Понятие искусственного интеллекта закреплено в федеральном законе
Одна из экспертов «АГ» отметила, что вводимый законом режим регуляторной песочницы позволяет игнорировать некоторые законодательные ограничения в целях развития новых технологий. Второй счел особенно интересными нововведения в части обработки персональных данных, поскольку в них усматривается забота не только об участниках рынка, но и о рядовых пользователях. Третий эксперт полагает, что с учетом правовой природы регуляторных песочниц следовало бы предоставить госорганам Москвы возможность изменять или не применять отдельные федеральные нормы в случае необходимости.
24 апреля подписан и опубликован Закон № 123-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации – городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона “О персональных данных”», согласно которому с 1 июля 2020 г.
Суть нового правового режима
Экспериментальное регулирование вводится на 5 лет не только для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта, но и последующего «возможного использования результатов» применения искусственного интеллекта. Документ, как было указано при внесении законопроекта в Госдуму, разработан во исполнение послания Президента РФ Федеральному Собранию от 15 января 2020 г. для развития технологий искусственного интеллекта (№ 896438-7).
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 2 Закона под искусственным интеллектом понимается комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Такой комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение, а также процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений.
Закон определяет полномочия высшего исполнительного органа государственной власти Москвы, которым на сегодняшний день является правительство города. В частности, к ведению Правительства Москвы отнесено определение порядка и случаев передачи собственниками средств и систем фото- и видеонаблюдения изображений, полученных в публичных интересах, а также при съемке в открытых для свободного посещения местах или на публичных мероприятиях (подп. 1 и 2 п. 1 ст. 152.1 ГК). Кроме того, столичное правительство вправе установить порядок и случаи предоставления доступа к таким средствам и системам фото- и видеонаблюдения органам государственной власти и организациям, осуществляющим публичные функции.
По согласованию с Минкомсвязи Правительство Москвы также сможет регулировать порядок и условия обработки участниками экспериментального правового режима персональных данных, полученных в результате обезличивания, на основании соглашений с уполномоченным органом, а также требования к таким соглашениям.
В интересах экспериментального правового режима скорректирован и Закон о персональных данных. Часть 1 ст. 6 дополнена п. 9.1, согласно которому обработка персональных данных, полученных в результате обезличивания персональных данных, осуществляется в целях повышения эффективности государственного или муниципального управления, а также в иных целях, предусмотренных Законом № 123-ФЗ, в порядке и на условиях, которые предусмотрены указанным нормативным актом.
В ст. 10 Закона о персональных данных появилось указание на то, что обработка персональных данных, касающихся состояния здоровья, полученных в результате обезличивания персональных данных, допускается в целях повышения эффективности государственного или муниципального управления, а также в иных целях, предусмотренных Законом № 123-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 5 Закона о проведении эксперимента лицо приобретает статус участника экспериментального правового режима со дня включения его в соответствующий реестр, который будет вести уполномоченный Правительством Москвы орган. Доступ к реестру сможет получить любое лицо через сайт уполномоченного органа.
Статус участника экспериментального правового режима смогут получить ИП или юрлица, зарегистрированные на территории Москвы, которые осуществляют деятельность по разработке, созданию, внедрению, реализации или обороту технологий искусственного интеллекта, а также по производству, реализации или обороту отдельных товаров (работ, услуг) на основе таких технологий либо планируют заниматься такими видами деятельности. При этом у ИП, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, членов коллегиального исполнительного органа и совета директоров организации не должно быть неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.
Важно, что принятые в соответствии с Законом № 123-ФЗ нормативные акты Правительства Москвы будут применяться только в отношении участников экспериментального правового режима. При совершении сделок и совершении других юридически значимых действий участник экспериментального правового режима обязан уведомлять тех, кто не имеет такого статуса, о том, что он является участником экспериментального правового режима, и сообщать о применении в отношении него специальных актов московского правительства.
Для формирования стратегических направлений совершенствования механизмов экспериментального правового режима Закон предусматривает создание координационного совета, состав которого определяется Правительством Москвы по согласованию с Правительством РФ.
Закон вступит в силу с 1 июля 2020 г.
