Гуманистическое направление психологии личности
Особенности гуманистического подхода к пониманию личности
Определение 1
Гуманистический подход – это система мировоззрения, основанная на утверждении о том, что человеческая личность является высшей ценностью социума и этим обуславливается необходимость выбора пути построения системы образования и воспитания.
Гуманистические направления учения основываются на приоритетном положении личности и признании ее главной ценностью, наделенной правами на свободное и полноценное развитие и раскрытие своих природных задатков. При этом человек рассматривается, как целостная личность, его интеллектуальные знания, рефлексы, способности, потребности и стремления представляют собой единую систему, элементы которой взаимодействуют друг с другом и могут эффективно развиваться только в единстве.
Гуманистический подход к пониманию личности получил развитие в результате выявления недостатков и непродуктивности иных направлений. Фундаментальную основу подхода составляет единство гуманитарных и естественных направлений научного знания, а также опора на философские учения. Гуманистический подход предполагает обращение приоритетного внимания на проблемы человеческого бытия, поиск смысла жизни, определение ценностных ориентаций, развитие творческих направлений деятельности, ответственности, развитие новых подходов к пониманию и развитию человеческой личности, развитие новых научных направлений о человеке. Приоритетное место занимает рассмотрение способностей и возможностей человека выбирать и направлять собственное развитие, управлять им и контролировать этот процесс.
Замечание 1
Гуманистическое направление исследования личности пришло на смену психоанализу и было нацелено на разработку инновационной концепции личности, ориентированной на построение более эффективной жизненной теории, полезной и продуктивной.
Приоритетным направлением исследования гуманистической теории стала творческая личность, необходимость ее становления, совершенствования и развития. Такая личность должна обладать навыками саморазвития, самоактуализации, самоанализа, самосовершенствования.
Гуманистические теории понимания личности базируются на следующих принципах:
- Принцип приоритетности значения сознательного опыта деятельности.
- Принцип целостного характера человеческой природы.
- Принцип упора на развитие свободной воли, инстинктивности и творческой силы личности.
- Принцип исследования разнообразных направлений, факторов и условий жизнедеятельности человека.
Гуманистическое направление исследования определяет ценности и философские предпосылки, которые лежат в основе его подхода к человеческой личности.
Личность и ее переживания находятся во главе исследования и объясняются, исходя из собственного осознания каждой личностью своего «Я» и местоположения в обществе. Особое внимание уделяется изучению самоактуализации личности, ее творческих направлений развития и выбору собственного пути развития. Достоинство личности представляет собой высшую фундаментальную ценность.
Гуманистический подход ориентируется на исследование смыслового строения человеческой личности, ее высших ценностей, свободы, любви к прекрасному, нравственных свойств развития, межличностного общения.
Гуманистический подход к пониманию личности базируется на трех основных теориях:
- Теория самоактуализации А. Маслоу.
- Теория личностных черт Олпорта.
- Теория личности Роджерса.
Теория самоактуализации А. Маслоу
Данная теория основывается на постановке проблемы мотивации личности. А. Маслоу утверждал, что основным свойством развития личности, ее природы является социальность, которая лежит в основе всех процессов и направлений развития.
Замечание 2
Согласно теоретической концепции Маслоу, общественный уклад, его негативные факторы, традиции и обычаи, условия воспитания и образования определяют поведение личности и ее развитие. Асоциальное поведение является не результатом природного развития, а обуславливается именно социальными свойствами.
Процесс мотивации личности является движущей силой прогресса ее развития. Она осуществляет преобразовательные мероприятия в личностном балансе, что в итоге приводит к ее росту, совершенствованию процессов развития, самоактуализации личности т.е. желания и стремления стать тем, кем он может стать. Именно самоактуализация личности и процессы, связанные с ней занимают центральное место в его теории. При этом, развитие этого процесса может происходить только при особых условиях, к которым относится удовлетворение основных потребностей физиологического характера, в любви, уважении, безопасности. Маслоу была составлена пирамида человеческих потребностей, определяющих самоактуализацию личности, которая представляет собой врожденную потребность личности.
