Качества памяти
Особенности запоминания и припоминания выступают в виде качеств памяти:
объем — количество объектов, припоминаемых сразу же после их однократного восприятия;
быстрота памяти — скорость (количество) затраченного времени на запоминание и припоминание;
точность — степень сходства того, что припоминается, с тем, что воспринималось;
длительность — количество времени, в течение которого без повторных восприятий может припомниться то, что запомнилось.
Воображение.
Воображение тесным образом связано с мышлением. Воображение возникло и развилось в процессе труда, на основе потребности изменить те или иные предметы, представить то, что непосредственно не воспринималось и не воспринимается
Самый фантастический вымысел всегда состоит из элементов, взятых из жизни, из прошлого.
Воображение — познавательный психический процесс создания новых образов на основе прошлых воспоминаний.
Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его деятельности.
Образы воображения отличаются от образов представлений тем, что раньше мы этих предметов и явлений не воспринимали (состояние невесомости, атомный взрыв и его последствия). Образы воображения возникают на основе имеющихся представлений памяти, что невозможно без мышления.
Большое влияние на воображение оказывают: потребности человека, его желания, интересы, воля, отношения к действительности. Под влиянием воображения возникают чувства и желания.
Виды воображения
Различают три вида воображения.
1. Непроизвольное, или пассивное (образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека, без заранее поставленной цели, сами собой):
— гипноз;
— сновидовая фантазия.
2. Произвольное, или активное (человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы, заставляет работать свое воображение, чтобы решать свои проблемы):
— воссоздающее— создание образов на основе личного опыта, речи, текста, чертежа, карты, схемы;
— творческое — самостоятельное создание образов, которых нет в действительности.
3. Мечта (представление желаемого будущего):
— полезная — реальная, связана с действительностью, помогает человеку мобилизовать все силы для достижения цели, является стимулом к действию, развитию лучших качеств;
— вредная — не связана с жизнью, расслабляет волю, снижает активность человека, замедляет его развитие (грезы).
Функции воображения
Представление действительности в образах, возможность пользоваться ими, решая задачи.
Регулирование эмоциональных состояний, снятие напряженности.
3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека (восприятие, память, речь, эмоции).
4, Планирование и программирование деятельности (составление программ, оценка их правильности и процесса реализации).
5. Предвидение, предвосхищение результатов своих действий — антиципирующее воображение.
Способы создания образов воображения
Агглютинация (склеивание) — в одном образе соединяются любые качества, свойства, части (стол и четыре колеса; печь на санях и т.п.).
Акцентирование — выделение какой-либо части, детали целого (дружеский шарж, где выделяется часть лица, туловища).
Типизация — изображение конкретного эпизода (объекта), который впитал в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. В ходе типизации оформляется не только образ человека, но и ситуация, в которой он действует.
§35. Качества памяти. Психология. Учебник для средней школы.
§35. Качества памяти
В предыдущем параграфе мы говорили о том, что нельзя характеризовать память человека просто как плохую или хорошую, потому что она может быть различной по отношению к разным объектам. Теперь мы должны внести дальнейшее уточнение в этот вопрос. Даже имея в виду определённые объекты, недостаточно ещё сказать про память, что она хорошая или плохая. Она может быть хорошей в одном отношении и плохой в другом. По отношению, например, к историческим фактам память какого-нибудь человека может отличаться большой прочностью сохранения и в то же время быть недостаточно точной.
Характеризуя память человека, надо различать отдельные качества её. Наиболее важны из них следующие:
1. Быстрота запоминания. Одному человеку, чтобы запомнить какой-нибудь материал, нужно долго и прилежно работать, тогда как другой запоминает этот же материал очень быстро. Это качество памяти больше всего бросается в глаза, и поэтому многие склонны оценивать память, главным образом, с точки зрения быстроты запоминания.
