Интерактивная сторона общения в психологии: понятие, примеры из жизни, виды

Основные факторы интерактивной стороны общения в психологии

Автор admin На чтение 6 мин Опубликовано

Рады вас всех приветствовать! Интерактивная сторона общения в психологии является основой анализа и понимания, как личности, так и её поступков в таком направлении, как символический интеракционизм. Тема очень интересная. И как всегда начнем с того, о чем же будет эта статья.

Содержание

  1. Общая информация
  2. Факторы и основные стили поведения
  3. Итак, непосредственно факторы, благодаря которым личность развивается
  4. Типы поведения во время конфликтов
  5. Факторы влияющие не только на процесс контакта, но и человека в целом
  6. Заключение

Интерактивная сторона общения – это, по сути, процесс взаимодействия людей. Основатель этого направления, Герберд Мид, считал, что человек развивается и осознаёт, понимает лучше себя не с помощью обратной реакции окружающих, а непосредственно в момент совместной деятельности.

Он считал, что если личность хочет измениться и стать на кого-то похожей, простого наблюдения за кем-то недостаточно. Процесс пойдёт, если они вместе начнут что-то делать, тогда, контактируя и соприкасаясь своими истинными «я», они неосознанно будут влиять друг на друга.

Сама структура совместной деятельности состоит из целей, то есть предполагаемых и ожидаемых идеальных результатов. Как вы уже знаете из статьи, про правильную постановку целей, каждая цель делится на задачи, чтобы было понятнее, как её реализовывать.

Следующий компонент структуры – мотив, то есть то, что движет всеми участниками, вдохновляет и даёт энергию на свершения. Затем идёт непосредственно само взаимодействие

, и завершающим является, конечно же, сам результат общих усилий.

Факторы и основные стили поведения

Эрик Бёрн, основатель такого направления, как транзактный анализ, выявил несколько способов поведения в момент контакта, а именно:

  • Родитель. Находясь в этой позиции, человек считает себя самым умным, он склоняется к мысли, что всё понимает и совсем не сомневается в своих действиях, решениях и силах.
  • Ребёнок. Обычно эмоционален, может совершать совсем нелогичные поступки, поддаваясь сиюминутному желанию.
  • Взрослый. Анализирует, пользуется логикой, старается реально смотреть на ситуацию и умеет порой сдерживать эмоции.

Каждый из нас периодически находится в каждой из этих ролей, но бывает, что в какой-то позиции «зависает», что предполагает больше вреда, чем пользы. Например, когда взрослый человек ведёт себя с детьми как ребёнок, безответственно, это провоцирует детишек брать на себя роль взрослого. Встречали таких не по годам развитых, серьёзных детей, лишённых детства?

Обычно в семьях с алкогольной зависимостью их можно наблюдать. Ведь забота как о младших братиках и сёстрах, так и «больных», пьяных родителях лежит на их маленьких плечиках.

Итак, непосредственно факторы, благодаря которым личность развивается

  1. У каждой личности в арсенале имеется два типа взаимодействия – кооперация, то есть совместность, и конкуренция. Кооперация помогает достигать общих целей, получая необходимые результаты, соперничество же, наоборот, ориентировано лишь на удовлетворение собственных желаний и интересов.
  2. У каждого из нас во время контакта есть определённая роль, которой мы придерживаемся.
  3. Наше развитие контролирует общество. Ведь мораль разрабатывалась учёными для того, чтобы управлять социумом, такой себе регулятор их поведения. Точно так же законы и нормы поведения. Поэтому при встрече мы чаще всего улыбаемся друг другу и здороваемся.
  4. Зная эти нормы, человек постоянно соотносит с ними свои поступки и действия, ориентируясь как на образец.

Редко встретишь человека, который успешно избегает взаимодействия с людьми, как бы сильно ни старался, находясь в социуме – это невозможно. А каждое соприкосновение с личностью другого подразумевает возникновение конфликтной ситуации.

