Интерпретация рисунка несуществующее животное для детей – Несуществующее животное

Содержание

Проективная методика «Несуществующее животное»: интерпретация :: SYL.ru

Разработано множество замечательных методик, позволяющих изучать особенности личности. Одной из них является «Несуществующее животное». Ее широко используют психологи в школах, детских садах. Она позволяет изучить особенности ребенка. Рисуночная методика несет огромное количество информации о человеке. Глядя на изображение, можно определить поведенческий портрет малыша. Методика «Несуществующее животное» — это прекрасная возможность для родителей лучше понять ребенка. Определить особенности его характера больших сложностей не составит. Необходимо лишь понять основные моменты, которым следует уделить особое внимание.

несуществующее животное

Что представляет собой методика?

Использование рисуночных тестов для определения личностных особенностей ребенка основано на принципе проекции. Другими словами, малыш изображает свои представления, переживания, стремления.

Методика «Несуществующее животное» позволяет определить внутренний мир ребенка:

  1. Изображая вымышленное создание, малыш невольно, а иногда и осознанно передает на картинке свое к нему отношение.
  2. Ребенок нарисует именно то, что наиболее значимо и важно для него в данный момент.
  3. А тем факторам, которые кажутся для него второстепенными, на рисунке будет уделено очень мало внимания.
  4. Если понимать основы методики «Несуществующее животное», интерпретация изображения позволит «услышать» те сообщения, которые ребенок зашифровал в образах.
  5. Рисуночные тесты в первую очередь дают представление о переживаниях и бессознательных импульсах. Именно поэтому такие картинки тяжело «подделать». Рисунок представляет ребенка таким, какой он есть в действительности.

Методика очень проста в воспроизведении. Она не занимает много времени и не требует определенных навыков или специальных материалов. Понадобятся только бумага и карандаши.

Интерпретируя рисуночные тесты, не следует делать однозначные выводы о психологии ребенка. Важно понять, что такая методика позволяет только сделать предположения о некоторых особенностях личности. Делать заключения о психологическом состоянии ребенка можно лишь на основании многочисленных факторов.

Автор методики

Кто же разработал столь уникальную методику, получившую название «Несуществующее животное»? Автором является практический психолог — Майя Захаровна Дукаревич, специалист по проективным тестам.

Достаточно удивительно сложилась жизнь этой женщины. На пятом курсе она была отчислена из университета. Но это не сломило потрясающую ученицу. Молодая девушка продолжила самообразование и нашла свое призвание именно в психологии.

Свою трудовую деятельность она начала с должности обычного лаборанта, продолжая самосовершенствоваться. Опыт, накопленный годами, несмотря на то, что Дукаревич не обладала психологическим образованием и не имела научных степеней и званий, позволил ей заняться преподавательской работой.

Совместно с Савенко Майя Захаровна перевела тест Роршаха под названием «Рисунок человека». В это же время была создана уникальная методика «Рисунок несуществующего животного». Такие разработки были проведены в 1970 годах. А впервые автор методики «Несуществующее животное» смогла опубликовать свои труды лишь в 1990-х.

Данная методика в целях исследования личности подразумевала изображение животного, которого в реальности не существует. Это проективный метод исследования, поскольку он обладает всеми признаками, в том числе содержит стимульный неопределенный материал, который испытуемый должен был структурировать произвольно.

Проективная методика «Несуществующее животное» в первоначальном варианте содержала лишь определенный каталог интерпретаций элементов изображения. Теоретического обоснования таких трактовок практически не было. Поэтому продолжались последующие исследования данной методики, позволяющие восполнять эти недостатки.

Инструкция проведения

Итак, как же проводится одна из самых информативных методик? Рекомендуется применять ее для ребят старшего дошкольного возраста (приблизительно с 5-6 лет). Испытуемому выдается лист бумаги и карандаши.

Особое внимание уделите следующему:

  1. Попросите ребенка нарисовать несуществующее животное. Мотивируйте малыша фразами: «Я хочу увидеть, как ты фантазируешь»; «Придумай и нарисуй такое животное, которого никогда и никто до тебя не изображал»; «Вообрази создание, которое не встречается в сказках, мультфильмах или компьютерных играх».
  2. Малыш может отказаться от работы, объяснив, что нарисовать несуществующее животное он не в состоянии, потому что просто не знает, как это сделать. Иногда ребята говорят, что не способны что-либо придумать. Постарайтесь ободрить кроху, пояснив ему, что для выполнения задания особого таланта совершенно не нужно. Ведь следует рисовать животное, которого в природе не существует, поэтому совершенно не важно, каким оно будет изображено.
  3. Если ребенок все равно продолжает длительное время думать и не начинает рисовать, мягко порекомендуйте ему начать свое творчество. А в дальнейшем, по ходу рисования, у него обязательно придумаются и добавятся детали.
  4. После окончания работы спросите у ребенка, какое название он даст своему животному.
  5. Если возникает необходимость, следует выяснить, каким частям тела соответствуют нарисованные детали.
  6. Иногда кроха изображает известных обычных животных. В этом случае рекомендуется повторить работу. При этом попросите изобразить именно несуществующее животное. Для детей, которым такое задание может показаться действительно очень сложным, имеется своя методика, помогающая ребенку справиться с заданием.

Задайте несколько вопросов

Помните, что вас в первую очередь интересует анализ несуществующего животного. Поэтому задавайте ребенку вопросы по его сказочному персонажу. Начните с названия животного. Ведь любой персонаж должен же как-то называться!

Попросите ребенка рассказать о нарисованном животном, его образе жизни, где он обитает. Если ребенок испытывает затруднения, вы можете помочь ему составить описание несуществующего животного, задав ряд вопросов:

  1. Где живет данный персонаж?
  2. Чем он питается?
  3. Что он любит делать?
  4. Твой персонаж живет один или в компании с кем-то еще?
  5. Чем занимается такое животное?
  6. Что животное не любят больше всего?
  7. Твой герой имеет друзей? Какие они?
  8. Есть ли у животного враги? Кто это? Почему они стали его врагами?
  9. Животное боится чего-то или ему ничего не страшно?
  10. Каких размеров твой персонаж?

Приведенные выше вопросы не являются обязательными. Поэтому не страшно, если ребенок на некоторые из них просто не захочет отвечать.

несуществующее животное интерпретация

Но все ответы, которые вы получите на заданные вопросы, обязательно запомните. А еще лучше – запишите, чтобы не упустить крайне важные детали. Расшифровка несуществующего животного (описание его устами ребенка) — это ответы на интересующие вас вопросы о нем самом. При этом малыш даже не подозревает, что рассказывает о своих переживаниях, проблемах, поэтому отвечает достаточно искренне.

О чем могут сказать ответы ребенка?

Если малыш достаточно подробно описал тип персонажа, значит, вами была усвоена крайне успешно методика «Несуществующее животное». Интерпретация ответов позволит вам сделать некоторые выводы и особо обратить внимание на возможные проблемы. Будьте готовы, что описания могут быть достаточно непредсказуемыми, но они прекрасно характеризуют внутренний мир малыша.

Рассмотрим некоторые из них:

  1. Если вымышленное животное, по словам крохи, живет в пещере или в труднопроходимом лесу, то малыш ощущает чувство изолированности и одиночества. Возможно, у него тяжело складываются отношения со сверстниками. Присмотритесь и понаблюдайте за его общением.
  2. Животное, обитающее в очень болотистом и грязном месте, может свидетельствовать о некоторых невротических реакциях. В этом случае рекомендуется проконсультироваться с психологом в школе или детском саду.
  3. Персонаж, обитающий на экзотических островах, в красочной местности сигнализирует о свойственном ребенку демонстративном поведении.

