Как лечить душу человека: Душу надо лечить | Северная неделя

Содержание

Душу надо лечить | Северная неделя

Фото msm.dev-serv.ru

Протоиерей Евгений Соколов – очень известный в Архангельске священник, часто встречается с людьми, потому что должность такая – он руководитель миссионерского отдела Архангельской епархии. Отца Евгения всегда с интересом слушаю – он умеет словами вылечить душу. Собственно, о душе он и сам часто говорит во время своих миссионерских встреч.

В нашем обществе сейчас вовсю призывают к здоровому образу жизни: человеку внушают, что нужно спать определенное количество часов, правильно питаться, не забывать про спорт и витамины – мол, тогда и с психикой будет все хорошо. Но русский народ никогда не понимал душевное здоровье исключительно в таком физиологическом плане. Вспомните, как и сами мы говорим: «…душа болит, душа тоскует, на душе тревожно, тяжело…»

Как развить душу?

Мы развиваем всяческие способности.

Но самое главное, что мы должны развить – это наша душа. А развить душу – значит научиться правильно любить. Это очень важно – любить правильно. Мы знаем, как развивать интеллект – для этого есть масса методик, правил, упражнений. Знаем, как развить тело. Тренер сможет выжать физиологический максимум из человека. То же касается и музыкального, танцевального, художественного даров. Всюду нужны педагоги высшего класса, без педагога не добьешься мастерства. А чтобы развить свою душу, научиться правильно любить, нужно знать духовные законы. Это такие же аксиомы, как «дважды два четыре» в математике.

Когда болит душа

Если мы чувствуем физическую боль, значит, наш организм нам сигнализирует о какой-то проблеме. Если же болит душа – ноет, скорбит, тревожится – это тоже сигнал, что идет некое нарушение, искажение. Это происходит, когда мы выходим за рамки законов Божиих. Ударили меня по руке – рука болит. Бьют по душе – словом, непристойными зрелищами, жестокостью – и душа начинает метаться, болеть.

Вот здесь самое страшное. Я не могу сказать: пусть зубы у меня болят, а я пошел спать. От этой боли на стены лезть хочется. А если душа у человека не здорова, то и организм не может быть здоровым. Больная душа не дает покоя.

Болезни души

Болезни души в церковной аскетике называются страстями. Страсть – это чрезмерная привязанность к чему-либо, что не есть Бог. Попробую объяснить. Я знаю человека из высокообразованной большой семьи, где сестра и три брата – кандидаты наук. У них парализовало мать (она была совершенно парализована, но была в сознании, говорила), и они решили никого не нанимать, а по очереди брать по отгулу и сидеть с ней. Когда была пора старшего брата, ему должны были на поезде марку передать, он был страстным коллекционером. Он знал, что в седьмом вагоне проводник везет ему эту марку. И он сказал: «Мама, я через час приду. Встречу поезд и приду». Но на подъезде к перрону поезд сломался, надо было ждать. Он час ждал, два, понимал, что если уйдет, марка вообще может потеряться, проводник уйдет и все.
Три часа, вместо того, чтобы бросить все и уйти к больной матери. Марка – простой кусочек бумажки – была выше любви к родному человеку. Вот что такое страсть! А как же парализованная мать? Она же видела время: вместо часа – три часа. Что она переживала, что думала?! Вот яркий пример страсти. Это привязанность ко всему, что не есть Бог.


Фото get.pxhere.com

Больная душа с детства

Страсти настолько поглотили мир, что даже дети малые подвержены их разрушительному действию. Телефоны, планшеты, компьютерные игры… Раньше у нас было трудовое воспитание, различные обязанности по дому, а сейчас урбанизация и технологии дали людям очень много свободного времени. И мы это свободное время направили на развлечения вместо того, чтобы потратить на изучение духовных законов. Ребенок с детства поражен страстями, у него уже с детства изуродованная, больная душа. Страсти уже выше Бога, выше любви к Нему. Многие этого просто не понимают.

Страсти, которые губят душу

Святые отцы выделяют восемь категорий страсти: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Есть легкие болезни – насморк, кашель, кариес, а есть онкология, СПИД. Эти восемь страстей губят душу как тяжелые болезни. Вырваться из-под их власти чрезвычайно трудно. Это как паралич – хотел бы поднять руку, хотел бы подойти, но не можешь.

От этих страстей устаешь. Когда у тебя чрезмерная любовь к маркам, ты постоянно собираешь – десять, пятнадцать, двадцать пять лет, коллекция растет, и ты вроде бы и рад уже избавиться от них, а не можешь. Страсть связывает: вспомни, сколько сил потрачено, сколько денег, сколько энергии. И главное, что страсти-то не приносят человеку никакого удовлетворения! Сребролюбец копит деньги: один миллион, другой, десять, сто – а хочется еще и еще. Блудник меняет женщин и не может остановиться.

Чем же лечить душу?

Противоположность страсти – добродетель. Любая. Она дает возможность накопления Духа Святого. Чем больше накапливаете, тем больше умения любить проявляется. Обретается душевный мир, которого так хочет душа, так ищет каждый человек. Это и умение прощать, не реагировать на окружающие соблазны. Человек, который умеет созидать мир в душе, всегда в хорошем настроении, во внутреннем покое. А когда мира в душе нет, он реагирует на все раздраженно. А гнев и раздражение так ранят душу, что сутками отходишь от них. 

И потому надо научиться лечить душу добродетелью. Внимательно следить за собой. За собой, а не за другими. Когда у тебя мир в душе, то и окружающие чувствуют это. Душа нематериальна, но наши чувства, ум, умение любить и страдать – это все свойства маленькой, но очень важной нематериальной души.


