что это такое и чем они отличаются?
В наше время понятия гордости в религии и в быту сильно разошлись по своему значению. Кажется, что гордость и достоинство – одно и тоже, а смирение идет от недостатка силы воли. Но в Священных Писаниях гордость и честолюбие принадлежат к опасным порокам, убивающим добродетели. И все же – гордиться собой – это хорошо или плохо? Как обнаружить в себе признаки гордыни и использовать их для саморазвития? Возможно, у горделивости есть обратная сторона, которая не противопоставляется, а выгодно дополняет эту эмоцию.
Что такое гордость?
Гордость — это человеческая эмоция или черта характера, отражающая высокое мнение о своем достоинстве. В христианстве гордость или гордыня считаются злейшими врагами человека, отступившего от Бога. Но в бытовом языке эти однокоренные слова не считаются синонимами, поэтому гордость может трактоваться как добродетель или порок. Гордость как чувство собственного достоинства и потребность в самоуважении становится предметом одобрения. Гордыня,
Пройти тест: Шкала самоуважения
В переносном значении гордость расценивается как состояние удовлетворения собой за предпринятые усилия. В таких случаях говорят: «я горжусь собой» или «я горжусь своей силой воли». Ощущение значимости возникает даже в случаях, когда гордость направляется не на себя, а во внешний мир – на семью, трудовой коллектив, страну, нацию. Тогда мы говорим: это – гордость школы/университета/державы».
В психологии не существует понятия нормы гордости, поскольку эта эмоция относится к субъективным и в некоторой мере негативным моральным чувствам. Во-первых, она выражает пристрастное отношение к чему-либо. Во-вторых – зависит от оценки окружающих, а непризнанная другими эмоция вызывает обиду и гнев. В третьих – гордость, ставшая доминирующей характеристикой личности, становится гордыней. Поэтому более уместной эмоцией считается достоинство.
Представление о гордости в дохристианские времена.
Во времена античности в образе могущественной богини Гибрис воплотились гордыня, заносчивость, дерзость, спесь. А еще – титаническое желание доказать превосходство над Богами, грозящее нарушить существующий порядок. Неудивительно, что эти качества критиковались в поэмах Гесиода, баснях Эзопа.
В первых трудах Аристотеля понятие «горделивость» заменено «величавостью» – моральным идеалом, венчающим всю систему человеческих ценностей. Позже аристотелевская традиция также критиковалась, а на смену загордившемуся Прометею, Нарциссу, Эдипу в литературе и философии пришло воплощение зла Люцифер.
Гордость и гордыня в религии.
В Святом писании гордость подчеркнуто осуждается и упоминается в отрицательном значении. Всего эта тема упоминается в Библейских текстах почти 100 раз. Считается, что высокомерие, тщеславие, обиды, амбиции дают человеку искаженное мнение о самом себе. Этим страстям противополагается не только смирение, но праведность вообще. Второй немаловажный момент – горделивость мешает личной нравственности, но порождает горести и обращает житие в нечто многотрудное.
Немало трудов и разъяснений негативной стороны подобных страстей посвятили Оптинские старцы – духовные руководители мирян:
- Преподобный Варсонофий писал: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».
- Преподобный Макарий считал, что люди относят гордость к положительным качествам «…по неведению или от помрачнения страстей».
- Преподобный Анатолий писал: «…Есть гордость мирская – это мудрование, а есть гордость духовная – это самолюбие».
И все же, что такое гордыня и чем она отличается от гордости? Хотя оба качества считаются одинаково греховными, небольшие различия в понятиях существуют. А именно –
Что такое гордыня?
Гордыня — это крайняя самоуверенность, страшная духовная болезнь, которая с трудом излечивается. Она дышит презрением, неуважением к другим, жаждой похвалы. Если гордость проявляется время от времени или по разным поводам, то гордыня же заполняет собой все, она проявляется в выражении лица, в жестах, мимике, высказываниях.
Пройти тест на самооценку
Гордыню и высокомерие не приемлют все религии мира. В Исламе смирение во время молитвы сравнивается с присутствием сердца перед Аллахом Всевышним. Но громкое заявление о смирении считается признаком высокомерия. В иудаизме смирение считают одним из важнейших нравственных качеств. В индуизме смирение считается мощным инструментом для обуздания эго, а в буддизме оно считается не противоположностью, а дополнением горделивости.