Времяпрепровождение вымышленного персонажа — не менее важный фактор, без которого совершенно неполной будет диагностика:

  1. Несуществующее животное, постоянно спящее, очень часто свидетельствует о переутомлении малыша. Возможно, в данное время у него преобладает астеническое состояние. Уделите внимание здоровью крохи. Проконсультируйтесь с врачами. Может быть, ребенку необходимо пройти витаминный курс терапии.
  2. Животное, которое постоянно рыскает в поисках пищи или занято бытовыми заботами — не самый лучший вариант. Такой ребенок ощущает скучность жизни и чувствует однообразие. Старайтесь чаще гулять с крохой. Периодически меняйте обстановку. Всеми силами пытаетесь разнообразить жизнь малыша.
  3. Прыгающее, играющее, бегающее животное — идеальный признак. Вы можете успокоиться и не переживать. Ваш малыш – счастлив. Его жизнь достаточно разнообразна, у него все в полном порядке.
  4. Персонаж, который ломает и крушит все вокруг — достаточно тревожный сигнал. Такому ребенку может быть свойственно антисоциальное поведение.

Особое внимание уделите ответу крохи о наличии друзей. Если вымышленный персонаж не имеет товарищей, значит, ваш ребенок очень одинок и испытывает недостаток общения. Возможно, он не научился налаживать контакт. Ваша задача — помочь ему в этом.

нарисовать несуществующее животное

Название животного

Напомните ребенку, что вымышленный персонаж должен обладать именем. Это обязательный этап, из которого состоит методика «Несуществующее животное». Интерпретация названия персонажа дает представление о мышлении и воображении малыша:

  1. Если животное названо существующим словом, совершенно не измененным, это сигнализирует об ориентации ребенка на реальные события. И говорит о конкретности. Кроха достаточно рационально подходит к решению проблем. Ребенок обладает типом мышления, не позволяющим «витать ему в облаках».
  2. Если в названии скомбинированы 2 или больше выделяющихся особенностей животного в одном слове, то ребенок обладает прагматичным и рациональным складом ума. Малыш не обделен находчивостью и смекалкой. Примерами таких названий могут быть: «носоглазастикус», «большеухийглазастин».
  3. Персонаж, получивший имя научного или книжного типа (например, «динозавриус», «крокодилийс») свидетельствует об эрудиции малыша. Такой ребенок стремится подчеркнуть свои знания. Он желает быть в центре внимания и всеми силами демонстрирует свою эрудицию.
  4. Несуществующее животное, обладающее коротким названием, которое не воспринимается на слух эстетично и не несет ничего знакомого в себе, свидетельствует о легкомысленном отношении малыша к окружающему миру. Такой ребенок не придает значения тем заданиям, которые ему поручают.

Расположение на листе

Проективная методика «Несуществующее животное» обязательно учитывает местоположение вымышленного персонажа. Проведите на листе с рисунком линии (визуальные либо реальные) вертикально и горизонтально.

Отметьте место, в котором расположен рисунок малыша:

  1. Изображение, находящееся в центральной части листа, свидетельствует об адекватной самооценке ребенка. Такой малыш правильно оценивает свои возможности и вполне нормально относится к своим ошибкам. Данное расположение рисунка является идеальным.
  2. Рисунок, находящийся в верхней области листа, сигнализирует о завышенной самооценке. У малыша очень высок уровень притязаний. Свои силы он оценивает неадекватно и тяжело переживает неудачи. Эти дети стремятся быть лидерами. В случае непризнания они сильно расстраиваются. С такими крохами необходимо поработать. Постарайтесь объяснить малышу, что невозможно охватить все. Необходимо доводить до конца одно дело, и только затем браться за следующее. Выдавая своему ребенку задания, контролируйте, чтобы выполнял он их поэтапно.
  3. Картинка, расположенная в нижней зоне листа, означает низкую самооценку. Ребенок не уверен в себе, стеснителен и нерешителен. Он не стремится чего-либо достигать, поскольку изначально настроен на поражение. Такого кроху необходимо часто хвалить. Находите всевозможные способы, чтобы подбодрить малыша. Хвалите за прекрасную шутку, правильное слово. Старайтесь, как можно меньше наказывать такого ребенка за ошибки. Напротив, поясните крохе, что оступаться свойственно всем людям.
  4. Маленький рисунок, изображенный в самой нижней части листа – достаточно неприятный результат. Несуществующее животное в данной зоне сигнализирует о серьезных проблемах в общении. В этом случае необходимо обратиться к психологу за помощью.
  5. Изображение, смещенное в правую область листа, говорит о высокой общительности ребенка. Кроха чудесно ощущает себя в компаниях, прекрасно контактирует с другими. Это малыш достижений и действий.
  6. Если для рисунка выбрана верхняя правая часть, то, возможно, малыш активно борется за роль лидера во всех сферах. Он стремится быть главным дома, в школе, среди друзей. Очень важно не переступить в таких наклонностях разумную грань.
  7. Рисунок в левом верхнем углу сигнализирует о высокой тревожности у малыша.
  8. Изображение, расположенное слева — это сигнал о присутствии у ребенка выраженного чувства вины. Кроха не особо общительный и очень стеснительный. Он зацикливается на своих неудачах. Это не дает возможности двигаться ему вперед. Такие дети, как правило, очень задумчивы и постоянно живут в своем внутреннем мире.

Части тела

Продолжайте внимательно изучать несуществующее животное:

  1. Пример персонажа, обладающего прекрасно прорисованными руками, – это свидетельство отсутствия проблем у ребенка в общении.
  2. Но если конечности широко расставлены, как будто предназначены для объятий, — это повод проанализировать контакты ребенка с другими детьми. Такой рисунок может говорить о жажде общения. Малыш возможно недостаточно коммуникативный.
  3. Если у вымышленного персонажа вообще не прорисованы руки, то малыш предпочитает оставаться наедине с собой. Такой кроха не любит общаться.
  4. Обратите внимание на ноги. Если они пропорциональны телу и достаточно устойчивы по внешнему виду, значит, ребенок ощущает себя комфортно. Он занимает адекватную позицию в обществе.
  5. Слишком маленькие ноги либо чрезмерно длинные, неустойчивые — это сигнал о чувстве неуместности, хрупкости занятого положения.

Форма тела

Малыш может изобразить самые различные контуры несуществующее животное. Интерпретация формы тела:

  1. Прямоугольный контур вымышленного персонажа свидетельствует об изменчивости мнения ребенка в зависимости от влияния окружения.
  2. Круглая форма и полая внутри говорит о замкнутом характере. Сильно искаженные контуры могут сигнализировать о склонности ребенка к антисоциальному поведению.
  3. Большое туловище по отношению к голове подчеркивает, что для ребенка главными ценностями выступают физические качества. Интеллектуальность отходит на второй план. Для такого малыша кумирами являются герои компьютерных игр, боевиков, обладающие незаурядной физической силой.
  4. Замечательным признаком является наличие у вымышленного животного шеи. Это значит, что кроха обладает собственным мнением. Но если шея очень длинная, то малыш зачастую руководствуется только своим мнением.
  5. Некоторые дети изображают животных, на теле которых расположена шерсть. Это свойственно ребятам, обладающим мягким характером и добродушием.
  6. Если на теле животного имеются функциональные дополнительные части — это прекрасно. Ваш малыш человек действия. Он стремится к своим целям. При этом всегда старается найти и использовать все возможности.
  7. Расположенные на теле не функциональные детали, а только украшения, свидетельствуют о преобладании в характере ребенка демонстративности. Такие дети стремятся всегда находиться в центре внимания.
  8. Несуществующее животное, обладающее открытым ртом, без зубов и языка, — это «отражение» мечтательности ребенка либо пугливости. Непрорисованный рот свидетельствует о нежелании общения. Такой ребенок не стремится к контактам с другими детьми. Большой рот — сигнал болтливости. Приоткрытые губы с языком также говорят о повышенной речевой активности.
  9. Наличие клыков может характеризовать вербальную агрессию. Такой ребенок чувствует готовность в любой ситуации защищаться словами. Очень часто он может высказать множество обидных фраз.
проективная методика несуществующее животное

О чем говорят глаза?

