Основные институты, влияющие на социализацию личности: что к ним относится
Содержание:
- Что это такое
- Структура
- Функции и предназначение
- Основные виды
- Первичные
- Вторичные
- Роль социальных организаций
- Процессы институционализации
- Видео
Человек развивается в обществе, и разные группы людей оказывают влияние на него. Социальные институты позволяют индивидам усваивать определенные навыки. Обычно это семья и образовательные учреждения.
Без прохождения институтов социализации человеку будет сложно адаптироваться к обществу
Что это такоеЧеловек не может жить в изоляции, так или иначе на него воздействует окружающая среда, и он вынужден под нее подстраиваться. Институты социализации – это своего рода трансляторы опыта человечества. Именно через них ребенок познает нормы и ценности. По сути, это такая форма организация совместной жизни людей, которая дает определенные преимущества всем участникам.
СтруктураАгенты социализации человека и их функции
Условно можно выделить три этапа: дотрудовой, трудовой, послетрудовой. В первую ступень входят все образовательные учреждения: детский сад, секции, школа и т.п. Вторая ступень уже посвящена времени работы, на ней человек учится жить в трудовом коллективе. Третья ступень затрагивает пенсионеров.
Особенность состоит в том, что процесс прохождения социальных институтов не всегда линеен. Ребенок может не ходить в детский сад или быть на домашнем обучении. Также он может примыкать к неформальным группировкам, которые тоже будут транслировать ему свой опыт.
До поступления в дошкольное учреждение ребенок находится под влиянием семьи: родителей, братьев, сестер, близких родственников. Именно от них он усваивает первый опыт. В образовательных организациях человек перенимает не только знания, но и модели поведения.
Институты участвующие в социализации личности позволяют людям наладить совместную жизнь. Это важно, как и для работы, так и для существования в одном пространстве: доме, городе, стране.
Функции и предназначениеМеханизмы социализации личности — что это, виды
С помощью специальных организаций происходит поощрение желательного и подавление нежелательного поведения. Например, в школе дети обязаны подчиняться определенным правилам, которые потом сохраняются для взрослой жизни.
В каждом институте есть свой полный свод норм и правил поведения. Это позволяет делать поведение людей предсказуемым. Еще одна функция – регулятивная. Она позволяет поддерживать определенные модели поведения, которые помогают выстраивать отношения между людьми.
Основная задача институтов социализации – интегративная. Она сплачивает членов общества, укрепляет между ними связь. Делается это с помощью прививания норм, ценностей, правил.
Семья – это важный этап в жизни человека, в ней передается бытовой опыт
Наиболее значимые предназначения социальных институтов – это сохранение стабильности общества, удовлетворение потребностей людей. Без этого группа не сможет мирно сосуществовать. Психология позволяет изучать особенности отношений и вырабатывать эффективные методы улучшения атмосферы в коллективе.
Основные видыКогнитивные функции человека — что это такое
Не всегда легко понять, какие именно институты участвуют в социализации личности. Условно их можно разделить на две группы: первичные и вторичные. Каждая из них имеет свои особенности, они влияют на разные сферы жизни.
ПервичныеК этой группе относят семью, сверстников, садик, школу, спортивные секции и кружки по интересам. К агентам социализации относят родителей, родственников, тренеров, учителей, друзей.
Важно! Больше всего влияния у отца и матери, так как ребенок от них зависит.
Главная роль первичных социальных институтов заключается в формировании сущности ребенка. Он знакомится с половыми, ролевыми стереотипами, идентифицирует себя по полу, получает определенный статус, образовательный и культурный уровень.
Родителям в этом процессе отводится основная роль. Они могут негативно воздействовать на ребенка, это приведет к тому, что он не пройдет социализацию.
В школе дети развивают самооценку, узнают, что такое успех и неудача. Они учатся соревноваться, ставить цели, анализировать свои действия. В этом возрасте им важно научиться преодолевать препятствия.
ВторичныеВ процессе жизни на человека влияют разные социальные институты. Это работа, служба в армии, религиозные организации, неформальные объединения и т.п.
К этой группе можно отнести СМИ и интернет. Агентами являются представители власти, государственных органов, вышестоящее начальство. В современном обществе большое значение имеет труд. Его можно назвать главным фактором интеграции в общество.
С помощью профессии человек находит свое место под солнцем, он получает уважение других людей, ему проще пройти самоидентификацию. Молодежь на работе усваивает деловые нормы общения, учится взаимодействовать с людьми разного возраста.
В процессе человек может прийти к разному итогу социализации: принять все нормы и ценности, освоить их частично или полностью от них отказаться. Все это отразится на его дальнейшей жизни, поэтому прежде, чем выбрать любую позицию, нужно хорошо все обдумать.
