной энциклопедии «The New Grove Dictionary of Music and Musicians» примеры приведённого типа фактуры Жоскена описываются именно так: «The association of chordal writing of this kind with moments of particular solemnity and devotion remains a feature of Josquin’s style…» (New Grove Dictionary [2001], статья «Josquin»).
Библиография
- Riemann H. Große Kompositionslehre I. Der homophone Satz. Berlin, Stuttgart, 1902.
- Катунян М. И. Гомофония // Большая российская энциклопедия. Т.7. М., 2007, с.391-392.
Основы музыкальной теории. Полифония и гомофония
Гомофония — типичное устройство классической музыки, ему противопоставлена многоголосая полифония. В этой части сравним эти два понятия.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все урокиАвтор урока
Ляля КандауроваЛауреат премии «Просветитель», автор бестселлеров «Полчаса музыки» и «Как слушать музыку», ведущая канала о классической музыке Con Spirito
Поговорим о разнице между полифонией и гомофонией и об основных полифонических формах.
🎧 Послушайте два примера и посмотрите на их визуализацию. В чем разница между ними?
→ Иоганн Штраус, вальс «На прекрасном голубом Дунае», 19 век
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/wNcRsRsjVCZcVg
→ Иоганн Себастьян Бах, канон из «Музыкального приношения», 18 век
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/Bal_pVfDzrbdGQ
Мы видим два совершенно разных устройства музыкальной материи 👇
🍰 В первом случае — слоеный пирог, где на каждом уровне происходит своя работа: наверху — мелодия, наиболее содержательная, запоминающаяся, подвижная и гибкая. В середине пирога расположились голоса, которые не движутся по отдельности, а визуализированы в виде «стопок» из нескольких нот: это гармоническое заполнение, аккорды, помещенные под мелодией и аккомпанирующие ей. Если убрать мелодию, они будут звучать пустовато и неполноценно, как минусовая фонограмма в караоке. Наконец, низ пирога — это бас. Посмотрите на его партию: она максимально «неинтересная». Так же малоинтересно выглядит фундамент, на котором стоит красивое здание — но мы понимаем, что без него оно рухнет.
🎤 Такое устройство ткани называется гомофонией или гомофонно-гармоническим складом. Симфонии Моцарта, песни Брамса, хиты Коула Портера, Боба Дилана и Владимира Высоцкого — все это гомофония. Кажущаяся нам невероятно естественной система «мелодия + аккомпанемент и/или бас» пришла в музыку довольно поздно, с началом эпохи барокко в 17 веке.
🛣 Теперь вспомним второй пример. Мы видим совершенно другую систему: нет никакой мелодии, и никто никому не аккомпанирует.
🎶 Такое устройство ткани называется полифонией (ударение на «о» и только туда!). Оно лет на пятьсот старше гомофонии; примитивные полифонические формы начали появляться в 11 веке. Полифония гораздо сложнее гомофонии по устройству, но на момент своего рождения она была естественным шагом для европейской музыки: привычное одноголосие как бы мультиплицировалось (похожим путем пошла в 15 веке русская церковно-певческая музыка).
🎼 Понадобилось несколько столетий, чтобы выработать представление о раздельных функциях: мелодии (горизонтали — помните движение верхнего голоса в примере с музыкой Штрауса?) и гармонии (вертикали — помните «стопки» нот, соединенных в аккорды, которые аккомпанировали в этом примере мелодии?).
📜 С приходом и воцарением гомофонного склада полифония, однако, не исчезла.
♾ Стоит отметить еще, что полифония и гомофония — лишь две разновидности того, что принято в музыке называть фактурой (т.е. устройства звуковой материи). На самом деле их гораздо больше — а уж 20 век с его фоническими находками и электронным звуком по части изобретения фактур превзошел все остальные. Но полифония и гомофония — два полюса, между которыми так или иначе располагаются эти звуковые миры: от русского фольклорного пения (особый вид полифонии) до рэпа (особый вид гомофонии).
Коротко поговорим о полифонических формах: они очень старые, очень влиятельные и невероятно интересные.
