К активным формам воображения относятся: Примеры активного воображения. Сновидения и фантазии. Анализ и использование

Содержание

Воображение и другие познавательные процессы

 
 

  1. Понятие «воображение»
  2. Виды воображения и формы его проявления
    1. Виды воображения
    2. Формы воображения
  3. Функции и способы процесса воображения
    1. Функции воображения
    2. Приёмы и способы процесса воображения
  4. Воображение и другие познавательные процессы
  5. Воображение и творчество
  6. Заключение
  7. Список литературы

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие «воображение»

      Из  всех психических познавательных процессов  личности воображение — особый процесс  человеческой психики. Он стоит отдельно от остальных психических процессов, хотя и занимает промежуточное положение между восприятием, памятью и мышлением.

Воображение создает новое в форме образа, представления или идеи на основе ранее воспринятых образов, и которые в реальной действительности не существуют. Воображение свойственно только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Это такой же физиологический процесс, как и другие психические процессы, но в отличие от них механизм воображения труднее поддаётся изучению. Это одна из самых загадочных граней человеческой психики. Воображение позволяет человеку выйти за пределы реальности вне времени и пространства.

      Можно дать и более «приземлённое» определение  этого процесса. Воображение

— это психический процесс, результатом которого является образ, не воздействующий на органы чувств человека. Воображение всегда есть определённый отход от действительности. Но в любом случае источник воображения – объективная реальность. 

  1. Виды  воображения и  формы его проявления

 

    1. Виды  воображения

        Воображение функционирует на  разных уровнях, а их различие определяется, в первую очередь, по степени активности человека.

Видами по степени выраженности являются активное (произвольное) и пассивное (непроизвольное) воображение.

      Активное  воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Пользуясь этим видом воображения, человек сознательно ставит перед собой творческую или личностную задачу придумать что-либо и далее выполняет её. Активным этот вид называется потому, что в любой момент времени, создавая соответствующий образ, человек может внести нечто новое, остановиться, т.е. он в состоянии управлять данным процессом или прекратить его по своей воле. Активное воображение по степени уникальности образа может быть творческим (продуктивным) и воссоздающим (репродуктивным).

      Активное  творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов, которые имеют много новых фантазийных элементов. Такие образы реализуются в оригинальные и ценные продукты деятельности. Они обычно ни на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже создано. Этот вид воображения является неотъемлемой частью искусства и творчества, художественного и технического прогресса.

      Результатом воссоздающего активного воображения являются продукты, частично основанные на прежнем опыте, в которых имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. Создаётся образ, соответствующий описанию или реальности с элементом фантазии, но такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

      Пассивное воображение – это воображение, в котором образы рождаются и изменяются спонтанно, без участия воли и желания человека, не воплощаются в жизнь. Человек не в состоянии контролировать ни начало, ни течение, ни окончание соответствующего процесса. В ходе процессов пассивного воображения происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания.

Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным.

      Преднамеренное  пассивное воображение создаёт образы, которые не могут быть реализованы. Они не связанны с волей, способствующей их осуществлению. Чаще всего это удобная возможность уйти от действительности. К этому виду воображению можно отнести мечты и грёзы.

      Непреднамеренное  пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне. Примерами непреднамеренного пассивного воображения    являются галлюцинации и сновидения. 

    1. Формы воображения

      Воображение  может проявляться в разных формах. Это мечты, грёзы, галлюцинации и сновидения.

      Формой  проявления активного воображения  и необходимым условием претворения  в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности, являются мечты. Мечты – отодвинутые  во времени желания, продукты воображения, нацеленные на желаемое будущее. Мечты связаны с действительностью, они более или менее реальны. Мечты – это сильный мотивирующий фактор творческого поиска, они могут осуществляться. Можно сказать, что любой предмет, сотворённый человеком, в своём историческом контексте – это чья-то осуществлённая мечта.

      Воображение может выступать и как замена деятельности, когда человек уходит от действительности в область фантазии, чтобы скрыться от неразрешимых задач, от необходимости действовать, от тягот жизни. Такие фантазии называются грёзами. В грёзах отражается связь фантазии с нашими потребностями. Грёзы – это своеобразные мечты, которые оторваны от реальной действительности и, в принципе, неосуществимы. Они компенсируют человеку в выдуманной жизни то, чего ему недостаёт в реальной жизни. Грёзы занимают промежуточное положение между мечтами и галлюцинациями, но их отличие от галлюцинаций состоит в том, что грёзы являются продуктами активности нормального сознания человека и их можно считать вполне нормальным психическим состоянием.

      Галлюцинациями  принято считать продукты воображения, создаваемые в состоянии изменения  психики, отклонения от нормы сознания человека. Они являются фантастическим видением, не имеющим почти никакой связи с действительностью.

Галлюцинации – это всегда результат нарушения нормального процесса функционирования психики или работы организма, они сопровождают многие болезненные состояния. Изменённые состояния сознания человека могут возникать по разным причинам: гипноз, болезнь, влияние психотропных веществ, алкогольных продуктов, наркотиков. При галлюциногенном состоянии образы бывают настолько яркими, что человек абсолютно убеждён в их реальности.

      Сновидения, как и галлюцинации, относятся к разряду пассивных непреднамеренных форм воображения. Эта форма воображения всегда представляла и до сих пор представляет особый интерес для учёных и одну из наиболее сложных загадок психики человека.

