Индивидуальные особенности мышления в психологии: Индивидуальные особенности мышления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Индивидуальные особенности мышления — Битрейника

Мышление определяется потребностями человека, его интересами, мотивами, задачами, целями, то есть мышление человека имеет целенаправленный характер, связанный с потребностями и мотивацией конкретной личности.

Индивидуальное мышление человека напрямую связано с его умом, но понятие ума шире: оно включает в себя особенности как мышления, так и других познавательных процессов. Мышление представляет собой переработку информации, совокупность связанных между собой ощущений, мыслей, образов. Как итог, оно даёт нам представление о том, как в природе всё соотносится друг с другом. Мышление – это инструмент ума, одна из его предпосылок. Ум – вместилище знаний, интеллекта, интуиции, особенностей личности (её убеждений, позиции, программы), он определяет способность человека мыслить и решать возникающие задачи.

Воспитание человека, его обучение, избранный вид занятий, предпочтения, своеобразие жизни составляют черты индивидуальных особенностей мышления человека. Важен также возраст, тип высшей нервной деятельности, соотношение первой и второй сигнальной систем. О видах мышления подробнее Вы можете прочитать в нашем блоге:

Два уровня индивидуальных особенностей мышления человека

Индивидуальные особенности мышления человека в психологии анализируются на двух разных уровнях: индивида и личности.

Говоря о человеке как об индивиде, рассматривают определённые нейродинамические характеристики и процессы. Речь идёт о следующем:

  • Как соотносятся первая и вторая сигнальные системы и, соответственно, какой тип мышления, художественный или мыслительный, преобладает.
  • Как протекают нервные процессы: от их силы или слабости зависит скорость получения знаний, умственная работоспособность, чувствительность человека. От их активности или, напротив, инертности зависит и скорость мышления, и его гибкость или, напротив, затрудненность.

К личностным факторам мышления относятся.

1.Установка (операционная и смысловая).

Операционная — это готовность предпринимать какие-то шаги, при этом опираясь на предшествующий опыт и предполагая развитие событий с учётом существующих условий.

Смысловая – установка более высокого уровня. Она выполняет роль своеобразного фильтра, корректирующего операционные установки. Смысловые установки определяют содержание, темп развития, результативность деятельности личности в целом.

2.Мотивы. Они активизируют, структурируют мышление. Значимая мотивация придаёт мышлению ценный личный смысл.

3.Эмоции. Они помогают оценивать информацию, активизировать мышление, сокращать время поиска решения проблемы, генерировать новую информацию. выполняют четыре функции: оценочную, активизирующую, функцию эвристик (приёмов, сокращающих время поиска решения задачи), функцию генератора новой информации.

4.Личный прошлый опыт. Он сконцентрирован в знаниях человека и определяет особенности его мышления. Лишь хорошо структурированные знания превращают человека в интеллектуала и отличают его от дилетанта.

5.Социально-психологические факторы. Так, авторитарность педагогов и родителей порождает стереотипность мышления, отсутствие или низкий уровень креативности. Напротив, паритетность во взаимоотношениях создаёт предпосылки для самостоятельности, критичности, оригинальности мышления, способности учитывать позицию другого человека и, как следствие, для творческой продуктивности.

Основные качества мышления человека

Индивидуальные особенности мышления в психологии, как правило, определяются следующими качествами:

