Избирательность внимания в психологии: Избирательность внимания это

Содержание

Свойства внимания, их основные характеристики

Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия.

Основные свойства внимания:

*Избирательность

*концентрация

*объем

*распределение

*переключение

*устойчивость.

Избирательность внимания заключается в способности отбирать значимые стимулы и игнорировать второстепенные. Через наушники испытуемому подавались в оба уха одновременно две магнитные записи. Когда, испытуемого просили внимательно слушать одну из них, испытуемый легко повторял услышанные слова. Но из другой записи он не улавливал почти ничего. Складывается впечатление, что в мозгу существует как бы “фильтр”, который ограничивает способность улавливать сигналы, идущие из разных источников. Однако было установлено, что этот фильтр не всегда действует безотказно. Так, при слуховом восприятии достаточно, чтобы в другое ухо испытуемого было произнесено особо важное для него слово, например, его имя, чтобы он автоматически поменял канал восприятия.

Это ограничение возможностей внимания проявляется и тогда, когда одновременно действуют слуховая и зрительная системы. Например, во время лекции студент может читать интересную книгу. Однако даже если его внимание будет перескакивать с одного канала на другой, вряд ли он сможет хорошо понять хотя бы то, что передается по одному из них, а тем более по обоим.

Концентрация внимания означает, что имеется фокус, в котором собрана вся психическая или сознательная деятельность. Под концентрацией внимания подразумевается степень или интенсивность сосредоточенности внимания.

Объем. Внимание может быть охарактеризовано со стороны его объема. Под объемом внимания в психологии понимают то количество впечатлений, которое может быть с полной ясностью и отчетливостью воспринято в одном акте внимания.

По подсчетам В.Вундта, человеческое сознание может охватить одновременно от 16 до 40 простых впечатлений, в то время как внимание способно подготовить организм к реагированию одновременно на гораздо меньшее количество впечатлений – от 6 до 12 – такого же характера.

Объем внимания — величина индивидуально изменяющаяся, но обычно его показатель у людей равен 5+2.

Распределение внимания – способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Например, одновременно вспоминать вслух стихотворение и письменно производить вычисления. Хрестоматийным примером служат феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь важных дипломатических документов. Вероятно, что в данном случае несколько дел совершаются не совсем одновременно: скорее всего, здесь имеет место очень быстрое чередование внимания от одного к другому. Еще В. Вундт доказал, что человек не может сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности: в тех случаях, когда один из видов выполняемой деятельности полностью автоматизирован и не требует присутствия внимания (пример с глажкой белья и телевизором, вышиванием и беседой).

Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.

Переключаемость – сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться. Известную роль в быстроте переключаемости играют также индивидуальные особенности индивида, в частности, его темперамент. При этом следует отметить, что переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Рассеянность, в житейском смысле слова, является по преимуществу плохой переключаемостью.

Устойчивость внимания заключается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте.

Таким образом, внимание – это проявление избирательной направленности психической деятельности, выражение избирательного характера процессов сознания.

Внимание неразрывно связано со всеми сторонами психики.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Свойства внимания, их основные характеристики

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Свойства внимания, их основные характеристики

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Свойства внимания, их основные характеристики

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Внимание как ограничение поля восприятия. Элементы практической психологии

Внимание как ограничение поля восприятия

Актуальные, личностно-значимые сигналы выделяются вниманием. Выбор осуществляется из множества всех сигналов, доступных восприятию в данный момент. В отличие от восприятия, связанного с переработкой и синтезом информации, поступающей от входов разной модальности, внимание ограничивает лишь ту ее часть, которая будет реально обрабатываться.

Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение приводит к необходимости дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Центральные механизмы переработки информации у человека могут иметь дело в данный момент времени лишь с одним объектом. Если сигналы о втором объекте появляются во время реакции на предыдущий, то обработка новой информации не производится, пока эти механизмы не освободятся. Поэтому если некоторый сигнал появляется через короткое время после предыдущего, то время реакции человека на второй сигнал больше, чем время реакции на него при отсутствии первого. Так, В. Д. Глезер [82] обнаружил, что если в поле зрения человека находится несколько объектов, то опознание второго объекта начинается практически лишь после того, как первый уже опознан.

