Как манипулируют людьми: 11 способов манипуляции людьми и как не стать её жертвой — Look At Me

5 проверенных наукой способов манипулирования людьми

  • Лайфстайл

Наконец ты заставишь людей делать то, что хочется тебе, а не то, что подсказывает им инстинкт самосохранения!

8

Начинай убеждать с малого
Источник:
Getty Images

Как это работает

В преддверии президентских выборов в США в 2000 году социолог Энтони Гринвальд провел любопытный эксперимент на потенциальных избирателях. Он звонил им домой и задавал два вопроса. Первый: чувствуют ли они себя ответственными за судьбу своей страны? Второй: готовы ли они явиться на выборы? В итоге на участках, где были зарегистрированы опрошенные Гринвальдом избиратели, была зафиксирована высокая явка — 86,7%. При этом в среднем по стране голосовать пришли лишь 61,5%.

Вот как высокую явку объяснила психология. Сначала Гринвальд спрашивал о чувстве ответственности за свою страну. Разумеется, большинство респондентов ответили, что чувствуют ответственность за страну, как же иначе, поскольку противоположный ответ социально неодобряемый. Следующий вопрос вытекал из предыдущего. И логично, что опять же большинство людей ответили утвердительно. Ведь это прозвучало бы странно: человек чувствует ответственность за страну, но не собирается голосовать.

Так вот, после того как большинство опрашиваемых публично заявили, что собираются голосовать, они сами себя мотивировали поступить соответственно только что взятым на себя обязательствам, то есть действовать с позиции ответственного гражданина, которую их заставил принять Гринвальд.

Как это использовать

Например, твоя девушка тащит тебя в театр. А ты хочешь уговорить друга составить вам компанию, чтобы хотя бы в антракте обсудить, как «Легия» унижает «Спартак», Гвардиола сражается с болельщиками. Просто спроси друга (лучше в присутствии женщин), считает ли он себя культурным человеком, и, услышав положительный ответ, переходи в наступление.

Окажи услугу первым
Источник:
Getty Images

Как это работает

Каждый человек, если у него есть хотя бы подобие совести, всегда чувствует себя обязанным, когда ему оказывают услугу, помощь или что-то дарят. Руководствуясь этим тезисом, профессор Деннис Риган из Каролинского университета провел свой эксперимент.

В комнату под предлогом оценки качества картин (да уж, нашли предлог) приглашались двое: один настоящий испытуемый, а второй помощник испытателя. Эксперимент проводился в двух вариантах. В первом случае помощник выходил из комнаты на пять минут, а затем возвращался с двумя банками кока-колы: одну он взял для себя, а вторую протянул испытуемому, оказывая ему тем самым непрошеную любезность. Во втором случае помощник возвращался с пустыми руками.

Через какое-то время сообщник испытателя просил испытуемого оказать ему помощь — купить несколько лотерейных билетов. «Так, а где картины?!» — вопрошал, вероятно, испытуемый. Но, как бы там ни было, билеты покупал. Причем в первом варианте эксперимента, в том, что с дареной кока-колой, продажи были в два раза выше.

Однако стоит отметить, что принцип оказания взаимной услуги может работать только в отношении конкретного человека. А вот на подарки крупных брендов мы так не реагируем. Ибо быть благодарными неосязаемым сущностям могут только болезненно совестливые люди.

Как это использовать

Для начала тебе нужно оказать услугу тому, кем ты хочешь манипулировать. Эта услуга должна выглядеть искренней, спонтанной и ненавязчивой. Угости его пиццей, подари ему какую-то полезную вещь, которая тебе якобы не нужна, а выбрасывать жалко (например, надувного Будду).

Твоя мотивация должна выглядеть убедительной. В глазах объекта манипуляции ты должен казаться рубахой-парнем, а не сомнительным другом, заявившемся посреди ночи с бутылкой виски и просьбой помочь «закопать кое-что в лесу».

Создай иллюзию, что дело уже почти сделано

Как это работает

Американскй психолог Ран Кивец провел эксперимент с программами лояльности в кофейнях. Суть таких программ в том, чтобы собирать наклейки на карточке (одна наклейка за покупку одного кофе). Когда их наберется десять, карточку можно обменять на бесплатный кофе.