  • Логичность – это умение следовать при рассмотрении вопроса определенной последовательности, т.е. порядку, обусловленному логикой. Это умение размышлять, доказывать правильность или ошибочность умозаключения, проверять ход рассуждения.
  • Глубина мышления (вдумчивость) – это способность находить суть, главное, самое существенное, нередко скрытое. Это способность понимать не видимость, а сущность; составлять представление, исходя из самых разных фактов, понимать в целом, замечать закономерности, понимать причины и предвидеть последствия.
  • Широта мышления – это умение рассматривать проблемы со всех сторон, взаимосвязанно с другими явлениями и в достаточной степени критично, охватывая разные области знаний.
  • Гибкость (пластичность) – умение менять способы решения проблем в условиях меняющихся обстоятельств. Гибкость мышления позволяет рассматривать явления и предметы, отношения и свойства в разных аспектах. Если условия изменяются – гибкое мышление позволяет переструктурировать исходные данные, использовать их относительность. При получении новых вводных планы меняются с их учётом, в результате чего план решения задачи тоже успешно меняется. Это свойство связано с подвижностью мыслительных процессов.
  • Инертность мышления – свойство, противоположное гибкости. Инертное мышление не ищет новых путей, предпочитая воспроизводить то, что уже усвоено и известно, то есть это склонность мыслить шаблонно, когда человек испытывает трудности при необходимости переключиться на другую систему действий.
  • Оригинальность мышления – это умение человека ставить новые вопросы; использовать известный опыт, и одновременно проявлять независимость суждений и находить самостоятельное решение. Самостоятельностью оригинальность мышления предполагает самокритичность (знание своих сильных и слабых сторон). В самостоятельности проявляется и творческий характер мышления.
  • Критичность мышления – это стремление объективно оценивать, применять только проверенные суждения, тщательно проверять возражения перед тем, как их отбросить. Она предполагает умение выявлять достоинства и недостатки рассуждений и доказывать истинность выдвигаемых положений.
  • Быстрота мышления – это скорость, с которой протекают мыслительные процессы. Она проявляется в количестве времени, необходимого для решения задач и в лёгкости при реализации идей. Быстрота мышления особенно важна в критических ситуациях, когда необходимо очень быстро принять решение и начать действовать.
  • Ясность мышления – это простота, искренность, незапутанность при выражении мыслей.
  • Пытливость – это потребность найти наиболее подходящее решение задачи.
  • Остроумие – это способность быстро ориентироваться в материале, находить правильные решения задач.
  • Инициативность – это стремление к поиску и нахождению решения задачи самостоятельно, самыми разнообразными путями и средствами.
  • Оригинальность – это способность генерировать новые идеи, отличающиеся от уже знакомых.

Как индивидуальные особенности мышления, в психологии выделяют также:

  • Темп развития мыслительных процессов, под которым понимают наименьшее количество упражнений, которое требуется для того, чтобы понять и обобщить принцип решения.
  • Экономичность мышления – количество последовательных рассуждений, позволяющее усвоить новую закономерность.
  • Устойчивость – это сохранение ориентира на прежде выделенные важные признаки и общепризнанные закономерности.
  • Осознанность – умение словесно выразить и результат проделанной работы, и приёмы, которые при этом применялись.

Все индивидуальные особенности мышления человека важны для правильной оценки его способностей и знаний. Но основополагающий признак мышления  – умение выявлять главное, самое существенное, чтобы затем, самостоятельно мысля, двигаться к новым обобщениям. Мышление гораздо больше, чем констатация события или факта. Его путь – углубление в суть явления и открытие общего закона развития всех сколько-нибудь однородных явлений, каково бы ни было их внешнее различие.

Познавательные качества мышления носят индивидуальный характер, претерпевают изменения с возрастом, но главное – они поддаются коррекции, их показатели можно и нужно улучшать. Благодаря такому свойству мозга как пластичность, его познавательные функции можно развивать в любом возрасте. Мышление и внимание, память, восприятие можно тренировать ежедневно, с удовольствием и с пользой используя упражнения для развития мышления у взрослых.

Поделиться

FacebookTwitterRedditPinterestLinkedInStumbleUponvKontakte

6. Индивидуальные особенности мышления.

Мышление – очень сложная и многосторонняя психическая деятельность, и характеристика его не может быть простой и однозначной. Так, человек может мыслить с разной степенью обобщенности, в большей или меньшей мере опираясь на восприятие, представления или понятия. В зависимости от этого различают виды мышления, которые характеризуют индивидуальные особенности мышления человека (они были рассмотрены в предыдущем параграфе).

Различия в мыслительной деятельности людей проявляются в разнообразных качествах мышления. Наиболее существенные из них самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота и критичность. Эти качества мышления (или качества ума) становятся своеобразными свойствами личности человека.

Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить нужные решения и ответы, не прибегая к частой помощи других людей. Это не значит, что самостоятельно мыслящий человек не опирается на знания, мысли и опыт других людей. Люди самостоятельного ума сознательно усваивают и творчески применяют опыт и знания других людей. Человек, не обладающий самостоятельным мышлением, ориентируется только на чужие знания и опыт, а при решении различных вопросов и задач опирается исключительно на готовые формулы, шаблонные решения, не стремится находить собственные пути и способы их решения,

Учителю приходится часто сталкиваться с самостоятельным и несамостоятельным мышлением школьников.

