Интерактивный аспект общения: понятие, примеры из жизни, виды

Общение. Большая российская энциклопедия

Психические, психофизиологические процессы или явления

Области знаний:
Социальная психология, Психолингвистика

Обще́ние, процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Соответственно, в общении различаются три стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. Термин «общение» в российской психологии нередко употребляется как синоним коммуникации в широком смысле, однако в более узком значении термин «коммуникация» характеризует только обмен информацией (т. е. лишь один из аспектов общения). Выработка единой стратегии взаимодействия (интерактивный аспект общения) предполагает интерсубъектность знака, т. е. единую или сходную систему кодирования и декодирования сообщений у участников взаимодействия, в силу чего даже при самых грубых нарушениях речи с практически отсутствующим пониманием речевого сообщения у больного сохраняется возможность отличить сообщение, передаваемое на родном языке, от сообщения на языке иностранном (Boller. 1972). Формирование образа другого человека – его восприятие и понимание (перцептивный аспект общения) достигается «прочтением» (С. Л. Рубинштейн) за физическими характеристиками человека его психологических свойств и особенностей. Механизмами «прочтения» являются процессы сравнения и межличностной децентрации, идентификации, апперцепции (предвосхищения) и рефлексии.

Общение играет первостепенную роль в жизни человека, оно есть способ и условие социального развития личности и её эффективного функционирования (Леонтьев. 2008). Общение является «сквозным механизмом» смены ведущей деятельности у детей и развития всей психической сферы ребёнка, что прослеживается, в частности, в ходе постепенного перехода от непосредственного эмоционального общения у дошкольника к предметно-действенному ситуативному общению школьников, вплоть до внеситуативного интимно-личностного общения у подростков (Лисина. 1997). Как показали многочисленные исследования синдрома госпитализма у детей, воспитывающихся в домах ребёнка, отсутствие полноценного общения приводит к отставанию как когнитивного, так и речевого развития этих детей (Глозман. 2017).

Любые формы общения представляют собой специфические виды совместной деятельности (самостоятельной либо составной части и одновременно условия другой, некоммуникативной деятельности) (Андреева. 2012). Мотивация общения в большинстве случаев совпадает с мотивацией того вида деятельности, в которую общение включено. Исключение могут составлять некоторые специфические профессиональные ситуации (деятельности оратора, лектора, актёра и т. п.), в которых общение приобретает самостоятельную мотивацию.

Деятельность и общение – две неразрывные стороны социального бытия индивида. Люди всегда общаются в процессе некоторой деятельности, которую можно рассматривать как условие общения, и в то же время общение, будучи непременным элементом деятельности, обеспечивает все другие её формы. Многообразие форм деятельности обусловливает многообразие форм общения. Характеристики делового общения (с жёстко регламентированными целями, мотивами и способами организации общения) отличны от неформального и нерегламентированного межличностного общения. В процессе общения, взаимодействия и соотнесения себя с «другим» раскрывается и формируется образ Я, устанавливаются взаимоотношения и смысловые связи с другими людьми, изменяются установки и поведение общающихся людей. Высшей формой межличностного общения является диалог.

Средства общения (вербальные и невербальные) генетически восходят к средствам и предметам материальной деятельности людей, что подтверждается, например, данными тифлосурдопедагогики: материальное общение с помощью реальных предметов позволяет формировать у слепоглухонемых детей специфические коммуникативные средства, например восприятие речи с помощью тактильных ощущений. Есть данные, что 85% всей информации человек получает и передаёт с помощью невербальных средств общения (жестов, мимики, интонации и др.) (Леонтьев. 2008; Психология общения. 2011).

Речь как средство общения проходит достаточно долгий путь онтогенетического развития, включая довербальный этап, когда ребёнок ещё не говорит и не понимает обращённую к нему речь (хотя и воспринимает некоторые невербальные сигналы), но у него формируются предпосылки для вербального общения (избирательная и более активная ориентировочная реакция на речевые звуки по сравнению с неречевыми, становление звукового репертуара: например, начиная с трёхмесячного возраста выявляются различия звуков [a] в плаче и в вокализациях, издаваемых младенцами при общении с мамой). Затем наступает этап начального вербального общения, когда ребёнок начинает понимать и произносить простые высказывания. При этом ребёнок начинает говорить только в общении со взрослым и только тогда, когда перед ним ставится задача понять обращённую к нему речь и ответить на неё.

