Как заинтересовать публику – Как привлечь внимание людей с самого начала выступления

Содержание

Как привлечь внимание людей с самого начала выступления

Уверенное выступление в любой ситуации

Уверенное выступление в любой ситуации

Вы наверняка слышали выражения: «Первое впечатление всегда самое сильное» или «У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление». Уверен я и в том, что вы слышали поговорку: «Хорошее начало полдела откачало».

Выходя на сцену, вы должны приложить все усилия к тому, чтобы первое впечатление аудитории о вас было позитивным. Так вы привлечете ее на свою сторону, и она будет готова слушать и воспринимать ваши слова.

«Начало – самая важная часть любой работы, особенно для молодой и незрелой личности: в это время характер только формируется, и желаемое впечатление будет воспринято более благоприятно», – Платон.

Знакомство со слушателями

Если вы выступаете с презентацией, перед началом которой кто-нибудь представляет вас слушателям, то его слова как раз и закладывают тот фундамент, на котором вы будете строить свое выступление. Задача официального представления – вызвать у публики определенные ожидания. Цель – заставить слушателей мысленно и эмоционально податься вперед, вам навстречу, чтобы узнать, что именно вы собираетесь им сообщить. Поэтому следует заранее внимательно спланировать свое знакомство с аудиторией.

В идеале в начале официального представления спикера описываются его достижения. Затем оглашается тема или название презентации. И наконец, сообщается имя выступающего. В зависимости от темы и длительности выступления представление может быть кратким или развернутым.

Вот пример краткого представления: «Наш сегодняшний гость является основателем двадцати двух компаний, восемь из которых сделали его миллионером. Сегодня он расскажет нам, как мы можем “преуспевать в бизнесе, полагаясь лишь на собственные силы”. Пожалуйста, поприветствуйте мистера Брайана Трейси».

Развернутое представление будет включать в себя больше деталей из биографии спикера и его достижений, особенно в областях, связанных с темой выступления. Задача стоит всегда одна – вызвать у аудитории доверие к оратору и сформировать определенные ожидания от встречи с ним, чтобы слушателям не терпелось узнать, что этот человек собирается им сказать.

Итак, вас представили. Что дальше?

С момента окончания официального представления и до того, как вы начнете свою презентацию, должно произойти очень многое. Поэтому запомните следующие пять пунктов и, выходя на сцену, следите за их выполнением – так вы произведете благоприятное впечатление на аудиторию и зададите верный тон для общения с ней.

Ступайте уверенно

Когда прозвучит ваше официальное представление, выйдите на сцену и поздоровайтесь с ведущим за руку. Можете даже слегка обнять его, если посчитаете такой жест уместным. Позвольте ему уйти со сцены и затем повернитесь к аудитории.

Начните с паузы, чтобы дать слушателям время успокоиться и сосредоточиться. Улыбнитесь и в течение нескольких секунд медленно обведите взглядом зал, как будто вы и вправду счастливы, что оказались здесь, среди всех этих людей.

Пока вы будете стоять на сцене и, улыбаясь, держать паузу, аудитория быстро успокоится, замолчит и направит все свое внимание на вас, предвкушая начало выступления. После того как все смолкнут и воцарится напряженное ожидание, произнесите сильное, ясное, дружественное, интересное, мгновенно захватывающее воображение аудитории вступление, которое вовлечет слушателей в презентацию и будет перекликаться с вашими заключительными ремарками.

Выглядите подобающе

В отношении внешнего вида действует одно железное правило: ничто в вашей одежде, аксессуарах, прическе и макияже не должно отвлекать внимание от вас самих и вашего послания. Люди принимают решение о том, чего можно от вас ожидать, в течение первых тридцати секунд после вашего появления на сцене. Поэтому все в вашей внешности имеет огромное значение.

Своим видом вы говорите аудитории, что думаете о себе и как себя чувствуете. Внешний вид выражает ваше представление о самом себе, о своем имидже. Но и это не все: ваш внешний вид выдает также ваше отношение к аудитории. Правило здесь одно: то, что не помогает, – мешает.

Многие спикеры ошибаются, думая, что если они выйдут к аудитории небрежно одетыми, как будто только что закончили заниматься своим садом, то будут выглядеть крутыми. На самом деле подобный внешний вид говорит аудитории другое: что вы не уважаете ни ее, ни себя. Если у слушателей сложится подобное впечатление, что бы вы затем ни говорили, ваши слова не будут иметь для них той ценности, которую несут.

Мои клиенты, как правило, проводят годовые собрания в красивых курортных местечках на юге и западе страны. Они обычно сообщают, что все будут в одеты в стиле кэжуал и что я тоже могу прийти в повседневной одежде. Я никогда не принимаю подобных предложений. Хороший тон требует одеваться так же, как аудитория, или лучше ее. Запомните: вы всегда должны выглядеть как профессионал.

У меня есть друг, хороший начинающий спикер. Но он вырос в бедной семье. Поэтому не очень хорошо разбирается в вопросах стиля одежды и аксессуаров. Кто-то подарил ему на Рождество массивное золотое кольцо. Он носил его на мизинце даже во время выступлений, поскольку ему казалось, что перстень красивый.

Так длилось до тех пор, пока после очередного семинара организатор мероприятия не отвел его в сторонку, чтобы сказать: «Вы хороший человек, и у вас хорошее выступление. Но когда человек носит такое кольцо на мизинце, он становится похож на сутенера».

Парню и в голову не приходило, что он производит подобное впечатление. Конечно же, он сразу снял кольцо и больше никогда его не надевал.

Создайте позитивные ожидания

Создавать ожидания – ваша первоочередная задача. Вам же хочется, чтобы аудитория чувствовала себя счастливой от того, что получила возможность попасть на вашу презентацию. Вам важно, чтобы она мечтала послушать вас, внимая каждому слову.

Не забывайте, что все присутствующие желают вам успеха. Они уже и так на вашей стороне и искренне хотят, чтобы выступление получилось хорошим. Ваши первые слова должны укрепить их в вере, что так и будет.

Очень важно, чтобы вы понравились слушателям с самого начала. Чем привлекательнее вы будете казаться людям, тем более открыто они воспримут ваше послание и тем меньше станут противиться вашим предложениям, которые, возможно, противоречат их представлениям и убеждениям.

Сразу берите управление в свои руки

Выходя на сцену для выступления, вы становитесь лидером. Люди, сидящие в зале, хотят, чтобы вы контролировали ход событий. Они желают, чтобы вы взяли управление залом в свои руки. Действуйте так, как будто помещение принадлежит вам и все присутствующие работают на вас. Они будут выполнять ваши команды.

После того как вас официально представят, немедленно пройдите туда, откуда собираетесь говорить. Шагайте, расправив плечи, с улыбкой на лице, с широко открытыми глазами и закрытым ртом. Двигайтесь бодро, уверенно, энергично и решительно.

Начиная говорить, сфокусируйтесь на одном-единственном человеке в аудитории, как будто заводите теплую и непринужденную беседу лично с ним. А затем плавно переведите взгляд на другого слушателя, потом еще на одного и еще. Такой прямой зрительный контакт «притормозит» вас, поможет успокоить нервы и наладить связь с людьми, сидящими в зале.

Будьте искренними и скромными

Самый лучший способ понравиться аудитории – быть собой и говорить искренне и скромно. Чтобы продемонстрировать свою искренность, ведите себя открыто и будьте самими собой. Можете показать, что немного растеряны и взволнованы пристальным вниманием и интересом со стороны аудитории. Улыбнитесь тепло и широко и обведите зал взглядом.

А как показать скромность? Просто не надо принимать вид всезнайки или человека, в чем-то превосходящего своих слушателей. Иногда, если ведущий, представляя меня, оказывается особенно щедр на комплименты, в ответном слове я говорю ему что-нибудь в духе: «Спасибо! Ты прочитал все, что написала моя жена обо мне, слово в слово. Но если честно, я до сих пор не могу заставить детей ложиться спать вовремя».

Длинный перечень возможных вступлений

Итак, вы стоите в свете софитов. Что делать далее, какими словами начать выступление? Существует несколько способов дать своей речи эффективный старт. Все они направлены на то, чтобы сразу завладеть вниманием аудитории и не позволять ей отвлекаться на посторонние дела до конца презентации.

Поблагодарите организаторов

Вы можете начать свою речь с благодарности в адрес слушателей – за то, что они пришли, а также в адрес организаторов – за приглашение выступить. Упомяните человека, который вас представил, или одного, а может, и нескольких руководителей организации, сидящих в зале. Им будет лестно и приятно, и вы почувствуете, что контакт с аудиторией уже установлен – что вы воткнули вилку в розетку.

Начните с позитивного утверждения

Можете сообщить своим слушателям, что им понравится ваше выступление. Например, можете заявить: «Вам действительно придется по душе то, как мы проведем время вместе сегодня. Я собираюсь поделиться с вами некоторыми из самых интересных идей и важных открытий в этой области».

Похвалите слушателей

Можно также начать с похвалы в адрес аудитории, только говорить нужно искренне и очень уважительно. Улыбнитесь, как будто действительно безмерно рады оказаться среди собравшихся, будто все они ваши старые друзья, с которыми вы давно не виделись.

