К основным методам психологии относят – ( ) —

Общая характеристика методов исследования в психологии: что относится к основным

Психология является самостоятельной наукой, так как имеет свои предмет изучения и способы познания явлений и процессов. Получить достоверную информацию о психических особенностях человека, причинах его поведения, особенностях социального взаимодействия людей можно с помощью специальных психодиагностических средств. Методы психологии – это основной инструмент профессиональных психологов.

Исследование в психологии

Методы исследования в психологии

Метод это в психологии определение способа достижения поставленной исследовательской цели.

К методам изучения психики относятся:

  • Эксперимент и моделирование. Эксперимент проводят с целью проверки гипотезы. Моделирование предполагает разработку программы (модели) развития личности или группы и ее апробацию.
  • Наблюдение не предполагает активного участия исследователя в деятельности испытуемых. Психолог не может направлять поведение и деятельность испытуемых, он только протоколирует наблюдаемые факты.
  • Анализ продуктов деятельности предполагает изучение рисунков, аппликаций, сочинений с целью определения личностных характеристик испытуемого, особенностей его взаимоотношений с окружающими.
  • Тестирование представлено огромным количество тестов, направленных на изучение различных компонентов личности. Испытуемому предлагается ответить на вопросы методики, после чего психолог интерпретирует его ответы в соответствии с ключом к тесту.
  • Опрос – устное общение психолога с испытуемыми с целью получения информации, необходимой для исследования.
  • Биографический и генетический методы используются для выявления причин того или иного психологического явления или феномена.

Дополнительная информация. В методологии психологии виды диагностических средств объединяются в группы. Критерием классификации является сфера их применения. Любое психологическое исследование предполагает использование нескольких групп методов.

Классификация методов психологии

Существует несколько подходов к классификации методов психологического исследования. Все методы психологии кратко описала Б.Г. Ананьева:

  • Методы организации исследования. На них строится вся методология. К ним относятся поперечные срезы, комплексное изучение психического явления, сравнительный метод, предполагающий проведение исследования в контрольной и экспериментальной группах, лонгитюдное изучение, основывающееся на констатирующей и контрольной диагностиках.
  • Методы сбора эмпирических данных. С их помощью проводят изучение чего-либо, добывают факты. К ним относятся эксперимент и наблюдение, тестирование и опросы, анкетирование и беседа, изучение продуктов деятельности, биографий, моделирование.

Сбор эмпирических данных

  • Методы количественной обработки экспериментальных данных. К ним относятся математические и статистические методы.
  • Интерпретационные методы. Они позволяют на основе количественных результатов составить описательную характеристику изучаемых явлений.

Основные методы психологии

Основными методами психологической науки можно назвать наблюдение и эксперимент.

Наблюдение

Наблюдение – это психологический метод, предполагающий целенаправленное и спланированное изучение поведенческих реакций или психики человека в нормальных, привычных для него условиях с обязательным ведением протокола.

Важно! Наблюдение должен проводить опытный специалист, потому что наблюдаемые факты необходимо грамотно описать.

Эксперимент как метод психологии

Эксперимент – это основной метод психологии и педагогики. В психологии все эксперименты принято делить на:

  • Пилотажные эксперименты. Так называют исследования в малоизученных областях науки, которые проводятся в условиях отсутствия возможности формулирования гипотезы.
  • Педагогические эксперименты – это организация изучения особенностей образовательного и воспитательного процесса в учебных заведениях. К участию в этих исследованиях привлекаются испытуемые разных возрастных групп: от младших дошкольников до студенчества.
  • Естественные эксперименты. Они предполагают изучение того или иного феномена психики в привычных для людей условиях.
  • Лабораторные эксперименты – это организация изучения какого-то психического явления в искусственно созданных условиях, исключающих воздействие внешних факторов, которые могут исказить результаты исследования.
  • Констатирующие эксперименты. Они направлены на выявление особенностей развития личности или группы.
  • Формирующие эксперименты. Они направлены на развитие тех или иных качеств у личности или формирование группового единства коллектива.
  • Контрольные эксперименты. Они проводятся для того, чтобы оценить эффективность разработанной программы развития навыков или качеств у участников эксперимента.

Дополнительная информация. Такое разделение экспериментов на виды условно. Некоторые типы экспериментов являются взаимодополняющими, другие – вспомогательными.

Основные методы практической психологии

Практическая психология

Особенностью практической психологии является то, что ее цель не просто изучение каких-то особенностей личности или группы, а их коррекция и оптимизация. Специфика методов практической психологии отличается от методов общей психологии.

Краткая характеристика

В практической науке используются следующие психологические методы:

  • Клиническая и личностностно-ориентированная психотерапия. Клиническая психотерапия – это медико-психологическое воздействие психолога на личностные особенности человека, страдающего психическим расстройством, имеющего психосоматические проявления или подверженного наркотической зависимости. Личностно-ориентированная психотерапия – это методика в психологии, задача которой в том, чтобы помочь человеку изменить его отношение к самому себе или своему окружению.
  • Гипноз. Он делает возможным воздействие на сознание человека с целью его конструктивного изменения.
  • Психодрама – это изучение внутреннего мира человека. Ее применение позволяет выявить актуальные проблемы клиента и найти способы их решения.
  • Телесная терапия расширяет сферу сознания человека через телесные ощущения и учит его решать конфликты между разумом и телом.
  • Арт-терапия – это способ коррекции эмоциональной сферы личности. Занятия творчеством с квалифицированным специалистом заставляют человека заняться рефлексией, помогают актуализировать свои негативные эмоции, страхи и преодолеть их. Арт-терапевтические техники используются при коррекции психических нарушений, в работе с депрессией и неврозом.
  • Песочная терапия. Игра в большой песочнице используется в качестве средства, помогающего детям научиться устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать. Кроме того, песочная терапия способствует нормализации эмоционального фона ребенка.
  • Цветотерапия – это технология работы с внутренним миром человека. Одним из вариантов цветотерапии является раскрашивание мандал.
  • Сказкотерапия – это технология психологической диагностики и коррекции, применяемая в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Она помогает понять мотивы поступков ребенка, выявить его отношение к сверстникам, взрослым, диагностировать психологический климат в семье.

Сказкотерапия

  • Правополушарное рисование. Эту технологию принято относить к способам актуализации творческого потенциала личности. Занятия таким видом рисования помогают справиться с депрессией, негативными чувствами, обрести личностный ресурс.
  • Тренинг – это обучающий прием. Технология тренингов используется в психологии управления при работе с персоналом с целью повышения производительности труда, освоения эффективных технологий продаж.

