Иллюзия восприятия в психологии примеры: Иллюзия восприятия — PsychologyPro

Содержание

что это такое, причины, виды и примеры

Наблюдая за окружающими нас вещами, мы склонны интегрировать различные части визуальных стимулов и организовывать их в значимые формы. В общем, мы делаем эту перцептивную проработку стимулов совершенно бессознательно, так что нам кажется, что мы воспринимаем вещи таким образом просто потому, что «так оно и есть».

Такое впечатление о соответствии восприятия объективной реальности обычно вполне корректно, но иногда восприятие вводит нас в заблуждение, создавая иллюзорные перцептивные конфигурации. Что же такое перцептивные иллюзии? В этой статье мы рассмотрим их причины, различные типы и некоторые примеры.

Вам также может быть интересно: Что такое когнитивные предубеждения: виды, список и примеры

Что такое перцептивные иллюзии?

Перцептивные иллюзии представляют собой, в отличие от перцептивного постоянства, неточное восприятие реальных объектов. Таким образом, иллюзия — это нарушение восприятия, при котором восприятие, не соответствующее характеристикам стимула, вызывает несоответствие между физическим миром и воспринимаемым миром.

Следует сказать, что перцептивные иллюзии — это не только оптические иллюзии, поскольку последние основаны на внедрении визуальных трюков, которые работают с человеческим восприятием; в то время как перцептивные иллюзии — это скорее когнитивное явление, которое включает в себя обработку мозгом сенсорной информации.

Причины возникновения иллюзий восприятия

Явления перцептивных иллюзий являются недвусмысленными примерами общей истины: восприятие организовано и не может рассматриваться как просто «данное» впечатление от внешних событий. Таким образом, перцептивные иллюзии возникают под воздействием целого ряда факторов:

  • Биологическое влияние: наша природа внимания избирательна, и, кроме того, мы видим изображения как перцептивные целые (мы заполняем пробелы в изображении, чтобы завершить его).
  • Психологическое влияние: Иллюзии восприятия являются продуктом эмоционального контекста и схем, усвоенных на протяжении всей нашей жизни.
  • Социокультурные влияния: это те, которые объединяют культурные предположения и ожидания, а также влияние физического контекста.

Виды перцептивных иллюзий и примеры

Чтобы лучше понять, что такое перцептивные иллюзии, полезно прочитать следующие примеры на эту тему:

1. иллюзия Понцо

Восприятие глубины можно изменить, нарисовав на листе бумаги две расходящиеся прямые линии. Если на рисунок добавить одинаковые, но соответствующим образом разнесенные элементы, то объекты в месте схождения прямых линий будут казаться дальше и, следовательно, выше, чем те, где линии расходятся дальше.

2. Иллюзия Канизса

Три цветных диска, расположенных на одной плоскости, из которых вырезана небольшая часть, создают иллюзию, что на листе нарисован белый треугольник. В действительности никакого треугольника нет, как в случае с изменением расположения дискет: наш разум дополняет образ только деталями.

3. Куб Неккера

Какая сторона куба является лицевой, а какая — обратной? Мозг не может принять решение, потому что у него нет точек отсчета, чтобы определить, какая часть куба ближе, а какая дальше.

4. Иллюзии, связанные с цветом

В стакане Рубина можно различить как объект (стакан), так и два человеческих профиля в зависимости от того, на что вы обращаете больше внимания — на белый цвет стакана или на черный цвет фона.

Еще один обман в восприятии цвета возникает, когда однородная полоса цвета накладывается на размытый фон: конец полосы, находящийся в более темной части фона, будет казаться светлее, и наоборот.

5. Невозможные цифры

Есть объекты, которые могут жить только на бумаге, но совершенно нереализуемы. Один из примеров — бесконечная лестница, по которой можно подниматься или опускаться до бесконечности, потому что первая и последняя ступенька совпадают. Бесконечные лестницы и другие невозможные объекты также часто встречаются во многих работах Маурица Корнелиса Эшера.

