Гуманистическая теория личности маслоу: Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности

Содержание

58.Гуманистическая теория личности а.Маслоу

Маслоу утверждал, что жизнь нельзя понять, если не принимать во внимание наивысшие стремления, такие как личностный рост, самоактуализация, творчество, стремление к здоровью, поиски идентичности и автономности, жажда прекрасного, аутентичность.

Фактически теория Маслоу изначально развивалась как протест против теорий (особенно бихевиоризма) , которые имели дело с отдельными проявлениями поведения, игнорируя индивидуальность человека. Для Маслоу человеческий организм всегда ведет себя как единое целое,а не как набор дифференцированных частей, и то, что случается в какой-то части, влияет на весь организм. В теории Маслоу мотивация влияет на человека в целом, а не только на отдельные части его организма. Для Маслоу центральной характеристикой личности является непременное единство и общность.

Те, кто придерживается гуманистических взглядов, утверждают, что природа человека, в сущности, хороша или, по крайней мере, нейтральна.

По Маслоу, разрушительные силы в людях являются результатом фрустрации, или неудовлетворенных основных потребностей, а не каких-то врожденных пороков. Он полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования.

Маслоу рассматривал творчество как черту, потенциально присутствующую во всех людях от рождения. Однако он также признавал, что большинство людей теряет это качество в результате «окультуривания» (чему во многом способствует официальное образование). По мнению Маслоу, так как способность к творчеству заложена в каждом из нас, оно не требует специальных талантов или способностей. Чтобы быть творческими, нам не нужно писать книги, сочинять музыку или создавать живописные полотна.

Творчество — универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения. Следовательно, например, могут быть творческие диск-жокеи, программисты, бизнесмены, продавцы, клерки и даже профессора колледжа!

Маслоу утверждал, что ни один из психологических подходов, применявшихся для изучения поведения, не придавал должного значения функционированию здорового человека, его образу жизни или жизненным целям. психоаналитическая теория является однобокой, так как она основана на абнормальных или «больных» аспектах природы человека (то есть ее недостатках и несовершенствах) и игнорирует силу и добродетель человечества.

Он был убежден, что мы не можем понять психическое заболевание, пока не поймем психическое здоровье. Маслоу прямо заявлял, что изучение увечных, недоразвитых и нездоровых людей может дать в результате только «увечную» психологию. Он решительно настаивал на изучении самоактуализирующихся психически здоровых людей в качестве основы для более универсальной науки психологии. Следовательно, гуманистическая психология считает, что самоусовершенствование является основной темой жизни человека — темой, которую нельзя выявить, изучая только людей с психическими нарушениями.

Главный предмет гуманистического направления в психологии – это личность и её уникальность, возможность её непрерывного развития, актуализация всех потенциальных возможностей личности.

Основные тезисы гуманистического направления:

  1. человек от природы изначально хорош и склонен к самосовершенствованию;

  2. сама сущность человека постоянно движет его в направлении личностного роста, развития, самосовершенствования, творчества.

С точки зрения гуманистической психологии личность постоянно находится в процессе становления, т.е. роста. Люди постоянно совершают выборы, в которых они свободны, и потому они ответственны за свою судьбу и за то, что они собой представляют.

Введение в психологию личности

Основное содержание: Биографический очерк А. Маслоу. Основные принципы гуманистической психологии. Мотивация: иерархия потребностей. Дефицитарная мотивация и мотивация роста.

Понимание психологической защиты личности в работах А. Маслоу. Специфика понимания роли защитных механизмов в становлении личности в теории А. Маслоу (Комплекс Ионы). Особенности самоактуализирующихся личностей. Вершинные переживания.

Термин гуманистическая психология был придуман группой персонологов, которые в начале 1980-х годов под руководством Абрахама Маслоу (1908-1970) объединились с целью создания жизнеспособной теоретической альтернативы двум наиболее важным интеллектуальным течениям в психологии – психоанализу и бихевиоризму. Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы. Гуманистическая психология глубоко уходит корнями в экзистенциальную философию, разработанную такими европейскими мыслителями и писателями, как Серен Кьеркегор, Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер и Жан-Поль Сартр. Некоторые выдающиеся психологи также оказали влияние на развитие гуманистического подхода к личности. Наиболее известными среди них являются Эрих Фромм, Гордон Олпорт, Карл Роджерс, Виктор Франкл и Ролло Мей.

Находясь под влиянием эксзистенциальной философии, гуманистическая психология в качестве своих основных принципов выдвигает трактовку личности как единого целого. Так как экзистенциальная философия полагает, что каждый человек ответствен за свои действия, она апеллирует к гума­нистической психологии; теоретики-гуманисты также подчеркивают, что каждый человек является главным архитектором своего поведения и жизненного опыта. Люди – мыслящие существа, переживающие, решающие и свободно выбирающие свои действия. Гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставленных возможностей. Как заметил Сартр – «Я есть мой выбор».

Наиболее важная концепция, которую гуманистические психологи извлекли из экзистенциализма, – это концепция становления. Человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления. Студент старших курсов колледжа решительно отличается от меняющего одежду, хихикающего подростка, каким он был четыре года назад. А еще через четыре года он может стать совершенно другим из-за того, что освоит новые пути в жизни, например, станет родителем или сделает профессиональную карьеру. Таким образом, как свободное существо человек ответствен за реализацию как можно большего числа возможностей, он живет по-настоящему подлинной жизнью, только если выполняет это условие. Следовательно, с экзистенциально-гуманистической точки зрения, поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей и сексуальных или агрессивных побуждений.