Политические объединения тоже влияют на социализацию
Вторичные институты социализации воздействуют на человека на протяжении всей его жизни.
Роль социальных организацийРегулировать жизнь общества сложно, необходимо организовать процесс взаимодействия разных людей. Эти задачи успешно выполняют социальные институты. Сама система вырабатывалась на протяжении веков, и она успешно была отточена.
Они также помогают сохранять и распространять информацию. Ведь любое обучение – это ничто иное, как возможность человека получить опыт другого поколения. Институты здравоохранения направлены на решение жизненных проблем.
Когда люди любят друг друга, то они заключают брак. Это направлено на решение имущественных вопросов. Социальные организации помогают людям регулировать свою жизнь. Например, если человек нарушит закон, то он получит наказание. Стоит ему соблюдать правила, как у него не будет проблем.
Только благодаря надзорным органам у государства получается удерживать большое количество людей в рамках. Без них все быстро погрузится в хаос. До появлений их общество контролировали религиозные объединения.
Простой пример: на начальном этапе зарождения человечества половая жизнь никак не контролировалось. Постепенно стало понятно, что бесконтрольные сексуальные связи приводят к болезням и появлению детей с пороками.
Поэтому были запрещены кровосмесительные отношения, т.е. брак между отцом и дочерью, матерью и сыном, братом и сестрой стали запрещены. Это первая социальная норма, она послужила основой для создания института семьи.
Хранение верности до брака позволило снизить вероятность болезней
В коллектив легко вливаются те, кто имеет большой опыт социализации. Такой человек быстро найдет со всеми общий язык и станет своим. Необходимо также учитывать, что в каждой группе могут быть свои нормы. Например, в неформальном объединении относиться друг к другу принято на равных, т.е. нормы деловой этики не имеют смысла.
Процессы институционализацииНесмотря на то, что современное общество достигло высокого уровня развития, процесс формирования социальных институтов не останавливается. Определение институционализации позволяет понять, что стандартизация разных норм все еще продолжается.
Для ее начала должно пройти несколько этапов. Первый – это само появление потребности, которая нуждается в удовлетворении. Второй – формирование целей. Третий – в ходе социального взаимодействия стихийно появляется норма.
Только после этого наступает институционализация, т.е. практическое применение новой нормы. В дальнейшем она может слегка меняться и претерпевать коррективы. Также разрабатывается система санкций за нарушение нормы.
Понятие институционализации включает в себя создание четкой статусной и ролевой структуры. Сложнее с нормами, которые затрагивают взаимоотношения людей. Например, чуть больше века назад женщины не имели большого количества прав, но благодаря эмансипации это удалось изменить.
Краткая характеристика процесса институционализации включает в себя понятие социальной потребности и организационного оформления. Все это небыстрые процессы.
К социальным институтам можно относить разные государственные органы, рабочие коллективы, семью и т.п. Их особенности изучают в педагогике, юриспруденции, социологии и других сферах. В школе на уроках обществознания дети знакомятся с разными видами социальных институтов, пишут про их особенности рефераты.
ВидеоАвтор:
Aннa Kyлиничэтапы, виды. Агенты и институты социализации личности.
— СтудопедияПоделись с друзьями:
Социализация личности — это процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит. Социализация подразумевает передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирует ценности, идеалы, нормы и правила социального поведения.
В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:
1. первичная — усвоение норм и ценностей ребенком;
2. вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.
Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека.
Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям:
· Агенты первичной социализации- родители, братья, сестры, близкие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.
· Агенты вторичной социализации — представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.
Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
· Первичные институты социализации — это семья, школа, группа сверстников и т. д.
· Вторичные институты — это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.
Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий
1. Стадия адаптации (от рождения до подросткового периода). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.
2. Появление желания выделить себя среди других — стадия идентификации.
3. Интеграция — внедрение в жизнь общества.
4. Трудовая — происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.
5. Послетрудовая стадия (пожилой возраст) — передача социального опыта новым поколениям.
На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные факторы, соотношение которых на разных этапах различно.
Процесс социализации охватывает все слои общества. В его рамках усвоение новых норм и ценностей взамен старых называется ресоциализацией, а утрата личностью навыков социального поведения — десоциализацией.
Десоциализация может быть добровольной и вынужденной. Примером добровольной десоциализации могут выступать: уход в монастырь, революционная деятельность. Этот процесс не ведёт к нравственной деградации личности, а, напротив, может даже духовно обогатить ее.