6. Неоднозначные образы

Молодой или старый? На карикатуре «Моя жена и теща», выполненной английским художником У.Э. Хиллом в 1915 году, мы видим как молодую женщину, снятую в три четверти, так и профиль задумчивой старухи.

Различия между перцептивными иллюзиями и галлюцинациями

Перцептивные иллюзии и галлюцинации — это явления, при которых реализуется ошибочное восприятие. Однако в отличие от перцептивной иллюзии, которая неверно интерпретирует реально существующий стимул, галлюцинация сталкивается с внешним стимулом, который вообще не существует.

Примеры галлюцинаций: когда человек слышит голос без звука или, наоборот, видит человека и предмет там, где на самом деле ничего и никого нет. Нажмите на наш заголовок Виды галлюцинаций: причины и примеры, если вы хотите узнать больше об этой теме.

Примеры перцептивных иллюзий

Другие примеры часто встречающихся иллюзий восприятия — это:

Лунная иллюзия

Луна кажется меньше, когда она находится в зените, чем когда она находится на горизонте. Объяснение этого явления заключается в том, что величина объекта определяется путем сравнения его с окружающей средой.

Так, когда мы видим Луну на горизонте, мы сравниваем ее с элементами ландшафта, тогда как когда она находится в зените, у нее нет точек отсчета, и по этой причине она кажется нам меньше.

Контраст между черным и белым

В другой ситуации перцептивной иллюзии можно легко убедиться, взглянув на некоторые полы с черным и белым мрамором, которые представляют собой серию кубов, воспринимаемых как несбалансированные. В некоторые моменты нам кажется, что белые лица «ближе» к нам, как будто они выступают, как расширенная вершина.

Однако если мы продолжим наблюдение, то в какой-то момент расположение изменится на противоположное: белые части удаляются от нас, как будто это полости, а темные части кажутся нам выступающими.

Если вам понравилась статья о перцептивных иллюзиях, рекомендуем прочитать нашу статью Когнитивные искажения: что это такое, примеры, виды и упражнения, в которой рассказывается о неверных интерпретациях реальности, которые мешают нам объективно переживать происходящие с нами ситуации.

определение, виды и значение в психологии

Наш мозг — это сложнейшая биологическая конструкция, способная обрабатывать огромное количество информации.
Анализируя окружающую среду, он мгновенно определяет важные объекты, которые могут быть опасными или полезными. Однако, порой наше сознание создает иллюзии, что может привести к тому, что мы ошибочно примем один объект за другой, или даже увидим то, чего на самом деле нет. Сегодня мы хотим более подробно рассказать об иллюзиях, и объяснить их природу и возможные причины возникновения.

  • Что такое иллюзия?
  • Виды и примеры иллюзий
  • Причины иллюзий
  • Иллюзия успешности окружающих
  • Как избавиться от иллюзий?
  • Alter поможет

Что такое иллюзия?

Иллюзия – это ошибка восприятия, которая может привести к неправильной идентификации объекта или явления. Она возникает из-за способности нашего мозга узнавать знакомые объекты, даже если мы видим только незначительную часть. Иногда ошибки и искажения приводят к тому, что человек определяет весь объект неправильно, основываясь на нескольких знакомых деталях.

Термин «иллюзия» происходит от латинского слова «illusio», что означает «насмешка, обман, заблуждение». Это слово имеет три основных определения: 

  1. Перцептивная ошибка, приводящая к неправильной идентификации объекта или явления; 
  2. Несбыточная мечта, кажущаяся осуществимой; 
  3. Номер иллюзиониста, использующий невнимательность зрителей и особенности человеческого восприятия.

Причина возникновения иллюзии заключается в неопределенности, которая может привести к дискомфорту у человека. В таких случаях иллюзия может помочь устранить неопределенность, разрешить спорную ситуацию и сформировать понятную картину мира. Однако, под влиянием иллюзии человек может принять неправильное решение, что может привести к негативным последствиям.