👥 Самая простая полифоническая форма — канон. Представьте нескольких людей, которые поют одну и ту же песенку, но вступают не одновременно, как при пении хором, а каскадом: один, затем спустя такт — второй, спустя такт — третий и т.д. Получается, что песенка образует многоголосие сама с собой; это и есть канон. Примерно так:
→ Французская народная песенка 18 века «Братец Яков» (иногда приписывается Жану-Филиппу Рамо)
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/XiBeKrvZSAcyzA
👌 Элементарно? О, нет. Первый вступающий голос называется пропостой (ит. «предложение»), а имитирующие его голоса, которые вступают потом, — риспостами (ит. «ответ»). Риспоста может просто повторять за пропостой на определенном временном расстоянии, как в «Братце Якове». А может делать интересные вещи: проводить свою мелодию от другой ноты, петь ее вдвое медленнее или быстрее, а то и вовсе задом наперед.
♟ Каноны очень любили в эпоху Ренессанса, где эта ученая полифония превратилась в род интеллектуальной игры. Их снабжали заголовками-подсказками, которые служили чем-то вроде зашифрованной инструкции касательно правил исполнения канона.
🎯 Вот, например, работа полумифологического французского мастера 14 века, известного как Бод Кордье (фр. «арфист»). Канон записан на двух окружностях и снабжен свернутым в улитку стихотворением. Его первая строчка — «весь как по циркулю я сочинен» — продублирована в нотах там, где должна вступать риспоста. Ниже можно посмотреть, как это выглядит. Пропоста и риспоста тут идут «по большой окружности», а нижний голос — тенор — по малой.
→ Бод Кордье, канон «Tout par compas» (14 в.)
⚡️ Аудио-пример: https://yadi.sk/i/vq1qsC6NlBS2fg
⏱ Время прослушивания: 2 минуты
🐚 Эпоха барокко каноны тоже любила. В этом баховском каноне из великого сборника «Искусство фуги» риспоста повторяет за пропостой на расстоянии дуодецимы (так называется интервал между двумя нотами). Не пропустите момент, где они меняются местами!
→ Иоганн Себастьян Бах, «Искусство фуги», №13
⚡️ Аудио-пример: https://yadi.sk/i/WTbmABK75pvaBg
✨ А тут риспоста тоже идеально повторяет текст пропосты — но только отраженный в горизонтальном зеркале и замедленный вдвое. Внимательно следите за чудесами голосоведения:
→ И.С. Бах, «Искусство фуги», №15
⚡️ Аудио-пример: https://yadi.sk/i/2UzBYRe727RYwg
⏱ Время прослушивания: 5,5 минут.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться1 — Пример канонического изложения
2 — Пример записи полифонической музыки, 14 век
Как мы видим, ни графические партитуры, ни хитроумные способы визуализации полифонической музыки не были изобретены в 20 веке
Продолжаем разговор о полифонии. На очереди — фуги и фугато.
🌈 Царица полифонических форм, фуга отличается от канона тем, что партии голосов в ней различны. Если смысл канона — в том, что пропоста и риспоста проводят один текст (пусть с преобразованиями), то в фуге голоса абсолютно независимы друг от друга.
🎵 Фуга всегда начинается с изложения одним голосом небольшой темы-тезиса. Как правило, тема — краткая, емкая, харизматичная. Затем с той же темой вступает другой голос, а первый продолжает идти своей дорогой: образуется двухголосие. По такой же схеме вступают остальные голоса; как правило, их в фуге от трех до шести. Начальный раздел, в котором «лесенкой» вступают с темой голоса, постепенно образуя сложную, подвижную полифонию, называется экспозицией фуги.
🎹 В маленькой четырехголосной фуге из «Хорошо темперированного клавира» Баха, которую мы приводим ниже, отлично видно, как это происходит. Показ темы в 4-х голосах завершается в 00.32. Посмотрите, что происходит потом: ни в одном из голосов нет темы (она хорошо запоминается — в конце у нее длинная нота; на визуализации она отмечена крупным квадратиком). Такая зона без темы называется интермедией. Ощутите, как напряжение в ней падает из-за того, что ни в одном из голосов нет темы. Так и нужно, интермедия дает нам отдохнуть.
