Как правильно хвалить ребенка: методика 6 стратегий от столичных психологов
Каждому человеку, независимо от возраста и пола, приятно слышать одобрение в свой адрес. Но особенно это важно для детей. Похвала — это отличный помощник в воспитании ребенка и в налаживании детско-родительских отношений. Как правильно хвалить чадо, рассказала специалист филиала «Тропарево-Никулино» центра социальной помощи семье и детям «Доверие» Татьяна Клемба.
В центр обратилась москвичка Оксана, которая одна воспитывает 14-летнюю дочь Марину. Женщине приходится много работать, чтобы обеспечить себя и ребенка. Иногда она настолько устает физически, что не хватает времени побыть с девочкой. На первой встрече со специалистом мама выглядела апатичной, словно и не проявляла интереса к школьным проблемам Марины и ее перспективам остаться на второй год.
В процессе работы с семьей специалист центра познакомил Оксану с методикой «6 стратегий похвалы» и предложил применить ее к дочери. С учетом состояния женщины это было то, что ей по силам.
Стратегия № 1: хвали, да не сравнивай
Если вы хотите воодушевить подростка, то сравнивать его с другими — плохая идея. Неважно, какие намерения вами движут, когда вы говорите ребенку: «Ты был там самым лучшим!», но этим вы показываете, что ваше восхищение зависит от его результатов на фоне других. Ничто не губит потенциал так, как похвала через сравнение. Хотя она и самая распространенная.
Стратегия № 2: ищи хорошее и хвали
Наш мозг фокусируется на том, что мы говорим и делаем. Слишком часто родители сначала обозначают слабые стороны ребенка, которые надо улучшать, и только потом уделяют внимание его сильным качествам. В этом случае мозг ребенка говорит ему, что родителю интересны не его достоинства, а недостатки. Потому он понимает, что его позитивное поведение не имеет значения. Но мы также должны осознавать: для улучшения наших слабостей и недостатков требуется не их игнорирование, а умственные способности, сила и энергия. Доступ к этим ресурсам обеспечивается похвалой. Именно она — топливо для нашего развития и роста.
Стратегия № 3: хвали не только результат, хвали процесс
Хвалите ребенка не только за достижения, но и за усилия. Результата может долго не быть, но чадо поймет, что усилия сами по себе тоже достойны уважения и похвалы, а это очень ценный вклад в ваше настоящее и будущее. В жизни часто бывают ситуации, когда надо долго вкладываться без видимого результата.
Стратегия № 4: хвали искренне
Похвала должна быть искренней. Иногда родитель может быть таким уставшим или чем-то расстроенным, что ему трудно выразить свою радость. Здесь можно пояснить ребенку свой потухший вид и не особо радостный тон: «Извини, я так сегодня устала, что мне сложно как-то ярко выражать свои эмоции, но я правда горжусь тобой».
Стратегия № 5: после похвалы не критикуй
После похвалы ненароком может вылетать упрек или критика: «Сегодня ты сделал хороший доклад, но почему не убрал на кухне?», «Молодец, что прибрался в комнате, а уроки почему не сделал?». Такие фразы полностью обесценивают похвалу и даже могут обидеть. Похвалили — остановитесь. Покритикуете в другой раз, когда будет причина.
Стратегия № 6: хвали прогресс
Периодически устраивайте ревизию достижений. Разговаривайте с ребенком о том, что у него получилось, что вы заметили, чему порадовались. Показываете его собственный прогресс. Неважно, о чем идет речь: об учебе, ваших отношениях, успехах в игре на гитаре или программировании.
Оксана на протяжении трех месяцев применяла данные стратегии, следовала рекомендациям специалиста, и результат не заставил себя ждать. В общении Марины и ее мамы появилась теплота. Девочка стала больше улыбаться, появился интерес к учебе. Как-то Марина рассказала о том, как ей было приятно, что мама не отругала за плохой результат по контрольной: «Она сказала мне не расстраиваться и пошла жарить курицу! А раньше бы начала сразу кричать: «Ну вот, догулялась!» — комментирует специалист.
Часто, размышляя о воспитании детей, мы думаем понятиями системы «кнута и пряника»: и похвалить, и наказать. Но воспитание детей — это не дрессировка собак. Хвалить правильно — это большой и перспективный вклад в успешное будущее ребенка.
Если вы столкнулись с проблемами в семье, нуждаетесь в помощи и поддержке со стороны, то можете обратиться к специалистам семейных центров, которые окажут квалифицированную помощь в различных ситуациях. Все консультации проходят в онлайн-формате. В целях вашей безопасности и снижения риска распространения коронавирусной инфекции рекомендуем оставить обращение на портале «Мой семейный центр». Наш сотрудник свяжется с вами в течение одного рабочего дня.
Источник
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Как правильно хвалить ребёнка (и что бывает, если этого не делать)
Часто, размышляя о воспитании детей, мы оперируем понятиями системы «кнута и пряника»: как и за что правильно хвалить, а за что стоит отругать или наказать. Но воспитание детей — это не дрессировка собак. Просто ругать и поощрять их недостаточно.
Ребёнку любого возраста прежде всего нужно, чтобы родители его замечали. В норме ребёнок и родитель связаны отношениями привязанности, в идеале — это отношения надёжной привязанности. То есть ребёнок чётко знает не только то, что он ваш, но и то, что он вам нужен и вами любим, вы готовы его защищать и о нём заботиться. Похвала — это один из способов проявить внимание к ребёнку.
Показать ребёнку, что мы его замечаем, можно очень разными способами:- похвалить;
- отложив все дела и глядя в глаза, внимательно выслушать то, чем сын или дочка хотят с нами поделиться;
- улыбнуться;
- одобрительно кивнуть;
- порадоваться или восхититься тем, что он делает или рассказывает;
- мимоходом показать большой палец, увидев, например, что ребёнок самостоятельно делает домашнюю работу;
- обнять или поцеловать;
- обстоятельно рассказать, что нам нравится в том, что сделал или от чего удержался ребёнок;
- предложить какое-то дело в сфере интересов ребёнка: «Я видел (а), ты сейчас много рисуешь. Не хочешь в выходные сходить на мастер-класс по живописи вместе со мной?»;
- попросить помочь вам или кому-то в том, что ваш ребёнок делает классно: «Может, сделаешь мне причёску? У тебя французские косички получаются намного лучше, чем у меня».
Этот список далеко не полный. Попробуйте продолжить его сами.
Если родитель очень мало замечает ребёнка, то ребёнок старается сделать всё, чтобы это изменить. Тут возможны несколько вариантов развития событий.