Каналы центральных механизмов обработки могут быть заняты не только восприятием внешних сигналов, но и контролем за ответными действиями. Это также может являться сдерживающим моментом для реакции на новый сигнал. Попытка одновременно следить за одним сообщением и отвечать на другое понижает и точность восприятия, и точность ответа.

Упомянутые ограничения возможности одновременного восприятия нескольких независимых между собой сигналов, информация о которых поступает из внешней и внутренней среды, связаны с основной характеристикой внимания — его фиксированным объемом. Важной и определяющей особенностью объема внимания является то, что он практически не поддается регулированию при обучении и тренировке. Например, пытались обучить летчиков вести самолет очень низко (на высоте 50-100 м над землей) и одновременно отыскивать на земле мелкоразмерные ориентиры. Исследование действий летчиков в этих условиях показало невозможность раздвоения внимания между двумя указанными независимыми действиями, поскольку каждое из них требовало максимального внимания. Затруднения летчика заключались в практической невозможности так переключать внимание и организовывать сбор информации, чтобы обеспечить выполнение обеих задач.

Преодолеть это затруднение путем тренировки не удавалось [309].

Ограниченность объема воспринимаемого и перерабатываемого материала заставляет непрерывно дробить на части поступающую информацию и определять последовательность (очередность) анализа среды. Что же определяет избирательность внимания, его направление? Выделяют две группы факторов. К первой относят факторы, характеризующие структуру внешних раздражителей, доходящих до человека, т. е. структуру внешнего поля. К ним причисляют физические параметры сигнала, например интенсивность, его частоту и другие характеристики организации сигналов во внешнем поле. Ко второй группе относят факторы, характеризующие деятельность самого человека, т. е. структуру внутреннего поля. Действительно, каждый согласится, что если в поле восприятия появляется сигнал, обладающий либо большей интенсивностью, чем другие (например, звук выстрела или вспышка света), либо большей новизной (например, в комнату неожиданно входит тигр), то этот раздражитель автоматически привлечет внимание.

Факт, что некоторые физические параметры сигнала явно обусловливают направленность внимания, был первым включен в теоретические представления о структуре этого процесса. Так, Бродбент [44], [327] описывал внимание как фильтр, отбирающий информацию уже на входах. В его первой модели внимания селекция осуществлялась на основе только физических параметров по принципу «все или ничего». Здесь человек понимался как пассивный приемник информации. Такая позиция базировалась на обнаруженном им факте, что если человеку подавали одновременно информацию в оба уха и согласно инструкции он должен был воспринимать лишь информацию, поступающую в левое ухо, то подававшаяся при этом в правое ухо другая информация полностью им игнорировалась.

Дальнейшие исследования обратили взгляд ученых на факторы центрального (внутреннего) происхождения, влияющие на избирательность внимания: соответствие поступающей информации потребностям человека, его эмоциональному состоянию, актуальности для него данной информации. Кроме того, внимания к себе требуют действия, недостаточно автоматизированные, а также не доведенные до конца.

В многочисленных экспериментах обнаружено, что слова, имеющие особый смысл для человека, например его имя, имена его близких и т. п., легче извлекаются из шума, поскольку на них всегда настроены центральные механизмы внимания. Ярким примером воздействия особо актуальной информации является факт, известный под названием «феномен вечеринки». Представьте себе, что вы находитесь на вечеринке и поглощены интересной беседой. Внезапно вы слышите свое имя, негромко произнесенное кем-то в другой группе гостей. Вы быстро переключаете внимание на разговор, происходящий между этими гостями, и можете услышать кое-что интересное о себе. Но в то же время вы перестаете слышать то, что говорят в той группе, где вы стоите, тем самым вы упускаете нить разговора, в котором участвовали раньше. Вы настроились на вторую группу и отключились от первой. Именно высокая значимость сигнала, а не его интенсивность, желание узнать, что о вас думают другие гости, определили изменения направления вашего внимания.