Эксперты прокомментировали поправки
Адвокат АА МГКА «Власова и партнеры» Людмила Космовская указала, что закон содержит определение искусственного интеллекта и технологий искусственного интеллекта, чего ранее в российском законодательстве не было. По ее словам, вводимый им режим регуляторной песочницы позволяет игнорировать некоторые законодательные ограничения в целях развития новых технологий. В то же время законодательные акты, которые будут приняты на основании рассматриваемого закона, не должны противоречить федеральному законодательству, заметила эксперт.
«Закон и принятые на его основе нормативные акты будут распространять свое действие только на участников эксперимента, включенных в специальный реестр, но технологии искусственного интеллекта напрямую связаны с персональными данными, потому новые меры могут повлиять на каждого жителя города. Будут ли эти правки носить положительный характер, сказать пока сложно. Будем ждать новых законодательных актов. Главное, не допустить бесконтрольной обработки персональных данных», – добавила она.
Руководитель практики IP/IT Maxima Legal Максим Али полагает, что принятый закон – это только первый шаг в проведении правового эксперимента на территории Москвы.
«Что же мы получили на сегодняшний день? Во-первых, сформулированные на уровне федерального закона дефиниции в сфере искусственного интеллекта, а также цели, задачи и принципы регулирования. Неудивительно, что в числе последних оказалось обеспечение безопасности личности», – заметил Максим Али. Во-вторых, добавил он, определены условия приобретения статуса участника экспериментального режима и ведение реестра таких участников.
«В-третьих, особенно интересны изменения режима обработки персональных данных. Обезличенные данные, обрабатываемые в соответствии с законом, не могут передаваться за пределы круга участников эксперимента. А если эксперимент прекращается или участник выходит из него, данные подлежат уничтожению. Отмечу, что мы давно не встречали законодательных инициатив в сфере персональных данных, где проявлялась бы забота не только об участниках рынка, но и о рядовых пользователях», – заключил эксперт.
Старший юрист Eversheds Sutherland Russia Иван Кайсаров отметил, что принятие данного закона не является инновационным. «В мире есть общепринятая практика так называемых регуляторных песочниц (regulatory sandbox). Идея их в том, чтобы ввести особое правовое регулирование для внедрения и разработки технологий, которые не регулируются действующим законодательством или даже противоречат ему. Нормативная база может не успевать за высокими технологиями, поэтому такие технологии долгое время могут находиться вне правового поля, что не всегда позитивно на них влияет. В иных случаях имеющееся законодательство может блокировать или тормозить развитие и использование новых технологий», – пояснил эксперт.
Читайте также
В России могут появиться экспериментальные правовые режимы для инноваторов в цифровой сфере
Минэкономразвития подготовило законопроект, который позволит лицам, занимающимся разработкой и внедрением цифровых инноваций, осуществить практическое применение их продукта в условиях отказа от стандартных ограничений и без риска правонарушений
17 июля 2019 Новости
В России, по его словам, более-менее комплексное регулирование подобных механизмов было предложено в 2019 г. Минэкономразвития и сейчас отражено законопроекте № 922869-7 «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в РФ», который находится на рассмотрении в Государственной Думе. «Еще до этого, в апреле 2018 г., в отношении финансовых технологий и сервисов на финансовом рынке регуляторную песочницу начал использовать Банк России», – рассказал Иван Кайсаров.
Принятый закон, как считает эксперт, преследует аналогичную цель, но только в меньшем масштабе и по отношению к конкретной технологии – искусственному интеллекту. «Хорошо, что государство не просто начинает регулировать определенную технологию, а подходит поступательно, начиная с проведения эксперимента, чтобы “обкатать” правовой режим и новое регулирование на технологии в небольшом масштабе перед распространением на всю страну. Это позволяет сделать правовое регулирование более точным, близким к жизни и рабочим, позволяющим действительно способствовать развитию и внедрению технологии при соблюдении общественных интересов и отсутствию вреда от использования технологии или нарушения прав граждан и бизнеса», – полагает Иван Кайсаров.
В то же время, добавил он, отдельные положения принятого закона выглядят несовершенными и вызывают некоторые вопросы. Концепция специального (экспериментального) правового режима, по словам эксперта, обычно подразумевает две особенности: во-первых, это появление новых норм, которых не было в законодательстве применительно к данной технологии и которые более точечно ее регулируют, а во-вторых, исключение (неприменение) или изменение отдельных действующих норм, которые могут помешать внедрению и разработке данной технологии. «В рамках же этого закона реализуется только первая часть норм, которые уточняют правовой режим в отношении технологии искусственного интеллекта», – заметил Иван Кайсаров.