      Древние медики и философы ещё до Аристотеля придерживались мнения о том, что содержанием сновидений являются «впечатления» души, которые она получает, покидая тело человека в то время, когда он спит. Они полагали, что душа существует вне тела и не ограничена в своих перемещениях, поэтому содержанием снов могут стать настоящие, прошлые и будущие события.

      Аристотель, в свою очередь, связал сновидения с  восприятием. По Аристотелю во время  сновидений происходит необычное восприятие окружающей действительности, так как  образы проникают в мозг не через  органы чувств, а через другие части тела и, поэтому человек видит во сне нереальные, фантастические картины.

      В средние века содержание сновидений связывали с влиянием Бога или  дьявола на душу человека. Если с  человеком во сне общался Бог, то он подсказывал ему, какие события  могут произойти в ближайшем будущем. Если же на душу человека во сне оказывал влияние дьявол, то такой человек становился проводником его желаний в реальной жизни, поэтому его судили, пытали и даже физически уничтожали.

      В XVII-XIX веках среди учёных стали популярными сразу две теории сновидений: эпифеноменальная и  физиологическая.

Эпифеноменальная теория сновидений утверждала, что сновидения никакой роли  в жизни человека не играют и являются просто случайными отражениями в его голове тех физиологических процессов, которые происходят в мозге во время сна. Физиологическая теория предполагала, что содержание сновидений  положительно влияют на процессы, происходящие в организме. Они сигнализировали человеку о том, нормально или ненормально работает его организм.

      В начале XX века свою теорию сновидений предложил Зигмунд Фрейд. Он утверждал, что в содержании сновидений человека в символической форме проявляется то, что находится в его психике на подсознательном уровне. Между бессознательным и сознанием человека действует психологический защитный механизм под названием «цензура», который не допускает в сознание человека то содержание его бессознательного, которое ему неприятно. Во время сна влияние механизма «цензуры» ослабевает и в содержание сновидений бессознательное проникает в виде символов, которые З. Фрейд предложил расшифровывать при помощи словаря символов сновидений.

      Истинная  роль сновидений в жизни человека до настоящего времени не установлена, хотя известно, что в сновидениях  находят выражение и удовлетворение некоторые жизненно важные потребности человека, которые иногда не могут быть воплощены в жизни. С другой стороны, есть сны, которые носят предупреждающий, намекающий характер. Некоторые же сны могут сбываться. В этом случае, как мне кажется, человек задаётся вопросом: что это – интуиция, дар предвидения или мистика? 

  1. Функции и способы процесса воображения

 

    1. Функции воображения

      Воображение различается у людей по нескольким признакам:

      — широте воображения;

      — яркости образов;

      — степени их правдивости и реалистичности, оригинальности, новизне;

      — произвольности, т. е. умению подчинять  воображение поставленной задаче;

      — устойчивости образов;

      — типу представлений, которыми  пользуется человек.

      В жизни человека воображение выполняет  несколько различных функций.

      1) Образное представление действительности и возможность пользоваться этими образами. Представляя несуществующее в реальности,  человек преобразовывает окружающий мир и создаёт нечто новое по продуктам воображения. Воображение помогает человеку представить конечный или промежуточный результат, что в итоге и способствует его предметному воплощению. Эта функция воображения неразрывно связана с мышлением и органически в него включена.

      2) Регулирование эмоциональных состояний. Эта функция связана с саморегуляцией поведения, психических процессов и состояний человека. При помощи своего воображения человек может повлиять на своё поведение в будущем, спланировать его, проиграть в своём воображении.

      3) Формирование внутреннего плана действий. Эта функция заключается в способности выполнять действия в уме, при этом манипулируя образами. Данная функция воображения наиболее полно реализуется в наглядно-образном мышлении человека и в его развитии.

      4) Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности внимания, памяти, речи и эмоций. При помощи вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

      5) Планирование и программирование деятельности. Функция реализуется в мысленном составлении человеком программ и планов своего будущего поведения, в их образном представлении, когда проблемная ситуация не определена.

      6) Психодиагностическая функция. Она заключается в том, что по продуктам воображения человека можно делать определённые выводы о его собственной психологии. Воображение выступает как своеобразное отражение свойств личности, психологического состояния или настроя человека. Эта функция используется во многих современных психодиагностических тестах, её используют врачи-психиатры для заочной постановки диагноза по продуктам воображения человека. А так же при создании проективных личностных тестов. Такими, например, являются Тематический апперцептивный тест (ТАТ) Г. Мюррея (испытуемый сочиняет рассказы по сюжетно-неопределённым картинкам) и Тест чернильных пятен Г. Роршара (по симметричным бесформенным чернильным пятнам человек пытается «увидеть» что-либо осмысленное). [1] 

беседа с внутренним художником. Сновидения и фантазии. Анализ и использование

Пример Активного Воображения: беседа с внутренним художником

Для того чтобы наша беседа, с самого начала, стала более конкретной, я сразу приведу вам пример сеанса Активного Воображения, записанный одной женщиной. Это будет первый из ряда примеров, которые мы рассмотрим в следующих нескольких главах. Эти примеры должны дать вам более четкое представление о том, чем, собственно, занимаются обычные люди, когда они усаживаются, чтобы на практике испытать Активное Воображение: как они подходят к этому процессу, как они его записывают. Кроме того, вы узнаете, какие самые разные задачи вашей внутренней работы можно решить с помощью Активного Воображения.