Рисунок 1. Пирамида А. Маслоу. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Теория личностных черт Олпорта
Данная теория базируется на утверждении о том, что личность человека обладает разнообразными предрасположенностями, определяющими его реакции на те или иные процессы и жизненные ситуации и, при этом, каждая личность наделена исключительными свойствами, которые отличают ее от других людей.
Человеческая личность рассматривается в качестве сложной, но при этом открытой системы, подверженной воздействию сторонних факторов, которые обуславливают формирование множественных Я-личности.
Потребностно-мотивационная область личности занимает важное значение в ее развитии. Она состоит из двух уровней:
- Уровень мотивов нужды.
- Уровень мотивов развития.
Мотивы развития составляют приоритетное положение, составляя ядро личности –Я, путем их преобразования в человеческие ценности. Именно мотивы составляют фундамент для последующего формирования целей своей жизнедеятельности и развития новых возможностей.
Рисунок 2. Теория личностных черт Олпорта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Теория личности Роджерса
Данная теория основывается на том, что индивид существует в мире, который постоянно преобразуется, занимая в нем центральное место. Его индивидуальное пространство называется феноменальным миром. Он состоит из чувств, осознание которых получило название символизации объекта. Как правило, все образы личностного мира не осознаются человеком, оставаясь невнятными и составляя базу формирования нового опыта, смысловое назначение которого понятно только самой личности.
Поведение и поступки человека в обществе понимаются с позиции субъективного личностного восприятия и познания окружающего мира. Человек обладает свободой выбора пути своего развития и своей судьбы. При этом, природными качествами личности является добродушие и стремление к непрерывному развитию и совершенствованию.
Рисунок 3. Теория личности Роджерса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Российское гуманистическое общество
Обсуждение концепции гуманизма в книге Стивена Пинкера «Просвещение продолжается». Насколько актуальны в современной России религиозные, романтические, героические, трайбалистские и авторитарные доводы против гуманизма, о которых пишет Стивен Пинкер?
В обсуждениии участвуют: Ярослав Головин, Владимир Кржевов, Дмитрий Бродский, Николай Розов.
Так же можно ознакомиться с другими видео, записанными 30 декабря 2021 года.
6 января 2022 года
Заявление Российского гуманистического общества о событиях в Казахстане.
Протесты, вспыхнувшие в Казахстане в начале января 2022 года, независимо от их исхода, показывают — развитие современного цивилизованного государства невозможно без опоры на сильное гражданское общество, свободу слова, конкурентную политику и сменяемость власти. Попытка построить авторитаризм, пусть даже и с «человеческим лицом», рано или поздно приводит к массовым протестам, социально-политическим кризисам с рисками эскалации насилия, гражданской войны, внешней агрессии.
Мы желаем казахскому народу избавления от коррумпированного авторитарного режима и успеха в строительстве свободного демократического Казахстана.
Мы решительно против участия силовых структур России и других стран ОДКБ в подавлении протестов в Казахстане.
22 ноября 2021 года
В течение нескольких недель до середины ноября мы наблюдали кризис на польско-белорусской границе. Тысячи людей, желающих попасть из разрушенного войной Ирака в благополучную Германию, скопились у польских пограничных заграждений, надеясь на предоставление им коридора. Они были вынуждены многие дни и даже недели жить в палатках и шалашах, в условиях непривычных для них осенних заморозков и дождей, без нормального питания и медицинской помощи. На этом фоне российские пропагандисты, белорусские чиновники и некоторые российские либералы обвиняли правительства западных стран в отсутствии гуманизма. Имея в виду, что польские власти должны открыть границу, а германские власти предоставить этим людям убежище.