Важно отметить, что иллюзия отличается от галлюцинации. Галлюцинация – это острое нарушение восприятия, вызванное патологическим состоянием психики, и возникающее без внешнего раздражителя. Иллюзия же представляет собой искаженное восприятие существующего объекта, возникающее по естественным причинам у психически здорового человека.

Виды и примеры иллюзий

В психологии изучаются множество разных видов иллюзий, некоторые из которых более распространены, чем другие. Познакомимся с несколькими из наиболее известных.

Первый тип — когнитивные иллюзии. Они связаны с тем, что человеку важно иметь конкретные, определенные представления о внешнем мире. Информация быстро интерпретируется и анализируется, что иногда приводит к неправильному восприятию отдельных объектов и явлений.

Второй тип — аффективные иллюзии. Они возникают в ситуациях, связанных с эмоциональным восприятием, как, например, страх. Часто из-за страха прохожий в темном переулке может показаться вооруженным грабителем, а комок волос под диваном — огромным пауком. 

Третий тип — иллюзии внимания. Они возникают, когда наше внимание либо сосредоточено на чем-то, либо рассеяно. Например, слыша шаги, мы услышим их во всех шорохах, а когда ждем звонка, любой звук может показаться вызовом. С другой стороны, снижение внимательности может привести к тому, что увидев случайный объект, мы принимаем его за нечто другое.

Четвертый тип — парейдолические иллюзии. Они возникают, когда воображение приводит к созданию знакомых образов даже из случайных деталей. Например, в узорах на ковре можно увидеть зверя, затаившегося, или стремительно пикирующего сокола.

Не следует путать иллюзии с оптическими явлениями. Иллюзия — это образ, созданный воображением за счет неправильной идентификации реальных объектов. Оптические явления, которые порой называют иллюзиями, можно фиксировать при помощи камеры и других приборов. 

Чтобы лучше понимать разницу, рассмотрим примеры оптических явлений: 

Мираж — известный феномен, вызываемый потоками горячего воздуха в результате раскаленного песка. 

Брокенский призрак — явление, которое можно наблюдать в густом тумане. Силуэты превращаются в тени, которые искажаются и могут вызывать парейдолические иллюзии.

Причины иллюзий

Человек всегда стремится понимать, что происходит вокруг него. Если информация о ситуации неполная или не ясна, это может привести к когнитивному диссонансу. Чтобы избежать этого, наше воображение придумывает детали и рисует картину мира на основе того, что мы уже знаем. Но под влиянием внутренних и внешних факторов, некоторые элементы могут быть искажены. 

Среди причин возникновения иллюзий есть мотивация – мы можем видеть то, что хотим или ожидаем увидеть. Также социум может повлиять на наше восприятие, так как мы склонны к конформизму. Прошлый опыт может использоваться для экономии усилий нашего мозга, и наше эмоциональное состояние также может влиять на интерпретацию внешних объектов. Наконец, нашим мышлением управляют привычные паттерны, и мы часто предпочитаем видеть знакомые образы. 

В целом, мозг старается как можно быстрее сформировать понятную картину мира, но это может привести к ошибкам и иллюзиям. Как результат, мы должны быть внимательными к нашим личным предубеждениям и стараться оценивать ситуации как можно более объективно.

Иллюзия успешности окружающих

Рассмотрим интересное психологическое явление, которое часто происходит с людьми — иллюзия успешности окружающих. Часто мы считаем, что у других все лучше, что они удачливы во всех сферах жизни. Однако это объясняется тем, что мы не знаем всех деталей и проблем, с которыми сталкивается другой человек. Мы видим только их яркие и радостные фотографии в социальных сетях, и не знаем, как они справляются с различными проблемами в своей жизни. 

Но все большинство людей стремится выглядеть успешнее, чем они есть на самом деле, и это создает иллюзию их «счастливой жизни». Они скрывают свои проблемы и неудачи, чтобы показаться более успешными и счастливыми. Каждый, кто видит эти фотографии, поддается иллюзии чужой успешности. Но это может привести к зависти, недовольству своей жизнью и даже злорадству, если мы узнаем, что другие не так успешны, как кажется.  