Одни учащиеся легко справляются с такими заданиями, как, например, кратко изложить содержание рассказа своими словами, найти путь решения математической задачи нового типа. Другие школьники без помощи учителя или готового образца выполнить подобное задание самостоятельно не могут. Воспитание самостоятельного мышления у учащихся — одна из важнейших задач нашей школы.

Широта ума выражается в познавательной деятельности человека, охватывающей различные области деятельности, в широком кругозоре, разносторонней любознательности. Широкая познавательная деятельность как качество мышления основывается на всесторонних и глубоких знаниях. Воспитание широты ума непосредственно связано с задачей всестороннего развития личности.

Глубина ума выражается в умении проникнуть в сущность сложнейших вопросов, умении — увидеть проблему там, где у других людей вопроса не возникает. Глубокому уму свойственна потребность понять причины возникновения явлений и событий, умение предвидеть их дальнейшее развитие. Развитие глубины ума, как и его широты, обусловливается деятельностью человека, его знаниями, наличием устойчивых познавательных интересов.

Гибкость ума выражается в свободе мысли от сковывающего влияния закрепленных в прошлом опыте приемов и способов решения задач, в умении быстро менять свои действия при изменении обстановки. Ученик, отличающийся гибкостью ума,, умеет в случае необходимости быстро переключаться с одного способа решения задачи на другой, разнообразить попытки решения и вследствие этого быстрее находит новые пути решения задачи. Встречаются ученики с негибким умом. Их мысль инертна (малоподвижна), скованна, они с трудом переключаются на новый способ доказательства, новый способ решения мыслительной задачи, снова и снова возвращаются к закрепленному в прошлом способу решения. Если дети, допустим, решают несколько примеров на сложение, то способ действия у них закрепляется и им трудно сразу переключиться на вычитание. Таких учеников надо специально тренировать на быструю перестройку действия.

Быстрота ума — это способность человека быстро разобраться в сложной ситуации, быстро обдумать и принять правильное решение. Находчивые и сообразительные люди — это люди с быстрым умом. Быстрота мышления зависит от знаний, от степени развития мыслительных навыков, а также от индивидуального темпа мыслительной деятельности, в основе чего лежит обычно большая подвижность нервных процессов в коре головного мозга.

От быстроты ума следует отличать торопливость ума. Человек с таким качеством ума характеризуется отсутствием привычки к длительной и упорной работе. Торопливость ума — это также поверхностность ума, когда человек выхватывает какую-нибудь одну сторону вопроса и не способен рассмотреть его во всей сложности. В школе нередко наблюдаются учащиеся, которые допускают много ошибок только из-за торопливости и какой-то лихорадочной поспешности. Ребята, не продумав вопроса до конца, стремятся ответить на него как можно быстрее. Таких учащихся надо терпеливо сдерживать, призывать не торопиться, а подумать еще.

Встречаются, в школе и учащиеся «тугодумы», с замедленным мышлением. Их часто незаслуженно принимают за неспособных. Качество это часто есть проявление типа нервной системы, но порой и следствие своеобразной лени ума, отсутствия привычки к длительной и упорной- работе и отсутствия удовлетворения от напряженной умственной деятельности. Для ленивого ума самое приятное состояние — поменьше думать, а если необходимость думать и возникает, то учений стремится особенно не утруждать себя этим занятием. В подобном случае необходимо стараться вызвать у ученика интерес к учебному предмету, поощрять хотя бы небольшие его достижения.

Если причина — общая флегматичность ученика, замедленность его реакций, т. е. особенности типа периной системы, то прибегать к специальным приемам для побуждения его к более быстрой работе нужно только в том случае, если замедленность мышления отрицательно сказывается на учении. Вполне допустимо, если у ученика выработается свой индивидуальный стиль умственной работы — пусть несколько замедленный, но зато основательный, солидный.

