Интеллект в психологии: уровень, коэффициент, виды и развитие интеллекта

Содержание

Тема 11. Интеллект

Вопрос 1. Понятие об интеллекте

Интеллект (от латинского разумение, понимание, постижение) – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций интеллект отождествляется с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующей познавательной активности, с когнитивным стилем и др. В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание интеллекта как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни.

В настоящее время существует, как минимум, три трактовки понятия интеллекта:

1. Биологическая трактовка: это способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации;

2. Педагогическая трактовка: это способность к обучению, обучаемость;

3. Структурный подход, сформулированный А. Бине: интеллект как способность адаптации средств к цели. Здесь интеллект – это совокупность тех или иных способностей.

Вопрос 2. Этапы изучения интеллекта

Попытка изучения продуктивных творческих компонентов интеллекта была предпринята представителями гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, В.Келер), разработавшими понятие инсайта. В начале 20-го века французские психологи А. Бине и Т. Симон предложили определять степень умственной одаренности посредством специальных тестов. Эти работы положили начало широко распространенной и сейчас прагматистской трактовки интеллекта как способности справляться с соответствующими заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь, успешно приспосабливаться к ситуациям.

Были проведены различные исследования структуры интеллекта. Так, Спирмен (1904 год) сформулировал следующее: интеллект не зависит от прочих личностных черт человека; он не включает в свою структуру неинтеллектуальные качества (интересы, мотивация достижений, тревожность и др.). Интеллект выступает как общий фактор умственной энергии. Учеными выделяется различное количество базовых факторов интеллекта: от 1-2 до 120.

Такое дробление интеллекта препятствует пониманию его целостности. Советская психология исходила из принципа единства интеллекта, его связи с личностью и признавала зависимость интеллектуальных способностей человека от социально-экономических условий его жизни.

В 1938 году Терстоун с помощью статистических факторных методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:

1) счетную способность, способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;

2) вербальную (словесную) гибкость, легкость, с которой человек может объясняться, находить подходящие слова;

3) вербальное восприятие, способность понимать устную и письменную речь;

4) пространственную ориентацию, способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;

5) память;

6) способность к рассуждению;

7) быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.

Как показали дальнейшие исследования, факторы интеллекта, или первичные умственные потенции, коррелируют, связаны друг с другом, что говорит о существовании единого генерального фактора.

В 1959 году Дж. Гилфорд выделил 120 факторов интеллекта, исходя из трех позиций: для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции, каково их содержание (образное, символическое, поведенческое, др.).

По мнению Кэттела (1967 г.), у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию, рассуждению. Примерно к 20-ти годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета. Уровень потенциального или свободного интеллекта определяется уровнем развития третичных зон коры больших полушарий головного мозга. Частные факторы интеллекта определяются уровнем развития отдельных сенсорных и моторных зон мозга. Потенциальный интеллект определяет первичное накопление знаний. Также формируется «кристаллический» интеллект, состоящий из различных навыков и знаний, которые мы приобретаем по мере накопления жизненного опыта.

Этот вид интеллекта образуется именно при решении задач адаптации к окружающей среде и требует развития одних способностей за счет других, а также приобретения конкретных навыков. «Кристаллический» интеллект определяется мерой овладения культурой того общества, к которому принадлежит человек.

Хебб (1974 г.) выделяет интеллект А – тот потенциал, который создается в момент зачатия и служит основой для развития интеллектуальных способностей личности, и интеллект В, который формируется в результате взаимодействия этого потенциального интеллекта с окружающей средой. Оценить можно только этот «результирующий» интеллект, наблюдая, как совершает умственные операции человек. Поэтому мы никогда не сможем узнать, что представлял собой интеллект А.

Теории интеллекта в психологии

Интеллект — одна из самых обсуждаемых тем в психологии, но стандартного определения не существует. Некоторые исследователи считают, что интеллект — это одна общая способность. Другие теории интеллекта считают, что интеллект включает в себя целый ряд способностей, навыков и талантов.


Что такое интеллект?

Несмотря на значительный интерес к этой теме, среди экспертов до сих пор нет единого мнения о компонентах интеллекта и о том, возможны ли вообще точные измерения интеллекта.

Хотя современные определения интеллекта существенно различаются, эксперты в целом согласны с тем, что интеллект включает в себя умственные способности, такие как логика, рассуждения, решение проблем и планирование. В частности, современные определения обычно предполагают, что интеллект — это способность:

  • Учиться на опыте: приобретение, сохранение и использование знаний является важным компонентом интеллекта.
  • Распознавать проблемы: Чтобы использовать знания, люди сначала должны определить проблемы, которые они могут решить.
  • Решение проблем: Люди должны затем использовать то, что они узнали, чтобы придумать решения проблем.

Исследования интеллекта играют важную роль во многих областях, включая финансирование образовательных программ, отбор кандидатов на работу и тестирование для выявления детей, нуждающихся в дополнительной академической помощи.

