5.6. Основные формы поведения животных.
Под поведением имеют в виду определенным образом организованную деятельность, осуществляющую связь со средой.
Как уже говорилось, у человека внутренний план деятельности отделен от поведения, а у животных психика и поведение образуют единство.
В большом многообразии различных конкретных актов поведения обычно различают три основных типа: инстинктивное поведение, навыки и разумное (интеллектуальное) поведение.
Только раскрыв их взаимосвязи и взаимопереходы, можно понять их истинную природу и подлинные пути их развития. Рассмотрим коротко каждый из этих типов поведения.
Прежде
всего необходимо отметить, что развитие
психологически различных форм поведения
— есть результат борьбы двух противоположных.
внутренне противоречивых тенденций
наследственности и изменчивости.
Инстинкты. Под инстинктами обычно понимают действия или более или менее сложные акты поведения, которые появляются как бы готовыми. независимо от научения, индивидуального опыта. будучи наследственно закрепленным продуктом филогенетического развития.
В инстинктивных действиях преобладает фиксированность за счет подвижности, для них характерна стереотипичность, т. е. различные инстинктивные акты поведения у различных индивидов (одного вида) остаются в основном в рамках одной общей им структуры. Например, птенцы, вылупившиеся в инкубаторе, никогда не видевшие, как их родители строят гнезда, всегда строят в основном гнезда такого же типа, что и их предки.
Инстинктивные действия отличаются большой целесообразностью, т. е. приспособляемостью к жизненно важным для организма ситуациям. Однако они совершаются без осознания цели, без предвидения результата — чисто автоматически.
Основными механизмами, посредством которых осуществляется инстинктивное поведение, являются рефлексы (безусловные). На основании этого была сделана попытка свести инстинкт к рефлексу, определив его, как цепной рефлекс.
Эта попытка несостоятельна по ряду причин. Прежде всего, потому, что как форма поведения инстинкт предполагает определенную «мотивацию» (потребность), которой он определяется или регулируется. Такая мотивация или потребность проявляется, прежде всего, в определенном состоянии организма, действиями физиологии (поиск пищи, действие половых желез и т. п.).
Итак, инстинктивное поведение характеризуется: а) специфическим способом его мотивации и б) специфическим механизмом его выполнения
ИНСТИНКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — ЭТО СЛОЖНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ИСХОДЯЩЕЕ ИЗ ОРГАНИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ (биологических потребностей) И ВЫПОЛНЯЕМОЕ ПОСРЕДСТВОМ ПЕРВИЧНО АВТОМАТИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ.
Надо отметить, что, отличаясь от индивидуально изменчивых форм поведения (навыка и интеллекта), инстинкт теснейшим образом связан с ними. В поведении животного, взятом в конкретной его реальности, обычно функционируют в единстве разные формы поведения.
Например, навык может функционировать внутри инстинкта. Точно так же внутри инстинкта могут функционировать элементы интеллекта. (Клевание у цыпленка — инстинктивный механизм, готовый к моменту рождения; но вначале цыпленок клюет зерна и маленькие камушки, бисер и т.д. Лишь затем он научается отличать зерна и клевать только их.
Если говорят об инстинктах человека (пищевом, сексуальном и др. ), то эти инстинкты коренным образом отличаются от инстинктов животных. Недаром для их обозначения вводят новый термин — влечения.
В индивидуально-изменчивых формах поведения различают навыки и интеллект.
Навыки. Под навыком подразумевают такие новые реакции и действия, которые возникают на основе научения и индивидуального опыта и функционируют автоматически.
Навыки, как и инстинкты, имеются на разных ступенях развития, и на каждой ступени развития они более или менее отличаются друг от друга.
Различный характер навыка существенно зависит, прежде всего, от двух условий: во-первых, от того, как воспринимается ситуация, в которой вырабатывался навык; во-вторых, от организации самого действия, от более или менее фиксированного или подвижного характера навыка.
Навык — «историческое» понятие. На разных ступенях развития он имеет различное содержание. На низших ступенях развития навык по своей слепоте мало чем отличается от самого слепого инстинкта. Но там, где действие направляется дифференцированным восприятием ситуации, и навык приобретает нешаблонный характер, он приближается к разумному действию.
В последнем случае (когда ситуация воспринимается животным дифференцированно) интеллект существует как бы внутри навыка, и в то же время, на последующих ступенях развития, где доминирует интеллект, навык функционирует как бы внутри интеллектуального действия. Как правило, всякое интеллектуальное поведение включает в себя и навыки.
При всем взаимопроникновении навыка и интеллекта, также как навыка и инстинкта, они, вместе с тем, и существенно различны.
Между навыком и интеллектом существует не только различие и единство, но и прямая противоположность, внутреннее противоречие. Развитие интеллекта невозможно без того, чтобы не был сломлен первичный автоматизм.
Интеллект. Зачатки интеллекта закладываются у животных в рамках инстинктивного поведения. С развитием интеллектуальной деятельности вариативность, пластичность поведения существенно увеличиваются.
«Разумным» действием. в очень широком смысле слова., можно назвать всякое действие, которое находится в соответствии с объективными. существенными для данной ситуации условиями.
Однако способность дифференцировать предметы в ситуации и реагировать на их соотношения — является, по-видимому,
ЯДРО ЖЕ СОБСТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА СОСТАВЛЯЕТ СПОСОБНОСТЬ ВЫДЕЛИТЬ В СИТУАЦИИ ЕЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ ДЛЯ ДЕЙСТВИЯ СВОЙСТВА В ИХ СВЯЗЯХ И ОТНОШЕНИЯХ И ПРИВЕСТИ СВОЕ ПОВЕДЕНИЕ В СООТВЕТСТВИЕ С НИМИ.
Выделять же эти существенные свойства и устанавливать реальные зависимости можно, только изменяя ситуацию, т. е воздействуя на нее. Интеллект, в специфическом смысле слова, развивается у человека в ходе исторического развития на основе труда; при этом интеллектуальная деятельность выступает во взаимосвязи со специфической мотивацией в виде познавательной формы интереса к окружающему.
Общие выводы. В итоге анализа инстинкта навыков и интеллекта как трех различных по своей психической природе типов поведения можно сказать, что:
1. Инстинкт, навык, интеллект НЕ ОБРАЗУЮТ КАЖДЫЙ ОСОБОЙ СТУПЕНИ В РАЗВИТИИ ПСИХИКИ И ПОВЕДЕНИЯ. На одной и той же ступени, у одного и того же индивида могут сосуществовать различные типы поведения.