Можете сказать слушателям, что для вас большая честь быть здесь, что они важные люди в своей компании или отрасли и что вам не терпится поделиться с ними некоторыми свежими идеями. Например, можно заявить что-нибудь в духе: «Для меня большая честь быть среди вас сегодня. Вы – элита, верхушка, первая десятка в своей отрасли. Только лучшие специалисты в своем деле найдут время и не пожалеют сил на то, чтобы проделать такой длинный путь и принять участие в этой конференции».

Скажите об аудитории нечто такое, что активизирует ее

Нередко, выступая перед членами какой-нибудь организации или группы предпринимателей, я начинаю так: «Спасибо вам за приглашение. Я только что узнал, что сегодня буду выступать перед залом, полным миллионеров, которые заработали свое состояние собственным трудом». После этого заявления я делаю паузу, улыбаясь и оглядываясь вокруг, давая аудитории время проникнуться моими словами. И затем продолжаю: «Насколько я понял, каждый, кто сейчас здесь присутствует, или уже является селфмейд-миллионером, или собирается им стать в ближайшем будущем. Я прав?»

Такие слова обычно вызывают в ответ дружное «да!». Все начинают улыбаться и соглашаться с тем, что их цель – стать миллионерами. После подобного начала они «просыпаются», приободряются и уже с нетерпением жаждут услышать, что еще я собираюсь им сказать.

Упомяните некое актуальное событие

Используйте передовицу свежей газеты как мостик, чтобы перейти к теме вашей беседы или доказать либо проиллюстрировать свою точку зрения. Вы можете принести с собой экземпляр газеты и развернуть ее перед всеми, когда сошлетесь на написанное в ней во время вступительных слов. Такая картинка – вы стоите на сцене с газетой в руках и читаете или цитируете наизусть важные мысли – привлечет внимание аудитории к вам и заставит людей податься вперед, чтобы не пропустить ни единого вашего слова.

Вспомните некое историческое событие

На протяжении многих лет я всерьез занимался изучением военной истории. Особенно меня интересовала жизнь и боевые подвиги выдающихся полководцев и военачальников, а также решающие битвы, которые они выигрывали. Конечно, среди моих любимых героев есть и Александр Великий.

Однажды меня попросили выступить на тему лидерства перед группой менеджеров компании, входящей в перечень «Top-500» журнала Fortune. Я решил, что история военной кампании Александра Македонского против царя Персии Дария отлично подойдет в качестве иллюстрации лидерских качеств одного из величайших полководцев в истории человечества. Свое выступление я начал следующими словами:

Жил-был когда-то молодой человек по имени Александр. Он вырос в бедной стране, но амбиций ему было не занимать. Еще с юных лет он решил, что хочет завоевать весь известный в то время мир. Но имелась одна маленькая проблема. Значительная часть этого мира находилась под властью огромной многонациональной империи под названием Персия, во главе которой стоял царь Дарий ІІ. Чтобы реализовать свои амбиции, Александру необходимо было отнять у лидера «рынка» его «рыночную долю». Дарий же был решительно настроен на что, чтобы отстоять свои права.

Сегодня вы и ваши основные конкуренты на рынке находитесь точно в такой же ситуации. Вам придется применить все свои лидерские качества и умения, чтобы выиграть величайшие маркетинговые битвы будущего.

Процитируйте слова известного человека

Начать выступление можно и с цитаты известного человека или печатного издания, которые недавно выступили с важным заявлением. Например:

Сегодня мы поговорим о том, почему некоторые люди зарабатывают больше, чем другие. Недавно лауреат Нобелевской премии по экономике Гари Беккер написал в своей работе, что неравенство доходов в США почти целиком является результатом разрыва в уровне знаний и умений различных групп людей. В следующие несколько минут я собираюсь показать вам, как можно восполнить дефицит знаний и умений, чтобы сократить этот разрыв и в ближайшие годы стать лидером в своей области.

Приведу еще пример. Одна из тем, которых я регулярно касаюсь в своих выступлениях, связана с необходимостью постоянного личностного и профессионального роста. Обычно я говорю что-нибудь в духе: «В XXI веке знания и ноу-хау имеют ключевое значение для успеха. Или, как сказал баскетбольный тренер Пэт Райли: “Если ты не становишься лучше, ты становишься хуже”».

Перескажите недавний разговор

Начните с пересказа вашей недавней беседы с кем-нибудь из присутствующих. Например, скажите так: «Несколько минут назад в фойе я разговаривал с Томом Робинсоном. Он сказал мне, что сейчас наступил один из самых удачных моментов для того, чтобы делать бизнес в этой отрасли. И я с ним согласен».

Сделайте шокирующее заявление

Можно начать свое выступление с заявления, которое вызовет некий шок. Например, вы можете заявить что-нибудь такое: «По последним данным, в следующем году в этой отрасли конкуренция не просто усилится, но приведет к таким переменам и новым возможностям, какие в прошлом даже нельзя было себе представить. В результате всех пертурбаций 72 процента людей, сидящих сейчас в зале, через два года будут трудиться уже в другой области, если не смогут достаточно быстро адаптироваться к изменившейся среде».

Приведите данные новейшего исследования

Еще вы можете начать с цитаты из недавно проведенного исследования, например: «Как отмечалось в статье, вышедшей на днях в журнале Business Week, в 2007 году в Америке насчитывалось больше девяти миллионов миллионеров, большинство из которых заработали свое состояние собственным трудом. К 2015 году их количество удвоится».

Дайте слушателям надежду

Французский философ Густав Лебон писал: «У человечества всегда была, есть и будет одна религия – надежда».

Когда вы выступаете эффективно, то, как правило, даете слушателям некую надежду. Помните: конечная цель любого выступления – вдохновить людей на изменение своего образа мыслей, чувств и поведения. Вам нужно мотивировать их и воодушевить на такие действия, на которые иначе они не отважились бы. Все, что вы говорите, должно быть связано с тем, на что вы хотите подвигнуть слушателей, а также с причинами, по которым им следует это предпринять.

Начните с анекдота – если уместно

Выступление можно начать и с шутки, но только если она на самом деле смешная. Вы должны быть уверены на 100 процентов, что аудитория воспримет ваше высказывание или байку как комичную. Поэтому вам следует предварительно испытать свой анекдот несколько раз на других людях, чтобы убедиться в его эффекте. Используйте юмор только в том случае, если сами считаете историю или шутку смешной, а также если убеждены, что сможете рассказать ее хорошо и она действительно будет адекватно воспринята аудиторией.

Среди лучших профессиональных спикеров есть люди, которые умеют начать с шутки, причем настолько уместной и колкой, что она буквально взрывает аудиторию и завладевает ее вниманием без остатка. Но такое умение сродни искусству. Не всем дано использовать юмор эффективно.

Следует учитывать и еще один важный момент. Начать с анекдота вообще-то совсем не сложно. Раньше я так и поступал почти в каждой речи. Но затем осознал, что первоначальные замечания задают тон всему выступлению и формируют определенные ожидания. Если я начинаю с шутки, аудитория решает, что и все мое выступление будет забавным и смешным. И когда я затем перехожу к более серьезным вопросам, многие люди теряются и чувствуют себя разочарованными. Будьте осторожны с юмором!

Позабавьте аудиторию

Один из лучших американских спикеров Билл Гоув, после того как его официально представили аудитории, обычно выходил на сцену так, будто только что прервал одну беседу за кулисами, чтобы теперь перейти к другой – с сидящей в зале группой людей. У слушателей возникало ощущение, что он не собирается произносить речь, а просто хочет поговорить с ними.

Бил часто подходил к самому краю сцены, придавал себе заговорщический вид, руками призывал аудиторию придвинуться к нему и полушепотом произносил: «Подойдите поближе, мне нужно кое-что вам сказать». Складывалось впечатление, что он собирается открыть некую превеликую тайну – одновременно всем присутствующим. Самое удивительное, что люди в зале действительно наклонялись вперед, чтобы услышать «секрет». А затем внезапно осознавали, что они делают, и разражались смехом. После этого «приемчика» Гоув уже мог из них, что называется, веревки вить.

Задайте вопрос, проведите опрос

Еще можно для начала сделать некое позитивное заявление, а затем задать вопрос, предполагающий ответ поднятием рук. Попробуйте такой вариант: «Сегодня у нас наступило прекрасное время, чтобы жить и заниматься бизнесом. Кстати, у скольких из вас есть свое дело?»

Поднимите руку, чтобы показать людям, чего вы от них ожидаете. Я часто начинаю беседу таким образом и, после того как определенное количество слушателей поднимают руки, спрашиваю у одного из них, сидящего поближе к сцене: «А сколько человек действительно занимается своим делом?»

Неизменно кто-нибудь отвечает: «Мы все!»

После этого я даю подтверждение этому ответу: «Вы правы! Мы все занимаемся своим делом – с того самого момента, когда устраиваемся на свою первую работу, и до тех пор, пока не выходим на пенсию. Мы все работаем на себя, независимо от того, кто выдает нам зарплату».

Сделайте так, чтобы слушатели заговорили друг с другом

Вы можете попросить людей в зале повернуться к своим соседям и обсудить некую конкретную тему, например: «Расскажите человеку, сидящему рядом с вами, какие знания вы хотели бы получить на этом семинаре». О чем бы вы ни попросили аудиторию – в пределах разумного, конечно, – она это сделает. Слушатели будут готовы принимать ваши распоряжения и лидерское положение до тех пор, пока вы будете вести себя уверенно.

