Интерактивное общение — это быстрый и эффективный способ достижения результата
Интерактивное общение — это взаимодействие собеседников, обмен в процессе общения не только информацией, выражающейся в речевой деятельности, но и действиями, поступками.
Такое общение больше похоже на совместную деятельность, направленную на реализацию общих для группы целей, достижение конкретного результата.
Интерактивное общение — это взаимное влияние друг на друга участвующих в процессе общения людей для достижения конкретного результата.
Только в процессе совместной деятельности нескольких людей формируется становление личности. Человек видит себя и свои поступки в других как в зеркальном отражении, развивает в себе новые качества, борется с недостатками.
Интерактивное общение — это результативный процесс, в котором развиваются личностные качества при выполнении какой-либо деятельности: работа, учеба, культурно-массовые и спортивные мероприятия, организация и проведение досуга.
Для чего нужно такое общение, и как оно должно строиться для достижения желаемого результата, следует знать больше.
Содержание
- 1 Основы интерактивного общения
- 2 Интерактивное общение: виды
- 3 Варианты поведения участников интерактивного общения
- 4 Плюсы и минусы интерактивного общения
- 5 Интерактивное общение в Интернете
- 6 Значение интерактивного общения в современном мире
Основы интерактивного общения
Природа человека устроена таким образом, что общению отводится главная роль в жизни. При этом человек неизбежно зависим от мнения всех, с кем общается. Сотрудничество в процессе интерактивного общения накладывает своеобразный отпечаток на поведение людей.
Общению играет едва ли не главную роль для человека
Для всех участников одинаково характерны:
- общая цель;
- общие мотивы для совместной деятельности;
- единое пространство и время для выполнения совместных действий;
- своевременная координация действий каждого участника;
- знание каждого участника правил межличностного взаимодействия;
- передача информации от одного к другому.
Однако, одинаковые правила и принципы, создающие основу интерактивного общения, вовсе не означают одинаковое поведение каждого участника при совместной деятельности.
Интерактивное общение: виды
В современном обществе, в котором прогрессируют различные технологии, интерактивное общение имеет больше способов реализации, чем несколько десятилетий назад.
Технологии дают нам больше способов интерактивного общения
Основными видами интерактивного общения являются:
- Трудовая деятельность коллектива. Решение поставленных задач в трудовом коллективе — самый распространенный вид интерактивного общения. Совместная деятельность для достижения желаемого результата характерна для любого коллектива. Помимо реальных бесед, обсуждений на помощь приходят компьютерные технологии: «Skype для бизнеса» — общение в реальном режиме времени нескольких собеседников (переписка, беседа в режиме «конференция») с возможностью обмена файлами.
- Обучение. Любое занятие в школе, колледже, университете – это вид интерактивного общения. Широко используется дистанционное обучение с помощью специальных программ («Skype»), во время которого преподаватель и ученик, используя интерактивные наушники, могут находиться на дальнем расстоянии друг от друга, но это не помешает нормальному протеканию учебного процесса.
- Организация свободного времени и проведение досуга. Взаимодействие организаторов и исполнителей любого мероприятия также является формой интерактивного общения.
Телевидение и радио сегодня для проведения многих передач используют интерактивные методы. Обратная связь со зрителями или слушателями в прямом эфире позволяет создать интересные программы.
Варианты поведения участников интерактивного общения
Различные точки зрения в процессе совместной деятельности нередко порождают споры и конфликты. О различных вариантах развития таких ситуаций рассуждали знаменитые специалисты по конфликтологии Кеннет и Килменн.
Стили поведения определились, исходя из принципов интерактивного общения:
- Выражение собственного мнения, ряд действий для реализации собственных интересов, достижения своих целей.
- Мера восприятия интересов другой стороны.
Если представить эти два показателя интерактивного общения в графической форме, получается всем известная сетка Томаса-Килменна.
Обозначены пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации:
- Уклонение (отмалчивание, бездеятельность). Происходит, если человек по каким-то причинам не желает отстаивать свои права, предлагать собственные пути решения, воздерживается от высказывания своей точки зрения, не участвует в споре. В таком случае предполагается уход от ответственности за принятие решений. Такое поведение объясняется отсутствием важности ситуации для человека либо высокой степенью сложности решения.
- Конкуренция (соперничество). Активная форма отстаивания собственных интересов с применением всех доступных участнику средств для достижения поставленных целей: власти, различных форм давления на конкурентов. В данном случае ситуация крайне важна для участника. Выражается жесткая позиция к другим участникам взаимодействия в случае их несогласия.