2. На разных ступенях развития ОДИН И ТОТ ЖЕ ТИП ПОВЕДЕНИЯ НЕ ОСТАЕТСЯ ОДНИМ И ТЕМ ЖЕ. В процессе развития над более элементарными формами поведения «надстраиваются» новые и, вместе с тем, перестраиваются старые.
3. На каждой ступени развития ИМЕЕТСЯ ОДНА ВЕДУЩАЯ, НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНАЯ ФОРМА ПОВЕДЕНИЯ, остальные, поскольку они уже сформировались, строятся на ее основе и функционируют как бы внутри нее.
Экология: биология взаимодействия. 6.19. (дополнение) Механизм поведения человека как результат эволюции механизма поведения других животных
Українська мова (найновіша версія) / Русский язык (обновление прекращено)
6.19. (дополнение) Механизм поведения человека как результат эволюции механизма поведения других животных
Мы ещё ушли совсем немного
от родни с мохнатыми боками,
много наших чувств — четвероного,
а иные — даже с плавниками.
Игорь Губерман
Современная биология рассматривает сложные адаптации организмов как результат эволюции. Механизмы, управляющие человеческим поведением, появляются как результат эволюции механизмов поведения других животных. К сожалению, изучение поведения человека отдано у нас на откуп гуманитариям («человековедам»), которые не понимают (и, в большинстве случаев, принципиально не хотят понимать) биологию, и поэтому рассматривают поведение человека как нечто принципиально отличающееся от поведения других животных. Кстати, сама формулировка «других животных» является сильным негативным раздражителем для типичных гуманитариев… Сравнение поведения человека и других животных, при котором внимание обращают на их сходные особенности, в гуманитарном дискурсе называют «биологизаторством». Анализ «высших» форм поведения у других животных переносят относительно спокойно (поскольку считают, что к человеку это отношения не имеет), а изучение «низших», врожденных форм поведения у человека воспринимается (совершенно безосновательно) как атака на человеческое достоинство.
Обсуждение преемственности механизмов поведения человека по отношению к таковым его родственников нужно, конечно, далеко не только для вразумления гуманитариев. Как мы указывали ранее (см. пункт 1.13), объяснение свойств биосистем коренится в их предыстории. Естественнонаучный взгляд на человека нуждается в понимании причин, а, значит, и предыстории становления человеческого поведения. Для понимания его особенностей необходимо рассмотреть эволюцию поведения других животных.
Поведение — один из механизмов адаптации животного к среде. Характерное для вида строение организма (его морфология), его функции (физиология) и его поведение образуют целостную приспособительную систему. В этой системе поведение — самый лабильный элемент. Поведением животных управляет их нервная система (а на функционирование нервной системы существенное влияние оказывает эндокринная). Механизмы, управляющие поведением, с точки зрения их сложности могут быть выстроены в определенный ряд. С помощью надстрочных индексов покажем три группы, между которыми мы распределим элементы этого ряда:
Простые рефлексыI — Инстинкты (управление ФКД)I —
— Ассоциации (условные рефлексы)II — Импринтинг II — Запоминание и учет индивидуального опытаII —
— Элементарные когнитивные процессыIII — Когниция (рассудок)III.
К группе I относятся врожденные механизмы поведения. К группе II — приобретенные. Механизмы группы III, когнитивные механизмы, естественно, также являются приобретенными, но в силу необычности своего механизма (использования создаваемой в психике модели действительности) заслуживают особого статуса. В этом ряду каждый следующий элемент требует все более сложной неврологической базы. Вероятно, в ходе эволюции формы поведения, стоящие в начале приведенного ряда, появлялись раньше последующих. Однако у продвинутых видов могут сохраняться как «низшие», так и «высшие» формы поведения. Приобретенные и когнитивные механизмы развиваются на врожденной базе.
Простые рефлексы могут управляться рефлекторной дугой, состоящей всего из двух нейронов: чувствующего и двигательного (хотя обычно между входом и выходом рефлекторной дуги есть более-менее сложная система вставочных нейронов). Простые рефлексы широко распространены среди разных животных, включая человека. Классическим примером простого рефлекса человека является коленный рефлекс.
Основой поведения многих животных являются инстинкты. Понятие инстинкта является очень давним. Еще в III веке до нашей эры философ-стоик Хрисипп применял его для описания поведения животных. Говоря об инстинктах, обычно имели в виду врожденные наклонности животных, которые определяют их поведение. Классики этологии Конрад Лоренц и Нико Тинберген (получившие вместе с Карлом Фришем в 1973 году Нобелевскую премию за создание основ этой науки) рассматривали инстинкт как видоспецифичную последовательность действий, которая запускается при определенных условиях и направлена на удовлетворение той или иной потребности.
«Инстинкт — временная морфоструктура животного, которая закономерно появляется в потоке действий животного в специфической для него социальной ситуации». К. Лоренц.
Инстинкт — «иерархически организованный нервный механизм, который отвечает на определенные предлагаемые и разрешающие импульсы (внешние и внутренние) полностью координированными, жизненно важными и свойственными виду движениями». Н. Тинберген
Важной характеристикой инстинкта, по Лоренцу и Тинбергену, является его автоматизм. В типичном случае инстинкт представляет собой определенную последовательность действий, которая реализуется как единое целое. Лоренц назвал эту последовательность действий «наследственной координацией», а Тинберген — «фиксированной формой действия» — ФФД (часто используется также понятие «фиксированный комплекс действий» — ФКД, который мы будем использовать далее). Инстинктивное поведение удовлетворяет определенную потребность. В специфической ситуации внешние или внутренние стимулы (или релизеры — сигналы, высвобождающие специфическую энергию инстинктивного действия) приводят к тому, что соответствующая потребность актуализируется и формирует мотивацию, которая управляет поведением животного. Мотивация запускает соответствующий ФКД, фиксированный комплекс действий. Таким образом, инстинкт — это система управления ФКД, состоящая из механизма его запуска и осуществления. Он может быть представлен в виде следующей цепочки:
(Потребность + Стимул) —> Мотивация —> ФКД.