Российское гуманистическое общество несогласно с таким манипулятивным употреблением термина «гуманизм». Гуманность требует накормить голодного и помочь попавшему в беду, и западные страны были готовы предоставить мигрантам гуманитарную помощь. Но гуманизм в политике означает заботу не только о сиюминутной помощи страдающим людям, но и о благополучии всего общества в более широкой перспективе. Поэтому ответственное правительство не обязано подчиняться требованиям террористов, взявших заложников. Переговоры вести может, но именно как с террористами. А в данном случае мы имели подобную ситуацию: диктаторский режим Лукашенко заманил, захватил и удерживал заложников, подстрекая их штурмовать границу соседнего государства. Цели Лукашенко не имеют ничего общего ни с благом мигрантов, ни с благом белорусского народа. Зло в данной ситуации исходит не от европейцев, думающих о последствиях, и не от обманутых мигрантов, желающих лучшей жизни, а от диктатуры Лукашенко. Нет ничего негуманного в охране государством своих границ.
21 июня 2020 года
Мы, участники Конференции Российского гуманистического общества, посвященной Международному дню гуманизма, от имени этого Общества:
1. Осуждаем посягательства на конституционные основы Российской Федерации (далее – РФ). Отвергаем как сами предлагаемые поправки к Конституции, так и совершенно неконституционную процедуру их принятия. По нашему мнению, главная цель предлагаемых изменений Конституции РФ – это создание возможности для действующего президента В.В. Путина «обнулить» его президентские сроки и продлить его нахождение на посту президента РФ. Мы убеждены, что установленная законодательством РФ регулярная смена власти путем всеобщих выборов – это важнейший институт демократического государства, обеспечивающий учет интересов и предпочтений граждан, позволяющий входить во власть новым силам, гибко менять политические стратегии, препятствовать застою и стагнации.
Подробнее: Заявление Российского гуманистического общества, июнь 2020.
РЕЙКЬЯВИКСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ О правах семьи и человека. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В июне 2019 г. Генеральная ассамблея Европейской гуманистической федерации выступила с заявлением, осуждающим растущую оппозицию со стороны крайне правых популистов, консервативных христианских и других религиозных активистов по отношению к ключевым правам, связанных с семьей и семейными отношениями.
РГО публикует русский перевод этого заявления
***
Как гуманисты, мы обеспокоены ростом оппозиции основным фундаментальным правам, особенно в сфере семейного права и семейной политики, и растущими попытками навязать реакционный проект общества в различных европейских странах. Мы видим всплеск ненависти, ксенофобии, гомофобии и женоненавистничества. В противоположность этому мы выступаем за построение общества равных возможностей и призываем всех гуманистов противостоять попранию фундаментальных прав.
Подробнее: Рейкьявикская декларация
Мы, собравшиеся 21 июня 2019 года на празднование Международного дня гуманизма,
отмечаем нарастающие тенденции авторитаризма, а именно преследование лидеров оппозиции, давление на независимых журналистов, верных своему профессиональному и гражданскому долгу, непрекращающийся поток антиукраинской и антизападной истерии российских государственных и подконтрольных государству СМИ.
За прошедший год в России появилось много новых политзаключенных, которым мы выражаем поддержку и надеемся на их скорое освобождение. Это участники «Нового величия», «Артподготовки», украинские военные моряки, участники исламских религиозных групп в Крыму и Башкортостане. Особо отмечаем массовое преследование «Свидетелей Иеговы». В списках преследуемых «Свидетелей Иеговы» на данный момент уже 154 человека, причем многие получили реальные тюремные сроки. Каждую неделю мы слышим о новых помещаемых в СИЗО «Свидетелях Иеговы», арест которых нередко производится ОМОНом или центром «Э» с применением насилия и унижением человеческого достоинства. Преследование «Свидетелей Иеговы» должно быть немедленно прекращено, запрещение деятельности их организации отменено, лишенные свободы должны быть немедленно освобождены и реабилитированы.
Подробнее: Заявление Российского гуманистического общества
Кувакин В.А. Гуманизм как мировоззрение и как культурно-историческая традиция.