🔹 В 00.40 в одном из голосов (отмечен синим) мы снова видим проведение темы, которая затем начинает мерцать, появляясь то в одном голосе, то в другом — иногда совершенно незаметно для слуха. Последите за этой игрой: тема отмечена связанными между собой квадратиками. Так тело фуги выстраивается из параллельного движения независимых голосов, в плетении которых тут и там возникает тема.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/FALxjduO92wuqQ
⏱ Время прослушивания: 2 минуты.
👶 Стоит ли говорить, что мы рассмотрели самую простую, детскую фугу. Бывает так, что темы увеличиваются и уменьшаются во времени, встают вверх тормашками или проводятся от последней ноты к первой, как палиндром. Бывает, что фуга пишется на две и три темы. Вот еще несколько визуализаций фуг разных авторов для вдохновения:
→ Иоганн Себастьян Бах, «Хорошо темперированный клавир» (обратите внимание на необычную, довольно длинную тему)
Аудио-пример: https://yadi. sk/i/uXlCgTWM5j-gbw
⏱ Время прослушивания: 8 минут.
→ Доменико Скарлатти, клавесинная соната K30
🐈 В 19 веке этой миниатюрной четырехголосной фуге придумали прозвище «Кошачья» — мол, Скарлатти записал ее тему непосредственно из-под лап своей любопытной кошки, любившей ходить по клавиатуре. Сам Скарлатти, умерший в 1757, конечно, про все это не знал, но тема тут (отмечена красным во всех голосах) — такая необычная, что просится стать героиней мифа.
⚡️ Аудио-пример: https://yadi.sk/i/RiYFXgi3rVlhrA
⏱ Время прослушивания: 3,5 минуты.
→ Дмитрий Шостакович, ля-бемоль-мажорная фуга из «24 прелюдий и фуг».
🍴 Когда вы изучите эту чудную четырехголосную крошку, вернитесь в начало ролика и послушайте предшествующую ей прелюдию. Прелюдия и фуга — парный жанр, они относятся друг к другу как вилка и нож: можно раздельно, можно — вместе. Прелюдия пишется вне строгих полифонических правил, хотя некоторые элементы полифонии там могут быть.
⚡️ Аудио-пример: https://yadi.sk/i/IybaQ6eSe3Er5A
⏱ Время прослушивания: 3 минуты.
✂️ Наконец, иногда фуга может быть инкорпорирована в виде эпизода в совершенно гомофонную ткань — например, симфоническую или камерную. В этом случае мы говорим о фугато — ит. «маленькой фуге». Послушайте, как это происходит в знаменитом Allegretto из 7 симфонии Бетховена. Мы начнем чуть заранее. Сможете сказать, где началось фугато?
⚡️ Аудио-пример: https://yadi.sk/i/rGP0pDAdKIujMQ
⏱ Время прослушивания: 4 минуты.
курс Level One
Как слушать классическую музыку
Курс лекций о том, как слушать классическую музыку. Разберемся, как устроены главные произведения, поймем, как по-своему звучат разные эпохи: от Средневековья до современности, и как на наше восприятие влияют ритм, колорит, тембр и гармония.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
5500₽
2750₽
подробнее о курсе
Что такое гомофонная текстура в музыке?
Гомофоническая текстура , также называемая гомофонией , на сегодняшний день является наиболее распространенным типом текстуры, используемой в музыке. Два других основных типа текстуры — монофоническая и полифоническая.
Гомофония — это текстура, которую мы чаще всего слышим в поп-музыке по радио, музыке для фильмов, джазе, роке и большей части классической музыки прошлого века. Термин гомофонный происходит от греческих слов homo , что означает «такой же» или «похожий», и phonic , что означает «звук» или «голос».
В этом посте мы полностью изучим гомофонную фактуру, но мы делаем это, прежде всего, мы должны вспомнить, что такое фактура в музыке.
Содержание
Что такое текстура?
Текстура в музыке — это, по сути, общее качество музыкального произведения. Думайте об этом как о том, сколько слоев мелодии и гармонии можно услышать одновременно.