Следует понимать, что у каждого человека есть свои проблемы и не все готовы делиться ими с другими. Мы не должны сравниваться с другими и заслуживаем признания, не зная всех деталей. Это позволит нам стать более успешными и счастливыми, а также улучшит наши отношения с окружающими.

Как избавиться от иллюзий? 

Независимо от того, какие иллюзии мешают, они всегда приводят к неудобствам. Если речь идет о перцептивных ошибочных представлениях, то полностью избавиться от них нельзя, так как они являются естественными для человеческой психики. Тем не менее, их влияние можно снизить с помощью уменьшения беспокойства и страха. Прежде всего, необходимо уладить свои проблемы, решить все волнующие проблемы и убрать причины тревоги.

Однако, когда речь заходит о фантазиях, которые часто сами навязываются человеку для того, чтобы избежать проблем или обойти чувство неудач, все несколько сложнее. Для того, чтобы избавиться от таких иллюзорных представлений, можно воспользоваться несколькими советами:

1. Начать жить по расписанию. Склонность к изобретению воображаемых иллюзий сильнее всего проявляется у людей, у которых нет развитой системы организации. Начиная составлять расписание дня и следовать ему, человек сможет многое понять о своей продуктивности и о своих реальных возможностях.

2. Анализировать день. Эта идея поддерживается предыдущей. Просмотр дел за день поможет понять собственные возможности и даст возможность строить более реалистичные планы в будущем.

3. Радикально изменить обстановку. Это очень полезно для того, чтобы «перезагрузить» мозг. Необходимо внести как можно больше «обновлений» в свою жизнь: сделать капитальную уборку и изменить расстановку мебели в доме, найти новую работу или переместить рабочее место, подружиться с новыми людьми, увлечься новым хобби, учиться чему-то новому или отправиться в отпуск в необычное место.

Несомненно, избавление от иллюзий не является простым процессом, и зачастую оно может быть довольно неприятным. Тем не менее, любой человек должен понимать, что это очень важный шаг на пути к лучшей жизни. Необязательно вообще отказываться от всех своих целей. Иногда достаточно критически проанализировать свою мечту и понять, какие изменения нужно сделать, чтобы ее можно было реализовать. После этого можно приступать к ее воплощению, преодолевая различные трудности, которые могут возникнуть на пути к успеху.

Alter поможет

Сегодня получить качественную психологическую консультацию стало проще, чем когда-либо. Они избавляют от необходимости ездить в офис психолога, экономят время и деньги на дорогу, а также позволяют сохранить анонимность. При этом Alter гарантирует высокое качество консультаций, так как все специалисты, работающие на платформе, проверены на профессионализм и сертифицированы. 

Таким образом, с помощью Alter вы можете получить профессиональную психологическую помощь без лишних хлопот и стресса, а сам сервис гарантирует, что консультация будет проведена квалифицированным специалистом в соответствии с вашими потребностями.

Оцените статью

[Всего: 2 Рейтинг: 5]

Консультация психолога онлайн — помощь уже рядом

Часто мы склонны преуменьшать свои трудности или надеемся, что сложный период просто закончится и станет легче. Но если время проходит, а ничего не меняется, это повод обратиться за помощью. В Alter вы можете бесплатно, анонимно и без регистрации подобрать психотерапевта, который окажет вам профессиональную поддержку. Записаться на сеанс можно круглосуточно, а если услуги специалиста нужны срочно — в чате поддержки вам найдут психолога и помогут записаться на сеанс.

Получить консультацию онлайн

Поделиться постом

Ссылка скопирована в буфер обмена!

Психология в реальной жизни: иллюзии

Цели обучения

  • Описать исследования Джессики Уитт в области гольфа и их связь с иллюзией Эббингауза

Помните иллюзию Эббингауза (снова показанную ниже)? Как вы думаете, как психолог может использовать эту иллюзию, чтобы узнать о психических процессах или поведении? Читайте дальше, чтобы увидеть реальный пример от психолога из Университета штата Колорадо.