На некоторых рисунках они могут просто отсутствовать. В этом случае речь идет об астении либо депрессии.

  1. Отсутствие глаз указывает на сниженную работоспособность, отсутствие желания чем-либо заниматься, недостаток сил.
  2. Животное, обладающее прекрасно прорисованными глазами, является достаточно положительным сигналом. Ваш ребенок — это человечек, обладающий четкими целями.
  3. Обратите внимание: если вымышленный персонаж обладает большими глазами по отношению к остальным частям, такой признак можно интерпретировать как пугливость либо наличие множества страхов у вашего малыша.
  4. Если, помимо глаз, ваш ребенок тщательно прорисовывает ресницы, при этом очень густые и длинные, кроха просто жаждет, чтобы им восхищались.

Голова животного

Рассматривая вымышленное животное, изображенное вашим малышом, уделяйте внимание всем тонкостям рисунка. Очень важно не только наличие головы, но и многих деталей:

  1. Присмотритесь, в какую сторону смотрит нарисованный персонаж. Голова, повернутая вправо, свидетельствует о том, что ребенок целеустремленный, любит действовать, достаточно уверен в себе.
  2. Если нарисованное животное «повернуло» голову влево, юный художник — настоящий фантазер. Он любит витать в своих мыслях, в облаках. К сожалению, он слишком часто «застревает» в прошлом.
  3. Если нарисованное животное смотрит прямо на вас, то ребенку свойственна некая доля эгоцентризма. Малыш предпочитает уделять внимание только своим проблемам и собственным желаниям.
  4. Вымышленный персонаж, обладающий клыками, шипами, острыми предметами, символизирует агрессивность малыша. Такой ребенок всегда готов защищаться, а иногда и просто нападать. В этом случае необходимо проанализировать и понаблюдать, как малыш проявляет свою агрессию. Использует он ее к месту, либо сам на всех нападает?
описание несуществующего животного

Заключение

Выше было рассмотрено множество тонкостей и нюансов детских рисунков. Теперь, вооружившись знаниями, вы знаете, по каким критериям оцениваются детские рисунки и производится их обработка. «Несуществующее животное» — это уникальная методика, позволяющая заглянуть во внутренний мир ребенка и своевременно помочь ему стать сильной волевой и цельной личностью.

www.syl.ru

Тест “Рисунок несуществующего животного”

Возрастная психология, детская психология, воспитание детей
Toggle it Child-psy
  • Уроки понимания
    • Когда ваш ребенок сводит вас с ума
      • Когда мы чувствуем собственную беспомощность
      • Хрустальный шарик детства
      • Что знают специалисты о вашем ребенке
      • Когда родительская любовь заходит слишком далеко
      • Кое-кто не хочет, чтобы его обнимали
      • Потребность в приватности
      • Волшебное слово: «Жди!»
      • Как много можно рассказать ребенку
      • Обделены ли заботой и вниманием дети, матери которых работают?
      • Усталость, граничащая с безумием
      • Когда ребенок врет
      • Мама, я боюсь!
      • Если ваш ребенок грозится убежать
      • Когда ребенок все время ноет
      • Когда ребенок невоспитан
      • Дети, подверженные несчастным случаям
      • Правда и выдумки о привычках
      • Не кусайте руку, которая вам протянута
      • Почему дети не спят?
    • Общаться с ребенком — как?
      • Урок первый. Безусловное принятие.
      • Урок второй. Помощь родителей. Осторожно!
      • Урок третий. «Давай вместе!»
      • Урок четвертый. «А если не хочет?»
      • Урок пятый. Как слушать ребенка.
      • Урок шестой. Двенадцать против одного или что нам мешает слушать ребенка.
      • Урок седьмой. Чувства родителей.
      • Урок восьмой. Как разрешать конфликты.
      • Урок девятый. А как насчет дисциплины?
      • Урок десятый. «Кувшин» наших эмоций.
      • Можно ли что-то поправить? Как?
    • Капризничает? Значит, развивается!
      • Как новорожденный ощущает свой мир
      • 5-я неделя: мир меняющихся ощущений
      • 8 недель : мир явлений
      • 12-я неделя: мир плавных переходов
      • 19-я неделя: мир событий
      • 26-я неделя: мир взаимосвязей
      • 37-я неделя: мир категорий
      • 46-я неделя: мир последовательностей
      • 55-я неделя: мир задач
      • 64-я неделя, или почти 15 месяцев
      • 75-я неделя, или 17 с небольшим месяцев
    • Продолжаем общаться с ребенком. Так?
      • Ребенок растет
      • Живем вместе
      • Наше общение
    • Важные правила общения с детьми
    • Жила была девочка, похожая на тебя…
      Дорис Бретт
  • Развитие ребенка
    • Развитие речи
      • Развитие речи ребенка от рождения до 6 месяцев
      • Развитие речи ребенка от 6 до 12 месяцев
      • Развитие речи ребенка от 1 года до 3 лет
      • Развитие речи ребенка от 4 до 6 лет
      • Развитие речи ребенка от 6 до 7 лет
      • Если ребенок ругается матом
      • Как развивать речь ребенка. От рождения до трех лет.
    • Нормы развития
      • Развитие ребенка от 6 до 9 месяцев.
      • Развитие ребенка от 0 до 3 месяцев
      • Развитие ребенка от 3 до 6 месяцев
      • Развитие ребенка от 9 до 12 месяцев
      • Кризис первого года.
      • Как прибавить в росте и вырасти с своих глазах.
    • Как научить ребенка …
      • Как научить ребенка пользоваться туалетом
      • Как научить детей контролировать гнев
      • Как научить ребенка спокойно ложиться спать
      • Как научить ребенка заботиться о зубах
      • Как научить ребенка побороть страх
      • Как научить ребенка не пачкать пеленки
    • Первые шаги
      • Когда ребенок начинает ходить на четвереньках
      • Когда ребенок начинает активно двигаться
      • Когда ребенок делает первые шаги
    • Календарь развития ребенка
      • Календарь развития ребёнка от рождения и до года
      • Календарь развития ребёнка от года до 6 лет
      • Физическое развитие детей до года
      • Таблица изменения роста и веса ребенка от 0 до года.
      • Таблица изменения роста и веса ребенка от 1 года до 3 лет
      • Таблица изменения роста и веса ребенка от 3 до 7 лет
      • Таблица изменения роста и веса ребенка от 7 до 17 лет
      • Норма роста и веса для подростков
      • Гормоны роста человека (СТГ и ИФР)
      • Тяжелая кость : сколько на самом деле весил скелет человека
      • Ожирение у детей
    • Психологическая зрелость
    • Гимнастика для малышей
    • Развитие внимания у детей дошкольного возраста
    • Выявление способностей у детей и их развитие
  • Азбука для родителей
    • Дети нового поколения
      • Дети Индиго. Особенности развития.
      • Невероятные левши: понятия леворукость и левшество
      • Одаренные дети: особенности психического развития
      • Творчество и одаренность
    • Половое воспитание
      • Нагота
      • Представления о поле
      • Половые игры
      • Половая уравновешенность
      • Половой опыт
      • Мастурбация
      • Стереотипы мужественности — женственности у подростков
      • О детской сексуальности и формирование полоролевой ориентации
      • Что, как и когда говорить ребенку о сексе.
      • Сексуальное воспитание: коротко о том, что должен знать ребенок.
      • Об извращенцах, насильниках, преступниках и др. опасностях.
    • Дети и эмоции.
      • Как научить ребенка общаться
      • Покончим с истериками
      • Как победить буку?
      • Миф о тихонях
      • Как преодолеть застенчивость?
      • Почему ребенку трудно со сверстниками
      • Детские чувства
    • Кормление и еда.
      • Искусственное вскармливание
      • Кормление по просьбе ребенка
      • Кормление насильно
      • Расставание с рожком
      • Тошнота и рвота
      • Еда
      • В постель с рожком
    • Семья
      • Первый ребенок
      • Единственный ребенок
      • Второй ребенок
      • Младший и средний ребенок
      • Почему в семье разные дети?
      • Младший ребенок
      • Мать
      • Отец
      • Жизненный цикл семьи: Основные кризисы
      • Приемный ребенок
      • Распад семьи. Развод
      • Соперничество братьев
      • Родители и дети
      • Родительская любовь
      • Смерть близкого человека
      • Средний ребенок
      • Старший ребенок
      • Близнецы
      • Бабушка и дедушка
      • Отчим
      • Мачеха
      • Ребенок без отца
      • Дети развода: потеря любимого
      • Близнецы в детском саду
      • Близнецы идут в школу
      • Близнецы в школе: проблемы обучения
    • Дед Мороз
    • О чем плачет ребенок?
    • Пеленать или не пеленать ?
    • Детский сад: за и против
    • Детские капризы
    • Игрушки
    • Избалованные дети
    • Комплекс вины
    • Контроль за мочевым пузырем
    • «паршивая овца» в семье
    • Отвергнутый ребенок
    • Отпуск
    • Манежик
    • Лечебные игры
    • Левша
    • Летний лагерь
    • Наказание
    • Когда мы говорим «Нельзя!»
    • Наследсвенность
    • Непослушание
    • Неуверенность в себе
    • Музыка
    • Игра.
    • Пассивное сопротивление
    • Плохие сны
    • Подарки
    • Привилегии