Эксперименты Трейсман [по 126], [398] уточнили и расширили первоначальные представления и показали, что избирательность внимания может осуществляться не только на основе физических параметров сигналов, но и по семантическим характеристикам текста. Если на оба уха одновременно подавали разную информацию с инструкцией слушать, например, только левым, а затем неожиданно для человека дали продолжение «левого» рассказа на правое ухо, то он переключался на информацию справа и даже не сразу это замечал. Учитывая эти данные, предположили, что вся пропущенная на входах информация приходит в центры, после чего выделенная там часть сохраняется в памяти, а остальная очень быстро забывается. Таким образом, было введено представление еще об одном фильтре — центральном. В построенной с учетом этого модели входной фильтр уже не полностью блокирует неактуальную, не связанную с инструкцией информацию, а лишь несколько ослабляет ее. При этом ограничение потока перерабатываемой информации может происходить в двух ключевых позициях: периферический фильтр осуществляет отбор по физическим характеристикам, а центральный производит селекцию по категориальным и семантическим признакам. Это представление уточняет Найссер [194]. Периферическое внимание он называет предвниманием и связывает его с относительно грубой и параллельной обработкой информации, допуская, что оно выполняет функции выделения фигуры из фона и слежения за внезапными изменениями во внешнем поле. Центральное внимание он называет фокальным и сопоставляет его с детальной последовательной и осознанной обработкой, в том числе и вербальной.

Следующим шагом на пути учета все более сложных механизмов в динамике организации внимания явилось представление о нем как об активном предвосхищении результатов восприятия с теми же двумя уровнями обработки информации: грубыми и быстрыми параллельными оценками — с помощью предвнимания, и медленными детальными последовательными — с помощью фокального внимания. Отличительной особенностью модели стал циклический характер процесса. Он может быть проиллюстрирован с помощью разработанного Найссером и Беклином визуального аналога методики избирательного слушания. Они записали на видеомагнитофон две разные спортивные игры с мячом и смогли осуществить с помощью зеркала полное наложение двух передач, как если бы на телевизионном экране они демонстрировались одновременно. Испытуемых просили наблюдать за одной игрой и игнорировать другую, нажимая на ключ при каждом ударе по мячу в наблюдаемой игре. При темпе до 40 ударов в минуту по мячу испытуемые легко следили за игрой независимо от того, демонстрировалась она вместе с другой или отдельно. Результаты ухудшались, когда испытуемые должны были следить за обеими играми одновременно. Выполнение этого задания сопровождалось многочисленными жалобами на трудность его выполнения и приводило к большому числу ошибок. Циклическая модель восприятия позволяет объяснить эти результаты. Только эпизод, на который обращено внимание, включен в цикл предвосхищения, обследований и сбора информации, лишь он и воспринимается. Тогда внимание — это такая организация восприятия, при которой человек выбирает то, что он хочет видеть, предвосхищая структуру информации, которая будет при этом получена. Таким образом, здесь в структуре внимания учитываются не только центральные и периферические фильтры, но включается в рассмотрение и динамика их взаимовлияния.

Что же известно о механизмах, осуществляющих фильтрацию? Большую роль в организации предвнимания играет периферическая настройка органов чувств. Прислушиваясь к слабому звуку, человек поворачивает голову в сторону звука и одновременно соответствующая мышца натягивает барабанную перепонку, повышая ее чувствительность. При очень сильном звуке натяжение барабанной перепонки изменяется, приводя к ослаблению передачи чрезмерных колебаний во внутреннее ухо, подобно тому, как сужение зрачка устраняет излишнее количество света. Остановка или задержка дыхания в моменты наивысшего внимания также облегчает прислушивание. Присматриваясь, человек производит целый ряд операций: конвергенцию (сведение осей) глаз, фокусировку хрусталика, изменение диаметра зрачка. Если необходимо видеть большую часть сцены, то фокусное расстояние укорачивается, когда интересны детали, оно удлиняется, соответствующие части сцены выделяются и становятся свободными от влияния побочных деталей. Находясь в фокусе, выделенный участок лишается, таким образом, контекста, с которым первоначально был связан: он виден отчетливо, а его окружение (контекст) кажется размытым. Таким образом, один и тот же участок может приобретать разное значение в зависимости от цели или установки наблюдателя.