Эти примеры позволяют сделать один четкий вывод: вы не должны пытаться «приукрасить» ваше воображение и сделать его более правильным, выверенным или «утонченным» Цель Активного Воображения состоит в том, чтобы ощутить и честно записать все грубые, естественные формы, исторгаемые вашим бессознательным. Вы пишите не художественное произведение, которое будут читать другие люди. Это касается только вас и вашего бессознательного, вас и Бога, и потому пусть эти образы будут такими грубыми, бессвязными, смущающими, прекрасными или неисправимыми, какими они могут быть, когда непроизвольно исторгаются бессознательным. Тогда результат вашего опыта будет более честным и более соответствующим действительности.

Данный конкретный случай Активного Воображения произошел с женщиной, которая однажды ночью обнаружила, что не может уснуть из-за маниакальной идеи, «привязавшейся» к ней в то время, когда она переделывала интерьер своего дома. Она сама выбирала и покупала краски, сама делал всю работу и довела себя до полного изнеможения. И вот прошло уже пол ночи, а она все еще была не в состоянии уснуть, потому что никак не могла прогнать из своих мыслей различные способы смешения красок, различные цветовые комбинации, различные образцы тканей и мебели.

Поскольку эта женщина раньше уже пользовалась Активным Воображением, то она решила войти в воображение и отыскать там тот образ, который воплощает ее манию. Она хотела отыскать ту часть своего «я», которая стала жертвой мании, и завязать с ней диалог.

Это один из самых изящных примеров Активного Воображения: персонифицировать невидимое содержимое бессознательного и поднять его на поверхность в форме образа, с которым можно вести диалог и взаимодействовать.

В нашем бессознательном часто присутствует нечто смутное и невидимое, вызывающее у нас беспокойство. Мы можем чувствовать, что конфликт находится у самой поверхности, но не можем видеть, что собственно происходит. У нас не возникает никаких специфических или конкретных ассоциаций. Мы ощущаем эффект, но в настолько смутном и бесформенном виде, что не знаем, «с какой стороны к нему подступиться». Иногда это необъяснимый, невесть откуда взявшийся гнев. Мы не можем сказать, почему мы сердимся или на что мы сердимся — просто сердимся и все. Меланхолия, угрюмость, беспокойство, депрессия, мания — все они относятся к этой категории.

Когда это происходит в вашем воображении, вы можете отправиться к вашему бессознательному и потребовать персонификации его невидимого содержимого. Вы можете начать ваше Активное Воображение с вопроса: «Где находится эта мания? Кто обезумел? Откуда приходит это чувство? Кто это внутри меня чувствует себя подобным образом? Каков его образ? Как он или она выглядит?»

Если вы это сделаете, то образ, рано или поздно появится в вашей голове. Этот образ может персонифицировать саму манию, или он может представить ту часть вашего «я», которая создает этот эффект — ту часть, которая стала жертвой мании, депрессии, меланхолии или ярости.

Итак, вот какие ощущения посетили женщину в середине ночи. Потом она составила несколько пояснений, которые здесь даны в скобках. Но все, что произошло в процессе Активного Воображения, она перенесла в свою записную книжку в том виде, в каком она его увидела в ту ночь:

Во время переделки интерьера нашего дома, я была чрезмерно озабочена тем, чтобы подобрать правильные цвета, соответствующие материалы, определить дизайн и сохранить общий стиль интерьера. Однако, по мере продвижения работы, эта «озабоченность» полностью овладела мною. Я была не в состоянии уснуть, потому что не могла прогнать из своих мыслей бесконечную вереницу цветовых решений и образцов дизайна. То, что начиналось как интересный проект, превратилось в манию.

Процесс принялся жить своей собственной жизнью; он переключил на себя все мои ресурсы; он функционировал, совершенно не подчиняясь моему сознанию. Несмотря на то, что, в результате, высвобождалось большое количество энергии, я чувствовала, что силы покидают меня. Я стала раздражительной и нетерпеливой в отношениях с моим супругом, который не мог понять моего фанатизма.

Дисциплинировать себя, навесить на эту мою огромную внутреннюю энергию ярлык отрицательного animus или отрицательного усердия — все это были недостаточные меры. Хотя я и ощущала эту навязчивую идею как отрицательную силу, я чувствовала, что она не столько отрицательна, сколько чрезмерна. Это был новый родник живительной силы, вышедший из-под контроля. Попытка подчинить его поведенческими средствами только загнала бы этот источник обратно в «тень». Я утратила бы доступ к нему. Поэтому я спросила себя: «Что это так неожиданно на меня нашло?» Посреди ночи я вступила в диалог с этой моей внутренней «энергией», чтобы выяснить, что она собой представляет и чего хочет?).

Мое Активное Воображение.

(В моих записях большая буква Э обозначает мое эго, голос моего осознающего разума. «Яп» обозначает голос, который впоследствии оказался японским художником. Поначалу я не могла разглядеть, кто именно со мной разговаривает).

Э: Что здесь происходит? Мною овладела какая-то неизвестная мне сила. Я не могу спать, потому что мой мозг бомбардируется бесконечной вереницей цветов и оттенков. Что ты делаешь? Чего ты хочешь? Кто ты такой? (Голос): (В моем воображении этот голос похож на женский). Цвета так красивы. Посмотри на игру оттенков. Посмотри, как они напоминают о различных аспектах природы. Например, вот этот цвет хорошо подойдет к дереву книжных полок.