Примерно к трём годам у ребёнка формируется характерная для человека структура жизненного мира, которую можно представить в виде эллипса, имеющего два фокуса – «Я» и «Другой», – предполагающих не только различение, но и потенциальное взаимодействие. Сигналом формирования этой структуры является появление в речи ребёнка личных местоимений: «Я буду кушать» вместо «Ваня будет кушать». Такая структура возникает на определённом этапе онтогенетического развития самосознания, когда человек осознаёт себя существующим для другого, сознание своей единичности перерастает в сознание своей особенности и формируется образ Я, вплетающийся в мотивационно-потребностную сферу и осуществляющий тем самым регуляторную функцию. Все эти преобразования происходят не благодаря интроспекции, а через взаимодействие с другими людьми, в процессе общения (Глозман. 2017).

Потребность и активность в общении максимальна в период с 12 до 20 лет (при максимальной активности общения в возрасте 18–20 лет), затем потребность в общении несколько снижается и остаётся постоянной для данного человека (Максимова. 1983).

Для того чтобы общение могло успешно осуществляться, необходима сохранность (адекватность) по меньшей мере четырёх основных взаимосвязанных звеньев: мотивации (побуждения к общению), операциональных возможностей общения, контроля за протеканием общения и надындивидуальных (социальных) условий (контекста) общения. Нарушения или несформированность общения приводят к существенному искажению личности человека (Глозман. 2017).

Связь изменений личности с дефектами общения изучает нейропсихология. Эта взаимосвязь проявляется особенно ярко в феномене «порочного круга» при нарушениях речи, когда патологическая личностная реакция в виде «страха речи» препятствует актуализации даже имеющихся у больного возможностей общения, а невозможность общения ещё более усиливает «страх речи» и другие невротические изменения личности. Неадекватные способы психологической защиты при нарушениях или несформированности навыков коммуникации, например при заикании, могут быть связаны с дефектами образа вербальной коммуникации и её сверхзначимостью для субъекта (Глозман. 2021). Причиной несформированности является противоречие между высокой мотивацией к общению и недостаточностью операциональных средств для его реализации.

Специфический характер взаимосвязи изменений личности и нарушений общения зависит от того, какое звено процесса общения (операциональное, мотивационное или звено контроля) преимущественно нарушено (Глозман. 2017). Противоречие между операциональной и мотивационной сторонами общения при афазии или заикании или между операциональной стороной и звеном контроля при лобных поражениях мозга или синдроме дефицита внимания и гиперактивности у детей приводит к остановке в развитии личности и к нарушению всей системы её межличностных отношений и общения в целом. Для разрешения этого противоречия недостаточно благоприятного изменения жизненных обстоятельств, необходимо специальное психотерапевтическое и нейропсихологическое воздействие. Восстановление возможностей вербального и невербального общения способствует положительной динамике развития личности, что отражается и в её поведении, и в сфере межличностной перцепции и межличностных отношений с окружающими.

Глозман Жанна Марковна

Дата публикации:  24 мая 2022 г. в 19:31 (GMT+3)

Общая психология — Коммуникативный аспект общения

« Предыдущий вопрос

Уровни и функции общения

Самый примитивный уровень общения – фатический (от лат. fatuus – «глупый»), предполагающий пр

Загрузка

СкачатьПолучить на телефон

например +79131234567

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Что это

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.

д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по общей психологии. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по общей психологии — и никакой экзамен вам не страшен!

Сообщество

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Следующий вопрос »

Социальное взаимодействие и восприятие людьми друг друга

Понятие интеракции дало название направлению социальной психологии – интеракционизму, который

Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации.

Широкое распространение средств массовой коммуникации породили понятие общего информационного поля. Как массовый процесс коммуникация представляет собой постоянное распространение информации посредством технических средств связи среди огромных аудиторий, воздействуя на мнения и поведение людей.

