Как противостоять манипулятору женщине на работе – Топ-8 правил при общении с манипуляторами

Содержание

Топ-8 правил при общении с манипуляторами

Каждому из нас приходилось испытывать на себе психологическое давление со стороны знакомых, родственников, коллег и просто друзей. Такие «атаки» всегда оставляют после себя отвратительное ощущение и заставляют нас делать то, что делать абсолютно не хочется. Они могут втягивать нас в сомнительные истории, и даже если мы чувствуем, что нужно сказать решительное «нет» и остановить манипулятора, не дав подавить нашу волю, мы часто просто сдаемся под напором вызванных в нас эмоций. Маскирующийся за благими побуждениями манипулятор, как правило, давит на наше чувство вины или жалость, обманывает нас, угрожает, соблазняет, льстит, шантажирует и всеми силами пытается добиться от нас уступки.

Как же можно противостоять такому неприятному натиску и как распознать порой очень талантливо маскирующегося манипулятора? В этой статье мы ознакомим вас с топ-8 правилами общения с манипуляторами, позволяющими противостоять и сводить на нет такой эмоциональный террор. Эти контрманипуляции позволят вам поступать по велению своей воли и чувств и давать отпор самым искусным «психологическим террористом».

Правило №1. Всегда помните о своих незыблемых правах

Не следует позволять манипулятору нарушать границы вашего личного пространства, не считаться с вашими правами и жизненными принципами.

Границы личного пространства каждого из нас неотъемлемы, и мы имеем право пресечь попытки манипулятора грубо нарушить их. Помните о том, что вы имеете право:

  • на взаимное уважение;
  • получать то, за что вы заплатили;
  • самостоятельно определять свои приоритеты;
  • выражать свои взгляды несмотря на то, что они не сходятся с чьими-то ожиданиями или взглядами;
  • сказать «нет», не ощущая чувства вины;
  • выражать свои мнения, чувства или желания;
  • строить свою жизнь в соответствии с собственным пониманием счастья;
  • защищаться от эмоциональных, физических или моральных угроз либо шантажа.

Все эти границы или часть из них всегда грубо нарушаются эмоциональными манипуляторами – они не признают их и делают вид, что их поведение нормально. Помните о том, что спасти такую ситуацию можем только мы сами.

Правило №2. Всегда держите дистанцию

Не забывайте о том, что манипулятор умеет ловко менять маски. С одним человеком он очень груб, с другим – гипервежлив и предупредителен, сегодня он совершенно беспомощен, а завтра крайне агрессивен и не сдержан. Заметив такого человека в своем окружении, старайтесь не вступать с ним в контакт без крайней необходимости. Постарайтесь держаться от него на безопасном расстоянии и не давайте ему пересекать установленные вами границы.

Как правило, такую манеру поведения манипулятор практикует с детства. Помните о том, что спасать его, перевоспитывать или исправлять – это не ваша задача. Предпринимая такие попытки, вы рискуете личным пространством и попусту тратите время.

Правило №3. Не обвиняйте себя в том, что вы не соответствуете требованиям манипулятора

Любой манипулятор всегда играет на слабостях других. Достигая желаемого, он получает выгоду или попросту тешит себя мыслью о достигнутой победе. Используя свои хитрости и приманки, он заставляет вас чувствовать себя неполноценным или даже виноватым. Зафиксируйте такие поступки манипулятора и, отследив их, вспомните о том, что вы не обязаны соответствовать чьим-то требованиям. Помните о том, что проблема кроется не в вас, а вами манипулируют для того, чтобы вы чувствовали себя недостаточно хорошим. Достигнув желаемого, манипулятор обязательно воспользуется случаем и подчинит вас своей воле, заставив вас отказаться от своих прав.

Для того чтобы основательно обдумать свои взаимоотношения с манипулятором, ответьте себе на следующие вопросы:

  1. Проявляет ли он к вам уважение?
  2. Обоснованы ли его требования, просьбы или ожидания?
  3. Не мешают ли вам ваши взаимоотношения хорошо относиться к себе?
  4. Сбалансированы ли ваши взаимоотношения или только вы вкладываете в них свое время и силы, а второй всегда получает с этого выгоды?

Ответы на эти простые вопросы позволят вам реально осознать суть проблемы и дать ответ вопрос – проблема кроется в вас или в другом человеке.

Правило №4. Задайте манипулятору несколько отвлекающих и проверочных вопросов о нем же

Основная цель любого манипулятора заставить вас забыть о своих нуждах и переключаться на выполнение его требований или многочисленных просьб. Столкнувшись с такой очередной и необоснованной атакой, переместите внимание манипулятора с себя на его персону. Для этого вы можете адресовать ему несколько вопросов, ответы на которые позволят вам узнать о том, обладает ли он даже минимальной самокритичностью. Задавая такие вопросы, вы как бы поставите зеркало между собой и ним, и он сможет увидеть истинный смысл своей просьбы или требования.

Манипулятора заставят отступить такие вопросы:

  1. Ты меня спрашиваешь об этом или же утверждаешь?
  2. Ты считаешь эту просьбу/требование разумной?
  3. Может ли у меня быть свое мнение относительно этого вопроса?
  4. Ты считаешь это справедливым по отношению ко мне?
  5. Что я получу взамен?
  6. Ты действительно полагаешь, что я выполню твое требование или просьбу? (Переформулируйте атаку манипулятора в его же адрес.)

Однако существуют такие совершенно непробиваемые ничем манипуляторы, которые даже не станут задумываться над сложившейся ситуацией и будут упорно настаивать на своем, находя бесконечные доводы. В таких случаях вам пригодятся нижеописанные советы.

 Правило №5. Научитесь говорить «нет»

Не следует бояться говорить манипулятору «Нет!» или испытывать из-за этого чувство вины.

Помните всегда о том, что вы имеете право устанавливать для себя приоритеты и планировать свое личное время. Вы имеет право говорить «нет» и не испытывать при этом чувства вины за отказ. Четко сформулированный отказ позволит вам настоять на своем и сохранит ваши границы комфорта незыблемыми.

Обычно люди боятся сказать «нет» по следующим причинам:

  • боятся обидеть или рассердить, отказываясь выполнить просьбу;
  • боятся утратить хорошее или благосклонное отношение;
  • считают, что отказывать – это грубо и невежливо.

В случае с манипулятором такие опасения, мягко говоря, неуместны, т. к. он всегда преследует свою единственную цель — «поездить на ком-то верхом». Именно поэтому все наши переживания по случаю отказа в общении с такими агрессорами безосновательны. Только при помощи несогласия вы сможете «отвоевать» свое личное пространство и права.

Воспользуйтесь для отказа такими советами:

  1. Покажите свое раздражение или недовольство требованием или просьбой. Показывая свои чувства, вы дадите понять собеседнику, что его вторжение на вашу территорию вам неприятно. Используйте для выражения своих эмоций фразы «меня это немного злит», «мне это неинтересно», «я могу это сделать только при крайней необходимости» и т. п.
  2. Скажите «нет» и дайте четкое и краткое обоснование вашему отказу.
  3. Предложите вариант решения проблемы.
  4. Сделайте паузу для того, чтобы ваш собеседник смог высказаться. Выслушайте его спокойно.
  5. Повторите свой отказ – скажите слово «нет», а затем произнесите, что именно вы отказываетесь делать, кратко объяснив, почему вы не станете этого делать.

Следуя этим простым правилам, будьте настойчивы и последовательны. Ваш тон не должен внушать манипулятору даже малейшее сомнение – таким образом вы не дадите ему втянуть себя в дискуссию.

Возьмите себе за правило делать только что, что вы считаете необходимым для вас (т. е. то, что вы хотите сделать, обязаны или что приносит вам пользу).


Правило №6. Не спешите при общении с манипулятором

Один из излюбленных методов манипуляторов – это застать свою жертву врасплох. Они пытаются добиваться немедленного действия или ответа, т. к. при нехватке времени им легче достигать желаемого результата и управлять вами.

Именно поэтому при общении с такими людьми вам необходимо использовать временной фактор в свою пользу – так вы сможете дистанцировать психологического агрессора, и ему будет сложнее добиться желаемого. Попробуйте сказать ему одну простую, но очень эффективную в таких ситуациях фразу: «Я подумаю об этом после». Взяв такую паузу, вы сможете реально оценить обстановку, взвесите все «за» и «против» и продумаете тактику отказа.