Фото hram29.ru

Отец Евгений Соколов – руководитель миссионерского отдела Архангельской епархии, настоятель храма при Северном Арктическом федеральном университете, известный публицист, проповедник и педагог. Активно занимается миссионерской деятельностью в Интернете, ведет рубрику «вопрос – ответ», отвечает на вопросы пользователей в соцсети «ВКонтакте». Протоиерей Евгений Соколов – любящий отец и дедушка, добрый пастырь для студентов.

«Мама часто повторяла: «Начало премудрости – страх Господень». Мне было пять лет и я думал, что для того, чтобы стать умным, надо бояться Бога. Потом я подрос, читал житие святых и решил, что страх Божий – это боязнь наказания за совершенные грехи. Затем переехал в центральную усадьбу, и бабушка совсем по-другому раскрыла мне смысл слов «страх Господень». Она была любящая, но очень строгая: до сих пор помню ее реакцию на мою первую тройку по устному предмету, что она считала ленью и хамством по отношению к учителю. Ее фразы просто резали душу: «За что ты меня наказал? Как я посмотрю в глаза учителю? Что скажу родителям? Неужели я заслужила такое обращение?» И вот тогда до меня дошло, что самая главная боль – это когда причиняешь боль другому человеку.

И как-то сразу стала четко понятной великая фраза из Библии: «Начало премудрости – страх Господень».
Из книги протоиерея Евгения Соколова «О жизни и о смерти»

Подготовила Н. Дмитриева

Здесь можно подписаться на газету Зимняя вишня

Исцеляя душу, лечим тело? | PSYCHOLOGIES

22 232

Познать себяЗдоровье и красота

«Врач сказал, что спина у меня болит вовсе не из-за артроза и вполне возможно, что это скоро пройдет. Я не особо поверила, ведь почти год просыпалась с болью! Но на следующее утро спина была в полном порядке и до сих пор не болит, хотя прошло несколько лет», — рассказывает 52-летняя Анна.

По ее словам, никаким особым обаянием этот врач не обладал. Да и по специальности был вовсе не ревматологом, а гинекологом. Почему же его слова оказали такое волшебное воздействие?

Чудеса бессознательного

Излечение представляет собой загадку бессознательного. Тибетский лама Пхакья Ринпоче1 рассказывал, как в начале 2000 годов медитация помогла ему справиться с гангреной ноги, когда врачи настаивали на ампутации. Но далай-лама, к которому он обратился за советом, написал: «Почему ты ищешь исцеления вне себя? В тебе самом есть исцеляющая мудрость, и, исцелившись, ты научишь мир исцеляться».

Пять лет спустя он ходил даже без костылей: ежедневная медитация и здоровое питание сделали свое дело. Результат, которого может добиться только настоящий виртуоз медитации! Но этот случай доказывает, что терапевтическая мощь нашего духа — не иллюзия.

Человек — единое целое. Наша психическая деятельность оказывает влияние на биологию и физиологию

Китайская медицина также считает, что наше «Я», психика и телесная оболочка образуют триединство. Эту же точку зрения разделяет и психоанализ.

«Я говорю со своим телом даже тогда, когда не знаю об этом», — утверждал Жак Лакан. Недавние научные открытия в области нейрологии подтвердили эти предположения. Начиная с 1990-х годов проводились многочисленные исследования, выявившие связи между иммунной системой, гормонами и психической системой.

Классическая фармакологическая медицина, в соответствии с представлением о теле как машине, принимает во внимание только нашу материальную оболочку — тело, но человек — единое целое. Наша психическая деятельность оказывает влияние на биологию и физиологию.

Так, при диабете, имеющем, на первый взгляд, мало общего с психологическими расстройствами, состояние улучшается, когда у больного складываются доверительные отношения с лечащим врачом2.

Сила воображения

Термин «психосоматика» ввел в 1818 году австрийский психиатр Иоганн-Христиан Август Гейнрот. Он утверждал, что сексуальные порывы влияют на эпилепсию, туберкулез и рак.

Но первым врачом-психосоматиком в современном понимании был современник Фрейда Георг Гроддек. Он верил в то, что любой телесный симптом имеет скрытое значение, которое нужно тщательно проанализировать: например, боль в горле может означать, что человек сыт по горло…

Конечно, к такой концепции следует подходить с осторожностью. Просто понять причины расстройства недостаточно для выздоровления. Увы, душа вызывает у нас заболевания быстрее, чем лечит их.

Современная медицина уже не рассматривает болезнь изолированно, а стремится учитывать разноплановые факторы

Другие подходы (в частности, эриксоновский гипноз, НЛП) апеллируют к творческой силе воображения и его целительным свойствам. Основой для них служит старый добрый метод само­внушения, разработанный в 1920-е годы Эмилем Куэ, утверждавшим: «Если, будучи больными, мы представляем себе, что скоро наступит выздоровление, то оно действительно наступит в том случае, если это возможно. Даже если выздоровление не наступает, то страдания уменьшаются в той мере, насколько это возможно»3.

Он предложил простую формулу: «С каждым днем во всех отношениях мне становится все лучше», которую больной должен был повторять утром и вечером.

Схожих взглядов придерживался онколог Карл Саймонтон, разработавший в 1970-е годы технику терапевтической визуализации. Она до сих пор используется при лечении онкобольных. Например, можно представить себе, что болезнь — замок, который следует разрушить, а иммунная система — это танк, ураган или цунами, участвующие в его разрушении…

Идея в том, чтобы мобилизовать внутренние ресурсы организма, дав волю воображению и представляя, что мы сами изгоняем из тела пораженные клетки.

