Интерактивная сторона общения это в психологии: понятие, примеры из жизни, виды

Характеристика интерактивной стороны общения

Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий ха­рактеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Интерактивная сторона общения предполагает выработку общих для участников планов и программ как тактического, так и стратегического взаимодействия.

Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деят-ти, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деят-ти неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деят-ть, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деят-ти.

Наиболее распространенным яв-ся деление всех взаимодействий на 2 противоположных вида:

кооперация и конкуренция. Также говорят о согласии и конфликте, приспособленчестве и оппозиции, ассоциации и диссоциации. За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными». Во 2 группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствие. Кооперация -одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся объединением усилий участников для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей.
Конкуренция
-одна из основных форм орг-ции межличностного и соц взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях противоборства с добивающимися этих же целей и интересов других индивидов или групп. Наиболее яркая форма – конфликт. А.Н.Леонтьев называл две основные черты совместной деят-ти:: разделение единого процесса деят-ти м/у участниками; изменение деят-ти каждого, т.к. рез-т деят-ти каждого не приводит к удовл-ю его потребности (предмет и мотив деят-ти не совпадают).
Характеристика коммуникативной стороны общения.

Сам процесс коммуникации понимается как процесс обмена информации, т.е. во время совместной деятельности люди обмениваются между собой разными идеями, и интересами, настроениями, чувствами. При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передаётся, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передаётся, но и формируется, уточняется, развивается.

1. Общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой или как приём ее другой системой, так как в отличие от простого «движение информации» между двумя устройствами имеется в виду отношение двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание в совместной деятельности.

Каждый участник коммуникативного процесса предлагает активность также и в своем партнёре. Направляя ему информацию необходимо ориентироваться на него, т.е. анализировать его цели, мотивы и т.д. По этому в коммуникативном процессе происходит активный обмен информацией. Здесь особую роль играет значимость информации, т.к. люди не просто общаются, но и стремятся  при этом выработать общий смысл. Суть коммуникативного процесса не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета.

2. Обмен информации сводится к тому, что посредством системы знаков партнёры могут повлиять друг на друга, следовательно, обмен информации предполагает воздействие на поведение партнёра. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психол воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения. При обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации.

3. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда «все говорят на одном языке», так как всякий обмен информацией возможен лишь при условии, что знаки и, главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. Мысль никогда не равна прямому значению слов. Поэтому у общающихся должно быть идентичное понимание ситуации общения.

4. В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Они могут возникать из-за отсутствия понимания ситуации общения, вызванное не просто различным языком, на котором говорят участники коммуникативного процесса, но различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые порождают  различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. Такие барьеры возникают из-за принадлежности партнеров к разным социальным группам. Коммуникация в этом случае демонстрирует ту свою характеристику, что она есть лишь сторона общения.

Интерактивная сторона общения. общая краткая характеристика

Интерактивная сторона общения — это условное понятие, которое включает характеристику компонентов, связанных с взаимодействием в нем людей, а также организацией их совместной работы. Ее изучает отрасль в социальной психологии, которая занимается социально-психологическим анализом. Речь идет о «символическом интеракционизме», основателем которого был Мид.

Ученый доказал следующие постулаты:

  • в социальной природе человеческого «Я» значительную роль будет играть общение;
  • личность формируется как сумма реакций психики человека на мнения всех окружающих и в процессе совместной деятельности;
  • самым основным является ситуация взаимодействия и интерактивная сторона общения.

В современной же психологии большее внимание уделяется следующим положениям.

Во-первых, типологию взаимодействия в общении можно разделить на два основных вида — конкуренция и кооперация. Первый подразумевает, что люди будут ставить свои интересы превыше всего, второй же — стремиться к общим целям.

Во-вторых, интерактивная сторона общения включает в себя наличие общественного контроля. Он осуществляется за счет системы социальных образцов и норм, которые приняты в данном обществе. Они регламентируют все социальные взаимоотношения и взаимодействия.

В-третьих, каждый человек должен ориентироваться на эти нормы и соотнести свои действия с ними. Далее он будет отбирать необходимые, правильные и те, которые регулируют взаимоотношения с другими людьми.

В-четвертых, интерактивная сторона общения включает в себя ту систему ролей, которые исполняет каждый человек при взаимодействии дома, на работе, с друзьями и близкими. Очень часто они сталкиваются между собой, потому что приходится расставлять приоритеты. В результате очень часто возникают конфликты.