Э: Извини. Да, это цвет действительно красивый, но я устала и у меня в жизни есть еще и другие проблемы. Мне есть на что тратить силы. А ты мне мешаешь. (В этот момент я начала понимать, что этот женский голос внутри меня не столько маниакально озабочен цветами, сколько восхищается ими).

(Голос): Я очень хорошо представляю себе, что ты хочешь здесь создать. Я стараюсь выбрать для этого наилучшие средства. Чтобы это произошло, стало реальным, мы должны правильно подобрать ткань и краски, а также определиться с дизайном.

Э: Прекрасно. Но ты что, собираешься этим заниматься всю ночь?

Яп.: А-а, да. Я понял, что ты имеешь в виду.

(Я начинаю яснее различать фигуру. Это фигура японца. Поначалу она похожа на мужчину, но теперь я вижу, что она не мужская и не женская, а двуполая. Я вижу, что это — художник, облаченный в оранжевое буддийское одеяние. Существо обиженно молчит. Неожиданно я «нападаю на след» личности этого существа, и я «знаю», что у него есть чувствительность, видение, порожденное глубоким уважением к физической природе. Я чувствую, что не хочу терять это существо. Я чувствую, как улетучивается мое раздражение и гнев. Это создание начинает меня очень интересовать).

Э: Пожалуйста, не уходи. Я не сержусь. Мы можем прийти к соглашению, в результате которого нам обоим будет хорошо. Почему ты так сильно давишь на меня?

Яп. : Я боюсь.

Э: Боишься чего?

Яп: Я боюсь, что меня снова запрут.

Э: Запрут?

Яп: Мне очень редко выпадает случай выразить себя. Мне кажется, что пока дверь открыта, я должен работать быстро и интенсивно. Скоро все закончится, и я снова буду заперт.

Э: Я начинаю тебя понимать, В моей жизни у тебя было настолько мало возможностей проявить себя, что я и не подозревала, что ты существуешь. В цивилизации, в которой я живу, для тебя нет места. И я не пошла против своей цивилизации, чтобы предоставить тебе это место.

Яп: Это правда. Я чувствую, что умираю с голоду. Это, может быть, моя единственная возможность.

Э: Это не обязательно. Если я предоставлю тебе другие возможности для самовыражения, то ты станешь меньше отчаиваться? Сможешь ли ты снизить интенсивность своего труда?

Яп: Да…

(Наступает долгое молчание. Затем существо начинает говорить очень мягко). Ты осознаешь, что это может за собой повлечь?

Э: (Я чувствую испуг. Я нахожусь на грани поступка с необратимыми последствиями).

Мне кажется, что да. Я знаю, что мне будет нелегко разрешить себе чисто творческие порывы в мире физических ощущений. Я всегда отличалась практичностью. На меня всегда давили моя работа и мои обязанности.

Яп: Я пытался выразить себя посредством тебя, но «практицизм» всегда побеждал. Радость чистого творчества, живущая в практической части жизни, существует ради себя самой — ей не нужны ни результат, ни, так называемые, практические выгоды.

Э: Это правда. И если принять во внимание созданные мною условия, мои основные установки, я знаю, что ты был вынужден причинить мне неудобства, чтобы привлечь мое внимание. Я понимаю, что должна освободиться от вещественных ценностей, которые окружают и подавляют меня. Я должна бороться с этим отрицательным мужским образом мышления, озабоченным только производственными мыслями, которые вытесняют все остальные. Этот образ мышления использует мой страх потерпеть неудачу, не справиться со своими обязанностями. И я должна бороться со своим желанием преуспеть на работе, которое выходит из-под контроля. Я должна обратиться к ценностям, связанным с искусством, художественным самовыражением в реальном мире. И я должна найти место для тебя. Если говорить прямо, я должна немедленно дать тебе возможность работать. Что ты предлагаешь?

Яп: Что-то вроде керамики, акварелей. Посади цветы

Займись искусством составления букетов. Или ты можешь заняться чем-то менее обычным. Я просто хочу, чтобы мы работали и играли с формой, цветом и другими аспектами физического мира.

Э: Отлично. Я тоже нуждаюсь в твоей помощи. Мне нужно твое понимание ценностей мира ощущений, чтобы быть в силах справиться с подавляющими меня предубеждениями.

Яп: Тебе только нужно успокоиться и обратиться ко мне, и я отвечу. Я приду к тебе.

К этому сеансу Активного Воображения имеется интересное примечание: что женщина чувствовала в ходе этого события и какой урок она из него извлекла:

Язык данного Активного Воображения вызвал во мне активное неприятие. «Творчество», «занятия» керамикой и акварелью — все это казалось мне банальностью, штампом. Тем не менее, я поняла, что каким бы смешным мне не казался язык видения, какой бы глупой или напыщенной я себя не чувствовала, мне следует подпитывать физическую и чувственную сторону своей натуры. Я должна общаться с этой частью моего «я» на ее условиях и делать то, чего она захочет, в разумных пределах, конечно.