Типы поведения во время конфликтов

  • Избегание, уклонение. ПО каким-либо причинам личность предпочитает уклоняться от ответственности за свои поступки, желания, и вообще, жизнь. Она не отстаивает свои права, не участвует в споре и не заинтересована в удовлетворении своих потребностей, довольствуясь тем, что удаётся получить, не заявляя о предпочтениях. Этот стиль оправдан в тех случаях, когда конфликт слишком сложный и затяжной, и чтобы сохранить свои ресурсы и позаботиться о безопасности, проще действительно его избегать.
  • Конкуренция – само понятие говорит о какой-то агрессивности, борьбе за первенство, сравнении, обесценивании и превосходстве. В каких-то ситуациях она придаёт сил и энергии, в каких-то наоборот, пугает и «обездвиживает». Благодаря ей было сделано много гениальных открытий, но и многих она «погубила», доведя до депрессии, апатии и одиночества. Так что умейте разграничивать свои желания и понимать их мотивы, чтобы не случилась «конкуренция ради конкуренции».
  • Приспособление – выбираю в тех случаях, когда огромную ценность представляют сами отношения, и человек решает уступить в каком-то вопросе, лишь бы не возникали противоречия. Бывает, что сама ситуация не стоит того, чтобы портить налаженное общение, либо, когда индивид понимает, что силы не равны, и он проиграет, поэтому не остаётся другого, кроме как смириться.
  • Сотрудничество – очень ресурсное по своей сути действие, так как подразумевает поиск решений, которые приведут к выгоде каждого из участников конфликта, чтобы все были удовлетворены исходом, и не было пострадавших и ущемлённых.
  • Компромисс. Если кратко, то это умение идти на уступки, только не односторонне, как в случае с приспособлением, а взаимно и равноценно.

Более подробно о конфликтах и способах их разрешения вы сможете узнать из этой статьи.

Факторы влияющие не только на процесс контакта, но и человека в целом

  1. Расстояние. Оно зависит от того, насколько они готовы сотрудничать. Например, когда мы хотим рассказать о чём-то неприятном, мы избегаем контакта глазами и отходим немного подальше от него. А вот при радостных новостях приближаемся и ловим каждый взгляд.
  2. Ориентация. Социальная психология выяснила тот факт, что в зависимости от того, как мы располагаемся к собеседнику, мы показываем ему своё отношение. Например, если пристально будем смотреть в глаза, не поворачиваясь к нему ни спиной, ни боком, он поймёт, что мы агрессивно настроены. Больше информации о невербальных проявлениях вы получите, если заглянете сюда.
  3. Внешние барьеры. В случае, когда вы хотите достигнуть компромисса или стать ближе, обязательно располагайтесь так, чтобы между вами не было препятствий в виде столов, стульев и прочих предметах интерьера. Не зря ведь существует такое понятие, как «круглый стол», когда сложные вопросы решаются в равноценном положении, когда все сидят по кругу.

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Данная характеристика интерактивного общения поможет в таком сложном деле, как приспособление к обществу, ведь, чтобы ваша деятельность была эффективна, очень важно уметь, как идти на уступки, так и понимать, когда следует начать конкурировать, а когда избежать ссоры.

Подписывайтесь на обновления блога, впереди нас ждёт еще множество увлекательного в практической психологии. До скорых встреч.

Материал для статьи, подготовила Журавина Алина

Интерактивная сторона общения

АТМЗ-3
Социальная  психология
Доклад  на тему « Интерактивная сторона  общения»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
19.01.2012

                 Минжилиевский А.В

                     
 

 

Интерактивная сторона  общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов  общения, которые связаны с взаимодействием  людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.  

 Исследование  проблемы взаимодействия имеет  в социальной психологии давнюю  традицию. Интуитивно легко допустить  несомненную связь, которая существует  между общением и взаимодействием  людей, однако трудно развести  эти понятия и тем самым  сделать эксперименты более 

точно  ориентированными. Часть авторов  просто отождествляют общение  и взаимодействие, представляя и  то и другое как коммуникацию  в узком смысле слова (т.е.  как обмен информацией), другие  рассматривают отношения между  взаимодействи­ем и общением как отношение формы некоторого процесса и его содержания. Иногда предпочитают говорить о связанном, но все же самостоятельном существовании общения как коммуникации и взаимодействия как интеракции. Часть этих разночтений порождена терминологическими трудностями, в частности тем, что понятие “общение” употребляется то в узком, то в широком смысле слова. Если придерживаться предложенной при характеристике структуры общения схемы, т.
е. полагать, что общение в широком смысле слова (как реальность межличностных и общественных отношений) включает в себя коммуникацию в узком смысле слова (как обмен информацией), то логично допустить такую интерпретацию взаимодействия, когда оно предстает как другая — по сравнению с коммуникативной — сторона общения.  

