Как правильно спорить – Как правильно спорить? | Психология

Содержание

Как правильно спорить | BroDude.ru

Расхожее выражение «в споре рождается истина» оказывается верным только по отношению к «правильным» спорам.

Спор может послужить толчком к возникновению оригинальной идеи, позволит развить ту или иную мысль в необычном ключе, убедит одного или обоих участников пересмотреть свои точки зрения на предмет… или приведет к драке. Стоит ли объяснять, что после драки никакой истины оппонентам уже не светит?

По большому счету, то, что привело в конечном итоге к драке, как таковым спором не являлось. Скорее всего, это были «разборки». Чтобы не путать одно с другим, а также чтобы избежать возникновения в ходе полемики деструктивных факторов, превращающих спор в разборки, нужно понимать основные механизмы функционирования спора.

Что обязательно должны сделать участники спора

1. Высказать свою точку зрения.
2. Аргументировать свою точку зрения.
3. Выслушать точку зрения собеседника.
4. Привести дополнительные аргументы для усиления своей позиции.
5. Привести аргументы, призванные ослабить позицию собеседника.

Эти пять пунктов составляют костяк любой дискуссии. Хорошо, если оба оппонента осведомлены о том, как выглядит структура спора в общем виде. Еще лучше, если оппоненты знают некоторые детали, позволяющие сделать спор более продуктивным.

Как сделать спор более продуктивным

1. Обозначьте тему и суть полемики.
Ничего не выйдет, если вы будете обсуждать один предмет, но разные его аспекты. Будет странно, если споря, скажем, о доме, один будет напирать на то, что дом большой, а другой на то, что дом зеленый.

2. Определитесь с терминологией.
Расскажи собеседнику, что ты подразумеваешь под теми или иными словами, выясни, что подразумевает оппонент под теми словами, которые употребляет он.

3. Удостоверьтесь в том, что правильно понимаете друг друга.
Уже не на уровне отдельных слов, а на уровне высказываний. Полезно использовать технику «активного слушания»: «если я правильно понял, ты имеешь ввиду….» и тому подобное.

Но даже уточнив терминологию и разобравшись с собственной позицией, вы рискуете дойти до мордобоя (или просто свести полемику к пустой болтовне), если не будете помнить о том, что делать ни в коем случае нельзя.

Чего нельзя делать участникам спора

1. Переходить на личности.
Здесь всё и так понятно. «Потому что ты козёл» — это не аргумент и ни в каком контексте им не станет.

2.Отвлекаться на побочные темы, возникающие в ходе дискуссии.
Старайся не слишком увлекаться и не забывать о том, из-за чего вообще весь сыр-бор.

3. Говорить о том, в чем не разбираешься, или о тех вещах и явлениях, в своей позиции относительно которых ты сам не уверен.
Сложно спорить, хороши или плохи яйца всмятку, приготовленные при полной луне на старом заброшенном кладбище, когда ты их не пробовал и вообще в полнолуние на кладбище не был.

Наконец, когда вы оба культурно и приятно отдискутировали своё, спросите себя — из-за чего всё началось? И обязательно подведите итог спора. Если уж не истина, то что-то же должно было в нем родиться.

brodude.ru

Как правильно спорить: практические советы и рекомендации

В споре никогда не выиграет тот, кто прав. Выиграть может только тот, кто умеет спорить. Поэтому критически важно научиться правильно дискутировать, при этом не обижая своего собеседника. Большинство этого делать не умеют и даже не хотят учиться, предпочитая бой с кулаками нежели адекватный спор. Но образованный человек всегда готов отстоять свою точку зрения без криков и махания кулаками. Чтобы разобраться, как правильно спорить, рекомендуем почитать нашу статью.

Каждый уважающий себя человек должен исключить из головы классическое понятие «спор», когда два друга или малознакомых человека, выпив пару бокалов вина, начинают громко и шумно спорить о политике. В споре никогда не родиться истина, а вот в полемике – да. Говоря простыми словами, полемика – своего рода тот же спор, но на более высоко интеллектуальные темы и намного организованнее.

С людьми всегда трудно спорить, тем более если вы хотите сделать это культурно. Никогда не знаешь, чего можно ожидать от своего собеседника. Именно поэтому необходимо быть очень аккуратным, чтобы не найти себе ещё одного врага. Благодаря соблюдению маленьких правил, вы не только можете найти друга, но и узнать много интересных вещей. Но нужно действительно знать их на зубок и использовать при каждом удобном случае.

Правило первое

Заранее решите для себя, что вы хотите вынести из дискуссии. Будет здорово, если ваш оппонент тоже это сделает, а ещё лучше будет, если ваши цели совпадут. Старайтесь в ходе полемики действительно искать истину, а не просто высказывать своему другу или знакомому весь негатив. Иногда это бывает очень сложно, особенно если конкурент начинает агрессивно себя вести. Но всегда старайтесь придерживаться своей первоначальной позиции – найти истину. Это сложно, но только так можно обучиться искусству правильно спорить.