Правило№7. Предупредите манипулятора о последствиях его вторжения

В ответ на вероломное или хамское вторжение агрессора в ваше личное пространство либо на нежелание услышать от вас «нет» расскажите оппоненту о возможных последствиях его действий. Будьте в своих высказываниях тверды и уверенны, убедительно формулируйте возможные последствия сложившейся ситуации. Такой отпор очень действенен в общении с манипуляторами и способен не только вывести их из игры, но и заставить относиться к вам более уважительно.


Правило №8. Давайте обидчику отпор

Некоторые из манипуляторов могут доходить до прямых оскорблений, шантажа или запугивания. Как правило, они фокусируются таким образом на более слабых личностях, которые пассивны или уступчивы.

При всем своем грозном виде в душе все агрессоры трусливы. По данным многих исследований такие обидчики сами были жертвами насилия, и их наступательное поведение является лишь маской.

Именно поэтому если вы проявите хладнокровие, твердость, спокойствие и уверенность в себе, то манипулятор, скорее всего, отступит. Это правило работает в любых сферах.

Помните о том, что манипулятор быстро отдалится от вас, если вы покажите ему, что вы невосприимчивы к его нападкам и влиянию. Благодаря простым, но действенным методикам контрманипуляции вы сможете заставить его пройти мимо вас. Благоприятный результат их применения на практике даст вам возможность заставить агрессора почувствовать, что запущенный им бумеранг обязательно вернется к нему же. В результате он будет тайком опасаться вас, уважать ваше личное пространство и по возможности стараться избегать общения с вами.

Медицинский психолог Вероника Степанова рассказывает о том, как общаться с манипуляторами:

Телеканал «Надежда», программа «Непростое состояние», тема выпуска «Как избавиться от манипулятора»:

Загрузка…

Посмотрите популярные статьи

myfamilydoctor.ru

Манипуляторы на работе: 10 правил взаимодействия

Никто не любит, когда им беззастенчиво манипулируют, но так или иначе мы все постоянно являемся объектами чужих манипуляций. В личной жизни от этого бывает никуда не деться, а вот в деловом общении хочется свести этот процесс к минимуму. В противном случае сотрудники будут без конца использовать нас в своих интересах, перекладывать ответственность и достигать собственных целей, не заботясь о том, каково это нам. Чтобы противостоять манипуляторам, прими во внимание эти рекомендации.

1. Учись сходу распознавать манипуляцию. Если ты осознаешь, что человек давит на твои чувства, пытается использовать слабые места (чувство ответственности, взаимовыручки, благодарности, вины, тщеславие, желание считаться «хорошей» и пр.) в целях добиться от тебя чего-то, то сразу произноси внутреннее: «Стоп! Сейчас мною манипулируют». Если ты этого не хочешь и не чувствуешь за человеком права на тебя давить, то знание основных способов манипулирования  и осознанное отношение к процессу уже даст тебе сильный козырь.

2. Старайся соблюдать дистанцию со всеми без исключения сотрудниками: от уборщицы до генерального руководства. Как только ты вступаешь с кем-то в тесные доверительные отношения, то автоматически создаешь почву для манипуляций. Если же ты настолько общительный искренний человек, что обязательно начинаешь с кем-то дружить, выбирай себе друзей очень тщательно; не раскрывай душу перед каждым. Помни, что среди сотрудников (а тем более начальства) есть прирожденные манипуляторы, которые обязательно воспользуются этим в своих целях.

3. Восточный мудрец сказал: «Слушай слова людей, но смотри на их действия». У манипуляторов очень часто одно расходится с другим. Старайся любую информацию пропускать через внутренний фильтр, концентрируясь на сути и отбрасывая все побочное. Как бы цветисто и ласково коллега ни излагал свою просьбу, не стесняйся перефразировать ее в максимально конкретном ключе. Если человек постоянно хочет от тебя чего-то, что не входит в твои прямые обязанности, а ответных действий, означающих взаимовыручку, от него не дождешься, то такие отношения и такие просьбы надо называть своими именами.

4. Всегда фильтруй и проверяй сомнительную информацию о ком или о чем либо, полученную в виде сплетен и слухов. Зачастую, анализируя твою реакцию, слова и действия, манипулятор проверяет тебя на предмет того, насколько ты предсказуема и как тебя можно использовать. Если ты поднатореешь в плетении интриг, то сможешь выяснить, как стать стервой или жертвой чужой игры, но помни: удар по хорошим отношениям нанести очень легко. А вот восстановить их не в пример сложней.

5. Поставь внутреннюю защиту на проявления чужой враждебности, стервозности и неадекватно агрессивного поведения. Многие люди привыкли добиваться  своего исключительно благодаря манипулированию другими. Поскольку собственных козырей у них маловато, они идут на нечестные приемы, в том числе и на «энергетический вампиризм», тайный или явный. Не упрощай задачу тем, кто выводит тебя из чувства психологического равновесия и не поддавайся на их провокации. Наткнувшись на стену, от которой все отлетает рикошетом, «нечисть» понимает, что здесь ей подпитаться не удастся.

6. Научись говорить твердое «нет». Очень многие проблемы вызваны неумением сказать «нет», в мелочах и по-крупному. Манипуляторов отказ обычно бесит, ведь он ломает их сценарий, но это надо знать и не бояться. Отказывать нужно дипломатично, но четко, не юля и аргументируя. Это вызывает гораздо большее уважение, чем проявление мягкотелости, когда человек не отказывается, но и не делает.

7. В случае, если возникает спорная ситуация, не стесняйся высказывать и отстаивать свою позицию. Конечно, это не касается четких приказов и указаний со стороны начальства, в этом случае дискуссии неуместны. В остальных случаях наличие собственного мнения и внутреннего стержня убережет тебя от манипулятивных ухищрений. Однако надо понимать, что активное противодействие означает конфликт, оно уместно только в том случае, если этот конфликт служит на пользу делу.

8. Мысли конструктивно. Если тебе не хочется что-то делать или говорить, а тебя к этому принуждают, мгновенно включай мыслительный процесс. Спроси себя: «Чего от меня хотят добиться? Кому выгодно решение, к которому меня склоняют и действие, о котором меня просят?» В случае, если то, чего от тебя хотят, лежит в зоне твоей ответственности и не идет вразрез с твоими принципами, то ничего страшного. Но если это впрямую сулит манипулятору выгоду, материальную или психологическую, а тебя он лишь пытается использовать, то четко это для себя сформулируй. Расставив точки над “i”, легче принять верное решение.

9. Не бойся эмоций и чувств. Проблема многих хладнокровных манипуляторов в том, что они подавляют в себе подлинные чувства, замещая образовавшуюся пустоту всякого рода психологическими концепциями и псевдознаниями, которые  используют для оправдания своего поведения. Порой они действительно уверены, что обладают инструментами влияния на других наивных людей, позволяющими поймать их в свою ловушку, после чего — управлять ими. Не давай таким людям себя зомбировать, а уверенно проговаривай те эмоции, которые в тебе рождает их поведение (при условии, что ты сама эти эмоции контролируешь). Если при соблюдении всех предыдущих правил ты понимаешь, что соблюсти свои интересы не удается, то возможно, что и не удастся. От хладнокровных манипуляторов лучше держаться подальше.

10. Не пытайся нравиться всем и казаться лучше, чем ты есть. Проблемы всегда ждут тех, кто пытается создать некий образ и соответствовать ему в глазах всех окружающих. Человек, который пытается всем круглосуточно нравиться – постоянный объект для манипуляций. И наоборот, если ты сама все про себя знаешь, хорошо работаешь, обладаешь живым характером, честна, интересна и самодостаточна как личность, то можешь успешно противостоять любым манипуляциям, не заводя себе при этом врагов.

youbetter.ru

Как дать отпор манипулятору: 10 психологических трюков

Как противостоять манипуляциям, перестать делать то, чего вам не хочется, и не испытывать при этом чувства вины?

Все мы сталкиваемся с манипуляциями ежедневно и, чего греха таить, сами пытаемся влиять на других людей из соображений собственной выгоды. Первое правило борьбы с манипуляторами именно так и звучит: “Для начала стоит признать, что манипулируют все, включая нас самих”. Так будет проще сохранять объективность по отношению к человеку, который пытается что-то получить от вас, используя приемы манипулятора.