Критичность ума — это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания как абсолютно верные, непогрешимые и исчерпывающие. И если окажется, что его суждения не соответствует действительности, то он, не колеблясь, отбросит их и будет искать новые пути решения. Великий естествоиспытатель Ч. Дарвин указывал, что он может отказаться от самой любопытнейшей гипотезы, если ей противоречат факты.

Что такое мышление в психологии? 7 Различных типов мышления

Психологический словарь APA определяет мышление как «когнитивное поведение, при котором идеи, образы, мысленные представления и другие подобные гипотетические элементы мысли переживаются или манипулируются». Мышление — это одновременно скрытый и символический процесс, который позволяет нам формировать психологические ассоциации и создавать модели для понимания мира. Это считается скрытым процессом, рассматривающим наши мысли, и процессы, лежащие в основе их формирования, не поддаются непосредственному наблюдению. Это понимается как символическое, потому что мышление оперирует с использованием ментальных символов и представлений («Психологический словарь АПА», nd).

Тремя основными элементами мышления являются понятия, знаки/символы и функции мозга. Понятия — это идеи и понятия, возникающие в уме, когда нам представляют объекты или информацию. Например, если бы мы услышали слово «собака», мы бы подумали не только о животном, но и о понятиях, которые оно представляет (верность, защита и т. д.). Знаки и символы также представляют и часто заменяют реальные объекты или идеи. Красный сигнал светофора, знак опасности, песни, флаги и т. д. действуют как знаки/символы, передающие информацию в наш мозг. Наконец, и самое главное, мозг — это орган, осуществляющий акт мышления. Объекты, язык, знаки и символы в нашем окружении, однажды зарегистрированные нашими органами чувств, интерпретируются в мозгу для создания мыслей.

Способность мыслить и разум – это то, что отличает человеческий род от других видов, в том числе от высших животных. Как вид у людей есть врожденная потребность использовать информацию в окружающей их среде, чтобы бороться со сложными проблемами, с которыми мы сталкиваемся. То, как человек подходит к этим проблемам и ищет решения, во многом зависит от того, как его мозг обрабатывает полученную информацию. Различные способы, которыми наш мозг преобразует эту информацию в мысли, можно понять как Типы мышления .

Перцептивное или конкретное мышление

Перцептивное мышление — это простейшая форма мышления, которая в первую очередь использует наше восприятие — интерпретацию информации, поглощаемой нашими органами чувств, — для создания мыслей. Он также известен как конкретное мышление , потому что наши мысли отражают наше восприятие конкретных объектов, точные интерпретации или буквальное значение языка, а не применение других концепций или идей для расшифровки той же информации.

Маленькие дети сначала начинают смотреть на мир как конкретные мыслители. Они формируют мысли об объектах только тогда, когда объекты присутствуют, а не после того, как они были удалены из окружения малыша. Например, если ребенок играл с игрушкой, у него формируются мысли о размере игрушки, возможно, даже о звуке, который она издает. Когда у ребенка отнимают игрушку, он может сначала плакать, но сразу же перестает думать об игрушке, как только находит другой объект, который привлекает его внимание.

Концептуальное или абстрактное мышление

Концептуальное или абстрактное мышление относится к способности человека формировать мысли об представленной ему информации, используя сложные концепции и идеи. Абстрактное мышление является важным аспектом социальных взаимодействий и общения, поскольку оно позволяет людям изучать невербальные сигналы, понимать юмор, аналогии и другие символические представления. Способность мыслить таким образом обычно развивается в позднем детстве и подростковом возрасте. Абстрактные мыслители также хорошо справляются со стандартными тестами интеллекта.

Абстрактные мыслители способны формировать сложные мысли о теориях, эмоциях и языке. Рассказывание историй — это всеобъемлющий пример абстрактного мышления . Он использует эмоции, риторику, неизвестность и юмор для передачи информации.

Мышление не существует в бинарном виде, т. е. конкретное и абстрактное мышление — не единственные способы обработки информации нашим мозгом. Есть несколько других способов декодирования входных данных из нашей среды, некоторые из которых обсуждаются ниже.

Рефлексивное мышление

Рефлексивное мышление используется, когда мы пытаемся решить сложные проблемы. Для этого наш мозг реорганизует весь наш опыт, относящийся к конкретной ситуации, в попытке связать опыт и идеи, чтобы найти жизнеспособные решения проблем, с которыми мы сталкиваемся. Таким образом, Рефлексивное мышление можно понимать как интроспективный когнитивный процесс.