Правило второе

Все мы люди, у каждого своё сознание и понимание вещей. Поэтому ещё до полемики, поговорите с оппонентом и выясните, правильно ли вы понимаете трактование терминов, которые касаются вашего спора. Часто бывает, что люди в буквальном смысле грызут друг другу глотки, хотя просто по-разному воспринимают некоторые понятия.

Правило третье

Если вы действительно хотите докопаться до истины, то в ходе разговора решайте лично для себя, с чем вы не согласны и в чём недостаточно квалифицированы. Обязательно скажите об этом оппоненту. Большинство людей не хочет признавать, что их в каком-то роде соперник в чём-то лучше чем они, особенно когда споришь с девушкой, но тем не менее только так можно найти правду.

Правило четвертое

Решите лично для себя, что вы не хотите победить и возвыситься над другом. Когда люди спорят только для того, чтобы победить, они никогда не найдут правильного ответа на вопрос, а вместо этого получат потрепанные нервы и плохое настроение. Поэтому решите сами для себя, что важнее.

Правило пятое

Ни в коем случае нельзя обзываться, материться и некультурно себя вести. Таким образом вы превратите полемику в обычный курятник, где все готовы друг друга побить, лишь бы доказать, что он прав. Практика показывает, что после руганий оппоненты и вовсе забывают из-за чего спорили. Их главное целью становится даже не доказать свою правоту, а просто нагрубить своему собеседнику больше, чем второй собеседник сможет это сделать.

Правило шестое

Ведение спора – обычный разговор с человеком. Очень часто бывает, что оппоненты отходят от сути дела, начинают затрагивать совсем другие темы, явно некасающиеся выбранного вопроса. Всегда старайтесь перевести разговор в то русло, откуда всё и начиналось. Иначе вы рискуете так и забыть про спор и больше никогда к нему не вернуться. А тогда как вы сможете отыскать правду?

Правило седьмое

Гармонично завершённый спор оставляет положительные впечатления у всех участвовавших. Аккуратно подведите итог беседы (то, к чему вы пришли), пожмите друг другу руки и тихо разойдитесь. Или же закажите кружку кофе и мирно посидите в уютной обстановке. Это ведь действительно гораздо лучше, чем кричать друг на друга и тратить свои нервы.

Несмотря на распространённое мнение, что не стоит спорить со старшими, это не всегда так. Конечно, если вы хотите поругаться с бабушкой за единственное свободное место в вагоне, то вам действительно лучше помолчать. Но если это высококвалифицированный специалист, который имеет какое-то отношение к тому, что изучаете вы, то приличная дискуссия здесь вполне имеет место. Только будьте аккуратны, ведь люди постарше очень остро воспринимают критику в свой адрес. Если не уверены в своих силах, то лучше и не начинать, чтобы остаться вежливым и образованным человеком, а не «безграмотным балбесом», как ваш может обозвать ваш старший обидчивый оппонент.

womee.ru

Как победить в споре – как научиться правильно спорить и побеждать

Приветствую вас, дорогие читатели! Однажды я спросила у своего 95-летнего дедушки, в чем его секрет долголетия. Он ответил, что никогда в жизни ни с кем не спорил. “Совсем никогда?!” – удивилась я. И продолжила: “Да это невозможно!” “Ну невозможно – так невозможно”, – согласился дедушка. И на этом наш спор закончился, так и не начавшись. Вот что значит – житейская мудрость. Видимо, я пошла не в деда, потому что легко вступаю в полемику. А поскольку не всегда удается одержать верх, я решила выяснить, как победить в споре. Нашла много интересной информации и спешу поделиться ею с вами.

Зачем люди спорят и к чему это приводит

Древнегреческий философ и мыслитель Сократ утверждал, что в споре рождается истина. Он понимал под полемикой дискуссию, в ходе которой одна сторона пытается доказать свою точку зрения другой, приводя в качестве доказательств логические выводы и значимые аргументы. Само обсуждение проходит в конструктивном ключе без оскорблений и излишней эмоциональности.

Однако на деле большая часть споров заканчивается тем, что оба участника перепалки остаются при своем мнении. К тому же у них напрочь пропадает желание общаться друг с другом, и расстаются они едва ли не врагами. Люди доказывают друг другу свою правоту чуть ли не до потери пульса так, как будто за проигрыш их ждет суровое наказание. В особо запущенных случаях спор может закончиться дракой. Здесь нет победителей, а есть только проигравшие.

Такую форму диалога позитивной не назовешь. Основной целью спора в данном случае является отнюдь не поиск истины, а стремление победить противника, доказать свое превосходство. Это не только позволяет потешить самолюбие, но и получить признание в обществе, заработать авторитет и добиться определенного успеха.

Сократ со временем пришел к выводу, что истину лучше искать не в споре, а в совместном обсуждении и конструктивном диалоге, которые исключают противостояние и враждебность.

Спор может возникнуть как из-за мелких бытовых вопросов, так и глобальных научных или общественных проблем. Можно ли ребенку смотреть мультики, стоит ли отказываться от употребления мяса, повышать ли пенсионный возраст? И многие другие проблемы.

