Как сажали на кол на руси фото: «Тьма кромешная»: Иван Грозный любил изощренные казни | Статьи

«Тьма кромешная»: Иван Грозный любил изощренные казни | Статьи

Слово «опричнина» знакомо практически всем, закончившим среднюю школу, но смысл его понятен далеко не каждому. Даже профессиональные историки понимают его по-разному. Для кого-то это выделенная государем в личное владение территория, для других — семилетний исторический период, третьи понимают под этим термином отряды головорезов с метлами и собачьими головами, четвертые воспринимают опричнину как особый политический режим, а пятые даже как попытку государственной реформации. Все сходятся, пожалуй, лишь в одном: царь Иоанн Васильевич, прозванный потомками Грозным, учредил опричнину 24 января лета 7072 от сотворения мира. Или, пользуясь более привычным нам григорианским календарем, 3 февраля 1565 года. «Известия» об уникальном историческом явлении, которое по сей день вызывает горячие споры.

Темные времена

Само слово «опричнина» отнюдь не было изобретением Ивана Грозного — появилось оно гораздо раньше. Уже в документах XIV века так называли часть земельного наследства, которая остается вдове в случае смерти князя, иначе она именовалась «вдовья доля». Вдова имела право пожизненно получать доходы с определенной части семейных земельных угодий, но после ее смерти имение возвращалось старшему сыну или переходило в государственную казну. То есть опричнина в XIV–XVI веках — это некий выделенный в пожизненное владение удел или часть удела. Само слово происходило от «опричь», что значит «кроме» чего-то. Согласно словарю Даля, слово означает: «вне, кроме, снаружи, за пределами чего». Отсюда «опричный» — «отдельный, выделенный, особый». Кстати, именно из-за того, что слова «опричь» и «кроме» имеют схожее значение, князь Курбский в письме царю Ивану называл его опричников кромешниками.

Напомним цепочку фактов, которые связаны с опричниной и не вызывают сомнений у историков. 3 декабря 1564 года Иван IV с семьей и ближайшим окружением выехал из столицы на богомолье в Коломенское, взяв с собой символы власти, казну, любимые иконы и даже личную библиотеку. Оттуда он направился в Александровскую слободу, предварительно несколько недель проведя в не очень понятных скитаниях по стране. Ровно через месяц, 3 января 1565 года, государь объявляет об отречении от престола в пользу старшего сына, десятилетнего Ивана Ивановича. Причиной стал гнев на бояр, высшее чиновничество и духовенство.

Фото: Global Look Press/Vladimir Boiko 

Царь Иван IV Васильевич, прозванный Грозным

Никоновская, или Патриаршая летопись. ПСРЛ, том XIII

«И царь и великий князь гнев свой положил на своих богомольцев, на архиепископов и епископов, и на архимандритов, и на игуменов, и на бояр своих, и на дворецкого и конюшего, и на окольничих, и на казначеев, и на дьяков, и на детей боярских, и на всех приказных людей опалу свою положил…»

Царь направил две грамоты — одна была адресована митрополиту и боярам, вторая — купцам и посадским людям, ее читали на всех площадях столицы и других городов.

Никоновская, или Патриаршая летопись. ПСРЛ, том XIII

«К гостем же их купцом и ко всему православному крестиянству града Москвы царь и великий князь прислал грамоту с Костянтином Поливановым, а велел перед гостьми и перед всеми людьми ту грамоту пронести дьяком Путилу Михайлову да Ондрею Васильеву; а в грамоте своей к ним писал, чтобы они себе никоторого сумнения не держали, гневу на них и опалы никоторые нет»

В грамоте к посадскому населению, к которому у Ивана «ни гнева, ни опалы» нет, виновники его ухода были названы прямо. Поскольку царь как помазанник Божий был вне подозрений, в стране стал нарастать рокот недовольства против изменников-бояр. Начались стихийные волнения. Боярской думе и церковным иерархам ничего не оставалось, как отправить делегацию во главе с новгородским архиепископом Пименом и попросить Ивана вернуться. Царь возвратился в Москву и 3 февраля объявил, что вновь примет на себя правление, но только в том случае, если ему можно будет бесконтрольно казнить изменников, налагать на них опалу, лишать имущества «без докуки и печалований» со стороны духовенства и учредить в государстве его личную «опричнину» — особый удел, в котором он будет властвовать совершенно бесконтрольно.

В него поначалу вошли 20 городов с волостями, в основном на северо-востоке страны, а также часть Москвы. Центром опричных земель стала Александровская слобода в нынешней Владимирской области. Остальные земли именовались земством и подчинялись как царю, так и Боярской думе.

И Боярская дума, и Освященный собор согласились с введением опричнины; видимо, у них просто не было другого выхода. Репрессии начались практически сразу: уже в феврале 1565 года были казнены видный воевода, один из покорителей Казани, князь Александр Борисович Горбатый с сыном Петром, а также ряд других бояр и дворян. Созданный царем опричный отряд численностью около тысячи человек (потом количество возрастет до 5–6 тыс.), который подчинялся исключительно ему, без суда и следствия хватал неугодных, которых бессудно убивал сразу или после недолгого «следствия» в застенках. Часто казни были публичными, причем умерщвляли весьма изощренно — поочередно отрубали конечности, забивали кнутом, сажали на кол, подвешивали за ребро, травили собаками.

Многие погибали под пытками.

 Фото: commons.wikimedia.org

«Московский застенок. Конец XVI века (Константино-Еленинские ворота московского застенка на рубеже XVI и XVII веков)». Картина художника Аполлинария Васнецова, 1912 год

Десятки попавших в опалу были отправлены в ссылку в далекий Казанский край. Среди них было немало знатных «княжат» — представителей родов Оболенских, Ярославских, Ростовских и Стародубских князей. Высланные лишались своих старинных вотчин и поместий, а взамен должны были получить поместья (то есть ненаследуемые земельные держания, в отличие от вотчин, которые передавались потомкам) близ Казани. Конфискованные земли и богатства шли в царскую казну. Одновременно началось переселение и вовсе ни в чем не повинных земских дворян, которые, должны были покинуть опричные уезды и переехать в земские волости. В принципе, они имели право на получение в качестве компенсации наделов в земщине, но на практике так происходило далеко не всегда — даже если пустые земли имелись, на них обычно не было крестьян, посему выделение их не имело смысла.
В экономической логике того времени ценность имела не сама земля, а те, кто ее обрабатывает.