Основные теории интеллекта в психологии

Учитывая повышенный интерес к концепции интеллекта, некоторые из величайших умов в этой области исследовали ее с разных сторон. Ниже перечислены некоторые из основных теорий интеллекта, появившихся за последние 100 лет.

Основные типы теорий интеллекта

  • Общий интеллект
  • Первичные умственные способности
  • Множественный интеллект
  • Множественные способности
  • .Триархический подход к интеллекту

Общий интеллект

Британский психолог Чарльз Спирмен (1863-1945) описал концепцию общего интеллекта, или «g-фактора».» Используя факторный анализ для изучения тестов на умственные способности, Спирмен пришел к выводу, что оценки по этим тестам удивительно похожи.

Люди, которые хорошо справлялись с одним когнитивным тестом, как правило, хорошо справлялись и с другими тестами, а те, кто плохо справлялся с одним тестом, как правило, плохо справлялись и с другими. Он пришел к выводу, что интеллект — это общая когнитивная способность, которую исследователи могут измерить и выразить численно.

Первичные умственные способности

Психолог Луис Л. Терстоун (1887-1955) сосредоточился на семи первичных умственных способностях, а не на одной общей способности. К ним относятся:

  • Ассоциативная память: Способность запоминать и вспоминать
  • Числовые способности: Способность решать математические задачи
  • Скорость восприятия
    : Способность видеть различия и сходства между объектами
  • Рассуждение: Способность находить правила
  • Пространственная визуализация: Способность визуализировать отношения
  • Вербальное понимание: Способность определять и понимать слова
  • Беглость слов: Способность быстро создавать слова

Множественный интеллект

Среди более современных идей об интеллекте — теория множественного интеллекта Говарда Гарднера. Он предположил, что традиционное тестирование IQ не дает полного и точного представления о способностях человека.

Он предложил восемь различных видов интеллекта, основанных на навыках и способностях, которые ценятся в различных культурах:

  • Телесно-кинестетический интеллект: Способность контролировать движения тела и умело обращаться с предметами
  • Межличностный интеллект: Способность распознавать настроения, мотивы и желания других людей и реагировать на них должным образом
  • Интраперсональный интеллект: Способность осознавать себя и быть в гармонии с внутренними чувствами, ценностями, убеждениями и мыслительными процессами
  • Лого-математический интеллект: Способность мыслить концептуально и абстрактно, а также различать логические или числовые закономерности
  • Музыкальный интеллект: Способность воспроизводить и оценивать ритм, высоту тона и тембр
  • Натуралистический интеллект: Способность распознавать и классифицировать животных, растения и другие объекты в природе
  • Вербально-лингвистический интеллект: Хорошо развитые вербальные навыки и чувствительность к звукам, значениям и ритмам слов
  • Визуально-пространственный интеллект: Способность мыслить образами и визуализировать точно и абстрактно

Какой у вас интеллект?

Триархический подход к интеллекту

Психолог Роберт Стернберг определил интеллект как «умственную деятельность, направленную на целенаправленную адаптацию, выбор и формирование реальной среды, имеющей отношение к жизни человека».

«Хотя он согласился с Гарднером в том, что интеллект гораздо шире, чем одна общая способность, он предположил, что некоторые виды интеллекта Гарднера лучше рассматривать как индивидуальные таланты. Стернберг предложил концепцию «успешного интеллекта, который включает три фактора:

  • Аналитический интеллект: способность оценивать информацию и решать проблемы
  • Креативный интеллект: Способность выдвигать новые идеи
  • Практический интеллект: Способность адаптироваться к изменяющимся условиям

Другие виды интеллекта

Конечно, существует множество других теорий о том, какими видами интеллекта обладают люди.

Жидкий и кристаллизованный интеллект

Психолог Рэймон Кэттелл вместе со своим учеником Джоном Хорном создали теорию жидкого и кристаллизованного интеллекта. Жидкостный интеллект подразумевает способность решать новые проблемы, не полагаясь на знания из предыдущего опыта.

Согласно теории, с возрастом жидкостный интеллект человека снижается. Кристаллизованный интеллект, напротив, увеличивается с возрастом — этот тип интеллекта основан на конкретных фактах и опыте.

Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект (иногда называемый EQ) относится к способности человека регулировать эмоции и использовать свои эмоции в отношениях с другими людьми. Признаками эмоционального интеллекта являются сильное самосознание, эмпатия, принятие перемен и управление эмоциями в сложных ситуациях.

Тестирование интеллекта (IQ)

Усилия по количественной оценке интеллекта сделали значительный скачок вперед, когда немецкий психолог Вильгельм Штерн впервые ввел термин «коэффициент интеллекта» (IQ) в начале 20 века.

Психолог Альфред Бине разработал самые первые тесты интеллекта, чтобы помочь французскому правительству выявить школьников, нуждающихся в дополнительной академической помощи.