2. Прочность сохранения. Запомнив что либо, одни люди надолго удерживают это в памяти, другие — быстро забывают («короткая память»). Различия между людьми в этом отношении не меньше, чем в отношении быстроты запоминания. Возможны различные взаимоотношения между этими двумя качествами памяти. Экспериментальные исследования показывают, что большая быстрота запоминания чаще бывает связана с прочным сохранением: кто скоро запоминает, тот и помнит долго. Наблюдаются, однако, и обратные случаи: некоторые из быстро запоминающих людей столь же быстро и забывают, тогда как некоторые медленно заучивающие надолго удерживают в памяти то, что они однажды заучили.
3. Точность памяти. Она характеризуется отсутствием искажений, пропусков чего-либо существенного и субъективных дополнений. Точность — одно из важнейших качеств памяти, требующее к себе особенного внимания.
4. Готовность памяти. Под этим названием разумеется уменье быстро извлекать из запасов памяти то, что необходимо в данный момент. Некоторые люди, обладая обширными знаниями, не могут, однако, быстро находить ответы на те запросы, которые предъявляет жизнь. Про таких людей говорят: «У них много знаний, но они не умеют ими пользоваться». Без готовности памяти невозможна та черта ума, которую обычно называют «находчивостью».
Знак качества
Знак качества Копаясь в мужских мыслях и желаниях, рискуешь нарваться на неприятную правду. А что, если на самом деле твой мужчина ничего не имеет против института брака? Что, если он в принципе готов жениться.
§35. Качества памяти
§35. Качества памяти В предыдущем параграфе мы говорили о том, что нельзя характеризовать память человека просто как плохую или хорошую, потому что она может быть различной по отношению к разным объектам. Теперь мы должны внести дальнейшее уточнение в этот вопрос. Даже
§49. Качества ума
§49. Качества ума Стремясь к развитию и воспитанию ума, надо принимать во внимание отдельные его качества. Наиболее важны из них следующие.1. Критичность ума, т. е. уменье строго оценивать работу мысли, тщательно взвешивать все доводы за и против намечающихся гипотез и
39. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПАМЯТИ
39. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПАМЯТИ Основанием для выделения различных видов памяти служат различные ее функции, или выполняемые ею процессы. К процессам памяти относят запоминание (закрепление), сохранение, воспроизведение
43. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ И МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ. ОБЪЕМ ПАМЯТИ, ТОЧНОСТЬ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ, ДЛИТЕЛЬНОСТЬ
43. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ И МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ. ОБЪЕМ ПАМЯТИ, ТОЧНОСТЬ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ, ДЛИТЕЛЬНОСТЬ Память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом: запечатление, сохранение и воспроизведение информации, а также
Качества поведения.
Качества поведения. Что за характер скрывается за яркой истероидной внешностью? Прежде всего, следует отметить удивительную способность истероидов производить на людей наиболее выигрышное впечатление с первых же минут знакомства. Подчеркнем, наиболее выигрышное. То
Суть и качества
Суть и качества Форма и плотность состоят из пустоты, видимое всегда окружает себя невидимым, неоформленным, бесплотным. Невидимое, неоформленное, бесплотное несут в себе суть, которая проникает и наполняет форму. Любая форма несёт в себе суть. Суть оформляет форму и
2. Основные виды памяти как генетически различные «уровни» памяти (предварительная гипотеза).
2. Основные виды памяти как генетически различные «уровни» памяти (предварительная гипотеза). Даже самый беглый обзор онтогенетического развития человека показывает, что вышеупомянутые четыре основных вида памяти появляются в онтогенезе далеко не одновременно.
Качества лидера
Качества лидера А теперь перейдем к более запутанному вопросу. Именно на нем спотыкаются многие историки и социальные психологи, когда пытаются понять причины успешных и неуспешных политических образований. Почему одни государства существовали долго, а другие исчезали
Качества правды
Качества правды Предпринимательство и правдивость испокон веков друг с другом не дружат. Так было всегда, не только сейчас, когда в бизнесе много грязи. «Не обманешь – не продашь» – издавна говорят торговцы разных народов. И поэтому люди, в большинстве своём,
О памяти плохой и памяти хорошей
О памяти плохой и памяти хорошей Конечно, более или менее хорошая память не есть только прирожденное качество. Но все же крепость первых усвоений, ложащихся в основу душевных работ, и потом крепость последующих усвоений, не находящихся в связи с начатыми работами,
Когда речь идет о памяти, качество важнее количества
Группа исследователей в области психологии пришла к выводу, что емкость нашей рабочей памяти лучше объясняется качеством воспоминаний, которые мы можем хранить, а не их количеством.