- Приспособление (поведение «по обстоятельствам»). Поведение участника целиком и полностью направлено на сохранение и укрепление благоприятных отношений путем полного соглашения с любой точкой зрения собеседника. Такая ситуация развивается, если вклад участника в результат не слишком велик. Случается так, что сохранить хорошие отношения важнее, чем отстаивать свою точку зрения, тем более если у участника слишком мало авторитета.
- Сотрудничество. Участник настроен на поиск решения, которое удовлетворит всех участников взаимодействия с учетом соблюдения своих собственных интересов. Приветствуется открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников в выработке общего решения.
- Компромисс. Деятельность участников сводится к поиску решения, удовлетворяющего всех участников.
Основной инструмент в современной конфликтологии позволяет анализировать каждый конфликт, выбирать наиболее оптимальный стиль поведения.
Плюсы и минусы интерактивного общения
К плюсам интерактивного общения стоит отнести:
К минусам можно отнести:
- возможность развития конфликтных ситуаций;
- неполная самореализация участников процесса.
- чрезмерная увлеченность проведения досуга.
Происходит в случае использования в интерактивном общении Интернет-ресурсов: социальные сети, интерактивные игры и прочее.
Интерактивное общение в Интернете
С появлением Интернета сбылась многовековая мечта пользователей телефоном – видеть собеседника. И не только.
Сегодня можно видеть собеседника, который находится на другом конце земного шара, даже в своем телефоне
Интерактивное общение в Интернете в реальном режиме времени появилось не так давно.
С увеличением скорости передачи данных появилась возможность общаться посредством аудио- и видеосвязи:
- Серверы интерактивного общения. Всемирная паутина обладает тысячами серверов Internet Relay Chat (IRC), посредством которых интерактивное общение становится доступным. Подключиться к такому серверу может любой пользователь. Общаться можно с любым посетителем этого сервера, возможны коллективные беседы.
- Общение в чатах. Самый простой и всем полюбившийся разговор — обмен сообщениями с клавиатуры. Окно с сообщениями видят сразу все участники беседы. В случае оборудования компьютера звуковой картой, микрофоном, наушниками, акустическими колонками можно обмениваться голосовыми сообщениями. Реальная беседа в одно и то же время возможна только между двумя участниками. Для того, чтобы во время разговора видеть друг друга, к компьютерам должны быть подключены видеокамеры. Обычные аналоговые видеокамеры подключают к видеоплатам, цифровые камеры подключаются к параллельному порту компьютера. Ноутбуки продаются с уже встроенными видеокамерами. Айфоны, смартфоны, айпэды имеют встроенную фронтальную камеру.
- Специальное программное обеспечение. Таких программ много, например, NetMeeting (входит в состав Internet Explorer), Skype.
Кроме того, для интерактивного общения в Интернете необязательно иметь персональный компьютер. Это позволяют сделать сегодня мобильные устройства связи.
Значение интерактивного общения в современном мире
Интерактивное общение — это активная деятельность группы людей, направленная на конкретный результат, общающихся реально, без каких-либо средств техники, либо посредством телефонной связи.
О роли интерактивного общения с помощью Интернет-ресурсов можно сказать без всякого преувеличения:
- Интерактивное общение — это уникальный инструмент в развитии бизнеса и экономического сотрудничества (использование серверов и программ для быстрого обмена файлами).
- Оно позволяет организовать, дополнить учебный процесс эффективными методами (дистанционное обучение по разным предметам).
- Сближает людей, позволяя общаться, находясь на дальнем расстоянии друг от друга.
Современному человеку необходимо усвоить принципы и правила интерактивного общения.
Это позволит безболезненно адаптироваться в условиях современного общества, достигнуть успешных результатов в реализации поставленных целей.
В этом видео вы узнаете много интересного об интерактивном общении:
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
41. Общение как интерактивный процесс
Для правильного понимания процесса общения важно представлять себе действия своего партнера, которые осуществляются в определенных ситуациях. Второй стороной общения является интерактивная, которая заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. обмене не только знаниями, но и действиями.
Одним из возможных способов понимания ситуации общения является восприятие позиций относительно друг друга. Подход к анализу ситуации в зависимости от позиций развивал Э. Берн в русле трансактного анализа и его последователи (Т. Харрис, М. Джеймс и Д. Джонджевал и др.) С точки зрения Э. Берна, вступая в контакт люди находятся в одном из базовых состояний: ребенок, взрослый или родитель. Состояние ребенка — это актуализация установок и поведения, выработанного в детстве (эмоциональность, подвижность, игривость или подавленность и т. п.). Состояние взрослого обращено к реальной действительности (внимательность, максимальная направленность к партнеру).