Их чаще всего изучают именно тогда, когда рассматривается интерактивная сторона общения. Психология выделяет две большие группы причин возникновения конфликтов:

  • предметно-деловые;
  • личностные.

Остановимся более подробно на их характеристике. Предметно-деловые причины появления конфликтов возникают, когда во взаимодействии затрагиваются материальные интересы. Личностные же — чаще всего касаются чувства собственного достоинства и самоуважения.

Затянутый конфликт приводит к появлению смыслового барьера, когда происходит несовпадение мнений, требований, приказов, а дальнейшее общение приводит только к усугублению ситуации.

Интерактивная сторона общения имеет три основных фактора, которые оказывают важное значение. Речь идет о дистанции между людьми, взаимной ориентации, наличии внешних барьеров. Необходимо охарактеризовать каждый из них.

Дистанция между людьми будет зависеть от специфики их взаимодействия. Так, при произнесении приятной информации другому человеку, мы стремимся подойти ближе и заглянуть ему в глаза. И, наоборот, в неприятной ситуации будем стараться подальше отойти.

Ориентация подразумевает особенности расположения собеседников по отношению друг к другу. Например, «лицом к лицу», либо же «лицом к затылку» и прочее.

Очень важным является зрительный контакт. Как показывают исследования, человек будет смотреть в глаза своему собеседнику, если захочет показать преданность и любовь. Либо же при желании продемонстрировать силу и агрессию.

Внешний барьер будет способствовать ухудшению качества взаимодействия. При налаживании отношений рекомендуется удалять стулья, столы, сумки и прочее.

Поэтому очень важной является интерактивная сторона общения. Психология каждого человека должна постоянно приспосабливаться к ее особенностям, чтобы взаимодействие было более продуктивным.

Социальная психология общения: Общение как реализация социальных и межличностных отношений | Муротмусаев

Социальная психология общения: общение как реализация социальных и межличностных отношений

Муротмусаев Комилжон Бурибаевич, Тангрикулова Регина


Реферат
9 0002 В статье рассматривается предметная область социальной психологии общения: как социальные и реализуются межличностные отношения. Поднимаются два важных вопроса, на которых сосредоточена социальная психология. Отмечается важность интерактивной стороны общения. Отмечается необходимость коммуникативной стороны общения в процессе совместной деятельности. Ставятся вопросы о месте общения во всей сложной системе связи человека с внешним миром. Также раскрывается сущность онтологической и эпистемологической модели общения.


Ключевые слова

Символический интеракционизм; деструктивный конфликт; Коммуникативный; процессы; Коммуникация; Коммуникация; дестабилизация; Эмоциональные процессы; Отношение; Контакт; запрет; Очарование


Полный текст:
PDF

Список литературы

Андреева Г.М. (1981) Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания // Межличностное восприятие в группе. Москва.

Бодалев А.А. (1982) Человеческое восприятие и понимание. Москва.

Данилин К.Е. (1981) Формирование внутригрупповых установок и рефлексивная структура группы. Формирование внутригрупповых установок и рефлексивная структура группы // Внутриличностное восприятие в группе. Москва.

Гибш X., Форверг М. (1972) Введение в марксистскую социальную психологию. Москва.

Гозман Л.Ю. (1987) Психология эмоциональных отношений. Москва.

Интернет-издание www.rian.ru по материалам РИА Новости

Келли Г. (1984) Процесс каузальной атрибуции // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. Москва.

Кон И.С. (1978) Открытие себя. Москва.

Муротмусаев К. (2021) Психологические аспекты здоровья человека и сила любви.

Муздыбаев К. (1983) Психология ответственности. Л.

Петровская Л.А. (1989) Коммуникабельность. Москва.

Поршнев Б.Ф. (1968) Социальная психология и история. Москва.

Рубинштейн С.Л. (1960) Принципы и пути развития психологии. Москва.

Соловьева О.В. (1992) Обратная связь в межличностном общении. Москва.

Стефаренко Т.Г. (1987) Социальные стереотипы и межличностные отношения // Коммуникация и оптимизация командной работы. Москва.

Выготский Л.С. (1983) История развития высших психических функций. Собрание сочинений. Москва, вып. 2.

Жардамалиева Ж.Б., Орынханова Г.А., Нурпеисова А.Т. (2015) КУЛЬТУРА общения и ее особенности // Международный журнал экспериментального образования. — № 2-3. — С. 375-379..

Жуков Ю.М. (1978) Проблемы измерения точности межличностного восприятия // Вестник Московского университета. Психология. № 1.