Начните с проблемы

Выступление можно начать также с описания проблемы, которую необходимо решить. Если это будет актуальная для всех проблема, вы незамедлительно и безраздельно завладеете вниманием аудитории. Например, вы можете сказать:

Почти 63 процента людей, относящихся к поколению беби-бумеров, неумолимо приближаются к пенсионному возрасту, не располагая достаточным количеством средств на весь остаток жизни, который собираются прожить. Мы должны немедленно заняться этой проблемой и принять меры к тому, чтобы каждый человек, выходя на пенсию, мог жить комфортно до конца своих дней.

Сделайте заявление и задайте вопрос

Вы можете начать с некоего впечатляющего заявления и следом задать вопрос. Затем дать ответ и задать следующий вопрос. Этот прием моментально вовлекает людей в тему, и они будут жадно ловить каждое ваше слово. Вот пример:

Двадцать процентов людей в нашем обществе зарабатывают 80 процентов денег. Вы входите в эти верхние 20 процентов? Так вот, в течение следующих нескольких минут я собираюсь ознакомить вас с некоторыми идеями, и они помогут вам войти в число самых высокооплачиваемых членов нашего общества. Как по-вашему, стоило ли ради этого приходить сегодня на семинар?

Существует один интересный психологический феномен, который проявляется у людей с детства: они настроены отвечать на поставленные вопросы. Какой бы вопрос вы ни задали, люди инстинктивно, почти машинально стремятся на него ответить, пусть даже только про себя.

Если вы спросите: «Кто из присутствующих хотел бы удвоить свой доход в следующие один-два года?» – то почти все сидящие в зале машинально поднимут руки или отзовутся как-то иначе.

Каждый раз, когда вы задаете вопрос, а затем делаете паузу, чтобы дать людям время осмыслить его, вы получаете полный контроль над аудиторией. На самом деле тот, кто задает вопросы, контролирует беседу и того человека, который на вопросы отвечает. Даже если люди не ответят вслух, они не могут заставить себя не ответить вообще. Иногда в качестве иллюстрации этого факта я задаю какой-нибудь простой вопрос типа: «Какого цвета ваш автомобиль?»

Каждый сидящий в зале автоматически задумывается над ответом. Я спрашиваю: «Какой у вас адрес?» – и люди тут же, моментально задумываются об этом. Когда человека спрашивают, он не может не ответить.

Начните с истории

Свое выступление можно начать и с истории. Трудно придумать более сильные слова, мгновенно завладевающие вниманием аудитории, чем слова «Давным-давно жили-были…».

Еще с младенчества и раннего детства люди любят всевозможные истории и сказки. Начиная со слов «Давным-давно жили-были…», вы даете аудитории понять, что начинается некий сказ. Слушатели мгновенно успокаиваются, замолкают и подаются вперед, словно детишки, сидящие вокруг костра. Когда я провожу семинары, длящиеся целый день, и хочу, чтобы участники быстрее уселись по местам после кофе-брейка, я громко говорю: «Давным-давно жил-был в городе, прямо в этом самом городе, один мужчина…»

Заслышав эти слова, участники семинара быстренько рассаживаются и замолкают в ожидании продолжения истории.

Выстройте мост между собой и аудиторией

Одна из самых важных задач вступительной части речи – налаживание контакта со слушателями, построение моста между вами. Начните с чего-то, что объединяет вас с аудиторией. Например, с того, что сегодня – или когда-то в прошлом – вы работали в этой же отрасли. Может, у вас есть дети, как и у них. Может, вам знаком их город, или вы болеете за местную футбольную или баскетбольную команду. Или у вас есть некая проблема либо забота, во многом схожая с проблемами и заботами, с которыми слушатели сталкиваются в своей работе или жизни.

Если вы потратите несколько минут на возведение такого моста между вами и слушателями, они сразу же перейдут на вашу сторону. Они увидят, что вы один из них, и будут более восприимчивы к вашим словам и идеям, а также станут великодушнее и снисходительнее к возможным вашим ошибкам. Они будут чувствовать, что вы человек грамотный и доступный, потому что у вас с ними много общего.

Расскажите аудитории о себе

Очень часто я начинаю свои выступления перед бизнесменами, предпринимателями и торговыми представителями со слов: «В бизнес я пошел, не окончив среднюю школу. У моей семьи не было денег. Все, чего я добился в жизни, я должен был добиваться сам. Если кто-то и помогал мне, то совсем чуть-чуть».

Просто удивительно, как много людей подходит ко мне после подобных выступлений, чтобы подтвердить, что они прошли такой же путь. И, по их признанию, они сразу же стали идентифицировать себя со мной, потому что и сами, как и большинство людей, начинали с плохих оценок в школе и малых финансовых возможностей. Поэтому они с огромным интересом слушали мое выступление – даже если семинар длился целый день – и чувствовали: все, что я говорю, намного вернее описывает их сегодняшнюю ситуацию и намного полезнее для их будущего, чем то, что мог бы сказать на моем месте человек с «высоким стартом» по жизни. Перекидывать такие мосты между собой и слушателями очень полезно: по нему они обязательно перейдут на вашу сторону.

Резюме

Умение придумать мощное, яркое начало для выступления перед любой аудиторией – дело наживное. От того, как вы структурируете вводную часть своей речи и как выйдете на сцену, зависит судьба вашей презентации. Если вы придумаете, как продемонстрировать аудитории свою теплоту и дружелюбие и при этом сумеете впечатлить ее, то через 30 секунд после начала выступления она будет готова пойти за вами на край света. В этом и состоит ваша цель.

© BBF.RU

bbf.ru

7 способов привлечь внимание любой аудитории

1. Движение

Представьте, что вам нужно заставить кого-то неотрывно наблюдать за точкой на стене. Это практически невозможно: наши глаза постоянно хотят двигаться, скользить от одного предмета к другому. А попытка задержать взгляд, скорее, вызовет желание поспать.

Чтобы захватить внимание, нужно движение. Как в прямом смысле — хождение по аудитории или сцене, так и в переносном — переход от одной темы к другой. Даже если вам нужно надолго остановиться на определённом вопросе, периодически касайтесь отвлечённых тем, рассказывайте истории из жизни. Так вас легче будет слушать.

2. Неожиданность

Повторяющиеся вещи заставляют нас скучать. Люди, которые рассказывают одни и те же истории, политики, использующие одни и те же аргументы, вызывают желание отвлечься на что-нибудь другое.

Чтобы вас воспринимали с интересом, оставляйте место для тайн. Меняйте хронологию рассказа, заставляйте слушателей гадать, что будет дальше. Начинайте издалека, проводите необычные параллели, делайте вид, что ведёте к одной развязке, и резко сворачивайте к другой.

Перечитывая свою речь, выясните для себя, что именно будут ждать слушатели в каждый момент, — и разрушайте эти ожидания.

3. Продуманное поведение

Одна из самых важных вещей в публичных выступлениях — поведение спикера. Если говорить без энтузиазма, устремив глаза в пол, закрываться от слушателей и не проявлять интереса к теме, то аудитория будет делать то же самое — скучать и мечтать, чтобы это поскорее закончилось.

Подумайте, какие эмоции вы хотите вызвать у слушателей, и ведите себя соответствующе. Если от людей вам нужен поток идей, то общайтесь с напором. Если интерес и радостное воодушевление, то говорите открыто и энергично. Подобное рождает подобное — это правило работает и в сфере выступлений.

Возьмите на заметку 😎

4. Цепочки утверждений

Представьте, что вам поступает холодный звонок от какой-нибудь компании. И первое, что у вас спрашивают: «Вы не хотели бы воспользоваться нашими услугами?» Разумеется, вы отвечаете: «Нет». Теперь звонившему придётся проявить чудеса убеждения, чтобы заставить вас передумать, и ему это вряд ли удастся.

Если мы начинаем отрицать что-то, всё наше естество направлено на то, чтобы настоять на своём и не менять позицию. Мы закрываемся, начинаем скептически относиться к словам собеседника и с большой неохотой принимаем чужие идеи, даже если они никак не относятся к вопросу, на который мы отвечали изначально.

Поэтому необходимо создавать цепочки утверждений. Задавайте людям очевидные вопросы, чтобы получить в ответ несколько «да». Это создаст благоприятные условия для восприятия ваших идей и расположит аудиторию к вам. Человек, сказавший «да», психологически настроен впитывать информацию и охотно слушать.

5. Вопросы

Ещё один хороший способ оживить аудиторию и заставить людей вам внимать — задавать вопросы. Публичные выступления — это, как правило, одностороннее взаимодействие. Спикер рассказывает, остальные слушают. Но если вы чувствуете, что внимание людей начинает ускользать, задайте им вопрос.

Это переворачивает схему взаимодействия: теперь слушателям приходится говорить, а вам слушать. На секунду аудитория получает контроль над ситуацией, и это вызывает интерес, заставляет быстро отреагировать. Люди чувствуют себя включёнными в разговор, что гораздо веселее, чем просто воспринимать информацию.