Гордость в психологии.
Психологи говорят, что личности без гордости не существует. Просто это чувство обнаруживается настолько тонко, что мы даже не представляем, насколько мы им пронизаны. Заметить гордыню можно, если регулярно посвящать время работе над собой.
Все признаки гордыни перечислить трудно. Вот некоторые из них:
- Убежденность в своей правоте и непогрешимости (синдром отличника).
- Ощущение личной значимости и важности.
- Хвастовство, мысли о собственном превосходстве.
- Нежелание брать ответственность за свои поступки.
- Отношение к другим свысока.
- Возмущение по отношению к хвастунам.
- Ощущение собственной никчемности и ожидание похвалы.
Обнаружить в себе эти качества, значит, узнать врага в лицо. Усмирять их или использовать для собственного развития – личный выбор каждого.
Когда гордыня становится остановкой?
Гордыня коварна. С одной стороны она делает человека зависимым от чужого мнения. С другой – отравляет социальную и личную жизнь. Гордый человек отказывается верить в равенство и всеми силами старается переделать мир по своему разумению. Считая себя лучше всех, гордец перестает развиваться и иногда даже деградирует.
Что делать с собой, если гордыня мешает жить?
- Первое и главное – взглянуть в лицо своим недостаткам. Пока мы не признаем свои негативные стороны, мы не заставим их исчезнуть, не обретем гармонии.
- Полюбить себя. Гордыня как защитная реакция возникает от неуверенности в себе.
- Научиться слушать. Гордыня не терпит соперничества, она глуха к желаниям других людей. Навыки сопереживания и сострадания нанесут по ней значительный удар.
- Постепенно снимать корону гордыни. Научиться творить добро анонимно, чтобы о добрых поступках никто не узнал. Начать выполнять простую, повседневную работу: мыть посуду, ухаживать за животными, копать грядки.
- Научиться искренне хвалить других людей.
Многие из нас испорчены фразой: «Никогда ничего не проси, должна же быть у тебя своя гордость». Мы молча ожидаем, обижаемся или начинаем требовать. Но остается непонятным – где же находится та черта, которую нельзя преступать? Зачастую мы просто не знаем, как сделать недостатки своими достоинствами.
Когда гордость – это хорошо?
Если рассматривать горделивость как чувство собственного достоинства, она может стать выгодной эмоцией, которая помогает воспитать выносливость и настойчивость. Ведь каждый раз, когда мы преодолеваем трудности, мы получаем право поставить галочку в графе «Повод для гордости».
Даже свои недостатки можно обернуть достоинствами, если посмотреть на них под другим углом:
- Укол по амбициозности может стать мотиватором для развития и самосовершенствования.
- Осознание в себе самоуважения и собственной ценности меняет привычку жить по инерции, стимулирует изменить работу или найти новое хобби.
- Уязвленное самолюбие помогает увидеть причину неприятностей и найти силы, чтобы их исправить.
- Способность высоко ценить себя позволяет восстановить внутренние границы и самоуважение.
Психологи советуют: отнеситесь к своей гордости с уважением. С одной стороны нет ничего плохого, чтобы стремиться к лучшему и гордиться своими достижениями. С другой, наши недостатки формируют нашу индивидуальность. Вполне возможно, что благодаря им вы нравитесь окружающим.
Выводы:
- Христианство не относит гордость к добродетели, но считает одной из самых опасных страстей.
- Гипертрофированную гордость называют гордыней: первая мешает попросить о помощи, вторая – запрещает эту помощь принять.
- Горделивость, чувство собственного достоинства и радость – понятия совместимые, если в них заложена положительная энергетика.
Пройти тест на уверенность в себе
wikigrowth.ru
Гордость и гордыня | Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.ру
Прежде всего, нам стоит задуматься, что такое «гордыня», чем она плоха, а после этого задуматься, как с ней бороться.
Как известно, противоположность гордыни — скромность (анава ענווה). В Торе мы видим, что скромность — наиболее желанная для Всевышнего человеческая черта, к которой мы должны стремиться. Хотя Моше Рабейну обладал множеством выдающихся качеств, Тора восхваляет его именно за скромность (Бэмидбар 12:3): «А этот муж Моше был кротчайший из всех людей, которые на земле».
