Тема 23. Графология: разгадываем почерк Почерк человека есть почерк его индивидуальности. Уильям Преер Физиологические основы графологии Графология – наука, которая рассматривает почерк как разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего. Считается, что почерк отражает психологические свойства и состояния. «Нет-нет, — можете категорично заявить вы, — письмо — это просто работа мышц и мускулов. Какая же здесь может быть взаимосвязь?» Ну что ж, разберемся в этом. Почерк — это внешнее проявление ума, а также многих качеств личности. Если бы почерк являлся лишь результатом работы мышц и мускулов, он бы не раскрывал человеческих эмоций. Бывали случаи, когда человек повреждал свою правую руку, и ему приходилось учиться писать левой рукой. На первый взгляд, слова, написанные левой рукой, отличаются от тех, что написаны правой, но открываются те же основные черты, которые очевидны при написании слов правой рукой. Все наше тело и разум управляются единым центром — мозгом. Благодаря мозгу мы чувствуем боль, усталость, бодрость и радость, то есть эмоциональное состояние является прямым результатом состояния физического. Мозг управляет всеми качествами человека: помогает концентрироваться, координировать действия, размышлять и запоминать увиденное и услышанное. Наша рука является сейсмологом для мозга. Она улавливает характерные особенности человека, эмоциональное состояние и воспроизводит это на бумаге. Нам кажется, что мы пишем письмо, составляем документ, а вместе с этим на бумагу ложатся не только строки, но и мы сами, наш характер. Каждая форма буквы имеет особенность, свойственную определенному человеку с определенным характером. Любое внутренний дискомфорт будет давать помехи в почерке: рука дрогнет, движение исказится, собьется скорость, наклон букв, направление строк, нажим. Вспомните, как меняется ваш почерк в зависимости от настроения? Благодаря графологии можно получить интересную информацию о себе, своих близких и знакомых людях. Эта информация может помочь, как исправить сложную ситуацию, так и определиться в дальнейшем. Не устраивая допрос, вы узнаете, сможете ли жить, учиться, работать с малознакомым вам человеком, потому что даже номер телефона и имя, записанные на клочке бумаги, могут кое-что рассказать о новом знакомом. Всю подноготную вы, конечно, не узнаете, но составить предварительный образ у вас получится. По крайней мере, вы сможете для себя решить, стоит ли продолжать графологические (и жизненные) эксперименты с вашим новым знакомым. Изучая почерк свой или знакомых, вы, возможно, обнаружите такие черты характера, которые, казалось бы, не соответствуют вашей или их личности. Не забывайте, что некоторые черты могут быть скрытыми или маскироваться под другие. Почерк не лжет, но иногда мы его неправильно истолковываем. Почерк каждого человека уникален и демонстрирует определенные свойства личности. Сила нажима, наклон, размер букв, пунктуация, различные петли выявляют в каждом человеке индивидуума с особым, присущим только ему характером. Хотя большинство людей учатся писать, следуя указаниям учителя, ни один не в состоянии точно скопировать школьную модель. В графологии больше всего о личности пишущего говорят именно отклонения от нормы. Посмотрите, насколько сильно ваш почерк отличается от того, чему учили в первом классе? Какие буквы особенно сильно отличаются? Почему большинство людей не пишут так, как учили в начальной школе? Зигмунд Фрейд говорил: «Без сомнения, посредством почерка человек выражает свою индивидуальность». Томас Гейнсборо во время работы предпочитал держать перед глазами рукопись того человека, портрет которого он рисовал. Это помогало ему лучше отразить внутренний мир индивидуума. Что можно узнать по почерку В настоящее время почерковедческий анализ уже не считается чем-то засекреченным и не несет в себе ничего таинственного. Это логический метод изучения личности, который опирается на статистические и эмпирические исследования. В процессе почерковедческого анализа мы ищем специфические особенности написания, которые указывают на определенные черты характера, а затем оцениваем их по сравнению друг с другом, прежде чем прийти к выводу. Анализ не может быть основан на единственном признаке письма, и ни одна из черт характера сама по себе не рассматривается как положительная или отрицательная, поскольку на каждую из характеристик написания влияют все остальные. Почерк тесно связан с импульсами головного мозга и является барометром настроения, а также физического, эмоционального и психического здоровья. Он формируется по мере развития человека, «взрослея» с его ростом, разрушаясь в старости и меняясь в результате нарушений в физической, умственной либо эмоциональной сфере. И хотя в зависимости от настроения, самочувствия и окружающей обстановки почерк несколько разнится день ото дня, основные признаки личности остаются постоянными, что дает возможность для проведения анализа. В целом, почерк может рассказать о следующем:
Почерк — это источник информации о качествах личности для тех, кто знает, как им пользоваться. Например, можно понять, что почерк на рис. 1 принадлежит сильной, уверенной в себе, энергичной личности. Об этом говорит твердая штриховая манера письма, значительный размер букв и общая поступательная направленность линии. Образец почерка на рис. 2, наоборот, говорит о человеке, менее уверенном в себе, с неопределенным взглядом на жизнь. Об этом можно судить по общему недостатку стабильности штрихов, неоднородности письменного текста, меняющемуся размеру букв и пробелов, а также по направлению линий. Рис. 3 иллюстрирует экстравагантность и щедрость, на что указывают размашистые движения руки писавшего. Чтобы стать специалистом в графологии, необходима теоретическая база и регулярное совершенствование практических навыков. Где используется графология Вы уже узнали кое-что о графологии. Где можно применять графологию, где будет полезна информация, получаемая с ее помощью? Почерковедческий анализ является инструментом, который можно использовать во многих областях. К основным из них относятся:
Задание 1. Графологический тест Инструкция: Напишите любой текст на белой нелиновоной бумаге шариковой ручкой из строчек 15-20. Проанализируйте свой почерк. 1. Размеры букв: а) очень маленькие, не более 2 мм – 3 балла; б) маленькие, от 2 до 5 мм – 7 баллов; в) средние, от 5 до 7 мм – 17 баллов; г) крупные, свыше 7 мм – 20 баллов. 2. Наклон букв: а) сильный влево – 2 балла; б) легкий влево – 5 баллов; в) прямое написание – 10 баллов; г) легкий вправо – 6 баллов; д) сильный вправо – 14 баллов. 3. Форма букв: а) округлая – 9 баллов; б) бесформенная (средняя) – 10 баллов; в) угловатая – 19 баллов. 4. Направление строк: а) ползут вверх – 16 баллов; б) прямые – 12 баллов; в) ползут вниз – 1 балл. 5. Сила нажима: а) легкая – 8 баллов; б) средняя – 15 баллов; в) сильная – 21 балл. 6. Характер соединения букв: а) склонность к слитному написанию – 11 баллов; б) склонность к раздельному написанию – 18 баллов. 7. Общая оценка почерка: а) почерк старательный, слова легко читаются – 13 баллов; б) почерк неровный (одни слова читаются легко, другие – с трудом) – 9 баллов; в) почерк неразборчивый (буквы узнаются с трудом) – 4 балла. Результаты 35-51 баллов – Слабое здоровье и расшатанные нервы, вспыльчивость, неуравновешенность. 52-63 балла – Флегматичный темперамент, в большинстве жизненных ситуаций не смел и пассивен, романтик и философ. 64-75 баллов – Человек решительный, но часто пасует перед опасностью. Несмотря на легкий характер, не лишен чувства собственного достоинства. 76-87 баллов – Добродушие, откровенность, излишняя впечатлительность, хороший собеседник, может отстоять свою позицию. Бойцовский характер, который толкает на самопожертвование ради высоких идеалов. 88-98 баллов – Самая распространенная группа. Честность, добропорядочность. Обилие новых идей, которые часто остаются неосуществленными. Смекалка, ярко выраженное чувство юмора. 99-109 баллов – Индивидуалист с острым умом, вспыльчив, обидчив, несколько сварлив. Независим в суждениях и поступках. Склонность к творчеству, изобретательности. 110-121 баллов – Грубость и заносчивость. Процесс написания регулируется нервной системой. Следовательно, в зависимости от физических и эмоциональных факторов, а также изменений во внешней среде (даже едва различимых) почерк будет меняться. Он эволюционирует вместе с развитием человеческой личности. Однако при этом основные четко различимые черты характера сохраняются и соответственно отражаются в почерке. Некоторые элементы почерка зависят от физического состояния пишущего: от травмы руки, написания левой рукой и т. д.; некоторые формируются исходя из эмоционального состояния пишущего: гнев, радость, печаль и т. п. Однако в какой-то степени элементы, отвечающие за характер человека и его подсознательное, повторяются, их можно проанализировать и вывести в отдельную систему, чем, собственно, графология и занимается. Но… Меняется все. Человек, как волны, бывает спокоен, а бывает и встревожен. Его почерк также варьируется, но всего лишь настолько, чтобы уловить разницу в настроении, а никак не в характере. Рассерженный человек несколько укрупняет свой почерк, сильнее нажимает на перо, но, когда он успокаивается, возвращается к своему стандартному почерку. И все-таки с возрастом очень часто меняется сам характер. Вот тогда и можно говорить об изменении почерка. Поэтому всегда следует разграничивать изменения временные (возникающие на эмоциональной почве) и постоянные (связанные с возрастом). Как можно различить временные и постоянные изменения почерка? Как необходимо учитывать изменяемость характера при графологическом анализе? Чего нельзя узнать по почерку Никто не может рассказать о человеке все, и никакая наука не поможет изучить его досконально. Есть вещи, которые трудно или практически невозможно определить путем исследования почерка. Итак, чего же мы не сможем узнать по почерку? Во-первых, будущего. Он отражает черты характера и эмоции, присущие человеку лишь в настоящее время (на момент написания текста). Аналитик не может заглянуть в будущее и ответить на вопросы о возможном успехе, любви или деньгах. С помощью анализа почерка можно предположить, каким образом человек будет реагировать в конкретной ситуации, однако это невозможно предсказать. Во-вторых, нереально определить пол, вероисповедание, семейное положение. Почерк определяет черты характера и эмоции, которые, как правило, присущи и женщине, и мужчине. Например, очень часто, особенно в последние годы, размашистый твердый почерк, который классически считается мужским, оказывается, принадлежит сильной, эмансипированной женщине, а мелким округлым почерком пишет не женщина, а скромный, мягкий мужчина. Почерк не отражает возраста и физического состояния. Некоторые дети думают, как взрослые, некоторые взрослые — по-детски. Почерк не по годам развитого ребенка указывает на уже сформировавшиеся («взрослые») черты характера, а «детский» почерк взрослого — на незрелость. Почерк престарелого человека иногда выглядит шатким, неуверенным или даже болезненным. Чтобы подобные черты не были спутаны с эмоциональным или умственным расстройством, аналитик должен быть поставлен в известность о физическом состоянии и возрасте объекта исследования. Такие физические характеристики, как полнота или форма тела, тоже не могут быть определены с помощью почерка. Нельзя по почерку узнать характер работы, занятия или увлечения, так как многие люди занимаются делами, для которых они изначально не подходят, но успешно справляются с ними благодаря своему уму, способности приспосабливаться к различным обстоятельствам или по необходимости. Графологический анализ способен выявить природные таланты и способности писавшего, однако не может определить, каким образом исследуемый объект их реализует. Невозможно определить по почерку, являются ли люди родственниками, так как почерк не имеет тенденции передаваться по наследству, он может быть похож только в силу схожести характеров, например детей и родителей. Предположения о совместимости/несовместимости на основе почерка Дело не в том, насколько одинаковы или различны по характеру люди, хотя это тоже очень важно, а в том, насколько они знают положительные и отрицательные стороны друг друга и умеют к ним приспосабливаться. Вот именно для этого существует графологический анализ почерка на совместимость: узнать, понять и приспособиться. Графология не выносит вердикт, кто с кем совместим. Она лишь дает информацию для размышления. 