Кивец разделил испытуемых на две группы. Первой группе предлагалась пустая карточка с полем для 10 наклеек. Второй группе вручили карточки с местом под 12 наклеек, причем две из них уже были приклеены.

Как ты можешь догадаться, во втором случае заполнение карточек, а значит, и покупка кофе шли куда более активно. Хотя в том и другом случае нужно было вклеить по 10 наклеек.

Как это использовать

Всякий раз, прося об одолжении, не забывай упомянуть, что дело практически уже сделано. «Смотри, я уже подвинул этот рояль к двери. Осталось вынести его из квартиры, а дальше каких-то жалких девять этажей». Перфекционист, сидящий глубоко внутри объекта твоих манипуляций, не сможет воспротивиться желанию помочь тебе довести дело до конца.

Используй стадное чувство
Источник:
Getty Images

Как это работает

Как бы неприятно это ни звучало, человек склонен сводить свою умственную деятельность к минимуму. Ему гораздо легче положиться на чужое мнение, а тем более на мнение большинства, чем вырабатывать собственное. Этим и воспользовались Джон Дарли из Нью-Йоркского университета и Бибб Латане из Колумбийского университета при проведении своего эксперимента по изучению влияния «эффекта чужого мнения» на поведение людей.

В аудиторию якобы для прохождения творческого теста приглашалось несколько человек, причем испытуемым был только один, а все остальные были помощниками Дарли и Латане. Прямо в разгар тестирования в аудиторию подавался дым. Так вот, реакция единственного испытуемого на происходящее целиком зависела от поведения окружающих его людей: если все сидели с каменными лицами, будто ничего не происходит, то подопытный тоже старался не подавать виду. Если все паниковали, он тоже начинал паниковать.

Как это использовать

Хочешь посетить с друзьями бар? Объяви возлюбленной, что недавно прочитал в журнале (женщины вообще склонны верить журналам), что 87% счастливых пар, проживших вместе больше 30 лет, хотя бы один вечер в неделю проводили по отдельности.

Правда, теперь тебе придется прожить с девушкой больше 30 лет. Но один вечер в неделю ты будешь свободен!

Надевай вещи популярных брендов

Как это работает

Профессор философии и когнитивной науки Стивен Кварц и политолог, специалист в области PR Аннет Асп выяснили, как бренды влияют на наше восприятие реальности. Оказалось, что очень даже влияют.

Представь, ты идешь по торговому центру, никого не трогаешь (знаем, это маловероятно, но ты представь). К тебе подходит ничем не примечательная девушка в зеленой кофте и с кипой листков. Она просит уделить ей пару минут для участия в опросе. Ты согласишься ответить на ее вопросы? А как изменится твое отношение к этому, если у нее на кофте будет логотип Lacoste?

Согласно исследованиям Кварца и Асп, с девушкой, у которой на кофте нет логотипа, остановились поговорить всего 14%, а с девушкой, одетой в фирменный Lacoste, согласились поговорить 52% людей!

Кварц и Асп продолжили свое исследование. На сей раз две девицы — одна в фирменной кофте, другая в простой — отправились собирать по домам ничего не подозревающих граждан пожертвования. И результат первой оказался в два раза лучше, чем результат второй.

Как это использовать

Напяливай на себя одежду популярных брендов, и перед тобой откроются все двери. Ты даже не представляешь, сколько дверей перед тобой откроется (некоторые даже самому захочется прикрыть).

Также возьми на заметку: 7 психологических уловок, против которых бессилен наш мозг.

Автор текста:Антон Мишин

10 техник, которыми пользуются манипуляторы (и как с ними бороться) / Хабр

Психопаты — это не только злодеи из ужастиков и поучительных историй с Уолл-стрит. Мы ежедневно встречаемся с ними в офисе, и поначалу они кажутся нам обычными людьми. Одно исследование обнаружило: небольшая, но заметная часть бизнес-лидеров — 3—4% — подходит под клиническое определение психопата. Как защититься при взаимодействии с такими людьми?

То же самое касается и нарциссов. Научный эксперимент показал: слабый налет нарциссизма может способствовать достижению успеха в бизнесе. Но проведите некоторое время в любой рабочей обстановке, и вы быстро заметите, что некоторые профессионалы не способны контролировать собственное самолюбие.