Маховик беззаконных репрессий нарастал, попадали под него и знатные бояре, и дворяне, и простые люди, и духовенство, вплоть до самого митрополита Филиппа, которого лично задушил Малюта Скуратов. Апогеем опричного террора стал поход на Новгород, якобы заподозренный в крамоле и измене. Город подвергся страшному разорению, хотя никто в Новгороде и не думал сопротивляться государю. Погибли тысячи и тысячи простых жителей, Волхов был красным от крови. Следом репрессии обрушились на московское дворянство, которое уничтожалось с особой жестокостью и целыми родами.

В 1571 году Москва подверглась набегу крымчаков и ногайцев, опричное войско не смогло оказать врагу достойного сопротивления. Вскоре после этого царь не просто отменил опричнину, но запретил упоминание этого слова, заодно казнив многих ее руководителей и участников.

Исторический диагноз

Итоги опричнины очевидны — гибель огромного количества людей, повсеместное запустение (в начале 1570-х годов в Московской волости обрабатывалось лишь около 16% пахотных земель), голод, эпидемии, разрушение хозяйственных связей и структуры управления страной, падение нравов.

Москва оказалась беззащитна перед набегами степняков с юга, на западе шведы захватили Нарву, Копорье и другие русские земли, войска Речи Посполитой практически вытеснили русские армии с захваченных в начале Ливонской войны областей. Боярство и служилое сословие было разделено на «опричников» и «земщиков», причем взаимные обиды будут вспоминать еще несколько поколений. Они аукнутся еще в эпоху Смуты.

Вызванные произволом ужас и шок прошли не сразу, потом началось осмысление. По горячим следам этого не произошло — слишком болезненны были нанесенные стране раны, да и бурные события последующих смутных лет не способствовали спокойному анализу. Пожалуй, первым официальную позицию сформулировал придворный историограф Николай Михайлович Карамзин — по его мнению, причиной опричного ужаса была патологическая и болезненная жестокость царя, возможно, даже его помешательство. Так же считали Николай Иванович Костомаров, Дмитрий Иванович Илловайский, отчасти Василий Осипович Ключеский.

Фото: commons. wikimedia.org

«Опричники». Картина Николая Неврева. Изображает убийство царем Ивана Петровича Федорова-Челяднина

Эта точка зрения, бесспорно, имеет право на существование, поскольку психически здоровый человек вряд ли мог совершить то, что творил Иван Грозный. Современники отмечали разительные перемены, произошедшие в характере и даже внешнем облике царя за два месяца его отсутствия в Москве, после которых и началась опричнина, — он сильно похудел, почти лишился волос и бороды, глаза неестественно горели. Жестокость, с которой он казнил своих недругов (как он считал), тоже вряд ли можно назвать нормальной, причем она постепенно нарастала.

Если в первые годы опричнины осужденных все же казнили (пусть и довольно изощренно), то в 1570 году уже откровенно истязали, используя раскаленные сковороды, котлы с кипящей водой, клещи, тонкие веревки, перетирающие тело. Царь сам придумывал способы медленного и мучительного убийства, лично принимал участие в пытках и казнях, любил смотреть на страдания людей. Боярина Козаринова-Голохватова, принявшего схиму, чтобы избежать казни, царь велел взорвать на бочке пороха, объясняя, что схимники — ангелы, а потому должны лететь на небо. Новгородского епископа Леонида «обшили медведно» (зашили в медвежью шкуру) и затравили собаками, а боярина Фуникова поочередно обливали кипятком и холодной водой, пока он не умер. Дьяка Ивана Висковатого Грозный приказал буквально резать на мелкие куски — каждый опричник ножом отрезал от живого тела ломоть. Когда же дьяк скончался, нанесшего последнюю рану опричника Ивана Реутова царь приказал казнить, решив, что тот специально прекратил мучения осужденного.

Еще с XIX века неоднократно делались попытки установить возможный диагноз Грозного на основании его писем, описанных случаев поведения и иных источников. Михаил Буянов («Тяжелые люди» М., 1993) выдвигал версию, что Иван Грозный был эпилептоидным психопатом, причем психопатия сопровождалась декомпенсациями в виде бреда преследования и истероэпилептическими припадками. Андрей Личко в книге «История глазами психиатра» (1996 год) полагал, что у Грозного была паранойяльная психопатия, которая окончательно сформировалась к тридцати годам на предшествующей почве эпилептоидной акцентуации в подростковом возрасте. Отчасти это может объяснить резкий перелом, произошедший в поведении государя в начале 1560-х годов (ему как раз было около тридцати), который закончился уничтожением Избранной рады и отстранением Алексея Адашева, Сильвестра, князя Курбского, митрополита Макария и других ее членов.

В концепцию помешательства вписывается и странное отношение царя к религии — с одной стороны, он был глубоко верующим и даже богобоязненным человеком, с другой, убивал священнослужителей и демонстративно унижал иерархов церкви. Например, после новгородского разорения царь приказал облачить митрополита Пимена в скоморошью одежду, посадить на кобылу задом наперед, да еще заставил играть на волынке, и в таком виде опричники водили его по городу. О раздвоении сознания говорит и факт составления Грозным «синодика опальных» для поминовения душ им же замученных и убиенных людей.

Логика нелогичного

Но есть и другая точка зрения. Некоторые историки предпочитают видеть в действиях Ивана Грозного политический замысел — борьбу за централизацию государства, попытку сломить сопротивление и даже сепаратизм боярства и высшего духовенства. Опричнина предстает государственной реформой, а террор — лишь способом ее реализации. Первым осторожную попытку рационально подойти к опричнине сделал Сергей Михайлович Соловьев, его идеи развили Константин Николаевич Бестужев-Рюмин и его ученик Сергей Федорович Платонов. Еще радикальнее высказывался Константин Дмитриевич Кавелин, идеализировавший Ивана Васильевича и считавший его предтечей Петра Великого. С его точки зрения, русский государственник Иван IV боролся с тлетворным влиянием Запада и прежде всего Речи Посполитой с ее магнатской и шляхетской демократией. Царь не допустил распада централизованной Руси, к которому стремились бояре и высшее духовенство, а значит, «крутые меры» были оправданы.