В случае вынужденной десоциализации её причиной является резкое и неблагоприятное изменение социальных условий — потеря работы, личные проблемы. Неспособность личности выдержать давление социальных обстоятельств толкает ее к иллюзорному уходу от реальности — алкоголизму, наркомании, бродяжничеству.
Социология семьи. Понятие и виды семей в социологии.
Семья — основанное на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью за воспитание детей.
Типология семей
По количеству проживающих поколений
a) Нуклеарная (двухпоколенная): её образует только семейное ядро (жена, муж, дети)
b) Расширенная (многопоколенная): семья, состоящая из родителей, их детей и совместно проживающих с ними других родственников
По числу детей в семье
a) Бездетные
b) Малодетная (1-2 ребёнка)
c) Среднедетная (3-4 ребёнка)
d) Многодетная (5≤ детей)
По полноте состава членов семьи
a) Полные
b) Неполные
По типу власти в семье
a) Патриархальная (глава — мужчина)
b) Матриархальная (глава — женщина)
c) Эколитарная (присутствуют элементы патриархата и матриархата. В такой семье не ущемляются права ни мужчины, ни женщины)
По выбору места жительства
a) Патриархальная (супруги проживают в доме мужа)
b) Матриархальная (супруги проживают в доме жены)
c) Неолокольная (супруги живут самостоятельно, отдельно от родителей и других родственников)
d) Унилокальная (супруги проживают там, где есть возможность совместного проживания, в том числе, снимая жильё)
По родословной и наследованию имущества
a) Патрилинейная (наследование фамилии, имущества и социального положения ведётся по отцу)
b) Матрилинейная (наследование фамилии, имущества и социального положения ведётся по матери)
c) Билинейная (человек может считать и определять своими родственниками родных или по женской, или по мужской линии, в зависимости от ситуации)
По социальному составу семьи
a) Гомогенная (супруги — выходцы из одной социальной страты)
b) Гетерогенная (супруги — выходцы из разных социальных страт)
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Социализация и личность
Социализация и личностьРеклама
1 из 38
Верхний вырезанный слайд Скачать для чтения в автономном режимеТехнологии
Реклама
Реклама
Реклама
Социализация и личность
- • Является ли процесс при этом культурное наследие социально передается от одного поколения к другой • Относится к непрерывному процессу обучения и переобучение по мере того, как люди переходят из разных стадиях роста и развития или от одной социальной группы к другой (Панопио, 1996)
- • Процесс, посредством которого мы приобретаем эти режимы
мышления, чувств и действий, которые необходимы
эффективно участвовать в жизни большого сообщества.
- • Организован ли процесс приспособления? жизни и устоявшейся культурной традиции; это включает дополнительный процесс передача культурного и социального наследия и развитие личности. (Метла и Селзник, 1977 г.) • Является ли процесс обучения, когда человек приобретает статус, играет соответствующую роль и появляется с личностью.
- • Организация биологических, психологические, социальные, культурные и моральные факторы, лежащие в основе поведения человека. Это относится к более или менее устойчивой организации сил внутри человека, связанных с комплекс достаточно устойчивых установок, ценностей и способы восприятия, которые учитывают, в часть, для индивидуальной последовательности поведение (Барроу 1963)
- • Относится к общей сумме всех физических или биологические, психологические или психические, социальные или культурные, эмоциональные и духовные черты человека, которые лежат в основе его поведения и которые делает его отличным, уникальным или отличным от всех другие. • Способ, которым люди взаимосвязаны через идеи, действия и отношения к нечеловеческие аспекты его окружения и биологическое наследие. Таким образом, понимание взаимоотношения личности и среды необходимо для лучшего понимания человеческого поведения (Дьюи и Хамбер, 19 лет).66)
- Личность — побочный продукт социализации процесса и во многом определяется Взаимодействие наследственности и среды. 1. Биологическая наследственность или наследственность 2. Окружающая среда а. Географическая среда б. Культурная среда в. Социальная среда
- Наследственность и окружающая среда (природа и воспитание) взаимодействуют сложным образом в формировании нашего социального тождества. Наследственность обеспечивает сырье или возможности для роста и личности формирование. Окружающая среда дает возможность, заботу и стимуляция, которая определит, будет ли унаследованный биологический состав будет развиты или заторможены.
- 1. Теория социализации Фрейда Зигмунд Фрейд — венский психолог
- • Ид – вместилище сексуальных и агрессивных
призывает.
• Эго – это рациональная часть личности, которая интерпретирует информацию, полученную с помощью чувств, и это находит реалистичным и приемлемым Способы удовлетворения биологических потребностей. • Суперэго – обозначает интернализированные идеи. правильного и неправильного, традиционные ценности и мораль общества. - 2. Теория культурного детерминизма — рассматривает культуру и культурную среду как главный фактор, определяющий человека поведение. Франц Боас: Личность развитие – это результат изученного пути группы. .