Суть проблемы такова: строя обычную карьеру в бизнесе, вы практически наверняка столкнетесь с несколькими действительно нездоровыми нарциссами и психопатами, которые станут пытаться оскорбить вас и манипулировать вами. Именно поэтому крайне детальная статья на Thought Catalog, посвященная этому вопросу, столь ценна.

В ней не только описано целых 20 техник, используемых неблагожелательными людьми для достижения желаемого, но и предложены варианты борьбы с подобными манипуляциями. Приведенные ниже выдержки могут показаться пространными, но на самом деле эти 10 кратких описаний являются всего лишь малой частью тех советов, что содержатся в полной версии поста.

1. Газлайтинг

«Газлайтинг — это манипулятивная тактика, которую можно описать разными словосочетаниями: «Такого не было», «Ты все придумала», «Ты больная?» В Thought Catalog объясняется, что

«Газлайтинг — это, вероятно, одна из самых коварных манипулятивных тактик, ведь она занимается искажением и разрушением вашего чувства реальности.
Она последовательно снижает вашу способность доверять самому себе и неминуемо лишает вас ощущения, что вы имеете полное право называть насилие и жестокое обращение своими именами».

Как дать отпор?

«Окопайтесь в собственной реальности. Иногда нейтрализовать эффект газлайтинга можно, подробно описывая происходящие события на бумаге, рассказывая о них друзьям или постоянно делясь своим опытом в группе поддержки».

2. Проецирование

Вам знакома ситуация, когда вредные люди заявляют, что во всех окружающих их гадостях виноваты не они, а вы? Это называется проецирование. Все мы иногда грешим чем-то подобным, но нарциссы и психопаты занимаются этим постоянно. «Проецирование — это защитный механизм, используемый для перекладывания ответственности за свое дурное поведение и черты характера на другого человека», — отмечает Thought Catalog.

Каково решение?

«Не «проецируйте» свое чувство сострадания и сочувствия на нездорового человека и не принимайте никаких его проекций на себя, — рекомендуется в статье. — Перенося собственные моральные установки и систему ценностей на других, вы становитесь потенциальной жертвой длительной эксплуатации».

3. Обобщения

Вы сказали, что ваш коллега не всегда способен учитывать отсроченные последствия определенных финансовых решений. Офисный психопат заявляет, что вы назвали его «безрассудным». Вы заметили, что если сработают условия А, Б и В, то ситуация может ухудшиться. Ваш коллега-нарцисс говорит боссу, что вы назвали нынешнее положение «катастрофой».

Что происходит? Дело не в том, что ваш заклятый враг не понял ваших слов. Он(а) не заинтересован(а) в понимании.

«Озлобленные нарциссы не всегда могут похвастаться выдающимся умом — многие из них достаточно «недалекие» люди. Вместо того, чтобы тщательно рассмотреть иную точку зрения, они обобщают все ваши высказывания, делая безапелляционные заявления, не указывающие на нюансы в ваших рассуждениях, или учитывают многочисленные концепции, которым вы отдали дань уважения», — пишет Thought Catalog, описывая подобное поведение.

Чтобы справиться с этим,

«стойте на своем и не забывайте, что обобщения в действительности являются лишь произведением категоричного мышления, лишенного логики».

4. Перемещение ворот

«Жестокие нарциссисты и социопаты используют логическую ошибку под названием «перемещение ворот» для создания ситуаций, в которых у них будут все основания для вечного недовольства вами. Так происходит, когда даже после того, как вы привели все возможные в мире доказательства в пользу своего мнения или выполнили все их просьбы, они выдвигают новое условие или требуют еще больше доказательств», — написано в Thought Catalog.

Не играйте в такие игры.

«Устанавливайте свою позицию и оценивайте себя сами. Поймите, что вы и так хороши, и не позволяйте другим постоянно навязывать вам ощущение, что вы ущербны или чего-то недостойны».

5. Смена темы

Переключение с одной темы беседы на другую кажется достаточно невинным поступком.

Но в руках умелого манипулятора изменение предмета разговора превращается в средство, позволяющее избежать ответственности. «Нарциссы не желают обсуждать темы, в которых вы можете привлечь их каким-то образом к ответственности, а потому они будут направлять дискуссию в нужное им русло», — отмечает Thought Catalog.