Музыкальное произведение может иметь толстую или тонкую текстуру, широкую или узкую текстуру, плотную или разреженную текстуру и так далее. Давайте подробно рассмотрим наиболее распространенный тип — гомофонную текстуру.
Homophonic Texture Definition
Homophonic текстура — наиболее распространенная текстура в западной музыке.
Похожа на монофоническую фактуру, так как играет одна основная мелодия, но добавляет к мелодии гармонии и аккомпанемент.
Итак, гомофонная текстура — это когда вы можете играть несколько разных нот, но все они основаны на одной и той же мелодии.
Рок- или поп-звезда, поющая песню и одновременно играющая на гитаре или фортепиано, является примером гомофонной текстуры.
Скрипка, играющая сольную мелодию, в то время как остальная часть оркестра играет позади нее, является другим примером, как и трубач, солирующий во время джазового концерта с фортепиано и басом, играющими вместе с ним.
Типы гомофонной текстуры
Поскольку гомофонная текстура настолько распространена, существует множество различных подтипов.
Два основных подтипа:
- гоморитмический текстурный
- с преобладанием мелодии текстурный
Теперь мы внимательно рассмотрим эти два типа гомофонии.
Гоморитмическая фактура
Гоморитмическая фактура — это когда все части мелодии и гармонии имеют точно одинаковый ритм.
Этот тип текстуры также называется текстурой block chord и часто встречается в хоровой музыке, гимнах и квартетах для парикмахерских.
Известным классическим примером такой фактуры является хоровая часть «Хора «Аллилуйя»» Генделя:
«Hallelujah Chorus» — ГендельБолее свежие примеры гоморитма — вступительные части «Carry on Wayward Son» группы Kansas, «Bohemian Rhapsody» группы Queen и «Some Nights» группы Fun.
Some Nights” – FunГоморитмические текстуры также встречаются во многих инструментальных произведениях.
Отличным примером может служить балет Стравинского «Весна священная», в котором несколько раз используются блочные аккорды, в том числе здесь:
«Весна священная» — СтравинскийИли этот отрывок из «Лунного света» Дебюсси также является примером гоморитмической текстуры:
«Лунный свет» ДебюссиСледующий подтип гомофонической текстуры — это мелодическая текстура, которую мы рассмотрим. в следующем разделе.
Текстура с преобладанием мелодии
Текстура с преобладанием мелодии – это любой другой тип омофонии, не являющийся блочным аккордом.
Мелодия является основной музыкальной идеей, которую слышит слушатель, а гармонии отводится второстепенная роль.
В музыкальном произведении с такой текстурой гармония не совсем совпадает с мелодией. Чаще всего эта текстура используется только одним вокалистом, играющим на пианино или гитаре в качестве аккомпанемента во время исполнения мелодии:
Адель — Кто-то вроде васКак вы можете слышать в песне, есть только одна мелодия, а затем гармонии играл вокруг него. Однако пианист в этой песне играет на фортепиано в другом ритме, чем поет Адель, поэтому текстура не может быть гоморитмичной.
В этом случае мелодия отличается по ритму и стилю от аккомпанемента, что означает, что мелодия более заметна и является примером текстуры с преобладанием мелодии.
Аккомпанемент произведения с этим типом текстуры часто бывает в одном из трех стилей: блок аккордов, ломаных или арпеджио аккордов и альберти бас .
Блок-аккорд Аккомпанемент
Блок-аккорд описан выше, только на этот раз аккомпанемент — это единственная часть песни, которая должна состоять из блока аккорда, а не обязательно мелодия.
«Прелюдия ми минор» Шопена — прекрасный пример аккомпанемента в блок-аккордах с отчетливой и отдельной мелодией:
Прелюдия Шопена ми минор 3 арпеджио аккорда, это когда аккорд, играемый для сопровождения мелодии, разбивается, и каждая нота играется в отдельное время.Песня «Someone Like You» Адель, показанная выше, является прекрасным примером сломанных аккордов. Партия фортепиано воспроизводит аккорды, как и прелюдия Шопена, но каждый аккорд воспроизводится только по одной ноте за раз, а не по несколько нот вместе.
Басовый аккомпанемент Альберти
Последний тип аккомпанемента, который будет здесь рассмотрен, — это басовый аккомпанемент Альберти.