По всем фронтам

Современная медицина уже не рассматривает болезнь изолированно, а стремится учитывать разноплановые факторы.

«В 70-е годы XX века в Индии состоялся грандиозный медицинский форум, на котором присутствовали представители здравоохранения более 2/3 стран мира. Форум предложил биопсихосоциальную модель развития болезни, — рассказывает психотерапевт, специалист по телесноориентированной психотерапии Артур Чубаркин. — То есть в качестве причин заболевания помимо биологических (генетика, вирус, переохлаждение…) стали рассматривать равноправно психологические (поведение, тип личности, степень инфантилизма) и социальные факторы (свою ли жизнь живет человек, состояние медицины в его стране). Форум предложил одновременно влиять на все три группы причин ради исцеления пациентов».

Сегодня мы больше не ждем, когда грянет гром и придется бежать к врачам. Все больше становится тех, кто ежедневно использует практики, которые благотворно действуют как на душу, так и на тело: медитация, йога, релаксация…

Мы также чаще отдаем предпочтение тем поведенческим реакциям, которые создают связи с другими людьми: речь идет об эмпатии, альтруизме и благодарности. Возможно, хорошие отношения со всеми теми, кто нас окружает, — лучший путь к крепкому здоровью.

1 В книге «Меня спасла медитация» (в соавторстве с Софией Стрил-Ревер).

2 «История психосоматики», лекция от 18 июня 2012 г., на сайте societedepsychosomatiqueintegrative.com.

3 Эмиль Куэ «Школа самообладания путем сознательного (преднамеренного) самовнушения» (ЛКИ, 2007).

Текст:Эльза ЛествицкаяИсточник фотографий:Getty Images

Новое на сайте

Как определить, что вы готовы к семейной жизни: чек-лист из 7 вопросов

Вспышка кори в России: почему это произошло — ответ врача

Ты как ребенок: почему взрослый ведет себя по-детски?

«Я не могу найти работу, натыкаюсь на мошенников. Деньги меня не любят?»

Каким бывает страх и как его преодолеть: 6 простых советов

Дьявол — в деталях: как с точностью до 80% определить, что вам лгут

Детские воспоминания: чему они могут научить?

«Из-за чувства неловкости бесконтрольно улыбаюсь всем подряд. Как это остановить?»

Что такое возвращение души? Ответы на все ваши вопросы

Что такое возвращение души?

Тренинг по функциональному питанию

Чтобы понять, что такое возвращение души, прежде всего важно понять, как душа может стать «потерянной».

Как говорит mbg терапевт Де-Андреа Блейлок-Джонсон, LCSW, это обычно происходит в результате травмы, из-за которой кто-то чувствует себя оторванным, фрагментированным или кажущимся отделенным от своего тела.

При поиске души человека обычно направляет опытный шаман в процессе возвращения потерянной души.

Шаман достигнет измененного состояния сознания, отправится в невидимые царства духа, найдет душу, а затем начнет решать то, что вызвало фрагментацию души. Оттуда они вернут душу на этот план.

Конечно, нет научного единого мнения о том, есть ли у людей душа и могут ли они заблудиться, тем более, но эта концепция принята среди шаманов и некоторых других духовных целителей.

Реклама

Это объявление отображается с использованием стороннего контента, и мы не контролируем его функции доступности.

Что происходит, когда душа «теряется»?

Как объясняет Блейлок-Джонсон, «Потерю души можно определить как разновидность фрагментации, которая может произойти после какой-либо травмы. Психологически это можно объяснить как диссоциацию, но это способ, которым мы учимся переживать травмирующие события».

Гипнотизер и автор книги WishCraft Шона Камминс считает, что это может произойти в любое время, а также может накапливаться постепенно. Когда мы выгораем (физически, умственно, эмоционально и/или духовно), отклоняемся от своей цели или переживаем что-то травмирующее, любая из этих вещей может привести к «отключению» души.

7 признаков потерянной души.

Как вы понимаете, действовать из такого внутреннего пространства не совсем приятно, а оторванность от души может серьезно снизить качество жизни человека в целом. Вот основные признаки потерянной души:

Реклама

Это объявление показывается с использованием стороннего контента, и мы не контролируем его функции доступности.

1.

Депрессия

Блейлок-Джонсон и Камминс отмечают, что одним явным признаком потерянной души является депрессия, в том числе клиническая депрессия (которую всегда должен диагностировать и лечить специалист в области психического здоровья).

Это включает в себя множество переживаний, в том числе чувство бесцельности, бесцельности или бесполезности.

2.

Сложность адаптации

Поскольку потеря души может произойти в результате травмы, Блейлок-Джонсон объясняет, что попытка приспособиться к жизни после травмирующего события может быть еще одним признаком того, что кто-то диссоциирует.

Реклама

Это объявление отображается с использованием стороннего контента, и мы не контролируем его функции доступности.

3.

Нездоровые механизмы выживания

Чтобы справиться с негативом, который кто-то испытывает при потере души, он может искать нездоровые механизмы выживания, объясняет Блейлок-Джонсон. (На всякий случай вот 10 полезных способов справиться со стрессом.) например, оскорбительные отношения, плохая рабочая среда или просто пренебрежение вашими истинными увлечениями и интересами. «Это действительно может сломить наш дух и нашу душу на всех уровнях», — добавляет она.