Подобное положение при вашем попустительстве может сохраняться постоянно, исключая возможность обсуждения по-настоящему актуальных вопросов. Попробуйте дать отпор с помощью метода «заезженной пластинки».

«Продолжайте перечислять факты, не обращая внимания на их попытки отвлечь вас. Возвращайтесь к нужной теме, произнося: «Я говорю не об этом. Давай сосредоточимся на настоящей проблеме». Если их это не заинтересует, остановитесь и потратьте свою энергию на что-то более конструктивное».

6. Переход на личности

То, что вы постоянно имеете с ним дело с тех пор, как впервые столкнулись с задирой на детской площадке, не делает переход на личности менее губительным. И, несомненно, встречается это на всех уровнях вплоть до президентской политики.

Просто не допускайте такого.

«Необходимо закончить любое взаимодействие, связанное с переходом на личности, и заявить, что вы не станете такое терпеть, — советует Thought Catalog. — Не принимайте подобное поведение. Поймите, они прибегают к переходу на личности потому, что более тактичные методы им недоступны».

7. Черный пиар

«Если вредным типам не удается контролировать ваше мнение о себе, они начинают работать с чужим мнением о вас. Они прикидываются мучениками, пока на вас не навесят ярлык с надписью «злодей». Черный пиар — это упреждающий удар, направленный на саботирование вашей репутации и очернение вашего имени», — объясняет Thought Catalog.

Иногда настоящим злым гениям даже удается разделять и властвовать, стравливая двух людей или группы между собой. Не давайте им добиваться успеха. «Документируйте любые формы травли», — советует пост, и ни в коем случае не попадайтесь на удочку: не позволяйте этим чудовищам спровоцировать вас. Ведите себя так, чтобы их ложь оставалась ложью.

8. Обесценивание

Будьте осторожны, если коллега, выражая вам симпатию, агрессивно принижает вашего предшественника. «Нарциссы постоянно так поступают: они обесценивают своих бывших в глазах нынешних партнеров. И в результате новые партнеры становятся жертвами такого же жестокого отношения и агрессии, как и предыдущие пассии», — написано в посте. И подобная динамика встречается не только в личной сфере, но и в профессиональной.

Простая осведомленность о таком явлении — это уже первый шаг к борьбе с ним. «Имейте в виду: то, как человек относится к кому-то или говорит о ком-то, в будущем может быть перенесено и на вас», — предупреждает Thought Catalog.

9. Агрессивные шутки

Проблема не в вашем чувстве юмора, а в скрытом смысле отпущенной шутки. «Латентные нарциссы наслаждаются, отпуская в ваш адрес саркастические замечания. Обычно они преподносятся, как «просто шутки». И это позволяет им безнаказанно говорить отвратительные вещи, продолжая прикидываться невинными и бесстрастными. А каждый раз, когда вы возмущаетесь бестактностью и грубостью замечания, вас обвиняют в отсутствии чувства юмора», — заявляет пост.

Не позволяйте офисному наглецу с помощью газлайтинга убеждать вас в том, что все происходящее — лишь невинная забава. Это не так.

10. Триангуляция

Один из самых разумных способов, которыми вредные люди отвлекают вас от своих мерзостей, — это переключение вашего внимания на мнимую угрозу со стороны другого человека. Это называется триангуляция. «Нарциссы любят «передавать» заведомо ложную информацию о том, что другие говорят о вас», — предупреждает Thought Catalog. Чтобы противостоять этой тактике, осознайте, что третьим участником драмы тоже манипулируют — он(а) тоже жертва, а не враг.

А еще вы можете попытаться «перенацелить триангуляцию» или «заручиться поддержкой стороннего наблюдателя, не подпадающего под влияние нарцисса».

Успехов!

P.S. Рекомендуем ещё одну полезную статью по теме работы над собой — 10 способов справиться с токсичными членами семьи.

Автор перевода — Давиденко Вячеслав, основатель компании TESTutor.

Человеку свойственно манипулировать?

Манипулирование эмоциями было названо темной стороной эмоционального интеллекта ученым-психологом профессором Элизабет Остин из Эдинбургского университета.