Подробнее: Новые видео от Российского гуманистического общества:
Приглашаем вас на канал Российского гуманистического общества на Youtube.
Обращение Почетного президента РГО Валерия Александровича Кувакина
Приложение к книге «Тотальная защита»
ВАЛЕРИЙ КУВАКИН
Все, что обсуждалось в этой работе: сознание и самосознание, структура и содержание внутреннего мира, его динамика, экзистенциальная безопасность человека, его внутренняя свобода и др., – относится к вопросам философской антропологии и психологии личности и кажется далеким от повседневности, от практических вопросов жизни. Я и сам так думал долгое время, пока чувство досады, что все это остается в эмпиреях чисто интеллектуальных упражнений разума и что кроме любителей пофилософствовать никому не нужно и не интересно, не переросло в потребность посмотреть на эти вопросы с прагматической точки зрения. В самом деле, так ли уж далека философия от повседневной жизни человека? Есть ли в философии что-то, что пригодится любому и каждому в его жизни? Я думаю, что ответы могут быть утвердительными. Во-первых, среди людей, развивавших философию как область знания, было немало по-настоящему мудрых и заботливых людей. Многие их высказывания, даже вырванные из контекста, вполне способны помочь человеку в его житейских трудностях, помочь ему улучшить условия его существования, открыть пути решения важных для него задач и укрепить его.
Подробнее: Как создается служба собственной личной безопасности
Валерий Кувакин
Методология противодействия лженауке и паранормальным верованиям заключает в себе общие положения, которые легко приложимы к более глубоким областям человеческих поисков истины и подлинности. Одной из таких экстраполяций является распространение методов распознавания ошибок, заблуждений и мошенничества на отношения между человеком и тем, что составляет содержание его убеждений и знаний. Когда мы имеем дело с тем или иным мошенничеством, то целью является не просто распознавание утверждений, претендующих на истинность, как ложных и вводящих в заблуждение, но и установление «дистанции безопасности» между мошеннической, ложной идеей или ее воплощением в форме прибора или технологии и между нами, людьми. Противодействие лженауке и другим формам воплощения ложных идей имеет конечной целью предупреждение людей об опасности финансового, морального, психологического или экзистенциального (вопрос жизни или смерти) ущерба, т.е. о сохранении их материального и жизненного благополучия.
Подробнее: Проблемы психологии безопасности: лженаука как внутренний враг
Ярослав Головин
В этом году традиционная ежегодная встреча представителей организаций, входящих в МГЭС, прошла в Новой Зеландии. Я принимал участие во всех мероприятиях. Более того, в отличие от всех предыдущих посещений международных встреч, я проживал не в отеле, а в семьях новозеландских гуманистов. От этой поездки я получил больше впечатлений, чем от всех предыдущих.
Новая Зеландия редко попадает в заголовки новостей. Эта четырёхмиллионная процветающая страна известна тем, что первой в мире, ещё в 1893 году, ввела избирательное право для женщин и с тех пор поддерживает высокие демократические стандарты. Новая Зеландия – одна из немногих стран, созданных в колониальные период, где коренное население, маори, никогда не подвергалось планомерному истреблению, никогда не попадало в рабскую зависимость от колонизаторов и поэтому, сегодня, развитие страны не омрачается историческими обидами.
Подробнее: Встреча гуманистов в Новой Зеландии
Почему гуманизм, высоко ценящий людей, пока не победил христианство с его проповедью смирения? Об этом в программе «С христианской точки зрения» говорят Геннадий Бурбулис, создатель школы политософии «Достоинство», и христианский философ Олег Чуб.
Я.Б. Головин. Какие этические проблемы стоят перед светскими гуманистами?
youtube.com/embed/NgNhhKbsyn4″>
Подробнее: Этические проблемы
Андрей Кисельников
21 июня каждого года во всем мире отмечается Международный день гуманизма, призванный привлечь внимание людей к проблемам развития глобальной общечеловеческой идеологии гуманизма. Интересно рассмотреть этот вопрос в контексте научного подхода, и, в том числе, в контексте психологии и психофизиологии, особенно в перспективно-футурологическом ракурсе.