Реклама

Это объявление отображается с использованием стороннего контента, и мы не контролируем его функции доступности.

5.

Негативные мысли и низкая энергия

Опять же, некоторые люди могут чувствовать себя подавленными, если их душа потеряна, но Камминс отмечает, что могут возникать и другие реакции на травму, в зависимости от человека. «Некоторые люди очень беспокоятся, у некоторых может быть бессонница, у некоторых — глубокая усталость и депрессия — это проявляется по-разному», — объясняет она.

«Но главное, что ваши запасы этого глубокого колодца энергии и ресурсов внутри вас очень низки, — добавляет она, — и вы становитесь уязвимыми для негативных моделей мышления и низкой энергии».

6.

Пренебрежение собой

Если вы изо всех сил пытаетесь собраться или найти время для себя, или полностью пренебрегаете своим здоровьем, может быть очень сложно заботиться о себе, когда ваша душа потеряна.

7.

Наличие трудности.

Наконец, те, кто переживает потерю души, могут испытывать трудности с присутствием в повседневной жизни. «Очень трудно наслаждаться жизнью, чувствовать себя воплощенным, ощущать себя настоящим и целеустремленным, — говорит Камминс, — потому что у нас часто очень низкий запас энергии — так что мы действительно теряем способность управлять своей жизнью, чувствовать хорошо, и присутствуй».

Как исцелить и вернуть свою душу.

Если вы испытываете какие-либо из вышеперечисленных симптомов, Blaylock-Johnson и Cummins рекомендуют работать с доверенным целителем, который позволит вам чувствовать себя в безопасности и быть замеченным.

«Может быть полезно работать с шаманом или духовным наставником, чтобы работать над воссоединением души», — говорит Блейлок-Джонсон, добавляя: «Если подходить к этому вопросу с психологической точки зрения, работа с терапевтом, который чтит различные духовные практики и идеологии также могут быть полезными».

Камминс, который практикует терапию временной шкалы и духовный гипноз, добавляет, что гипноз также может помочь человеку войти в состояние, подобное трансу, и соединиться с самим собой на более глубоком уровне.

Как начать лечить свою душу самостоятельно.

Как правило, для возвращения души требуется руководство шамана, хотя есть и несколько способов начать процесс воссоединения с душой самостоятельно.

1.

Практикуйте медитацию и внимательность.

Поскольку потеря души может лишить вас чувства связи, работа над воссоединением с собой и своими страстями — хорошее начало.

«Я думаю о том, что если мы хотим узнать кого-то поближе, мы уделяем первоочередное внимание общению с ним. То же самое касается работы, направленной на то, чтобы познакомиться со своей душой», — объясняет Блейлок-Джонсон.

Она добавляет, что осознанность и медитация могут быть отличными инструментами для этого. «Кроме того, делая то, что приносит вам радость и позволяет вам быть самим собой, вы можете найти способы соприкоснуться с сущностью того, кто вы есть», — говорит она.

2.

Свяжитесь со своими проводниками.

Компания Cummins рекомендует обращаться к любым духовным наставникам, к которым вы чувствуете призвание, будь то предки, божества или ангелы. Из медитативного, гипнотического состояния вы можете представить, как встречаетесь со своими проводниками.

Она добавляет, что также может быть полезно получить точки зрения этих гидов о безусловной любви и удерживать это чувство там, где оно вам нужно. «Это начинает быть каналом, который будет продолжать поддерживать вас, ресурсом, который будет продолжать приносить вам исцеление, мудрость, облегчение и интеграцию», — говорит она.

3.

Попробуйте самовнушение.

Если вы не знаете, как войти в контакт с гидами или войти в гипнотическое состояние, Cummins говорит, что вы можете использовать аудио- или видеоматериалы для самогипноза, чтобы усилить этот навык. «Поначалу это может показаться очень далеким», — отмечает она, но стоит придерживаться практики. (Обязательно ознакомьтесь с нашим руководством по самогипнозу, чтобы получить дополнительные советы.)

Как объясняет Камминс, когда вы научитесь создавать подобное трансу состояние, вы сможете сознательно видеть себя и «использовать свое воображение для развития близких, доброжелательных отношений с самим собой, как если бы вы были своим лучшим другом или любимый.

»

«Посредством этой глубокой практики гипнотического воображения и исцеления вы увеличиваете свои интуитивные чувства, свои экстрасенсорные способности, а также ваши близкие поддерживающие отношения с вашим духовным миром, с вашей душой и с резервуаром ресурсов внутри вас, — говорит Камминс.

Итог.

Некоторые люди считают, что потеря души может случиться с каждым в любое время, будь то результат травмы или просто падение с жизненного пути и цели. И хотя нелегко проживать свои дни с ощущением, что вы оторваны от своей души, поиск души — это один из способов начать возвращаться к себе. Однако, если вы испытываете депрессию или впали в состояние пренебрежения собой, вам также следует обратиться за помощью к специалисту в области психического здоровья.

Ранение и исцеление человеческого духа

Иногда, когда я устаю — почти слишком устаю — я не могу уснуть. Я хочу больше еды для мира и меньше страданий. Я чувствую замешательство, печаль, благодарность и благоговение. Я живу; Я — личность; Я жажду безопасности и счастья. Я тоже белая, либеральная, еврейка, вдова, калека-сирота. Я психолог, отец, дедушка, радиоведущий — но это детали; они приходят и уходят.