И если в несущественных вопросах можно пойти на уступки, чтобы сохранить мир, то решая государственные, социальные и другие важные проблемы, надо уметь убедить оппонента в своей правоте. Здесь главное – не победа, а логичность и обоснованность аргументов. Тогда шансы успешно завершить спор существенно вырастут. Вами должно двигать желание показать превосходство ваших доводов, а не унизить соперника. В этом случае удастся и до истины докопаться, и не задеть самолюбие оппонента.

Как правильно спорить

Чтобы отстоять свою точку зрения и сохранить достоинство всех участников спора, надо не только владеть искусством красноречия, но и уметь правильно спорить. Давайте рассмотрим ключевые принципы конструктивной полемики.

Не забывать о предмете спора

Любой спор всегда начинается с того, что один человек высказывает основную мысль и утверждает, что она верная, а другой опровергает ее, приводя в качестве доказательств свои аргументы. В ходе обсуждения побеждает тот, чьи доводы оказываются более весомыми.

Но на практике чаще всего каждая из сторон направляет всю энергию на выдумывание эффектных ответов, игнорируя замечания оппонента. В итоге спорщики забывают о предмете дискуссии, переходя на личности. Это тупиковый путь.

Никогда не забывайте, о чем конкретно вы спорите. Внимательно слушайте оппонента, подмечайте неуверенные паузы, нелогичные выводы, бессмысленные обобщения. Приведу наиболее распространенные ошибки в аргументации, которые совершают стороны.

  1. Ошибаются насчет последствий определенных действий. К примеру, вы спорите о мерах социальной поддержки населения. Ваш оппонент заявляет следующее: “Уровень безработицы вырос, когда правительство ввело дополнительные социальные выплаты. Количество трудоустроившихся граждан сократилось. Таким образом, уровень безработицы вырос вследствие введенных социальных выплат”. Однако на уровень безработицы оказывают влияние многие факторы, поэтому такой вывод лишен логики.
  2. Приводят доводы, основанные на обобщении. Часто в утверждениях оппонента можно услышать примерно такие фразы: “все мужчины”, “любой ребенок”, “каждый пенсионер” и т. д. Такие обобщения, сделанные на основе стереотипов, нелогичны. Никто не может утверждать за всех.
  3. Делают неверные выводы. Например, оппонент говорит, что дети любят сладости и надо в школе на завтрак и обед выдавать конфеты. Данный вывод лишен логики. Многие дети действительно любят сладости, но пользы от них нет, только вред.

Бейте по слабым местам в аргументации собеседника, не задевая его личность.

Подтверждать свои выводы фактами

Стройте свои доказательства на фактах. В эпоху интернета гораздо проще найти нужную информацию, убедительные факты, доказывающие вашу позицию. Главное – использовать проверенные и авторитетные источники и издания.

Усилить эффект от приведенных вами доводов получится с помощью графиков, построенных на основе статистических данных. Люди склонны доверять тем, кто умело обращается с графическими данными.

Используя статистику, важно убедиться, что исследование проводилось непредвзято и беспристрастно. Лучше обращаться к университетским или правительственным исследованиям. Они надежнее, чем данные от частных статистических центров. Не рекомендую использовать статистику, полученную в результате платного исследования. Она может быть необъективна, а результаты скажут в пользу того, кто оплачивал исследование.

Уважать мнение оппонента

Постарайтесь понять, почему ваш собеседник настаивает на своей точке зрения. Взгляните на предмет спора его глазами. Для этого внимательно выслушайте оппонента. Спросите, почему он думает именно так, а не иначе. Покажите, что вы готовы рассмотреть его позицию как возможную.

Приняв во внимание все стороны спорного вопроса, вы сможете сформулировать весомый аргумент. Ведь спор дает возможность рассмотреть проблему со всех сторон и прийти к консенсусу. Даже если вы не согласны с чужим мнением, это не повод относиться к нему пренебрежительно.

Задавать уточняющие вопросы

Если научиться задавать правильные вопросы во время спора, то оппонент, отвечая на них, в итоге может самостоятельно прийти к выводу, что его точка зрения неправильная.

В 2013 году в университете Колорадо психолог Филип Фернбак поставил интересный эксперимент. Людей, у которых были разные политические взгляды, он поделил на 2 группы. Одна группа должна была пояснить, почему они придерживаются определенных взглядов. А другая – как именно необходимо реализовывать эти идеи на практике. В итоге те, кто отвечал на вопрос “почему”, совершенно не изменили своего мнения. А вот те, кто разъяснял, как это должно реально работать, задумались и были более расположены к диалогу и обсуждению.

Так что, если вы хотите, чтобы оппонент стал более покладистым и уступчивым, не спрашивайте его, почему он так думает. Задайте ему вопрос, как он это представляет.

Отчасти согласиться с оппонентом

Чем настойчивее и упорнее вы будете пытаться убедить соперника в своей правоте, тем отчаяннее он будет сопротивляться и защищать свою точку зрения. Он из принципа будет отстаивать свое мнение, даже если сам понимает, что неправ.

В этом случае вам надо перестать давить на оппонента и попробовать расположить его к себе. Для этого используйте следующие фразы:

  • да, полностью с вами согласен, но;
  • вы, конечно, правы, но хотелось бы внести ясность;
  • не могу с вами не согласиться, однако и т. д.