Фото: commons. wikimedia.org

«Иоанн Грозный в Александровой слободе». Картина художника Максимова А.С, 1905 год 

После революции достаточно взвешенная точка зрения Платонова (который в 1930 году сам попадет под колесо репрессий) удачно вписалась в марксистские каноны, после чего ее подхватили и развили молодые советские исследователи. Грозный царь стал теперь инструментом классовой борьбы:

Милица Васильевна Нечкина. Статья об Иване Грозном в «Советской энциклопедии» 1933 года

«…Дворянская историография, стремившаяся объяснить политику Грозного качествами его характера, придавала решающее значение тем боярским притеснениям и оскорблениям, которые пришлось претерпеть Ивану-ребенку. Это объяснение, разумеется, не выдерживает критики; политика Грозного-царя руководствовалась отнюдь не детскими реминисценциями, а была обусловлена классовой борьбой эпохи»

Опричный террор представлялся теперь не ужасом и беззаконием, а необходимой мерой в борьбе за укрепление государства, царь же стал прогрессивным правителем, вынужденным сражаться с изменниками-боярами. Наиболее наглядно эта концепция была сформулирована в первой части программного фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Но во второй части фильма автор позволил себе несколько иначе взглянуть на ужасы опричного террора, и картина немедленно легла на полку. Сталин все объяснил предельно четко:

И. Сталин. Речь на встрече с кинематографистами 26 февраля 1946 года

«[Эйзенштейн] изобразил опричников как последних паршивцев, дегенератов, что-то вроде американского Ку-клукс-клана… Войска опричнины были прогрессивными войсками, на которые опирался Иван Грозный, чтобы собрать Россию в одно централизованное государство против феодальных князей, которые хотели раздробить и ослабить его. У него старое отношение к опричнине. Отношение старых историков к опричнине было грубо отрицательным, потому что репрессии Грозного они расценивали как репрессии Николая II и совершенно отвлекались от исторической обстановки, в которой это происходило. В наше время другой взгляд на это»

После развенчания культа личности и осуждения сталинских репрессий, Иван Грозный не воспринимался однозначно положительным героем, но поскольку в таком духе уже были написаны многие научные тома, то идея борьбы царской власти с боярством как прогрессивного явления попала практически во все советские учебники и благополучно дожила в них до 1990-х годов. Это помнят все, кто учился в советское время в школах и вузах.

Фото: Студия Алма-Ата

Кадр фильма «Иван Грозный»

Но были и исключения. Еще в сталинские годы историк с дореволюционным образованием Степан Борисович Веселовский подробно проанализировал синодики, которые Грозный рассылал по монастырям для поминовения казненных, и пришел к однозначному выводу: невозможно говорить о том, что в период опричного террора погибали в основном крупные землевладельцы. Конечно, среди казненных были бояре (была уничтожена половина Боярской думы!) и члены их семей, но кроме них было убито невероятное количество служилых людей. На смерть шли лица духовного звания, государевы слуги в приказах, военачальники, мелкие чиновники, простые ратники. Наконец, погибло невероятное количество обывателей — городских, посадских людей, крестьян. По подсчетам Веселовского, на одного убитого боярина или человека из государева двора приходилось три-четыре замученных рядовых землевладельца, а на одного служилого человека — десяток простолюдинов. Следовательно, утверждение о том, что террор носил избирательный характер и был направлен только против боярской верхушки — в корне неверно. Ученый, получивший звание профессора еще до революции, скончался в 1952 году, и его работы были опубликованы лишь посмертно.

Точку зрения Веселовского разделял и Александр Александрович Зимин. В своей монографии «Опричнина Ивана Грозного», которая вышла в 1964 году, и в последующих работах он убедительно доказывал, что идея о целенаправленной борьбе царя с боярством и вотчинным землевладением (о чем писали Платонов и его последователи) не более чем миф. Исследования Зимина продолжил его ученик, профессор исторического факультета МГПИ Владимир Борисович Кобрин, на основании архивных актов составивший списки опричников. Он подтвердил и доказал тезис Веселовского о том, что «командная верхушка опричного двора в генеалогическом отношении была ничуть не ниже титулованного и нетитулованного дворянства старого государева двора» — родовитые бояре и даже «княжата» там были представлены в достаточно значительном количестве. Анализ перераспределения земель тоже демонстрировал, что никакой целенаправленной политики устранения вотчинного землевладения царь не вел, а деяния его были хаотичными. В то же время общая тенденция на централизацию власти, уничтожение остатков удельной системы и самостоятельности церкви, конечно, прослеживалась. Царь устанавливал свою личную, деспотическую, ничем не ограниченную и не контролируемую власть. По сути, тиранию.

Если Иван IV и замышлял какие-то реформы, то они провалились. Перемены должны двигать страну вперед, он же загнал Русь в тупик и разорение — 90% пахотных земель были заброшены. Никакие идеологические разногласия с боярством не могут объяснить военный поход против русского города Новгорода, в котором опричные войска вели себя, как иностранные каратели (кстати, в опричном войске действительно состоял по крайней мере один иностранец: оставивший воспоминания о своей службе царю московитов немец фон Штаден).

Фото: РИА Новости/Пекуровский

«Иван Грозный у тела убитого им сына». Художник В.Г. Шварц. 1864 год. Государственная Третьяковская галерея

Запредельная жестокость по отношению к единоверным, безоружным и не оказывающим сопротивления людям (в том числе женщинам и детям) не может быть оправдана аналогиями с Варфоломеевской ночью или злодеяниями Генриха VIII, как это пытаются делать сегодня. Так же, как совершенно недоказанная крамола и измена бояр не может служить оправданием беззаконного и бессудного террора, развязанного в отношении лучших людей страны. А такие люди, как митрополит Филипп, глава посольского приказа Иван Висковатый, боярин Иван Федоров-Челяднин или князья Серебрянные-Оболенские, бесспорно, таковыми были. Репрессии начались еще до начала опричнины, но они были ограничены возможностью иерархов церкви и Боярской думы отстаивать осужденных путем печалований — принятых тогда коллективных ходатайств в защиту осужденных. Не случайно вводя опричнину, царь просил отменить печалования.