Однако в основе избирательности внимания лежат не только процессы периферической подстройки органов чувств, но и центральная настройка. Импульсы, идущие из центра к периферии по слуховому или зрительному нерву, могут избирательно управлять чувствительностью воспринимающих входов. Так, например, Бродбент [328] считает, что для предвнимания характерно постоянное снижение чувствительности по отношению к часто встречающимся комбинациям признаков. П. Я. Гальперин [74] обобщил представления о центральных механизмах внимания. Моторные теории внимания он объединил в первую группу. В них внимание рассматривается как результат двигательного приспособления, улучшающего восприятие предмета. Основополагающим для этой точки зрения является тот факт, что каждое восприятие связано с каким-либо движением и, воспроизведя это движение, человек сообщает восприятию дополнительную интенсивность.

Во вторую группу отнесены теории, делающие акцент на ограничении объема внимания, поэтому более «сильные» представления вытесняют из него более «слабые». С этой точки зрения более «сильными» будут те представления, к которым добавляется воспоминание сходного опыта. Сила представления в конце концов определяется сложением интенсивности внешнего раздражения и активности той части прошлого опыта, которая присоединяется к нему по ассоциации. Отсюда, в частности, берет свое происхождение известная педагогическая рекомендация: для лучшего усвоения нового материала, для его «усиления» желательно призвать на помощь «сходные части» прошлого опыта.

Третью группу составляют теории, связывающие внимание с мотивацией: привлекает внимание то, что связано с интересами человека; это и сообщает объекту восприятия дополнительную интенсивность, а с ней повышается ясность и отчетливость восприятия. Так, ученый, изучающий данную конкретную проблему, сразу обратит внимание на, казалось бы, малую деталь, но связанную с этой проблемой, которая ускользнет от другого человека, не проявляющего интереса к этому вопросу.

Физиологический аспект перечисленных теорий связан с рассмотрением внимания как результата дополнительного нервного возбуждения, исходящего из высших нервных центров и ведущего к усилению образа или понятия. Его динамика представляется следующим образом: навстречу возбуждению, поступающему от органов чувств, центральная нервная система посылает сигналы, которые избирательно усиливают некоторые стороны внешнего раздражения, выделяя их и придавая им повышенную ясность и четкость. В частности, А. А. Ухтомский [272] считал, что возбуждение распространяется по нервной системе неравномерно, и каждый вид деятельности при определенной частоте повторения и значимости может создавать очаги оптимального возбуждения, которые приобретают доминирующий характер. Эти доминантные очаги отличаются особой способностью аккумулировать возбуждение и длительно его удерживать. Отсюда проясняется механизм возникновения преобладающих интересов: доминантные очаги не только тормозят другие очаги возбуждения в коре мозга, но и приобретают способность усиливаться под влиянием возбуждений, посторонних для данного вида деятельности.

Во всех перечисленных группах представлений можно выделить общий и очень важный принцип — возникновение в центральной нервной системе дополнительного возбуждения, усиливающего восприятие конкретного объекта — привлечение к нему внимания. В одном случае это дополнительное возбуждение порождается импульсами от мышц при повторении ряда движений, в другом — определяется воздействием сходного прошлого опыта, в третьем — связано с системой интересов личности и эмоциональным настроением человека. Уделять внимание — значит воспринимать некоторую вещь с помощью вспомогательных механизмов. Внимание всегда предполагает несколько физиологических и психологических вставок (различной природы и разного уровня), посредством которых выделяется и проясняется нечто конкретное.

Таким образом, внимание выполняет своеобразное «ощупывание», осмотр, анализ окружающей среды. Поскольку ощупывание сразу всей среды невозможно, выделяется ее часть — поле внимания. Это та часть среды, которая охватывается вниманием в данный момент. Аналитический эффект внимания можно рассматривать как следствие его усиливающего влияния. Интенсифицируя восприятие части поля и последовательно перенося это усиление на другие части, человек может достичь полного анализа среды.