DOI: http://dx.doi.org/10.18415/ijmmu.v8i5.2634

Рефбеки

  • На данный момент рефбеков нет.

Copyright (c) Международный журнал мультикультурного и мультирелигиозного взаимопонимания, 2021 г.


Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Международный журнал мультикультурного и многорелигиозного понимания (IJMMU) ISSN 2364-5369
https://ijmmu.com
[email protected]
dx.doi.
org/10.18415/ijmmu
facebook.com/immu
. 2014-2018 ИЖММУ. Все права защищены.

Теория снижения неопределенности — межличностное общение

Специалисты по межличностному общению используют несколько теорий для объяснения и прогнозирования человеческого взаимодействия. Одна из таких теорий, Теория уменьшения неопределенности, пытается объяснить, как люди используют коммуникативные стратегии для уменьшения неопределенности в отношении других людей. Теория предполагает, что людям не нравится неопределенность, и они ищут способы предсказать траекторию социальных взаимодействий. Пытаясь уменьшить эту неопределенность, люди склонны использовать пассивные, активные и интерактивные стратегии, чтобы помочь предсказать и объяснить чье-то поведение во время взаимодействия.

Пассивная стратегия может напоминать наблюдение за кем-то на расстоянии — скажем, за потенциальным романтическим интересом в баре — и получение информации на основе этих наблюдений. Более активная стратегия может напоминать поиск кого-то в Интернете для доступа к основной информации, представленной в чьем-то профиле в социальной сети. Таким образом, интерактивная стратегия может напоминать взаимодействие лицом к лицу, при котором происходит обмен базовой информацией, и неопределенность снижается благодаря этому начальному обмену.

История теории уменьшения неопределенности

Первоначально представленная в 1975 году Чарльзом Р. Бергером и Ричардом Дж. Калабрезе, теория уменьшения неопределенности предлагала «теоретический взгляд на начальный этап межличностного взаимодействия», на котором неопределенность является обычным явлением, и предложил набор «исследовательских приоритетов» для будущих ученых для дальнейшей проверки теории. На начальном этапе межличностного взаимодействия обычно происходит обмен информацией о «поле, возрасте, экономическом или социальном статусе и других демографических» показателях человека, который «контролируется правилами и нормами общения» (Университет Твенте, nd). . Бергер и Калабрезе (1975) «первоначально представленная [Теория уменьшения неопределенности] как ряд аксиом» или универсальных истин, которые обычно не требуют доказательства для принятия, для «описания взаимосвязей между неопределенностью и несколькими факторами коммуникации» в диадических обменах (Университет Твенте, нд).

Дальнейшие исследования действительно отвечали исследовательским приоритетам Бергера и Калабрезе (1975) и значительно расширили объяснительную силу теории уменьшения неопределенности в таких областях, как вербальная и невербальная коммуникация, близость, взаимность и поведение, связанное с поиском информации. Например, предполагая, что коммуникативное взаимодействие происходит лично и длится дольше, чем мимолетный момент в общественном месте, исследователи теории снижения неопределенности предполагают, что люди будут использовать «разнообразные источники при сборе информации, чтобы уменьшить свою неуверенность» (Floyd, 2017; Whaley). и Самтер, 2013).

Некоторые из этих источников могут заключаться не в произносимых словах, а скорее в том, как человек что-то говорит — по мере обмена базовой информацией можно уловить определенные невербальные сигналы, такие как жесты рук, выражение лица и акцент (Флойд , 2017). Обращая внимание на невербальные сигналы, мы можем узнать больше о другом человеке и еще больше уменьшить неопределенность, что в конечном итоге приведет к более глубокому знанию другого человека.

Избранные ученые, изучающие теорию снижения неопределенности и межличностное общение

Узнайте больше о том, как влиятельные ученые в области межличностного общения изучили теорию уменьшения неопределенности, чтобы лучше понять построение отношений и управление информацией, и получите представление о влиянии своей стипендии, прочитав наши избранные профили ученых ниже.

Валид Афифи, доктор философии. — Калифорнийский университет в Санта-Барбаре

Доктор Афифи, специализирующийся на межличностном общении, управлении неопределенностью и информацией, а также реляционном общении, является автором «более 70 статей, глав и книг». Его исследования обычно касаются «неопределенности и решений по управлению информацией», что «привело к развитию и совершенствованию теории мотивированного управления информацией». Для получения дополнительной информации о докторе Афифи посетите его страницу на веб-сайте Департамента коммуникаций Калифорнийского университета в Санта-Барбаре.

