Основные факторы интерактивной стороны общения в психологии
Автор admin На чтение 6 мин Опубликовано
Рады вас всех приветствовать! Интерактивная сторона общения в психологии является основой анализа и понимания, как личности, так и её поступков в таком направлении, как символический интеракционизм. Тема очень интересная. И как всегда начнем с того, о чем же будет эта статья.
Содержание
- Общая информация
- Факторы и основные стили поведения
- Итак, непосредственно факторы, благодаря которым личность развивается
- Типы поведения во время конфликтов
- Факторы влияющие не только на процесс контакта, но и человека в целом
- Заключение
Интерактивная сторона общения – это, по сути, процесс взаимодействия людей. Основатель этого направления, Герберд Мид, считал, что человек развивается и осознаёт, понимает лучше себя не с помощью обратной реакции окружающих, а непосредственно в момент совместной деятельности.
Сама структура совместной деятельности состоит из целей, то есть предполагаемых и ожидаемых идеальных результатов. Как вы уже знаете из статьи, про правильную постановку целей, каждая цель делится на задачи, чтобы было понятнее, как её реализовывать.
Следующий компонент структуры – мотив, то есть то, что движет всеми участниками, вдохновляет и даёт энергию на свершения. Затем идёт непосредственно само взаимодействие
Факторы и основные стили поведения
Эрик Бёрн, основатель такого направления, как транзактный анализ, выявил несколько способов поведения в момент контакта, а именно:
- Родитель. Находясь в этой позиции, человек считает себя самым умным, он склоняется к мысли, что всё понимает и совсем не сомневается в своих действиях, решениях и силах.
- Ребёнок. Обычно эмоционален, может совершать совсем нелогичные поступки, поддаваясь сиюминутному желанию.
- Взрослый. Анализирует, пользуется логикой, старается реально смотреть на ситуацию и умеет порой сдерживать эмоции.
Каждый из нас периодически находится в каждой из этих ролей, но бывает, что в какой-то позиции «зависает», что предполагает больше вреда, чем пользы. Например, когда взрослый человек ведёт себя с детьми как ребёнок, безответственно, это провоцирует детишек брать на себя роль взрослого. Встречали таких не по годам развитых, серьёзных детей, лишённых детства?
Обычно в семьях с алкогольной зависимостью их можно наблюдать. Ведь забота как о младших братиках и сёстрах, так и «больных», пьяных родителях лежит на их маленьких плечиках.
Итак, непосредственно факторы, благодаря которым личность развивается
- У каждой личности в арсенале имеется два типа взаимодействия – кооперация, то есть совместность, и конкуренция. Кооперация помогает достигать общих целей, получая необходимые результаты, соперничество же, наоборот, ориентировано лишь на удовлетворение собственных желаний и интересов.
- У каждого из нас во время контакта есть определённая роль, которой мы придерживаемся.
- Наше развитие контролирует общество. Ведь мораль разрабатывалась учёными для того, чтобы управлять социумом, такой себе регулятор их поведения. Точно так же законы и нормы поведения. Поэтому при встрече мы чаще всего улыбаемся друг другу и здороваемся.
- Зная эти нормы, человек постоянно соотносит с ними свои поступки и действия, ориентируясь как на образец.
Редко встретишь человека, который успешно избегает взаимодействия с людьми, как бы сильно ни старался, находясь в социуме – это невозможно. А каждое соприкосновение с личностью другого подразумевает возникновение конфликтной ситуации.
Типы поведения во время конфликтов
- Избегание, уклонение. ПО каким-либо причинам личность предпочитает уклоняться от ответственности за свои поступки, желания, и вообще, жизнь. Она не отстаивает свои права, не участвует в споре и не заинтересована в удовлетворении своих потребностей, довольствуясь тем, что удаётся получить, не заявляя о предпочтениях. Этот стиль оправдан в тех случаях, когда конфликт слишком сложный и затяжной, и чтобы сохранить свои ресурсы и позаботиться о безопасности, проще действительно его избегать.