1. Эмоциональная чувствительность. Насколько гармоничными будут отношения пары, в которой один живет переживаниями и эмоциями, а другой — прагматичными и расчетливыми чувствами? Это подскажет наклон письма. Чем больше в почерке выражен правый наклон, тем более эмоционально чувствителен автор письма. Он живет «сердцем», свои ощущения превозносит над логикой и порядком. Человек, чей почерк вертикален, менее эмоционально чувствителен и руководствуется больше логикой, фактами и «головой». Почерк, «заваленный» на левый бок, указывает на интроверта, замкнутого и погруженного в себя. Возможно, такой человек и живет чувствами, а не логикой, но он либо никогда в этом не признается, либо для такого признания потребуется много времени. 2. Стиль мышления. Люди имеют различные стили мышления. Некоторые быстро схватывают мысль еще задолго до того, как вы закончите ваши объяснения. Другие мыслят медленнее и строят свои мысли последовательно — одна за другой. Некоторые очень скрупулезны и хотят знать все о том, их привлекло. У других мысли устремлены к концепциям и идеям, которых еще не существует. Верхние округления строчных «п» и «т» указывают на стиль мышления. Человек, который очень быстр и сообразителен, прописывает «п» и «т» похожими на «и» и «ш». А его партнер мыслит медленнее, осторожен в принятии решений. Он пишет верхние округления более широко — так, как учат в начальной школе. 3. Отношение к жизни. Кто-то привык ныть и жаловаться на неудачи, расстраиваться по любому пустяку и сетовать на неудавшуюся жизнь. Таких мы называем пессимистами. Кто-то же, наоборот, ценит жизнь за то, что она есть, радуется ей, а все проблемы встречает с высоко поднятой головой. Это оптимисты. Как определить таких людей? Для этого следует обратить внимание на направление строк в почерке. Обычно оптимистичные и бодрые люди на письме «направляют» строки вверх или же пишут ровным свободным почерком. У пессимистов строчки ползут вниз или являются неопределенными, неровными на письме. С этой же позиции можно определить и настроение в определенный момент: чем выше строчка, тем выше настроение, и наоборот. 5. Любовь к порядку. Во взаимоотношениях людей встречается такая тенденция: кто-то привык тщательно все продумывать, планировать, раскладывать по полочкам, любит порядок в бытовой жизни. В то же время другой человек разбросан в мыслях, в бытовой сфере, кидается с одного на другое, хаотичен и беспорядочен. Обратите внимание на ровность написания букв и нажим. Неровный почерк, буквы неопределенной формы выдают натуру рассеянную, быстро переходящую от одного настроения к другому. Резкий, замкнутый почерк может также указывать на склонность к противоречию. В то же время прямолинейный, твердый почерк, отсутствие крючков и украшений, замкнутость букв чаще всего указывают на силу воли и уравновешенный характер. При этом основную роль играет упорядоченность и красота почерка, который при этом не всегда может быть разборчивым. 6. Щедрость или скупость. Очень тяжело, когда в этом плане люди серьезно расходятся во мнениях. Тогда неизбежны раздоры, крупные ссоры и в итоге разрывы. Посмотрите на расстояния между словами и строками. Чем они больше, тем щедрее человек. Правда, чрезмерные расстояния укажут на расточительного человека, что также может стать причиной серьезных недомолвок в семье. Что делать, если графологический анализ выявил некоторые расхождения в чертах характера и эмоциональности между вами и близким вам человеком? Справедливым является наблюдение, согласно которому почерк заметно изменяется под влиянием перемен в душевном состоянии. Поэтому специалисты точно могут определить, в каком состоянии выполнена рукопись. Однако делать вывод о том, что такое состояние является доминирующим в душевной жизни данного человека, было бы неоправданно. Несомненно, что для каждого человека характерно индивидуальное своеобразие начертания букв и слов. По ряду признаков специалисты (в частности, в области криминологической экспертизы) могут установить, написан ли некоторый неавторизованный текст именно тем человеком, чей образец почерка им известен. В настоящее время не подтверждаются однозначные связи между графическими признаками письма и соответствующими им чертам характера. Независимые исследования позволяют заключить, что графологические оценки личности не могут быть признаны безусловно достоверными и объективно научными. Хотя сегодня графология находит широкое практическое распространение в некоторых странах (например, во Франции и в Израиле), наука все еще не располагает убедительными доказательствами четкого соотношения почерка и личности. Наиболее достоверно установлена зависимость почерка от эмоционального состояния и некоторых типологических свойств высшей нервной деятельности. Отдельные приемы графологического анализа в сочетании с другими методами иногда применяются в исследованиях по дифференциальной психологии и психофизиологии. Специфические особенности почерка служат для диагностики некоторых психических заболеваний. Например, почерк больных шизофренией нередко отличается вычурностью, нарочитой стилизованностью. В криминалистике почерк изучается для решения идентификационных задач, т. е. путем сравнения с образцами почерка решить вопрос о принадлежности текста конкретному исполнителю (судебное почерковедение). И все же графология дает богатый материал для размышления о личности человека, его характере, эмоциональном состоянии. В совокупности с другими психологическими методами она является хорошим диагностическим инструментарием. Каталог: fr Скачать 372.35 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Есть ли разница между почерковедческой экспертизой и графологией?