Для меня говорить о душе означает обращаться к вопросам Духа и Божественного. Я не думаю, что мы сможем встретиться лицом к лицу с нашей божественностью, пока не столкнемся со своей человечностью — и, возможно, они оба одинаковы. Вот уже 25 лет я задаюсь вопросом и исследую, что значит быть человеком. Двадцать пять лет назад я попал в аварию и стал парализованным. Тогда все изменилось. Люди смотрели на меня по-другому, они говорили со мной по-другому. Даже мои близкие относились ко мне по-другому, потому что я слышал, как их голос повышался на полдецибела. Я чувствовал их тревогу в моем присутствии. Поэтому я задался вопросом, что значит быть человеком? Был ли я человеком? Ведь я не мог выжить без инвалидной коляски, лекарств, медсестер. Нужно ли человеку ходить — это часть определения? Танцевать? Отстаивать свои убеждения? Нужно ли человеку быть независимым, сильным? Нужно ли человеку быть сильным, чтобы быть всем, чем он может быть? Что значит быть человеком в мире, который говорит, как в рекламе автомобилей, которую я слышал по радио: «Достаточно хорошо — уже недостаточно хорошо». Что значит быть человеком в этом мире — в мире, где «средний» превратился в слово из четырех букв? Итак, что значит быть человеком? Я думаю, что каждый из нас должен ответить на этот вопрос для себя сам.

Я расскажу вам некоторые из моих ответов. Быть человеком — значит жить с парадоксами. Мы жаждем принадлежать, быть частью, и все же мы должны быть уникальными. Мы должны быть полностью поняты другими. Как я часто говорю, жажда быть известной превосходит жажду быть любимой. Даже важнее, чем любовь, нам нужно быть полностью понятыми другими, но осмелимся ли мы когда-нибудь полностью открыться кому-то еще? Осмелимся ли мы сделать это с собой? Любовь необходима, и это ужасно. Ненависть разрушительна, но она является частью нашего волокна. Что значит быть человеком? Это значит страдать. Это значит жить с несправедливостью; это значит любить; это значит быть преданным; это значит предавать других. Мэриан Вудман, проницательная феминистка-аналитик, сказала, что божественный ребенок, живущий в каждом из нас, всегда остается сиротой. Она говорит, что быть человеком — значит бороться с нашим сиротством и одиночеством. Быть человеком — значит чувствовать себя отчужденным, бичом сегодняшнего мира. Поэт Франклин Эббот сказал: «Как цветок тянется к солнцу, так и энтропия человеческого духа стремится к целостности». В еврейском Талмуде говорится: «На каждой травинке стоит ангел, говорящий: «Расти, расти»» 9.0005

После аварии я сказал своим близким, что поживу с этим три года, а потом решу, стоит ли продолжать. Итак, по прошествии трех лет я забрался в свою спальню и разговаривал — не знаю с кем — боже мой, что бы это тогда ни значило. И я сказал: «Хорошо, я буду жить с этим, но дай мне надежду, что однажды я буду ходить». И то, что я услышал в ответ, не было надеждой. Сделайте свой выбор: жить или умереть. И я сказал: «Ну, тогда дай мне надежду, что однажды я не буду так болен». (Первые два-три года я ужасно болел.) Тот же ответ: никакой надежды. Выбери одно: жизнь или смерть. И все, о чем я пытался договориться, мне не удалось. Я выбрал жизнь, но почему? Сначала я сказал себе, что выбрал жизнь, потому что я недостаточно мужественен, чтобы выбрать альтернативу. Тогда я сказал себе, что выбрал жизнь, потому что мои дети нуждались во мне. Тогда я сказал себе, что выбрал жизнь, потому что они мне нужны. И тогда я сказал себе правду — я выбрал жизнь, потому что это то, чем мы занимаемся. Вот что значит быть человеком. Как и каждая травинка, мы выбираем жизнь.

Быть живым означает, что однажды мы умрем. Быть человеком означает, что мы знаем, что умрем. То, что мы делаем с этим знанием, меняет все.

У моего приятеля и его жены только что родился ребенок, и у них также есть четырехлетний сын. Маленький мальчик настаивал на том, чтобы проводить время наедине со своим новым братом. Они не знали, хотел ли он использовать своего младшего брата в качестве лежачего полицейского — вы не знаете этих маленьких умов, они могут быть страшными. Но они делали то, что делают родители. Они сдались и заглянули в дверь, позволив своему четырехлетнему сыну пройти в детскую и подбежать к кроватке брата. Он посмотрел сквозь щели в кроватке и сказал своему брату: «Быстрее, скажи мне, как выглядят ангелы, я начинаю забывать». Эта история верна на всех уровнях. Мы рождаемся, зная, как выглядят ангелы, а к четырем годам начинаем забывать. Один раввин рассказал мне замечательную небольшую притчу о том, что перед рождением младенцев Бог наделяет их всей мудростью, необходимой им для того, чтобы прожить жизнь, решить все свои проблемы и ответить на трудные вопросы. Тогда Бог говорит ребенку: «Это секрет». Эта вмятина у нас под носом — отпечаток пальца Бога. Милая история, да?

В основе нашей человечности мы знаем ангелов. У нас есть способность любить, проявлять сочувствие и сострадание. Исследования показывают, что; мы знаем это. Это делают младенцы. Мы наблюдаем, как детсадовцы проявляют сочувствие друг к другу. (И в этом возрасте мальчики более сострадательны, чем девочки. Это довольно быстро меняется.) У детей больше веры, чем у нас. А у детей благоговение — что за дар благоговения! Когда моему внуку было около четырех лет, он любил бегать по стеблям бамбука возле своего дома, высота которых может достигать 20 футов.