10 эффективных способов противостоять манипуляции и не испытывать при этом чувства вины: порой это нужно любому из нас.

1. Прерывание любой связи

Самое простое и действенное, что можно сделать, — это прервать связь. Сразу и резко. Прекратить разговор, завершить отношения, вернуть подарки и не прибегать к помощи. Другое дело, если вас с этим человеком связывает нечто большее — тогда нужно крепко подумать, что вы получаете от этих отношений и не манипулируете ли при этом сами.

Например: молодая женщина жалуется на постоянные придирки свекрови, живя в ее квартире. Выход — разъехаться, и повод для конфликта сразу исчезнет.

2. Перенесение фокуса внимания на самого манипулятора

Можно просто отзеркаливать ему последний вопрос, повторяя сжато самую важную его часть, но с я-сообщением.

Примеры:

  • Ты хочешь, чтобы я сделала отчет вместо тебя? Я хочу, чтобы ты медленно повторил эту фразу еще раз.
  • Ты полагаешь, что я слишком много времени трачу на салоны красоты? Мне важно услышать твои аргументы, а не эмоции.
  • Ты готов принять любое мое решение о нашем разводе, даже если оно не будет совпадать с твоим? Повтори, пожалуйста, свои ожидания еще раз — мне нужно подумать.

Если человек сказал что-то неприятное в пылу эмоций, то подобными вопросами вы сломаете его схему и он, возможно, задумается о смысле произнесенного. В любом случае вы получите передышку, чтобы собраться с силами и мыслями и как минимум успокоиться. Кроме того, вынудив человека повторить только что сказанное, вы перехватываете контроль над ситуацией.

3. Простые методы отпора из детства

Самые простые приемы могут оказаться самыми эффективными. Помните, в детстве вы держали “фигу” в кармане, пока кто-то осыпал вас замечаниями? Удивительно, но и во взрослом возрасте это работает очень хорошо.

4. Обращайтесь к манипулятору по имени

Обращайтесь к человеку по имени — в той форме, в которой он вам представился (если Дима — то Дима, если все-таки Дмитрий — то Дмитрий, а если принято говорить Димон — то Димон). Тем самым мы демонстрируем свое уважение. Люди, которых мы действительно уважаем, подсознательно начинают ощущать к нам симпатию.

5. Сохраняйте визуальный контакт

Если вы не знаете, как ответить на манипулятивную просьбу или неудобный вопрос, молча смотрите в глаза собеседнику. Он будет вынужден говорить дальше — и, возможно, найдет решение сам, если дать ему такую возможность. Возможно, ваш взгляд будет истолкован немым упреком — и манипулятор будет вынужден оправдываться, а значит, ощутит чувство вины, хотя вы не сказали ни слова.

6. Не позволяйте обобщать

“Ты всегда так делаешь”, “ты никогда не даешь мне договорить” — вырвать можно любую фразу из контекста ситуации и сделать ее мнимой иллюстрацией постоянного течения дел. Если вы считаете конкретный случай единичным, попробуйте остановить поток обвинений фразой: “Я допускаю мысль, что ты прав. Расскажи мне, когда еще я поступал аналогичным образом”. Возможно, вы действительно совершаете некое действие постоянно, но не замечаете этого? Постарайтесь внимательно выслушать человека и проанализировать свое поведение.

7. Метод “заезженной пластинки”

Ответ должен быть очень простым, а произносить его нужно максимально отстраненно, не позволяя втянуть себя в эмоциональную карусель.

  • “Я не буду этого делать”.
  • “Мне неприятна такая ситуация”.

Говорите о себе и своих эмоциях на “репите” — столько раз, сколько потребуется, чтобы человек остановился и понял вас. Не помогает? Возможно, в данный момент ваш собеседник вообще не в состоянии понимать что-либо, лучше всего оставить его на какое-то время и вернуться к диалогу в другой раз.

8. Отвлечение собственного внимания

Можно представлять аквариум между собой и манипулятором — в нем плавают красивые рыбки, сквозь него не слышно обвинений и упреков в ваш адрес. Некоторые визуализируют зеркало или стеклянный купол — в общем, нужно сосредоточиться на своей защите и не дать вовлечь себя в убийственный для вас диалог, который заставит поступать против ваших желаний и принципов.

9. Физическое отстранение

Увеличение дистанции при диалоге часто позволяет уменьшить или вовсе убрать давление. Не получается? Перейдите на общение в письменном виде — это удобно еще и тем, что вы всегда можете процитировать кусок из предыдущей переписки, который подтвердит вашу правоту.

10. Честность по отношению к ситуации, а не к себе

Все мы делаем ошибки — и, возможно, разгневанный человек имеет все причины сердиться на вас. Возьмите тайм-аут, спросите совета незаинтересованной стороны, проанализируйте свои слова и поступки — возможно, если вы и не обнаружите своих собственных неправильных решений, вы найдете способ разрулить ситуацию без ущерба для ваших интересов, а это уже немало.

У вас есть свои работающие методы против манипуляторов? Как вы сохраняете спокойствие и отстаиваете собственные границы?

 

kto-chto-gde.ru

Манипулятор на работе: секреты противоядия

Анастасия ИВАНОВА

Журнал «Кадровое дело» №9, 2004

В предыдущем номере мы подробно описали типы манипуляторов, наиболее часто встречающиеся в офисных «джунглях». Теперь давайте остановимся на эффективных способах противодействия манипуляциям в деловом общении.

Менеджер по персоналу, проводя собеседование, стремится получить о соискателе как можно больше информации: говорит ли тот правду о своем профессиональном опыте и образовании, знает ли специфику своей области работы, способен ли быстро принимать ответственные решения и т. п. Но мало кто в процессе интервью ставит перед собой четкую задачу выяснить, является ли соискатель манипулятором. Между тем эта информация о будущем сотруднике может оказаться не менее важной, чем сведения о послужном списке.

Если менеджер по кадрам хорошо владеет проективными методиками, это позволяет ему сделать дополнительный анализ психологических особенностей соискателя, в том числе и склонности к манипулятивному поведению.

Естественно, выявленная при помощи тестов склонность к манипулированию не должна автоматически ставить крест на кандидате. Может быть, в данный момент именно такой человек и нужен компании. Но в любом случае информация должна быть получена заранее, чтобы в дальнейшем поведение сотрудника не стало неприятным сюрпризом.

Казалось бы, должностные инструкции могут стать преградой для манипуляций. Но не секрет, что в инструкциях часто прописываются лишь общие обязанности, а потому не всегда ясно, где заканчиваются полномочия одного сотрудника и начинается зона ответственности другого. Поэтому и новички в фирме, приступив к основной работе, предпочитают в большей степени ориентироваться не на инструкцию, а на указания более опытных коллег, которые только и рады загрузить новичка по полной программе, проверить его на компетентность и исполнительность. В результате возникает своеобразная офисная дедовщина – «старые» работники эксплуатируют «молодых» и без всякого стеснения перекладывают на них часть собственных обязанностей.

В этом случае наилучшей профилактикой манипуляций служит внутренний этический устав компании — корпоративный кодекс, где не только перечислены обязанности и зона ответственности для всех должностей, но и сформулирована общая цель (миссия), а также устанавливаются правила игры при взаимодействии сотрудников между собой. В данном случае задача менеджера по персоналу — не только познакомить каждого сотрудника с этим документом, но и объяснить, что в течение рабочего дня приоритетом для каждого из них является выполнение своих прямых обязанностей. А если они соглашаются выполнять чьи-то просьбы или, наоборот, нагружают коллег своими поручениями, то тем самым нарушают установленные в компании правила и могут быть подвергнуты штрафным санкциям.

Если же фирма еще не обзавелась корпоративным кодексом или он не отображает реальных связей между подразделениями, не регулирует отношения сотрудников как по горизонтали, так и по вертикали, то именно менеджер по персоналу должен пересмотреть его положения и предложить руководству компании новый действенный вариант.

Таким образом, важными условиями профилактики «подковерных игр» и манипуляций внутри компании являются:

— наличие внутреннего этического кодекса, основанного на принципах командного взаимодействия;

— свободный доступ сотрудников к информации в соответствии со служебными компетенциями;

— упорядоченность горизонтальных и вертикальных связей между подразделениями.

