Императивное общение: Карта сайта

Императивное и манипулятивное общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 11:17, доклад

Описание работы

Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (например, формулировка мысли, идеи, высказывания).

Скачать полностью (613.18 Кб) Сколько стоит заказать работу?

Работа содержит 1 файл

    Пахомова  Е.В.

Императивное  и

  манипулятивное

общение

 
 

    Деятельность

    • Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (например, формулировка мысли, идеи, высказывания).
 
 
 
 
 
 
 
 

    Общение

    • Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга. И деятельность, и общение следует рассматривать как взаимосвязанные стороны развивающей человека социальной активности.
 
 

Между общением и деятельностью, как видами

человеческой  активности, существуют различия.  
 

Два основных вида 
социальных контактов

    • В реальной жизнедеятельности человека общение  и деятельность как специфические  формы социальной активности выступают  в единстве, но в определённой ситуации могут быть реализованы и независимо друг от друга.
    • Содержание категории общения многообразно: это не только вид человеческой деятельности, но и условие, и результат этой же деятельности; обмен информацией, социальным опытом, чувствами, настроениями.
    • Массовое  общение — это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.
    • Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнёров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности.
    • В социальной психологии выделяют три различных по своей ориентации типа межличностного общения:
    • Императив
    • Манипуляцию
    • Диалог.
 
 

   
межличностное и массовое

общение

    • —   это авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определённым действиям или решениям.
    • В данном случае партнёр по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, «страдательной» стороной.
      Особенность императива в том, что конечная цель общения — принуждение партнёра — не завуалирована. В качестве средств описания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.
 
 

Императивное  общение 

    • Императивное  общение отличается тем, что один из партнёров по общению стремится подчинить себе другого, хочет контролировать его поведение и мысли, принуждает к определённым действиям.
    • К такому типу общения не редко прибегают строгие родители, стремясь ограничить во всём своих детей. Они говорят, когда надо встать с постели когда лечь спать, что нужно есть и нельзя пить, что надеть и как разговаривать с их знакомыми и т.д. 
    • При этом партнёр по общению рассматривается как машина, которой надо управлять, как бездушный объект воздействия; он выступает пассивной, «страдательной» стороной.
 

    • Особенность авторитарного воздействия заключается в том, что конечная цель общения – принуждение партнёра к чему-либо – не скрывается. Вам прямо и откровенно говорят, что вы должны обязательно сделать. Например: «Немедленно убери за собой!». В качестве средств императивного общения используются приказы, указания, предписания, требования, угрозы и пр. 
       
    • Однако  в некоторых профессиях этот тип  общения используется достаточно эффективно. Сюда можно отнести:
    • отношения в армии, где всё определено воинским уставом;
    • отношения между начальником и подчинённым;
    • все виды работ в экстремальных условиях, при чрезвычайных обстоятельствах, когда нет времени на обсуждения и промедление может привести к непоправимым потерям.

    Но можно  выделить и те сферы человеческих отношений, где применение императива неуместно.

    • Это отношение между друзьями, супругами,

    детско-родительские контакты, а также вся система  педагогических отношений. 

    • — это распространённая форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнёра по общению с целью достижения своих скрытых намерений.
    • Как и императив, манипулятивное общение предполагает объектное восприятие партнёра по общению, который используется манипулятором для достижения своих целей. Роднит их и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Коренное отличие состоит в том, что партнёр не информируется об истинных целях общения; они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.
 