Третьей важной стороной общения является перцептивная. Она означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой почве взаимопонимания. С точки зрения восприятия важно верно сформировать первое впечатление. Психологи обнаружили, что образ другого человека может строится по разным типовым схемам. Часто применяется схема восприятия по типу переоценки качеств людей. При встрече с человеком, превосходящим нас по важному партнеру, мы оцениваем его более положительно. А если мы имеем дело с человеком, которого мы превосходим, то мы его недооцениваем.
Не менее важный параметр при восприятии другого человека является то — нравится нам внешне этот человек или нет. Если человек внешне нам нравится, то мы склонны считать его более умным, интересным и т. д. Эта ошибка в восприятии связана с переоценкой или недооценкой свойств человека и называется фактором привлекательности.
Следующая схема связана с так называемым фактором “отношения к нам”. Те люди, которые к нам относятся хорошо, кажутся нам лучше тех, кто к нам относится плохо.
При формировании первого впечатления эти схемы восприятия людей называются эффектом ореола. Эффект ореола проявляется в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке неизвестного человека. Из этого следует, что наше первичное впечатление всегда ошибочно.
При
длительном общении продолжают действовать
результаты первого впечатления. В
постоянном общении при этом становится
важным более глубокое и объективное
понимание партнера. Известно, что
способности адекватного
Психологические исследования показывают, что весь внешний облик (лицо человека, его жесты, мимика, походки, манера стоять, сидеть) несет информацию о его эмоциональных состояниях, об отношении к окружающим, об отношении к себе.
Для того, чтобы понимать партнера в общении, необходимы не только знания и опыт — нужна направленность на него (желание понять, о чем он думает, отчего переживает и т.
Важно в общении учитывать пути и механизмы построения взаимодействия. Как на практике человек объясняет поведение других людей? В психологии возникло целое направление: исследование процессов и результатов каузальной атрибуции (приписывания причин) поведения. Когда происходит каузальная атрибуция? Тогда, когда возникают трудности при совместной деятельности. Например, работник оказывает на работу. И может по-разному трактовать причину опоздания, — это связано с атрибуцией (можно видеть причину опоздания в обстоятельствах, т.е. мотивировать внешней атрибуцией; можно искать причину в себе, т.е. мотивировать внутренней атрибуцией). Важным при понимании сущности общения является вопрос о средствах и механизмах воздействия участников общения друг на друга.
5.МИРОВОЗРЕНИЕ
Мировоззрение представляет собой субъективное миропонимание, идеологию, систему представлений, которую мы используем, чтобы разбираться в жизни. Когда мы вступаем на «путь», одна из основных идей, с которыми мы сталкиваемся – это идея о том, что все идеи ложны. Любое учение – это система взаимодействия идей. Ни одна идея на деле не отражает реальности. Все это не более чем иллюзии, игры разума, которые необходимы, как ступени на обусловленных этапах развития.
Любые убеждения изначально иллюзорны и являются временной ментальной платформой, чтобы удерживаться на текущем этапе развития, и не скатываться ниже. Мировоззрение – это взаимодействие наших (иллюзорных опор личности) осмыслений происходящего. Одна мысль отражает другую, порождая иллюзорную бесконечность отражений.
6.ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ МОТИВ ОТ МОТИВА ИНТЕРЕСА
Мотив-интерес:
Преобладает в общении, мотивы которого осложнены или психически обусловлены интересами, любопытством, любознательностью, страстями людей. Сила и направленность может быть различной. В практике общения нередко выделяют интересных собеседников, интересные беседы, лекции, информации, сообщения, книги, факты и т.
Мотив:
Мотив (психология) — динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. В российской науке часто определяется как «опредмеченная потребность».
11.НАЗВАТЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТЕОРИИ ЛЕОНТЬЕВА И ПЕТРОВСКОГО
Суть ее в том, что, по мнению А. Н. Леонтьева, «личность человека «производится» – создается общественными отношениями» [цит.
Охарактеризуем кратко особенности понимания личности Леонтьевым. Личность, по его мнению, — это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, формирование которой происходит в процессе социального развития (онтогенеза)
А.В. Петровский в своих разработках исходит из того, что понятия «индивид» и «личность» не тождественны. Личность — это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в процессе вступления его в общественные по своей природе отношения. Чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности, нужно рассмотреть жизнь человека в обществе. Включенность индивида в систему общественных отношений определяет содержание и характер выполняемых им деятельностей, круг и способы общения с другими людьми, т.