Но что это значит? Остин и ее коллеги создали Шкалу эмоционального манипулирования в 2007 году. Согласно этой шкале, люди, склонные к эмоциональному манипулированию, соглашаются вести себя таким образом, который имеет очевидные негативные последствия, например: «Я знаю, как поставить человека в неловкое положение, чтобы он перестал вести себя неадекватно». определенным образом» и «Я знаю, как натравить двух людей друг на друга».

Менее явно негативное поведение также может привести к высокому баллу, включая согласие с такими утверждениями, как «Я могу делать кому-то комплименты, чтобы попасть в их хорошие книги» и «Я умею успокаивать людей, чтобы они с большей вероятностью ушли». вместе с тем, что я говорю». Исследователи также обнаружили, что чем выше люди набрали баллы по шкале эмоционального манипулирования, тем выше они набрали макиавеллизм, черту, которая включает в себя черствость, моральное безразличие и манипулятивность.

Однако считать манипуляцию фреймами плохой вещью, которая совершается только плохими людьми, неправильно. Есть много причин, по которым люди хотят изменить социальную ситуацию так, чтобы она сложилась хорошо для них самих, но не привела к негативным последствиям для других. Личный интерес может совпадать с интересами других и может привести к просоциальному поведению. Например, иногда я делаю что-то, чтобы другим людям было хорошо, потому что я знаю, что это доставит мне удовольствие. Это беспроигрышный вариант.

Эту сложность также продемонстрировали Остин и его коллеги, когда в 2013 году они отказались от своей первоначальной шкалы и создали шкалу управления эмоциями других.

Переход от термина «манипулирование» к термину «управление» побуждает по-другому говорить об этом типе поведения. Самая последняя краткая версия шкалы управления эмоциями других была опубликована в 2018 году Остином и его коллегами. Он разбивает разнообразие способов, которыми люди пытаются эмоционально управлять людьми, на пять типов. Первые два обычно просоциальны, третий и четвертый непросоциальны, а пятый считается нейтральным.

  • Улучшение: стратегическое предложение помощи, заверение или проявление понимания для улучшения чьего-либо настроения.
  • Развлечение: быть позитивным или использовать юмор для улучшения чьего-либо настроения.
  • Ухудшение: использование критики или негативных комментариев, подрыв доверия или гнев, чтобы что-то получить.
  • Фальсификация: льстить кому-то, дуться или испытывать чувство вины, чтобы получить желаемое.
  • Скрытие: скрывает свои чувства, особенно отрицательные эмоции.

Использование этой концепции манипуляции показывает нам, что попытка повлиять на то, как люди вокруг нас себя чувствуют, является основной частью человеческого взаимодействия. Некоторые из нас, вероятно, ежедневно манипулируют другими.

Некоторые из нас умеют манипулировать лучше, чем другие? В 2020 году Нгуен Нгок и его коллеги опубликовали резюме исследования, в котором приняли участие 5687 человек. Они обнаружили, что люди с более высоким уровнем эмоционального интеллекта лучше манипулируют эмоциями.

Это означает, что способность читать комнату и определять, что нужно людям, является преимуществом для манипулирования. Вопрос в том, что люди делают с этим преимуществом. Умение манипулировать эмоциями «может использоваться как для помощи, так и для вреда людям, в зависимости от мотивации манипулятора», — написали они.

Признавая, что все мы манипулятивны, мы можем лучше определять, когда мы манипулируем людьми, и поэтому контролировать свои мотивы.

  • Эта статья впервые появилась в выпуске 371 из Журнал BBC Science Focus узнайте, как подписаться здесь

Узнайте больше о психологии:

  • Становимся ли мы более нарциссическими?
  • Мог ли я быть психопатом и не знать об этом?
  • Есть ли лекарство от зла?

Тактика манипуляции — PubMed

. 1987 июнь; 52 (6): 1219-29.

doi: 10.1037//0022-3514.52.6.1219.

Д. М. Басс, М. Гомеш, Д. С. Хиггинс, К. Лаутербах

  • PMID: 3598864
  • DOI: 10.1037//0022-3514.52.6.1219

Д. М. Басс и др. J Pers Soc Psychol. 1987 июнь

. 1987 июнь; 52 (6): 1219-29.

дои: 10.1037//0022-3514.52.6.1219.