Многие хозяева собак, содержащие их в квартирах, могли наблюдать, как собаки «зарывают» в углу комнаты какое-то лакомство (к примеру, кость) про запас. Собака выбирает укромный угол, кладет то, что она хочет спрятать, на пол… и начинает действовать как робот. Она нагребает мордой отсутствующую почву на лакомство, которое прячет. Ее движения вполне ловкие; очевидно, что, если бы она имела дела с рыхлой землей или листвой, она эффективно спрятала бы свой запас. Механически выполнив эти действия, собака отходит в сторону и ведет себя так, как будто ее «клад» надежно спрятан (хотя он лежит на виду). На фоне привычно адекватного поведения домашнего животного такие действия кажутся зловеще автоматичными, какими-то неодушевленными. Дело в том, что ситуация прятания несъеденной пищи запускает у собаки ФКД, отточенный многими поколениями волков, маскировавших остатки своей добычи. После того, как ФКД был запущен, он реализуется как единое целое.
Инстинктивное поведение является отточенным механизмом воспроизведения того способа действий, который приносил успех предкам данной особи. Однако поведение большинства животных требует наличия и иного механизма, который позволял бы учитывать конкретные особенности той среды, где находится данный индивид. Это — различные механизмы врожденного поведения.
Так, поведение гидры управляется рефлексами (например, сжатия в ответ на прикосновение) и инстинктами (хватания добычи, перемещения «кувырканием» и т.д.). Однако если течение воды будет раз за разом прикасаться к телу гидры веточкой водного растения, рефлекс сжатия окажется подавлен. Это — форма учета локального опыта.
Условные рефлексы (ассоциации) были открыты Иваном Петровичем Павловым, получившим в 1904 году Нобелевскую премию. Простые условные рефлексы — это установление ассоциации (связи) между безусловным и нейтральным стимулами. Так, в классическом опыте Павлова собаки устанавливали связь между пищей и звуковым сигналом. Сложные комплексы ассоциаций обеспечивают динамические стереотипы. Динамические стереотипы отличаются от ФКД тем, что развиваются на основе обучения и благодаря этому демонстрируют несравненно большую гибкость.
Импринтинг был открыт К. Лоренцем. Это — закономерное запоминание ключевого образа, которое происходит на определенном этапе онтогенеза. К примеру, новорожденному детенышу птицы или млекопитающего надо запомнить характерные особенности своей матери. Он рождается готовым воспринять соответствующий образ и сохранить его на всю жизнь. В детстве этот образ будет способствовать правильному взаимодействию с родителями, позже — опознаванию сородичей и потенциальных партнеров.
По мере усложнения механизма индивидуальной памяти растет его возможное значение. Приведем еще два примера.
Дорожная оса Pompilus охотится на пауков, и на тарантулов в том числе. Самка парализует тарантула, нанося точные уколы жалом в нервные центры паука. Потом самка роет норку, закладывает туда паука и откладывает на него яйцо. Личинка поедает паука заживо, окукливается и со временем выходит из норки, отправляясь на поиски партнера для размножения, а самки — еще и новых пауков. Поведение осы во время схватки с пауком управляется инстинктами. Натренировать его методом проб и ошибок невозможно — любая ошибка приведет к гибели осы. Передать опыт посредством обучения тоже невозможно, хотя бы в силу того, что оса никогда не видит своих родителей. Программа борьбы с пауком — инстинкт, отточенный множеством поколением ос. Не забывайте: все матери каждой осы являются победителями в своих схватках с пауками; всем им удалось обезвредить своих жертв и отложить на них яйца, из которых успешно вывелись их потомки. Но в поведении осы есть и приобретенные элементы. Убив паука, оса прячет его в укромном месте и роет норку. Возвращается за пауком (оса помнит, где его спрятала) и перетаскивает его к норке (оса помнит, где ее вырыла).
Отразим изложенное на схеме, поясняющей механизм управления поведением у большинства животных (рис. 6.19.1). Простые рефлексы на этой схеме не показаны (они подразумеваются, но не отражены особо, чтобы не загромождать рисунок). Основой поведения является поясненная выше схема (Потребность + Стимул) —> Мотивация —> ФКД. Настройка поведения с учетом локальных особенностей среды обеспечивается приобретенным поведением — ассоциациями. Поведение организма является способом воздействия на среду и управляется средовыми воздействиями и внутренними связями.
Рис. 6.19.1. Механизмы, обеспечивающие поведение большинства животных (относительно простое поведение, основанное, в первую очередь, на врожденных механизмах)
Совершенствование механизмов учета индивидуального опыта открывает путь к построению в психике более-менее полной модели важных для животного аспектов действительности. Как и в случае импринтинга, память дорожной осы сохраняет совершенно определенные образы, к сохранению которых она подготовлена. Однако таких образов может быть несколько (в типичном случае оса последовательно обездвиживает и закладывает в норки несколько пауков). По мере совершенствования механизма памяти расширяется количество удерживаемых в ней образов и растет их разнообразие. Взаимодействуя с биотопической субсредой, животное создает в психике «карту» местности; для успешной адаптации в биоценотической среде необходимо запоминание множества признаков, характеризующих представителей других видов, их привычек и типичных проявлений; успех в популяционной среде может быть связан с запоминанием индивидуальных особенностей сородичей и истории взаимодействия с ними.
Хотя приобретенное поведение обходится «дороже» (требует более развитой нервной системы и больших затрат энергии на ее развитие и функционирование), оно оказывается более гибким и сложным. При определенных условиях развитие сложной нервной системы, которая способа обеспечивать выработку гибкого приобретенного поведения, оказывается оправданным. Обратите внимание: для развития приобретенного поведения необходима врожденная основа, прежде всего — обеспечивающая такое поведение нервная система!
Отбор, совершенствующий способность к развитию приобретенных форм поведения, будет действовать в сложной и изменчивой среде. Узкоспециализированные виды, скорее всего, будут оттачивать оптимальное для них поведение особей на врожденной (более надежной и экономной) основе. Особенно способствует усложнению поведения образ жизни видов-оппортунистов (лат. opportunus — удобный, выгодный; видов, особи которых способны реализовывать разные формы поведения в зависимости от тех возможностей, которые открываются для них в разнообразной среде). Совершенствование поведения особей таких видов приводит к построению в их психике вначале фрагментарных, а потом все более развитых моделей среды.
Например, животные, осваивающие определенную территорию, запоминают расположение ориентиров на ней и перемещаются намного увереннее, чем по незнакомой местности. В зависимости от сложности их психики освоение территории может быть связано с разными механизмами. Слоновый прыгунчик (отряд Macroscelidea) выстраивает сложную систему динамических стереотипов, позволяющих с высокой скоростью перемещаться от ориентира к ориентиру на его индивидуальном участке. В группе слонов самка-лидер на основании опыта своей долгой жизни выстраивает представление об особенностях региона своего обитания и руководит кочевками в зависимости от погоды и потребностей группы. Вероятно, в последнем случае память о многих ориентирах оказывается связаной с неким внутренним аналогом «карты» (или GPS, геопозиционированной системы). Последний случай оказывается переходным к третьей группе механизмов поведения — когнитивным.