Значение восприятия (Смысл восприятия)

Значение восприятия (Смысл восприятия) У каждого человека свои восприятия. Разные люди воспринимают разные вещи в одной и той же ситуации. Больше того, каждый приписывает разный смысл тому, что он воспринимаем. И у одного человека значения могут меняться. Он может

Ограничение модели собеседника

Ограничение модели собеседника Шаблон генерализации (обобщения), или Всегда говори «всегда» И вообще: никогда не надо обобщать! Школьная учительница Все, всё, всегда, нигде, никто, никогда — универсальные кванторы общности. «Вы же понимаете, что все нормальные люди отдают

VIII. ОГРАНИЧЕНИЕ Я

VIII. ОГРАНИЧЕНИЕ Я Наше сравнение механизмов отрицания и вытеснения, формирования фантазии и формирования реакции обнаружило параллелизм в способах, используемых Я для избегания неудовольствия, исходящего от внешних и внутренних источников. Такой же параллелизм мы

60. Ограничение Почему еноты ночью скулили

60. Ограничение Почему еноты ночью скулили (сказка Алеши Пустовойтова)Всё было не так. Мир был всегда, только в нём ничего и никого не было – один одинокий старый Енот. Он смастерил себе горы и реки, леса и звёзды, везде скитался и всё узнал, а однажды вскарабкался на самое

Любовь как ограничение свободы

Любовь как ограничение свободы В любви всегда сильнее тот, кто меньше любит. Ган-Ган Для некоторых людей любовь и зависимость — почти тождество, ибо для них любить — значит полностью зависеть от любимого человека. Наверное, в этом нет ничего плохого — если предположить

Школа: ограничение свободы или освобождение?

Школа: ограничение свободы или освобождение? Когда коллектив не имеет необходимости в столь болезненной защите, школа становится главным путем интеграции детей в новые условия существования. Но чтобы она стала этим путем, необходимо, чтобы взрослые привили интерес к

Ограничение инцеста

Ограничение инцеста Если нежность родителей к ребенку счастливо избежала того, чтобы преждевременно, то есть до появления физических условий пубертата, пробудить его сексуальное влечение с такой силой, что психическое возбуждение явным образом прорывается к

Можно ли сказать, что обязательство – это ограничение?

Можно ли сказать, что обязательство – это ограничение? Взрослые не умеют сотрудничать Отказ от обязательств разрушает сотрудничество. Подруга Маши: Что с тобой, Маша? Ты чем-то расстроена?Маша: Я рассталась с Федей. Он ужасно боится обязательств. Как только мы заговорили о

глава седьмая. ограничение утечек энергии

глава седьмая. ограничение утечек энергии Существует такое явление как «мини-эякуляции», или утечки энергии. Отказ от эякуляций будет совершенно бесполезен, если вы не научитесь поддерживать нормальную циркуляцию энергии при помощи дыхания. Если этого не делать,

Любовь как ограничение свободы

Любовь как ограничение свободы В любви всегда сильнее тот, кто меньше любит. Ган-Ган Для некоторых людей любовь и зависимость – почти тождество, ибо для них любить – значит полностью зависеть от любимого человека. Наверное, в этом нет ничего плохого – если предположить

Ограничение контактов со сверстниками

Ограничение контактов со сверстниками Хотя ограничения и правила более эффективны, если использовать их в качестве превентивных мер, они порой помогают уменьшить зацикленность на сверстниках. Всегда лучше стараться делать это как можно менее прямолинейно. Если вы

Самая важная концепция в когнитивной психологии

В сегодняшней рабочей среде никогда не было так сложно сосредоточиться на работе . Мы постоянно боремся с шквалом уведомлений и сообщений из социальных сетей, а также наших рабочих инструментов, таких как Slack и Gmail. По мере того, как работа с фокусом становится все более неуловимой, те, кто может успешно ее развивать, становятся все более ценными.

Как пишет Кэл Ньюпорт в Глубокая работа , «Способность выполнять глубокую работу становится все более редкой в ​​то самое время, когда она становится все более ценной в нашей экономике. Как следствие, те немногие, кто развивает этот навык, а затем делает его основой своей трудовой жизни, будут процветать».