Дополнительная информация. Инструментарий практической психологии постоянно расширяется, так как его применение должно соответствовать современным запросам социума.

Опрос как основной метод практической психологии

Опросный метод – это в психологии процесс целенаправленного сбора информации посредством общения экспериментатора с респондентом.

Экспериментатор может использовать один из следующих видов опроса:

  • Интервью – устный вариант опроса, где психолог задает вопросы человеку или группе с целью получения информации об изучаемом объекте;
  • Анкетирование – письменная форма сбора информации об изучаемом объекте.

Консультация как метод практической психологии

Консультация – это форма взаимодействия психолога и клиента, где специалист помогает человеку найти решение сложных жизненных ситуаций. Совместно с клиентом психолог определяет проблему и риски, помогает родителям устранить ошибки в воспитании детей, обучает руководителей эффективным управленческим приемам.

Таким образом, существует огромное количество методов психологического исследования. Сегодня появляется много новых интересных методик психокоррекционной работы, поэтому практикующие специалисты должны уделять большое внимание самообразованию и повышению своей квалификации.

Появляются новые методы практической психологии

Видео

srazu.pro

3. Классификация методов психологии

Метод это способ
познания чего-либо: психического
процесса, деятельности, качеств личности
и прочих, необходимых для психолога
аспектов изучения человека. В психологии
существует весьма большое количество
методов и отдельных разновидностей.

Основные методы:

Наблюдение.Исследователь просто наблюдает, не
изменяя ход ситуации. Отличается
множеством разновидностей: открытое
или скрытое, включенное или невключенное,
лабораторное или естественное и так
далее.

Эксперимент.В этом случае исследователь вмешивается
в ситуацию. Он может создать определенные
условия для эксперимента или окружить
испытуемого специальной аппаратурой.
А может включать испытуемого в деятельность
незаметно для него самого.

Тесткратковременное задание. По итогам
выполнения можно судить об уровне
имеющихся знаний.

Классификации методов психологии.

Классификаций
методов психологии существует великое
множество. Здесь приведены самые
распространенные.

Классификация
С.Я.Рубинштейнапредполагает 4
звена: первое наблюдение и эксперимент,
второе изучение продуктов деятельности,
третье беседа и четвертое анкета.

Г. Пирьоврасположил методы так: собственно методы
(наблюдение, эксперимент, анкеты,
опросники), вспомогательные методы
(математические, биохимические) и
методические подходы (генетический и
психофизиологический)

Одна из популярных
классификаций предложена Б.Г.Ананьевым.

По его классификации,
все методы делятся на 4 группы:

  1. Организационные

  2. Эмпирические

  3. Методы по сбору
    обработки данных

  4. Интрепретационные
    методы.

Организационные
методы включают в себя:

  • Сравнительный метод
    (разные группы сравниваются по
    определенным критериям: возрасту,
    уровню развития психических процессов
    и так далее)

  • Лонгитюдный (одна
    и та же группа обследуется на протяжении
    недели, месяца, нескольких лет)

  • Комплексный (группу
    или одного испытуемого исследуют
    специалисты из разных областей: педиатры,
    неврологи, психологи)

Эмпирические методы:

  • Самонаблюдение и
    наблюдение (систематическое, включенное,
    выборочное и другие различные виды)

  • Эксперимент
    (лабораторный, формирующий, констатирующий,
    естественный и прочие виды эксперимента)

  • Анализ процессов
    и продуктов деятельности (детские
    рисунки, школьный дневник, классный
    журнал и так далее)

  • Психодиагностические
    методы (тест, интервью, анкета, беседа,
    проективные методики)

  • Биографический
    метод (изучается наследственность,
    отличительные моменты биографии)

По способу обработки
данных:

Интерпретационные
методы:

  • Фило- и онтогенетический

  • Структурный метод
    (типологизация, классификация и прочие
    виды)

4.Характеристика эмпирических методов исследования.

Наблюдение. Наблюдение
— это описательный психологический
исследовательский метод, заключающийся
в целенаправленном и организованном
восприятии и регистрации поведения
изучаемого объекта. Вместе с интроспекцией
наблюдение считается старейшим
психологическим методом. Научное
наблюдение
широко применяли и в тех
областях научного знания, где особенное
значение имеет фиксация особенностей
поведения человека в различных условиях.
Также когда либо невозможно, либо
непозволительно вмешиваться в естественное
течение процесса. Наблюдение может
осуществляться как непосредственно
исследователем, так и посредством
приборов наблюдения и фиксации его
результатов. В их число входит аудио-,
фото-, видеоаппаратура, в том числе карты
наблюдения. Наблюдение имеет несколько
вариантов.Внешнее наблюдение— это
способ сбора данных о психологии и
Введении человека путем прямого
наблюдения за ним со стороны. Внутреннее
наблюдение, или самонаблюдение,
применяется тогда, когда психолог-исследователь
ставит перед собой задачу изучить
интересующее его явление в том виде, в
каком оно непосредственно представлено
в его сознании. Внутренне воспринимая
соответствующее явление, психолог как
бы наблюдает за ним (например, за своими
образами, чувствами, мыслями, переживаниями)
или пользуется аналогичными данными,
сообщаемыми ему другими людьми, которые
сами ведут интроспектирование по его
заданию.Свободное наблюдение не
имеет заранее установленных рамок,
программы, процедуры его проведения.
Оно может менять предмет или объект
наблюдения, его характер в ходе самого
наблюдения в зависимости от пожелания
наблюдателя.Стандартизированноенаблюдение, напротив, заранее определено
и четко ограничено в плане того, что
наблюдается. Оно ведется по определенной,
предварительно продуманной программе
и строго следует ей, независимо от того,
что происходит в процессе наблюдения
с объектом или самим наблюдателем.

При включенномнаблюдении исследователь выступает в
качестве непосредственного участника
того процесса, за ходом которого он
ведет наблюдение. Другой вариант
включенного наблюдения: исследуя
взаимоотношения людей, экспериментатор
может включиться сам в общение с
наблюдаемыми людьми, не прекращая в то
же время наблюдать за складывающимися
между ними и этими людьми взаимоотношениями.Стороннее наблюдениев отличие от
включенного не предполагает личного
участия наблюдателя в том процессе,
который он изучает.

Каждый из названных
видов наблюдения имеет свои особенности
и применяется там, где он может дать
наиболее достоверные результаты. Внешнее
наблюдение, например, менее субъективно,
чем самонаблюдение, и обычно применяется
там, где признаки, за которыми необходимо
наблюдать, легко могут быть выделены и
оценены извне. Внутреннее наблюдение
незаменимо и часто выступает как
единственно доступный метод сбора
психологических данных в тех случаях,
когда отсутствуют надежные внешние
признаки интересующего исследователя
явления.

