Механизмы и институты социализации — Ответы к экзамену по социальной психологии
Социализация человека происходит посредством механизмов социализации – способов сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта.
Одним из первых был выделен механизм единства подражания, имитации, идентификации. Сущность заключается в стремлении человека к воспроизводству воспринимаемого поведения других людей.
Выделяют механизм полоролевой идентификации (половой идентификации) или полоролевой типизации. Его сущность состоит в усвоении субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определенного пола.
Механизм социальной оценки желаемого поведения осуществляется в процессе социального контроля (С. Парсонс). Он работает на основе изученного З. Фрейдом принципа удовольствия страдания – чувств, которые испытывает человек в связи с вознаграждениями (положительными санкциями) и наказаниями (отрицательными санкциями), поступающими от других людей.
Социальная фасилитация предполагает стимулирующее влияние одних людей на поведение других. Социальная ингибиция проявляется в тормозящем влиянии одного человека на другого.
Наиболее распространенным механизмом социализации является конформность. Понятие конформности связано с термином «социальный конформизм» т. е. некритическое принятие и следование господствующим в обществе стандартам, авторитетами идеологии. Посредством группового давления и распространения стереотипов массового сознания формируется тип обезличенного обывателя, лишенного самобытности и оригинальности. Мера развития конформности может быть разной. Есть внешняя конформность, которая проявляется лишь во внешнем согласии. При внутренней индивид действительно преобразует внутренние установки в зависимости от мнения окружающих.
Негативизм – это конформизм наоборот, стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции большинства и любой ценой утверждать свою точку зрения.
Определены и другие явления, рассматриваемые как механизмы социализации: внушение, групповые экспектации, ролевое научение и др.
Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются
На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства – семья и играющие всё большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения.
Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе – половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка «образа-Я».
Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само по себе есть важнейший элемент социализации, но, кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. Школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует!) его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. Привлекательность этой среды в том, что она независима от контроля взрослых, а иногда и противоречит ему. Мера и степень значимости групп сверстников в процессе социализации варьируют в обществах разного типа.
В зависимости от того, включается ли во вторую стадию социализации период высшего образования, должен решаться вопрос и о таком социальном институте, как вуз. Пока исследований высших учебных заведений в данном контексте нет, хотя сама проблематика студенчества занимает все более значительное место в системе различных общественных наук.
Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив.
Спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о её институтах. Можно, конечно, назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры, но это не есть разработка проблемы. Если для пожилых возрастов закономерно признание понятия социализации, то предстоит исследовать вопрос и об институтах этой стадии.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
Естественно, что каждый из названных здесь институтов социализации обладает целым рядом других функций, его деятельность не может быть сведена только к функции передачи социального опыта.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Механизмы и институты социализации
От 250 руб
Контрольная работа
Механизмы и институты социализации
От 250 руб
Курсовая работа
Механизмы и институты социализации
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимостьГруппы социализации — 📙 Социология
- Социализация и её агенты
- Институты социализации личности
У человеческой личности различают два начала: социальное и биологическое. Биологическое дается при рождении, а социальное воспитывается в обществе, когда личность развивается, изучает нормы, правила, ценности во взаимодействии с окружающими людьми. Этот весь процесс называется социализацией личности.
Социализацией является такой процесс, в котором человек осваивает нормы поведения, ценности, что в последующей его жизни дадут ему базу для успешной деятельности в социуме.
Исследователи считают, что процесс социализации является двусторонним: одна сторона проявляется в передаче обществом индивиду определенного опыта и знаний, а вторая сторона состоит в том, что индивид усваивает этот опыт, изменяет его согласно своим потребностям, а после передает окружающим и следующим поколениям.
Выделяют два этапа социализации. Первый называется первичной социализацией, а второй — вторичной. На первом этапе индивид овладевает новыми нормами и ценностями, которые соответствуют его возрастной категории. Это период детства. Второй период характерен тем, что новыми нормами и ценностями овладевает взрослый человек.
При социализации различают группы и агентов социализации, а также институты, формирующие, направляющие, стимулирующие и ограничивающие формирование личности в имеющихся условиях.
К группам социализации относятся социальные институты, так как находясь в них человек овладевает и обменивается опытом и знаниями, и передает их дальше.