 

Манипуляция

    • Манипулятивное общение сходно с императивным.
    • Цель его – оказать воздействие на партнёра по общению. Но здесь достижение своих намерений осуществляется скрыто. Как и императив, манипуляция стремится добиться контроля над повидение и мыслями другого человека.
    • Чаще всего манипуляции встречаются в сфере бизнеса и деловых отношений.
    • Широко распространён манипулятивный стиль общения также в области рекламы и пропаганды. 
    • Мы сами того не зная, нередко прибегаем к подобным отношениям. Самый простой вариант добиться своего – задобрить партнёра по общению. Если вы, перед тем как попросить своего приятеля о чём-то, сделаете ему небольшой подарок или скажите комплимент, то он будет более расположен пойти вам навстречу.
    •  
      Следует отметить, что использование средств манипулятивного воздействия во всех сферах взаимоотношений может принести определённый вред. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности.  
      При манипулятивном типе общения мы не видим в партнёре целостную уникальную личность. Он становится для нас носителем определённых, «нужных» нам свойств и качеств. Скажем, мы дружим с Петей только потому, что его все боятся, и его можно использовать для устрашения окружающих. 
    • Нередко человек, выбравший в качестве основного  именно этот тип общения с другими, в итоге сам становится его  жертвой. Общаясь с самим собой, он начинает оценивать себя как одну из шахматных фигур на доске, руководстваваться ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни.
    • Как отмечают психологи, манипулятора характеризуют лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, состояние скуки, черезмерный самоконтроль, цинизм, недоверие к себе и другим.
    • Профессии педагога и психолога можно отнести к наиболее подверженным манипулятивным отклонениям. Например, в ходе обучения учитель всегда использует элементы манипуляции (сделать урок интереснее, озадачить учащихся, привлечь их внимание и т.д.). Это часто приводит к появлению у педагогов необычайно живучей потребности объяснять, учить, доказывать, проявляющейся даже тогда, когда этого не требуется. 
    • Иперативную и манипулятивную форму общения можно охарактеризовать как монологическое общение.
    • Человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его.
    • Как говорил по этому поводу А.А. Ухтомский, человек видит вокруг себя не людей, а своих «двойников».
    • Под манипулятивными техниками понимаются всевозможные отвлекающие обманные приемы и способы воздействия (например, техника «запускания» слуха), которые побуждают собеседника к действиям и высказываниям, наносящим ущерб его интересам и которых он бы не совершил, если бы не был введен в заблуждение другой стороной.
    • Обычно, когда рассматриваются манипулятивные техники, главный акцент делается на так называемый «элемент надувательства», используемый вами по отношению к оппоненту.
    • Рассмотрим некоторые техники:
 

Использование манипулятивных

техник  в деловом общении

    • Провоцирование  ваших защитных реакции  оппонент стремится вызвать у вас своеобразное чувство вины в связи с позицией, которую вы занимаете в беседе. Партнер может допытываться, выражать сомнение, как бы предполагая, что ваша позиция не совсем разумна или неконструктивна.
 

    • Провоцирование  вашего замешательства и дезориентации. Основной замысел такой техники — опрокинуть, расстроить, нарушить ваши планы, вывести вас из равновесия, побудить к действиям и высказываниям, которые могут нанести ущерб вашим интересам.
 

    • Формирование  впечатления, что  партнер настроен на сотрудничество. Ваш оппонент тем или иным образом демонстрирует вам высокий уровень понимания ваших проблем, текущих потребностей, однако одновременно выражает сожаление, что не может помочь или оказать вам услугу;
    • Игра  на вашем чувстве  безысходности. Основная цель подобных техник — подвести человека к тому, чтобы он сам поверил в «единственный» выход из создавшейся трудной ситуации, когда трудности множатся, материальные проблемы возрастают.
 

    • Игра  на чувстве жадности. Основной замысел этой техники — убедить оппонента воспользоваться открывшейся необыкновенной возможностью, чтобы отважиться принять рискованное предложение, сулящее огромные выгоды в будущем.
 

    • Намеренное  «затягивание» времени  обсуждения. Общий замысел подобных техник — поддержать у вас состояние уверенности, что соглашение может быть достигнуто в любой момент.
 

    • Провоцирование  вашего интереса к  партнеру. Содержание этих техник — произвести такое впечатление на оппонента в ходе беседы, чтобы он сам захотел развивать отношения с другой стороной.

Спасибо за внимание!