1. Ребёнок будет всячески стараться быть хорошим и соответствовать вашим ожиданиям. На первый взгляд, всё отлично. Перестаю его замечать на какое-то время и, вуаля, ребёнок становится вундеркиндом, поступает в престижный вуз, записывается на кинопробы и превращается в восходящую звезду и так далее. Путь воспитания гениев и успешных людей найден. Увы, не так всё просто. Достижения, может, и будут (хотя многие дети «ломаются» на этом пути), но сама установка, что всё время нужно кому-то что-то доказывать, «если ты не гений, то — лузер», очень сильно отравляет жизнь ребёнку. А затем, и выросшему из этого ребёнка взрослому.
2. Ребёнок поймёт, что всё тщетно. Маму с папой вообще ничем особо не порадуешь. Или же то, что может их порадовать и что они одобряют, просто невозможно осуществить. В этом случае ребёнок может начать болеть, калечиться на ровном месте, впасть в депрессию или у него может появиться самоповреждающее поведение. Понятно, что, когда с ребёнком что-то не так, большинство родителей тут же включаются: они начинают жалеть, искать, чем помочь, то есть начинают замечать ребёнка, но только в ситуации, когда тому плохо. Раз так, логика одна — надо страдать.
3. Ребёнок начнёт себя плохо вести. Родитель замечает ребёнка, но делает это очень формально. А вот если ребёнок набедокурит, то тут ему внимание обеспечено. И ребёнок на подсознательном уровне усваивает: хочешь, чтобы мама оторвалась от готовки и разговоров с подругами, а папа — от телевизора, придётся что-нибудь натворить. Негативное внимание для ребёнка все же лучше, чем совсем никакого.
Не нужно постоянно пытаться дать ребёнку то, чего не было в вашем детствеКогда замечать ребёнка трудноПонятно, что родитель перестаёт обращать внимание на ребёнка обычно не от хорошей жизни. Родителей, одержимых идеей как-то целенаправленно навредить своим детям, всё-таки немного.
Нам трудно замечать или уж тем более позитивно замечать своих детей в следующих случаях.
У нас нет ресурса. Мы устали, горюем, длительно находимся в ситуации сильного напряжения, угрозы и так далее. Силы остаются только на выживание и минимальное обеспечение потребностей ребёнка: цел, сыт, обут, одет, вымыт и отправлен в школу. В такой ситуации важнее всего вернуть ресурс. В первую очередь себе, а не пытаться из последних сил додать что-то ребёнку. Когда родитель в порядке он сумеет позаботиться о детях.
Мы не очень в курсе психологических потребностей ребёнка. Сейчас, когда психологической литературы очень и очень много, психологическая грамотность родителей высока. Но возникает другая проблема: становится сложно применить изученное к реальной жизни. Никто лучше вас самих не знает вашего ребёнка и никто не может вам указать стопроцентно верный путь его воспитания. Поэтому очень важно пропускать любые, даже самые прекрасные психологические концепции и рекомендации через себя. Выбирая те или иные решения, ответьте себе на вопросы: почему я думаю, что моему ребёнку это полезно, как я узнаю (по каким признакам в поведении, самоотношении ребёнка и так далее), что это именно так?
Трудно сойти с привычных рельсов. Здорово, если вам повезло, и ваши собственные родители воспитывали вас так, как вам нравится. То есть, вы хотели бы воспитывать своих детей по таким же принципам. Но, бывает так, что мы совсем или частично не хотим повторять опыт наших родителей. И вот тут-то и возникают трудности.
В стрессовой ситуации (когда ребёнок утомил капризами, непослушанием, тем, что он «тупит» на ровном месте — у каждого из нас свои «болевые точки») у родителя автоматически могут включаться воспитательные стратегии, знакомые по собственному детству. И мы вдруг с изумлением и ужасом замечаем, что орём, хватаемся за ремень, обещаем лишить всего на веки вечные. При этом ещё совсем недавно давали себе слово, что никогда и ни за что не будем поступать так, как наши родители.
Чаще обсуждайте и анализируйте с ребёнком его успехи и неудачиДругой вариант «привычных рельсов», это когда мы из принципа делаем всё наоборот, не так, как воспитывали нас. Без учёта реальной ситуации и конкретного ребёнка.
Нередко то, чего нам не хватало в детстве, становится для нас настолько огромной ценностью, что своему ребёнку мы стараемся этого дать как можно больше
Так, например, те, кого очень жёстко контролировали, дают ребёнку гораздо большую свободу, чем порой необходимо. Лишь некоторым счастливчикам при этом удаётся найти баланс между свободой и контролем. Это и естественно, потому что восполняем мы в этом случае не потребность своего сына или дочки, а потребность своего «внутреннего ребёнка».
Одним родителям достаточно осознать наличие сценария/антисценария, чтобы изменить свой подход к воспитанию. Другим помогает работа с психологом или психотерапевтом.
А как же всё-таки хвалить правильно?С трудом представляю себе родителей, которые перед похвалой срочно сверялись бы с тем «А что там говорят психологи по этому поводу». Но всё-таки наметить вектор движения можно.
1. Хвалите ребёнка не только за достижения, но и за усилия. Результата может долго не быть, но ребёнок поймёт, что усилия сами по себе тоже достойны уважения и похвалы, а это очень ценный вклад в ваше настоящее и будущее. В жизни часто бывают ситуации, когда надо долго вкладываться без видимого результата.
2. Сравнивайте его только с самим собой. Если мы сравниваем ребёнка с другими детьми, мы обращаем его внимание не на то, к чему стоит стремиться, а на то, что он лично нас не устраивает. И что соседский Антон был бы для нас гораздо лучшим сыном.
3. Похвала должна быть искренней. Иногда родитель может быть таким уставшим или чем-то расстроенным, что ему трудно выразить свою радость. Здесь можно пояснить ребёнку свой потухший вид и не особо радостный тон: «Извини, я так сегодня устала, что мне сложно как-то ярко выражать свои эмоции, но я, правда, горжусь тобой».
4. Важно, чтобы похвала соответствовала возрасту и уровню развития ребёнка. То, что трёхлетка вытер со стола лужу по собственной инициативе, вызывает мамин бурный восторг: «Умница! Мамин помощник!». Подростку в этом случае достаточно вашей благодарности или улыбки.
5. Ищите хорошее. Даже в самой неудачной работе или поступке, можно отметить что-то хорошее. Хотя бы намерение.
6. Пусть ваша похвала будет содержательной. Расскажите подробнее, что именно вам нравится в работе ребёнка или его поступке.
7. Нет ничего ужасного в оценочных суждениях или ты-высказываниях: «Ты — молодец. Это хорошая работа». Главное, чтобы в вашем общении с ребёнком присутствовали и другие формы похвалы.