Подготовьтесь ❓

6. Включение нового

В людях заложена тяга к новой информации. Это одна из причин, по которой мы так любим читать новости. Эту черту можно использовать в своих целях. Чтобы сделать речь более захватывающей, добавьте в неё новостей, которые касаются вашей темы, но могут вызвать интерес и сами по себе.

Это может быть новое изобретение, которое перевернёт всю индустрию, удивительное открытие в смежной области или нечто, связанное с городом или страной, в которой вы выступаете. Главное — помнить, что в новости должно быть достаточно знакомой информации, иначе аудитория не сможет её воспринять. Слишком много нового — это так же плохо, как и его отсутствие.

7. Дозирование

Порой хочется рассказать аудитории всё и сразу, поделиться максимумом информации, потому что время ограниченно, а опыта и знаний у вас накопилось много. Но лучше притормозить. Человек может воспринять не так уж много данных за единицу времени, и превышение этого порога приведёт к тому, что ни один из ваших тезисов не запомнится.

Если вы хотите, чтобы слушатели действительно уделили внимание вашим словам, выберите одну-две главные идеи и транслируйте их. Можете обрамить их менее важными тезисами, историями из жизни и другой информацией, главное — не терять фокус. Если ваша речь будет сконцентрированна, то и аудитория тоже.

Читайте также 🧐

lifehacker.ru

Как заинтересовать людей: 7 шагов на пути к выдающейся презентации

Ирина Балманжи
Ирина Балманжи

Какую презентацию можно назвать выдающейся? Ту, которая меняет людей. А что заставляет людей меняться? Правда. Только с ее помощью вы по-настоящему увлечете аудиторию. Теперь вы знаете о главном ингредиенте любого выступления.

Но вот вы вооружились идеями, доказательствами и фактами,  сели за компьютер и… А с чего начать? Как именно должна выглядеть ваша презентация, на что нужно обратить внимание в первую очередь? Простое, наглядное и остроумное пособие «Говори и показывай» подскажет, как правильно преподнести свои мысли, чтобы вас слушали затаив дыхание. Вам нужно задать себе всего лишь семь вопросов.

Вопрос №1: «Как я хочу повлиять на аудиторию?»

В зависимости от ответа вам следует выбрать один из четырех типов презентаций. Вот они:

 

 

Итак, какой реакции от слушателей вы ждете?

 

 

Вопрос №2 «О чем я собираюсь рассказать?»

Хорошая презентация всегда имеет в основе ясное повествование. И сто процентов всех презентаций может быть создано на основе четырех типов повествований:

 

Каждый тип повествования отличается от других, однако у всех них есть две общие черты:

1. Они имеют начало и конец. Причина неудач множества презентаций в том, что они никуда не ведут. Хорошие презентации всегда ИМЕЮТ НАПРАВЛЕНИЕ.

2. Конечная точка всегда находится выше начальной. Еще одна причина неудач при презентациях — они не стимулируют изменений. Хорошие презентации всегда направлены ВВЕРХ.

Вопрос №3: «Как построить повествование?»

Повествование — живое, дышащее создание, способное двигать нашу идею от начала до конца. У него есть стержень, направляющий презентацию вперед, и поддерживающие истории, которые обогащают ее деталями и красками.

Так выглядит форма нашего повествования: мы начинаем с главной идеи, создаем стержень основного повествования, нанизываем на этот стержень детали, а затем завершаем работу последним, финальным поворотом.

 

 

Но, конечно, между разными типами повествования есть и различия. Свои особенности есть у отчета, объяснения, предложения, драмы.

Вопрос №4: «Каких ошибок следует избегать?»

Каждое из наших повествований может быть сильным, однако порой случаются провалы. И тогда мы теряем свою аудиторию. Во время презентации нам следует  избегать следующих проблем:

Лучший способ нарушить ход повествования и смутить аудиторию — это рассказывать в одном слайде о нескольких идеях. Запомните, один слайд — одна идея. Идеальный слайд содержит заголовок, картинку, короткий текст и ничего больше. Если идея слишком сложна, используйте для нее несколько слайдов.

Вопрос №5: «Как проиллюстрировать историю?»

Новейшие исследования показали, что обработка визуальной информации (в том числе визуальная память и фантазии) занимает от трети до половины всей деятельности мозга. По сути, мы представляем собой ходящие и говорящие машины по обработке визуальных образов. Как только перед нами появляется что-то интересное и заслуживающее взгляда, мозг способен концентрироваться на таких объектах сколь угодно долго. Любую историю можно проиллюстрировать шестью картинками:


Например, вот так с помощью этих картинок можно рассказать о шахматах:

 

 

Вопрос №6: «Смогу ли я выступить публично?»

Ответ: даже не сомневайтесь. Сможете, если потренируетесь заранее. Ваша репетиция должна выглядеть так:

1. Найдите комнату, максимально похожую на ту, в которой планируете выступать.

2. Настройте аудио-, видео- и прочее оборудование максимально приближенно к тому, как они будут использоваться во время реальной презентации.

3. Выйдите «на сцену». Взгляните на отсутствующую аудиторию.

4. Проговорите всю речь, слово за словом, картинку за картинкой.

5. Повторите.

Вопрос №7: «Как вести себя во время выступления?»

Найдите свой стиль. Некоторые из нас выглядят забавными. Другие — серьезными. Кто-то склонен делать все быстро. Некоторые скромны и тихи. Чем ближе мы оказываемся к своему истинному состоянию, тем более выдающейся станет наша презентация.

И последнее: никогда не забывайте, что у нас всегда есть немного магии.

Меняя темп, сохраняя визуальный ряд, исключая отвлекающие факторы, справляясь с замешательством и не отступая от своего повествования, мы превращаем свою презентацию в некое подобие волшебства.

Лучший дар, который мы можем принести себе, — научиться показывать и говорить. Лучший дар, который мы можем принести другому, — сделать для него выдающуюся презентацию. Наслаждайтесь своей идеей. Наслаждайтесь собой. Наслаждайтесь своей аудиторией. Будет весело!

По материалам книги «Говори и показывай».

blog.mann-ivanov-ferber.ru

Интригуй, обещай, вовлекай: как завоевать внимание аудитории во время выступления

Несколько важных рекомендаций из книги «Ты же оратор»

Умение выступать публично – навык, необходимый современным предпринимателям. Они должны уметь рассказать о себе и своём продукте потенциальной аудитории, инвесторам, партнёрам или коллегам. Но сделать это информативно и увлекательно удаётся немногим. Эксперт в области публичных выступлений Александр Яныхбаш в своей книге «Ты же оратор» рассказывает об инструментах для успешных выступлений и презентаций. С разрешения издательства «Бомбора», выпустившего эту книгу, мы публикуем ключевые выдержки из неё. 

Ты же оратор

Какие ошибки допускают спикеры

Посещение различных мероприятий, где люди выступают публично, является моей профессиональной необходимостью и одновременно удовольствием. Это и конкурсы стартапов, и диспуты политиков, и отраслевые форумы. Везде я внимательно наблюдаю за «фирменным стилем» спикеров, отмечая интересные приёмы работы с аудиторией и типичные ошибки, которые, увы, встречаются чаще, чем хотелось бы. 

Многие из них наверняка бросались в глаза и вам. Один спикер читает со слайдов, вместо того чтобы поддерживать контакт с аудиторией. Другой перелистывает картинки со словами: «Так, ну это мы пропустим, это вам не надо». Третий перескакивает с мысли на мысль — а вместе с ним скачут и изображения на экране, не давая зрителям сосредоточиться. 

Вот список из десяти надёжных способов провести «провальное» выступление (в случайном порядке): 

  • Читать со слайдов.

  • Говорить тихо.

  • Не поддерживать контакт с залом.

  • Прятать руки в карманах.

  • Перегружать слайды текстом или данными.

  • Не разбираться в материале.

  • Не уложиться в отведённое время.

  • Неуместно шутить.

  • Не отвечать на вопросы.

  • Сумбурно представлять материал, сбиваться с мысли. 

Любопытно, что, если развернуть все формулировки на 180 градусов, мы получим набор советов по проведению успешной презентации, своего рода KPI (ключевых показателей эффективности), к достижению которых следует стремиться. 

Но всё-таки в чём «корень зла»? Почему такие очевидные ошибки повторяются из раза в раз? Причина проста: на этапе подготовки спикеры не уделили должного внимания ключевым моментам — в результате мы видим скучные, непоследовательные, монотонные презентации. 

Зачем и за чем приходят зрители на презентации

Каждый спикер неоднократно был зрителем. Поэтому ему следует прежде всего посмотреть на презентацию глазами аудитории, вспомнив себя в зале. Выступающий должен осознавать, что ему нужно делать на протяжении презентации, чтобы зрители были вовлечены в процесс. Именно предпочтения и поведение аудитории определяют то, что важно учитывать спикеру в своём выступлении. Безусловно, нужно гнуть и свою линию, двигаясь к поставленным целям, но, игнорируя желания присутствующих в зале, можно остаться в полном одиночестве. 

Зачем вообще люди приходят на презентации и конференции? Конечно, не только за нетворкингом и кофе в перерывах. Итак, чего же хочет аудитория? Разумеется, получить информацию, узнать что-то новое, найти ответы на свои вопросы. «Я прихожу послушать спикера, потому что он решал такую же проблему, как у меня». Или «Интересно узнать о новых тенденциях и трендах». Или «Хочу разобраться в конкретной теме». Всё это про получение информации. Это потребность № 1. Что же следует делать спикеру? Делиться знаниями и опытом, доносить суть, а не «лить воду». 