Коммуникация выступает как особая функция общения, проявляющаяся в передаче и принятии информации. Человек, передающий информацию, – коммуникатор; человек, воспринимающий ее, – реципиент.

В процессе взаимодействия коммуникатор и реципиент меняются местами. Информационный обмен – глобальное явление, выходящее за пределы простого человеческого общения.

Межличностный информационный обмен определяется явлениями психологической обратной связи, коммуникативных барьеров, феноменов межличностного влияния, различных уровней передачи информации.

Сущность процесса психологической обратной связи состоит в необходимости субъектов выработать единую знаковую систему и единое понимание обсуждаемых вопросов во время общения (интерпретация информации).

Общение – это прежде всего коммуникация, т. е. обмен информацией, значимой для участников общения. Все средства общения делятся на две группы: вербальные (словесные) и невербальные. По вербальному каналу передается чистая информация, а по невербальному – отношение к собеседнику.

Разработаны различные классификации невербальных средств общения.

Наиболее значимы кинесические средства – зрительно воспринимаемые движения другого человека.

Характеристики голоса относят к просодическим и экстралингвистическим явлениям.

Просодика – ритмико-интонационные стороны речи (высота, громкость голосового тона и т. д.).

Экстралингвистическая система – это психофизиологические проявления человека: плач, кашель, смех и т. д.

К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения.

Общение всегда пространственно организовано. Э. Xолл ввел термин «проксемика» («близость»). К прок-семическим характеристикам относится ориентация собеседников в пространстве.

Э. Холл определил нормы дистанции четырьмя расстояниями:

1) интимное расстояние (от 0 до 45 см) – общение самых близких людей;

2) персональное (от 45 до 120 см) – общение со знакомыми людьми;

3) социальное (от 120 до 400 см) – при официальном общении;

4) публичное (от 400 до 750 см) – при выступлении перед аудиториями.

1.2: Процесс коммуникации — Социальные науки LibreTexts

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    18673
    • Анонимный
    • LibreTexts

    Цели обучения

    1. Идентифицировать и определить компоненты модели передачи коммуникации.
    2. Идентифицировать и определить компоненты интерактивной модели коммуникации.
    3. Идентифицировать и определить компоненты транзакционной модели коммуникации.
    4. Сравните и сопоставьте три модели общения.
    5. Используйте транзакционную модель связи для анализа недавней связи.

    Общение представляет собой сложный процесс, и трудно определить, где или с кем начинается и заканчивается общение. Модели общения упрощают процесс, обеспечивая визуальное представление различных аспектов общения. Модели служат ценной цели для изучающих коммуникацию, потому что они позволяют нам увидеть конкретные концепции и шаги в процессе коммуникации, определить коммуникацию и применить коммуникативные концепции. Мы обсудим три модели коммуникации: модели передачи, взаимодействия и транзакций.

    В коммуникационных моделях участники являются отправителями и/или получателями сообщений в коммуникативной встрече. Сообщение – это вербальное или невербальное содержание, передаваемое от отправителя к получателю. Кодирование — это процесс превращения мыслей в сообщение.

    Конечно, мы общаемся не только вербально — у нас есть различные варианты или каналы для общения. Закодированные сообщения отправляются через канал или сенсорный маршрут, по которому передается сообщение, получателю для декодирования. В то время как сообщение может быть отправлено и получено с использованием любого сенсорного пути (зрение, обоняние, осязание, вкус или звук), большая часть общения происходит через визуальные (зрение) и/или слуховые (звуковые) каналы. Если ваш сосед по комнате в наушниках и увлечен видеоигрой, вам может понадобиться привлечь его внимание, помахав перед ним пивом, прежде чем вы сможете спросить его об ужине.

    Модель передачи связи

    Модель передачи связи описывает связь как линейный односторонний процесс, в котором отправитель намеренно передает сообщение получателю (Ellis & McClintock, 1990). Эта модель фокусируется на отправителе и сообщении в рамках коммуникативной встречи. Хотя получатель включен в модель, эта роль рассматривается скорее как цель или конечная точка, а не как часть текущего процесса. Нам остается предположить, что получатель либо успешно принимает и понимает сообщение, либо нет.