Отсюда мы учим, насколько важно стремиться к скромности и избегать гордыни.
Многие люди ошибочно думают, что «гордый» — это человек, который полагает, что обладает различными способностями и достоинствами, а «скромный» — тот, кто считает себя совершенно бездарным.
Однако это заблуждение. Моше знал о себе, что он самый скромный человек на земле, поскольку об этом свидетельствует Б-г (ведь это написано в Торе), и, несмотря на это, оставался самым скромным человеком на земле.
Мы видим, таким образом, что осознание собственных достоинств не противоречит скромности. Более того, человеку необходимо знать свои достоинства для того, чтобы полноценно их использовать. Сказал один из мудрецов мусара: «Человек, который не знает о своих недостатках, — не знает, что ему следует исправлять. А человек, который не знает о своих достоинствах, — не осведомлён об инструментах, находящихся в его арсенале, с помощью которых он сможет себя исправить».
Так что же такое та «гордыня», которую необходимо преодолевать?
На иврите «гордость» — «гаава» от корня «гээ» (гимель, алеф, hэй ), обозначающего «высоту», «подъём» («гавоа» — высокий), как в стихе из Йешаягу (2, 12): «Ибо (есть) день у Господа Цеваота на каждого надменного (гээ) и высокомерного и на каждого вознёсшегося, — и унижен он будет».
Таким образом, «гордец» — это человек, который, основываясь на своих достоинствах (истинных или мнимых), полагает себя высшим и высокомерно относится к другим людям. Такое высокомерие — большое несовершенство, как мы учим из закона, предписанному царю (Дварим 17, 20). Тора запрещает царю умножать серебро и золото (для себя) и предписывает сделать дополнительный список Закона, чтобы читать его все дни жизни. Всё это — для того, «чтоб не возносилось сердце его над братьями его». Любому человеку не следует «возноситься», но Тора предостерегает именно царя, потому что у царя больше возможностей «вознестись» (см. комментарий Рамбама на этот стих). И сказал царь Шломо (Мишлей 16, 5): «Мерзость пред Господом всякий высокомерный, можно поручиться, что он не останется ненаказанным».
Такими свойствами, как, например, ум, красота, различные таланты человеку не следует гордиться, так как это — врождённое, он не приложил никакого труда, чтобы обрести их. И различные достижения в человеческой жизни, например, богатство или высокая должность — также не являются достижениями самого человека. Как сказал Коэлет (9, 11): «И ещё я увидел под солнцем, что не лёгким (удача) в беге, не силачам (победа) на войне, и не у мудрых — хлеб, и не у разумных — богатство, и не у знатоков — благоволение; но срок и беда постигают их всех». Даже тем, что человек достиг сам (например, он много изучал Тору), ему также не следует гордиться, потому что, если бы он задумался над тем, какую бесконечную милость оказал ему Создатель, он бы понял, насколько велик его «долг» Творцу, как он должен трудиться, выполняя мицвот. Он понял бы, что сделал лишь то, что обязан был сделать.
Как сказал раббан Йоханан бен Закай в Пиркей Авот (2, 9): «Если ты много изучал Тору, не кичись этим, ибо для этого ты и создан». Это можно пояснить на следующем примере: человек сделал другому огромное благодеяние — спас его от смерти, вернул к жизни и дал пропитание. Будет ли спасённый гордиться тем, что он благодарен своему спасителю? Ведь он обязан тому всей своей жизнью!
И сказали мудрецы (Хулин 89а), что чем больше Всевышний возвышает праведников, тем больше они сами принижают себя. Сказал Всевышний: «Дал Я величие Аврааму — а он сказал предо Мной (Бэрейшит 18, 27): “…я прах и пепел”; дал [величие] Моше и Аарону — сказали они (Шмот 16, 7): “А мы что?”; [дал величие] Давиду, сказал он (Тэилим 22, 7): “…я — червь, а не человек”».
Почему они принижали себя? Чем больше Всевышний возвышал их, чем больше они чувствовали огромную милость Всевышнего к себе, тем «меньшими» они ощущали себя по сравнению с этой милостью. Они считали себя недостойными её — как сказал царь Давид (Тэилим 8, 5): «…что (есть) человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты вспоминаешь о нём?»