www.child-psy.ru

Проективный тест «Несуществующее животное» — интерпретация

тест несуществующее животное интерпретация


Тест «несуществующее животное» достаточно популярен в психологии. По полету фантазии, творческому самовыражению, их незначительным деталям, на которые, как правило, испытуемые не обращают внимание, можно сказать, как человек ощущает себя в этом мире.

В рисунке несуществующего животного проблемы человека проявляются на подсознательном уровне. Тут все важно — нажим, количество деталей, место расположения, прорисовка отдельных частей…

Особенно удобен этот тест для психологической диагностики детей и подростков. Он много может сказать психологу и родителям о том, какие трудности есть у ребенка в общении, в восприятии мира и поможет лучше его понять.

Инструкция к тесту

Придумать и нарисовать НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ, потом назвать его.

Рисовать лучше мягким карандашом (а не ручкой, не фломастером).

Интерпретация теста » Несуществующее животное»

Так какая же расшифровка возможна к тесту, рисунку несуществующего животного?

 Положение рисунка на листе

  • Если рисунок расположен по средней линии нормального листа А4, то это можно считать нормой.
  • Положение рисунка выше середины позиционируется как недовольство нынешним положением дел,  недостаточностью признания у окружающих, желанием занимать более высокое положение, продвинуться, самоутвердиться, быть признанным. Высокая самооценка.
  • Положение рисунка внизу листа скажет о подавленности, низкой самооценке, неуверенности в своих силах, нерешительности в принятии решений.

Центр фигуры (обычно голова)

  • Если голова смотрит вправо — человек ориентируется больше на практическую деятельность, реализацию планов. Не свойственны голословные заявления.
  • Голова смотрит влево — испытуемый больше рассуждает, обдумывает, чем делает. Лишь небольшая часть планов реализуется. Часты нерешительность, страх деятельности, многочасовые переживания по поводу правильности решения.
  • Голова смотрит прямо — свойственен эгоцентризм.

Глаза на рисунке

Глаза символизируют страхи человека. Они особенно выражены, если видна прорисовка радужки.

Ресницы указывает на демонстративность в характере, желание всеобщего внимания и восхищения.

Уши

При хорошей прорисовке органов слуха — очень ценится получаемая информация, особенно мнение других о испытуемом.

Рот

  • Слегка приоткрытый рот, наличие языка — болтливость, если сильно прорисованы губы — чувственность.
  • Просто открытый рот — легко возникает недоверие, опаска к новому.
  • Наличие зубов на рисунке — показатель вербальной агрессии, человек защищается от нападок, критики зачастую грубостью.
  • Округлый рот символизирует тревожность.

Аксессуары к голове

Более большая голова, чем надо — человеком больше ценится рациональное, полезное, во главу угла ставится ум, широкая эрудиция.

Наличие на рисунке рогов говорит о агрессии, защите. Особенно, если они присутствуют вместе с другими агрессивными элементами (ногти, иголки, щетина).

Перышки свидетельствуют о некоторой демонстративности и украшательству себя перед другими.

Шерсть, грива, прическа указывают на чувственность.

Ноги (или элементы их заменяющие)

  • Если основа крепкая, устойчивая, она скажет психологу об основательности, рациональности, взвешенности ее обладателя. Если же ножки маленькие или тонкие — возможна поверхностность суждений, зачастую импульсивность, легкомысленность.
  • Стоит обратить внимание на крепление ног к корпусу, если прорисовка небрежна, слаба — малый контроль за своими решениями и сделанными выводами. Если конечности основы однотипны и однонаправленные — для человека характерны конформизм (соглашательство с авторитетами), банальность.
  • И от обратного, если присутствует в рисунке несуществующего животного разнообразие несущих деталей, то человеку свойственно творческое начало, самостоятельность в суждениях и установках.

Элементы над основной частью фигуры

Они делятся на две части — для украшения и сугубо функциональные.

  • Первые скажут о  демонстративности, выпячивании себя, манерности.
  • А вторые говорят об энергии, уверенности, любознательности, увлеченности своими проектами, склонности к завоеванию своего места под солнцем.

Контур животного

Острые углы, затененность, штриховка — агрессивная защита, довольно большой страх и напряженность, если есть обводка линий по контуру — подозрительность и опаска.
Играет роль и «направление» защиты.

  • Вверх — значит, человек защищается от вышестоящих людей (учителей, начальников, строгих родителей).
  • Вниз — против непризнания сверстников, насмешек, страх осуждения.

Направление защитных элементов в разные стороны скажет о готовности к защите в любой ситуации, хронической настороженности.

Общие дополнения к тесту Несуществующее животное

Энергия испытуемого зависит от количества деталей, если только необходимые детали — экономия расхода энергии, склонность к астении, хронические заболевания.

  • Нажим на карандаш тоже важен, если человек сильно продавливает бумагу — большая тревожность.

Если только один элемент рисунка резко продавлен — это скажет, на что больше направлена тревога, негативные эмоции.

  • Так как  животное — это символ самого себя, идентификация, то и отнесение животного к хищникам или безобидным животным, дает представление об отношении человека к миру. Завоеватель и сильный зверь или слабая робкая жертва.
  • Если несуществующее животное слишком похоже на человека (две нижние конечности, одежда, лицо) — это свидетельствует о эмоциональной незрелости. Если фигура животного напоминает колобка (круг), да еще почти пустого внутри, то это скажет о замкнутости, скрытности, нежеланием делиться, показывать себя в тесте.

Сексуальная атрибутика на рисунке несуществующего животного говорит о проблеме в сексуальной сфере, невозможности наладить контакт с противоположным полом.