- Конкуренция – само понятие говорит о какой-то агрессивности, борьбе за первенство, сравнении, обесценивании и превосходстве. В каких-то ситуациях она придаёт сил и энергии, в каких-то наоборот, пугает и «обездвиживает». Благодаря ей было сделано много гениальных открытий, но и многих она «погубила», доведя до депрессии, апатии и одиночества. Так что умейте разграничивать свои желания и понимать их мотивы, чтобы не случилась «конкуренция ради конкуренции».
- Приспособление – выбираю в тех случаях, когда огромную ценность представляют сами отношения, и человек решает уступить в каком-то вопросе, лишь бы не возникали противоречия. Бывает, что сама ситуация не стоит того, чтобы портить налаженное общение, либо, когда индивид понимает, что силы не равны, и он проиграет, поэтому не остаётся другого, кроме как смириться.
- Сотрудничество – очень ресурсное по своей сути действие, так как подразумевает поиск решений, которые приведут к выгоде каждого из участников конфликта, чтобы все были удовлетворены исходом, и не было пострадавших и ущемлённых.
- Компромисс. Если кратко, то это умение идти на уступки, только не односторонне, как в случае с приспособлением, а взаимно и равноценно.
Более подробно о конфликтах и способах их разрешения вы сможете узнать из этой статьи.
Факторы влияющие не только на процесс контакта, но и человека в целом
- Расстояние. Оно зависит от того, насколько они готовы сотрудничать. Например, когда мы хотим рассказать о чём-то неприятном, мы избегаем контакта глазами и отходим немного подальше от него. А вот при радостных новостях приближаемся и ловим каждый взгляд.
- Ориентация. Социальная психология выяснила тот факт, что в зависимости от того, как мы располагаемся к собеседнику, мы показываем ему своё отношение. Например, если пристально будем смотреть в глаза, не поворачиваясь к нему ни спиной, ни боком, он поймёт, что мы агрессивно настроены. Больше информации о невербальных проявлениях вы получите, если заглянете сюда.
- Внешние барьеры. В случае, когда вы хотите достигнуть компромисса или стать ближе, обязательно располагайтесь так, чтобы между вами не было препятствий в виде столов, стульев и прочих предметах интерьера. Не зря ведь существует такое понятие, как «круглый стол», когда сложные вопросы решаются в равноценном положении, когда все сидят по кругу.
Заключение
А на сегодня всё, уважаемые читатели! Данная характеристика интерактивного общения поможет в таком сложном деле, как приспособление к обществу, ведь, чтобы ваша деятельность была эффективна, очень важно уметь, как идти на уступки, так и понимать, когда следует начать конкурировать, а когда избежать ссоры.
Подписывайтесь на обновления блога, впереди нас ждёт еще множество увлекательного в практической психологии. До скорых встреч.
Материал для статьи, подготовила Журавина Алина
Интерактивная сторона общения
АТМЗ-3 |
Социальная психология |
Доклад на тему « Интерактивная сторона общения» |
19.01.2012 |
Минжилиевский А.В
Интерактивная сторона
общения — это условный термин,
обозначающий характеристику тех компонентов
общения, которые связаны с
Исследование
проблемы взаимодействия имеет
в социальной психологии
Если коммуникативный
процесс рождается на основе некоторой
совместной деятельности, то обмен
знаниями и идеями по поводу этой деятельности
неизбежно предполагает, что достигнутое
взаимопонимание реализуется в
новых совместных попытках развить
далее деятельность, организовать ее.