Свойства нервной системы — понятие, введенное И.П. Павловым для обозначения динамических особенностей нервной системы, по большей степени генетически детерминированных, которые определяют индивидуальные различия в поведении при реагировании на воздействия физической и социальной среды. По мнению Павлова, существует три основных свойства нервной системы:
1. Сила как способность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при интенсивных возбудительных и тормозных процессах;
2. Подвижность как способность быстрого перехода от одного процесса к другому;
3. Уравновешенность как одинаковая выраженность нервных процессов торможения и возбуждения.
В дальнейшем к этому списку были добавлены следующие свойства:
4. Динамичность как способность мозговых структур быстро отвечать возбудительными и тормозными процессами при формировании условных реакций;
5. Лабильность как скорость возникновения и окончания нервных процессов;
6. Активированность как индивидуальный уровень активации процессов возбуждения и торможения.
38.Почему общение отдельная категория? чем отличабются субъект субъектные отношения от субъектно объектных
Пример «почему общение отдельная категория?»
Врачи-психиатры лечат, прежде всего, лекарствами, потому что работают с болезнями мозга и нервной системы, т.е. серьёзными нарушениями, — органическими (телесными) или биохимическими (когда всякие процессы в крови и в нервных клетках протекают «не так», когда там каких-то веществ слишком много или, наоборот, не хватает).
Врач-психотерапевт в дополнение к медицинскому имеет и психологическое образование, что позволяет ему лечить душу и лекарствами, и «психотерапевтической беседой» параллельно.
Психолог — не врач, не медик, но и не «просто умный, опытный человек». Никаких лекарств психолог ни выписывать, ни советовать не имеет права. Его способ «лечения души» — беседа, диалог с клиентом и специальные упражнения, которым он может клиента научить. Все психологи (ну, разве кроме клинических) работают с психически здоровыми людьми, у которых взникли временные эмоциональные проблемы, проблемы с пониманием самих себя или проблемы в отношениях с другими.
Отличия субъект субъектные отношения от субъектно объектных:
Субъектно-объектные отношения и типы синтаксических конструкций
Обусловленность реализации С и О определенным типом синтаксической конструкции . это наиболее существенный признак, с которым так или иначе связаны все остальные. Он и наибольшей степени обусловлен системно-категориальным содержанием предиката, и прежде всего его залоговым значением.
пример:
Больного знобит, Мальчику не спится действительно обнаруживаются субъектные элементы в содержании именного компонента.
Системно-категориальное содержание предиката в отношении к субъекту и объекту
Грамматическое содержание предиката как компонента синтаксической конструкции выполняет существенную (если не определяющую) роль в характеристике других компонентов, в частности таких, как субъект и объект. Так, чтобы квалифицировать семантику существительного как субъектную, недостаточно морфологической формы в именительном падеже, выступающей в синтаксической позиции подлежащего.
пример: В Самаре пароход очень долго разгружался и нагружался
40.ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОМУНИКАЦИИ
Коммуникация – это процесс, который делает общеизвестным то, что было монополией одного или нескольких.
Коммуникация – смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия. Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие, называют коммуникативными.
Коммуникация есть передача информации, идей, эмоций и навыков посредством символов: слов, картин, фото- и видеоматериалов, графиков и др.
Коммуникация – это механизм, посредством которого реализуется власть.
41. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕРАКЦИИ
Определение интеракции:
Процесс взаимодействия или интерактивная сторона общения – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов общения друг на друга, а также организации их совместной деятельности.
Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности. В ходе ее для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность.
42.Социальная перцепция
– это образное восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Образ существует на уровне чувств (ощущения, восприятия, представления) и на уровне мышления (понятия, суждения, умозаключения).
Процесс социальной перцепции включает две стороны: субъективную (субъект восприятия – человек, который воспринимает) и объективную (объект восприятия – человек, которого воспринимают). В ходе взаимодействия и общения социальная перцепция становится взаимной. При этом взаимопознание направлено в первую очередь на понимание тех качеств партнера, которые наиболее значимы для участников общения в данный момент времени.
Взаимодействие модели коммуникации – Введение в коммуникацию в сестринском деле
Глава 1 – Введение в коммуникацию и теорию коммуникации в сестринском деле
Интерактивная модель коммуникации (см. Рисунок 1.4 ) описывает коммуникацию как процесс , в котором участники чередуют позиции отправителя и получателя и генерируют смысл, отправляя сообщения и получая обратную связь в физическом и психологическом контекстах (Шрамм, 19). 97). Вместо того, чтобы иллюстрировать коммуникацию как линейный односторонний процесс, эта модель включает обратную связь, которая делает общение более интерактивным, двусторонним процессом .