Животные со сложным поведением, находящиеся, например, на уровне врановых птиц или млекопитающих отряда Хищные, демонстрируют способность к тому, что Леонид Викторович Крушинский назвал элементарными когнитивными (или рассудочными) процессам. Дело в том, что по мере усложнения модели действительности, формируемой в психике животного, появляется возможность прогнозирования будущих событий на основании этой модели. Способное к такому прогнозированию животное будет реагировать не на стимулы, отражающие уже происшедшие события, а на предсказания, полученные с использованием созданной в их психике модели. Рассмотрим достаточно простой пример: способность к экстраполяции.
Животному сквозь щель в ширме показывают приманку (характерную для него пищу). Щель должна быть такой, чтобы через нее завладеть приманкой было невозможно. После того, как животное увидело привлекательный для него объект, приманка смещается вправо или влево. Если животное способно экстраполировать движение интересующего его объекта, оно будет обходить ширму с той стороны, в которую переместилась приманка. Если исследуемое существо не способно к экстраполяции, оно будет обходить ширму с какой-то одной стороны (более удобной, или той, с которой когда-то удалось получить пищу). Выясняется, к примеру, что ежи неспособны к экстраполяции движения интересующих их объектов, а черепахи — способны. Что означает способность к экстраполяции? Наличие в психике модели, позволяющей прогнозировать результат невидимого для животного перемещения объекта.
В появлении у животных способности к моделированию нет ничего чудесного; такая способность является логичным результатом эволюционного усовершенствования врожденных форм поведения и развивающихся на их основе приобретенных форм. Моделирование окружающей среды средствами психики открывает перед животными потенциальные возможности для дальнейшего усложнения поведения.
На рис. 6.19.2 показан механизм управления поведением у животных, способных к элементарным когнитивным функциям. Эта схема является результатом усложнения механизма, показанного на рис. 6.19.1. Сравнивая их, можно увидеть, что к механизмам управления поведением добавился еще один «этаж». Животные, способные к сложным формам поведения, вступают в разнообразные отношения с сородичами. Их поведение является результатом приспособления не только к биотопической и биоценотической, но и к внутрипопуляционной субсреде (см. пункт 5.04).
Рис. 6.19.2. Механизмы, обеспечивающие поведение высокоразвитых животных, способных к элементарным рассудочным функциям
Настало время обсудить особенности поведения человека. Какие из перечисленных механизмов проявляют себя в его поведении?
Простые рефлексы у человека есть, но в целом они определяют относительно небольшую часть его внешних проявлений.
Инстинктов, как механизмов управления ФКД у человека нет. Впрочем, научная традиция (в том числе, даже гуманитарная) использует для описания поведения человека понятие «инстинкт». Дело в том, что классическая трактовка инстинктивного поведения Лоренцем и Тинбергеном не является единственно возможной.
«Инстинкты по своей природе не являются чем-то смутным и неопределенным, а представляют собой специфически организованные мотивирующие силы, которые значительно раньше того, как оказаться в сознании, и затем, независимо от степени осознавания, преследуют свои унаследованные цели. Следовательно, они являются весьма близкими аналогами архетипам, фактически такими близкими, что существуют серьезные основания предполагать, что архетипы представляют собой бессознательные образы инстинктов, другими словами, что они представляют формы (patterns) инстинктивного поведения». К. Г. Юнг.
Инстинкты, как врожденные мотивации, о которых говорит Карл Густав Юнг, у человека есть. Но чем отличаются инстинкты в понимании Юнга от инстинктов в понимании Лоренца и Тинбергена? Отсутствием последнего этапа их реализации, ФКД. Почему из цепочки (Потребность + Стимул) —> Мотивация —> ФКД исчезает последнее звено? Этот последний этап инстинктивного поведения у человека редуцировался, чтобы уступить свою роль иному, более мощному и гибкому механизму — когниции. Когниция у представителей нашего вида достигает недоступной для всех остальных видов сложности. Мы формируем и поддерживаем в нашей психике сложную модель действительности. Формирование когнитивных механизмов человека тоже оказывается весьма необычным. Врожденные механизмы психики формируются под воздействием наследственной программы (естественно, в том случае, если развитие происходит в нормальной для данного вида среде). Приобретенные механизмы поведения формируются на основе врожденных структур, которые начинают правильно функционировать вследствие определенного влияния среды. Например, импринтинг обеспечивается благодаря наличию наследственно обусловленных структур в нервной системе, которые в определенный момент времени способны вычленить из потока внешних сигналов тот стимул, который приобретет исключительное значение для многих инстинктивных программ, и запомнить этот стимул на всю жизнь. Рассудок формируется под влиянием культуры, поддерживаемой определенным социумом. Само возникновение сложной культуры — следствие нашей способности к культурному наследованию (см. предыдущий пункт). Культурная среда (см. пункт 5.04) оказывает мощное влияние на формирование психики индивида.
Итак, типичные инстинкты (по Лоренцу и Тинбергену) у человека редуцируются, теряя свой последний (ключевой для остальных видов) элемент и превращаются в то, что называл инстинктами Юнг. По нашему мнению, корректнее было бы говорить о врожденных мотивациях или, еще лучше, врождённой системе мотивации поведения (ВСМП).
Как соотносятся рассудок человека и его мотивации? Рассудок — инструмент адаптации, который служит для решения задач, определяемых мотивациями. Многие из нас наблюдали ситуации, когда конкретный человек обращает свой мощный интеллект на решение весьма странных для стороннего наблюдателя задач. Очень часто эти задачи оказываются связанными с репродуктивным или иерархическим поведением, т. е. относятся к сферам, где у человека сильны врожденные поведенческие механизмы. Так проявляет себя ВСМП, которая ставит рассудку задачи, которые он будет решать. Справедливость требует сказать, что в ряде случаев мы можем наблюдать и противоположную ситуацию, когда в поведении человека проявляются вполне рациональные мотивации. Значит, связь между мотивациями и рассудком носит двусторонний характер.
В типичном случае когнитивный контроль не формирует новые мотивации, а модифицирует действие имеющихся, врожденных. Поведение одного человека подчинено его непреодолимому желанию стать руководителем, другого — маниакальному стремлению повысить индекс Хирша, третьего — острой мечте заполучить большой красный спортивный автомобиль. Можно обсуждать властолюбие одного, «хиршеманию» другого и приобретательство третьего. Более внимательный наблюдатель поймет, что энергию этим желаниям дает врожденная мотивация повышения иерархического статуса.