В рефлексивное мышление, мы размышляем о прошлом опыте и учимся на нем. Например, если человек вышел из дома в 9 утра, чтобы сесть на автобус, но пропустил свой автобус, он, возможно, рассмотрит возможность в следующий раз выйти из дома на пять или десять минут раньше.

Критическое мышление

Критическое мышление — один из самых сложных мыслительных процессов, который требует более высоких когнитивных навыков и способностей, таких как отражение и реконструкция мыслей и переживаний, чтобы мы могли интерпретировать, анализировать, оценивать и делать выводы в целенаправленной саморегулируемой манере, которая является беспристрастной. Критически мыслящие люди должны отделить себя от присущих им предубеждений и систем убеждений, чтобы прийти к истине проблемы.

В эпоху социальных сетей при потреблении онлайн-информации крайне важно мыслить критически. Когда нам предоставляется информация, мы должны с осторожностью относиться к источнику информации, ее объективности и ее потенциальному влиянию на читателей/зрителей, прежде чем мы сформируем мнение по этому вопросу. Если бы мы слепо верили всей поступающей к нам информации, не подвергая сомнению ее подлинность и намерение, мы бы не смогли стать критическими мыслителями и вместо этого стали бы жертвами предвзятости подтверждения.

также читайте: как критически мыслить

Творческое мышление

Американский психолог Б.Ф. Скиннер определил Творческое мышление как способность индивидуального привлечения новых, оригинальных и необычных выводов и предсказаний о своей среде. . Это позволяет людям по-новому интерпретировать свое окружение и находить инновационные решения проблем, связанных с окружающей средой. Это считается одним из наиболее важных компонентов когнитивного поведения, поскольку это полностью внутренний психический процесс. Креативное мышление является неотъемлемым элементом профессионального мира, особенно в области искусства и науки. Способность к творческому мышлению проявляется во всех аспектах жизни, особенно в ситуациях, когда нужно мыслить нестандартно, чтобы решить проблему. Изобретатели, например, являются идеальным представителем творческих мыслителей. Изобретение чего-то нового требует воображения и оригинальности. Идея стиральной машины, которая позволила бы людям сократить трудозатраты и время, затрачиваемое на стирку одежды вручную, является примером творческого мышления.

Дивергентное и конвергентное мышление

Дивергентное и конвергентное мышление считаются типами творческого мышления, которые включают поиск решений проблем путем изучения огромного количества идей и возможностей.

Дивергентное мышление — это процесс, в ходе которого мыслитель изучает бесконечные решения проблемы, чтобы разработать новаторский ответ, являющийся продуктом свободно протекающего, гибкого когнитивного процесса, который создает связи между этими бесконечными решениями. Например, при разработке моделей вмешательства для решения социальных/политических/психологических проблем мы изучаем различные уже существующие модели, достоинства и ограничения таких моделей и их осуществимость, а затем придумываем модель вмешательства, которая заимствует из этих существующих элементов в чтобы создать что-то применимое к нашей среде.

И наоборот, конвергентное мышление представляет собой более целенаправленный процесс, который анализирует набор решений и выбирает из них решение предложенной проблемы. Например, при решении вопросника с несколькими вариантами ответов мы изучаем доступные нам варианты и выбираем тот, который, по нашему мнению, лучше всего отвечает на поставленный вопрос. Конвергентное мышление — это более аналитический процесс, который концентрируется на поиске наилучшего ответа, в отличие от дивергентного мышления, которое побуждает людей идти на творческий риск, который может привести или не привести к желаемому результату.

Линейное и нелинейное мышление

Линейное мышление — тип мышления, при котором информация обрабатывается последовательно; чтобы. Это необходимо при решении задач, требующих пошагового подхода, когда есть четкая начальная и конечная точка. Такой тип мышления наиболее часто используется в аналитических профессиях. Математики и физики используют линейное мышление при выводе или разработке новых теорий или уравнений о Вселенной.

