Психотерапия при депрессии, апатии и тяжелых переживаниях в Нижнем Новгороде
Депрессия — постоянно сниженное настроение с негативной оценкой себя. Это реальная угроза психике человека, которая может начаться с разовых эпизодов и развиться в клиническую депрессию, где уже необходимо вмешательство психиатра. Часто при депрессиях снижается или пропадает желание что-то делать, появляется постоянная усталость, и все это существенно влияет на качество жизни.
Как обнаружить депрессию
Основные эмоциональные проявления депрессии:
- Тоска, уныние, угнетенность
- Апатия, бездействие, постоянная усталость
- Ощущение безысходности и бессмысленности происходящего
- Невозможность испытывать радость
- Чувство вины, которое разъедает изнутри
При депрессии снижается настроение, и видна ощутимая разница состояния человека в сравнении с его обычным, нормальным состоянием. Интересов становится меньше, удовольствия от любой деятельности получить все сложнее.
У человека с депрессией может быть глубокое чувство вины, с которым он не может справиться, и из-за этого возникают мысли вроде “лучше бы меня не было”.
Грусть и депрессия — не одно и тоже. Период грусти можно пережить, найти ресурс, чтобы себя поддержать и порадовать, и через какое-то время грусть отступит. При депрессии любые внешние попытки изменить состояние либо не действуют, либо помогают только на очень короткий срок.
Виды депрессии
Депрессия может быть разной по степени тяжести и продолжительности. Если человек ощущает даже некоторые из перечисленных выше проявлений в течении по крайней двух недель вне зависимости от внешней ситуации, то можно говорить о депрессивном эпизоде. Если такие эпизоды повторяются, то возможно депрессивное расстройство.
Для того, чтобы лучше понимать, как работать с депрессией, нужно определить ее тип. Это должен делать специалист, так как самолечение и самодиагностика могут навредить. Однако, вы можете ознакомиться с основными видами депрессии — быть в курсе важно:
Соматизированная депрессия (сома = тело): депрессия, вызванная какими-то другими заболеваниями, например, органическим поражением мозга или даже диабетом второго типа. В этом случае депрессия является побочной проблемой, и поэтому лечение нужно начать с проработки основной причины.
Экзогенная (психогенная) депрессия: является следствием каких-то сложных переживний и непереносимых внешних событий (утраты, эмоциональные травмы, кризисы). Разговорная психотерапия в этом случае часто является предпочтительной.
Эндогеннаяя депрессия: в этом случае нет очевидных внешних признаков, которые влияют на депрессию и отсутствуют органические и прочие проблемы с мозгом, гормонами и тп. То есть можно говорить о внутренних психических причинах такой депрессии, которые трудно поддаются обнаружению.
Как справиться со стыдом во время депрессии
По оценкам Всемирной организации здравоохранения около 350 миллионов человек страдают от депрессии. Цифры огромные, но по-прежнему многие не готовы этого признавать: из-за страха, стыда и чувства собственной неполноценности.
В результате эти люди не могут обратиться за помощью ни к близким, ни к специалистам, хотя большинство видов депрессии успешно поддается психотерапии и медикаментозному лечению. Если вы или ваши близкие ощущают что-то похожее, но не уверены в серьезности происходящего, то проверьте себя по списку:
- Вы чувствуете стыд за социальную изоляцию, которая вам на самом деле нужна, чтобы справиться со своими симптомами.
- Вы чувствуете стыд из-за того, что изо всех сил пытаетесь встать с постели и заняться бытовыми делами.
- Вы чувствуете стыд за то, что куда-то пропали положительные привычки, когда у вас началась депрессия.
- Вы чувствуете стыд за свое тело из-за сильного набора или потери веса. При этом, нарушения аппетита в период депрессии наблюдаются очень часто.
- Вы чувствуете стыд за нарушения гигиены: из-за того, что вы не принимаете душ или не меняете одежду в течение нескольких дней, поскольку вы не можете сосредоточиться ни на чем, кроме «выживания».
Если эти пункты про вас, то вы переживаете одновременно депрессию и стыд, и я рекомендую как можно скорее позаботиться о себе и обратиться к специалисту, потому что такие комплексные проблемы гораздо более сложные в лечении.