- Рут Бенедикт: индивидуальный личности членов общества являются крошечными копиями их общей культуры, с культурой как общая сумма их личности
- 3. Теория символического интеракционизма — личность есть результат взаимодействия между людьми, медитируемыми символами или язык. Мид: Самость состоит из двух частей, а именно: • «Я», активное, спонтанное и идиосинкразический. • «Я», которое является продуктом социализация, результатом которой является социальная самость. Этот относится к Я, которое приобрело социальный статус через социальное взаимодействие и признание статуса и роли других.
- Чарльз Хортон Кули (1964): называет социальное Я «зазеркалье себя». Это концепция самого себя или способность визуализировать себя через ответы других.
- ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ СУБЪЕКТИВНОЕ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
- 4. Теория биологического детерминизма — рассматривает унаследованные биологические структуры как главный фактор, определяющий человека поведение. 5. Теория маркировки — личность рассматривается как результат навешивание обществом ярлыков на человеческое поведение как на хорошо или плохо.
- (1991) 1. Группа передает свои ценности, обычаи и верований от одного поколения к другому. 2. Социализация позволяет человеку расти и превратиться в социально функционирующую человек. 3. Средства социального контроля, с помощью которых члены поощряются к тому, чтобы соответствовать способам интернализацией групповых норм и ценности.
- – относится к общей классификации человеческих существа как мужчины и женщины на основе различия их первичных половых органов и Их анатомо-биологические особенности.
- – обозначает физическое, социальные и культурные различия между самцы и самки.
- — относится к концепции что у нас есть себя мужчинами или женщины. — или социализация для половых ролей начинается с рождения.
- Девочек часто называют «слабый», «мягкий», «тонко- характерный», «нежный», «скромный» и «хрупкий».
- Мальчиков описывают как «сильный», «твердый», «большой электронные», «хорошо скоординировано» и «жесткий».
- Девушки должны быть красивая, нежная, чистая, аккуратный, сладкий, культурный, послушный, популярный и зависимый
- Мальчики должны быть умный, сильный, агрессивный, бесстрашный, напористый и независимый.
- Детей обычно готовят к работе соответствующие их полу (Pal 1956). Мальчики обучены следовать за работой отца, бегать выполнять поручения, собирать дрова, носить воду и т. д. Девочки помогают матери готовить, убирать дом, стирка и заботиться о младшем братья и сестры.
- Ожидается, что женщина будет «женственной», соблазнительной, красивой, образованной, а также быть спутница мужа, мать ей детей, так и на дому.
- Предполагается, что мужчина «мачо», то есть показывая сексуальное мастерство и быть властный, мужественный, мужественный, лицо, принимающее решение, и авантюрный. он ожидается быть хорошим поставщиком и кормилец, чтобы стать глава и хранитель семья. (Джокано, 1998)
- Существуют также специальные курсы колледжа для самцы и самки. Образование, домоводство, социальная работа, питание, секретарь и тому подобное считаются как женские курсы, а математика, естествознание, политология, инженерия, авиация, медицина и право считаются больше подходит мужчинам.
- Работа или занятия, считающиеся женскими занятия включают преподавание, уход за больными, работу в сфере продаж и маркетинг, помощь по дому за границей, секретарь работа, косметологи, парикмахеры, администраторы и Офицеры по связям с гостями, как правило, женщины. С другой стороны, мужской занятия включают административный и управленческие работы, высоко квалифицированный и технический профессии, военные и полицейская работа, аренда и сельскохозяйственный труд, транспорт и фермерская рыбалка.
Примечания редактора
- —
Реклама
Дополнительный взгляд на теорию первичной социализации
. 1999 июнь; 34 (7): 993-1003. дои: 10.3109/10826089909039391.Д Н Нурко 1 , М. Лернер
принадлежность
- 1 Кафедра психиатрии, Медицинская школа Университета Мэриленда, Балтимор 21217, США.
- PMID: 10359217
- DOI: 10. 3109/10826089909039391
DN Nurco et al. Неправильное использование Subst. 1999 июнь
. 1999 июнь; 34 (7): 993-1003. дои: 10.3109/10826089909039391.Авторы
Д Н Нурко 1 , М. Лернер
принадлежность
- 1 Кафедра психиатрии, Медицинская школа Университета Мэриленда, Балтимор 21217, США.