Установленные раз и навсегда корпоративные правила игры являются действенным ограничителем для двух типов манипуляторов-Жертв и Спасителей, а Агрессора заставляют быть более сдержанным и в ряде случаев умеряют его карьерные аппетиты. Но при деловом общении с манипулятором (и сознательным, и бессознательным) нельзя уповать только на нормативные документы. Необходимо знать коммуникативные техники нейтрализации манипуляций и уметь применять их в нужный момент. Поэтому менеджер по персоналу не только должен сам владеть этими техниками, но и в идеале помочь сотрудникам освоить их.

В качестве обязательного техминимума можно провести в компании беседу с персоналом или семинар на тему «Манипуляции и способы противодействия им». При этом ведущий (в его роли может выступать кадровик или специально приглашенный тренер) в качестве иллюстраций может приводить конкретные примеры из внутренней жизни офиса (естественно, без называния имен). Таким образом, все сотрудники, участвующие в таком тренинге, из первых рук узнают о том, что такое манипуляция и каким образом можно ей противостоять.

Для того чтобы повысить эффективность делового общения, рекомендуется вырабатывать у сотрудников навыки ассертивного поведения (в противоположность агрессивным или пассивным моделям, лежащим в основе манипуляций).

Приведем пример нескольких ассертивных техник, которые можно считать универсальными.

Техника «заезженной пластинки». Эту технику следует применять, когда вам необходимо настоять на удовлетворении справедливых требований, которые определены формально (например, должностной инструкцией, уставом или внутренним распорядком предприятия). Вот пример того, как работает «заезженная пластинка» при общении с манипулятором-Жертвой.

Пример. Вероника (кадровик) и Нина (администратор) — сотрудницы фармацевтической фирмы. Два месяца назад генеральным директором был издан приказ о необходимости всем сотрудникам пройти диспансеризацию. Вероника уже получила необходимые справки от всех сотрудников, лишь Нина под разными предлогами тянет время, ссылаясь на семейные проблемы. Отдел Вероники через неделю ожидает плановая проверка, и ей необходимо, чтобы все документы были в порядке. После нескольких бесполезных ссор с Ниной Вероника решила применить ассертивную технику «заезженной пластинки».

Вероника: Нина, все сроки вышли. Я договорилась с генеральным, он завтра отпускает тебя на целый день. Пройди, пожалуйста, диспансеризацию и послезавтра принеси мне справку.

Нина: Ты с ума сошла! Тащиться в такую даль! Да еще по жаре!

Вероника: Мне очень жаль, погода действительно очень жаркая. Но справка должна быть у меня послезавтра.

Нина: Вот сразу видно, что у тебя нет детей. В этих поликлиниках такие очереди! Как я успею забрать дочь из детского сада?..

Вероника: Очереди не такие уж большие, если ехать прямо с утра. Я об этом договорилась. Так что послезавтра принеси, пожалуйста, справку.

Нина: Ты не имеешь права выдвигать такие требования!

Вероника: Это не мой каприз, а приказ генерального по предприятию. Так что послезавтра принеси мне справку, я очень жду.

Нина: Ну ладно, раз все так серьезно…

Диалог не обязательно будет развиваться по приведенному сценарию, но сходным приемом вы можете пользоваться всегда, когда необходимо добиться от подчиненных или сотрудников выполнения справедливых требований. Но не забудьте: речь может идти только о таких требованиях, на которые вы имеете формальное право (в приведенном примере Вероника имеет предписание генерального директора с указанием четких сроков. Она ссылается на него и спокойно повторяет свою просьбу, игнорируя нападки Нины и ее «эмоциональные» аргументы).

Технику «перманентного отказа» можно применять и в отношении манипулятора-Жертвы, постоянно докучающего своими просьбами или жалобами, и при общении с кипящим энтузиазмом Спасителем, жаждущим навязать вам свою помощь, когда вы в ней не нуждаетесь, или втянуть вас в очередное «жизненно важное» мероприятие.

Эта техника основана всего лишь на умении говорить «нет» и отказываться от неприемлемого для вас предложения, как бы морально ни давил на вас собеседник.

Пример. Катерина — маркетолог на шоколадной фабрике и один из самых занятых сотрудников. Лена — менеджер по продажам и по совместительству классический манипулятор-Спаситель, постоянно фонтанирующий идеями. Лена приходит к Катерине с предложением пойти после рабочего дня в фитнес-клуб с группой сотрудниц. В дальнейшем посещение фитнес-клуба планируется сделать регулярным. Катерина не любит фитнес, к тому же у нее полно работы. В то же время она не хочет ссориться и строит свою беседу с Леной, следуя технике «перманентного отказа».

Лена: Ты обязательно должна пойти с нами.

Катя: Спасибо, у меня другие планы.

Лена (критически глядя на Катину фигуру): Но ведь тебе это необходимо! Ты совсем не думаешь о своем здоровье!

Катя: Спасибо, что беспокоишься обо мне. Но на фитнес я не пойду.

Лена: Не будешь заниматься спортом — начнутся проблемы в работе… Как ты можешь отказываться от фитнеса, это даже несовременно!

Катя: Да, несовременно. Но я не пойду в клуб, спасибо, что предложила.

Лена: Ну ладно, как знаешь…

В данном случае Катя, что называется, убивает двух зайцев: избегает конфликта, но не позволяет навязать себе ненужное мероприятие. «Перманентный отказ» не так уж сильно отличается от «заезженной пластинки», только в данном случае вместо «я хочу» вы постоянно говорите «я не хочу». Не позволяйте увести себя в сторону от темы (в приведенном примере Катя могла втянуться в беседу о фигуре или о необходимости спорта) и не оправдывайтесь за отказ.

Негативный осадок от отказа сглаживается благодарностью за высказанные предложения или извинением за то, что ваш отказ нарушает чьи-то планы (например, если вы, будучи начальником, вынуждены отказать манипулятору-Жертве в просьбе десятый раз за месяц отпустить пораньше).

Пожалуй, самый неприятный тип манипулятора в компании — это Агрессор. Трудность работы с ним состоит в том, что Агрессор не имеет внутреннего этического запрета на выражение негативных эмоций и, как правило, наотрез отказывается слушать собеседника или принимать во внимание его доводы, если разговор ему не нравится.

При общении с манипулятором-Агрессором хорошо работает техника «открытая дверь» — она позволяет защититься от его главного оружия: психологического давления и грубой критики. Пользуясь этой техникой, вы сможете постепенно перевести беседу в русло конструктивного диалога. В чем смысл этой техники? Критикующий, нападая на вас, как бы пытается выломать запертую дверь, однако выясняется, что дверь не заперта: это означает, что в ответ вы не прибегаете ни к ответной критике, ни к оправданиям.

1. Отделите истинное в характеристике поведения от оценки этого поведения Агрессором, например: «Если ты не сдал вовремя отчет (истинное высказывание), значит, ты — лентяй и бездарь! (оценка)».

2. Не реагируйте на негативную оценку вашей личности, но выражайте принципиальное согласие с истинной характеристикой ваших действий («вы правы, я действительно не сдал вовремя этот отчет»).

3. Принципиально не отвечайте контратакой (критикой и обвинениями), но и не пускайтесь в оправдания — они все равно не помогут делу. Не ссылайтесь на внешние обстоятельства («да, я не сдал отчет, но на этой неделе мне трижды приходилось ездить в Обнинск на встречу с клиентом!»). Вы можете быть сто раз правы, но в случае с Агрессором подобные аргументы вам не помогут.

4. Спрашивайте и уточняйте, что не устраивает Агрессора в вашем поведении. («Мне не совсем ясно, почему вы так переживаете, — ведь я уже сказал, что готов остаться после работы и все закончить».) Таким образом вы узнаете, добивается от вас Агрессор каких-то конкретных действий или просто срывает на вас дурное настроение.

5. Сумейте увидеть в критике положительные стороны, принимайте ее спокойно, не поддаваясь чувству вины и страха. Иначе ваша речь станет неуверенной, и все усилия построить конструктивный диалог пойдут насмарку. Не стоит говорить с сарказмом или иронией: на Агрессора ирония действует, как красная тряпка на быка, и в результате конфликт только усугубится.