Участие одновременно многих людей
в этой деятельности означает, что
каждый должен внести свой особый вклад
в нее, что и позволяет интерпрети
В ходе ее для участников
чрезвычайно важно не только обменяться
информацией, но и организовать “обмен
действиями”, спланировать общую деятельность. При этом планировании возможна такая
регуляция действий одного индивида
“планами, созревшими в голове другого,
которая и делает деятельность действительно
совместной, когда носителем ее будет
выступать уже не отдельный индивид,
а группа. Таким образом, на вопрос
о том, какая же “другая” сторона
общения раскрывается понятием “взаимодействие”,
можно теперь ответить: та сторона,
которая фиксирует не только обмен
информацией, но и организацию совместных
действий, позволяющих партнерам
реализовать некоторую общую
для них деятельность.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://stroy.nm.ru
Искусство непонимания и четырехсторонняя модель общения | Виктория Шиффер | Блог SEEK
Виктория Шиффер
·
Читать
Опубликовано в
·
7 минут чтения
·
1, 20 мая 17
Давным-давно, а точнее в старших классах, я узнал о Четырехсторонняя модель общения Фридеманна Шульца фон Туна, немецкого психолога и специалиста по межличностному и внутриличностному общению.
На прошлой неделе мне напомнили об этой модели во время коучинговой беседы, которую я провел в SEEK, о возможном недопонимании, и я поделился этой моделью со своим подопечным. Я собираюсь быть смелым, выдвинув гипотезу о том, что у всех нас бывают моменты непонимания в наши рабочие дни. И я продолжу смело утверждать, что изучение, знание и использование модели будут полезны для ваших будущих коммуникаций — деловых и личных.
Этот пост об Искусстве Непонимания рассказывает о клювах , уши , сообщения , намерения , убеждения и ценности , восприятие , а для поклонников данных, как анализ приводит к непониманию .
Источник: Четырехсторонняя модель — ВикипедияМодель говорит, что каждое сообщение имеет четыре аспекта , хотя на каждом из них может быть сделан разный акцент.
Таким образом, сообщение (связь) может быть отправлено, а также получено как одна из четырех сторон информации.
Модель состоит из двух персонажей и пары элементов :
Метафорически, когда вы являетесь отправителем, ваше основное намерение говорит через один из 4 клювов. В качестве приемника вы слушаете через одно из четырех ушей . [2]
Источник: Модель с 4 ушами/четыре стороны сообщения | Dr. Kraus & PartnerОтправитель с 4 клювами | 4 аспекта сообщения | Приемник с 4 ушами
[1] Два человека вместе едят домашнюю еду. Тот, кто не готовил, говорит:
Отправитель: «В супе что-то зеленое».
Фактический Информация: Там что-то зеленое.
Обращение слой: Подскажите что это такое!
Отношения слой: Вы должны знать, что это такое.
Самораскрывающийся layer: Я не люблю зелень в супе.
Фактический Информация: Там что-то зеленое.
Привлекательность слой: Я должен готовить только то, что вы знаете в будущем!
Отношения слой: Вы думаете, что моя готовка сомнительна.
Самораскрывающийся слой: Вы не знаете, что такое зеленый предмет, и это заставляет вас чувствовать себя некомфортно.
Из-за предполагаемого намерения сообщения получатель может ответить:
Получатель: «Если вам не нравится вкус, можете приготовить сами!»
Этот пример супа показывает, как удивительно отправитель и получатель отстаивали искусство недопонимания! Это также показывает ОГРОМНЫЙ потенциал в непонимании друг друга .
Бой! by sjsharktankКаждый слой модели может быть неправильно понят по отдельности. Отправитель может захотеть доставить апелляцию. Получатель поймет сообщение в зависимости от того, каким ухом он слушает. Он мог правильно услышать апелляцию, но он также мог просто услышать ее как фактическую информацию. Это приводит к непониманию, разочарованию и потенциальному конфликту (например, апелляция не выполняется).
- Отправитель имеет намерение , которое обычно скрыто/неявно в сообщении. Намерение — это правда отправителя .
- Получатель анализирует услышанную информацию, сопоставляя ее со своими убеждениями, ценностями , а также со своим опытом . Его восприятие того, что он услышал, становится истиной получателя .
Отправитель: Намерение => правда
Получатель: Восприятие => правда
Правда отправителя != Правда получателя
(правда получателя может не совпадать с правдой отправителя)
Все это происходит очень быстро и бессознательно. У некоторых людей есть канал по умолчанию, по которому они отправляют и получают сообщения из-за предпочтений, опыта или твердой системы убеждений. Восприятие и ожидания роли и роли по умолчанию также могут иметь большое влияние на эффективность коммуникации.