Так, пояснил он, п. 4 ст. 1 закона указывает, что положения нормативных правовых актов Москвы, устанавливающие условия экспериментального правового режима, не могут исключать, изменять или вступать в противоречие с положениями федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, относящихся в соответствии с Конституцией к ведению Федерации или совместному ведению РФ и ее субъектов. «В результате актами Москвы можно преимущественно только что-то уточнять и вводить специальное регулирование, которое не должно нарушать федеральное законодательство. В то же время, на мой взгляд, можно было указать, что акты Москвы в рамках такого специального правового режима не должны нарушать наиболее фундаментальные гарантии и права. В целом это как раз и указано уже в следующем пункте этой же статьи», – заметил эксперт.
По его мнению, закрепленного в п. 5 ст. 1 Закона № 123-ФЗ указания на то, что результатом установления экспериментального правового режима не может быть ограничение конституционных прав и свобод граждан, введение для них дополнительных обязанностей, нарушение единства экономического пространства на территории РФ или иное умаление гарантий защиты прав граждан и юридических лиц, достаточно для эффективного использования закона в случае предоставления Москве возможности изменять или не применять отдельные федеральные нормы, если это необходимо. «В то же время важно посмотреть, как это будет работать на практике. Возможно, практический подход будет более либеральным с минимальным количеством ограничений, несмотря на указанное выше», – добавил Иван Кайсаров.
Эмоциональный интеллект – залог жизненного успеха / Новости / Пресс-центр / Меню / Алтайский филиал РАНХиГС
Эмоциональный интеллект – залог жизненного успеха
Одним из актуальных трендов в современном HR-сообществе является эмоциональный интеллект – EQ. Считается, что он является залогом жизненного успеха, а не интеллект и уровень IQ. В отличие от привычного всем понятия интеллекта, эмоциональный интеллект – своего рода эмоциональная компетентность, способность осознавать и управлять эмоциями, адекватно интерпретировать ситуацию и влиять на нее. О том, что такое эмоциональный интеллект и как его развить в рубрике «Экспертное мнение» Татьяна Бикетова, старший преподаватель кафедры психологии и социологии управления Алтайского филиала РАНХиГС.
Понятие эмоционального интеллекта
В 1990 г. Джон Майер и Питер Сэловей предложили модель эмоционального интеллекта (EQ) как набора навыков индивида отслеживать свои и чужие эмоции и чувства. Эмоциональный интеллект представляет собой адаптивные возможности оценки эмоций, управления и использования в жизнедеятельности.
В 1995 г. американский психолог Дэниел Гоулман в своей работе «Emotional Intelligence» рассмотрел эмоциональный интеллект как способность человека истолковывать эмоции собственные и окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей.
Клинический психолог Рувен Бар-Он ввел аббревиатуру EQ и определил эмоциональный интеллект через набор когнитивных компетенций, которые оказывают влияние на умение человека справляться со стресс-факторами окружающего мира.
В различных источниках «emotional intelligence» переводится как «эмоциональное мышление», «эмоциональная чувствительность», «эмоциональное сознание», «эмоциональный потенциал».
Более простое определение сводится к следующему: это интеллектуальное использование эмоций или ряд компетенций, или способностей, проявляющихся в том, насколько человек осознает, контролирует переживаемые эмоции, управляет своими отношениями с окружением.
EQ – это способность человека, правильно понимать собственные мысли и эмоции, а также контролировать и использовать их как инструмент для налаживания отношений, улучшения коммуникативных навыков, решения всевозможных конфликтов.
По результатам исследований, успешность современного человека на 80% зависит от эмоционального интеллекта. EQ лежит в основе таких процессов, как организация времени, расстановка приоритетов, принятие решений, управление отношениями. Эмоциональный интеллект является одной из базовых компетенций современного управленца. Можно говорить о положительной взаимосвязи уровня эмоционального интеллекта и эффективности деятельности. Сформированный EQ позволяет реагировать на причины поведения оппонента, а не на его эмоции, что позволяет эффективно выстраивать коммуникацию, адекватно воспринимать критику, понимать ситуацию общения и адекватно реагировать на конфликтные ситуации.
Самосознание
Фундаментом формирования эмоционального интеллекта являются самосознание, самоконтроль, социальная компетентность и управление отношениями. Первые два ориентированы на работу с собой, остальные – на эффективную коммуникацию.