Вы вроде как соглашаетесь с оппонентом, но при этом продолжаете выдвигать свои аргументы. Воинственный настрой соперника слабеет, и продолжать диалог становится проще. Он снова возвращается в конструктивное русло.

Одним из действенных методов победы в споре является способ “экстремального соглашательства”. Вы полностью принимаете взгляды оппонента и вместе развиваете их, приходя к логичному, но чаще всего абсолютно абсурдному выводу. В итоге соперник сам признает несостоятельность своей точки зрения.

Быть уверенным в себе

Общеизвестный факт – людям важнее не то, что именно вы говорите, а как вы это делаете. Уверенность проявляется не только в словах, но и в темпе речи, жестикуляции, громкости голоса и других невербальных признаках. Только очень уверенный в своей правоте человек сможет убедить группу людей и повести их за собой. Так вы сможете стать лидером и научиться управлять людьми. Поэтому, чтобы победить в споре, надо перестать сомневаться в себе.

Не использовать запрещенные приемы

Чаще всего спор затевается не ради поиска компромисса или истины, а ради самоутверждения. С этой целью один из спорщиков начинает использовать “грязные” приемы, чтобы вывести оппонента из эмоционального равновесия и выиграть в споре любой ценой. Вот наиболее известные психологические уловки.

  1. Ускоренный темп речи. Чем быстрее вы произносите свои аргументы, заваливая оппонента информацией, тем сложнее ему все это обдумать, адекватно оценить полученные данные и сообразить логически обоснованный ответ. В итоге у него просто пропадет желание дальше продолжать спор.
  2. Использование профессиональных терминов. Чем сложнее терминология, которую вы используете в своей речи, тем труднее оппоненту понять вашу мысль. Дискуссия примет глубоко научный характер, а ваш оппонент скорее всего постесняется показаться некомпетентным и постарается закончить спор. Либо согласится с вашей точкой зрения.
  3. Вызвать у оппонента чувство стыда. Используйте в качестве аргументов известные научные факты, произнося с удивлением: “Как можно не знать последних новостей науки?” Оппонент явно не захочет показывать свое невежество и ему придется согласиться с вами.
  4. Возмущение или обида. Чтобы уйти от спора, но при этом отстоять свое мнение, отреагируйте на вопрос оппонента с возмущением или чувством несправедливости. Например, это могут быть такие фразы: “Извините, но мои личные убеждения не позволяют это принять”, “то, что вы сказали, недопустимо для меня!” и подобные.
  5. Шантаж и угрозы. Некоторые люди используют шантаж, чтобы заставить оппонента принять их точку зрения. Они могут угрожать расправой, сказать, что покончат жизнь самоубийством или будут обвинять собеседника.
  6. Переход на личность. Люди, не обладающие нужными знаниями и не имеющие весомых аргументов, начинают откровенно оскорблять оппонента. Одной фразы: “Ну ты и дурак, раз так думаешь!” – достаточно, чтобы спор превратился в конфликт. А если еще и родственников упомянуть в оскорблениях, то скандальная разборка и даже драка обеспечены.

Не забывайте, что вы оспариваете позицию человека, а не его самого. Не стоит придираться к его тону, характеру, национальности, социальному положению или внешности. Исследуйте только его мировоззрение и мысли по поводу предмета спора. Победа за счет унижения оппонента не принесет удовлетворения. Когда вы видите, что соперник перестает мыслить конструктивно и начинает использовать запрещенные приемы, самый лучший способ выйти победителем – закончить спор.

Пирамида Грэма

В 2008 году американский предприниматель Пол Грэм написал эссе “Как правильно возражать”. В нем он описал аргументацию, которую люди используют в споре, в виде 7-ступенчатой пирамиды. При этом сила аргумента возрастает от нижней ступени к самой верхней. Если участники спора движутся вверх по данной иерархии, то напряженность дискуссии снижается. К тому же она помогает понять, стоит ли вообще продолжать спор, и как можно его выиграть.

Прямые оскорбления

На этой ступени иерархии оппонент вместо того, чтобы приводить аргументированные доводы, просто оскорбляет вас. “Ну ты и дурак!” – говорит он. Цель оппонента – спровоцировать вас на ответные эмоции. У него нет доказательств своей точки зрения и он пытается увести дискуссию в другое русло, переключить внимание с предмета спора.

Стратегия – не поддаваться на провокации, постараться избежать спора или сразу же прекратить его.

Переход на личности

На этой ступени оппонент вместо прямых оскорблений обращается к вашим личным качествам, таким как внешность, уровень интеллектуального развития, национальность, социальное положение и т. д. Пример: “Такие доводы мог привести только такой недалекий человек, как ты”. Цель такая же, как и в предыдущем уровне – сменить тему, указывая на ваши недостатки. У соперника просто нет веских доводов и он пытается уйти от предмета спора.

Оптимальная стратегия для опытных ораторов – признать свои несовершенства и продолжать спор по существу, не допуская резкой смены разговора. Если у вас пока недостаточно опыта в успешном ведении дискуссий, то лучше всего прекратить демагогию, не отвечая на выпады оппонента.