Общепринято, что гуманистическая идеология является духовно-мотивационным ядром современной науки, задающим высшие, предельные, смыслы научно-технического прогресса, тем фоном, который в большей или меньшей степени, более или менее эксплицитно «подсвечивает» характерным светом все конкретные познавательные действия субъектов научного сообщества (в авторефератах диссертаций это сухо обозначается как «практическая значимость»). Конечно, наука сама по себе является крайне полимотивированной формой человеческой деятельности (см. , например, Юревич, 2012), тем не менее, вся история науки однозначно указывает на неуклонное развертывание именно этого магистрально-гуманистического ядра, фактически приведшего к невероятному уменьшению страданий людей и фантастическому раскрытию творческо-созидающего потенциала нашей человеческой природы (несмотря на все издержки типа войн с помощью нового оружия и т.п., которые, однако, ничуть не изменили стратегической линии неуклонной гуманизации жизни людей – см. исследование Стивена Пинкера «The surprising decline in violence», https://www.ted.com/talks/steven_pinker_on_the_myth_o..).
Подробнее: Гуманистическая идеология и эволюционная нейроэтика
Николай Розов
Дорогие коллеги-гуманисты, отчитываюсь о поездке в Нюрнберг (Германия), где 22 – 24 июня 2018 г. состоялась Генеральная Ассамблея Европейской Гуманистической Федерации. Собрание было весьма представительным: присутствовали делегаты из Баварии и других германских гуманистических организаций (самая сильная среди них в Баварии), из Италии, Испании, Великобритании, Бельгии, Голландии, Швеции, Норвегии, Исландии, Румынии, Польши. Вообще гуманистические организации есть более, чем в 20 странах Европы. В Нюрнберг приехал важный чиновник от Евросоюза. Мы с ним пообщались вечером относительно проекта студенческих стажировок.
В первый день заседания проходили в местном доме профсоюзов (солидный зал на 7 м этаже с прозрачными стенами и видом на весь Нюрнберг). Все заседание – на английском. С кратким докладом выступил глава Европейской гуманистической федерации Джулио Эрколесси (Италия). Сказал, что гуманизм переживает тяжелые времена. К власти пришли правые в Италии и Австрии. В Венгрии, Польше, Румынии, Болгарии, даже в Бельгии идут открытые правительственные кампании против приема эмигрантов. «Но время не остановить», — докладчик сослался на успех голосования в Ирландии в референдуме о праве женщин на аборт, на то, что Европейский суд утвердил право движения пропагандировать однополые браки во всем Европейском Союзе.
Подробнее: Встреча европейских гуманистов в Германии
«Я» — одно из самых употребляемых слов языка, но что же все-таки произносится с его помощью?
Существует ли «я» у животных и растений, придумали ли его люди? Как будет выглядеть понятие о «я» в далеком будущем? Что такое «не-я»? Как определить границу между «я» и «не-я» и что она означает?
Дискуссия, организованная РГО, прошла 14 апреля 2018 года в Малом Зале Сахаровского Центра.
- О ноосфере и ноосферном гуманизме
- Заявление 5 мая 2018 г.
- Диалектика Николая Бердяева
- «Кощеево яйцо» российских политиков и российской политики
гуманистическая психология | Определение, характеристики, примеры и факты
Carl Rogers
Все СМИ
- Похожие темы:
- психология
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
гуманистическая психология , движение в психологии, поддерживающее веру в то, что люди как личности являются уникальными существами, и психологи и психиатры должны их признавать и рассматривать как таковых. Движение выросло в противовес двум основным тенденциям 20-го века в психологии, бихевиоризму и психоанализу. Гуманистические принципы получили применение во время движения за «человеческий потенциал», ставшего популярным в США в XIX в.60-е годы.