Полезно обращать внимание на проявление в нашем поведении действия врожденных мотиваций. Главный признак этого для внешнего наблюдателя — иррациональность поведения. Для самого субъекта иррациональность его действий не заметна (его рассудок рационализирует все странные поступки и даст им вполне логичные объяснения). Однако и сам человек может обратить внимание на несколько характерных маркеров в собственном поведении. Это эмоциональность (особенно плохо контролируемая), не допускающая сомнений уверенность в чем-то (снаружи это проявляется как безапелляционность суждений и предвзятость), придание особой важности отдельным деталям (символам и т.п.), не допускающая иронии истовая серьезность, несоответствие своих представлений о причинах своего поведения оценкам внешних наблюдателей.
Удивительной особенностью модели действительности, создаваемой рассудком человека, оказывается то, что эта модель включает в себя самого этого человека (этот феномен называется рефлексией). Человек отождествляет себя с конструируемым им самим образом «я». Следует отметить, что адекватность этого образа в типичном случае оставляет желать лучшего. Рассудок в типичном случае «не видит» управляющих им врожденных механизмов. Мысль о том, что на поведение человека влияют врожденные мотивации, вызовет протест и обвинения в необоснованном «биологизаторстве»…
Этот, третий этап усложнения механизма управления поведением отражен на рис. 6.19.3. Механизм управления ФКД исчез, врожденные мотивации остались (хотя система мотиваций испытывает влияния со стороны рассудка). Циклопически разросшийся рассудок формирует модель действительности, частью которой является образ «я». Врожденный механизм целеполагания в этой модели отсутствует, хотя те цели, для достижения которых используется рассудок, ставит в значительной степени именно неосознаваемая ВСМП.
Рис. 6.19.3. Механизмы, обеспечивающие поведение человека
Редукция последнего звена в реализации инстинктивного поведения связана вовсе не с тем, что «низшие» механизмы поведения плохо сочетаются с «высшими». Во многих случаях «низшие» механизмы позволяют быстрее и экономнее решать рутинные поведенческие задачи. Однако эволюция, направленная на повышение гибкости поведения, плохо сочеталась с жесткостью ФКД. Сделать реализацию инстинктивного поведения гибкой — очень сложная задача; проще оказалось отключить ФКД и передать рассудку управление поведением, определяемым мотивациями (в том числе — теми, которые остались от частично редуцированных инстинктов).
Используя описанный подход, мы можем продвинутся в понимании нескольких актуальных проблем.
Почему инстинкты человека, в отличие от инстинктов других животных, допускают рассудочный контроль своей реализации? Абрахам Маслоу, известный исследователь структуры потребностей человека, на этом основании отрицал наличие у человека инстинктов… В свете сказанного, причина понятна. У нашего вида редуцирован последний элемент типичного инстинктивного поведения, тот самый, который обеспечивал поражающую автоматизмом реализацию инстинктивного поведения. Человеческие «инстинкты» (врожденные мотивации) проявляют себя иначе: как непонятно откуда возникающие чувства, удивительно появляющиеся желания, незаметные для самого рассудка цели, на реализацию которых обращается вся интеллектуальная мощь человека. Естественно, именно эти врожденные мотивации составляют основу «подсознания» по З. Фрейду (в рамках современного понимания лучше говорить не о «подсознании», а о «бессознательном» или о «неосознаваемых психических процессах»).
Принципиальное различие между действительными механизмами управления поведения человека и его представлениями о собственном «я» порождают массу нестыковок, от которых приходится защищаться с помощью механизмов рационализации, вытеснения и агрессивного отрицания. Действия, основанные на неадекватной оценке человеческой природы, раз за разом заканчиваются неудачей. Естественно, для большинства людей типично в этих неудачах винить не неадекватность собственных моделей, а происки злых сил или врагов.
Следствием защитных механизмов, не дающих рассудку увидеть природу руководствующих им мотиваций, является то, что многие вдумчивые люди значительно лучше понимают мотивы поведения других людей, чем свои собственные.
«И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно?
Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего».
Евангелие от Матфея, глава 7, стихи 3-5
Процитированный фрагмент указывает на возможность «найти бревно в своем глазу», то есть признать наличие в своей психике «невидимой» для собственного рассудка ВСМП и начать увлекательный процесс ее отслеживания и понимания. В конечном итоге, такое понимание может привести к расширению свободы самого человека благодаря контролю (и, при необходимости, модификации действия) ранее неосознаваемых психических механизмов. Необходимое условие такого самопознания — отказ от эгоцентричных предубеждений и страха перед «биологизаторством». Непредвзятый анализ нашего поведения позволит увидеть не только его эволюционную обусловленность и преемственность по отношению к поведению других животным, но и его уникальность. Не понимая самих себя, мы сочетаем слепую реализацию собственных биологических программ с отрицанием их существования. Продвинувшись в понимании себя самих, мы сможем лучше реализовывать свои ценности.
Дополнительные материалы:
Лекция об иррациональности 10 июня 2014
Колонка: Стратегии, которые мы не осознаём
Колонка: Чудо самоотражения
Колонка: Цельная модель бытия
Колонка: Ориентация по внутренней карте
Колонка: Рефлекс и я
Колонка: Что управляет нашим поведением?
Колонка: Корни личности
Колонка: Ненадёжные инстинкты, или Почему среди людей встречаются плохие матери
Колонка: Кредо зоолога, или Чему мы можем научиться у собственной животной природы?
Теория инстинктов (в психологии) | Практическая психология
Практическая психология
Есть ли у людей животные инстинкты? Многие говорят да, но то, как это вписывается в психологию, довольно спорно.
В этой статье я собираюсь описать инстинктивную теорию мотивации и то, как она вписывается в современные исследования психологии и поведения.
Что такое инстинктивная теория мотивации?
Пример теории инстинктов у животных
Критика инстинктивной теории мотивации
Инстинкты сегодня
Что такое инстинктивная теория мотивации?
Теория инстинктов мотивации была одной из первых теорий в психологии, описывающих, почему люди склонны к определенному поведению. Термин «инстинкт» восходит к 1870-м годам. Описанные инстинкты включают поведение в отношении еды, формирования отношений, продолжения рода и многое другое.
Кто создал теорию инстинктов?