Можно ли называть почерковедческую экспертизу графологической? Ведь речь идет о почерке, так какая разница? Действительно, объект исследования у этих исследований — графологии и почерковедения — один и тот же, это почерк. Но только задачи, методы и, соответственно, результаты — разные.
Чем отличаются эти понятия?
Обычному человеку — неспециалисту — понять разницу довольно сложно. Поэтому, сначала обратимся к толкованию этих двух видов исследования.
Почерковедение — это раздел криминалистики, который изучает развитие письменно-двигательных навыков человека, а также разрабатывает методики исследования почерка для решения задач судебно-почерковедческой экспертизы.
Графология — (от др.гр. графо — «пишу» и логос — «учение») — учение, согласно которому существует устойчивая связь между почерком и психологическими особенностями личности. Графология изучает связь между личностью человека, работой его мозга и его почерком. Это учение считается псевдонаучным. Используется в медицине и психологии, как вспомогательная методика для диагностики и отслеживании изменений состояния человека при болезнях головного мозга и нервной системы.
А можно подробнее?
Постараемся рассказать, почему было бы ошибкой называть почерковедческую экспертизу графологической.
Почерковедение является разделом криминалистической науки, а почерковедческая экспертиза относится к традиционным криминалистическим экспертизам. И это очень востребованный вид экспертизы: с ее помощью можно установить автора рукописного текста, а также условия, в которых текст был написан.
Изучение почерковедения очень важно для оценки имеющихся письменных доказательств. Например, экспертиза позволяет выяснить, что подпись на документе — поддельная, или рукописный текст был написан в подражание конкретному человеку, или в необычной обстановке (были сбивающие факторы) и т.д. Результаты почерковедческой экспертизы являются доказательствами в суде, которые в значительной степени могут повлиять на вынесение судебного решения. Ее назначают при рассмотрении самых различных дел — гражданских, арбитражных, уголовных.
Причем, почерковедческая экспертиза исследует не только тексты, выполненные обычными пишущими приборами на бумаге, но и необычными (например, гвоздем) на необычных материалах (дерево, кожа, металл и т. д.).
В каких ситуациях люди обращаются за проведением почерковедческой экспертизы? Перечислим самые распространённые:
- Для того, чтобы доказать подлинность/фальсификацию подписи на юридически значимых документах: договорах, доверенностях, долговых расписках, завещании, нотариальном согласии и т.д.
- Для того, чтобы доказать, что некий рукописный текст был написан другим человеком.
- Для того, чтобы доказать, что текст, подпись были выполнены в необычном состоянии, под влиянием сбивающих факторов.
Подробнее можно прочитать о «почерковедческой экспертиза» в нашем материале.
А разве графология не тем же самым занимается?
Графология, как было отмечено, считает, что почерк отражает личностные характеристики человека. Графологи рассматривают систему признаков почерка, которые говорят о тех или иных чертах характера.
Ещё Аристотель утверждал, что почерк отражает характер пишущего человека. Попытки найти взаимосвязь между характером человека и его почерком предпринимались еще в античности. Основателем графологии считают французского аббата Ипполита Мишона, который впервые употребил этот термин в 1871 году в своем трактате. Позже он основал графологическое общество. Графология получила наибольшее развитие в Германии. В СССР графология была объявлена лженаукой, но в 90-е годы вновь проснулся к ней интерес. Изучение влияния особенностей психики человека на его почерк продолжается и по сей день.
Однако, на протяжении всего существования графологии она пока так и не получила подтверждения как научно обоснованный способ исследования характера человека. В частности, Британское психологическое общество считает, что методы графологии не обладают достоверностью. А проведённый в Кембридже в 80-х годах ХХ века метаанализ графологических методов по определению психологических особенностей и деловых качеств личности показал, что графология не способна достоверно предсказать те или иные черты характера. Исследователи пришли к выводу, что графологи просто используют интуитивные догадки о тех или иных личностных характеристиках человека.
Тем не менее, графологию продолжают использовать в ряде сфер деятельности человека. Графологический анализ иногда используют кадровики при приеме на работу соискателей. И представьте, если в соответствии с графологией, ваш почерк говорит о вас как о ленивом, эмоционально неустойчивом, не умеющим налаживать отношения в коллективе или не инициативном сотруднике! Вряд ли Вы получите заветную вакансию.
Врачи и психологи иногда используют графологический анализ в качестве дополнительного инструмента для оценки изменения состояния человека при ряде заболеваний головного мозга, нервной системы. Кстати, необходимо отметить, что почерковедение также учитывает фактор изменения почерка в связи с изменением возраста и наличием различных заболеваний.
Выводы
Суммируя вышесказанное, можно понять, почему, когда речь идет об установлении автора почерка, подписи, то это называется почерковедческой экспертизой, а не графологической:
Почерковедческая экспертиза | Графология | |
Научность | Да | Нет |
Объекты | Любые рукописные тексты, подпись. |
Любые рукописные тексты. Подпись для графолога не настолько информативна. |
Основная задача | Установить автора рукописного текста. | Установить психологические особенности личности. |
Методы |
Научные. Эксперт-почерковед при исследовании пользуется научно-обоснованными методиками (а не определяет «на глаз», похож ли почерк на почерк конкретного лица). При исследовании эксперту требуются сравнительные образцы почерка. |
Интуиция, в основном. Система признаков почерка, которая указывает на те или иные черты характера, сформирована на основе многочисленных наблюдений и экспериментов. |
Выводы |
Эксперт -почерковед может сделать категорический вывод или вероятностный. Выводы эксперта можно проверить. |
Только вероятностные. Проверить нельзя. |
Заключение |
Заключение эксперта — это документ, который оформляется в соответствии с законодательством и должен содержать все требуемые части (в частности, описание процесса, используемые методики и т.д.). Результат почерковедческой экспертизы может являться доказательством в суде. Судебный эксперт дает подписку об ответственности за заведомо ложное заключение. |
Заключение графолога не является доказательством. Но может быть использовано как вспомогательная диагностика в медицине. |
Материал подготовила редакция niex.ru
Наука о почерке — Scientific American
Я пишу эту статью в смелой, ретро-экспериментальной манере, используя технику, редко встречающуюся в современном издательском мире: рукописный ввод, использование ручки и бумаги, тех инструментов из мертвых деревьев, которые технофилы считают историческими диковинками, вроде глиняных табличек или пишущих машинок Remington.