  • Наличие механических деталей, вмонтированных в животное чаще всего скажет о проблемах с психикой, вплоть до шизофрении.
  • Если нарисовано существующее животное  -это говорит об отсутствии фантазии, творческого начала или полного нежелания рисовать, участвовать в тестировании.

Название несуществующего животного

  • звуковые без осмысления поведают о некоторой поверхностности, легкомысленности;
  • образования с латинскими окончаниями, научные  указывают на приоритетность разума, широкой эрудиции для человека и о демонстрации превосходства ума;
  • повторяющиеся звуковые элементы — об инфантильности;
  • чрезвычайно длинное название скажет о склонности к фантазированию;
  • рациональное соединение частей слова по смыслу — о практичности человека.

О конкретных примерах интерпретации теста «несуществующее животное», его расшифровке мы поговорим в следующий раз.

japsix.ru

4.Методика «Несуществующее животное»

Описание методики

Проективная методика исследования личности; предложена М.3. Друкаревич. Испытуемому предлагают придумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему ранее не существовавшее имя. Из имеющейся литературы видно, что процедура обследования не стандартизована (используются разных размеров листы бумаги для рисования, в одних случаях рисунок выполняется цветными карандашами, в других — одним цветом и т. д.). Общепринятой системы оценки рисунка не существует. Теоретические посылки, положенные в основу создания методики, совпадают с таковыми у прочих проективных методик. Как и многие другие рисуночные тесты, тест направлен на диагностику личностных особенностей, иногда ее творческих потенций.

Это одна из наиболее популярных рисуночных методик. Она широко используется отечественными психологами при обследовании детей и взрослых, больных и здоровых чаще всего в качестве ориентирующей методики, т. е. такой, данные которой позволяют выдвинуть некоторые гипотезы об особенностях личности.

История создания

Метод исследования личности с помощью проективного теста «Несуществующее животное» построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально — «Всякая мысль заканчивается движением»). Если реальное движение, интенция по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление — мысль). Так например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук — ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию.

Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) – с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия. Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.

Процедура проведения.

«Вам предлагается придумать и нарисовать несуществующее животное, то есть такое, которое никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов). А также назвать его несуществующим именем».

Обработка и интерпретация

1) Положение рисунка на листе

В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа.

Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый.

Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части — обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

2) Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь)

Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется , осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность (вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности — следует решить дополнительно).

Положение «анфас», т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств—уши, рот, глаза. Значение детали «уши» — прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — как чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно — зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы—также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих. На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога — защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья—тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Шея – наличие своего мнение. Длинная шея – показатель высокого контроля над собой.

3) Несущая, опорная часть фигуры

К ней относятся (ноги, лапы, иногда — постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Наличие хорошо прорисованных рук, говорит об отсутствии проблем в общении, если руки широко расставлены, будто бы для объятий — это может значит о жажде общения, его не хватает человеку. Если руки не прорисованы, он не особо любит общаться, ему лучше наедине с собой.

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе — это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями. Если ноги пропорциональны телу и устойчивые на вид — значит человек хорошо занял свою позицию в обществе и чувствует себя комфортно. Если же ноги слишком малы или наоборот чересчур длинные и неустойчивые — это может значить о хрупкости занимаемого положении, об ощущении неуместности.

Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

4) Части, поднимающиеся над уровнем фигуры

Они могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали — энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению Детали-символа — крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

5) Хвосты

Символическое значение хвоста в рисунке несуществующего животного в стандартных ключах рассматривается с двух позиций: оценка своих действий, отношение к своему прошлому.

1. В первом случае оценка человеком внутренних (мысли) и внешних (действия человека, поступки) форм своей деятельности выражается направленностью хвоста несуществующего животного. Если хвост несуществующего животного направлен вправо – человек в настоящее время размышляет о своих действиях и поступках, оценивает результаты внешних проявлений. Если хвост несуществующего животного направлен влево – человек размышляет об упущенном моменте из-за собственной нерешительности, оценивает результаты внутренних проявлений. В том случае, когда хвост несуществующего животного направлен вверх (трубой или морковкой) – человек уверен в своих действиях и их результатах. У него оптимистичный, дружелюбный и легкий характер. Человек имеет положительную самооценку, стремится к изменению и совершенствованию. Если хвост несуществующего животного направлен вниз (поджат, падает вниз) – человека не интересует саморазвитие. Он недоволен собой, подавлен, сомневается в своих силах, сожалеет о содеянном (сказанном или сделанном), раскаивается, испытывает страх. Это пессимист, отрицательно оценивающий свои действия и поступки. Если хвост несуществующего животного направлен прямо – человека все в жизни устраивает.

2. Во втором случае (отношение к прошлому) интерпретация дается по величине хвоста. Если хвост большой – прошлое человека тяготит, не дает ему покоя. Если хвост маленький – прошлое человека не сильно беспокоит.

3. Количество хвостов. Если у несуществующего животного несколько хвостов – дается такая же интерпретация, как и в случае с разветвленным хвостом, то есть свидетельствует о противоречивости самооценки или зависимости человека. Если 2 хвоста развернуты в стороны и у животного большие уши – самооценка человека сильно зависит от мнения окружающих.

4. Способ изображения хвоста несуществующего животного. Разветвленный хвост – указывает на зависимость человека или противоречивость его самооценки. Если у несуществующего животного хвост длинный и пышный (их может быть несколько) – человек доволен собой. Если хвост короткий и тоненький – человек не очень уверен в себе. Если хвост толстый – в этом усматривается высокая значимость сексуальной сферы.

6) Контуры фигуры

Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная — если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой — если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозрительностью — если выставлены щиты, «заслоны», линия удвоена. Направленность такой защиты — соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры — против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое — элементы «защиты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше в процессе деятельности (реальной), слева — больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

7) Общая энергия

Оценивается количество изображенных деталей — только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, — или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае — экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии — слабая паутинообразная линия, «возит карандашом по бумаге», не нажимая на него). Обратный же характер линий — жирная с нажимом — не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) — резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

8) Линии

Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

9) Типы животных

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного. Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.

10) Агрессивность

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков — вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело «животного» — постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного — рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

11) Творческие возможности

Выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается «готовая» существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим — кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

12) Название

Может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и т.п.). Другой вариант — словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т.п.). Первое — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе — демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления («лялие», «лиошана», «гратекер» и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

Наблюдаются иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т.п.) — при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», «лю-лю», «кус-кус» и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями («аберосинотиклирон», «гулобарниклета-миешиния» и т.п.).

Испытуемый №1. Интерпретация.

Испытуемый – студент.

Возраст – 19 лет.

Пол – женский.

Дата – 23.02.2016.

1) Рисунок расположен внизу листа (горизонтально) и свидетельствует о низкой самооценке, неуверенности, подавленности, незаинтересованности в своем положении в социуме, также говорит об отсутствии тенденции к самоутверждению.

2) Голова животного повернута слегка вправо, смотрит на рисующего. Говорит о тенденции к рефлексии и размышлениям, а также об эгоцентризме испытуемого.

Большие уши могут означать заинтересованность испытуемого в поступающей информации, а также о высокой значимости мнения окружающих.

Зачерченный рот у животного говорит о боязливости и тревожности испытуемого по какому-то поводу.

Наличие ресниц выявляет истероидно-демонстративные модели поведения, заинтересованность в восхищении окружающих во внешнем виде и манерой красиво одеваться.

Длинный нос может сообщать о неком защитном барьере, либо, наоборот, агрессивности к окружающим людям.