В первую очередь, для развития эмоционального интеллекта необходимо научиться осознавать то, что с вами происходит. Эмоции – это наша реакция на окружающую обстановку. Они изменяются вместе с переменами внешних обстоятельств. Важно понимать, что вы ≠ ваши эмоции. Осознанность позволяет оценить обстановку, принять решение и правильно проявить свое отношение. В любой ситуации должна присутствовать осмысленность своих мыслей, переживаний и поступков. Наиболее простым и эффективным способом самосознания является обращение «Что я сейчас чувствую?» В течение дня задавайте себе этот вопрос. При этом лучше начать с распознавания базовых состояний: удивление, интерес, грусть, страх, стыд. Важно научиться определять источник эмоции и степень ее интенсивности. Для этого можно вести таблицу со следующими данными: дата, время, эмоция, ее интенсивность, ее причина.
Эффективен и анализ сложившейся ситуации по следующему алгоритму:
- Событие – что произошло.
- Что я чувствую – назвать чувство.
- Физическое проявление – реакция тела.
Например, чувство стыда и незащищенности заставляет прекращать разговор. Чувство гнева заставляет повышать голос. Чувство переутомления может проявляться через тревогу и снижение самоконтроля. Веселье и радость ощущаются как учащенное сердцебиение и энергичность.
Еще один вариант упражнения для самосознания. Нарисуйте шкалу от 0 до 10 на бумаге. Укажите на ней уровень эмоции, переживаемой в данный момент. Например, тревога, по интенсивности допустим 7 делений. Попробуйте увеличить уровень до 9, а затем снизить до 4. Зафиксируйте свои ощущения. Уменьшайте тревогу еще на 2 деления, осознайте проявления тревоги. После этого упражнения попробуйте начать дело, которое вызывало волнение. В этом суть управления эмоциями.
Самоконтроль
Следующий компонент – самоконтроль, проявляется тогда, когда человек демонстрирует самообладание. Этот навык позволяет применять знание своих переживаний, чтобы эффективно управлять своим поведением. Самоконтроль проявляется в контроле и адекватном проявлении эмоций. Чтобы управлять эмоцией, ее нужно выразить.
Научитесь говорить на языке эмоций. Применяйте фразу, состоящую из трех фрагментов: «Я чувствую…»; «Потому что…»; «Я хотел бы…». Например, «Я озабочен и обижен, потому что…»; «Я хотел бы, чтобы…».
Социальная компетентность
Составьте пару положительных и отрицательных эмоций по этой формуле. Социальная компетентность – третий компонент – позволяет увидеть истинную причину происходящей ситуации и не вступать в выяснение отношений. Для этого нужно научиться трактовать поведение другого человека. Важно в любой реакции и поведении вашего оппонента выделить, во-первых, намерение – истинную причину. Во-вторых, действие – то, как человек реализуют причину. Действие может быть положительным и конструктивным или отрицательным и разрушительным. Например, по отношению к вам продемонстрировали неприемлемое поведение. Ваша ответная реакция может быть оскорблением или объяснением своей позиции с предложением вести себя иначе. В- третьих, значение – то, каким смыслом вы наделяете действие. Оно также может быть комплиментарным или неблагоприятным. Например, вы задали коллеге вопрос, а он не ответил. Позитивное значение – коллега не услышал вопрос, негативное – игнорирование вас и, как следствие, обида.
Управление отношениями
Следующий способ является эффективным в развитии социальной компетентности: вспомните несколько паллиативных ситуаций и попробуйте разложить их по этой формуле. Найдите позитивные намерения в ваших значениях и действиях. Четвертый компонент – управление отношениями. Это способность распознавать как собственные чувства, так и чувства оппонента для построения адекватного взаимодействия. Принято выделять спектр навыков, связанный с умением управлять эмоциональной сферой партнера по общению.
Определите важные для вас формальные и неформальные отношения. Для личных отношений выберите период – неделя, для деловых – один-два месяца. Разделите лист на две колонки, левый столбик обозначьте как «+», правый – как «-». Зафиксируйте в левом столбце все ваши действия, которые улучшали состояние вашего партнера, например, улучшали его настроение. В правом – ухудшали его. Проанализируйте, какое влияние вы оказали на свое эмоциональное равновесие в этих отношениях за этот период. Удалось ли вам сохранить его на прежнем уровне или улучшить? Если в левой колонке представлено большое количество положительных действий, проанализируйте, не нарушается ли баланс и в этом случае? Возможно, вы очень активно включены в процесс взаимодействия, достаточно ожидаете и получаете взамен? В обеих ситуациях составьте план действий, которые помогут вам поддерживать баланс. Такой анализ позволяет управлять отношениями.