С другой стороны, нелинейное мышление — это тип абстрактного мышления, которое не следует однолинейной последовательности, а вместо этого объединяет идеи и концепции из нескольких источников для решения проблемы.

Мышление имеет основополагающее значение для процессов решения проблем и обучения. Люди должны приобретать соответствующие знания и опыт, чтобы развивать различные типы мышления, упомянутые в этой статье.

Развитие мышления требует, чтобы людям были предоставлены адекватные возможности для участия в здоровой и стимулирующей среде, которая способствует творческому, аналитическому и критическому мышлению. Свобода мысли необходима для развития абстрактного и творческого мышления. В противном случае такое мышление чахнет при наличии узких и ненужных ограничений. Кроме того, понимание языка и понятий, которые он представляет, имеет центральное значение для развития мыслительных процессов. Язык в высшей степени символичен, как и само мышление. Поэтому мы не можем развивать сложные мысли, если не способны расшифровывать символы и образы. Крайне важно, чтобы мы обеспечивали развитие языка с раннего возраста, потому что при отсутствии понимания языка мы рискуем развить дефектные модели мышления, которые могут оказаться вредными.

Способность мыслить конструктивно и творчески ценится в любой профессии. Именно в свете этих знаний мы должны работать над тем, чтобы стать лучшими мыслителями и оттачивать свои навыки с помощью практики и поиска возможностей, которые побуждают нас быть более инновационными, критическими и рефлексивными в своих мыслях.

Ссылки

Американская психологическая ассоциация. (н.д.). Психологический словарь АПА . Американская психологическая ассоциация. https://dictionary.apa.org

Томас, Дж. (2018, 18 февраля). Разница между бетоном и бетоном. Абстрактное мышление . ЛучшеПомощь. https://www.betterhelp.com/advice/self-value

S, R. (2016, 17 августа).  Типы, развитие и инструменты: психология . Обсуждение психологии — обсуждайте все, что связано с психологией. https://www.psychologydiscussion/types-development-and-tools-psychology/2058.

Митрович С. (2021, 4 мая). 7 наиболее распространенных типов и как определить свой . Блог Mindvalley. https://blog.mindvalley.com/types#headline6.

7 самых распространенных типов мышления и как определить свой

Вот забавный факт: Супермен обладает гениальным интеллектом и эйдетической памятью (также известной как фотографическая память). Это означает, что он способен быстро читать, быстро усваивать большие объемы информации и обрабатывать всю эту информацию до мельчайших деталей.

Теперь может быть только один Супермен. Но это не мешает нам обладать некоторой степенью супермозг .

У всех людей есть стандартные типы мышления — на самом деле их семь. И вот где вы можете найти интересную информацию об этом:

  • Какие существуют типы мышления?
  • Типы мышления
  • Как улучшить свое мышление

Зачем вообще это нужно? Это важно, потому что, когда вы сможете определить, к какому типу мышления вы относитесь, вы сможете отточить свои мыслительные способности и раскрыть свой сверхразум.

Итак, погрузитесь в изучение различных типов мышления, как определить свой и как его улучшить.

Типы мышления

Существует семь наиболее распространенных типов мышления:

  1. Творческое мышление
  2. Аналитическое мышление
  3. Критическое мышление
  4. Конкретное мышление
  5. Абстрактное мышление 90 178
  6. Дивергентное мышление
  7. Конвергентное мышление

Путь один человек подходит к проблемам и решениям больше полагается на как мозг управляет и обрабатывает информацию, а не представленные факты. Тип мышления, который они переняли для работы на себя, действительно определяет качество их результатов, результатов и будущего.

Например, как и Супермен, Шелдон Купер из The Big Bang Theory имеет один из самых высоких IQ в поп-культуре и эйдетическую память. Но, столкнувшись с одной и той же проблемой, они оба, скорее всего, подойдут к ней по-разному.

Разум реагирует на свои программы точно так же, как машина. Но разница между вами и машиной в том, что у вас есть сознание, чтобы выбирать, какой исходный код вы хотите ввести.

— Джим Квик, тренер Mindvalley Superbrain Quest

Итак, примите свою лучшую позу «Мыслителя» — давайте углубимся в семь типов мышления.