Имея это в виду, избирательное внимание, возможно, является наиболее важным понятием в когнитивной психологии. Понимание того, как избирательное внимание работает в нашем мозгу, поможет нам разработать более эффективные схемы для управления нашим вниманием и улучшения концентрации.

Что такое избирательное внимание?

Избирательное внимание относится к акту сосредоточения внимания на конкретной информации в окружающей среде с отфильтровыванием неважных деталей. Сюда входит как слуховое, так и зрительное внимание.

В своей жизни мы постоянно пользуемся избирательным вниманием. Избирательное внимание также называют эффектом коктейльной вечеринки, который относится к вашей способности слушать один разговор в оживленном ресторане, наполненном шумом, светом, движением и другими отвлекающими раздражителями. Другой пример слухового избирательного внимания — ответ на телефонный звонок во время вождения.

Без селективного внимания мы были бы слишком когнитивно перегружены стимулами, чтобы функционировать большую часть дня. Основная концепция избирательного внимания включает игнорирование нерелевантной информации. Это очень важно, так как психологи все чаще считают, что внимание — это ограниченный ресурс.

Оригинальные теории избирательного внимания

Внимание является одной из изучаемых концепций в психологии, исследованиях мозга и когнитивной нейронауке, причем первые исследования относятся к 1858 году. количество теорий.

Модель фильтра Бродбента

Одна из первых теорий избирательного внимания была разработана Дэниелом Бродбентом. Бродбент предположил, что стимулы фильтруются очень рано в процессе познания, при этом одни стимулы отфильтровываются через узкое место, а другие пропускаются. Бродбент предположил, что фильтрация стимулов основана на физических свойствах, таких как цвет, громкость, направление и высота звука.

Теория затухания Трейсмана

Психолог Энн Трейсман построила теорию Бродбента с одним существенным отличием. В нескольких исследованиях Трейсман доказал, что первоначальный фильтр ослабляет, а не устраняет нерелевантную информацию. Это означает, что люди все еще могут обрабатывать значение информации, на которой они не полностью сосредоточены.

Модели выбора памяти

Модели выбора памяти, основанные на теориях Бродбента и Трейсмана. В моделях выбора памяти посещаемая и автоматическая информация оценивается на основе значения информации на втором этапе после начальной фильтрации.

Кендра Черри приводит отличный пример этого, а также объясняет эффект коктейльной вечеринки:

Представьте, что вы находитесь на вечеринке и слушаете разговор в компании друзей. Внезапно вы слышите, как ваше имя упоминается группой людей поблизости. Даже если вы не слушали этот разговор, слуховые стимулы, ранее остававшиеся без внимания, немедленно привлекли ваше внимание, основываясь на значении, а не на физических свойствах.

Теории ресурсов

В последние годы исследователи все чаще соглашаются с тем, что внимание в человеческом мозгу является ограниченным ресурсом, который можно разделить только на фиксированный объем информации. Это означает, что мы можем сосредоточить свое внимание только на определенном количестве источников в любой момент времени.

Избирательное внимание и ваша продуктивность

В эпоху смартфонов и компьютеров тот факт, что наше внимание является ограниченным ресурсом, оказывает большое влияние на то, как мы подходим к работе, сосредоточенности и продуктивности.

Уберите все отвлекающие факторы

В современном мире у нас есть бесконечное количество отвлекающих факторов в течение рабочего дня. Наши сотовые телефоны и компьютеры производят постоянный поток уведомлений и сообщений. Эти отвлекающие факторы исходят как от личных, так и от рабочих инструментов, таких как Slack и Gmail. Эти отвлечения приводят нас к разделённому вниманию.

Зная, что наше внимание — ограниченный ресурс, неудивительно, что время для концентрации становится все более редким и трудным. Недавно мы писали о том, как телефоны снижают вашу способность концентрироваться, даже если они не отвлекают вас активно.