Агентами социализации есть определенные люди. Например, мать, отец, учителя, коллеги, друзья и прочие. Институтами социализации являются учреждения, что влияют на процесс социализации и направляют его в нужное русло с целью полезности для индивида и его окружения.
Агенты социализации классифицируются согласно видам социализации. То есть, агенты первичной социализации — это родители и близкие родственники. Также к ним относятся друзья, воспитатели, участники различных кружков и других организаций, которые посещает ребенок. Все эти люди имеют определенное влияние на становление личности и индивида.
Агентами вторичной социализации являются учителя, преподаватели, а также участники других учреждений, с которыми контактирует индивид. Стоит отметить влияние религии на жизнедеятельность человека, так как знакомство с ней в раннем детстве зависит от семьи, а во время второго этапа социализации человек уже сам определяет, какое мировоззрение и вероисповедание он принимает.
Институтом социализации является сфера, где человек реализуется и удовлетворяет свои основные потребности. В наши дни понятие «институт» в большей степени применяется относительно к учреждению образования.
Институтами социализации являются семья, школа, группа сверстников, различные кружки, секции и прочее. Эти институты являются институтами первичной социализации. К институтам вторичной социализации относятся государство, органы власти, университеты, церковь и прочее.
Основной особенностью институтов социализации является то, что они предоставляют индивиду возможности всесторонне развиваться, позволяют применить к себе различные социальные роли и вследствие определиться с тем, что ему больше всего подходит. Находясь в определённых социальных институтах или группах индивид общается с другими индивидами, обменивается с ними опытом и знаниями, а также в дальнейшем передает их в общество.
В каждой из групп индивид преодолевает несколько стадий социализации:
- стадия адаптации. Человек привыкает к членам группы и к существующим условиям, сравнивает свои ценности с ценностями данной группы;
- стадия идентификации, то есть желание выделиться среди остальных;
- стадия интеграции. Возможно два варианта развития событий: благополучная интеграция либо неблагополучная. В случае неблагополучной интеграции человеку приходится изменять сферу деятельности.
Необходимо отметить еще несколько важных стадий социализации. Одной из них является трудовая стадия, для которой характерно желание человека воспроизводить свой социальный опыт, активно действовать в окружающем мире и применять накопленные знания. Послетрудовая стадия характерна для людей, которые переходят в пожилой возраст. В этой стадии люди передают социальный опыт и ценности следующим поколениям. В основном, человек ощущает серьёзную ответственность за свои деяния и он всегда готов передать свой опыт, а также показать полезные навыки как своим детям, так и другим подрастающим поколениям.
Таким образом, группы и институты, принимающие участие в социализации индивида, играют очень важную роль в становлении его личности. Они влияют на мировоззрение индивида, демонстрируют ему нормы и ценности.
Отличие первичных и вторичных групп социализации состоит в том, что большая ответственность лежит на первичных группах, так как они отвечают за первоначальное формирование личности. Функцией вторичных групп является продолжение воспитания личности, развитие более взрослого индивида, вступающего в осознанную жизнь.
«Что такое социализация? Какие существуют институты социализации? (часть 2)
«Что такое социализация? Какие существуют институты социализации? (часть 2)
Люди учатся правильно ориентироваться в социальной среде посредством социализации. Как происходит процесс социализации? Как мы можем приобрести навыки использования материальной культуры объектов нашего общества? Как мы усваиваем идеи, стандарты и поведение, которые составляют его нематериальную культуру? Этому обучению способствует взаимодействие с различными агентами социализации, такими как семьи, группы сверстников, а также формальные и неформальные социальные организации.
Социальные институты и социальные группы работают вместе как агенты социализации, чтобы обеспечить ранний опыт социализации. Эти агенты передают ожидания и поддерживают условности. В этих условиях люди сначала учатся использовать материальные ценности материальной культуры, а также знакомятся с верованиями и ценностями общества.