1. Креативное мышление

Креативное мышление является синонимом «нестандартного мышления». Это способность выходить за рамки устоявшихся мыслей, теорий, правил и процедур. В свою очередь, это позволяет человеку придумывать новые и инновационные идеи, глядя на них с другой точки зрения.

Одним из замечательных примеров творческого мышления является Мики Агравал, инструктор Mindvalley Zero to $100 Million Quest. Она столкнулась с очень распространенными проблемами — проблемами с желудком, проблемами с менструацией и проблемами с дефекацией. И творческие решения, которые придумала эта социальная предпринимательница, привели ее к созданию Wild, Thinx и Tushy.

2. Аналитическое мышление

Те, кто мыслит аналитически, имеют структурированный и методичный подход к решению задач. Это люди с доминирующим левым полушарием мозга, способные брать что-то целое и разделять его на основные части для исследования. Это делает их отличными в решении проблем.

Одним из таких мыслителей является основатель Mindvalley Вишен. Учитывая его положение, аналитические способности пригодятся, когда дело доходит до управления международной компанией. Это особенно верно, когда речь идет о выявлении проблем (помните блокировки?) и их решении.

3. Критическое мышление

Когда дело доходит до критического мышления , человек осуществляет тщательную оценку или суждение.  Это позволяет им определить подлинность, точность, ценность, достоверность или ценность чего-либо. Вместо того, чтобы строго разбивать информацию на части, критически мыслящие люди исследуют другие элементы, которые могут повлиять на выводы.

Возьмем, к примеру, Марка Кьюбана. Его роль судьи в Shark Tank требует от него тщательной оценки каждого рекламного предложения. Он также активно поддерживает людей с таким типом мышления, предсказав в интервью CNBC, что умение критически мыслить « будет более ценным », чем популярные профессии (например, программирование) сегодня.

4. Конкретное мышление

Для конкретного мыслителя речь идет только о практическом мышлении, всегда буквальном и конкретном. В основном они сосредотачиваются на том, что находится перед ними, а не на том, что находится за пределами их поля зрения.

Идиомы, метафоры и аналогии часто выходят из головы. « Идет дождь, мужчины » — они примут это за чистую монету и ожидают буквально увидеть, как люди падают с неба.

Младенцы — отличный пример людей с конкретным мышлением. У них еще не развито абстрактное мышление, поэтому, когда перед ними игрушка, и они видят ее такой, какая она есть. Накройте игрушку одеялом, и младенец подумает, что она исчезла.

5. Абстрактное мышление

Человек, мыслящий абстрактно, способен связывать кажущиеся случайными вещи друг с другом и устанавливать связи, которые другим трудно увидеть.

Их сильная сторона? Скрытые значения вещей и их связь с другими предметами, событиями или переживаниями. Обычно они могут наблюдать вещи как теории и/или возможности. И им часто любопытно, как все соотносится с общей картиной.

Показательный пример: Роберт Лэнгдон из «9 Дэна Браунса».0003 Код Да Винчи . Вымышленный профессор Гарварда может использовать абстрактное мышление, а также свои знания истории искусства и символики для расшифровки различных сложных головоломок в сюжетной линии.

6. Дивергентное мышление

Дивергентные мыслители выбирают путь изучения бесконечного числа решений, чтобы найти наиболее эффективное. Таким образом, вместо того, чтобы начать с заданного количества возможностей и прийти к ответу, они идут настолько далеко и широко, насколько это необходимо, и продвигаются наружу в поисках решения.

Например, если сломался кран, нестандартный мыслитель попытался бы определить, что вызвало неисправность, и рассмотреть все возможные способы ее устранения. Одним из вариантов может быть вызов сантехника, а другим может быть поиск решения в Интернете или поиск видео на YouTube.

Чтобы мыслить такого типа, требуется немного творчества. Таким образом, такие люди, как Леонардо да Винчи, используют этот интеллект, чтобы стимулировать свое воображение и создавать множество идей.

7. Конвергентное мышление

При конвергентном мышлении человек сосредоточится на поиске одного четко определенного результата. Они будут нацеливаться на эти возможности или объединять их внутри, чтобы найти решение проблемы.

Теперь вернемся к тому сломанному крану в качестве примера. Конвергентный мыслитель сразу вызовет сантехника, чтобы все починить. (Или, в случае Шелдона Купера, исправить это самостоятельно.)