Зачем делать такие вещи в эпоху нажатия клавиш? Отчасти я делаю это потому, что почерк становится маргинальной деятельностью в обществе и в моей жизни. Мы печатаем больше, чем когда-либо прежде, и нередко можно встретить людей, которые вообще перестали писать от руки, а их подлинники увядают, как рудиментарные конечности.
Я не могу отделаться от ощущения, что мое мышление становится другим — более взвешенным, более богатым — когда оно осуществляется руками, а не машиной. Люди, которых я спрашиваю, часто рассказывают подобные истории. Большая часть их слов выводится с клавиатуры, но они по-прежнему составляют списки, делают заметки, обрисовывают тексты или составляют свои мысли от руки. Они тоже считают, что почерк по-разному воздействует на разум.
Само по себе чувство, безусловно, ненаучно. Это могло быть иллюзией или смешиваться с такими факторами, как сложность проверки электронной почты на бумаге, которые не имеют ничего общего с когнитивными свойствами почерка. Скептики могут возразить, что современные дети, приученные к клавишам и экранам, будут владеть своими устройствами с таким же успехом. Пока мы пишем, какая разница как?
Так гласит расхожее мнение. Каждый второй крупный технологический сдвиг тысячелетия вызывал у нас сильную тревогу: мы беспокоимся об интернет-зависимости, о дружеских отношениях, которые превращаются в тривиальные из-за социальных сетей, о том, что электронные книги вытесняют бумажные книги, а экраны превращают детей в наркоманов, увлекающихся стимуляцией. Тем не менее, за исключением прекрасной книги Филипа Хеншера « Пропавшие чернила », книги, в которой исследуется культурная история почерка, сокращение этой технологии, играющей центральную роль в подъеме цивилизации, осталось практически незамеченным.
Как оказалось, только несколько исследователей изучали связь почерка с мышлением, и их результаты находятся в форме раннего черновика, но черновик предполагает, что мы, цепляющиеся за ручку, противники, возможно, что-то засекли. Ручки и карандаши, кажется, уникальным образом задействуют наш мозг, особенно в детстве. Пока неясно, переходят ли эти различия в нюансы мышления взрослых, и если вы ищете совет о том, поможет ли карандаш номер два лучше всего улучшить ваш мозг, его не существует. Но общество должно быть очень осторожным, откладывая свои карандаши навсегда.
Наши чудесные руки
Учитывая, что письменность является одним из основных достижений человечества — коды Хаммурапи не запоминались, а Гутенберг мог печатать только то, что было написано от руки, — можно было бы ожидать большей научной убедительности в отношении ее носителей. С первых современных исследований письма в 1970-х годах и до недавнего времени исследователи сосредоточивались на когнитивных и лингвистических аспектах, таких как стратегии повторения и память. Имели значение мозги, а не инструменты и остальные части нашего тела. Среда не была сообщением.
«Исследователи были обеспокоены письмом как лингвистической деятельностью. Это так, но это также должно быть достигнуто материальным путем», — говорит Кристина Хаас, профессор кафедры изучения письма Миннесотского университета и редактор журнала Письменное общение . В конце 1980-х Хаас, к своему удивлению, обнаружила, что студенты лучше планируют свое письмо от руки, чем на клавиатуре. Это была точка данных, а не заключение; исследование было небольшим, и студенты, вероятно, не начали печатать в детстве, что имело бы значение. Тем не менее, ее результат был интригующим.
«Я подумал: как может инструмент, который вы используете, влиять на то, что происходит в вашем мозгу?» — говорит Хаас. «Я знаю, что это звучит просто, но это привело меня к пониманию, о котором люди не говорили: это человеческое тело находится между инструментом и мозгом». Центральное место в этом вмешательстве занимают наши руки, через которые протекает так много повседневных взаимодействий. (Если вы хотите по-новому оценить свои руки, потратьте следующие 15 минут на то, чтобы помнить об их движениях. ) В обществе, ориентированном на видение, руки, как правило, игнорируются, но их эволюционное значение имеет первостепенное значение.
Люси, австралопитек-мать нашего рода, была особенной не только потому, что она стояла прямо, но и потому, что это освобождало ее руки. В течение следующих нескольких миллионов лет эти придатки приобрели исключительную гибкость и точность, их можно было использовать в создании инструментов, а также, возможно, в формировании языка. Некоторые исследователи считают, что жесты позволили языку развиваться, придавая репрезентативное богатство, необходимое для возникновения синтаксиса. «Эта связь между рукой и разумом очень тесная, — говорит антрополог Дэвид Ф. Армстронг.
Важность связи руки и разума проявляется в развитии детей, у которых способность манипулировать физическими объектами сверхъестественным образом связана с приобретением речи. Это также видно из клинической литературы, которая содержит множество примеров пациентов с поражениями головного мозга, которые нарушают их почерк, а также с трудом распознают буквы на вид. Людям, у которых есть проблемы с чтением, часто помогает обведение контуров букв пальцами.