    Рис. 1.1 Модель передачи связи

    Поскольку эта модель ориентирована на отправителя и сообщение, на отправителя возлагается ответственность за обеспечение успешной передачи сообщения. Шум — это все, что мешает обмену сообщениями между участниками коммуникативной встречи. Даже если говорящий передает четкое сообщение, шум может помешать точному приему и декодированию сообщения. Модель передачи коммуникации учитывает окружающий и семантический шум. Шум окружающей среды — это любой физический шум, присутствующий при общении. Другие люди, разговаривающие в переполненной закусочной, могут помешать вам передать сообщение и успешно расшифровать его. В то время как шум окружающей среды мешает передаче сообщения, семантический шум относится к шуму, который возникает в процессе кодирования и декодирования, когда участники не понимают символ. Например, большинство носителей французского языка не могут расшифровать шведский и наоборот. Семантический шум также может мешать общению между людьми, говорящими на одном языке, потому что многие слова имеют несколько или незнакомые значения.

    Эта модель недостаточно богата, чтобы охватить динамические взаимодействия лицом к лицу, но есть случаи, в которых общение является односторонним и линейным, особенно общение с помощью компьютера (CMC). Как поясняется в следующей вставке «Как подключиться к сети», ОМЦ теперь интегрирован во многие аспекты нашей жизни и открыл новые способы общения и привнес некоторые новые проблемы. Подумайте, например, об обмене текстовыми сообщениями. Модель передачи сообщения хорошо подходит для описания акта обмена текстовыми сообщениями, поскольку отправитель не уверен, что смысл был эффективно передан или что сообщение вообще было получено. Шум также может мешать передаче текста. Если вы используете аббревиатуру, которую получатель не знает, или телефон автоматически исправляет что-то совсем другое, чем вы имели в виду, то семантический шум помешал передаче сообщения.

    «Подключение к сети»

    Коммуникации с помощью компьютеров

    Когда первые компьютеры были созданы во время Второй мировой войны и в начале 1960-х годов состоялся обмен первыми сообщениями электронной почты, мы сделали первые шаги к будущему, наполненному компьютерными средствами связи. общение (CMC) (Thurlow, Lengel, & Tomic, 2004). Эти первые шаги превратились в огромные успехи в конце 1980-х и начале 1990-х годов, когда персональные компьютеры стали обычным явлением в офисах, классах и домах. Я помню, как в начале 19 века мы получили наш первый домашний компьютер, Tandy от Radio Shack.90-х, а затем, примерно в 1995 году, у нас появилось первое подключение к Интернету дома. Я создал свою первую учетную запись электронной почты в 1996 году и помню, как ново и увлекательно было отправлять и получать электронные письма. Я не представлял себе время, когда я буду получать десятки электронных писем в день, не говоря уже о том, чтобы проверить их на своем мобильном телефоне! Многие из вас, читающих эту книгу, вероятно, не могут вспомнить время без ОМЦ. Если это так, то некоторые ученые называют вас «цифровыми аборигенами». Если вы задумаетесь о том, как за последние двадцать лет ОМЦ изменил то, как мы преподаем и учимся, общаемся на работе, поддерживаем связь с друзьями, инициируем романтические отношения, ищем работу, распоряжаемся своими деньгами, получаем наши новости и участвовать в нашей демократии, действительно удивительно думать, что все это раньше происходило без компьютеров. Но более широкое использование CMC также вызвало некоторые вопросы и опасения даже у тех из вас, кто является цифровым аборигеном. Почти половина студентов из моего последнего исследовательского класса по коммуникациям хотели выполнить свои окончательные исследовательские проекты по чему-то, связанному с социальными сетями. Многие из них интересовались изучением влияния ОМЦ на нашу личную жизнь и отношения. Это желание изучать и подвергать сомнению ОМЦ может проистекать из тревоги, которую люди испытывают по поводу кажущейся потери или обесценивания общения лицом к лицу (FtF). Помимо опасений по поводу цифровых коконов, в которых оказались многие из нас, CMC также выразила обеспокоенность по поводу конфиденциальности, киберзапугивания и отсутствия вежливости в онлайн-взаимодействии. Мы продолжим исследовать многие из этих вопросов в разделе «Как подключиться к сети», включенном в каждую главу, но следующие вопросы помогут вам увидеть влияние ОМЦ на ваше повседневное общение.