Опричнина — страшная, но важная страница нашей истории, которую нельзя забывать. Хотя сам факт ее никоим образом не бросает тень на всю страну: в условиях наследственной монархии это не раз случалось и в других государствах. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

 

О селе Спасское, которого больше нет

Если ехать по Фурмановской трассе (из Минеева к селу Бибереву), то справа на выезде из городской черты Иванова, за территорией Северного аэродрома, можно обнаружить полуразрушенное старинное сооружение. Это Спасская часовня в урочище Спасском рядом с деревней Подталицы Ивановского района. Пять столетий назад — еще во времена Ивана Грозного — здесь располагалось село Спасское.

Часовня на месте села Спасское. Фото 2015 года

Храм Спаса Нерукотворного в селе Спасском

В конце XVI века во время правления Иоанна Грозного жили здесь дворяне Побединские, что построили в селе храм Спаса Нерукотворного: «церковь Нерукотворенного образа господа нашего Исуса Христа да верховных апостолов Петра и Павла, да придел Никола чюдотворец» (орфография источника  сохранена – авт. )

Документ, на который мы ссылаемся, датируется 1578 годом: «Выпись из писцовых книг кн.Григория Звенигородского на поместье Ивана Григорьевича сына Побединского села Спасское с деревнями и пустошами в Талицком стану Суздальского уезда» (Антонов А.В. Акты служивых землевладельцев Т.3 с.268 №327)

Надо напомнить, что территория нынешней Ивановской области во времена Иоанна IV (Грозного) входила в состав Суздальского уезда Русского царства и включала в себя станы – более мелкие территориальные единицы -Талицкий,  Матня, Опольский, Ермолин, Тейков и Сахтыш и др.

Итак, октябрь 1578 года. Что подсказывает нам эта дата?

Одна страница Ливонской войны.
Уже двадцать лет идет Ливонская война. После разгрома Иваном Грозным Ливонского Ордена на наследие его предъявили претензии Польша, Литва и Швеция. Русский царь отказался делиться своими новоприобретенными землями. Все указанные страны стали противниками России и объединили усилия, образовав военный союз. В Ливонской войне особое место занимает Кесь, или Венден, как чаще называли эту древнюю немецкую крепость в Ливонии. Венден – город-крепость, сейчас на территории нынешней Литвы носит имя «город Цесис». Увы, нелюбытные мои современники мало что знают об этой странице нашей истории, и Кесь им известна разве что по замечательной комедии Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию».

Кесь переходила из рук в руки. Немцы – жители города – восстали против польско-литовского гарнизона, призвав на защиту солдат датского герцога Магнуса, женатого на одной из племянниц Ивана Грозного. Первоначально крепость, несмотря на сильнейшее сопротивление, была взята русскими. 31 августа 1577 года жители взорвали себя в крепостном замке, не желая подчиняться власти московского царя. Оставшиеся в живых были за сопротивление наказаны Иваном IV жесточайшим образом (побежденных варили живыми, сажали на кол). Затем войска русских отошли под Нарву, а крепость к лету 1578 года вновь была занята польско-литовским гарнизоном. Царь снова попытался овладеть Кесью, происходило это как раз осенью 1678 года. Однако союзные войска в октябре 1678 года разгромили русских, и это поражение в России воспринималось очень тяжело.

Тем не менее сражение под Кесью осталось в памяти потомков не только как поражение русских, но и как свидетельство мужества простых русских воинов. В русском войске под началом боярина князя Ивана Мстиславского были представители разных уездов, в том числе и суздальцы. К городу-крепости были переброшены войска Грозного, усиленные тяжелыми пушками. Осада длилась всего 6 дней. Артиллерия начала обстрел, разрушив часть крепостной стены толщиной более 4 м, и 21 октября 1578 года русские готовы были штурмовать Кесь через проделанные в стене бреши. Но именно в этот день на осадное войско напали объединившиеся польско-литовские и шведские отряды. Русское войско отступило в лагерь. Той же ночью из него бежали четверо воевод – главный воевода И.Ю.Булгаков Голицын, Ф.В.Шереметев, А.Д.Палецкий и дьяк А. Я.Щелканов, отправившись со своими подразделениями в Юрьев-Ливонский и бросив на произвол судьбы товарищей, твердо решивших положить « главу свою за государя». Как записано про них в книге Разрядного приказа: «С дела сбежали, и своих выдали, и наряд покинули». Наряд здесь – артиллерийские орудия. Русские пушкари «много прославились своею доблестью», сражались до последнего и, верные чувству долга, предпочли погибнуть у своих пушек, но не оставлять их добровольно врагу. Когда сражение было проиграно, знатнейшего московского воеводу князя Ивана Облоцкого повесили на самой большой пушке, называемой «Волком», были убиты и рядовые пушкари «коих порубали или повесили на орудиях» (перевод с лат). Об этом нам известно из записок Рейнгольда Гейденштейна, секретаря польского короля Стефана Батория

Двое больших воевод погибли, ещё четверо были взяты противником в плен. Противник захватил много прекрасных русских орудий (наряд) – весь осадный парк – и поделил его поровну между польско-литовскими и шведскими войсками. По разрядным записям, под Венденом «бояр и воевод побили перед Покровом во вторник и наряд весь взяли: Волка, да две Девки, да Змей перновской, да три верховых, да 7 полуторных, да три скорострелных». Пушка «Волк» досталась шведам и по сей день экспонируется в музее стокгольмского острова Грипсхольм. «Волк», «Девка» (Дева пречистая), «Змей перновский» — собственные наименования тяжелых артиллерийских орудий.

Нечаев В.А. Подвиг русских пушкарей под Венденом в 1578 г

И еще замечание, связавшее события под Кесью и Ивановский край: через десять лет, в 1588 г. Марье Владимировне, вдове Магнуса, короля Литовского, царём Федором Иоанновичем — сыном Ивана Грозного – было пожаловано в качестве «утешения» село Лежнево.

По разным источникам, под Венденом (Кесью) тогда погибло более 6 тысяч русских ратников. Из суздальских дворян, погибших под Кесью, нам известен суздальский сын боярский Иван Протопопов, брат владельца соседнего селу Спасскому сельца Авдотьино Елизария Протопопова. Вполне возможно, что кто-то из рода Побединских тоже участвовал в Ливонской войне.

Суздальские городовые дворяне Побединские

Большая часть дворян Побединских была приписана к Ярославлю. Многие из них участвовали в походах Ивана IV. Однако, работая с писцовыми и отказными книгами XVII века Суздальского уезда, я неоднократно встречала представителей этой фамилии применительно к землям нашего края, отслеживала пересечения их с другими суздальскими дворянами (Каблуковыми, Блудовыми, Казимеровыми, Порошиными и др.) с конца XVI века.