Отзыв включает сообщения, отправленные в ответ на другие сообщения. Например, пациент может задать вам вопрос в ответ на предоставленную вами медицинскую информацию. Включение цикла обратной связи позволяет более сложно понять роли участников коммуникативной встречи. Вместо того, чтобы иметь одного отправителя, одно сообщение и одного получателя, в этой модели есть два отправителя-получателя, которые обмениваются сообщениями. Каждый участник чередует роли отправителя и получателя, чтобы общение продолжалось. Вы переключаетесь между ролями отправителя и получателя очень быстро и часто неосознанно.
Интерактивная модель общения больше ориентирована на взаимодействие . В этой модели коммуникация не оценивается как эффективная или неэффективная в зависимости от того, было ли успешно передано и получено отдельное сообщение. На самом деле эта модель признает, что, поскольку одновременно может быть отправлено так много сообщений, многие из них могут даже не быть получены. Некоторые сообщения также отправляются непреднамеренно. Таким образом, модель признает, что коммуникация имеет нюансы и сложна.
Рисунок 1.4: Интерактивная модель коммуникации
Модель взаимодействия принимает во внимание физический и психологический контекст.
- Физический контекст включает факторов окружающей среды при общении. Размер, планировка, температура и освещение помещения влияют на ваше общение. Представьте себе различные физические контексты, в которых происходит встреча медсестры и клиента, и то, как это может повлиять на общение. Возможно, вы пытаетесь вести эмоциональную беседу с клиентом в комнате, где кровати разделены только занавесками. Возможно, вы оцениваете клиента в сообществе, где освещение тусклое. Будь то размер комнаты, температура или другие факторы окружающей среды, важно учитывать роль, которую физический контекст играет в общении.
- Психологический контекст включает психических и эмоциональных факторов коммуникативной встречи. Стресс, тревога и эмоции — это лишь некоторые примеры психологических воздействий, которые могут повлиять на общение. Например, вы можете общаться с клиентом, который испытывает боль и боится в отделении неотложной помощи. Вы можете представляться одному клиенту, но беспокоиться о другом, который скорбит. В качестве альтернативы вы можете общаться с группами клиентов и семей, которые испытывают множество эмоций.
Пример ухода за больными
Медсестра проработала 11 часов и обслуживает клиента, недавно поступившего в больницу. 68-летний клиент ждет постели и лежит на носилках в коридоре отделения неотложной помощи. Клиент обратился за неотложной помощью после сильной боли в животе и выделения большого количества крови при дефекации. Клиент был проинформирован о том, что, вероятно, у него терминальная стадия рака кишечника, но он все еще ожидает официального диагноза и направления к онкологу (онкологу). Медсестра спрашивает клиента, может ли медсестра взять набор показателей жизнедеятельности. Клиент отвечает «да». Медсестра также старается сделать так, чтобы клиенту было удобно, регулируя головку носилок, и спрашивает клиента, не нужно ли ему что-нибудь. У клиента много вопросов и опасений, он ничего не ел и не пил в течение нескольких часов, но отвечает «нет». Медсестра говорит: «Хорошо, дайте мне знать, если вам что-нибудь понадобится».
Анализ: Физический контекст, сыгравший важную роль в этом примере, — отсутствие уединения и чрезмерная стимуляция в зоне ожидания, расположенной в коридоре отделения неотложной помощи. Физическое пространство, вероятно, сыграло роль в ответе клиента, что привело к неудовлетворению потребностей клиента. Психологический контекст связан с бременем надвигающегося неизлечимого диагноза в сочетании с недостойным окружением. Медсестра, возможно, чувствовала, что необходимо дальнейшее изучение потребностей клиента и его текущего состояния, но могла быть физически и эмоционально истощена после 11-часовой работы. Все эти факторы способствовали взаимодействию медсестры и клиента.
Плюсы: Эта модель позволяет пользователю размышлять об окружающей среде (как физической, так и психологической) и о том, как это способствует хорошему общению. В этом случае общение было сочтено неадекватным, поскольку взаимодействие было ограничено контекстом окружающей среды.
Минусы : Хотя эта модель учитывает более широкий контекст, в котором происходит общение, она также не учитывает социальные, политические и экономические реалии, формирующие общение. Другими словами, он не учитывает, как личность медсестры и клиента влияет на их общение друг с другом.