А если у вас нет этих переживаний, то вы теперь знаете, почему не стоит критиковать человека, страдающего депрессией — он уже достаточно стыдится своей борьбы.
Как помочь с депрессией
Депрессия со стороны иногда кажется чем-то неестественным и это пугает. Тогда вместо того, чтобы признать свой страх и беспокойство, а вместе с этим оказать реальную поддержку, окружающие обесценивают чувства страдающего, предлагая, например, “не грустить” или больше работать.
Лучшее, что можно сделать для человека с депрессией — предложить посильную бытовую помощь, быть рядом в стабильном состоянии и эмоционально поддерживать, если есть на это силы. Если сил нет — не мотивируйте, не критикуйте и не обвиняйте, а просто скажите про свою любовь, — в состояниях депрессии люди не могут дать её себе сами.
Существенно помочь человеку с депрессией может психотерапия и психоанализ в частности. Согласно современным исследованиям, даже при тяжелой форме депрессии стоит назначать не только таблетки, но сочетать психофармакологию и разговорную психотерапиию.
Быть бережнее к себе, замечать усилия и находить силы – Новости – Вышка для своих – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
10 октября отмечается Всемирный день психического здоровья. В преддверии этого дня мы собрали вопросы вышкинцев к психологам Центра психологического консультирования. Публикуем первую часть ответов.
Об уверенности в себе и признании достижений
— Как стать увереннее в себе?
Что такое уверенность? Очень часто она представляется качеством, которое должно помогать в определенных ситуациях — общения, оценки, отстаивания, предъявления себя.
Уверенный человек знает, какими качествами и способностями он обладает, свои сильные и слабые стороны, какие чувства он испытывает и какую информацию они ему несут.
Если человек знает все это про себя, ему не важно, что другие скажут про него.
Критику нужно направить на установки, мысли, поведение, которые раз за разом не приводят к ощущению себя как справляющегося, уверенного, нравящегося себе человека.
Есть такая странная идея в наших головах, что если мы будем себя ругать, будем собой недовольны, то это поможет нам что-то сделать, добиться, стать лучше.
Внутри нас все перепутано — там, где мы должны поддерживать себя, мы ругаем, там, где нам нужна помощь — остаемся в одиночестве, там, где нужно согласиться с реальностью — всеми силами сопротивляемся и ориентируемся на фантазии. Вместо того, чтобы разбираться в причинах и условиях, мы смотрим на других и мечтаем оказаться в другом месте, стать другим человеком.
У нас есть мы сами, в тех условиях, в которых мы находимся, и делать что-то надо именно с этим. Если я чувствую, что мнение других слишком важно для меня, а свое ничего не значит, надо искать способ вернуть себе свою значимость. Если боитесь ошибиться — не пытаться стать идеальным, потому как это нереально и ошибаются все.
Мы держим в голове нереальный образ с невыполнимыми условиями: никогда не ошибаться, не бояться, не переживать, все успевать и делать вовремя, со всем справляться, делать это самому, не просить помощи, все знать, всегда находить ответы на любые вопросы, всегда понимать все вокруг, всем нравиться, быть всегда хорошим, не злиться, не разочаровывать других, всегда только радоваться.
Вместо того, чтобы пытаться стать этим нереальным человеком, нужно найти способы помогать себе, когда вы не справляетесь, когда вам плохо, когда вы кому-то не понравились, ошиблись.
В этом месте попробуйте делать абсолютно противоположные вещи — вместо выливания на себя негатива, поддержите себя, вместо слов «ты не справишься», скажите себе, что «будет трудно, но мы найдем способ», не оскорбляйте себя, а попросите поддержки и помощи.
— Где искать свои достижения, ценность, значимость?
Думаю, многие знакомы с ситуацией, когда у вас что-то получается и создается ощущение, что к этому привело удачное стечение обстоятельств или помощь другого человека. Или же это получилось легко, без особых усилий. В такие моменты это ощущается чем-то обычным и не выдающимся. Именно так мы проходим мимо своих способностей и достижений. Это момент утери своих положительных качеств, которые мы потом ищем в чем-то другом и очень часто не находим.
Вместо этого спросите себя: за счет чего мне это удалось? Какие мои качества привели к этому результату?