Бине был первым, кто ввел понятие умственного возраста: набор способностей, которыми обладают дети определенного возраста.

С тех пор тестирование интеллекта стало широко используемым инструментом, который привел к появлению множества других тестов на навыки и способности.

Однако тестирование IQ продолжает вызывать споры по поводу его использования, культурных предубеждений, влияния на интеллект и даже самого определения интеллекта.

Как психологи и психиатры измеряют интеллект

Для измерения интеллекта эксперты используют различные стандартизированные тесты. Некоторые из них — это тесты способностей, проводимые в групповой обстановке, такие как Схоластический оценочный тест (SAT) и Американский тест для колледжей (ACT). Другие — это тесты IQ, которые проводятся индивидуально.

Средний балл по тестам IQ составляет около 100. Большинство детей с нарушениями интеллекта (85%) набирают от 55 до 70 баллов. Тяжелые нарушения обычно соответствуют еще более низким показателям.

Ниже приводится краткая история тестов IQ по мере их разработки:

  • Шкала интеллекта Бинета-Симона: Это был первый тест IQ, разработанный в 1905 году Альфредом Бине и Теодором Саймоном.
  • Тест IQ Стэнфорда-Бине: Это была адаптация психологом Льюисом Терманом теста Бине-Симона. Баллы определяются на основе умственного возраста человека, разделенного на его хронологический возраст (умственный возраст/хронологический возраст x 100).
  • Шкала интеллекта взрослых Вехслера (WAIS): Это был первый тест интеллекта для взрослых, разработанный Дэвидом Вехслером в 1939 году. В нем впервые было использовано стандартизированное нормальное распределение при подсчете баллов, и он широко используется сегодня. Он подразделяется на вербальные и исполнительские показатели. Как и большинство современных тестов, он оценивается по колоколообразной кривой.

Другие тесты, которые сегодня используют психологи и психиатры, включают Тесты когнитивных способностей Вудкока-Джонсона, Батарею оценок Кауфмана для детей, Систему оценки когнитивных способностей и Шкалу дифференцированных способностей.

Что такое тест на IQ?

Вопросы о тестировании IQ

Изучение человеческого разума является сложной задачей, отчасти потому, что самый важный инструмент в этой работе такой же, как и сам субъект.

Будучи людьми, исследователи привносят не только свои знания и опыт, но и свои предубеждения, опыт, культурные корни и убеждения как и все научные эксперты, они должны бороться с собственной человечностью, стремясь к объективности.

Кроме того, существует огромная сложность человеческого разума и проблемы измерения характеристик, которые имеют так много противоречивых определений и нюансов. Единого стандарта интеллекта или его количественной оценки пока не существует.

Поэтому неудивительно, что важные вопросы об интеллекте и тестировании IQ остаются без ответа, по крайней мере, частично. Вот некоторые из них:

  • Являются ли тесты интеллекта необъективными?
  • Является ли интеллект единственной способностью, или он включает в себя множество навыков и способностей?
  • Является ли интеллект наследственным, или окружающая среда играет большую роль?
  • Что предсказывают показатели интеллекта, если вообще что-то предсказывают?

Для изучения этих вопросов психологи продолжают исследовать природу, влияние и последствия интеллекта. Их постоянные выводы находят отклик в обществе, начиная от образования и рабочего места и заканчивая медицинскими и поведенческими диагностическими и терапевтическими подходами.

A Word From Verywell

Несмотря на значительные дебаты, в области психологии не появилось окончательной концептуализации интеллекта. Сегодня психологи часто учитывают множество теоретических точек зрения при обсуждении интеллекта и признают, что дискуссия продолжается.

Часто задаваемые вопросы

  • Каковы ранние и современные теории интеллекта?

    Ранние теории интеллекта фокусировались на логике, способности решать проблемы и навыках критического мышления. В 1920 году Эдвард Торндайк сформулировал три вида интеллекта: социальный, механический и абстрактный. Основываясь на этом, современные теории, такие как теория, предложенная гарвардским психологом Говардом Гарднером, склонны разделять интеллект на отдельные категории (например, эмоциональный, пространственный и т.д.).

  • Что такое эмоциональный интеллект?

    Эмоциональный интеллект (EI или EQ) — это способность воспринимать, контролировать и оценивать эмоции. Некоторые исследователи полагают, что эмоциональному интеллекту можно научиться и укрепить его другие утверждают, что это врожденная характеристика. Как правило, EI измеряется с помощью самоотчета и тестов способностей.

    Узнайте больше: A Look at Emotional Intelligence

  • Что такое текучий интеллект?

    Текучий интеллект — это способность применять логику и мыслить гибко. Реймонд Кэттелл определил текучий интеллект как «способность воспринимать взаимосвязи независимо от предыдущей конкретной практики или обучения, касающегося этих взаимосвязей»

    Узнайте больше: Жидкий и кристаллизованный интеллект

  • Как меняется интеллект с возрастом?