Несколько месяцев назад он бежал через бамбук со своим отцом, которому тоже иногда четыре года (он зять, так что я могу так сказать), и вдруг маленький Сэм остановился и обернулся, его глаза вытаращились, как блюдца, и сказала: «Папа, посмотри, какие мы маленькие». Это благоговение. Маленькие дети не умеют бороться с предубеждениями, дискриминацией и недоверием, но они учатся этому в раннем возрасте. Мальчикам говорят, что они должны быть сильными и неуязвимыми. Мальчиков учат лгать, когда они чувствуют себя уязвимыми. Девушкам, как мне кажется, сегодня больше, чем когда-либо, говорят быть красивыми и сексуальными. Оба учат добиваться практически любой ценой. Вы знаете поговорку; мы все слышали это: «Нельзя быть слишком худым или слишком богатым». Это то, чему их учат. Они вырастают, пряча части себя от стыда. Они скрывают свою уязвимость, свои страхи, свой гнев и свою настоящую жажду. Они растут с лучшим пониманием того, кем они должны быть, чем того, кто они есть.

В результате они частично отказываются от своей уязвимости, своей слабости, своего страха, своей зависимости. Они отрекаются от части самой своей человечности. Посмотрите на мир, в котором они растут. Они гонятся за цифрами — речь идет о производительности. Я слышал лекцию Кена Бернса, в которой он сказал, что средства массовой информации видят в наших детях исполнительские единицы, а не духовные существа. Многие наши семьи поступают так же, как и большинство школьных систем.

Итак, голос внутри наших детей замолкает. Что происходит, когда это происходит, и мы отрекаемся от части себя? Что происходит с нами во взрослом возрасте, что заставляет большинство из нас чувствовать, что мы можем жить без сострадания, что мы можем судить людей за миллисекунду и даже причинять им вред? Мы все это делаем. Я ехал за рулем перед ноябрьскими выборами 2004 года, когда тревога была зашкаливающей, а разногласий в этой стране было больше, чем я когда-либо мог вспомнить. Я был за автомобилем или грузовиком с наклейкой Национальной стрелковой ассоциации. Я мог бы рассказать вам за 15 секунд все об этом водителе. Не только о том, как он будет голосовать, но и о том, как он растит своих детей и что он будет есть на ужин — красное мясо, редкое.

Как мы можем это сделать? Как мы можем жить в мире, где мы так быстро осуждаем людей, причиняем им вред? Мы выросли из детей, знавших ангелов, во взрослых, умеющих ненавидеть, причинять боль и судить. Мы становимся взрослыми, которые из-за страха закрывают глаза на собственную незащищенность и уязвимость, не говоря уже о других. Мы больше не слышим этот тихий голос в наших душах. Большая часть нашей жизни посвящена одним и тем же — уменьшению страданий, обретению счастья и покоя, а также способности дарить и получать любовь. Я думаю, если мы все подумаем об этом, это то, о чем наша жизнь. Здесь и сейчас, в каждом доме и везде — вот в чем смысл жизни. Почти все человеческое поведение мотивировано этими вещами. Некоторые люди совершали очень разрушительные поступки, чтобы уменьшить страдания: втыкали себе в руки иголки, морили себя голодом, работали до смерти или, что еще хуже, летали на самолетах по зданиям. Они взрывают себя и убивают других людей — и все это в попытке уменьшить страдания и обрести покой и счастье. Конечно, это заблуждение, но это та же самая мотивация.

Сколько из нас совершали опасные или саморазрушительные поступки в своей жизни, чтобы избежать боли от чувства отчужденности или незащищенности? Сколько из нас лгали или манипулировали кем-то в той или иной обстановке, чтобы не быть одинокими, чтобы нас не осудили? Мы не можем говорить об исцелении души, не говоря о ее ранении. Я думаю, что есть два вида ран: серьезные травмы (смерть, инвалидность, болезнь, утрата) и бытовые раны. И, честно говоря, меня больше волнуют повседневные.

Вот пример. Несколько лет назад я сидел в вестибюле больницы и ждал встречи с коллегой. У меня на коленях был чемодан и чашка кофе, а мимо прошла женщина и положила доллар мне в кружку. Потом она попыталась вернуть свой доллар, ты поверишь? Итак, я усвоил два урока. Во-первых, пока у меня есть кружка, я могу зарабатывать на жизнь. Другое дело, что люди не смотрят людям в глаза. Она видела мою инвалидную коляску, а не мою человечность. Я тоже ее не видел.

Мы проходим мимо уличных людей и не смотрим на них. Забавно — когда меня видит прохожий, мы киваем друг другу. Как будто мы что-то знаем или мы вместе в клубе. Я прохожу мимо одного бездомного, и когда мы не видимся пару месяцев, начинаем переживать друг за друга. Молодая девушка, 17 лет, ученица старшей школы, недавно обратившаяся в ислам. Я спросил ее, сталкивалась ли она с какой-либо дискриминацией. Она сказала, что не очень.

Однако пару месяцев назад она ждала метро, ​​посмотрела и заметила женщину, смотрящую на нее с ненавистью в глазах. Она продолжила свою следующую фразу, и я сказал: «Погоди, что с тобой случилось?» Она сказала, что ей стало неудобно, и продолжила свой рассказ; но я снова спросил: «Что с тобой случилось?» и она сказала: «Ну, было больно». Я сказал: «Расскажи мне больше о том, что с тобой случилось». Она начала плакать, и она сильно плакала. Ей было больно, и она даже не знала об этом. Я задумался о женщине, которая смотрела на нее. Ей тоже было больно, и она тоже этого не знала. Это бытовые раны. Это наше поведение на дороге. Вот как мы дегуманизируем друг друга, используя ярлыки.