«Мы используем руки, чтобы получить доступ к своим мыслям», — говорит Вирджиния Бернинджер, педагог-психолог из Вашингтонского университета. То, что наши руки делают с клавиатурой, сильно отличается от работы с ручкой и бумагой. Для большинства людей печатание становится автоматическим после нескольких месяцев обучения. Однако изучение точной геометрии, из которой состоят рукописные символы, занимает годы. (Доминирующая рука тоже не одинока. Как показал эксперт по интерфейсам Ив Гиар из Télécom ParisTech, недоминирующие руки постоянно и тонко регулируют положение бумаги непосредственно перед тем, как буквы будут сформированы.) Геометрия настолько богата, что судебные аналитики считают аксиомой, что никакие две у людей один и тот же сценарий.
Визуальная обратная связь также важна. В темноте почерк грязный. И это указывает на то, что профессор грамотности Энн Манген из Университета Ставангера в Норвегии считает центральным свойством почерка: он объединяет руку, глаз и внимание в одной точке пространства и времени. Печатание на клавиатуре, которое Манген называет «абстракцией записи», нарушает единство. Вопрос в том, имеет ли это значение?
Научное письмо
Начало ответа, соответственно, лежит в восприятии буквы. Видение написанных от руки или напечатанных букв естественным образом стимулирует зрительную активность, но первое также вызывает двигательную активность, хотя мы остаемся физически неподвижными. На неврологическом уровне написанное письмо является как визуальным, так и физическим.
Марике Лонгкамп, когнитивист из Экс-Марсельского университета во Франции, называет это явление воплощением восприятия и исследовала его последствия в серии экспериментов, проверяющих способность детей распознавать буквы. грамотный взрослый. Различить b и d или понять, что A и и — это одни и те же символы, легко только потому, что мы так долго практиковались.
Когда Лонгкэмп обучала детей, все еще изучающих алфавит, писать буквы от руки, они с большей готовностью узнавали буквы, чем когда она учила их соответствующим нажатиям клавиш, как она описала в исследовании 2005 года. Год спустя Лонгкэмп обнаружил аналогичную закономерность у взрослых, но с интересным поворотом. В течение нескольких недель она учила взрослых писать от руки или печатать незнакомые бенгальские буквы. Сразу после обучения почерковеды и машинисты с одинаковым успехом справлялись с тестами на распознавание. Однако еще через несколько недель в воспоминании обнаружились существенные различия. Знания в виде букв, накопленные от руки, сохранялись, тогда как напечатанное на машинке обучение рассеивалось.
Лонгкамп связывает это различие с двигательной активностью, которая вызывается просмотром рукописных букв. Поскольку чтение нацарапанного символа, по-видимому, активирует неврологические инструкции по его написанию, простой акт чтения письма заново воспроизводит его в нашем уме. «Эта память не существует в клавиатуре», — говорит Лонгкэмп.
Эти исследования не являются окончательными; в них участвовало всего несколько десятков участников, и присутствовали неизбежные оговорки. Тем не менее, они вписываются в континуум дополнительных открытий, следующее из которых принадлежит когнитивному нейробиологу Карин Джеймс из Университета Индианы в Блумингтоне. Джеймс интересуется функциональной специализацией, то есть тем, как части человеческого мозга настраиваются на обработку лиц, цветов и движений без сознательного мышления.
Буквы также приобретают специализацию, но в отличие от цветов и движения они почти наверняка не запрограммированы эволюционно. Вместо этого, предполагает Джеймс, специализация букв развивается в детстве в результате воздействия языка, что поднимает вопрос о том, влияют ли различные типы воздействия на специализацию.
Джеймс наблюдал за мозгом людей, когда они смотрели на буквы и похожие на буквы фигуры в паре экспериментов в 2008 и 2010 годах. Когда их учили писать эти формы от руки, активность в функционально специализированных областях букв была выше, чем когда они выучили нажатия клавиш. Более того, как она описала в статье 2012 года, вид рукописных букв не только вызывает ожидаемую двигательную активность, но даже повышает активность чисто зрительных областей. Руки помогают нам видеть.
Джеймс приписывает эту способность не механизмам мысленного воспроизведения букв Лонгкэмпа, а тому, как наши руки производят слегка различающиеся формы букв при каждой итерации. Даже опытный писатель редко произносит две одинаковые буквы, а у детей эффект более заметен. Как описывает это Джеймс, дочерние формы букв по-прежнему «зашумлены по сравнению с моделью» и в совокупности составляют мысленную библиотеку множества вариантов, которые может принимать одна буква.
Распознавание букв является основой чтения. Это также имеет решающее значение для правописания, способности, которая предсказывает многие языковые навыки высокого уровня, такие как перевод идей в текст или четкое выражение понятий. «Если этот процесс отличается в зависимости от режима записи, это может повлиять на весь процесс чтения», — говорит Лонгкамп.
Такая неврологическая обработка на уровне миллисекунд может перейти в реальный мир, как показывает работа Бернингера из Вашингтонского университета. Бернингер провел исключительно тщательное пятилетнее исследование 128 детей, которые учились писать. Она и ее коллеги отслеживали своих испытуемых по различным когнитивным и академическим параметрам, от того, как их пальцы последовательно постукивали, до способности писать, памяти и навыков общения.
Ключом к публикации 2009 года, появившейся в результате этого исследования, были последовательно скоординированные движения пальцев, которые известный психолог Карл Лэшли предложил в середине 20-го века в качестве основы для основных когнитивных функций. В 19В 90-х годах было показано, что они также лежат в основе почерка. При их выполнении у студентов наблюдались заметные различия в активности мозга, обычно связанные с речью и рабочей памятью. Последнее — способность удерживать и систематизировать информацию в уме, например, когда автор эссе одновременно схватывает факты, которые он намеревается передать, свою общую аргументацию и только что законченное предложение — незаменимо для сложного чтения и письма.