Эта концепция применяется к устное слово , а также письменное слово . Я бы даже сказал, что это выходит за рамки слов, вплоть до невербального общения .
«Нельзя не общаться»
( Пол Вацлавик , психолог, теоретик коммуникаций и философ)
Согласно приведенной выше цитате даже не- вербальное общение — это тоже общение. Таким образом, даже не говоря ни слова, мы общаемся. Мы общаемся глазами, языком тела, а НЕ говорим. Мы являемся отправителями информации при каждом взаимодействии.
Отсюда важность этой модели и понимания динамики наших личных восприятий и убеждений.
В бизнесе мы хотим быстро узнать, на правильном ли мы пути или нет. Мы не хотим тратить свое время и энергию на недопонимание. Итак, как мы учимся быстро?
Первый шаг — осознание того, что происходит. Галочка! Теперь вы знаете о динамике общения и непонимания и можете отличить четыре стороны сообщения.
Итак, как вам лучше общаться со своими командами, вашими непосредственными подчиненными, вашими лидерами, вашими коллегами, вашим партнером? Как быстро узнать, эффективно ли ваше общение и дошло ли ваше сообщение до того, как вы хотели?
Используйте метод регистрации и возврата. Это ведет к более эффективному общению при уважительном отношении к вам и вашему партнеру по общению.
Отправитель :
- Каково мое намерение ?
- Какую информацию DO я хочу отправить?
Приемник :
- На каком ухе я слушаю ?
- Какую информацию может отправить мой партнер?
- Как еще я мог понять это сообщение?
Отправитель :
- Сделать намерение сообщения явным !
(например, «Я хочу, чтобы вы кое-что для меня сделали…») - Спросите , что ваш партнер слышал и что он думает о разговоре .
(например, после короткой беседы или во время встречи проверьте, что люди будут делать)
Получатель — Спросите, правильно ли вы поняли:
- «Итак, вы имеете в виду…?»
- «Так ты хочешь, чтобы я…?»
- «Я хочу убедиться, что мы на одной волне, …»
Проверка и проверка напоминает мне о быстрых циклах обратной связи и подтвержденном обучении в Agile, а также о PDCA (планируй-делай- проверка-действие), цикл НОРД (наблюдение-ориентация-решение-действие) и подходы бережливого стартапа «создание-оценка-обучение», используемые в SEEK.
Mama plus 9 от geopungoКроме того, наша роль и положение в любой группе также могут влиять на то, как мы доносим наши сообщения и как люди воспринимают наши сообщения. Допустим, лидер (прирожденный лидер или линейный руководитель) обычно общается со своей командой или прямыми подчиненными как Обращения . Это заставляет членов его команды чаще слушать через свое Апелляционное ухо . В следующий раз, когда он передаст просто информативное сообщение, люди с большей вероятностью будут слушать через свои 9 часов.0023 Апелляционное ухо . Его команда будет очень внимательно выслушивать скрытую привлекательность в любых утверждениях лидера, его выражении лица и языке тела.
Поставьте себя на место лидера: каково влияние на ваши отношения с вами как на лидера, а также на общую культуру и методы работы вашей команды?
Теперь оставайтесь на месте лидера и измените свой подход: что произойдет, если вы объявите о своем намерении заранее, если вы проверите себя и вернетесь к своей команде? Как это повлияет на ваши отношения с командой, а также на ее культуру и методы работы?
Это упражнение можно повторить для всех четырех аспектов сообщения: фактическая информация, обращение, самораскрытие и отношения. Что произойдет, если все ваши сообщения всегда будут получены только на одном из других аспектов?
Я настоятельно рекомендую всем, особенно лидерам, стать образцами для подражания в отстаивании этой модели, а также проверять и возвращаться!
Как и все новое, это тоже требует практики!