Вильгельм Вундт первым написал об инстинкте. Он считал, что инстинкты, определяемые как биологией, так и генетикой, могут объяснить все человеческое поведение. Какие типы инстинктов он имел в виду? Я бы перечислил их все здесь, но Вундт разработал более 4000 человеческих инстинктов, управляющих поведением.
Уильям Макдугал и теория инстинктов
И он не единственный психолог, у которого есть список инстинктов, управляющих поведением. Уильям Макдугал составил список из 18 человеческих инстинктов, включая материнский инстинкт, смех и инстинкты поиска пищи. Он считал, что все инстинкты состоят из восприятия, поведения и эмоций. Для того чтобы инстинкт был инстинктом, он должен быть необученным, единообразным в выражении и универсальным для вида.
Возможно, вы думаете, что у этих черт есть недостатки. Мы доберемся до них чуть позже.
Зигмунд Фрейд и теория инстинктов
Но было бы упущением говорить об инстинктивной теории мотивации, не упомянув Зигмунда Фрейда. Фрейд также считал, что у каждого человека есть биологические инстинкты, но его список не включал 4000 различных типов. В своей работе он писал, что всем человеческим поведением движут две основные силы: сексуальный инстинкт (или инстинкт жизни) и инстинкт смерти.
В книге «За пределами принципа удовольствия» Фрейд писал, что наше бессознательное содержит две силы, влияющие на наше поведение. Используя имена греческих богов, он назвал эти силы Эросом и Танатосом. Эрос, греческий бог любви, разделяет свое имя с инстинктом жизни. Этот инстинкт ведет нас не только к выживанию, но и к сотрудничеству и продолжению рода. Танатос, греческий бог смерти, разделяет свое имя с инстинктом смерти. Это описывает человеческий инстинкт облегчить травму, самоуничтожиться или совершить другие рискованные действия.
В работе Фрейда также описывается, как, хотя мы и обладаем этими инстинктами, другие части нашей личности (Супер-Эго и Эго) не позволяют нам постоянно воспроизводить или облегчать травму.
Пример теории инстинктов у животных
Морские черепахи — удивительные существа по нескольким причинам. Но знаете ли вы, что самка морской черепахи откладывает яйца в одном и том же месте каждые два-три года? И этот пляж тот самый, где они впервые вылупились?
Это правда! Даже после того, как черепахи проплыли тысячи миль по открытой воде, они все равно находят один и тот же пляж каждые два-три года. Они не умеют читать, и под водой нет уличных знаков. Так как они это делают?
Эксперты полагают, что у них животный инстинкт , который заставляет их каждый год возвращаться на один и тот же пляж. Каждая морская черепаха склонна вылупляться, плыть к океану и каждые несколько лет возвращаться обратно, чтобы отложить яйца.
Морские черепахи — не единственные животные, чьи инстинкты помогают им выживать. Ритуалы спаривания часто выполняются животными, которые просто инстинктивно «знают, что делать».
Пример теории инстинктов у людей
Глядя на самых молодых людей, мы видим схожие инстинкты, которые можно сравнить с животными. Маленькие человеческие младенцы знают, как цепляться за свою мать с момента своего рождения — по большей части они просто «знают, что делать».
Критика инстинктивной теории мотивации
В настоящее время идеи Фрейда не совсем приняты – так же, как и инстинктивная теория мотивации. Критика этой теории проделала достаточно дыр, чтобы пропустить другие теории мотивации.
Почему теория инстинктов не приживается? Вы, наверное, знаете. Конечно, вы можете почувствовать, что голодны, или громко смеетесь. Но за вашим поведением стоит нечто большее, чем ваша биология или ваши гены. Если за всем поведением стоят инстинкты, а все инстинкты не выучены (как считал Уильям Макдугал), то что же тогда за мотивация делать то, чему вас научило общество? Как ваш социальный статус, культура и другие небиологические факторы влияют на мотивацию?
Даже если вы попытаетесь перечислить 4000 различных инстинктов, присущих всем людям, вы все равно обнаружите различия в мотивации. То, как одна мать может заботиться о своем ребенке, сильно отличается от того, как другая мать заботится о своем ребенке. Жизненный опыт матери, собранная информация и ожидания общества — все это влияет на то, как мать заботится о своем ребенке.
Собрать информацию, подтверждающую все эти разные факторы, непросто. Психологи сегодня используют данные и научные исследования для проверки теорий и формирования своих собственных. Не совсем так играли в свое время Вундт, Макдугал или Фрейд. Легче написать об инстинктах, которые люди хранят в своем бессознательном, чем проверять это с помощью данных и контролируемых исследований. Ученые сегодня могут рассказать вам о животных инстинктах, но только потому, что животные намного проще людей.
Инстинкты сегодня
Сегодня инстинкт определяется как «врожденная склонность к сложному поведению». Она больше не объясняет все о сложном человеческом поведении. Инстинкт просто подталкивает нас к такому поведению.
Но мы не просто перестали думать о том, что движет поведением. Несколько теорий мотивации заменили теорию инстинктов за десятилетия, в том числе:0076
Хотя теория инстинктов может объяснить многие виды человеческого поведения и многих удивительных моделей поведения животных, она, конечно же, не может объяснить все виды поведения. Знаем ли мы точно, что движет каждым действием в истории человечества? Нет. Но разработки, сделанные социальными психологами, увели нас далеко от простого обозначения мотивации как «инстинкта».
[ссылка на статью]
Практическая психология
Практическая психология начиналась как сборник учебных материалов для студентов-психологов в 2016 году, созданный студентом в этой области. С тех пор он превратился в онлайн-блог и канал на YouTube, предоставляющий советы, инструменты и академическую поддержку людям из всех слоев общества в области психического здоровья. С более чем 2 миллионами подписчиков на YouTube, более 500 статей и ежегодным охватом почти 12 миллионов студентов, он стал одним из самых популярных источников психологической информации.
Как теория инстинктов объясняет мотивацию
Мотивация — это движущая сила всех человеческих действий. Просто без мотивации люди перестанут что-либо делать.
Что же мотивирует поведение? Является ли то, как мы себя ведем, чем-то врожденным с самого рождения, или оно развивается с возрастом и в результате нашего опыта? Какие доказательства поддерживают основу мотивации?
По этой причине инстинктивная теория мотивации является одной из самых влиятельных теорий в психологии. Сам термин «инстинкт» восходит к 1870-м годам. Являясь одной из самых первых теорий в психологии, объясняющей, почему люди вынуждены вести себя определенным образом, она исследует силы, побуждающие людей действовать, и то, как они влияют на поведение.