Если коммуникативный  процесс рождается на основе некоторой  совместной деятельности, то обмен  знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое  взаимопонимание реализуется в  новых совместных попытках развить  далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей  в этой деятельности означает, что  каждый должен внести свой особый вклад  в нее, что и позволяет интерпрети­ровать взаимодействие как организацию совместной деятельности. 

В ходе ее для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать “обмен действиями”, спланировать общую деятельность. При этом планировании возможна такая  регуляция действий одного индивида “планами, созревшими в голове другого, которая и делает деятельность действительно  совместной, когда носителем ее будет  выступать уже не отдельный индивид, а группа. Таким образом, на вопрос о том, какая же “другая” сторона  общения раскрывается понятием “взаимодействие”, можно теперь ответить: та сторона, которая фиксирует не только обмен  информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам  реализовать некоторую общую  для них деятельность.  

Список литературы 

Для подготовки данной работы были использованы материалы  с сайта http://stroy.nm.ru

Искусство непонимания и четырехсторонняя модель общения | Виктория Шиффер | Блог SEEK

Виктория Шиффер

·

Читать

Опубликовано в

·

7 минут чтения

·

1, 20 мая 17

Давным-давно, а точнее в старших классах, я узнал о Четырехсторонняя модель общения Фридеманна Шульца фон Туна, немецкого психолога и специалиста по межличностному и внутриличностному общению.

На прошлой неделе мне напомнили об этой модели во время коучинговой беседы, которую я провел в SEEK, о возможном недопонимании, и я поделился этой моделью со своим подопечным. Я собираюсь быть смелым, выдвинув гипотезу о том, что у всех нас бывают моменты непонимания в наши рабочие дни. И я продолжу смело утверждать, что изучение, знание и использование модели будут полезны для ваших будущих коммуникаций — деловых и личных.

Этот пост об Искусстве Непонимания рассказывает о клювах , уши , сообщения , намерения , убеждения и ценности , восприятие , а для поклонников данных, как анализ приводит к непониманию .

Источник: Четырехсторонняя модель — Википедия

Модель говорит, что каждое сообщение имеет четыре аспекта , хотя на каждом из них может быть сделан разный акцент.

Таким образом, сообщение (связь) может быть отправлено, а также получено как одна из четырех сторон информации.

Модель состоит из двух персонажей и пары элементов :

Метафорически, когда вы являетесь отправителем, ваше основное намерение говорит через один из 4 клювов. В качестве приемника вы слушаете через одно из четырех ушей . [2]

Источник: Модель с 4 ушами/четыре стороны сообщения | Dr. Kraus & Partner

Отправитель с 4 клювами | 4 аспекта сообщения | Приемник с 4 ушами

[1] Два человека вместе едят домашнюю еду. Тот, кто не готовил, говорит:

Отправитель: «В супе что-то зеленое».

Фактический Информация: Там что-то зеленое.
Обращение слой: Подскажите что это такое!
Отношения слой: Вы должны знать, что это такое.
Самораскрывающийся layer: Я не люблю зелень в супе.

Фактический Информация: Там что-то зеленое.
Привлекательность слой: Я должен готовить только то, что вы знаете в будущем!
Отношения слой: Вы думаете, что моя готовка сомнительна.
Самораскрывающийся слой: Вы не знаете, что такое зеленый предмет, и это заставляет вас чувствовать себя некомфортно.

Из-за предполагаемого намерения сообщения получатель может ответить:

Получатель: «Если вам не нравится вкус, можете приготовить сами!»

Этот пример супа показывает, как удивительно отправитель и получатель отстаивали искусство недопонимания! Это также показывает ОГРОМНЫЙ потенциал в непонимании друг друга .