Таким образом, мы видим, что корень гордости — удаление от Всевышнего, близость же к Нему делает человека действительно скромным.
Также читайте: Орхот Цадиким (Пути праведников) — Гордыня
toldot.ru
Гордость Гордый | Что такое Гордость Гордый
Заставляют быть нас прахом,
Гасят в душах божий свет.
Если гордость мы забудем,
Мы лишь серой пылью будем
Под колёсами карет.
Евгений Евтушенко. Молитва
Гордость как качество личности – способность испытывать выраженное желание самоуважения за свои действительные достижения, чувство удовольствия от собственных успехов или достижений других людей, с которым человек идентифицируется, чувство удовлетворения от осознания важности, значительности чьей-либо деятельности.
— Папа, а чем гордость отличается от гордыни? — Гордость — это осознание того, что сделал для людей все, что мог. А гордыня — это иллюзия, что можешь сделать все, что не могут эти людишки…
Гордыня – это чрезмерная, гипертрофированная гордость. «Чрезмерная гордость, — как писал Иван Тургенев, – вывеска ничтожной души». В отличие от гордыни, склонной проявлять нездоровое внимание к себе, желание славы, непомерно раздутую, необоснованную гордость исключительно самой собой, стремиться возвыситься над другими или упасть ниже других, гордость скромна и смиренна. Все позитивные результаты своей деятельности, все достижения и успехи она трактует как милость своего Духовного Учителя и Бога.
Когда известный художник Леонардо да Винчи работал над своими фресками «Тайной вечери», он имел одну цель: показать публике ясно облик Спасителя. Он поставил на стол чеканной работы чашу и рисовал ее в течение трех недель. Когда картина была выставлена, он заметил, что его почитатели спешили, чтобы ближе и лучше видеть эту чашу, восхищаясь ею: «Смотрите, как она замечательно сделана! Какой это чудный художник — Леонардо!» Так продолжалось несколько дней. Но в один вечер, когда не было никого, Леонардо да Винчи взял кисть и одним взмахом уничтожил ею изображение чаши, сказав: «Никто не должен восхищаться ничем и никем, как только одним Христом!»
Гордость – это право испытывать самоуважение за то, в чём принимал деятельное участие. В 23-ей школе повесился трудовик. У всех горе, и только Вовочка из 6-го «Б» гордится, что трудовик выбрал именно его табуретку. Разумный человек никогда не гордится, когда его хвалят. Он осознает, что в его достижении, просто реализовался план Бога, и он каким-то чудом оказался рядом. Кто нахваливает себя за благие дела, кто преувеличенно гордится собою, сильно рискует – гордыня отберет всё то благо, что пришло в его жизнь.
Гордость должна быть разумна и осмотрительна. Эрнест Хемингуэй писал: «У человека только и есть, что гордость. Бывает, её у него уж слишком много, и тогда это грех. Ради гордости все мы иногда делаем то, что кажется невозможным. А мы идем на это. Но нужно, чтобы гордость была подкреплена разумом и осмотрительностью».
Глупо гордиться тем, к чему ты не имеешь никакого отношения. Если ты воспитал прекрасных детей, этим можно гордиться. Если ты отлично выдрессировал свою собаку, этим можно гордиться. Если ты работал над какой-то задачей и успешно решил ее, этим можно гордиться. Но опять же можно гордиться крайне осторожно, чтобы не вляпаться в грязную лужу гордыни. Нужно культивировать в себе мысль, что ты стал проводником воли Бога, своего Ангела – хранителя, Духовного Наставника.
Гордость осознает свою заслуженность, тем не менее, постоянно находится в позиции Ученика. Позиция Ученика помогает правильно воспринимать неудачи, свою не идеальность. Гордость, понимая своё несовершенство, дает себе право на ошибки, которые сразу и смиренно исправляет, не сваливая вину на других. Гордыня излишне радуется удаче, считая себя великим талантом и полководцем, а в случае неудачи сразу же находит виноватого и поносит его на чём свет стоит. Философ Артур Шопенгауэр писал: «Часто порицают, бранят гордость, но я думаю, что нападают на нее главным образом те, кто не имеет ничего, чем мог бы гордиться».