Гуманистические психологи признают, что поиск подлинной и полной смысла жизни не легок. Это особенно справедливо в век глубоких культурных перемен и конфликтов, когда традиционные убеждения и ценности больше не являются адекватными путеводными вехами для жизни или для нахождения смысла существования человека. Гуманистические психологи полагают, что люди должны принять на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы, так как хотели того или нет, но они пришли в этот мир, и они ответственны за одну человеческую жизнь – свою собственную. Избегать свободы и ответственности – значит быть не подлинным (неаутентичным), вести себя предательски и, в конце концов, жить в отчаянии, безнадежности.

Наконец, экзистенциалисты утверждают, что единственная «реальность», из­вестная кому-либо, это реальность субъективная, или личная, но не объективная. Такой взгляд можно охарактеризовать в сжатом виде как феноменологическое, или «здесь-и-сейчас» направление. И экзистенциалисты, и гуманистические психологи подчеркивают значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человечества. Теоретические построения и внешнее поведение являются вторичными по отношению к непосредственному опыту и его уникальному значению для того, кто его переживает. Так, Маслоу напоминал нам: «Ничто не заменит опыт, совершенно ничто».

Абрахам Маслоу был самым старшим из семи детей бондаря Самуила Маслова и Розы Шиловской, которые эмигрировали из Киевской губернии в США в начале 20 века. Родился он в еврейском районе Бруклина. Отец работал бочаром; родители часто ссорились. Когда ему было девять лет, семья переехала из еврейского района города в другой, нееврейский, и поскольку у Маслоу была ярко выраженная еврейская внешность, он узнал, что такое антисемитизм. Абрахам был одиноким, застенчивым и подавленным молодым человеком.

Учитывая мое детство, остаётся лишь удивляться тому, что я не болен психически. Я был маленьким еврейским мальчиком в нееврейском окружении. Что-то вроде первого негра в школе, где учатся только белые. Я был одинок и несчастен. Я вырос в библиотеках, среди книг, без друзей.

Маслоу был одним из лучших учеников в школе. После её окончания в 1926 году, по совету отца, поступил в юридический Сити-колледж в Нью-Йорке, но не закончил даже первого курса. Впервые с психологией Маслоу познакомился в Корнеллском университете, где профессором психологии был Э. Б. Титченер.

В 1928 годуМаслоу перевёлся в Висконсинский университет в Мадисоне, где его научным руководителем стал Гарри Харлоу, известный исследователь приматов. В том же году Маслоу женился на своей двоюродной сестре Берте, в которую он был влюблён с 12 лет.

В Висконсинском университете он стал бакалавром (1930), магистром (1931) и доктором наук (1934) Маслоу получил классическое бихевиористкое образование, а его первая научная работа, которая сулила ему блестящее будущее, была посвящена взаимосвязи сексуальности и социального поведения у приматов..

В 1934 году он начал работать в Колумбийском университете ассистентом-исследователем у Эдварда Торндайка, известного бихевиориста, теоретика в области научения. Поначалу и Маслоу был приверженцем бихевиористкого подхода, он был восхищён работами Джона Б. Уотсона, но постепенно увлёкся и другими идеям

Но первые попытки Маслоу заявить о своих новых идеях вызвали негативную реакцию в американском психологическом сообществе, где доминировали бихевиористы. Даже коллеги по факультету сторонились его, ведущие психологические журналы отказывались публиковать научные работы]. В 1951 году Маслоу стал первым деканом психологического факультета недавно созданного университета Брандейса. Он проработал там до 1969 года. Именно в этот период началось признание его идей, стала оформляться как отдельное направление гуманистическая психология.

В 1960-е годы Маслоу стал популярным, а в 1967 году был избран президентом Американской психологической ассоциации, что вызывало удивление его самого.

Рассмотрим ключевые элементы гуманистической психологии Маслоу.

Индивид как единое целое. Одним из наиболее фундаментальных тезисов, лежащих в основе гуманистической позиции Маслоу, является то, что каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое. Для Маслоу человеческий организм всегда ведет себя как единое целое, а не как набор дифференцированных частей, и то, что случается в какой-то части, влияет на весь организм. Эта точка зрения, сформулированная в часто цити­руемом метком выражении гештальт-психологии: «Целое – больше чем и от­лично от суммы его частей», с очевидностью проявляется во всех теоретических трудах Маслоу.

Неуместность экспериментов на животных. Сторонники гуманистической психологии признают глубокие различия между поведением человека и животных. Для них человек – нечто большее, чем просто животное; это совершенно особый вид живых существ. Такое суждение резко отличается от радикального бихевиоризма, который в большой степени полагается на исследование поведения животных (например, крыс и голубей) в разработке объяснения поведения человека.

Внутренняя природа человечества. Теория Фрейда недвусмысленно допускала, что люди находятся во власти бессознательных и иррациональных сил. Однако, по Маслоу, разрушительные силы в людях являются результатом фрустрации, или неудовлетворенных основных потребностей, а не каких-то врожденных пороков. Он полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования.