Стивен А. Биби, доктор философии. – Техасский государственный университет

Будучи действительно всемирно известным ученым, доктор Биб может похвастаться такими титулами, как президент Национальной ассоциации коммуникаций (2013 г.) и заведующий кафедрой коммуникаций, заслуженный профессор регентов и университетов и заместитель декана Колледжа изящных искусств. в Техасском государственном университете. Его исследовательское резюме столь же выдающееся — он является автором и соавтором десятков книг и статей, посвященных многим аспектам коммуникации. Для получения дополнительной информации о докторе Биби обязательно прочитайте следующее интервью.

Линн Кноблох, доктор философии. — Университет штата Иллинойс

Доктор Кноблох исследует, «как люди общаются в близких отношениях». «В частности, — пишет она на своей странице биографии Университета Иллинойса, — я изучаю, как общение людей формирует и отражает то, как они думают о своих отношениях. Я сосредоточился на переходном периоде, потому что люди больше осознают свои отношения, когда эти отношения меняются». Доктор Кноблох является лауреатом многих выдающихся наград, в том числе исследовательской премии Чарльза Х. Вулберта на конференции Национальной коммуникационной ассоциации 2018 года.

Алиса Лукас, доктор философии — Университет Центрального Мичигана

Благодаря своим невероятно актуальным и важным исследованиям в области межличностного и «темного» общения, дружбы и общения со сверстниками, а также сексуального общения, доктор Лукас была награждена «грантом на раннюю карьеру от CMU за проект под названием «Новые взрослые в колледже: Роль друзей в принятии сексуальных решений» в 2014 году и недавно получила награду своего университета за выдающиеся достижения в области преподавания. Для получения дополнительной информации о докторе Лукасе посетите веб-сайт Департамента коммуникаций CMU.

Венди Самтер, доктор философии. – Университет Брайанта

«Одно направление (моего) исследования, — объясняет д-р Самтер на странице своей биографии Брайантского университета, — изучает, как индивидуальные различия в социальном познании, представления о роли коммуникативных навыков в отношениях и эффективность навыков влияют на способность человека устанавливать и поддерживать успешные межличностные отношения». Кроме того, в исследовании д-ра Самтер также рассматриваются «коммуникативные навыки в зависимости от возраста, этнической принадлежности, типа отношений и контекста», а недавно она провела исследование, изучающее «роль молитвы и религии» в преодолении стрессовых ситуаций.

Дженнифер Тайсс, доктор философии. – Университет Рутгерса

Исследование доктора Тайсса «сосредоточено на динамике межличностного общения в контексте романтических отношений, брака и семьи». Согласно ее биографии в Университете Рутгерса, «ее интересует, как определенные качества отношений формируют общение между партнерами и, в свою очередь, как межличностное общение влияет на развитие близких личных отношений». Недавно доктор Тейсс начал работу над «Моделью реляционной турбулентности», которая поможет изучить коммуникативное поведение в отношениях, находящихся на переходном этапе.

Брайан Уэйли, доктор философии. – Университет Сан-Франциско

В дополнение к преподаванию курсов по «социальному влиянию, дизайну сообщений при взаимодействии со здоровьем, коммуникации и инвалидности, а также экспериментальным методам исследования» д-р Уэйли исследует «взаимосвязь между переменными языка/сообщения и социальным влиянием, связанными с ними лингвистическими и социальными когнитивными факторами». к объяснению болезни и сообщениям о соблюдении требований в контексте здоровья», и другие аспекты коммуникации в области здравоохранения. Д-р Уэйли в настоящее время является директором по медицинским исследованиям в Университете Сан-Франциско.

Вне сферы межличностного общения

Хотя теория уменьшения неопределенности в основном относится к межличностным коммуникативным контекстам, ее можно применять и к другим ситуациям. Дейл Брашерс (2007) подчеркнул применимость теории уменьшения неопределенности в самых разных контекстах: от выбора нового ресторана, где мы могли бы ознакомиться с онлайн-обзорами, чтобы уменьшить нашу неуверенность, до материалов в классе, где мы могли бы попросить профессора или одноклассника уточнить информацию. , в ситуации, когда наше здоровье и благополучие вызывают сомнения, и мы задаем вопросы врачам и медсестрам, чтобы подавить тревогу, связанную с неопределенностью (Whaley & Samter, 2013).