8. Периодически устраивайте ревизию достижений. Разговаривайте с ребёнком о том, что у него получилось, что вы заметили, чему порадовались. Показываете ему его собственный прогресс. Не важно, о чём идёт речь: об учёбе, ваших отношениях, успехах в игре на гитаре или программировании.
Фото: iStockphoto (djedzura, Kerkez, Choreograph)
Все о воспитании детей читайте по этому тегу.
Изображение на обложке: iStockphoto (Choreograph)
Как похвалить ребенка словами (50 примеров)
| Преимущества восхваления детей | Как похвалить ребенка словами » вики полезно Примеры |
Как правильно и эффективно хвалить ребенка словами? Придумать ободряющие слова для детей может быть сложно.
Слова поддержки для детей, если их правильно использовать, могут оказать сильное положительное влияние на жизнь детей. Но если вы не будете осторожны, будут неожиданные побочные эффекты.
Давайте рассмотрим 7 проверенных типов ободряющих слов, которые могут мотивировать детей без негативных побочных эффектов.
Подбадривающие слова для детей обычно используются родителями и учителями. При правильном использовании эти ободряющие слова могут оказать сильное положительное влияние на детей. Это связано с тем, что положительное подкрепление может заставить маленьких детей повторять похвальное поведение.
Будь то академическая успеваемость или спортивные достижения, «Молодец», «Хорошая работа» или «Ты такой умный» — это общие слова, которые ободряют хорошо выполненные задания.
Но использование этих ободряющих слов для детей не всегда вдохновляет их мотивацию.
Фактически, их использование без разбора может привести к обратным результатам 1 .
Преимущества использования подходящих и эффективных слов поддержки для детей
Вот три преимущества использования правильных слов поддержки для детей.
Повышение самооценки детей
Исследования показали, что положительные фразы особенно полезны для детей с низкой самооценкой 2 .
Повышение внутренней мотивации
Положительные слова ободрения могут повысить внутреннюю мотивацию учащихся. Академическая внутренняя мотивация может повлиять на желание ребенка учиться. В результате студенты с более высокой внутренней мотивацией, как правило, имеют более высокие академические достижения.
Повышение настойчивости
Поощрение родителей в отношении детей может повысить вовлеченность и настойчивость детей 4 .
Как хвалить ребенка словами
Если поощрения настолько полезны, значит ли это, что вы должны щедро хвалить своего сына или дочь, и тогда они будут настолько мотивированы, что вам никогда не придется беспокоиться о том, что они не будут усердно учиться в школе ?
Есть много способов похвалить ребенка, но не все ободряющие слова одинаковы.
Слова имеют значение.
При частом использовании некоторые виды поощрения могут принести больше вреда, чем пользы.
Итак, как поощрять детей без негативных последствий?
Ключ лежит в как и когда дети хвалят.
Вот 7 советов, как конструктивно использовать ободряющие слова для детей.
1. Хвалить искренне и честно
Иногда мы намеренно хвалим наших детей, чтобы повысить их самооценку, мотивировать их, поощрить определенное поведение или защитить их от обидных чувств. Однако если ободряющие слова не воспринимаются как искренние и честные, дети не будут чувствовать себя очень воодушевленными 1 .
Неискренние похвалы не только неэффективны, но и могут нанести вред.
Подбадривающие слова, несовместимые с самооценкой, могут быть восприняты как неискренние. Эти ободряющие слова игнорируются, когда дети думают о своем поведении, которое противоречит похвале («Это неправда. На самом деле я был не так хорош»). Такое поощрение может привести к самокритике детей и даже к преднамеренному саботажу для устранения таких несоответствий.
Эксцентричное или слишком общее поощрение также может быть воспринято как неискреннее, потому что чем более общая похвала, тем меньше вероятность того, что она согласуется с существующими фактами. («Я не ангел. Я не сделал домашнее задание прошлой ночью».)
Если вы не хвалите детей спонтанно или хвалите только для того, чтобы подкрепить их поведение или манипулировать им, это также считается неискренним.
Примеры:
Не делай | Делай |
---|---|
Ты гений в решении этой задачи! («Гений? Я ответил только на один вопрос из трех!») | Вы дали отличный ответ на последний вопрос. |
Какой ты ангел! («Я ангел, если поделюсь печеньем? Как насчет того, чтобы не делать домашнюю работу прошлой ночью?») | Великодушно с твоей стороны поделиться своим печеньем. |
Вы очень хорошо справились. Я уверен, что в следующий раз у тебя все получится. (манипулировать) | Мне нравится решение, которое вы придумали. |
2. Будьте конкретными и описательными
Вместо размашистых слов ободрения хвалите детей, используя описательные и конкретные слова. Чем менее общее или общее поощрение, тем более вероятно, что оно действительно правильно и воспринимается как искреннее .
Указание на конкретный аспект деятельности ребенка или описание того, какое поведение привело к отличным результатам, — хороший способ отправить позитивные сообщения.
То, что вы замечаете мелочи, свидетельствует о том, что вы внимательны и вам действительно не все равно. Установлено, что они более эффективно стимулируют желаемое поведение 5 .
Примеры:
Не | Делать |
---|---|
Какая потрясающая картина! | Мне нравится, как вы используете разные цвета на этом рисунке. |
Отличная работа! | Вы придумали вдумчивый ответ и действительно правильно ответили на этот вопрос! |
3. Хвалите детей за усилия и процесс, а не за их достижения или способности
Одна из причин, по которой человек является самым умным животным на Земле, заключается в том, что мы хотим учиться и понимать причину и следствие вещей. То, как мы приписываем событиям, влияет на то, как мы думаем о будущих событиях и реагируем на них 6 .
Когда детей хвалят за их усилия при выполнении задания, они учатся приписывать успех своим усилиям. Поскольку усилие — это качество, которое мы все можем контролировать и улучшать, эти дети будут больше сосредотачиваться на приложении усилий для практики или развития навыков, чем на достижении результатов как таковых.
Этот тип поощрения мастерства помогает детям принять установку на рост, которая позволяет им верить в практику и совершенствование навыков. такой настрой на обучение может повысить внутреннюю мотивацию, настойчивость и удовольствие детей.
Столкнувшись с неудачей, эти дети считают, что они потерпели неудачу, потому что просто недостаточно старались. Неудачи можно будет избежать, если они приложат больше усилий. Таким образом, у этих детей есть мотивация попробовать еще раз, и они, как правило, улучшают свои результаты 7 . Они более устойчивые и не рассыпаются при выходе из строя .
С другой стороны, дети, которых хвалят за способности, приписывают успех своим способностям, а не собственным усилиям. Такие ободряющие слова для детей имеют тенденцию негативно влиять на детей двумя разными способами.