    Интеллект развивается и меняется на протяжении всей жизни, обычно достигая пика в середине жизни. Исследование, опубликованное в журнале Psychological Science , показало, что некоторые элементы флюидного интеллекта достигают своего пика уже к 40 годам.

    Узнайте больше: 4 стадии когнитивного развития

12 источников Для подтверждения фактов в наших статьях Мы используем только высококачественные источники, включая рецензируемые исследования. Прочитайте наш редакционный процесс, чтобы узнать больше о том, как мы проверяем факты и поддерживаем точность, надежность и достоверность нашего контента.

  1. Jaarsveld S, Lachmann T. Интеллект и креативность в решении проблем: The importance of test features in cognition research. Front Psychol. 2017-8. doi:10.3389/fpsyg.2017.00134

  2. Spearman C. «General intelligence, objectively determined and measured. The American Journal of Psychology. 1904 15(2):201. doi:10.2307/1412107

  3. Thurstone LL. Primary Mental Abilities. Chicago: University of Chicago Press 1938.

  4. Gardner H. Frames of Mind, The Theory of Multiple Intelligences. Basic Books 2011.

  5. Sternberg RJ. Beyond IQ, A Triarchic Theory of Human Intelligence. CUP Archive 1985.

  6. Horn JL, Cattell RB. Refinement and test of the theory of fluid and crystallized general intelligences. Journal of Educational Psychology. 1966 57(5):253-270. doi:10.1037/h0023816

  7. Ghisletta P, Rabbitt P, Lunn M, Lindenberger U. Two thirds of the age-based changes in fluid and crystallized intelligence, perceptual speed, and memory in adulthood are shared. Intelligence. 2012-40(3):260-268. doi:10.1016/j.intell.2012.02.008

  8. Barbey AK. Network neuroscience theory of human intelligence. Trends Cogn Sci (Regul Ed). 2018-22(1):8-20. doi:10.1016/j.tics.2017.10.001

  9. Drigas AS, Papoutsi C. A new layered model on emotional intelligence. Behav Sci (Basel). 2018-8(5):45. doi:10.3390/bs8050045

  10. Nicolas S, Andrieu B, Croizet JC, Sanitioso RB, Burman JT. Больной? Или медлительный? Об истоках интеллекта как психологического объекта. Intelligence. 2013-41(5):699-711. doi:10.1016/j.intell.2013.08.006

  11. HealthyChildren.org. Дети с нарушениями интеллекта. Американская академия педиатрии.

  12. Richardson K, Norgate SH. Действительно ли IQ предсказывает эффективность работы? Applied Developmental Science. 2015-19(3):153-169. doi:10.1080/10888691.2014.983635

Кендра Черри
Кендра Черри, МС, является автором и консультантом по вопросам образования и помогает студентам изучать психологию.

Объяснение ключевых теорий интеллекта

Ученые изучают мозг на протяжении сотен лет, и они только коснулись поверхности. Нам еще предстоит выяснить, на что способна эта замечательная масса современного биологического материала.

На протяжении многих лет разные психологи предлагали конкурирующие теории интеллекта. Эти теории оказались полезными для нашего понимания мозга.

Узнайте, что представляют собой ключевые теории интеллекта и что по этому поводу говорят ученые и психологи:

  • Какие существуют теории интеллекта?
  • Почему существует так много теорий интеллекта?
  • Какова лучшая теория интеллекта?

Вы можете обнаружить свои индивидуальные когнитивные способности, которые помогут вам встать на путь лучшего контроля над своей жизнью. И по мере того, как вы это делаете, вы можете оттачивать свои навыки, шагать в свое истинное «я» и жить своей жизнью с места большего самосознания.

Что такое теории интеллекта?

Интеллект сложно определить. Но в широком смысле его можно рассматривать как меру способности человека овладеть определенной когнитивной функцией, такой как решение проблем, логическое мышление и самосознание.

Моя работа заключается в преодолении. Речь идет о прекращении этого массового гипноза о том, что нас недостаточно, что мы недостаточно умны, что мы недостаточно хороши. Я хочу разрушить и разрушить это ограничивающее убеждение.

— Джим Квик, тренер Mindvalley’s Супермозг Квест

Вот основные конкурирующие теории интеллекта, которые помогут вам понять различные когнитивные способности, которыми вы можете обладать:

  • Двухфакторная теория интеллекта Спирмена
  • Триархическая теория интеллекта Штернберга
  • Теория множественного интеллекта Гарднера

Давайте подробнее рассмотрим каждый из них:

1.

Двухфакторная теория интеллекта Спирмена

Чарльз Спирмен, английский психолог, заметил, что учащиеся, которые преуспели в одной предметной области, как правило, преуспевали в соответствующих предметах.

Он пришел к выводу, что люди обладают обобщенной формой интеллекта, известной как «g-фактор», который может привести к другим специализированным формам интеллекта, измеряемым «s-фактором».