Иван Григорьев сын Побединский, названный в цитируемом  в начале статьи документе, сын помещика Ярославского уезда, имя которого встречается в исторических документах (1567) — Побединского Григория  Ивановича, и село Спасское в течение первой половины XVII в. было во владении его потомков.

Вернемся к документу 1578 года. В селе Спасском у речки Талицы в то время располагалась усадьба помещиков Побединских: «двор помещиков», где жил Иван Григорьевич с семьей, рядом, видимо, в доме причта – «поп Фёдор, проскурница Офимья, пономарь Мосейко» и при них крестьянин «Михалко, приходец». Три крестьянских двора стояли пустые. Кругом были пашни и луга, как церковные, так и принадлежавшие Побединским. А еще лес: и густой, со старыми деревьями — «лес непашенный в бревно», где возделывать землю было нельзя, и мелколесье «в жердь и в кол», т.е. с тонкими молодыми деревьями и кустами. Вокруг села роились деревеньки: Сожеватое Большое, где обитали крестьяне Иванко Иванов, Иванко Дорофеев да Коняшко Павлов, а одна изба стояла пустая; Кропивная, где жил крестьянин Мартынко с сыном Петрушкой, да Карп Евдокимов, да пришлые (приходцы) крестьяне Нечайко да Сёмой. Поодаль – деревня Дуброва с двумя дворами. Название этой деревни подсказывает нам, что когда-то здесь росли дубы, сегодня не часто встречающиеся на территории Ивановского района. На безлесом участке стояло Медведково с двумя избами, а вокруг – пустоши: пустошь, что была деревня Ступино, пустошь, что была деревня Жимолочное, пустошь Люшина, пустошь, что была деревня Пореватое.

Пустошь – это место, где несколько лет назад была деревенька, вокруг которой обрабатывались участки земли, но плодородие земель падало, и деревню переносили на новое место. Порой через некоторое время деревни возвращались на старое место.

Небольшое замечание по поводу названия «Жимолочное». Странно звучит, не правда ли? Но не забываем, что древние документы дошли до нас в «списках» – копиях, были неоднократно переписаны писцами в связи с ветхостью и плохой сохранностью. Частенько писцы указывало второе – не основное название населенного пункта. Выглядело это так. Например, Княгинино, Талицы тож (о нынешних Ново-Талицах), или «Биберево, а Нохриево тож», «Лесное, Алферьево тож», «Балахонки, а Петровка тож» и т.д. Причем частенько названия записывались со слов диктующего. Вот и получалось: «Искусково» — позже встречалось под вторым наименованием «Лоскутово», т.е. из кусков земельных состоящее; так и здесь – первое название мы не знаем, второе – Молочное тоже – Жимолочное.

Здесь когда-то находилось село Спасское и дер. Черная) Фото 2011г.

Что известно нам о других представителях рода Побединских, осевших в Талицком стане?

В 1609 году, когда Суздальский уезд оказался под властью очередного самозванца, суздальские дворяне одними из первых в Замосковье целовали крест Лжедмитрию II и отправили ему повинную грамоту. Среди фамилий суздальских дворян, присягнувших «тушинскому вору», наряду с Казимеровыми, Протопоповыми, Порошиными, Теприцкими, Каблуковыми, Козловыми и др., соседями по Талицкому стану, мы встретим и фамилию Павла Побединского

Не стоит обсуждать в данной статье причины метания дворян в Смутное время от одного правителя к другому – не только городовые дворяне пытались защитить себя и свои семьи и нашли выход: формально признать власть самозванца, но всячески саботировать его приказы, но и люди, наделенные властью, – бояре и воеводы —  в это трагическое время стояли перед нравственным выбором. Тот же князь Михаил Скопин-Шуйский некоторое время служил Лжедмитрию I, а затем проявил себя как герой и спаситель Отечества. Уже в мае 1610 года суздальцы под началом воеводы Якова Прокудинова отправились в Ростов, чтобы соединиться с войсками воеводы Василия Бутурлина и совместно выступить против тушинцев (Акты служилых землевладельцев XV—начала XVII века. Том IV /Сост. А. В. Антонов. — М.: Древлехранилище, 2008 с.273 №364)

После того как схлынула смута и установилась власть избранного Всенародным Собором царя, Побединские служили ему верой и правдой.

Сыновья Ивана Григорьевича – Павел и Игнат за ратную службу награждены были «царским золотым», получил награду и сын Павла – Павел Павлович, сражавшийся рядом с отцом. В Боярском списке 1621/22 гг. (публикация В.П.Сторожева) он назван уже не ярославским, а суздальским выборным дворянином.

Упоминаются также в исторических источниках второй половины 16 – нач. 17 веков: Побединский Улан Федорович, Побединский N Федорович Пятый, Побединский Третьяк Иванович — все они в 1567 году указаны помещиками Ярославского у. Встречается также Побединский Волк Федорович  († 1552,под Казанью) сын-боярск. помещ.-Муром-у./Стародуб-Северск.-у  и Побединский (-ой) Богдан, губной староста (Веселовский С.Б. Документы Печатного приказа (1613-1615 гг.). — M.: Наука, 1994)

Отметим, что здесь у братьев Побединских указаны не крестильные имена, а прозвища – явление, очень распространенное в 16 веке. «Третьяк» — третий сын, «Пятый» — тоже показывает очередность появления на свет среди братьев. Пятый Григорьев сын Побединский встречается в документах Побединских из Спасского, предполагаю, что это и есть Побединский Иван Григорьев(оп.224 кн.11333 Л.42 ) , сын родоначальника «талицкой» ветви рода.

Итак,   у Ивана Григорьевича Побединского остались сыновья:

Павел Иванович
Иван Иванович
Игнатий  Иванович
Богдан Иванович
(?)(1601)- ярославский губной староста


Отследить судьбы всех сыновей не удалось, но некоторые сведения из исторических документов помогают познакомиться с жизнью этой семьи несколько столетий назад.

У Павла Ивановича были сыновья Афанасий Павлович и Павел Павлович.