Заявление об авторстве
Ремикс с оригинальным содержанием и адаптированный, с редакционными изменениями, от:
Коммуникация в реальном мире: введение в коммуникативные исследования Университета Миннесоты. Под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License, если не указано иное.
Интерактивная модель общения: примеры и определение (2023)
Интерактивная модель общения представляет собой двусторонний процесс обмена идеями, сообщениями и информацией. Он включает в себя активный обмен между двумя или более сторонами, где каждая сторона по очереди выступает в качестве отправителя и получателя сообщения.
Этот стиль общения является обычным явлением как на работе, так и в повседневной жизни, позволяя оперативно обмениваться информацией по электронной почте, текстовым сообщениям и даже в социальных сетях.
Отправитель кодирует сообщение и отправляет его по каналу к месту назначения, после чего получатель декодирует его.
После интерпретации они могут предоставить обратную связь — вербальную или невербальную, например, улыбку или кивок головой, — чтобы первоначальный коммуникатор знал, что их точка зрения была понята.
Например, когда два друга встречаются лично, они по очереди говорят и слушают. Это пример интерактивной модели общения.
Интерактивная модель общения способствует двустороннему обмену между разными людьми.
Он способен быстро и эффективно передавать данные, в то время как все участники участвуют в диалоге, и может обеспечивать обратную связь, чтобы гарантировать, что все понимают сообщение друг друга.
Интерактивная модель коммуникации Определение
Интерактивная модель коммуникации представляет собой двусторонний процесс коммуникации, включающий обмен идеями, сообщениями и информацией между двумя или более источниками.
Характеризуется непрерывным циклом отправки и получения сообщений, при этом каждый источник поочередно выступает как отправителем, так и получателем.
Как заявил Билгин и его коллеги (2021),
«…модель интерактивной коммуникации подразумевает, что участники чередуют свои позиции отправителя и получателя и генерируют смысл, отправляя сообщения и получая обратную связь в физическом и психологическом контекстах» (стр. 222).
В этой модели подчеркивается важность обратной связи в общении, поскольку она позволяет вести более интерактивный диалог между источниками.
Кумар (2020) считает, что интерактивная модель:
«… имеет дело с обменом идеями и сообщениями, происходящим в обоих направлениях от отправителя к получателю и наоборот» (стр. 122).
Проще говоря, это двусторонний процесс обмена информацией, который позволяет источникам активно взаимодействовать друг с другом.
Интерактивная модель общения Примеры
- Разговор между двумя или более людьми : Это наиболее распространенный тип интерактивного общения, при котором люди обмениваются мыслями и идеями посредством вербального диалога. Общение взад и вперед обеспечивает более естественный поток общения и позволяет каждому человеку активно участвовать в обмене.
- Электронная почта : Отправка сообщений по электронной почте — отличный способ интерактивного общения с кем-то еще. Электронная почта может использоваться для того, чтобы задавать вопросы, обеспечивать обратную связь и предоставлять дополнительную информацию, которая могла быть не предоставлена во время первоначального разговора.
- Текстовые сообщения : Текстовые сообщения — это еще одна форма интерактивного общения, поскольку обе стороны могут по очереди отправлять и получать сообщения. Эта форма общения облегчает участие в более подробном обмене мнениями, поскольку она не полагается только на словесный диалог.
- Видеоконференции : Использование видеоконференций обеспечивает еще более интерактивный опыт благодаря наблюдению за выражением лица и языком тела другого человека, что помогает улучшить взаимопонимание между обоими участниками.
- Сообщения в социальных сетях : они могут служить эффективным инструментом для интерактивного общения, позволяя людям во всем мире общаться друг с другом в режиме реального времени. Люди могут легко комментировать, делиться своим мнением и задавать вопросы по темам, опубликованным на сайтах социальных сетей, таких как Facebook и Twitter.
- Интернет-форумы : Участие в онлайн-форумах позволяет пользователям обсуждать темы, задавать вопросы, находить ответы, оставлять отзывы или просто общаться с единомышленниками, которые также интересуются той же темой. Этот тип взаимодействия способствует дальнейшему вовлечению пользователей, которые в противном случае остались бы анонимными в Интернете, если бы не участвовали в этих форумах или досках объявлений.
- Телеконференции : Совещания на расстоянии с использованием телекоммуникационных технологий позволяют участникам со всего мира общаться без необходимости физического присутствия в одном и том же физическом месте (например, конференц-связь). Телеконференции позволяют нескольким людям, находящимся далеко друг от друга, виртуально собираться вместе и одновременно взаимодействовать, используя аудиотехнологии через любое устройство, такое как телефон или компьютерный микрофон/гарнитура.