Претензии к тону диалога

Соперник предъявляет претензии к вашему тону, терминологии и речи в целом. Пример: “Да как ты смеешь разговаривать со мной в таком тоне!” Человек начинает использовать данный прием, когда понимает, что проиграл в споре, но не хочет признавать это. Таким образом он пытается закончить дискуссию до того момента, как будет окончательно повержен.

На данной ступени вы можете выиграть спор или хотя бы прийти к компромиссу. Вам надо принять предъявленные претензии и изложить свои аргументы. Оппонент не сможет на это ничего ответить.

Препирательство

К этой стратегии прибегают люди, которые понимают, что проиграли спор, но хотят свести все к ничьей. Это одна из попыток запутать соперника. Пример фразы: “Бред полный! Ты вообще ничего не понял! Я не хочу дальше продолжать этот бессмысленный разговор!”

Чтобы выйти победителем в этой ситуации, постоянно напоминайте оппоненту о предмете спора и просите его аргументировать сделанные им выводы.

Контаргумент

Контраргумент является первым признаком того, что оппонент хочет договориться и пытается вести конструктивный диалог. В качестве контраргументов люди обычно используют собственный позитивный опыт или опыт других людей, но не принимают во внимание ваш опыт.

Например, в ответ на ваше утверждение оппонент говорит: “Один мой друг утверждает обратное! И у него все получилось, хотя он делал все совсем не так, как ты”.

Самое главное в такой ситуации – дать собеседнику выговориться. Это поможет вам наладить с ним контакт, а также донести до него свои идеи.

Опровержение по сути

На этой ступени уже происходит обмен опытом и знаниями, попытка докопаться до истины. Общение происходит в следующем ключе: “Вы утверждаете, что это А, однако это Б, потому что…”

Дискуссия приобретает здоровый характер. Не бойтесь согласиться с отдельными выводами оппонента. Он, скорее всего, поступит так же. Даже если каждый из вас в итоге останется при своем мнении, то вы оба услышите друг друга и приобретете новые знания о предмете спора.

Опровержение в чистом виде

Это высшая ступень в стратегии ведения спора. Ей присущи следующие черты:

  • собеседники уважительно относятся друг к другу;
  • каждая из сторон дискуссии дает другой возможность высказаться;
  • аргументы выдвигаются последовательно, а не в лоб, чтобы они не были похожи на обвинение;
  • обе стороны преследуют одну цель – найти объективную истину.

Именно к таким дискуссиям надо стремиться и научиться проводить переговоры в таком ключе.

Напоследок я рекомендую вам посмотреть видео, в котором описаны 5 шагов на пути к победе в споре.

Заключение

Вступая в любой спор, не стремитесь унизить или разгромить оппонента в пух и прах. Ваша победа принесет пользу тем, что поможет взглянуть на предмет спора глазами собеседника, понять его точку зрения. Используйте предложенные в статье правила ведения спора и двигайтесь только вверх по пирамиде Грэма. Тогда любая дискуссия, при условии что оппонент – адекватный человек, будет качественной и конструктивной. Ну а с неадекватными людьми спорить вообще бессмысленно.

Согласны со мной? Удавалось ли вам побеждать в споре? Пишите в комментариях! Подискутируем!

vsvoemdome.ru

Как правильно спорить 🚩 как научиться не спорить 🚩 Общение

Уважение к оппоненту

Увлекшись спором, не забывайте, что ваша цель – докопаться до истины, а не унизить собеседника. Не переходите на личности, не позволяйте себе нелицеприятных высказываний по поводу умственных способностей вашего приятеля. Не стоит вступать в спор с заведомо неправильным мнением и отстаивать свою точку зрения исключительно ради того, чтобы унизить собеседника. Если вы умелый оратор и ловко манипулируете доводами, вероятно, вам это удастся, но такой поступок плохо скажется на вашей репутации.

Точность формулировки

Убедитесь, что и вам, и вашему противнику известны значения терминов, которыми вы оперируете. В противном случае к концу вечера вы можете обнаружить, что проспорили несколько часов, хотя ваши мнения совпадали.

Если вам непонятны утверждения оппонента, не стесняйтесь попросить его перефразировать другими словами.

Я знаю, что я ничего не знаю

Невозможно знать все. Даже эрудированный человек, достигший небывалых высот в своей профессии, может не знать некую информацию, его не касающуюся. Физик-ядерщик способен путаться в хронологии произведений Цветаевой, а гениальный музыкант – позабыть, как пишутся химические реакции. Если в разговоре с оппонентом вы обнаружили, что начали «плавать» в теме, честно признайтесь в этом и направьте спор в другое русло. Или же загляните в интернет за интересующей вас информацией, чтобы продолжить увлекшую вас беседу.

Не стоит спорить о том, в чем вы абсолютно не разбираетесь. В итоге это выплывет на поверхность, а вы выставите сами себя глупцом.