Во-первых, наличие хороших результатов, связанных со способностями, может повлиять на детей, чтобы они изменили свои цели достижений на ориентированные на результат. Они оценивают свои способности через производительность.
Например, похвала умного ребенка за хорошую оценку может вызвать у него желание продолжать доказывать, что он умный, путем хорошей успеваемости 8 . Это может мотивировать детей, которым удалось сделать больше и стараться больше.
На первый взгляд, такое поощрение может повысить мотивацию детей.
Однако исследователи обнаружили, что эти дети также с большей вероятностью пожертвуют потенциально ценными возможностями обучения, если эти возможности связаны с риском совершения ошибок и не гарантируют выдающихся результатов. Эти дети отказываются от нового обучения, чтобы сохранить свой «ум». Как только эти дети сталкиваются с неудачей в хвалебной области, они также быстрее сдаются.
Похвала способности послала тонкое сообщение о том, что предыдущий успех был связан с восхваляемыми чертами. Таким образом, неудача подразумевает отсутствие фиксированной способности. Дети с этим фиксированным мышлением легче отказываются от попыток, когда что-то становится трудным. Они страдают от беспомощности, основанной на достижениях 9,10 . Тем, кто не может восстановиться, чтобы попытаться снова после неудачи, не хватает стойкости, необходимой для достижения успеха в жизни.
Таким образом, способность хвалить дает немедленную выгоду в мотивации, но она также имеет долгосрочную цену в виде уязвимости перед неудачей или трудными ситуациями .
Способность и усилие — не единственный определяющий элемент эффективности поощрения. Другие факторы включают возраст ребенка (могут ли они различать способности/усилия?) и контекст поощрения (их хвалят после другого события, которое может иметь другие последствия?).
Чтобы избежать этих потенциальных ловушек, родители могут похвалить процесс , который является еще одним видом поощрения, связанного с усилиями 11 . Процесс включает в себя не только усилие, но и другие качества, такие как стратегии, вдумчивость, концентрация, самокоррекция.
Исследования показывают, что дети ясельного возраста, которых чаще хвалят за процесс, через семь лет лучше успевают в учебе 12 .
Примеры:
Не делай | Делай |
---|---|
Какой умный мальчик! | Я вижу, что вы очень усердно работали над сбором деталей. |
Ваши способности решать головоломки превосходны. | Ваша стратегия решения этой головоломки путем разделения цветов была превосходной! |
Ты отлично разгадываешь головоломки! | Вы умеете пробовать разные способы решения сложной головоломки. |
Для получения дополнительной помощи по успокоению истерик ознакомьтесь с этим пошаговым руководством
4.
Избегайте контролирующей или условной похвалы овладение заданием. Они даны с намерением манипулировать или контролировать.Утверждение типа «Хорошо! Я знаю, что ты можешь добиться большего успеха» предназначено для того, чтобы мотивировать ребенка стараться больше в следующий раз.
Когда поощрение используется в качестве инструмента контроля, они произносят одобрение и положительную оценку, которая зависит от хороших результатов или производительности. Эти условные поощрения прививают детям чувство условной самооценки 13 .
Самоуважение – это общее положительное/отрицательное отношение (или хорошее/плохое), которое, по их мнению, они заслуживают от других. У детей в возрасте двух лет или дошкольников развивается чувство собственного достоинства.
Когда дети считают, что их чувство собственного достоинства зависит от одобрения и положительного суждения, они стремятся к целям, ориентированным на самооценку. Таким образом, самооценка этих детей зависит от достижения целей 14 .
Например, если ребенок чувствует, что его самооценка зависит от того, насколько хорошо он играет в футбол, то его целью будет добиться хороших результатов на тренировках и в матчах, чтобы повысить или сохранить сильное чувство собственного достоинства.
Для некоторых родителей это может быть то, что они хотят, или они думают хотят.
Однако этот ребенок также будет избегать действий, которые могут вызвать негативное суждение.
Это означает, что дети, которые считают, что их самооценка зависит от одобрения, не захотят пробовать что-то новое, опасаясь новизны, что означает отсутствие опыта для достижения хороших результатов. Эти дети также менее креативны, потому что инновации могут нарушить культурные нормы, что приведет к негативным суждениям. Они также менее самостоятельны и предпочитают соответствие 15 .
Условная похвала также действует как внешняя мотивация и снижает внутреннюю мотивацию детей 16 . Эти дети, как правило, имеют менее здоровую самооценку 17 .
Стоит также отметить, что негативное влияние контроля над похвалами больше на девочек, чем на мальчиков 18 .
Примеры:
Не делай | Делай |
---|---|
Уверен, в следующий раз ты захочешь сделать лучше. | Вы очень усердно работали над этим каждый день, и мне нравится, как вы нарисовали эту картинку, используя яркие цвета. |
Вы очень хорошо справились с этим, как и ожидалось. | Ты отлично справился с этим. |
Если вы будете продолжать в том же духе каждый день, я верю, у вас все получится. | Вы действительно хорошо собрали данные. |
5. Избегайте сравнений, хвалите
Легко привыкнуть поощрять сравнением. Ведь именно так большинство из нас воспитывали — нас сравнивали в школе, в спорте, во внеучебной деятельности, на вступительных экзаменах в вузы типа SAT или ACT, на работе.
Иногда сравнение с кем-то может мотивировать нас учиться или работать усерднее.
Проблема в том, что это может иметь неприятные последствия, если мы потерпим неудачу.
Подумайте, что вы чувствуете, когда сравниваете себя с более успешным сверстником. Когда мы показываем хорошие результаты в сравнении, мы гордимся 19 , взволнованы и мотивированы 20 . Но когда мы терпим неудачу, это, скорее всего, нас угнетает, а не мотивирует.
Подобным образом похвала в сравнении делает детей уязвимыми перед неудачами в будущем. Дети, которых хвалят за сравнение, не перестают сравнивать, когда терпят неудачу. Вместо этого они быстрее теряют мотивацию 21 .
Когда эти дети сталкиваются с трудностями, они проявляют больше негативных эмоций, разочарования, беспокойства, и беспомощности, чем дети, которых в основном хвалят за мастерство задачи 22 . Они становятся менее выносливыми.
Подобно условной похвале, поощрение с помощью социального сравнения учит детей тому, что целью является победа, а не обучение. Это ориентированное на победу отношение снижает внутреннюю мотивацию, влияющую на желание детей учиться или преодолевать неудачи 23 .
Чтобы предотвратить неудачу, эти дети избегают испытаний или прекращают изучать новые вещи, требующие навыков, в которых у них еще нет преимущества перед другими.