Фигура японского художника заставила меня осознать степень той неприязни, с которой моя цивилизация относится к восприятию красоты. Эта цивилизация интересуется только производством и зарабатыванием денег. Она не ценит бытие и превозносит действие. Она не ценит красоту, если эта красота существует сама по себе и не имеет практического применения. Диалог с этим новым союзником привел к длительному исследованию впитанных мною с рождения предубеждений, свойственных моей цивилизации. Это помогло мне отделить мою индивидуальную природу от коллективной. Иными словами, это стало частью процесса моей индивидуации.

В результате этого Активного Воображения, женщина обнаружила, что перед нею открывается новый мир. Она постоянно беседовала с этой внутренней фигурой японского художника. Она начала заниматься керамикой.

Каждую неделю она тратит определенное количество времени либо на работу в своем саду, либо на занятия в мастерской керамики, либо на другую физическую или художественную деятельность, которая дарит ей чувство прекрасного и связывает ее с земными, женскими ценностями.

Как вы знаете из ее диалога, она была настолько перегружена умственной работой — мышлением, анализом, производительностью — что в ее жизни не оставалось места для физической деятельности, физической красоты, ощущения связи своего физического тела с землей, растениями, оттенками и материалами, которые приводят в такое восхищение ее внутреннего дзэнского монаха.

Сознание того, что она подпитывает прежде голодавшую часть своего «я», приносило ей глубокое удовлетворение. И, соответственно, улучшилось ее понимание того, кто она есть. Она является гораздо более многогранным человеком, чем ей это раньше казалось.

Любое присутствующее внутри вас качество вы можете персонифицировать и убедить его принять тот образ, с которым вы сможете взаимодействовать. Если вы чувствуете подавленность, то можете отправиться к вашему воображению и попросить эту подавленность персонифицироваться посредством какого-либо образа. Если вы впали в меланхолию, то сможете сделать то же самое. Образ является исходной точкой. Затем вы можете вступить в диалог, вы можете взаимодействовать — и тогда вы сможете прийти к какому-то взаимопониманию.

В этом примере присутствуют все основные элементы, необходимые для успешного применения Активного Воображения. Пожалуйста, обратите внимание, что все началось с пассивной фантазии. Когда эта женщина лежала в постели, бесконечная череда цветов и образов проплывала перед ее глазами. В этот момент она была просто зрителем, которым полностью овладела фантазия.

Она преобразовала эту фантазию в Активное Воображение именно в тот момент, когда находилась вне фантазии, представляя собой осознающий эго-разум, абсолютно независимую силу. Затем она начала играть активную роль, начала задавать вопросы и требовать ответов на них. Она пыталась выяснить, кто скрывается за всем происходящим, кто генерирует этот поток фантазии. В результате сформировался образ, и можно было начать разговор.

Во всем происходящем были задействованы ее чувства, что является еще одним доказательством того, что она имела дело с настоящим Активным Воображением. Ситуация вывела ее из себя, и все же она была тронута, когда обнаружила, что до этого момента значительная часть ее внутреннего «я» игнорировалась и подавлялась. Она оценила эту часть; она поняла ее значение; она испытала по отношению к ней нежные чувства. Это доказывается не только ее словами, но и действиями, которые она впоследствии совершила в честь этой части своего «я».

Еще одним важным фактором явилось ее желание выслушать пришедшую из бессознательного личность. Она не пыталась одолеть или подчинить себе этот внутренний голос. Она предпочла позволить ему высказаться и поучиться у него.

В последующих главах мы исследуем многочисленные концепции, связанные с Активным Воображением. Но уже на одном этом примере вы узнали основные принципы, которые вам потребуются для занятий настоящим Активным Воображением. Если вы их хорошо усвоили, то вы уже стали на путь, ведущий к пониманию и применению этого высокого искусства.

Не глупите — понаблюдайте за внутренним мерилом

Не глупите — понаблюдайте за внутренним мерилом Возьмите пример с Нормана и сами попробуйте выполнить упражнение «О-Б-М-Е-Р». Оно состоит из: Объективного анализа, Более подробного учета альтруистического поведения, Минуты для самооценки, Единого обзора данных и

3.1 Определение Активного Воображения и подход к нему

3.1 Определение Активного Воображения и подход к нему Ниже мы будем исследовать искусство Активного Воображения, и изучать четыре фазы работы с ним. Но, прежде чем мы начнем, читателю следует запомнить одно основополагающее предупреждение: прежде чем начать заниматься

Другие способы фиксации Активного Воображения

Другие способы фиксации Активного Воображения Многие люди могут фиксировать свое Активное Воображение особым способом. Они могут выражать свои внутренние образы в танце, музыке, картине, скульптуре или громкой речи.Однажды у меня была пациентка — танцовщица, которая

Примеры активного воображения

Примеры активного воображения Прежде чем перейти ко второй фазе, я приведу вам три примера Активного Воображения, среди которых есть и продление сна, и диалог с внутренней личностью.Первый пример зафиксирован Юнгом. Это был один из первых случаев использования им

Жизнь по внутренним ритмам

Жизнь по внутренним ритмам Эрик. Я думаю, сейчас мы вступаем в другую фазу. Чувственная жизнь — это то, о чем обычно говорят как о чувственном осознавании или когда увеличивается ваша восприимчивость, когда вы узнаете, как что-то замедлить или как глубже проникать в суть