3) Детали туловища. У животного имеются необычные детали в виде неких перьев или меха вдоль туловища. Наличие таковых говорит об энергии охвата разнообразных областей человеческой деятельности, об уверенности в себе испытуемого, любознательности, желании соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, а также о стремлении занять себе место «под солнцем». Может свидетельствовать о демонстративной модели поведения, манерности, склонности обращать на себя внимание. Следует, однако, обратить внимание на то, что эти детали окружают тело животного, что может также говорить о том, что испытуемый ставит некий барьер, защищающий его от окружающих, недифференциальной опасности извне. Или же о готовности испытуемого к самозащите, например, в конфликте, деятельности и в отстаивании своего мнения.

Наблюдается сильный нажим карандашом в области ушей, что говорит о тревожности испытуемого по поводу мнения окружающих о нем самом, как уже говорилось ранее.

Усы у животных также подтверждают тенденцию к общей тревожности.

Уподобие животного человеку (прямохождение) говорит об инфантильности и эмоциональной незрелости.

Тенденция круга рисунка, о чем говорит направление рук животного, сообщает о скрытности респондента, закрытости своего внутреннего мира от окружающих.

Испытуемый №2. Интерпретация.

Испытуемый – студент.

Возраст – 20 лет.

Пол – женский.

Дата – 23.02.2016.

1) Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (направление тела и головы животного к верху) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

2) Положение головы на смотрящего трактуется как эгоцентризм.

Непрорисованные радужки глаз или их отсутствие в данном случае на рисунке свидетельствует о том, что признаков общей тревожности у испытуемого не наблюдается.

Имеются дополнительные детали на голове животного – пышная двуцветная грива. Она может интерпретироваться неоднозначно. С одной стороны, грива, шерсть, подобие прически свидетельствует о чувственности, подчеркивании своего пола и иногда ориентировки на свою сексуальную роль. Однако на данном рисунке она острая, растрепанная и мрачная относительно других цветов животного, что может говорить и о тенденции к защите или агрессивности от окружающих.

Наличие шерсти как таковой у животного имеет также иную трактовку, выявляя у испытуемого добродушие и мягкость характера.

3) Скрытые части ног и рук или их отсутствие сообщает о поверхностности суждений испытуемого, легкомыслия в выводах и неосновательности суждений, иногда импульсивности при принятии решений.

Однонаправленность ног говорит об конформности суждений и установок в принятии решений, их стандартности, банальности.

Украшающие детали (в данном случае на теле животного) являются показателем демонстративности, склонности обращать на себя внимание окружающих, манерности.

4) Хвост у животного повернут вправо, что говорит об отношении испытуемого к своим действиям и поведению. Может свидетельствовать о том, что в настоящее время он размышляет о своих действиях и поступках, оценивает результаты внешних проявлений.

Длинный и пышный хвост животного говорит о том, что испытуемый собою доволен.

Вытянутая шея животного говорит о хорошем контроле испытуемого над собой.

5) Название у животного не замудренное и сложенное из разных названий существующих слов, что говорит о рациональности, конкретной установке при ориентировке и адаптации.

Испытуемый №3. Интерпретация.

Испытуемый – студент.

Возраст – 20 лет.

Пол – мужской.

Дата – 25.02.2016.

1) Положение рисунка находится посередине, что позволяет сделать вывод о том, что самооценка у человека в средних пределах.

2) Положение головы «анфас», т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм человека. Резкой прорисовки радужки нет, что указывает на то, что человеку не свойственна тревожность по какому-либо поводу.

Туловище слишком большое по сравнению с головой значит, что испытуемый слишком ценит физические качества, не придавая особого значения интеллектуальным.

Непрорисованный рот может говорить о том, что человек не любит много говорить или общаться.

3) О поверхностности суждений, легкомыслии в выводах и неосновательности суждений, иногда импульсивности принятия говорят отсутствующие или почти отсутствующие ноги, которые, к тому же, и слабо соединены с корпусом — это характер контроля над рассуждениями, выводами, решениями. Также интерпретируются они как показатель хрупкости занимаемого положения, ощущения своей неуместности.

4) Некое подобие крыльев или рук, которые можно увидеть на рисунке у данного животного, говорит о высокой энергии охвата разных областей человеческой деятельности, уверенности в себе, «самораспространении» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательности, желании соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевании себе места под солнцем, увлеченности своей деятельностью.

5) Признаков резкой тревожности у испытуемого не наблюдается, т.к. четких и сильных закрашиваний на рисунке не имеется.

6) Фигура круга символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию.

studfile.net

Методика «Несуществующее животное»: для подростков

В последние годы работа психологов в школах и дошкольных учреждениях стала очень популярной. Очень важно вовремя выявить у ребенка психологические проблемы, чтобы своевременно помочь избавиться от них. Методика «Несуществующее животное» разработана специально для работы с подростками.

Что представляет собой методика

Методика «Несуществующее животное» достаточно распространенная и наиболее информативная для выявления психологических проблем у ребенка. Ее очень часто используют в детских садах и школах. Такой рисуночный тест помогает исследовать и выявлять скрытые эмоции.

Цель данной методики заключается в том, чтобы оценить внутренне состояние ребенка по его рисунку. Когда подросток рисует, то в его рисунках проявляется его внутренний мир и собственный образ-Я. Человек занимающейся данной наукой может многое рассказать о ребенке с помощью этого теста. Но, конечно, один тест не даст полный психологический портрет исследуемого.

Как проводится тестирование

Для проведения тестирования по данной методике потребуется обычный белый лист бумаги и карандаш. Никаких фломастеров или цветных карандашей использовать нельзя. Проводить тест стоит в спокойной обстановке. Подростку требуется нарисовать несуществующее животное, причем придумать, как оно выглядит и назвать его именем.

Обязательно стоит объяснить ребенку, что животное нужно придумать самому, что рисовать увиденных существ из мультфильмов не нужно. Только животное, которое нигде не появлялось. Как только рисунок будет закончен, необходимо узнать у ребенка все подробности нарисованного. Как зовут животное, где оно обитает, какой его возраст и пол.Методика «Несуществующее животное».jpg

Также узнать о характере животного и других мелких подробностях. Очень важно уточнить, есть ли у существа друзья. Если их нет, то это сигнализирует об отсутствии у подростка должного общения, он просто чувствует себя одиноким. Вероятно, он не научился налаживать контакт в обществе. Чаще всего, ребенок раскрывает себя в своем рисунке, при описании рассказывает свои проблемы. Так на что стоит обратить внимание в первую очередь.

Интерпретация результатов

Для начала нужно посмотреть на расположение нарисованного существа непосредственно на самом листе. При здоровом психологическом состоянии ребенка рисунок будет находиться примерно в центре листа. Но бывает, что подросток выбирает место на листе ближе к верхнему краю. Это говорит о завышенной самооценке человека, что он пытается все время самоутвердиться и подняться в глазах остальных. В обществе такому ребенку важно признание со стороны сверстников. А если выбрано положение в нижнем пространстве, то все говорит об обратном. Ребенку сложно в его социуме, у него низкая самооценка, нерешительность и отсутствие интересов.

Далее стоит разобрать главную часть рисунка. Это может быть голова или другая часть, которая находится в центре рисунка. Если голова будет развернута вправо, то это может говорить об активности ребенка, его тяге к действенности. Все его поступки запланированные, обдуманные. Подросток всегда добивается своего и доводит любое начатое дело до конца.

А если это центральная часть рисунка повернута влево – это предрасположенность испытуемого к размышлениям, к сомнениям. Редко задуманное реализуется. Здесь можно говорить о страхе перед свершением действий.