Увидеть свой вклад и свои способности в этих событиях — значит взять на себя ответственность, признать, что именно вы влияете на события в своей жизни. Чтобы признать свои достижения, увидеть свои способности и обрести свои положительные качества нужно стать ответственным перед самим собой.
Как сохранить силы в сложные времена
Нам пришло много вопросов о том, как в трудные времена сохранять силы, справляться с эмоциональным выгоранием и не терять чувства осмысленности собственной жизни. Когда мы переживаем трудное время, множество наших сил и ресурсов уходит на адаптацию к текущей ситуации, и в какой-то момент мы можем начать испытывать не только утомление, но и апатию, безразличие, потерю интереса к тому, что мы делаем, а впоследствии и потерю ясного понимания того, зачем мы это делаем.
Я бы предлагала смотреть на эти состояния как на последовательные. Если я вовлечен в какой-то процесс и не даю себе достаточно отдыха, я устаю. Если в состоянии усталости я не даю себе возможности восстановиться, продолжаю себя заставлять, не обращая внимания на потребность в отдыхе, я начинаю испытывать безразличие, из жизни уходят краски, в других сферах жизни я уже не могу почувствовать радость и удовлетворение. Когда из моей жизни уходят чувства и переживания, я не могу ощутить ценность своей жизни, не могу почувствовать осмысленность. Переживание потери смысла может приводить к суицидальным идеям, поскольку жизнь ощущается неполноценной и не стоящей того, чтобы ее проживать.
— Как преодолеть апатию и вернуть стимул к жизни?
— Что делать если выгорел? Не чувствую никакой мотивации заниматься новыми проектами и учиться вообще
— Нормально ли, что у меня постоянно нет сил делать даже самые простые дела, когда мне нужно делать их самостоятельно? Это продолжается уже несколько месяцев. На звонках или встречах активность как будто становится выше нормы и мне всё легко
— Иногда накатывает такое чувство, что ничего не получается, раз за разом чувствуется, что задания становятся сложнее, требования — выше, а твои способности и знания будто стагнируют. Из-за этого ощущаешь собственное бессилие и отсутствие всякого желания браться за учебу, дела. Как преодолеть такое чувство пустоты и бессилия, перестать прокрастинировать?
Отвечая на подобные вопросы, в первую очередь важно понимать, на что силы были потрачены, в связи с чем возникло «выгорание». Исходя из этого, возможно, будет легче понять, каким образом я могу силы восполнить, и что мне для этого требуется. Важно не торопить себя, поскольку зачастую здесь мы можем столкнуться с ожиданием быстрого восстановления, но на это требуется время, ведь и бессилие наступило не в один момент, к этому состоянию нас что-то привело. Вместе с восстановлением вернутся и желания, и мотивация, и вкус к жизни. Самое сложное, но и самое важное, определить, что именно вам поможет восстановиться. Здесь может помочь консультация психолога.
— Есть ли смысл преследовать свою цель, если тернии слишком колючие?
— Что делать, если чувствуешь безысходность?
— Если нет смысла жизни и нет возможности найти его, стоит ли продолжать существование?
— Как жить с суицидальными мыслями?
Чтобы самостоятельно поддержать себя в подобном состоянии, важно вспомнить, что вы так чувствовали себя не всегда, а чувство бессмысленности не будет сопровождать вас вечно. Также важно не требовать от себя почувствовать осмысленность как можно скорее, а обратить внимание на то, что я реально могу сделать, чтобы почувствовать себя немного лучше. Наличие суицидальных мыслей, тяжелого переживания утраты смысла жизни и переживания безысходности всегда являются поводом для обращения за помощью. В таких состояниях человек становится особенно уязвим и нуждается в поддержке. Не стесняйтесь обратиться к психологу, если испытываете нечто подобное, с поддержкой другого человека выбраться из кризиса всегда легче.
Напоминаем, что студенты могут записаться на бесплатные индивидуальные консультации к психологам ЦПК, а сотрудники Вышки — получить психологическую помощь на льготных условиях в Центре системной семейной терапии и других партнерских организациях ЦПК.
9 октября, 2020 г.