Чего ещё хотят люди в зале? Давайте вспомним, что всегда было нужно человеку во все века? Правильно, «хлеба и зрелищ»! И если «хлеб» — это информация, то «зрелища» — это эмоции. Это один из тех компонентов, важность которого многие спикеры никак не хотят признавать. «Что я — шут, что ли? Мы тут серьёзными вещами занимаемся!» Печально, но факт: до тех пор, пока выходящие на сцену будут считать, что публичное выступление должно походить на сухой научный доклад, они не будут «цеплять» публику. 

Поймите меня правильно: я не призываю сыпать шутками со сцены по поводу и без. Речь о том, что в публичном выступлении всегда есть место эмоциям — как со знаком плюс, так и со знаком минус. Поэтому там, где это уместно, нужны и юмор, и самоирония, и драматизация (или проблематизация). Эмоциональная подача помогает поддерживать внимание публики, делает вас, как спикера, заметнее и ярче. 

Эмоции участвуют в принятии решений (особенно если делать это предстоит непосредственно после выступления). Разумеется, люди вам не скажут: «Я иду на конференцию за эмоциями!», но это не значит, что они им не нужны в принципе! Такова человеческая натура. Дайте зрителям повод и улыбнуться, и задуматься. Разрешите себе в выступлении дать волю чувствам. 

Ты же оратор

Есть ещё кое-что важное для людей — это общение, коммуникация. Мы — социальные существа, нам необходимо обмениваться информацией, обсуждать что-то. Для нас принципиально, чтобы нашим мнением интересовались. 

Интерактивность, двусторонний обмен информацией и возможность быстрой обратной связи — это тренды в бизнес-коммуникациях, частью которых являются публичные выступления. Хотя большинство публичных выступлений с формальной точки зрения представляют собой монологи, вершиной мастерства спикера является проведение презентации в формате диалога. Мы можем вовлекать аудиторию в разговор, просить делиться мнением или задавать вопросы по ходу. 

Как удовлетворить потребность аудитории в коммуникации? Ваша публичная речь должна содержать обращение к присутствующим в зале, вопросы (в том числе и риторические) и ответы, специально отведённое на дискуссии время и т.д. Все эти элементы придают вашей презентации характер диалога, делают её разносторонней. 

Чтобы по максимуму охватить ожидания людей в зале, необходимо соблюдать баланс между всеми перечисленными потребностями — именно на их пересечении и рождается запоминающаяся, полная, живая презентация. Нужно дать людям информацию, добавить эмоций и провести с ними развивающий диалог. Именно последних двух компонентов часто так не хватает спикерам. 

Как расположить к себе аудиторию с первых слов

Даже маститым спикерам, регулярно выступающим на конференциях, иногда «везёт» с точностью до наоборот. Что делать, если ваша презентация стоит в расписании последней перед обедом и, допустим, шестой по счёту? Как с первых слов заставить зрителей «включиться» и слушать до конца? Обратимся к техникам, касающимся процесса выступления и вовлечения публики.  

Речь пойдёт не о том, как привлечь внимание к себе. Спикеру нужно привлечь внимание к теме своего выступления. Для этого необходим взгляд со стороны зрителя, чтобы оттолкнуться от его ожиданий и желаний. 

Люди про себя думают что-то вроде: «Кто это такой?», «Будет ли интересно?», а главное, «Будет ли его выступление полезно для меня?». Вспомните себя в самые первые моменты чужой презентации, вы ведь тоже думали об этом? Аудитория начинает пристально «сканировать» вышедшего на сцену человека. Примечательно, что это касается даже хорошо известных спикеров.

Ты же оратор 

Конечно, аудитория «считывает» преимущественно невербальные сигналы: походку, взгляд, положение тела, манеру говорить и т.п. На основе этого формируется то самое первое впечатление. Однако оно может измениться — как в худшую, так и в лучшую сторону — с первыми словами человека, стоящего на сцене. 

Есть, пожалуй, самый занудный способ начать выступление. «Скрипт» его простой и состоит из триады «Приветствие + имя + название темы»: 

  • Здравствуйте! (приветствие).

  • Меня зовут… (имя).

  • Сегодня я расскажу о… (название темы).

  • Итак, во-первых, что же такое… (начало основной части презентации). 

90% выступлений на конференциях и форумах начинаются именно так. Но так не годится! Скучное начало не «включает» внимание зала. 

Это не отвечает потребностям аудитории. Что нужно сделать вначале: 

  • Познакомиться;

  • Предъявить себя (самопрезентация, но без рекламы).

Так вы ответите на их вопросы «Кто этот спикер?» и «Эксперт/не эксперт?». Далее вспомните задачи выступления: подвести к теме и замотивировать, показав собравшимся, что дальнейшее будет актуально и важно для них. Так мы развеем их опасение «будет ли что-то полезное?». И наконец, используя один из следующих приёмов вовлечения аудитории, вы покажете себя не занудой, а интересным спикером. 

Ниже я приведу приёмы «захвата» внимания — на мой взгляд, самые эффективные с точки зрения «включения» аудитории и простоты в использовании. 

Вопрос или серия вопросов

Начнём с одного из классических приёмов, применяемых во вступлении. Он одинаково хорош как для больших конференций, так и для презентаций в переговорных комнатах перед несколькими зрителями. 

В чём же заключается механизм, благодаря которому приём работает? Люди рефлекторно отзываются на вопросы. Даже если спикер не обращается напрямую к кому-либо в зале, каждый из зрителей мысленно «проговаривает» возможный ответ. Есть два варианта: вопрос ко всему залу и вопрос к кому-либо одному. Их можно комбинировать, но с какого лучше начать? 

Конечно, с вопроса ко всему залу. Дело в том, что в самом начале выступления аудитория только присматривается и привыкает к вам. Если вы с разбега зададите вопрос одному из зрителей (особенно незнакомому вам человеку), он может впасть в ступор от неожиданности. И тогда возникнет ситуация, похожая на школьный урок (в данном контексте эти ассоциации — негативные): ничего не подозревающий бедняга вдруг «предстаёт перед классом». От страха или из-за определённого свойства характера (если он, например, по натуре агрессивный скептик) он может «срезать» вас примерно следующим: «Вы нам сначала сами расскажите что-то, а потом уже задавайте вопросы». 

Мнительный или тревожный человек может начать обороняться и вместо ожидаемого ответа задать встречный вопрос: «Простите, почему именно я?» И аудитория будет ждать реакции уже от вас. Все увидят, что возник пусть маленький, но конфуз, и вам придётся выкручиваться. 

Чтобы не создавать самому себе ловушек на пустом месте, используйте «принцип воронки»: сначала общие вопросы, потом — вопросы к кому-либо из зала. Спрашивая, понятно формулируйте то, что вас интересует. Если в вопросе есть что-то неоднозначное, поясните примером. 

  • Совет: поднимайте руку сами, когда просите зрителей сделать это. Поразительно, но факт: как только спикер показывает «образец», люди реагируют и следуют за ним.
Ещё один совет по поводу вопросов «с руками»: не переусердствуйте! Сейчас каждый второй спикер, выходя на сцену, командует: «Поднимите руки те, кто…» Более двух подобных вопросов подряд задавать не следует. Ещё лучше изменить форму второго вопроса: вместо поднятия рук попросите говорить вслух, просто подтолкните людей отвечать «да» или «нет». Чередуйте формы вопросов и развивайте свою мысль дальше. 

Чем ещё, помимо запуска мыслительного процесса в аудитории, хорош приём «Вопросы»? Тем, что вынуждает собравшихся проявлять и физическую активность — двигаться, поднимать руки, поворачивать головы в поисках единомышленников. 

Вот то, что нужно для хорошего вступления с использованием вопросов к аудитории: 

  • Чётко понимать, о чём вы будете говорить сразу после своего вопроса, то есть, к чему вы ведёте;

  • Предусмотреть не только наиболее вероятный и ожидаемый ответ, но и незапланированные (нежелательные) ответы и выходы из форс-мажора;

  • Обязательно продумать обобщение и «мостик», по которому вы сможете перейти к следующей мысли;

  • Не утомлять зрителей многочисленными вопросами, а развивать ключевую идею. 

Приём с вопросами одновременно простой (многие пользуются им интуитивно) и коварный, так как можно самому попасть впросак. Понаблюдайте, как применяют его опытные спикеры, и потренируйтесь плавно подводить аудиторию к основной мысли. 

Миф или стереотип

Обычно такой приём начинается словами: «Бытует мнение, что…», «Существует расхожий стереотип…», «Известно, что …», после которых следует фраза: «Сегодня мы раз и навсегда выясним, правда это или миф» или «Сейчас мы убедимся, что это утверждение не соответствует действительности». 

Суть приёма следующая: мы берём какой-то неоднозначный факт или известное событие и ставим под вопрос его правдоподобие. В результате данный факт придётся или опровергнуть и показать, что он не более чем миф, или подтвердить возникшие вокруг него домыслы и слухи. Аудитория чувствует, к чему мы клоним фразой «Бытует расхожее мнение, что… однако», и начинает искать правду вместе со спикером. 