Семья
Первым фактором социализации является семья. Ребенок узнает все, что ему нужно знать, от своих родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек и других членов семьи, включая членов их расширенной семьи. Однако важно помнить, что семьи не социализируют детей в вакууме. То, как семья воспитывает детей, зависит от множества социальных влияний. Например, мы можем видеть, что на индивидуальное поведение влияет историческая эпоха, в которой оно происходит, используя социологическое воображение. Когда 60 лет назад отец отшлепал сына деревянной ложкой или ремнем за плохое поведение, это не было особенно жестоко; однако в наши дни такое же поведение было бы расценено как жестокое обращение с детьми.
Социологи признают, что на социализацию существенное влияние оказывают раса, социально-экономический класс, религия и другие социальные факторы. Например, при воспитании детей бедные семьи обычно больше ценят подчинение и послушание, тогда как более богатые семьи больше ценят рассудительность и творческий подход. Это может быть связано с тем, что родители из рабочего класса, как правило, имеют меньше образования и занятости с повторяющимися задачами, которые выигрывают от способности соответствовать и следовать нормам. Состоятельные родители предпочитают моделировать для своих детей модели поведения, которые были бы выгодны в условиях, требующих творческого решения проблем, в силу их более высокого уровня образования и склонности к управленческим или другим профессиям, требующим таких навыков. Детей также учат соответствовать гендерным традициям, расовым стереотипам и классовому поведению.
Например, отцы-домохозяйки — обычное явление в Швеции. Государственная политика предлагает оплачиваемый отпуск. Это побуждает отцов оставаться дома со своими новорожденными не менее восьми недель. По мнению исследователей, участие отца в воспитании детей приносит пользу отношениям между родителями, личному развитию отца, а также социальному, эмоциональному, физическому и когнитивному развитию детей.
Группы сверстников
Социализация в группах сверстников начинается в раннем возрасте, например, когда дети старшего возраста учат детей правилам игры или тому, как бросать корзину, младшие дети на игровой площадке. Подростки по-новому оценивают группы сверстников, поскольку они начинают отделять свою идентичность от своих родителей и отстаивать свою независимость. Кроме того, поскольку дети чаще участвуют в разных видах деятельности со своими сверстниками, чем со своими семьями, группы сверстников предлагают свои собственные возможности для социализации. Первый значимый опыт социализации подростков вне семьи они получают в группах сверстников. Интересно отметить, что, хотя дружба высоко ценится в приоритетах подростков, влияние родителей уравновешивает это.
Культурные учреждения
На социализацию также влияют социальные структуры культуры. Людей учат, как действовать в этих системах и вести переговоры в официальных учреждениях, таких как школы, компании и правительство. Забрасывая нас сообщениями о стандартах и ожиданиях, другие институты, такие как СМИ, помогают социализации.
Хотя изучение математики, чтения и других дисциплин является очевидной целью системы, учащиеся посещают школу и по другим причинам. Школа также выполняет скрытую социальную функцию, воспитывая в детях такие качества, как сотрудничество, пунктуальность и использование учебников. Учителя служат образцом для подражания и лидерами в классе и в школе, и эти ритуалы часто укрепляют для детей то, что общество ожидает от них. Эту особенность школ социологи называют «скрытой учебной программой» или «неформальным обучением», осуществляемым школами.
Дети узнают, что в обществе есть победители и проигравшие, когда принимают участие в эстафетах или соревнованиях. Когда детям необходимо работать над групповым проектом, они учатся работать в команде в условиях сотрудничества. Скрытая учебная программа, по словам Боулза и Гинтиса, готовит детей к конформизму во взрослой жизни. Детей учат, как справляться с бюрократией, правилами и ожиданиями. Они также учатся ждать своей очереди и сидеть неподвижно в течение длительного периода времени. Скрытый учебный план включает в себя скрытые навыки конкуренции, работы в команде, дисциплины в классе, контроля времени и работы с бюрократией. Школы также помогают детям стать более социализированными, открыто рассказывая им о гражданстве и национализме.
Подобно тому, как дети проводят большую часть своего дня в школе, большинство взрослых в конечном итоге проводят значительное количество времени на работе. Рабочие должны быть ресоциализированы на рабочем месте как с точки зрения материальной культуры (например, научиться пользоваться копировальным аппаратом), так и с точки зрения нематериальной культуры (например, можно ли напрямую разговаривать с начальником), даже если они были социализированы в своей культуре с рождения. Разные профессии требуют разных форм социализации. Многие люди в прошлом работали на одной работе до выхода на пенсию. Сегодня нормой является смена места работы не реже одного раза в десять лет. Поэтому люди должны привыкнуть и социализироваться в различных рабочих условиях.