Объем нашей рабочей памяти лучше объясняется качеством воспоминаний, которые мы можем хранить, чем их количеством, пришла к выводу группа исследователей психологии. © iStockPhoto.com/pupunkkop
Их анализ, опубликованный в последнем номере журнала Psychological Review , помогает прояснить давние споры в психологии о возможностях нашей «рабочей памяти»: ограничен ли объем информации, которую мы можем запомнить на короткий период времени, такой как номер телефона или снимок дорожная ситуация, которую лучше всего понимать как ограничение на общее количество воспоминаний, которые мы можем хранить, или, скорее, как ограничение их качества?
«Наши результаты показывают, что мы не просто запоминаем определенное количество элементов, а затем почти идеально их вспоминаем», — говорит Вейджи Ма, доцент Центра нейронных наук и факультета психологии Нью-Йоркского университета и старший автор исследования. . «Скорее, мы пытаемся запомнить все соответствующие объекты, но качество этих воспоминаний неравномерно и ухудшается по мере того, как нам приходится запоминать больше».
Рабочая память (WM) имеет ту же функцию, что и оперативная память (RAM) в компьютерах, но ее механизмы не так хорошо изучены. В последние годы исследователи психологии пришли к противоположным выводам о пределах рабочей памяти. Некоторые утверждают, что мы можем хранить в ней фиксированное количество воспоминаний — например, мы можем хранить в своей рабочей памяти положения только четырех разных автомобилей в любой момент времени.
Однако другие утверждали, что память рабочей памяти не определяется количеством элементов, которые она может вместить; скорее, эти ученые считают, что его пределы лучше определяются качеством воспоминаний. Например, вспоминая цвета на картине, мы можем вспомнить, что видели светло-голубой цвет в работе, хотя фактический цвет был бирюзовым. Другими словами, границы рабочей памяти — это вопрос точности, а не количества.
Чтобы разрешить этот спор, Ма и его коллеги изучили данные 10 ранее проведенных экспериментов в шести разных лабораториях, в общей сложности насчитывающие более 130 000 ответов субъектов. В типичном эксперименте испытуемых просили вспомнить один из восьми цветов, которые они видели несколько секунд назад — хорошо зарекомендовавший себя метод измерения памяти. Это позволило исследователям протестировать различные модели, объясняющие возможности нашей рабочей памяти — то есть является ли она функцией качества или количества?
«Это первое исследование в этой области, в котором используется такой объем данных, и мы надеемся, что наш набор данных послужит ориентиром для будущих исследований», — объясняет Ма.
Их анализ показал, что объем рабочей памяти лучше всего объясняется качеством воспоминаний. Это качество постепенно уменьшалось по мере того, как испытуемых просили вспомнить все больше и больше цветов. Вопреки тому, что утверждается во многих учебниках, производительность памяти нельзя объяснить фиксированным количеством воспоминаний.
Ма добавляет предостережение: «Наши результаты, конечно же, не означают, что вы всегда помните все, что имеет значение. Однако «вспоминать все понемногу» кажется гораздо ближе к истине, чем «что-то помнить отлично, а что-то совсем нет».
Ма указывает на то, как мы ориентируемся в трафике, иллюстрируя, какое значение имеет качество рабочей памяти. Во время вождения мы можем сохранять положение автомобилей и пешеходов, цвета дорожных знаков и расстояние до следующего светофора. Однако качество некоторых из этих воспоминаний может быть довольно высоким (например, положение других автомобилей), а для других оно может быть низким (например, цвет дорожных знаков).
Другими авторами исследования были Рональд ван ден Берг, научный сотрудник Медицинского колледжа Бейлора во время исследования, а сейчас работающий в Кембриджском университете, и Эдвард Ау, профессор психологии Орегонского университета.