Как определить свой тип мышления

Знание того, как вы думаете, позволяет вам понять:

  • Что побуждает вас двигаться и действовать
  • Почему некоторые вещи кажутся вам сложными или скучными, и что вы можете сделать, чтобы улучшить сферы своей жизни, чтобы достичь своих целей
  • Какой самый эффективный способ управления люди
  • Как улучшить командную динамику с коллегами
  • Как стать умнее в отношении личной продуктивности и мышления роста

Это как Джим Квик, тренер Mindvalley Superbrain Квест, говорит: « Нам нужно понять, как работает наш разум, чтобы мы могли работать лучше.

Итак, как бы вы описали свой образ мыслей? Логично? Творческий? Рациональный? Или вы мыслите абстрактно?

Если вы не уверены, существуют тесты, которые помогут определить ваш стиль мышления. Вы также можете использовать «структуру типов мышления», которая поможет вам составить ее карту.

Структура типов мышления

Этот подход был разработан Марком Бончеком и Элисой Стил. По их словам, люди, как правило, имеют типичную площадь фокус на идеях, процессах, действиях, или отношениях с ориентацией на общей картине или деталях.

Структура типов мышления

Вот двухэтапное объяснение того, как читать структуру типов мышления.

Шаг 1: Фокус

Подумайте, на чем вы обычно сосредотачиваетесь больше всего. Это похоже на то, когда вы думаете о просмотре фильма — вы предпочитаете боевик, романтику, драму или тайну?

Один из способов по-настоящему отточить это спросить себя, о чем вы думаете в первую очередь, когда просыпаетесь утром. Вы думаете о…

  • Проблемы, которые нужно решить?
  • Планы, которые вам нужно составить?
  • Что нужно предпринять?
  • Люди, которых вам нужно видеть или управлять?

Эти ответы помогут вам определить, какой из четырех ключевых областей вы уделяете больше всего внимания — идеям, процессам, действиям или отношениям. Речь идет не о том, чтобы выбрать что-то одно, а о том, на что естественным образом сфокусируется ваш «стандартный» фокус.

Шаг 2: Ориентация

Теперь обратите внимание на то, смещается ли ваше внимание в сторону микро (детали) или макро (общая картина).

Хороший способ определить эту ориентацию — подумать о том, что обычно беспокоит вас на собраниях. Так что спросите себя, когда вы более склонны к демотивации, когда вещи слишком детализированы или когда они слишком общие и недостаточно конкретные.

Micro (подробности):

  • Экспертное мышление — это достижение объективности и понимания
  • Мышление оптимизатора направлено на повышение производительности и эффективности
  • Мышление производителя направлено на достижение завершенности и импульса
  • Мышление тренера направлено на развитие людей и их потенциала

Макро (общая картина):

  • Мышление исследователя направлено на генерирование творческих идей
  • Мышление планировщика связано с проектированием эффективных систем
  • Мышление активизатора связано с мобилизацией людей на действия
  • Мышление связующего связано с построением и укреплением отношений

С помощью этой двухэтапной схемы ваш тип мышления становится очень полезным инструментом — социальной валютой, если хотите — тем, что вы можете использовать в своих интересах, чтобы двигаться к своему высшему я.

Как улучшить свои мыслительные навыки

Независимо от того, какой тип мышления вам нравится, есть несколько отличных методов взлома мозга для улучшения ваших мыслительных навыков.

Будучи экспертом в области мозга, Джим Квик рекомендует тест F.A.S.T. метод.

  • Штат . Это текущее настроение вашего ума и вашего тела. Джим подчеркивает, что ключом к лучшей долговременной памяти является « информации в сочетании с эмоциями. ”Например, мы склонны ассоциировать определенные песни с определенными воспоминаниями.

    « Все обучение зависит от состояния, », добавляет он. » Если вы хотите узнать больше, контролируйте свое состояние.

    Итак, когда вы берете на себя ответственность за что-то, например, за то, что вы чувствуете, у вас есть возможность улучшить свое состояние. И это важно, вы не находите?

  • Научить . Если вы хотите научиться чему-то быстрее, учите это так, как вы бы научили этому кого-то другого.

Добавить комментарий