    1. Какие типы ОМЦ вы обычно используете?
    2. Каким образом ОМЦ снижает уровень стресса в вашей жизни? Каким образом ОМЦ увеличивает стресс в вашей жизни? В целом, как вы думаете, ОМЦ больше увеличивает или уменьшает ваш стресс?
    3. Как вы думаете, мы, как общество, имеем меньше значения для связи FtF, чем раньше? Почему или почему нет?

    Интерактивная модель коммуникации

    Интерактивная модель коммуникации описывает коммуникацию как процесс, в котором участники чередуют позиции отправителя и получателя и генерируют смысл, отправляя сообщения и получая обратную связь в физическом и психологическом контекстах (Шрамм, 19). 97). Модель взаимодействия включает обратную связь, что делает общение более интерактивным, двусторонним процессом. Обратная связь включает сообщения, отправленные в ответ на другие сообщения. Вместо того, чтобы иметь одного отправителя, одно сообщение и одного получателя, в этой модели есть два отправителя-получателя, которые обмениваются сообщениями. Каждый участник чередует роли отправителя и получателя, чтобы общение продолжалось.

    Модель взаимодействия также меньше ориентирована на сообщения и больше ориентирована на взаимодействие. Модель взаимодействия больше связана с самим процессом коммуникации. На самом деле эта модель признает, что одновременно отправляется так много сообщений, что многие из них могут даже не быть получены.

    Рисунок 1.2 Интерактивная модель коммуникации

    Интерактивная модель учитывает физический и психологический контекст. Физический контекст включает в себя факторы окружающей среды при общении. Размер, планировка, температура и освещение помещения влияют на наше общение. Будь то размер комнаты, температура или другие факторы окружающей среды, важно учитывать роль, которую физический контекст играет в нашем общении.

    Психологический контекст включает психические и эмоциональные факторы коммуникативной встречи. Стресс, тревога и эмоции — это лишь некоторые примеры психологических воздействий, которые могут повлиять на наше общение. Обратная связь и контекст помогают сделать модель взаимодействия более полезной иллюстрацией процесса общения, но модель транзакций рассматривает общение как мощный инструмент, который формирует нашу реальность за пределами индивидуальных коммуникативных встреч.

    Транзакционная модель коммуникации

    Модель транзакции существенно отличается от моделей передачи и взаимодействия, включая концептуализацию коммуникации, роль отправителя и получателя и роль контекста. (Barnlund, 1970)  

    Трансакционная модель коммуникации описывает коммуникацию как процесс, в котором коммуникаторы создают социальные реальности в социальном, реляционном и культурном контекстах. В этой модели мы не просто общаемся, чтобы обмениваться сообщениями; мы общаемся, чтобы создавать отношения, формировать межкультурные союзы, формировать наше представление о себе и вступать в диалог с другими для создания сообществ. Короче говоря, мы не сообщаем о наших реалиях; общение помогает конструировать нашу реальность.

    Роли отправителя и получателя в транзакционной модели коммуникации значительно отличаются от других моделей. Вместо того, чтобы обозначать участников как отправителей и получателей, люди, участвующие в коммуникационной встрече, называются коммуникаторами . Модель транзакции предполагает, что мы одновременно являемся отправителями и получателями. Это важное дополнение к модели, потому что оно позволяет нам понять, как мы можем адаптировать наше общение — например, вербальное сообщение — в середине его отправки на основе сообщения, которое мы одновременно получаем от нашего партнера по общению.