Психологическая помощь
«Вышка» в Telegram
Чувство бессмысленности? 6 способов получить доступ к смыслу, когда мир кажется мрачным — Мэдисон Морриган
Эту запись в журнале также можно прослушать в прямом эфире в подкасте Everything Belongs . Иди сюда, чтобы послушать.
Сегодня утром я был в спортзале, и меня охватило чувство бессмысленности. Для меня не редкость качаться в моем цикле от максимума овуляции: чистое вдохновение для жизни, моей работы, хорошего самочувствия и жизни моего освобождения… и когда я лютеиновый, медленный возврат к чувству апатии и экзистенциальности. тревога
«В чем смысл?»— спрашивал я себя, поднимая свой самый тяжелый вес. Толкать свое тело было приятно. Твердо стоя на земле, толкая энергию вниз, я снова соприкоснулся с тем, что я на самом деле чувствовал.
Да, я могу это сделать. Я могу появиться. И все же в последние несколько недель я столкнулся с тем, насколько бессмысленной иногда может казаться даже моя самая священная работа.
Мой тренер подошла ко мне и проверила. Она присела на корточки рядом со мной и сказала: «Эй, Мэдс, ты в порядке? В последнее время ты не выглядишь собой.
По правде говоря, в последнее время я не в себе.
Я сказал ей правду. Мне страшно. Я зол. Мне грустно.
Как, несмотря на то, что я хожу в спортзал, потому что мне нужно и хочется, я выполняю движения. Я рассказал ей о своем горе, как я боюсь за своих транс-друзей, как я боюсь за себя и своих сестер. Как это может активировать жизнь в таком консервативном районе, с семьей, которая не верит, что я заслуживаю прав — иногда кажется, что мне некуда девать свою священную ярость, которая вообще имеет значение.
Я сдерживал слезы.
Апатия тоже ощущение, знаете ли. Такие ощущения, как ярость и горе, иногда настолько велики и обширны, что нас защищает апатия.
Вместо взрыва я взрываюсь.
Хотя я на 99% уверен, что мы с тренером не согласны во всем в политическом или религиозном смысле, ее искренняя забота обо мне как о человеке тронула меня. Это дало мне надежду. Это дало мне ощущение безопасности в космосе, что помогло мне преодолеть мою апатию. С каждым приседанием я мобилизовала ярость преднамеренным движением.
Я изо всех сил старался все это прочувствовать. Чтобы довести себя до безопасного предела. Чувствовать, как мое тело дрожит от сопротивления.
В течение 10 минут я перешел от «тренироваться в такое время бессмысленно» к «тренироваться — это именно то, что мне нужно в такое время».
Я перешел от осуждающего, критического, апатичного и отстраненного к открытому, чувствующему, целеустремленному и связанному.
Не знаю, как вам, но в последние несколько лет мне было все труднее найти ту же мотивацию для моего творчества, моей работы в мире, моего движения и осознанности в моих религиозных практиках.Бессмысленность может распространиться и заставить все, что когда-то процветало, атрофироваться, как сцена из «Очень странных дел».
Это напоминает мне Екклесиаста – наверное, мою любимую книгу в Ветхом Завете.
Для тех из вас, кто не знает библейского контекста, Соломон — это царь, который все это видел, видел и видел. Богатство. Власть. Свобода. Мудрость. Играть. — все, что он заключает, бессмысленно. Это книга из 12 глав, посвященная его борьбе с бессмысленной реальностью —
Если это звучит мрачно, продолжайте в том же духе. В конце концов, это моя любимая книга в священном тексте.
Соломон оскулирует от красоты бессмысленности и ощущения цели, которую она предлагает, обратно к безнадежности и, с моей точки зрения, к апатическому гневу и обратно.
Не так, как мне кажется.
В первой главе он говорит о мудрости и упорном труде.
Он говорит:
«Бессмысленно! Бессмысленно!» говорит Учитель. «Совершенно бессмысленно! Все бессмысленно».
Что приобретают люди от всех своих трудов, которыми они трудятся под солнцем? Поколения приходят и уходят, а земля остается навсегда.
Что было, то будет снова, что было сделано, то будет сделано снова, нет ничего нового под солнцем. Есть ли что-нибудь, о чем можно сказать: «Смотрите! Это что-то новое»? Это было уже здесь, давно; это было здесь до нас…
Никто не помнит прежних поколений, и даже грядущие не будут помнить те, кто последует за ними….