Чтобы избавиться от этих отвлекающих факторов, вы можете предпринять следующие действия , если хотите избежать рассеянного внимания и улучшить концентрацию:

  1. Уберите телефон из комнаты.
  2. Закройте все ненужные приложения и веб-сайты.
  3. Отключить все уведомления.

При выполнении этих действий удаляются те источники информации, которые отвлекают ваше внимание от когнитивных функций.

Прекращение многозадачности

Поскольку внимание является ограниченным ресурсом, разделение нашего внимания во время многозадачности снижает нашу способность выполнять задачи. Исследования показывают, что многозадачность может снизить производительность на целых 40%. Исследование, проведенное в Стэнфордском университете, показало, что люди, которые активно работают в режиме многозадачности, хуже справляются с сортировкой релевантной и нерелевантной информации.

Доктор Роберт Ф. Борнштейн, профессор психологии Университета Адельфи, утверждает: «На самом деле невозможно писать текстовые сообщения (или общаться в чате) и уделять достаточное внимание другой ресурсоемкой задаче (например, редактированию документа). Каждая задача «исчезает». из кратковременной памяти. Затем мы должны перефокусироваться, чтобы восстановить эту информацию, когда мы переключаем наше внимание обратно на исходную задачу, что требует времени и усилий».

Сокращение многозадачности означает, что мы удерживаем одну задачу в нашем внимании и рабочей памяти. Это улучшает обработку информации и позволяет вам быть более продуктивным и делать больше.

Оптимизация для периодов интенсивной концентрации

Чтобы оптимизировать свою производительность, полезно выделять явные периоды времени для интенсивной концентрации. Вы можете использовать такой метод, как тайм-боксинг, чтобы назначать периоды времени, чтобы сосредоточиться на одной задаче. Это хорошо работает с избирательным вниманием, потому что позволяет убрать все отвлекающие факторы и сконцентрировать все свое внимание на одной задаче сразу.

Следите за вниманием и концентрируйтесь

Нельзя улучшить то, что нельзя измерить. Невозможно узнать, улучшаете ли вы свое внимание, не измеряя его. Джеймс Клир пишет в своей статье об избирательном внимании: «Единственный способ выяснить, что работает, а что нет, — это измерить свои результаты. Если вы будете повторять этот цикл в течение 20 лет, то в конечном итоге вы научитесь сосредотачиваться на том, что имеет значение, и игнорировать то, что не имеет значения». Вы можете использовать трекер производительности, такой как Rize, чтобы отслеживать свое внимание и точно видеть, какие приложения или сайты вас отвлекают.

Заключение

Нас перегружают информацией. Те, кто может фильтровать данные и выборочно заниматься самой важной работой, будут более продуктивными и успешными. Улучшение вашего избирательного внимания улучшит то, как вы обрабатываете информацию. Это, в свою очередь, повысит вашу производительность и качество работы. Избирательное внимание и способность отфильтровывать увеличивающийся объем информации останутся одними из самых важных концепций когнитивных наук в ближайшие годы.

Источники

  1. https://www. verywellmind.com/what-is-selective-attention-2795022
  2. Broadbent DE. Восприятие и общение. Лондон: Пергамон Пресс; 1958.
  3. https://www.simplypsychology.org/attention-models.html .
  4. Трейсман А.М. Избирательное внимание у человека . Британский медицинский бюллетень. 1964;20(1):12-16. doi:10.1093/oxfordjournals.bmb.a070274.
  5. https://psychology.wikia.org/wiki/Selective_attention  
  6. Офир Э., Насс С., Вагнер А.Д. Когнитивный контроль в медиа многозадачности . ПНАС США. 2009;106(37):15583-15587. doi:10.1073/pnas.0903620106
  7. https://www.psychologytoday.com/us/blog/big-career-corner/201011/are-we-multi-tasking-our-way-zero-productivity
  8. https://jamesclear.com/selective-attention  

Фото Romain Vignes — простой интеллектуальный счетчик времени, который улучшает концентрацию и помогает выработать лучшие рабочие привычки.

Избирательное внимание

Избирательное внимание — это когнитивный процесс, при котором человек обращает внимание на один или несколько сенсорных входов, игнорируя другие. Избирательное внимание можно сравнить с тем, как узкое место ограничивает скорость потока жидкости.