    Рисунок 1.3 Транзакционная модель связи

    Транзакционная модель также включает более сложное понимание контекста. Поскольку транзакционная модель коммуникации рассматривает коммуникацию как силу, которая формирует нашу реальность до и после конкретных взаимодействий, она должна учитывать контекстуальные влияния за пределами одного взаимодействия. Для этого трансакционная модель рассматривает, как социальные, реляционные и культурные контексты формируют и влияют на наши коммуникативные встречи.

    Социальный контекст относится к заявленным правилам или неустановленным нормам, которые определяют общение. По мере того, как мы социализируемся в наших различных сообществах, мы изучаем правила и неявно усваиваем нормы общения. Некоторые общие правила, влияющие на социальный контекст, включают в себя: не лгать людям, не перебивать людей, не пропускать людей в очереди, приветствовать людей, когда они приветствуют вас, благодарить людей, когда они делают вам комплименты, и так далее.

    Нормы — это социальные условности, которые мы усваиваем посредством наблюдения, практики, проб и ошибок. Мы можем даже не знать, что нарушаем социальную норму, пока не заметим, что люди смотрят на нас странно, или кто-то не поправляет или не дразнит нас. Несмотря на то, что нарушение социальных норм не влечет за собой формального наказания, которое могло бы быть следствием нарушения социальных правил, социальной неловкости, которую мы чувствуем, когда нарушаем социальные нормы, обычно достаточно, чтобы научить нас тому, что эти нормы имеют силу, даже если они недействительны. t сделал явными, как правила. В некоторых ситуациях нормы даже имеют власть над социальными правилами. Мы можем нарушить правило не лгать, если ложь предназначена для того, чтобы спасти кого-то от обиды. Мы часто перебиваем близких друзей, когда ведем захватывающий разговор, но вряд ли будем перебивать нашего менеджера, когда она говорит на собрании команды. Поскольку нормы и правила различаются у разных людей и культур, реляционные и культурные контексты также включаются в модель транзакций, чтобы помочь нам понять многочисленные контексты, влияющие на наше общение.

    Реляционный контекст включает предыдущую историю межличностных отношений и тип отношений, которые у нас есть с человеком. Мы по-разному общаемся с кем-то, кого только что встретили, и с кем-то, кого знаем давно. Поскольку нормы и правила общения также различаются в зависимости от типа отношений между людьми, тип отношений также включается в контекст отношений. Например, существуют определенные правила и нормы общения, которые применяются к отношениям супервизор-супервизор, но не применяются к отношениям брат-сестра, и наоборот. Как социальные нормы и история отношений влияют на то, как мы общаемся, так и культура.

    Культурный контекст включает в себя различные аспекты идентичности, такие как раса, пол, национальность, этническая принадлежность, сексуальная ориентация, класс и способности. На данный момент нам важно понять, что, осознаем мы это или нет, у всех нас есть множественная культурная идентичность, которая влияет на наше общение. Некоторые люди, особенно те, чья идентичность исторически была маргинализирована, регулярно осознают, как их культурная идентичность влияет на их общение и влияет на то, как другие общаются с ними. И наоборот, люди с доминирующей или преобладающей идентичностью редко, если вообще когда-либо, задумываются о роли, которую их культурная идентичность играет в их общении.

    Поскольку межкультурная коммуникация создает неопределенность, она может удерживать людей от общения между культурами или приводить к тому, что люди воспринимают межкультурную коммуникацию как нечто негативное. Но если вы избегаете общения с представителями культурной идентичности, вы, скорее всего, не станете чувствовать себя более комфортно и компетентно как коммуникатор. Межкультурная коммуникация может обогатить различные аспекты нашей жизни. Чтобы хорошо общаться в различных культурных контекстах, важно сохранять непредубежденность и избегать предположений о культурной самобытности других. Хотя вы можете определить некоторые аспекты культурного контекста в рамках коммуникативной встречи, также могут быть культурные влияния, которые вы не можете видеть. Компетентный коммуникатор не должен предполагать, что знает все культурные контексты, которые человек привносит во время встречи, поскольку не все культурные особенности видны. Как и в других контекстах, здесь требуется умение адаптироваться к изменяющимся контекстам, и лучший способ развить эти навыки — это практика и размышления.