Также может быть расположение головы, когда направлена на себя. Это прямое определение эгоцентризма. Ребенка волнует только он сам, появляется зацикленность на себе. Для него важно мнение окружающих его подростков. И не лишним будет обратить внимание на размеры головы относительного самого тела. Если голова изображена больше, чем туловище, это может говорить об интеллектуальности ребенка, о том, что он ценит именно интеллектуальное поведение в своих друзьях и знакомых. Стоит обратить внимание на мелкие детали, например, изображение на голове клыков или шипов говорит об агрессивности ребенка. Он постоянно хочет защищаться, а порой и нападать.Психологическая методика «Несуществующее животное».jpg

Немаловажными частями рисунка являются рот, глаза, уши и хвост. Когда рот нарисован открытым, то это трактуется как излишняя болтливость ребенка. Если он будет закрашенным и губы не выделяются, то ребенок может быть излишне напуган и закрыт. Такие подростки недоверчивы и опасливы. Зубастых животных рисуют дети с агрессивным характером. Они склонны к грубости в словах, но это всего лишь их самозащита от окружающих.

Наличие глаз указывает на упадок сил ребенка, его нежелание чем-либо заниматься, на сниженную работоспособность. Глаза могут быть нарисованы с ресницами, что говорит о восхищении и заинтересованности ребенка в окружающих людях. А если глаза заштрихованы, то это значит, что у подростка существуют определенные страхи. Здесь уже придется разбираться подробнее в каждом отдельном случае. Уши бывают изображены по-разному. К примеру, если они есть на рисунке, то стоит обратить внимание на детали. Рога говорят о защите от окружающих. Шерсть или грива – об излишней чувствительности. Если у животного появляются выделяющиеся части, такие как крылья или перья, то стоит уточнить у подростка их предназначение. Если эти части нужны для красоты, то это может сказать о недостатке внимания. Ребенок просто хочет привлечь к себе внимание. А если подросток объяснит их назначение, то он хочет самоутверждаться и действовать.

Также обратить внимание на присутствие лап или ног у животного. Короткие лапки показывают легкомысленность и поверхностное отношение. А большие и основательные лапы открывают ребенка, как уверенного и рационального. С его мнением обязательно считаться и уважать, независимо от того, сколько лет подростку. Чтобы не вызывать внутреннего и внешнего протеста у ребенка.

Хвост напрямую зависит от самооценки исследуемого. Если хвост изображен слева, то можно судить о собственной самооценке мнений, а если справа — то о действиях ребенка и его поведении. Положение хвоста вверху показывает бодрость и уверенность. А если хвост нарисован опущенным, то у ребенка существует недовольство собой, что-то произошло неудачно, и подросток сожалеет о содеянном. Размер хвоста также говорит о многом. Большой хвост означает, что подростка тяготит его прошлое, или то, что произошло в прошлом. А маленький нарисованный хвост показывает, что все в порядке и прошлое ребенка вполне состоявшееся.

Далее обратить внимание на линии штриховки рисунка. Слабые и тонкие линии говорят о неуверенности подростка, о чувствительности и повышенной утомляемости. Стоит пересмотреть режим подростка и выделить больше времени именно на отдых. Наоборот, жирные и толстые линии рисуют дети с неустойчивым психологическим состоянием, тревожные и не энергичные. Ну конечно не забывать об особенностях. Ведь ребенок может заниматься в художественной школе и проявлять толстые или тонкие линии как часть декора.

Стоит посмотреть на детали рисунка. Если подросток рисует элементы механических предметов – это может говорить о слишком сильном увлечении роботами или компьютерными играми.

Ну и конечно, необходимо рассмотреть имя этого существа. Ведь именно в имени животного заложен характер подростка и его особенности. Логическое содержание в этом имени, например, летающая пчела или ползущая змея, говорит о рациональном поведении и складе ума подростка. Имя, в составе которого присутствует научно-исследовательское, показывает стремление ребенка показать свой интеллект и раскрыть свои знания в определенной области. Иногда в названии животного могут звучать поверхностные и неглубокие содержания. Это показывает легкомысленность ребенка, его несерьезное отношение ко всему, что он делает.Психологическая методика «Несуществующее животное»: для подростков.jpg

Кроме того, стоит обратить внимание на форму тела изображенного животного. Круглая форма тела и абсолютно полая внутри доказывает замкнутость ребенка и его зацикленность. Крупное туловище относительно головы говорит о том, что главным качеством для ребенка является физическое состояние. А интеллектуальные качества отходят на второй план. Поэтому для таких подростков кумирами становятся компьютерные персонажи и герои боевиков. Прямоугольные контуры вымышленного существа свидетельствуют об изменчивом характере ребенка и его зависимости от окружающей среды. Прекрасно, если ребенок рисует у своего животного шею. Ведь именно она символизирует наличие собственной точки зрения. Но слишком длинная шея может указывать на то, что подросток способен руководствоваться исключительно своим мнением.

Запись на обучение по программе Основы психологического консультирования

Вместо заключения

Психологи часто используют эту методику для исследования характера и поведения ребенка с помощью методики рисования несуществующего животного. Далее стоит рассматривать каждый случай отдельно и индивидуально с учетом особенностей жизни и настроения подростка. И стоит не забывать, что подростковый возраст – это переломный момент в жизни ребенка. Поэтому некоторые нюансы рисунка стоит опускать или списывать именно на временность периода.

childage.ru

Ключи к тесту «Несуществующее животное». Опрос.

Главная страница » Анализ рисунка » Ключи к тесту «Несуществующее животное». » Ключи к тесту «Несуществующее животное». Опрос.

Ключи к анализу теста «Несуществующее животное».
Пострисуночный опрос.

Внимательно изучите ответы пострисуночного опроса, они могут дать очень много информации. Конечно, в стандартных «ключах» она неполная, но пока мы изучаем только их.

Вопрос:  Где живет несуществующее животное?

Если место обитания несуществующего животного изолированное (например, пещера или другая планета) – человек испытывает недостаток общения или чувство одиночества.

Если говорится о том, что к месту обитания несуществующего животного трудно добраться (например, он живет в непроходимой чаще или в горах, где нет дороги) — человек нуждается в защите, боится агрессии со стороны окружающего мира.

Если место обитания несуществующего животного какое-то экзотическое (например, остров Мадагаскар или заколдованный лес) — это указывает на демонстративность человека.

Если среда обитания несуществующего животного эмоционально неприятная для человека (например, болото или грязь) — это может быть признаком невротического состояния, низкой социализированности или даже указанием на психическое заболевание.

Вопрос:  Чем питается несуществующее животное?

Если продуктами питания несуществующего животного являются явно несъедобные вещи для человека (например, камни, стекло, металл) — это указание на низкую социализированность или нарушение общения.

Если в пищу несуществующее животное употребляет особо крупные объекты (например, горы, деревья, дома) или «ест все» — это говорит об импульсивности человека или его низкой социализированности.

Если несуществующее животное питается людьми — это указание на негативизм (склонность к противостоянию и противоречию другим людям), асоциальность (безразличие к обществу) или антисоциальность (причинение вреда обществу ради своего интереса), а также агрессивность человека.

Если в ответе на этот вопрос подробно описывается процесс поедания жертв — это говорит об агрессивности человека.

Если несуществующее животное употребляет эмоционально неприятную для нас пищу (например, червей, грязь, слизь) — это может указывать на невротическое состояние или даже психическое заболевание человека.

Если несуществующее животное употребляет в пищу кровь или отдельные органы и части живых организмов (например, сердце или мозг) — это говорит о присутствии у человека невротической агрессии (ответная реакция на неблагоприятную внешнюю ситуацию).

Если несуществующее животное питается воздухом или энергией или вообще не питается ничем — это говорит об интровертности человека или, возможно, о его шизоидности.