Хитрый противник

Играть словами довольно легко, в особенности, если собеседник добродушен и несколько наивен. Если вам попался ловкий оппонент, вы и сами можете не заметить, как он вывернет ваши слова наизнанку, и в итоге он окажется прав, а вы – нет. Внимательно следите за рассуждениями вашего противника, и если вы замечаете, что он начинает интерпретировать сказанное вами неверно, не стесняйтесь поправлять его.

Победы и поражения

Вы закончили спорить, и теперь стало понятно, чье мнение оказалось верным, кто выиграл, а кто – проиграл. Если вы оказались правы, не спешите бурно радоваться и всячески демонстрировать превосходство над собеседником – это было бы неправильно. Лучше поблагодарите его за дискуссию, скажите, что его гипотеза была довольно интересной (если это не будет являться грубой лестью). Если же вы проиграли, не обижайтесь и не выказывайте недовольство, а признайте, что вынесли из спора новую информацию.

www.kakprosto.ru

Как правильно спорить

Люди спорят всегда и везде. В подходящих и неподходящих ситуациях. С нужными и с ненужными людьми, по поводу и без повода.

Что же входит в понятие спора? Есть его четыре обязательные составляющие.

  1. Во-первых, каждый спорщик высказывает свою точку зрения
  2. Во-вторых, он дает такую же возможность своему оппоненту
  3. Затем он подкрепляет свою позицию аргументами
  4. И в-четвертых, пытается свести на нет аргументы оппонента.

В сущности, спор — это стремление вывести предмет спора на более новый и совершенный уровень. И этот уровень всегда будет другим относительно того, каким он был до начала спора.

И вполне закономерно, что все основополагающие решения касательно бизнеса, политики, семейного бюджета и прочего, принимаются более, чем одним человеком.

Как принимать коллективное решение

Собирается совет для обсуждения предмета коллективно, однако принимать или не принимать ту или иную версию, дело индивидуальное. Для харизматичных лидеров выбор находится между их личными амбициями и положительным результатом, но чем более амбициозен человек, тем большая ответственность при принятии решения на него ложится, и тут тоже каждый смотрит, насколько ему это по плечу.

Бессмысленный и осмысленный спор — приметы

Все вышеперечисленное — приметы осмысленного спора. А бывают еще и бессмысленные. У них отсутствуют приведенные положительные моменты. Но это не самое страшное. Хуже, когда подобный спор приводит к серьезным конфликтам, скандалам и переходит на личный уровень. Это не учитывая утерянное время.

Тем не менее, масса людей занимается именно бессмысленными спорами. Зачем?
Как выяснилось, многие участники спора могут понимать одни и те же аргументы по-разному. И потому не приходят к общему знаменателю. Они говорят между собой на разных языках, и у них нет возможности понять друг друга.

Например, первый оппонент считает некоего общего знакомого богатым и успешным. А второй всего лишь обеспеченным. И вот тут начинается долгий спор с пеной у рта.

Золотые правила осмысленного спора

Чтобы избежать подобного, и сэкономить время и ресурсы, следует держать в голове три простых правила осмысленного спора:

  1. Четко объяснить, что подразумевается под теми или иными словами
  2. Выяснить, что имеет в виду оппонент под теми же словами
  3. Убедиться, что собеседник все правильно понял

Все негативные моменты бессмысленного спора, таким образом, снимаются, и он становится продуктивным.

И пусть в споре каждый становится мудрее и сильнее, и всегда побеждает истина!

Если следующие 5 минут вы можете в  самообразование, то переходите по ссылке и читайте следующую нашу статью: Как можно расположить к себе собеседника


[ninja-inline id=3280]

Понравилось? Жми «Мне Нравится«
Оставьте комментарий к этой статье ниже

igorzuevich.com

Как правильно спорить | Солнечный КОТ

Большинство людей, увидев заголовок «как правильно спорить», подумают, наверное, что спорить не стоит в принципе. Это, конечно, справедливо, если речь идёт о споре в маршрутке или очереди, на форуме или в социальной сети…
А если спор происходит в семье и обсуждаются жизненно важные вопросы? Или спор между коллегами на работе, от исхода которого зависит многое.

В жизни возникает множество ситуаций, когда спора избежать не удаётся. Поэтому важно понимать, как правильно спорить, чтобы результатом были положительные изменения, а не ссора или взаимные обиды.

Зачем люди спорят

Самое главное, что нужно осознавать в споре — это цель. Зачем мы вообще спорим? Это может быть желание объяснить собеседнику какие-то понятия, в которых, по нашему мнению, он не разобрался, и потому заблуждается. Это может быть защита наших интересов или же борьба за права важных для нас людей.

Бывают и сомнительные (а также откровенно недостойные) цели спора. Например, «утереть собеседнику нос», «знай наших», желание «победить» и превознестись над кем-то, выплеснуть эмоции, навязать свое мнение, подразнить или найти повод для ссоры, чтобы перестать общаться. Конечно, ради такого рода целей не стоит ввязываться в споры, так как ни к чему хорошему, скорее всего, такие «баталии» не приведут.