Попробуйте

Попробуйте сопоставить размер центрального оранжевого круга слева с размером центрального оранжевого круга справа. Используйте ползунок с меткой «Размер левого круга», чтобы внести коррективы. Когда вы будете удовлетворены своей регулировкой, проверьте точность, нажав кнопку «Проверить диаметр». Нажмите «Сброс», чтобы повторить попытку.

Эббингауз в реальном мире

Представьте, что вы участвуете в соревновании по гольфу, в котором вы сражаетесь с кем-то с таким же опытом и навыками, как у вас. Есть одна проблема: ваш противник может попасть в лунку, которая на 10% больше, чем лунка, которую вы должны использовать. Вы, вероятно, думаете, что конкуренция была несправедливо предвзятой против вас.

Рисунок 1 . Подозреваете ли вы, что воспринимаемый размер лунки для гольфа повлияет на эффективность паттинга?

Теперь представьте несколько другую ситуацию. Вы и ваш противник примерно равны по способностям, и отверстия, которые вы используете, имеют одинаковый размер, но отверстие, которое использует ваш противник , выглядит на  10 % больше, чем то, которое используете вы. Будет ли сейчас ваш противник иметь несправедливое преимущество?

Если вы читали предыдущий раздел об эффекте Эббингауза, у вас есть представление о том, как психологи могут использовать вашу систему восприятия (и систему вашего оппонента), чтобы проверить этот самый вопрос. Психолог Джессика Уитт и ее коллеги Салли Линкеногер и Деннис Проффитт привлекли участников исследования, не имевших необычного опыта игры в гольф, для выполнения задачи по паттингу. Они соревновались скорее с собой, чем с другим человеком.

Экспериментаторы усложнили задачу, использовав отверстие диаметром 2 дюйма, что примерно вдвое меньше диаметра отверстия на поле для гольфа. Проектор, установленный на потолке их лаборатории, позволял им проецировать круги Эббингауза вокруг отверстия для мячей. Некоторые участники видели отверстие для паттинга, окруженное кружками, которые были меньше отверстия в центре; другая половина видела окружающие черные круги, которые были больше.

Участников толкают с расстояния около 11,5 футов. Они взяли 10 ударов в одном состоянии, а затем 10 в другом состоянии. Половина участников сначала поставила большие окружающие круги, а половина сначала увидела маленькие окружающие круги. Эта процедура называется уравновешивающий . Если есть какое-либо преимущество (например, улучшение с течением времени с практикой) или недостаток (например, усталость от класть), уравновешивание гарантирует, что оба условия в равной степени подвержены положительным или отрицательным эффектам того, какая задача стоит первой или второй. Неспособность принять во внимание этот тип проблемы означает, что у вас может быть смешанная переменная — практика или усталость, — которая влияет на производительность. Вмешивающаяся переменная — это то, что могло бы  влияют на производительность, но не являются частью исследования. Мы пытаемся контролировать  (то есть нейтрализовать) потенциально мешающие переменные, чтобы они не могли быть причиной различий в производительности. Так, например, если бы все сначала выполняли условие больших окружающих кругов, а затем маленькие окружающие круги, то различия в производительности могли бы быть связаны с порядком условий (приводящих к практике или эффектам усталости), а не с размером окружающих кругов. Уравновешивая, мы не избавляемся от последствий практики или усталости для какого-либо конкретного человека, но — для всех участников — практика или усталость должны одинаково влиять на оба состояния (оба типа кругов Эббингауза).

Экспериментаторы хотели узнать две вещи. Во-первых, действительно ли они создали иллюзию Эббингауза? Помните: нет никакой гарантии, что люди видят или думают так, как говорит ваша теория. Поэтому непосредственно перед тем, как участник начал ставить определенное условие, он нарисовал круг с помощью компьютеризированного инструмента для рисования, пытаясь соответствовать точному размеру отверстия для паттинга. Это лучше, чем просто спросить: «Вы видите иллюзию?» Задача рисования пытается напрямую измерить то, что они воспринимают.