Стать художником любой ценой

Стать художником любой ценой Шли 70-е годы, и Уиланд был художником классического типа – голодал и жертвовал всем ради своей мечты. Он писал и складывал картины в ряд у стенки. Правда, время от времени устраивал выставки в местной средней школе и продавал свои работы всего

В любимом деле – станьте художником

В любимом деле – станьте художником Не пытаться зарабатывать на жизнь любимым делом – самая большая ошибка людей. Малькольм С. Форбс Тренер по стратегии успеха Дэн Салливан однажды заявил, что все предприниматели – истинные художники своего дела. Они заставляют

Растождествитесь с внутренним мыслителем

Растождествитесь с внутренним мыслителем Чтобы легче было растождествиться с умом, Экхарт Толле предлагает представить, что в каждом из нас есть подлинный Я – и есть тот, кто мыслит, тот, кто, собственно, и порождает эго, тот, кто находится в полной зависимости от

Глава 3 Управление внутренним состоянием

Глава 3 Управление внутренним состоянием Успех достигается за счет внутреннего спокойствия и внешней активности… Колин Рив Внутреннее состояние – один из важнейших факторов, влияющих на способность человека эффективно управлять собой и взаимодействовать

Разговор с «внутренним Бобом»

Разговор с «внутренним Бобом» Вы – тот самый человек, который постоянно говорит себе, что не может достичь своей цели? Внутренний голос в вашей голове – голос мозга, требующего стабильности, – твердит: «Будь реалистом, ты правда не сможешь этого сделать». И, возможно,

70. Я смогу стать художником, т. к. думаю, что это легко

70. Я смогу стать художником, т. к. думаю, что это легко Намерение: ты так избегаешь серьезных дел?Переопределение: это легче, чем изучение высшей математики, но тоже непросто.Разделение: хоть одна твоя картина была неудачна. И остальные будут.Объединение: все так думают,

270. Я не смогу стать художником, т. к. плохо рисую

270. Я не смогу стать художником, т. к. плохо рисую Намерение: если ты хочешь творить, то ты быстро научишься.Переопределение: да, пока не как профессионал, но явно к тому идет.Разделение: еще одну картину нарисуй, и отследи, что можешь сделать лучше.Объединение: все рисуют

470. Я смогу стать художником, т. к. думаю, что это легко

470. Я смогу стать художником, т. к. думаю, что это легко Намерение: ты так избегаешь серьезных дел?Переопределение: это легче, чем изучение высшей математики, но тоже непросто.Разделение: хоть одна твоя картина была неудачна. И остальные будут.Объединение: все так думают,

4. Каким внутренним посланиям вы подчиняетесь?

4. Каким внутренним посланиям вы подчиняетесь? Внутренние сигналы часто принуждают нас действовать определенным образом. В трансактном анализе эти побуждения или послания называют «сценарными посланиями» или просто

Воображение и психическое здоровье: как они соотносятся?

При рассмотрении различных проявлений воображения психические заболевания не обязательно возникают в первую очередь. Тем не менее, воображение, психические расстройства и психическое здоровье в целом на самом деле взаимосвязаны и могут влиять друг на друга разными способами. Читайте дальше, чтобы узнать, как эти элементы могут взаимодействовать, и представьте, как ваше собственное воображение может сыграть роль в вашем психическом здоровье.

Воображение: ворота в душу

Воображение — это психический процесс, который вызывает в воображении образы и другие виды сенсорного опыта даже при отсутствии сенсорных данных. Например, человек с потерянным воображением может представить себе, как он стоит перед Ассамблеей Организации Объединенных Наций и воодушевляет присутствующих представителей всего мира своей собственной пламенной речью, даже если он никогда не посещал штаб-квартиру ООН. Сила желаемого за действительное!

В дополнение к сенсорной активации воображение также может создавать мысли, чувства, фантастические и нереалистичные образы или воплощать мечты и желания.

Воображение может быть активировано в часы бодрствования (иногда называемые мечтами) или во сне в виде снов. Он сочетает в себе различные элементы реального опыта человека из его прошлого и настоящего с аспектами его внутренней жизни. Конечный результат может быть приятным, пугающим и даже травмирующим, затрагивающим множество проблем и эмоциональных состояний, привлекающих внимание человека.

Воображение и психическое здоровье: как связаны эти двое

В наши дни воображение не рассматривается как просто временное отвлечение. Скорее, это способ справиться с трудностями в жизни. Иногда это может помочь реализовать свои цели и стремления.

Исследование 2021 года подтвердило это мнение, обнаружив, что люди с более высоким уровнем благополучия и более низким уровнем симптомов депрессии, как правило, обладают следующими качествами:

  • Цели, которые были более достижимы и приносили им больше радости.
  • Воображение, которое было более целенаправленным и включало в себя более четкие, позитивные и подробные цели.

Таким образом, воображение может помочь людям лучше понять, чего они хотят достичь, как они, скорее всего, это сделают и каковы могут быть их потенциальные препятствия, не обязательно пытаясь сделать это в реальной жизни. Кроме того, в ситуациях, когда кто-то пытался и не смог достичь желаемой цели, его воображение может помочь понять, что пошло не так, и лучше подготовить его к следующей попытке. В связи с этим те, кто считал свои цели более достижимыми, воспринимали будущее более позитивно.