… Я сказал себе: «Смотри, я стал более мудрым, чем кто-либо, кто правил Иерусалимом до меня; Я испытал много мудрости и знаний». Тогда я приложился к познанию мудрости, а также безумия и безумия, но узнал, что и это есть погоня за ветром…
…Ибо с большой мудростью приходит большая печаль, больше горя.
В главе 2 он продолжает описывать, как все богатства, удовольствия и добро, которые может предложить мир, все в конечном итоге также почему-то кажется бессмысленным, как погоня за ветром. Он говорит о слезах угнетенных и силе угнетателя. Несправедливость мира. Когнитивный диссонанс в растущей мудрости.
Соломон борется с несправедливостью и привилегиями, молодостью и старением, тяжелым трудом и трахом… как и многие из нас сегодня—
В главе 5 он заключает, что, учитывая бессмысленность всего этого, это хорошо и подходит для человек есть, пить и находить удовлетворение в своем тяжелом труде под солнцем в те немногие дни жизни, которые дал им Бог.
Это похоже на поклон темноте и несправедливости жизни. Он оценивает все, что видел в жизни, и примиряет со всем унизительным фактом: злых и святых, мудрых и глупых, богатых и бедных, юных и старых… всех людей. Вся плоть. Все заканчивается смертью.
Так что ешь, пей и радуйся.
Отрезвление, возможно, да. Возможно, поэтому я люблю его.
Жутко обнадеживающий и гуманный? Я так думаю. В конце книги он говорит: знание, ни мудрость.
Из этого священного текста я понял, что…
Предположим, что на секунду это бессмысленно. Все это. Мы находимся на плавающей скале в постоянно расширяющейся вселенной, и в среднем у нас здесь 75-80 лет. Большинство из нас не знают имен наших прапрадедов и праправнуков.
Это отрезвляющий факт.
Это отрезвляющее чувство, которое для меня касается бессмысленности, есть вкус смирения. Вкус моей малости, который, когда я подавлен, подавлен политическими потрясениями или просто лютеилен, может заставить меня воздеть руки к небу и сказать: «Какой в этом смысл!?»
Итак, давайте поиграем с этим. Возможно, это бессмысленно.
И, возможно, если это бессмысленно,
мы получим, чтобы создать смысл.Не знаю, как вы, а я нахожу космическое облегчение в этой перспективе.
Как выдох.
Как будто жизнь — это большая старая шутка.
Я буду маленьким. Я смеюсь над своими ошибками, потому что они бессмысленны. Я перестаю пытаться все это контролировать. Я перестаю относиться к себе так серьезно. Я могу простить, отпустить и перестать желать, чтобы люди были другими. Я могу выпустить свои мнения, прогнозы и фантазии о том, что будет лучше, когда я добьюсь своего. (Кстати, я думаю, что некоторые вещи станут лучше, когда я добьюсь своего… но ради сдачи, просто поиграй со мной здесь).
Для машин, создающих смысл, вопрос не в том, создаем ли мы смысл, а в том, что мы БУДЕМ создавать смысл.
Мы всегда создаем смысл.
Итак, когда бессмысленность приходит снова, как это будет, и я начинаю слишком много думать о состоянии мира, как я это делаю, и когда срочность приходит через мое тело, желая решить все это СЕЙЧАС, потому что черт возьми, я хочу решить и исправить, как будто от этого зависит моя жизнь… что неизбежно оставит меня истощенным и сухим… и когда я задаюсь вопросом, есть ли смысл в работе, которую я делаю, (есть, но я забываю) и начинаю задаваться вопросом, имеет ли это значение все это многое из того, что я делаю, говорю и пишу…
Я позволяю всему этому быть просто погоней за ветром.
Я позволю этому смирить меня.
Сделай меня маленьким.
Верни меня на место.
До нужного размера.
Я помню свое истинное место среди всего сущего.
Я получаю то, что хочу.
Вот где настоящая магия. Потому что, когда мы проходим через свою бессмысленность, прикасаемся к своей апатии, чувствуем свою ярость, чувствуем горе, мы как-то открываемся. Эго растворяется даже на секунду, и мы чувствуем свое место среди всего сущего.