Свободное наблюдение
целесообразно проводить в тех случаях,
когда невозможно точно определить, что
следует наблюдать, когда признаки
изучаемого явления и его вероятный ход
заранее не известен исследователю.
Стандартизированное наблюдение,
напротив, лучше использовать тогда,
когда у исследователя имеется точный
и достаточно полный перечень признаков,
относимых к изучаемому феномену.

Включенное наблюдение
полезно в том случае, когда психолог
может дать правильную оценку явлению,
лишь прочувствовав его на самом себе.
Однако если под влиянием личного участия
исследователя его восприятие и понимание
события может быть искажено, то лучше
обращаться к стороннему наблюдению,
применение которого позволяет более
объективно судить о наблюдаемом.

Наблюдение по
систематичности делится на:

Несистематическое наблюдение, при
котором необходимо создать обобщенную
картину поведения индивида или группы
индивидов в определенных условиях и не
ставится цель фиксировать причинные
зависимости и давать строгие описания
явлений.
— (Систематическое наблюдение,
проводящееся по определённому плану и
при котором исследователь регистрирует
особенности появления и классифицирует
условия внешней среды.

Систематическое
наблюдение проводится в ходе полевого
исследования. Результат: создание
обобщенной картины поведения Индивида
либо группы в определенных условиях.
Систематическое наблюдение проводится
по определенному плану. Результат:
регистрация особенностей поведения
(переменные) и классификация условий
внешней среды.

По фиксируемым
объектам наблюдение бывает:
— Сплошное
наблюдение. Исследователь старается
фиксировать все особенности поведения.

Выборочное наблюдение. Исследователь
фиксирует лишь определенные типы
поведенческих актов или параметры
поведения.

Наблюдение имеет
ряд преимуществ:
— Наблюдение позволяет
непосредственно охватить и зафиксировать,
акты поведения.
— Наблюдение позволяет
одновременно охватить поведение ряда
лиц по отношению друг к другу или к
определённым задачам, предметам и т.д.

Наблюдение позволяет произвести
исследование независимо от готовности
наблюдаемых субъектов.
— Наблюдение
позволяет достичь многомерности охвата,
то есть фиксации сразу по нескольким
параметрам — например, вербального и
невербального поведения.
— Оперативность
получения информации.
— Относительная
дешевизна метода.

Однако вместе с тем
выделяются и недостатки. К недостаткам
наблюдения относят:
— Многочисленность
иррелевантных, мешающих факторов,
результаты наблюдения могут повлиять:

настроение наблюдателя;
— социальное
положение наблюдателя по отношению к
наблюдаемому;
— предубеждение
наблюдателя;
— комплексность наблюдаемых
ситуаций;
— эффект первого впечатления;

усталость наблюдателя и наблюдаемого;

ошибки в оценках («гало-эффект», «эффект
снисходительности»» ошибка усреднения,
ошибки моделирования, ошибка
контрастности).
— Однократность
наблюдаемых обстоятельств, приводящая
к невозможности сделать обобщающее
заключение исходя из единичных наблюдаемых
фактов.
— Необходимость классифицировать
результаты наблюдения.
— Малая
репрезентативность для крупных
генеральных совокупностей.
— Сложность
соблюдения операциональной валидности.

Анкетирование.
Анкетирование, как и наблюдение, является
одним из наиболее распространенных
исследовательских методов в психологии.
Анкетирование обычно проводится с
использованием данных наблюдения,
которые (наряду с данными, полученными
при помощи других исследовательских
методов) используются при составлении
анкет.

Существуют три
основных типа анкет, применяемых в
психологии:
— анкеты, составленные из
прямых вопросов и направленные на
выявление осознаваемых качеств
испытуемых.
— анкеты селективного
типа, где испытуемым на каждый вопрос
анкеты предлагается несколько готовых
ответов; задачей испытуемого является
выбор наиболее подходящего ответа.

анкеты-шкалы; при ответе на вопросы
анкет-шкал испытуемый должен не просто
выбрать наиболее правильный из готовых
ответов, а проанализировать (оценить в
баллах) правильность из предложенных
ответов.

Анкеты-шкалы являются
наиболее формализованным типом анкет,
так как они позволяют проводить более
точный количественный анализ данных
анкетирования.

Бесспорным достоинством
метода анкетирования является быстрое
получение массового материала.

Недостатком метода
анкетирования является то, что он
позволяет вскрывать, как правило, только
самый верхний слой факторов: материалы
при помощи анкет и вопросников
(составленных из прямых вопросов к
испытуемым) не могут дать исследователю
представления о многих закономерностях
и причинных зависимостях, относящихся
к психологии. Анкетирование — это средство
первой ориентировки, средство
предварительной разведки. Чтобы
компенсировать отмеченные недостатки
анкетирования, применение этого метода
следует сочетать с использованием более
содержательных исследовательских
методов, а также проводить повторные
анкетировании, маскировать от испытуемых
подлинные цели опросов и т.д.

Беседа. Беседа —
специфичный для психологии метод
исследования человеческого поведения,
так как в других естественных науках
коммуникация между субъектом и объектом
исследования невозможна.

Метод беседы — это
диалог между двумя людьми, в ходе которого
один человек выявляет психологические
особенности другого.

Беседа включается
как дополнительный метод в структуру
эксперимента на первом этапе, когда
исследователь собирает первичную
информацию об испытуемом, дает ему
инструкцию, мотивирует и т.д., и на
последнем этапе — в форме постэкспериментального
Интервью.

Содержание бесед
можно протоколировать полностью или
выборочно в зависимости от конкретных
целей исследования. При составлении
полных протоколов бесед удобно
пользоваться магнитофоном.

Соблюдение всех
необходимых условий проведения беседы
включает сбор предварительных сведений
об испытуемых, делет этот метод очень
эффективным средством психологического
исследования. Поэтому желательно, чтобы
беседа проводилась с учетом данных,
полученных при помощи таких методов,
как наблюдение и анкетирование. В этом
случае в ее цели может входить проверка
предварительных выводов, вытекающих
из результатов психологического анализа
и полученных при использовании данных
методов первичной ориентировки в
исследуемых психологических особенностях
испытуемых.

Опрос. Опрос
представляет собой метод, при использовании
которого человек отвечает на ряд
задаваемых ему вопросов. Есть несколько
вариантов опроса и каждый из них имеет
свои достоинства и недостатки.