Помимо других ученых, Брашерс (2007) помог еще больше расширить сферу применения Теории уменьшения неопределенности за пределы традиционного диадного межличностного обмена. Теперь, когда преподаватели на курсах «Введение в человеческое общение» говорят о теории снижения неопределенности в классе, они, как правило, делают это в более широких терминах, рассматривая человеческий дискомфорт от неопределенности как основную составляющую того, что значит быть человеком.

Теория снижения неопределенности

Без сомнения, Теория снижения неопределенности начинает отвечать на вопросы, касающиеся мотивов человеческого общения и нюансов, возникающих в ходе начального коммуникативного контакта. Однако ведущие исследователи коммуникации выдвигают на передний план культурные и другие межличностные факторы, которые усложняют объяснительную силу теории уменьшения неопределенности. Цитируя Майкла Суннафранка и его Теория ценности прогнозируемого результата , Флойд (2017) утверждал, что мы должны «учитывать достоинства того, что мы узнаем о других людях, когда формируем о них мнение», и всегда помнить, что получение дополнительной информации о другом человеке не обязательно означает симпатию. их больше.

Действительно, теория прогнозируемой ценности исхода Суннафранка «предполагает, что, когда нам не нравится информация, которую мы узнаем о других, эта информация может заставить нас любить их меньше, а не больше» (Floyd, 2017). Кроме того, культурные коммуникативные тенденции еще больше усложняют способность теории уменьшения неопределенности объяснять взаимодействие людей, поскольку некоторые культуры «принимают неопределенность как нормальную часть жизни, тогда как другие склонны избегать ее, когда это возможно» (Floyd, 2017). Хотя теория уменьшения неопределенности действительно может быть универсальной для человеческого опыта, есть некоторые заметные оговорки, и исследователи недавно начали принимать во внимание предвзятость Запада при обсуждении культуры и межкультурной коммуникации.

Теория уменьшения неопределенности сегодня

Несмотря на обилие исследований, связанных с теорией уменьшения неопределенности, ученые в области межличностного общения продолжают исследовать ее тонкости и применимость. В статье о теории уменьшения неопределенности в Международной энциклопедии межличностного общения Линн К. Кноблах (2015) подчеркнула, что в последнее время «ученые использовали эту теорию для освещения межличностных контекстов, столь же разнообразных, как начальное взаимодействие, процессы социального обмена, индивидуальные различия. в неопределенности, установившихся отношениях, компьютерном общении, диадном общении внутри организаций и межкультурном общении». В этих контекстах есть достаточно места для больших исследований и возможностей для роста теории уменьшения неопределенности.

Ученые и литература по теории уменьшения неопределенности

С этой целью ниже приводится список недавних научных исследований по теории уменьшения неопределенности. Для более полного ознакомления с теорией уменьшения неопределенности — ее историей, прошлыми исследованиями и исследователями, см. главу Марка В. Редмонда (2015) в цифровом репозитории Университета штата Айова .

  • Аффифи, В.А. и Лукас, А.А. (2008). Поиск информации на начальных этапах развития отношений. В S, Sprecher, A. Wenzel и J. Harvey (Eds.), Справочник по установлению отношений (стр. 135–152). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Psychology Press.
  • Биби, С.А., Биби, С.Дж. и Редмонд, М.В. (2014). Межличностное общение: отношение к другим, 7-е изд. Бостон, Массачусетс: Pearson Education Inc.
  • Бергер, Ч.Р., (2011). От объяснения к применению. Журнал прикладных коммуникационных исследований, 39, 214-222.
  • Хоган, Т. П. и Брашерс, Д. Э. (2012). Теория коммуникации и управление неопределенностью: выводы из более широкой сферы информационного поведения. В TD Afifi & WA Afifi (Eds.), Неопределенность, управление информацией и решения о раскрытии информации (стр. 45-66). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж.
  • Кноблох, Л.К. и Саттерли, К.Л. (2012). Относительная неопределенность: теория и применение. В TD Afifi & WA Afifi (Eds.), Неопределенность, управление информацией и решения о раскрытии информации (стр. 106–127). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж.
  • Кноблох, Л.К. и Тайсс, Дж.А. (2011). Относительная неопределенность и разговоры об отношениях во время ухаживания: продольная модель зависимости между актером и партнером. Коммуникационные монографии, 78, 3-26.

Об авторе : Кристофер Вернеке — доктор философии. кандидат и аспирант Университета штата Джорджия, где он в настоящее время изучает коллективную память и американскую риторику рака на факультете коммуникаций. Он имеет степень бакалавра политических наук Университета ДеПола и степень магистра искусств в области коммуникаций и медиаисследований Техасского государственного университета.

Добавить комментарий