- PMID: 10359217
- DOI: 10.3109/10826089909039391
Абстрактный
Теория первичной социализации, сформулированная Эттингом и его коллегами, подчеркивает передачу социальных норм в детстве и подростковом возрасте в рамках трех основных социальных факторов общества: семьи, школы и небольших близких групп сверстников. Передаваемые таким образом нормы могут быть просоциальными или девиантными, при этом просоциальные нормы с большей вероятностью передаются через крепкие связи в здоровые семьи или школы. Черты характера и другие личные характеристики влияют на негативные последствия, такие как отклонение от нормы или употребление наркотиков, только в той мере, в какой они мешают социализации в семье или школе. Наше собственное исследование не обращается непосредственно к теории первичной социализации, поскольку мы не сосредоточили внимание на передаче норм как таковых как на центральных. Тем не менее, мы изучили социальные факторы, личностные факторы и различные психопатологии как этиологические факторы девиантности и употребления психоактивных веществ. В целом наше исследование поддержало гипотезы теории первичной социализации, даже расширив их в определенных областях, таких как значение семейных влияний как этиологии. В нашей работе также подчеркивалось значение бунтарства и контроля импульсов в этом отношении. Как и все крупномасштабные теории, неизбежно абстрагирующиеся от тотальности и разнообразия человеческого поведения, теория первичной социализации оставляет некоторые пробелы, требующие дальнейшего разъяснения. Среди них — его этноцентрическая и темпороцентрическая точка зрения, но даже в рамках этой перспективы она недооценивает трудности успешного перехода подростков к взрослым социальным ролям (Кингли Дэвис) и установления уникальной идентичности, независимой от родителей (Эрик Х. Эриксон). Кроме того, в нем обычно игнорируется характерная черта молодежной культуры как мятежной по отношению к старшему поколению, что является особенно важной характеристикой современного общества. И, наконец, он должен охватывать процесс «созревания» девиантности, что, возможно, приводит к подтверждению легитимности ранее транслируемых норм, а также гендерные различия в их передаче и легитимации. Тем не менее, несмотря на эти оговорки и особенно из-за проницательности и новаторского характера этой теории, ее гипотезы должны быть проверены в тщательно спланированных крупномасштабных исследованиях. Эти исследования должны позволить, среди прочего, измерить влияние генетических факторов на раннее появление девиантных личностных качеств и их влияние на передачу просоциальных норм. [Переводы представлены в разделе международных рефератов этого выпуска.]
Похожие статьи
- Теория первичной социализации: этиология употребления наркотиков и отклонений. Я.
Оттинг Э.Р., Доннермейер Дж.Ф. Оттинг Э.Р. и соавт. Неправильное использование Subst. 1998 март; 33 (4): 995-1026. дои: 10.3109/10826089809056252. Неправильное использование Subst. 1998. PMID: 9548633 Обзор.
- Теория первичной социализации. Роль личностных черт в этиологии наркомании и девиантности. II.
Оттинг Э.Р., Деффенбахер Дж.Л., Доннермейер Дж.Ф. Оттинг Э. Р. и соавт. Неправильное использование Subst. 1998 май; 33(6):1337-66. дои: 10.3109/10826089809062220. Неправильное использование Subst. 1998. PMID: 9603274
- Теория первичной социализации. Стадии развития, духовность, государственные институты, поиск ощущений и теоретические выводы. В.
Оттинг Скорая помощь. Оттинг ER. Неправильное использование Subst. 1999 июнь; 34 (7): 947-82. дои: 10.3109/10826089909039389. Неправильное использование Subst. 1999. PMID: 10359215
- Сети сверстников и поиск ощущений: некоторые последствия для теории первичной социализации.
Донохью Л., Клейтон Р.Р., Скиннер В.Ф., Колон С. Донохью Л. и соавт. Неправильное использование Subst. 1999 июня; 34(7):1013-23. дои: 10.3109/10826089909039393. Неправильное использование Subst. 1999. PMID: 10359219
- Теория первичной социализации: культура, этническая принадлежность и культурная идентификация. Связь между культурой и употреблением психоактивных веществ. IV.
Оттинг Э.Р., Доннермейер Дж.Ф., Тримбл Дж.Э., Бове Ф. Оттинг Э.Р. и соавт. Неправильное использование Subst. 1998 авг; 33 (10): 2075-107. дои: 10.3109/10826089809069817. Неправильное использование Subst. 1998. PMID: 9744843 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
- Изменение защитных факторов в подростковом возрасте.
Элизабет Ким Б.К., Остерле С., Каталано Р.Ф., Хокинс Д.Д. Элизабет Ким Б.К. и др. J Appl Dev Psychol. 2015 сен-октябрь;40:26-37.