Афанасий Павлович Побединский погиб в 128 году /1619/, вдова его Прасковья снова вышла замуж – за Дмитрия Игумнова сына Белова, а часть земель рода перешла по наследству брату Павлу Павловичу Побединскому (†1646 г., указана вдова Марья, которая выйдет замуж за Колтовского Бориса Севастьянова) (оп.224 кн.11332 Л.13 №44 и кн.11335 Л.208 №7) Самого Павла Ивановича к этому времени не было в живых.

Младший брат Павла Ивановича, Игнатей Иванович Побединский, служивший уже царю Михаилу Романову, назван в «Приходно-расходной книге разряда 7125 года» (документ о выдаче жалованья ратным людям за 1616 год).

У Игната Побединского были сыновья – Дмитрий († 1647) и Родион († 1646).  В писцовых книгах 1628-1630 гг. село Спасское числится за ними (оп.61 Л.36 №295).
Позже Дмитрий Игнатьевич получит поместье брата Родиона, погибшего в 1646 году, «…в Суздальском у. село Спасское, пустоши Дубрава, Медветкова, Кривоногая, Ступина, Жимолочная, Сажева, Кропивная, Пареватая». Однако и его не пощадила судьба, и в начале следующего года названные земли переходят «вдове Авдотье, Дмитриевой жене Побединского» и его сыновьям Захару и Афанасию, Дмитриевым детям (оп.224 кн.11335 Л.222, 224 №64 и №70), а также двоюродному брату Алексею Богдановичу Побединскому и Михаилу Побединскому (без указания отчества, отмечен погибшим в 1646 г.оп.224 кн.11334 Л.131, вотчина его перешла Полтевым).  Причем, судя по «Алфавитам», Авдотья – вторая жена Дмитрия и его сыновья вдове Авдотье пасынки. Алексей Богданович тоже сложит голову на поле боя в ноябре того  же года,  и его поместье перейдет  Карбышеву Андрею Алексеевичу, возможно за вдовой или дочерью (оп. 224 кн.11335 Л.229 №92).

Почему череда смертей среди Побединских падает именно на 1646 год? Крымское ханство возобновило свои походы на южные окраины России. Наибольшего размаха они достигли в 1644–1645 гг., когда опустошению подверглись Комарицкая волость, Курский, Воронежский, Белгородский, Севский, Путивльский, Рыльский, Новгород-Северский и Карачевский уезды, где крымцами и ногайцами было захвачено в плен около 16000 человек. Именно в 1646 г. правительство царя Алексея Михайловича, вставшее на путь активной борьбы с агрессией Крымского ханства и его ногайских вассалов, решило отправить на Дон две военные группировки. Так как Побединские были людьми служивыми, они, скорее всего, тоже участвовали в боевых действиях в низовьях Дона и в Восточном Приазовье (так называемом Азовском походе 1646 года) под началом своего земляка, воеводы и стольника князя Семена Романовича Пожарского, племянника легендарного кн. Дмитрия Пожарского.

Набеги ногайских
и азовских татар
стали бедствием
для Русского
царства

Документального   подтверждения этому предположению нет, потому вернемся  к рассказу о владельцах поместья в селе Спасском и их связях с другими суздальскими дворянами.

Родословная таблица суздальских дворян Побединских



Родион Игнатьевич Побединский наследников не оставил, потому  село Спасское перешло  в конце  XVII века  потомкам Дмитрия Игнатьевича Побединского.

Это сыновья Захар Дмитриевич  и Афанасий Дмитриевич и дочери:

Екатерина Дмитриевна
Ульяна Дмитриевна
Аграфена Дмитриевна
Арина Дмитриевна


В документе 1677 года «За Захаром и Афанасием Дмитриевыми детьми Побединскими сельцо Спасское» (оп.61 кн.11331 Л.190 №427).

В 70-х годах, видимо, сельская церковь, которая скорее всего была деревянной, сгорела, и потому семья проживает в СЕЛЬЦЕ Спасском. Сельцом в Русское средневековье называли барскую усадьбу: господский дом, двор и хозяйственные постройки, где  также жили и дворовые люди помещика.

Афанасий Дмитриевич (погиб в 1702) + жена Варвара Михайловна (оп.946 кн.11368 Л.76 №14), предположительно, дочь Михаила Григорьевича  Кашинцева.

1. дочь Екатерина Афанасьевна + муж Михайловский  Петр Михайлович
2. дочь Ирина Афанасьевна

Захар Дмитриевич тоже вскоре погиб, оставив вдову Аграфену и сына Андрея.

В мае 1702 года  Спасское отмечено за  Казимеровыми: Иван Меньшой Глебович Казимеров женился  на вдове Афанасия  Побединского. В документе совладельцами названы «Варвара, Афанасьева жена Побединская и Иван Григорьевич Кашинцев» (оп.266 кн.11357 Л.254 №2)

Иван Большой Глебович Казимеров был женат на вдове Степана Алалыкина, сестра которого Федосья Степановна, в свою очередь, была замужем за одним из Побединских.

Казимеровым принадлежали также находящиеся рядом со Спасским деревня Черная и сц. Черное. Но брачные связи Побединских и Казимеровых, возможно, более давние: еще в 1658 г. среди земель Федора Данилова сына Казимерова «мелькают» земли Побединских: пуст. Спасское, Медведково, Елизарцово.

В 1712 году имение Побединских : «сц.Елизарово, пустошь село Спасское (!), пустоши Дубрава, Медведково, Кривоногая, Спирина, Жимолочная, Сажеватая (Ченцова тож») и др. переходят  Фёдору Крюкову в качестве приданого за Ириной Афанасьевной Побединской (оп.226 кн.11354 Л.192 №71) /(оп.946 кн.11375 Л.453-454 №9)

Как видим, бывшее село опустело, помещики проживают  в сельце Елизарово.

Примечание: «Алфавиты к отказным книгам Суздальского уезда» также называют в первой четверти 17 века Семена Побединского, его сыновей Ивана Семенова и Петра Семенова (+ вдова Федора, сын её Василий Петрович и дочери Прасковья и Соломонида ) и Ивана Васильева сына и стольника Луку Ивановича. Этих персон идентифицировать не удалось.

Почему же Спасское больше не стало селом, а перешло в статус сначала «сельца», а потом «деревни»? Почему снова не была построена церковь на этом месте?