Интересно, что хотя популярный образ замученного художника связывает творчество с депрессией, исследования показывают, что именно биполярное расстройство, а не депрессия, чаще ассоциируется с повышенной креативностью. В частности, кажется, что маниакальные эпизоды, переживаемые как часть биполярного расстройства, могут быть связаны со вспышками творчества. Не было никаких научных доказательств того, что депрессия и креативность каким-то образом связаны или что одно может вызвать другое. Тем не менее, депрессия может включать в себя трудности с концентрацией внимания и может влиять на содержание воображения, из-за чего им труднее сосредоточиться на более ободряющем, чутком или оптимистичном мыслительном процессе.

Можете себе представить? Что может означать трудность воображения

Имея трудности с визуализацией за пределами конкретной ситуации, прежде чем вы сможете обозначить ряд возможных причин:

  • Во-первых, некоторые люди могут просто иметь более конкретную точку зрения и иметь дело с внешней реальностью своей собственная жизнь. Это не обязательно в ущерб им, так как это личное мировоззрение.
  • Существует неврологическое расстройство, связанное с низким творческим потенциалом. Это называется алекситимией, и было показано, что она ухудшает способность человека распознавать и сообщать о своем эмоциональном состоянии.
  • Аутизм также связан со специфическими трудностями воображения. К ним относятся нарушения социального воображения (понимание социальных контекстов и того, как они связаны с принятием решений и другими результатами), теория разума (о чем может думать другой человек на основе внешних сигналов) и воспроизведение определенных сценариев в их сознании. Другие формы воображения, такие как одиночная игра или художественное самовыражение, могут быть так же развиты у людей с аутизмом.

Гиперактивное воображение и проблемы психического здоровья

Человек с гиперактивным воображением — это тот, чья тенденция сосредотачиваться на своих фантазиях настолько часта и занимает центральное место в часы бодрствования, что отвлекает их от реальной работы по достижению собственных целей, или развитие реальных, полноценных отношений. В результате часто страдает качество их жизни, из-за чего они еще больше погружаются в собственное воображение.

Склонная к фантазиям личность

Более крайние случаи гиперактивного воображения могут переходить в личность, склонную к фантазиям (FPP). Случаи FPP труднее отличить внешнюю реальность от собственных, внутренних фантазий. Также было обнаружено, что они легче поддаются гипнозу, чем население в целом.

Шизотипическое расстройство личности

Определенные случаи, когда воображение и эксцентричность человека являются как ключевой чертой его личности, так и причиной его собственных личных переживаний, могут быть поставлены под диагноз шизотипического личности. Люди с этим заболеванием обладают уникальной жизненной перспективой и часто сталкиваются с ограниченной способностью создавать и поддерживать близкие отношения с другими людьми. Для некоторых характерно магическое мышление, когда они верят, что могут влиять на внешнюю реальность силой своего разума. Они также могут верить в телепатию или ясновидение, причем крайние случаи также борются с бредом.

Психоз

Еще дальше идут случаи психоза, которые, как правило, включают бред, галлюцинации или и то, и другое. По данным Американской психиатрической ассоциации (АПА), психоз — это расстройство психического здоровья, которое вызывает отключение от реальности в форме часто параноидальных ложных убеждений (бреда) или в воображении несуществующих сенсорных стимулов (слуховые или зрительные галлюцинации). ).

Вас также может заинтересовать…

Активное воображение — 3 кварка в день

Ришидев Чаудхури

Во многих отношениях Юнг старел хуже, чем Папа Фрейд. Его мир теперь кажется причудливым и наивным из-за отсутствия подозрительности и иронии, из-за его настойчивого отношения к символам как к универсальным, из-за его веры в то, что все народы рассказывают одни и те же истории и имеют в виду одни и те же вещи, хотя и с немного разными цветами. И нам чужд его взгляд на себя (наполовину романтик, наполовину восторженный гуманист) как на посредника между повседневным миром и надличностным внутренним миром архетипов, с нашими неустойчивыми самостями, которые постоянно возникают, воспроизводятся и исчезают. в конкретные контекстуальные силы, которые нас окружают. И даже предельная благосклонность коллективного бессознательного (так что в последнем случае архетипы ведут нас к смыслу и более полному Я) может показаться нам чрезмерно оптимистичным, привыкшим к безразличным мирам и бессознательностям, активно пытающимся нас задушить.

И все же в его мире много величия и богатства. Немногие мыслители отводили такое центральное место творчеству и воображаемой жизни. И его пантеон символов в лучшем случае позволяет нам политеизм мира и себя, позволяя чтить двусмысленность, позволяя личности говорить множеством голосов и множеством способов и допуская игровой подход. к символам, которые обогащают мир. Его мировоззрение необычайно сочувственно осмыслению и построению повествования, представлению мира в терминах путешествий и открытий и повторного очарования жизни, что представляет собой полезный контраст для нас, которые так часто, кажется, колеблются между попытками овладеть мир все лучше понимаемой и еще более безразличной материи и паралича, который приходит с признанием случайности смысла и непрозрачности самостей, которые мы собираем вместе. И юнгианская мысль отличается дружелюбием и открытостью к случайностям, совпадениям и возможностям, которые они допускают, делая их приемлемыми для рационального ума, говоря нам, что это просто бессознательное, выражающее себя; что, когда мы переворачиваем карту Таро или открываем И-Цзин, чтобы спланировать будущее, мы расширяем пространство возможностей и что то, что мы находим, не случайно, а дает возможность бессознательному говорить. И при этом он позволяет иррациональному и по-разному рациональному проноситься сквозь нас и очаровывать нас своим прохождением.