Несмотря на то, что некоторые конфессии и религии имеют тенденцию быть неформальными институтами, религия сосредоточена на ритуалах, связанных с формальными институтами. Для многих людей религия является важным агентом социализации. Эти места, как и другие учреждения, учат посетителей тому, как взаимодействовать с материальной культурой религии (например, с мезузой, молитвенным ковриком или облаткой для причастия). Некоторые люди связывают религиозные праздники со значительными семейными обрядами, такими как брак и рождение ребенка. Многие из этих учреждений укрепляют гендерные нормы и помогают в их социализации и соблюдении. Религия развивает общий набор социализированных ценностей, которые передаются в обществе, от церемониальных обрядов посвящения, укрепляющих семейную единицу, до динамики власти, укрепляющей гендерные роли.
Средства массовой информации
Обезличенная информация распространяется среди широкой аудитории через телевидение, газеты, радио и Интернет. Люди получают знания о нематериальной культуре — что верно (убеждения), что существенно (ценности) и что ожидается (нормы) — наряду с продуктами материальной культуры (такими как новые технологии и альтернативы транспорта.
Заключение
Процесс социализации непрерывный, а не разовый, мы не социализируемся перманентно, проходя по конвейерной ленте, а «штамповываемся» каким-то социализирующим механизмом, социализация — это фактически пожизненный процесс, возрастные и временные нормы. правила и положения оказывают значительное влияние на социализацию на протяжении всей жизни.По мере взросления у нас происходят жизненные переходы, которые требуют социализации в новой роли, например, достижение школьного возраста, начало работы или выход на пенсию.На культурном уровне многие из устанавливаются и поддерживаются социальные стандарты жизни. Ожидание выполнения ролей становится очевидным благодаря взаимодействию с другими и наблюдению за тем, как другие взаимодействуют. Взросление предъявляет дополнительные требования и ожидания, а также новые роли для игры в процессе социализации. Социальные роли всегда меняются по мере старения человека. Помимо того, что она необходима для поддержания обществ и культур, социализация играет решающую роль в личностном росте человека.
Что такое учреждения? Примеры социальных институтов
В современном мире гендерное и расовое неравенство сохраняется по всей стране и во всем мире. Несмотря на значительный прогресс в некоторых областях, многие люди по-прежнему сталкиваются с дискриминацией и неравенством по признаку пола или расы.
Одним из способов сохранения этого неравенства являются социальные институты. Социальные институты — это устоявшиеся модели ценностей, поведения и отношений, которые систематизируют социальную жизнь. Социальные институты играют решающую роль в формировании того, как мы воспринимаем себя и других, и могут либо поощрять, либо бороться с неравенством.
В этом блоге мы рассмотрим определение социальных институтов и приведем примеры. Мы также обсудим, как эти институты увековечивают расовое и гендерное неравенство и какие шаги мы можем предпринять для продвижения равенства.
Что такое социальные институты?
Социальные институты – это устоявшиеся модели убеждений, поведения и отношений, которые организуют социальную жизнь. Социальные институты существуют для удовлетворения основных потребностей общества, таких как обеспечение структуры, руководства и порядка. Общие примеры социальных институтов включают семью, религию, образование и правительство.
Социальные институты играют важную роль в формировании гендерных и расовых норм и ценностей. Например, семья является социальным институтом, играющим жизненно важную роль в социализации детей. В семье дети узнают социальные нормы, ценности и ожидания в отношении пола и расы.
Однако социальные институты влияют на то, как мы воспринимаем себя и других, и могут увековечивать или устранять неравенство. Крайне важно понять, как социальные институты формируют эти нормы и ценности, чтобы способствовать инклюзивности и социальной справедливости.
Какие существуют типы социальных учреждений?
Социальные институты обеспечивают основу для организации и регулирования социального поведения. Существуют различные типы социальных институтов, каждый со своими уникальными характеристиками и влиянием на общество:
- Образование
- Семья
- Религия
- Правительство
Образование
Образование – это социальный институт, который играет жизненно важную роль в формировании убеждений и ценностей человека с самого раннего возраста. Одной из основных ролей, которую играет образование, является передача знаний и навыков между разными поколениями, включая академические знания и социальные и культурные нормы.