Если же вам позарез надо добиться от Агрессора определенных действий (например, предоставить вам данные о продажах за определенный период или заполнить социометрическую анкету и т. д.), можно вернуться к вышеописанному принципу «заезженной пластинки». Но порой, когда вы настойчиво просите об удовлетворении справедливого требования, Агрессор (если вы не являетесь главой компании или подразделения) может упираться из принципа «никому не позволю на себя давить» и до бесконечности кормить вас «завтраками» («мне сейчас некогда возиться с отчетностью за прошлый год, зайдите завтра»). Поэтому в данном случае лучше воспользоваться другой техникой — «окажи мне любезность». Например: «Я понимаю, что вы невероятно заняты и все ваши дела не терпят отлагательства, но я убежден, что вы окажете мне любезность…» или «Я помню, как вы на прошлой неделе помогли маркетологам, и очень прошу вас оказать такую любезность нашему отделу…»

Как ни странно, даже очень агрессивным людям нравится делать любезности и выполнять просьбы, если это не слишком затрагивает их личные интересы и не грозит финансовыми потерями. И то, что Агрессор никогда не стал бы делать под нажимом, он сделает из любезности (каждому приятно чувствовать себя хорошим и благородным, настоящим джентельменом, да к тому же профессионалом, способным «на раз» решить сложный вопрос).

Если манипулятором-Агрессором является рядовой сотрудник или руководитель среднего звена, то менеджер по кадрам всегда может самостоятельно поговорить с ним по поводу конкретной конфликтной ситуации. Следуя правилам конструктивной критики, агрессию манипулятора можно направить в определенное русло, тогда компания вместо Агрессора приобретет отличного «жесткого» переговорщика, руководителя-первопроходца, способного поднять отдел «с нуля», или кризис-менеджера.

Но как быть, если Агрессор одновременно является топ-менеджером или владельцем компании? Увы, если опираться на российские реалии, то, будучи менеджером по персоналу или даже директором HR-департамента, в большинстве случаев вы вряд ли сможете прямо повлиять на начальника-Агрессора без риска потерять свое рабочее место. Зато в вашей власти построить с ним конструктивные взаимоотношения (и здесь ассертивные навыки вам очень пригодятся), а также обучить сотрудников, которые постоянно сталкиваются с «проблемным» шефом, методам психологической защиты от его агрессивных выпадов.

Все мы в той или иной степени манипуляторы. И если вы, освоив техники распознавания манипуляций, стали замечать склонность к подобному поведению в ком-то из коллег, не стоит вешать на него ярлык «врага народа». Скорее всего этот человек хочет того же, чего и вы, — добиться успехов в работе и уважения в своем кругу. Но, не владея ассертивными методиками взаимодействия, он прибегает к манипуляциям. И только квалифицированному менеджеру по персоналу под силу изменить его поведение в нужную сторону и постепенно превратить «вредителя-манипулятора» в полезного и эффективного сотрудника компании.

ПРИЗНАКИ, ЯВНО УКАЗЫВАЮЩИЕ НА СКЛОННОСТЬ КАНДИДАТА К МАНИПУЛИРОВАНИЮ

Привычка отвечать вопросом на вопрос. Вопрос является простейшей формой манипуляции, поскольку чаще всего, когда человека о чем-то спрашивают, он автоматически начинает отвечать. Но сознательный манипулятор и сам неплохо владеет техникой задавания вопросов, поэтому его сложно смутить, спрашивая о причине смены работы или о самой большой неудаче в жизни. Вместо быстрого и определенного ответа на заданный вопрос он предпочтет задать встречный, чтобы выиграть время или перехватить инициативу в разговоре. Особенно часто в подобные «сократовские диалоги» вступают претенденты на руководящие должности и амбициозные молодые специалисты, жаждущие быстрого карьерного роста (потенциальный Агрессор).

Зоны ответственности. Бессознательного манипулятора можно определить по тому, на кого он возлагает ответственность за успехи и неудачи в своей жизни или профессиональной деятельности — на внешние обстоятельства, на других людей или на самого себя. Любители перекладывать ответственность на других, как правило, с детства привыкли быть манипуляторами-Жертвами, особенно если родители, школьные друзья и затем коллеги способствовали закреплению этой модели. А вот склонные к самообвинениям и самобичеванию «отличники» и «примерные девочки», сдающие вечный экзамен, — потенциальные Спасители.

Алексей КРАНИН, психолог, коуч, тренер-консультант:

Для того чтобы проверить, сформирована ли у соискателя одна из трех манипулятивных ролей (Агрессор, Спаситель, Жертва), предложите ему устный тест Розенцвейга:

1. Опишите соискателю гипотетическую предконфликтную или конфликтную ситуацию, участником которой он является.

2. Предложите дать характеристики всем действующим лицам.

3. Попросите найти приемлемый выход из конфликта.

Если кандидат занимает жесткую «круговую оборону» — «да за такое увольнять надо без разговоров» — или начнет обосновывать собственную правоту в конфликте исходя из принципа «есть два мнения: мое и неправильное» — значит, в сложных ситуациях он привык действовать с позиции силы, агрессивно и порой слепо.

Если кандидат вместо анализа ситуации теряется, начинает во всем винить обстоятельства, то от него можно ожидать манипуляций при помощи роли Жертвы. Если возьмет вину на себя и затем попытается исправить проблему, то не исключено, что соискатель частенько манипулирует ролью Спасителя.

Человек, не склонный использовать манипуляции в общении, выберет безэмоциональный и безоценочный (так называемый ассертивный) подход к нейтрализации конфликта.

www.klerk.ru

Как общаться с манипуляторами, как противостоять его манипуляциям?

Начальник жалуется на тяжелое положение в фирме, поэтому вам приходится выполнять часть обязанностей, которые не прописаны в вашем трудовом договоре? Далекая родственника печально вздыхает и жалуется на высокое давление, а потом тема разговора переходит на землю, которую надо перекопать на даче? Если вы сталкивались с подобными ситуациями, то эта тема определенно для вас.

Знакомство

Как общаться с манипуляторами? Такой вопрос, наверное, задавал себе практически каждый человек, которому приходилось пересекаться с людьми такого типа. Общение с ними – довольно интересный, но сложный процесс. Многие люди попадают под влияние манипуляторов и не могут соскочить с этого «крючка». Это тяжелая ситуация, так как подобные личности активно используют свои инструменты для влияния на других людей. Обычно это лесть, грамотно выстроенный шантаж и игра на чувстве вины.

Зачастую они еще применяют энергетический вампиризм. Поэтому людям в их окружении свойственно расходовать не только свои деньги и время, но и собственные жизненные ресурсы.

Зачем терпеть

Многие сталкиваются с вопросом о том, как общаться с мамой-манипулятором. Казалось бы, нельзя так просто взять и проигнорировать родного и дорогого человека. В такой ситуации люди осознают, что перед ними манипулятор, и им приходится самовольно идти у него на поводу.

Мы прекрасно понимаем, что человек отлично играет свою роль. Более того, он добивается всего за счет простого диалога. Большинство людей понимает все происходящее, но не в силах отречься от таких связей или сказать родному человеку о своем отказе.

Почему так происходит?

Большинство людей не способно ответить себе на вопрос о том, как общаться с людьми-манипуляторами. Некоторые говорят, что не могут изолировать себя от общества таких людей. Встречаются случаи двусторонней манипуляции, когда люди терпят друг друга ради какой-либо выгоды. Но все же чаще всего проблема кроется именно в односторонней манипуляции.

Некоторым людям свойственно вести образ жизни «жертвы», поэтому сказать очередное «нет» на просьбу, которую они не хотят выполнять, не в силах. Возможно, им не хватает смелости, а может, они не хотят обидеть человека. В особенности это касается близких людей, которые уже настолько отточили мастерство манипуляции на родственниках, что оно иногда остается незамеченным.

Смело высказывайте свои мысли и мнения

До тех пор, пока вы будете бояться показать собственное «я», у вас не получится понять, как общаться с манипулятором — мужчиной или женщиной. Не старайтесь промолчать в ситуации, где этого категорически нельзя делать. Вы не должны бояться отстаивать свою точку зрения и взгляды. Если вы этого не поймете, то вам практически всегда придется жить по указке. Более того, под действием манипуляторов большинство людей начинает мыслить навязанными мнениями.