    Ключевые выводы

    • Модели общения недостаточно сложны, чтобы по-настоящему охватить все, что происходит в процессе общения, но они могут помочь нам изучить различные этапы процесса, чтобы лучше понять наше общение и общение других людей.
    • Модель связи передачи описывает связь как односторонний линейный процесс, в котором отправитель кодирует сообщение и передает его по каналу получателю, который его декодирует. Передача сообщения может быть нарушена окружающим или семантическим шумом. Эта модель обычно слишком проста, чтобы фиксировать взаимодействия FtF, но ее можно с пользой применить к компьютерному общению.
    • Интерактивная модель коммуникации описывает коммуникацию как двусторонний процесс, в котором участники чередуют позиции отправителя и получателя и генерируют смысл, отправляя и получая обратную связь в физическом и психологическом контекстах. Эта модель охватывает интерактивные аспекты общения, но все же не учитывает, как общение конструирует наши реальности и находится под влиянием социальных и культурных контекстов.
    • Трансакционная модель коммуникации описывает коммуникацию как процесс, в котором коммуникаторы создают социальные реальности в социальном, реляционном и культурном контекстах. Эта модель включает участников, которые одновременно являются отправителями и получателями, и объясняет, как общение конструирует наши реальности, отношения и сообщества.

    Ссылки

    Барнлунд, округ Колумбия, «Транзакционная модель коммуникации», в «Основы теории коммуникации», , ред. Кеннет К. Серено и К. Дэвид Мортенсен (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Harper and Row, 1970), 83–92.

    Эллис, Р. и Энн МакКлинток, Вы принимаете мой смысл: теория на практике в человеческом общении (Лондон: Эдвард Арнольд, 1990), 71. (Таузенд-Оукс, Калифорния: Сейдж, 19 лет.97).

    Shannon, C. and Warren Weaver, The Mathematical Theory of Communication (Urbana, IL: University of Illinois Press, 1949), 16.

    Thurlow, C., Laura Lengel, and Alice Tomic, Компьютерное общение : Социальное взаимодействие и Интернет (Лондон: Sage, 2004), 14.


    Эта страница под названием 1.2: Коммуникационный процесс распространяется под лицензией CC BY 3.0 и была создана, изменена и/или курирована Anonymous с использованием исходного контента, который был отредактирован в соответствии со стилем и стандартами платформы LibreTexts; подробная история редактирования доступна по запросу.

    1. Наверх
      • Была ли эта статья полезной?
      1. Тип изделия
        Раздел или Страница
        Автор
        анонимно
        Лицензия
        СС BY
        Версия лицензии
        3,0
        Показать оглавление
        нет
      2. Теги
        1. источник@https://2012books.
          lardbucket.org/books/sociology-comprehensive-edition

      1.3: Процесс коммуникации и модели

      1. Последнее обновление
      2. Сохранить как PDF
    2. Идентификатор страницы
      135708
      • Анонимный
      • LibreTexts

      Процесс общения

      Человеческое общение — это, по сути, процесс отправки и получения информации. Каждое наше вербальное и невербальное взаимодействие проходит через этот процесс. По сути, процесс является транзакционным, в котором каждый из компонентов перекрывается одновременно. Компоненты коммуникативного процесса следующие:

      • Источник : Отправитель сообщения
      • Получатель : Получатель сообщения
      • Кодировка: Процесс превращения мыслей в общение
      • Расшифровка:  Процесс превращения общения в мысли
      • Обратная связь : Ответ или ответ (вербальный или невербальный) на сообщение
      • Сообщение : Содержание сообщения
      • Канал: Транспортное средство, через которое проходит связь
      • Шум : Помехи в связи
                                                                                     

      Шум

      Шумом считается любое вмешательство в процесс связи. Шум мешает источнику послать четкое сообщение, а получателю — воспринять сообщение так, как оно было задумано. Шум всегда присутствует в каждой из трех моделей связи.