Устный опрос
применяется в тех случаях, когда
желательно вести наблюдение за поведением
и реакциями человека, отвечающего на
вопросы. Этот вид опроса позволяет
глубже, чем письменный, проникнуть в
психологию человека, однако требует
специальной подготовки, обучения и, как
правило, больших затрат времени на
проведение исследования. Ответы
испытуемых, получаемые при устном
опросе, существенно зависят и от личности
того человека, который ведет опрос, и
от индивидуальных особенностей того,
кто отвечает на вопросы, и от поведения
обоих лиц в ситуации опроса.

Письменный опрос
позволяет охватить большее количество
людей. Наиболее распространенная его
форма — анкета. Но ее недостатком является
то, что, применяя анкету, нельзя заранее
учесть реакции отвечающего на содержание
ее вопросов и, исходя из этого, изменить
их.

Свободный опрос —
разновидность устного или письменного
опроса, при котором перечень задаваемых
вопросов и возможных ответов на них
заранее не ограничен определенными
рамками. Опрос данного типа позволяет
достаточно гибко менять тактику
исследования, содержание задаваемых
вопросов, получать на них нестандартные
ответы.

Стандартизированный
опрос — вопросы и характер возможных
ответов на них определены заранее и
обычно ограничены достаточно узкими
рамками, что делает его более экономичным
во времени и в материальных затратах,
чем свободный опрос.

Тесты. Тесты являются
специализированными методами
психодиагностического обследования,
применяя которые можно получить точную
количественную или качественную
характеристику изучаемого явления. От
других методов исследования тесты
отличаются тем, что предполагают четкую
процедуру сбора и обработки первичных
данных, а также своеобразие их последующей
интерпретации С помощью тестов можно
изучать и сравнивать между собой
психологию разных людей, давать
дифференцированные и сопоставимые
оценки.

Тест-опросник основан
на системе заранее продуманных, тщательно
отобранных и проверенных с точки зрения
их валидности и надежности вопросов,
по ответам на которые можно судить о
психологических качествах испытуемых.

Тест-задание
предполагает оценку психологии и
поведения человека на базе того, что он
делает. В тестах этого типа испытуемому
предлагается серия специальных заданий,
по итогам выполнения которых судят о
наличии или отсутствии и степени развития
у него изучаемого качества.

Тест-опросник и
тест-задание применимы к людям разного
возраста, принадлежащим к различным
культурам, имеющим разный уровень
образования, разные профессии и
неодинаковый жизненный опыт. Это — их
положительная сторона.

Недостаток тестов
состоит в том, что при их использовании
и. ш.пуемый по желанию может сознательно
повлиять на получаемые результаты,
особенно если он заранее знает, как
устроен тест и каким образом по его
результатам будут оценивать психологию
и поведение. Кроме того, тест-опросник
и тест-задание неприменимы в тех случаях,
когда изучению подлежат психологические
свойства н характеристики, в существовании
которых испытуемый не может быть,
полностью уверен, не осознает или
сознательно не хочет принимать их
наличие у себя. Такими характеристиками
являются, например, многие отрицательные
личностные качества и мотивы поведения.
В этих случаях обычно применяется третий
тип тестов — проективные.

Проективные тесты.
В основе проективных тестов лежит
механизм проекции, согласно которому
неосознаваемые собственные качества,
особенно недостатки, человек склонен
приписывать другим людям. Проективные
тесты предназначены для изучения
психологических и поведенческих
особенностей людей, вызывающих негативное
отношение. Применяя тесты подобного
рода, о психологии испытуемого судят
на основании того, как он воспринимает
и оценивает ситуации, психологию и
поведение людей, какие личностные
свойства, мотивы положительного или
отрицательного характера он им
приписывает.

Пользуясь проективным
тестом, психолог с его помощью вводит
испытуемого в воображаемую, сюжетно
неопределенную ситуацию, подлежащую
произвольной интерпретации.

Тесты проективного
типа предъявляют повышенные требова
ния к уровню образованности и
интеллектуальной зрелости испытуемых
и в этом состоит основное практическое
ограничение их применимости. Кроме
того, такие тесты требуют большой
специальном подготовки и высокой
профессиональной квалификации со
стороны самого психолога.

Эксперимент. Специфика
эксперимента как метода психологического
исследования заключается в том, что в
нем целенаправленно и продуманно
создается искусственная ситуация, в
которой изучаемое свойство выделяется,
проявляется и оценивается лучше всего.
Основное достоинство эксперимента
состоит в том, что он позволяет надежнее,
чем все остальные методы, делать выводы
о причинно-следственных связях
исследуемого явления с другими феноменами,
научно объяснять происхождение явления
и его развитие.

Имеются две основные
разновидности эксперимента: естественный
и лабораторный.

Естественный
эксперимент организуется и проводится
в обычных жизненных условиях, где
экспериментатор практически не
вмешивается в ход происходящих событий,
фиксируя их в том виде, как они
разворачиваются сами по себе.

Лабораторный
эксперимент предполагает создание
некоторой искусственной ситуации, в
которой изучаемое свойство можно лучше
всего изучить.

Данные, получаемые
в естественном эксперименте, лучше
всего соответствуют типичному жизненному
поведению индивида, реальной психологии
людей, но не всегда точны из-за отсутствия
у экспериментатора возможности строго
контролировать влияние всевозможных
факторов на изучаемое свойство. Результаты
лабораторного эксперимента, напротив,
выигрывают в точности, но зато уступают
в степени естественности — соответствия
жизни.

Моделирование.
Моделирование как метод применяется в
том когда исследование интересующего
ученого явления путем простого наблюдения,
опроса, теста или эксперимента затруднено
или невозможно в силу сложности или
труднодоступности. Тогда прибегают к
созданию искусственной модели изучаемого
феномена, повторяющей его основные
параметры и предполагаемые свойства.
На этой модели детально исследуют данное
явление и делают выводы о природе.

Модели могут быть
техническими, логическими, математическими,
кибернетическими.

Математическая
модель представляет собой выражение
или формулу, включающую переменные и
отношения между ними, воспроизводящие
элементы и отношения в изучаемом явлении.

Техническое
моделирование предполагает создание
прибора или устройства, по своему
действию напоминающего то, что подлежит
изучению.

Кибернетическое
моделирование основано на использовании
в качестве элементов модели понятий из
области информатики и кибернетики.

Логическое
моделирование основано на идеях и
символике, применяемой в математической
логике. Наиболее известными примерами
математического моделирования в
психологии являются формулы, выражающие
собой законы Бугера — Вебера, Вебера —
Фехнера и Стивенса. Логическое
моделирование широко используется при
изучении мышления человека и его
сравнении с решением задач вычеслительной
машиной.