Творческий потенциал человека. Маслоу первым указал, что творчество является наиболее универсальной характеристикой людей, которых он изучал или наблюдал. Описывая ее как неотъемлемое свойство природы человека, Маслоу рассматривал творчество как черту, потенциально присутствующую во всех людях от рождения. Он также признавал, что большинство людей теряет это качество в результате «окультуривания» (чему во многом способствует официальное образование). По мнению Маслоу, так как способность к творчеству заложена в каждом из нас, оно не требует специальных талантов или способностей. Чтобы быть творческими, нам не нужно писать книги, сочинять музыку или создавать живописные полотна.

Акцент на психическом здоровье. Маслоу решительно критиковал поглощенность Фрейда изучением болезни, патологии и плохой адаптации. Он сконцентрировал внимание на психически здоровом человеке и понимании такого человека с иных позиций, чем сравнение его с психически больным. Он был убежден, что мы не можем понять психическое заболевание, пока не поймем психическое здоровье. Следовательно, гуманистическая психология считает, что самоусовершенствование является основной темой жизни человека – темой, которую нельзя выявить, изучая только людей с психическими нарушениями.

В 1930-е годы появляются интересные теории, расширившие круг человеческих потребностей, задающих и объясняющих способы поведения. Будучи основным направлением гуманистической психологии, теория Абрахама Маслоу описывает человеческую мотивацию в терминах иерархии потребностей

А. Маслоу, показал динамику появления в процессе индивидуального развития человека генетически обусловленных потребностей. Онтогенетическая череда потребностей Маслоу такова: физиологические потребности, потребность в безопасности и защите, потребность в принадлежности и любви, потребности самоуважения (значение и компетентность), потребность в самоактуализации.

В основе этой схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированными потребностями, расположенными вверху. Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая, расположенная выше, потребность проявится и станет действующей. Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. Таким образом, физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены прежде, чем возникнут потребности безопасности; физиологические потребности и потребности безопасности и защиты должны быть удовлетворены до некоторой степени прежде, чем возникнут и будут требовать удовлетворения потребности принадлежности и любви.

По Маслоу, это последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека. Он исходил из того, что иерархия потребностей распространяется на всех людей и что чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.

Маслоу допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Он признавал, что какие-то творческие люди могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы. Также есть люди, чьи ценности и идеалы настолько сильны, что они готовы скорее переносить голод и жажду или даже умереть, чем отказаться от них.

Наконец, Маслоу предполагал, что некоторые люди могут создавать собственную иерархию потребностей благодаря особенностям своей биографии. Например, люди могут отдавать больший приоритет потребностям уважения, а не потребностям любви и принадлежности. Таких людей больше интересует престиж и продвижение по службе, а не интимные отношения или семья. В целом, однако, чем ниже расположена потребность в иерархии, тем она сильнее и приоритетнее.

Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух и более уровнях потребностей. Маслоу видит следующее соотношение удовлетворения потребностей средним человеком: 85 % – физиологические, 70 % – безопасность и защита, 50 % – любовь принадлежность, 40 % – самоуважение и 10 % – самоактуализация.

К тому же потребности, появляющиеся в иерархии, возникают постепенно. Люди не просто удовлетворяют одну потребность за другой, но одновременно частично удовлетворяют и частично не удовлетворяют их. Следует также отметить, что неважно, насколько высоко продвинулся человек в иерархии потребностей: если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут достаточной мере удовлетворены.

Теперь давайте рассмотрим категории потребностей Маслоу и выясним, что включает в себя каждая из них.

Физиологические потребности. Самыми основными, сильными и неотложными из всех человеческих потребностей являются потребности, существенные для физического выживания. В эту группу включаются потребности: в пище, питье, кислороде, в физической активности, сне, защите от экстремальных температур и в сенсорной стимуляции. Эти физиологические потребности непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне прежде, чем любые потребности более высокого уровня станут актуальными. Человек, которому не удается удовлетворить эти основные потребности, достаточно долго не будет заинтересован в потребностях, занимающих высшие уровни иерархии.

Потребности безопасности и защиты. Когда физиологические потребности в достаточной мере удовлетворены, для человека приобретают значение другие потребности, часто называемые потребностями безопасности и защиты. Сюда включены потребности: в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос. Эти потребности отражают заинтересованность в долговременном выживании.

Маслоу предположил, что проявление потребностей безопасности и защиты проще всего наблюдать у младенцев и маленьких детей ввиду их относительной беспомощности и зависимости от взрослых. Младенцы, например, демонстрируют реакцию испуга, если их неожиданно уронят или испугают громким шумом или вспышкой света.

Другой показатель потребности в безопасности – предпочтение ребенком определенного рода зависимости, стабильного распорядка. По мнению Маслоу, маленькие дети наиболее эффективно функционируют в семье, где до определенной степени, установлены четкий режим и дисциплина. Так же Маслоу рассматривал родительские ссоры, случаи физического оскорбления, разлуку, развод и смерть в семье в качестве моментов, особенно вредных для благополучия ребенка. Эти факторы делают его окружение нестабильным, непредсказуемым и, следовательно, ненадежным.

  Потребности безопасности и защиты также в большой мере влияют и на поведение людей, вышедших из детского возраста. Предпочтение надежной работы со стабильным высоким заработком, создание сберегательных счетов можно рассматривать как поступки, отчасти мотивированные поисками безопасности. Другое проявление потребности в безопасности и защите можно видеть, когда люди сталкиваются с реальными чрезвычайными обстоятельствами – войны, наводнения, землетрясения, восстания, общественные беспорядки и тому подобное.