Вне сканера эти активации, в свою очередь, отслеживались по способности формировать буквы, разборчивости почерка и, в конечном счете, по беглости выражения учащихся. «Это разборчивый, автоматический почерк, когда вы просто просите детей написать алфавит по памяти, это был единственный лучший предсказатель не только правописания, но и качества и количества, которое они составили», — говорит Бернингер. Она считает руки «конечным органом языковой системы».
Следующая глава
Бернингер подчеркивает, что ее выводы необходимо повторить, но исследования неизменно указывают на важность почерка для развития ребенка. Сообщение приходит вовремя: так называемые стандарты Common Core, набор руководящих принципов, выпущенных в 2010 году для унификации государственных учебных программ в США, вызвали национальную дискуссию о месте почерка в школе.
Большая часть обсуждения касается курсивного образования, которое не упоминается в стандартах, что привело к формальному отказу от него в Индиане и Флориде. Последовавшая за этим негативная реакция побудила восемь штатов, включая Калифорнию и наказанную Индиану, подтвердить важность скорописи. Помимо скорописи, образовательная тенденция, тем не менее, не связана с почерком. Его преподают менее строго, чем в прошлом, и печатание становится все более распространенным явлением во все более младших классах, что отражает сокращение количества почерка в обществе в целом. Кэтлин С. Райт, менеджер по рисованию в образовательной компании Zaner-Bloser из Огайо, говорит, что учителя часто рассказывают ей о детях, которые идут в школу, так и не увидев, как взрослые пишут от руки.
«Все в писательском сообществе говорят, что лучше начинать писать от руки», — говорит специалист по поведению Тьерри Олив из Университета Пуатье во Франции. «Когда вы печатаете, у вас нет движения». Тем не менее, когда ученики становятся достаточно взрослыми, можно ли бросить ручки и карандаши, как тренировочные колеса, на пути к 10-скоростному велосипеду? По этому вопросу исследования идут нечетко. Письмо во взрослом понимании — это больше, чем распознавание букв и символов. Это ментально рекурсивный процесс, постоянно меняющееся взаимодействие между мыслями и знаниями, основанное на обратной связи.
В некоторых случаях возможности текстовых редакторов для работы с текстом, кажется, помогают комплексному мышлению. Программы также предлагают чистую скорость, которая для некоторых людей в конечном итоге кажется более верной, чем почерк. Дэвид Сломп, инструктор по обучению грамоте в Университете Летбриджа в Альберте, считает, что этот автоматизм имеет значение: до тех пор, пока буквы текут, клавиатура работает нормально. И точно так же, как Стивен Певерли, педагог-психолог из Педагогического колледжа Колумбийского университета, может рассказывать анекдоты о том, как студенты меняют ноутбуки на ноутбуки, потому что лучше запоминают рукописные заметки, некоторые исследования говорят об обратном.
Однако есть один аспект письма, намекающий на уникальную роль рук. Письмо также, по-видимому, имеет пространственные свойства, измерение, обнаруженное в экспериментах по письму с отвлечением внимания. Тексты, составленные в то время, когда писатели обводят формы одной рукой, например, задействуя пространственные процессы своего мозга, однозначно дезорганизованы по сравнению с текстами, составленными на фоновом шуме, мелькающем на экране, и содержат меньше новых идей. Разум кодирует относительное расположение слов и абзацев, шаблон мысли, без которого текст может быть менее дифференцированным, груда балок, а не леса.
Здесь, кажется, возможное пересечение физических аспектов почерка и свойств более высокого уровня. Возможно, написанные от руки буквы, более глубоко вписанные в наш разум, являются строительными блоками для более прочной ментальной архитектуры. Какой бы спекулятивной и непроверенной ни была гипотеза, она находит отклик в опыте многих людей. Часто, говорит Хаас, студенты сообщали, что «каким-то образом с компьютером я не могу понять смысл своего текста. Они использовали этот термин снова и снова. Может быть, они не понимали структуру своего текста». Таким образом, преимущества ручки и бумаги можно проследить, по крайней мере частично, в том, что они предлагают в качестве интерфейсов: возможность легко делать закорючки и стрелки, писать между строк, интегрировать текст с диаграммой. Несмотря на все усилия, затраченные на программы для мозгового штурма, составления карт памяти и составления планов, эти функции остаются неуклюжими на компьютерах.
Писательский опыт и предпочтения человека в конечном счете индивидуальны, зависят от ситуации и умственных привычек. Так обстоит дело с людьми, у которых я брал интервью для этой статьи: Марике Лонгкамп печатает для работы, но делает записи от руки. Кристина Хаас печатает документы, которые можно быстро составить, но переключается на рукописный ввод для глубокого размышления. Тьерри Олив печатает свои статьи, но пишет в своем журнале. И Дэвид Армстронг, и антрополог Шерман Уилкокс, его сотрудник, печатают почти исключительно, хотя Уилкокс редактирует вручную. Как и Джон Хейс, основатель современных когнитивных исследований письма.
Что касается меня, то, подходя к концу статьи, которая к тому времени, как вы ее прочтете, будет написана и отредактирована вручную, напечатана в удобном для редактора цифровом формате, а затем снова отредактирована, трудно сказать, чем именно она будет отличаться. если бы я печатал с самого начала или составлял каждую последнюю итерацию вручную.
Часто я обрисовываю более длинные статьи вручную, поэтому основная структура, вероятно, будет похожей. Тем не менее я думаю, что есть что-то особенное в том, как ручка лежит в руке и движется по бумаге, в чувстве медитативного потока Мангена, возникающем из двигательного и сенсорного единства. У меня нет такого чувства, как на экране, манипулирования текстовыми блоками, а скорее словами и предложениями.