Территориально район, о котором идет речь, небольшой – пару десятков квадратных километров. Недалеко от Спасского на берегу Уводи находилось сельцо Авдотьино с деревнями и пустошами (№624 – номер по Плану генерального межевания 1774 года) — владение генерал-аншефа Романа Ларионовича Воронцова, где он в 1776 году построил каменную Троицкую церковь (и Авдотьино стало селом; Воронцову также принадлежала пуст.Дмитриева (№606), где сегодня располагается улица Рабфаковская, и Афреково поле (?!) (№622)

Также, что называется, в «шаговой доступности» — село Богородское-Кречетниковых), где была деревянная церковь, а «в 1796 году тщанием генерал-майора Петра Никитича Кречетникова, построена новая — зданием каменная с таковою же колокольнею и оградою. Приход:село и деревни Богданцево, Талицкая, Поповское, Воронниково, Юриково, сельца Сергиевское и Спасское».
Каменная часовня Спаса Преображения в сц. Спасском приписана была к этому храму.

А в сельце Спасском церковь больше не восстанавливали. Какое-то время в сельце еще был господский дом, но на рубеже 18-19 веков Спасское известно только как деревня. А вот в сельце Черном в 1817 году еще проживали помещики Овцыны (сельцо числилось за братьями Александром и Михаилом, сыновьями Ивана Овцына и его внуками Алексеем и Егором. Ивану Овцыну поместье досталось от Михаила Казимерова (оп.947 кн.11418 №4)

В 1816 году сельцо  Спасское и деревня Спасская станут владением графа Дмитрия Николаевича Шереметева (1803-1871). Интересно, что в документах об опекунстве над малолетним графом Дмитрием присутствуют и КРЮКОВЫ.

В 1859 году упоминается «на проселочном тракте из села Иванова в город Плес Владимирской губернии, Шуйского уезда деревня владельческая Спасское (№5876) при речке Талице, в ней 15 дворов и 81 житель».

Рядом – «деревня владельческая Черново (№5885) при колодцах, где 18 дворов и 110 жителей» (Список населённых мест Российской империи по сведениям 1859–1873 годов)

Рядом с местом, где были когда-то Черное и Спасское, сейчас садовые товарищества «Лето» и Хопёр». Восьмигранное кирпичное здание часовни, завершённое куполом сложной формы, сегодня стоит полуразрушенным. Летом 2022 года кто-то поставил в часовне лампаду и развесил на стене иконки. Несмотря на это, часовня заброшена и продолжает разрушаться.

Елена ФИЛИППОВА

видеоматериалов показывают новые зверства против украинских военнопленных | Украина

Появились ужасающие видео и фото, на которых видно, как голова украинского военнопленного застряла на столбе возле дома в восточноукраинском городе Попасная, который был захвачен российскими войсками в мае и близок к нынешнему линия фронта на Донбассе.

Украинский губернатор Луганской области Сергей Гайдай разместил в своем Telegram-канале жуткое фото. С тех пор он широко распространился в социальных сетях. Украинцы обвинили российские войска в варварском средневековом поведении и сравнили изображение с «Властелином колец».

«Они действительно орки. Двадцать первый век, оккупированная Попасная, человеческий череп на заборе», — писал Гайдай. «В русских нет ничего человеческого. Мы воюем с не-людьми».

The Guardian не подтвердил подлинность фотографии. Инструменты геолокации предполагают, что он подлинный и был сделан в конце июля недалеко от центра Попасной. Вывеска на стене гласит: «улица Нагорная, 21».

На видео видно обезглавленное тело мужчины, одетого в военную форму. Голова застряла на деревянном шесте. Две руки были помещены на металлические шипы на заборе по обе стороны от головы, что похоже на палисадник.

Украинская армия отступила из Попасной в начале мая. Президент Чечни Рамзан Кадыров заявил, что его войска захватили город. В июле российские войска захватили всю Луганскую область.

В субботу они пытались штурмовать город Бахмут, расположенный в 18 милях (30 км) к западу от Попасной в соседней Донецкой области. Украинские официальные лица подтвердили, что ожесточенные бои продолжаются, а русские продвигаются к западным окраинам города.

Фотография — последнее очевидное злодеяние, совершенное московскими солдатами после полномасштабного вторжения Владимира Путина в Украину в феврале. На прошлой неделе появились кадры, на которых боевик якобы кастрировал связанного украинского заключенного, который затем был застрелен.

Кадры изначально были размещены в пророссийских Telegram-каналах. В субботу сайт Bellingcat опубликовал расследование инцидента. Ссылаясь на визуальные улики и доказательства из открытых источников, сайт сообщил, что на месте происшествия присутствовало чеченское военизированное формирование.

Он идентифицировал российского солдата в характерной черной широкополой шляпе, которую можно увидеть на кадрах. Солдат отрицал свое участие в нанесении увечий и казни, но подтвердил, что российские спецслужбы допрашивали его по этому поводу, сообщает Bellingcat.

Предполагаемое местонахождение — заброшенный санаторий в Приволье, недалеко от города Лисичанск. Россия взяла под свой контроль этот район примерно в 25 милях к северу от Попасной в начале июля. Украинские силы ранее оккупировали комплекс 1970-х годов, который выходит на реку Северский Донец.

Подпишитесь на наш бесплатный ежедневный информационный бюллетень First Edition — каждое утро в будние дни в 7:00 по московскому времени

Изображение головы на столбе вызвало всеобщее отвращение. В своем Twitter бывший посол Украины в Австрии Александр Щерба назвал это военным преступлением России, добавив: «Оккупированная Попасная на Донбассе. Голова украинского военнопленного на палке».

Михаил Ходорковский, бывший олигарх, заключенный в тюрьму Путиным, который сейчас находится в изгнании в Лондоне, сказал, что фотография является примером Русский мир, или «Русский мир». Эта фраза описывает усилия Кремля по воссоединению русскоязычных в культурной и политической сфере.

Он написал в Твиттере: «Сможет ли Россия оправиться от этого и вернуться в сообщество цивилизованных народов? А пока он приносит тьму средневековья своим соседям и народам по всему миру #russianworld прибыл в оккупированную Попасную на Донбассе».

В эту статью были внесены поправки 9 августа 2022 года, чтобы ссылаться на кадры, на которых боевик предположительно кастрирует связанного украинского пленного, а не на чеченского боевика, якобы совершающего это действие, как в более ранней версии говорилось: неизвестно, откуда был боевик.