Потребности принадлежности и любви. Эти потребности, составляющие третий ряд в пирамиде Маслоу, начинают действовать, когда физиологические потребности и потребности безопасности и защиты удовлетворены. На этом уровне люди стремятся устанавливать отношения привязанности с другими, в своей семье и/или в группе. Групповая принадлежность становится доминирующей целью для человека. Следовательно, человек будет остро чувствовать муки одиночества, общественного остракизма, отсутствия дружбы и отверженности, особенно когда они вызваны отсутствием друзей и любимых.

Потребности принадлежности и любви играют значительную роль в нашей жизни. Ребенок страстно хочет жить в атмосфере любви и заботы, в которой все его потребности удовлетворяются, и он получает много ласки. Подростки, стремящиеся найти любовь в форме уважения и признания своей независимости и самостоятельности, тяготеют к участию в религиозных, музыкальных, спортивных, академических или других сплоченных группах. Молодые люди испытывают потребность в любви в форме сексуальной близости, то есть необычных переживаний с лицом противоположного пола.

Маслоу отвергал идею Фрейда о том, что любовь и привязанность являются производными от сублимированных сексуальных инстинктов; для Маслоу любовь – не синоним секса. Скорее он настаивал на том, что зрелая любовь подразумевает здоровые, нежные взаимоотношения между двумя людьми, основанные на взаимном уважении, восхищении и доверии. Быть любимым и признанным важно для здорового чувства достоинства. Когда вас не любят, появляется пустота и враждебность.

Потребности самоуважения. Когда наша потребность любить других и быть ими любимыми достаточно удовлетворена, степень ее влияния на поведение уменьшается, открывая дорогу потребностям самоуважения. Маслоу разделил их на два основных типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность, достижения, независимость и свобода. Человеку нужно знать, что он достойный человек, может справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет жизнь. Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка и приятие. В этом случае человеку нужно знать, что-то, что он делает, признается и оценивается значимыми другими.

Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство уверенности в себе, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы в мире. Напротив, фрустрация этих потребностей приводит к чувству неполноценности, бессмысленности, слабости, пассивности и зависимости.

Потребности самоактуализации. Если все вышеупомянутые потребности в достаточной мере удовлетворены, на передний план выступают потребности самоактуализации. Самоактуализироваться – значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала. Говоря словами Маслоу: «Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе».

Чтобы проиллюстрировать самоактуализацию в действии, предположим, что Надя посещает факультативный курс, входящий в долговременный план обучения по специальности «клиническая психология». Вот как некоторые теоретики могли бы объяснить это. Фрейд мог бы сказать, что это связано с глубоко подавленным в детстве любопытством к сексу. Скиннер, с другой стороны, мог бы сказать, что это результат ее истории научения. Маслоу, однако, настаивает на том, что Надя, вероятно, движется к тому, чтобы стать таким человеком, каким она действительно хочет быть – то есть ее привела к этой карьере потребность самоактуализации.

По мнению А. Маслоу, к психологическим характеристикам самоактуализирующейся личности относятся:

— активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;

— принятие себя и других людей такими, какие они есть;

— непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;

— сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, в противовес сосредоточенности сознания на собственных чувствах и переживаниях;

— обладание чувством юмора;

— развитые творческие способности;

— неприятие условностей, но без показного их игнорирования;

— озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья;

— способность к глубокому пониманию жизни;

— установление с окружающими людьми вполне доброжелательных личных взаимоотношений;

— способность смотреть на жизнь открытыми глазами, оценивать ее с объективной точки зрения;

— непосредственная включенность в жизнь с полным погружением в нее, так, как это обычно делают дети;

— предпочтение в жизни новых путей;

— умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнение других людей, традиции или условности;

— открытое и честное поведение во всех ситуациях;

— готовность стать непопулярным, подвергнуться осуждению со стороны большинства окружающих людей;

— способность брать на себя ответственность;

— приложение максимума усилий для достижения поставленных целей;

— умение замечать и преодолевать сопротивление других людей.

На вопрос о самоактуализации А. Маслоу отвечает следующим образом:

«Самоактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое-то дело… Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них – это своего рода призвание». Все люди такого типа стремятся к реализации высших ценностей. Эти ценности (среди них – добро, истина, порядочность, красота, справедливость, совершенство и др.) выступают для них как жизненно важные потребности. Существование для самоактуализирующейся личности предстает как процесс постоянного выбора, как непрестанное решение гамлетовской проблемы быть или не быть. В каждый момент жизни у личности есть выбор: продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ от борьбы и сдача позиций. Самоактуализирующаяся личность выбирает всегда движение вперед, преодоление препятствий.

Самоактуализация вместе с тем предполагает опору на собственные силы, наличие у человека самостоятельного, независимого мнения по основным жизненным вопросам. Это – процесс постоянного развития и практической реализации своих возможностей. Это «труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать». Это «отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе».

По своим позициям, особенно в плане понимания смысла жизни (стремление к высшим целям, ценностям), гуманистическая психология из всех зарубежных концепций является наиболее близкой к взглядам наших психологов.

Контрольные вопросы

1 Дайте общую характеристику  гуманистических концепций личности. Почему к их числу мы относим концепцию А. Маслоу?

2 Назовите и охарактеризуйте основных принципов гуманистической теории личности.

3 Перечислите иерархию мотивационных образований в представлении А. Маслоу.

4 В чем заключается специфика мотивов-ценностей как высшей формы мотивационных образований? Почему ценности характеризуются А. Маслоу как «ценности Бытия» или» «Б-ценности»?