Эффект приёма заключается в том, что мы или на 180 градусов «развернём» существующее мнение, или «зацементируем» его своими открытиями, статистикой и данными исследований. 

Знаете ли вы, что…

Средний по частоте применяемости приём. Действует безотказно в случае, когда нужно удивить аудиторию. Если выше мы рассматривали как инструмент «захвата» внимания широко известное мнение, то здесь всё наоборот. 

Суть заключается в том, что мы используем малоизвестный факт. По-другому этот приём можно назвать «вау-данные». Обращаю ваше внимание: факт должен быть по-настоящему редким и любопытным — удивившим в том числе и вас самих. 

Разумеется, можно озвучить не только какой-то факт, но и результаты научного исследования, содержащие необычные выводы. Наверняка у каждого была такая ситуация: вы читаете деловую книгу, в которой автор для подкрепления своих слов ссылается на исследование с такими неожиданными результатами, что ваша рука сама тянется за карандашом или закладкой. Вы удивлены или озадачены, но прокручиваете полученные знания в голове. Та же задача и в выступлении — удивить аудиторию, воздействуя на эмоции собравшихся. И будьте готовы к тому, что помимо изумления обнародованный вами факт может вызвать несогласие: «Откуда эта информация?» или «Да не может быть!». Но скептики опоздали — зрители уже «на крючке», вы прочно завладели их вниманием. 

Далее, как и в случае с приёмом «Вопросы», необходимо перекинуть «мостик» к дальнейшей мысли. Без таких переходов может быть непонятно, к чему вы это сообщили. 

Конечно, возникает вопрос, где искать эти любопытные факты? Я специально посещал тематические сайты, чтобы найти «изюминки» для предстоящих выступлений, но вскоре понял, что подобрать что-то «на заказ» не получается. Самый эффективный путь — постоянно обращать внимание на сенсации, которые можно использовать в будущем. Рекомендую собирать их в отдельный файл на компьютере (у меня, например, в Evernote есть специальные папки «Цитаты», «Истории», «Притчи», «Статистика») — в нужный момент память сработает и останется лишь открыть нужный документ для уточнения деталей. 

Новость или событие 

Очень простой в использовании приём, который позволяет перейти к основной части, оттолкнувшись от какого-либо события. Применяется в ситуации, когда спикер не подобрал ни мифа, ни редкого факта, ни вопросов. Всё, что нужно, — это «зацепиться» за некое событие, которое послужит отправной точкой вашего выступления. 

Какие события для этого годятся? Например, новость, которая у всех на слуху, или прецедент, который мало кому известен. 

Далее, разумеется, нужен «мостик» для развития мысли. Переход спикера от новости к основной части, по сути, состоит из обобщения и анонса содержания своей речи. 

Почему этот приём работает? Во-первых, люди любят узнавать свежие новости и быть в курсе последних событий в какой-то области, поэтому ваше «открытие последних дней» привлечёт их внимание. Во-вторых, люди любят обсуждать что-то известное, а если событие к тому же вызывает споры, тем лучше — это повод для дискуссии. 

Интрига или секрет 

Ещё один любопытный способ приковать внимание к теме выступления заключается в том, что спикер начинает с приветствия и краткого анонса презентации, а далее говорит о том, что зрители получат или узнают в конце. 

Например: «Здравствуйте, меня зовут Александр, я бизнес-тренер, эксперт в области презентаций. Сегодня мы побеседуем о том, как сделать выступления лучше, как убеждать и доносить идеи до аудитории. Я поделюсь своим опытом подготовки презентаций, который уже успешно используют такие компании, как X, Y, Z. Расскажу о том, какие ошибки часто допускают спикеры, какие «фишки» помогают им завоевывать доверие. А в конце моего небольшого мастер-класса вы не только получите алгоритм действий, но и узнаете секрет, благодаря которому презентации выигрывают на конкурсах». 

Таким приёмом спикер как будто забрасывает удочку, даёт аудитории клюнуть на наживку и затем притягивает крючок к себе. Интрига «включает» аудиторию. Только не забудьте, что ожидания необходимо оправдывать. «Секрет», обещанный на финал, должен быть действительно интересным и полезным! 

Цитата 

Яркая, уместная цитата хорошо смотрится в начале мотивирующих выступлений. Люди любят меткое слово. Оно свидетельствует о живости мышления и эрудиции спикера (даже несмотря на то, что все понимают: беспроигрышные высказывания заблаговременно подбираются в интернете). Цитата даёт аудитории возможность задуматься, поискать смыслы, сопоставить со своим собственным опытом. Разумеется, фраза должна быть чётко связана с темой презентации. 

Ещё встречаются «ляпы» с цитатами, когда их сильно перевирают или приписывают не тому человеку. 

Резюме

  1. Не начинайте выступление со скучного формального представления. Продумайте нетривиальное начало — им вы сразу привлечёте внимание публики. 

  2. Выберите для своей презентации два-три различных приёма «захвата» внимания, проговорите каждый и определите, какой из них, на ваш взгляд, будет смотреться наиболее уместно. 

  3. Помните, что от каждого приёма «захвата» внимания необходимо «перекинуть мостик» к теме презентации. Между вашими вопросами, шуткой или цитатой и основной идеей выступления должна быть связь.

О других приёмах, необходимых для успешного выступления, читайте в книге Александра Яныхбаша «Ты же оратор».

Biz360


Читайте также:

Как извлечь из посещения конференций реальную пользу.
Пусть говорят: как устроена и на чём зарабатывает центр развития речи.
Ну очень полезные бизнес-книги: 75 изданий, рекомендованных предпринимателями
.
biz360

13 декабря 2018


biz360.ru

7 эффективных способов привлечь новую аудиторию

Перед любым контент-маркетологом стоит задача постоянно расширять аудиторию, увеличивать число ее лояльных представителей. Первое, чем нужно озаботиться для решения этой задачи, — это, конечно же, увеличение целевого трафика. Рост трафика — это рост популярности бренда, новые обращения и продажи. Как привлечь аудиторию максимально быстро и эффективно? Сегодня поговорим именно об этом.

Привлекая аудиторию, используйте свои возможности как можно эффективнее

1. Увеличивайте количество публикаций в блоге. Все понимают, что трафик в принципе растет прежде всего за счет контента. Доказано на практике, что трафик имеет корреляцию с частотой публикаций: чем чаще вы обновляете блог, тем быстрее растет трафик. Именно поэтому самым первым шагом на пути к росту трафика должно стать повышение частоты публикаций в блоге.

В свое время компания Nielsen Media Research провела интересное исследование, в котором, в частности, была приведена такая статистика: трафик начинает стабильно расти после 50 качественных публикаций. Иными словами, как только в вашем блоге появится с полсотни интересных и полезных для аудитории материалов, кривая трафика будет неуклонно ползти вверх. Если хотите увеличить скорость (иначе говоря, хотите, чтобы кривая перестала ползти и начала стремительно лететь вверх), начните публиковать, скажем, не шесть, а двенадцать статей в месяц — и вы заметите рост. Причем чем выше будет качество этих статей, тем быстрее поползет вверх ваш трафик. Действуйте по этой схеме всегда, когда вам нужно вырастить ваш трафик еще на несколько пунктов.

2. Создайте видеоподкаст на YouTube. Роль видеоконтента сегодня недооценивает только тот, кто ничего не понимает в контенте. Такой канал, как YouTube, используемый многими брендами для публикации коммерческого видео, может стать источником дополнительного трафика (о том, как продвигать видео на YouTube, мы писали в этой статье).

3. Создайте страницы в соцсетях. Как правило, не все соцсети дают одинаковый результат: для каких-то тематик хорошо работает «ВКонтакте», для каких-то — Facebook, и так далее. На старте лучше зарегистрироваться в нескольких самых популярных — и развиваться в каждой, даже если эффект от присутствия пока сводится к нулю. Что нужно понимать про SMM, так это то, что социальные сети гораздо лучше работают в комплексе: у вас, как минимум должен быть периодически обновляемый блог, а, помимо этого, еще и видеоподкаст на YouTube. Для того чтобы активность в соцсетях давала результат, нужно прежде всего развивать блог.

4. Работайте с негативными отзывами. Вы можете себе позволить не ответить на какой-либо положительный комментарий (отвечать на все отзывы — физически невозможно), но вы не должны поступать так же с комментариями, которые требуют вашего ответа. Особенно если это комментарии негативные. С аудиторией нужно поддерживать обратную связь — это одно из главных правил доверительного маркетинга. Про негативные комментарии нужно понимать одно: их наличие (если они составляют небольшой процент в общей массе отзывов) — это нормально. Это показатель того, что ваша компания жива: работает, получает новых клиентов. Не бывает ничего идеального — ни в природе, ни в жизни, ни в бизнесе. Главное — вовремя и правильно реагировать на негатив. Самый действенный способ его нивелировать — обстоятельно и дружелюбно ответить на претензию, принести извинения, если компания действительно допустила промах, или привести убедительные аргументы в защиту, если плохой отзыв не состоятелен. Но ни при каких условиях не допускать даже намека на неуважение к человеку, оставившему негативный комментарий.