Психологи-гуманисты считают, что бихевиористы чрезмерно озабочены научным изучением и анализом действий людей как организмов (пренебрегая основными аспектами людей как чувствующих, мыслящих личностей) и что слишком много усилий тратится на лабораторные исследования — практика который количественно определяет и сводит человеческое поведение к его элементам. Гуманисты также не согласны с детерминистской ориентацией психоанализа, который постулирует, что ранний опыт и побуждения человека определяют его поведение. Гуманист озабочен наиболее полным ростом личности в сферах любви, самореализации, самоуважения и автономии.
Американский психолог Абрахам Маслоу, считающийся одним из ведущих архитекторов гуманистической психологии, предложил иерархию потребностей или влечений в порядке убывания приоритета или силы, но возрастающей сложности: физиологические потребности, безопасность, принадлежность и любовь, уважение и самоуважение. актуализация. Только когда более примитивные потребности удовлетворены, человек может перейти на более высокие уровни в иерархии. Люди, достигшие самореализации, полностью реализуют свой потенциал.
Концепция личности является центральным фокусом для большинства психологов-гуманистов. В теории «личностного конструкта» американского психолога Джорджа Келли и теории «эгоцентризма» американского психотерапевта Карла Роджерса говорится, что люди воспринимают мир в соответствии со своим собственным опытом. Это восприятие влияет на их личность и заставляет их направлять свое поведение на удовлетворение потребностей всего «я». Роджерс подчеркивал, что в развитии личности человека человек стремится к «самоактуализации (стать собой), самоподдержанию (продолжать быть собой) и самоутверждению (превзойти статус-кво)».
Следуя трудам Жана-Поля Сартра и других экзистенциальных философов, многие психологи-гуманисты приняли экзистенциальный взгляд на важность бытия и смысл жизни. Различные «способы» бытия-в-мире были описаны швейцарским психиатром и одним из первых лидеров экзистенциальной психологии Людвигом Бинсвангером. Согласно Бинсвангеру, одиночный модус — это индивидуум, который предпочитает жить внутри себя, одиночка. Двойной режим возникает, когда два человека объединяются в чувствах друг к другу. Таким образом, «Ты» и «Я» становятся «Мы». Режим множественного числа возникает, когда человек взаимодействует с другими. Наконец, модус анонимности возникает, когда человек теряется в толпе или отделяет свои чувства от других. Американский экзистенциальный психолог Ролло Мэй подчеркивал, что люди являются существами, которые испытывают и с которыми случаются переживания. Мэй осознание собственной смертности делает возможными жизненную силу и страсть.
Гештальт-терапия, мало похожая на экспериментальную школу гештальт-психологии начала 20 века, представляет собой еще один гуманистический подход. Он подчеркивал позитивный взгляд на людей и их потенциал для достижения настоящей радости. Другой влиятельной терапией движения человеческого потенциала является метод, известный как транзакционный анализ, разработанный Эриком Берном. Его цель — создать сильное состояние зрелости, научившись распознавать «детские» и «родительские» аспекты личности в себе и других.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Ассоциация гуманистической психологии была основана в 1962 году.
Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена Патрисией Бауэр.
Гуманистическая терапия | Психология сегодня
Отзыв от Psychology Today Staff
Гуманистическая терапия, также известная как гуманизм, представляет собой форму разговорной терапии, которая фокусируется на индивидуальной природе человека, а не на предположении, что группы людей со схожими характеристиками имеют одинаковые проблемы. Гуманистические терапевты стремятся рассматривать человека в целом, особенно его положительные характеристики и потенциал для роста, не только со своей профессиональной точки зрения, но и с точки зрения собственного личного восприятия клиентом своего поведения. Акцент на сеансах делается на положительных чертах и поведении человека, а также на развитии его способности использовать свои инстинкты для обретения мудрости, роста, исцеления и удовлетворения.