5 Охарактеризуйте основные особенности самоактуализирующихся личностей.

 

Тесты для самоконтроля

1 Одним из центральных понятий концепции гуманистической психологии А. Маслоу является:

А) самоактуализация;

В) самоотречение;

С) альтруизм;

D эмпатия;

Е) самооценка.

2 Выборка людей в исследовании самоактуализации А. Маслоу состояла из:

А) здоровых людей, многого добившихся в жизни;

В) людей, больных неврозами;

С) людей, больных шизофренией;

D) неуравновешенных;

Е) конфликтных.

3 Кто разработал всемирно известную « пирамиду потребностей»?

А) Э. Берн;

В) А. Маслоу;

С) Г. Айзенк;

D) К. Хорни;

Е) К. Роджерс.

4 Расположите по порядку (от низших к высшим) потребности человека, по мнению сторонников гуманистической психологии: 

А) потребность в любви и принадлежности;

В) потребность в безопасности;

С) физиологические потребности;

D) потребность в уважении;

Е) потребность в самоактуализации.

5 Выберите термин, который, по мнению А. Маслоу, обозначает человека, принимающего себя и окружающий мир, в том числе и других людей, адекватно и эффективно воспринимающего ситуацию, центрированный на задаче, а не на себе. В то же время ему свойственно и стремление к уединению, к автономии и независимости от окружающей среды и культуры.

А) невротическая личность;

В) эгоцентрическая личность;

С) обычный человек;

D) самоактуализирующаяся личность;

Е) шизофреник.

6 В гуманистической психологии основной потребностью личности является потребность:

А) в гомеостазе;

В) в самоактуализации;

С) в идентификации;

D) самооценке;

Е) уровне притязаний.

7 Что такое дефицитная личность, по мнению А. Маслоу?

А) человек, который непрерывно чувствует неуверенность в своей безопасности;

В) человек, испытывающий потребность в любви, в уважении и признании окружающих;

С) человек, который живёт в постоянном сознании, что ему чего-то недодали в жизни;

D) все ответы верны.

8 Основой гуманистической психологии выступает…

А) немецкая классическая философия;

В) философия экзистенциализма;

С) эпигенетика;

D) дарвинизм.

9 Этот психолог считал основой мотивации человека чувство беспокойства, которое заставляет человека стремиться к безопасности, и в котором заключена потребность в самореализации.

А) А. Адлер;

В) К. Хорни;

С) А. Маслоу;

D) К. Роджерс;

Е))З. Фрейд.

10 Кто изучал феномен «пиковых переживаний»?

А) С.Л. Рубинштейн;

В) В.А. Петровский;

С) А.Маслоу;

D) З. Фрейд;

Е) М. Босс.

Практическое задание

1 Подобрать отрывки (ксерокопии) из художественных произведений, в которых отражены идеи гуманистической психологии.

2 Проанализировать, опираясь на основные положения гуманистической психологии, персонажей произведений И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».

3 Подобрать и дать психологическую интерпретацию фразеологизмов, отражающих понимание личности (человека) с позиций гуманистической психологии.

4 Протестировать себя по опроснику личностной ориентации Э. Шострома

Гуманистический взгляд на личность | Практическая психология

Что отличает нас от животных? Наши противопоставленные большие пальцы? Наш сложный язык? Тот факт, что мы сами выращиваем себе еду? В мире ранней психологии личности мало что отделяет нас от животных. Ранние психологи проводили эксперименты и применяли выводы к людям. Многие психологи сочли этот процесс унизительным и в конечном счете пессимистичным. Мы просто дрессированные обезьяны в зоопарке? Мы собаки Павлова? Имеем ли мы какой-либо контроль над нашей личностью и тем, кем мы становимся?

Входит Абрахам Маслоу, отец гуманистического взгляда на личность. Его теория отделяет людей от животных и дает надежду на то, что люди смогут контролировать черты личности и поведение, которые они хотят изменить.

Что такое гуманистическая теория личности?

Истоки гуманистического взгляда на личность

Гуманистический взгляд Абрахама Маслоу на личность

Карл Роджерс и гуманизм

Гуманистические исследования

Как гуманизм влияет на нас сегодня

Открытие вашей личности с гуманистической точки зрения

Что такое гуманистическая теория личности?

В период с 1930-х по 1950-е годы такие психологи, как Абрахам Маслоу и Карл Роджерс, разработали гуманистические теории личности. Их работа предложила новый взгляд на то, как люди видят себя, ведут себя и принимают решения. Гуманистические теории считаются более позитивной и целостной альтернативой таким идеям, как бихевиоризм и психоанализ.

Истоки гуманистического взгляда на личность

В 1920-х и 1930-х годах выдающиеся психологи подняли идеи бихевиоризма и психоанализа. Психоанализ предполагает, что на нашу личность сильно повлияли бессознательное и детские травмы. Бихевиоризм предполагает, что нашему поведению учатся, и с помощью подкрепления и наказания это поведение может измениться.

Не все психологи согласились с этими идеями. Они сочли их пессимистичными, и их трудно доказать с помощью научных исследований. Гуманистические психологи не обязательно создавали свою точку зрения полностью.0031 заменяет идеи бихевиоризма и психоанализа, но предлагает более целостный взгляд на то, как люди делают выбор и выполняют различные действия.