Кроме вышеперечисленных
методов, предназначенных для сборе
первичной информации, в психологии
широко применяются различные способы
и приемы обработки этих данных, их
логического и математического анализа
для получения вторичных результатов,
т.е. фактов и выводов, вытекающих из
интерпретации переработанной первичной
информации. Для этой цели применяются,
в частности, разнообразные методы
математической статистики, без которых
зачастую невозможно получить достоверную
информацию об изучаемых явлениях, а
также методы качественного анализа.

  1. Сознание как форма
    отражения действительности. Соотношение
    сознательного и бессознательного в
    психике.

Психика как отражение
действительности в мозгу человека
характеризуется разными уровнями.

Высший уровень
психики, свойственный человеку образует
сознание. Сознание есть высшая,
интегрирующая форма психики, результат
общественно-исторических условий
формирования человека в трудовой
деятельности, при постоянном общении
(с помощью языка) с другими людьми.
В
этом смысле сознание, как это подчеркивали
классики марксизма, есть “ общественный
продукт ” , сознание есть не что иное,
как осознанное бытие.

Какова же структура
сознания, его важнейшие психологические
характеристики?

Первая его
характеристика дана уже в самом его
наименовании : сознание . Человеческое
сознание включает в себясовокупность
знаний об окружающем нас мире. К. Маркс
писал : “ Способ, каким существует
сознание и каким нечто существует для
него, это —знание ”. В структуру
сознания, таким образом, входят важнейшие
познавательные процессы, с помощью
которых человек постоянно обогащает
свои знания. К числу этих процессов
могут быть отнесеныощущения ивосприятия, память, воображение имышление . С помощьюощущений ивосприятий при непосредственном
отражении воздействующих на мозг
раздражителей в сознании складывается
чувственная картина мира, каким он
представляется человеку в данный момент.

Память позволяет
возобновить в сознании образы прошлого,воображение — строить образные
модели того, что является объектом
потребностей, но отсутствует в настоящее
время.Мышление обеспечивает решение
задач путем использования обобщенных
знаний. Нарушение, расстройство, не
говоря уже о полном распаде любого из
указанных психических познавательных
процессов, неизбежно становятся
расстройством сознания.

Вторая характеристика
сознания — закрепленное в нем отчетливое
различение субъекта и объекта, т.
е. того, что принадлежит “ я ” человека
и его ” не — я ”. Человек, впервые в
истории органического мира выделившийся
из него и противопоставивший себя
окружающему, продолжает сохранять в
своем сознании это противопоставление
и различие. Он единственный среди живых
существ способен осуществлятьсамопознание
, т. е. обратить психическую деятельность
на исследование самого себя. Человек
производит сознательную самооценку
своих поступков и самого себя в целом.
Отделение “ я ” от ” не — я ” — путь,
который проходит каждый человек в
детстве, осуществляется в процессе
формированиясамосознания человека.

Третья характеристика
сознания — обеспечение целеполагающей
деятельности человека
. В функции
сознания входит формирование целей
деятельности, при этом складываются и
взвешиваются ее мотивы, принимаются
волевые решения, учитывается ход
выполнения действий и вносятся в него
необходимые коррективы и т. д. К. Маркс
подчеркивал, что “ человек не только
изменяет форму того, что дано природой
; в том, что дано природой, он осуществляет
вместе с тем и свою сознательную цель,
которая как закон определяет способ и
характер его действий и которой он
должен подчинять свою волю ”. Всякое
нарушение в результате болезни или по
каким-то иным причинам возможности
осуществлять целеполагающую деятельность,
ее координацию и направленность
рассматривается как нарушение сознания.

Наконец, четвертая
характеристика сознания — включение в
его состав определенного отношения.
“ Мое отношение к моей среде есть мое
сознание ” , — писал К. Маркс. В сознание
человека неизбежно входит мирчувств,
где находят отражение сложные
объективные и прежде всего общественные
отношения, в которые включен человек.
В сознании человека представлены
эмоциональные оценки межличностных
отношений. И здесь, как и во многих других
случаях, патология помогает лучше понять
сущность нормального сознания. При
некоторых душевных заболеваниях
нарушение сознания характеризуется
именно расстройством в сфере чувств и
отношений : больной ненавидит мать,
которую до этого горячо любил, со злобой
говорит о близких людях и т. д.

Низший уровень
психики образует бессознательное.
Бессознательное — это совокупность
психических процессов, актов и состояний,
обусловленных воздействиями, во влиянии
которых человек не дает себе отсчета.
Оставаясь психическим (отсюда ясно,
что понятие психики шире, чем понятие
“сознание”, “социальное”) , бессознательное
представляет собой такую форму отражения
действительности, при которой утрачивается
полнота ориентировки во времени и месте
действия, нарушается речевое регулирование
поведения. В бессознательном, в отличии
от сознания, невозможен целенаправленный
контроль человеком тех действий, которые
он совершает, невозможна и оценка их
результата.

В область
бессознательного входят психические
явления, возникающие во сне (сновидения)
; ответные реакции, которые вызываются
неощущаемыми, но реально воздействующими
раздражителями (“субсенсорные” или
“субцептивные” реакции) ; движения,
бывшие в прошлом сознательными, но
благодаря повторению автоматизировавшиеся
и поэтому более неосознаваемые ; некоторые
побуждения к деятельности, в которых
отсутствует сознание цели, и др. К
бессознательным явлениям относятся и
некоторые патологические явления,
возникающие в психике больного человека
: бред, галлюцинации и т. д. Было бы не
верно на том основании, что бессознательное
— это противоположное сознанию,
приравнивать его к животной психике.
Бессознательное — это столь же специфически
человеческое психическое проявление,
как и сознание, оно детерминировано
общественными условиями существования
человека, выступая как частичное,
недостаточно адекватное отражение мира
в мозгу человека.

studfile.net

Объективные методы психологии

Основными
исследовательскими методами в психологии
— как и в естествознании в целом —
являются наблюдение
и эксперимент
.
В психологии каждый из этих общих методов
выступает в различных формах; существуют
разные виды наблюдения и эксперимента.
К специфическим научно-исследовательским
методам психологии относятся методы
тестирования,
опроса, анализа продуктов деятельности.

Широкое применение в психологии нашли
также методы
математического моделирования,
статистический анализ

и
др.
(рис.3).

Метод
наблюдения — это преднамеренное,
систематическое и целенаправленное
восприятие внешнего поведения человека
с целью его последующего анализа и
объяснения
.
Объективное наблюдение в психологии
направлено не на внешние действия сами
по себе, а на их психологическое
содержание; здесь внешняя сторона
деятельности лишь исходный материал
наблюдения, который должен получить
свою психологическую интерпретацию и
быть осмыслен в рамках определенной
теории.