G-фактор представляет собой сумму баллов s-фактора, которые измеряют способности человека в одной конкретной области. Общепринятые s-факторы интеллекта включают:

  • Память,
  • Внимание,
  • Вербальное понимание,
  • Пространственные навыки и
  • Отвлеченные рассуждения.

g-фактор и s-фактор являются двумя частями двухфакторной теории интеллекта Спирмена.

Тесты IQ, измеряющие общие когнитивные способности, основаны на его теории общего интеллекта.

2. Триархическая теория интеллекта Штернберга

Американский психолог Роберт Стернберг сделал себе имя, предложив триархическую теорию интеллекта. Эта теория утверждает, что человеческий интеллект можно разделить на три типа: аналитический, творческий и практический.

  • Аналитический интеллект относится к способности человека оценивать информацию и использовать дедуктивные рассуждения для получения правдоподобных решений.
  • Творческий интеллект опирается на способность человека создавать что-то из ничего или делать что-то уникальным и новым способом.
  • Практический интеллект — это интеллект здравого смысла, обычно называемый «уличным умом».

Штернберг считал, что сбалансированное измерение всех трех форм интеллекта приведет к величайшему жизненному успеху.

3. Теория множественного интеллекта Гарднера

Говард Гарднер — американский психолог, который впервые предложил свою теорию в 1980-х годах. В отличие от двух теорий интеллекта, которые мы только что рассмотрели, теория Гарднера предлагает девять различных типов интеллекта.

Он опровергает стандартный психологический взгляд на обобщенный интеллект, предлагая девять уникальных форм интеллекта:

Естественный интеллект

«Естественный интеллект» — это интеллект природного мира. Люди, обладающие естественным интеллектом, остро чувствуют природу, рождаются первооткрывателями и имеют прочную связь с Матерью-природой.

Музыкальный интеллект

Люди с музыкальным интеллектом имеют естественную тягу ко всему акустическому и музыкальному. У них есть талант к распознаванию звука, высоты тона, ритма и тембра.

Логико-математический интеллект

Мы все знакомы с этой формой интеллекта. Если вы обладаете логическим интеллектом, вы можете использовать дедуктивный анализ, логические рассуждения и исполнительное планирование в своих интересах. Люди с такой формой интеллекта хорошо работают с числами и умеют решать проблемы.

Экзистенциальный интеллект

Те, кто обладает экзистенциальным интеллектом, умеют решать важные вопросы жизни: 

  • Что такое жизнь?
  • Откуда это?
  • Кто я?
  • Что мне делать со своей жизнью?

Если вы обладаете экзистенциальным интеллектом, у вас философский склад ума, и вы без проблем сталкиваетесь с абстрактными концепциями и теориями.

Межличностный интеллект

Если вы обладаете большими способностями к межличностному общению, вы обладаете эмоциональным интеллектом. Люди с таким интеллектом обладают естественной способностью понимать мысли, действия и мотивы других.

Телесно-кинестетический интеллект

Этот тип интеллекта проявляется у тех, кто хорошо контролирует свое физическое тело. Многие танцоры, спортсмены и физиотерапевты обладают кинестетическим интеллектом. Эти люди овладели контролем над своей физической формой и являются эффективными физическими коммуникаторами.

Лингвистический интеллект

Люди с лингвистическим интеллектом — искусные мастера слова. Они могут с легкостью использовать слова для передачи различных чувств, идей и теорий. У них также есть предрасположенность к визуальному обучению, поэтому они могут быстро осваивать новые языки.

Внутриличностный интеллект

Внутриличностный интеллект — это интеллект самого себя. Истинное самосознание редко встречается в современном мире, и люди с внутриличностным интеллектом знают себя лучше, чем кто-либо другой. Это интеллект самоанализа и самопознания.

Зрительно-пространственный интеллект

Обладающие зрительно-пространственным интеллектом хорошо относятся к окружающему миру. Они прирожденные навигаторы и обладают острым пониманием визуального мира. Они часто улавливают мелкие детали, о которых другие не подозревают, и могут мысленно манипулировать трехмерными изображениями.

Почему существует так много теорий интеллекта?

Поскольку существуют разные аспекты теорий интеллекта, невозможно рассмотреть их все. Это происходит потому, что психологические теории склонны классифицировать одно понятие с нескольких точек зрения.

Учитывая популярность предмета интеллекта, ученые изучали его с разных сторон и нашли различные способы его измерения.

Кроме того, важно иметь более доступные методы проверки интеллекта, потому что не существует универсального подхода. Люди разные и демонстрируют разные способы выражения своих когнитивных способностей; поэтому один стандартный, обобщенный тест для всех не может быть точным.

У всех нас есть огромный внутренний потенциал, неиспользованные уровни силы, интеллекта и сосредоточенности, и ключом к активации этих сверхспособностей является неограниченное самоограничение.

— Джим Квик, тренер Mindvalley Superbrain Quest

Какова лучшая теория интеллекта?