Но даже если ваша цель справедлива и благородна, важно не увлечься переживаниями и не начать «воевать» словами вместо дискуссии. Помните, что собеседник не враг вам, а лишь человек в другим взглядом на ситуацию, о которой идет спор. У него могут быть вполне уважительные основания, даже если он заблуждается. Он может быть просто ошибся в чем-то, но пока не может увидеть свою ошибку. А, может, наоборот, именно вы в данный момент ошибаетесь, но при этом уверены, что правы.

Есть еще и третий вариант: вы заблуждаетесь оба. А правда состоит в чем-то другом, пока не обнаруженном вами.

Хорошо, если мирный и уважительный спор поможет вам прийти к правильному ответу. Со мной это случалось много раз, и я знаю множество примеров, когда именно спор помог людям найти правильное решение, поэтому не считаю спор пустым или вредным занятием.

Уважение или «война»?

Вредным спор становится тогда, когда один или оба собеседника перестают уважать друг друга. В такие моменты споры переходят в ссору, словесную войну или перебранку. Самый лучший вариант при первых признаках потери уважения, это свернуть спор до момента, когда все успокоятся и смогут говорить уважительно. Лучше всего взять хороший тайм-аут, например, на сутки и более. Это поможет каждому из участников диспута переосмыслить и сформулировать свои соображения, посмотреть на ситуацию свежим взглядом, отключить излишние переживания и вернуться к изначальной цели спора.

Правила хорошего спора

  • Чтобы избежать накала страстей во время спора, старайтесь говорить негромко, спокойным тоном и без «сильнодействующих» формулировок.
  • Держите в фокусе внимания цель спора. Она не долна быть категоричной, не стоит «Доказывать ему(ей), что он(а не прав». Лучше сосредоточиться на желании договориться и понять, в чем правда.
  • Если появляются первые звоночки накала эмоций и потери уважения с любой из сторон, под любым предлогом уклоняйтесь от продолжения диспута, перенося его на другое время. Если решение не срочное, можно вообще не назначать пока продолжение на какую-то дату.
  • Не обижайтесь. Некоторые люди настольно категоричны и прямолинейны (в смысле не имеют гибкости в мышлении), что не могут даже представить себе другого мнения на тот же вопрос. Если нам приходится спорить с таким человеком, наша задача достучаться до его разума в обход этой категоричности. То есть именно мы должны проявить гибкость и мудрость, так как наш собеседник не способен на это в силу своего характера.
  • Ведение спора должно быть похоже на собирание пазла. Мнения и взгляды нужно уложить таким образом, чтобы получился конструктив и полезные открытия. Тут нет места грубой силе и эмоциональному напору — так пазл не собрать, разве что поломать его детали и все испортить.

Искусство спора требует навыка. Может не получиться с первого раза или же может попасться настолько сложная ситуация, что просто и быстро пазл не сложится.

  • Никогда не пытайтесть настроить себя на какой-то негативный исход спора. Как бы там ни было, мы не можем знать, чем все закончится, иначе мы сами все портим, еще не начав. Будучи настроенными на то, что ничего хорошего не выйдет, скорее всего, мы именно такой исход и получим, так как сообщаем сами своему собеседнику незримыми сигналами, что пришли за провалом.
  • Помните, что любое, даже самое абсурдное мнение, основано на чем-то и потому кажется человеку правильным. Поэтому не судите о собеседнике по его ошибкам, лучше помогите ему выбраться из них мирно и безболезненно.
 

И, конечно же, не забывайте, что ошибаться может каждый, а не ошибается только тот, кто ничего не делает. 🙂

Искренне желаю вам только добрых и полезных споров, в которых рождается истина!

Если у вас есть свои секреты правильного ведения спора, поделитесь, пожалуйста, ими в комментариях. они могут быть очень полезными для всех!

Забрать эту статью к себе на стену: нажмите кнопочки соцсетей ниже

Если Вы хотите отблагодарить денежкой и(или) поддержать проект Солнечный КОТ, это можно сделать по ссылке: http://solinka.onwiz.ru/buy/373/ 

solinka-elisheva.ru

Как правильно спорить.Истинные причины спора

Беседа может закончиться спором, но спор редко заканчивается беседой. В кругу знакомых, друзей, коллег, или в семейном кругу, или рядом с любимым человеком может затаиться повод для спора. Оживленное ораторское высказывание в довод какой-то мысли, может быть остановлено хладнокровным отрицанием и завертеть в водоворот губительного спора.

Важно понимать, что вы хотите получить от «водоворота». Победу? Знания? Повысить свою значимость в глазах оппонента? Или направить его на «путь истинный»? Правду? Истину?

Возможно, вы желаете отстоять свою репутацию, доброе имя, честь? В момент, когда вы поняли, что спор неизбежен, абстрагируйтесь на секунду, посмотрите на себя со стороны, взгляните на собеседника и осознайте, что вы намерены получить в результате спора.

Истинные причины спора

Если спросить у человека, по какой причине он спорил, то в ответ мы услышим, что-то вроде этого: «Я прав, а он нет, но он не желает с этим соглашаться». На самом деле, если честно признаться, то станет очевидно, что абсолютно все люди разные и личное мнение у каждого индивидуальное. Но если человек намерен вступить в спор, то его не остановить.