Информация о работе Императивное и манипулятивное общение

Суть деструктивного общения

Деструктивное общение предусматривает особенности и формы межличностных контактов, отрицательно влияющих на собеседника, а также осложняющих процесс
взаимопонимания. Специалисты выделяют несколько форм взаимодействия при таком общении:

  • Нежелание общаться;
  • Умалчивание информации;
  • Молчание в ответ на вопросы.

Наибольший вред общению приносит проявление таких черт характера, как хитрость, злорадство, лицемерие, цинизм, ханжество, язвительность, мстительность, критика другого, соперничество, вплоть до криминального поведения.

Такие формы деструктивного общения затрагивают обе стороны, зачастую
вовлекая многих людей в конфликт, наполняя их негативными эмоциями. Это
выбивает из привычного образа жизнедеятельности.

Формы деструктивного поведения

К формам деструктивного поведения специалисты относят ложь и обман, а также неблагодарность человека, которому неоднократно помогают. Например, когда А.В. Суворову рассказали про неблагодарность известного человека, которому он во многом посодействовал, полководец засмеялся и ответил: «Я замечал, что люди рано или поздно становятся неблагодарными врагами тому, на кого не могут равняться и уж тем более превзойти. Чем же одаривает земля небо за живительные капли дождя и благотворные лучи солнца? – Своей пылью!».

Конечно же, неблагодарное поведение обидно, а ложь и обман искажают
истинные дела. Они способствуют развитию манипулирования, разрушая общение. Ложь и обман – сугубо корыстные формы общения.

Вранье же представляет собой особый коммуникативный феномен, который используется для установления доверительных отношений с партнером. Хоть в нем нет желания обманывать слушателя или получать выгоду. Неправда приносит удовольствие, а также наслаждение от самого процесса передачи небылиц. Как правило, это характерно заядлым рыболовам и охотникам. Помимо того, исследователи доказали, что основной функцией вранья является защита внутреннего мира от всех любопытных людей.

Но вот ложь – это уже умышленное введение человека в заблуждение, целенаправленное искажение истины. Обман предусматривает сознательное стремление создать ложное представление об обсуждаемом предмете. Но искажения основных истин при этом не происходит. Сообщаемая полуправда ведет к тому, что обманутый становится поневоле соучастником обмана. Поэтому обман всегда предполагает взаимодействие, основной которого является стремление корыстно утаить правду.

К числу корыстных устремлений относят эгоистическую направленность личности. Эгоизм порой выражается в стремлении достичь не столько материальных целей, сколько получить психологическую выгоду, унижая партнера, чтобы на его фоне выглядеть эффектно. Эгоизм агрессивен и наступателен, в мести – изобретателен.

Агрессивно-конфликтное взаимодействие

Агрессивное поведение тоже относят к деструктивным видам общения. Как черта личности, агрессивность может проявляться различными действиями, начиная мстительностью и враждебностью, высказыванием обид и упреков, криком и публичными ссорами, и заканчивая неотступной критикой и ворчанием. Основной целью такого поведения является ухудшение жизни другого человека. Агрессия держит человека в напряжении, причиняет ущерб и боль.

Другой формой агрессивно-конфликтного поведения считается обида. Она предусматривает подчеркнутую жалость к самому себе, не всегда осознаваемые мстительные побуждения к другим. Обида может сопровождаться садомазохизмом. Это развивает ее до невероятных размеров. Такой способ реагирования на мнимое ущемление интересов возникает вследствие эгоцентризма и инфантильности соответствующего «страдальца».

Обычно преувеличение страдания наряду с агрессивностью сопровождается сильнейшими эмоциональными переживаниями. Они проявляются злорадством и досадой, гневом, яростью, медленным кипением. Кроме того, может наблюдаться невербальная отрицательная экспрессия. Речь идет про сверкание глазами, размахивание кулаками, скрипение зубами, хлопанье по столу ладонью, топанье ногами и повышение голоса.

Замечание 1

В большинстве случаев агрессивное поведение с психологической точки зрения – признак комплекса неполноценности. Человек становится зажатым, либо наоборот агрессивно, открыто реагирует на других. Это негативно сказывается на разговоре.