Мы рассказали вам о трех различных теориях интеллекта. Итак, вопрос: какая теория лучше?

Реальность такова, что не существует универсального решения, когда дело касается интеллекта.

Теория обобщенного интеллекта Спирмена остается одной из самых признанных, но более новые теории, такие как теории Гарднера и Штернберга, предлагают новые и многообещающие идеи.

Хотя тесты IQ остаются стандартным тестом интеллекта, это не всегда так. По мере того как наш мир меняется и продолжают появляться новые теории интеллекта в психологии, мы можем обнаружить, что наши предположения о человеческом интеллекте не совсем то, что мы когда-то думали.

Ваш интеллект не только податлив, но и зависит от вашей способности развивать мышление роста.

— Джим Квик, тренер Mindvalley Superbrain Quest

Раскройте свою безграничность

Настроившись на великую силу своего интеллекта, вы сможете раскрыть свой безграничный потенциал. И лучшая часть всего этого заключается в том, что чем больше вы будете использовать это, тем больше вам придется открывать.

Mindvalley может служить проводником на этом пути. Вы можете начать свое путешествие по раскрытию экстраординарных способностей вашего мозга с трансформационных квестов, таких как Супермозг Джим Квик.

  • Расширьте возможности своей памяти и объем знаний, которые вы можете усвоить.
  • Изучите лучшие методы обучения для достижения максимальных результатов.
  • Станьте экспертом в заботе о своем мозге.

К , разблокировав сегодня бесплатный доступ , вы сможете попробовать занятия из этой программы и многие другие. А если вы застряли на пути, вы можете погрузиться в библиотеку медитаций и подкастов с гидом, которые вдохновят вас идти дальше.

Добро пожаловать.

Медицинская психология и социология: интеллект

Содержание

  • Что такое интеллект?
  • Коэффициент интеллекта
  • 4 наиболее важные модели интеллекта
  • Изменения интеллекта
  • Измерение интеллекта: тесты интеллекта
  • Интеллект и достижения
  • Экскурс: эффект Даннинга-Крюгера

Вы больше визуал? Посмотрите наши онлайн-видеолекции и начните свой курс психологии и социологии бесплатно прямо сейчас!


Изображение: «Bildtitel» от A Health Blog. Лицензия: CC BY-SA 2.0


Что такое интеллект?

До сих пор нет стандартизированного научного определения термина «интеллект». У. Штерн (1911), пионер в области интеллекта, определял интеллект как «общую способность индивида сознательно приспосабливать свое мышление к новым требованиям». Интеллект — это гипотетическая конструкция , которую можно наблюдать только в поведении. О методологических основах читайте здесь.

Термин интеллект включает вербальные и математические способности, а также логическое мышление.

Примечание : Креативность и эмоциональный интеллект не включены в термин интеллект.

Когнитивная гибкость включает в себя 2 столпа:

  • Приобретение знаний
  • Адаптация к меняющимся обстоятельствам

Коэффициент интеллекта

Классический IQ Бине и Стерна

Изображение: Альфредо Бенет Младший (11 июля 1857 – 18, 19 октября11). Лицензия: Public Domain

Бине был одним из первых, кто попытался сделать интеллект измеримым. В начале 20-го века ему было поручено разработать тест интеллекта для измерения интеллектуальных способностей школьников. Целью теста было выявление детей с ограниченными возможностями обучения для оказания им специальной индивидуальной помощи.

Уровень сложности теста ранжировался в порядке возрастания и должен был оценить интеллектуальный возраст ребенка с заданиями, обычно сдаваемыми 6-летними, 7-летними и т. д.

Основываясь на работе Бине, Стерн разработал классический коэффициент интеллекта (IQ) , который, однако, неприменим к взрослым.

IQ = (умственный возраст / хронологический возраст) × 100

Пример: Джону 9 лет, и он решает все задачи для 11-летних детей → (11/9) × 100 = 122,2

Отклонение IQ Векслера

Дэвид Векслер позже разработал в качестве альтернативы — отклонение IQ , которое до сих пор является наиболее распространенным типом измерения интеллекта. Оценка испытуемого по тесту интеллекта сравнивается со средним IQ людей того же возраста (среднее значение стандартизировано до 100 баллов).

Частное отражает относительное положение субъекта в выбранной референтной группе (например, старшеклассники, дети в специальных школах того же возраста). Показатели, полученные из разных референтных групп, нельзя сравнивать напрямую. Одно сходство между отклонением IQ и классическим IQ заключается в том, что оба сравнивают результаты теста с соответствующей возрастной группой.

Четыре наиболее важные модели интеллекта

Важные термины о моделях интеллекта

  • Факторный анализ: При факторном анализе рассчитывается корреляция отдельных задач теста интеллекта . Задания с близкими темами представляют свое содержание на более высоком уровне. Пример: задачи, требующие пространственного восприятия, коррелируют друг с другом до такой степени, что их можно обобщить как пространственный фактор.
  • Извлечение: Возможности порождающих факторов

Двухфакторная теория Спирмена (1904):

г фактор

Спирмен заметил, что испытуемые, которые были в состоянии легко решать интеллектуальные задачи (вычислять), также набирали высокие баллы в других задачах (компоновка картинок). Из этого он сделал вывод, что должна быть врожденная познавательная способность.