Не делай | Делай |
---|---|
Ты такой хороший, прямо как твоя сестра. | Ты хорошо играешь в эту игру. |
Ты самый умный в своем классе! | Вы решили проблему с такой тщательностью. |
6. Избегайте похвалы за легкость или чрезмерной похвалы
Когда взрослые хвалят простые задачи или перехваливают что-либо, это может вызвать множество негативных последствий.
Подбадривающие слова за задания, которые легко выполнить или выполнить не очень хорошо, воспринимается как неискреннее. Это также может иметь два типа воздействия на самооценку ребенка, и оба они не очень хороши 24 .
Для детей с низкой самооценкой родители могут хвалить их напыщенно, пытаясь поднять ее. Парадоксально, но такая похвала может снизить у этих детей мотивацию и чувство собственного достоинства при неудачах 25 .
Для детей с завышенной самооценкой завышенная похвала не снижает самооценку, а культивирует нарциссизм . Нарциссические дети чувствуют свое превосходство над другими, считают, что имеют право на привилегии и хотят, чтобы другие восхищались ими 26 .
Чрезмерная похвала также заставляет детей каждый раз ожидать похвалы. Это становится внешней наградой, которая снижает, а не увеличивает мотивацию. Частая похвала также приводит детей к мысли, что отсутствие похвалы означает неудачу.
7. Будьте спонтанны
Похвала — палка о двух концах. Чтобы не перехваливать и не звучать неискренне, лучший способ использовать слова поддержки — говорить их спонтанно, когда их не ждут.
Сделайте комплимент неожиданно и искренне.
Будь спонтанным. Например, включите ободряющую записку для ребенка, сделайте подтверждение или предложите слова благодарности для детей в качестве сюрприза. Оценка детской работы может принимать разные формы. Вы также можете поощрять своего ребенка физически, например, крепко обнимите их, дайте пять или похлопайте по спине, чтобы отметить их достижения.
Не вздумайте хвалить каждое положительное действие. Вам не нужно хвалить каждый день, чтобы мотивировать детей. Польза от похвалы ребенка исчезает, когда ее ждут.
Нужна помощь в мотивации детей?
Если вам нужны дополнительные советы и реальный пошаговый план, этот онлайн-курс «Как мотивировать детей» — отличное место для начала.
В нем описаны шаги, необходимые для выявления проблем с мотивацией у вашего ребенка, а также стратегия, которую вы можете применить, чтобы помочь ребенку развить самомотивацию и увлечься обучением.
Как только вы освоите эту научно обоснованную стратегию, мотивировать вашего ребенка станет легко и без стресса.
50 примеров ободряющих слов для детей
Ниже приведен список ободряющих слов и положительных примеров похвалы, которые можно использовать в обычных случаях.
Ободряющие и вдохновляющие слова
Поздравляем! Вы очень много работали для этого.
Вы активно решили эту проблему и добились успеха.
Гордись собой.
Ваши усилия имеют огромное значение.
Очень креативные идеи.
Вы нашли прекрасное решение.
Ваше уникальное решение помогло ответить на этот вопрос.
Я вижу, что вы очень усердно работали, собирая их вместе.
Ты был так осторожен, когда складывал блоки и смотрел, какая у них высота.
У вас была потрясающая концентрация, когда вы работали над этим проектом.
Слова поддержки для принятия правильных решений
Это очень щедрый поступок.
Вы очень заботливы.
Ты такой хороший друг.
Вы сказали такие добрые слова.
Спасибо, что подумали о сестре.
Ты меняешь ситуацию.
Вы дали очень хороший совет своему другу.
Мне нравится твое уникальное чувство стиля.
У тебя такое доброе сердце.
Ваше сострадание к другим прекрасно.
Мне нравится, как ты включил в игру своих новых друзей.
Ваши идеи очень уместны.
Слова поддержки в трудные времена
Речь идет о том, как много вы узнали, а не о том, сколько вы выиграли.
Вы весело провели время! Победа – это не цель.
Вы так многому научились и сможете использовать эти знания для улучшения своих навыков.
Я люблю тебя таким, какой ты есть.
Не сдаваться и продолжать практиковаться каждый день — ваши лучшие качества.
Победа или поражение не определяют, кто вы. Вы делаете.
В школу ходят учиться, а не просто хорошо сдавать тесты.
У вас есть куда расти, если вы не сдаетесь.
Верь в себя.
Слова, чтобы поблагодарить ребенка или похвалить ребенка
Спасибо, что сказали это. Это так много значит для меня.
Вы не представляете, как много это значит для меня.
Вы так щедры.
Это было очень самоотверженно с твоей стороны.
Вы были так добры к этому малышу.
Спасибо за то, что ты такой замечательный помощник.
Вы сделали мой день.
Ваша помощь позволила нам закончить это быстро.
Самоотверженность, которую вы там продемонстрировали, достойна восхищения.
Этой маленькой девочке так повезло, что ты ее друг.
Какой вы щедрый человек!
Ссылки
1.
Henderlong J, Lepper MR. Влияние похвалы на внутреннюю мотивацию детей: обзор и синтез. Психологический бюллетень . 2002: 774-795. дои: 10.1037/0033-2909.128.5.774
2.
Smith RE, Smoll FL. Самоуважение и реакция детей на поведение юношеских спортивных тренеров: полевое исследование процессов самосовершенствования.
Психология развития . 1990:987-993. дои: 10.1037/0012-1649.26.6.9873.
Готфрид А.Э., Флеминг Дж.С., Готфрид А.В. Роль родительских мотивационных практик в внутренней академической мотивации и достижениях детей. Журнал педагогической психологии . 1994: 104-113. дои: 10.1037/0022-0663.86.1.104
4.
Waters LE, Loton D, Jach HK. Предсказывает ли воспитание, основанное на силе, академическую успеваемость? Опосредующие эффекты настойчивости и вовлеченности. Жеребец счастья J . Май 2018: 11:21-11:40. дои: 10.1007/s10902-018-9983-1
5.
Мел К., Бизо Л.А. Конкретная похвала улучшает поведение при выполнении задания и удовольствие от счета: исследование учеников четвертого класса, участвующих в уроке счета.
6.
Грэм С. Обзор теории атрибуции в контексте достижений. Educ Psychol Rev . Март 1991: 5-39. дои: 10.1007/bf01323661
7.
Diener CI, Dweck CS. Анализ выученной беспомощности: II. Обработка успеха. Журнал личности и социальной психологии . 1980:940-952. дои: 10.1037/0022-3514.39.5.940
8.
Мюллер К.М., Двек К.С. Похвала за интеллект может подорвать мотивацию и успеваемость детей.
9.