Бой! by sjsharktank

Каждый слой модели может быть неправильно понят по отдельности. Отправитель может захотеть доставить апелляцию. Получатель поймет сообщение в зависимости от того, каким ухом он слушает. Он мог правильно услышать апелляцию, но он также мог просто услышать ее как фактическую информацию. Это приводит к непониманию, разочарованию и потенциальному конфликту (например, апелляция не выполняется).

  1. Отправитель имеет намерение , которое обычно скрыто/неявно в сообщении. Намерение — это правда отправителя .
  2. Получатель анализирует услышанную информацию, сопоставляя ее со своими убеждениями, ценностями , а также со своим опытом . Его восприятие того, что он услышал, становится истиной получателя .

Отправитель: Намерение => правда
Получатель: Восприятие => правда
Правда отправителя != Правда получателя
(правда получателя может не совпадать с правдой отправителя)

Все это происходит очень быстро и бессознательно. У некоторых людей есть канал по умолчанию, по которому они отправляют и получают сообщения из-за предпочтений, опыта или твердой системы убеждений. Восприятие и ожидания роли и роли по умолчанию также могут иметь большое влияние на эффективность коммуникации.

Эта концепция применяется к устное слово , а также письменное слово . Я бы даже сказал, что это выходит за рамки слов, вплоть до невербального общения .

«Нельзя не общаться»
( Пол Вацлавик , психолог, теоретик коммуникаций и философ)

Согласно приведенной выше цитате даже не- вербальное общение — это тоже общение. Таким образом, даже не говоря ни слова, мы общаемся. Мы общаемся глазами, языком тела, а НЕ говорим. Мы являемся отправителями информации при каждом взаимодействии.

Отсюда важность этой модели и понимания динамики наших личных восприятий и убеждений.

В бизнесе мы хотим быстро узнать, на правильном ли мы пути или нет. Мы не хотим тратить свое время и энергию на недопонимание. Итак, как мы учимся быстро?

Первый шаг — осознание того, что происходит. Галочка! Теперь вы знаете о динамике общения и непонимания и можете отличить четыре стороны сообщения.

Итак, как вам лучше общаться со своими командами, вашими непосредственными подчиненными, вашими лидерами, вашими коллегами, вашим партнером? Как быстро узнать, эффективно ли ваше общение и дошло ли ваше сообщение до того, как вы хотели?

Используйте метод регистрации и возврата. Это ведет к более эффективному общению при уважительном отношении к вам и вашему партнеру по общению.

Отправитель :

  1. Каково мое намерение ?
  2. Какую информацию DO я хочу отправить?

Приемник :

  1. На каком ухе я слушаю ?
  2. Какую информацию может отправить мой партнер?
  3. Как еще я мог понять это сообщение?

Отправитель :

  1. Сделать намерение сообщения явным !
    (например, «Я хочу, чтобы вы кое-что для меня сделали…»)
  2. Спросите , что ваш партнер слышал и что он думает о разговоре .
    (например, после короткой беседы или во время встречи проверьте, что люди будут делать)

Получатель — Спросите, правильно ли вы поняли:

  1. «Итак, вы имеете в виду…?»
  2. «Так ты хочешь, чтобы я…?»
  3. «Я хочу убедиться, что мы на одной волне, …»

Проверка и проверка напоминает мне о быстрых циклах обратной связи и подтвержденном обучении в Agile, а также о PDCA (планируй-делай- проверка-действие), цикл НОРД (наблюдение-ориентация-решение-действие) и подходы бережливого стартапа «создание-оценка-обучение», используемые в SEEK.

Mama plus 9 от geopungo

Кроме того, наша роль и положение в любой группе также могут влиять на то, как мы доносим наши сообщения и как люди воспринимают наши сообщения. Допустим, лидер (прирожденный лидер или линейный руководитель) обычно общается со своей командой или прямыми подчиненными как Обращения . Это заставляет членов его команды чаще слушать через свое Апелляционное ухо . В следующий раз, когда он передаст просто информативное сообщение, люди с большей вероятностью будут слушать через свои 9 часов.0023 Апелляционное ухо . Его команда будет очень внимательно выслушивать скрытую привлекательность в любых утверждениях лидера, его выражении лица и языке тела.