Успешность
наблюдения и объяснения его результатов
в конечном счете зависит от состояния
знаний в исследуемой области. На основе
определенного понимания природы
изучаемого явления выдвигается гипотеза
о его зависимости от конкретных факторов,
от их проявления во внешнем поведении.
Гипотеза проверяется в ходе наблюдения
и может подтверждаться, уточняться,
опровергаться. «Научно плодотворным
объективное наблюдение становится
постольку, поскольку оно связано с
установлением и проверкой гипотез».

Наблюдение
как научный метод должно отвечать ряду
требований. Оно должно быть избирательным,
т.е. исходить из четко поставленной
цели, выделять определенный фрагмент
изучаемой реальности. Наблюдение должно
быть плановым
и
систематическим,
т.е. строиться на основе плана и проводиться
на прочтении определенного периода
времени. Важно как можно более подробно
зафиксировать изучаемое поведение,
т.е. необходима полнота
наблюдения.

Объективность
метода наблюдения повышается, если
исследователь использует технические
средства, например видеомагнитофон. В
таком наблюдении исследователь целиком
занимает позицию извне, а то и вовсе
устраняется из ситуации. Не случайно
идеальным вариантом метода наблюдения
в психологии считалось наблюдение с
использованием «зеркала Гезелла»,
пропускающего свет в одну сторону:
исследователь мог видеть все происходящее,
сам оставаясь невидимым. Подобного же
эффекта можно достичь с использованием
видеомагнитофона. Иначе говоря, ставится
специальная задача добиться эффекта
отсутствия
исследователя,

сделать так, чтобы испытуемые не знали,
что за ними наблюдают, и вели себя
естественно, как в обычных условиях

Принципиальная
трудность объективного наблюдения в
психологии связана с однозначностью
понимания, истолкования, объяснения
внешних факторов поведения в психологических
понятиях. На результатах наблюдения в
существенной степени сказывается
уровень опыта и квалификация наблюдателя.
Иначе говоря, внешнее наблюдение может
быть объективным в отношении систематической
и полной регистрации поведенческих
фактов, но субъективным при их
психологическом истолковании. Отмеченную
трудность можно преодолеть путем
использования других объективных
методов психологии.

В
педагогической практике метод внешнего
наблюдения в чистом виде учитель
использует редко. Педагогическая
деятельность исключает позицию извне,
позицию беспристрастного объективного
и незаинтересованного наблюдателя.
Вместе с тем в процессе деятельности
педагог подмечает те или иные особенности
поведения школьников, по внешним
проявлениям судит о психологических
причинах, об эмоциональном состоянии,
особенностях восприятия и понимания
материала, затруднениях и т.п. Стремление
фиксировать в ходе деятельности
психологические особенности учащихся,
пытаться их осмыслить, использовать в
своей работе приводит к формированию
у педагога важного профессионального
качества — наблюдательности.

Метод
эксперимента

является основным методом объяснительной
психологии. Напомним, что статус
самостоятельной науки психология
приобрела одновременно с эксперименталь­ным
методом Основная задача психологического
эксперимента, как и наблюдения, заключается
в том, чтобы сделать доступным Для
объективного внешнего восприятия
существенные особенности внутреннего
психического процесса. Но от наблюдения
эксперимент отличается рядом особенностей.

С.Л.Рубинштейн
выделяет четыре основные особенности
эксперимента. Во-первых,
в эксперименте исследователь
сам вызывает изучаемое им явление

в отличие от наблюдения, при котором
наблюдатель не может активно вмешиваться
в ситуацию. Во-вторых,
экспериментатор может варьировать,
изменять условия протекания

и проявления изучаемого процесса.
В-третьих,
в эксперименте возможно попеременное
исключение отдельных условий

(переменных), с тем чтобы установить
закономерные связи, определяющие
изучаемый процесс. В-четвертых,
эксперимент позволяет варьировать
также и количественное соотношение
условий, допускает
математическую обработку полученных
в исследовании данных
.

Выделяют
три вида психологического эксперимента:
лабораторный, естественный и формирующий
(психолого-педагогический).

Лабораторный
психологический эксперимент

протекает в специально создаваемых и
контролируемых условиях, как правило,
с применением специальной аппаратуры
и приборов. Первоначальным объектом
лабораторного эксперимента в психологии
выступили элементарные психические
процессы: ощущения, восприятия, скорость
реакции. Отличительной особенностью
эксперимента в лаборатории является
строгое соблюдение условий исследования
и точность получаемых данных. Большого
совершенства в использовании лабораторного
эксперимента достигла когнитивная
психология, изучающая познавательные
процессы человека. Познавательные
процессы составили основную область
лабораторных исследований психологии
человека.

Научную
объективность и практическую значимость
получаемых в лабораторном эксперименте
данных снижает искусственность
создаваемых
условий. Это связано как с отдаленностью
решаемых в эксперименте задач от реальных
жизненных условий испытуемого, так и с
невозможностью фиксировать характер
влияния экспериментатора на испытуемого
в ходе исследования. Поэтому возникает
проблема переноса полученных в лаборатории
данных на реальные условия жизнедеятельности
человека. Другими словами, моделирует
ли экспериментальная ситуация существенные
условия жизни человека?

Этот вопрос всегда остается открытым
в лабораторном психологическом
исследовании. Использование лабораторного
эксперимента в реальной педагогической
деятельности в силу его искусственности,
абстрактности, трудоемкости фактически
не практикуется.

Естественный
психологический эксперимент

снимает отмеченные ограничения
лабораторного эксперимента. Идея
проведения психологического эксперимента
в естественных условиях жизнедеятельности
людей принадлежит отечественному
психологу А.Ф.Лазурскому. Естественный
эксперимент вырос из педагогической
практики; здесь же он получил признание
и широкое применение.

А.Ф.Лазурский
(1874— 1917) — русский врач и психолог;
разработал «характерологию» —
психологическую концепцию индивидуальных
различий и построил систему классификации
личностей («Общая и экспериментальная
психология», 1912).

Основное
его отличие заключается в сочетании
экспериментальности исследования с
естественностью условий проведения.
Воздействие исследователя на испытуемых,
основанное на предварительном
предположении (гипотезе) о его характере,
осуществляется в привычных условиях
деятельности или поведения. Субъекты,
участвующие в естественном эксперименте,
не подозревают о том, что они выступают
в роли испытуемых.