Содержимое
- Когда это используется
- Что ожидать
- Как это работает
- Что искать в гуманистическом терапевте
Когда это используется
Гуманистическая терапия может быть использована для лечения людей с депрессией, тревожностью, паническими расстройствами, расстройствами личности, шизофренией, зависимостью и проблемами межличностных и семейных отношений. Этот подход также может принести пользу людям с низкой самооценкой, которые борются с поиском цели или раскрытием своего потенциала, которым не хватает чувства «целостности», которые ищут личный смысл или которые недовольны собой такими, какие они есть. .
Что ожидать
Сеансы гуманистической терапии включают в себя гештальт-подход — изучение того, что человек чувствует здесь и сейчас, — вместо того, чтобы пытаться определить прошлые события, которые привели к этим чувствам. Гуманистический терапевт стремится создать атмосферу поддержки, сочувствия и доверия, в которой человек может поделиться своими чувствами, не опасаясь осуждения. Терапевт не берет на себя роль авторитетной фигуры по отношению к клиентам; отношения — это отношения на равных, и, где это возможно, направление сеансов определяется клиентом и его заботами в данный момент как экспертом в своей жизни и проблемах.
Все ли гуманистические терапевты придерживаются одного и того же подхода к сеансам?
Нет. Гуманистические ценности являются центральной частью многочисленных форм терапии. Некоторые гуманистические терапевты практикуют личностно-центрированную терапию, некоторые полагаются на практики гештальт-терапии, некоторые используют нарративную терапию, некоторые предлагают экзистенциальную терапию, а некоторые могут использовать элементы всех этих модальностей. Независимо от избранного профессионалом подхода, успешная гуманистическая терапия зависит от создания следующих условий:
1. Безусловное положительное отношение . Терапевт остается чутким и непредвзятым, когда он слышит и принимает утверждения клиента; они передают понимание, доверие и уверенность, чтобы они могли побудить клиентов чувствовать себя ценными в открытии и принятии более позитивного выбора.
2. Чуткое понимание. Терапевт полностью понимает и принимает мысли и чувства человека таким образом, что позволяет человеку изменить свое восприятие своего опыта.
3. Конгруэнтность, или подлинность. Терапевт не создает на сеансах атмосферы превосходства или авторитета, но представляет доступное лицо, честное и прозрачное, которое видят клиенты.
Когда гуманистическая терапия успешна, люди чувствуют, что терапевт их хорошо понимает, что должно помочь им почувствовать себя более сильными, лучше осознать свои сильные стороны и навыки и лучше подготовиться к изменениям в своей жизни, которые помогут им достичь своих целей и потребности.
Для получения дополнительной информации см. терапию с участием человека, гештальт-терапию, нарративную терапию и экзистенциальную терапию.
Как это работает
Гуманистическая терапия возникла в конце 1950-х годов из-за осознанной необходимости обратиться к тому, что некоторые психологи считали ограничениями и негативными акцентами поведенческих и психоаналитических школ терапии. Они разработали гуманизм как новый, более целостный подход, в меньшей степени сосредоточенный на патологии, прошлом опыте и влиянии окружающей среды на поведение, а в большей степени на положительные стороны человеческой природы.
Примерно в это же время Абрахам Маслоу разработал свою иерархию человеческих потребностей и мотивов, а Карл Роджерс разработал свой личностно-центрированный подход к терапии. Оба этих мыслителя и их теории повлияли на развитие гуманистической терапии. Основной принцип гуманистической терапии заключается в том, что люди по своей природе мотивированы на удовлетворение своих внутренних потребностей, и что каждый из нас обладает способностью находить наилучшие решения для себя и вносить соответствующие изменения в свою жизнь. актуализация.
Каковы потенциальные ограничения гуманистической терапии?
Некоторым людям может быть трудно адаптироваться к отсутствию структуры, типичной для гуманистических терапевтических подходов; клиенты с более высоким уровнем стресса или беспокойства могут получить пользу от работы с терапевтами, которые предлагают больше направлений. Точно так же, поскольку гуманистические терапевты могут не сосредотачиваться на диагностике клиента, люди с симптомами определенных расстройств личности могут не добиться успеха при таком подходе.