Поставьте себя на место лидера: каково влияние на ваши отношения с вами как на лидера, а также на общую культуру и методы работы вашей команды?
Теперь оставайтесь на месте лидера и измените свой подход: что произойдет, если вы объявите о своем намерении заранее, если вы проверите себя и вернетесь к своей команде? Как это повлияет на ваши отношения с командой, а также на ее культуру и методы работы?

Это упражнение можно повторить для всех четырех аспектов сообщения: фактическая информация, обращение, самораскрытие и отношения. Что произойдет, если все ваши сообщения всегда будут получены только на одном из других аспектов?

Я настоятельно рекомендую всем, особенно лидерам, стать образцами для подражания в отстаивании этой модели, а также проверять и возвращаться!

Как и все новое, это тоже требует практики!

Эксперимент с применением модели. Поэкспериментируйте с регистрация и проверка на встречах, а также в чатах с вашими коллегами, вашими непосредственными подчиненными и вашими менеджерами.
Каково влияние ваших экспериментов как на вас самих, так и на вашего партнера по общению?
Поделитесь моделью , сделайте модель более понятной для большей осведомленности, обсудите ее с коллегами, руководителями и внутри вашей команды, и увидьте преимущества, которые она приносит всем.

Что вы думаете о модели? Каковы ваши впечатления от его использования? Пожалуйста, прокомментируйте ниже, чтобы поделиться своими мыслями.

Источники:

  • [1] Четырехсторонняя модель — Википедия сообщение | Dr. Kraus & Partner

Психология интернет-компьютерного общения – Dr Martin Lea

Социальная психология имеет долгую историю изучения воздействия коммуникационных технологий, таких как телефон и телевидение, на отдельных лиц и группы. Социально-психологические исследования в Интернете сосредоточены преимущественно на текстовых компьютерная связь (CMC) , такая как электронная почта, доски объявлений, группы новостей, конференции и чаты. Их сравнивали как теоретически, так и эмпирически с общением лицом к лицу или с каким-либо другим стандартом, который контролирует определенные критические функции ОМЦ, например, анонимные или идентифицируемые коммуникаторы, общение в реальном времени или асинхронное общение, распределенное или совместное взаимодействие. .

Леа, М. и Спирс, Р. (2003). Социальная психология Интернета. В К. Кристенсен и Д. Левинсон (ред.) Sage Encyclopedia of Community: From Village to the Virtual World. (стр. 779-783). Тысяча дубов, Калифорния: Sage.

Загрузить полный текст в формате PDF

Однако по мере развития Интернет-технологий ОМЦ реализуется во все большем числе форм, от аудио- и видеоконференций в реальном времени до систем взаимодействия с виртуальной реальностью, и эти новые формы ОМЦ также начали предметом социально-психологического исследования. Социально-психологические исследования аудио- и видеоконференций, проведенные до появления Интернета, также имеют отношение к этим событиям.

Социальная психология определяется как научное исследование того, как на мысли, чувства и поведение людей влияет фактическое, воображаемое или подразумеваемое присутствие других людей. Как таковая, эта дисциплина особенно актуальна для понимания человеческого поведения в коммуникационной среде, которая принимает столь же разнообразные формы, как Интернет, и в которой реальное или виртуальное присутствие людей является предметом как социального, так и технологического конструирования.

Социально-психологические исследования в Интернете сосредоточены преимущественно на текстовом общении (таком как электронная почта, доски объявлений, группы новостей, конференции и чаты), которые теоретически и эмпирически сравнивались с общением лицом к лицу или с некоторыми другими стандарт, который контролирует критические функции CMC. Однако по мере развития Интернет-технологий ОМЦ реализуется во все большем разнообразии форм, начиная от аудио- и видеоконференций в реальном времени и заканчивая системами взаимодействия в виртуальной реальности, и эти более новые формы ОМЦ также стали предметом социально-психологических исследований. исследований (например, Lea, Spears & De Groot, 2001; Lea, Spears & Watt, 2003). Более ранние социально-психологические исследования аудио- и видеоконференций до появления Интернета также имеют отношение к этим разработкам (Short, Williams & Christie, 19).76).