Необходимо подчеркнуть значимость развития эмоционального интеллекта на современном этапе развития общества. Разница между IQ и EQ заключается в том, что IQ – это когнитивный интеллект, связанный с познанием и усвоением знаний и информации. Коэффициент интеллекта определяет степень развития умственной деятельности человека. EQ – это способность человека, правильно понимать собственные мысли и эмоции, а также контролировать и использовать их как инструмент для налаживания отношений, улучшения коммуникативных навыков, решения всевозможных конфликтов.
Возможно, с помощью IQ я и получу работу, но только EQ сделает мне карьеру.
Дэниел Гоулман
американский психолог
О том, что такое интеллект — PubMed
Обзор
. 1993, февраль 84 (часть 1): 27–37.
doi: 10.1111/j.2044-8295.1993.tb02460.x.
Р В Ховард 1
принадлежность
- 1 Департамент образования Университета Ньюкасла, Каллаган, Новый Южный Уэльс, Австралия.
- PMID: 8467370
- DOI: 10.1111/j.2044-8295.1993.tb02460.x
Обзор
RW Ховард. Бр Дж Психол. 1993 фев.
. 1993, февраль 84 (часть 1): 27–37.
дои: 10.1111/j.2044-8295.1993.tb02460.х.
Автор
Р В Ховард 1
принадлежность
- 1 Департамент образования Университета Ньюкасла, Каллаган, Новый Южный Уэльс, Австралия.
- PMID: 8467370
- DOI: 10. 1111/j.2044-8295.1993.tb02460.x
Абстрактный
Несмотря на многочисленные разногласия по поводу точного определения интеллекта, большинство исследователей сходятся во мнении, что это понятие, обозначенное словом, или даже несколько связанных понятий, обозначенных словом. Настоящее исследование применяет недавние теории о природе понятий в целом, чтобы прояснить понятие (или понятия) интеллекта. Это теоретизирование определяет концепт как уникальную и индивидуальную информацию человека о категории и категорию как совокупность вещей в мире. Примером пары «концепт/категория» является «собака», где категорией является совокупность всех собак, а представлением человека о собаке является его или ее личное знание собак. Эти знания можно использовать для размещения вещей в категории или вне ее. Разные люди могут иметь несколько разные знания об одной и той же категории, и одно слово может обозначать несколько разных пар понятие/категория. Таким образом, понятие интеллекта состоит из информации об общей категории, обозначаемой словом «интеллект». В этом исследовании анализируются три основные пары концепт/категория «интеллект»: (1) g по Спирмену; (2) интеллект как свойство поведения; и (3) интеллект как набор способностей. Каждое понятие содержит разную информацию, относится к разным категориям и должно использоваться по-разному. Несколько повторяющихся вопросов, например, относится ли слово «интеллект» к какой-либо вещи и какие вещи являются разумными (например, животные, компьютеры), могут быть решены путем рассмотрения каждой проблемы в отношении этих пар «понятие/категория». Например, слово «интеллект» относится к вещи только в том случае, если используется понятие g. Точно так же только люди разумны в соответствии с концепцией g, но животные и компьютеры могут считаться разумными, если применять другие концепции. Недавнее теоретизирование о природе понятий может быть использовано для прояснения других важных психологических понятий.
Похожие статьи
Макромолекулярная скученность: химия и физика встречаются с биологией (Аскона, Швейцария, 10–14 июня 2012 г.).
Foffi G, Pastore A, Piazza F, Temussi PA. Фоффи Г. и др. физ.-биол. 2013 авг; 10 (4): 040301. дои: 10.1088/1478-3975/10/4/040301. Epub 2013 2 августа. физ.-биол. 2013. PMID: 23912807
Переоценка знаний о категориях у умственно отсталых.
Спербер Р.Д., Рагейн Р.Д., Макколи К. Спербер Р.Д. и соавт. Am J Мент Defic. 1976 г., ноябрь; 81 (3): 227–34. Am J Мент Defic. 1976 год. PMID: 998657
Введение в специальный раздел о когнитивных способностях: через 100 лет после «Общего интеллекта, объективно определенного и измеренного» Спирмена (1904 г. ).