Это подтип ломаных аккордов, в котором каждая нота аккорда воспроизводится в разное время.
Однако то, что делает его уникальным, так это паттерн аккомпанемента – он следует паттерну низкий-высокий-средний-высокий. Таким образом, сначала играется самая низкая нота аккорда, затем самая высокая нота, затем средняя нота и, наконец, снова играется самая высокая нота.
Начало «Сонаты для фортепиано до мажор» Моцарта — отличный тому пример.
Соната Моцарта для фортепиано с оркестром до мажорНа самом деле начало сонаты Моцарта для фортепиано с оркестром является прекрасным примером всех трех типов аккомпанемента.
В начале (время – 0:03 на видео) аккомпанемент типа alberti bass.
Далее (время – 0:10) идет блок-аккордовый аккомпанемент.
Наконец, на 0:20 идет аккомпанемент с ломаным аккордом.
Подводя итоги Гомофоническая фактура
Итак, подведем итог: гомофонная фактура — это когда одна мелодия сопровождается одной или несколькими гармоническими частями.
Происходя от греческих слов, означающих «одинаковые голоса», все голоса в музыкальном произведении сосредоточены либо на исполнении, либо на поддержке «одной и той же» мелодии.
Этот тип текстуры на сегодняшний день является наиболее распространенным в современной музыке; почти вся музыка, которую вы услышите по радио, будет считаться гомофонной.
Мы надеемся, что этот пост помог вам узнать о омофонии! Сначала это может показаться запутанным, потому что существует так много разных подтипов гомофонной текстуры, и кажется, что она находится прямо между монофонической текстурой и полифонической текстурой .
Но если вы заметили, что музыкальное произведение имеет только одну основную мелодию, но дополнительные инструменты или ноты вокруг этой основной мелодии, то это гомофонная музыка.
Звуковой глоссарий: Гомофония
гомофония ПОДКАСТ
Музыкальная фактура, состоящая из одной мелодии и поддерживающего ее аккомпанемента.
Гомофония — музыкальная фактура из нескольких частей, в которой преобладает одна мелодия; другие части могут быть либо простыми аккордами, либо более сложной моделью аккомпанемента. В этом примере из Симфонии № 94 Гайдна (названной «Сюрпризом» из-за этого движения) скрипки несут мелодию, а нижние струны поддерживают ее басовой партией и аккордами.
[Пример 1, Гайдн, Симфония «Сюрприз», мвт. 2]
Рис. 1: «Пища любви» |
Если певцу аккомпанируют на гитаре или фортепиано, то получается фактура обычно гомофонная. В песне (Песне) «Блаженство» Шуберта у фортепиано есть своя мелодия, когда голос не поет, в сопровождении аккордов, играемых левой рукой. Во время исполнения строф фортепиано просто аккомпанирует вокальной мелодии узором «ум-тьфу-тьфу».
[Пример 2, Шуберт, «Блаженство» («Seligkeit»)]
Если аккорды движутся вместе с мелодией, с одинаковым ритмом во всех голосах, результирующий звук представляет собой тип гомофонии, который называется гоморитмическим. Это фактура церковных песнопений. Гоморитмическая гомофония может исполняться только певцами или певцами совместно с инструменталистами при условии сохранения ритма основной мелодии в сопровождающих частях.
[Пример 3, Рождественская песнь, «Все сердце мое этой ночью ликует» (Г. Эберлинг) ]
Мелодия не обязательно должна быть в верхней части текстуры. Мелодия, исполняемая виолончелями в сопровождении остального оркестра, может быть гомофонной, как показывает этот отрывок из «Неоконченной» симфонии Шуберта.
[Пример 4, Шуберт, Симфония №. 8 («Неоконченное»), вторая тема]
Гомофония в танце и марше
Рис. 2: Празднование Масленицы, 1519 год. |
В западной музыке гомофония, возможно, возникла в танцевальной музыке, в которой простой и прямой ритмический стиль был необходим для предписанных телесных движений отдельных танцев, как в этом примере шестнадцатого века Тилмана Сусато.