Педагогическая
практика предоставляет большие
возможности для использования
естественного эксперимента. Реальная
педагогическая деятельность осуществляется,
как правило, в нескольких параллелях и
циклична. Педагог может варьировать в
разных классах содержание, методы,
формы, приемы обучения и изучать характер
влияния этих изменений на особенности
усвоения школьниками материала, на темп
продвижения в изучении предмета, на
особенности понимания, запоминания,
эмоционального отношения школьников
к изучаемому и др.

Эксперимент
в естественных условиях педагогического
процесса сочетается с наблюдением за
ходом и результатами его протекания.
Сочетание эксперимента с наблюдением
в условиях обучения дает хорошие
результаты для психологического изучения
школьников.

Известный
психолог С.Л.Рубинштейн писал: «Мы
изучаем ребенка, обучая его. Мы не
отказываемся для этого от экспериментирования
в пользу наблюдения за педагогическим
процессом, а вводим элементы педагогического
воздействия в самый эксперимент, строя
изучение по типу экспериментального
урока. Обучая ребенка, мы стремимся не
зафиксировать стадию или уровень, на
котором находится ребенок, а помочь ему
продвинуться с этой стадии на следующую
высшую стадию. В этом продвижении мы
изучаем закономерности развития детской
психики».

Можно
полагать, что использование педагогами
возможностей естественного эксперимента
способствует быстрому росту их
профессионального мастерства, формированию
педагогического мышления, воспитывает
творческое отношение к своей деятельности.
Известные в нашей стране педагоги-новаторы
— Ш.А.Амонашвили, И.П.Волков, И.П.Иванов,
Е.Н.Ильин, С.Н.Лысенкова, В.Ф.Шаталов и
другие — добились значительных успехов
в обучении и воспитании школьников
благодаря творческому экспериментированию
в условиях повседневной работы.

Формирующий
эксперимент


это метод исследования психического
развития детей в условиях специально
организованного экспериментального
педагогического процесса. Существо
этого эксперимента проявляется в его
названиях: преобразующий, созидательный,
воспитывающий, обучающий,
психолого-педагогический, метод активного
формирования психики, генетико-моделирующий.

Исследователь
не ограничивается изучением сложившихся
форм психики, регистрацией и объяснением
достигнутого учащимися психического
развития, что характерно для констатирующего
(лабораторного) эксперимента. На основе
предварительного теоретического анализа
закономерностей психического развития
детей определенного возраста либо
условий и характера формирования
важнейших человеческих способностей
строится гипотетическая модель
становления изучаемых способностей в
специально проектируемых условиях, как
правило, в экспериментальных классах
или школах.

Реализация
разработанной модели тщательно
контролируется и оценивается специалистами
разного профиля — педагогами, психологами,
методистами, врачами и т.д. В ходе
эксперимента выявляются закономерности,
механизмы, динамика, тенденции психического
развития школьников. Результаты
эксперимента позволяют подтвердить,
уточнить либо опровергнуть предварительно
разработанную модель становления
изучаемой способности.

В
формирующем эксперименте сам педагогический
процесс становится экспериментальным.

В психологическом экспериментальном
исследовании осуществляется поиск и
проектирование новых форм
учебно-воспитательного процесса,
осуществляется своеобразное «выращивание»
продуктивных форм сотрудничества
педагогов и школьников и одновременно
изучение перспективных путей психического
развития на определенном возрастном
этапе.

П.Я.Гальперин
(1902-1988) — отечественный психолог, ученик
Л.С.Выготского; создатель теории
поэтапного формирования умственных
действий.

В
формирующем эксперименте были установлены
закономерности становления у дошкольников
познавательных способностей (исследования
П.Я.Гальперина, Л.Ф.Обуховой, Г.И.Минской,
Н.Н.Поддьякова, Л.А.Венгера, А.В.Запорожца
и других), особенности и условия перехода
от дошкольного детства к школьному
(исследования Е.Е.Шулешко и других),
доказана возможность и целесообразность
формирования у младших школьников основ
научно-теоретического мышления и
определяющее значение для этого
содержания и методов обучения (исследования
В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина и других).
Формирующий
эксперимент стал основным методом
отечественной педагогической психологии.

Его достоинствами являются ориентация
на развитие учащегося в образовательном
процессе, теоретическая обоснованность
экспериментальной модели организации
этого процесса, длительность исследования,
гарантирующая обоснованность и надежность
получаемых данных.

Д.Б.Эльконин
(1904-1984) — отечественный психолог, ученик
Л.С.Выготского; создатель психологической
теории детской игры и периодизации
психического развития в детском возрасте.

Важным
достоинством формирующего эксперимента
является новый тип научности в
педагогической практике —
проектно-программный,
в центре внимания которого находится
не
столько изучение того, что есть, что
сложилось и существует, сколько
построение, создание, «выращивание»
возможного, будущего, перспективного
.
Непременным условием развертывания
формирующего психолого-педагогического
эксперимента является предвидение
возможных последствий, ответственность
исследователей за ход и результаты
эксперимента
,
за участвующих в нем субъектов.

К
объективным методам психологии относится
также тестирование,
используемое для целей психологической
диагностики
,
для распознавания или оценки состояний,
особенностей, характеристик конкретного
человека, группы людей, той или иной
психической функции и т.д. В этом отношении
тест
подобен эксперименту.

Объединяет
их также то, что оба метода представляют
собой систему заданий, предлагаемых
исследователем испытуемому. Подлинное
же родство эксперимента и теста состоит
в том,что тест
вырастает из эксперимента
,
создается на его основе.

Тестирование
— метод психологической диагностики,
использующий стандартизированные
вопросы и задачи (тесты), имеющие
определенную шкалу значений.

studfile.net

Группы методов психологии

Известно
несколько классификаций методов
психологии, поскольку по-разному
трактуются методы и методики, существуют
различные психологические школы,
появляются дополнения, изменения.
Приведем одну из достаточно коротких,
но вполне развернутых и многоплановых
классификаций, которая разработана
одним из классиков отечественной
психологии Б. Г. Ананьевым (1907-1972).

На
разных этапах исследования выделяется
четыре группы методов.

Первая
группа

— организационные методы

К
первой относятся организационные
методы, на основе которых строится
исследование в целом, вся его методология.
К ним относится сравнительный метод,
имеющий самые разные вариации, когда
сопоставляются, например, результаты
нескольких испытуемых, двух групп,
сравниваются показатели, получаемые
по одинаковым (или разным) методикам в
разные периоды времени (метод “поперечных
срезов”). Лонгитюдный метод построен
на длительном по времени прослеживании
психического развития или изменения
одних и тех же параметров у одной и той
же группы испытуемых. Это “продольный
срез” во времени, аналогичный логике
формирующего исследования. Комплексный
метод состоит в систематической
организации двух предшествующих способов
познания, в междисциплинарности подходов,
методов и методик.