Люди, которые предпочитают отдать управление своей жизнью в руки другого человека, а сами готовы просто плыть по течению, нередко становятся жертвами манипуляторов. В ваших интересах и силах ответить человеку в лицо о том, что вы действительно думаете по поводу той или иной ситуации. И пока вы этого не научитесь делать, вами будут постоянно пользоваться.

Цените себя

Огромное множество женщин интересуется вопросом о том, как общаться с мужем-манипулятором. Такой вопрос настолько актуален, что не остается незамеченным среди психологов. Очень сложно сказать своему избраннику «нет», когда зависишь от него. Но! Даже если вы прожили более 10 лет вместе и уже согласны с его поведением, то это не повод продолжать жить так дальше. Важно понять, что манипуляция – это очень коварный инструмент не только для человека, который его использует, но и для того на кого он направлен. С опытом люди, которые желают подчинить себе окружающих, перестают замечать, что приносят боль своим близким. А почему так происходит? Манипуляция вошла у них в привычку.

Наверное, вы замечали среди вашего окружения людей, которые выполняют все поручения начальства, не входящие в их трудовые обязанности. Более того, эти самоотверженные сотрудники не требуют доплаты или премии. Самое ужасное, что они уверены, что рано или поздно их труды будут вознаграждены. Но! Задача манипулятора заключается именно на том, чтобы «ездить» на таких людях и не давать им ничего взамен. Если вы сталкиваетесь с подобными ситуациями регулярно, то учитесь давать отпор, иначе ваши «профессиональные» обязанности будут расти, а получать от этого вы ничего не будете.

Только вы несете ответственность за свою жизнь

Взрослые дети нередко задают психологам вопросы о том, как общаться с матерью-манипулятором. Некоторым родственникам свойственно навязывать близким людям свою «картину мира». Помимо этого, они стараются научить вас жить правильно и действовать в соответствии с их мнением. Людям свойственно бояться ответить что-либо наперекор своим любимым людям. Поэтому так часто их точка зрения уходит на второй план. В таком случае необходимо понять, что ваша жизнь подразумевает только ваши правила, только вы имеете право распоряжаться ей. Поверьте, никто не будет нести ответственность за свои слова, если вы решите поступить так, как сказал вам ваш родственник, а этот совет привел к плачевному результату. Некоторые люди способны понять это в теории, а кому-то необходимо несколько раз «наступить на одни и те же грабли», чтобы понять это.

Держите дистанцию

Прежде чем выбрать тактику общения с манипулятором — женщиной или мужчиной, — следует понять, что такие люди умеют ловко менять маски. С одними людьми они могут быть вежливы и предусмотрительны, с другими – грубыми и взволнованными, а с остальными – совершенно беспомощными. Причем иногда манипулятор может менять маски с одним и тем же человеком, в зависимости от своих потребностей и интересов.

Если вы заметили в своем окружении такого человека, то вам следует научиться соблюдать с ним безопасное расстояние. Ни в коем случае не позволяйте ему нарушать ваши личные границы.

Помните, что чаще всего манипуляторы практикуют свой талант еще с детства. Поэтому бессмысленно пытаться перевоспитать такого человека. Предпринимая любые попытки, вы рискуете потерять много сил, времени и энергии.

Учимся говорить «нет»

Самым мощным оружием в решении вопроса о том, как перестать общаться с манипулятором, является отказ. Не бойтесь говорить «нет» человеку, который явно пытается использовать вас в своих целях. Помните, что только вы имеете право планировать свое время.

Как только вы справитесь с этой задачей, возможно, у вас возникнет чувство вины. С ним также необходимо бороться. Вы не виноваты в том, что не хотите чего-либо делать, это полностью ваш выбор и ваше решение. Вам не должно быть стыдно. Постарайтесь запомнить это! В очередной раз говорите четкое «нет» без волнения и боязни кого-либо обидеть.

Некоторые люди боятся отказывать, потому что рискуют потерять хорошее отношения со стороны человека. Остальные считают это невежливым и грубым. Не стоит переживать, так как в отношении с манипулятором такие опасения бессмысленные, ведь он преследует единственную цель – «поездить на ком-то верхом».

Советы для отказа

Как общаться с манипулятором-женщиной на работе? Считается, что профессиональная сфера — именно та среда, в которой чаще всего можно встретить людей такого типа. Рассмотрим советы, которые отлично работают, когда необходимо дать отпор:

  1. Не скрывайте свое недовольство или раздражение просьбой или требованием. Не бойтесь показаться возмущенным или крайне недовольным положением дел человеком. Показывая свои настоящие чувства, вы даете понять собеседнику, что вам неприятно его вторжение на вашу территорию. Вы можете открыто высказывать свои эмоции фразами: «меня это злит», «я не должен этого делать» и так далее.
  2. Четко говорите «нет» и давайте краткое объяснение своему ответу.
  3. Предложите манипулятору свой вариант решения его проблемы. И желательно без своей помощи.
  4. Выслушайте спокойно требования оппонента, а затем сделайте длительную паузу. Пусть выскажется полностью.
  5. Повторите свой отказ снова. А затем произнесите то действие, которое вы не собираетесь выполнять. В таком случае есть большая вероятность, что до собеседника дойдет эта информация.

Как общаться с манипулятором — мужчиной или женщиной — вполне понятно. К сожалению, большинство людей настолько открыты, что им не всегда удается давать отпор. В таком случае стоит работать над собой для того, чтобы понять, что вы обязаны делать только те вещи, которые приносят пользу вам.

Не спешите

Один из самых любимых методов – это застать свою жертву врасплох. Дело в том, что когда к человеку неожиданно обращаются с просьбой, ему гораздо сложнее отказать. Именно поэтому стоит использовать временной фактор. Вы не должны соглашаться сразу, всегда отвечайте, что подумаете, а затем точно сможете ответить. Такая пауза позволит вам оценить реальную обстановку и взвесить все за и против перед принятием решения. Помимо этого, такой прием отлично подходит людям, которым отказ дается очень сложно.

Интуиция

Как упоминалось выше, иногда сложно противостоять манипуляторам, но возможно.

Для этого вам придется много работать над собой, научиться различать разные формы и проявления манипуляций, а также оценивать поведение своего партнера в различных ситуациях.

Некоторые люди полагаются на свою интуицию. И это работает! К сожалению, мы редко к ней прислушиваемся, а стоило бы. Дело в том, что людям свойственно оправдывать поступки и действия других, даже в самых неприемлемых ситуациях, а манипуляторы активно пользуются этим.

Прислушайтесь к своему внутреннему голосу. Если вас напрягает общение с человеком или вы некомфортно себя чувствуете, возможно, что-то в вашем общении идет не так. Постарайтесь понять, использует ли человек вас в корыстных целях.

Реакция интроверта

Считается, что манипуляцией в основном грешат экстраверты. А тяжелее всего им вести диалог с интровертами. Им сложно находиться с ними в одном помещении, а общение порой становится невыносимым. Это ваше оружие! Вы можете подолгу молчать, прежде чем ответить манипулятору. Сделайте загадочный вид и слегка улыбнитесь, затем затяните паузу на более длительное время. На очередную фразу тоже промолчите. Манипулятор должен видеть, что вы его слушаете, не надо оглядываться во время разговора с ним по сторонам. Сконцентрируйтесь на беседе. Спустя некоторое время заявите, что полностью согласны с мнением своего собеседника, но такая сложная тема требует времени на обдумывание. Рано или поздно манипулятор потеряет терпение от общения с интровертом и найдет жертву, с которой будет проще договориться.

Ответная манипуляция

Очень сложно, когда вас окружают манипуляторы-люди. Как общаться в семье с родственниками, которые предпочитают «ездить» на вас? Зачастую опытные манипуляторы выступают в роли спасителя или жертвы. Так лучше всего расположить к себе человека. Самый высший пилотаж в общении с такими людьми – нарушить весь ход и правила их игры. Если манипулятор желает получить от вас какую-либо помощь или выгоду, то переключайтесь в режим жертвы. Жалуйтесь на что угодно. Это может быть: злая собака у подъезда, долги перед банком или знакомыми, плохая погода. Человеку свойственно сочувствовать, и манипулятор далеко не бесчувственная личность. Когда он начнет предлагать вам помощь в спасении, превратите его в жертву. Отметьте его возраст, высокое давление, усталый вид, а затем скажите несколько утешительных слов по поводу его обид на ваши высказывания. Манипулятор, оказавшийся в такой ситуации, не захочет продолжать свою игру с вами, а в скором времени и вовсе перестанет пытаться использовать вас в своих целях. А зачем тратить свое время на таких, как вы, если вокруг множество «жертв», с которыми договориться гораздо проще.