В нашем правильном месте, в нашем правильном размере, в этих прекрасных маленьких жизнях, которые мы живем, рожденные в это конкретное время в истории…
Я не могу не поверить, что это имеет смысл.
Даже если это смысл моего собственного творения. Даже если это означает, что я придумываю.
Так что я буду продолжать ходить на писательскую практику, потому что это что-то значит для меня.
И я буду продолжать делиться своей работой, потому что это сообщество что-то значит для меня.
И я буду продолжать записываться на свои программы, даже когда мир будет гореть, потому что этот мир и каждый человек в нем что-то для меня значит.
И я пойду в чертов спортзал и буду кормить свое тело, потому что я что-то для себя значу.
И я буду относиться к своей семье, которая считает, что я заслуживаю меньше прав, потому что мои права (и их права) что-то значат для меня.
И я буду участвовать в организации сообщества, даже когда мне хочется закатывать глаза и даже когда я хочу плакать, потому что эти движения что-то для меня значат.
И я украшу свой дом лучшим постельным бельем, какое только могу себе позволить, зажгу свечи, выпью чай и возжгу благовония, потому что красота для меня что-то значит.
И я буду заниматься любовью медленно и сладко, потому что наше удовольствие что-то значит для меня.
И я продолжу, потому что, как ни бессмысленно все это, все это действительно что-то значит для меня.
Все это действительно так много значит для меня.Итак, если вы в последнее время спрашиваете себя, как я появляюсь в такие времена?
Вот бальзам, которым я хочу поделиться:
1- Почувствуйте силу своей апатии. Насколько он заряжен по шкале от 1 до 10?
2- Запишите ощущения апатии: это головокружительное и подавляющее? Это покалывающее онемение? Это вибрирует в вашей груди и поражено горем? Это кипит, как ярость?
3- Установите таймер на 10 минут и запишите все это. Напишите, почему вы равнодушны. Или злится. Или грустный. Кричать в газету. Проливать слезы. Напишите, почему это не имеет значения. Выпишите все это.
4- Прочтите его обратно.
5- Теперь, когда ты знаешь, что все это бессмысленно, напиши, почему это чертовски много значит для тебя.
Теперь это ваш ориентир.
6- Напишите свои смысловые утверждения. Я буду ____________ потому что это что-то значит для меня.
Овер.
И.
Больше.
Потому что вы делаете смысл.
И это действительно что-то значит.
Точно так же, как я перешел от «тренироваться в такое время бессмысленно» к «тренироваться — это именно то, что мне нужно в такое время».
Так что вы тоже можете перевернуть скрипт.
«В такое время делиться своей работой бессмысленно» до «делиться своей работой — это именно то, что мне нужно в такое время».
«Ходить на терапию в такое время бессмысленно» на «Терапия — это именно то, что мне нужно в такое время».
«Повышение уровня моего дохода в такие времена бессмысленно» на «Повышение уровня моего дохода — это именно то, что мне нужно в такие времена».
«Выходить на прогулку один раз в день в такое время бессмысленно» на «Выходить на прогулку один раз в день — это именно то, что мне нужно в такое время».
Вы создаете смысл. Ты выражен Богом. И я знаю, что если ты здесь, то это потому, что тебе чертовски не все равно. Поэтому, когда вы соприкасаетесь с этой бессмысленностью, что вы и сделаете, потому что вы человек, позвольте себе пройти весь путь, пока не увидите космическую шутку всего этого:
Вы создаете смысл.
Через вас создается смысл.
xo, Мэдисон
Почему мне все равно? Шаги к преодолению духовной апатии
Одна из самых разочаровывающих сторон моей жизни заключается в том, что я не так увлечен Богом, как должен был бы. Думаю, многие христиане чувствуют то же самое. Однако есть некоторые, у кого это чувство глубоко и надолго.
Некоторые из нас могут оказаться в середине длительного периода безразличия к вещам Бога. Мы знаем, что чтение Библии, молитва, участие в церкви, миссии, евангелизация и многие другие средства благодати должны захватывать наши сердца, но мы просто не можем радоваться этому. Мы духовно апатичны. И хотя мы можем осознавать свою апатию, мы часто чувствуем себя беспомощными, чтобы вырваться из нее. Одно дело диагностировать болезнь, а совсем другое — вылечить ее.