Во-вторых, экспериментаторы хотели посмотреть, влияет ли воспринимаемый размер отверстия на точность попадания. Они зафиксировали успех или неудачу каждого удара. Каждый участник мог получить от 0 до 10 успешных ударов в каждом условии.

Краткий обзор методов

Повторите шаги, о которых вы читали до сих пор:

  1. Участник тренируется, чтобы привыкнуть к задаче.
  2. Участник выполняет первое условие (большие окружающие круги для половины участников и маленькие окружающие круги для другой половины).
    • Участник рисует круг, соответствующий его оценке фактического размера лунки для паттинга. Это позволяет экспериментаторам определить, действительно ли возник эффект Эббингауза.
    • В этом состоянии участник делает 10 ударов.
  3. Участник выполняет второе условие (независимо от того, какое условие он еще не выполнил).
    • Участник рисует круг, соответствующий его оценке фактического размера лунки для паттинга.
    • В этом состоянии участник делает 10 ударов.

Попробуйте

Теперь, когда вы знаете подробности эксперимента Джессики Уитт, посмотрите, сможете ли вы ответить на следующие вопросы. Решите, какой вариант вы считаете правильным, а затем нажмите ссылку «Показать ответ», чтобы проверить, правы ли вы.

Вопрос 1: Что такое независимая переменная, описанная в этом исследовании?
а. Размер отверстия для паттинга является независимой переменной.

б. Размер кругов, окружающих отверстие для паттинга, является независимой переменной.
с. Расстояние, которое человек должен был пройти, является независимой переменной.
д. Есть две независимые переменные: размер отверстия для паттинга и размер окружающих его кругов.

Показать ответ

Вопрос 2: Что является зависимой переменной в этом исследовании?
а. Количество успешных ударов является зависимой переменной.
б. Размер круга, нарисованного участником, является зависимой переменной.

с. Размер отверстия для паттинга является зависимой переменной.
д. Есть две зависимые переменные: количество успешных паттов и размер круга, нарисованного участниками, являются зависимыми переменными.

Показать ответ

Теперь посмотрим, сможете ли вы угадать результаты этого исследования.

Попробуйте

Вопрос 3: Как участники восприняли отверстия?

Измените размер столбцов ниже, нажав и перетащив их, чтобы показать прогнозируемые результаты, когда испытуемых попросили нарисовать круги. Сделайте общий прогноз, основанный на вашем понимании эксперимента.

Показать ответ

Вопрос 4: Можете ли вы угадать, насколько хорошо поставили участники?

Измените размер столбцов ниже, щелкнув и перетащив их, чтобы отобразить прогнозируемые результаты, когда испытуемые положили.

Показать ответ

Попробуйте

Прежде чем мы покажем вам фактические результаты исследования, напишите свой прогноз. Как вы думаете, повлияла ли иллюзия на производительность сдачи? Почему или почему нет? Объясните свой ответ в текстовом поле ниже:

Показать ответ

Это не единственный эксперимент, в котором использовался спортивный контекст для изучения эффектов иллюзий. Другие эксперименты показали, что люди лучше бьют по софтбольным мячам, когда мячи воспринимаются как большие. Люди набирают больше очков в дартс, когда доска кажется больше. Спортсмены бьют по воротам с игры и возвращают теннисные мячи более успешно, когда стойки ворот или теннисные мячи кажутся больше. Во всех этих исследованиях мячи, доски или стойки ворот на самом деле не были больше, но они воспринимались как большие, потому что экспериментаторы создавали иллюзии. Опытные спортсмены часто сообщают, что цели кажутся больше или время замедляется, когда они находятся «в зоне», как будто практика и мастерство создают свои собственные иллюзии восприятия, которые повышают уверенность и облегчают выполнение сложных задач.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Ссылка на обучение

Посмотрите это интервью с психологом Джессикой Уитт, чтобы узнать, как ее исследование с использованием иллюзии Эббингауза влияет на восприятие и производительность игрока в гольф. Вы также можете прочитать больше о подобных вариациях исследования Витта здесь.