Когда я увидел этот грузовик с наклейкой NRA, я не осознавал, что делаю с собой, не говоря уже о нем.

Моего друга, терапевта, только что вызвал заведующий отделением в ближайшей учебной больнице и сказал: «Знаете, как мы сказали, что вы должны проводить с пациентами 17 минут? Сейчас осталось 14 минут». Представьте себе, что люди страдают каждые 14 минут. Что это дает врачу с течением времени? Я даже не говорю о том, что он делает с пациентами. Это бытовые раны.

По меньшей мере столь же разрушительным, как и эти раны, является то, что мы слишком много работаем. Мы слишком сильно игнорируем наши физические, эмоциональные и духовные потребности. Мы слишком мало размышляем, мы потребляем слишком много нашего мира, и наши дети ранятся в процессе. Недавнее исследование показало, что уровень депрессии в богатых сообществах вдвое выше, чем в центре города. Уровень тревожности у девочек в три раза выше, чем в бедных районах, а мы знаем, что там происходит. Богатство вредит детям; бедность вредит детям; невежество вредит детям. Когда в нашем видении нет людей с любовью в сердце, им причиняют вред, и мы видим результат этого каждый день. Нажимаем и нажимаем. Учительница третьего класса школы в Черри-Хилл рассказала мне, что ее руководитель дал ей видеокассету, чтобы показать своим детям, как лучше всего поступить в Гарвард. Это был третий класс! Там я живу, и за последние три года у нас было восемь самоубийств. Восемь подростков повесились. Бытовые раны опасны.

Это своего рода духовная рана, которая побуждает всех нас пытаться быть теми, кем мы не являемся. Один из моих начальников сказал, что мир полон людей, пытающихся быть филе-миньонами, хотя в глубине души мы знаем, что мы фрикадельки. (Возможно, сегодня мясные метафоры не самые лучшие. ) Когда разрыв между тем, кто вы есть в своей душе, и тем, что вы делаете со своей жизнью каждый день, слишком велик, это своего рода духовная смерть. Вот почему меня больше всего беспокоят бытовые раны. Это маленькие раны для нашей души.

Вот почему меня не так беспокоят серьезные травмы. Виктор Гюго сказал, что в темноте зрачок расширяется, словно ища света. В невзгодах сердце расширяется, как будто ищет Бога. При серьезных травмах сердце расширяется, все открыто и все возможно, и мы уязвимы в самом чистом виде. Этого действительно не случилось со мной после аварии — у меня все еще были какие-то защитные механизмы. Но десять лет спустя я оказался в эпицентре своего самого страшного кошмара. Я боялся после несчастного случая, что все меня бросят и что я проведу остаток жизни в постели с медсестрой, которая дежурила.

Итак, десять лет спустя моя жена действительно бросила меня, мои дети ушли в колледж, у моей любимой сестры была диагностирована неизлечимая опухоль головного мозга, а у меня образовалась пролежня, то есть пролежень на ягодицах. И я оказался в постели, один, с медсестрой на часах, посреди самого страшного кошмара. Врач сказал, что я должен быть в постели в течение 30 дней 24/7. Эти 30 дней превратились в 18 месяцев.

В гости зашла подруга, и я сказал ей: «Я не думаю, что смогу продолжать дальше». Она коснулась моего плеча и сказала: «Дэн, то, чем ты занимаешься, важнее, чем то, кто ты есть». Я был в слишком большом отчаянии, чтобы понять эти слова — они произвели впечатление, но я их не понял. В ту ночь мне приснилось, что ко мне подошли трое мужчин и произвели бабочку. Это была живая бабочка с размахом крыльев около трех дюймов, и они сказали: «Эта бабочка — твоя душа. Чтобы стать полноценным человеком, ты должен вдохнуть ее». И я сказал: «Я не могу этого сделать, это живая бабочка». Но они сказали мне, что я должен вдохнуть его, так что я положил его в рот, и он затрепетал, и я вынул его. — Я не могу этого сделать, — сказал я. «Но вы должны.» «Но если я это сделаю, я могу задохнуться — я умру», а они сказали: «Это тоже не имеет значения, важна цельность». Так что я положил бабочку в рот, и я вдохнул, и когда она добралась до моего горла, я, конечно, проснулся — реальная история.

После этого что-то изменилось. Лежа в постели, я обрел внутри себя какое-то умиротворение, какое-то товарищество, которого никогда раньше не испытывал. Это была смесь духовности и благодарности. Когда кто-то входил в мою комнату, я физически ощущал его присутствие у себя в груди. Как будто они вошли в мое сердце, и я не чувствовал себя ни Дэном, ни человеком, ни мужчиной, я чувствовал себя просто существом. Это было столько мира и спокойствия, сколько я когда-либо испытывал. Что умерло? Мое эго умерло, и я обнаружил, что находится по ту сторону отчаяния. Я обнаружил, что происходит, когда вы не пытаетесь исправить отчаяние или вылечить его, исправить, лечить или избежать. Помимо отчаяния, когда мое сердце было полностью открыто, я испытал любовь, которой у меня никогда не было, и у меня сложились отношения с Богом, которых у меня никогда не было. Я узнал, что мой Бог просит только одного — веры — и взамен обещает только общение. Я считаю, что это очень хорошая сделка.