Вопрос:  Чем обычно занимается несуществующее животное? Какое его любимое занятие?

Если занятие обычное (например, оно играет, гуляет, развлекается) — это прямая проекция своих желаний.

Если несуществующее животное постоянно занято поисками пищи — человек ощущает трудность, однообразие и нестабильность жизни.

Если несуществующее животное что-то ломает или топчет в процессе своей жизнедеятельности — это указывает на асоциальность или антисоциальность человека, негативизм, агрессивность или даже психическое заболевание.

Если несуществующее животное много спит — это признак усталости или астенического состояния человека.

Если любимое занятие несуществующего животного с крыльями парить в облаках – значит, в реальной жизни эти люди обычно пассивны и несколько инфантильны.

Вопрос:  У несуществующего животного есть друзья?

Если друзья отсутствуют — человек испытывает чувство одиночества.

Если друзьями несуществующего животного являются все окружающие, без конкретизации — это показатель высокой неудовлетворенной потребности в общении.

Если друзьями несуществующего животного являются злые, агрессивные персонажи (например, акулы, крокодилы, драконы) — это указание на негативизм, агрессивность, асоциальность или антисоциальность (объяснялось выше).

Вопрос:  У несуществующего животного есть враги?

Если врагов очень много или они отсутствуют вообще — это указание на боязнь агрессии.

Если человек не назвал конкретных врагов несуществующего животного, то, скорее всего, дело не в конкретных опасениях и страхах, а вообще в боязни общения и конфликтов, то есть в повышенной застенчивости.

Если врагами несуществующего животного являются все окружающие — это признак негативизма,  асоциальности или антисоциальности.

Вопрос:  Несуществующее животное умеет защищаться? Как оно защищается?

Если человек подробно описывает способы защиты от опасности или говорит о ее гигантском размере— это указывает на его тревожность и боязнь агрессии.

Вопрос:  Несуществующее животное чего-нибудь боится?

Если в ответе на этот вопрос перечисляется слишком много страхов или страхи, которые нетипичны для животных (например, темнота, смерть, насекомые) — это говорит о невротическом состоянии или наличии страхов.

Вопрос:  Какого размера несуществующее животное?

Если размер животного, заявленный в пострисуночном опросе, не соответствует размеру самого рисунка, это свидетельствует о внутреннем конфликте человека. Например, животное огромного размера (в опросе), а нарисовано совсем крошечным. Или наоборот, нарисовано несуществующее животное на весь лист, а в опросе выяснилось, что оно размером с букашку.

Вопрос:  3 желания несуществующего животного.

Если несуществующее животное хочет иметь друзей — человек испытывает недостаток общения.

Если несуществующее животное пожелало не иметь врагов — это боязнь агрессии, а в некоторых случаях –  настороженность и подозрительность.

Если несуществующее животное  пожелало, чтобы его не боялись — это также боязнь агрессии.

Если несуществующее животное  захотело стать обычным животным или  человеком — это значит, что человек испытывает эмоциональный дискомфорт, который связан с ощущением им своего отличия от окружающих (шизоидный склад личности: ощущение своей отстраненности, своей необычности, несходства с окружающими, сниженная эмоциональность).

Если несуществующее животное хочет стать больше по размеру — человек нуждается в защите, испытывает боязнь агрессии или ощущает свою малую значимость в окружающем мире.

Если несуществующее животное большое, но хочет стать еще больше – это указание на состояние тревоги.

Если несуществующее животное хочет летать и посмотреть на мир – это говорит о любознательности и познавательной направленности человека.

Дополнительные сведения в пострисуночном опросе.

Если во время обсуждения рисунка человек затрагивает тему размножения — это говорит о значимости для него сексуальной сферы. При этом, если идет указание на бесполые формы размножения — человек относится к сексуальной сфере напряженно в результате внутреннего конфликта.

Если несуществующее животное может передвигаться любыми способами (например, и бегать, и плавать, и летать) – человек легко приспосабливается к ситуации.

Вы можете дополнить свой бланк пострисуночного опроса таким пунктом, если в практической работе он окажется вам полезным.

Если несуществующее животное ходит вверх ногами – это свидетельствует о том, что человек выходит за рамки общепринятых понятий, нарушает заведенный порядок вещей.

Если глаза несуществующего животного вынесены далеко вперед и способны вращаться в любую сторону – это указывает на осторожность и высокую избирательность в контактах.

Если хвост несуществующему животному нужен для того, чтобы за ним прятаться, и рога для защиты от врагов – это боязнь агрессии.

Если в пострисуночном опросе человек очень подробно описывает свое несуществующее животное, возводя его в ранг идеального, исключительного или особо красивого — это признаки демонстративности и склонности к компенсаторному фантазированию.

Соответствие рисунка несуществующего животного и пострисуночного опроса к нему.

Если человек говорит, что его несуществующее животное ходит, но при этом в рисунке животного отсутствуют ноги или они слишком тонкие и неустойчивые – это указывает на поверхностность и легкомыслие.

Если несуществующее животное имеет крылья, но в пострисуночном опросе выяснилось, что они нужны ему не для того, чтобы парить в облаках, а чтобы летать и на все смотреть – то это показатель высокой познавательной направленности, а не склонности к защитному фантазированию.

Посмотрите, какой у несуществующего животного характер (учитывайте и свое впечатление от рисунка, и пострисуночный опрос) — он показывает представление человека об отношении к собственному „я”.

Отметьте для себя, каких деталей больше в рисунке несуществующего животного — добрых (например, радостная улыбка) или агрессивных (чешуя, иглы), и как они соотносятся с пострисуночным опросом.

На этом мы закончим изучение стандартных «ключей» к тесту «Несуществующее животное». В следующей статье будет для вас интересное практическое задание.

detskiefantazii.ru

Тест «Несуществующее животное»

тест несуществующее животное, тест несуществующее животное интерпретацияАвтором проективной методики «Несуществующее животное» является отечественный психолог  Друкаревич Майя.

Тест рекомендуется использовать для диагностики детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

С помощью него можно исследовать общие особенности личности ребенка, агрессивность, трудности в общении. Методика может помочь понять внутренний мир ребенка, то как он воспринимает окружающую среду

Инструменты проведения диагностики: лист бумаги А4, карандаши (простой и разноцветные).

Психолог предлагает следующую инструкцию для дошкольника: «Придумай и нарисуй несуществующее животное, то есть такое, которого никогда и нигде ранее не существовало и не существует. А также назови его несуществующим именем, это не должны быть герои из мультфильмов или сказок. Также необходимо придумать рассказ об этом животном и ответить на мои вопросы».

class=»eliadunit»>

Рассказ можно составлять в произвольной форме (ориентировочно 10-15 предложений). В описании обязательно отразить следующие моменты: размеры животного, где и с кем живет, чем питается, чем обычно занимается, чего боится, для чего он живет и какая от него польза, имеет ли друзей, врагов. Можно попросить назвать 3 основные желания, которые есть у животного. Все эти подробности необходимо узнать у исследуемого с помощью вопросов, которые задаст непосредственно сам психолог.

Стандартная инструкция (нарисовать несуществующее животное) эмоционально нейтральна. Поэтому в данном тесте существуют дополнительные задания.

Нарисовать: «Наиболее злое и страшное животное» (позволяет выявить самые скрытые агрессивные и депрессивные тенденции, реакцию на угрозу), «Счастливое животное» (ценности и стремления тестируемого), «Несчастное животное» (характер опасений, осознанные и неосознанные представления исследуемого о его наиболее острых проблемах, степень устойчивости исследуемого в разной степени стрессов).

Интерпретация методики «Несуществующее животное» и дополнительных заданий в прилагаемом файле.

psichologvsadu.ru

Добавить комментарий