В качестве наиболее разрушительной агрессии выделяют такой тип, как преднамеренный или интенциональный. Это понятие происходит от латинского intentio, что означает стремление и внимание. Цель такого вида негативной коммуникации – умышленно осложнять общение, наносит собеседнику вред, осознавая отрицательные последствия, но испытывая при этом особое удовольствие.

Императивное общение

К деструктивным видам общения специалисты относят императивное общение. Либо подавление. С латыни imperativus значит повелительный, межличностный аспект, которые не допускает выбора. По сути, это директивное, авторитарное взаимодействие. Цель общения – подчинение партнера, контроль его мыслей и поведения, принуждение к действию в направлении, которое выгодно исключительно принуждающему.

Особенностью такого взаимодействия, как гласит психология, является то, что индивидуальные качества, а также цели собеседника не рассматриваются. Причина тому – эгоизм. Для достижения целей используется механизм управления, принцип которого – приказы, шантаж, угрозы. Результат взаимодействия – стресс, сопротивление, негативные реакции, разрушение межличностных отношений.

Агрессивное поведение привносит отрицательные черты деструктивности. Оно разрушает, способствует разобщению людей, напряженности между ними, порождая дискомфорт и неудовлетворенность.

3 коммуникативных императива

Л. Б. Адамс⎮Катализатор уверенного общения

Л. Б. Адамс⎮Катализатор уверенного общения

Удостоенный наград спикер и модератор, специализирующийся на мероприятиях, ориентированных на женщин | Спикер TEDx, ведущий TEDx | Личные и виртуальные мероприятия | Автор НЕРЕВЕРЕННОГО РУКОВОДСТВА ПО ВПЕЧАТЛЯЮЩЕМУ ОБЩЕНИЮ

Опубликовано 6 января 2015 г.

+ Подписаться

Джордж Бернард Шоу однажды сказал: «Проблема общения заключается в иллюзии того, что оно имело место». Никогда еще эти слова не были так правдивы, как в наш цифровой век. Мы создали миллион различных способов отправки сообщений и все же теряем возможность общаться друг с другом.

Общение, как и искусство, не может происходить в вакууме. Должен быть поставщик информации и человек или люди, которые получают эту информацию. Вы можете подумать, учитывая предыдущее утверждение, что есть два требования к общению, но нет… их 9.0015 три императива для установления связи.

Первый и, пожалуй, самый очевидный императив — это необходимость сообщения. Кто-нибудь, где-либо, когда-либо хотел просеять любую форму общения, чтобы раскрыть суть сообщения? Конечно, нет! Мы, люди, скроллеры и плавники — мы хотим добраться до сути. Без конкретной потребности весь разговор не начинается. Мы должны убедиться, что наше сообщение является кратким, очищенным и ценным.

Второй и третий императивы относятся к получателю сообщения. Человек, с которым мы общаемся, должен быть желающим и способным получать информацию. Вы когда-нибудь пробовали давать или получать указания на иностранном языке? Вы можете хотеть понять, но не можете. Или вы сделаете вид, что слышите слова, которые кто-то говорит, но мы так заняты планированием того, что собираемся сказать дальше, что не слышим слов. Это относится и к эмоциональному содержанию наших сообщений. Во времена потрясений вы можете получить прекрасный совет, но не сможете прислушаться к нему, потому что не в состоянии усвоить его в данный момент. Спросите любого родителя с 10-летним ребенком.

Не создавайте иллюзий общения. Создайте отличное общение, следуя трем императивам:

1. Создайте необходимое, ценное и краткое сообщение.

2. Расположитесь так, чтобы получить необходимую информацию.

3 . Активно и открыто получать информацию.

Л. Б. Адамс — основатель и главный специалист по коммуникациям компании «Практическая драматургия». Ее компания работает с предприятиями и бизнес-профессионалами, чтобы развивать отличные разговоры, используя творческий студийный подход.