Сам текст также кажется более полным, особенно те части, которые получены из рукописных заметок и аннотированных от руки справочных материалов. Я чувствую, что знаю текст больше, чем обычно. Через годы я, вероятно, буду помнить эту историю более полно, чем те, которые я напечатал, которые я иногда встречаю в Интернете, совершенно не помня, что писал.
Является ли это чувство научным? Не в последнюю очередь. Был бы у вас такой же опыт? Не обязательно. Могло ли это быть отчасти связано с дополнительными днями, которые требовалось писать почерком, или с близостью субъекта к моему сердцу? Вполне возможно. Но я могу сообщить в этом неокончательном исследовании N из 1, без контроля, стандартизированных показателей или объективных поведенческих результатов, что писать от руки было приятно, даже правильно.
Эта статья была первоначально опубликована под названием «Наука о почерке» в SA Mind 24, 4, 54-59 (сентябрь 2013 г.)
doi:10.1038/scientificamericanmind0913-54
(дополнительная литература)
Рука: как ее использование формирует мозг, язык и человеческую культуру. Фрэнк Р. Уилсон. Винтаж, 1999.
Функциональная магнитно-резонансная томография Активация последовательными движениями пальцев, позволяющая отличить хороших и плохих писателей. Тодд Ричардс и др. in Журнал клинической и экспериментальной нейропсихологии , Vol. 31, № 8, стр. 967–983; Ноябрь 2009 г.
Оцифровка грамотности: размышления о тактильных ощущениях письма. Энн Манген и Жан-Люк Веле в Достижения в области тактильных ощущений . Под редакцией Мехрдада Хоссейни Заде. ИнТех, 2010.
Пропавшие чернила: Утерянное искусство письма. Филип Хеншер. Faber and Faber, 2012.
ОБ АВТОРЕ(АХ)
БРЭНДОН КЕЙМ — независимый журналист, специализирующийся на науке, окружающей среде и культуре. Находясь в Бангоре, штат Мэн, и Бруклине, штат Нью-Йорк, он отныне решает не просто носить с собой блокнот и ручку, но и использовать их.
Графология — псевдонаука
Хотя она получила некоторую поддержку в 20-м веке, существует очень мало научных доказательств в поддержку графологии. Рисунок вашего почерка не описывает вашу личность; графология принадлежит к той же группе, что и хиромантия и астрология.
История письма
В 1575 году испанский врач по имени Хуан Уарте де Сан-Хуан опубликовал, вероятно, первую книгу по анализу почерка: Examen de ingenios para las ciencias. Казалось, в этом есть смысл. Писательство — это очень личное действие, и каждый пишет по-своему, поэтому кажется логичным, что письмо связано с чьей-то личностью. Итальянский философ Камилло Бальди написал еще одну книгу по этому вопросу в 1622 г.0012 , но на самом деле эта идея возникла гораздо позже, в 19 веке, с Жаном-Ипполитом Мишоном.
Можно сказать, что Мишон — дедушка графологии. Он опубликовал несколько статей на эту тему и в 1871 году основал Société Graphologique . Его ученики продолжили его идеи, придумав целостный способ анализа почерка. После Первой мировой войны он распространился по Европе и Америке, где распространился и получил большую поддержку. Но исследование за исследованием не смогли найти никаких надежных доказательств в пользу графологии.
В 1929 году в графологии произошел значительный раскол. Милтон Банкер основал Американское общество графоанализа, обучающее графоанализу, которое рассматривало отдельные паттерны письма, а не целостный подход. Сторонники этого подхода считали, что рассмотрение отдельных подсказок имеет большую научную ценность.
Что говорит наука
Одной из областей, в которой графология доказала свою ценность, является гендерная идентификация.
Графологию (иногда называемую графоанализом) не следует путать с термином графоанализ — одна буква имеет большое значение. Последний представляет собой криминалистический метод анализа документов и писем с целью установления автора, первый — это убеждение, что по почерку можно предсказать черты личности. Но наука с этим не согласна.
Исследование за исследованием показывали, что графология не может предсказать какие-либо черты личности. Метаанализ более 200 исследований, проведенный в 1982 году, показал, что графологи не могут предсказать какие-либо личностные черты с помощью любого личностного теста. С тех пор этот анализ был процитирован более чем в 400 других исследованиях.
С тех пор ничего особо не изменилось.
В исследовании 1988 года авторы убедительно показали, что графологи не могут предсказать результаты теста Майерс-Бриггс. Несмотря на это, все больше и больше компаний начали использовать графологию. Очарование техники было слишком сильным для многих, даже без каких-либо научных доказательств. Роуэн Бэйн, британский психолог, сказал, что «это очень соблазнительно, потому что на очень грубом уровне тот, кто опрятен и хорошо себя ведет, имеет аккуратный почерк», добавив, что эта практика «бесполезна… абсолютно безнадежна». Британское психологическое общество ставит графологию рядом с астрологией, присваивая им обоим «нулевую достоверность».
Заметным исключением является пол. Несколько исследований показали, что пол можно определить на значительном уровне, хотя любой другой признак остается, в лучшем случае, неубедительным.
Только не читайте слишком много.
Отчет ЦРУ
Интересно, что в отчете ЦРУ также оценивался потенциал графологии. Конечно, Агентство могло бы извлечь большую пользу из такого метода.
«Однако для тайных служб графология как проверенный метод оценки может применяться в достаточном количестве случаев, когда фоновое расследование невозможно, чтобы гарантировать проведение значительных исследований для определения ее эффективности», — говорится в исследовании.