Гуманистический взгляд Абрахама Маслоу на личность

Согласно Абрахаму Маслоу, люди развивали свою личность, удовлетворяя каждую из своих потребностей в иерархическом порядке. Сочетая аспекты бихевиористского движения и пессимизма психоанализа, гуманистическая теория объясняет, насколько люди податливы, а их личностные черты зависят от их текущих потребностей.

Если вы слышали имя Маслоу раньше, вы на один шаг ближе к пониманию гуманистической точки зрения. Маслоу создал иерархию потребностей. Эта теория показывает эволюцию потребностей человека, от самых основных (пища, кров, вода) к более сложным (безопасность, самооценка, любовь и принадлежность). более сложные потребности на вершине пирамиды.

Об иерархии потребностей Маслоу

Физиологические: основные потребности человека, такие как пища, кров и вода. Трудно сосредоточиться на более абстрактных целях, когда вы голодны или ищете место для ночлега!

Безопасность: физическая и эмоциональная безопасность также считаются более «основными» потребностями человека. Это также может означать безопасность, позволяющую выражать себя, расти или быть тем человеком, которым они хотят быть!

Любовь и принадлежность: людям не нужно испытывать чувство любви и принадлежности, чтобы выжить, но это, безусловно, помогает! Мы удовлетворяем эту потребность, будучи частью сообщества, имея близкого партнера или создавая семью. Уважение: эта потребность включает в себя чувства самоуважения, самоуважения, достижений и уважения со стороны других. Это непростая потребность, поэтому она наверху!

Самоактуализация : Процесс, посредством которого люди реализуют свой потенциал добра и максимизируют внутренний рост.

На вершине пирамиды находится самореализация. Самоактуализация — это процесс, посредством которого люди реализуют свой потенциал внутреннего роста. Назовите это просветлением, назовите это личным развитием… но как бы вы это ни называли, это последнее, к чему мы стремимся в жизни.

Как это связано с личностью? Маслоу начал развивать эти теории в ответ на более негативные и пессимистические взгляды на личность того времени. Многие бихевиористы считали, что люди мало контролируют свою личность и могут подвергаться обусловливанию, как и любые другие виды животных на планете. Маслоу не согласился. Он считал, что люди могут взять под контроль свою личность, пытаясь достичь самореализации.

Карл Роджерс и гуманизм

Чтобы работать над самореализацией, люди должны размышлять о том, кем они являются в настоящее время и что им нужно изменить или сделать, чтобы двигаться вперед. Карл Роджерс был психологом-гуманистом, который сосредоточился на этом процессе. Он согласился с теориями Маслоу, но продолжил изучение того, как людей пытаются удовлетворить эти сложные потребности.

Когда человек думает о своей личности, он может сказать себе, что он честный, щедрый и приятный. Все эти черты субъективны и могут отличаться от того, как другие люди видят поступки или личность человека. Это отключение или несоответствие может помешать людям достичь самореализации и может вызвать беспокойство.

Как это происходит? Наш мозг может быть очень разборчив в том, что он хочет видеть, обрабатывать и запоминать. Человек, который только считает, что они приятны, может бессознательно предпочитать вспоминать положительные, приятные взаимодействия или неверно истолковывать ситуации, в которых он на самом деле не проявлял приятного поведения.

Откуда берется несоответствие? Как мы можем развить более объективное ощущение себя в мире и достичь самореализации?

Клиент-центрированная терапия

Одной из самых заметных работ Карла Роджерса является разработка клиент-центрированной терапии, также известной как личностно-центрированная терапия. Терапия, ориентированная на клиента, добавила новый взгляд на то, как проводить терапию, во многом подобно тому, как гуманизм добавил новый взгляд на современные школы мысли того времени.

Разговорная терапия в 1930-х годах звучала как сеансы терапии, которые вы могли видеть в фильмах или телешоу. Терапевт всегда вел беседу. Клиентов просили ответить на вопросы об их детстве, их матери, травмирующих событиях и т. д. Хотя эта терапия имеет преимущества, она может не затрагивать суть того, что клиент хочет решить.

Терапия, ориентированная на клиента, действует иначе. Терапевт просит клиента вести беседу. Терапевты предлагают поддержку и руководство на протяжении всего разговора, но не раскрывают ситуацию с повесткой дня или списком вопросов. Более того, терапевт никоим образом не выносит суждений и не ругает клиента. Кабинет терапевта должен быть средой безусловного позитивного отношения. (Это еще одна концепция, созданная Карлом Роджерсом.) 

Гуманистические исследования

Чтобы найти ответы на эти вопросы, Маслоу и Роджерс изучали людей, которые, по их мнению, достигли той или иной формы самореализации. Эти люди добились успеха и посвятили свою жизнь работе над возвышением человечества.

Этот подход к изучению здоровых, успешных людей был большим изменением в мире психологии личности. Бихевиористы и другие психологи личности в то время обратились к изучению людей, которые принимали неверные решения в своей жизни или имели слабое психическое здоровье. Гуманисты более оптимистично подходили к своим предметам.

Так что же нужно людям, чтобы стать самореализованными и позитивными членами общества? Роджерс пришел к выводу, что людям необходимо жить в среде со следующими качествами:

  • Открытость
  • Возможности для самораскрытия
  • Приемка
  • Эмпатия

Если кто-то вырос в такой среде, он с большей вероятностью будет иметь конгруэнтных представлений о себе, которые соответствуют тому, как их видит остальной мир. И наоборот, если кто-то вырос в более враждебной или негативной среде, он, скорее всего, увидит только то, что ему не нравится.