Этот интеллект активен при выполнении любой задачи, независимо от типа задачи. Спирмен назвал эту базовую способность общим фактором интеллекта — g фактором . В иерархическом плане это 9Коэффициент 0026 g помещается выше коэффициентов s .

Для конкретных разведывательных характеристик необходимо s факторов . Спирмен утверждал, что эти факторы s не коррелируют друг с другом, а это означает, что человек не обязательно должен хорошо или плохо работать в нескольких конкретных областях.

  • г фактор определяет: скорость обработки, умственные способности или интеллектуальные способности («гений» или «простой характер»?)
  • s факторы определяют: пространственные, числовые, словесные и механические способности для конкретных областей

Изображение: S-факторы. Автор: Lecturio

Многофакторная теория интеллекта Терстона (1938)

Терстон выступал против идеи Спирмена о более высоком общем факторе интеллекта. Вместо этого он разработал многофакторную теорию интеллекта, которая установила 7 первичных факторов . Все эти первичные факторы находятся на одном уровне.

7 основных умственных способностей Терстона включают:

  • Числовое средство
  • Вербальное понимание
  • Свободное владение словом
  • Пространственная визуализация
  • Ассоциативная память
  • Рассуждение
  • Скорость восприятия

Берлинская модель структуры разведки (BIS) Ягера (1984)

В немецкоязычных странах на исследования разведки сильно повлияла описательная модель Ягера, которую можно разделить на 2 модальности: оперативные способности и связанные с контентом способности . Как и Спирмен, Ягер предположил, что общий коэффициент превосходит g . Берлинская модель структуры интеллекта (BIS) основана непосредственно на модели Ягера.

г коэффициент
4 Оперативные способности 3 Возможности, связанные с контентом
Память: активное запоминание и краткосрочное или среднесрочное воспроизведение или воспроизведение Вербальное мышление: степень усвоения и наличия словесного материала
Креативность: текучее, гибкое, изобретательское производство идей Образное мышление: образное, пиктографическое
Производительность: легкость обработки сложной информации и концентрация Численное мышление: степень усвоения и наличия числового материала
Скорость обработки: скорость работы, скорость обработки информации

Модель подвижного и кристаллизованного интеллекта Кеттелла (1971)

Подвижный интеллект — это врожденная способность справляться с новыми ситуациями и решать проблемы без использования ранее приобретенных знаний. Подвижный интеллект не зависит от культуры и развивается в детстве.

Кристаллизованный разум описывает приобретенные знания. Это знание зависит от культуры в отношении содержания знания и возможного опыта. Кристаллизованный интеллект достигает пика в подростковом возрасте и обычно остается постоянным даже в пожилом возрасте.

Примечание: Кристаллизованный разум сохраняется в старости; подвижный интеллект постоянно снижается, начиная с подросткового возраста.

Изменения интеллекта

Доля пожилых людей в населении постоянно увеличивается, и понимание развития интеллекта в пожилом возрасте становится предметом исследований и медицины. Пожилые люди заметно различаются по степени своих когнитивных способностей. По большей части решающее значение имеет обучение, а не возраст.

Средние значения развития интеллекта:

  • До 75 лет: Незначительные изменения
  • После: Ускоренная деградация когнитивных функций

Измерение интеллекта: тесты интеллекта

Тесты интеллекта представляют собой психологические методы оценки когнитивных способностей или интеллекта, который характеризуется как IQ. Эти тесты всегда стандартизированы для группы, что означает, что результаты тестов имеют нормальное распределение в определенной популяции, а результат отдельного человека всегда является сравнением с другими людьми в этой группе.

Шкала интеллекта Векслера (WIS)

На сегодняшний день Шкала интеллекта Векслера для детей (WISC) и взрослых (WAIS), разработанная психологом Дэвидом Векслером, является наиболее часто используемым тестом интеллекта. Он основан на общем факторе Спирмена и в целом разделен на вербальных субтеста и субтестов производительности . Соответственно, рассчитываются вербальных IQ и исполнительских IQ ; их среднее значение составляет IQ в натуральную величину .

Различные субтесты тестируют для:

Вербальная часть Подвижная часть
  • Информация
  • Словарный тест
  • Диапазон цифр
  • Понимание
  • Арифметическое мышление
  • Нахождение сходства
  • Матричное рассуждение
  • Концепции изображения
  • Мозаичный тест
  • Блочная конструкция
  • Последовательность букв и цифр

Тест подходит для оценки общего состояния когнитивного развития и для изучения связанных с возрастом, окружающей средой или болезнью нарушений в определенных областях.