Согласно инстинктивной теории мотивации, все живые существа рождаются с врожденными биологическими тенденциями, которые помогают им выживать. Идея состоит в том, что этот подход находит параллели между биологическими инстинктами и мотивами. Он заявляет, что мотивы — это естественные силы, присущие всем живым существам. Организмы полагаются на интуицию, чтобы выжить в мире противоречивых потребностей и побуждений.
Теория инстинктов мотивации предсказывает, что инстинкт выживания лежит в основе не только человеческого поведения, но и поведения всех существ. Изображенные инстинкты включают поведение в отношении еды, формирования отношений, продолжения рода и многое другое.
По общему мнению, нас вдохновляет то, чего мы хотим; следовательно, мы совершаем определенные действия, потому что хотим достичь определенных результатов. В основе каждого человека лежит внутреннее побуждение, которое направляет наши мысли, чувства и поведение, и теория инстинктов — одна из самых влиятельных теорий мотивации.
Инстинкты — это целенаправленные и врожденные модели поведения, которые не являются результатом образования или опыта. Мы не обязательно осознаем принцип всех умственных и телесных действий из-за наших осознанных мотивов. Это способность достигать знаний без обучения или открытий внутри человека.
Мы склонны использовать свой интеллект, чтобы понять, как действовать в соответствии с ожидаемым инстинктивным поведением в каждой обстановке. В этом процессе мы часто находимся под сильным влиянием наших эмоций.
Чтобы создать свое руководство и достичь своих целей, наши инстинкты часто вызывают, активируют, усиливают, поддерживают и усиливают определенные чувства. Эмоции часто создают очевидные функциональные уровни управления поведением для наших инстинктов.
У живых существ инстинкты — это врожденные склонности к спонтанному участию в определенной модели поведения.
Пример инстинктов в действии:
Собака трясется после того, как промокла.
Морская черепаха ищет океан после вылупления
Птица перелетает перед зимой.
Этолог Конрад Лоренц лихо продемонстрировал влияние инстинктов, когда заставил молодых гусей запечатлеться на нем. Он отметил, что гуси будут связаны с первым движущимся существом, с которым они столкнутся после того, как вылупятся, и в большинстве случаев это будут их матери.
Однако, подтвердив, что он был первым, что обнаружили гуси, они вместо этого прикрепились или запечатлелись на нем.
Содержание
Что такое инстинктивная теория мотивации Уильяма Макдугалла?
Психолог Уильям МакДугалл был одним из первых, кто сообщил о теории инстинктов мотивации. Определение «инстинкт» означало, что он должен быть:
Он предположил, что инстинктивное поведение состоит из трех основных элементов:
Восприятие
Поведение
Эмоции
Теория Макдугалла была основана на гораздо более раннем исследовании Дарвина, который показал, что животные демонстрируют поведение, сходное с человеческими психологическими чертами.
Животные инстинкты — это наблюдаемые модели поведения, передающиеся из поколения в поколение и обеспечивающие эволюционное преимущество для выживания. Многие психологи предлагают нейробиологические объяснения развившихся у людей инстинктов, но эта основа остается спорной.
Макдугал также выделил 18 различных инстинктов, в том числе:
Секс
Страх
Смех
Родительский
Представление
Любопытство
Побег
Репродукция
Отталкивание
Ревность
Самоутверждение
Голод
И так далее…
Из этого списка мы можем подумать, почему Макдугалл выбрал именно эти инстинкты. Мы работаем, чтобы утолить голод, потому что, по сути, без еды мы бы умерли.
Второй инстинкт — сексуальный, так как он обеспечивает выживание следующего поколения, продолжающего наш вид. Наконец, третий инстинкт — самосохранение. Это включает в себя беспокойство и агрессию — страх телесных повреждений и нападения, чтобы защитить себя или обеспечить личное выживание.
Инстинктивная теория агрессии Зигмунда Фрейда
Зигмунд Фрейд определил «инстинкт» как непроизвольную стереотипную реакцию на определенный раздражитель и близок к английскому определению рефлекса. Согласно Фрейду, инстинкт — это базовая, невыученная, заранее запрограммированная модель поведения, которую можно обнаружить у всех особей любого вида.
В качестве примера интуиции Фрейд мог сослаться на поведение птиц, строящих гнездо. Однако он отличается от терминов «рефлекс» или «привычка», поскольку не зависит ни от какого предшествующего действия, и его направление не обусловлено предыдущим опытом. Например, если вы коснетесь горячего предмета, вы тут же отдернете руку.
Теория Фрейда гласит, что человеческим поведением управляют две силы. Во-первых, это жизненные инстинкты — Эрос, которые заставляют нас искать удовольствия. Во-вторых, есть инстинкты смерти — Танатос, где он предположил, что это были признаки наших импульсов к саморазрушению или повреждению, о которых мы можем не знать.
Включает: занятие сексом, приемом пищи и другими действиями, чтобы выжить
Танатос или инстинкты смерти
Он объяснил, что все животные, социальные или нет, имеют агрессивные инстинкты, которые заставляют их участвовать в спорных действиях. Эти агрессивные действия помогают высвободить инстинктивную энергию, называемую катарсисом, очищением от вины.
Теория инстинктов Уильяма Джеймса
Уильям Джеймс был еще одним американским психологом, который известен своей теорией о том, что человеческие мысли, действия и эмоции гораздо сложнее, чем могут быть объяснены простыми человеческими инстинктами.
Он предположил, что действия человека можно рассматривать как признаки инстинктивного поведения, аналогичного непроизвольной деятельности животных.
Джеймс основывает свои исследования на эволюционной теории, утверждая, что все функции выживания человека управляются несколькими инстинктами, которые приводят к ряду действий.
В своей теории он выделил некоторые инстинкты, такие как:
Гнев
Страх
Позор
Любовь
Чистота
И так далее…
Теории инстинктов Макдугалла, Фрейда и Джеймса оказали большое влияние на исследования. Многие другие психологи развивали свою работу в те годы, когда прислушивались к их первоначальным выводам.
Например, Карл Юнг предположил, что определенное поведение было вызвано внутренним желанием гармонировать с окружающей средой.
Врожденное поведение хорошо известно многим видам птиц и насекомых.
Например, птенцы многих видов птиц инстинктивно широко открывают рот, когда их мать возвращается в гнездо. В ответ на этот стимул мать инстинктивно срыгивает пищу, чтобы накормить птенцов. У некоторых других видов птиц, в том числе у водорослей, когда птица-мать стучит клювом по земле, ее птенцы инстинктивно клюют красную отметину на ее клюве.