Откройте для себя еще 31 статью по этой теме

Не пропустите эти статьи по теме:

  1. Обработка сверху вниз и снизу вверх
  2. Ощущение и восприятие
  3. Типы иллюзий
  4. Гештальт t Законы подобия, близости и замыкания
  5. Избирательное восприятие

Узкое горлышко не позволяет жидкости сразу попасть в корпус бутылки; скорее, он позволяет жидкости поступать в определенных количествах в зависимости от скорости потока, пока вся она не попадет в корпус бутылки. Избирательное внимание необходимо для того, чтобы мы сознательно обращали внимание на сенсорные стимулы таким образом, чтобы не испытывать сенсорной перегрузки.

Существует три модели избирательного внимания. Это модели внимания Бродбента, Трейсмана и Дойча и Дойча. Их также называют моделями внимания с узким местом, потому что они объясняют, почему мы не можем одновременно обращать внимание на все сенсорные входные данные на сознательном уровне.

Модель фильтра Бродбента

В 1958 году Дональд Бродбент предложил модель фильтра внимания, которая утверждает, что существует сенсорный буфер, куда попадают все сенсорные стимулы в любой момент времени. Один из сенсорных входов выбирается на основе физических свойств раздражителей. Затем этот вход пропускают через фильтр. Бродбент считал, что фильтр необходим для предотвращения перегрузки системы обработки информации. Те сенсорные входы, которые не были выбраны, временно сохраняются в сенсорном буфере до тех пор, пока они не будут обработаны. Однако, если они не обрабатываются, эти сенсорные входы, которые остаются в сенсорном буфере, могут распасться или исчезнуть.

Бродбент провел эксперимент, используя дихотическое задание на прослушивание, в котором он посылал одно сообщение на правое ухо человека и другое сообщение на другое ухо. Исследование привело Бродбента к выводу, что люди будут повторять сообщения в том порядке, в котором они отправляются на слух, а не в том порядке, в котором они были услышаны.

Теория затухания Трейсмана

Энн Трейсман предложила свою теорию избирательного внимания в 1964 году. Его теория основана на более ранней модели Бродбента. Трейсман также считал, что этот человеческий фильтр выбирает сенсорные входы на основе физических характеристик. Однако она утверждала, что оставленные без присмотра сенсорные входы (те, которые не были выбраны фильтром и остаются в сенсорном буфере) скорее ослабляются фильтром, чем устраняются. Затухание — это процесс, при котором невыбранные сенсорные входы обрабатываются с пониженной интенсивностью. Например, если вы выборочно прислушиваетесь к звонящему телефону в комнате, где есть телевизор, плачущий ребенок и разговаривающие люди, последние три источника звука приглушаются или уменьшаются в громкости. Однако, когда плач ребенка становится громче, вы можете обратить свое внимание на ребенка, потому что звуковой сигнал все еще присутствует, а не теряется.

Deutsch и Deutsch

В 1963 году Deutsch & Deutsch предложила модель позднего отбора, которая объясняла, что вся информация, как посещаемая, так и необслуживаемая, подвергается анализу на предмет значения. После такого анализа происходит отбор сенсорного входа. Одним из факторов, который оказывает большое влияние на выбор входных данных, является актуальность информации во время обработки.

Полная ссылка: 

Вам разрешено копировать текст

Текст в этой статье находится под лицензией Creative Commons-License Attribution 4.0 International (CC BY 4.0).

Это означает, что вы можете свободно копировать, распространять и адаптировать любые части (или весь) текста в статье, если вы указываете соответствующий кредит и предоставляете ссылку/ссылку на эту страница.

Вот и все. Вам не нужно наше разрешение для копирования статьи; просто включите ссылку/ссылку обратно на эту страницу. Вы можете использовать его свободно (с какой-либо ссылкой), и мы также согласны с тем, что люди перепечатывают его в таких публикациях, как книги, блоги, информационные бюллетени, учебные материалы, статьи, википедия и презентации (с четким указанием авторства).

Добавить комментарий