0069 хочет, чтобы увидел.

Роджерс использует пример родителей, демонстрирующих условную и безусловную любовь. Когда дети росли в семье с безусловной любовью, они с большей вероятностью придерживались конгруэнтных представлений о себе и шли по пути самореализации. Дети, получившие условную любовь, с большей вероятностью блокировали моменты, когда их не любили. Эта модель, вероятно, сохранится и во взрослом возрасте; процесс видения только частей ситуации или неправильного истолкования ситуации, вероятно, продолжится, если они не будут помещены в более позитивную среду.

Как гуманизм влияет на нас сегодня

Помните, что гуманистический подход к личности очень позитивен. Гуманисты считают, что с открытостью, сочувствием и действительно позитивной средой каждый может начать развивать конгруэнтное представление о себе и двигаться вперед к самореализации.

Гуманистическая психология оказала очень положительное влияние на мир психологии. Люди могут посещать терапевта, который использует гуманистический подход к своей практике. Его еще называют Гештальт-терапия . Гештальт-терапевты используют подход, который рассматривает пациентов и терапевтов как равных. Терапевт, вместо того чтобы быть авторитетной фигурой, которая смотрит на своего пациента свысока, делает акцент. Они используют гуманистические идеи для создания позитивной среды, которая фокусируется на настоящем, а не на инцидентах из прошлого.

Открытие своей личности с гуманистической точки зрения 

Как вы можете использовать эти теории, чтобы раскрыть свою личность? Прежде всего, признайте, что у вас есть возможность сделать эти открытия и взять на себя ответственность за свою судьбу! Затем попробуйте выполнить следующие упражнения и поразмышляйте над тем, как вы лично перемещаетесь по миру.

Напишите, что вам нравится в себе

Гуманистические теории были созданы с верой в то, что люди по своей природе хороши. Вы видите себя таким же? Если вы не уверены, найдите время, чтобы выполнить это упражнение. Просто запишите пять вещей, которые вы считаете хорошими в себе. Возможно, дело в вашем терпении, преданности волонтерству или сочувствии, которое вы проявляете, когда выслушиваете чужие точки зрения. Записывая эти вещи, вы можете обнаружить, что они раскрывают элементы вашей личности и черты, которые определяют, кто вы есть и стремитесь быть!

Подумайте о своих целях

С гуманистической точки зрения, люди не просто хороши по своей природе — они по своей природе растут . У людей есть способность принять мышление роста и улучшить себя и свое место в жизни. По мере продвижения в этом путешествии они могут достичь самореализации.

Как выглядит ваше путешествие? Как это связано с иерархией потребностей Маслоу? Отвечая на эти вопросы, говорите с собой с точки зрения безусловного позитивного отношения. У вас есть возможность удовлетворить свои потребности. тебе достойный любви и принадлежности, высокого уважения и самореализации. Скорее всего, вы уже много делаете для достижения своих целей! Если нет, запишите их и посмотрите на поведение, которое мешает вам достичь цели, и это поможет вам расти.

Обратитесь к клиентоориентированному терапевту

Вы можете задавать себе вопросы о своей личности и целях, но вам нужна помощь в поиске ответов. Вот где приходят группы поддержки, сообщество и профессиональная помощь! Найдите терапевта в вашем районе, который специализируется на клиент-центрированной, гештальт- или личностно-центрированной терапии. Не знаете, на чем специализируется ваш терапевт? Запишитесь на бесплатную консультацию, чтобы задать вопрос!

Процесс обнаружения того, что ваше представление о себе может быть несовместимым с миром, не всегда прост. Поддерживающие друзья, группы или терапевты могут помочь вам понять, какое место вы занимаете в этом мире. Подумайте о том, как вы видите себя и как вы ведете себя, когда друзья или семья пытаются предложить противоположную точку зрения. Как это поведение влияет на вашу личность в целом? Как вы можете создать и поместить себя в среду, которая поощряет открытый, искренний взгляд на себя глазами мира?

Гуманистическая теория личности: определение

Верите ли вы, что люди в основе своей хорошие? Вы верите, что каждый человек хочет стать лучше? Может быть, вы верите, что при правильном окружении и поддержке каждый человек может стать лучшим и хорошим человеком. Если да, то вам могут понравиться гуманистические теории личности.

  • Что такое гуманистическая теория в психологии?
  • Каково гуманистическое определение личности?
  • Каков гуманистический подход Маслоу к личности?
  • Что такое гуманистическая теория личности Карла Роджерса?
  • Каковы некоторые примеры гуманистических теорий личности?

Гуманистическая теория в психологии

Альфред Адлер считается отцом-основателем индивидуальной психологии. Он также был одним из первых психологов-теоретиков, заявивших, что порядок рождения в вашей семье напрямую влияет на вашу личность. Адлер считал, что у большинства людей есть только одна главная цель: чувствовать себя важными и принадлежащими.

Психологи-гуманисты считают, что то, как человек выбирает вести себя, напрямую зависит от его самооценки и окружающей среды.

Психологи-гуманисты рассматривают то, как окружающая среда человека, включая прошлый опыт, сформировала человека таким, какой он есть сейчас, и направила его на определенный выбор.

Гуманистическая психология состоит из пяти основных принципов:

  1. Человек превосходит сумму своих частей.

  2. Каждый человек уникален.

  3. Люди — это осознанные и сознательные существа, обладающие способностью к самосознанию.