В ответ на клевание мать инстинктивно срыгивает пищу, чтобы выкормить цыплят. Другой пример укоренившегося поведения встречается у медоносных пчел. Медоносная пчела танцует, когда возвращается в улей после обнаружения источника пищи. Танец сообщает дополнительным пчелам, где найти пропитание.
Это врожденное поведение птиц и медоносных пчел способствует выживанию и размножению животных, поэтому они передаются будущим поколениям.
Внутреннее поведение встречается практически у всех видов животных. Как правило, у видов с более низким уровнем интеллекта естественным является более значительное соотношение моделей поведения. Последующее поведение является примером врожденного поведения:
Плетение паутины у пауков.
Драка среди самцов рыб.
Плавание с дельфинами и другими водными видами.
Строительство гнезд у птиц.
Плетение кокона у насекомых, таких как мотыльки.
Хорошо изученный пример врожденного поведения встречается у гнездящихся на земле водоплавающих птиц, таких как гуси. Если одно из их яиц выкатывается из гнезда, самка гусыни инстинктивно использует свой клюв, чтобы заставить яйцо вернуться в гнездо. Простой вид яйца за пределами гнезда вызывает такое поведение. Он включает в себя фиксированную последовательность действий.
Как только стимул запускает указанный шаблон действия, последовательность продолжается до завершения, даже если триггер больше не присутствует. Например, если гусиное яйцо выкатится из гнезда, будет поднято и унесено, гусь будет продолжать толкать голову, как будто гоняет воображаемое яйцо.
Гусь также попытается толкнуть любой предмет в форме яйца, например мяч для гольфа, если он находится рядом с гнездом. Она будет толкать даже более крупные предметы в форме яйца, например, волейбольный мяч. На самом деле, более крупная вещь вызовет более значительные ответные движения.
Критика инстинктивной теории мотивации
Инстинктивная теория мотивации утверждает, что определенные виды поведения врожденно связаны с определенными побуждениями. Говорят, что у всех живых существ есть инстинктивное стремление к достижению определенных целей. Однако было доказано, что эта теория имеет свои ограничения, и она постоянно подвергалась критике из-за того, что теория не может быть адекватно проверена.
Некоторые психологи считают, что совокупность причин может в конечном счете объяснить любое психологическое явление. Тем не менее, нет убедительных доказательств того, что человеческое поведение имеет инстинктивную основу, и инстинкт не означает, что все люди с влечениями будут осуществлять такое поведение.
Одним из серьезных критических замечаний является то, что инстинкты не объясняют все поведение. Например, смех — это инстинкт? Или мы хихикаем, потому что научились этому от родителей в младенчестве? Кроме того, вождение не является инстинктом, так как людям нужны годы практики, прежде чем научиться водить.
Если бы все действия человека определялись одними лишь инстинктами, то одно и то же поведение каждый раз должно было бы быть результатом одного и того же стечения обстоятельств. Например, если мы голодны и видим еду, мы всегда будем ее есть. Это не так, поскольку многие люди отказываются есть некоторые продукты, даже будучи голодными.
Точно так же некоторые виды поведения, такие как поиск новых интеллектуальных задач, можно объяснить, объединив теорию социального обучения с принципами подкрепления.
Новый вызов, такой как получение новой работы в организации или приобретение нового навыка на работе, может обеспечить положительное подкрепление нового поведения, которое приведет к огромному успеху в конкретной работе или выполняемой задаче.
В поиске новых интеллектуальных задач нет ничего такого, что делало бы его инстинктом. Это можно объяснить сочетанием двух известных психологических принципов. Инстинкты часто используются как общий термин для поведения, которое, кажется, происходит без особого познания за ним, но только потому, что мы понятия не имеем, почему мы ведем себя так, а не иначе, это не означает, что нет никакой причины.
Даже если попытаться перечислить тысячи различных инстинктов, врожденных всем людям, все равно можно найти различия в вдохновении. То, как одна мать может заботиться о своем ребенке, сильно отличается от того, как другая мать заботится о своем ребенке. Опыт матери, собранная ею информация и ожидания общества — все это играет роль в том, как мать воспитывает своего ребенка.
Другая критика заключалась в том, что инстинкты нельзя легко наблюдать или подвергать научным экспериментам. Поскольку человеческий разум настолько сложен и обширен, было бы невозможно попытаться или наблюдать за инстинктивным поведением человека в научной среде.
Нелегко собрать информацию, подтверждающую все эти различные факторы. Сегодня психологи используют данные и исследования для проверки теорий и формирования собственных.
Тем не менее Джеймс, Макдугал или Фрейд действовали не совсем так в свое время. Гораздо проще написать об интуиции, которую люди хранят в своем бессознательном, чем проверять ее с помощью данных и контролируемых исследований.
Сегодня ученые говорят нам о животных инстинктах, но это потому, что за животными гораздо легче наблюдать, чем за людьми.
Обобщенная критика:
Инстинкты нельзя легко наблюдать или научно доказать.
Инстинкты не объясняют все поведение.
Простое указание на что-то как на инстинкт не оправдывает того, почему одни виды поведения проявляются в определенных случаях, а другие нет.
Несмотря на эту критику инстинктивной теории мотивации, современная психология резюмирует, что конкретное человеческое поведение может быть запрограммировано биологически; однако личный жизненный опыт также играет важную роль в нашей мотивации и поведении.
Вы когда-нибудь смеялись над шуткой, которую никто не считал смешной? Возможно, вы лучше других поняли контекст шутки из-за особого жизненного опыта. По сути, это концепция жизненного опыта, влияющего на наше мышление, которое, в свою очередь, влияет на наше поведение.
Инстинкт — мощное понятие в психологии. Психологи пытались понять, как они влияют на поведение человека, еще со времен Дарвина.
Хотя инстинктивная теория мотивации вызывает много дополнительных критических замечаний, психологи больше сосредоточены на изучении того, как эти инстинкты указывают на лежащий в их основе процесс, который может привести к функциональному объяснению инстинктивного поведения.
Фрейд, С. (1915). Бессознательное с. SE , 14:159-204.
Фрейд, С. (1920). За пределами принципа удовольствия . СЭ, 18: 1-64.
Фрейд, С. (1923). Эго и Ид . СЭ, 19: 1-66.
Джеймс, В. (1890 г.). Принципы психологии . Нью-Йорк. Холт и компания.
Джеймс, В. (1984). Психология, краткий курс (Том 14).