5. Занимайтесь гостевым блогингом. Попытайтесь заинтересовать своими материалами авторитетную в вашей тематике площадку, предложите им периодически публиковать ваш контент. Такого рода сотрудничество часто приносит плоды: размещение ваших материалов на отраслевых площадках — это возможность расширить контакты с аудиторией (ваш контент, опубликованный на стороннем портале, прочтут больше людей — и часть из них, возможно, станут вашими постоянными читателями).

6. Пишите комментарии. Прочтя чужой заслуживающий внимания материал, старайтесь оставить экспертный комментарий: периодически создавая интересные и полезные комментарии, вы привлечете внимание к себе и завоюете доверие аудитории.

7. Занимайтесь e-mail-рассылкой. Стимулируйте посетителей вашего сайта подписываться на вашу рассылку. Создавайте и отправляйте им письма, помогающие им решать конкретные проблемы, имеющие отношение к сфере вашей деятельности. Помните главное: электронную рассылку, конечно, можно использовать как рекламу нового продукта, услуги или какого-то мероприятия, но нужно стремиться избегать этого. Такой инструмент, как рассылка, хорошо работает, только если в нем присутствует образовательный контент — материалы, действительно интересные и полезные подписчикам. Рассылка, состоящая из рекламы, даже если вы отправляете ее исключительно подписавшимся адресатам, начинает восприниматься людьми как спам.

Читайте также:

7-effektivnykh-sposobov-privlech-novuyu-auditoriyu

texterra.ru

Как создавать убойные презентации и интересно выступать перед аудиторией

Вы наверняка знаете людей, которые чувствуют себя как рыба в воде во время публичных выступлений. Они легко удерживают внимание слушателей, четко излагают информацию, быстро отвечают на каверзные вопросы и умудряются шутить. Аудитория всегда слушает таких ораторов, даже если они не готовятся к выступлению. Более того, они могут заинтересовать слушателей темами вроде «Динамика прироста поголовья крупного рогатого скота в 80-е годы».

А вы смогли бы интересно рассказать про этих милашек?

Также вы точно видели горе-ораторов, похожих на школьника, не выучившего домашнее задание. Они боятся оторвать взгляд от экрана, листают слайды PowerPoint и дословно читают написанный там текст. Завершив презентацию, они робко говорят себе под нос что-то вроде «нуразвопросовнет» и покидают сцену под оглушительное перешептывание аудитории, выясняющей, где тут буфет и когда, наконец, будет кофе-брейк.

Практически каждый бизнесмен многое отдал бы, чтобы принадлежать к первой категории ораторов. Умение публично выступать и проводить качественные презентации — неоценимый ресурс для предпринимателей, продавцов, руководителей. Однако многие деловые люди всю жизнь пеняют на какие-то врожденные качества, которых у них нет, объясняя свой страх перед презентациями или бездарные выступления.

Конечно, многие успешные ораторы имеют природную харизму. Чтобы понять, о чем идет речь, вспомните ярких политиков, общественных деятелей или даже звезд эстрады. Но отсутствие соответствующего набора черт личности, особенностей характера и других психических характеристик, определяющих способность человека привлекать внимание и вести за собой, не является преградой для успешных выступлений.

Практически любой человек, даже застенчивый и косноязычный, может компенсировать отсутствие харизмы хорошей подготовкой к презентациям и обучением. Но не спешите набирать в рот морскую гальку, как Демосфен.

Посмотрите сначала видео:

Сегодня ораторам необходимо в первую очередь научиться использовать инструменты для презентаций. Ведь из-за невежества пользователей та же программа PowerPoint часто превращается для докладчика из удобного инструмента в помеху. Затем докладчикам необходимо научиться наполнять свой доклад полезной для аудитории информацией. Наконец, ораторам следует овладеть приемами публичного выступления, которые заставляют аудиторию слушать и слышать говорящего.

Как сделать презентацию убойной

В отличие от Демосфена, современные ораторы имеют доступ к инструментам, облегчающим передачу информации от выступающего к аудитории. Прежде всего, к ним относятся акустические системы и микрофоны, избавляющие людей от необходимости тренировки голоса по методу древнегреческого оратора. Кроме этого, современные витии могут визуализировать свое выступление с помощью компьютера, проектора, экрана и программного обеспечения для проведения презентаций. А ведь тот же Демосфен не мог мечтать даже о маркерах и флипчарте.

Человек воспринимает визуальную информацию в 60000 раз быстрее, чем слова или письменный текст. В связи с этим, рецепт классной презентации выглядит просто: необходимо подготовить важную информацию и усилить ее с помощью средств визуализации. Это удобно сделать с помощью PowerPoint или подобных программ.

Вы будете абсолютно правы, если после очередного упоминания популярной программы для создания слайд-презентаций вспомните о запрете ее использования в некоторых подразделениях армии США. Также вы можете вспомнить, например, негативное отношение к PowerPoint Артемия Лебедева.

Программы для проведения презентаций действительно мешают докладчику и аудитории, если превращаются из средства в цель. Как отмечалось выше, многие ораторы часто скатываются до механического чтения слайдов, забывая, что каждый слушатель и сам умеет читать. Более того, некоторые докладчики тратят уйму времени и денег на визуальное оформление слайдов. Наверное, они всерьез надеются «порвать» аудиторию с помощью какого-то волшебного дизайна.

Мастер-класс Святослава Грошева по дизайну презентаций и КП

На самом деле, в программах для презентаций нет ничего плохого. Более того, при правильном использовании они выполняют две полезные функции. Во-первых, слайд-презентация служит докладчику в качестве плана или конспекта выступления. Во-вторых, она помогает визуализировать информацию, что тождественно облегчению ее передачи и усвоения.

Следующие рекомендации помогут вам подготовить убойный доклад и оформить его с помощью программ для создания слайд-презентаций:

  • Определите тему доклада. Она должна соответствовать тематике мероприятия, на котором вы будете выступать. Найдите способ подать информацию так, чтобы участники захотели слушать вас. Для этого ваш доклад должен быть максимально полезным для аудитории. Например, если вы выступаете на конференции поисковых маркетологов с докладом о новом поисковом алгоритме, не стоит ограничиваться банальным «Особенности алгоритма Google Hummingbird». Тема вашего доклада должна звучать примерно так: «Как использовать новый поисковый алгоритм в интересах вашего бизнеса».
  • Запишите на бумаге тезисы своего выступления. Структурируйте доклад, чтобы обеспечить простоту восприятия информации. В вашей презентации должны быть обозначены следующие пункты: описание проблемы, способы ее решения, доказательства их эффективности и возможности для слушателей. Обратите внимание, доклад не должен быть банальной рекламой вашего продукта.
  • Используйте программу для создания слайд-презентаций, чтобы подготовить шаблон выступления. Слайды должны заменить вам блокнот, который ораторы держат перед собой во время презентации. Подумайте, что именно необходимо включить в слайды.
  • Планируя количество слайдов, обратите внимание на предполагаемую продолжительность выступления. Оптимальное число слайдов можно рассчитать исходя из формулы один слайд на 2-3 минуты выступления. Не забудьте о времени на дискуссию и ответы на вопросы слушателей.
  • Визуализируйте информацию, которую вы включили в слайды. Используйте для этого инфографику и/или фотографии. Обратите внимание, визуальный компонент слайда должен доминировать. А текстовый компонент слайда должен включать только важные факты и тезисы, которые вы будете объяснять в ходе выступления.
  • Брендируйте слайды презентации. Используйте в качестве фона корпоративные цвета, добавьте логотип и название вашей компании. Убедитесь, что эти элементы не препятствуют чтению и восприятию информации.
  • Всегда репетируйте выступления. Попросите близких побыть в роли слушателей.

Итак, вы создали полезный доклад и оформили его с помощью программы для слайд-презентаций. Теперь самое время подумать о приемах, которые помогут аудитории слушать и слышать ваши слова.

Как заставить аудиторию слушать вас

От первой минуты вашего выступления зависит, будет ли аудитория слушать ваш доклад. Именно в это время слушатели решают, достойно ли ваше выступление внимания. Несложно понять, что это решение практически не зависит от характеристик самого доклада. Разве что его название способно привлечь внимание аудитории.

Чтобы решить, достоин ли ваш доклад внимания, аудитория использует невербальную информацию. Слушатели мгновенно оценивают вашу внешность, одежду, манеру держаться и говорить. Даже высота и тембр голоса говорящего влияют на мнение аудитории. Еще раз обратите внимание, аудитория оценивает вас в первые секунды выступления, включая поход от места в зале к трибуне.