Эксперимент с применением модели. Поэкспериментируйте с регистрация и проверка на встречах, а также в чатах с вашими коллегами, вашими непосредственными подчиненными и вашими менеджерами.
Каково влияние ваших экспериментов как на вас самих, так и на вашего партнера по общению?
Поделитесь моделью , сделайте модель более понятной для большей осведомленности, обсудите ее с коллегами, руководителями и внутри вашей команды, и увидьте преимущества, которые она приносит всем.
Что вы думаете о модели? Каковы ваши впечатления от его использования? Пожалуйста, прокомментируйте ниже, чтобы поделиться своими мыслями.
Источники:
- [1] Четырехсторонняя модель — Википедия сообщение | Dr. Kraus & Partner
Психология интернет-компьютерного общения – Dr Martin Lea
Социальная психология имеет долгую историю изучения воздействия коммуникационных технологий, таких как телефон и телевидение, на отдельных лиц и группы. Социально-психологические исследования в Интернете сосредоточены преимущественно на текстовых компьютерная связь (CMC) , такая как электронная почта, доски объявлений, группы новостей, конференции и чаты. Их сравнивали как теоретически, так и эмпирически с общением лицом к лицу или с каким-либо другим стандартом, который контролирует определенные критические функции ОМЦ, например, анонимные или идентифицируемые коммуникаторы, общение в реальном времени или асинхронное общение, распределенное или совместное взаимодействие. .
Леа, М. и Спирс, Р. (2003). Социальная психология Интернета. В К. Кристенсен и Д. Левинсон (ред.) Sage Encyclopedia of Community: From Village to the Virtual World. (стр. 779-783). Тысяча дубов, Калифорния: Sage.
Загрузить полный текст в формате PDF
Однако по мере развития Интернет-технологий ОМЦ реализуется во все большем числе форм, от аудио- и видеоконференций в реальном времени до систем взаимодействия с виртуальной реальностью, и эти новые формы ОМЦ также начали предметом социально-психологического исследования. Социально-психологические исследования аудио- и видеоконференций, проведенные до появления Интернета, также имеют отношение к этим событиям.
Социальная психология определяется как научное исследование того, как на мысли, чувства и поведение людей влияет фактическое, воображаемое или подразумеваемое присутствие других людей. Как таковая, эта дисциплина особенно актуальна для понимания человеческого поведения в коммуникационной среде, которая принимает столь же разнообразные формы, как Интернет, и в которой реальное или виртуальное присутствие людей является предметом как социального, так и технологического конструирования.
Социально-психологические исследования в Интернете сосредоточены преимущественно на текстовом общении (таком как электронная почта, доски объявлений, группы новостей, конференции и чаты), которые теоретически и эмпирически сравнивались с общением лицом к лицу или с некоторыми другими стандарт, который контролирует критические функции CMC. Однако по мере развития Интернет-технологий ОМЦ реализуется во все большем разнообразии форм, начиная от аудио- и видеоконференций в реальном времени и заканчивая системами взаимодействия в виртуальной реальности, и эти более новые формы ОМЦ также стали предметом социально-психологических исследований. исследований (например, Lea, Spears & De Groot, 2001; Lea, Spears & Watt, 2003). Более ранние социально-психологические исследования аудио- и видеоконференций до появления Интернета также имеют отношение к этим разработкам (Short, Williams & Christie, 19).76).
Социально-психологические исследования сосредоточены на ряде областей, которые важны как теоретически, так и имеют решающее значение для понимания практических последствий использования Интернета. Социальное влияние и групповое принятие решений являются главными среди них, поскольку они занимают центральное место в социальных и рабочих группах и в более широком организационном контексте использования Интернета. Как ОМЦ влияет на групповое определение и групповую динамику, является важным вопросом для разработки и оценки новых способов работы в Интернете (например, удаленная работа, совместная работа с компьютерной поддержкой). То, как Интернет влияет на восприятие себя и других, влияет на все аспекты общения в сети, включая развитие личных отношений, использование консультационных услуг и групп социальной поддержки, а также достижение чувства принадлежности к группам виртуального сообщества. Интернет не только обеспечивает контекст для общения внутри групп и сообществ, но и для межгруппового общения: то есть общения через групповые границы и социальные различия, такие как пол, этническая принадлежность и социальный класс. Другой вопрос, как интернет-коммуникация может повлиять на восприятие различий в статусе и силе, которые обычно действуют при личном общении и которые особенно заметны в межгрупповых контекстах. Еще более важным является вопрос о том, как идентичность определяется в «киберпространстве», где некоторые ограничения визуальной реальности, связанные с физическим воплощением и общением лицом к лицу, не всегда применимы.