- Групповые рабочие проекты : Совместные проекты поощряют студентов или коллег к конструктивной совместной работе путем обмена идеями, предложения отзывов и поиска решений коллективно, а не индивидуально.
- Блоги : Ведение блогов позволяет авторам/создателям/писателям вести содержательные беседы с читателями/зрителями посредством комментариев под их сообщениями, где читатели могут давать свое мнение по поводу точек зрения авторов.
- Чаты : Чаты для обмена мгновенными сообщениями, доступные на платформах социальных сетей, позволяют пользователям мгновенно общаться с незнакомцами со всего мира, которые заинтересованы в обсуждении схожих тем.
Сравнение моделей коммуникации
В то время как транзакционная модель коммуникации фокусируется на прямом и обратном обмене информацией между двумя людьми, линейная модель подчеркивает односторонний поток информации, а интерактивная модель представляет собой комбинацию из двух (Hamilton et al. , 2019).
В модели двусторонней транзакционной связи отправитель и получатель в равной степени участвуют в обмене сообщениями, которые формируют друг друга.
Этот подход подчеркивает постоянно меняющийся характер коммуникации, а также то, как контекст определяет интерпретацию сообщений (Hamilton et al., 2019).
В модели линейной связи отправитель кодирует и отправляет сообщение по соответствующему каналу для получения получателем, который затем расшифровывает его.
Он воспринимает сообщение как передаваемое только в одном направлении, от отправителя к получателю (Hamilton et al., 2019).
Наконец, интерактивная модель коммуникации рассматривает коммуникацию как двусторонний процесс, включающий обратную связь между отправителем и получателем.
В этой модели отправитель кодирует сообщение и передает его получателю, который декодирует сообщение и предоставляет отправителю обратную связь (Bilgin et al., 2021).
Итак, основное различие между транзакционной, линейной и интерактивной моделями коммуникации заключается в их представлении о том, как обмениваются сообщениями между двумя или более людьми.
Основные типы интерактивной модели общения
Несмотря на то, что модели интерактивного общения могут использоваться в различных условиях, некоторые основные типы преобладают. Наиболее распространены модели Осгуда-Шрамма, Уэстли и Маклина.
1. Модель Осгуда-Шрамма
Обзор одного предложения: Модель Осгуда-Шрамма рассматривает взаимную коммуникацию, показывая, как мы должны кодировать, декодировать и интерпретировать информацию в режиме реального времени во время разговора.
Коммуникационная модель Осгуда-Шрамма подчеркивает первостепенную важность обратной связи в ходе циклического обмена между тремя компонентами: отправителем, его сообщением и его получателем (Mcquail & Windahl, 2015).
В этой модели отправитель переводит свое сообщение в форму, пригодную для передачи по каналу связи получателю. После декодирования обратная связь от получателя позволяет им изменить или уточнить его по мере необходимости.
Коммуникационная модель Осгуда-Шрамма признает, что контекст разговора влияет на его интерпретацию, что может изменить его цель и ясность.
2. Модель Уэстли и Маклина
Обзор в одном предложении: Модель Уэстли и Маклина показывает, что на наше общение влияют факторы окружающей среды, культуры и личности.
Модель общения Уэстли и Маклина представляет собой сложную модель, которая учитывает влияние межличностных отношений и социальных проблем на общение (Narula, 2006).
Это указывает на то, что общение представляет собой постоянно развивающийся процесс, состоящий из трех компонентов: межличностного, медийного и социального.
Межличностное общение происходит между двумя людьми. Через медиа-каналы эти сообщения передаются в массы.
На уровне общества более широкие социальные влияния, такие как культурные нормы и ценности, влияют на то, как люди общаются.
В этой модели общение рассматривается как непрерывный и циклический процесс, включающий обратную связь и адаптацию.
Проще говоря, модель Уэстли и Маклина рассматривает влияние средств массовой информации на коммуникацию, рассматривая ее более широкий социальный контекст.
Модель Осгуда-Шрамма, напротив, подчеркивает отношения отправителя, сообщения и получателя в заданном контексте.
Плюсы интерактивной модели общения
В отличие от других моделей общения, интерактивная модель имеет несколько плюсов, таких как повышенная гибкость, более эффективное общение, улучшенное решение проблем и более высокий уровень доверия.
Вот несколько преимуществ модели интерактивного общения:
- Повышенная гибкость : Эта модель обеспечивает более гибкий подход к общению, поскольку каждая сторона имеет возможность участвовать в разговоре и корректировать свои ответы на основе того, что они слышат от других участников.