Образовательные учреждения, такие как школы и колледжи, обычно пропагандируют такие ценности, как трудолюбие, дисциплина и уважение к авторитетам. Эти учреждения также укрепляют гендерные и расовые нормы с помощью устаревших учебных программ. Например, отсутствие разнообразия в учебных программах по истории и литературе подкрепляет идею о том, что только определенные группы людей вносят значительный вклад в жизнь общества.
Семья
Семья – это социальный институт, который оказывает эмоциональную и практическую поддержку своим членам. Семья обеспечивает основу для детей, потому что именно здесь первоначально происходит социализация.
Семьи учат детей культурным и социальным нормам, ценностям и ожиданиям, в том числе связанным с полом и расой. Семейные ценности могут широко варьироваться в зависимости от культурных и исторических факторов. Например, некоторые семьи могут подчеркивать важность самодостаточности и индивидуализма, в то время как другие ценят взаимозависимость и коллективизм.
Религия
Религия — это социальный институт, обеспечивающий моральную основу для отдельных лиц и сообществ. Религия обычно укрепляет веру в высшую силу.
Религиозные учреждения укрепляют такие ценности, как сострадание, прощение и милосердие. Однако религии также продвигают определенные убеждения и обычаи, связанные с полом и расой, которые могут оспаривать или усиливать социальные нормы. Некоторые религиозные учреждения приветствуют гендерное и расовое равенство, в то время как многие другие поддерживают традиционные гендерные роли и расовые иерархии.
Правительство
Правительственные учреждения несут ответственность за формирование и соблюдение законов и постановлений, регулирующих общество. Основная роль правительства заключается в поддержании порядка и предоставлении общественных услуг.
Правительства укрепляют такие ценности, как справедливость, равенство и демократия. Они также формируют нормы, касающиеся пола и расы, посредством политики и законодательства. Законы, запрещающие дискриминацию по признаку пола и расы, способствуют равенству, а политика, закрепляющая дисбаланс, укрепляет социальные нормы.
Влияние социальных институтов
Институциональные предубеждения внедряются в социальные институты и могут принимать различные формы, включая расизм, сексизм и гомофобию. Эти предубеждения могут проявляться в виде дискриминационной политики или практики, которые ограничивают доступ к ресурсам и возможностям для маргинализированных людей.
Возьмите образование: Институциональные предубеждения могут привести к ограничению доступа к качественному образованию для учащихся с низким доходом и цветных учащихся. В здравоохранении институциональные предубеждения могут привести к различиям в результатах в отношении здоровья в зависимости от расы или этнической принадлежности.
Кроме того, социальные институты часто укрепляют социальные нормы и ценности, связанные с полом и расой, которые увековечивают неравенство. Семьи, укрепляющие традиционные гендерные роли, способствуют ограничению доступа женщин к образованию и возможностям трудоустройства. Точно так же религиозные институты могут укреплять расовые иерархии, продвигая убеждения и обычаи, которые отдают предпочтение определенным расовым или этническим группам по сравнению с другими.
Решение институциональных проблем
Решение институциональных проблем необходимо для достижения гендерного и расового равенства в обществе. Социальные институты оказывают значительное влияние на индивидуальное и коллективное поведение и ценности. Однако институциональные предубеждения, укоренившиеся в этих учреждениях, могут ограничивать доступ к ресурсам и возможностям для маргинализированных лиц и групп.
Чтобы решить институциональные проблемы, мы должны признать и противостоять этим предубеждениям на всех уровнях общества. Это включает в себя разработку политики и практики, которые способствуют равенству и справедливости, увеличению разнообразия и представительства на руководящих должностях, а также активному противодействию предвзятым убеждениям и поведению.
Достижение гендерного и расового равенства потребует коллективных усилий отдельных лиц, сообществ и учреждений. Мы все можем продвигать справедливость, обучая себя и других, поддерживая организации, которые работают в направлении справедливости, такие как United Way of the National Capital Area, и отстаивая политику и практику, способствующие справедливости.