Любинский Д. Любинский Д. J Pers Soc Psychol. 2004 г., январь; 86 (1): 96–111. дои: 10.1037/0022-3514.86.1.96. J Pers Soc Psychol. 2004. PMID: 14717630
Язык и концептуальное развитие.
Аруначалам С., Ваксман С.Р. Аруначалам С. и др. Wiley Interdiscip Rev Cogn Sci. 2010 июль; 1 (4): 548-558. doi: 10.1002/wcs.37. Epub 2010 22 марта. Wiley Interdiscip Rev Cogn Sci. 2010. PMID: 26271502
Интеллект и культура: как культура формирует то, что означает интеллект, и значение для науки о благополучии.
Штернберг Р.Ю., Григоренко Е.Л. Штернберг Р.Дж. и соавт. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2004 г., 29 сентября; 359 (1449): 1427-34. doi: 10.1098/rstb.2004.1514. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2004. PMID: 15347533 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Типы публикаций
термины MeSH
Другие концепции интеллекта
Двухфакторная теория Спирмена. Чарльз Спирмен, используя статистическую процедуру, называемую факторным анализом, в 1904 году пришел к выводу, что интеллект состоит из двух компонентов: g-фактор (общий интеллект) и s-факторы (совокупность конкретных когнитивных интеллектуальных навыков).Основные умственные способности Терстоуна. Л. Л. Терстоун в 1938 г. предложил разделить первичные умственные способности на семь категорий.
вербальное понимание (V)
номер (Н)
пространственные отношения (S)
скорость восприятия (P)
беглость слов (W)
память (М)
индуктивное рассуждение (I) или общее рассуждение (R)
Согласно Терстоуну, каждую способность можно измерить отдельно, а сумма уникальных способностей составляет интеллект.
Трехмерная модель Гилфорда. Дж. П. Гилфорд предложил три измерения умственных способностей:
операции : акт мышления
содержание : термины, используемые при мышлении
продукты мышления : идеи
Каждое из этих измерений подразделяется (операции, например, на такие категории, как оценка, познание и память). Комбинации измерений и подразделений могут привести к более чем 100 отдельным факторам, многие из которых были продемонстрированы экспериментально.
Текучий и кристаллизованный разум. Рэймонд Кеттелл и Джон Хорн предложили разделить g-фактор на подвижный интеллект и кристаллизованный интеллект.
Гибкий интеллект состоит из способности рассуждать, объема памяти и скорости обработки информации. Он включает в себя такие навыки, как те, которые требуют пространственного и визуального воображения, и, как правило, считается, что на него гораздо меньше влияют опыт и образование, чем на кристаллизованный интеллект.
Кристаллизованный интеллект касается применения знаний для решения проблем. Он включает в себя такие способности, как рассуждение, словесные и числовые навыки, и обычно считается, что на него влияют опыт и формальное образование.
Понятия текучего и кристаллизованного интеллекта до сих пор используются некоторыми психологами, особенно в области старения.
Иерархическая модель Вернона. Филип Вемон предположил, что интеллект состоит из факторов и навыков, расположенных иерархически. когнитивный фактор вверху состоит из двух навыков: вербальных/академических и практических/механических , каждый из которых сам подразделяется. (Например, словесные/академические навыки включают такие навыки, как словарный запас и беглость речи.)
Триархическая теория Штернберга. Роберт Штернберг интересовался тем, как используется интеллект, особенно при решении проблем, а также способностями, которые он включает. Теория имеет дело с
компонентный интеллект , который включает компоненты, необходимые для приобретения знаний, использования стратегий и методов решения проблем, а также использование метакогнитивных компонентов для выбора стратегии и мониторинга прогресса на пути к успеху
эмпирический интеллект , который проявляется как в творческом подходе к новым ситуациям, так и в последующем объединении различного опыта проницательными способами для решения новых проблем
контекстная аналитика , которая находит отражение в управлении повседневными делами
Семь интеллектов Гарднера. Говард Гарднер разделил интеллект на семь способностей. Хотя способности по своей сути одинаково важны, их ценность в конкретной культуре может различаться. Например, люди, живущие за пределами земли в отдаленных джунглях, более склонны ценить телесно-кинестетические способности больше, чем логико-математические способности.