Исследование было поддержано грантами Национального института глаза (R01EY020958) и Военного исследовательского бюро (W911NF-12-1-0262).
Память, ее значение и роль в жизни
Память играет ключевую роль в жизни людей на многих уровнях, включая повседневную деятельность, профессиональную деятельность, социализацию, обучение, принятие решений, общение и другие. Действительно, независимая жизнь может быть особенно затруднена или даже невозможна, если у человека нарушена или дисфункциональна память. По данным Baddeley et al. (2015), память является важнейшим элементом человеческой жизни, поскольку обеспечивает непрерывность и помогает людям справляться с повседневными делами. Действительно, запоминание информации позволяет людям учиться и использовать информацию для основных действий и поведения, а также для понимания себя в контексте своего жизненного опыта. Согласно Ван и Дженнари (2019 г.), механизмы памяти, включая кодирование и извлечение, предопределяют качество вспоминаемой информации с течением времени. Таким образом, значение памяти невозможно переоценить, что обосновывает актуальность исследований по данному вопросу.
Cut 15% СКИДКА на первый заказ
Мы доставим индивидуальную Когнитивную психологию бумагу с учетом ваших требований с хорошей скидкой 02 В научной психологической литературе исследования памяти обширны. Это явление интересовало психологов на протяжении десятилетий, и сегодня исследователям доступен значительный объем доказательств. Согласно Злотнику и Вансинтяну (2019 г.), память определяется как «способность кодировать, хранить и извлекать информацию» (стр. 2). Это сложная совокупность процессов, от которых зависит качество обработки данных в мозгу человека. Таким образом, как определил другой ученый, исследующий этот вопрос, память — это «не единая способность разума, а состоит из нескольких систем, которые имеют разные принципы работы и разную нейроанатомию» (Squire, 2009, стр. 12711). Сквайр (2009) подчеркивает, что рабочая память — это процесс сохранения информации о событиях вокруг людей, ее обработки и предоставления возможности использовать как прошлый, так и настоящий опыт в будущем. Согласно Сюй и соавт. (2018), разница в памяти следует за разницей в кодировании и обработке запоминаемой информации. Таким образом, учитывая определение памяти и обсуждение ее важности для человеческого существования, следует исследовать зависимость памяти от стиля обработки.
Действительно, обработка информации находится в центре механизмов памяти. Стиль обработки можно определить как подход к восприятию, анализу и обработке информации. Согласно Craik (1979), на способность вспоминать информацию может влиять кодирование. В своей статье Крейк и Локхарт (1972) подвергли критике многоуровневую структуру исследования памяти и предложили новую. Согласно этому новому подходу, уровни обработки являются ключевыми для качества памяти. Действительно, след памяти, подразумеваемый в продолжительности и ясности того, как информация вспоминается, особенно зависит от стиля обработки. Обермиллер (1985) утверждал, что стиль обработки предопределяется глубиной и уровнем мотивации. Результаты экспериментов, проведенных Крейком и Талвингом (1975), позволяют предположить, что «след эпизодической памяти можно рассматривать как скорее автоматический побочный продукт операций, выполняемых когнитивной системой» (стр. 268). Чем лучше или глубже семантический анализ информации, тем точнее и долговечнее будет след.
В целом уровни и глубина обработки важны для стиля, что в конечном итоге влияет на память. Как заявил Крейк (2002), память — это «чистая обработка», где качество и обдуманность когнитивного участия в анализе информации предопределяют точность припоминания. Одно из недавних исследований памяти было направлено на выявление влияния процесса припоминания на качество припоминания заученной информации. Кубик и др. (2018) обнаружили, что поиск более эффективен для точности и долговечности следов памяти, чем обучение, что подтверждает важность исследования механизмов памяти. Кроме того, Роуз (2020) объединил рамки неврологических исследований, чтобы определить, что сохранение памяти зависит от контекста задачи и перцептивного кодирования. Такие выводы способствуют развитию гипотезы настоящего исследования. Более того, разные условия кодирования дают разную точность воспроизведения информации, как показано в исследовании Challis et al. (1996). Таким образом, память зависит от различных факторов, включая стиль обработки, кодировку и контекст.