[Пример 5, Сусато, Ронде]
Аккомпанемент к основной мелодии должен был быть относительно простым, чтобы не сбивать с толку танцоров. Другим хорошим примером этого является «ум-тьфу-тьфу» таких танцев, как вальс.
Рис. 3: Обложка программы Карнеги-холл. Публичная библиотека Нью-Йорка. |
Марши, подобные маршам Джона Филипа Соузы, также требуют прямолинейной гомофонной текстуры. Мелодия, исполняемая высокими медными инструментами, такими как корнеты, и высокими духовыми инструментами, такими как пикколо, сопровождается более глубокими духовыми инструментами, такими как тромбоны и туба.
[Пример 6, Соуза, «Звезды и полосы навсегда»]
Когда композиторы в восемнадцатом веке и позже включали стилизованные версии менуэтов в свои симфонии и струнные квартеты — танцевальную музыку, для которой танцы не предназначались, — гомофония также часто была преобладающей структурой.
[Пример 7, Гайдн, Симфония 97, Трио Менуэта]
Рис. 4: Берлин, Архив искусства и истории. |
Стилизованная танцевальная музыка для фортепиано, как у Шопена в 19го века, также часто гомофонны. Мелодия обычно исполняется правой рукой с аккордовым сопровождением в левой руке.
[Пример 8, Шопен, Мазурка ля минор, op. 17 нет. 4]
История гомофонии
В музыке эпохи Возрождения можно провести различие между тем, как композиторы представляли текстуру своей вокальной музыки a cappella — как контрапункт нота против ноты — и тем, как некоторые из них звучат для нас — как последовательность аккордов. . Музыка Палестрины, например, была разработана так, чтобы звучать гомофонно и даже в значительной степени гоморитмично, чтобы слова можно было ясно понять в духе Контрреформации, но сама Палестрина и последующие поколения считали ее очень простым видом музыки. полифония.
[Пример 9, Палестрина, Папа Марцелл Масса, Глория: Et in terra pax]
В музыке для солирующего голоса, солирующего струнного или духового инструмента эпохи бассо континуо — периода, который мы называем барокко (XVII и начало XVIII вв.), — музыка басовой партии и аккордов часто, но далеко не всегда предназначена для подчиняться мелодии. Например, клавесинист, аккомпанирующий сонате для флейты Баха или Генделя, может импровизировать подражательные или другие полифонические партии, а некоторые части могут быть даже фугами. Следующий пример танцевального движения в сонате для флейты Генделя гомофоничен.
[Пример 10, Гендель, Соната для флейты соль, бурре]
В классическую эпоху конца восемнадцатого века преобладающей текстурой является своего рода «обогащенная» гомофония, в которой модели аккомпанемента могут иметь важные ритмические идеи. Полифония, особенно имитационная полифония, была сохранена для спецэффектов, пассажей большей сложности (таких как разделы развития сонатных частей) и преднамеренных попыток вызвать более ранний или более серьезный стиль (как в церковной музыке). Следующий пример начала Симфонии Моцарта №. 40 соль минор представляет собой своего рода обогащенную омофонию с активным, взволнованным аккомпанементом, меняющим свой паттерн в каденции.
[Пример 11, Симфония Моцарта №. 40, мвт. 1]
Выявление гомофонии
Самый большой вопрос, с которым сталкивается изучающий музыкальную фактуру, таков: «Когда аккомпанемент действительно подчинен, а когда он достаточно самостоятелен, чтобы его можно было квалифицировать как полифонию?» Гомофонию можно рассматривать как нечто среднее в континууме между полюсами монофонии (одна линия музыкальных тонов) и полифонии (несколько строк или мелодий). Подобно всем средним основаниям, оно менее жестко ограничено и менее подвержено легкому или фиксированному определению, чем полюса, между которыми оно лежит.
Рис. 5: Мариан Андерсон, Карнеги-холл |
В Песне вроде «Гретхен за прялкой» Шуберта, например, фортепианный аккомпанемент подчинен вокальной мелодии, но содержит важные смысловые элементы песни: он представляет прялку, за которой сидит Гретхен, правую рука вертится по кругу, как и само колесо, а левая рука ритмично нажимает на педали.