WIS представляет собой индивидуальный тест, в котором субъект проверяется экзаменатором. Тест занимает около 60–90 минут. Чтобы обеспечить объективность администрации, экзаменатор следует строго стандартизированным инструкциям. Кроме того, WIS выражает независимую от культуры оценку интеллекта.

Примечание: Общие знания (т. е. «информация») и словарный запас WIS стандартизированы для конкретных групп, которые жили и выросли в определенных странах и получили определенное образование (например, выборка стандартизации WISC-IV в США состояла из 2200 детей в возрасте от 6 до 16 лет). Следовательно, тест необходимо постоянно пересматривать, чтобы исключить устаревшие вопросы и формулировки.

Анализ WIS

Средняя оценка  WIS составляет 100 баллов, 9Стандартное отклонение 0072 составляет 15 баллов, а его конструкция исключает гендерные различия. Кроме того, есть версии для взрослых, школьников и детей дошкольного возраста. IQ берется из усредненных вербальных и исполнительских субтестов.

Примеры заданий, включенных в WIS

Вербальный субтест:

  • Информация: Какая столица Франции?
  • Понимание: Что делать, если на тротуаре лежит раненый?
  • Арифметика: Джон купил 3 книги по 5 долларов каждая и заплатил 10% налога с продаж. Сколько всего он заплатил?
  • Сходства: Чем похожи змея и аллигатор?
  • Диапазон цифр: Субъект слышит числовую цепочку один раз (например, 7 4 9 7 2) и должен устно повторить ее вперед или назад.
  • Словарь: Что означает слово «членораздельный»?

Подтест производительности:

  • Кодирование цифровых символов: Субъект получает код, который должен помочь присвоить определенные символы определенным числам (например, 1, 2, 3, 4).
  • Завершение рисунка: На изображении испытуемый должен назвать то, чего не хватает на изображении (например, быка без рогов)
  • Блочный дизайн: Определенные отображаемые узоры должны быть реконструированы с помощью кубов.
  • Расположение изображений: Некоторое количество перемешанных изображений (например, комиксов) необходимо расположить в хронологическом порядке так, чтобы они составляли понятную историю.
  • Сборка объекта: Субъект должен собрать известный объект из определенного количества кусочков головоломки.

Тест структуры интеллекта (IST)

Тест Структура интеллекта (IST) основан на многофакторной теории Thurstone и разработан как групповой тест, который можно пройти индивидуально. Он включает словесных, изобразительных и числовых субтеста; более новая версия IST 2000 также проверяет память. Из словесных, изобразительных и числовых факторов второстепенный фактор — рассуждение вычисляется. Администрация IST длится около 90 минут и может проводиться ручкой и бумагой или на компьютере.

Объективность IST очень высока, потому что испытуемые работают индивидуально без вмешательства экзаменатора.

Средний балл IST составляет 100 баллов, а стандартное отклонение — 10 баллов. Общий IQ нельзя определить по IST; он дает значения только для отдельных подтестов.

Тест культурной ярмарки

Тест культурной ярмарки основан на модели Кеттелла кристаллизованного и текучего интеллекта . Тест оценивает независимый от культуры жидкостный интеллект. Он состоит из 4 невербальных субтестов — серий, классификаций, матриц и условий.

Тест прогрессивных матриц Raven (1936)

Изображение: Пример прогрессивных матриц Raven. Автор: Лайфоф Райли. Лицензия: CC BY-SA 3.0

Тест прогрессивных матриц от Raven — это невербальный тест интеллекта с множественным выбором . Во время Второй мировой войны каждый призывник проходил тест по прогрессивной матрице, независимо от грамотности. Задания теста основаны на понимании имеющегося паттерна и выборе недостающего фрагмента из ряда нескольких предложенных фрагментов. Существует 3 различных типа матриц: стандартная , цветная и расширенная.

В 2007 году 2 исследования пришли к выводу, что люди с синдромом Аспергера или классическим аутизмом в среднем достигают более высоких результатов в тесте с прогрессивными матрицами, чем в WIS.

Интеллект и успеваемость

Причина оценки интеллекта связана с прогнозированием переменных успеваемости: успеваемость в школе, на работе, в учебе и т. д. Учащиеся делятся на 2 группы в зависимости от их достижений и интеллекта:

  • Неуспевающий: достижения не так высоки, как ожидалось (частая причина: недостаток мотивации).
  • Преуспевающий: Достижение выше, чем ожидалось (частая причина: высокая конформность, амбиции и усилия).

Экскурс: Эффект Даннинга-Крюгера

«Если вы некомпетентны, вы не можете знать, что вы некомпетентны… [Э]то навыки, которые вам нужны, чтобы дать правильный ответ, — это именно те навыки, которые вам нужны, чтобы распознать, что правильный ответ таков» (Дэвид Даннинг)

В своих исследованиях Даннинг и Крюгер смогли определить определенные характеристики, которые обычно обнаруживаются у бессознательно некомпетентных людей.

Добавить комментарий