Социально-психологические исследования сосредоточены на ряде областей, которые важны как теоретически, так и имеют решающее значение для понимания практических последствий использования Интернета. Социальное влияние и групповое принятие решений являются главными среди них, поскольку они занимают центральное место в социальных и рабочих группах и в более широком организационном контексте использования Интернета. Как ОМЦ влияет на групповое определение и групповую динамику, является важным вопросом для разработки и оценки новых способов работы в Интернете (например, удаленная работа, совместная работа с компьютерной поддержкой). То, как Интернет влияет на восприятие себя и других, влияет на все аспекты общения в сети, включая развитие личных отношений, использование консультационных услуг и групп социальной поддержки, а также достижение чувства принадлежности к группам виртуального сообщества. Интернет не только обеспечивает контекст для общения внутри групп и сообществ, но и для межгруппового общения: то есть общения через групповые границы и социальные различия, такие как пол, этническая принадлежность и социальный класс. Другой вопрос, как интернет-коммуникация может повлиять на восприятие различий в статусе и силе, которые обычно действуют при личном общении и которые особенно заметны в межгрупповых контекстах. Еще более важным является вопрос о том, как идентичность определяется в «киберпространстве», где некоторые ограничения визуальной реальности, связанные с физическим воплощением и общением лицом к лицу, не всегда применимы.

Исследования в Интернете могут дать информацию для теории социальной психологии, тем более что большинство теорий о групповой динамике и развитии отношений предполагают общение лицом к лицу как норму. Насколько хорошо эти теории могут объяснить социальное поведение между людьми, когда общение лицом к лицу уменьшается или полностью отсутствует, — это вопрос, на который может помочь ответить изучение Интернета.

Три социально-психологических аспекта

Социально-психологические исследования в области Интернета в основном основывались на трех концептуальных источниках. Это пропускная способность коммуникации, деиндивидуализация и социальная идентичность. Подходы к коммуникационной пропускной способности основаны на теории информации и стремятся приравнять социальную эффективность коммуникации к ее технической эффективности. Например, подход обработки социальной информации предполагает, что процессы социального взаимодействия аналогичны, но медленнее в CMC, чем при личном взаимодействии, потому что CMC направляет социальную информацию в единый лингвистический канал с ограниченной пропускной способностью. Это имеет тенденцию задерживать процесс формирования впечатления, но не устраняет его; при наличии достаточного количества времени взаимодействие в Интернете может быть столь же эффективным, как и общение лицом к лицу (Вальтер, 19 лет).92, 1997).

Теоретические конструкции, такие как «информационное богатство» (Daft & Lengel, 1984), использовались для количественной оценки количества социальной информации, передаваемой различными средствами массовой информации, такими как электронная почта, в то время как родственное понятие «социальное присутствие» пытается определить относительное информация, несущая свойства различных медиа в феноменологических терминах (Short, Williams & Christie, 1976; Rice, 1993). С этой точки зрения взаимодействие лицом к лицу, как широкополосное общение, является стандартом, по которому оценивается каждое средство коммуникации.

Теория деиндивидуализации — большая и важная тема социальной психологии (Zimbardo, 1969; Postmes & Spears, 1998), касающаяся чувства анонимности, сопровождающего погружение в группу. Теория деиндивидуализации также оказала влияние на объяснение явно антинормативного поведения, наблюдаемого в онлайновых дискуссионных группах и чатах в Интернете, а также в системах групповой поддержки принятия решений (Jessup, Connolly & Tansik, 1990; Kiesler, Siegel & McGuire, 1984; Кислер и Спроулл, 19 лет.92). Подобно подходам с пропускной способностью, перспектива деиндивидуализации также предполагает, что эффекты ОМЦ связаны с уменьшенным социальным измерением ОМЦ. Важно, однако, то, что эта точка зрения фокусируется в первую очередь на относительной анонимности, переживаемой в среде, и на психологическом состоянии сниженного самосознания, сниженного понимания вашей аудитории и сниженной ответственности, которые предположительно возникают. Это, в свою очередь, влияет на эффективность общения, участие, поведение в отношениях и групповое принятие решений.