Следующие ниже рекомендации помогут вам невербально показать аудитории, что вы заслуживаете внимания. Да, именно вы, так как личность и слова докладчика, а не слайды и фотографии, являются самой ценной частью выступления. Итак, чтобы аудитория слушала и слышала вас, выполняйте следующие рекомендации:

  • Ваша одежда должна соответствовать двум критериям. Во-первых, надев ее, вы должны чувствовать себя абсолютно комфортно и уверенно. Во-вторых, одежда должна соответствовать обстановке. Условно говоря, если вы выступаете в Госдуме, лучше надеть деловой костюм. А если вы едете на конференцию молодых IT-предпринимателей, смело надевайте джинсы и футболку. Помните, первый критерий важнее второго. Если вы чувствуете себя идиотом в деловой одежде, оставьте дома эти чертовы галстук и пиджак.
  • Психологи утверждают, что поза и манера держаться отражают актуальное психическое состояние человека. Поэтому перед выходом на трибуну расправьте и опустите плечи, поднимите подбородок. Во время выступления сохраняйте естественную позу. Если вы стоите, не опирайтесь на стол или трибуну. Ваши руки и ноги не должны скрещиваться, когда вы сидите.
  • Уделите внимание мимике. Когда человек волнуется, у него непроизвольно вытягивается лицо и приоткрывается рот. Понятно, что не стоит выходить к аудитории в таком виде. Улыбнитесь себе еще до выхода на сцену. Естественная полуулыбка отлично поможет вам во время выступления, даже если вы рассказываете о какой-то серьезной проблеме. Во время выступления следите, чтобы у вас на лице не играли желваки — это негативный невербальный сигнал.
  • Постарайтесь контролировать голос. Дыхательная мускулатура человека отвечает на стресс спазмом, из-за чего голос становится более высоким. Чтобы преодолеть этот физиологический эффект, необходимо встать и несколько раз сделать вдох с помощью мышц живота. Держите под рукой стакан с водой — глоток воды помогает бороться с пересыханием горла и расслабляет дыхательную мускулатуру.

Не стоит расслабляться, если даже вы привлекли внимание аудитории в первые секунды презентации. Вам придется бороться за внимание слушателей в течение всего выступления. Иначе через какое-то время вы увидите примерно следующее:

Эти ребята вас уже вряд ли услышат

Как «порвать» аудиторию во время презентации

Существует множество приемов, используя которые осознанно или неосознанно, успешные ораторы управляют вниманием аудитории. Некоторым из них необходимо долго учиться, а другие достаточно просто запомнить. Перечисленные ниже техники одновременно относятся к наиболее простым и эффективным способам взаимодействия со слушателями. Используйте их во время выступления:

  • Жестикуляция. Запомните простое правило — слушатели должны видеть ваши руки в течение всего выступления. Вы посылаете аудитории негативный невербальный сигнал, если держите руки по швам, прячете их в карманы или под стол. Уверенный в себе человек естественно жестикулирует во время разговора. Поэтому приучайте себя во время выступления держать руки не ниже уровня солнечного сплетения.
  • Молчание. Многие ораторы виртуозно используют этот прием для привлечения внимания слушателей. Например, уверенный в себе выступающий может замолчать, дожидаясь, абсолютной тишины в зале. Он обязательно благодарит зал, когда все слушатели замолкают.
  • Перечисление или нумерация. Этот простой прием помогает структурировать выступление. Фразы типа «во-первых» или «первое» облегчают восприятие информации слушателями.
  • Персональное обращение. Если вы знаете некоторых из присутствующих в зале по имени, не упустите возможности обратиться к ним во время выступления. Это усиливает вовлеченность аудитории в происходящее.
  • Общие вопросы к аудитории. Спрашивая у слушателей что-либо и получая ответ, вы также увеличиваете их вовлеченность в дискуссию. Попробуйте задавать провокационные вопросы, чтобы получать живой отклик. Считайте, что вы отличный оратор, если во время презентации аудитория говорит наравне с вами.
  • Обратная связь. Обязательно получайте отклик в конце выступления. Это могут быть вопросы слушателей или их впечатления о презентации. Чтобы наверняка получить обратную связь, подготовьте несколько вопросов, которые точно заставят слушателей говорить. Например, попросите аудиторию покритиковать вас.

Чтобы ваше выступление было успешным, сделайте его информационно ценным для слушателей. Используйте программы для создания слайд-презентаций в качестве подсказки для себя и средства визуализации для аудитории. Ни в коем случае не ограничивайтесь простым чтением слайдов.

Помните о важности первых секунд выступления. Аудитория встречает вас «по одежке», оценивая внешность, позу, мимику, голос и даже саму одежду. Поэтому следите за невербальными сигналами, которые вы посылаете во время выступления. Используйте приемы ораторского мастерства, чтобы управлять вниманием аудитории и получать обратную связь.

И в качестве бонуса

Предлагаем вам прочитать вот этот материал — «Структура короткого выступления: 13 готовых схем и видеопримеров». По сути, это готовый план действий для тех, кому надо записать короткую речь на 1-3 минуты. Очень полезная статья с большим количеством примеров!

kak-sozdavat-uboynye-prezentatsii-i-uspeshno-vystupat-pered-auditoriey

texterra.ru

Как оратору заинтересовать слушателей — Курсы ораторского мастерства Спикерклуб-VIP

Ожидание, пока закончится скучная речьМы все бывали на презентациях, которые проходят в душных залах с приглушенным светом, где из аудитории доносится постоянный гул разговаривающих, а на экране меняются один за другим неинтересные слайды, потому что оратор допускает все мыслимые ошибки в использовании PowerPoint в публичных выступлениях. В такой ситуации аудитория просто засыпает. Возможно, они не закрывают глаза и не храпят, но создается впечатление, что им очень этого хочется. Их внимание приковано к чему-то другому. Всё, о чем они думают, – что они будут делать, когда наконец выйдут из зала.
Предположим, что оратор вошел и сказал: «Дамы и господа, астероид мчится по направлению к Земле и угрожает уничтожить все живое. Позвольте мне показать вам, как я могу решить эту проблему». Большинство людей проснулись бы от таких слов.
Тем не менее, выступления зачастую не касаются вопросов жизни и смерти. Но они должны все же препятствовать сонливому настроению вашей аудитории. Ниже приведены десять советов, которые помогут вам заинтересовать слушателей.

1.Первое впечатление от оратора

Произведите сильное впечатление и привлеките внимание аудитории сразу же, в начале презентации. Есть целых 7 ораторских приемов, чтобы впечатлить аудиторию. Помните про астероид! Без этой уловки ваши заслуги и рекомендации могут не произвести должного впечатления и заинтересовать слушателей. Если вы признаете, что не привыкли к публичным выступлениям, на вашей презентации можно поставить крест.

Однажды мы провели эксперимент: каждый участник принес с собой на курсы ораторского мастерства 10-рублевые монеты. И отдавал 1 монету оратору, если тот заинтересовал его своей речью в первые 30-40 секунд.

2. Цели оратора

Для чего вы подготовили презентацию? Вы хотите проинформировать, изменить чье-то мнение, продать что-то или заключить договор? Все в презентации должно быть подчинено этой цели. Все, что не связано с ней, должно быть устранено из вашей речи.

3. Контроль

Ваша презентация – это ваш инструмент. Она зависит от вас. Не прячьтесь от аудитории и не позволяйте вашим слайдам «говорить» за вас. Осуществляйте контроль за всем, что происходит, и поддерживайте контакт с аудиторией, чтобы заинтересовать их.

4. Лаконичность

В этом вопросе нужно вспомнить о «размере бикини»: его хватает, чтобы покрыть основное, но при этом его достаточно мало, чтобы привлечь внимание. Краткое выступление – не значит бессодержательное. После битвы при Геттисберге в 1863 году знаменитый оратор Эдвард Эверетт описывал события в течение двух часов. Авраам Линкольн затем выступил с речью о Геттисберге, которая длилась две минуты. Как вы думаете, кто из них произвел более сильное впечатление и сумел заинтересовать слушателей?

5. Важность темы выступления

Найдите соответствующие идеи и аргументы, чтобы поддерживать заинтересованность аудитории. Убедитесь, что вы понимаете, как их использовать. Если вы можете презентовать решение проблемы, сохранить людям деньги или помочь им сделать что-то важное, они точно не уснут.

6. Мотивация оратора

Чего вы хотите от аудитории после того, как она прослушает вашу презентацию? Дайте это понять в конце выступления. Если это презентация на деловые темы, попробуйте добиться продажи или выгодных договоров, используя 7 правил для оратора, чтобы успешно продавать.

7. Подготовка публичного выступления

Ничто не высечено на камне, и ничего не пишется сразу идеально хорошо. Очень часто необходимо редактирование, правки и устранение пробелов. Репетиция презентации – залог ее успеха, поэтому проговорить презентацию никогда не помешает.

8. Уверенность

Это легче сказать, чем сделать, но добиться уверенности можно посредством репетиций. Постарайтесь получить удовольствие от сцены. Если это удастся вам, вы заинтересуете слушателей, и ваша аудитория будет довольна.

9. Дальновидность оратора

Все может пойти не так, и рано или поздно непредвиденные вещи будут случаться с вами: по пути к месту презентации могут исчезнуть ваши записки, презентация может не сработать по некоторым причинам. Будьте готовы держать под контролем непредвиденные ситуации и ознакомьтесь с возможными вариантами поведения в них.

10. Интерес

Люди засыпают на скучных презентациях, но никогда не будут скучать на захватывающей. Ответ прост: будьте веселым, говорите эмоционально и учитывайте потребности аудитории. Именно это поможет вам заинтересовать слушателей и заставить их аплодировать.

Консультант по вопросам ораторского искусства,

Дэвид Викери


Все 10 вышеперечисленных пунктов мы детальнейшим образом “под микроскопом” разбираем на курсе “Тренинг тренеров“. Этот курс поможет вам значительно улучшить качество ваших выступлений за пугающе короткие сроки.

speakerclub.ru

Добавить комментарий