В энциклопедическом словаре «Святая Русь» гордыня трактуется как «один из смертных грехов, превознесение над другими, спесь, чванство. Первая ступень гордости — тщеславие, когда гордец еще нуждается в похвале и одобрении других. Развитая гордость презирает чье-либо мнение. Гордость — грех сатаны. «Гордость, — писал Н. О. Лосский, — есть себялюбие, не допускающее никакого превосходства других существ над собою, никакого подчинения чужой воле». В понятиях Святой Руси гордец воспринимался как глупый, недалекий человек, его не любили и даже презирали: «Гордым быть — глупым слыть», «Спесь не ум», «Спесь в добро не вводит», «Спесь не к добру ведет», «Во всякой гордости черту много радости», «Чванство не ум, а недоумье», «Гордый покичился да во прах скатился». Святая Русь противопоставляет гордости понятия чести (достоинства) и смирения. «Гордым Бог противится, а смиренным дает благодать», «Честь превыше всего», «Бесчестье хуже смерти»».
Гордость может иметь направленность и на внешний мир. Человек начинает гордиться не только тем, в чем он принимал активное участие, но и своей страной, любимой спортивной командой, успехами родственников. Иными словами возникает чувство гордости за высокие достижения кого-то в какой–либо деятельности. Но и здесь не должно быть переборов, как в этом случае.
Муж привел впервые свою жену на корпоратив. Жена спрашивает: — Кто та женщина в красном платье? Муж отвечает: — Любовница шефа. — А та полная брюнетка? — Любовница главного бухгалтера. — А в жёлтом платье в цветочек? — Любовница начальника отдела. — А эта, стройная блондинка? Муж забылся, вошёл в раж и говорит: — А это моя! Жена с гордостью: — Наша — лучше всех!
В заключении притча от Ольги Бугримовой «Гордость и Гордыня»:
Сошлись однажды Гордость и Гордыня…
Гордыня, осмотревшись, свысока
Сказала жестко: «Гордость! Я отныне
Хозяйка на Земле. А ты пока
Уйди с дороги. Не мешай мне лихо
Всем управлять… Я справлюсь. Будь же тихой.
Гордыня развернулась не на шутку:
Смотрела на людей поверх голов,
Не задержавшись рядом на минутку,
Не тратила на разговоры слов.
Не снизойдя до «низшего» сословья
Гордыня видела одну себя,
И, оставляя за собой злословье,
Растила свое собственное «я».
И ничего вокруг не замечала.
Куда уж ей, «великой», до забот?
Мольбы и просьбы ловко отклоняла:
Мол, и своих проблем невпроворот.
А где же Гордость? Что же с нею стало?
Куда девалась скромница сия?
Посмотрим, что к ее рукам пристало,
Иль жизнь свою она сжигает зря?
С гордынею расставшись, незаметно
Пошла туда, где нет высоких слов.
Жила как все и не гнушалась бедных,
Не попирала нравственных основ.
Трудилась с упоением, и молча
Хулу сносила, колкости, навет
И чистоту в душе людей упрочив,
Вновь возрождала Божеский Завет.
Она по крохам в души возвращала
Слова любви, терпение храня,
В себе и гнев, и ревность побеждала,
И укрощала собственное «я».
Не плакала и милость не просила,
С достоинством лишения терпя.
По совести жила и не судила,
Не вознося на пьедестал себя.
…………………………………………………
…Вот жизнь опять свела двоих на тропке…
Гордыня, подбоченясь, вновь стоит,
Но не одна – в плену мечтаний топких,
И так высокомерно говорит:
«Я вижу, Гордость, ты не преуспела!
Немного заработала ты льгот!
Вот я, ты видишь, стала, кем хотела!
Живу теперь в богатстве, без забот!
Но Гордость ей без страха отвечала:
«Да, я тружусь, и в этом мой успех.
Несу Любовь – она всему начало.
Я – честь, а ты – всего лишь смертный грех».
Гордыня… Гордость… корень в них единый.
Оттенков в поведении – не счесть…
И, если в Гордости пороки победимы,
Гордыне незнакомо слово «честь».
Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/
podskazki.info