Diener CI, Dweck CS. Анализ выученной беспомощности: непрерывные изменения в производительности, стратегии и достижениях после неудачи. Журнал личности и социальной психологии . 1978: 451-462. дои: 10.1037/0022-3514.36.5.451
10.
Эллиотт Э.С., Двек К.С. Цели: подход к мотивации и достижения. Журнал личности и социальной психологии . 1988: 5-12. дои: 10.1037/0022-3514.54.1.5
11.
Каминьс М.Л., Двек С. С. Человек против процесса похвалы и критики: последствия для условной самооценки и преодоления трудностей.
12.
Гундерсон Э.А., Сорхаген Н.С., Грипшовер С.Дж., Двек К.С., Голдин-Медоу С., Левин С.К. Родительская похвала малышей предсказывает академические успехи в четвертом классе через постепенный образ мышления детей. Психология развития . Март 2018 г.: 397–409. дои: 10.1037/dev0000444
13.
Томпсон Т. Нужно ли обучать учителей тому, как хвалить? Теория самооценки говорит, что да. Обучение и инструкция . Март 1997: 49-63. doi: 10.1016/s0959-4752(96)80730-4
14.
Крокер Дж., Найт К.М. Непредвиденные обстоятельства самооценки.
15.
Haslam SA, Reicher StephenD. Оспаривание «природы» конформизма: что на самом деле показывают исследования Милгрэма и Зимбардо. ПЛОС Биол . Ноябрь 2012 г.: e1001426. doi:10.1371/journal.pbio.1001426
16.
Деси Э.Л., Драйвер Р.Э., Хотчкисс Л., Роббинс Р.Дж., Уилсон И.М. Отношение контролирующих вокализаций матерей к внутренней мотивации детей. Журнал экспериментальной детской психологии . Апрель 1993 г.: 151–162. doi:10.1006/jecp.1993.1008
17.
Кернис М.Х., Браун А.С., Броди Г.Х. Хрупкая самооценка у детей и ее связи с воспринимаемыми моделями общения родителей и детей. Журнал Личности . Апрель 2000 г.: 225–252. дои: 10.1111/1467-6494.0009618.
Каст А., Коннор К. Половые и возрастные различия в реакции на информационную и контролирующую обратную связь. Бюллетень психологической помощи . Сентябрь 1988 г .: 514–523. дои: 10.1177/0146167288143010
19.
Вебстер Дж. М., Дювалл Дж., Гейнс Л., Смит Р. Роль информации о похвале и социальном сравнении в переживании гордости. J социальной психологии . Апрель 2003: 209-232. дои: 10.1080/00224540309598441
20.
Гейнс Л.М., Дюваль Дж., Вебстер Дж.М., Смит Р.Х. Хорошее самочувствие после похвалы за успешное выступление: важность информации о социальном сравнении. Я и личность . Октябрь 2005 г.: 373–389. дои: 10.1080/15298860500280223
21.
Дейкстра П., Кайпер Х., ван дер Верф Г., Буунк А.П., ван дер Зее Ю.Г. Социальное сравнение в классе: обзор. Обзор образовательных исследований . Декабрь 2008 г .: 828–879. дои: 10.3102/0034654308321210
22.
Зейднер М., Шлейер Э.Дж. Эффект большой рыбы-маленького пруда для академической самооценки, тревожности перед экзаменами и школьных оценок у одаренных детей.
23.
Корпус Дж.Х., Огле К.М., Лав-Гейгер К.Е. Влияние социального сравнения и похвалы за мастерство на внутреннюю мотивацию детей. Мотив Эмот . август 2006 г .: 333–343. дои: 10.1007/s11031-006-9039-4
24.
Бруммельман Э., Нелеманс С.А., Томас С., Оробио де Кастро Б. Когда похвала родителей раздувается, самооценка детей падает. Ребенок Дев . Август 2017: 1799-1809. дои: 10.1111/cdev.12936
25.
Браммельман Э., Крокер Дж., Бушман Б.Дж. Парадокс похвалы: когда и почему похвала имеет неприятные последствия у детей с низкой самооценкой.
26.
Бруммельман Э., Томас С., Седикидес С. Отделение нарциссизма от самооценки. Curr Dir Psychol Sci . Февраль 2016: 8-13. дои: 10.1177/0963721415619737
О Памеле Ли
Памела Ли — автор, основатель и главный редактор Parenting For Brain. Она имеет образование в области электротехники (MS, Стэнфордский университет) и управления бизнесом (MBA, Гарвардский университет). Узнать больше
Просмотреть все сообщения Памелы Ли | Веб-сайт
Полное руководство по похвале детей
До недавнего времени многие родители ошибочно полагали, что важно осыпать наших детей постоянной похвалой. Восхваление наших детей инстинктивно, почти рефлекс. Каждый раз, когда ваш ребенок делает что-то замечательное, кажется естественным сказать: «Отличная работа!»
Но мы должны подумать о том, что мы делаем со всей этой похвалой. Похвала может улучшить мотивацию и самооценку, но этот эффект не всегда долговечен. Наши конечной целью должно быть развитие внутренней мотивации нашего ребенка .
Мы не хотим, чтобы наши дети пристрастились к похвале, мотивированной исключительно внешним одобрением. Насколько это возможно, мы хотим, чтобы они были внутренне мотивированы . Наши дети должны хотеть прилагать усилия, хорошо учиться, учиться и расти, потому что это лично удовлетворяет .
Эффективная похвала, сделанная в нужное время, может усилить внутреннюю мотивацию. Это может помочь нашим детям стать уверенными в себе, выносливыми и самостоятельными.
Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете загрузить наш БЕСПЛАТНЫЙ комплект Your Words Matter Kit . С помощью этих 10 популярных руководств для родителей вы будете точно знать, как разговаривать со своими детьми, чтобы помочь им развить уверенность, внутреннюю мотивацию и готовность к действию.
I. Что делает похвалу эффективной?Что на самом деле означает «эффективная похвала»? Это исчерпывающее руководство, составленное на основе обширных исследований по этому вопросу, как давать ребенку здоровую, внутренне мотивирующую похвалу.
1. Хвалите скупоЭто почти шокирует, но
- По словам Джима Тейлора, автора книги «Ваши дети слушают: девять сообщений, которые они должны услышать от вас », чрезмерная похвала снижает планку для детей. Дети , которых чрезмерно хвалят, могут не заставлять себя совершенствоваться.
- Чрезмерная похвала также может заставить вашего ребенка почувствовать, что ваше одобрение и любовь зависят от его работы и достижений.