Огромное количество литературы демонстрирует взаимосвязь между обработкой данных и памятью. Согласно Тан, К. и Чу, Ф. (1990), «глубокая и детальная обработка информации оставляет в памяти следы более четкой и долговечной», что подтверждается преднамеренным, аналитическим и интерпретативным подходом к глубокой обработке (стр. 68). Уровни обработки широко освещались в научной литературе по человеческой памяти. Утверждается, что наряду со стилями обработки информации значительное влияние на память оказывают уровни обработки информации (Bradshaw & Anderson, 19).82). Ученые провели несколько экспериментов и обнаружили, что детальное кодирование информации позволяет более точно отслеживать память в течение более длительного периода времени (Bradshaw & Anderson, 1982). Маки и Шулер (1980) провели экспериментальное исследование взаимодействия между уровнями обработки и повторения в памяти. Ученые обнаружили, что участники лучше запоминали информацию, когда уровень обработки был глубже, а продолжительность репетиции увеличивалась (Maki & Schuler, 1980). Более того, Лонг и соавт. (2018) провели исследование, продемонстрировавшее взаимодействие между вниманием и памятью, при котором избирательное внимание повышает точность вспоминаемой информации.
Представленный обзор литературы позволяет обозначить следующие цели исследовательского проекта:
Доставка в срок!
Получите индивидуальную и 100% свободную от плагиата бумагу всего за 3 часа
Приступим
322 специалисты онлайн
- Разработать гипотезу на основе научной литературы;
- Проверить гипотезу, используя план эксперимента;
- Проведите эксперименты с участниками, чтобы сравнить влияние глубокой и поверхностной обработки на следы памяти.
Гипотеза направления, которая будет управлять общим исследовательским процессом, выглядит следующим образом: объекты, проанализированные в соответствии с механизмами глубокой обработки, вспоминаются более точно, чем объекты, проанализированные в соответствии с механизмами поверхностной обработки.
Баддели, А. Д., Айзенк, М. В., и Андерсон, М. К. (2015). Память. Psychology Press, Taylor & Francis Group.
Брэдшоу, Г.Л., и Андерсон, Дж.Р. (1982). Подробное кодирование как объяснение уровней обработки. Журнал вербального обучения и вербального поведения, 21 (2), 165–174.
Чаллис, Б.Х., Величковский, Б.М., и Крейк, Ф.И. (1996). Влияние уровней обработки на различные задачи памяти: новые результаты и теоретические выводы. Сознание и познание, 5 (1-2), 142-164.
Получить заказную работу
Всего за 13,00 11/стр. вы можете получить заказную академическую работу согласно вашим инструкциям
Позвольте нам помочь вам
322 специалисты онлайн
Крейк, Ф.И. (1979). Человеческая память. Ежегодный обзор психологии, 30 (1), 63-102.
Крейк, Ф.И. (2002). Уровни обработки: прошлое, настоящее… и будущее? Память, 10 (5-6), 305-318.
Крейк Ф.И. и Локхарт Р.С. (1972). Уровни обработки: основа для исследования памяти. Журнал вербального обучения и вербального поведения, 11 (6), 671-684.
Крейк Ф.И. и Талвинг Э. (1975). Глубина обработки и удержание слов в эпизодической памяти. Журнал экспериментальной психологии: Общие, 104 (3), 268-294.
Кубик, В., Йонссон, Ф.У., Кнопф, М., и Мак, В. (2018). Эффект прямого тестирования широко распространен в памяти действий: анализ точности и скорости припоминания. Frontiers in Psychology, 1632 , 1-13.
Лонг, Н. М., Куль, Б. А., и Чун, М. М. (2018). Память и внимание. Справочник Стивенса по экспериментальной психологии и когнитивной нейронауке, 1 , 285.
Маки, Р. Х., и Шулер, Дж. (1980). Влияние продолжительности репетиции и уровня обработки на словесную память. Журнал вербального обучения и вербального поведения, 19 (1), 36–45.
Обермиллер, К. (1985). Разновидности простого воздействия: влияние стиля обработки и повторения на аффективную реакцию.