Исследования в Интернете могут дать информацию для теории социальной психологии, тем более что большинство теорий о групповой динамике и развитии отношений предполагают общение лицом к лицу как норму. Насколько хорошо эти теории могут объяснить социальное поведение между людьми, когда общение лицом к лицу уменьшается или полностью отсутствует, — это вопрос, на который может помочь ответить изучение Интернета.
Три социально-психологических аспекта
Социально-психологические исследования в области Интернета в основном основывались на трех концептуальных источниках. Это пропускная способность коммуникации, деиндивидуализация и социальная идентичность. Подходы к коммуникационной пропускной способности основаны на теории информации и стремятся приравнять социальную эффективность коммуникации к ее технической эффективности. Например, подход обработки социальной информации предполагает, что процессы социального взаимодействия аналогичны, но медленнее в CMC, чем при личном взаимодействии, потому что CMC направляет социальную информацию в единый лингвистический канал с ограниченной пропускной способностью. Это имеет тенденцию задерживать процесс формирования впечатления, но не устраняет его; при наличии достаточного количества времени взаимодействие в Интернете может быть столь же эффективным, как и общение лицом к лицу (Вальтер, 19 лет).92, 1997).
Теоретические конструкции, такие как «информационное богатство» (Daft & Lengel, 1984), использовались для количественной оценки количества социальной информации, передаваемой различными средствами массовой информации, такими как электронная почта, в то время как родственное понятие «социальное присутствие» пытается определить относительное информация, несущая свойства различных медиа в феноменологических терминах (Short, Williams & Christie, 1976; Rice, 1993). С этой точки зрения взаимодействие лицом к лицу, как широкополосное общение, является стандартом, по которому оценивается каждое средство коммуникации.
Теория деиндивидуализации — большая и важная тема социальной психологии (Zimbardo, 1969; Postmes & Spears, 1998), касающаяся чувства анонимности, сопровождающего погружение в группу. Теория деиндивидуализации также оказала влияние на объяснение явно антинормативного поведения, наблюдаемого в онлайновых дискуссионных группах и чатах в Интернете, а также в системах групповой поддержки принятия решений (Jessup, Connolly & Tansik, 1990; Kiesler, Siegel & McGuire, 1984; Кислер и Спроулл, 19 лет.92). Подобно подходам с пропускной способностью, перспектива деиндивидуализации также предполагает, что эффекты ОМЦ связаны с уменьшенным социальным измерением ОМЦ. Важно, однако, то, что эта точка зрения фокусируется в первую очередь на относительной анонимности, переживаемой в среде, и на психологическом состоянии сниженного самосознания, сниженного понимания вашей аудитории и сниженной ответственности, которые предположительно возникают. Это, в свою очередь, влияет на эффективность общения, участие, поведение в отношениях и групповое принятие решений.