  4. Люди обладают свободой воли, могут делать свой собственный выбор и несут ответственность за свой выбор.

  5. Люди намеренно работают для достижения будущих целей. Они также ищут смысл, творчество и ценность в жизни.

Гуманистическая теория фокусируется на мотивации и желании человека быть хорошим и творить добро. Гуманистическая теория личности также фокусируется на свободе воли или способности выбирать личные результаты.

Гуманистическое определение личности

h гуманистическая теория личности предполагает, что люди в своей основе хороши и хотят стать лучше. Эта доброта и мотивация к самосовершенствованию являются врожденными и подталкивают каждого человека к раскрытию своего потенциала. Если человека удерживают от этой цели, то это происходит из-за его окружения, а не из-за внутренних причин.

Гуманистическая теория фокусируется на склонности человека выбирать хорошее поведение. Теория основана на вере в то, что люди хотят достичь самореализации и могут сделать это в правильной среде и с помощью окружающих. Гуманистическая теория личности делает акцент на уникальности каждого человека и его стремлении быть хорошим и достигать самореализации.

Гуманистический подход Маслоу к личности

Абрахам Маслоу — американский психолог, который считал, что люди обладают свободой воли и самоопределением: способностью принимать решения и формировать собственную жизнь. Маслоу считал, что вы можете стать тем, кем хотите, и можете достичь самореализации.

Самореализация — это способность полностью раскрыть свой потенциал и стать лучшей версией себя. Самореализация находится на вершине пирамиды и является конечной целью в иерархии потребностей Маслоу.

Фг. 1 Самореализация! pixabay.com.

Отличительным аспектом теории Маслоу, который отличает его от других, являются те, кого он выбрал для изучения и создания своих теорий. В то время как многие теоретики и психологи предпочитают формулировать свои идеи, исследуя уникальных людей с клиническими диагнозами, Маслоу предпочитал исследовать успешных, а иногда даже известных людей, которые, как он утверждал, имели схожие черты. Он считал, что эти люди достигли самореализации.

Одним из таких известных людей, которого он изучал, был не кто иной, как 16-й президент Соединенных Штатов Авраам Линкольн. Основываясь на исследовании, проведенном Маслоу в отношении Линкольна и других личностей, он сделал свое утверждение, что все эти люди были сосредоточены на самосознании и сочувствии, а не на суждениях о них других людей. Он сказал, что они больше концентрировались на текущей проблеме, чем на себе, и часто занимались одной главной задачей на протяжении всей своей жизни.

Гуманистическая теория личности Карла Роджерса

Карл Роджерс — американский психолог, который считал, что люди способны меняться и становиться лучше. Роджерс считал, что человеку нужна среда, в которой есть сочувствие и искренность, чтобы он мог стать хорошим человеком. Роджерс считал, что человек не может научиться иметь здоровые отношения и быть здоровым без этой среды.

Карл Роджерс считал, что ваши убеждения о себе состоят из трех частей (ваши Я-концепция ):

  1. Самоценность

  2. Образ Я

  3. Идеальное Я

Карл Роджерс считал, что эти три компонента должны совпадать друг с другом и должны перекрываться друг с другом. приказать добиться самореализации.

Фг. 2 Все три компонента влияют на самооценку. Изучите умный оригинал.

Роджерс считал, что для достижения целей и хорошей жизни необходимо придерживаться определенных жизненных принципов. Он обнаружил, что люди, которые функционировали в полной мере, имели эти общие принципы. Роджерс также сказал, что процесс хорошей жизни постоянно меняется, а это значит, что каждый человек может начать сейчас менять будущее.

Принципы хорошей жизни:

  1. Быть открытым новому.

  2. Экзистенциальный образ жизни.

  3. Доверие к себе.

  4. Свобода выбора.

  5. Быть креативным и легко адаптироваться.

  6. Надежность и конструктив.

  7. Живите богатой, полной жизнью.

Добиться этого непросто. Роджерс лучше всего объяснил это в своей книге 9.0069 О становлении личностью:

Этот процесс хорошей жизни, я убежден, не жизнь для слабонервных. Это включает в себя растяжение и рост, чтобы все больше и больше раскрывать свои возможности. Это включает в себя смелость быть. Это значит полностью погрузиться в поток жизни». (Rogers, 1995)

Примеры гуманистических теорий личности

Как, по вашему мнению, гуманистическая теория личности рассматривает ограбление банка? В нем говорится, что люди по своей природе хороши и делают правильный выбор, но их потенциал может быть ограничен из-за окружающей среды.

Следуя этой логике, гуманистическая теория личности сказала бы, что грабитель по-прежнему хороший человек, но среда заставила его действовать таким образом. В этом случае окружающей средой были бы денежные проблемы, которые вынудили грабителя пойти на все это.

С другой стороны, гуманистическая теория личности утверждает, что вы контролируете свои действия и способны полностью раскрыть свой потенциал. Примером этого может быть продвижение по службе на работе. Благодаря своему упорному труду вы получаете профессиональное продвижение. С каждым повышением, которое вы получаете, вы реализуете свой потенциал и усердно работаете над его достижением.

Гуманистические теории личности. Ключевые выводы

  • Карл Роджерс — американский психолог, который считал, что люди способны меняться и становиться лучше.

  • Абрахам Маслоу — американский психолог, который считал, что люди обладают свободой воли и способностью к самоопределению.

  • Альфред Адлер считается отцом-основателем индивидуальной психологии.

Добавить комментарий