- Более эффективное общение : Обратная связь является ключом к эффективному диалогу, позволяющему всем сторонам выражать свои мысли во время содержательных бесед друг с другом. Это приводит к лучшему взаимопониманию между источниками, что в конечном итоге приводит к лучшим результатам.
- Улучшенное решение проблем : Благодаря совместному диалогу источники могут найти лучшие решения, объединив свои идеи, вместо того, чтобы полагаться исключительно на индивидуальные усилия. Это также поощряет активное взаимодействие между участниками и поощряет обмен идеями, что приводит к более инновационным решениям, которые невозможно было бы реализовать в одиночку.
- Более высокий уровень доверия : Поскольку обратная связь является частью диалога, люди с большей вероятностью будут доверять друг другу благодаря активному участию в содержательных разговорах, в которых обе стороны уважаются и выслушиваются. Этот тип интерактивного общения создает более прочные отношения и со временем укрепляет связи между источниками.
Минусы интерактивной модели общения
Несмотря на некоторые преимущества, интерактивная модель общения требует больше усилий, отнимает много времени, может привести к эмоциональным рискам и имеет некоторые трудности в измерении успеха.
- Требует больше усилий : Поскольку эта модель требует, чтобы источники взаимодействовали друг с другом по очереди, она обычно требует больше усилий, чем другие модели, такие как линейная или транзакционная модель. Это добавляет дополнительный уровень сложности к общению и может привести к усталости, если с ним не справиться должным образом.
- Отнимает много времени : Цикл обратной связи, задействованный в этой модели, также может привести к тому, что разговоры будут занимать больше времени, чем обычно, поскольку источникам может потребоваться больше времени, чтобы обдумать свои ответы, прежде чем сообщить им или высказать свое мнение по определенной теме.
- Чувствительность и эмоциональные риски : Поскольку каждая сторона может выражать свои эмоции и чувства в этой модели, существует риск недопонимания, разногласий или эмоциональных всплесков, когда источники работают вместе для достижения соглашений или решений.
- Трудности в измерении успеха : Поскольку интерактивная модель в значительной степени полагается на личные отзывы, измерение успеха, помимо самоотчетных мнений из отдельных источников, может быть затруднено, поскольку нет четких показателей для количественной оценки успешных результатов в такого рода беседах.
- Сложно для массовой коммуникации: Поскольку транзакционная модель требует двусторонней связи, средства массовой информации, такие как радио, не могут использоваться для достижения целей этой модели.
Заключение
В модели интерактивного общения два или более источника активно обмениваются информацией друг с другом в пошаговом режиме. Обе стороны действуют как отправители и получатели, чтобы обеспечить успешную передачу сообщения.
Эта модель основана на непрерывной обратной связи и дискурсе, используемом в различных ситуациях, от разговоров до электронных писем, текстовых сообщений, платформ социальных сетей и групповых задач.
Модель интерактивного общения выделяется среди остальных благодаря многочисленным преимуществам, таким как большая гибкость и улучшенные навыки решения проблем.
Кроме того, он укрепляет отношения с помощью эффективного диалога и укрепляет доверие в группе.
Однако у этой модели есть и некоторые недостатки, такие как необходимость дополнительных усилий и затрат времени. Кроме того, это может привести к недопониманию, разногласиям и эмоциональным рискам.
Ссылки
Билгин М. Х., Данис Х., Демир Э. и Вейл С. (2021). Перспективы евразийского бизнеса: Материалы 29-й конференции Евразийского делового и экономического общества . Амстердам.
Springer International Publishing, Лос-Анджелес: Выходные данные Springer.
Гамильтон, К., Кри, Б., и Кролл, Т. (2019). Общение для достижения успеха (2-е изд.). Лондон: Рутледж.
Кумар, Д. М. (2020). Передовые образовательные технологии . Нью-Йорк: Публикация Санкальпа.
Маккуэйл, Д., и Виндал, С. (2015). Коммуникационные модели для изучения массовых коммуникаций . Нью-Йорк: Лонгман.
Нарула, У. (2006). Модели связи . Джорджия: Атлантика.
Виктория Сус (Массачусетс)
+ посты
Виктория Сус — академический писатель, специализирующийся в основном на экономике и бизнесе из Украины. Она имеет степень магистра международного бизнеса Львовского национального университета и имеет более чем 6-летний опыт написания текстов для различных клиентов. Виктория увлечена исследованием последних тенденций в экономике и бизнесе.