Вторая
группа

— эмпирические методы

Вторую
и самую обширную и развернутую группу
составляют эмпирические методы, с
помощью которых добываются факты,
проводится собственно исследование.
Перечисление этих методов не может быть
исчерпывающим, поэтому опишем некоторые
основные.

Наблюдение
— один из основных, часто употребляемых
методов психологии, но, как и всякий
другой метод, он требует для исполнения
специальной подготовки, профессионализма.
Ведь наблюдать можно и за пробегающим
за окном машины пейзажем. Научное
наблюдение требует и постановки цели,
и планирования, и протокола и много
другого. Самое главное — это адекватная
психологическая интерпретация результатов
наблюдения, поскольку психика, как
известно, не сводится к поведенческим
реакциям. Очевидное преимущество метода
наблюдения заключается в том, что
деятельность человека протекает в
нормальных, естественных для него
условиях.

Самонаблюдение
(интероспекция) — исторически первый
метод изучения души и психики. Это
“внутреннее” наблюдение человека за
собственными психическими явлениями,
которое при всей кажущейся житейской
простоте является в действительности
очень сложным и многофакторным процессом.
Такому отражению самого себя человека
нужно специально учить. Квалифицированная
интроспекция, сопоставленная с
результатами других методов, всегда
полезна, порой необходима.

Эксперимент
является основным методом современной
психологии, находится у ее истоков. Хотя
необходимо признать, что ввиду своего
предмета психология остается наукой в
значительной мере описательной. Не над
всем в психике возможен эксперимент в
его классическом понимании. Однако
особое значение экспериментального
метода обусловлено рядом его несомненных
преимуществ.

Преимущества
экспериментального метода

Во-первых,
эксперимент позволяет задействовать
у испытуемого любой интересующий
исследователя процесс или состояние.
Не нужно ждать, к примеру, проявления
воли, а можно создать для этого
экспериментальные условия.

Во-вторых,
экспериментатор, предварительно выделив
все условия, влияющие на исследуемое
явление, может планомерно менять их:
увеличивать, уменьшать, исключать, т.е.
целенаправленно организовывать течение
изучаемого процесса.

В-третьих,
управляемое варьирование факторов дает
возможность достоверно выявить меру
влияния каждого из них на исследуемое
явление, т.е. обнаружить объективные
закономерности, зависимости. Это путь
от живого явления, факта к познанию
сущности.

В-четвертых,
полученные материалы позволяют и с
необходимостью предполагают строгую
количественную обработку, математическое
описание и моделирование изучаемого
явления в целом.

Однако
из перечисленных преимуществ эксперимента
неизбежно вытекает его основная трудность
— ограничение. Как психологическая,
так и внешняя деятельность испытуемого
протекает как бы искусственно, в
навязанной последовательности, в
необычных условиях. Человек знает, что
это не реальная практика, а лишь
эксперимент, который, например, по его
желанию может быть прекращен.

По
разным основаниям выделяется множество
видов эксперимента: аналитический и
синтетический, констатирующий и
формирующий, психолого-педагогический,
моделирующий, обучающий, лабораторный,
полевой. Особое место в этом ряду занимает
естественный эксперимент, предложенный
знаменитым русским психологом А. Ф.
Лазурским (1874-1917). Суть его заключается
в том, что исследуемая деятельность
испытуемого протекает в привычных для
него условиях, он не знает о проведении
эксперимента.

К
сожалению, современная психология
становиться все, менее экспериментальной.
Чуть ли не единственными методами
психологического исследования остаются
различные тесты, опросы, интервью. Это
обедняет методологический аппарат
психологической науки, упрощает понимание
ее предмета.

Тест
(испытание, проба) также используется
научной психологией в течение ста лет
и в последние годы получает все большее
распространение. Не всякое психологическое
испытание, проба, вопрос являются
тестами. Для последних необходима
надежность, валидность, стандартизированность,
психометрическая состоятельность,
четкость психологической интерпретации.
В условиях грамотного применения он
дает возможность получения большого
количества эмпирических данных,
возможность предварительной градации
испытуемых. Существует огромное
количество видов и классификаций тестов
по их построению, задачам, исполнению.
Стандартизация — подбор, статистическая
подгонка степени сложности вопроса.
Требование валидности теста означает
наличие уверенности в том, что измеряет
он именно то, на что предназначен.

Анкеты
и различные опросники — это всевозможные
вариации тестов. Здесь важно учитывать
не только формулировку вопроса, но и
очередность его предъявления. Особый
по направленности вид вопросников
составляют социометрические методики,
с помощью которых исследуются межличностные
отношения в группе, выявляются отношения
лидер — ведомый.

Метод
беседы предполагает индивидуальную
психологическую работу, в свою очередь
имеет свои правила проведения и поведения
исследователя.

Набор
праксиметрических методов разработан
в рамках психологии труда при изучении
различных человеческих движений,
операций, действий, профессионального
поведения. Сюда входят хронометрия,
циклография, составление профессиограмм.

Анализ
продуктов деятельности представляет
собой комплексное изучение результатов
труда как материализации психической
деятельности. Это относится и к детскому
рисунку, и к школьному сочинению, и к
произведению писателя, и к “картине”,
нарисованной обезьяной.

Биографический
метод предполагает психологический
анализ жизненного пути, биографии
человека. Это анализ представлений
человека о собственном жизненном пути,
о прошлом и будущем; психология жизненных
планов; психологические стратегии
поведения и жизни.

Метод
моделирования имеет самые разнообразные
варианты. Модели бывают структурными,
функциональными, физическими, знаковыми,
логическими, математическими,
информационными. Любая модель беднее
исходного оригинала, выделяя в нем
какой-то определенный аспект и
абстрагируясь от других сторон изучаемого
явления.

Третья
группа

— методы обработки полученных результатов

Третью
группу (по Б. Г. Ананьеву) составляют
методы обработки полученных результатов.
Это ограниченное единство количественного
и качественного, содержательного
анализа. Обработка результатов — это
всегда творческий, поисковый процесс,
предполагающий подбор наиболее адекватных
и чувствительных математических средств.

Четвергая
группа

— интерпретационные методы

Наконец,
четвертую группу составляют так
называемые интерпретационные методы,
направленные на теоретическое объяснение,
психологическую трактовку изучаемого
явления. Здесь всегда присутствует
комплексный, системный набор различных
вариантов функционального и структурного
методов, замыкающих общий цикл
психологического исследования

Список
литературы.

http://www.grandars.ru/college/psihologiya/metody-psihologii.html

studfile.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о