Как правило, предмет спора «ломаного гроша не стоит». И это первый факт, который необходимо осознать человеку, вступившему в спор. Причины спора, на самом деле, таятся намного глубже, чем может показаться. И заглянуть в истину вещей, не просто важно, а крайне необходимо для вашего психического здоровья. Намного сложнее человеку признаться, что он не прав или, что он длительное время жил в иллюзорном мире, только перед одним человеком – перед самим собой.

Спор – это прекрасная возможность ознакомить собеседника с большинством своих заблуждений. Светлана Нергина. Дорога к Храму.

Парадоксальный, на первый взгляд, факт – то о чем вы спорите, на самом деле, является вашими мыслями, с которыми вы согласились, но пытаетесь безрезультатно побороть на протяжении длительного времени. Если вас что-то чрезмерно возмущает, значит это то, с чем вы согласны, но никак не можете в себе принять. Вы стараетесь прогнать «неправильные» мысли, но вдруг, наступает момент, когда вы понимаете, что еще один человек в этом огромном мире также думает и приводит веские доводы своей правоты. В такой момент, вы встречается со своей тенью, с которой нет смысла бороться потому, что вы и ваша тень – это одно и то же. Примите неприятную правду о себе и разрешите внутренние конфликты, тогда поводы для споров иссякнут.

У меня в голове за несколько секунд пронеслась буря доводов, как всегда бывает у человека, проигравшего в споре. Робертсон Дэвис. Мятежные ангелы.

Позвольте себе роскошь – проиграть в споре, быть не правым и признать заблуждение. Человек, который говорит о том, что вчера был глупцом, подтверждает тот факт, что сегодня он стал мудрее. Не стоит после спора, «смаковать» доводы и убеждать себя, как вы правы. Как известно, после драки кулаками не машут, так избавьте себя от бессмысленной траты энергии. Гоните мысли о том, что вот в следующий раз вы уж точно будете «на коне».

Уделите время себе и своим переживаниям и осознайте, что человек, который с вами спорил – это ваше зеркало. Глупо злиться на отражение, разбивать зеркало, требовать от него, чтобы оно изменило отражение, необходимо просто изменить свое отношение, свое выражение лица и тогда вы в зеркале увидите совершенно другой облик.

Эмоциональное состояние, как признак правоты

Если человек знает, что его земля круглая, то пусть хоть весь мир восстанет и целеустремленно станет твердить, что она плоская, он все равно будет придерживаться первоначального своего мнения. Такой тип мышления, принято считать, принципами. Личность не станет оспаривать свои принципы потому, что она по ним живет и благодаря именно им смогла справиться со своими неприятностями. Если убеждения перестанут работать, тогда человек может найти новые правила и начать ими пользоваться.

Ищущая личность обладает явными перепадами настроения в споре, она может стать робкой или агрессивной, может согласиться с доводом, но спустя некоторое время оспорить его, может не иметь своей точки зрения, а защищать чужую, но авторитетную. Личность, вступившая в спор, основой которого оказались ее принципы или оттенки убеждений, обладает ровным эмоциональным состоянием, и все доводы оппонента отскакивают от твердой позиции такой стабильной и уверенной персоны.

Профессиональный спор – это война без стрельбы

К спору можно и нужно относиться, как к игре. Ни в коем случае нельзя тратить на него бесценную энергию. Не забывайте, периодически абстрагироваться и наблюдать за собой со стороны, быть зрителем и участником одновременно. Наблюдайте за оппонентом, найдите его слабые стороны (например, когда он повышает тон, произнося какую-то мысль). Определите психологические проблемы и свои, и участников спора, с помощью этого подходящего момента. И наконец, говорите по существу, не отклоняясь от темы, не переходя на личности, не повышая голос. Как известно, краткость – сестра таланта, так станьте талантливым собеседником. Ваши слова должны быть подобно выстрелу, а ваши принципы – бронежилету. И помните, вы не станете хуже или лучше кого-нибудь, ни до, ни вовремя, ни после спора. Игра интересна только тогда, когда перед вами достойный противник.

Соберите всех великих учителей вместе в одной комнате, и они будут согласны во всем друг с другом. Соберите вместе их учеников, и они во всем будут спорить друг с другом. Брюс Ли.

Действительно, невежество, отсутствие глубинного познания и недостаточный жизненный опыт, порождает конфликтную натуру. Как известно, правду не доказывают и с глупцами не спорят, но иногда человеку действительно тяжело держать свое мнение при себе. Но причина кроется не в словах, а в их высказывании, интонации, эмоциональной подаче. «Молодец» можно сказать по-разному, и от этого теряется предназначение самого слова. Когда спор начат, и вам ничего не остается (не упав «лицом в грязь»), кроме того, чтобы участвовать в конфликте, постарайтесь извлечь выгоду для себя, позвольте себе научиться чему-то новому, практиковать иные тактики (кроме крика и слов «Я знаю» или «Я прав») для того, чтобы одержать победу в споре. И наконец, удивите себя, приняв нестандартное решение.

Вам должно быть так-же интересно:

psychology-s.ru

Добавить комментарий