В основополагающей статье Сара Кислер и ее коллеги сообщили о серии экспериментов, в которых сравнивались социально-психологические последствия компьютерных конференций, электронной почты и личного общения (Kiesler, et al., 1984). CMC приводил к более экстремальным групповым решениям, меньшему обмену информацией, более свободному языку или «пламенности», наблюдалась большая сосредоточенность на задаче и меньшая реакция на привлечение (Kiesler, et al., 1984; Kiesler, Zubrow, Moses, & Geller, 1985; Siegel, Дубровский, Кислер и Макгуайр, 19 лет.86). Несмотря на неизбежно негативные выводы о среде, сделанные из этих исследований, стало ясно, что те же процессы могут также привести к более благоприятным социальным последствиям, таким как снижение статуса и дифференциации власти, а также более эгалитарные, демократические и освобождающие взаимодействия (например, Дубровский, Kiesler & Sethna , 1991; McGuire, Kiesler & Siegel, 1987; Sproull & Kiesler, 1986). Эти и подобные исследования помогли сформировать как антиутопические, так и утопические представления о влиянии Интернета на общество. Тем не менее, многие последующие исследования показали, что социально-психологические эффекты Интернета далеко не неизбежны, а очень изменчивы в зависимости от обстоятельств. Поэтому задача многих социально-психологических исследований заключалась в том, чтобы объяснить, когда и почему возникают определенные эффекты.
Третий общий подход использует более контекстуальную перспективу для объяснения неоднородности социально-психологических эффектов в Интернете и для прогнозирования возникновения конкретных форм поведения. Прежде всего, это модель SIDE (Lea, Spears, & Rogers, 2003; Spears, Lea & Postmes, 2001; Watt, Lea, & Spears, 2002), которая основана на подходе социальной идентичности к групповому поведению и межгрупповым отношениям. Тайфел и Тернер, 1986; Тернер, Хогг, Оукс, Райхер и Уэзерелл, 19 лет.87). Этот подход стремился объяснить широкий спектр группового поведения в Интернете, таких как социальные стереотипы, групповая сплоченность, привлекательность, сотрудничество, коллективные действия, разрешение конфликтов, лидерское поведение, соответствие и принятие решений.
В модели SIDE проводится важное различие между различными видами социальных сигналов, которые могут присутствовать (или отсутствовать) в ОМЦ, а именно межличностными сигналами и сигналами социальных характеристик, таких как групповая идентичность и принадлежность к категории. Этот подход утверждает, что в то время как ОМЦ на основе текста отфильтровывает многие межличностные сигналы, которые идентифицируют и индивидуализируют коммуникаторов, сигналы на уровне групп и категорий, которые передаются относительно независимо от соображений пропускной способности, таким образом, получают больше возможностей влиять на взаимодействие и определение себя и себя. ситуация. Точное влияние Интернета на поведение зависит от взаимодействия между типом социальной анонимности, обеспечиваемой конкретной формой общения (например, электронной почтой или видеоконференциями), контекстами окружающей среды (например, физической изоляцией) и конкретным социальным контекстом общения. (например, групповые или межличностные условия). В частности, в ситуациях, когда членство в группе становится заметным (т. е. ситуативно значимым), относительная анонимность способствует сдвигу в самовосприятии от личной идентичности к социальной, групповой идентичности. Этот переход от восприятия себя как уникальной личности к восприятию себя как члена группы называется деперсонализацией. При деперсонализации люди склонны подчеркивать сходства внутри групп и различия между группами, стереотипизируя других и себя с точки зрения групповых атрибутов. Это приводит к более широкому принятию норм самостоятельных групп, когда ярко выражена групповая идентичность.
В дополнение к этим «когнитивным» эффектам анонимности также имеют место «стратегические» эффекты, которые помогают объяснить силу Интернета для обеспечения социальной и политической поддержки, особенно в межгрупповых контекстах, в которых между группами существуют отношения власти. В этом случае Интернет позволяет не только широко распространять информацию и контактировать с сообществом единомышленников, которые в противном случае могли бы остаться недоступными или невидимыми (McKenna & Bargh, 1998; Douglas and McGarty, 2001), но и относительная анонимность со стороны влиятельных внешние группы, обеспечиваемые интернет-общением, могут позволить сообществу выражать групповое нормативное поведение, которое в противном случае могло бы быть наказано или санкционировано другими (Spears, Lea, Corneliussen, Postmes & Ter Haar, 2002; Spears, Postmes, Lea & Wolbert, 2002).