И помните, что только вы решаете, попадаться на уловки манипуляторов или нет.

labuda.blog

Манипуляции на работе и как им противостоять

FinExecutive Russia FinExecutive.com 2019-12-07

Манипуляция людьми – это распространенный способ добиться желаемого, где манипулятор пытается воздействовать на эмоции собеседника так, чтобы истинный замысел не был очевидным.

При этом его основным оружием являются ехидные замечания и реплики с ироничным подтекстом, которые ощутимо задевают чувства собеседника.

На первый взгляд слова манипулятора выглядят безобидными, однако их скрытый смысл вызывает негативные эмоции и отражается на самооценке человека. Бывает, что свое недовольство такие люди выражают затянувшейся паузой, легким смешком или хмыканьем. Они используют любые средства, чтобы вы почувствовали свою некомпетентность и начали работать с удвоенной силой в попытке доказать, что ваш профессионализм ни в чем не уступает уровню квалификации ваших коллег.

Желание вызвать у собеседника негативные эмоции – это не единственная методика в арсенале манипулятора. Похвала и неприкрытая лесть также являются его эффективным оружием. Сначала он усыпляет вашу бдительность, восторгаясь результатами вашей работы, а затем под предлогом, что только вы сможете качественно справиться с поставленной задачей, просит о помощи.

Для нерешительных людей одобрение является сильным стимулом. Они готовы сделать все, что от них хотят и приложить массу усилий, чтобы оправдать оказанное им «доверие». При этом для них не так важна оплата работы, сколько осознание того, что они соответствуют установленным стандартам и никого не разочаровали.


 5 эффективных методов противодействия манипуляциям

  1. Анализ ситуации. Если у вас возникли подозрения, что кто-то из ваших коллег вами манипулирует, внимательно проанализируйте сложившуюся ситуацию. Какие фразы побуждают вас поддаваться действиям манипулятора? Какие слова оказывают максимальное эмоциональное воздействие? И когда вы услышите их в очередной раз – контролируйте свои чувства, не поддавайтесь эмоциям и пытайтесь игнорировать попытки недобросовестного сотрудника.
  2. Осознание цели манипулирования. Если вы ощущаете попытки коллеги отточить на вас свое умение, попытайтесь понять его мотивацию. Как только вы это осознаете, его действия перестанут доставлять вам чувство дискомфорта. Однако не останавливайтесь на достигнутом, дайте манипулятору понять, что его планы вам известны. И при очередной попытке воздействовать на вас, к примеру, после замечания, что в коллективе принято оказывать друг другу поддержку, поинтересуйтесь: «Ты имеешь в виду, что мне надо делать за тебя твою работу?»
  3. Важность слова «нет». Чтобы не позволить манипулятору достичь желаемого, научитесь ему отказывать. Однако постарайтесь делать это не в резкой и категоричной форме. Поскольку такая реакция может стать причиной серьезного конфликта и создаст напряженную атмосферу в коллективе. Спокойным тоном перечислите коллеге список поставленных перед вами первоочередных заданий и скажите, что на данный момент на решение дополнительных задач у вас времени нет.
  4. Четкое распределение обязанностей. Случается, что ваш коллега добровольно принимается за выполнение нескольких поручений. А когда дело доходит до конкретного результата, он, возмущаясь, начинает жаловаться на нагрузку и перечислять, сколько всего еще надо сделать. При этом он искренне убежден, что «горит» на работе на благо компании. А в это же время другой сотрудник, прикрываясь мнимой беспомощностью и любимой фразой «Что вы от меня хотите? Я всего лишь слабая женщина», пытается переложить свои обязанности на плечи других. Защитой от подобного манипулирования может стать гласная оценка эффективности каждого члена коллектива и четкое разграничение обязанностей, зафиксированное в должностной инструкции.
  5. Правило «трех причин». Если манипулятор обвиняет вас в том, что вы не оказали ему помощь – не спешите оправдываться. Вместо этого воспользуйтесь правилом «трех причин», объясняющих почему ситуация сложилась именно так. При этом первые две причины должны аргументировать суть вопроса, а третья может подводить итоговую черту. Ваша фраза может звучать так: «Во-первых, я предварительно не был предупрежден о сложившейся ситуации. Во-вторых, мой рабочий график расписан с точностью до минуты. А в-третьих, это не является моими должностными обязанностями». Скорее всего, это надолго поставит жирную точку в обсуждении подобных вопросов.

 

Манипулирование – это своего рода искусство. Опытные виртуозы этого дела, как опытные психологи, умеют распознавать слабые места коллег и в совершенстве владеют методами, позволяющими использовать эти знания с максимальной эффективностью. И только понимание скрытого мотива, умение контролировать эмоции поможет вам противостоять действиям манипулятора.

 


 

 

Читайте также:

finexecutive.com

Как противостоять манипуляторам и не поддаваться манипуляциям

Бывает непросто понять, что вами манипулируют – то есть скрыто управляют в своих интересах, не считаясь с вашими. Впрочем, даже если вы раскрыли намерения манипулятора, сопротивляться ему может быть нелегко. Почему так происходит и как не позволить решать чужие проблемы за ваш счет? В этой статье мы поговорим о том, как распознать манипулятора и его приемы, а также как ему противостоять.

Чем отличается манипуляция от обычного социального влияния?

Термин «манипуляция» в психологии имеет широкое толкование в зависимости от рассматриваемой области. В рамках данной статьи мы подразумеваем под этим словом завуалированное, обманное влияние одного человека на другого; желание скрытым путем заставить сделать что-либо, не взирая на потребности, чувства, интересы, права другого человека.

На самом деле в любых отношениях люди влияют друг на друга. В отличие от манипуляций, здоровое влияние имеет более позитивный оттенок, потому что оставляет простор для ваших желаний и потребностей. Например, вас о чем-то попросили – вы согласились, или отказались, или пришли к компромиссу. Кроме того, близкие люди оказывают влияние друг на друга, потому что хотят видеть родных и друзей здоровыми эмоционально и физически и действуют им во благо. Пример – друзья, подбивающие вас на отказ от вредных привычек. Оставим за рамками то, насколько правомерно и необходимо такое действие. Важна сама цель – формально положительная, направленная именно на вас. В этом заключается качественное расхождение влияния и манипуляций: манипулятор действует во благо только себе.

Манипулирование отличается от здорового влияния намерением брать, не отдавая взамен.

 

Кто такие манипуляторы?

Притягательность манипулятивных приемов очевидна – будучи правильно примененными, они позволяют добиться своего от того, кто не очень-то хочет выполнять ваши пожелания.


Осознанно или нет, многие из нас время от времени прибегают к таким средствам. Самый простой пример – «Если ты этого не сделаешь, значит, ты меня совсем не любишь!» Или, например, можно поставить человека в такую позицию, что ему будет неудобно отказать вам в просьбе, хотя заниматься вашими делами совершенно некогда.

С другой стороны, существуют люди, для которых манипулирование – один из основных шаблонов поведения. Даже там, где можно было просто попросить, они применяют различные приемы, чтобы достичь цели скрытым путем. Как правило, такое поведение говорит о глубоких внутренних проблемах личности, но иметь с ней дело от этого приятнее не становится.

Один из примеров «хронических» манипуляторов – человек с синдромом жертвы. По факту такая личность не хочет ничего менять в жизни (даже если декларирует обратное), но использует свое положение, чтобы заставлять других делать то, что ей нужно.

Манипуляторы используют различные приемы, имеют различные признаки и по-разному себя ведут. Ими могут быть как мужчины, так и женщины; как молодые люди, так и люди в возрасте. Известно, что дети очень рано понимают, как можно манипулировать родителями. В этой статье мы не будем касаться вопросов детства и воспитания и сфокусируемся на том, как противостоять манипуляциям со стороны взрослых. Но сначала еще немного информации о манипуляторах: как их распознать и почему мы ведемся на их приемы.