      Следующие виды шума могут негативно повлиять на процесс коммуникации:

      • Шум окружающей среды: Шум, присутствующий в физической среде, такой как громкая музыка или шум транспорта, может повлиять на связь.
      • Семантический шум: Это относится к различиям в понимании значения отправителем и получателем. Например, значение слова «толстый» (phat) может иметь разные коннотации для разных групп людей.
      • Синтаксический шум: Грамматические ошибки в построении предложений могут препятствовать правильному пониманию сообщений. Типичным примером является неправильное употребление времени.
      • Организационный шум: Если сообщение неправильно структурировано и упорядочено, это может привести к недопониманию. Например, когда кто-то получает нечеткие инструкции для выполнения задачи.
      • Культурный шум: Различия в культурных нормах, такие как этнические, религиозные или гендерные различия, могут привести к неправильной интерпретации сообщения. Например, зрительный контакт в некоторых контекстах может рассматриваться как неуважительный и грубый, в то время как в других это признак того, что вы уделяете внимание и проявляете уважение.
      • Психологический шум: Внутренние чувства, такие как голод, расстроенность, приподнятое настроение, злость или уныние, могут влиять на общение.

      Коммуникационные модели

      Для объяснения процесса связи используются три модели. Они обсуждаются здесь.

      Линейная модель связи описывает связь, идущую только в одном направлении. Отправитель кодирует сообщение и направляет его получателю. Работающие компоненты включают отправку и получение, а также кодирование и декодирование сообщения, но обратной связи нет.

      Например: Получение письма по почте или электронной почты.

                                              

      Интерактивная модель больше отражает двусторонний разговор, в котором человек ждет завершения цикла обратной связи, прежде чем ответить. Разговор является интерактивным, когда источник отправляет сообщение получателю, оно кодируется, а сообщение отправляется обратно, создавая двусторонний разговор. Отставания во времени в общении нет.

      Интерактивная модель коммуникации описывает коммуникацию как процесс, в котором участники чередуют позиции отправителя и получателя и генерируют смысл, отправляя сообщения и получая обратную связь в физическом и психологическом контекстах (Schramm, 1997). Вместо того, чтобы иллюстрировать коммуникацию как линейный односторонний процесс, модель взаимодействия включает обратную связь, которая делает коммуникацию более интерактивным, двусторонним процессом.

      Например: Сеанс вопросов и ответов, в ходе которого задается вопрос и дается ответ, является примером интерактивной модели общения. Обратная связь и контекст помогают сделать интерактивную модель более полезной иллюстрацией процесса коммуникации. Вместо того, чтобы иллюстрировать коммуникацию как линейный односторонний процесс, модель взаимодействия включает обратную связь, которая делает коммуникацию более интерактивным, двусторонним процессом. Каждый участник чередует роли отправителя и получателя, чтобы общение продолжалось, мы переключаемся между ролями отправителя и получателя очень быстро и часто неосознанно.

                                                         

      Весь наш естественный повседневный разговор принимает форму транзакционной модели . В этой модели существует одновременный поток связи между отправителем и получателем информации. Существует перекрытие в кодировании и декодировании информации. Пока отправитель заканчивает предложение, получатель уже думает, что сказать дальше. Если не считать отключения друг друга во время разговора, в этом процессе также происходит внутриличностное общение и обратная связь. Ключевая фраза здесь «одновременно».

      По мере изучения коммуникаций модели расширялись, чтобы учитывать больше процессов коммуникации. Многие ученые рассматривают общение как нечто большее, чем процесс, который используется для ведения разговоров и передачи смысла. Мы не отправляем сообщения, как компьютеры, и мы не переключаемся четко между ролями отправителя и получателя по мере развития взаимодействия.

      Для обзора: каждая модель включает в себя различное понимание того, что такое коммуникация и что делает коммуникация. В линейной модели коммуникация рассматривается как нечто вроде информационного пакета, который отправляется из одного места в другое. С этой точки зрения общение определяется как отправка и получение сообщений. Интерактивная модель рассматривает коммуникацию как взаимодействие, при котором отправляется сообщение, за которым следует реакция (обратная связь), за которой следует другая реакция и так далее. Транзакционная модель рассматривает коммуникацию как интегрированную в наши социальные реальности и отображает все компоненты коммуникативного процесса.

      Добавить комментарий