«Рвение — противоположность апатии — можно развивать».
Писание ясно говорит о том, что мы должны сыграть свою роль в преодолении апатии. Например, Павел увещевает: «В усердии не ослабевайте, духом пламенейте, Господу служите» (Римлянам 12:11). Здесь предполагается, что рвение — противоположность апатии — можно взращивать. Так как же нам найти исцеление от калечащего равнодушия?
Три вопроса для апатичных
Путь к исцелению начинается с осознания причин нашего равнодушия. Хотя может быть много причин (и много вариантов причин), я хочу задать три вопроса, которые могут помочь диагностировать возможные проблемы, лежащие в основе нашей апатии.
1. Живу ли я в неисповеданном грехе?
Одной из возможных причин духовного безразличия является решение ходить в греховном непослушании Богу в какой-то сфере жизни. Если мы не раскаиваемся или не раскаиваемся в своем грехе, мы, вероятно, обнаружим, что чувствуем себя холодными, отчужденными и незаинтересованными. Таким образом, наш опыт апатии может быть Богом, позволившим нашему общению с Ним остыть, чтобы вывести нас из нашего греховного оцепенения и привлечь нас к Нему в покаянии. Дэвид пишет,
Когда я молчал, иссохли кости мои
от стенаний моих целый день.
День и ночь Твоя рука тяготила меня;
иссякла сила моя, как от летнего зноя (Псалом 32:3–4)
Дэвид интерпретирует эмоциональное, физическое и духовное истощение, которое он испытывает в результате своего молчания о своем грехе. Точно так же источник нашей апатии может быть не таким загадочным, как мы могли бы подумать. Тем, кто холоден к Богу, Он позволяет стать еще холоднее.
”»> «Если мы сеем для удовлетворения наших греховных желаний, мы не должны удивляться, обнаружив, что чувствуем себя далекими от Бога».Павел вторит этой библейской связи между грехом и мертвостью, когда он предостерегает: «Бог поругаем не бывает, ибо что посеешь, то и пожнешь. Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Галатам 6:7–8). Если мы сеем для удовлетворения наших греховных желаний, мы не должны удивляться, обнаружив, что чувствуем себя далекими от Бога и с меньшим энтузиазмом относимся к тому, что важно для Него. Это не означает, что грех всегда или даже часто наказывается апатией. Тем не менее, мы хорошо поступаем, оставаясь открытыми для возможность что умышленный и неисповеданный грех может притупить нашу страсть.
2. Пренебрегал ли я Божьими средствами благодати?
Я боюсь, что иногда мы слишком усложняем духовный рост. Кажется, мы регулярно пытаемся найти секретный ключ, открывающий близость к Богу и силу в нашей духовной жизни. Однако в поисках этого ключа мы часто пренебрегаем основами. Каковы основы? Вот один из них: «Читайте Библию, молитесь каждый день, и вы будете расти, расти, расти». Другими словами, слушайте Божьи обетования и заповеди, а затем откликайтесь на них — это сделает вас более похожими на Него. Даллас Уиллард прав, когда пишет: 9 лет.0011
Мы можем уподобиться Христу, делая одно — следуя за Ним в общем образе жизни, который Он выбрал для себя. Если мы верим во Христа, мы должны верить, что Он знал, как жить. Мы можем через веру и благодать уподобиться Христу, практикуя те виды деятельности, которыми занимался Он, устраивая всю свою жизнь вокруг той деятельности, которую Он сам практиковал, чтобы постоянно оставаться дома в общении со своим Отцом. ( Дух дисциплин , ix)
Что сделал Иисус? Он молился, изучал и размышлял над Божьим словом и регулярно служил другим (среди прочего). Таковы основные духовные дисциплины христианской жизни. Они являются одним из способов, которыми Бог изливает на нас Свою преображающую жизнь благодать. Если мы пренебрегаем ими, то стоит ли удивляться, что мы становимся тупыми для Бога? Помните, что те, кто размышляют над Божьим словом день и ночь, то есть те, кто делает это дисциплинированной практикой, подобны живым деревьям, посаженным у потоков воды (Псалом 1:2–3). Чем меньше времени мы проводим с любимым другом, тем меньше вероятность того, что он будет в наших мыслях и сердцах.