Вы можете просмотреть стенограмму «Дырка в голове: Гольф и восприятие» здесь (откроется в новом окне).

Последнее замечание: наука не всегда дает простые результаты

Исследование профессора Витта дало интересные результаты; однако они были не так просты, как нам кажется. На самом деле у исследователей было два разных размера отверстий: 2 дюйма и 4 дюйма. Круги Эббингауза были скорректированы таким образом, чтобы они были относительно больше или меньше отверстия для паттинга.

Иллюзия Эббингауза работала для меньших (2 дюйма) отверстий для паттинга, но не для больших (4 дюйма) паттинговых отверстий. Другими словами, когда люди рисовали круги так, как они их воспринимали (зависимая переменная «проверка манипулирования»), они рисовали круги разного размера для 2-дюймовых отверстий (иллюзия Эббингауза), но круги одинакового размера для 4-дюймовых отверстий ( отсутствие иллюзии Эббингауза).

Для отверстий большего размера (4 дюйма) точность установки была одинаковой для двух разных условий. Это не беспокоило экспериментаторов, потому что, как мы уже отмечали, участники не испытывали иллюзию Эббингауза с большими отверстиями. Если бы отверстия воспринимались как одинаковые, то уверенность в себе не должна была бы пострадать и, в свою очередь, ставить в одних условиях не должно было быть лучше, чем в других.

В исследовательской работе экспериментаторы предлагают несколько технических причин того, что большая дыра могла не вызвать иллюзию Эббингауза, но они признают, что у них нет окончательного объяснения. Это нормально. Наука часто дает запутанные результаты, и они могут стать основой для новых экспериментов, а иногда и для действительно интересных открытий. Мир не так прост, как пытаются представить наши теории. К счастью, в науке, как и во многих аспектах жизни, вы узнаете больше о своих неудачах, чем о своих успехах, поэтому хорошие ученые не пытаются скрыться от результатов, которых они не ожидают.

Поддержите!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее

Иллюзии | Введение в психологию

Цели обучения

  • Объяснить, как и почему психологи используют иллюзии

Почему иллюзии?

Психологи анализируют системы восприятия уже более века. Зрению и слуху уделялось наибольшее внимание, но другие системы восприятия, такие как обоняние, вкус, движение, равновесие, осязание и боль, также широко изучались. Специалисты по восприятию используют различные подходы для изучения этих систем: они планируют эксперименты, изучают неврологических пациентов с поврежденными областями мозга и создают перцептивные иллюзии, которые играют с попытками мозга интерпретировать сенсорный мир.

Рисунок 1 . Это трехмерное уличное искусство демонстрирует, как художники используют иллюзии для изображения глубины на двухмерном тротуаре.

Создание и тестирование иллюзий восприятия было плодотворным подходом к изучению восприятия, особенно визуального, с первых дней психологии. Люди часто думают, что зрительные иллюзии — это просто забавные уловки, которые развлекают нас. Многие иллюзии интересно испытать, но ученые, занимающиеся восприятием, создают иллюзии, основываясь на своем понимании системы восприятия. Создав успешную иллюзию, ученый может исследовать, что испытывают люди, какие части мозга участвуют в интерпретации иллюзии и какие переменные увеличивают или уменьшают силу иллюзии. Ученые не одиноки в этом интересе. Визуальные художники веками открывали и использовали множество принципов создания иллюзий, что позволило им создавать ощущение глубины, движения, света и тени и относительного размера на двухмерных полотнах.

Иллюзии глубины

Когда мы смотрим на мир, мы не очень хорошо различаем абсолютные качества вещей — их точный размер, цвет или форму. В чем мы очень хороши, так это в оценке объектов в контексте других объектов и условий. Давайте взглянем на несколько иллюзий, чтобы увидеть, как они основаны на понимании нашего восприятия. Посмотрите на рисунок 2 ниже. Какая из двух горизонтальных желтых линий выглядит шире, верхняя или нижняя?