- Слишком много похвалы может создать «наркоманов на похвалу», которые жаждут одобрения других. Эти дети могут начать зависеть от оценок и суждений других, вместо того чтобы научиться формировать собственное
мнение о своих способностях. - Чрезмерная похвала также может вызвать сильное давление. Когда дети начинают полагаться на одобрение со стороны других, они боятся потерять это одобрение. Следовательно, они могут избегать сложных действий и становиться застенчивыми, а не уверенными в себе.
- Внутренняя мотивация может снизиться в результате чрезмерной похвалы.
Психологи и исследователи сделали эти выводы на основе обширных исследований. Например, в одном исследовании детей дошкольного возраста просили рисовать волшебными маркерами. Одни получили награды за розыгрыш, а другие неожиданно получили награды. Тем не менее, другие не ожидали и не получили награды.
Позже дети, которые ожидали наград, показали меньшую внутреннюю мотивацию за рисование, полагая, что целью рисования было получение вознаграждения. Хотя это и не материальная награда, похвала может иметь тот же эффект. Детям может казаться, что действия и достижения нужны больше для внешнего одобрения и похвалы, чем для собственного удовольствия.
В конце концов, дети, которых слишком много хвалят, могут научиться приспосабливаться, а не изобретать. Они менее склонны к творчеству и самоуправлению, и они могут чувствовать себя парализованными давлением. Они также могут выбирать занятия, исходя из того, что, по их мнению, понравится их родителям и принесет им похвалу, в которой они нуждаются. По этим причинам важно умеренно хвалить наших детей.
2. Похвала конкретноПсихологи Дженнифер Хендерлонг Корпус и Марк Леппер, которые проанализировали более 30 лет исследований воздействия похвалы, обнаружили, что дети, скорее всего, будут сомневаться в общей похвале, поэтому важно быть конкретным. Дети воспринимают конкретную похвалу как более искреннюю и содержательную .
Хотя сказать «Молодец!» легко и просто, попробуйте похвалить ребенка за что-то конкретное. Конкретная похвала не означает, что она должна быть обширной. Обычно это можно выразить одним словом: вы можете хвалить ребенка настойчивость , организованность , смелость , доброта и т. д.
Конкретная похвала также дает вашему ребенку больше полезной информации , чем общая похвала. В отличие от конкретной похвалы, фраза «Хорошая работа» не говорит ребенку о том, что было хорошо, или о том, как он может продолжать хорошо работать.
В следующий раз поймай себя, прежде чем хвалить. Спросите себя, что ваш ребенок сделал особенно хорошо, и скажите что-то вроде: «Ты так хорошо разложил свои игрушки!» или: «Здорово, что ты продолжал решать математическую задачу вместо того, чтобы сдаться!»
3. Искренне похвалитеДети более проницательны, чем думают многие взрослые, и часто могут отличить искреннюю похвалу от неискренней.
В своем исследовании Хендерлонг и Леппер также обнаружили, что, когда дети думают, что ваша похвала неискренна, они предполагают, что вы жалеете их, манипулируете ими или не понимаете их. Если это так, они отвергнут похвалу, что сделает ее неэффективной.
Неискренняя похвала может быть не только неэффективной; это может быть повреждение . Когда дети знают, что у них не все хорошо, и их все равно хвалят , они будут удивляться, почему люди считают нужным лгать им об их способностях и достижениях. Они могут предположить, что похвалой пользуются, чтобы скрыть тот факт, что они некомпетентны или что с ними что-то «не так».
Кроме того, вы не хотите давать ребенку ложную похвалу, которая заставит его думать, что в следующий раз ему не нужно совершенствоваться или стараться больше.
Когда наши дети плохо учатся, мы инстинктивно можем похвалить их, чтобы они почувствовали себя лучше. Эти благие намерения приведут к неприятным последствиям и заставят вашего ребенка чувствовать себя хуже , поэтому хвалите только тогда, когда это заслужено.
4. Процесс похвалы против личностиПохвала личности — это похвала, ориентированная на способности, например: «Ты такой умный!» или: «Ты очень артистичен».
Похвала процесса означает похвалу за усилия, используемые стратегии, вдумчивую концентрацию, самокоррекцию и т. д.
Из этих двух видов похвалы процесс-похвала намного эффективнее . Исследователь доктор Кэрол С. Двек объясняет, что похвала человека может привести к фиксированному мышлению, в то время как похвала процесса приводит к мышлению роста.
Это потому, что похвала человека заставляет детей поверить, что такие качества, как интеллект, являются фиксированными характеристиками, которые не меняются со временем. В результате у этих детей развивается фиксированное мышление, и они могут избегать испытаний, которые проверят их способности.
С другой стороны, процессная похвала побуждает детей бросать себе вызов, рисковать, прикладывать усилия и продолжать учиться и расти. Эти дети развивают мышление роста, понимая, что интеллект и способности могут расти с практикой и усилиями.
В целом, похвала человека и порождаемое ею фиксированное мышление могут уменьшить внутреннюю мотивацию и настойчивость. Если ребенок с установкой на данность сталкивается с трудной задачей, он, скорее всего, сдастся. Они будут считать, что достигли предела своих возможностей.
Исследования показывают, что человеческая похвала в конечном итоге наносит ущерб, когда дети сталкиваются с неудачами, связанными с качествами, которые всегда хвалили.
Вместо того, чтобы хвалить ребенка за его способности или личность, хвалите его за усилия, настойчивость, эффективные стратегии и т. д. Вы повысите мотивацию и побудите ребенка продолжать попытки и совершенствоваться.
Не забудьте загрузить наш БЕСПЛАТНЫЙ комплект Your Words Matter Kit , содержащий 10 полезных руководств и советов для родителей, которые можно использовать при общении со своими детьми.
5. Избегайте похвалы в качестве наградыПомните исследование с детьми дошкольного возраста и волшебными маркерами?
Исследователи обнаружили, что поощрение за конкретных действий (в данном случае за рисование) в конечном счете снизило внутреннюю мотивацию. Это произошло потому, что вместо того, чтобы рисовать для удовольствия, дошкольники теперь рисовали в надежде получить вознаграждение .
Похвала, пусть и неосязаемая, сама по себе является наградой. Похвала заставляет детей — и взрослых — временно чувствовать себя хорошо и быть принятыми другими. Проблема в том, что детям может стать пристрастился к получению «награды» похвалы.
Когда это происходит, дети могут хотеть работать только над задачами, которые, скорее всего, приведут к похвале. Это может привести к тому, что дети будут избегать сложных задач и заниматься только теми делами, в которых они уверены, что добьются успеха.
Вместо того, чтобы хвалить в качестве поощрения, может быть полезно информировать детей об их компетентности. Это может быть: «Вы набрали 90 %» или «Вы получили самую высокую оценку в классе».