Авторы

Д. М. Басс, М. Гомес, Д. С. Хиггинс, К. Лаутербах

  • PMID: 3598864
  • DOI: 10. 1037//0022-3514.52.6.1219

Абстрактный

Манипуляция — это одно из средств, с помощью которых окружающая среда изменяется в соответствии с характеристиками индивидуумов. Мы провели два исследования, чтобы определить тактику манипулирования, которую люди используют, чтобы вызвать и прекратить действия других. Факторный анализ четырех инструментов выявил шесть типов тактик: обаяние, молчаливое обращение, принуждение, причина, регрессия и унижение. Тактика манипулирования показала сильную согласованность индивидуальных различий в разных контекстах. Тактика очарования, однако, чаще использовалась для стимуляции поведения, тогда как тактика принуждения и молчаливого обращения чаще использовалась для прекращения поведения. Тактика манипулирования значительно различалась в зависимости от источников данных, основанных на самом себе и на основе наблюдателей, с личностными шкалами Нейротизм, Экстраверсия, Амбициозный-Ленивый, Высокомерный-Скромный, Склочный-Приятный и Расчетливый, а также с характеристиками социальной среды субъектов. Мы делаем выводы для интеракционистской структуры соответствия личности и среды, для расширения таксономической задачи, стоящей перед психологией личности, и для выявления связей между личностью и другими научными дисциплинами.

Похожие статьи

  • Манипуляции в близких отношениях: пять личностных факторов в контексте взаимодействия.

    Бусс DM. Басс Дм. J Перс. 1992 июнь; 60 (2): 477-99. doi: 10.1111/j.1467-6494.1992.tb00981.x. J Перс. 1992. PMID: 1635051

  • Отбор, вызывание и манипулирование.

    Бусс DM. Басс Дм. J Pers Soc Psychol. 1987 декабрь; 53 (6): 1214-21. doi: 10.1037//0022-3514.53.6.1214. J Pers Soc Psychol. 1987. PMID: 3320336 Обзор.

  • Макиавеллизм и тактика манипулирования больными с пограничным расстройством личности в повседневной жизни и в терапии.

    Мандал Э., Кокур Д. Мандал Э. и др. Психиатр Пол. 2013 июль-август;47(4):667-78. Психиатр Пол. 2013. PMID: 24946473 польский.

  • Тактика удержания партнера в Испании: личность, половые различия и статус отношений.

    де Мигель А., Бусс Д.М. де Мигель А. и др. J Перс. 2011 июнь; 79 (3): 563-85. doi: 10.1111/j.1467-6494.2011.00698.x. J Перс. 2011. PMID: 21534964

  • Скрытые чувства: эмоциональность у мальчиков и мужчин.

    Ларсон Р., Плек Дж. Ларсон Р. и др. Небр Симп Мотив. 1998;45:25-74. Небр Симп Мотив. 1998. PMID: 10752058 Обзор. Аннотация недоступна.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Родительское вмешательство в выбор партнера потомством: наборы действий и противодействий, основанные на обеих точках зрения.

    Фишерова А., Гавличек Ю., Урбан М., Урбан К., Штербова З. Фишерова А. и соавт. Arch Sex Behav. 2023 фев 17:1-17. doi: 10.1007/s10508-023-02544-3. Онлайн перед печатью. Arch Sex Behav. 2023. PMID: 36800066 Бесплатная статья ЧВК.

  • Темная сторона распознавания эмоций — данные кросс-культурных исследований в Германии и Китае.

    Шмитт Х.С., Зиндерманн С., Ли М., Ма Ю., Кендрик К.М., Беккер Б., Монтаг С. Шмитт Х.С. и др. Фронт Псих. 2020 июль 9;11:1132. doi: 10.3389/fpsyg.2020.01132. Электронная коллекция 2020. Фронт Псих. 2020. PMID: 32733302 Бесплатная статья ЧВК.

  • Повреждающее воздействие воспринимаемых крокодиловы слез на образ глашатая.

    ван Ройен И., Рим ММЕ, Тончич М., Вингерхутс AJJM. ван Ройен I и др. Фронт Псих. 2020 18 фев; 11:172. doi: 10.3389/fpsyg.2020.00172. Электронная коллекция 2020. Фронт Псих. 2020. PMID: 32132947 Бесплатная статья ЧВК.

  • Загадка человеческого эмоционального плача: задача для исследователей эмоций.

    Vingerhoets AJJM, Bylsma LM.

Добавить комментарий