В основополагающей статье Сара Кислер и ее коллеги сообщили о серии экспериментов, в которых сравнивались социально-психологические последствия компьютерных конференций, электронной почты и личного общения (Kiesler, et al., 1984). CMC приводил к более экстремальным групповым решениям, меньшему обмену информацией, более свободному языку или «пламенности», наблюдалась большая сосредоточенность на задаче и меньшая реакция на привлечение (Kiesler, et al., 1984; Kiesler, Zubrow, Moses, & Geller, 1985; Siegel, Дубровский, Кислер и Макгуайр, 19 лет.86). Несмотря на неизбежно негативные выводы о среде, сделанные из этих исследований, стало ясно, что те же процессы могут также привести к более благоприятным социальным последствиям, таким как снижение статуса и дифференциации власти, а также более эгалитарные, демократические и освобождающие взаимодействия (например, Дубровский, Kiesler & Sethna , 1991; McGuire, Kiesler & Siegel, 1987; Sproull & Kiesler, 1986). Эти и подобные исследования помогли сформировать как антиутопические, так и утопические представления о влиянии Интернета на общество. Тем не менее, многие последующие исследования показали, что социально-психологические эффекты Интернета далеко не неизбежны, а очень изменчивы в зависимости от обстоятельств. Поэтому задача многих социально-психологических исследований заключалась в том, чтобы объяснить, когда и почему возникают определенные эффекты.

Третий общий подход использует более контекстуальную перспективу для объяснения неоднородности социально-психологических эффектов в Интернете и для прогнозирования возникновения конкретных форм поведения. Прежде всего, это модель SIDE (Lea, Spears, & Rogers, 2003; Spears, Lea & Postmes, 2001; Watt, Lea, & Spears, 2002), которая основана на подходе социальной идентичности к групповому поведению и межгрупповым отношениям. Тайфел и Тернер, 1986; Тернер, Хогг, Оукс, Райхер и Уэзерелл, 19 лет.87). Этот подход стремился объяснить широкий спектр группового поведения в Интернете, таких как социальные стереотипы, групповая сплоченность, привлекательность, сотрудничество, коллективные действия, разрешение конфликтов, лидерское поведение, соответствие и принятие решений.

В модели SIDE проводится важное различие между различными видами социальных сигналов, которые могут присутствовать (или отсутствовать) в ОМЦ, а именно межличностными сигналами и сигналами социальных характеристик, таких как групповая идентичность и принадлежность к категории. Этот подход утверждает, что в то время как ОМЦ на основе текста отфильтровывает многие межличностные сигналы, которые идентифицируют и индивидуализируют коммуникаторов, сигналы на уровне групп и категорий, которые передаются относительно независимо от соображений пропускной способности, таким образом, получают больше возможностей влиять на взаимодействие и определение себя и себя. ситуация. Точное влияние Интернета на поведение зависит от взаимодействия между типом социальной анонимности, обеспечиваемой конкретной формой общения (например, электронной почтой или видеоконференциями), контекстами окружающей среды (например, физической изоляцией) и конкретным социальным контекстом общения. (например, групповые или межличностные условия). В частности, в ситуациях, когда членство в группе становится заметным (т. е. ситуативно значимым), относительная анонимность способствует сдвигу в самовосприятии от личной идентичности к социальной, групповой идентичности. Этот переход от восприятия себя как уникальной личности к восприятию себя как члена группы называется деперсонализацией. При деперсонализации люди склонны подчеркивать сходства внутри групп и различия между группами, стереотипизируя других и себя с точки зрения групповых атрибутов. Это приводит к более широкому принятию норм самостоятельных групп, когда ярко выражена групповая идентичность.

В дополнение к этим «когнитивным» эффектам анонимности также имеют место «стратегические» эффекты, которые помогают объяснить силу Интернета для обеспечения социальной и политической поддержки, особенно в межгрупповых контекстах, в которых между группами существуют отношения власти. В этом случае Интернет позволяет не только широко распространять информацию и контактировать с сообществом единомышленников, которые в противном случае могли бы остаться недоступными или невидимыми (McKenna & Bargh, 1998; Douglas and McGarty, 2001), но и относительная анонимность со стороны влиятельных внешние группы, обеспечиваемые интернет-общением, могут позволить сообществу выражать групповое нормативное поведение, которое в противном случае могло бы быть наказано или санкционировано другими (Spears, Lea, Corneliussen, Postmes & Ter Haar, 2002; Spears, Postmes, Lea & Wolbert, 2002).