Почему российские солдаты следуют лекалам ИГИЛ

Российские военные жестоко казнили украинского пленного, обезглавив его ножом. Видео зверства впервые появилось в соцсетях вечером 11 апреля, после чего его активно распространили прокремлевские Telegram-каналы и аккаунты в соцсетях.

В тот же день российская группа MILITARY Z опубликовала фото головы, насаженной на шип, заявив, что это «останки украинского солдата». Выяснить обстоятельства снятого на видео происшествия, как и проверить, действительно ли видео и фото связаны, пока не удалось.

Служба безопасности Украины начала расследование этого военного преступления. Президент Владимир Зеленский подчеркнул, что этот случай «не случайность, не эпизод».

«Мы ничего не забудем. Мы также не собираемся прощать убийц. За все будет юридическая ответственность. Необходимо победить террор», — заявил президент .

Центр стратегических коммуникаций и информационной безопасности объясняет, почему появляются эти видеоролики и на что они указывают.

Военные преступления – обычное дело для российских военных

Это не первый случай нечеловеческой жестокости со стороны российских военных и военизированных формирований, ставший достоянием общественности. Украинские правоохранительные органы, журналисты и правозащитники получают доказательства убийств, пыток и изнасилований гражданских заложников и военнопленных с 2014 года — начала вооруженной агрессии России против Украины, которая привела к оккупации Крыма и части Донецкой и Луганской областей.

Первой жертвой российской агрессии против Украины стал Решат Аметов, крымский татарин, протестовавший против российской оккупации полуострова.

Фото из семейного архива: Решат Аметов, 39 лет, вместе с двумя своими детьми, Алием, 5 лет и Хатидже, 2,5 года.

3 марта был похищен боевиками военизированного формирования «Крымская самооборона» под руководством отставного офицера Российской армии Евгения Скрипника. Киллеры выкололи Решату Аметову глаза, сломали ему ребра, оставили на теле многочисленные раны и ожоги.

Евгений Скрипник

Оккупанты отрезали руку военнослужащему 24-го батальона территориальной обороны Адиар Василию Пелишу — все из-за татуировки украинского герба — трезубца.

Василий Пелыш (слева)

О том, что такие пытки, как выкалывание глаз или отрезание конечностей, являются обычной практикой российских оккупантов, неоднократно свидетельствовали выжившие.

Полномасштабное вторжение, начавшееся 24 февраля 2022 года, сопровождается массовыми военными преступлениями. На оккупированных территориях русские пытали, насиловали и убивали как пленных солдат, так и гражданских заложников. Только в Харьковской области после изгнания российских оккупантов украинские силовики обнаружили 25 застенков.

По состоянию на середину марта правоохранительные органы Украины задокументировали более 71 000 военных преступлений, в том числе более 150 случаев сексуального насилия в отношении женщин, детей и мужчин. Но реальное количество изнасилований намного выше: документирование и расследование этого вида преступлений осложняются как убийством некоторых жертв оккупантами, так и психологической травмой, которую выжившие переживают по сей день.

Почему сегодня появляются видео казней и пыток?

Сами русские не каждое преступление документируют, снимают на видео. Но можно сказать, что практика довольно распространенная.

В марте было опубликовано видео расстрела россиянами пленного украинского солдата Александра Мациевского, последними словами которого были «Слава Украине!»

Александр Мациевский

В июле 2022 года просочились две части видеозаписи пыток и убийства заключенного, которому канцелярским ножом отрезали гениталии. OSINT-расследователи Bellingcat установили, что преступление совершили на территории санатория в Луганской области уроженец Республики Тыва Очур-Суге Монгуш и другие боевики батальона «Кадыров» Росгвардии «Ахмат».

Очур-Суге Монгуш

Эти ужасные видео публикуются не только для того, чтобы подорвать боевой дух украинских военных и деморализовать гражданское население.

Россияне провоцируют украинских солдат на подобные зверства в качестве мести.

Есть все основания полагать, что создание подобного контента является средством «связывания кровью» военнослужащих ВС РФ, российской гвардии и боевиков из иррегулярных формирований. Лица, замешанные в преступлениях, должны понимать, что «обратной дороги» у них нет, а дезертирство, сдача в плен или иные попытки избежать боевых действий плохо для них кончатся.

Телеграм-канал ДШРГ Русич добавил комментарий к видео расстрела: «вы удивитесь, сколько еще таких видео всплывет».

Это еще одно доказательство того, что пытки и казни заключенных — систематическая практика россиян.

Данная платформа является официальным каналом связи Диверсионно-штурмовой разведывательной группы «Русич». Основатель и командир этого подразделения Алексей Мильчаков не скрывает своих неонацистских взглядов и лично занимается созданием ужасного контента. В 2011 году Мильчаков разместил в соцсетях фото убийства щенка с отрезанной головой. По этому факту российская полиция даже возбудила уголовное дело.

Алексей Мильчаков

Но ни проблемы с законом, ни откровенная пропаганда нацизма не помешали Мильчакову служить в элитном подразделении 76-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии, дислоцированной в Пскове. В 2014 году он отправился на Донбасс в качестве «добровольца». Среди того, что снимал тогда Мильчаков, были убийства украинских раненых бойцов, попавших в засаду в Луганской области 5 сентября 2014 года, и нанесение увечий их телам.

После участия в войне на востоке Украины в 2014 году Мильчаков стал заметной медийной фигурой в России, частым гостем телепередач и активистом так называемого «Союза добровольцев Донбасса». Он неоднократно встречался и фотографировался с российскими политиками, например, с тогдашним помощником Путина Владиславом Сурковым.

Выводы

●     Действия российских военных ничем не отличаются от действий террористов ИГИЛ. В их армейских рядах есть настоящие садисты. Командиры знают о военных преступлениях, они даже контролируют их.

●     Пытки и убийства пленных и заложников российскими военными являются логическим продолжением действий Кремля и высшего командования. Именно они выбрали террористические средства ведения войны, предполагающие ракетные удары по жилым домам и объектам жизнеобеспечения.

●     Есть все основания признать Россию государством-спонсором терроризма.

●     Террористические действия, совершенные российским руководством и его военными, несовместимы с присутствием России в Совете Безопасности ООН в качестве постоянного члена.

●     Любые попытки «заморозить» конфликт или заключить перемирие не могут остановить войну.

Добавить комментарий