3. Что занимает мой разум ежедневно?
Если Бог не заполняет наши мысли и не занимает наше внимание ежедневно, тогда что? Реальность такова, что мы всегда формируемся. Нас формирует все, что удерживает наш взгляд, осознаем мы это или нет. Проблема для нас в том, что нас регулярно манят зафиксировать взгляд на объектах, которые на самом деле не имеют большого значения. Мы живем в культуре, где второстепенное и нерелевантное представляется значимым и достойным нашего внимания. Это проблема для тех, кто хочет сохранить духовное рвение.
В предисловии к своей книге Развлекаемся до смерти культурный критик Нил Постман противопоставляет антиутопические видения Джорджа Оруэлла ( 1984 ) и Олдоса Хаксли ( О дивный новый мир ) — и через них рисует проницательную картину опасности, с которыми мы сталкиваемся сегодня.
Чего Оруэлл боялся, так это тех, кто запретит книги. Чего Хаксли боялся, так это того, что не было причин запрещать книгу, потому что не было никого, кто хотел бы ее читать. Оруэлл боялся тех, кто лишит нас информации. Хаксли боялся тех, кто даст нам так много, что мы дойдем до пассивности и эгоизма. Оруэлл боялся, что от нас скроют правду. Хаксли боялся, что правда утонет в море неуместности. Оруэлл боялся, что мы станем порабощенной культурой. Хаксли боялся, что мы станем тривиальной культурой. (хикс)
Наш мир оруэлловский и Хакслианский, но забота Хаксли здесь уместна. Мы стали тривиальной культурой, и, к сожалению, тривиальность притупляет нас к осмысленному. В мире, где все кажется важным, о чем мы должны заботиться на самом деле?
Павел увещевает Колоссянам: «О горнем помышляйте, а не о земном» (Колоссянам 3:2). Поступая так, он призывает их постоянно носить с собой различие между тривиальным и значимым и обращать внимание на последнее. Проблема с тем, чтобы сделать все важным, состоит в том, что все может стать одинаково важно . Становится все труднее почувствовать величие чего-то, что действительно имеет большое значение. Как пишет Постман: «У публики есть . . . развлекались до равнодушия» (110–111). В то время, когда все публикуется, лайкается, комментируется и ретвитится, мы медленно приучаемся относиться к достойным вещам недостойно или, что еще хуже, перестать заботиться о чем-либо. Это описывает вас?
Опять же, я мог бы выделить другие факторы, которые способствуют апатии (например, усталость, горе, сомнения и т. д.), но я выделил эти три, поскольку они являются одними из наиболее распространенных в моем опыте. Также может быть так, что апатия является простым симптомом более серьезной проблемы. Тем не менее рассматривайте эти вопросы как отправную точку для дальнейших размышлений.
Преодоление апатии
Как я уже говорил, у нас есть своя роль. Что это такое? Как мы можем «поднять опустившиеся руки» (Евреям 12:14) и предпринять шаги, чтобы преодолеть равнодушие?
Если дело в неисповеданном грехе , признай грех перед своим Господом и перед кем-то еще. Признаваться. Покайся. Примите Божье прощение за вас во Христе (1 Иоанна 1:9).
Если проблема в недостатке духовных дисциплин , начните с малого, но начните с чего-то. Если чтение Библии устарело, переключите передачу и попробуйте послушать аудиоверсию. Если молитвы стали повторяться или вы не знаете, что сказать, помолитесь псалмами или возьмите сборник гимнов и помолитесь этими песнями так, как если бы они были желанием вашего сердца. Встряхните вещи. Но начните где-нибудь, где угодно. Это всего лишь небольшие способы подвизаться добрым подвигом веры (1 Тимофею 6:12).
Если проблема отвлекает вас от слишком большого количества банальностей , подумайте о посте в Твиттере, других социальных сетях или даже на своем телефоне (на короткий период). Стремитесь развивать чувство смысла, читая только объемные материалы, то есть отредактированные статьи или книги, которые требуют от вас замедления, размышления и вдумчивого ответа. Мы находимся в кризисе бессмысленности, и мы усугубляем его, будучи менее рефлексивными и более реактивными.