 

Как обнаружить манипулятора?

Если вы подозреваете кого-то в том, что он «хронический» манипулятор, присмотритесь к его поведению и манере общения. Обращайте внимание на то, как этот человек ведет себя с разными людьми и в разных ситуациях. Как правило, наше поведение в обществе лишь немного варьируется в зависимости от обстоятельств: с друзьями мы более раскованы, с незнакомцами – более официальны, но все равно остаемся собой. Многие манипуляторы часто менее уравновешенны: они могут накричать на уборщицу и через пять минут вести безукоризненно вежливую беседу с начальником.

Схема действий классического «серого кардинала» сводится к следующему:

  • Он сближается с вами, чтобы обнаружить ваши слабости. Чаще всего жертвами становятся сомневающиеся в себе и эмоционально уязвимые люди.
  • Главная цель такого человека – использовать ваши слабые стороны против вас, чтобы вызвать сильную эмоциональную реакцию. Когда всепоглощающая эмоция затмевает здравый смысл, жертвой становится легко управлять.
  • Когда манипулятор понимает, каким образом на вас можно надавить, разжалобить и т.д., он начинает регулярно использовать соответствующие приемы.

Почему мы попадаемся на удочку манипулятора?

Как уже было сказано выше, манипулятивные приемы построены на наших слабостях, вызывающих сильные эмоции (позитивные или негативные). Хорошие манипуляторы тонко подмечают такие слабости и используют против нас.

Один из эффективных рычагов – чувство вины.

Особенно часто на него давят родители по отношению к детям.

Другой прием связан с тем, что мы не хотим обижать других людей, стараемся идти им навстречу или же беспокоимся о том, что о нас подумают другие. Тут свою роль играет то, что все люди инстинктивно ищут одобрения и поощрения со стороны социума, даже если не признаются себе в этом. Такое желание заложено природой – изолированным субъектам было сложнее выжить, и наши предки чувствовали себя более безопасно, являясь частью группы. Сейчас мы также ощущаем защищенность, когда знаем, что можем положиться на кого-то из семьи, школьного или рабочего коллектива, религиозного движения, клуба по интересам. И это делает нас мишенью для манипуляций. Например, нам неудобно отказать коллеге или тому, кто пел нам дифирамбы, после которых подсознательно хочется заслужить еще больше одобрения.

Неуверенные в себе люди часто попадают под влияние манипуляторов. В таких случаях лучшим оружием станет адекватная самооценка

Как общаться с манипуляторами и избежать их влияния?

Приведем несколько советов, как вести себя с теми, кто пытается применить на вас манипулятивные приемы.

1. Не забывайте о своих правах

Помните, что вы, как и остальные люди, имеете права:

  • получать то, за что заплатили;
  • иметь отличное от других мнение и открыто выражать его;
  • получать уважительное отношение;
  • выражать свои чувства;
  • защищать себя от физического и эмоционального насилия;
  • устанавливать собственные приоритеты.

Важно не просто помнить это на словах, но и самому твердо верить в данные права и отстаивать их.

2. Сохраняйте дистанцию

Если вы не связаны с манипулятором рабочими отношениями или иными обязательствами, то не стоит поддерживать с ним общение – это истощает вас, вредит самооценке и настроению. Причины, по которым люди становятся «хроническими» манипуляторами, часто сложны и могут быть связаны с целым рядом проблем. Вам едва ли удастся повлиять на поведение субъекта и что-то изменить в нем без его согласия, поэтому не стоит пытаться.

 

3. Здоровый скептицизм не повредит

Излюбленный прием манипулятора – оказать вам ненужную или незначительную услугу и требовать взамен гораздо большего. Поэтому важно еще на ранних стадиях научиться распознавать попытки втереться к вам в доверие. Такие попытки разнятся у разных людей, поэтому лучший рецепт – не верить на слово всему, что вам говорят, и сохранять здоровый скептицизм.

Также манипуляторы любят осыпать потенциальную жертву большим количеством комплиментов. Если вы слышите чрезмерную лесть в свой адрес, можете ответить: «Это очень мило с твоей стороны, но я не чувствую, что сделал что-то, чтобы заслужить такие замечательные слова».

4. Избегайте самообвинения

Чувство вины – очень удобный прием, чтобы вы выполнили то, что от вас хотят. Не позволяйте угрызениям совести затмевать ваше критическое мышление, а в идеале вообще не принимайте слова на свой счет и не терзайтесь виной или стыдом. Помните, проблема не в вас: манипулятору на руку, чтобы вы чувствовали себя плохо, ведь так вами легче управлять.

Манипуляторы стараются сделать свою проблему вашей проблемой

5. Анализируйте отношения

Рассмотрите ваши отношения с потенциальным манипулятором и спросите себя:

  • Чувствую ли я себя хорошо, общаясь с этим человеком?
  • Относятся ли ко мне с уважением или только делают вид?
  • В этих отношениях я принимаю что-то или только отдаю?
  • Логичны ли просьбы этого человека с точки зрения здравого смысла?

Подобные вопросы помогут вам проанализировать отношения и понять, насколько они здоровые и есть ли место манипулированию.

6. Не позволяйте выходить за рамки

Установите для себя четкий алгоритм действия в случае нарушений личных границ. Когда кто-то повышает на вас голос, вы имеете полное право сказать: «Если наша беседа будет проходить на повышенных тонах, мне придется уйти. К сожалению, я не могу говорить с вами, когда вы кричите». Или предложите мирный вариант завершения разговора: «Если мы оба успокоимся, то сможем продолжить беседу в спокойном тоне, и этот день не будет омрачен отрицательными эмоциями».

7. Смените фокусировку

Когда манипулятор навязывает вам какую-либо необоснованную просьбу, иногда бывает полезно сосредоточиться на оппоненте и задать ему несколько вопросов. Это, с одной стороны, покажет собеседнику, что вы увидели в просьбе манипуляцию, с другой – позволит понять, достаточно ли у человека самосознания, чтобы оценить несостоятельность схемы. К примеру:

  • «Тебе самому это кажется разумным?»
  • «Мое мнение по этому поводу что-нибудь значит?»
  • «Что я получу взамен?»
  • «Ты действительно хочешь, чтобы я сделал это?»
    В этом вопросе стоит переформулировать требование, чтобы обнажить абсурдность просьбы. К примеру, коллега просит вас внести небольшие изменения в отчет, чтобы представить начальству собственную работу в более выгодном свете и получить премию. В таком случае будет уместно спросить: «Ты действительно хочешь, чтобы я указал заведомо ложную информацию и оказался под угрозой увольнения?»

Когда вы задаете такие вопросы, вы практически открытым текстом говорите, что видите приемы человека насквозь. Для многих это явный сигнал, что их схемы не сработают, и они отступают. Однако, некоторые манипуляторы – в их числе бывают социопаты, нарциссы и т.д. – все равно могут настаивать на своем. Дело в том, что они могут действительно не осознавать изъянов в предлагаемом плане в силу имеющихся проблем с психикой (например, в случае социопатов и нарциссов это может быть патологическая неспособность понимать чувства, эмоции и потребности других людей). Лучший совет в таком случае – минимизировать общение.

8. Станьте ведущим, а не ведомым

Манипуляторы любят поторапливать и требовать ответа/результатов как можно быстрее. Вместо того чтобы соглашаться / выполнять требование прямо сейчас, просто скажите, что подумаете. Таким образом вы убьете двух зайцев: не только выиграете время, но и получите контроль над ситуацией. Это спутает карты человеку, который намеренно создавал дисбаланс власти, чтобы использовать вас в своих интересах.

Если после обдумывания вы пришли к выводу, что вам невыгодно выполнять чужое требование, переходите к следующему шагу.

9. Говорите «нет»

Важно уметь отказывать дипломатично, но твердо и решительно – это позволит отстоять ваши интересы и не испортить отношения. И вы не должны чувствовать вину за то, что сказали «Нет»! Если вас спросят о причинах, вы имеете полное право ответить: «Потому что мне неудобно / я не хочу». Подробнее о том, как научиться отказывать, вы можете прочесть здесь.

Больше примеров эмоциональной манипуляции можно увидеть в этой статье

 

experimental-psychic.ru

Добавить комментарий