Рисунок 2 . Иллюзия Понцо.

Большинству людей кажется, что верхняя линия шире. Они оба абсолютно одинаковой длины. Этот опыт называется иллюзией Понцо. Даже если вы знаете, что линии имеют одинаковую длину, их трудно увидеть идентичными. Наша система восприятия принимает во внимание контекст, используя здесь сходящиеся «железнодорожные пути», чтобы создать ощущение глубины. Затем, используя некую впечатляющую ментальную геометрию, наш мозг корректирует воспринимаемую длину верхней линии, чтобы она соответствовала размеру, который она имела бы, если бы находилась так далеко: если две линии одинаковой длины на моей сетчатке, но на разном расстоянии от меня , более дальняя линия должна быть на самом деле длиннее. Вы испытываете мир, который «имеет смысл», а не мир, отражающий реальные объекты перед вами.

Есть много иллюзий глубины. Рисунок слева внизу сложно рассматривать как двухмерную фигуру. Сходящиеся линии и меньший квадрат в центре, кажется, уговаривают наши системы восприятия видеть глубину, даже если мы знаем, что рисунок плоский. Это стремление видеть глубину, вероятно, так сильно, потому что наша способность использовать двухмерную информацию для вывода о трехмерном мире необходима для того, чтобы мы могли действовать в мире. На картинке справа внизу показан автомобильный туннель, который вам нужно было бы обрабатывать на высокой скорости, если бы вы ехали по нему в машине. Ваше быстрое и детальное использование сходящихся линий и других подсказок позволяет вам понять этот трехмерный мир.

Рисунок 3 . Понимание глубины позволяет нам функционировать в трехмерном мире.

Иллюзии света и размера

Глубина — не единственное качество в мире, которое показывает, как мы приспосабливаем то, что переживаем, к окружающему миру. Посмотрите на два серых квадрата на рисунке ниже. Какой из них выглядит темнее?

Рисунок 4 . Какой серый квадрат выглядит темнее?

Большинство людей воспринимают квадрат справа как более темный из двух серых квадратов. Вы, наверное, уже догадались, что квадраты на самом деле идентичны по оттенку, но окружающая область — черная слева и белая справа — влияет на то, как наши системы восприятия интерпретируют серую область. В этом случае большая разница в оттенках между белой окружающей областью и серым квадратом справа приводит к более темному квадрату.

Ниже приведен еще один пример. Две треугольные фигуры идентичны по оттенку, но треугольник слева выглядит светлее на темном фоне креста по сравнению с треугольником в белой области справа.

Рисунок 5 . Бенари Кросс

Наши визуальные системы работают не только с контрастом. Они также используют наши знания о том, как устроен мир, чтобы скорректировать наше восприятие. Посмотрите на шахматную доску ниже. В них есть два квадрата с буквами, один с пометкой «А», а другой «В». Какой из этих двух квадратов темнее?

Рисунок 6 . Что выглядит темнее, А или В?

Это кажется простым сравнением, но правда в том, что квадраты A и B идентичны по оттенку. Наша система восприятия корректирует наш опыт, принимая во внимание некоторую визуальную информацию. Во-первых, «А» — это один из «темных квадратов», а «В» — «светлый квадрат», если принять во внимание шахматную доску. Возможно, еще более впечатляющим является то, что наши зрительные системы замечают, что буква «Б» находится в тени. Объекты в тени кажутся темнее, поэтому наш опыт корректируется с учетом эффекта тени, в результате чего квадрат В воспринимается как более светлый, чем квадрат А, находящийся в ярком свете. А если вы действительно не верите своим глазам, посмотрите видео, демонстрирующее плитку такого же цвета здесь.

Попробуйте

Последняя иллюзия возвращает нас к настройке размера. Посмотрите на два набора кругов ниже. Ваша задача состоит в том, чтобы отрегулировать центральный круг слева так, чтобы он был того же размера, что и центральный круг справа.