Язык и социальная психология

Язык играет центральную роль в понимании социально-психологического воздействия Интернета. Язык является основным средством, с помощью которого мы сообщаем о своей принадлежности, близости, силе и различии. Даже там, где это прямо или явно не подразумевается, язык формирует среду социального влияния. Текстовый характер большей части использования Интернета означает, что основное внимание уделяется языковым и лингвистическим факторам, особенно по сравнению с другими средствами или каналами коммуникации, и используется для передачи информации о членстве в группе (посредством заголовков, подписей и других сведений). идентифицирующие ярлыки), а также несущие само сообщение (убедительные аргументы, перлокутивные акты, дискурсы и т. д.).

Сигналы к устойчивым социальным категориям, таким как класс, пол и этническая принадлежность, часто незаметно передаются в языке, а также через прямые маркеры категорий, которые можно обнаружить и на которые можно воздействовать в анонимном ОМЦ (Herring, 1996). В одном исследовании на доске объявлений сообщения мужчин были длиннее и в них использовалось больше «мужского языка» (утверждения, вызовы, авторитетный тон), чем у женщин, которые, как правило, использовали менее конфронтационные и авторитетные стили. Важность этих признаков пола также проявляется в их влиянии на коммуникативное поведение участников, которое, в свою очередь, зависит от социального контекста общения. В обсуждениях в рабочих группах сообщения женщин, как правило, получают меньше ответов (от мужчин и женщин), а темы, инициированные женщинами, с меньшей вероятностью будут подхвачены группой. Однако в развлекательных ситуациях женские сообщения, как правило, привлекают больше внимания мужчин.

Стереотипы о чужих группах лингвистически передаются в ОМЦ посредством лингвистической межгрупповой предвзятости (LIB) и лингвистической предвзятости ожидания (LEB). LIB — это тенденция сообщать негативную информацию о чужих группах и позитивную информацию о своих в более абстрактных терминах, тем самым укрепляя благоприятное положение своей группы. LEB относится к более абстрактным характеристикам информации, совместимой со стереотипами, которые, таким образом, увековечивают стереотипные групповые представления (Wigboldus, Semin & Spears, в печати).

Межличностные отношения

Не всякое общение в Интернете носит в основном групповой характер, даже несмотря на то, что среда так легко поддается коллективному поведению. Развитие и поддержание личных отношений, которые стали общеизвестной публичной ареной для оценки социальных эффектов Интернета, является еще одним важным направлением социальной психологии. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что отношения, сформированные в основном в Интернете, могут отличаться по своей форме и форме от традиционных отношений, ограниченных физическим контактом (Lea & Spears, 19).95), но имеют сопоставимые показатели выживаемости, по крайней мере, в среднесрочной перспективе (McKenna & Bargh, 2000). Физические сигналы играют менее важную роль в онлайн-отношениях, чем взаимные интересы, и личное самораскрытие может быть более важным, в первую очередь из-за анонимности и повышения личного самосознания в среде (Joinson, 2001). Сообщалось, что высокий уровень доверия, эмпатии, взаимной поддержки и понимания в онлайне развивается быстрее, чем в сопоставимых личных ситуациях (Salem, Bogat & Reid 9).0372, 1997).

Использование Интернета может сложным образом повлиять и на отношения вне сети. Например, первоначальные результаты противоречивого исследования HomeNet показали, что использование Интернета может привести к социальной изоляции и пренебрежению «сильными связями» нашей повседневной жизни (Kraut et al., 1998), хотя Интернет явно полезен для поддержания и укрепление слабых связей с рассредоточенными друзьями и членами расширенной семьи (Howard, Rainie & Jones, 2001). Возможно, Интернет усиливает чувство одиночества у одних (например, интровертов) людей, а у других (например, экстравертов) усиливает социальную вовлеченность (Kraut et al., 2002)9.0003

Описательных и анекдотических описаний влияния Интернета на эту важную область социальной жизни предостаточно, но систематических исследований влияния Интернета на социально-психологические процессы, имеющие отношение к личным отношениям, меньше, чем в области группового поведения, несмотря на простоту использования сам Интернет для сбора социально-психологических данных (Бирнбаум, 2000).

Добавить комментарий