Когда сердце открыто, оно живо; она открыта для радости, для уязвимости, для боли, для горя. Когда сердце открыто, мы обнаруживаем своих демонов и живем с ними. Нам больше не нужно с ними бороться. Мы открываем наш голос, нашу любовь, нашего Бога. Когда сердце открыто, мы понимаем нашу человечность. Мы ближе к Богу и друг к другу.

Так что же закрывает наше сердце? Думаю об этом; ни одно сердце не остается открытым. Я рассказал об этом группе кардиологов. Если бы твое сердце все время оставалось открытым, ты бы умер. Так и духовное сердце открывается и закрывается. Что закрывает сердце? Беспокойство? Стыд? Неуверенность? Хвататься за большее? Страх неудачи или уязвимости? Неудача не закрывает сердце, это делает страх неудачи. Осуждение, зависть, предубеждение — все закрывает сердце. Требования эго закрывают сердце. Я закрываю сердце. Итак, что в конечном итоге закрывает сердце, так это когда мы пытаемся быть кем-то, кем мы являемся, не потому, что мы боимся узнать, кто мы есть. Раненое сердце закрыто, а когда сердце закрыто, голос души замолкает.

Когда 15 лет назад я обратилась к врачу по поводу кожных высыпаний, я страдала от всех этих потерь. И он посмотрел на мою кожу, на мою рану, и сказал: «Она сломана», имея в виду мою кожу. И я сказал: «Я знаю», имея в виду свое сердце. Он сказал: «Слишком сильное давление». Я сказал: «Я знаю». А вы знаете, какой медицинский термин обозначает нездоровую и влажную рану? Плач. Он сказал: «Оно плачет». И я сказал: «Я знаю». Поэтому он сказал: «Я хочу, чтобы ты ложился спать 30 дней и накладывал этот пластырь». И я сказал: «Но почему я прикрываю это, я думал, что раны нуждаются в кислороде, чтобы зажить». Он сказал: «Ваша рана нуждается в кислороде, чтобы зажить, но кислород находится в вашей крови, а не в воздухе». Все, что нужно вашей ране для заживления, уже находится в вашем теле.

Так что лечит душу? Поместите его в здоровую среду, и он излечит себя. Идеально. Перестаньте причинять ему вред, и он исцелится сам. Что способствует здоровой окружающей среде? Одно дело — вера. Я не говорю о вере. Опрос показал, что 93 процента американцев верят в Бога. Вероятно, однозначные числа — это число, у которого есть вера. У меня в офисе есть стихотворение под названием «Мечты». Он говорит: «Подойдите к краю», — сказал он. «Нет, мы можем упасть». «Подойдите к краю», — сказал он. «Нет, это слишком высоко». «Подойдите к краю, — сказал он. И мы подошли, и он толкнул, и мы полетели. Это история веры. Это не обязательно должна быть вера в высшую силу или высшее существо, это просто должна быть вера.

Когда я готовился к прошлогоднему седеру, я провел небольшое исследование и обнаружил, что количество рабов, которые последовали за Моисеем из Египта — мы предполагали, что все — составляло 20 процентов. Остальные 80 процентов довольствовались предсказуемым страданием из-за непредсказуемого завтра. Я думаю, что это подходит. Он подходит большинству из нас.

Юмор также создает здоровую атмосферу. В фильме Мела Брукса «История мира» Моисей спускается с горы с тремя скрижалями. Он говорит: «Бог дал нам 15 заповедей», а потом поскальзывается на камне, и одна из скрижалей разбивается, и он говорит, что их было 10. серьезно.»

Пару лет назад у меня был замечательный опыт, когда мы делали шоу о неизлечимых болезнях. Мой продюсер и я отправились в Пенсильванский университет, чтобы взять интервью у неизлечимо больной женщины, и согласились дать интервью. Нам пришлось столпиться у изголовья кровати, потому что там был только один микрофон. Мы говорили о ее жизни, и я дождался конца интервью, чтобы задать ей несколько самых сложных вопросов.

«Ну и что теперь, ты начинаешь оплакивать собственную смерть?» И в этой многозначительной паузе я услышал звук, похожий на журчание воды. Это был очень чувствительный микрофон, и фоновый шум мог испортить интервью. Поэтому во время этой паузы я заглянул через плечо в ванную, чтобы посмотреть, не протекает ли вода. Не было.

Затем я посмотрел на пол и увидел, что произошло. Из-за того, что мы втроем были так близко друг к другу, нога моего продюсера выбила мой катетер, и я капала на пол. Я никогда не читал об этом ни одной книги по этикету, но что вы делаете? Я сказал ей: «Ненавижу прерывать такой неловкий момент, но я только что обоссал весь твой пол». Она сказала: «Все в порядке, не беспокойтесь об этом». Я сказал: «Мне очень стыдно». Она сказала: «Не смущайтесь, все в порядке». Я сказал: «Ну, так как я смущен, а ты нет, когда мы найдем человека, чтобы убрать это, можем ли мы сказать, что это сделал ты?» Мы так смеялись, что плакали. А потом мы еще немного поплакали из-за того, что ее жизнь утекает. Мы сделали и то, и другое, и это то, что создает здоровую окружающую среду.

Я думаю, что исцеление души, в конечном счете, связано с другим. На шатре церкви вниз по улице от моего дома написано: «Бог есть любовь». Я не понимал этого до последнего десятилетия. Я думаю, что «Битлз» ошибались, когда пели «Любовь — это все, что вам нужно», но прав был Эндрю Ллойд Уэббер, когда говорил: «Любовь меняет все». Любовь меняет все: любовь обещанная, любовь отозванная, любовь преданная, любовь потерянная.

Добавить комментарий