Активное воображение — это юнгианская практика, воплощающая это богатство и открытость к символическим возможностям. Это форма воображаемого повествования, используемая для вступления в диалог с бессознательным. Вы сосредотачиваете сеанс вокруг первоначального образа или фигуры (часто из сна или мифа), а затем оставляете себя открытыми для того, как они развиваются, и для связанных с ними образов и фигур, которые дрейфуют в сознании. Сеанс может начаться с того, что вы закрываете глаза (или нет) и ожидаете появления мысленного образа. Возможно, вы видите себя идущим по лесу. И затем вы позволяете ему разворачиваться, так что, возможно, вы идете по извилистой тропинке между деревьями и видите вдалеке сгорбленную фигуру, и вы следуете, и вы пытаетесь приблизиться, но фигура продолжает шаркать прочь, и вы видите, как она поворачивается. с дорожки и входите в дом, и вы идете за ним в дом, и это оказывается старуха, которая выложила для вас тарелку с хлебом и сыром. И ты начинаешь с ней разговаривать. И так далее и тому подобное. Это медитативный процесс, когда вы отбрасываете дискурсивный ум и пытаетесь просто позволить своим фантазиям вести вас за собой. Это немного похоже на интерактивный процесс свободных ассоциаций, но вы не позволяете себе просто прыгать от предмета к предмету; например, если вас вдруг отвлекает то, что вы планируете съесть на завтрак, вы отпустите это и вернетесь к фантазиям. Как практика это активно-творческая, а не просто медитативная практика «спокойного созерцания».

Другой возможный способ позволить этому процессу развернуться — найти фигуру или объект, который был в вашем уме (из сна, из реальной жизни, из картины, из карты таро), и начать разговор с ним. Вы говорите свою часть, пусть фигура говорит свою часть (которую вы воображаете, не задумываясь об этом) и так далее, туда и обратно. Это можно сделать в письменной форме (что-то вроде автоматического письма) или в виде воображаемого мысленного разговора. Требуется несколько попыток, чтобы освоиться, но это увлекательный процесс. И, конечно же, вы можете иметь диалоги между любым количеством символов и цифр.

Третий подход, не совсем активное воображение, но похожий, состоит в том, чтобы обратиться к какому-нибудь полуслучайному оракулу для озарения (например, картам Таро или И-Цзин, или случайно открыть книгу на какой-то странице и рассматривать то, что на этой странице, как руководство), а затем попытайтесь применить этот совет в своей жизни. Опять же, идея состоит в том, что то, что вы обнаружите, не случайно, а прочитано через ваши бессознательные и полусознательные интересы и потребности, и что, по крайней мере, оно направит вас в новых и творческих направлениях.

Активное воображение легко переносится в другие сферы и в художественную практику; например, вы могли бы иметь эти диалоги и рассказывать эти истории в красках. Кажется, что это особенно хорошо работает в движении, как, например, в странной, но убедительной практике под названием «Аутентичное движение», которая находится на полпути между медитацией отстраненного движения и хореографическим упражнением. В типичной обстановке это исполняется группой людей, которые распадаются на две части. Половина группы сидит в кругу вокруг другой половины и молча наблюдает за тем, что они делают, пытаясь присутствовать и не осуждать. Другая половина сидит, лежит и стоит внутри круга, а затем ждет, пока не почувствует потребность двигаться. А затем они двигаются, как кажется естественным, но пытаясь отбросить планирование и сценарии и просто следовать побуждениям, физическим или воображаемым. Это удивительно продуктивный способ использования возможностей творческого движения. Первоначальный страх, конечно, заключается в том, что у вас не будет интересных способов двигаться (так же, как беспокойство о том, что если вы будете заниматься Активным Воображением, у вас не будет ничего интересного для воображения), и этот страх усиливается присутствием аудитория. Но переждите этот страх и позвольте себе двигаться скучными способами, и тогда вы начнете двигаться интересными способами: вы найдете интересные структуры движений, которые кажутся естественными; вы находите интересные воображаемые путешествия, в которые вы сами себя ведете. Подобно Активному Воображению, Аутентичное Движение стремится не быть целенаправленным. Я помню серию сеансов, на которых я ложился и вздремнул около получаса. После этого я чувствовал себя мошенником, и в некотором смысле так и было, но это не имело значения. На следующем сеансе я помню, как проснулся и, спотыкаясь, поднялся на ноги, мое тело было похоже на тело шатающегося ребенка, и я помню, как делал шаг и чувствовал свой вес, и заново учился балансировать и ходить. Это был простой набор движений, но я обнаружил, что часто думаю об этой конкретной текстуре, как пробной, так и доверчивой, когда я иду по повседневному миру, и это всегда слегка меняет то, как я ощущаю ходьбу.

Конечно, с моей стороны было бы глупо предписывать общий подход к этим практикам или общий способ понимания возникающих символов и историй. В какой-то момент своей жизни я считал, что они представляют собой глубокие универсальные истины и что я раскапываю свое истинное и подлинное внутреннее я. По обычному ряду причин я больше так не думаю и в целом с подозрением отношусь к истинным и подлинным «я», а также к внутреннему миру и раскопкам как направляющим метафорам.

Добавить комментарий