Этот тип похвалы может усилить внутреннюю мотивацию, поскольку влияет на убеждения детей об их потенциале успеха. Теперь, когда они знают, что могут набрать 90 %, в следующий раз они могут захотеть набрать 100 %.
Исследования показали, что этот тип похвалы более положительно влияет на внутреннюю мотивацию, чем отсутствие похвалы и похвала в качестве награды (осыпание ребенка похвалой, чтобы он почувствовал себя хорошо).
Эти исследования показывают, что обратная связь о компетентности может повысить мотивацию и удовольствие, а также может привести к тому, что учащиеся будут готовы тратить больше времени на задание.
6. Похвалите личное мастерство по сравнению с другимиОбратная связь о компетентности иногда приходит в форме социального сравнения («Вы справились лучше, чем средний ребенок вашего возраста!»). Тем не менее, эксперты предупреждают, что лучше избегать сравнения вашего ребенка с другими, даже если вы делаете это положительно.
Если дети учатся оценивать свой успех, сравнивая себя с другими, они могут быть плохо подготовлены к будущим ситуациям, в которых они проигрывают.
Например, представьте, что ваш ребенок отличник в начальной школе. Им постоянно говорят, что они получили лучшую оценку по математике, сдали лучшее сочинение во всем классе и т. д. Они продолжают быть выдающимися учениками, но уже не лучшими в классе. Вместо того, чтобы признавать свои успехи, они теперь, скорее всего, будут чувствовать себя неудачниками, потому что они пришли к выводу, что успех — это результат, который лучше, чем у девятки.0053 других студентов.
Необходимы дополнительные исследования потенциально вредного воздействия сравнительной обратной связи, но эксперты говорят, что похвала за индивидуальное мастерство выполнения задачи, вероятно, лучше, чем социальное сравнение. Сосредоточьтесь на индивидуальной способности вашего ребенка преуспеть или справиться с заданием.
7. Поощряйте, а не оценивайтеПостарайтесь хвалить ребенка без оценки. Например, избегайте утверждений типа «мне нравится», таких как «мне нравится, как чисто выглядит ваша комната».
Вместо этого поощряйте ребенка, например: «Ваша комната выглядит великолепно. Ты убрал все свои игрушки!
Этот тип похвалы больше фокусируется на том, что ваш ребенок сделал хорошо, а не на вашей собственной оценке или суждении достижения. В результате ваш ребенок может испытывать больше гордости за свои личные достижения. Кроме того, они могут развивать чувство внутренней оценки, а не постоянно полагаться на суждения других.
Оценочная похвала также может помочь вашему ребенку почувствовать вас только любить или принимать их, когда они хорошо себя ведут, чисты, хорошо работают и т. д.
8. Установите соответствующие ожиданияВаша похвала должна выражать разумные, реалистичные ожидания от вашего ребенка. Вы не хотите, чтобы эти ожидания были слишком низкими или слишком высокими.
Указание на то, что у вас низкие ожидания в отношении вашего ребенка, может нанести вред его мотивации и самооценке.
В то же время ожидания, которые нереалистичны высокий также может повредить мотивации ребенка. Это потому, что эти несбыточные ожидания оказывают ненужное давление на ребенка. Когда ребенок чувствует, что от него ожидают чего-то недостижимого, он может предпочесть не пытаться.
Например, если вы чрезмерно хвалите своего ребенка комплиментами вроде: «Это лучший рассказ, который я когда-либо читал!» Ваш ребенок может чувствовать себя некомфортно или беспокойно. Ожидается ли, что теперь они будут постоянно писать лучшие истории? Смогут ли они сохранить этот уровень успеха?
По этим причинам важно донести до ребенка разумные и управляемые ожидания.
II. Хвалите больше, чем достиженияВполне естественно хвалить наших детей за хорошие оценки, усердную работу и выдающиеся спортивные или художественные достижения. Но не забывайте показывать ребенку важность хорошего характера.
Хвалите ребенка за такие качества, как великодушие, доброта, прощение, мужество, и настойчивость. Например, хвалите ребенка за то, что он делится игрушками, заступается за друга, помогает другим или демонстрирует хорошее спортивное мастерство.
Покажите своему ребенку, что вы заботитесь о нем и цените его личность, а не только то, что он может сделать.
III. Альтернативы похвалеТеперь вы знаете, что не хотите постоянно хвалить своего ребенка, но полностью отказываться от похвалы и поощрения может показаться холодным или жестоким. Вот несколько альтернатив тому, чтобы осыпать ребенка похвалой.
Скажите «Спасибо»
Простое «спасибо» вашему ребенку за то, что он собрал игрушки, выполнил домашнее задание перед включением телевизора или проявил вежливость, может иметь большое значение. Это показывает вашему ребенку, что вы заметили и оценили их хорошее поведение, не слишком хваля.
Признание их целей
Спросите ребенка о его личных целях. Что они хотели бы улучшить? На каком интересе они хотели бы сосредоточиться больше? Затем сосредоточьте внимание на этих целях и интересах. Обязательно ознакомьтесь с заданиями по постановке целей в наших популярных Новогодний набор в формате PDF! И по мере того, как ваши дети будут ставить цели и достигать их, они станут более уверенными в себе и самостоятельными.
Задавайте вопросы
Позвольте вашему ребенку стать экспертом или учителем, задавая вопросы о том, что ему интересно, или о том, чего он достиг. Например, вы можете спросить: «Какая ваша любимая часть этого рисунка?» или «Какую часть было труднее всего нарисовать?» Если они любят динозавров, вы также можете спросить их о динозаврах, чтобы подтвердить их опыт в этом вопросе.
Ваш ребенок будет чувствовать чувство гордости, говоря о своих достижениях и интересах. Вы также можете задавать такие вопросы, как «Вы сами собирали эти игрушки?» признавать достижения, не перехваливая ребенка.
Ничего не говорить
Иногда можно вообще ничего не говорить. Психолог Джим Тейлор объясняет, что дети знают, когда хорошо поработали, и в похвале нет необходимости.
На самом деле похвала становится только необходимо , когда мы переусердствуем и научим наших детей полагаться на похвалу от других. Это может показаться странным, но наших детей действительно не нужно постоянно хвалить. Иногда можно ничего не говорить или вместо этого просто похлопать ребенка по спине или улыбнуться.
Изменения в вашей похвале
Когда похвала дается правильно, она может повысить внутреннюю мотивацию, настойчивость, самооценку и самоориентацию. Эффективная похвала должна:
- 905:00 Будьте бережливы, конкретны и искренни.
- Хвалите процесс, а не человека.
- Предоставьте положительную информацию о компетентности вашего ребенка.
- Избегайте сильной зависимости от социальных сравнений.
- Высказывайте реалистичные ожидания.