Язык и социальная психология
Язык играет центральную роль в понимании социально-психологического воздействия Интернета. Язык является основным средством, с помощью которого мы сообщаем о своей принадлежности, близости, силе и различии. Даже там, где это прямо или явно не подразумевается, язык формирует среду социального влияния. Текстовый характер большей части использования Интернета означает, что основное внимание уделяется языковым и лингвистическим факторам, особенно по сравнению с другими средствами или каналами коммуникации, и используется для передачи информации о членстве в группе (посредством заголовков, подписей и других сведений). идентифицирующие ярлыки), а также несущие само сообщение (убедительные аргументы, перлокутивные акты, дискурсы и т. д.).
Сигналы к устойчивым социальным категориям, таким как класс, пол и этническая принадлежность, часто незаметно передаются в языке, а также через прямые маркеры категорий, которые можно обнаружить и на которые можно воздействовать в анонимном ОМЦ (Herring, 1996). В одном исследовании на доске объявлений сообщения мужчин были длиннее и в них использовалось больше «мужского языка» (утверждения, вызовы, авторитетный тон), чем у женщин, которые, как правило, использовали менее конфронтационные и авторитетные стили. Важность этих признаков пола также проявляется в их влиянии на коммуникативное поведение участников, которое, в свою очередь, зависит от социального контекста общения. В обсуждениях в рабочих группах сообщения женщин, как правило, получают меньше ответов (от мужчин и женщин), а темы, инициированные женщинами, с меньшей вероятностью будут подхвачены группой. Однако в развлекательных ситуациях женские сообщения, как правило, привлекают больше внимания мужчин.
Стереотипы о чужих группах лингвистически передаются в ОМЦ посредством лингвистической межгрупповой предвзятости (LIB) и лингвистической предвзятости ожидания (LEB). LIB — это тенденция сообщать негативную информацию о чужих группах и позитивную информацию о своих в более абстрактных терминах, тем самым укрепляя благоприятное положение своей группы. LEB относится к более абстрактным характеристикам информации, совместимой со стереотипами, которые, таким образом, увековечивают стереотипные групповые представления (Wigboldus, Semin & Spears, в печати).
Межличностные отношения
Не всякое общение в Интернете носит в основном групповой характер, даже несмотря на то, что среда так легко поддается коллективному поведению. Развитие и поддержание личных отношений, которые стали общеизвестной публичной ареной для оценки социальных эффектов Интернета, является еще одним важным направлением социальной психологии. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что отношения, сформированные в основном в Интернете, могут отличаться по своей форме и форме от традиционных отношений, ограниченных физическим контактом (Lea & Spears, 19).95), но имеют сопоставимые показатели выживаемости, по крайней мере, в среднесрочной перспективе (McKenna & Bargh, 2000). Физические сигналы играют менее важную роль в онлайн-отношениях, чем взаимные интересы, и личное самораскрытие может быть более важным, в первую очередь из-за анонимности и повышения личного самосознания в среде (Joinson, 2001). Сообщалось, что высокий уровень доверия, эмпатии, взаимной поддержки и понимания в онлайне развивается быстрее, чем в сопоставимых личных ситуациях (Salem, Bogat & Reid 9).0372, 1997).
Использование Интернета может сложным образом повлиять и на отношения вне сети. Например, первоначальные результаты противоречивого исследования HomeNet показали, что использование Интернета может привести к социальной изоляции и пренебрежению «сильными связями» нашей повседневной жизни (Kraut et al., 1998), хотя Интернет явно полезен для поддержания и укрепление слабых связей с рассредоточенными друзьями и членами расширенной семьи (Howard, Rainie & Jones, 2001). Возможно, Интернет усиливает чувство одиночества у одних (например, интровертов) людей, а у других (например, экстравертов) усиливает социальную вовлеченность (Kraut et al., 2002)9.0003
Описательных и анекдотических описаний влияния Интернета на эту важную область социальной жизни предостаточно, но систематических исследований влияния Интернета на социально-психологические процессы, имеющие отношение к личным отношениям, меньше, чем в области группового поведения, несмотря на простоту использования сам Интернет для сбора социально-психологических данных (Бирнбаум, 2000).