Императив стратегической коммуникации

Темы
  • Стратегия
  • Выполнение стратегии
значок подписки Подписаться Разрешения и PDF Поделиться

Твиттер Фейсбук Линкедин

Связь между стратегией и ее реализацией всегда была слабой. Ведущие консалтинговые компании наняли бесчисленное количество MBA для разработки стратегии для своих клиентов. Ученые ведущих бизнес-школ всю свою карьеру разрабатывали схемы, объясняющие, как разрабатывать лучшие стратегии для ведущих компаний. Однако лишь горстка ученых и ряд тактических консультантов, в основном в компаниях по связям с общественностью, боролись с реализацией стратегии в той области, где это важнее всего: ее доведение до множества различных избирателей.

Многие компании применяют тактический, краткосрочный подход к общению с ключевыми заинтересованными сторонами, который не только не является стратегическим, но и может противоречить корпоративной стратегии или даже препятствовать ее реализации. Решение Exxon Corp. в 1989 году хранить молчание в течение нескольких дней после того, как Exxon Valdez сел на мель в проливе Принца Уильяма на Аляске, решение AT&T Corp. навсегда уволить 40 000 сотрудников в первый рабочий день 1996 года, решение финансового директора избежать уведомление высшего руководства о понижении рейтинга акций компании крупным инвестиционным банком и недавнее решение Merck & Co. Inc. подождать, пока на нее не будет оказано давление с целью убрать с рынка Vioxx, его артрит и обезболивающее лекарство, — все это примеры коммуникаций, используемых тактически как часть краткосрочной юридической или финансовой ориентации. Тем не менее, недостаток акцента как академических, так и практиков на стратегическом характере коммуникаций в сочетании с недавними правовыми и нормативными мерами реагирования на корпоративные скандалы (такие как введение в действие Регламента о добросовестном раскрытии информации и Закона Сарбейнса-Оксли 2002 г.) создали стратегическую коммуникацию. императив — все более насущная потребность руководителей в обеспечении того, чтобы их коммуникационная практика непосредственно способствовала реализации корпоративной стратегии.

Мы определяем стратегическую коммуникацию как коммуникацию, согласованную с общей стратегией компании, для улучшения ее стратегического позиционирования. (см. «Основы стратегических коммуникаций»). За последний год мы провели первичное исследование стратегических коммуникаций, проведя более 50 интервью с генеральными и финансовыми директорами, руководителями по корпоративным коммуникациям и отношениям с инвесторами, а также другими представителями дюжины компаний, представляющих различные отрасли, рыночная капитализация и подходы к организации их коммуникационных усилий. Чтобы исследовать концепцию, согласно которой стратегическая коммуникация неразрывно связана с корпоративной стратегией, мы спросили этих руководителей об их коммуникационной стратегии и тактике. Исследование не только указывает на движущие силы, передовой опыт и уроки стратегической коммуникации, но также предполагает, что, когда компании применяют стратегический подход к коммуникациям, коммуникация становится неотъемлемой частью формулирования и реализации стратегии.

Темы
  • Стратегия
  • Выполнение стратегии
Об авторах

Пол А. Ардженти — профессор корпоративных коммуникаций в Школе бизнеса Така Дартмутского колледжа. Роберт А. Хауэлл — выдающийся приглашенный профессор делового администрирования в Tuck School of Business. Карен А. Бек — консультант Boston Consulting Group. Свяжитесь с ними по адресу [email protected], [email protected] и [email protected].

Каталожные номера

1. П.А. Ардженти, «Корпоративные коммуникации» (Нью-Йорк: McGraw-Hill, 2002 г.), 4.

2. «Переход доверия от традиционных авторитетов к равным, данные барометра доверия Эдельмана» (Нью-Йорк: Эдельман США, 2005 г.), www. .edelman.com/news/ShowOne.asp?ID=57.

3. На самом деле появляется все больше свидетельств того, что нематериальные активы влияют на оценку.

Добавить комментарий